Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

29 Язычество древних славян. 
Влияние языческой культуры на менталитет русского народа

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Без каких-либо субъективных усилий человека, (…) «авось» представляет собой аккумулированное представление о русской протоментальности, лежащей у истоков и в основании всей национальной культурной традиции «русскости» и менталитета русской культуры в целом". Сам он связывает это с «пограничностью» русской культуры (сложившейся между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между кочевничеством… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН И МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

29 Язычество древних славян. Влияние языческой культуры на менталитет русского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.) без каких-либо субъективных усилий человека, (…) &# 171;авось" представляет собой аккумулированное представление о русской протоментальности, лежащей у истоков и в основании всей национальной культурной традиции «русскости» и менталитета русской культуры в целом". Сам он связывает это с «пограничностью» русской культуры (сложившейся между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между кочевничеством и оседлостью и т. д. — что придаетей некоторую неустойчивость и аморфность). Но кроме феномена культуры пограничья в качестве истоков этой доминанты можно указать два уже упоминавшихся фактора, связанных с язычеством: это уже упоминавшаяся традиция общинности-соборности, а также перемена в отношении человека к окружающему миру, произошедшая при смене присваивающей деятельности (охота и собирательство) на производящую (земледелие). Как пишет Рыбаков, «если первобытный охотник в борьбе с животным миром в значительной мере был обязан самому себе (…) то земледелец находился в зависимости от природы и прежде всего от неба, от солнца, от дождя (…) Небо земледельца было непостоянным, неразумным, непредугадываемым. (…).

Урожай лишь отчасти зависел от усилий земледельца при пахоте и севе, а после этих операций пахарю оставалось ждать три месяца дождя, который мог соответствовать оптимальным срокам, а мог и коренным образом нарушать желательный для земледельца ритм полива посевов и обречь целые племена на голод. Так, еще на рубеже каменного века, рождались представления о всемогущих, грозных (от «грозы») и непостижимо капризных божествах неба, от воли которых зависела жизнь земледельцев. Ни плодородие всегда благожелательной земли, ни усилия пахаря не могли изменить этой фатальной ситуации. Личность человека, слаженность коллектива были подавлены необходимостью пассивно ждать выявления «воли божьей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язычество древних славян является одной из основ русской культуры, и именно в нем берут начало несколько ментальных доминант, свойственных русскому народу. Это и русский «авось», который можно рассматривать как квинтэссенцию смысловой неопределенностии демонстративной амбивалентности, безразличия к исходу событий, исторически восходящую к переходу от присваивающего хозяйственного устройства к производящему; и общинность-соборность, предпочтение коллективного личному, возникшая как результат исторической необходимости совместно противостоять суровым климатическим и историческим условиям; и сохранившиеся во множестве культурных реалий следы матриархального культа богини-матери: матери-земли, матери-родины, матери-богородицы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Буланина Т. В. Слово святого Григория изобретено в толцех // Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.). — Л.: Наука, 1987. — С. 437 — 438. Денисевич К. Кто и зачем придумал древних славянских богов?

// Электронный ресурс: проект Arzamas. URL:

http://arzamas.academy/materials/521 (датаобращения: 17.

05.2016)Кондаков И. В. Ментальная доминанта российской истории // Философские науки. №.

3, 2010. — С. 23−32.Рыбаков Б. А.

Язычество древней Руси. — М.: Академический Проект, 2013.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Академический Проект, 2013.

Рыбакова О. Б. Религиозные корни российской культуры и ментальности // Вопросы культурологии. № 10, 2009. С. 20 — 24.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. В. Слово святого Григория изобретено в толцех // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.). — Л.: Наука, 1987. — С. 437 — 438.
  2. К. Кто и зачем придумал древних славянских богов? // Электронный ресурс: проект Arzamas. URL: http://arzamas.academy/materials/521 (дата обращения: 17.05.2016)
  3. И. В. Ментальная доминанта российской истории // Философские науки. № 3, 2010. — С. 23 — 32.
  4. . А. Язычество древней Руси. — М.: Академический Проект, 2013.
  5. . А. Язычество древних славян. — М.: Академический Проект, 2013.
  6. О. Б. Религиозные корни российской культуры и ментальности // Вопросы культурологии. № 10, 2009. С. 20 — 24.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ