Техническая эксплуатация автомобилей
Завершающей стадией проектирования является анализ технико-экономических показателей, который проводится с целью выявления степени технического совершенства и экономической целесообразности разработки проектных решений АТП. Эффективность проекта оценивается путем сравнения техникэкономических показателей с нормативными показателями, а также с показателями аналогичных проектов и передовых… Читать ещё >
Техническая эксплуатация автомобилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Исходных данных
- 1. Расчет производственной программы по ТО
- 1.1 Выбор и корректирование нормативной периодичности ТО и КР
- 1.2 Определение числа ТО на один автомобиль за цикл
- 1.3 Определение числа ТО на парк автомобилей за год
- 1.4 Определение программы диагностических воздействий на парк за год
- 1.5 Определение суточной программы по ТО и диагностированию
- 2. Расчет годового объема работ ТР
- 2.1 Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей
- 2.2 Годовой объем работ по ТО и ТР
- 2.3 Распределение объема работ ТО и ТР по зонам и участкам
- 2.4 Годовой объем вспомогательных работ
- 3. Расчет численности производственных рабочих
- 4. Технологический расчет производственных зон, участков и складов
- 4.1 Расчет числа постов
- 4.2 Определение потребности в технологическом оборудовании
- 4.3 Расчет площадей помещений
- 5. Технико — экономическая оценка проекта
- 5.1 Расчет показателей
- 5.2 Абсолютные значения нормативных показателей
- Заключение
- Список использованных источников
Исходные данные
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Среднесписочное количество | ед | |||
Среднесуточный пробег | км | |||
Число дней работы в году | дн | |||
Категория условий эксплуатации | ; | |||
Природно-климатический район | ; | умеренно холодный | ||
1. Расчет производственной программы по ТО
Производственная программа АТП по ТО характеризуется числом технических обслуживаний, планируемых на определенный период времени (год, сутки).
Сезонное техническое обслуживание (СО), проводимое 2 раза в год, как правило, совмещается с ТО — 2 или ТО — 1 и как отдельный вид планируемого обслуживания при определении производственной программы не учитывается.
Для ТР, выполняемого по потребности число воздействий не определяется. Планирование простоев подвижного состава и объемов работ в ТР производится исходя из соответствующих удельных нормативов на 1000 км пробега.
Производственная программа по каждому виду ТО обычно рассчитывается на 1 год. Программа служит основой для определения годовых объемов работ ТО и ТР и численности рабочих.
1.1 Выбор и корректирование нормативной периодичности ТО и КР
Для расчета программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные значения пробегов подвижного состава автомобилей до списания и периодичностей ТО — 1 и ТО — 2, которые установлены для определенных условий, а именно: 1 категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей и умеренного климатического района.
Для конкретного АТП указанные выше условия могут отличаться, поэтому в общем случае нормируемые расчетные пробег до КР и периодичности ТО — 1 и TO — 2 определяются с помощью корректирующих коэффициентов.
Пробег до КР
LКР = LнКР К1 К2 К3,(1.1.)
гдеLнКР = 150 000,00 км — нормативный пробег автомобиля до КР;
К1 = 0,90 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации ;
К2 = 1,00 — коэффициент, учитывающий тип подвижного состава;
К3 = 1,00 — коэффициент, учитывающий природно — климатические условия;
LКР = 150 000,00 0,90 1,00 1,00 = 135 000,00 км.
Периодичность ТО
LТО-1 = LнТО-1 К1 К3,(1.2.)
LТО-2 = LнТО-2 К1 К3,(1.3.)
гдеLнТО-1 = 5000,00 км — нормативная периодичность ТО — 1;
LнТО-2 = 20 000,00 км — нормативная периодичность ТО — 2;
К1 = 0,70; К3 = 1,00;
LТО-1 = 5000,00 0,90 1,00 = 4500,00 км;
LТО-2 = 20 000,00 0,90 1,00 = 18 000,00 км.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 2.
Таблица 2. Периодичность ТО, пробег до КР, простой в ТО и ТР, простой в КР
№ пп | Наименование нормативов | Ед. изм. | Основной норматив | Корректирующие коэффициенты | Откорректир. норматив | ||||
К1 | К2 | К3 | Крез | ||||||
Периодичность ТО-1 | Км | 0,9 | 0,9 | ||||||
Периодичность ТО-2 | Км | 0,9 | 0,9 | ||||||
Пробег до КР | Км | 0,9 | 0,9 | ||||||
Простой в ТО и ТР | Дни/1000км | 0,25 | 1,10 | 1,10 | 0,28 | ||||
Простой в КР | дни | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
1.2 Определение числа ТО на один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lц к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег принят равным пробегу до КР автомобиля LКР, то число списаний одного автомобиля за цикл будет равно единице. В расчете принято, что при пробеге, равном LКР, очередное последнее за цикл ТО — 2 не проводится и автомобиль списывается. Учитывается, что в объем работ ТО — 2 входит обслуживание ТО — 1, которое выполняется одновременно с ТО — 2. Поэтому в данном расчете число ТО — 1 за цикл не включает обслуживание ТО — 2.
Ежедневное обслуживание (ЕО) согласно ОНТП подразделяется на ЕОс, выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность выполнения ЕОт принята равной среднесуточному пробегу.
Число КР за цикл
NКР = = 1 ед.
Число ТО за цикл
NТО-2 = - NКР = - 1;(1.4.)
NТО-1 = - (NКР + NТО-2) = LКР (-);(1.5.)
NТО-2 = 7 ед;
NТО-1 =23 ед.
Число ЕО за цикл
NЕОс = ,(1.6.)
NЕОт = (NТО-1 + NТО-2) 1,6,(1.7.)
гдеlсс — среднесуточный пробег автомобиля, км;
1,6 — коэффициент учитывающий выполнение ЕОт при ТР;
NЕОс = 462 ед;
NЕОт = (23 + 7) 1,6 = 48 ед.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 3.
Таблица 3. Число ТО на один автомобиль за цикл
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Периодичность ТО-1 | км | |||
Периодичность ТО-2 | км | |||
Пробег до КР | км | |||
Среднесуточный пробег | км | |||
Программа воздействий за цикл: | ||||
ЕОс | ед | |||
ЕОт | ед | |||
ТО-1 | ед | |||
ТО-2 | ед | |||
1.3 Определение числа ТО на парк автомобилей за год
Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега да цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля.
Годовой пробег автомобиля
Lг = Драбг lсс т,(1.8.)
гдеДрабг = 305 дн. — число дней работы предприятия в году;
lсс = 301 км — среднесуточный пробег автомобиля;
т — коэффициент технической готовности;
т = ,(1.9.)
гдеДТО, ТР = 0,28 дн./1000 км — число дней простоя автомобиля в ТО и ТР;
ДКР = - дн. — число дней простоя автомобиля в КР;
т = 0,127;
Lг = 305 * 301 * 0,926 = 85 011.43 км.
Число ТО в год
NТО-2 г = Аи * Lг — 1,(1.10.)
NТО-1 г = Аи Lг (-),(1.11.)
гдеАи = 533 ед. — списочное количество автомобилей;
NТО-2 г = 2409 ед;
NТО-1 г = 7230 ед.
Число ЕО в год
NЕОс г = Аи Драбг т;(1.12.)
NЕОт г = (NТО-1 г + NТО-2 г) * 1,6;(1.13.)
NЕОс г = 533 305 0,127 = 20 646 ед;
NЕОт г = (7230 + 2409) 1,6 = 15 422 ед.
1.4 Определение программы диагностических воздействий на парк за год Согласно ОНТП и Положению диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется и работы по диагностированию подвижного состава входят в объем работ ТО и ТР. В соответствии с Положением предусматриваются диагностирования подвижного состава Д — 1 и Д — 2.
Диагностирование Д — 1 предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения, Д — 1 проводится, как правило, с периодичностью ТО — 1. Диагностирование Д — 2 предназначено, для определения мощностных и экономических показателей автомобиля при ТО — 2, а также для выявления объемов работ ТР. Д — 2 проводится с периодичностью ТО — 2 и в отдельных случаях при ТР.
Программа Д — 1 за год
NД-1 г = NТО-1 Д-1 + NТО-2 Д-1 + NТР Д-1 = NТО-1 г + NТО-2 г + 0,1 NТО-1 г =
= 1,1 NТО-1 г + NТО-2 г,(1.14.)
гдеNТО-1 Д-1, NТО-2 Д-1, NТР Д-1 — соответственно число автомобилей, диагностируемых при ТО — 1, после ТО — 2 и при ТР за год.
Число автомобилей, диагностируемых при ТР (NТР Д-1) составляет 10% программы ТО — 1 за год.
NД-1 г = 1,1 7230 + 2409 = 10 603 ед.
Программа Д — 2 за год
NД-2 г = NТО-2 Д-2 + NТР Д-2 = N2 г + 0,2 * N2 г = 1,2 NТО-2 г,(1.15.)
гдеNТО-2 Д-2, NТР Д-2 — число диагностируемых автомобилей перед ТО — 2 и при ТР за год.
Число автомобилей, диагностируемых при ТР (NТР Д-2) принято равным 20% годовой программы ТО — 2.
NД-2 г = 1,2 2409 = 2891 ед.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 4.
Таблица 4. Число ТО и диагностических воздействий на парк автомобилей за год
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Среднесписочное количество | Ед | |||
Число дней работы в году | Дни | |||
Среднесуточный пробег | Км | |||
Простой в ТО и ТР | Дни/1000км | 0,28 | ||
Простой в КР | Дни | ; | ||
Коэф-т технической готовности | ; | 0,127 | ||
Годовой пробег автомобиля | км | 85 011.43 | ||
Годовая программа: | ||||
ЕОс | ед | |||
ЕОт | ед | |||
ТО-1 | ед | |||
ТО-2 | ед | |||
Д-1 | ед | |||
Д-2 | ед | |||
1.5 Определение суточной программы по ТО и диагностированию
Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации технического обслуживания (на отдельных универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО. Суточная производственная программа по видам ТО (ЕО, ТО — 1, ТО — 2) и диагностирования (Д — 1, Д — 2)
Ni с = ,(1.16.)
гдеNi г — годовая программа по каждому виду ТО и диагностики в отдельности; Драбг — годовое число рабочих дней зоны предназначенной для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования автомобилей;
NЕОс с = = 67 ед;
NЕОт с = = 50 ед;
NТО-1 c = = 23 ед;
NТО-2 c = = 8 ед;
NД-1 с = = 35 ед;
NД-2 с = = 9 ед.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 5.
Таблица 5. Суточная программа по ТО и диагностированию автомобилей
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Суточная программа: | ||||
ЕОс | ед | |||
ЕОт | ед | |||
ТО-1 | ед | |||
ТО-2 | ед | |||
Д-1 | ед | |||
Д-2 | ед | |||
2. Расчет годового объема работ ТР
Годовой объем работ по АТП определяется в человеко-часах и, включает объем работ по ЕО, ТО — 1, ТО — 2, ТР, а также объем вспомогательных работ предприятия. На основе этих объемов определяется численность рабочих производственных зон и участков.
Расчет годовых объемов ЕО, ТО — 1 и ТО — 2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоемкости обслуживания. Годовой объем ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега.
2.1 Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей
Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого АТП устанавливают нормативные трудоемкости ТО и ТР, а затем их корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации.
Нормативная трудоемкость ЕО (tнЕОс) включает уборочные работы, моечные, заправочные, контрольно — диагностические и в небольшом объеме работы по устранению мелких неисправностей, выполняемые ежедневно после окончания работы ПС. Нормативная трудоемкость ЕО (tнЕОт) включает уборочно — моечные работы двигателя и шасси, выполняемые перед ТО и ТР ПС. Трудоемкость ЕО (tнЕОт) составляет 50% трудоемкости ЕО (tнЕОс).
Трудоемкость ЕО
tЕОс = tнЕОс К2,(1.17.)
tЕОт = 0,5 tнЕОс,(1.18.)
гдеtнЕОс = 0,20 челч — нормативная трудоемкость ЕОс;
К2 = 1,25 — коэффициент, учитывающий модификацию ПС;
tЕОс = 0,2 1,25 = 0,25 челч;
tЕОт = 0,5 0,3 = 0,15 челч.
Трудоемкость ТО
tТО-1 = tнТО-1 К2 К4,(1.19.)
tТО-2 = tнТО-2 К2 К4,(1.20.)
гдеtнТО-1 = 1,8 челч — нормативная трудоемкость ТО — 1;
tнТО-2 = 7,2 челч — нормативная трудоемкость ТО — 2;
К2= 1,25 _ коэффициент, учитывающий модификацию ПС;
К4 = 0,89 — коэффициент, учитывающий число технологически совместимого ПС;
tТО-1 = 1,8 1,25 0,89 = 2 челч;
tТО-2 = 7,2 1,25 0,89 = 8 челч.
Трудоемкость ТР
tТР = tнТР К1 К2 К3 К4 К5,(1.21.)
гдеtнТР = 1,55 челч — нормативная трудоемкость ТР;
К1 = 1,1 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации; К2 = 1,25 — коэффициент, учитывающий модификацию ПС;
К3 = 1,00 — коэффициент, учитывающий климатический район;
К4 = 0,89 — коэффициент, учитывающий число технологически совместимого ПС;
К5 = 0,90 — коэффициент, учитывающий условия хранения ПС;
tТР = 1,55 1,1 1,25 1,00 0,89 0,90 = 1,71 челч.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 6.
Таблица 6. Трудоемкости работ ЕО, ТО и ТР
№ пп | Наименование нормативов | Ед. изм. | Корректирующие коэффициенты | Откорректир. нормативов | ||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | Крез | |||||
ЕОс | Чел*час | ; | 1,25 | ; | ; | ; | 1,25 | 0,25 | ||
ЕОт | Чел*час | ; | 1,25 | ; | ; | ; | 1,25 | 0,15 | ||
ТО-1 | Чел*час | ; | 1,25 | ; | 0,89 | ; | 1,11 | |||
ТО-2 | Чел*час | ; | 1,25 | ; | 0,89 | ; | 1,11 | |||
ТР | Чел*час/1000 км | 1,1 | 1,25 | 0,89 | 0,9 | 1,1 | 1,71 | |||
2.2 Годовой объем работ по ТО и ТР
Годовой объем работ ЕО
ТЕОc г = NЕОс г tЕОс;(1.22.)
ТЕОт г = NЕОт г tЕОг;(1.23.)
ТЕОс г = 20 646 0,25 = 5161,5 челч;
ТЕОг г = 15 422 0,15 = 2313,3 челч.
Годовой объем работ ТО
ТТО-1 = NТО-1 г tТО-1;(1.24.)
ТТО-2 = NТО-2 г tТО-2;(1.25.)
ТТО-1 = 7230 2 = 14 460 челч;
ТТО-2 = 2409 8 = 19 272 челч.
Годовой объем работ ТР
ТТР = Аи Lг ,(1.26.)
ТТР = 526 82 469 1,71/1000 = 74 178 челч.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 7.
Таблица 7. Годовой объем работ по ЕО, ТО и ТР
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Суточная программа: | ||||
Среднесписочное кол-во | Ед | |||
Годовой пробег авто | Км | 85 011.43 | ||
Годовой объем работы: | ||||
ЕОс | Чел*час | 5161,5 | ||
ЕОт | Чел*час | 2313,3 | ||
ТО-1 | Чел*час | |||
ТО-2 | Чел*час | |||
ТР | Чел*час/1000км | |||
Итого по марке | Чел*час | 200 929.2 | ||
2.3 Распределение объема работ ТО и ТР по зонам и участкам
ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. К постовым относятся работы по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные, смазочные, крепежные, диагностические и др.) Работы по проверке и ремонту узлов, механизмов и агрегатов, снятие с автомобиля, выполняются на участках (агрегатном, слесарно-механическом, электротехническом).
Учитывая особенности технологии производства, работы по ЕО и ТО — 1 выполняются в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО — 2, выполняемые на отдельных универсальных постах, и ТР обычно производятся в общей зоне.
Работы по диагностированию Д — 1 проводятся на самостоятельных постах или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО — 1, диагностирование Д — 2 обычно выполняются на отдельных постах.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 8.
Таблица 8. Распределение объема ТО и ТР по видам работ
№ пп | Вид работ ТО и ТР | % | Марка | |
Уаз-3303−01 | ||||
Техническое обслуживание | ||||
ЕОс (выполнение ежедневно) | ||||
Уборочное | 715,89 | |||
Моечные | 460,215 | |||
Заправочные | 814,89 | |||
Контрольно-диагностическое | 818,16 | |||
Ремонтные | 2403,345 | |||
Итого: | 5161,5 | |||
ЕОт (выполнение перед ТО и ТР) | ||||
Уборочные | 925,32 | |||
Моечные по двигателю | 1387,98 | |||
Итого: | 2313,3 | |||
ТО-1 | ||||
Общее диагностирование (Д-1) | ||||
Крепеж., регулировочные., смазочн. | ||||
Итого: | ||||
ТО-2 | ||||
углубленное диагностирование (Д — 2) | 1927,2 | |||
крепежные, регулировочные, смазочные и др. | 17 344,48 | |||
Итого: | ||||
Текущий ремонт | ||||
Постовые работы | ||||
общее диагностирование (Д — 1): | 741,78 | |||
углубленное диагностирование (Д — 2): | 741,78 | |||
регулировочные и разборочно — сборочные | 25 962,3 | |||
Сварочные | 2967,12 | |||
Жестяницкие | 2225,34 | |||
Окрасочные | 4450,68 | |||
Итого по постам | ||||
Участковые работы | ||||
агрегатные | 13 353,66 | |||
слесарно — механические | 7417,8 | |||
электротехнические | 3708,9 | |||
аккумуляторные | 1483,56 | |||
ремонт приборов системы питания | 2967,12 | |||
шиномонтажные | 741,78 | |||
вулканиэационные (ремонт камер) | 741,78 | |||
куэнечно — рессорные | 2225,34 | |||
медницкие | 1483,56 | |||
сварочные | 741,78 | |||
жестяницкие | 741,78 | |||
арматурные | 741,78 | |||
обойные | 741,78 | |||
Итого по участкам | ||||
Всего по ТР: | ||||
Итого по ТО и ТР | 115 438,8 | |||
2.4 Годовой объем вспомогательных работ
Годовой объем вспомогательных работ
Твсп = 0,25 ТТО, ТР,(1.27.)
гдеТТО, ТР — общий объем работ по ТО и ТР;
ТТО, ТР = ТЕОс + ТЕОт + ТТО1 + ТТО2 + ТТР;
ТТО, ТР = 5161,5 + 2313,3 + 14 460 + 19 272 +
+ 74 178 = 115 438,8 челч;(1.28.)
Твсп = 0,25 115 438,8 = 28 834,2 челч.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 9.
Таблица 9. Распределение вспомогательных работ (табл. 2.9)
№ пп | Вид работы | Автономное АТП, эксплуатационный филиал | Трудоемкость работ, чел*час | |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента | 5766,84 | |||
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций | 4325,13 | |||
Транспортные | 2883,42 | |||
Перегон автомобилей | 4325,13 | |||
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей | 4325,13 | |||
Уборка производственных помещений и территории | 5766,84 | |||
Обслуживание компрессорного оборудования | 1441,71 | |||
Итого: | 28 834,2 | |||
3. Расчет численности производственных рабочих
Технологически необходимое число рабочих
Рт = ,(1.29.)
гдеТг — годовой объем работ по зонам ТО и ТР или участку;
Фт — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего;
Фт = 8 (Дкг — Дв — Дп) = 1944 ч,(1.30.)
где8 ч — продолжительность смены;
Дкг — число календарных дней в году;
Дв — число выходных дней в году;
Дп — число праздничных дней в году;
Рт ЕОс = 5113,5/1944 = 3 чел;
Рт ТО-1 = 14 460/1944 = 7 чел;
Рт ТО-2 = 19 272/1944 = 10 чел;
Рт ТР = 74 178/1944 = 38 чел.
Штатное число рабочих
Рш = ,(1.31.)
гдеФш — годовой фонд времени «штатного» рабочего;
Фш = Фт — 8 (Дот — Дуп) = 1694 ч,(1.32.)
гдеДот — число дней в отпуске, дни;
Дуп — число дней работы отсутствующих на уважительных причинах, дни;
Рш ЕОс = 5113,5/1694 = 3 чел;
Рш ТО-1 = 14 460/1694 = 8 чел;
Рш ТО-2 = 19 272/1694 = 11 чел;
Рш ТР = 74 178/1694 = 44 чел.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 10.
Таблица 10. Численность производственных рабочих
№ пп | Наименование зон и участков | Годовой объем работ, чел*час | Число производственных рабочих, чел. | ||
Технолог. | штатное | ||||
Зона ТО: | 41 158,8 | ||||
ЕОс | 5113,5 | ||||
ЕОт | 2313,3 | ||||
ТО-1 | |||||
ТО-2 | |||||
Зона ТР | |||||
Постовые работы | |||||
общее диагностирование (Д — 1): | 741,78 | ||||
углубленное диагностирование (Д — 2): | 741,78 | ||||
регулировочные и разборочно — сборочные | 25 962,3 | ||||
Сварочные | 2967,12 | ||||
Жестяницкие | 2225,34 | ||||
Окрасочные | 4450,68 | ||||
Участковые работы | 37 090,62 | ||||
агрегатные | 13 353,66 | ||||
слесарно — механические | 7417,8 | ||||
электротехнические | 3708,9 | ||||
аккумуляторные | 1483,56 | ||||
ремонт приборов системы питания | 2967,12 | ||||
шиномонтажные | 741,78 | ||||
вулканиэационные (ремонт камер) | 741,78 | ||||
куэнечно — рессорные | 2225,34 | ||||
медницкие | 1483,56 | ||||
сварочные | 741,78 | ||||
жестяницкие | 741,78 | ||||
арматурные | 741,78 | ||||
обойные | 741,78 | ||||
Итого по АТП | 115 336,8 | ||||
4. Технологический расчет производственных зон, участков и складов
4.1 Расчет числа постов
Более 50% объема работ по ТО и ТР выполняется на постах. Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей.
Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном посту выполняют все или большинство операций данного воздействия, тогда как на специализированном только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов прежде всего зависит от производственной программы и режима производства. По способу установки подвижного состава посты могут быть тупиковыми или проездными.
Режим работы зон ТО и ТР.
Этот режим характеризуется числом рабочих дней в году, числом смен и периодом их работы в сутки, а также распределением производственной программы по времени ее выполнения.
Число постов
Х = ,(1.33.)
гдеTг — годовой объем работ соответствующего вида;
— коэффициент неравномерности загрузки постов;
Драбг — число рабочих дней в году постов;
Тсм — продолжительность смены;
С — число смен;
Рср — среднее число рабочих, одновременно работающих на посту;
и — коэффициент использования рабочего времени поста (0,75…0,95).
Таблица Данные для расчета числа постов
№ пп | Рабочие посты | ц | Драб.г, дн | Тсм, ч | С, ед | Рср, чел. | зи | |
ЕО | 1,1 | 0,95 | ||||||
ТО-1 | 1,05 | 0,95 | ||||||
ТО-2 | 1,05 | 0,95 | ||||||
Д-1 | 1,05 | 0,95 | ||||||
Д-2 | 1,05 | 0,95 | ||||||
Разборочно-сборочные | 1,1 | 0,95 | ||||||
Сварочно-жестяницкие | 1,05 | 0,95 | ||||||
окрасочные | 1,1 | 1,5 | 0,95 | |||||
Число постов ЕО
ХЕО = 1 ед.
Число постов ТО — 1, ТО — 2
ХТО-1 = 2 ед;
ХТО-2 = 3 ед.
Число постов Д — 1, Д — 2
ХД-1 = 2 ед;
ХД-2 = 2 ед.
Число постов ТР
Хр-сбТР = 26 ед;
Хсв-жТР = 4 ед;
ХокТР = 4 ед.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 11.
Таблица 11. Число постов ЕО, ТО и ТР
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Трудоемкость работ: | ||||
ЕО | Чел*час | 7426,8 | ||
ТО-1 | Чел*час | |||
ТО-2 | Чел*час | |||
Д-1 | Чел*час | 5089,83 | ||
Д-2 | Чел*час | 5707,67 | ||
Разборочно-сборочные | Чел*час | 36 932,04 | ||
Сварочно-жестяницкие | Чел*час | 9574,97 | ||
окрасочные | Чел*час | 10 942,83 | ||
Рабочие посты: | ||||
ЕО | Ед. | |||
ТО-1 | Ед. | |||
ТО-2 | Ед. | |||
Д-1 | Ед. | |||
Д-2 | Ед. | |||
ТР: | Ед. | |||
Разборочно-сборочные | Ед. | |||
Сварочно-жестяницкие | Ед. | |||
окрасочные | Ед. | |||
4.2 Определение потребности в технологическом оборудовании
Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное, комплектное, подъемно — транспортное и подъемно — осмотровое, общего назначения и складское.
Число единиц основного оборудования
Qоб = ,(1.34.)
гдеТоб — годовой объем работ данной группы, челч;
Драбг — число дней в году;
Тсм — продолжительность рабочей смены;
С — число рабочих смен;
Роб — число рабочих одновременно работающих на данном виде оборудования;
об — коэффициент использования оборудования по времени (0,7…0,9).
Результаты расчетов сводятся в таблицу 12.
Таблица 12. Потребность в технологическом оборудовании
№ пп | Вид работ | Тоб, чел*ч | Драб, дн | Тсм, ч | С, ед | зоб | Роб, чел | Qобед | |
Постовые: | |||||||||
ЕО | 7426,8 | 0,8 | |||||||
ТО-1 | 0,8 | ||||||||
ТО-2 | 0,8 | ||||||||
Д-1 | 5089,83 | 0,8 | |||||||
Д-2 | 5707,67 | 0,8 | |||||||
ТР | 57 449,84 | 0,8 | |||||||
Участковые: | |||||||||
ТР | 76 599,79 | 0,8 | |||||||
4.3 Расчет площадей помещений
Площади зон ТО и ТР
Fз = fa Xз Kп,(1.35.)
гдеfa = 17,45 м2 — площадь, занимаемая автомобилем в плане;
Xз — число постов;
Kп — коэффициент плотности расстановки постов (4…7).
Площадь зоны ЕО
FЕО = 17,45 1 6 = 104,1 м2.
Площади зон ТО — 1, ТО — 2
FТО-1 = 17,45 5 6 = 523,5 м2;
FТО-2 = 17,45 3 6 = 314,1 м2.
Площади зон Д — 1, Д — 2
FД-1 = 17,45 4 6 = 418,8 м2;
FД-2 = 17,45 1 6 = 104,7 м2.
Площадь зоны ТР
FТР = 17,45 40 6 = 4188 м2.
Таблица 13. Площади зон ЕО, ТО и ТР
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Площадь, занимаемый а/м | М2 | 17,45 | ||
Коэф-т плотности расстановки | ||||
Площадь зоны: | ||||
ЕО | М2 | 104,1 | ||
ТО-1 | М2 | 523,5 | ||
ТО-2 | М2 | 314,1 | ||
Д-1 | М2 | 418,8 | ||
Д-2 | М2 | 104,7 | ||
ТР | М2 | |||
Итого: | М2 | 5653,2 | ||
Площади производственных участков
Fу = f1 + f2 (Pт — 1),(1.36.)
гдеf1 — площадь на одного работающего;
f2 — площадь на каждого последующего работающего;
Pт — число технологически необходимых рабочих в загруженную смену.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 14.
Таблица 14. Площади производственных участков (табл. 3.6)
Площадь складских помещений
Fск = 0,1 Аи fуд Кс1 Кс2 Кс3 Кс4 Кс5,(1.37.)
гдеAи — списочное число технологически совместимого ПС;
fуд — удельная площадь данного вида склада на 10 единиц ПС;
Кс1 — коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег;
Кс2 — коэффициент, учитывающий число технологически совместимых групп;
Кс3 — коэффициент, учитывающий тип ПС;
Кс4 — коэффициент, учитывающий высоту складирования;
Кс5 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 15.
Таблица 15. Площадь складских помещений
№ пп | Наименование показателей | % | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Среднесписочное кол-во | ||||
Кс1; | 1,15 | |||
Кс2 | ||||
Кс3 | 0,5 | |||
Кс4 | 1,6 | |||
Кс5 | 1,05 | |||
Крез | 1,932 | |||
Складские помещения: | ||||
Запасные части | 203,25 | |||
Двигатели, агрегаты и узлы | 1,5 | 152,43 | ||
Смазочные материалы | 1,5 | 152,43 | ||
Лакокрасочные материалы | 0,4 | 40,65 | ||
Инструменты | 0,1 | 10,16 | ||
Кислород и ацетилен в балонах | 0,15 | 15,24 | ||
Пиломатериалы | ||||
Металл, металлолом | 0,2 | 20,32 | ||
Автомобильные шины | 1,6 | 162,6 | ||
Списанные а/м и агрегаты | 406,49 | |||
Площадь производственно — складских помещений
Fпс = Fз + Fу + Fск;(1.38.)
Fпс = 5653,2 + 484,00 + 1224,54 = 7361,74 м2.
Площадь административно — бытовых помещений
Fаб = Sуд Р,(1.39.)
гдеSуд = 20 м2 — удельная площадь административно — бытовых помещений (рис. 3.3);
Р = 66 чел. — число работающих;
Fаб = 20 * 66 = 1320 м2.
Площадь зоны хранения
Fхр = fa Aхр Кп,(1.40.)
гдеfa = 17,45 м2 — площадь, занимаемая автомобилем в плане;
Ахр = 526 — число мест хранения автомобилей;
Кп = 2 — коэффициент плотности расстановки мест хранения автомобилей (2…3);
Fхр = 17,45 526 2 = 18 357,4 м2.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 16.
Таблица 16. Площадь зоны хранения
№ пп | Наименование показателей | Ел. изм. | Марка ПС | |
Уаз-3303−01 | ||||
Площадь, занимаемая авто в плане | М2 | 17,45 | ||
Среднесписочное количество | Ед | |||
Коэффициент плотности расстановки | ||||
Площадь зоны хранения | М2 | 18 357,4 | ||
Площадь территории
Fт = ,(1.41.)
гдеFпс — площадь производственно — складских помещений;
Fаб — площадь административно — бытовых помещений;
Fхр — площадь зоны хранения ПС;
Кз = 0,58 — плотность застройки территории (0,5…0,7);
Fт = 45 065,23 м2.
5. Технико-экономическая оценка проекта
Завершающей стадией проектирования является анализ технико-экономических показателей, который проводится с целью выявления степени технического совершенства и экономической целесообразности разработки проектных решений АТП. Эффективность проекта оценивается путем сравнения техникэкономических показателей с нормативными показателями, а также с показателями аналогичных проектов и передовых действующих предприятий.
5.1 Расчет показателей
1. Число производственных рабочих
Руд = Рэтуд К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7;(1.42.)
2. Число рабочих постов
Худ = Хэтуд К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7;(1.43.)
3. Площадь производственно — складских помещений
Sудп = Sэтудп К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7;(1.44.)
4. Площадь административно — бытовых помещений
Sуда = Sэтуда К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7;(1.45.)
5. Площадь стоянки
Sудс = Sэтудс К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7;(1.46.)
6. Площадь территории
Sудт = Sэтудт К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7;(1.47.)
гдеРэтуд, Хэтуд, Sэтудп, Sэтуда, Sэтудс, Sэтудт — показатели для эталонных условий (табл. 5.2);
К1 — коэффициент, учитывающий списочное число технологически совместимых видов ПС;
К2 — коэффициент, учитывающий тип ПС;
К3 — наличие прицепного состава;
К4 — среднесуточный пробег;
К5 — условия хранения;
К6 — категорию условий эксплуатации;
К7 — коэффициент, учитывающий климатический район;
Руд = 0,22 0,9 * 0,42 * 1,15 * 1,08 * 1,07 = 0,11 чел;
Худ = 0,08 0,86 * 0,51 * 1,04 * 1,07 * 1,05 = 0,04 ед.;
Sудп = 8,5 0,9 * 0,33 * 1,12 *1,07 * 1,04 = 3,15 м2;
Sуда = 5,6 0,9 * 1,81 * 1,08 * 1,04 * 1,03 = 4,7 м2;
Sудс = 18,5 0,55 * 1 * 1,05 = 10,68 м2;
Sудт = 65,00 0,92 * 0,5 * 1,04 * 1,03 * 1,03 * 1,02 = 33,65 м2.
5.2 Абсолютные значения нормативных показателей
1. Общее число производственных рабочих
Р = Руд Aи;(1.48.)
2. Общее число рабочих постов
Х = Худ Aи;(1.49.)
3. Общая площадь производственно — бытовых помещений
Sп = Sудп Aи;(1.50.)
4. Общая площадь административно — бытовых помещений
Sа = Sуда Aи;(1.51.)
5. Общая площадь стоянки автомобилей
Sс = Sудс Aи;(1.52.)
6. Общая площадь территории предприятия
Sт = Sудт Aи;(1.53.)
гдеАи = 490 ед. — списочное число ПС;
Р = 0,11 526 = 57,86 чел; Х = 0,04 526 = 21,04 ед.;
Sп = 3,15 526 = 1656,9 м2; Sа = 4,7 526 = 2472,2 м2;
Sс = 10,68 526 = 5617,68 м2; Sт = 33,65 526 = 17 699,9 м2.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 17.
Таблица 17. Технико — экономические показатели
№ пп | Наименование показателей | Этал. | Корректир. коэф. | Откорректир | Показатели АТП | ||||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | Крез | ||||||
Уаз-3303−01 | |||||||||||||
Р ед | 0,22 | 0,9 | 0,42 | 1,15 | ; | 1,08 | 1,07 | 0,5 | 0,11 | 57,86 | |||
Х, ед | 0,08 | 0,86 | 0,51 | 1,04 | ; | 1,07 | 1,05 | 0,5 | 0,04 | 21,04 | |||
Sn, ед | 8,5 | 0,9 | 0,33 | 1,12 | ; | 1,07 | 1,04 | 0,37 | 3,15 | 1656,9 | |||
Sa, ед | 5,6 | 0,9 | 0,81 | 1,08 | ; | 1,04 | 1,03 | 0,84 | 4,7 | 2472,2 | |||
Sc, м2 | 18,5 | ; | 0,55 | ; | 1,05 | ; | ; | 0,58 | 10,68 | 5617,68 | |||
St, м2 | 0,92 | 0,5 | 1,04 | 1,03 | 1,03 | 1,02 | 0,52 | 33,65 | 17 699,9 | ||||
Таблица 18. Сводная таблица
№ пп | Наименование показателей | Ед. изм. | Нормативные | Проектные | Отклонения % | |
Число производственных рабочих | Ед | |||||
Число рабочих постов | Ед | |||||
Площадь производственно-складских помещений | М2 | |||||
Площадь административно-бытовых помещений | М2 | — 87 | ||||
Площадь стоянки | М2 | |||||
Площадь территории | М2 | |||||
Заключение
1. Для определения степени соответствия проектных показателей эталонным производится их сопоставление и оценка расхождения результатов расчетов.
2. Отклонение проектных показателей от нормативных в пределах до 10% свидетельствует об удовлетворительных результатах расчета.
3. Технико — экономические показатели оценки проектов:
Число производственных рабочих;
Число рабочих постов;
Площадь производственно — складских помещений;
Площадь административно — бытовых помещений;
Площадь стоянки;
Площадь территории.
Список использованных источников
- автотранспортный технический обслуживание ремонт
- Крамаренко Г. В. Техническая эксплуатация автомобилей. М., «Транспорт», 1983. 488 с.
- Крамаренко Г. В., Барашков И. В. Техническое обслуживание автомобилей. М., «Транспорт», 1982. 368 с.
- Кузнецов Е. С., Воронов В. П. Техническая эксплуатация автомобилей. М., «Транспорт», 1991. 413 с.
- Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., «Транспорт», 1993. 271 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., «Транспорт», 1988. 78 с.
- Фастовцев Г. Ф. Автотехобслуживание. М., «Машиностроение», 1985. 256 с.