Техническое обслуживание и ремонт подвижных составов
Автомобильный транспорт является наиболее массовым видом транспорта, эффективным и удобным при перевозках грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояние. Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием парка подвижного состава. Для развития транспорта необходимо техническая перевооружение, развитие производственно-технической базы… Читать ещё >
Техническое обслуживание и ремонт подвижных составов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Условные обозначения Расчетно-техническая часть Организационная часть Операционнотехнологическая карта двигателя ЗМЗ Техника безопасности Список литературы
Автомобильный транспорт является наиболее массовым видом транспорта, эффективным и удобным при перевозках грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояние. Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием парка подвижного состава. Для развития транспорта необходимо техническая перевооружение, развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта. Существенное значение в решении этой задачи отводиться теории, методике, практике проектирования автотранспортных предприятий. Возникает задача реконструкций существующей базы для улучшения использования имеющихся производственных площадей. Эта задача должна решаться за счет внедрения прогрессивных форм, и методов ТО и ТР подвижного состава, использования современных средств диагностики, гаражного оборудования, научной организации труда, разнообразных планировочных решений зон ТО И ТР, ремонтных участках и зданиях АТП. Эту многостороннюю задачу на практике приходится решать инженернотехническим работникам АТП. Для поддержания автомобильного парка в технически исправном состоянии необходимо применение сложных технических средств, совершенствования технологии и организаций работ, резкого повышения производительности труда ремонтных рабочих, повышения квалификаций и овладение смежных специальностей. Затраты и потери от простоев неисправных автомобилей могут быть уменьшены путем механизации и автоматизации производственных процессов, а так же совершенствование организаций управления производства. Важных условием высокой производительности труда ремонтных рабочих, является улучшение его организации на рабочих местах, оснащение рабочего места средствами и предметами труда улучшение условий труда и отдыха, также высокая заработная плата.
Условные обозначения
Au — Списочное (инвентарное) количество автомобилей
Lcc — Средне суточный пробег авто
LH(1,2) — Исходная периодичность первого ТО1 и ТО2
LР(2) — Расчетная (скорректированная) периодичность ТО1 и ТО2
tНЕО (1,2) — Исходная трудоемкость ежедневного ТО1 и ТО2
tРЕО (1,2) — Расчетная (скорректированная) трудоемкость по ЕО ТО1 и ТО2
LНКР — Исходная норма пробега до капитального ремонта
LРКР — Расчетная (Скорректированная) норма пробега до кап. ремонта
dНТО и ТР — Исходная норма дней простоя в ТО и ТР
dРТО и ТР — Расчетная норма дней простоя в ТО и ТР
d КР — дни простоя
t g1 g2 — трудоемкость общей g1 (полиэментной g1) диагностики
tHТР — исходная удельная трудоемкость технического ремонта
tРТР — Расчетная удельная трудоемкость технического ремонта
K1 — Коэффициент учитывающий категорию условия эксплуатации
K2 — Коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава
K3 — Коэффициент учитывающий природные условия
K4 — Коэффициент корректирования учитывающий пробег автомобиля с начала эксплуатации
K5 — Коэффициент корректирования Учитывающий количество подвижного состава АТП
LТ — Коэффициент технической готовности
DЭ — Количество дней в эксплуатации
DТО и ТР — Количество дней простоя ТО1 и ТО2
DКР — Количество дней простоя в капитальном ремонте
LИ — Коэффициент использования
DРГ — Количество дней работы в году
Kп — Коэффициент снятия использования технически исправных автомобилей по организационным причинам
?lP — Годовой пробег автомобиля в АТП
NЕО (1,2) — Годовая программа ЕО (ТО1 и ТО2)
NУМР — Годовая программа убора моечных работ
Ng1 g 2 — Годовая программа общей поэлементной диагностики
TЕО (1,2) — Годовая трудоемкость ЕО (ТО1 и ТО2)
TУМР — Годовая трудоемкость убора моечных работ
Tg1 g2 — Годовая трудоемкость общей поэлементной диагностики
T СО — Годовая трудоемкость сезонного обслуживания
?Т1(2) — Годовая трудоемкость работ в зоне ТО1 и ТО2
?ТО — Годовая трудоемкость в зоне ТР
?Т пост — Годовая трудоемкость постовых работ ТР
?Т цех тр — Годовая трудоемкость цеховых работ
Pт (я) — Технологически необходимое (ямочное) количество рабочих
nТО — Количество постов в зоне ТО
Tп — Такт поставки
Tл — Такт линия
R — Ритм производства
n1 — Количество линий
nТР — Количество постов в зоне ТР
ng1 zg2 — Количество постов общей (поэлементной) диагностики
Расчетно-технологическая часть
Исходные нормативы режима ТО и ремонте подвижного состава.
Таблица № 1
Марка Автомобиля | Lcc | L1H | L2H | tНЕО (1,2)челч | LHкр | dH ТО и Тр | dкр | |||
Зил 4331 | 0.6 | 3.1 | 0.5−0.55 | |||||||
Газ 3307 | 0.57 | 2.6 | 10.3 | 0.4−0.5 | ||||||
Таблица № 2 Исходные нормативы режима ТО и ремонта подвижного состава
Марка Автомобиля | Lcc | L1H | L2H | tH(1.2) | Tg-1 (g-2) | LHкр | dH ТО и Тр | dкр | |||
Зил 4331 | 3.1 | 0.31 | 1.2 | 0.5−0.55 | |||||||
Газ 3307 | 2.6 | 10.3 | 0.26 | 1.3 | 0.4−0.5 | ||||||
Tg1 = 0.1*t1H = 0.1* 3.1=0.31 tg2=0.1*tH2=0.1 * 12 = 1.2 «Зил»
Tg1 = 0.1*t1H = 0.1 * 2.6 = 026 tg2=0.1*tH2 = 0.1 * 10.3 = 1.03 Газ
Таблица № 3 Исходные нормативы ТО и ТР
Марка Автомобиля | tHтр | LHкр | dH ТО и Тр | dкр | |
Зил 4331 | 0.5−0.55 | ||||
Газ 3307 | 3.9 | 0.4−0.5 | |||
Таблица № 4 Расчетная периодичность первого ТО подвижного состава
Марка Автомобиля | Lcc | L1H | К1 | LP1 | П1 | L1Ф | |
Зил 4331 | 0.6 | ||||||
Газ 3307 | 0.6 | ||||||
(Зил)
L1P = L1H* K1*K3 = 3000 * 0.6 * 0.9 = 1620
П1= L1P / Lcc = 1620 / 320 = 4.76? 5
L1Ф = Lcc * П1 = 340 * 5 =1750
(ГАЗ)
L1P = L1H* K1*K3 = 3000 * 0.6 * 0.9 = 1620 П1= L1P / Lcc = 1620 / 180 = 9
L1Ф = Lcc * П1 = 180 * 9 = 1620
Таблица № 5 Расчетная периодичность второго ТО подвижного состава
Марка Автомобиля | L2H | K1 | L2Р | n2 | L2Ф | |
Зил 4331 | 0.6 | |||||
Газ 3307 | 0.6 | |||||
L2P = L2H * K1 * K3 = 12 000 * 0.6 * 0.9 =6480 (Зил, Газ)
L2Ф = L1Ф * n2
L2Ф = 1750 * 4 = 7000 L2Ф = 1620 * 4 = 6480
Таблица № 6 Расчетная трудоемкость ТО подвижного состава
Марка Автомобиля | tHEO (1.2) | K2 | K5 | tPEO (1.2) | |||||
Зил 4331 | 0.6 | 3.1 | 1.05 | 0.63 | 3.2 | 12.6 | |||
Газ 3307 | 0.57 | 2.6 | 10.3 | 1.05 | 0.5985 | 2.73 | 10.815 | ||
K2 = 1: K5 = 1.05
tPEO(1.2) = tHEO(1.2) * K2 * K5
Таблица № 7 Расчетная форма межремонтного пробега подвижного состава
Марка Автомобиля | LHKP | K1 | K2 | K3 | LPKP | |
Зил 4331 | 0.6 | 0.9 | ||||
Газ 3307 | 0.6 | 0.9 | ||||
LPKP = LHKP * K1 * K2 * K3
LHKP = 360 000 * 0.6 * 1 * 0.9 = 194 400 (Зил)
LPKP = 320 000 * 0.6 * 1 0.9 = 172 800 (ГАЗ)
Таблица № 8 Расчетная норма дней простоя подвижного состава в ТО и ремонте
Марка Автомобиля | dМТО и ТР | К4 | dТО и ТР | |
Зил 4331 | 0.5 | 1.06 | 0.53 | |
Газ 3307 | 0.4 | 1.64 | 0.656 | |
K4(1) = 0.7
K4(2) = 1
K4(3) = 1.2
K4(4) =1.4
Зил
Газ
dTO иТР = dНТО и ТР * K4(CP)
Зил
dTO иТР = 0.5 * 1.06 = 0.53
Газ
dTO иТР = 0.4 * 1.656
Таблица № 9 Скорректированная удельная трудоёмкость текущего ремонта
Марка Автомобиля | tMTP | K1 | K2 | K3 | K4 | K5 | T PTP | |
Зил 4331 | 1.5 | 0.9 | 1.06 | 1.05 | 6.01 | |||
Газ 3307 | 3.9 | 1.5 | 0.9 | 1.64 | 1.05 | 9.06 | ||
tPTP = tMTP * K1 * K2 * K3 * K4 * K5
tPTP = 4 * 1.5 * 0.9 * 1. 06 * 1.05 = 6.01 (ЗИЛ)
tPTP = 3.9 * 1.5 * 1 * 0.9 * 1.64 * 1.05 = 9.06 (ГАЗ)
1. Определение коэффициента технической готовности
a) Lт Для автомобиля Зил 4331
DЭ= LKPCp / lcc = 55.7
DKP = dKP + dтранс = dкр + 0.2dKP= 22 + 0.2 * 22 = 26
LT = DЭ / DЭ + DТО и ТР + DKP = 557/557+100+26=0.8
б) LT Для автомобиля ГАЗ 3307
DЭ= LKPCp / lcc = 172 800 / 180 = 960
0.4 * 1.64 = 0.65
DKP = dKP + dтранс = dкр + 0.2dKP= 15 + 0.2 * 15 =18
LT = DЭ / DЭ + DТО и ТР + DKP = 960/960 + 112 + 18 = 0.8
Коэффициент использования авто
Lu = Dp/ 365 * LT * K u = 257/ 365 * 0.8 *0.95 = 0.5 (ЗИЛ)
Lu = Dp/ 365 * LT * K u = 257/ 365 * 0.8 * 0.95 = 0.5 (ГАЗ)
Годовой пробег
= 365 * Au * lcc * Lu = 365 * 80 * 340 * 0.5 = 4 950 400 (ЗИЛ)
= 365 * Au * lcc * Lu = 365 * 70 * 180 * 0.5 = 2 299 500 (ГАЗ)
Определение годового объёма работ
a) Количество ежедневных обслуживаний
NЕО = / lcc = 4 950 400 / 340 = 14 560 (ЗИЛ)
NЕО = / lcc = 2 299 500 / 180 = 12 775 (ГАЗ)
б) Количество УМР
Nумр = 1.15 NEO = 1.15 * 1460 = 16 744 (ЗИЛ)
Nумр = 1.15 NEO = 1.15 *12 775 = 14 691 (ГАЗ)
Количество ТО за год
Общее количество диагностирования
(ЗИЛ)
Ng1 = N1 + N2 + 0.1N1 = 2065 + 707 + 0.1 * 2065 = 2978
Ng2 = N2 + 0.2 N2 = 707 +0.2 * 707 = 848
(ГАЗ)
Ng1 = N1 + N2 + 0.1N1 = 1065 + 354 + 0.1 * 1065 = 1525
Ng2 = N2 + 0.2 N2 = 354 + 0.2 * 354 = 425
Смешанная программа по ТО и Д
Nсм = N1/Dрг * Nсм = N1 / 2 Dрг = 2065 / 2 * 257 = 4 (ЗИЛ)
Nсм = N1/2Dрг = 1065 / 14 = 2 (ГАЗ)
Годовая трудоемкость УМР для автомобилей
TУМР = t PEO * NУМР = 0.6 * 16 744 = 10 046 (ЗИЛ)
TУМР = t PEO * NУМР = 0.6 * 14 691 = 814 (ГАЗ)
Годовая трудоемкость работ по зонам ТО
= T1 + T2 соп.тр -Tg1 = tP1 * N1 + (0.15, 0.2) * tP1 * N1 tg1 * N2 [(1.15, 1,20) t1p tg -1] * N1
= [0.2 * 3.2 — 0.31] * 2065 = 681.45 (ЗИЛ)
= [0.2 * 2 73 — 0.26] * 1065 = 304.59 (ГАЗ)
Годовая трудоемкость по ТО — 2 и сопутствующему текущему ремонту
= T2 + T2 соп.тр + TcoTg2 = [(1.15, 1,20) t2p tg -2] * N2 + 2 * C * t2P * Au
= [1.2 * 12.6 — 1.2] * 707 + 2 * 0.3 * 12.6 *80 = 10 446.24 (ЗИЛ)
= [1.2 * 10.815 — 1 03] * 354 + 2 * 0.3 * 10. 815 * 70 = 4683.82 (ГАЗ)
Организационная часть
Выбор метода технологического процесса: тупиковый специализированный т.к. на проецируемом объекте 150 автомобилей в парке и т. к проецируемый цех по замене агрегатов
Расчет количества постов зоне ТО и ТР
: :
(Зил)
(ГАЗ)
(ЗИЛ)
R (ГАЗ)
(ЗИЛ)
(ГАЗ)
Расчет количество линий в зоне ТО
(ЗИЛ)
(ГАЗ)
Расчет количество постов в зоне ТР
(ЗИЛ)
(ГАЗ)
n2 = 1.43 * (1.2 — 1) = 0.28 (ЗИЛ)
n2 = 0.98 * (1.2- 1) = 0.19 (ГАЗ)
nТР = 1.4 + 0.28 = 1.68 (ЗИЛ)
nТР = 0.98 + 0.19 = 1.17 (ГАЗ)
Годовая трудоемкость общей диагностики автомобиля
Tg-1 = 0.31 *3035=94 085 (Зил)
Tg-1 =0.26*1525=396.6 (Газ)
Tg-2 = = 1.2 * 917 = 1100.4 (Зил)
Tg-2 = 1.03 * 425 = 437.75 (Газ)
Общая годовая трудоемкость текущего ремонта
(Зил)
(Газ)
Годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР
(Зил)
(Газ)
Определение количества рабочих на объекте проектирования
Годовая трудоемкость работ по одному из цехов
(Зил)
* 65 = 13 541.75 (Газ)
Расчет количества остов диагностики
(Зил)
(Газ)
Распределение исполнителей по специальностям и квалификации.
Общее количество исполнителей Pт1+Рт2=7+2=10
Виды работ | Трудоемкость | Количество исполнителей | ||
Расчетное | Принятое | |||
1.Диагностические | 1.7 | 0.17 | ||
2.Регулировачные | 1.6 | 0.16 | ||
3.Разборочно-сборочные | 2.7 | 2.7 | ||
4.Агрегатные | 1.8 | |||
5.Прочие работы | 51.7 | 5.17 | ||
Подбор технологического оборудования
Технологическое оборудование (Организационная оснастка)
Наименование | Тип или модель | Кол-во | Размеры в плане, мм | Общая площадь, м2 | |
Установка для прокачки тормозов | СК-69 | 1500×800 | 1.2 | ||
Комплект инвентаря для заправки авто | НИИАТ-3134 | 1000×420 | 0.42 | ||
Слесарный верстак с тисками | ПИ-013 | 1400×800 | 6.72 | ||
Тумбочка для инструментов | СД-3715−03 | 600×450 | 0.27 | ||
Гайковерт | ЭП-1163 | 270×650 | 0.52 | ||
Полочный стеллаж для деталей | ГАРО-2247 | 2100×500 | 0.03 | ||
Шкаф для приборов и приспособлений | ГАРО-2318 | 1000×500 | 0.5 | ||
Урна для обтирочных материалов | ГАРО-2249 | 250×300 | 0.75 | ||
Стеллаж для инструментов | ОРГ-1468−05−280 | 1400×500 | 0.7 | ||
Ларь для отходов | ОРГ-1468−090А | 500×500 | 0.25 | ||
Электроточило | И-138А | 860×550 | 0.47 | ||
Металлический стеллаж для мелких деталей | ОРГ-1468−05−340А |
1.21 | |||||
Стеллаж для метизов | 706×530 | 0.37 | |||
Аптечка | 500×500 | 0.25 | |||
Передвижная моечная ванна | ОЧ-1316 | 1250×620 | |||
Гайковерт для гаек колес | ГАРО-2460ч | 593×420 | 0.5 | ||
Гайковерт для стремянок рессор | 397-КазНИПИАТ | 593×420 | 0.25 | ||
Домкрат гаражный гидравлический | ГАРО44М | 250×300 | 0.08 | ||
Мостик переходной | Собственное изготовление | 1750×500 | 5.25 | ||
Подъемник траншейный гидравлический | П -201 ГАРО 6302 | 1000×400 | 0.8 | ||
Механизм для снятия и установки КПП | 1000×450 | 0.45 | |||
Решетка под ноги | Собственное изготовление | 1000×500 | |||
Тележка для снятия колес авто | ГАРО-115М | 1216×930 | 2.26 | ||
Канава для установки агрегатов | 1000×6825 | 27.3 | |||
Канава для установки двигателей | 1000×3375 | 6.75 | |||
Кран балка | ПК-300 | 12 000×150 | 1.8 | ||
технический обслуживание ремонт двигатель автомобиль
Технологическая оснастка
Наименование | ТИП или ГОСТ | КОЛ-ВО | |
Подставка для вывешивания авто | ЦКТБ-РР-194 | ||
Солидола нагнетатель ручной | ГАРО-142 | ||
Приспособление для заполнения подшипников ступиц колес авто | ГАРО — 390−160 000 | ||
Прибор для проверки шкворневых соединений переднего моста без разборки | НИИАТ-Т-1 | ||
Прибор для проверки рулевых тяг без разборки | ГАРО-523 | ||
Набор манометров для проверки тормозной системы автопоезда | ГАРО-1131 | ||
Прибор для проточки тормозных накладок непосредственно на авто | П-32−000 ИЛИ ГАРО-2156 | ||
Прибор для правки и нарезания резьбы на кожухе полуоси | П-29−00 ИЛИ ЦКТБ П-11 | ||
Прибор для сборки и разборки барабанов со ступицами | ЦКТБО — 123 | ||
Приспособление для снятие и установки пружин тормозных колодок | |||
Комплект инструментов слесаря — монтажника | ГАРО-2446 | ||
Динамометрическая рукоятка с набором торцевых ключей | ГАРО-131 | ||
Приспособление для удаления срезанных шпилек (Экстрактор) | ПТ-490 | ||
Пистолет для обдува сжатым воздухом | ГАРО — 199 | ||
Приспособление для высверливания шпилек в ступице заднего колеса | ЦКТБ П-30 | ||
Навесное приспособление для снятия коробки передач | ГАРО-458 | ||
Дрель электрическая диаметр сверления до 15 мм | С-480 | ||
Приспособление для выпресовки втулок рессор | ЦКБ ОГ-149−6,гРита | ||
Захваты специальные для подъема и установки агрегатов, комплект | |||
Приспособление для фиксации задней части двигателя при снятии кпп | |||
Комплект съемников для рулевого управления Зил -130 | ЦКБ-2479 | ||
Рукоятка для проворачивания коленчатого вала | ПИМ-1468−2101 | ||
Ключ спускной пробки картера заднего моста | |||
Ключ Гобразный | |||
Плоскогубцы с кривыми захватами | ГОСТ-5547−52 | ||
Молоток слесарный массой 500 г | ГОСТ-2310−70 | ||
Зубило слесарное | ГОСТ-7211−72 | ||
Молоток слесарный массой 800 г | ГОСТ-2310−70 | ||
Медная надставка | |||
Шланг длинной 10 м для воздуха | |||
Линейка металлическая длинной 200 мм | ГОСТ -427−75 | ||
Fоб = 63.1
K = 4.5
Fц = 63.1*4.5=284
Операционно-технологическая карта двигателя ЗМЗ
Технологическая карта № 1
Регулировка тепловых зазоров в клапанах. Итоговая трудоемкость 100 ч/м
№ Наименование и содержание операции | Место выполнения | Трудоемкость (Челмин) | Инструменты | Технологические требования | |
1. Отсоединяем шланг вакуумного регулятора датчики — распределителя зажигания | Верх | ||||
2.Выворачиваем 6 болтов крышки головки блока, снимаем её и уплотнительную прокладку. | Верх | Торцовый ключ на 10 | |||
3.Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ | Верх | Третья метка шкива коленвала совместиться с указателем на крышке шестерен | |||
4.Отпускаем контргайку регулировочного винта и на один — два оборота отворачиваем его | Верх | Ключ на 14 Отвертка | |||
5.Между стержнем клапана и коромыслом вставляем щуп | Верх | 0.5 | Щуп | ||
6.Заворачиваем регулировочный винт, пока щуп не будет двигаться с усилием | Верх | Отвертка | Зазоры для впускных клапанов 0.35- 0.40 мм | ||
7.Удерживаем винт и затягиваем контргайку | Верх | ||||
8.Регулируем зазоры выпускного клапана 1-го цилиндра таким же способом | Верх | Ключ на 14 Отвертка Щуп | Зазоры для выпускных клапанов 0.40−0.45 | ||
9.Поварачиваем коленвал за храповик на 180 | Верх | ||||
10.Регулируем зазоры клапанов второго цилиндра таким же способом | Верх | Ключ на 14 Отвертка Щуп | |||
11.Поворачиваем коленвал на 180 | Верх | ||||
12.Регулируем зазоры клапанов четвертого цилиндра таким же способом | Верх | Ключ на 14 Отвертка Щуп | |||
13.Поворачиваем коленва на 180 | Верх | ||||
14Регулируем зазоры третьего цилиндра | Верх | Ключ на 14 Отвертка Щуп | |||
15.Одеваем уплотнительную прокладку, крышку головки блока и заворачиваем 6 болтов | Верх | ||||
16Присоединяем шланг вакуумного регулятора датчика распределителя зажигания | Верх | ||||
17.Заводим двигатель | Не должно быть хлопков и стуков в двигателе | ||||
Техника безопасности
При работе гаечным ключами необходимо подбирать их соответственно размерам их гаек правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
Снять с АТС деталь, узлы и агрегаты следует устанавливать на специально устойчивые подставки, а длинные детали на стелажи.
Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующих больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производиться с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
Перед тем как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защита от механических повреждений, исправна ли штепсельная вилка, кабель и его изоляция.
При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочие положение.
Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшие инструктаж и знающие правила обращения с ними.
При проверки уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.
При замене или доливке масел и жидкости в агрегаты, сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментам.
Не допускается.
Подключать электроинструмент к Электра сети при отсутствие или неисправности штепсельного разъема .
Переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки.
Направлять струю воздуха на себя или на других при работе с пневматическим инструментам.
технический обслуживание ремонт двигатель автомобиль
1.Положение о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М" Транспорт" г.1972
2.Положение о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. Г. Нормативная часть. Мин. Транспорта 1974;1980 г. г.
3.Карташов В. П. Технологическое проектирование. АТП 1981 г.
4.Картошов, Мальцев. Организация ТО и ремонта авто. Мин. Транспорта 1979 г.
5.Типовые проекты рабочих мест на АТП. НИИ Мин. Транспорта 1977 г.
6.Руководство по организации и технологии ТО грузовых автомобилей с применением диагностики для АТП различной мощности. Методические указания. Мин. Транспорта 1981 г.
7.Правила по охране труда на автомобильном транспорте. НИИАТ. «Транспорт» 1982 г