Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, в этой сложной проблеме имеется еще немало моментов, недостаточно изученных и остающихся дискуссионными. На сегодняшний день в литературе отсутствует последовательная реализация комплексного, интеграт^вного подхода к исследованию данной проблемы. Заметен акцент либо на мировоззрении, которое берется на уровне общественного сознания (и тогда оказывается не раскрываемым в должной мере… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Научно-философское мировоззрение, его основные формы и типы
    • 61. Мировоззрение: его сущность и структура
    • 62. Методологические основы форм и типов мировоззрения
  • ГЛАВА II. Роль мировоззренческих идеалов и установок в деятельности человека
    • 61. Мировоззренческие идеалы и жизненная
  • ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 62. Мировоззренческие установки личности
  • ГЛАВА III. Личностное мировоззрение и пути его формирования &1. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания философии в высших учебных заведениях
    • 2. Философские основы профессионального мышления и деятельность человека

Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях демократизации российского общества происходят глубокие преобразования как в экономической сфере, так и в сфере духовной. Новые условия предъявляют новые требования к формам и средствам активизации человеческого потенциала, качественного изменения стратегии вовлечения членов общества в процессы демократизации общественной жизни. В соответствии с этим существенным образом возрастает роль и значение жизненной позиции и мировоззренческих установок людей,'а также соответствующих этим установкам сознательных социальных действий, направленных на разрешение и снятие противоречий общественного развития и на содействие социальному прогрессу общества.

Условия демократизации и интеграции общественной жизни существенным образом влияют на человека и его социальный статус, когда человек становится не только центром политической борьбы и деятельности, но и центром научных исследований. Сегодня недооценка деятельной сущности человека, невнимание к нему может негативно сказаться на проблемах социального движения в целом. Поворот к человеку, к его деятельному началу ведет к консолидации социальных групп нашего общества и может служить основой и определяющей предпосылкой для гуманизации системы общественных отношений и гармоничного развития личности.

Процессы активизации человеческих сил и способностей в условиях роста демократизационных процессов становятся наиболее результативными, что находит, в частности, свое выражение в решении задач коренного изменения дел в формировании личностного мировоззрения.

Сегодня проблема человека, его активности, жизненной позиции выдвигается на передний план в науке, становится одной из основных в философии, психологии, педагогике, в ряде других наук, а также в практической деятельности, по воспитанию новых поколений людей. Раскрытие духовной природы человека, путей и способов формирования его мировоззрения является необходимым условием политического и нравственного развития общества. Проблема «мировоззрение как фактор деятельной сущности человека» относится к числу тех проблем, внимание к которым исследователей не только не уменьшается со временем, но заметно возрастает. Это обстоятельство обусловлено как сложностью, многогранностью проблем, так или иначе связанных с нравственным потенциалом личности, так и актуальностью тех задач, решение которых напрямую связано с уровнем духовной культуры общества. Последнее обстоятельство приобретает ныне особо важный смысл. Мы далеки от утверждения, что ранее эти вопросы не разрабатывались или разрабатывались недостаточно интенсивно. Однако бесспорным является тот факт, что сегодня заметно возрос интерес к проблемам мировоззрения и места в нем нравственного потенциала личности. Качественно изменился духовный менталитет наших людей, заметные изменения претерпели их духовные запросы, особенно у молодежи, возросли требования к оценке духовных запросов личности.

Сегодня не менее актуальна также задача раскрытия структуры жизненной позиции человека, выявления его ведущих мировоззренческих установок, роли философии в формировании этих установок.

Научно-философское мировоззрение обладает способностью активизировать внутренние духовные силы человекаоно воздействует на сознание, волю, чувства людей, направляя их активность на достижение социально значимых целей.

Реалистический оптимизм этого мировоззрения не уводит сознание от трудностей, противоречий, проблем, наоборот, нацеливает людей на их познание и преодоление, осуществляемое в активной практической деятельности.

Раскрытие духовно-мировоззренческих основ деятельности человека, средств активизации жизненной позиции личности в период перестройки социальной действительности яв ляется одним из ведущих направлений в процессе преодоления о: орвашюсти философии от жизни.

Степень изученности проблемы.

Отмеченные обстоятельства обусловили возрастание внимания исследователей к проблеме «мировоззрение как фактор деятельной сущности человека». За последние годы вышли труды Ануфриева Е. А., Арцишевского P.A., Ашманиса М. Г., Астафьева Б. А., Баталова A.A., Буевой Л. П., Буйнова B.C., Булгакова С. О., Гостищева А. К., Гаджиева К. С., Жбанковой И. И., Иванова В. Г., Лезгиной М. Л., Маркина В. Н., Соколова В. И., Станкевича Л. П., Сагатовского В. Н., Селиванова А. И., Шин-карука В.И., Шуртакова К. П. и других ученых*, где освещены многие существенные стороны проблемы. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений). М., 1984; Арцишевский P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986; Ашманис М. Г. Формирование научного мировоззрения. Рига, 1984; Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М., 1988; Баталов A.A. Понятие профессионального мышления (методологические и идеологические аспекты). Томск, 1985; Буева Л. П. Человеческий фактор: новое явление и новое действие. М., 1988; Буянов B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. М., 1987; Гостищев А. К. Активность личности и ее мировоззренческий потенциал.//Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 1984; Емельянов В. В., Никитин П. С. Философская культура молодого специалиста.М., 1987; Иванов В. Г., Лезгина М. Л. Мировоззрение и активная жизненная позиция. Л., 1983; Квасов Г. Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе.М., 1985; Маркин B.H. Жизненная позиция личности. Идеологический и социально-психологический аспекты. М., 1989; Марксистско-ленинское мировоззрение: сущность, пути формирования. Минск, 1986; Мировоззренческая направленность преподавания общетеоретических и специальных дисциплин в инженерно-техническом вузе. (Методология, методика, опыт). М., 1984; Никифорова Л. В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев, 1989; Революционное мировоззрение и задачи совершенствования социализма. Петрозаводск, 1987; Роль мировоззрения в активизации человеческого фактора. Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции. Могилев, 1987; Са-гатовский B.H. Философия развивающейся гармонии. (Философские основы мировоззрения). Авторский курс. В трех частях. Часть 1. С-Петербург, 1997; Селиванов А. И. Мозаичная философия развивающегося мира. Научный ред. Б. С. Галимов. Уфа, 1997; Соболева Н. И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев, 1989; Станкевич Л. П. Проблемы целостности личности (гносеологический анализ). М., 1987; Социалистическая культура и система социально-кути-хурных ролей личности. Алма-Ата, 1987; Соколов В. И. Нравственный мир советского человека. М., 1986; Смирнов ГЛ. Советский человек. М., 1971; Философское понимание человека. Вып.1. Сборник обзоров. М., 1988; Философские и социологические аспекты активизации человеческого фактора: исследования советских ученых. Сборник аналитических обзоров. М., 1988; Характер и способы связи философии с жизнью. (Тезисы к научной конференциям., 1%8- Человеческий фактор (методологические и социальные аспекты). Тезисы докладов и выступлений к региональной научной конференции. Днепропетровск, 1988; Шинкарук В. И., Иванов В. П. Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического магериализма.//Вопросы философии. 1981, N 1- Штракс Г. М., Штракс М. Г. Диалектика формирования научных убеждений. М., 1985; Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования. Концетпуально-философский анализ. Казань, 1989; Эвристические функции мировоззренческого сознания. Киев, 1989.

Изучение мировоззрения в связи с проблемой человека привело к вычленению из множества функций научно-философского мировоззрения социальной, гуманистической и культурно-воспитательной его функций, непосредственно связанной с личностью индивида. Достаточно широко изучается сциентистская форма мировоззрения (в особенности натуралистская ее разновидность). Значителен вклад философов в выделение и разработку личностного мировоззрения, его структуры, условий формирования. В основных чертах выявлены факторы, детерминирующие жизненную позицию личности и предложена типология уровней (или состояний) жизненной позиции в рамках ее общественно значимой направленности. Много внимания уделялось формированию научно-мировоззренческих установок в процессе преподавания философии в вузах, в частности, профилизации такого обучения, проблемной форме преподавания философии. Изучалась специфика профессионального мышления в связи с мировоззречч ем.

Цель исследования.

Вместе с тем, в этой сложной проблеме имеется еще немало моментов, недостаточно изученных и остающихся дискуссионными. На сегодняшний день в литературе отсутствует последовательная реализация комплексного, интеграт^вного подхода к исследованию данной проблемы. Заметен акцент либо на мировоззрении, которое берется на уровне общественного сознания (и тогда оказывается не раскрываемым в должной мере индивидуальное сознание с его личностным мировоззрением), либо на жизненной позиции личности, рассматриваемой прежде всего в категориях социальной психологии или, как это ранее обозначалось, теории коммунистического воспитанияв последнем случае крайне мало внимания уделяется мировоззрению, его установкам, в особенности категориям, лежащим на стыке объективной и субъективной диалектики.

Все более настоятельной оказывается задача изучения проблемы самовоспитания, определения места мировоззрения в реальной структуре индивидуального сознания, проблема, касающаяся роли жизненного опыта личности в развитии мировоззрения. Неудовлетворительный характер в разработке проблем теории мировоззрений порождает зачастую необоснованные суждения не только по вопросам сущности мировоззрения и исторической типологии мировоззрений, но и препятствуют нахождению путей к определению характера личностных мировоззрений и выбору средств, ведущих к устранению из личностного мировоззрения антинаучных и антигуманистических установок, к формированию научной, гуманистической мировоззренческой ориентации личности.

Нуждается в дальнейшем исследовании феномен мировоззрения, его структура, функции, формы. Мало исследованным остается вопрос о соотношении мировоззрения (философия) и неуки, о специфике философского мировоззрения, вопрос о соотношении общественного и личностного мировоззрения. Неизученным остается вопрос о ведущей мировоззренческой социальной установке личности. Требуют своей систематизации и обобщения материалы, касающиеся процесса формирования личностного мировоззрения студенческой молодежи.

Все это обусловило выбор темы данной диссертации, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ проблемы «мировоззрение как фактор деятельной сущности человека». Для достижения этой цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

1. Дать анализ структуры мировоззрения.

2. Рассмотреть активную жизненную позицию личности как один из содержательных аспектов мировоззрения.

3. Проанализировать ведущую мировоззренческую установку личности в плане ее активной жизнедеятельности.

4. Раскрыть общие условия формирования личностного мировоззрения.

5. Показать некоторые аспекты формирования личностного мировоззрения вузовской молодежи.

Методологические основы и методы исследования Теоретической и методологической основой диссертации являются принципы научной диалектико-материалистическоГ-философии. В качестве базовой модели философского знания берется диалектико-материалистическая философия и основное внимание уделяется ее общемировоззренческим принципам. Жизненная позиция личности рассматривается на общественно значимом уровне — на уровне активности, причем позитивной активности, связанной с социальным прогрессом и демократической направленностью.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

1. Анализ мировоззренческих проблем даст основание выделить в структуре мировоззрения духовно-практическую (праксиологическую) сторону, в содержание которой входят убеждения и регулятивные принципы. К духовно-практическим элементам относятся также методы, нормативные правила, связанные с обеспечением практики и осуществлением новых циклов познания.

2. В составе мировоззренческих форм следует выделять «сциентистское» мировоззрение. Под «сциентистским» мировоззрением предлагается понимать такое мировоззрение, которое базируется на частных науках и ограничивается ими как средством решения мировоззренческих проблем. Сюда можно отнести «натуралистское» мировоззрение, распространенное в наше время в естественных науках западных стран, «технократическое» мировоззрение и т. д.

3. Выявлено, что в мировоззренческое основание включается система личных и общественных идеалов. Идеалы — гго не просто компонент убеждений наряду со знанием, эмоциями, верой, взглядами, волевой готовностью к действиям. Идеалы составляют ценностное смысло-жизненное ядро мировоззрения личности, задающие человеку стратегическое направление его жизни и деятельности.

4. Выявлено, что в комплексе мировоззренческих установок ведущей является установка личности на активную деятельность.

5. При определении общих условий формирования мировоззренческих установок личности было использовано понятие «человеческих фактор» как одно из необходимых условий проявления деятельной сущности, это позволит выйти на общий социо-культурный и социологический уровень деятельности человека. Показано, что если исследование сознания и жизненной позиции личности замкнуты только личностным мировоззрением, то можно прийти к излишне упрощенному взгляду на это же мировоззрение и на способ его формирования.

6. На основе анализа личностного мировоззрения показана необходимость выделять в жизненной позиции личности ее мировоззренческий срез, или, что-то же самое, мировоззренческое основание.

Научно-практическая значимость работы.

Полученные в диссертационном исследовании результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Теоретиче ское и практическое значение исследования состоит, прежде всего, в разработке более адекватных представлений о мировоззрении по отношению к активности и к жизненной позиции личности.

В более конкретном плане выполненная работа, во-первых, создает определенную основу изучения каждого из выделенных в проблеме аспектов и обоснованных в диссертации положений, взятых в их взаимосвязи и с учетом тех постановок и решений, которые предложены авторомво-вторых, работа может служить одним из возможных аналогов решения однотипных с ее тематикой теоретических проблем, т. е. выполнять эвристическую функциюв-третьих, работа создает определенную методологическую и теоретическую базу для конкретных социологических исследований, выход которых в практику может быть самым непосредственным (например, при совершенствовании управления научными коллективами, при организации учебной и воспитательной работы среди молодежи).

Поскольку вопросы, связанные с теорией мировоззрения и с теорией личности включены в программу преподавания философии в вузах и подготовки к кандидатским экзаменам, выводы и положения диссертации могут быть использованы в этих формах учебной и учебно-научной работы, способствовать совершенствованию ряда разделов курса философии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения, где она была выполнена.

Основные положения диссертации были изложены в отдельных публикациях. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях.

Структура диссертации.

Диссертация изложена на 1.13 страницах и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы на 17 страницах, включающего 188 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие результаты. Установлено, что:

1. В структуре мировоззрения следует выделять духовно-практическую сторону, состоящую из убеждений и регулятивных принциповназначение духовно-практической подсистемы мировоззрения — обеспечивать тесную связь познавательных и ценностных его компонентов с деятельностью человека, и прежде всего с практической деятельностью.

2. В составе фундаментальных форм мировоззрения целесообразно выделять своеобразную внутринаучную форму — сциентистское мировоззрение, включающую в себя натуралистические разновидности мировоззрения, технократическое мировоззрение, а также мировоззрения, всецело или преимущественно отражающиеся в решении мировоззренческих проблем отдельных общественных наук («юридическое», «экономическое» мировоззрения и т. п.) — оно ограниченно по источникам своего формирования и по охвату структур миро воззренияоно уступает научно-философскому мировоззрению по своей проникающей (в индивидуальное, повседневное сознание) силе.

3. В жизненной позиции личности необходимо выделять ее мировоззренческий срез или, что-то же самое, мировоззренческое основание. В это основание включается система личных и общественных идеалов и комплекс установок. В комплексе мировоззренческих установок личности ведущей является установка активной личности на эффективность своих практических действий.

Последние, в свою очередь, определяются степенью свободы личности. Не имея тех или иных представлений о степени своей свободы, человек не в состоянии реально оценить свои силы и эффективно действовать. И хотя жизненная позиция личности может иметь место без того или иного осознанного понимания проблемы свободы, все же активная жизненная позиция, если личность при этом стремится к содействию прогрессу, может быть достигнута лишь при осознании меры своей свободы.

4. При определении общих условий формирования мировоззренческих установок личности целесообразно использовать понятие «человеческий фактор». Если исследование сознания и жизненной позиции личности замкнуть только личностным мировоззрением, то можно придти к излишне упрощенному взгляду на это же мировоззрение, да и на способы его формирования. В то же время установление связи понятия «личность» с понятием человеческого фактора дает возможность увидеть, что сама жизненная позиция личности выступает как компонент в системе, испытывающей воздействия от других систем и транслирующей эти воздействия на свои части.

Использование понятия «человеческий фактор» при раскрытии темы «научное мировоззрение как фактор деятельной сущности человека» позволяет выйти на общий социально-культурный и социологический уровень деятельности человека и обнаружить здесь соответствующие данному уровню детерминанты его жизненной позиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Человеческий фактор. Известия, 1975, 7 апреля.
  2. .В., Асеев В. А., Шорохов И. М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. Л., 1984, с.49−50.
  3. Актуальные проблемы логики и методологии науки. Сб. научных трудов. Киев, «Наукова думка», 1980, с.14−15.
  4. М.Н. Проблемное преподавание философии.-«Вестник МГУ», 1986, N 1.
  5. М.Н. Проблемное чтение лекций по философии.-«Философские науки», 1979, N 6.
  6. П.В. Естественно-научный материализм и материалистическая диалектика. М., 1981, с.83−84.
  7. П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1983, с. 45.
  8. Т.А., Кравченко И. И. Политическая философия: к формированию концепции // «Вопросы философии. 1994, N3, с.3−23.
  9. .Г. О проблемах современного человекозка-ния. М., 1977.
  10. Е.А. Социальный статуе и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений). М., 1984.:. .
  11. Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее: социальные последствия Н.Т.Р.: год 2000, М., 1986.
  12. Г. С. Социальная активность: проблема субъекта и объекта в социальной практике. М., 1974.
  13. А.Г. Альберт Эйнштейн о капитализме и социализме. „Вопросы философии“. 1956, N 2.
  14. P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986, с. 110.
  15. .А. Теория единой живой вселенной. М., 1997.
  16. М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига. 1984, с.ЗЗ.
  17. В.У. Специфика философского знания. М., 1978, с. 146.
  18. .Ц. Психология и педагогика в партийной пропаганде. М., 1985, с. 222.
  19. A.A. Понятие профессионального мышления. (Методологические и идеологические аспекты). Томск, 1985, с.49−52.
  20. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В кн.: „Проблема человека в современной философии“. М., 1969, с. 78.
  21. Д. Наука в истории общества. М., 1966, с.57.
  22. Ю.И., Антонов А. Н. Человеческий фактор: традиции и новаторство. М., 1988, с. 151.
  23. С. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (Интеллигенция и религии). Санкт-Петербург, 1993.
  24. JI.П. Человеческий фактор: новое явление и новое действие. М., 1988, с. 5.
  25. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  26. B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. М., 1987, с.32−33.
  27. В. Физика в двадцатом столетии. М., 1977, с. 259.
  28. Введение в философию. 4.1, М., 1989, с.
  29. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988, с.51−52.
  30. А. Человеческий фактор в демографическом измерении- человек нового мира: дела, идеалы, ценности. Коммунист, 1986, N 17.
  31. А. Ленин и философия: Не поставить ли проблему заново?//"Коммунист», 1990, N5, с.18−30.
  32. Г. Х. Логика и философия в 20 веке // «Вопросы философии. 1992, N8, с.80−91.
  33. К.С. Политическая философия: возникновение и сущность // „Вопросы философии. 1995, N7, с.3−26.
  34. Г. Марксистская философия и естествознание. М., 1982, с. 42.
  35. И.И. Человеческий фактор развития. М. 1987.
  36. А.К. Активность личности и ее мировоззренческий потенциал. В кн-с ,"философские и социологические проблемы человеческой деятельности“. Краснодар, 1984, с. 110.
  37. А. Избр.произведения. Т. З, М., 1959, с. 45.
  38. Д. Дорога к здравому смыслу. „Правда“, 1988, 5 августа.
  39. B.C. Научно-технический прогресс и человеческий фактор. „Вестник МГУ“, 1986, N 4.
  40. Г. С., Петров Ю. Е. Проблемное преподавание марксистско-ленинской философии. „Философские науки“. 1981, N5.
  41. .Т. Философия о сущности человека. М., 1973.
  42. A.B. Пути мифотворчества и пути искусства. -„Новый мир“. 1969, N 5, с.220−221.
  43. Ю.С. От знания к убеждению. М., 1988, с. 64.
  44. М.В. Проблемы теории личности. М., 1977.
  45. В. Сущность философии. В сб.: „Философия в систематическом изложении“. С.-Петербург, 1909.
  46. В.Д. Духовный космос искусства. Российский научный фонд. М., 1993.
  47. В. Повышение качества трудового потенциала. „Коммунист“, 1986, N7, с. 23.
  48. О.Г. Мир оживших предметов. М. 1967, с. 292.
  49. В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. Саратов, 1981, с. 45.
  50. ПИ., Яценко Л.В, Что такое общая картина мира. М., „Знание“, сер. „Философия“, 1984, N6, с. 63.
  51. А.И. Философия и коммунистическое мировоззрение. Киев, 1980.
  52. В.В., Никитин П. С. Философская культура молодого специалиста. М., 1987.
  53. Т. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость. „Коммунист“, N 13, с. 63.
  54. В.Г., Лезгина M.JI. Мировоззрение и активная жизненная позиция. Д., 1983, с. 21.
  55. В.Г. Физика и мировоззрение. JL, 1975, с. 26.
  56. История марксистской диалектики. М., 1979, с. 428.
  57. М. Идеология: „Философская энциклопедия“. М., т.2, 1964, с. 229.
  58. Э.В. Идеал. „Философский энциклопедический словарь“. М., 1983, с. 195.
  59. Э.В. Об идолах и идеалах. Монография -M., 1968, c. l53−211.
  60. Из опыта проблемного обучения философии в вузах. Ред. Плато нов Г. В., Штракс Г. М., Зенин C.B. М., 1982.
  61. Э.В. Идеальное: „Философская энциклопедия“. М., 1963, т.2, с.226
  62. В.В. Структура и развитие научных теорий. М., 1980, с. 7 12.
  63. И.А. Философия и жизнь. // София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Т.1, Берлин,-1923.
  64. История и общество: проблемы развития человека. Препринты докладов советских ученых к XV1II Всемирному фило •софскому конгрессу „Философское понимание человека“. М., 1988.
  65. М.И. О молодежи. М., 1969, с. 109.
  66. P.C. Биология и мировоззрение. М., 1980, с.8−9.
  67. Е. Кич или торжество пошлости. М., 1977, также „Искусство и массы в современном буржуазном обществе“. М., 1979.
  68. .М. Марксистская философия: ее предмет и роль в интеграции современных наук. „Вопросы философии“. 1982, N1, с.53−57.
  69. .М., Спиркин А. Г. Наука. Общие признаки науки. В кн.: „Философская энциклопедия“. М., 1964, т. З, с.562−563.
  70. A.B. Научность: эталоны, идеалы, критерии. Критический анализ методологического редукционизма и плюрализма. М., 1985, с. 31, 34.
  71. В.Ж. Социальные аспекты стратегии ускорения. -„Вопросы философии“. М., N 11, с. 45.
  72. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, с. 37.
  73. О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. С.-Петербург, 1910. ¦ ,
  74. Критический анализ современной-., буржуазной фшк> софии. „Вопросы философии“, Л?85rN 1:2,. С. 25.,
  75. В.И. Философия в современном мире. М., 1987, С. 44. • ' •
  76. О. Сказки нашего времени. „Известия“, 1988, N 107, 15 апреля.
  77. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.
  78. В.А. Взаимоотношение философии и науки в свете научно-технической революции. В кн.: Протоколы XV Всемирного конгресса по философии. Т.1, София, 1973, с. 94.
  79. Д.А. Ценность.-„Философский энциклопедический словарь“. М., 1989, с.732−733.
  80. Е.А. Марксистско-ленинская философия как идейно-мировоззренческая основа формирования личности учителя. В кн.: Роль философии в формировании мировоззрения учителя. М., 1986, с.6−7.
  81. А. Мифология. „Философская энциклопедия“. М., 1970, т. З, с. 457.
  82. В.Н. Жизненная позиция личности. Идеологический и социально-психологический аспекты. М., 1989.
  83. В.В. Мировоззрение в филогенезе личности, Новосибирск. 1988.
  84. К., Энгельс Ф. Соч. Т.2, М., с. 727, 728, 312.
  85. К., Энгельс Ф. Соч. Т. З, М., с.433−434.
  86. К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, М., с.545−546.
  87. К., Энгельс Ф. Соч., Т.21, М., с. 496.
  88. К., Энгельс Ф. Соч., Т.42, М., сЛ62, • - :••-•»
  89. И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М., 1980, с. 87. '
  90. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982, с. 82.
  91. Методологические семинары и проблемы развития современной науки. М., 1982, с. 130.
  92. Л.Н. Философское знание как объект методологического анализа. // Проблемы диалектики. Вып.1Х. Методологические проблемы развития материалистической диалектики. Л., 1980, с. 7.
  93. Мировоззрение, философия, сознание. (Препринты общеинститутского семинара совета молодых ученых по проблемам мировоззрения). М., 1987.
  94. Марксистско-ленинское мировоззрение: сущность, пути формирования. Минск, 1986, с. 79, 80, 84.
  95. Мировоззрение современной России: проблема ценностей и тенденция развития. Материалы постоянно действующего регионального научного семинара. / Ред. В. П. Шалаев. -Йошкар-Ола, 1995, с. 100 / Госкомвуз России. Международный фонд «Культурная инициатива».
  96. Мировоззрение в структуре общественного сознания. Межвузовский сборник научных трудов. / Московский государ-ственныи заочный педагогическии институт. Редколлегия: А. Б. Хачатурян и др. М., 1992-
  97. Мировоззренческая направленность преподавания общетеоретических и специальных дисциплин в инженерно-техническом вузе. М., 1984, с.52−53.
  98. Мировоззренческая культура личности. Киев, 1986, с. 22.
  99. Мировоззренческие функции философии: Методические разработки к лекциям по курсу «Философия» для студентов всех специальностей. Магнитогорская государственная горнометаллургическая академия им. Г. И. Носова, составитель А. М. Арзамасцев, 1994.
  100. Мировоззренческие ориентиры мыслительной культуры. / В. Г. Табачковский, Е. И. Андрос, И. В. Бычко и др. Киев. Наук, думка, 1993.
  101. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981.
  102. В.Н., Светов Ю. И. Мировоззрение и современная картина мира. Л., 1986, с. 10.
  103. А.П., Черкассов JI.B. Общественная психология и формирование коммунистического мировоззрения. Научные доклады высшей школы. «Философские науки». М., 1975, с. 19−26.
  104. Мы для перестройки, перестройка — для нас. Беседа с Т. И. Заславской. — «Московские новости», 1 марта 1987 г.
  105. И.С. Ценности и полезность. «Философские науки», 1969, N3, с. 61,59.
  106. Научное мировоззрение и социалистическая культура. Киев, 1988.
  107. Никифоров A. JL Является ли философия наукой? // «Философские науки». М., 1989, N6.
  108. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990 — 528 с.
  109. Ю.А. Философские (методологические) семинары. Опыт работы и проблемы развития. В кн.: «Философские методологические семинары, проблемы развития». М., 1983, с. 17.
  110. B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. (Опыт анализа понятий). Д., 1978, с. 53.
  111. О понятии «философская проблема науки»: философия и наука. Рук.авт.колл. Купцов В. И., М., 1973.
  112. В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985, с. 219.
  113. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983, с. 27.
  114. Очерки по истории теоретической социолог ии 20 столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от. Г. Зиммеля к постмодернизму). М.: 1994, — 380 с.
  115. В .Д., Размолова А. А. Отношение к рабочему времени в производственных коллективах, «Социологически: исследования», 1983, N 3.
  116. Г. В. Марксистско-ленинское мировоззрение и его методологическое значение / Мировоззренческая направленность преподавания общетеоретических и специальных дисциплин в инженерно-техническом вузе. М., 1984, с. 35.
  117. А.И. О мировоззренческой направленности учебного процесса. М., 1985, с. 99.
  118. Проблемное преподавание философии в вузе. Сборник научных трудов. Свердловск, 1988.
  119. A.A. Обзор поступивших в редакцию материалов (по поводу статьи Алексеева М.Н.). Философские науки, 1980, N5.
  120. П.А. Развитие творческого мышления студентов как условие формирования их научного мировоззрения. В кн.: «Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии». М., 1983, с.43−44.
  121. В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Авторский курс в трех частях. 4.1. С.-Петербург, 1997.
  122. С.Л. Человек и мир. «Вопросы философии», 1966, N7, с. 164.
  123. А.И. Мозаичная философия, разви-?а10шегосл мира. Уфа, 1997.
  124. И.Н. О возрастаний роли человеческого фактора в развитии социалистического производства. Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М., 1985.
  125. Современный человек:-цели, ценности, идеалы. Выпуск 1. Реферативный сборник. М., 1988.
  126. Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев, 1989.
  127. A.B. «З.Фрейд: попытка реконструкции основ мировоззрения». И «Вестник Московского университета». Сер."Философия", 1989, N2.
  128. В.И. Нравственный мир советского человека. М., 1986, с. 111.
  129. А.Г. Основы философии. М., 1988, с. 29.
  130. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 269.
  131. А.Г. Мировоззрение. «Философский энциклопедический словарь». М., 1983, с. 375.
  132. Л.П. Проблемы целостности личности. (Гносеологический анализ). М., 1987.
  133. B.C. Идеалы и нормы в динамике научного поиска. В кн.: «Идеалы и нормы научного исследования». Минск, 1981, с.18−19.
  134. В.Г. Проблемное преподавание философии в вузе: вопросы методологии и методики. Автореферат канд.диссер. М., 1980, с. 11.
  135. В.Г. Мировоззренческое сознание и регуляция человеческой деятельности. // «Эвристические функции мировоззренческого сознания».--Киев,-1989, с. 8. ,
  136. Э. Первобытная культура. М., 1939, с. 202, 205. 213.
  137. О.К. Технология мышления. М., 1984, с.7−9.
  138. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960, с. 15, 27, 30.
  139. Г. А. Человеческий фактор государственного управления. журнал «Советское государство и право». 1986, N10, с. 5.
  140. П.Н. Философия и научное познание. М., 1983, с. 70.
  141. Философия и культура. М., 1987, с.77−78.
  142. Философия и мировоззрение. Критический анализ буржуазных концепций. М., 1988.
  143. Философское сознание: драматизм обновления (над чем работают, о чем спорят философы): М.: Политиздат, 1991.
  144. Формирование научного мировоззрения как комплексная проблема. Тематический сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Министерства просвещения Казахской ССР. Алма-Ата, 1987.
  145. Формирование научного мировоззрения в процессе изучения естественных и технических наук. Методические рекомендации. Киев, 1987.
  146. Формирование Культуры инженерного мг-игстгайя в процессе обучения. Тезисы докладов и выступлений на областной научно-методологической .конференции 16−18. сентября 1988 г. г.Одесса. Одесса, 1988.
  147. И.Т. Перспективы человека. М., 1985.
  148. Г. Непременное условие ускорения социально-экономического развития. «Политическое самообразование», 1985, N9.
  149. М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое миропонимание в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925 г.). «Вопросы философии», 1995, N 11, с. 119.
  150. A.M. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрения синтеза информации. М., 1993.
  151. Ценность. «Философский энциклопедический словарь». М., 1983, с. 765.
  152. А.Н. Виды мировоззрения и генезис философии. «Вестник МГУ», 1978, N4.
  153. Человек и общественное производство. М., 1988.
  154. Человек и научно-технический прогресс (тезисы выступлений слушателей VTI Всесоюзной школы молодых ученых «Философские и социальные проблемы научно-технического прогресса». Минск, октябрь 1988 г.), М., 1988.
  155. Человеческий фактор: сущность, закономерности развития и пути активизации. М., 1987, с.ЗЗЗ.
  156. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев, 1970, с. 59.
  157. Что такое философия и зачем она? Западная философия в планах своего -, местоопред^чекия // «Вопросы философии», 1985, N6, с.112−115.
  158. В.И. Методологические аспекты формирования научно-атеистического мировоззрения. «Вопросы философии», 1974, N5, с.78−89.
  159. М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971, с. 14.
  160. А. Культура и этика. М., 1973, с. 82.
  161. В.И., Иванов В. П. Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма. // «Вопросы философии», 1981, N1, с. 54.
  162. Э. Мое мировоззрение. «Вопросы философии», 1994, N9, с. 66, N10, с. 68.
  163. Г. М., Штракс М. Г. Диалектика формирования научных убеждений. М., 1985, с.78−79.
  164. В. Оправдание капитализма в западноевропейской философии. М., 1908.
  165. К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Концептуально-философский анализ. Казань, 1989, с. 54, 56, 62.
  166. А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.4, М., 1967, с. 317.
  167. Й. Категория практики в трудах К.Маркса. -«Практика и познание». М., 1973, с. 46.
  168. Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995.
  169. В.Г. Философия биологии и неопозитивизм. -«Вопросы философии», 1976, N4, с. 149.
  170. И.JI. Материалистическое понимание истории и естествознания. М., 1978, с. 169−170, 374.
  171. Е.Г. Винтик, фактор или личность? -«Философские науки», М., 1988, N2, с. 106.
  172. Р.Г. Человек в условиях ускорения социально-экономического и духовного развития страны. «Вопросы философии», 1987, N3.
  173. Dziamski S. Swiatopoglad, jego pojecie, struktura end funkcje // Podstawy marksistowskiego swiatopogladu. W — wa, 1989. S.5−25. (Мировоззрение: понятие, структура и функции).
  174. Dziamski S. Nauka end swiatopoglad//Podstawy marksistowsiego swiatopogladu. W — wa, 1989. — S.26−37. (Наука и мировоззрение. Научное мировоззрение и мировоззрение науки. Критерии научности мировоззрения).
  175. Gabriel J.M. World views and theories of international relations. New York: St. Martin'Press, 1994.-192 p.
  176. Johnstone H.W. Validity and rhetoric in philosophical argument: an outlook in transition. University Park, Pa: Dialogue Press of Man and World, 1978. — 155 p.
  177. Kearney M. World view. Novato (Calif): Chandler and Sharp, cop. 1984.-244 p.180.-K.ekes J. The nature of philoa^hy. Basil Blackwell, London, 1980. P.59.
  178. Kleinknecht R< Wissenschaftliche Philosophie, philosophiseHches Wissen und Philosophieunterricht//Ztschr. fur Didaktik der
  179. Matthewa J.B. Philosophv, а ad the Young Child. Cambridge (Mass.), London, Harvard University Press, 1980. P.21.
  180. Maciejewski Z. Uwagi for marksistowskim swiatopogladzie // Ideologia and polityka. W-wa, 1986. — N 9. — S.96−105. (Марксистское мировоззрение и его система).
  181. Nemec В. Formovat tvurci mysleni, rozvijet vedecky svetovy nazor // Nova mysl. Pr., 1987. — Roc.41, c.l. — S.37−47. (Формирование и развитие творческого мышления и научного мировоззрения).
  182. W.G.Thomas and Florian Znaniecki. The Polish Peasant in Europe and America, Boston, 1918−1920, vol.1, pp.21−22.
  183. F. «Uber die Religion», 1927. S.270.
  184. Smith F. Sakharov and Solzhenitsyn: Dissidents with a different world view // J. of social, polit. and econ.studies. -Wash., 1991.-vol.16, N4. P.469−476.
  185. Sowell Th. A conflict of visions: Ideological origins of polit. struggle. N.Y.: Morrow, 1987. — 273 p.
Заполнить форму текущей работой