Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предположение о том, что у детей с фонетико-фонематическим нарушениями в структуру дефекта входит несформированность интонационной стороны речи и своевременное выявление, изучение и коррекция интонационных затруднений будет способствовать более эффективному развитию фонематического восприятия, требовало экспериментальной проверки. Поэтому в задачи констатирующего эксперимента входило получение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ГЛАВА: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Научно-теоретичое обование проблемы формирования интонационно-фонетичойороны речи в норме и патологии
    • 1. 2. Понятие интонации ввременной лингвике
    • 1. 3. Характерика интонационных возможней детейнормальным и аномальным речевым развитием
  • 2. ГЛАВА: ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи, организация ледования и характерика ледуемых детей
    • 2. 2. Методика эериментального ледования
  • 3. ГЛАВА: ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
  • ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ
    • 3. 1. Анализ эериментальных данных коатирующего эеримента
    • 3. 2. Логопедичая работа по формированию интонационной выразительни у детейаршего дошкольного возрафонетико-фонема-тичим недоразвитием речи
    • 3. 3. Сравнительный анализстояния интонационнойороны речи у детей экспериментальной и контрольной групп (по результатам экспериментального обучения

Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития детской речи — одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов [35- 93- 102- 103- 194- 195 и др.].

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма.

В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроиз-ношения и слоговой структуры слов, лексико — грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи [76- 77- 90- 125- 154- 157- 160- 185 и др.]. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроиз-ношением.

Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ФФНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. «Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, т. е. использовать их как фонологические средства языка» [38, с.137].

Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим исследованиям, в его состав наряду с другими компонентами-физическим, звуковысот-ным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух. Каждый из составляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, определяет степень развития последнего [69].

Установлено, что даже в норме у детей 6−7 лет зачастую речевой слух оказывается недостаточно сформированным, что отражается на общем звучании речи: слишком тихое и невнятное произношение, чрезмерная быстрота речи или, наоборот, ее чрезмерная замедленность, монотонность, невыразительность [21- 67- 68- 69- 107- 108- 190].

Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В работах, характеризующих речь детей, имеющих различные речевые дефекты и посещающих специальные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что, наряду с фонетико-фонематическими нарушениями, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмом, у этих детей наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов, фразеологических оборотов, что является причиной интонационно монотонной и лексически невыразительной речи [170- 199- 200 и др.].

Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с ФФНР специально не исследовалась, фактические данные об интонационных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста малочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике. Изучение симптоматики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

В связи с этим определена проблема диссертационного исследования: каковы особенности интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонема-тическим недоразвитием и направления логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Предмет исследованияособенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: можно предположить, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешным, если:

— в процессе коррекционного обучения учитывать, что в структуру дефекта входит несформированность интонационной стороны речи;

— в системе логопедического воздействия использовать специальные приемы по формированию интонационной выразительности, основанные на развитии у детей фонематического восприятия, слухового внимания, звуковы-сотного слуха и слухоречевой памяти.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи в структуре фонетико-фонематических нарушенийпроанализировать особенности интонационного оформления высказывания у детей с акустико-фонематической дислалией и стертой формой дизартрии.

2. Выделить направления и определить содержание логопедической работы по формированию интонационной выразительности у детей в системе логопедического воздействия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи.

3. Подобрать и систематизировать дидактический и игровой материал для работы над интонационной выразительностью речи.

4. Провести экспериментальное обучение по развитию интонационных возможностей высказывания в условиях специального детского сада. Определить его эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— теоретический анализ литературы по проблеме исследования,.

— сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации,.

— комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания),.

— педагогический эксперимент,.

— обработка и обобщение полученных результатов.

Методологическую основу исследования составили положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышленияо языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей [34- 83- 91- 103]- современные научные знания о фонематической системе языка и развитии функций фонематической системы в норме и патологи, о симптоматике и структуре дефектов произносительной стороны речи [11- 12- 90- 133- 188]- теория речевой деятельности [34;

58- 91- 102- 132]- принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в разработке мало изученной проблемы, касающейся роли интонации в логопедической работе по устранению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников в период подготовки к обучению грамоте. В процессе исследования:

— теоретически обоснована необходимость тщательного изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;

— разработана и апробирована методика обследования и оценки интонационной стороны речи, выявляющая нарушения мелодики, логического и словесного ударений, эмоциональной окраски голоса, отклонения в темпо-ритми-ческой организации;

— на основании анализа выявлены особенности проявления речевого дефекта и его структуры у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, определены особенности интонационных нарушений у детей с акустико-фонематической дислалией и стертой формой дизартрии;

— выделены основные направления в работе по формированию интонационной выразительности речи у детей в системе устранения фонетико-фонема-тического недоразвития и определено содержание этой работы: формирование представлений об интонационных средствах выразительности речизнакомство с различными видами интонации, с голосовыми средствами их выражения и способами обозначенияразличение их в импрессивной и эксперссивной речиразвитие качественных характеристик голоса (высоты, силы, мелодики) и формирование умений управлять своим голосом с учетом условий общения, выработка контроля за темпоритмической организацией собственной речи.

— экспериментально проверена эффективность работы по формированию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования:

— в соответствии с результатами и выводами обследования были проведены специальные коррекционные мероприятия по формированию интонационных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, обеспечившие эффективность обучения;

— подобран и систематизирован дидактический, игровой и наглядный материал для работы над интонационной выразительностью речи, предложены методические рекомендации по его использованию, в которых нашли отражение теоретические положения диссертации;

— результаты исследования могут быть включены в содержание лекций по логопедии по теме «Преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей» при подготовке студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в практике работы специальных (логопедических) групп образовательных дошкольных учреждений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающемся на философские положения о сущности языка и его роли в развитии личностиприменением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачамдинамическим характером изучения и личным участием исследователя в проведении экспериментальной работысочетанием количественного и качественного анализа материала, изучением достаточного количества испытуемых, позволяющем сделать соответствующие выводы.

Этапы проведения исследования:

1 этап (1996;1997) — изучение и анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической литературы, постановка проблемы и определение задач исследования.

2 этап (1997;1998) — теоретическое обоснование методики экспериментального изучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.

3 этап (1998;1999) — проведение экспериментального обучения, анализ результатов контрольного эксперимента, формулирование исходных положений и выводов.

Апробация полученных результатов осуществлялась через обсуждение его положений на заседаниях кафедры логопедии МГПУ (1996;1999), посредством выступлений на конференциях молодых ученых (1999) и внедрения в практику работы специального (ортопедического) дошкольного учреждения № 1800 г. Москвы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют низкий уровень сформированности интонационной стороны речи.

2. Разработанная методика обследования обеспечивает разностороннее изучение интонационных возможностей детей как в сфере восприятия, так и воспроизведения речевого высказывания.

3. Разработанные направления и приемы коррекционного воздействия способствуют формированию интонационной стороны речи, что влияет на развитие фонематического восприятия и всего речевого слуха в целом.

4. Сформированное^ интонационной стороны речи служит предпосылкой для успешного обучения в школе.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ:

1. Разработанная методика диагностического обследования интонационной стороны речи позволила расширить представления о структуре речевого дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии и установить недостаточность в восприятии и воспроизведении основных компонентов интонации детьми с данной речевой патологией.

2. Ограниченные интонационные возможности, выявленные у подавляющего числа дошкольников, характеризуются рядом особенностей: нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения в речи, ограниченными возможностями голоса (истощение голоса, недостаточная модулированность при попытке изменить его по высоте, силе), а также некоторыми изменениями темпо — ритмической организации речи в сторону ее убыстрения или замедления.

3. Выявленные особенности интонационной стороны речи отличаются своеобразием и соотносятся с клинической формой речевой патологии. Исследованием установлено, что интонация нарушена как у детей со стертой формой дизартрии, так и у детей с акустико — фонематической дислалией. Однако, особенно интонационные нарушения выражены у детей со стертой формой дизартрии и проявляются в более грубых по количеству и качеству ошибках словесного и логического ударений, мелодических изменениях голоса, его тембральной и эмоциональной окраски.

4. Недостаточная выразительность, отсутствие эмоциональной окраски речи влияют на качество передаваемой информации, меняя ее смысл, и тем самым ограничивают коммуникативные возможности детей с речевыми нарушениями.

5. Сравнительный анализ состояния интонационной стороны речи у детей экспериментальной и контрольной группы по окончании специального обучения показал, что без коррекционного воздействия самостоятельно дошкольники не овладевают интонационными умениями.

6. Дети с фонетико-фонематическими нарушениями нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи. В системе коррекционного обучения необходимо использовать приемы по формированию интонационных умений и навыков, которые повышают эффективность всего коррекционного процесса.

7. Проведение специальных занятий по развитию интонационной стороны речи повышает продуктивность коррекционного обучения, позволяет не только преодолеть недостаточность фонематического развития, но и создать качественно новые предпосылки для формирования личности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение специальной литературы по проблеме фонетико-фонематических нарушений речи и анализ результатов проведенного исследования позволили сделать следующее обобщающее заключение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Цель настоящего исследования состояла в изучении особенностей интонационной стороны речи у детей с ФФНР и в определении основных направлений по ее формированию в системе коррекционного воздействия.

Интонация рассматривалась как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Выделение круга нерешенных вопросов по проблеме преодоления фонети-ко-фонематических нарушений позволило разработать основные направления исследования фонематического восприятия и интонационной стороны речи у детей с данной речевой патологией.

Предположение о том, что у детей с фонетико-фонематическим нарушениями в структуру дефекта входит несформированность интонационной стороны речи и своевременное выявление, изучение и коррекция интонационных затруднений будет способствовать более эффективному развитию фонематического восприятия, требовало экспериментальной проверки. Поэтому в задачи констатирующего эксперимента входило получение данных об уровне сформированности интонационных характеристик речи (мелодики, ударения, тембра, темпо-ритма) у детей с ФФНР. Полученные данные соотносились с соответствующими результатами исследования интонационной стороны речи у детей с нормальным речевым развитием.

Проведенное исследование показало, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, наряду с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, процессов звукового анализа, наблюдается недостаточность в восприятии и воспроизведении интонационных средств выразительности речи. Дошкольники испытывали трудности при выделении предложений с заданной интонацией среди предложений других мелодических типов, большинство из них не дифференцировали предложения одинакового лексического состава, отличающиеся интонационным оформлением. При воспроизведении фраз с заданным мелодическим рисунком наиболее сохранным был процесс повторения предложений вслед за экспериментатором. Преобразование предложений, воспроизведение их по образцу и самостоятельное произнесение, вызывало заметные трудности, а часто было вовсе недоступно детям. При этом лучше удавалась имитация повествовательных предложений. Ошибки возникали при произнесении фраз с вопросительной и восклицательной интонацией.

Исследованием было выявлено, что, несмотря на общее заключение ФФНР, у детей с акустико-фонематической дислалией и стертой формой дизартрией, составивших исследуемую группу, нарушения в интонационном оформлении речи были различны. Так, дошкольники с дислалией лучше воспроизводили фразы с нужной интонацией, меньше допускали ошибок в употреблении ударений (словесного и логического), у них чище, ярче, звонче и модулированней был голос, что позволяло изменять его по высоте, силе, протяженности. Поэтому дети с дислалией более уверенно и свободно пользовались в собственной речи интонационными средствами выразительности, чем дети со стертой формой дизартрии. В дальнейшем, в процессе обучения, они намного легче и в более быстрые сроки овладевали возможностями интонационного оформления своей речи.

Голосовые нарушения у дошкольников со стертой формой дизартрии были обусловлены нечеткой артикуляцией, слабостью дыхательной мускулатуры, а иногда и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушались все характеристики музыкальности речи. Исследование тембра голоса выявило у многих детей его назализованность. В большинстве случаев назальный оттенок голоса был обусловлен паретическим состоянием мягкого неба.

Анализ экспериментальных данных в группе детей со стертой формой дизартрии позволил выделить у них некоторые особенности владения голосовыми возможностями. У одних они характеризовались отсутствием умения придавать своему голосу различную интонационную окраску, у других — истощением голосовой функции. Поэтому задания на произвольное воспроизведение предложений различных интонационных типов, на употребление в речи логического и словесного ударения и особенно задания на изменение окраски голоса, в соответствии с заданной ситуацией и условиями общения, вызывали у них заметные трудности, а часто и вовсе были недоступны.

Процесс слуховой дифференциации интонационных характеристик речи у детей с дислалией и стертой дизартрией расхождений не показал и зависел от уровня развития фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Состояние звукопроизношения при этом не играло столь существенной роли. Так, при относительно небольшом нарушении звукопроизношения мог иметь место довольно низкий уровень восприятия и воспроизведения мелодики, ударения, эмоциональной окраски голоса, изменений темповой организации высказывания или, наоборот, эти же характеристики могли хорошо восприниматься и воспроизводиться детьми с самыми тяжелыми нарушениями звукопроизношения.

Исследованием было выявлено, что у дошкольников с ФФНР имеются определенные нарушения восприятия и воспроизведения ритма (акцентированного и неакцентированного) и слогоритмических структур.

Изменения в темпо-ритмической организации речи в сторону ее ускорения или, наоборот, замедления были также в большей степени выражены у дошкольников со стертой формой дизартрии. Часто дети не контролировали себя, говорили в ускоренном или, наоборот, в замедленном темпе, не видели недостатков собственной речи. Это усугубляло ее общую смазанность, невнятность и невыразительность. В дальнейшей логопедической работе с этими детьми применялись специальные приемы по формированию нормального темпо-ритма, вырабатывалась способность произвольно изменять его в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Было выявлено, что интонационное оформление устной речи определяется еще и личностными особенностями детей, их темпераментом, состоянием эмоциональной сферы.

Результаты экспериментального исследования показали, что у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием имеются нарушения интонационной стороны речи. В соответствии с этим определены основные направления логопедической работы.

Логопедическая работа осуществлялась по двум направлениям и включала в себя: 1) коррекцию звукопроизношения, фонематического восприятия, формирование языкового анализа и 2) формирование интонационной выразительности речи.

В процессе обучающего эксперимента реализация этих направлений осуществлялась комплексно и системно. На каждом логопедическом занятии определялся комплекс задач как по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия, слухового внимания, так и по отработке интонационных характеристик речи.

Логопедическая работа строилась последовательно, переход с этапа на этап осуществлялся по мере овладения дошкольниками необходимыми умениями и навыками. На начальном этапе основное место в коррекционной работе отводилось выработке произвольных артикуляционных и мимических движений, развитию голосовой и дыхательной мускулатуры. Тогда же дошкольники получали общие представления об интонационных средствах выразительности речи.

На основном этапе закреплялись навыки, полученные на подготовительном этапе. Проводилась работа по постановке и закреплению в речи нарушенных звуков, а параллельно с ней — работа по развитию фонематического восприятия, формированию навыков языкового анализа и синтеза. Одновременно осуществлялось, усвоение интонационных характеристик речи (сначала в импрессивной, а затем в экспрессивной речи). Формирование интонационной выразительности проводилось на основе воспитания у дошкольников внимания к речи окружающих и собственной речи.

Параллельно с этой работой предусматривалось проведение логоритмиче-ских занятий, целью которых было развитие музыкального, звуковысотного, тембрового и динамического слуха, слухового внимания, чувства ритма, мимики, темпо — ритмической организации речи и движений.

Проведенный обучающий эксперимент подтвердил эффективность разработанных направлений логопедической работы по отработке интонационной выразительности речи в системе преодоления фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников на этапе подготовки их к обучению грамоте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. -М.: Просвещение, 1973. — 150с.
  2. .Г., Сорокина А. И. Подготовительный период в 1-м классе и формирование готовности детей к обучению. М.: изд-во АПН РСФСР, 1955.-47 с.
  3. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  4. Н.М. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста: автореф. дисс канд. филол. наук. М., 1977. — 24 с.
  5. В.А. Речевая интонация /Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196−213.
  6. В.А. Психология речевой интонации /Интонация и просодия. Лекции к спецкурсу, ч.1 М., 1976. — 79с.
  7. Э.А. О физиологических механизмах реализации логических ударений /Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М. — Л.: Наука, 1966.-С. 18−30.
  8. Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе //Вопросы логопедии /Под ред. Ф. А. Самсонова, С. Н. Шаховской М.: МГПИ, 1978.-С. 15−27.
  9. К.К. О просодических единицах речи /Экспериментальная фонетика. Минск, 1972. — С. 3 — 17.
  10. Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей /Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. — С. -10 — 47.
  11. В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуковой стороны речи //Вопросы психологии. М., 1977. — № 2. — С.105−113.
  12. В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми //Дефектология, 1981. № 3. — С. 29 — 38.
  13. Л.И., Дьякова Е. А. Заикание. М.: ЧП Секачев В. Ю., 1 998 304 с.
  14. JI.И., Романчук И. З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи /Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /Под ред. Л. И. Беляковой М.: МГПИ, 1989.-С. 116−122.
  15. И.Я. О русской речевой интонации /Уч. Записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т.89. — Вып. 6. — М., 1956. — С. 3 — 13.
  16. Л. Просодические характеристики речи и методы их анализа. -М., 1970. 74 с.
  17. Н.Е. Работа над звуковой стороной речи /Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд. испр. и доп. — М., 1991 — С. 63−89.
  18. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.176 с.
  19. Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. -Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983. 119 с.
  20. Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией /Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. Минск, 1987. — С. 97 -101.
  21. P.M., Левина Р. Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте /Советская педагогика, 1938. № 6 — С. 144−153.
  22. А. И. Петров Е.П. Новые данные о состоянии слухового анализатора новорожденных детей и детей раннего грудного возраста //Тр. 1 науч. конфер. По возрастной морфологии и физиологии АПН РСФСР, М., 1954. С. 6372.
  23. Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970. С. 167 — 193.
  24. Е.А. Интонация /Русская грамматика. Т.1 — М., 1963. -306 с.
  25. Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание. 1970. — № 4. — С. 36 — 41.
  26. Д.К. Нарушения голоса у детей. М.: Медицина, 1990. — 448с.
  27. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.- 157 с.
  28. Н.Ф., Ушакова О. С. Связная речь /Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина-М., 1976-С. 116−147.
  29. Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии, 1965. № 3. — С. 60 — 69.
  30. Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. РГПУ -Спб: Образование, 1992. — 71 с.
  31. Е.К. О слуховом контроле речи /Доклады АПН РСФСР № 4 -1962. — С. 87−90.
  32. А.И. Грамота в детском саду М.: Просвещение, 1965.
  33. Л.С. Мышление и речь.- М.-Л.: Госиздат, 1934.
  34. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  35. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. /Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966.-С. 236−277.
  36. А.Н. О фонологических средствах русского языка. М. — Л., 1949. — 167 с.
  37. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  38. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера, М.: Педагогика, 1976, — 256 с.
  39. М.Г. К вопросу распознавания и предупреждения дислалий у детей младшего школьного возраста /Учебно-воспитательная работа в специальных школах. 1957. — Вып. № 3. — С. 102−111.
  40. М.Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. -Чебоксары, 1980.
  41. М.С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М.: Медгиз, 1956. — 163с.
  42. .М. Дислалия. М., 1989.
  43. М.П., Кожевников В. А. Дыхание и речь /Физиология дыхания. Л.: Наука, 1973. — С. 287 — 295.
  44. Г. А., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псев-добульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М., 1978. — С. 27 — 37.
  45. Гуро-Фролова В. Г. Работа над выразительными средствами речи //Начальная школа, 1991. № 2. — С. 24.
  46. Детский голос /Под ред. В. Н. Шацкой М.: Педагогика, 1970. — 342 с.
  47. Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1 987 160 с.
  48. М.Н. Об изучении интонационных особенностей некоторых видов речевых высказываний. //Экспериментальная фонетика. Минск., 1972. — с. 37−41.
  49. Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М.: Учпедгиз, 1953.
  50. Т.В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте /Развитие детского голоса /Под ред. В. Н. Шацкой М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 196−204.
  51. Л.Н. Формирование речи у дошкольников с речевыми нарушениями. 2-е изд., перераб. М., 1985.
  52. Л.Н., Шаховская С. Н. Преемственность коррекционных и учебных задач в логопедической работе при нарушениях письменной речи учащихся /Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987.
  53. JI.H., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. — 205 с.
  54. Е.С. Связная устная речь младших школьников /Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1970. — С. 26 -39.
  55. Н.И. Психологические основы развития речи /В защиту живого слова. -М., 1966.-С.5 -25.
  56. Н.И. Механизмы речи. М.: Медицина, 1967. — 370 с.
  57. Н.И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи //Вопросы психологии, 1978. № 4. — С.73 — 83.
  58. Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск: Нар. асвета, 1992. — 70 с.
  59. Л.Е., Элысонин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста /Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.-С.213 -227.
  60. А.В. Формирование восприятия у дошкольника. М., 1968.
  61. А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. М.: Педагогика, 1986. — 172 с.
  62. И.А. Речь как интермодальный процесс /Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. М., 1976. — С. 55 — 67.
  63. Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
  64. Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте.: ав-тореф. канд. пед. наук, 1995.
  65. С.В. Речевой слух и выявление степени его развития у дошкольников //Дошкольное воспитание, 1966. № 12. — С. 62 — 65.
  66. С.В. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970.96с.
  67. А.Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе /Из опыта логопедической работы. М., 1953. -С. 5 — 29.
  68. М.В. Коррекционно воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами /Очерки попатоло-гии речи и голоса. — М., 1967. — № 3. — С. 214 — 223.
  69. Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М., 1950.
  70. И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартри-ческих расстройств //Дефектология, 2000. № 1. — С. 24 — 26.
  71. Т.А. К вопросу об интонации и грамматике /Законы семантического развития в языке. М., 1961. — С. 34 — 39.
  72. Н.И. Развитие высшей нервной деятельности ребенка. /Многотомное руководство по педиатрии Т.1. — М.: Медгиз, 1960. — С. 252−280.
  73. Г. А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста //Специальная школа, 1965. № 4. — С. 6 — 12.
  74. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  75. Л.А. Эволюция мимической психомоторики /Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии /Под ред. Л. А. Квинта. Харьков, 1931.
  76. А.В., Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. Обучение грамоте. М.: Просвещение, 1972.
  77. В.А. Комплексный подход к диагностике и коррекции стертой формы дизартрии /Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. Материалы конференции 20 22 марта, МПГУ, 1996.-С. 17−18.
  78. ТС. Преодоление заикания у дошкольников с учетом мелодики и темпа их речи : автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1990.
  79. М.М., Рудина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый иг-ротренинг. Спб: ИД «МиМ», 1998.- 192 с.
  80. П.Ф. Философские проблемы языка //Философия и современность. М., 1971.
  81. Е.Г., Минашина B.C. Особенности фонематических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению /Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. -С. 82 — 99.
  82. А.Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии у детей /Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. Спб, 1992. — С.45 — 53.
  83. Коррекционно педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред Ю. Ф. Гаркуши. — М.:ЧП Секачев В. Ю., 1999. -143 с.
  84. О.Ф. Об акцентной функции мелодики /Интонация: Киев, 1978.-С. 119−143.
  85. О.Н. Функционирование синтагм, как семантика синтаксической и ритмико-интонационной единицы в разговорной и художественной речи. -М., 1989.
  86. Т.А. Развитие речи учащихся (о приемах подготовки к устным и письменным высказываниям). М.: Учпедгиз, 1960.
  87. Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма //Специальная школа. М., 1963. — Вып. 1. — С. 62 — 65.
  88. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  89. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева, М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  90. Н.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1986.
  91. А.Ф. О развитии речевого слуха учащихся в процессе обучения русскому языку //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена А. И. Т.224. — Л., 1961.
  92. Л.В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985. С. 95−100.
  93. Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии /Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. С. 82−88.
  94. Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии /Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. С. 33−37.
  95. Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений зву-копроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: автореф. дис. канд. пед. наук., 1989.
  96. Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» /Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушения речи. Л., 1989. С 93−98.
  97. Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Спб., 1994 — С. 3−8, 36−42.
  98. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка /Вопросы психологии № 5 — 1958. — С. 3 — 17.
  99. А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М., 1961.- 150 с.
  100. А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 1963. 479 с.
  101. М.Е. Связная устная речь младших школьников на материале картин /Речевое развитие младших школьников /Под ред. Н. С. Рождественского. -М.: Просвещение, 1970. С. 40 — 54.
  102. С.И. Работа над интонацией как средством выражения смысла //Русский язык в школе. М., 1989 — № 4. — С.41 — 43.
  103. А.А. Очередные вопросы подготовки детей к школе //Дошкольное воспитание, 1973. № 4. — С. 6.
  104. А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1989.
  105. А.И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи /Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. -С. 50 — 90.
  106. И. Фониатрия. М.: Медицина, 1987.
  107. М.А., Александрян Э. А. Роль интонации в развитии речи ребенка //Исследования языка и речи. Уч. записки МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1971. -Т.60.
  108. И. Об исследовании пауз в речи //Ученые записки Тартусского ун-та. Тарту, 1979 — Вып. 505. — С. 118 — 128.
  109. А.А. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Совещание-семинар по вопросам спец. обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964.
  110. А.К. Формирование обобщенного умственного действия зву-коразличения в процессе овладения грамотой /Докл. АПН РСФСР, 1958. С. 61 -64.
  111. Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией /Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. — С. 79−92.
  112. Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии /Очерки по патологии речи и голоса. М.: Учпедгиз, 1963 — № 2. — С. 34 -48.
  113. Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дис-лаликов и дизартриков //Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967 — № 3. — С. 98−111.
  114. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  115. Материалы для занятий по фонетике и интонации. М., 1971. — 68 с.
  116. М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976.-288 с.
  117. Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии //Вопросы дефектологии, 1964. № 219. — С. 59−72.
  118. Л.В. Дифференциация дислалий /Очерки по патологии речи и голоса, 1967, — № 3.-С. 77−98.
  119. Митринович-Моджевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава, 1965. С. 268 — 345.
  120. B.C. Детская психология. М., 1985.
  121. И.П. К функциональной характеристике слухового анализатора ребенка 1-х месяцев жизни: автореф. дис. кан. психол. наук, 1956.
  122. Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников /Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М.: Просвещение, 1965. — С. 46−67.
  123. Р.И. Развитие фонематического слуха //Дошкольное воспитание, 1968. № 5. — с. 84 — 87.
  124. Т.М. Языковые функции интонации и ее лингвистический статус //Вопросы фонологии и фонетики. М., 1971. — С. 169 — 175.
  125. Т.М. О существующих принципах отбора речевого материала при изучении интонации //Русская разговорная речь. Саратов, 1970. — С. 33 -39.
  126. Н.Д. О детском голосе. М.: Просвещение, 1966.
  127. Н.Д., Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: Музыка, 1972.
  128. Основы теории и практики логопедии под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
  129. Основы теории речевой деятельности /Отв. ред. А. А. Леонтьев М.: Наука, 1974. — 368 с.
  130. В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте //Труды ЛГПИ им. Герцена, 1946. Т. 3. — С. 44 — 52.
  131. О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 1998.
  132. А.Н. Интонация и грамматика. /Известия по русскому языку и словесности. JL, 1928. — Т. 1. — С. 456 — 476.
  133. М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. М.: Медгиз, 1962. — 164 с.
  134. Понятийно терминологический словарь логопеда /Под ред.
  135. B.И.Селиверстова. М.: «Владос», 1997. — 400 с.
  136. П.С. О логическом ударении //Вопросы языкознания, 1961. № 3. — С. 87.
  137. Пособие по развитию языковой, символической и ритмической способности /Под ред. Л. П. Носковой М.: Просвещение, 1994. — 108 с.
  138. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  139. Pay Е. Ф. Система работы по устранению недостатков речи /Под ред. Я. В. Неймана М.: Просвещение, 1965. — 88 с.
  140. Речь, артикуляция и восприятие /Под ред. Л. А. Чистович. М. — Л., 1965.
  141. Ритм и звуки (учебные задания для коррекции звуков и отработки ритма русской речи) Л., 1978.
  142. Н.С. К проблеме развития речи /Речевое развитие младших школьников /Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970.1. C. 10−18.
  143. С.Л. К психологии речи //Уч. записки ЛГПИ им. Герцена. -Т.35, 1941.
  144. Я.Т. Берегите голос М.: Знание, 1974. — 60 с.
  145. М.А. Некоторые приемы воспитания кинестетического самоконтроля при исправлении недостатков звукопроизношения /Методы коррекции звуковой стороны речи у детей /Под ред. Р. Е. Левиной Киев, 1979.- С. 62−74.
  146. Н.Д. Реализация мелодических тиопв в словах различной ритмической структурры //Иностранные языки в школе, 1970. № 3. — С.20 — 28.
  147. Е.В. Восприятие интонации: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М, 1952.
  148. К.А. Детские церебральные параличи. -М.: Медицина, 1968.259 с.
  149. О.А., Симонов Т. В., Цветкова JI.C. Методика изучения восприятия признаков эмоционального состояния человека //Журнал высшей нервной деятельности, 1978. Т. 28. — № 2.- С. 415.
  150. Э.К. О дыхании при фонации /Развитие детского голоса. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 52 — 53.
  151. Е.Ф. Недостатки произношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления /Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 59 — 95.
  152. Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их преодоления /Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 59 — 97.
  153. Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития /Недоразвитие и утрата речи. М., 1985. — С. 3−13.
  154. Ф.А., Ушакова О. С. Обогащение речи старшего дошкольника /Подготовка детей к школе в семье. /Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. — С. 64−83.
  155. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи /Под ред. Р. Е. Левиной. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957.
  156. Е.Б. Гигиена речевого голоса. Л.: изд-во Ленингр. Гос. ин-та культуры им. Н. К. Крупской, 1974. — 23 с.
  157. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: Межвуз. сб. гауч. тр. /Редкол.: Белякова Л. И. (отв. ред.), Гуменная Г. С., Лаврова Е.В.-М., 1991.
  158. О.А. Функциональная дислалия //Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
  159. О.А. Дизартрии /Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Медицина, 1969. С. 144 — 155.
  160. О.А. Особенности формирования ритмической и звуко-слоговой структуры речи у учащихся 1- 2-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.-С. 73 — 80.
  161. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни //Вопросы психологии, 1968. № 3. С. 94 -101.
  162. Тонкова-Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмов речи. /Учен. Зап. МГПИИЯ, Т. 60. М., 1971. — С. 9.
  163. И.Г. Определение языковых функций компонентов интонации. М&bdquo- 1967. — 179 с.
  164. И.Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации //Иностранные языки в школе. 1976. — № 2. — С. 24 — 30.
  165. Н.И. К вопросу об особенностях слуховой функции при нарушении деятельности коркового отдела слухового анализа /Тез. Докл. V совещания по вопросам восприятия речи. Л., 1956.- С. 17 — 19.
  166. Н.С. Основы фонологии. Пер. с нем. А. А. Холодовича. По-слесл. А. А. Реформатского. М.: изд-во иностр. лит., 1960. — 372 с.
  167. Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями //Дефектология, 1995. № 2. — С. 53−57.
  168. А.С. Наши дети говорят правильно. Л., 1966.
  169. А.С. Воспитание звуковой культуры у детей /Обучение грамоте в детском саду. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.
  170. Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  171. В.И. Состояние голоса у дошкольников с речевой патологией: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.
  172. К.А. Онтогенез речи и интонация //Вестник Санкт-Петербургского ун-та, 1992 Вып. 4. — Сер. 2. — С. 28 — 34.
  173. Т.Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
  174. Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.
  175. Т.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе /Под ред. В. В. Виноградова, М.: изд-во АПН РСФСР, 1962. — 447 с.
  176. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981 — 182с.
  177. М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1961.
  178. Т.П., Ерофеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  179. Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. -М.: Русский язык, 1982. 207 с.
  180. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
  181. Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи //Методы обследования нарушений речи у детей. М., 1982. С. 5 -18.
  182. Г. В. О речедвигательных нарушениях /Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965. — С. 99 — 104.
  183. Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией //Дефектология, 1973. № 4. — С. 54 — 50.
  184. Л.А. Психоакустика и вопросы теории восприятия речи /Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970. — С. 55 — 134.
  185. Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте /Известия АПН РСФСР, 1948 Вып. 64. — С. 83 — 110.
  186. Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии //Дошкольное воспитание, 1998. № 3, С. 77−81.
  187. А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка. /Начальная школа, № 1, 1984. С. 67 — 71
  188. Т.В. К вопросу об интонации русской разговорной речи //Русская разговорная речь, 1970. С. 47 — 55.
  189. Я.В. Фонетика французского языка. М., 1955. -С. 133.
  190. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1959.
  191. Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению /Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду /Тез. Всесоюзн. Науч. конф. М., 1971.- Ч.1.- С. 6−7.
  192. Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника //избр. психол. тр. -М., 1989.
  193. Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. Д.: ПросвещЕНИЕ, 1968.
  194. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.- 320 с.
  195. О.И. Становление интонационной системы детей младшего дошкольного возраста /Становление речи и усвоение языка ребенком. М., 1985. -С. 33 -46.
  196. А.В. Роль коммуникативной функции интонации при формировании речи у детей с ОНР //Тезисы докладов 4-й науч. сессии по вопросам дефектологии. М., 1962.
  197. А.В. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с ОНР //Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школах для детей с ТНР. М., 1964. — С. 40−44.
  198. Becker R. Zur Problematik der Fruhbehandlung sprachgestorter Kinder unter besonderer Berucksichtigung der Motorik. Inauguraldiss. Berlin, 1957.
  199. Essen V.O. Allgemeine und angewandte Phonetik.: Akademie-Verlag. Berlin, Ш1.
  200. Schilling R. Das kindljche Sprechvermogen Freiburg, 1956.
  201. Seifert U.M. Ermittlung musikalischer Fahigkeiten bei Sprachung Stimmgestorten. Die Sosch., 1967. H. 2.
Заполнить форму текущей работой