Совершенствование методов прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах
Изучены мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности существующей железнодорожной сети малоосвоенных районов. Установлено, что одним из наиболее эффективных мероприятий по усилению провозной способности в этих районах следует считать увеличение массы грузовых поездов. Определены значения средней массы грузовых поездов, до которых целесообразно их повышение при пропуске… Читать ещё >
Содержание
- 1. Постановка задачи и цели исследования
- 1. 1. Железные дороги как одна из важных составляющих транспортной системы
- 1. 2. Объект исследования
- 1. 3. Анализ научных исследований по проблеме прогнозирования развития сети железных дорог
- 1. 4. Цели и задачи исследования
- 2. Особенности развития сети железных дорог в малоосвоенных районах
- 2. 1. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие сети железных дорог в малоосвоенных районах
- 2. 2. Усиление мощности существующей сети железных дорог региона
- 2. 3. Развитие сети железных дорог при освоении очагов природных ресурсов малоосвоенного региона
- 2. 4. Экспертная оценка вариантов прогнозирования развития топологии сети
- 2. 5. Выводы и результаты по главе 2
- 3. Методика прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах
- 3. 1. Основные положения методики
- 3. 2. Теоретическое обоснование методов и принципов разрабатываемой методики
- 3. 3. Прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах
- 3. 4. Выводы и результаты по главе 3
- 4. Практическая реализация методики прогнозирования развития сети на примере полигона железных дорог Дальневосточного региона
- 4. 1. Формирование топологии полигона сети железных дорог
- 4. 2. Формирование информационной базы при прогнозировании развития сети
- 4. 2. 1. Структурная схема и технические параметры элементов полигона
- 4. 2. 2. Вероятность осуществления параметра технической эффективности
- 4. 2. 3. Доминирующая последовательность параметров технической и экономической эффективности
- 4. 3. Прогнозирование развития сети железных дорог
- 4. 4. Результаты прогнозирования развития сети железных дорог
Совершенствование методов прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное положение России и становление ее как одного из ведущих центров многополярного мира должно опираться на устойчивое экономическое развитие, основанное на дальнейшей структурной перестройке экономики и интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений.
Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала. Геополитическое положение России между двумя динамично развивающими мировыми центрами деловой активности — Европой и Азией — предопределяет ее особую роль в обеспечении евроазиатских связей.
Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. В настоящее время мощный транзитный потенциал России используется недостаточно.
Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей европейские и азиатские страны приступили к формированию системы международных транспортных коридоров (МТК). Благодаря своему географическому положению, Россия является стратегическим партнером в данном проекте, а железнодорожному транспорту, как наиболее массовому, отводится ключевая роль.
Особого внимания заслуживает строительство железных дорог в районах освоения природных ресурсов, т.к. в сложных природно-климатических условиях железнодорожный транспорт является надежным и в итоге более дешевым видом транспорта. В отличие от западных территорий, железнодорожная сеть востока страны недостаточно развита. Необходимость ее развития отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации. Поэтому исследования по данной тематике являются актуальными.
Одним из перспективных регионов для таких исследований является Забайкалье и Дальний Восток нашей страны. Этот регион ещё в 2000 году Правительство России, характеризуя свою региональную политику, отметило среди четырех приоритетных районов [45].
Исследования по развитию сети железных дорог данного региона, как и других малоосвоенных районов, представляются важными по следующим соображениям.
Во-первых, по своему географическому положению, соответствующему геополитическим и стратегическим интересам страны. Для России стратегически важно повышение обороноспособности восточных территорий. Железные дороги в этом отношении — надежный способ доставки сил быстрого реагирования. Регион граничит со странами Азиатско-тихоокеанского региона, потенциальными потребителями/отправителями грузов мирового товарообмена.
Во-вторых, имеются две крупнейшие широтные магистралиТранссибирская и Байкало-Амурская. В формируемой системе МТК на территории России панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора «Транссиб» Берлин (Германия) — Варшава (Польша) — Минск (Белоруссия) — Москва — Екатеринбург — Владивосток/Находка. Приведение технического оснащение железнодорожной сети российской составляющей этого коридора к международным нормам — приоритетная задача.
В-третьих, из-за крупнейшего сырьевого потенциала данного региона. На территории региона сосредоточены стратегически важные запасы природных ресурсов, разработка которых возможна лишь при развитой транспортной системе. Железнодорожному транспорту в этом вопросе отводится ключевая роль.
В-четвертых, территория региона мало освоена. Несмотря на огромный стратегический, географический и сырьевой потенциал, территория региона не используется в экономике России. Развитая железнодорожная сеть — основа стабильного удовлетворения потребностей в материально-техническом обеспечении и транспортных услугах данного региона.
Для более полного использования преимуществ географического региона, обеспечения возрастающих объемов внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной системе необходимо формирование и планомерное развитие сетей железных дорог, как основной составляющей российской части МТК, а также как важных элементов создаваемой международной евроазиатской транспортной инфраструктуры. При этом особую значимость получают вопросы прогнозирования развития сети железных дорог, в том числе и в малоосвоенных районах, чему и посвящена данная работа.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В первой главе проведена постановка задачи, определены проблемы, цели и задачи исследования. Во второй главе рассмотрены особенности развития сети железных дорог в малоосвоенных районах, исследованы основные факторы, оказывающие влияние на развитие сети железных дорог в таких районах. В третьей главе излагается методика прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах. Практическая реализация методики прогнозирования развития сети на примере полигона железных дорог Дальневосточного региона приведена в четвертой главе.
Заключение
.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования и усиления железнодорожной сети в малоосвоенных районах, для которых особенно важным представляется научно-обоснованное прогнозирование развития сети дорог с учетом условий, характеризующих эти территории.
В диссертации получены следующие результаты.
1. Выполнен анализ научных и проектных работ по вопросам развития сети железных дорог, в том числе в малоосвоенных районах. На основе этого определены наиболее важные направления исследований по данной проблеме и выявлены задачи диссертации.
2. Рассмотрен геополитический и природно-ресурсный потенциал территории Забайкалья и Дальнего Востока России в отношении существующего состояния и потребности в развитии транспортной сети региона.
3. Исследованы основные факторы, оказывающие влияние на развитие сети железных дорог в малоосвоенных районах.
4. Изучены мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности существующей железнодорожной сети малоосвоенных районов. Установлено, что одним из наиболее эффективных мероприятий по усилению провозной способности в этих районах следует считать увеличение массы грузовых поездов. Определены значения средней массы грузовых поездов, до которых целесообразно их повышение при пропуске тяжеловесных и сдвоенных поездов.
5. Разработана методика прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах, которая включает три основных этапа:
— на первом формируется перспективное начертание сети железных дорог: определяются возможные варианты начертания сети и производится их многокритериальная оценка;
— на втором создается информационная база для решения задачи прогнозирования развития сети;
— на третьем осуществляется технико-экономическая оценка и выбор варианта развития сети железных дорог.
6. Для прогнозирования развития сети железных дорог в малоосвоенных районах предложено использовать теорию графов, что позволяет представить сеть железных дорог в виде сложной структуры, приведение которой к эквивалентному элементу и дает возможность решить поставленную в диссертационном исследовании задачу. Дано определение параметров технической и экономической эффективности, используемых при прогнозировании развития сети железных дорог.
7. Разработанная методика использована при прогнозировании развития сети железных дорог Дальневосточного региона.
Список литературы
- Автоматизированная система плановых расчетов на транспорте / Под ред. Б. С. Козина и И. Т. Козлова. М: Транспорт, 1981. — 400 с.
- Анисимов, Вл.А. Принятие решений по увеличению мощности железнодорожного направления с учетом надежности функционирования его элементов: дис.канд. тех. наук: 05.22.03 / Вл.А. Анисимов. Хабаровск, 1993. — 215 с.
- Анисимов, Вл.А. Теория и практика проектирования развития региональной сети железных дорог с учетом изменения облика и мощности станций и узлов / Вл.А. Анисимов // Автореферат дис. д-ра техн. наук -Хабаровск: 2005 48 с.
- Арсенов, В.И. Оценка вариантов развития транспортной сети с помощью линейного программирования / В. И. Арсенов // Труды ИКТП при Госплане СССР. Москва, 1967. — вып. 3. — С. 5−20.
- Барлоу, Р. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность / Р. Барлоу, Ф. Прошан. М.: Наука, 1984. — 327 с.
- Надежность технических систем / Под редакцией И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985. — 608 с.
- Батурин, А.П. К вопросу о распределении грузопотока на параллельных ходах / А. П. Батурин // Тр. МНИТ. вып.469. — М: МИИТ, 1975. -С. 76−100.
- Батурин, А.П. Комплексное решение задачи распределения грузопотоков и усиления пропускной способности линий полигона / А. П. Батурин // Тр. МИИТ. М.: МИИТ, 1976. — вып.537. — С. 17−35.
- Ю.Батурин, А. П. Математическая постановка задачи развития сети железных дорог / А. П. Батурин // Тр. МИИТ. М.: МИИТ, 1990. Вып. 842. -С. 75−89.
- Батурин, А. П. Теория выбора оптимального развития технического оснащения сети железных дорог: дисс. д-ра техн. наук / А. П. Батурин. -Москва, 2000- 131 с.
- Бирюкова, Г. Ю. Совершенствование методов поддержки принятия решений при проектировании железных дорог: дисс. канд. тех. наук. / Г. Ю. Бирюкова. М., 2005. — 158 с.
- Благоразумов И.В. Оптимизация распределения грузопотоков между параллельными ходами при организации скоростного движения пассажирских поездов / И. В. Благоразумов, Л. И. Алехин. JL: ЛИИЖТ, 1986. — 14 с. (Рукопись деп. в ЦНИИТЭИ МПС 30.05.86).
- Благоразумов, И.В. Обоснование этапности усиления мощности двухпутных грузонапряженных железных дорог: дисс. канд. тех. наук: / И. В. Благоразумов. JL, 1987. — 194 с.
- Бучкин, В. А Оптимизация грузопотоков по транспортной сети при дискретном распределении затрат на усиление ее звеньев / В. А. Бучкин // Совершенствование проектирование трассы железных дорог: Меж-вуз. сб.науч.тр. М.:МИИТ, 1984. — Вып.771. — С. 30−33.
- Бучкин, В. А Распределение грузопотоков на транспортной сети задача оптимального управления / В. А. Бучкин // Технико-экономическая эффективность проектных решений железных дорог: Межвуз. сб.науч.тр. — М.-МИИТ, 1982. — Вып.715. — С. 95−97.
- Быков, Ю.А. К вопросу размещения поселков при проектировании железных дорог в малоосвоенных районах / Ю. А. Быков, И.Г. Переселен-кова // Совершенствование проектирования трассы железных дорог: Межвуз. сб.науч.тр.-М.:МИИТ, 1984. -Вып.750. С. 34−41.
- Быков, Ю.А. Теория и практика прогнозирования облика и мощности новых железных дорог: дисс. док. тех. наук / Ю. А. Быков. М., 1999. -332 с.
- Быков, Ю.А. Проблемы проектирования облика и мощности новых железных дорог и пути их решения (системный подход). Монография / Ю. А. Быков, С. М. Гончарук. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. — 239 с.
- Быков, Ю.А. Прогнозирование параметров технической эффективности железнодорожного полигона / Ю. А. Быков, К. А. Кирпичников // Мир Транспорта. -М.: 2004. № 4. — С. 16−21.
- Вопросы развития транспортной сети. Труды ИКТП. Вып. 1,3,9,19,31. 1966, 1967, 1968,1970, 1972.
- Гавриленков, А.В. Основы теории принятия решений в проектировании железных дорог: дисс. д-ра тех. наук: 05.22.03 / А. В. Гавриленков М, 1989.-379 с.
- Гавриленков, А.В. Живучесть железнодорожных узлов / А.В. Гаври-ленков, В. А. Лупин // Железнодорожный транспорт. Серия «Строительство. Проектирование». ЭИ ЦНИИТЭИ МПС. 1992. Вып. 4−5 — С. 34−42.
- Гавриленков, А.В. Техническая эффективность транспортных сетей с несколькими состояниями элементов / А. В. Гавриленков, Ю. А. Быков, С. С. Жабров // Вестник ВНИИЖТ, № 6, 1992.
- Гавриленков, А.В. Теоретические основы проектирования скоростных и высокоскоростных магистралей: Монография / А. В. Гавриленков, Под. науч. ред. С. М. Гончарука. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. -210 с.
- Генцис, С.Д. Использование комбинаторных методов для планирования развития полигонов транспортной сети при наличии лимита ресурсов / С. Д. Генцис, В. А. Паршиков // Труды ИКТП при Госплане СССР. Москва, Вып. 61,1977. — С.5−14.
- Гончарук, С.М. Вопросы развития и проектирования опорных и местных транспортных сетей малоосвоенных районов: дисс. к-та тех. наук: 05.22.03 / С. М. Гончарук. М., 1975. — 194 с.
- Гончарук, С.М. Теория и практика проектирования развития мощности и структуры сети железных дорог: дисс. д-ра тех. наук / С.М. Гонча-рук.- Хабаровск 1996. — 318 с.
- Горинов, А.В. Мощный резерв повышения веса поезда на целых направлениях / А. В. Горинов // Железнодорожный транспорт, 1954. № 8. -С. 10−18.
- Горинов, А.В. Научные проблемы формирования и развития многовидовой транспортной системы / А. В. Горинов // Известия АН СССР: Энергетика и транспорт, 1968. № 1. — С. 3−9.
- Горинов, А.В. Изыскания и проектирование железных дорог / А. В. Горинов, И. И. Кантор, А. П. Кондратченко, И. В. Турбин. М.: Транспорт, 1979. Т2,-343 с.
- Информация органов Госсвласти. Совет Федерации «У региона огромные возможности» http://www.akdi.ru/sf/P005/103.html.
- Калинцев, О.В. Повышение эффективности перевозок и мощности железнодорожного направления в сложных природных условиях: дисс. канд. техн. наук: 05.22.03 / О. В. Калинцев.- М, 1994. 147 с.
- Кирпичников, К.А. Методика формирование схемы этапного наращивания мощности железнодорожного полигона / К. А. Кирпичников, Ю. А. Быков // Труды научно практической конференции «Неделя науки — 2005 Наука транспорту» — М.: МИИТ, 2005. — С. 26 — 27.
- Кобылковский, Г. П. Формирование системы транспортно экономических связей Дальневосточного производственного комплекса: дисс. канд. техн. наук / Г. П. Кобылковский. ИКТП, М., 1966. — 160 с.
- Козин, Б.С. Выбор схем этапного развития железнодорожных линий / Б. С. Козин, И. Т. Козлов. М: Транспорт, 1964. — 156 с.
- Козлов, И.Т. Модель планирования капитальных вложений и развитие железнодорожной сети / И. Т. Козлов // Труды ИКТП при Госплане СССР,-М., 1978.-С. 115−129.
- Козлов, И.Т. Пропускная способность транспортных систем // И. Т. Козлов: М.: Транспорт, 1985. 214 с.
- Козлова, С.Б. К вопросу усиления пропускном способности полигонов транспортной сети /С.Б. Козлова //Труды ИКТП при Госплане СССР. 1968. вып.9. — С. 103−117.
- Кондратченко, А.П. Формирование оптимальных схем этапного овладения перевозками / А. П. Кондратченко, И. В. Турбин // Проектирование железных дорог. М.: Транспорт, 1971. — 320 с.
- Копыленко, В.А. Основные положения методики определения сфер устойчивости технических состояний в экономически рациональных схемах овладения перевозками / В. А. Копыленко // Межвуз.сб.науч.тр. -вып.384. М.:МИИТ, 1971. — С.69−98.
- Копыленко, В.А. Исследование устойчивости оптимальных схем этапного овладения перевозками: Автореферат дисс. канд. техн. наук: 05.22.03 / В. А. Копыленко. М., 1973. — 33 с.
- Космин, В.В. Проблемы технического оснащения железной дороги при немонотонном изменении грузопотока. / В. В. Космин // Транспортное строительство № 1, 1999. С. 24 — 25.
- Космин, В.В. Инфраструктурная составляющая транспортного строительства России / В. В. Космин, В. А. Позин // Транспортное строительство № 2,2004.
- Кочнев, Ф.П. Организация движения на железнодорожном транспорте / Ф. П. Кочнев, В. М. Акулинчев, A.M. Макарочкин. М.: Транспорт. 1979.-568 с.
- Крапивный, В.А. На основе развития инфраструктуры магистрали / В. А. Крапивный, В. А. Анисимов // Железнодорожный транспорт № 3, 2005. С. 30−36.
- Кузнецов, Д.Ю. Методические вопросы сравнения вариантов развития полигона магистральной транспортной сети (на примере Дальнего Востока). Диссертация / Д. Ю. Кузнецов. ИКТП: М, 1969. — 150 с.
- Ларичев, В.Н. Наука и искусство принятие решений / В. Н. Ларичев. -М.: Наука, 1981.-200 с.
- Ларичев, О.И. Качественные методы принятия решений / О. И. Ларичев, Е. М. Мошкович. М. Наука. Физматлит. 1996. — 208 с.
- Левит, Б.Ю. Нелинейные сетевые транспортные задачи / Б. Ю. Левит, В. Н. Лившиц. М.: Танспорт, 1972. — 103 с
- Левченко, О.С. Этапное развитие железнодорожной линии с эффективным сочетанием массы и скорости движения поездов: дисс. канд. тех. наук / О. С. Левченко Хабаровск., 2006. — 185 с.
- Лившиц, В.Н. Моделирование развития транспортной сети / В. Н. Лившиц // Труды ИКТП: Вып. 19, М., 1970. 120 с.
- Лившиц, В.Н. Выбор оптимальных решении в технико-экономических расчетах / В. Н. Лившиц. М.: Экономика. 1971. — 129 с.
- Лившиц, В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте / В. Н. Лившиц. М.: Транспорт, 1986. — 239 с.
- Макарочкин, A.M. Оптимизация развития пропускной способности железнодорожной сети / A.M. Макарочкин. М.: Транспорт. 1969. — 198 с.
- Макарочкин, A.M. Использование и развитие пропускной способности железных дорог/ A.M. Макарочкин, Ю. В. Дьяков. М.: Транспорт, 1981.-287 с.
- Малышев, B.C. Методика выбора пути развития транспортной сети: Труды ХабИИЖТа / B.C. Малышев. Хабаровск, 1967. — Вып. 29.
- Мастаченко, В.И. Интегральная оценка решений / В. И. Мастаченко // Мир транспорта. 2004. — № 1. — С. 96−102.
- Мельников, П.П. О железных дорогах / П. П. Мельников // Материалы ГИА. Ф. 869, оп.1,д.198, л. 1−47. Спб., 1856.
- Миронов, B.C. Оценка вариантов проектных решений при выборе начальных технических параметров линии в условиях неопределенности / B.C. Миронов // Технико-экономическая эффективность проектных решений железных дорог. Тр. МИИТ. М. МИИТ, 1982. — Вып.715.
- Научно обоснованная концепция вариантов развития сети железных дорог для транспортного обеспечения комплексного освоения природных ресурсов Восточного и Дальневосточного экономических регионов. Отчет о НИР. МИИТ, 1992−1993 г. г.
- Николаев, JI.H. БАМ сегодня / JI.H. Николаев // Транспортное строительство. 1999 — № 8. — С. 17−18.
- Отчет о научно-исследовательской работе «Научно обоснованные рекомендации по повышению скоростей движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях Европейской части России». Тема № 45н/04. / Ю. А. Быков, Е. А. Макушкина. М.: 2004. — 54 с.
- Переселенков, Г. С. Пути интеграции транспортных коммуникаций России в мировую транспортную систему / Г. С. Переселенков // Транспортное строительство. 1997. — № 3. — С. 3−6.
- Переселенков, Г. С. БАМ в Трансконтинентальных транспортных коридорах XXI века / Г. С. Переселенков // Транспортное строительство. -1998 № 8. — С.27−28.
- Переселенков, Г. С. Прогнозирование и геоинформатизация развития единой транспортной системы России / Г. С. Переселенков // Транспортное строительство, № 3, 1998. С. 2−6.
- Переселенков, Г. С. Транспортные коридоры и защита окружающей среды / Г. С. Переселенков // Транспортное строительство. 2000. -№ 11.-С. 13−15.
- Пехтерев, Ф.С. Актуализация генеральной схемы развития железнодорожного транспорта на период 2010—2015 гг.. / Ф. С. Пехтерев // Железнодорожный транспорт № 8,2006. С. 7−13.
- Позамантир, Э.И. Об одной динамической модели оптимального развития транспортной сети / Э. И. Позамантир. // Труды ИКТП при Госплан. СССР. -М., 1974.-Вып.46 С.161−183.
- Пособие по проектированию усиления железных дорог для организации движения длинносоставных и соединенных поездов / ВНИИЖТ, М.: 1988.
- Правдин Н.В. Прогнозирование грузовых потоков / Н. В. Правдин, M.JI. Дыканюк, В. Я. Негрей. М.: Транспорт, 1987. — 247 с.
- Райнишке К. Оценка надежности систем с использованием графов / К. Райнишке, И. А. Ушаков. М.: «Радио и связь», 1988. — 208 с.
- Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К. Керне. М.: Радио и связь, 1991. — 223 с.
- Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати. М.: Радио и связь, 1993 — 320 с.
- Свинцов, Е.С. Выбор рациональной схемы развития транспортной сети методом статистических испытаний / Е. С. Свинцов, Б. А. Волков // Труды ЛИИЖТ. Л., 1969. — Вып. 301. — С.62−69.
- Свинцов, Е.С. К вопросу выбора рационального варианта развития полигона транспортной сети / Е. С. Свинцов // Труды ЛИИЖТа. Л, 1971. — Вып. 324. — С. 48−54.
- Свинцов, Е.С. Методология регионально-транспортных исследований на железнодорожном транспорте: дисс. д-ра техн. наук в форме научного доклада: 05.22.03 / Е. С. Свинцов. М.: Международная академия информатизации, 1998. — 104с.
- Соколов, А.В. Эффективность использования и развития мощности полигона сети железных дорог: дисс. канд. тех. наук / А. В. Соколов -Хабаровск, 2003.- 170 с.
- Стратегия развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия). Под. ред. Разбегина В. Н. М.: — 2004. — 248 с
- Технико-экономическая эффективность повышения массы грузовых поездов. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию / Ю. А. Быков, JI.B. Элькина, И. Г. Переселенкова, Москва, МИИТ, 1986 г.
- Трахтенгерц, Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений /Э.А. Трахтенгерц М.: Синтег, 1998. — 374 с.
- Турбин, И.В. Определение оптимальных сроков строительства разгружающей железнодорожной линии с применением ЭЦВМ / И. В. Турбин // Труды МИИТа. 1968. — № 277. — С. 60 — 64.
- Турбин, И.В. Развитие метода формирования оптимальных схем овладения перевозками / И. В. Турбин // Совершенствование проектирования трассы железных дорог: Сб. науч. тр. М.: МИИТ, 1984. — Вып. 750. — С. 3−7.
- Фадеев, С.А. Способ определения потребности в развитии участков железнодорожной сети на долгосрочную перспективу / С. А. Фадеев // Труды ИКТП при Госплане СССР. М., 1983. — вып.98. — С. 73−80.
- Черномордик, Г. И. Повышение скоростей движения поездов / Г. И. Черномордик. М.: Транспорт, 1964. — 202 с.
- Читинский городской портал «Реконструкция Южного хода» http://vvv.chita.ru/news.php?id=6913.
- Шварцфельд, B.C. Обоснование этапность усиления мощности полигона сети железных дорог в припортовом регионе: дисс. канд. техн. наук:.05.22.03 / B.C. Шварцфельд. М., 1984.-195 с.
- Шварцфельд, B.C. Обоснование этапности усиления мощности полигона железнодорожной сети в припортовом регионе / B.C. Шварцфельд. // Совершенствование проектирование трассы железных дорог: Меж.уз.сб.научд п. -Москва: МИИТ, 1984. -вып.750. -С.81−89.
- Шварцфельд, B.C. Теория и практика проектирования развития региональной сети железных дорог на основе геоинформационных технологий: дисс. д-ра техн. наук: 05.22.06 / B.C. Шварцфельд. Хабаровск, 2001.-400 с.
- Chen S.-J. Hwang C.-L. Fuzzy multiple attribute decision making Springer-Verlag. Berlin. 1992.
- Laungardt W., Teoric des Trassirens. «Zeitschrift des Vereins Deutscher Jugeniere», H. l j.g.35 Gannover, 1882.
- Saaty, Thomas L. The analytic hierarchy process. New York: McGraw-Hill, 1980.
- Shannon, Claude and Warren Weaver (1964 © 1948) The Mathematical Theory of Communication. Urbana: University of Illinois Press.