Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семантические признаки абстрактного образа: на материале немецких и русских искусствоведческих текстов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве методологической основы исследования выступают базовые положения семного (В.Г.Гак) и семемного анализа (М.Н.Копыленко, З.Д.Попова), концепции «языковой картины мира» и «языкового сознания» (Ю.Д. Апресян, Г. В. Колшанский, Е. С. Кубрякова, И. А. Стернин, В.Н. Телия), лингвокультурологической концептологии (Д.С.Лихачев, Ю. С. Степанов, В.И.Карасик), работы по общей теории метафор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Искусствоведческий концепт абстрактного образа в контексте общей проблематики современных линвокогнитивных исследований
    • 1. 1. Когнитивное моделирование в лингвистике. I J I
    • 1. 2. Понятийный аппарат когнитивной лингвистики
      • 1. 2. 1. Понятие картины мира
      • 1. 2. 2. Языковая и когнитивная картины мира
    • 1. 3. Категория образа в аспекте когнитивного моделирования
      • 1. 3. 1. Сенсорная поддержка понятийного содержания в слове
      • 1. 3. 2. Пространственная метафора как актуальный объект исследования в когнитивной лингвистике
      • 1. 3. 3. Психические и физиологические особенности восприятия пространственных образов
    • 1. 3. 4,Особенности визуального восприятия объектов искусства
    • 1. 4. Восприятие и язык
      • 1. 4. 1. Этапы восприятия эстетического объекта
    • 1. 5. Схематизация пространственного образа
      • 1. 5. 1. Геометрическая схематизация образа как механизм языковой концептуализации ш категоризации
      • 1. 5. 2. Специфика геометрического образа< в аспекте семантико-когнитивного моделирования
    • 1. 6. Сущность и основные направления современных интермедиальных исследований
      • 1. 6. 1. Основные направления изучения соотношения слова и изображения в интермедиальном аспекте
      • 1. 6. 2. Специфика изобразительного знака
    • 1. 7. Синестезиякак особенность творческого мышления
      • 1. 7. 1. Языковые проявления синестезии
    • 1. 8. Пространственно-геометрические образы в аспекте семиотики
      • 1. 9. 0. бщая характеристика направлений модернизма
      • 1. 9. 1. Художественные коды искусства модернизма
    • 1. 9. 2,Особенности индивидуального стиля Вас. Кандинского
    • 1. 9. 3,Особенности индивидуального стиля М. Шагала
    • 1. 9. 4,Особепности индивидуального стиля К. Малевича
      • 1. 9. 5. 0. собенности индивидуального стиля Пауля Клее
  • Выводы по 1 — ой главе
    • Глава 2. Контекстуально-семантический анализ немецких и русских средств языковой репрезентации концептов из сферы абстрактной живописи (точка, линия, форма)
  • Материал и методика исследования
    • 2. 1. Физические характеристики пространственных образов
    • 2. 1. 1. Геометрические образы в аспекте зрительного восприятия
  • 2. 2. Семантическая группа «музыкальные характеристики пространственных объектов»
  • 2. 3. Семантическая группа «эмоционально-эстетические характеристики пространственных объектов»
  • 2. 4. Языковая репрезентация пространственного кода иконописного пространства
  • Глава 3. Экспериментальное описание пространственно-геометрических концептов
    • 3. 1. Прямая зависимость восприятия от практической деятельности человека
      • 3. 1. 2. Восприятие в младшем и старшем возрасте в концепции Л. С. Выготского
      • 3. 1. 3. Исследование детского рисунка
    • 3. 2. Результаты экспериментального описания пространственногеометрических концептов «линия» и «точка»
  • Выводы по 3-ей главе
  • Семантические признаки абстрактного образа: на материале немецких и русских искусствоведческих текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Исследование семантики абстрактного образа является актуальным в свете проблематики целого ряда современных научных направлений когнитивистики, психолингвистики, философии языка, прикладного языкознания и представляет особую значимость в рамках разработки общей теории образа, вопросов соотношения языка и мышления, эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного в языке.

    В данной работе мы исследуем семантику абстрактного образа на основе анализа особенностей языковой репрезентации ключевых понятий точки, линии и формы, занимающих важнейшее место в искусствоведческих текстах, посвященных немецкой и русской абстрактной живописи первой четверти 20-го века.

    Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена обращением к пространственным категориям, составляющим важный предмет когнитивно ориентированного направления современной лингвистики. Пространственные модели нередко служат источником для метафорических и метонимических переносов, и их исследование позволяет делать выводы о менее наглядных и более абстрактных сущностях во временной, ментальной, эмоциональной, социальной и прочих сферах (R. JackendoffЕ. PedersonA. LessmollmannЕ.С. ЯковлеваВ.М. ТопороваИ.М. КобозеваК.А. ГиляроваЮ.В. Гринкевич).

    Изучение особенностей языковой репрезентации пространственных концептов, реализуемых в абстрактной живописи, является актуальным как с точки зрения расширения лингвокогнитивной проблематики в целом, так и ввиду того, что данные концепты сравнительно редко становились до сих пор объектом внимания лингвистов.

    Научная новизна работы определяется поставленными задачами и самим объектом исследования. Впервые проведен анализ языковой репрезентации пространственных концептов из сферы абстрактной живописи на основе когнитивных метафор. Новизна работы заключается таюке в комплексном, междисциплинарном подходе к исследованию специфики искусствоведческой концептуализации пространства абстрактной живописи.

    Целью диссертационного исследования является семантико-когнитивное моделирование искусствоведческого концепта абстрактной формы на основе выявления и концептуального обобщения семантических характеристик геометрических образов, выступающих объектом описания в немецких и русских искусствоведческих текстах по абстрактной живописи. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    1) провести контекстуально-семантический анализ средств языковой репрезентации понятий «точка», «линия», «замкнутые формы» в искусствоведческих текстах;

    2) установить виды семантических характеристик геометризованных графических образов, описываемых в искусствоведческих текстах, проанализировать основания их метафорической актуализации;

    3) провести ассоциативный психолингвистический эксперимент по исследованию семантических корреляций ассоциативной базы рассматриваемых пространственных понятий «форма, точка, линия» в обыденном и искусствоведческом дискурсах с учетом возрастного и профессионального критериев;

    4) на основе проведенного анализа выявить особенности искусствоведческого концепта абстрактно-геометрического образа.

    Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: семно-семемный анализ, концептуальный анализ, сопоставительный метод, метод ассоциативного психолингвистического эксперимента.

    Объектом исследования являются немецкие и русские средства описания абстрактной формы в искусствоведческих текстах, содержащих высказывания художников-абстракционистов.

    Предметом исследования являются семантические характеристики основных геометрических составляющих «языка абстрактной живописи» — точки, линии и замкнутых геометрических форм, которые выражают особенности индивидуально-авторского восприятия абстрактных форм и их содержательной трактовки.

    Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии основных положений когнитивной лингвистики и психолингвистики в рамках междисциплинарных исследований применительно к пространственным искусствоведческим концептам.

    Выявление механизмов концептуализации пространственного образа на основе изучения особенностей языковой репрезентации искусствоведческого концепта абстрактной формы выявляет механизмы языковой концептуализации пространственной картины мира в целом.

    Практическая ценность диссертации определяется возможностью применения полученных результатов как в лексикографических описаниях, так и в практике преподавания теоретических дисциплин (лексикологии, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, стилистики, теории и практики перевода, страноведения), а также в практике преподавания русского и немецкого языков как иностранных.

    В качестве материала исследования послужили опубликованные профессиональные искусствоведческие произведения по русской и немецкой абстрактной живописи первой четверти, 20-го века, в, годы создания движений- «Мост" — - «die Briicke» и, «Синий всадник» — «der Ыаие Reiter» (монографии, пособия, энциклопедии, альбомы, письма, мемуары), а также русские и немецкие тексты по иконописи средневековьятолковые словари современного русского и немецкого языков, специальные терминологические искусствоведческие словари и справочники по технике рисунка абстрактной живописи и иконописи, справочники по физике, математике, музыкальной терминологии. К исследованию привлекались этимологические словари.

    Корпус сплошной выборки составил около 6000 примеров и 1675 ассоциатов, полученных в результате проведения психолингвистического эксперимента.

    В качестве методологической основы исследования выступают базовые положения семного (В.Г.Гак) и семемного анализа (М.Н.Копыленко, З.Д.Попова), концепции «языковой картины мира» и «языкового сознания» (Ю.Д. Апресян, Г. В. Колшанский, Е. С. Кубрякова, И. А. Стернин, В.Н. Телия), лингвокультурологической концептологии (Д.С.Лихачев, Ю. С. Степанов, В.И.Карасик), работы по общей теории метафор (Г.Н.Скляревская, В. Н. Телия, Н.Д.Арутюнова), концептуальной метафоре и метонимии (Дж. Лакофф, М. Джонсон), концепции лингвистики эмоций (В.И.Шаховский, К. Изард, Н.А.Красавский), отечественные и зарубежные работы по концептуализации пространства (Ю.С. Степанов, Е. С. Яковлева, В. М. Топорова, Е. С. Кубрякова, И. М. Кобозева, К. А. Гилярова, Ю. В. Гринкевич, A. Lessmollmann), концепции вербальной интерпретации произведений живописи (Е.А. Елина).

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. В искусствоведческих текстах номинации ключевых понятий абстрактной живописи {точка, линия, форма) получают дополнительную семантическую нагрузку, воплощающую как общие черты авангардистского стиля, так и индивидуальные особенности эмоционально-оценочного восприятия формы художником.

    2. Языковая концептуализация абстрактной формы базируется на метафорической' актуализации, эмоциональных и динамических характеристик пространственно-геометрического образа, определяющих когнитивную структуру искусствоведческого концепта абстрактной формы.

    3. Наибольший удельный вес в процессах языковой репрезентации данных понятий занимает метафора, реализуемая на основе синестезии.

    4. Важное место при репрезентации абстрактного образа принадлежит физикалистской метафоре, реализуемой на основе физико-механических определений формы, в том числе на основе актуализации признака трансформации пространственно-геометрической конфигурации. Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в десяти научных публикациях. Результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях факультета РГФ Воронежского государственного университета (Воронеж, 2005, 2006, 2007 г.г.), на 9-ой и 6-ой международных научных конференциях «Филология и культура» ТГУ им. Г. Р. Державина (19−21 октября 2005 г., г. Тамбов- 17−19 октября 2007 г., г. Тамбов), на научной конференции докторантов и аспирантов ЕГУ им. И. А. Бунина (23 мая 2006 г., г. Елец). Работа обсуждалась на кафедре немецкой филологии ВГУ.

    Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, описания психолингвистического эксперимента, заключения, списка процитированных источников (43 наименований), библиографического перечня (281 наименований) и двух приложений.

    ВЫВОДЫ по 3-ей главе Таким образом, в ходе данного ассоциативного эксперимента подтверждается «послойное» строение пространственного концепта, выявлены влияние практической деятельности, в том числе и профессиональной, на зрительное восприятие пространства, а также наблюдаются зависимость восприятия от возрастных особенностей личности.

    Анализ результатов проведенного эксперимента показывает, что несовпадение лексических ассоциаций в ответах немецких и русских респондентов объясняется различной ролью, которую соответствующие пространственные понятия играют в двух лингвокультурах.

    В проведенном исследовании нами отмечаются когнитивная и эмоциональная открытость лиц творческой профессии (дизайнеров и художников), высокая степень чувствительности. Эту зависимость Бескова И. А. объясняет как более1 развитую способность к восприятию и фиксированию, оттенков, деталей из поступающей информации [Бескова 1993]. А это, в свою очередь, обусловливает возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В' результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей становится существенно шире.

    Аналогично исследованиям детского рисунка Фолькельта, в ходе нашего эксперимента мы отмечаем, что пространственные объекты (точка, линия) не изображаются в изолированном существовании-[Фолькельт 1930]:

    Напротивребенок часто выражает в рисунке преимущественно способ воздействия предмета на него самого, так как для него предмет многообразно сплетен с наблюдателем и образует с ним тесный комплекс.

    Таким образом, процесс вербализации образных представлений — это сложная мыслительная процедура, осуществляемая как в процессе восприятия информации, так и в ходе ее переработки, требующая в качестве своей предпосылки осуществления ряда предварительных операций по преобразованию информации: ее упорядочения, выделения определяющих и зависимых параметров.

    Заключение

    .

    Проведенный в работе концептуально-семантический анализ средств языковой репрезентации пространственно-геометрических образов в искусствоведческих текстах, посвященных абстрактной живописи, позволяет сделать следующие выводы:

    1. Языковая репрезентация искусствоведческого концепта абстрактной формы воплощает специфику концептуально-образного мира абстрактной живописи, в котором пространственные объекты — точка, линия, замкнутые геометрические фигуры несут дополнительную семантическую нагрузку, отражающую как общие черты авангардистского стилятак и индивидуальные особенности эмоционально-оценочного восприятия формы художником.

    1.1.В процесс исследования особенностей языковой авторской репрезентации концептуально-образной системы абстрактной живописи включаются три семиотические системы: 1) язык абстрактной живописи как система изобразительных знаков, в данном случае пространственно-геометрических фигур, кодирующих авторскую интенцию, 2) язык художника как метаязык описания системы графических знаков, переводящий их в иную систему кодов (вербальную) и 3) естественный язык как инвентарь средств, используемых для создания метаязыка описания авторской интенции посредством характеристики созданных на знаковой основе пространственных* композиций.

    1.2.0собенностью > авторской* репрезентации концепта абстрактной формы является описание характеристик создаваемых им абстрактных образов, выражающих его интенцию.

    1.3.Изучая авторские характеристики пространственно-геометрических образов, мы выявляем и-авторскую интенцию, и особенности метаязыка ее описания.

    1 АИзучая особенности данного метаязыка описания, мы выходим в интенциональную сферу, иначе говоря, в сферу концептов индивидуального сознания.

    1.5.Геометрическая схематизация является важным когнитивным механизмом в процессах языковой концептуализации «мира абстрактной живописи».

    2.Ключевыми понятиями абстрактной живописи являются точка, линия и форма (в различных видах ее проявления). Анализ языкового материала показал, что объектом описания в искусствоведческих тестах также являются пространственные образы предметов, конфигурация которых соответствует определенному геометрическому образу или конфигурация которых приобрела эталонный характер (линия — стрела, точка — пятно, круглое пятнышко, а также сердечко, луковка и т. д).

    3.Важной основой концептуально-языковой разработки геометрического образа в творческом и обыденном сознании является эмпирическая трансформация его наглядной схемы и динамическая репрезентация. В искусствоведческих текстах геометрические объекты широко описываются с привлечением терминологии «механической» физики. Наблюдаются различные виды «деформации» объектов путем механического воздействия (разрыв линий, мутация объектов, вспучивание и т. д.).

    4.На основе семантического анализа пространственных номинаций объектов {точка, линия, форма) выявлены базовые признаки, актуализируемые в сфере искусствоведческого*- описанияданных, объектов. К таким, признакам относятся: размер, вес, объем, сила, освещенность, трансформация, упругость, проницаемость, динамика или статика в пространстве, ориентация в пространстве, геометрический тип фигуры, ограничение пространственной зоны, физическое воздействие пространства на объект.

    5.Пространственные образы при языковой концептуализации могут подвергаться положительной или отрицательной оценке, обусловленной психологическим и эстетическим контекстами восприятия: мягкие, танцующие очертанияпсихологический аффект точки, вырванной из обычной обстановкицветовые пятна наливаются тревожной мощьюагрессивная формаscharfe, etwas bose Liniengrosser toter schwarzer Fleckdie meist schemenhaften Formen irritieren die lauten Dissonanzen der Vorkriegszeit.

    6.Языковая концептуализация абстрактной формы базируется на метафорической актуализации эмоциональных и динамических характеристик пространственно-геометрического образа, определяющих когнитивную структуру искусствоведческого концепта абстрактной формы.

    7.Наиболыпий удельный вес в процессах языковой репрезентации абстрактных геометрических и геометризованных образов имеет метафора, реализуемая на основе синестезии.

    8.Важное место при репрезентации абстрактного образа принадлежит физикалистской метафоре, реализуемой на основе физико-механических определений формы, в том числе на основе актуализации признака трансформации пространственно-геометрической конфигурации.

    9.Пространственные концепты {линия, точка) являются сложными динамическими образованиями, развертывающимися на различных уровнях концептуально-образной обработки знаний о мире в сознании человека.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Алхимия дискурса: Образ, звук и психическое / пер. с англ. П. Кюглер. -М.: ПЕР СЭ, 2005. 223 с.
    2. Г. А. Кумир поверженный — все Бог : повесть о художнике Казимире Малевиче / Г. А. Анисимов. М.: Лира — Мусагет, 2001. — 276 с.
    3. Е.Е. Креолизованные тексты тексты XXI века? : Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте: учеб. пособие по интерпретации текста / Е. Е. Анисимова. — Воронеж, 1999 — 148 с.
    4. Ф. (Иеромонах) Чем православная икона отличается от религиозной картины? / Ф. Арескин // Православная пыль: альманах. -(http://st-elizabet.narod.ru/prpil/feoficona.htm)(l 2.02.2007)
    5. И.В. Потенциальные и скрытые семы и их актуализация в английском и художественном тексте / И. В. Арнольд // Иностр. яз. в шк. — 1979.-№ 5.,-С. 10−14.
    6. Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. М.: Прометей, 1994. — 352с.
    7. Н.Д. Типы языковых значений : Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. — 339 с.
    8. Н.Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1990.- С. 5—2. (Теория метафоры).
    9. Ю.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
    10. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1996. — 104 с.
    11. В.А. Восприятие и событие / В. А. Барабанщиков. — СПб.: Алетейя, 2002.-512 с.
    12. Барт P. S/Z / Р. Барт — ред. Г. К. Косикова. 2-е изд., испр. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.-232 с.
    13. Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт- пер. с фр., ред. Т. К. Кошкова. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 616 с.
    14. Г. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика / Г. Баумгартнер // Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики. -М.: Мир, 1995. С. 173−91.
    15. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 424 с.
    16. Е. Г. Когнитивные основания изучения семантики слова / Е. Г. Беляевская // Структуры представления знаний в языке. М.: Наука, 1994. -С. 104−114.
    17. Н.А. Кризис искусства / Бердяев Н. А. — Репринт, изд. 1918 года. -М.: Интерпринт, 1990. 48 с.
    18. И.А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова. М.: РАН Ин-т философии, 1993.- 197 с.
    19. Н.Д. Метафора как языковое явление / Н. Д. Бессарабова // Художественная речь, публицистика. — М., 1987. С. 156−173.
    20. Н.Н. Когнитивная семантика : курс лекций по англ. филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов, 2000. — 136 с.
    21. С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией / С. А. Болдырева. — М., 1974. — 159 с.
    22. АА. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. — М.: Лабиринт, 1998.-335 с.
    23. Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
    24. Т.В. Концепт долга в поле долженствования / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка. Культурные концепты. — М., 1991.-С. 14−30.
    25. И.Ф. Марк Шагал, 1887−1985 : Живопись как поэзия / И. Ф. Вальтер, Р. Метцгер. — Taschen: Арт — родник, 2000. — 95 с.
    26. О.Ванечкина И. Л. Дети рисуют музыку / И. Л: Ванечкина, И. А. Трофимова // Научный Татарстан. Казань, 1999. — № 4. — С. 36−40.
    27. Ф.Е. Структура образа / Ф. Е. Василюк // Вопр. психологии. — 1993.-№ 5.-С. 5−20.
    28. А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. М.: Яз. славян, культ., 2001. — 272 с.
    29. А. Сравнение градация — метафора / А. Вежбицкая // Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой. — М., 1990. — С. 133−149.
    30. А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Рус. словари, 1997.-411 с.
    31. JI.M. Психика и реальность : единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
    32. .М. Функциональная структура перцептивных процессов / Б. М. Величковский // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / под ред.: А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М., 1982. — С. 218−242.
    33. Г. Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин- пер. с нем. А. А. Франковского. — М.- Л.: Академия, 1930. 289 с.
    34. Н.Ю. Проблема адекватности образа / Н. Ю. Вергилес, В. П. Зинченко // Вопр. философии. 1967. — № 4. — С. 35−65.
    35. Е.М. Язык и культура : лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М.: Рус. яз., 1990.-246 с.
    36. А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский М.: Высш. шк., 1989. — 406 е.: портр. — (Классика лит. науки).
    37. Н.Н. О понятии композиции / Н. Н. Волков // Проблемы композиции. М., 2000. — С. 7−32.
    38. С.В. Синестезия и звукосимволизм / С. В. Воронин // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. — С. 120—131.
    39. Восприятие и деятельность / отв. ред. А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976 .— 320 с.
    40. JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский / Собр. соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1982. Т. 2: Проблемы общей психологии. — С. 6—361.
    41. JI.C. Мышление и речь : Психика, сознание, бессознательное / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. — 336 с. 1 46. Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи / Л. С. Выготский //
    42. Хрестоматия по общей психологии / ред. В. В. Петухов. Вып. III: Субъект познанияhttp://ww.tsure.ru/Universitv/Faculties/Fib/PiBG/vigot2.htmn (- 15.05.2007).
    43. Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. — № 4. — С. 5−18.
    44. Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1987. 344 с.
    45. Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М. :
    46. Смысл: Эксмо, 2004. 512 с. — (Б-ка всемирной психологии).
    47. Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Смысл: Эксмо, 2006. 136 с. — (Б-ка всемирной психологии).
    48. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
    49. Гак В. Г. Краски / В. Г. Гак // Беседы о французском слове: из сравнительной лексикологии французского и русского языков / В. Г. Гак. —1. М., 1966. -С. 221−235.
    50. Гак В. Г. Язык как форма самовыражения народа / В. Г. Гак // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000. — С. 55−62.
    51. Гак В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. М.: Языки рус. культ., 1998.-736 с.
    52. ГалеевБ.М. Проблема синестезии в искусстве / Б. М. Галеев // Искусство светящихся звуков: сб. ст. СКБ «Прометей» / ред. Б. М. Галеев. — Казань, 1973,-С. 67−88.
    53. .М. Синестезия — чудо поэтического мышления / Б. М. Галеев // Научный Татарстан. 1999. — № 3. — С. 19−23.
    54. .М. Цветной слух / Б. М. Галеев // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Б. М. Галеев. М., 1982. — Т.6. — С. 108−110.
    55. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: КДУ, — 2006.-336 с.
    56. Г. Национальные образы мира : Космо Психо — Логос / Г. Гачев. — М.: Прогресс, 1995. — 480 с.
    57. Г. Национальные образы мира : общие вопросы. Русский, болгарский, киргизский, грузинский, армянский / Г. Гачев. М.: Сов. писатель, 1988.-448 с.
    58. М. Модернизм : искусство первой половины XX века / М. Герман. СПб.: Азбука — классика, 2003. — 480 с.
    59. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон — ред. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. — 464 с.
    60. К.А. Базовые категории формы физических объектов в языках мира / К. А. Гилярова // Труды международного семинара «Диалог 2001″» по компьютерной лингвистике и её приложениям. Аксаково, 2001. — Т.1. -С. 52−61.
    61. О.И. Логика метафорических преобразований / О. И. Глазунова. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербург, гос. ун-та, 2000. — 190 с.
    62. И.Н. Основы психолингвистики : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -М.: Лабиринт, 2001. 303 с.
    63. Л.А. Лингвокультурная компетентность личности как культурологическая проблема : автореф. дис.. д-ра культурологи / Л. А. Городецкая. М. 2007. — 48 с.
    64. Р. Разумный глаз / Р. Грегори. М.: Мир, 1972. — 208 с.
    65. Ю.В. Восприятие пространства в русскоязычной и англоязычной культурах : на материале пространственно-геометрических концептов «круг» и «квадрат»: автореф. дис. канд. культурологи /Ю.В. Гринкевич. -М., 2006. 23 с.
    66. Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2003. — 369 с.
    67. Л.И. Картина мира как проблема гуманитарных наук / Л. И. Гришаева, М. К. Попова // Картина мира и способы ее репрезентации. — Воронеж, 2003. Вып.2. — С. 13−38.
    68. Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании : (экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников): дис. канд. филол. наук / Е. И. Грищук. Воронеж, 2002. — 138 с.
    69. В.Д. Восприятие и проблема адекватности образа / В. Д. Губин // Вопр. философии. 1979. — № 2. — С. 86−95.
    70. А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1981. 359 с.
    71. А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. 350 с.
    72. Двенадцать апостолов, -(http://www.neu unitarier. de)(14.03.2007)
    73. Т. Ван Анализ новостей как дискурс / Т. Ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. — С. 111−160.
    74. Д. Детский рисунок : диагностика и интерпретация / Д. Джон. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с. — (Психологический практикум: тесты).
    75. И.М. Казимир Малевич / И. М. Егоров. — М.: Знание, 1990. — 56 с.
    76. Е.А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства / Е. А. Елина. Саратов: Саратов, гос. соц.-эконом. ун-т, 2002. — 256 с.
    77. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Политиздат, 1982. 156 с.
    78. Н.И. Сенсорная абстракция / Н. И. Жинкин // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978. — С. 48−60.
    79. Зрительные образы: феменология и эксперимент: сб. переводов. -Душанбе, 1973. -Ч. 3. 3231 с.
    80. Е.В. Проявление языковой синестезии в процессе именования акустических явлений : на материале нем. яз. / Е. В. Ивакина // Филологические этюды. Саратов, 2001. — Вып. 4. — С. 170−173.
    81. Икона, содержание, границы. (www.nesusvet.narod.ru)(13.06.2004).
    82. Иконников А. В- Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. -М.: Искусства, 1985. 175 с.
    83. Иконостас. Сwww.hh.schule.deX27.03.2005).
    84. И. Искусство формы / И. Иттен — пер. с нем. JI. Монаховой. — М.: Изд. Д. Аронов, 2004. 136 с.
    85. В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2003.-240 с.
    86. В.В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. — О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 107 с.
    87. В.В. О понимании искусства / В. В. Кандинский // Знамя. -1999.-№ 2.-С. 101−122.
    88. С.Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 224 с. (Лингвистическое наследие XX века).
    89. Кобозева- И.'М. Как мы описываем пространство, которое видим: форма объектов / И. М. Кобозева // Труды международного семинара «Диалог 2000» по компьютерной лингвистике и его приложениям. — Протвино, 2000.- Т. 1: Теоретические проблемы. С. 155−161.
    90. Л.В. Фразеологизация как когнитивный процесс / Л. В. Ковалева. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004. — 184 с.
    91. В.В. Тезисы о русской ментальности / В. В. Колесов // «Жизнь происходит от слова.». — СПб., 1999. С. 81−112.
    92. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. — 175 с.
    93. Г. В. Некоторые вопросы семантики языка в гносеологическом аспекте / Г. В. Колшанский // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. — С. 54−30.
    94. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
    95. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество / Т. С. Комарова. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
    96. А.И. Древнерусское искусство / А. И. Комеч, О. И. Подобедова. — М. -.Наука, 1988.-337 с.
    97. Композиционная форма в искусстве. (http: // members, tripod, com / ~ shubina galleiy)(28.07.2006).
    98. О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О. А. Корнилов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Черо, 2003.-349 с.
    99. М. Культура и мышление : психологический очерк / М. Коул, С. Скрибнер. -М.: Прогресс, 1977. -258 с.
    100. А.В. Знак, значение, знание : очерк по когнитивной философии языка / А. В. Кравченко. Иркутск: ОГУП «Иркут. обл. тип. № 1″, 2001.-261 с.
    101. А.В. Язык и восприятие : когнитивные аспекты языковой категоризации / А. В. Кравченко. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. -160 с.
    102. В.В. Строение языкового сознания : фрейм-структуры / В. В. Красных // Когнитивная семантика. — Тамбов, 2000. Ч. 1. — С. 53—55.
    103. В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2002. — 284 с.
    104. Краткий словарь лингвистических терминов // Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. -310 с.
    105. Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность / Е. П. Крупник. М.: ИП РАН, 1999. — 240 с.
    106. Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма лингвистика психология — когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 34−47.
    107. Е.С. О понятиях места, предмета и пространства / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка: Языки пространств. М., 2000. — С. 84−91.
    108. Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. -М., 1988. С. 141−172.
    109. Е.С. Сознание человека и его связь с языком и языковой картиной мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура / ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов: Тамбов, гос. ун-т, 2003. — С. 32−34.
    110. Е.С. Язык и знание : На пути получения званий о языке: Части речи с когнитивной точки зрения роли языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. М.: Языки славян, культ., 2004. — 560 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
    111. Е.С. Язык и культура : Факты и ценности: к 70-летию Ю. С. Степанова / Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. — М.: Языки славянской культуры, 2001.-600 с.
    112. Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура / ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов, 1999. — Ч.З.-С. 6−13.
    113. О.И. Явление вторичной синонимии при образовании синестезийных словосочетаний с помощью прилагательных восприятия / О. И. Кундик // Романо-германская филология. — Саратов, 2000. — Вып. 1 .— С. 122−124.
    114. Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
    115. Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Дж. Лакофф — пер. с англ. Р. И. Розиной // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. — Вып. 23. — С. 12−21. — (Когнитивные аспекты языка).
    116. А.А. Деятельностный ум : Деятельность, знак, личность / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. — 381 с.
    117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. / Леонтьев А. Н. — М., 1983.-Т. 2.-С. 94−232.
    118. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Моск. гос. ун-т, 1981. — 584 с.
    119. А.Н. Языковое сознание и образ мира / А. Н. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993. — С. 16−21.
    120. И.Я. Гносеологическая структура субъективных образов объективного мира / И. Я. Лойфман // Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. — С. 3−17.
    121. .Ф. Когнитивные процессы как процессы психологического отражения / Б. Ф. Ломов // Когнитивная психология. М., 1986. — С. 7−21.
    122. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984. 445 с.
    123. А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001. — 558 с.
    124. Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек текст — семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки рус. культ., 1999. — 464 с.
    125. Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 2000. -704 с.
    126. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. — СПб.: Академ, проект, 2002. 544с. — (Мир искусства).
    127. М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М. Л. Макаров. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1998. — 200 с.
    128. А.Г. Познавательные психические процессы / А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Хрестоматия по психологии).
    129. К. Собрание сочинений : в 5 т. / К. Малевич. М.: Гилея, 1998. — Т. 2: Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. (1924−1930 гг.). — 372 с.
    130. К. Собрание сочинений : в 5 т. / К.Малевич. — М.: Гилея, 2000. Т. 3: Супрематизм: Мир как беспредметность или вечный покой. — 389 с.
    131. К. Черный квадрат / К. Малевич. СПб.: Азбука, 2001. — 576 с.
    132. Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм / Ю. К. Мельвиль // У истоков американской буржуазной философии XX века. — М., 1968. С. 251−260.
    133. М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979.-152 с.
    134. Многогранный мир Кандинского / ред.: Н. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов. М.: Наука, 1999. — 208 с.
    135. Модернизм: анализ и критика основных направлений: сб. ст. — М.: Искусство, 1969. 348 с.
    136. JI.B. Пространство мира и пространство языка : очерки о языке живописи / JI.B. Мочалов. М.: Gob. художник, 1983. — 375 с.
    137. Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве / Я. Мукаржовский // Структурализм: „за“ и „против“. М., 1975. — С. 167— 192.
    138. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. — М.: Педагогика, 1981. — 238 с.
    139. Н.М. Опыт интермедиального анализа / Н. М. Мышьякова // Вестн. Оренбург.гос.ун-та, 2002. № 6. — С. 55−58.
    140. У. Познание и реальность / У. Найссер. — М.: Прогресс, 1981. -230 с.
    141. Некрасова Е. А. Неосуществленный замысел 1920-х годов создания
    142. Словаря символов» и его первый выпуск «Точка» / Е. А. Некрасова //
    143. Памятники культуры: новые открытия: ежегодник. JL, 1982. — С. 99−115
    144. Н.В. Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития детей / Н. В. Нижегородцева. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka i psichologiy/X 14.04.2006).
    145. А.И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Новиков. — М.: Наука, 1983.-213 с.
    146. Д. А. Предметное действие и оперативный образ: Избранные психологические труды / Д. А. Ошанин. М.: НПО МОДЭК, 1999. — 512 с. — (Психологи Отечества).
    147. Р.И. Проблемы смысла : Современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. — 344 с.
    148. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику : Исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В. Ф. Петренко. -М.: Моск. гос. ун-т, 1983. 175 с.
    149. В.А. Общее языкознание / В. А. Пищальникова. М.: МГЭИ, 2003.-212 с.
    150. З.Д. Концептосфера и картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Язык и национальное сознание — Воронеж, 2002. — Вып. 3. — С. 4−8.
    151. З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2001. — 191 с.
    152. ЗД. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2003. — 59 с.
    153. А.А. Мысль и язык / А. А. Потебня. Киев: Синто, 1993. — 192 с.
    154. Представление знаний как проблема / Фрумкина P.M., Звонкий А. К., Ларичев О. И., Касевич В. Б. // Вопр. языкознания. М., 1990. — № 6. — С. 85−101.
    155. М.К. Творчество и выражение / М. К. Претте, А. Капальдо. — М.: Сов. художник, 1985. 90 с.
    156. Л.П. Индивидуальное и универсальное в цветовой символике звука : (На основе фоносемантического и психолингвистического анализа поэтического текста / Л.П. Прокофьева) — (www.philol.rsu.ruyi6.06.2007).
    157. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах- М.: Азбука классика, 2001. — 320 с.
    158. .В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы / Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1986. — 254 с.
    159. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000 712 с. — (Мастера психологии).
    160. В.П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев М.: Аграф, 1997.-384 с.
    161. Русская иконопись. Язык икон. — (http://www.library.bay)(23.08.2005).
    162. М.Я. Синестезия в подъязыке музыковедения : (на материале английского языка): автореф. дис. .канд. филол. наук. / М. Я. Сабанадзе. Л., 1987.-21 с.
    163. .А. Роль человеческого фактора в языке : Язык и картина мира / А. Б. Серебренников. — М.: Наука, 1988. — 242 с.
    164. Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. СПб.: Наука, 1993.-150 с.
    165. А.В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
    166. С.Д. Психология образа : проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Моск. гос. ун-т, 1985. — 231 с.
    167. Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. 176 с.
    168. Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589с. — (Мастера психологии).
    169. Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр — ред. Р. И. Шор. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
    170. М.С. Слух музыканта / М. С. Старчеус. — М.: Моск. Консерватория, 2003. 6401 с. — (Психология: о музыкантах, для музыкантов).
    171. Ю.С. В трехмерном пространстве языка : семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1985.-331 с.
    172. Ю.С. Константы : словарь русской культуры: опыт исследования / Ю. С. Степанов. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-651 с.
    173. Ю.С. Контакты мировой культуры : алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия / Ю. С. Степанов, С. Г. Проскурин. — М.: Наука, 1993.- 158 с.
    174. Ю.С. Семиотика : О семиотике, знаке / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971.- 165 с.
    175. Н.С. Искусство России XX века : Развитие путем метаморфоз / Н. С. Степанян. -М.: Собеседник, 2004. 416 с.
    176. Т.Р. Синестезия и прилагательные зрительного восприятия / Т. Р. Степанян. М., 1985. — 27 с. — (Деп. в ИНИОН РАН № 21 390).
    177. И.А. Язык и мышление / И. А. Стернин. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004. 25 с.
    178. В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа / В. В. Столин // Восприятие и деятельность / ред. А. Н. Леонтьев.-М., 1976.-С. 101−131.
    179. А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания / А. Д. Столяр // Ранние формы искусства. — М., 1972.-С. 31−76.
    180. Н.М. Смысл иконы / Н. М. Тарабукин. — М.: Изд-во Правосл. Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — С. 5—25.
    181. Е.Ф. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М. 1996. — С. 7−22.
    182. Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры / Е. Ф. Тарасов // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000. — С. 45−54.
    183. Текст как, явление культуры / Г. А. Антипов, И. Ю. Марковича, О. А: Донских, Ю. А. Сорокин. Новосибирск .- Новосибирск, гос. ун-т, 1989. — 264 с.
    184. В.Н. Вторичная номинация и ее виды / В. Н. Телия // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977. — С. 129−221.
    185. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В. Н. Телия. М.: Наука, 1986. — 143 с.
    186. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово / Slovo, 2000. — 624 с.
    187. Э. Два уровня сознания : Хрестоматия по вниманию / Э. Титченер — под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея. М.: Моск. гос. ун-т, 1976.-С. 34−36.
    188. Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта : (на примере «трудовая деятельность») / Г. В. Токарев. Тула, 2000. — 92 с.
    189. Э. Когнитивные карты у крыс и у человека / Э. Толмен • // Хрестоматия по истории- психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. — С. 63−69.
    190. В.Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Семантика и структура: -М., 1983. С. 227−282.
    191. В.М. Концепт «форма» в семантическом пространстве языка /В.М- Топорова. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1999. — 174 с.
    192. В.М. Национальная специфика выражения концепта «форма» в русском и немецком языках / В. М. Топорова // Язык и национальное сознание: Вопросы теории и методологии. Воронеж, 2002. — С. 63−75.
    193. В.М. Пространственная картина мира и категория оценки в языке / В. М: Топорова // Контрастивные исследования? лексики и. фразеологии русского-и-немецкого языков. Воронеж, 1996. — С. 10−21.
    194. В.М. Пространственная метафора в свете системного подхода : (на материале рус. и нем. яз.) / В. М. Топорова // Сопоставительные исследования 2004. Воронеж, 2004. — С. 71—75.
    195. В.М. Типология языковых концептов пространственной формы / В. М. Топорова // Семантика языковых единиц. — Воронеж, 1998. -Т. 1.-С. 215−218.
    196. B.C. Содержание и форма в искусстве / B.C. Тюхтин, Ю. Ф. Ларкин. М.: Знание, 1984. — 64 с.
    197. Г .Я. Системно-семиотический подход к исследованию эволюционно развивающихся искусственных языков / Г .Я. Узилевский // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995. — С. 83−93.
    198. Е.Г. Роль синестезии в семантическом развитии прилагательных восприятия в немецком языке / Е. Г. Усик // Романо-германская филология. Саратов, 2000. — Вып. 2. — С. 107−110.
    199. .А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-352 с.
    200. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка / А. А. Уфимцева. -М.: Наука, 1968. 271 с.
    201. Т.Н. Детская речь : психолингвистические исследования / Т. Н. Ушакова. М.: Per Se, 2001. — 222 с.
    202. Н.А. Семантическая синестезия : переводческий аспект / Н. А. Фененко // Социокультурные проблемы перевода: сб. науч. тр. — Воронеж, 2002. Вып. 5. — С. 141−147.
    203. Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Д. Х. Флейвелл.-М.: Просвещение, 1976. 622 с.
    204. П.А. Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. -М.: Изобр. искусство, 1996. 332 с.
    205. П.А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский // Приложение к журналу «Вопросы философии»: в 2 т. — М., 1990 — Т.2. -С. 17−354.
    206. Г. Целостные феномены в изобразительной деятельности детей / Фолькельт Г. // Экспериментальная психология дошкольника. — М. — Л., 1930.-С. 113−119.
    207. Фор Э. Дух форм / Э.Фор. СПб.: Machina, Axioma, 2002. — 240 с.
    208. .А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э. Кассирера / А. Б. Фохт // Вопр. философии. 1998. -№ 9. -С. 150−178.
    209. .И. Применение ассоциативного эксперимента для выявления психологически реального значения слов : (на материале социал.-психол. лексики) / Ж. И. Фридман // Труды молодых ученых ВГУ.- Воронеж, 2004. Вып. 2. — С. 220−225.
    210. P.M. Психолингвистика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / P.M. Фрумкина. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
    211. P.M. Семантика и категоризация / P.M. Фрумкина / ред. Ю. С. Шрейдер. -М.: Наука, 1991. 168 с.
    212. М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на западе. — М., 1986. — С.93—119.
    213. В.К. Словарь детской речи : свыше 3500 сл. / В. К. Харченко.
    214. Белгород: Белгород- гос. пед. ин-т, 1994. 256 с.
    215. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи : автореф.. дис. канд. психол. наук / Г. Т. Хоментаускас. М., 1985. — 24 с.
    216. И. Активная память : экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / И. Хофман. М.: Прогресс, 1986. — 312 с.
    217. С.Н. Язык и ребенок : лингвистика детской речи: некоторые размышления: лекция в двух частях, записанная в рамках проекта «звуковая энциклопедия» / С. Н. Цейтлин СПб.: Открытое о-во, 2001. -240 с.
    218. О.Н. Метафора в национальной картине мира / О. Н. Чарыкова // Язык и национальное сознание / науч ред. И. А. Стернин. -Воронеж, 2006. Вып. 8. — С. 8−11.
    219. С.М. О языке чувственного познания / С. М. Шалютин // Ленинская теория отражения: Отражение и язык. Свердловск, 1980. — С. 65−72.
    220. И.В. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / И. В. Шаховский. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1987. — 190 с.
    221. И.Ш. Принцип пропорции / И. Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986.-200 с.
    222. А.Д. Суждения в вымышленном мире : референция, вымышленность, прагматика / А. Д. Шмелев // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. — С. 115−122.
    223. Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. — СПб.: Евразия, 2002. 397 с.
    224. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики / И. Эйбл-Эйбесфельдт // Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики. — М.: Мир, 1995.-С. 29−74.
    225. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с. — (Б-ка средн. веков).
    226. Энциклопедия живописи / авт. ст.: М. М. Алленов, О. А. Алленова, М. М. Красилин и др. М.: ACT, 1997. — 799 с.
    227. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э. Нойманн. — М.: Refl-book, 1996.-304 с.
    228. Язык и национальное сознание: вопросы теории и методологии. -Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2002. — 314 с.
    229. Р. Избранные работы / Р. Якобсон. М.: Прогресс, 1985. -454 с.
    230. Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение / Е. Г. Яковлев. М.: КДУ, 2005. — 640 с.
    231. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира : (модели пространства, времени, восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 167 с.
    232. Bierwisch М. Linguistik als kognitive Wissenschaft Erlauterungen und ein Forschungsproframm / M. Bierwisch // Zeitschrift fur Germanistik. — 1987. — № 6.-S. 645−667.
    233. Black M. Models and Metaphors: (Studies in language and philosophy) / M. Black. Ithaca — New York: Cornell Univ. Press, 1962. — 267 p.
    234. Bongni M. Wasiliy Kandinskys Synthese der Kiinste: Eine Analyse von Bilder einer Ausstellung / M. Bongni. Zurich: AD AG Copy AG, 2000. — 247 S.
    235. Borner W. Kognitive Linguistik und Fremdsprachenerwerb: Das mentale Lexikon / W. Borner. 2, uberbearb. — Tubingen: Vlg. Tub., 1997. — 258 S.
    236. Carston R. Language and cognition / R. Carston // Linguistics: The Cambrige survey Cambrige, 1988. — Vol. 3: Language: Psychological and biological aspects. — P. 38−68.
    237. Cytowic R.E. Synesthesia a union of the senses / R.E. Cytowic. -Cambridge: MIT Press, 2002. — 424 p.
    238. Dauses A. Semantik Sprache und Denken / A. Dauses. — Stuttgart: Steiner, 1995.-93 S.
    239. Der geistige Raum. (http://ezines.onb.at:8080/ejornail/-part.2)(27.07.2006).
    240. Gackendoff R. Semantics and cognition / R. Gackendoff. Cambrige: Cambrige Univ. Press, 1993. — 156 p.
    241. Giedion-Welcker C. Paul Klee mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten / C. Giedion-Welcker. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 2004. — 171 S.
    242. Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawing / F.L. Goodenough. (http://sakhitti.ni/itti/web/odaren/4.1.3.html)(3.06.2007).
    243. Grabowski J. Bedeutung Konzepte, Bedeutungskonzepte: Theorie und Anwendung in Linguistik und Psychologie / J. Grabowski. — Opladen: Westdt. Verl., 1996.-309 S.
    244. Gregory R. Eye and brain: the psychology of seeing / R. Gregory. — Princeton: Princeton Univ. Press, 1997.-277 p.
    245. M. : Kandinskys Abstraktion : Die Entstehung und Transformation seines Bildkonzepts / M. Haldemann. Munchen: Fink, 2001. -291 S.
    246. Handler, L. The Kinetic Family Drawing Technique: A Review of the Literature. 1994 / L. Handler,' D. Habenicht // Journal' of Personality Assessment. 1994. — Vol. 62, №. 3. — P. 44064.
    247. Hulse W.C. Child conflict expressed through family drawings / W.C. Hulse // Journal Proj. Tech. 1952. -V. 16. — P. 66−79:
    248. Jackendoff R. On beyond zebra: The relation of linguistic and visual information / R. Jackendoff// Cognition. 1987. -V. 26. — P. 89−114.
    249. Kandinsky W. Punkt und Linie zur Flache. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente / W. Kandinsky. Munchen: A.L. Verlag, 1955. — 190 S.
    250. Kandinsky W. Uber das Geistige in der Kunst / W. Kandinsky. Bern: Benteli, 1952.-143 S.
    251. Klee P. Padagogisches Skizzenbuch / P. Klee. Mainz: Florian Kupferberg Verlag, 1981.-55 S.
    252. Koppits E.M. Psychological evaluation of children’s human figure drawings / E.M. Koppits. New York: Grune & Stratton, 1968. — 341 p.
    253. Kubovy M. Perceptual Organisazion / M. Kubovy, B. James. Hillsdale: Erlbaum, 1981.-506 p.
    254. Leo Di J.H. Children’s drawings as diagnostic aids / J.H. Leo Di. New-York: Brunner/Mazel, 1973. — 240 p.
    255. Lessmollmann A. Form im Raum. Formadjektive und Formkonzepte: Diss. Zur Erlangung des Grades der Doktorin der Philosophic / A. Lessmollmann. -Hamburg, 2002.-218 S.
    256. Linz E. Indiskrete Semantik: Kognitive Linguistik und neirowissenschaftliche Theoriebildung / E. Linz. Muenchen: Wilhelm Fink Verlag, 2002.-250 S.
    257. Machover K. Personality projection in the drawing of the human figure / K. Machover. Springfield, 111., 1949.- 181 p.
    258. Miller G.A. Language and Perception / G.A. Miller, Johnson. -Cambridge: Laird Ph., 1976.-239 p.
    259. Pederson E. Language as context, language as means: Spatial cognition and habitatual language use / E. Pederson // Cognitive linguistics. 1995. — V. 6(1). -P. 33−62.
    260. Reynolds C.R. A quick-scoring guide to the interpretation of children’s kinetic family drawings / C.R. Reynolds // Psychology in the Schools. 1978. -V. 15, № 4. — P. 489492.
    261. Rosch E.H. Cognitive representation of semantic categories / E.H. Rosch // Journal of Experimental Psychology. 1975. — Vol. 104. — P. 192−233.
    262. Ryalls J.H. Synesthesia: A principle for the relationship between the Primary colors and the cardinal vowels / J.H. Ryalls // Semiotica. Amsterdam, 1986. — Vol. 58, N ½. — P. 107−121.
    263. Schonberg A. Wassiliy Kandinsky: Briefe, Bilder und Dokumente einer aussergewohnlichen Begegnung / A. Schonberg. Munchen: Residenz Verlag, 1981.-278 S.
    264. Schwarz M. Kognitive Semantik: Ergebnisse, Perspektiven / M. Schwarz. — Tuebingen: Francke, 1992. 219 S.
    265. Swensen C.H. Empirical evaluations of human figure drawings, 1957—1966 / C.H. Swensen // Psychol. Bull. 1968. — V. 70, № 1. — P. 20−44.
    266. Wenning W. Farbworter und Sehen / W. Wenning // Nach-Chomskysche Linguistik. Berlin — New-York, 1985. — S. 44456.
    267. Wolff W. The personality of the preschool child / W. Wolff. New York: Grune and Stratton, 1946. — 341 p.
    268. А.Н. Немецко-русский и русско-немецкий словарь лингвистических терминов : с английскими эквивалентами / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС Школа: АСТ-ПРЕСС Март, 2006. — 496 с.
    269. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш — М.: Сов. энцикл., 1990.— 672 с.
    270. Справочник по физике / ред. В. Славкин. М.: Слово, 1995. — 408 с.
    271. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / ред. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 3-е изд., стер — М.: АЗЪ, 1996.-928 с.
    272. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
    273. Langenscheidts Grossworterbuch. Deutsch als Fremdsprache / Herausgeber: Gotz D., Haensch G., Wellmann H., Auflage 6. Berlin — Miinchen: Langenscheidt KG, 2002. — 1216 S.
    274. С. Энциклопедия православной иконы : основы богословия иконы / С. Алексеев. СПб.: Сатисъ Держава, 2007. — 334 с.
    275. Е.М. Русские художники от, А до Я / Е. М. Аленова, Н. А. Борисовская. М.: SLOVO, 1996. — 216 с.
    276. Г. А. Кумир поверженный — все Бог : повесть о художнике Казимире Малевиче / Г. А. Анисимов. М.: Лира: Мусагет, 2001. — 276 с.
    277. Ф. (Иеромонах) Чем православная икона отличается от религиозной картины? / Ф. Арескин // Православная пыль: альманах. — (http://st-elizabet.narod.ru/prpil/feoficona.htm)(5.07.2006).
    278. И.Ф. Марк Шагал, 1887 1985 : Живопись как поэзия / И. Ф. Вальтер, Р. Метцгер. — Taschen: Арт — родник, 2000. — 95 с.
    279. Великие Имена: Василий Кандинский. М., 2006. — 30 с. — (Из собрания Государственной Третьяковской галереи, № 5).
    280. М. Модернизм : Искусство первой половины XX века / М. Герман. — СПб.: Азбука классика, 2003. — 480 с.
    281. Двенадцать апостолов. (http://www.neu unitarier. de)(12.09.2005).
    282. И.М. Казимир Малевич / И. М. Егоров. М.: Знание, 1990. — 56 с.
    283. Икона, содержание, границы. (www.nesusvet.narod.ru)(12.09.2005).
    284. Иконостас. (www.hh.schule.de)(2.07.2005).
    285. И. Искусство формы / И. Иттен — пер. с нем. JI. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2004.— 136 с.
    286. В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2003.-240 с.
    287. В.В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. М., 1992.-73с.
    288. В.В. О понимании искусств / В. В. Кандинский // Знамя. -. 1999.-№ 2.-С. 101−122.
    289. А.И. Древнерусское искусство / А.И. Комеч- О. И. Подобедова. — М.: Наука, 1988.-337 с.
    290. К. Собрание сочинений : в 5 т. / К. Малевич. М.: Гилея, 1998. — Т. 2: Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. (1924−1930 гг.). — 372 с.
    291. К. Собрание сочинений : в 5 т. / К. Малевич. М.: Гилея, 2000. — Т. 3: Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой. -389 с.
    292. К. Черный квадрат / К. Малевич. СПб.: Азбука, 2001. — 576 с.
    293. Многогранный мир Кандинского / ред.: Н. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов. М.: Наука, 1999. — 208 с.
    294. Русская иконопись. Язык икон. (http://www.library.bay)(23.07.2006).
    295. Н.С. Искусство России XX века : Развитие путем метаморфоз / Н. С. Степанян. М.: Собеседник, 2004. — 416 с.
    296. Н.М. Смысл иконы / Н. М. Тарабукин. М.: Изд-во Правосл. Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — С. 5—25.
    297. Философия иконы. (www.danuvius.orthodoxy.ru)(26.07.2006).
    298. Энциклопедия живописи / авт. ст.: М. М. Алленов, О. А. Алленова, М. М. Красилин и др. М.: ACT, 1997. — 799 с.
    299. Bildende Kunst. Eine Arts. Bonn: Inter Nationes, 1995. — 67 S.
    300. Bongni M. Wasiliy Kandinskys Synthese der Kunste. Eine Analyse von Bilder einer Ausstellung / M. Bongni. Zurich: ADAG Copy AG, 2000. — 247 S.
    301. Caspar D.F. Kunst uns Gesellschaft / D.F. Caspar. Berlin: Henschelvrl, 1985.- 111 S.
    302. Der geistige Raum. (http://ezines.onb.at:8080/ejornail/-part.2)(14.06.2006).
    303. Einfiihrung in die Bildbetrachtung. Leipzig: Veb E.A. Leemann, 1962. -39 S.
    304. Expressionistische Buchillustrationen in Deutschland. Leipzig: Veb E.A. Leemann, 1975. — 242 S.
    305. Fachausdriicke und Stichworte Kleines ABC. -(www.ikonenzentrum.de)(23.07.2006).
    306. Giedion-Welcker C. Paul Klee mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten / C. Giedion-Welcker. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 2004. — 171 S.
    307. Haldemann M. Kandinskys Abstraktion. Die Entstehung und Transformation seines Bildkonzepts / M. Haldemann. Munchen: Fink, 2001. -291 S.
    308. Ikonen. (http://www.st.stefan.at-orthodoxfrat.de)(4.08.2006).
    309. Kandinsky W. Punkt und Linie zur Flache. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente / W. Kandinsky. Munchen: A.L. Verlag, 1955. — 190 S.
    310. Kandinsky W. Uber das Geistige in der Kunst / W. Kandinsky. — Bern: Benteli, 1952.- 143 S.
    311. P. / P. Klee. (www.wissen.de)(4.04.2005).
    312. Klee P. Padagogisches Skizzenbuch / P. Klee. Mainz: Florian Kupferberg Verlag, 1981.-55 S.
    313. Lexikon der graphischen Technik. Leipzig: Veb Fachbuchverlag, 1968. — 608 S.
    314. Lexikon der Kunst Leipzig: Seemann Verlag, 1968. — Band 1. — 723 S.
    315. Muller L. Die Dreifaltigkeitsikone des Andrej Rubljow / L. Muller. -(http://www.guatember.deX17.07.2006)
    316. Schonberg A. Wassiliy Kandinsky: Briefe, Bilder und Dokumente einer aussergewohnlichen Begegnung / A. Schonberg. — Munchen: Residenz Verlag, 1981.-278 S.
    Заполнить форму текущей работой