Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка студентов педвузов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что в качестве основных направлений в профессиональной подготовке педагогов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста можно выделить 2 подхода, реализующих данное содержание. Сущность первого подхода к профессиональной подготовке заключается в том, что при изучении студентами дисциплин общекультурного медико-биологического… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы подготовки педагога к формиро- 10−88 ванию физической культуры ребенка дошкольного возраста
    • 1. 1. Физическая культура ребенка дошкольного возраста как 10−24 социально-педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность, содержание, структура, критерии и уровни вы- 24−46 раженности физической культуры ребенка дошкольного возраста
    • 1. 3. Факторы определяющие процесс формирования 46−64 физической культуры ребенка дошкольного возраста
    • 1. 4. Готовность студентов к педагогической деятельности, 64−83 ориентированной на формирование физической культуры детей 4−7 лет
  • Выводы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и 88−140 подготовке педагогов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста
    • 2. 1. Выявление исходного уровня готовности студентов 83−98 педвузов к формированию физической культуры ребенка
    • 2. 2. Содержание, формы и методы подготовки студентов к 99−125 педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 125−137 формированию готовности студентов к формированию физической культуры ребенка
  • Выводы

Подготовка студентов педвузов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Концепция дошкольного образования актуализирует человекообразующую функцию воспитательно-образовательного процесса, субъектом которого выступает личность ребенка. Наряду с охраной и укреплением физического и психического здоровья ребенка, заботой о его эмоциональном благополучии, развитии его потенциальных способностей, дошкольное образование призвано обеспечить создание основ успешной социализации ребенка, развитию базовой культуры его личности, в том числе физической.

Физической культуре как составляющей базовой культуры личности посвящены работы многих отечественных ученных (В.К. Бальсевич, Н. Н. Визитей, М. Я. Виленский, В. А. Пономарчук, А. В. Лотоненко, Л. П. Матвеев, Г. М. Соловьев и др.), которые рассматривают ее как объективную предпосылку и неотъемлемый компонент становления личности. Тем не менее, в сфере образования проблема формирования физической культуры личности ограничивается, как правило, приобщением к обязательным физическим упражнениям, либо к самостоятельным занятиям с определенной регламентацией путем включения элементов соревновательности и нормативности. Значительно меньше имеется работ, где рассматривается ориентация на формирование индивидуальной физической культуры. В последние годы физическая культура личности и общества осмысливается в культурологическом аспекте, с позиции гуманистической и гуманитарной направленности / Н. И. Визитей, М. Я. Виленский, Л. П. Матвеев, В. А. Пономарчук, В. Я. Столяров и др./, актуальной становится проблема формирования основ нового культурообразовательного и социально-педагогического мышления в сфере физической культуры.

Становление личности ребенка начинается задолго до поступления его в школу, и к 6−7 годам оказываются сформированными многие качества и свойства личности ребенка /Л.И. Божович, А. И. Запорожец, А. И. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин и др./. Поэтому вполне закономерно внимание ученых к проблеме формирования физической культуры личности с дошкольного детства / Н. Я. Бочарова, Е. Н. Вавилова, Ю. Ф. Змановский, Г. А. Коданцева и др./. На каждой последующей ступени образования физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, приобретает новые качественные оттенки, сохраняя основные элементы целого, благодаря чему осуществляется общепедагогический принцип ее преемственности.

В разработке проблемы подготовки педагогов накоплен богатый научно-теоретический и практический опыт. В психологии закономерности и принципы профессионального становления личности рассматриваются Б. Г. Ананьевым, Е. В. Гладковой, И. Ф. Добрыниным, В. Н. Мясищевым и др.- совершенствование общепедагогической подготовки студентов представлено в работах Ю.К. Ба-банского, Д. К. Васильева, Н. В. Кузьминой, Н. М. Назаровой, В. А. Сластенина и др.- профессиональная готовность студентов исследуется в работах О.А. Аб-дуллиной, И. Г. Бердникова, М. Я. Виленского, В. Н. Козиева, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, М. И. Старова и др. Проблемы подготовки специалистов дошкольного профиля рассматрены в работах В. А. Антонова, Е. В. Гладковой, И. Ю. Ерофеева, М. А. Ковардакова, В. Н. Логинова, В. Я. Лысова, З. И. Нестеровой, Н. И. Пинчук, Л. И. Разборова, Л. П. Ступникова, Г. Х. Яворской, В. Н. Ядешко и др. Однако, до настоящего времени не определены теоретические подходы к подготовке студентов дошкольных отделений и факультетов к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Эмпирические исследования показывают, что многие педагоги детских общеобразовательных учреждений (ДОУ) испытывают затруднения в формировании физической культуры личности дошкольника, слабо ориентируются в методических решениях, ее обеспечивающих, не имеют необходимых знаний о её сущности и содержании, не владеют необходимыми для этого умениями.

Таким образом, в педагогической действительности возникло противоречие между необходимостью ориентировать учебно — воспитательный процесс в педагогическом вузе на приобретение студентами профессионально-педагогической готовности к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста и отсутствием соответствующего научного обеспечения.

Исходя из этого сформулирована проблема исследования — какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих профессиональнопедагогическую готовность будущих специалистов дошкольного образования к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования выступает профессионально — педагогическая подготовка специалистов в сфере дошкольного образования.

Предметом исследования является процесс подготовки студентов дошкольного факультета к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета сформулированы задачи исследования;

1. Определить сущность, структуру и содержание физической культуры ребенка дошкольного возраста.

2. Раскрыть специфику содержания и уровень профессионально-педагогической готовности будущих воспитателей к формированию физической культуры ребенка.

3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие готовность студентов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста.

4. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования к формированию физической культуры ребенка.

Гипотеза исследования предусматривала, что процесс подготовки студентов педагогического вуза к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста может быть существенно улучшен, если:

— обеспечивается программно-целевая и профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса;

— организуется развитие потребностно — мотивационной сферы студента к предстоящей деятельности;

— происходит становление его субъективной позиции к ценностям физической культуры;

— обеспечивается овладение глубокими знаниями, практическими умениями, педагогической технологией формирования физической культуры личности дошкольника;

Общую методологию исследования составляют философские положения о человеке как высшей ценности общественного бытияоб определяющей роли деятельности и социально-культурных условий в становлении личностио единстве сознания и деятельности, биологического и социальногоо системном, гуманистическом, аксиологическом, культурологическом и личностно — деятель-ком подходах.

Теоретическую основу исследования составили: психологическая концепция становления и развития личности (Л.И. Божович, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения о субъективной позиции личности в ценностном освоении действительности, об интериоризации личностью ценностей (М.С. Каган, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов и др.) — концепции самоценности дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) — теория формирования физической культуры личности (М.Я. Виленский, В. М. Выдрин, В. И. Столяров и др.) — теория становления личности педагога (О.А. Абдуллина, Ф. И. Гоноболин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы детских общеобразовательных учреждений, анализ педагогической документациивключенное наблюдениеанкетирование и интервьюированиеметод экспертной оценки /рейтинг/ и самооценкианализ результатов педагогической практикистатистическая обработка полученных результатов.

Организация исследования. Исследования проводилось на базе Армавирского государственного педагогического института, его филиалов в г. г. Краснодаре, Новороссийске, Усть — Лабинске, детских общеобразовательных учре-медених №№ 35, 37, 41, 42, 43 г. Армавира. Ими было охвачено 356 студентов факультета дошкольного воспитания, 35 педагогов детских общеобразовательных учреждений, воспитателей и инструкторов по физической культуре, родители дошкольников. Экспертами выступали преподаватели Армавирского государственного педагогического института, заведующие детских общеобразовательных учреждений, старшие воспитатели, наиболее опытные педагоги.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап /1996 — 1997 г. / включал изучение философской, социологической, психолого-педагогической методической литературы, определение объекта, предмета, формулирование гипотезы и задач, разработку программы опытно-экспериментальной работы, уточнялись методы исследования. Второй этап / 1997 — 1998 г J предусматривал теоретическое исследование, посвященное определению сущности, структуры и критериев физической культуры личности ребенка дошкольного возрастамоделирование, корректирование и осуществление опытно-экспериментальной работы по изучению и формированию готовности студентов дошкольного факультета к ее развитиюуточнение и обогащение общей гипотезы.

Третий этап /1999 — 2000 г./ был посвящен опытно — экспериментальной работе, анализу ее результатов, обобщению, систематизации и интерпретации полученных данных, оформлению диссертации. Основные положения, выносимые на защиту.

— Уровень физического и психического развития детей 4−7 лет, их естественная потребность в двигательной активности создают объективные предпосылки для формирования физической культуры личности ребенка, она рассматривается как объективная предпосылка и неотъемлемый компонент становления личности, ее качественное и динамичное новообразование, характеризующееся определенным уровнем физического развития и образованности в сфере физической культуры, а также степенью осознанности и реализации на практике потребностей и мотивов физкультурной деятельности;

— профессионально-педагогическая готовность студентов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как интегративное личностное образование, представляющее собой профессиональную потребность и способность к созданию условий, ведущих к позитивным изменениям индивидуальных особенностей личности ребенка в процессе формирования его физической культуры;

— важнейшими показателями профессионально-педагогической готовности студентов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста выступают: осмысление ценностей физической культуры и педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенкаустойчивая положительная мотивация на эту деятельностькачество знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой работыналичие профессионально значимых характеристик, свойств и качеств личности;

— педагогическими условиями, определяющими эффективность образовательно-воспитательного процесса формирования профессиональной готовности будущих воспитателей детских общеобразовательных учреждений к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка являются: профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса в вузе по физической культуре, интериориза-ция ценностей физической культуры в процессе обучения-, актуализация и систематизация знаний, умений и навыков в сфере физической культурыединство индивидуальных и групповых форм работыдифференциация профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности.

Научная новизна и значимость исследования состоит в том, что в нем впервые определено понятие «физическая культура ребенка дошкольного возраста», рассмотрено ее содержание, структура, критерии и уровни, что создает основу для реализации принципа преемственности в системе ДОУ — общеобразовательная школавыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально-педагогической готовности будущих специалистов в сфере дошкольного образования к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и методические рекомендации обеспечивают возможность дальнейшего повышения качества учебно-воспитательного процесса при подготовке специалистов в сфере дошкольного образованияразработан спецкурс «Психолого — педагогические основы формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста» для углубленного изучения ее сущности, содержания и критериев студентами дошкольного факультетасозданы методические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов к формированию физической культуры ребенка.

Достоверность полученных результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций, использованием взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и исходным параметрам, статистической значимостью опытных данных, сочетанием количественного и качественного анализа исследуемого явления.

Апробация работы Основные положения и выводы исследования были доложены и получили одобрение на Всероссийской научно — практической конференции /Краснодар, 1996/- на Российской научно — практической конференции /Ростов-на-Дону, 1997/- на 24-ой и 25-ой научных конференциях студентов и молодых ученых вузов юга России / Краснодар. 1997, 1998/, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава АГПИ в 1996 — 2000 г. г.

По результатам исследования разработаны методические рекомендации к непрерывной педагогической практике, переработано содержание заданий к психолого-педагогическому практикуму и рекомендации по выполнению курсовых и квалификационных работ, которые успешно используются в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования.

Структура диссертации Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы /229 источников/ и приложений.

ВЫВОДЫ:

Экспериментальное исследование системы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к формированию физической ребенка дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:

Подготовка специалистов, владеющих высоким уровнем профессиональной деятельности, со сформированными ценностными ориентациями, индивидуалькым стилем деятельности и высоким творческим потенциалом является важнейшей задачей высшего профессионального образования. Противоречия профессионального труда учителя затрагивают деятельность педагога, ориентированного на формирование физической культуры дошкольника, но современное состояние вопроса о сущности профессиональной педагогической деятельности и содержания понятия «личности педагога» позволяет определить основные функции деятельности педагога, ориентированной на формирование физической культуры ребенка и необходимые для их реализации знания, умения и навыки.

Процесс профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста предполагает реализацию ряда педагогических условий, обеспечивающих: развитие потребностно-мотивационной сферы личности студента, становление его субъектной позиции в физической культуревладение студентами глубокими знаниями, практическими умениями, педагогической технологией формирования физической культуры личности ребенка дошкольного возрастаумение студентов решать разнообразные, усложняющиеся учебно-профессиональные и реальные педагогические задачи по формирования физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Существующие программы медико-биологического, психолого — педагогического и предметного циклов профессиональной подготовки студентов педагогических вузов содержат большие потенциальные возможности, обеспечивающие личностную и процессуальную готовность студентов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Систему профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных элементов, которые являются частью более широкой профессионально-педагогической подготовки.

Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил определить наиболее эффективные пути, способы и методы повышения уровня готовности студентов к будущей педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры личности ребенка дошкольного возраста. Проведенная опытно — экспериментальная работа показала необходимость обеспечения сбалансированной системы педагогических воздействий на интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность студентов. Интенсивность подготовки студентов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста будет возрастать по мере повышения и упрочения ценностных ориентаций будущих педагогов на сохранение физического и психического здоровья ребенка дошкольного возраста, обогащения опыта в физкультурно-педагогической деятельности и ориентацию на педагогические инновации в этой области.

Достигнутое повышение уровня сформированности различных компонентов исследуемой готовности, более значительное увеличение отдельных показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой позволяет говорить об эффективности проведенной работы. Так, показатели мо-тивационно-ценностного компонента в творческом уровне в экспериментальной группе выросли на 12,3%, в контрольной группе — на 0,6%- эмоционально-волевого компонента в экспериментапьной группе — на 7,2%, в контрольной фуппе — на 0,1%- личностно-индивидуального компонента в экспериментапьной группе — на 8,5%, в контропьной группе — на 2,1%- содержательного компонента в экспериментальной группе — на 9,1%, в контрольной группе — на 1,7%- деятель-ностного компонента в экспериментальной группе — на 6,4%, в контропьной группе — на 2,2%. Одним из позитивных результатов опытно — экспериментальной работы можно считать то, что результатами итогового исследования в экспериментальной группе 70,3% студентов уверены, что подготовлены к работе по формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возрастадумают, что подготовлены — 26,6%, а в контрольной группе уверены — 5,8%- думают, что подготовлены — 47,5% от опрошенных.

Принимая во внимание, что готовность к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической личности ребенка дошкольного возраста обусловлена не только субъективными, но и объективными факторами, т. е. профессионально-педагогической направленностью всей системы вузовской подготовки на формирование у студентов педагогического мышления и комплекса практических умений, на воспитание нравственного отношения к своей профессии, можно сделать вывод о возможности формирования в вузе у будущих специалистов в сфере дошкольного образования готовности к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической личности ребенка дошкольного возраста используя при этом предложенную методику формирования названной готовности.

ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ.

Данное исследование направлено на изучение, обоснование и реализацию содержания системы профессиональной подготовки студентов педвузов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста.

Физическая культура личности определяется с одной стороны как один из элементов общей культуры, содержательно связанной и взаимодействующей с другими элементами культуры личности, с другой стороны физическая культура личности — это личностное образование, представляющее собой синтез сознания, интеллекта и деятельности. В результате функционирования сознания и интеллекта развиваются ценностные ориентации, составляющие основу физкультурного мировоззрения, а оно реализуется в форме установки на организацию жизнедеятельности с позиций ценностей физической культуры. Учитывая, что процесс формирования личности непрерывен, развитие личности и ее совершенствование начинается с первых лет жизни, говорить о формировании физической культуры личности необходимо уже в дошкольном возрасте, причем особое внимание важно обратить на формирование индивидуальной физической культуры ребенка с установкой на творческую самодеятельность, трактуя самодеятельность в сфере физической культуры с точки зрения не качества и результатов, а направленности и побудительных мотивов.

В период дошкольного детства двигательная активность является естественной потребностью, удовлетворение которой способствует развитию всех систем организма, увеличению его энергетических резервов, тренировке защитных сил организма. В первые 6−7 лет жизни происходят значительные морфофункциональные преобразования в нервных структурах двигательной системы, характеризующиеся практически полным созреванием двигательного анализатора, что обуславливает возможность формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста.

Анализ различных подходов к определению физической культуры личности и основных закономерностей психофизиологических особенностей развития ребенка дошкольного возраста позволил охарактеризовать физическую культуру ребенка первых 6−7 лет как объективную предпосылку и неотъемлемый компонент становления личности, качественное и динамичное личностное образование, характеризующееся определенным уровнем физического развития и образования в сфере физической культуры, а также степенью осознанности реализации на практике потребностей и мотивов физкультурной деятельности.

В ходе исследования были определены критерии физической культуры ребенка дошкольного возраста, структура этого личностного образования и уровни его сформированности, что позволило определить и уточнить содержание работы по формированию профессиональной готовности студентов дошкольного факультета к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка дошкольного возраста.

Предпосылками формирования системы профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста послужили: выявление методологических основ рассматриваемой нами проблемы, разработка психолого-педагогических аспектов технологии названной готовности, научный отбор содержания системы подготовки, связь теории с практикой, систематичность, преемственность, интеграция,-дифференциация, индивидуализация.

Концептуальной основой предлагаемой системы профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста стали методологическое, психолго — педагогическое и методическое обеспечение системы подготовки, разработка теоретической модели профессиональной готовности педагога к формированию физической культуры ребенка.

Профессиональная готовность к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста определена нами как интегральное личностное образование, представляющее собой профессиональную потребность и способность к созданию условий ведущих к успешным и динамическим изменениям индивидуальных способностей ребенка дошкольного возраста в процессе формирования его физической культуры. Выделив в составляющих изучаемой готовности две стороны — личностную и процессуальную мы охарактеризовали следующие компоненты: ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, личностно-индивидуальный, содержательный и деятельностный. Характеристика данных компонентов позволила выделить и описать уровни сформированности профессиональной готовности студентов педагогических вузов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста. Взяв за основу уровневый подход мы выделили следующие уровни: в начальный, характеризующийся индифферентным отношением ценностям физической культуре, признанием приоритетов в области интеллектуального развития, несформированностью мотивов педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенкавладение техникой выполнения двигательных действий, но проявление небрежности и необязательностиприменением стандартных методов и форм организации физкультурной деятельности дошкольников, отсутствием стремления анализировать уровень физкультурной подготовленности детей, оценивать собственную деятельность по формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста адекватно, планированием работы по формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста нецеленаправленно, схематично, -неперспективно. ¦ испонительско-реподуктивный, характеризующийся пониманием значимостиь педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка дошкольного возраста, но устойчивые внутренние мотивы такой деятельности отсутствуют, эмоциональное отношение к ней неустойчивое, активности в организации двигательной деятельности дошкольников не проявляется, наличием необходимых знаний для организации физкультурной деятельности дошкольников, но затруднениями в их самостоятельном применении, слабым владением методикой анализа двигательной деятельности детей дошкольного возраста, не всегда адекватна оценка собственной деятельности, отсутствием стремления к использованию нестандартных форм работы, ориентировки на алгоритмы, ожиданием подсказок, небрежным владением техникой выполнения двигательных действий. ш репродуктивный, характеризующийся пониманием значимости педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка дошкольного возраста, сформированностью устойчивых мотивов педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка дошкольного возраста, эмоционально положительном отношением к этой деятельностидостаточным уровнем владения техникой выполнения двигательных действийумением планировать работу по формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста, способностью решать актуальные задаяи лед. деятельностистремлением использовать нестандартные формы и методы работы с детьми, но не всегда знает и учитывает предъявленные к ним требованиясформулированностью необходимых знаний для организации физкультурной деятельности дошкольников, но не творческим их использованием, активностью в формировании физической культуры ребенка дошкольного возрастаотсутствием стремления к анализу двигательной деятельности детей, не всегда адекватна оценка собственной деятельности. в творческий, характеризующийся высокой степенью осознания ценностей педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка дошкольного возраста. Цель педагогической работы видит в формировании у дошкольников оптимального уровня физической культуры, определяет актуальные и перспективные задачи формирования физической культуры ребенка дошкольного возраставладением методикой анализа двигательной деятельности дошкольников и самоанализа собственной деятельности, умением планировать свою работу по формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста, способностью разрабатывать новые технологии обучения двигательным умениям и навыкамспособностью выбирать оптимальные формы работы с детьми по формированию физической культуры ребенка и способы оценки деятельности детей дошкольного возрастаидеальным владением техникой выполнения двигательных действий, устойчиво положительным отношением к занятиям физической культуройсформированностью индивидуального стиля педагогической деятельности и общения с дошкольникамидостаточной развитостью аналитических, прогностических, конструктивных и исполнительских умений, способов решения возникающих пед. ситуацийлегкостью организации разнообразной физкультурной деятельности детей, отличается культурой диалога, педагогическим тактом, адекватной самооценкой.

Существующие программы профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений содержат достаточно большой потенциал возможностей, обеспечивающих личностную и процессуальную готовность будущих специалистов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста, хотя реальная вузовская подготовка не всегда обеспечивает данный аспект профессиональной подготовки.

Исследование показало, что в качестве основных направлений в профессиональной подготовке педагогов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста можно выделить 2 подхода, реализующих данное содержание. Сущность первого подхода к профессиональной подготовке заключается в том, что при изучении студентами дисциплин общекультурного медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов используется «пронизывающий» принцип. В силу своей универсальности этот подход может быть рекомендован любому педагогическому вузу факультетам дошкольного воспитания. Второй подход в подготовке студентов к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста состоит во введении спецкурса, как формы интенсивного обучения, когда преподаватель активизирует внутренние резервы личности студентов в процессе формирования мотивов, усвоения знаний и навыков, обеспечивающих готовность к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка дошкольного возраста. При разработке содержания и форм организации усвоения материалов спецкурса «Психолого-педагогические основы формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста» учитывалось, что спецкурс — это форма работы, которая наиболее оперативно может быть перестроена в соответствии с требованиями времени, обеспечивая при этом необходимую дифференциацию и индивидуализацию процесса подготовки будущих специалистов к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка.

Существующие методы и формы организации учебной работы в процессе профессиональной подготовки студентов дошкольного факультета позволили активизировать индивидуально-психологические и личностные особенности каждого студента. Реализация данных задач обеспечивалась путем организации самостоятельной работы студентов. В своем исследовании мы использовали разнообразные формы управления самостоятельной деятельностью студентов и контроля за ее процессом и результатом: собеседования, контрольные работы, защиту курсовых работ, написание докладов и рефератов, анкетирование методической литературы, отчеты по практике и др.

Так, выполнение курсовых работ может рассматриваться как некоторый итог приобщения будущих специалистов дошкольного образования к систематической исследовательской деятельности, ведению научного поиска, характеризующийся творческой инициативой и познавательной активностью студентов. Разработанная тематика курсовых работ для студентов 3-х и 4-х курсов затрагивает психолого-педагогические проблемы формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста, что обеспечивает целостное ведение этой проблемы, формирует готовность студентов к педагогической деятельности, ориентированной на определенные психологические закономерности формирования физической культуры ребенка 4−7 лет. Такой подход к изучению путей и способов формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста при выполнении студентами дипломных работ (5 курс) обеспечивал целенаправленную работу по определению и апробации методов оптимизации работы с дошкольниками по формированию их физической культуры.

Результаты исследований студентов, попученные в ходе выполнения курсовых и квалификационных работ обсуждались на научно-практических конференциях, публиковались в институте, что явилось мощными эмоциональным фактором к формированию мотивационно научно-методической и научно-исследовательской деятельности студентов по проблеме формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста.

Одним из эффективных методов профессиональной подготовки студентов является педагогическая практика, которая как составная часть учебно-воспитательного процесса обеспечивает синтез теоретической подготовки будущих педагогов с его практической деятельностью. Разработанная система заданий, адекватно отражающие сущность и содержание педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка, обеспечила интенсификацию процессов усвоения и закрепления педагогических умений и навыков, направленных на работу с дошкольниками.

Реализация данной программы обучения обеспечивает профессиональную подготовку студентов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: актуализация ценностных ориентаций и отношения студентов к формированию физической культуры личности детейиспользование аксиологического подхода в творческом развитии студентовактуализация теоретической, методической и практической подготовки в обеспечение готовности студентовсистематизация их знаний, умений и навыковиспользование спецкурса «Психолого-педагогические основы формирования физической культуры ребенка дошкольного возраста» — включение студентов в целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности ребенка и приобретение в ней профессионального опыта и субъектной позициидифференциация и индивидуализация процесса профессиональной подготовкисбалансированное развитие всех компонентов профессиональной готовностивключение студентов в активную физкультурно-игровую деятельность (учебную и внеучебную) с профессионально ориентированным содержаниемрегулярный контроль за процессом совершенствования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры ребенка.

Экспериментальная проверка содержания, форм и методов подготовки студентов педагогических вузов к формированию физической культуры личности ребенка дошкольного возраста показала справедливость выдвигаемых рабочих гипотез, концептуальных положений, эффективность разработанных методических основ в системе образования.

Принимая во внимание, что готовность к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры личности дошкольника обусловлена не только субъективными факторами, но и профессионально-педагогической направленностью всей системы вузовской подготовки на формирование у студентов педагогического мышления и комплекса практических умений, на воспитание нравственного отношения к своей профессии, можно сделать вывод о возможности формирования в вузе у будущих специалистов в сфере дошкольного образования готовности к педагогической деятельности, ориентированной на формирование физической культуры личности ребенка дошкольного возраста, используя при этом предложенную методику формирования названной готовности.

Совокупность обобщений, полученных в результате исследования и пути их реализации являются одним из вариантов решения актуальной научной задачи, хотя данное исследование не исчерпывает всех сторон рассматриваемой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Проблемы педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования- /Сов. педагогика. -1976. — № 1. — С. 76−84.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  3. Е.У. Физическая культура как фактор гармонического развития //М-лы Всемирного научн. конгр.: Сб. научн. тр. Тбилиси, 1980. -168 с.
  4. Э.Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. М., 1977. -17 с.5Ацашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992. -160 с.
  5. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Ф. И. Иващенко. Минск: Высшая школа, 1980, -175 с.
  6. С.Е. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры //Теория и практ. физкультуры, 1990, № 7.-С. 69−74.
  7. З.Александрян Э. А. Значение подвижных игр с правилами для воспитания волевых качеств характера у детей дошкольного возраста: Дисс.канд. пед. наук. М., 1956.-177 с.
  8. Ю.С., Осовский В. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя //Сов. педагогика, 1971, № 2. С. 83−90.
  9. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: ФиС, 1987. -64 с.
  10. .Г. О соотношении способности и одаренности //Проблемы способностей. М.: Просвещение, 1962. С. 15−32.
  11. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 302 с.
  12. П.К. Социальное и биологическое в природе человека //Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1977. -301 с.
  13. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. ГЛ.: Наука, 1981. — С. 3−19.
  14. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968.-445 с.
  15. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1967.317 с.
  16. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  17. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  18. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.'Педагогика, 1989.-560с.
  19. В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Ф и С, 1988. -208 с.
  20. В.К. Физическая культура в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека ИТеория и практика физ. культ., 1990. № 1. — С. 23−25.
  21. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. -143с.
  22. С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции начального обучения //Начальная школа, 1986. № 10. — С. 2−7.
  23. Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода //Античная купьтура и современная наука. М.: Наука, 1936. — 87 с.
  24. В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: Ф и С, 1958. -262с.
  25. В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания.: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1959. — 757 с.
  26. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., Педагогика, 1989.-208 с.
  27. И.Д., Игнатьев А. С., Лотоненко А. В. Физическая культура составная часть культуры общечеловеческой. — Воронеж: ВГПИ, 1991, — 34 с.
  28. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  29. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Ф и С, 1991. — 288 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 189 с.
  31. А.А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных возможностей двигательных функций: Авто-реф. канд. пед. наук., М., 1976. -20 с.
  32. З.М. Подвижные игры детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1940. -156 с.
  33. АЛ. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. — 87 с.
  35. Е.А. О психологическом развитии ребенка (дошкольный возраст). Минск: «Народная Асвета», 1974. -126 с.
  36. И.И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников.: Автореф. канд. пед. наук., М., 1989.-18 с.
  37. А.И. основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Дисс.канд. пед. наук., М., 1949. 202 с.
  38. Л.В., Короткое И. М. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982. — 224 с.
  39. Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение, 1986. -128с.
  40. Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1991.-21 с.
  41. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М. Просвещение, 1981. 95 с.
  42. К.Я. Вариант современной модели обучения //Вестник высшей школы.-1989.-№ 1.-с. 6.
  43. Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. М.: Просвещение, 1968. -19 с.
  44. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988.-336 с.
  45. Н.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  46. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. /Фил. очерки. Кишинев, 1986. -153 с.
  47. А.Д., Бужин И. М. Развитие физических способностей детей. Ярославль: Гринго, 1996. -176 с.
  48. М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -156 с.
  49. МЛ. Профессиональная направленность физического воспитания. М.: Высшая школа, 1989. -158 с.
  50. М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. д-ра пед. наук. М., 1990.-48 с.
  51. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ори-ентациях и процесс их формирования: методология и теория //Теор. и практ. физ. культ., 1991. № 11. — с. 27−30.
  52. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. -1996.-N8l.-c. 27−32.
  53. М.Я., Внуков А. П., Чернобаб И. Ф. Педагогические основы формирования потребности в физическом совершенствовании у студентов: Сб. научн. тр. Умань, 1989. — 51 с.
  54. Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., доп. — Киев.: Здоровье, 1979. — 232 с.
  55. Э.С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет: Автореф.. д-ра пед. наук. Киев, 1989.-44 с.
  56. С.С. Как воспитать здорового ребенка. Киев: Рад Школа, 1981.-93с.
  57. А.М. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Автореф. канд. пед. наук. М., 1990. 25 с.
  58. И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. канд. пед. наук: Хабаровск, 1998. 24 с.
  59. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  60. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. -431 с.
  61. В.М. Теория физической культуры /культурологический аспект/. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — 45 с.
  62. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаева Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории /УТеория и практ. физ. культ. — № 5. — С. 59−63.
  63. В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни.- Киев: Здоровье, 1989. 89 с.
  64. Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
  65. В.В. Культура тела /двигательные средства физической культуры/. М.: Изд-во НКЗ РСФСР, 1927. — 73 с.
  66. В.В. Физкультурное образование. СПб.: Родник, 1913. — 312 с.
  67. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования /по дисциплине/. М.: 1994. — С. 3−5.
  68. С.П. Организационно-педагогические условия оздоровления и коррекции физического развития старших дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  69. Гуревич И А. 300 соревновательных игровых заданий по физическому воспитанию. Минск: Высшая школа, 1994.-352 с.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986.-196 с.
  71. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования //Социально-политический журнал. —1996. № 1. — С. 125−133.
  72. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореф. канд. пед. наук. М., 1987. -26 с.
  73. Г., Хаги В. Как сделать ребенка физически совершенным /Пер. с англ. М.: Аквариум, 1993. — 336 с.
  74. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. д-ра пед. наук. М., 1983. -31 с.
  75. М.И., Кандыбович Л .А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во Б ГУ, 1981.-486 с.
  76. Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989.-190 с.
  77. В.И. Социальное значение физической культуры. М.: Знание, 1979.-56 с.
  78. Г. К. Школьная валеология. СПб.: «Акцент», 1997.-92 с.
  79. С.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
  80. А.В. Воспитание и обучение в детском саду. М.: Учпедгиз, 1976.-178 с.
  81. А.В. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т.1. М.: Педагогика, 1986. — 389 с.
  82. В.К. К определению понятий и признаков, характеризующих социалистическую физическую культуру //Очерки по теории физической культуры. — М.:ФиС, 1984.-75 с.
  83. Золотухина-Аболина Е.В. О функциях культуры //Фил. Науки. № 3. — С. 7378.
  84. Н.С. Деятельность труд — культура. — М.: Политиздат, 1990. -194с.
  85. В.М. Формирование точности движений у детей 5−7 лет на занятиях по физической культуре: Авторёф. канд. пед. наук. М&bdquo- 1992. -22 с.
  86. В.К., Лотоненко А. В. Движение ради здоровья. Воронеж: Центр, 1992.-80 с.
  87. В.А. Резервы богатырского здоровья. Ставрополь, 1998. — 95с.
  88. Д.Н. Профессиональная подготовка учителя к воспитанию в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. -169 с.
  89. С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. — 213 с.
  90. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  91. Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: Сб. научн. тр. — М.- АПН СССР, 1989.-142 с.
  92. Е.И. Для самых маленьких. М.: ФиС, 1977. -118 с.
  93. Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ «Здоровье с дётства». Киров, 1997. — 78 с.
  94. Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования /Л"еор. и практ. физ. культ. 1990. — № 6. — С. 10−13.
  95. Л.В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск: Полымя, 1987. — 263 с.
  96. Г. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Лениздат, 1970. — 20 с.
  97. В.М. О повторяемости в процессе развития. М.: Гослитиздат, 1961. -147 с.
  98. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  99. В.И. Человек и его здоровье. М.: Знание, 1990. — 224 с.
  100. Л.Н. Цель и смысл жизни. М.: Мысль, 1984. -181 с.
  101. В.Н. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка //Творческая направленность деятельности педагога. Л.: Лен-издат, 1978.-С. 37−51.
  102. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998. -160 с.
  103. О.И. Развитие точности движения у детей 6-го года жизни в играх, эстафетах: Автореф.канд. пед. наук. М., 1997. -17 с.
  104. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. -143 с.
  105. В.И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению: Автореф.канд. пед. наук. М., 1996. -16 с.
  106. A.M. Здоровье в движении. — Л.: Лениэдат, 1985. — 79 с.
  107. Концепция развития физической культуры. //Теория и практ. физ. культ. -1990. -№ 3. С. 3−7.
  108. И.В., Шиянов Е. И. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Иэд-во Ростовского госпедуниверситета, 1997. -134 с.
  109. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. -312с.
  110. М.И. Формирование готовности учителя к управлению эмоциональными состояниями в педагогической деятельности.: Автореф. канд.пед. наук. М., 1996. -17 с.
  111. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания //Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1.-17 с.
  112. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя //Сов. педагогика. 1982. — № 3. — С. 6366.
  113. Ю.Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств. Л.: Лениздат, 1980. — 65 с.
  114. Н.Т. Профилактическая физическая культура для здоровых детей. М.: Педагогика, 1993. — 87 с.
  115. СЛ. О преемственности дошкольного и начального образования //Нач. школа. -1996. № 3. — С. 20−23.
  116. Леви-Гориневская В. Г. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Медгиэ, 1963. — 26 с.
  117. Г., Лахман И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. Пер. с нем. В. П. Милютина. — М.: ФиС, 1977. -102 с.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 307 с.
  119. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584с.
  120. А.Н. Педагогические основы дошкольной игры //Избр. псих, произв. в 2-х тт. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. — С. 303−323.
  121. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-218 с.
  122. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста //Собр. пед. соч. Т. 1. — Ч. 1.- М.: ФиС, 1951. — 444 с.
  123. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1975. -387с.
  124. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: ЛГУ, 1974. -145 с.
  125. А.В., Стеблецов Е. А. Молодежь и физическая культура. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. — 317 с.
  126. А.В. и др. Движение ради здоровья. Умань, 1987. — 58 с.
  127. О.Г. Особенности физического воспитания детей 5−7 лет с отклонениями от здоровья: Автореф. канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 30 с.
  128. В.Я. Память как хронотипическая основа личностной самоорганизации //Вестник Московского ун-та. Сер. 14, № 4. -1991. С. 32.
  129. В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: Дисс. д-ра пед. наук. Одесса, 1992. — 343 с.
  130. А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.-256 с.
  131. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Знание, 1983. -287 с.
  132. А.К. Психология профессионализма. М.: Москва, 1996. — 308 с.
  133. Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Омск, 1988. -169 с.
  134. С.М. Главное попасть в точку. — М.: Просвещение, 1996. -209с.
  135. Л.П. Некоторые итоги и перспективы обобщающей теории в сфере физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1981. -153 с.
  136. М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДДУ. М.: АРКТИ, 1997. — 88 с.
  137. Межуев МД, Волынский М. А. Актуальные проблемы теории культуры. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  138. B.C. Индивидуальный стиль как компонент и показатель общих способностей //М-лы конфер. по проблеме общих способностей. М., 1970. — С. 64−68.
  139. Методы формирования у студентов педагогического вуза интереса к профессии //Межвузовский сб-к науч. тр. М.: МГОПИ, 1992. -107 с.
  140. С.Н. Развитие координации движений у детей 6−7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Автореф. канд. лед. наук. М., 1990. — 21 с.
  141. В.И. Моделирование и методы теорий измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
  142. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя креализации целостного педагогического процесса: Дисс. д-ра пед. наук. 1. М., 1992.-387 с.
  143. И.В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества //Теор. и пракг. физ. культ. 1990. — № 6. — С. 6−8.
  144. Н.Н. Формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания пед. вузов: Автореф.канд. пед. наук. М., 1998. — 25 с.
  145. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995.-207 с.
  146. Р.С. Психология в 2-х кн. Кн. 2 Психология образования. М.: «Вла-дос», 1994.-496 с.
  147. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Просвещение, 1992.-117 с.
  148. В.И. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя: Автореф. д-ра лед. наук. Хабаровск, 1991. — 304 с.
  149. .И. Физическая культура личности: сущность, структура, пути формирования /Физ. культ, личности ст-та. М.: МГУ, 1991. — С. 7−14.
  150. НА. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Автореф.канд. пед. наук. J1., 1980. -16 с.
  151. С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. — 800 с.
  152. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. А. В. Петровского.-М., 1986.-303 с.
  153. Особенности психологического развития детей 6−7-летнего возраста /под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
  154. Т.И. Физическая культура в детском труде. М.: Просвещение, 1986.- 304 с.
  155. И.П. Поли. собр. соч. -Т.З, кн. 1. -М., Л., 1951. -458 с.
  156. Педагогика /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: «Школа Пресс», 1997. — 512 с.
  157. Педагогический словарь. В 2-х тт. Т. 2. М.: Иэд-во АПН РСФСР, 1960.576 с.
  158. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет.: Автореф.канд. пед. наук. М.: 1992. -17 с.
  159. А.Н. Воспитание ценности отношения студентов педвуза к физической культуре: Автореф. канд. пед. наук. М.: 1992. -17 с.
  160. В.Н. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования //Теория и практ. физ. культ. 1990. — № 4. — 5−10с.
  161. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  162. Н.И. Еще раз о теории физической культуры. /Яеор. и практ. физ. культ. -1985. № 6. — С. 46−49.
  163. С.А. Растите малышей здоровыми. М.: Старт, 1992. -95 с.
  164. В.А., Молчанов С. В., Старшинов В. И. Человек в мире физической культуры. М.: Знание, 1997. — 20 с.
  165. В.А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности.-М.: Фи С, 1991.-159 с.
  166. МЛ. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5−6 лет в детском саду: Автореф. канд. пед. наук. СПб, 1992. — 24 с.
  167. В.В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов /Яеор. и практ. физ. культ. 1991. — № 4. — С.20−25.
  168. Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. Ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1987. -191 с.
  169. Программа «Радуга» /Мин-во народного образования РСФСР. П. Хадыга, 1993. -141 с.
  170. Программа «Развитие» /Детский центр Венгера. М.: Новая школа, 1994.-63 с.
  171. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе /под ред. А. Косановски и др. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  172. З.И. Стимулирование как педагогический процесс. Йошкар-Ола, 1972.-204 с.
  173. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. СПб.: Дельта, 1998. — 208 с.
  174. Развитие движений ребенка-дошкольника /под ред. М. И. Фонарева. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  175. Э.И. Готовность студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры: Автореф.канд. пед. наук. М., 1992. -18 с.
  176. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994. 240 с.
  177. Ю.В. Ведение в культурологию. М.: ЧеРо, 1996. — 288 с.
  178. П.А. Вопросы физического воспитания. М.: АПН СССР, 1948. -180с.
  179. С.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1988.-23 с.
  180. O.H. Дидактические приемы стимулирования профессиональной активности студентов педагогических вузов: Автореф. канд. пед. наук. М., 1992.-23 с.
  181. B.C. Культура и развитие человека //Вопр. филос. 1982. — № 4. -С. 18−26.
  182. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. -Волгоград, 1994. 152 с.
  183. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Госмедиздат, 1954. — 237 с.
  184. Сластенин В Л. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы //Сов. пед. 1973. — № 5. — С. 72−80.
  185. В.А. Формирование личности учителя в советской школе в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -168 с.
  186. В.А. Учитель и время //Сов. лед. -1990. № 9. — С. 3−9.
  187. В.А., Можар Е. Н. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: «Прометей», 1991. -144 с.
  188. Е.О. Психология. М.: «Школа-Пресс», 1997.-384 с.
  189. Г. М. Культура и личность. Л., 1972. — 67 с.
  190. Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. Ставрополь, 1998. -145 с.
  191. Л.Ф. Формирование профессиональных педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, 1976. — 82 с.
  192. В.П. Закаливание детей. М.: Просвещение, 1978. -136 с.
  193. В.И. Философские и социологические проблемы физической культуры и спорта //Вопр. филос., 1981. № 2. — С. 168−172.
  194. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры //Вопр. филос., 1988. № 4. — С. 78−91.
  195. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста //Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  196. ТЛ. Педагогические условия физического воспитания детей 5−6 лет: Автореф.канд. пед. наук, Челябинск, 1994.-20 с.
  197. С.Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к разрешению различных педагогических ситуаций: Автореф.каьад. пед. наук. -М., 1995. -17 с.
  198. Теория и методика физического воспитания /под ред. Л. П. Матвеева и др. -М.: ФиС, 1976.-303 с.
  199. Теория и методика физического воспитания /В.М. Шиян, Б. А. Ашмарин, Б. Н. Минаев и др.- под ред. Б. М. Шияна. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  200. Тер-Ованесян А. А. Педагогические условия физического воспитания. М.: ФиС, 1978.-206 с.
  201. Учимся общаться с ребенком /Петровский В.А., Виноградов A.M., Кпарина Л. М. и др. М.: Просвещение, 1993. -191 с.
  202. Ушинский КД Человек как предмет воспитания. М., Л., 1950. — Т. 8. — С. 20.
  203. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов педагогического института. /Сб-к науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. -145 с.
  204. Физическая культура личности студента. /Сб. ст. М.: МГУ, 1991. -182 с.
  205. Физическая подготовка дошкольника /Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1988. -129 с.
  206. Физическое воспитание детей дошкольного возраста /под ред. А. И. Шустова. М.: Просвещение, 1982. — 159 с.
  207. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-590с.
  208. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта /под ред. Ю. В. Малько. Л.: ВДКИФК, 1985. — 334 с.
  209. Н.А., Вавлов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991. — 224 с.
  210. А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в д/с. М.: Просвещение, 1994. -160 с.
  211. А.В. О культуре физической и духовной. М.: Знание, 1989. -84 с.
  212. В.Г. Исследование двигательной подготовленности детей дошкольного возраста города и села: Автореф. канд. пед. наук. М., 1986. — 20 с.
  213. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. пед. наук. С. Пб, 1995. — 18 с.
  214. А.И. Проблемы совершенствования системы психологической подготовки учителя. Л.: ЛГУ, 1930. -166 с.
  215. И.И. Физкультурному образованию непрерывный характер. // Теория и практика физической культуры / -1990. — № 7. — С. 7−9.
  216. Д.Б. Детская психология. Учпедгиз, 1960. — 467 с.
  217. Н.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  218. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1980. -115 с.
  219. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. — 128 с.
  220. Allison Р.С. What and how preservise physical education teachers observe during on earty field experience // Research guartefy for exercise and sport, 1987, 58, 3. p. 242−249/
  221. Matina R.M. Exercise and Sport Sciences Reviews, 1987. v.6, p. 204−255.
  222. Meredith M. D. Activity of Fitness: is the process or the Product more important for public health? Quest, USA, 1988, No 40, h. 180−186.
  223. Mertiautova Y., Joachimsthaler F. Vybrane Kapitoty z Theorie tetesne kyltury. Praha, Univerzita Kartova, 1979.
  224. Miyaznita M., Sudamoto T. The current problem of physical fitness in Japaness children, Journal of sports medicine, 27,1987.
  225. Morgan W. P. Phisical Activity and Mental Health / in the Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994, p. 132−145.
  226. Taylor J. Styles of Secondary School Physical Education Curriculum // Journal Physical Education and Recreation, 1980, 51, 7, p. 44−45.
  227. Wohl A. Physical Culture as a Social Product and as a Social Value. IROSS, 1973, № 8.
Заполнить форму текущей работой