Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование метода определения облика золотниковой камеры сгорания постоянного объема с исследованием ее характеристик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создана одномерная математическая модель камеры сгорания с газораспределительным устройством золотникового типа, основанная на допущениях: квазистационарности процессов, рабочее телоидеальный газ, отсутствия диссоциации и утечек газов через уплотнения. Математическая модель золотниковой камеры позволяет определить облик камеры с учетом наличия остаточных газов и теплообмена между рабочим телом… Читать ещё >

Содержание

  • Основные условные обозначения
  • 1. Обзор публикаций. Постановка задачи исследования
    • 1. 1. Обзор публикаций
    • 1. 2. Постановка задачи исследования
  • 2. Объект исследования. Результаты экспериментов
    • 2. 1. Золотниковая камера сгорания при постоянном объеме
    • 2. 2. Экспериментальная камера сгорания при постоянном объеме всоставе стенда
    • 2. 3. Экспериментальное исследование камеры сгорания
    • 2. 4. Исследование вращающего момента на золотнике
    • 2. 5. Выводы по разделу
  • 3. Математическая модель рабочих процессов, протекающих в золотниковой камере сгорания постоянного объема
    • 3. 1. Допущения, начальные условия
    • 3. 2. Анализ термодинамических процессов, протекающих в золотниковой камере сгорания
    • 3. 3. Анализ теплового состояния, тепловой баланс золотниковой камеры сгорания
    • 3. 4. Описание алгоритма расчета рабочих процессов в золотниковой камере сгорания при постоянном объеме
    • 3. 5. Адекватность расчетов выполненных на математической модели золотниковой камеры сгорания экспериментальным данным
      • 3. 5. 1. Оценка достоверности математической модели при определении теплового состояния стенки золотниковой камеры сгорания
      • 3. 5. 2. Сопоставление расчетов, выполненных на математической модели с экспериментальными данными, при протекании процесса газообмена в камере
    • 3. 6. Выводы по разделу
  • 4. Проведение исследований рабочего процесса золотниковой камеры сгорания на математической модели при заданных условиях
    • 4. 1. Цель исследований, выбор основных критериев
    • 4. 2. Влияние размерности камеры сгорания на параметры рабочего процесса
    • 4. 3. Влияние термодинамических параметров на характеристики рабочих процессов протекающих в золотниковой камере сгорания
      • 4. 3. 1. Влияние состава воздуха на входе в камеру
      • 4. 3. 2. Зависимость характеристик КС от частоты вращения золотника
      • 4. 3. 3. Влияние перепада давления на входе и выходе КС V=const
    • 4. 4. Исследование теплового состояния камеры сгорания V=const
    • 4. 5. Сравнение камер периодического сгорания
    • 4. 6. Выводы по разделу
  • 5. Применение математической модели камеры сгорания V=const при создании двигательных установок
    • 5. 1. Особенности применения математической модели при расчетах характеристик ПуВРД
    • 5. 2. Пример расчетно-конструкторской разработки ПуВРД для
  • БЛА, как альтернативы малоразмерным ТРД
    • 5. 3. Расчетно-конструкторская проработка турбостартера для запуска дизелей в условиях Севера
    • 5. 4. Выводы по разделу

Совершенствование метода определения облика золотниковой камеры сгорания постоянного объема с исследованием ее характеристик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Известно, что при равных степенях предварительного повышения давления воздуха 7ГК идеальный термодинамический цикл с подводом тепла при постоянном объеме (V=const) обладает большим термическим коэффициентом полезного действия (КПД), чем цикл при постоянном давлении (P=const). Преимущества цикла V=const пытались реализовать при создании газотурбинных установок (ГТУ) в XX веке ряд ученых: В. В. Караводин, Г. Хольцварт. В Германии разрабатывался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД) П. Шмидта, в СССР — ПуВРД В. Н. Челомея. При создании двигателей проявились их следующие основные недостатки.

1. Неудовлетворительные габаритно-массовые характеристики, из-за прерывистого течения газа.

2. Низкая надежность двигательной установки, из-за сложной системы клапанов (определялась конструкцией камеры сгорания).

3. Неудовлетворительные значения удельного расхода топлива и тяги, в бескомпрессорных ПуВРД.

Эти недостатки, определившие задачи исследования и не позволившие реализовать преимущества цикла V=const, с одной стороны, и успехи в создании воздушно-реактивный двигателей (ВРД) при P=const (рост 7СК, Тг и КПД узлов), с другой стороны, привели к тому, что в настоящее время ВРД с циклом V=const серийно не производятся. Вместе с тем, замедление прогресса в создании традиционных ВРД при P=const, рост их стоимости, возникшая необходимость в силовых установках нового назначения, дешевых двигателях для беспилотных летательных аппаратов (БЛА), вызвали вновь интерес к циклу V=const. Решению проблем создания реактивных двигателей V=const способствуют возросшие возможности математического моделирования сложных пульсирующих рабочих процессов на современных ЭВМ, накопленный научно-технический задел. В последнее время возросло и количество публикаций, изобретений по этой теме.

Предложенная концепция золотниковой камеры сгорания (КС) постоянного объема (V=const) позволит решить ряд выше перечисленных проблем и повысить эффективность пульсирующих реактивных двигателей. Поэтому, проведенное исследование следует считать актуальным.

Цель работы.

Совершенствование метода определения облика камеры сгорания с золотниковым газораспределительным устройством и анализ результатов ее экспериментального и расчетного исследования.

Задачи работы.

1. Провести исследования золотниковой камеры на экспериментальном стенде для подтверждения ее работоспособности и оценки полученных параметров.

2. Разработать математическую модель и методику расчета золотниковой камеры сгорания, ее рабочих процессов и теплового состояния, с использованием полученных экспериментальных данных. Выполнить расчетные исследования золотниковой камеры.

3. Определить эффективность золотниковой камеры, по сравнению с другими камерами периодического сгорания и область ее применения.

Методы исследования.

Для достижения поставленных задач использовались:

— данные по экспериментальным исследованиям камер периодического сгорания в Ml ТУ им. Баумана и ОКБ «Сокол» г. Казань;

— основы теории двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и газотурбинных двигателей (ГТД);

— материалы по созданию математических моделей.

Научная новизна работы.

1. Посредством разработанной математической модели золотниковой камеры сгорания, адекватно описывающей рабочие процессы с учетом режимных и геометрических параметров, а также остаточных газов, теплообмена между стеками камеры и рабочим телом, усовершенствован метод определения ее облика.

2. Проведены экспериментальные исследования физической модели золотниковой камеры:

— показавшие удовлетворительное совпадение с расчетными данными;

— позволившие осуществить калильное воспламенение смеси и повысить характеристики камеры за счет напыления теплозащитного покрытия и установки стабилизаторов.

3. Численные исследования золотниковой камеры выявили, что:

— для улучшения ее характеристик при увеличении объема и частоты вращения необходимо увеличение диаметров проходных отверстий, угла опережения впрыска топлива и перепада давлений на входе и выходе камеры;

— возможна организация калильного воспламенения топливной смеси благодаря высокой, более 1000 К, температуре внутренней поверхности стенка теплозащитного покрытия;

— золотниковая камера имеет лучшие характеристики, чем рассматриваемые камеры периодического сгорания.

Практическая ценность.

Экспериментальные данные и созданная математическая модель позволят сократить время разработки и доводки новой энергетической установки или пульсирующего двигателя, в которых применяется золотниковая камера сгорания V=const. Проведенные исследования золотниковой камеры сгорания показали ее высокие характеристики:

— организация сгорания топливной смеси при постоянном объеме;

— высокая частота рабочих пульсаций до 200 Гц;

— запуск при перепаде давлений на ней, ДР=0,001 МПа;

— возможность работы при температуре сгорания Т=2300 К.

Реализация результатов работы.

Результаты работы использованы при создании и доводке в ОАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) экспериментального образца пульсирующего воздушно реактивного двигателя (ПуВРД).

Апробация работы.

Диссертационная работа, отдельные ее разделы и результаты докладывались и обсуждались на научных мероприятиях.

1. Заседаниях кафедры «Авиационные двигатели».

2. III Международном совещании по использованию энергоаккумули-рующих веществ в экологии, машиностроении, энергетике, транспорте и в космосе, Москва, 2002 г.

3. Международных научно-технических конференциях, посвященных памяти генерального конструктора аэрокосмической техники академика Н. Д. Кузнецова 2001 и 2003 г., Самара.

4. Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н. Е. Жуковского, Москва, 2003 г.

5. Международной научно-технической конференции молодых ученых и специалистов: «Современные проблемы аэрокосмической науки», Жуковский, 2002 г.

6. Всероссийской научно-технической конференции: «Аэрокосмические технологии и образование на рубеже веков», Рыбинск, 2002 г.

5.4 Выводы по разделу.

В главе проанализированы примеры использования золотниковой камеры в энергодвигательных установках.

Расчетно-конструкторская проработка применения ПуВРД на базе золотниковой КС V=const для БЛА показала, что такой пульсирующий двигателшеет габариты близкие к габаритам современных МГТД;

— обладает лучшей на 30% экономичностью и развивает большую скорость полета, чем бесклапанный ПуВРД разработанный в ОКБ «Сокол» (г. Казань);

— позволяет получить удельную тягу 750- 900 Н-с/кг, что больше чем у МГТД (500- 550 Н-с/кг);

— обладает более простой, а следовательно, и более дешевой конструкцией, по сравнению с МГТД.

Применение золотниковой камеры в качестве стартера позволит использовать ее единой для подогрева и раскрутки системы запуска дизелей мощностью до 500 кВт в условиях Севера, при стоимости системы не выше стоимости существующих систем запуска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Технически реализована и исследована принципиально новая конструкция камеры сгорания с газораспределительным устройством золотникового типа, реализующая термодинамические преимущества процесса горения при постоянном объеме, отличающаяся, от ранее созданных камер периодического сгорания, простотой конструкции, малым удельным весом и высокой частотой циклов.

2. При экспериментальных исследованиях золотниковой камеры:

— продемонстрирована ее работоспособность в диапазоне частот вращения золотника от 2000 до 6000 мин" 1, максимальная частота в эксперименте ограничивалась возможностями топливной аппаратуры;

— осуществлен запуск при низком перепаде давлений на камере равном АР=0,001 МПа, зафиксированное максимальное давление при сгорании 0.65 МПа;

— создаваемый в камере вращающий момент может быть использован для привода, как самого золотника, так и агрегатов, обеспечивающих работу камеры;

— показано, что применение стабилизатора пламени позволило повысить качество протекания процесса сгорания и, совместно с нанесенным теплозащитным покрытием на внутреннюю стенку камеры, обеспечить калильное воспламенение топливо-воздушной смеси.

3. Создана одномерная математическая модель камеры сгорания с газораспределительным устройством золотникового типа, основанная на допущениях: квазистационарности процессов, рабочее телоидеальный газ, отсутствия диссоциации и утечек газов через уплотнения. Математическая модель золотниковой камеры позволяет определить облик камеры с учетом наличия остаточных газов и теплообмена между рабочим телом и стенкой камеры. Совпадение расчетных данных, полученных с помощью математической модели, с экспериментальными данными подтверждает ее адекватность.

4. Выполненные на математической модели исследования золотниковой камеры показали что:

— возможна организация рабочего процесса с частотой циклов достигающей 200 Гц;

— возможна организация калильного воспламенения топливной смеси благодаря высокой, более 1000 К, температуре внутренней поверхности стенки теплозащитного покрытия;

— для улучшения условий протекания процессов газообмена необходимо, при разработке, минимизировать угловое расстояние между ее входным и выходным отверстиями;

— для улучшения ее характеристик при увеличении объема и частоты вращения, ухудшающих условия для протекания процессов газообмена и сгорания, необходимо увеличение диаметров проходных отверстий, угла опережения впрыска топлива и перепада давлений на входе и выходе камеры;

— при применении опережения впрыска топлива в камеру она эффективней ранее разработанных камер периодического сгорания.

5. Расчетно-конструкторская проработка показала, что применение золотниковой камеры в пульсирующих реактивных двигателях позволит увеличить их экономичность на 30% и расширить диапазон скоростей полета до значений числа Мп= 0,8 и выше. По сравнению с малогабаритными ТРД и ТРДЦ пульсирующий двигатель, на основе золотниковой камеры, при тех же габаритно-массовых характеристиках, имеет большую на 30— 40% удельную тягу, значительно меньшую стоимость, что важно для БЛА, особенно разового применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. П., Новиков И. И. Техническая термодинамика: Учебник для вузов.- М.: Энергия, 1968.
  2. Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок / Ю. С. Елисеев, Э. А. Манушин, В. Е. Михальцев и др.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000 220 с.
  3. О. И. Исследование пульсирующего составного реактивного * сопла: Дис. канд. техн. наук.- М.: МАИ, 1951.
  4. О. И. Пульсирующие реактивное сопло с присоединением дополнительной массы: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МАИ, 1958, — Вып. 97.
  5. Отчет по НИР № 202−03П, лаб.202 (заключительный) МАИ- Руководитель О. И. Кудрин.- М., 1987.
  6. I. О., Тогтеу М. D. Pulsed hidrojet propulsion // AIAA Pap. 1985.-п. 1416.7.3аявка 60−16 426 Япония, МКИ7 F02 07/00, F02 C3/073. Вращающаяся камера сгорания ГТД / Такалюто Татэо (Япония) — Заявл. 08.02.84- Опубл. 27.08.85.
  7. Detonation pulse engine / Helman D., Shreever R. P., Eideman S. // AIAA Pap.-1986.-n. 1683.
  8. Экспресс информация. Сер. Авиационная и ракетная техника // Силовые установки и оборудование.- М., 1992.— № 1694.
  9. Расчетная модель пульсирующей камеры сгорания // Авиационные и ракетные двигатели: РЖ.- М., 1987. № 4 — С. 7.
  10. Гл. редактор Глушко В. П. Космонавтика. Энциклопедия.— М.: Советская экциклопедия, 1985.
  11. Экспресс информация. Сер. Авиационное двигателестроение // Про-р. граммы создания и развития перспективных двигателей.- М.: ЦИАМ.— 2000.№ 16.-С. 3.
  12. Paul Proctor ASI Hot-Fires PDRE Powerplant I I Aviation week & space technology. 2000 — № 17.- P. 17
  13. Air @ Cosmos // Aviation Magazine International — 2000.- № 11, 17 701. P. 21.
  14. Влияние акустического возмущения на горение в сверхзвуковом потоке // Авиационные и ракетные двигатели: РЖ ВИНИТИ — 2001. № 2.
  15. Advances in Confined Detonations/ Edited by G. D, Roy, S.M. Frolov, R.I. Santoro and S.A. Tsyganov // TORUS PRESS Ltd.- 2002.
  16. И. А. Исследование ГТД периодического сгорания с двух-клапанной камерой: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- М.: МГТУ им. Баумана, 1995 18 с.
  17. Г. Краткий справочник по физике — М., 1963.- 552 с.
  18. А. с. 1 192 458 СССР, МКИ7 F 02 С 5/02. Камера сгорания для объемной машины / В. И. Богданов (Россия). Приор. 18.04.83- Зарег. 15.07.85.
  19. А. с. 1 067 893 СССР, МКИ7 F 02 С 5/02 Камера сгорания газотурбинного двигателя / В. И. Богданов (Россия). Приор. 19.05.82- Зарег. 15.09.83.
  20. А. с. 307 914 СССР / В. И. Богданов, О. И. Кудрин. (Россия). Приор. 27.05.88- Зарег. 01.02.90.
  21. А. с. 305 816 СССР / В. И. Богданов, О. И. Кудрин. (Россия). Приор. 25.01.89- Зарег. 1.12.89.
  22. А. с. 325 131 СССР / В. И. Богданов, О. И. Кудрин. (Россия). Приор. 29.01.90- Зарег. 1.04.91.
  23. В. И., Кудрин О. И. Положительное решение по заявке № 494 914/25/54 489,1991.
  24. В. И., Кудрин О. И., Семенов А. А. Положительное решение по заявке № 4 534 747/25/10 651, 1990.
  25. М. Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания.— М.: Машиностроение, 1988.— 320 с.
  26. Г. И. Методы вычислительной математики.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.- 1977.- 572 с.
  27. Р. 3. Локальный теплообмен в поршневых двигателях.-М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана 2001 — 592 с.
  28. Г. А. Мухачев, В. К. Щукин Термодинамика и теплопередача: Учеб. для авиац. спец. вузов 3-е изд-во, перераб.- М.: Высш. шк., 1991— 479 с.
  29. Анализ технического уровня и тенденции развития ДВС.- М.: НИИдвигателей-Информцентр, 1992.— Выпуск № 1.- 190 с.
  30. Рабочий процесс высокооборотных дизелей малой мощности / Б. Н. Семенов, Е. П. Павлов, В. П. Концев.— Л.: Машиностроение. Ленигр. отд-ние, 1990- 239 с.
  31. Автомобильные и тракторные двигатели. Теория двигателей и системы их топливоподач.- М.: Высш. школа, 1976.— 210 с.
  32. Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н. С. Ханин, Э. В. Аболтан и др.- М.: Машиностроение, 1991.- 234 е.
  33. Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн.: Кн. 1−3: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Луканина.- М.: Высш. шк., 1995.- 264 с.
  34. В. И., Волин С. Н. Распределение смеси в карбюраторном двигателе.- М.: Машиностроение, 1966.- 74 с.
  35. Н. В. Курс тепловых двигателей.— М.: Оборонгиз., 1952.
  36. Основы физический и коллоидной химии: Учеб. пос. для студентов биолог.- хим. фак. пед ин-тов / Балезан С. А. и др.- М.: Просвещение, 1975.* 398 с.
  37. В. В., Усть-Качкинцев В. Ф. Физическая и коллоидная химия: Учеб. пос. для вузов.- М.: Высш. шк., 1976 277 с.
  38. В. А. Краткий курс физической химии.— 5-е изд., стереотип.- М.: Химия, 1978 624 с.
  39. Г. Н. Прикладная газовая динамика. В 2-х ч. 4.2: Учеб.рук. для втузов М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991.- 304 с.
  40. М. М., Ильяшенко С. М. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели.- М.: Гос. изд-во оборон, промыш., 1958— 392с.
  41. Э. А., Михальцев В. Е., Чернобровкан А. П. Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок.- М.: Машиностроение, 1977.- 447 с.
  42. Ф 45 Болгарский А. В. Термодинамика и теплопередача. М.: Высш. шк., 1975.- 495с.
  43. А. И. Двигатели внутреннего сгорания с регулируемым процессом сжатия.— М.: Машиностроение, 1986.— 104 с.
  44. X. Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров / Пер. с англ.: Справочник.- М.: Атомиздат, 1979.- 216 с.
  45. И. Н., Ценев В. А., Шляхин П. А. Тепловые двигатели.* М.: Высш. школа, 1974.- 316с.
  46. А. В., Занемонец Н. А. Теплотехника: Учеб. для хим.-технол. спец. вузов.- М.: Высш. шк., 1986.- 344с.
  47. Основы теплотехники: Учеб. пос. для сред. проф. техн. училищ / В.
  48. С. Охотин, В. Ф. Жидних, В. М. Ламыгин, Ф. Г. Саломзода.- М.: Высш. шк., 1984.-216 с.
  49. И. П. Термодинамика: Учеб. пос. для ун-тов.- 2-е изд., пе-рераб и доп.- М.: Высш. шк., 1976.- 447 с.
  50. Ю. М. Пчелкин. Камеры сгорания газотурбинных двигателей.- М.: Машиностроение, 1973.- 392 с.
  51. Увеличение тяги пульсирующего реактивного сопла при помощи присоединеия атмосферного воздуха: Отчет о НИР (заключительный) / МАИ- Руководитель О. И. Кудрин, Е. В. Овсянников М., 1950.
  52. Расчетное исследование ПуВРД в обеспечении повышения его тяговой эффективности: Отчет о НИР (заключительный) / ЦИАМ- Руководитель Ф. А. Слободкина.- Инв. № 12 732 М., 2002 — 42 с.
  53. О. И. Явление аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струей: Описание открытия № 314 // Вестник АН СССР, 1986.- № 10.
  54. Влияние дожигания на тягу в пульсирующем реактивном патрубке: Отчет о НИР (заключительный) / МАИ- Руководитель О. И. Кудрин, П. В. Орехов-М., 1948.
  55. R.I. Pegg, B.D. Couch, L. G. Hunter. Pulse Detonation Engine Air In-dukction System Analysis. AIAA PaP 1996- n. 2918.
  56. Богданов В* И., Кувтырев Д. В. Физико-математическая модель рабочих процессов золотниковой камеры сгорания постоянного объема // ИФЖ. 2003 — Т. 76, № 5.- С. 71.
  57. В. И., Кувтырев Д. В. Система запуска дизелей в условиях Севера на базе пульсирующего турбостартера //Двигателестроение.- 2003.— № 4.- С. 28.
  58. Д. В., Новиков И. Н. Оценка теплового состояния золотниковой камеры сгорания постоянного объема для ПуВРД // Новые технологические процессы и надежность ГТД- М.: ЦИАМ.- 2003.- С. 131.
  59. В. И., Кувтырев Д. В., Новиков И. Н. Результаты экспериментальных исследований камеры сгорания V=const: Сб. статей III Междунар. сов. по проблемам энергоаккумул. и экологии в маш., энергетике и на транспорте.- М.: ВВИА им. Жуковского, 2002.
  60. Д. В., Богданов В. И. Камера сгорания постоянного объема с самоприводящимся золотником для новых реактивных технологий // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: Сб. статей Междунар. науч.-техн. конф.- Самара: СГАУ.- 2003.
  61. В. И., Кувтырев Д. В. Концепция ПуВРД в классе тяги 15−25 кгс для БЛА как альтернатива ТРД // 6-е научные чтения, посвященные памяти проф. Н. Е. Жуковского: Тез. докл.- М., 2003.- С. 79.
  62. В. И., Кувтырев Д. В. Особенности теплового состояния камеры сгорания V=const // Аэрокосмические технологии и образование на рубеже веков: Тез. докл. Всерос. науч.-техн. конф. В 3-х ч- Рыбинск: РГАТА, 2002.- 4.1- С. 28.
  63. Облик золотниковой камеры экспериментального ПуВРД полностью определен результатами расчетно-теоретических и экспериментальных исследований диссертационной работы Кувтырева Д.В.
  64. При экспериментальных исследованиях золотниковой камеры в основном подтверждены результаты расчетно-теоретических исследований. Полученные результаты можно использовать при создании опытных образцов двигателей для БЛА.
  65. Зам. генерального конструктора Зам. генерального конструктора1. А. С. Земсков Г. М. Конюхов
  66. Главный конструктор-технический руководитель программы по созданию двигателей для БЛА1. П.Г. Ветров
Заполнить форму текущей работой