Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологическая безопасность автомобильных дизелей в полном жизненном цикле

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечение снижения вредного воздействия отработавших газов дизелей на окружающую среду и здоровье человека и экономия нефтяных ресурсов неразрывно связаны с исследованиями в области снижения токсичности отработавших газов дизелей и поиска альтернативных топлив. В настоящее время оценка дизелей производится анализом его экономических и экологических показателей, определяемых при сертификации… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • 1. Анализ путей улучшения экологических и экономических показателей дизелей
    • 1. 1. Проблемы улучшения экологических показателей и повышения экономичности ДВС в полном жизненном цикле
    • 1. 2. Улучшение экологических показателей и повышение экономичности дизелей путем применения альтернативных топлив
    • 1. 3. Международные стандарты оценки продукции по ПЖЦ
    • 1. 4. Анализ международных методик оценки двигателей внутреннего сгорания и моторных топлив по полному жизненному циклу
    • 1. 5. Выводы по первой главе
    • 1. 6. Цель и задачи исследования
  • 2. Методика оценки экологической безопасности дизелей в полном жизненном цикле при использовании традиционных и альтернативных топлив
    • 2. 1. Общие положения
    • 2. 2. Инвентаризация расходования сырья, энергии и выбросов ВВ в окружающую среду на стадиях жизненного цикла дизельного двигателя
    • 2. 3. Оценка воздействия на окружающую среду
    • 2. 4. Выводы по второй главе
  • 3. Математическая модель рабочего процесса дизельного двигателя и образования NOx при работе на различных топливах
    • 3. 1. Обзор отечественных и зарубежных математических моделей расчета рабочего процесса и образования вредных веществ в цилиндре двигателя
    • 3. 2. Математическая модель расчета рабочего процесса дизельного двигателя при работе на традиционных, альтернативных и сме-севых топливах
      • 3. 2. 1. Выбор модели и основные допущения
      • 3. 2. 2. Расчет процесса наполнения, сжатия и сгорания
      • 3. 2. 3. Определение концентраций оксидов азота в зонах и в среднем по цилиндру
      • 3. 2. 4. Расчет индикаторных и эффективных показателей двигателя
      • 3. 2. 5. Алгоритм расчета рабочего процесса дизельного двигателя работающего на смеси альтернативного и нефтяного топ-лив
    • 3. 3. Выводы по третьей главе
  • Теоретические и экспериментальные исследования показателей дизельного двигателя при работе на альтернативных и традиционных топливах
    • 4. 1. Выбор объекта для теоретического и экспериментального исследований
    • 4. 2. Экспериментальные исследования показателей дизельного двигателя при работе на альтернативных и традиционных топливах
      • 4. 2. 1. Описание объекта исследования (Д-240 с дизельной топливной аппаратурой и системой подачи метанола), испытательного стенда и измерительной аппаратуры
        • 4. 2. 1. 1. Описание и основные характеристики модернизированного дизеля Д
        • 4. 2. 1. 2. Описание дополнительной системы питания испаренным метанолом
        • 4. 2. 1. 3. Испытательный стенд
      • 4. 2. 2. Программа проведения и основные результаты испытаний двигателя Д-240 при работе на дизельном топливе и метаноле
    • 4. 3. Проверка адекватности математической модели процесса сгорания в дизеле при его работе на альтернативных и традиционных топливах
    • 4. 4. Теоретические исследования показателей дизельного двигателя при работе на альтернативных и традиционных топливах
      • 4. 4. 1. Анализ причин уменьшения выброса вредных веществ при сгорании в цилиндре двигателя метанола и диметилового эфира по сравнению дизельным топливом
      • 4. 4. 2. Моделирование экономических и экологических показателей дизельного двигателя при эксплуатации
    • 4. 5. Выводы по четвертой главе
  • Теоретические исследования экологических и экономических показателей дизельных двигателей при работе на традиционных и альтернативных топливах с учетом полного жизненного цикла
    • 5. 1. Постановка задачи и определение сферы
    • 5. 2. Проведение инвентаризационного анализа расходования, природных ресурсов, энергии и выбросов вредных веществ
    • 5. 3. Оценка воздействия на окружающую среду дизеля Д-240, использующего традиционные и альтернативные топлива
    • 5. 4. Интерпретация данных
    • 5. 5. Выводы по пятой главе

Экологическая безопасность автомобильных дизелей в полном жизненном цикле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение снижения вредного воздействия отработавших газов дизелей на окружающую среду и здоровье человека и экономия нефтяных ресурсов неразрывно связаны с исследованиями в области снижения токсичности отработавших газов дизелей и поиска альтернативных топлив. В настоящее время оценка дизелей производится анализом его экономических и экологических показателей, определяемых при сертификации по Правилам ЕЭК ООН № 49. Однако негативное воздействие дизелей на окружающую среду не ограничено только выбросами вредных веществ в эксплуатации. Необходима оценка расходования сырьевых материалов, затрат энергии и негативного воздействия на окружающую среду от выбросов вредных веществ на всех стадиях полного жизненного цикла (ПЖЦ) дизелей, включающего добычу сырья, производство энергии, конструкционных и эксплуатационных материалов, производство ДВС, его эксплуатацию и утилизацию.

Для проведения оценки уровня экологической безопасности любого изделия в мире разработаны стандарты серии ИСО 14 000, содержащие описание основных принципов проведения оценки экологической безопасности по ПЖЦ. Россия приняла данные стандарты к прямому исполнению в качестве ГОСТ Р ИСО 14 000. Однако стандарты серии ИСО 14 000 являются рамочными, определяют только порядок и основные процедуры проведения исследований. Для их практического применения для оценки дизелей по ПЖЦ для условий РФ необходима разработка методических материалов, учитывающих особенности автомобилеи двигателестроения и позволяющих производить инвентаризацию материальных и энергетических потоков и рассчитывать ущерб окружающей среде.

На этапе эксплуатации ДВС значительный вклад в ущерб окружающей среде от выбросов вредных веществ дизельными двигателями оказывают оксиды азота и частицы. Наиболее сложно обеспечить уменьшение выбросов оксидов азота до перспективных норм и это приобретает особое значение при разработке новых силовых установок, работающих на альтернативных топливах, и проведении поисковых исследований перспективных рабочих процессов.

Для комплексной оценки дизелей по ПЖЦ необходимо решить целый ряд задач по проблемам, указанным выше.

Все это определяет актуальность исследований, выполненных в диссертации.

Методы исследования.

На основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14 000, анализа методик и применяемого в мировой практике программного обеспечения разработана оригинальная методика оценки жизненного цикла дизельных двигателей при работе на традиционных и альтернативных топливах. Постановка задачи исследования с определением цели и сферы исследования осуществлялась в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14 040- построение функциональной схемы жизненного цикла — с использованием методологии функционального моделирования процессов IDEF0- проведение инвентаризации — по ГОСТ Р ИСО 14 041- оценка воздействия в соответствии с процедурами по ГОСТ Р ИСО 14 042 на основе «Временной методики определения предотвращенного экологического ущерба», принятой Госкомприроды РФ в 1999 г.- интерпретация результатов — в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14 043.

Методология моделирования процессов преобразования энергии в дизельном двигателе при сгорании традиционного и альтернативного топлива представляет собой сочетание расчетно-теоретических и экспериментальных работ. Для проведения расчетно-теоретических исследований были разработаны математическая модель и программное обеспечение, позволяющие определить энергетические и экономические показатели дизеля и рассчитать образование оксидов азота. Для проверки адекватности математической модели проводились экспериментальные исследования на стенде с дизельным двигателем при его работе на дизельном и альтернативных топливах. Объект исследования.

Дизельный двигатель в ПЖЦ, включая наиболее значимые по воздействию на окружающую среду, ресурсои энергоемкие стадии добычи сырья, производства топлива и эксплуатации двигателя. Научная новизна.

Разработана комплексная методика оценки жизненного цикла дизельных двигателей, включающая:

— методику оценки экологической безопасности в ПЖЦ дизельных двигателей, использующих как традиционные, так и альтернативные топлива, позволяющую определять расход сырья, энергии и негативное воздействие на окружающую среду от выброса вредных веществ для условий РФ;

— математическую модель для расчета рабочего процесса двигателя, работающего на дизельном, альтернативном и смесевом топливе, с расчетом образования оксидов азота, позволяющую моделировать работу дизеля на различных топливах и исследовать перспективные рабочие процессы, например, при гомогенном смесеобразовании и сгорании в дизелях.

Теоретически определены причины уменьшения образования оксидов азота при сгорании в цилиндре ДВС метанола и ДМЭ по сравнению с дизельным топливом. Практическая ценность.

Разработаны методика и программное обеспечение для оценки автотранспортных дизелей, работающих на традиционных или альтернативных топливах, которые позволяют определить затраты сырья, энергии и негативное воздействие на окружающую среду на различных стадиях их ПЖЦ с целью выбора оптимальной альтернативы нефтяному топливу, а также определения направлений повышения уровня их экологической безопасности.

Разработанные инженерные методы расчета рабочего процесса ДВС, работающего как на традиционном, альтернативном, так и на смесевом топливе, позволяют оптимизировать процесс сгорания по энергетическим и экологическим параметрам, а также определить перспективные направления использования альтернативных топлив в ДВС. Реализация работы.

Теоретические и расчетные результаты данных исследований использованы в договорных и госбюджетных научно-исследовательских работах, выполняемых в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».

Методика оценки экологической безопасности силовых установок, работающих на традиционных и альтернативных топливах, внедрена на ОАО «ГАЗ» и использована при анализе ПЖЦ двигателей ГАЗ-5601, IVECO 8140.27, 3M3−4063.

Методика оценки экологической безопасности силовых установок, работающих на традиционных и альтернативных топливах, используется в учебном процессе кафедры «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам: «Спецглавы теории ДВС наземного транспорта» и «Спецглавы конструирования и САПР».

Апробация работы.

Материалы диссертации одобрены на заседании НТС секции «Двигатели» ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Основное содержание работы изложено на:

— III международной научно-практической конференции «Автотранспортный комплекс. Проблемы и перспективы развития», МАДИ (ТУ), 2000 г., Москва;

— IV международной научно-технической конференции «Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе», МАДИ (ТУ), 2000 г., Москва;

— XXXVII Международной научно-технической конференции ААИ «Развитие аналитических исследований и конструкции АТС (грузовые, легковые, автобусы)», НАМИ, 2002 г., Москва;

— XXXIX Международной научно-технической конференции ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров», МАМИ, 2002 г., Москва;

— Научно-технической конференции «Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса», МАДИ (ТУ), 2003 г., Москва.

Публикации.

Основные положения диссертации опубликованы в 10 печатных работах. * *

Автор выражает свою глубокую признательность сотрудникам ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» за оказанную помощь в работе. И в особенности научному руководителю — доктору технических наук, профессору Василию Алексеевичу Звонову, за постоянное внимание и поддержку при выполнении диссертационной работы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Анализ существующих и применяемых в отечественной и мировой практике методик и результатов оценки жизненного цикла силовых установок и традиционных и альтернативных топлив показал, что жизненные циклы топлив и силовых установок необходимо рассматривать в комплексе. Наиболее значимые стадии жизненного цикла дизельных двигателей, работающих на традиционном или альтернативных топливах, — это стадии добычи сырья, производства топлив и эксплуатация ДВС. В результате анализа определены требования к математическим моделям и методам расчета экологической безопасности дизельных двигателей на различных топливах в полном жизненном цикле с учетом требований стандартов серии ИСО 14 000.

2. Разработана методика оценки дизельных двигателей по полному жизненному циклу, включающая математическую модель материального и энергетического балансов наиболее значимых стадий ЖЦ дизельного двигателя, которые описаны 11 процессами, объединенными в 3 стадии: добыча сырьяпроизводство основного и вспомогательных топлив и электроэнергииэксплуатация ДВС. Модель позволяет проводить инвентаризацию расхода природных ресурсов, энергии и выбросов вредных веществ с последующей оценкой ущерба окружающей среде. На основе математической модели разработано программное обеспечение.

3. Разработаны математическая модель и программное обеспечение для расчета рабочего процесса и образования оксидов азота. Модель позволяет рассчитывать технико-экономические показатели двигателя и количество образовавшихся оксидов азота для использования этих данных при расчете ПЖЦ дизельных двигателей. Важной особенностью модели является возможность расчета рабочего процесса дизеля, работающего на альтернативном или смесевом топливе, а также возможность исследования перспективных рабочих процессов, например при гомогенном смесеобразовании и сгорании в дизелях.

4. Проведена проверка адекватности модели сопоставлением данных экспериментальных и расчетных исследований дизельного двигателя Д-240, работающего на дизельном топливе и с дополнительной подачей испаренного метанола на впуск, и отсека двигателя КамАЗ-740, работающего на ДМЭ. Расхождение между экспериментальными и расчетными данными по мощности, расходу топлива и выбросам NOx не превышают 4. 10%. С использованием разработанной модели и программного обеспечения проведен расчет технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя Д-240 по 13 ступенчатому циклу, использующего в качестве топлива ДТ, метанол, ДМЭ и метанольные смеси: 20% метанола и 80% ДТ- 40% метанола и 60% ДТ- 40% метанола и 60% ДТ, а также показатели дизельного двигателя, работающего на гомогенной метаноло-воздушной смеси.

5. С помощью разработанной математической модели расчета рабочего процесса дизельного двигателя при его работе на традиционном, альтернативном или смесевом топливе проведен анализ причин уменьшения выброса оксидов азота при сгорании в цилиндре двигателя метанола и ДМЭ по сравнению с дизельным топливом. Установлено, что практически единственным фактором, влияющим на снижение температуры продуктов сгорания метанола и ДМЭ, а следовательно, и выбросов оксидов азота, является увеличение количества молей продуктов сгорания, учитываемое в расчетах в виде химического коэффициента молекулярного изменения.

6. Использование разработанной методики оценки экологической безопасности дизелей в ПЖЦ показано на примере оценки двигателя Д-240, использующего в качестве топлива ДТ, метанол, произведенный из ПГ и биосырья, ДМЭ и смесевых топлив с содержанием метанола в ДТ 20%, 40% и 60% по массе. Результаты исследований показывают, что применение альтернативных топлив в дизеле позволяет уменьшить ущерб окружающей среде по сравнению с дизелем, работающим на ДТ. Так применение гомогенной ме-таноло-воздушной смеси позволяет снизить ущерб ОС от загрязняющих веществ — в 17,1 раз, применение метанола из ПГ — в 2,5 раза, ДМЭ из ПГв 2,1 раза, метанола из древесной массы — в 3,9 раза. Работа дизеля на смеси 20% М в ДТ позволяет снизить ущерб ОС от загрязняющих веществ в 1,04 раза по сравнению с дизелем, работающим на ДТ, смеси 40% М в ДТ — в 1,3 раза, а 60% добавки М в ДТ — в 1,6 раза. Применение альтернативных топлив, произведенных из возобновляемых биоресурсов, например, древесной массы, за счет поглощения СО2 при реакциях фотосинтеза и росте биомассы позволяет уменьшить выбросы парниковых газов на 79% по сравнению с ДВС, работающим на ДТ. Приведенные примеры показывают, что разработанные математические модели, методика и программное обеспечение позволяют производить оценку экологической безопасности по критериям расходования сырья, энергии и воздействия на окружающую среду от выбросов ВВ в ПЖЦ дизельных двигателей, использующих различные топлива.

7. Результаты выполненных исследований использованы в работах ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», ОАО «ГАЗ» и в учебном процессе кафедры «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И .Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. -М.: Транспорт, 1986. 176 с.
  2. В.И., Каргин С. И. Технология азотной кислоты. М.: Химия, 1970.-496 с.
  3. С.А., Лоскутов А. С., Степанов В. Н. Расчетное определение содержания окислов азота в отработавших газах ДВС: Метод, указания. -Л.: ЛПИ, 1989.-34 с.
  4. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969. — 248 с.
  5. Д.П. Эффективность применения автомобилей, работающих на альтернативных заменителях нефтяных топлив (метод определения) // Изв. АН СССР Энергетика и транспорт. 1984. — № 5. — С. 127−138.
  6. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.- Свердловск: Машгиз, 1962.-272 с.
  7. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях.- М.: Машиностроение, 1977. 277 с.
  8. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба /Л.В.Вершков, В. Л. Грошев, В. В. Гаврилов и др. М. 1999. — 68 с.
  9. Д.Н., Алексеев В. П. Физические основы процессов в камерах сгорания поршневых ДВС.- М.: МВТУ, 1977.- 84с.
  10. Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1950.-478 с.
  11. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1998. — 214с.
  12. М.А. и др. Современные автомобильные двигатели и их перспективы / М. А. Григорьев, В. Т. Желтяков, Г. Г. Тер-Мкртичьян, А. Н. Терехин // Автомобильная промышленность. 1996. — N7. — С.9−16.
  13. JI.B. Термодинамические и теплофизические свойства индивидуальных веществ.- АН СССР, 1962, — Т.1−2. 207с.
  14. И.Л. Технология нефти. М.: Гостоптехиздат, 1952. — 424 с.
  15. А.А., Камфер Г. М. Испаряемость топлива для поршневых двигателей. М.: Химия, 1982. — 264 с.
  16. Ю.Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей. Киев: Урожай, 1989. — 224 с.
  17. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / под. ред. Орлина А. С., Круглова М.Г.- 4-е изд. М.: Машиностроение, 1983.-372с.
  18. Н.М., Малина И. К. Азота оксиды // Химическая энциклопедия. М., 1988. -Т.1.-С.59−60.
  19. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
  20. Ф., Порш Ф. Смесеобразование и вредные вещества двигателей с воспламенением от сжатия. Прага: Научно-исслед. автом. инст., 1973. -16 с.
  21. Л.С. Улучшение экологических показателей промышленного дизеля оптимизацией параметров процесса сгорания: Дис.. канд. техн. наук. Ворошиловград, 1987. — 250 с.
  22. В.А. Образование загрязнений в процессах сгорания. Луганск: Изд-во Восточноукр. гос. ун-та, 1998. — 126 с.
  23. В.А. Процессы образования токсичных веществ и разработка способов уменьшения их выбросов двигателем внутреннего сгорания: Дис.. докт. техн. наук.- Ворошиловград, 1987. 486 с.
  24. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. Изд. 2-е пе-рераб.- М.: Машиностроение, 1981−160 с.
  25. В.А., Заиграев Л. С., Козлов А. В. Метанол и экологические показатели дизелей // Автомобильная промышленность. 1997. — № 11.- С. 26−27.
  26. В.А., Заиграев JI.C., Козлов А. В. Методика комплексной оценки эффективности применения альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания // Экотехнологии и ресурсосбережение. 1996. — № 1. -С. 10−13.
  27. В.А., Козлов А. В. Теренченко А.С. Оценка традиционных и альтернативных топлив по полному жизненному циклу // Автостроение за рубежом. 2001. — № 12. — С.14−20.
  28. В.А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. М.:НАМИ. — 2001. — 248 с.
  29. В.А., Козлов А. В., Теренченко А. С. Оценка альтернативных топлив по полному жизненному циклу // Проблемы конструкции двигателей и экология: Сб.науч. тр./ НАМИ. 1999. — С. 186−194.
  30. В.А., Козлов А. В., Теренченко А. С. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле // Стандарты и качество. 2001. -№ 7−8 — С.128−133.
  31. В.А., Козлов А. В., Теренченко А. С. Экология: альтернативные топлива с учетом их полного жизненного цикла//Автомоб. пром-сть.-2001.-№ 4.-С. 10−12.
  32. В.А., Корнилов Г. С., Заиграев J1.C. Методика расчета рабочего процесса и образования оксидов азота в цилиндре дизеля с неразделенной камерой сгорания // Проблемы конструкции двигателей и экология: Сб. науч. тр./НАМИ, — 1999, — Вып.224.-С.205−221.
  33. В.А., Кутенев В. Ф., Заиграев JI.C., Козлов А. В., Жабер В. Сравнительная оценка различных способов использования метанола в дизельных двигателях // Автомобильные и тракторные двигатели. Межвуз. сб. научн. тр. Вып.ХУ. М.:МАМИ, 1999. — С.233−246.
  34. В.А., Кутенев В. Ф., Козлов А. В. Разработка отечественной методики оценки экологической безопасности автомобилей в полном жизненном цикле // Проблемы конструкции двигателей и экология: Сб.науч. тр./ НАМИ. 1999. — С.61−79.
  35. В.А., Теренченко А. С. Анализ причин уменьшения выброса вредных веществ при сгорании в цилиндре двигателя метанола и диметило-вого эфира по сравнению с дизельным топливом//Автомобили и двигатели: Сб. науч. тр./НАМИ.-2002.-Вып. 230. С.58−68.
  36. В.А., Теренченко А. С. Математическая модель процесса сгорания и образования NOx в дизеле с добавкой испаренного метанола на впуск // Приводная техника. 2003. — № 3 — С.32−42.
  37. В.А., Теренченко А. С. Образование оксидов азота при сгорании альтернативных топлив в дизеле //Автомоб. пром-сть.-2003.-№ 3.-С. 1013.
  38. В.А., Черных В. И., Балакин В. К. Метанол как топливо для транспортных двигателей. Харьков: Основа, 1990. — 150с.
  39. В.А., Черных В. И., Заиграев Л. С. Технико-экономические и экологические показатели применения метанола как топлива для двигателей внутреннего сгорания./ Экотехнология и ресурсосбережение, 1995, № 4.-С.11−18.
  40. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. — 147 с.
  41. В.Н., Прусаков П. Г., Сергеева JI.B. Теплофизические свойства метилового спирта. М.: Издательство стандартов, 1973. — 202 с.
  42. Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1997.- 58 с.
  43. Н.В., Кошкин В. К. Процессы горения в двигателях. М.: Машгиз, 1949.- 344 с.
  44. А.С., Скобло В. А. Расчеты химических равновесий. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая Школа, 1974. — 288 с.
  45. В.М. Константы скорости газофазных реакций: Справочник.-М.: Наука, 1971, — 351 с.
  46. А.П. Влияние рабочего процесса быстроходного дизеля на свойства сажи и вредность отработавших газов: Автореф.. канд. техн. наук,-Л., 1977.-23 с.
  47. А. Р. Разработка модели и исследование образования окислов азота в дизелях: Автореф.. канд. техн. наук.- М., 1982, — 24 с.
  48. В.Ф., Звонов В. А., Козлов А. В. Комплексная оценка уровня экологической безопасности силовой установки автомобиля в жизненном цикле //Приводная техника. 1999. — № 9/10 — С.24−28.
  49. А.С. Моделирование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания на ЭВМ. Киев: Наукова думка, 1988. — 104 с.
  50. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Агропромиздат, 1991. — 208 с.
  51. А.С., Новоселов А. Л., Вагнер В. А. Снижение выбросов окислов азота дизелями в атмосферу / Алт. краевое правление Союза НИО СССР. -Барнаул, 1990. 120 с.
  52. Луканин В. Н, Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология /Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001. — 273 с.
  53. В.Н., Трофименко Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги науки и техн. ВИНИТИ, Автомобильный транспорт. 1996. — С. 1−340.
  54. А.И. Основы химической термодинамики и кинетики химических реакций. М.: Машиностроение, 1981. -240 с.
  55. Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование на Фортране. М.: Мир, 1977. — 584 с.
  56. Международные стандарты ИСО 14 000. Основы экологического управления. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 464 с.
  57. Р.И. Расчет температуры и динамики образования NO в двигателях с неоднородным составом // Двигателестроение. 1981. — № 4. -С. 18−20.
  58. Э., Смайлис В. И. Моделирование процесса образования вредных веществ при сгорании углеводородного топлива. Рига: ИФАН АН Лит. ССР, 1983.- 25 с.
  59. М.И., Ковалев П. П., Черняева Ю. И. Общая химическая технология. Харьков: Издательство харьковского университета, 1969. — 336 с.
  60. Необходимые разработки и изобретения для создания нового поколения высокоэкономичных малотоксичных автомобилей. /Под ред. д.т.н., проф. Звонова В. А. Пер. с англ. Козлова А. В. Москва-Луганск: 1997. -23 с.
  61. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени: Пер. с англ. / Ред. Н. А. Чигир.- М.: Машиностроение, 1991.- 407 с.
  62. Е.К. Исследование особенностей процессов образования окиси азота и недогорания углеводородов в дизеле: Автореф.. канд. техн. наук. М., 1979. — 16 с.
  63. Основы горения углеводородных топлив. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 664 с.
  64. Основы химической технологии / Под ред. И. П. Мухленова. М.: Высш. шк., 1991. — 463 с.
  65. Охрана окружающей среды в России: Стат. Сб./Госкомстат России. М., 1998.-202 с.
  66. Л.М., Патрахальцев Н. Н., Фомин В. М. Снижение токсичности дизелей. М.: НИИинформтяжмаш, 1977. — № 34. — 48 с.
  67. Перспективные автомобильные топлива виды, характеристики, перспективы: Пер. с англ./Под ред. Я. Б. Черткова. — М.: Транспорт, 1982. -319с.
  68. P.M., Уваров С. Н. Экономический ущерб воздействия отработавших газов ДВС // Двигателестроение. 1986. — № 10. — С. 49 -50.
  69. Е.Г. Снижение токсичности и дымности тракторных дизелей воздействием на процессы смесеобразования и сгорания: Автореф.. канд. техн. наук.- М., 1983. 16 с.
  70. Процессы в перспективных дизелях / Под. ред. А. Ф. Шеховцова. -Харьков: Изд-во «Основа» при Харьк. ун-те, 1992.- 352с.
  71. Процессы горения / Под. ред. Б. Льюиса, Р. Н. Пиза, Х. С. Тейлора. М.: Физматгиз, 1961. — 390 с.
  72. Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях." Харьков: Вища школа, 1980.- 167с.
  73. Н.Ф. Особенности и закономерности образования окислов азота в дизелях // Двигатели внутреннего сгорания (Харьков). 1995. -Вып.55. — С.158−172.
  74. Н.Ф., Парсаданов И. В., Прохоренко А. А. Влияние параметров топливоподачи на токсичность автомобильного дизеля // Двигатели внутреннего сгорания (Харьков). 1995. — Вып. 55. — С. 154−158.
  75. Н.Ф. Снижение токсичности отработавших газов дизелей воздействием на кинетические параметры воспламенения и сгорания: Автореф.. канд. техн. наук. М., 1992. — 16 с.
  76. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./Госкомстат России. -М., 2000. 642 с.
  77. М.Г., Драбкин А. Е. Краткий справочник нефтепереработчика. Л.: Химия, 1980. — 328 е., ил.
  78. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях,— Л.: Машиностроение, 1972.-224с.
  79. Сгорание при вихревом движении воздуха или безвихревое сгорание -два пути решения для снижения выбросов будущих грузовых автомобилей до предельной величины / Петер Д. Герцог, Вольфганг Р. Картельери Грац (Австрия): АВЛ-Лист Гес.м.б.х., 1989. — 34 с.
  80. Н.Н. Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения. М.: Знание, 1969. — 95 с.
  81. В. И. Малотоксичные дизели.- Л.: Машиностроение, 1972. 128 с.
  82. В. И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизе-лестроения // Двигателестроение. 1991. — № 1. — С.3−6.
  83. Смаль Ф. В, Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автомобилей. М.: Транспорт, 1979. — 151 с.
  84. Снижение токсичности выбросов при эксплуатации автомобиля / Ю. Ф. Гутаревич, О. Д. Климпуш, Н. Н. Худолий, В. И. Гдыря К.: Техшка, 1981. — 88 с.
  85. Снижение токсичности и повышение эксплуатационной экономичности транспортных энергоустановок / Под ред. А. А. Грунауэра. Харьков: Вища школа, Изд-во при Харьк. Ун-те, 1981.- 144 с.
  86. Структура и характер экономического ущерба, наносимого отработавшими газами ДВС / В. В. Фурса, В. А. Звонов, П. Н. Гавриленко, Е.И. Бо-женок//Двигателестроение. 1985.-№ П.- С.42−44.
  87. Теоретические и экспериментальные исследования образования окислов азота в двигателях внутреннего сгорания / Л. О. Хватов, Е. Д Подвигин, С. О. Хромин и др. // Поршневые и газотурбинные двигатели: Экспресс-информация ВИНИТИ, — 1968. -№ 24.- С.23−24.
  88. Теория рабочих процессов поршневых и комбинированных ДВС / Под ред. А. С. Орлина и М. Г. Круглова.- М.: Машиностроение, 1983.- 374 с.
  89. Г. А., Тюков В. М., Смаль Ф. В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. М.: Химия, 1989. — 272 с.
  90. Технология синтетического метанола / Под ред. М. М. Караваева. М.: Химия, 1984. — 240 с.
  91. Улучшение сгорания в высокооборотных дизелях с объемным смесеобразованием // Поршневые и газотурбинные двигатели: Экспрессинфор-мация ВИНИТИ, — 1987, — № 47. С.1−8.
  92. А.З. Токсичность отработавших газов тепловых двигателей. -Киев: Вища школа, 1980. 160 с.
  93. В. В. Исследования образования оксидов азота в цилиндре дизеля: Дис. техн. наук. Ворошиловград, 1975. — 147 с.
  94. А. С., Засуленко Н. Н., Романов О. В. Исследование токсичности дизеля с наддувом // Токсичность двигателей внутреннего сгорания. -М.: Изд. ВЗМИ, 1977. С.94−108.
  95. ЮО.Хзмалян Д. М., Коган Я. А. Теория горения и топочные устройства. М.: Энергия, 1976. -488с.
  96. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС / Р. М. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др.- Под общ. ред. P.M. Петриченко. JL: Машиностроение, 1990. — 328 с.
  97. Н.М., Кнорре Д. Г. Курс химической кинетики. М.: Высшая школа, 1969. — 432 с.
  98. Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с пол. М.: Транспорт, 1979. — 198 с.
  99. Adelman H. Alcohols in diesel engines a review // SAE Techn. Pap. Ser. -1979.-№ 790 956.-P.l-9.
  100. Adelman H.G. Development of a methanol fueled, turbocharged, spark assisted diesel engine and vehicle // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 831 745. -P.l-9.
  101. Akagawa H., et all. Approaches to Solve Problems of the Premixed Lean Diesel Combustion // Sae Teen. Pap. Ser. 1999. — № 1999−01−0183. — P. 1−15
  102. Alternatives to Traditional Transportation Fuels: An Overview. DOE/EIA-0585/0. Washington.: U. S. Department of Energy, 1994.
  103. Baranescu R.A. Fumigation of alcohols in a multicylinder diesel engine -evaluation of potential //SAE Techn. Pap. Ser. 1986. — № 860 308. — P. 1−16.
  104. Bentley J.M. et all. The Impact of Electric Vehicles on CO2 Emissions / Ed.: D. Little. Cambridge, Mass., 1992.
  105. Bickel P., Schmid S., Krewitt W., Friedrich R. External Costs of Transport in ExternE. The European Commission. 1997.
  106. Blinge M., et all. Life-cycle assessment of motor fuels present best available technology and a future scenario for Sweden. Stockholm, 1997
  107. Bracco F.V. Nitric Oxide Formation in Droplet Diffusion Flames // Proceedings of Fourteenth International Symposium on Combustion, 1973. P. 831−838.
  108. Brandberg A., Ekeiund M., Johansson A. The life of fuels. Motor fuels from source to end use. An energy and emissions systems study of conventional and future options. Stockholm.: Ecotraffic AB, 1992.
  109. Brandberg A., Ekeiund M., Johansson A. Life of Fuels. ISBN 91−88 370−097. Stockholm.: Ecotraffic AB, 1992.
  110. Browning L.H., Powars C.A., Bailey B.K. Working Toward a Universal Methanol Fuel Formulation: XI International Symposium on Alcohol Fuels. -Sun City, South Africa.- 1996.
  111. Carroll J.N., Ullman T.L., Winsor R.E. Emission comparison of DDC 6V-92TA on alcohol fuels // SAE Techn. Pap. Ser. 1990. — № 902 234. — P. l-13.
  112. Christensen M., et all. Supercharged Homogeneous Charge Compression Ignition // SAE Teen. Pap. Ser. 1998. — № 980 787. — P. 1−18.
  113. Clean Fleet Findings Volume 8: FLEET ECONOMICS / Columbus.: Bat-telle, OH, 1995.
  114. Darrow K. G. Light Duty Vehicle Full Fuel Cycle Emissions Analysis. Prepared by Energy International, Inc. Report No. 9333R440. Gas Research Institute, 1994.
  115. DeLucchi M. A. A Revised Model of Emissions of Greenhouse Gases from the Use of Transportation Fuels and Electricity. UCD-ITS-RR-97−22. Institute of Transportation Studies, University of California at Davis. 1997.
  116. DeLucchi M. A. Emissions of Greenhouse Gases from the Use of Transportation Fuels and Electricity. ANL/ESD/TM-22. Center for Transportation Research. Argonne National Laboratory. 1991. — Vol. 1.
  117. DeLucchi M. A. Emissions of Greenhouse Gases from the Use of Transportation Fuels and Electricity. ANL/ESD/TM-22 / Center for Transportation Research. Argonne National Laboratory. 1993. — Vol. 2.
  118. Deshpande A.S., Lawson A., Last A.S. Operation of a heavy duty truck diesel engine on unstabilized methanol/diesel fuel emulsion and preliminary demonstration road test date //Pap. B-37, p.471−475.
  119. Ecklund E. Eugene State-of-art report on the use of alcohols in diesel engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1984. — № 840 118. — P. 1−18.
  120. Elkothb M. et all. Factor affecting NOx formation in turbulent premixed confined flames / M. Elkothb, H. Salem, H. Shehata, T.W. Abou-Arab // Fuel. 1990. -№ 1. -P.65−71.
  121. Finegold J.G. Reformed methanol vehicle system considerations // 18th In-tersoc. Energy convers. Eng. Conf. 1983, vol.1, p. 557−563.
  122. Fuel Cycle Evaluations of Biomass-Ethanol and Reformulated Gasoline, prepared for U.S. Department of Energy. Golden, Colo.: National Renewable Energy Laboratory, 1992.
  123. Green C.J., Cockshutt N.A., King L. Demethil ether as a methanol ignition improver: substitution requirements and exhaust emissions impact // SAE Techn. Pap. Ser. 1990. — № 902 155. — P. 78−88.
  124. Han W., Dennis S., Walt MK. Life cycle assessment for conversion of coal to automotive fuels in China. Ford Motor Company // XII International symposium of Alcohol fuels. Beijing, China, 1998.
  125. G., Woshni G., Zeilinger K. 2-Zonen Rechenmodell zur Vorausbrechnung der NO-Emission von Dieselmotoren // MTZ. 1998. -№ 11, — S.770−775.
  126. Henningsen S. Some heat release aspects of compression igniting a single cylinder DI diesel on neat methanol // SAE Techn. Pap. Ser. 1989. -№ 892 055. — P. 1−16.
  127. Heywood J. B. Internal Combustion Engine Fundamentals. New York: McGrau Hill Book Company, 1988. 918 p.
  128. ISO 14 040:1997, Environmental management Life cycle assessment -Principles and framework.
  129. ISO 14 041:1998, Environmental management Life cycle assessment -Goal and scope definition and life cycle inventory analysis.
  130. ISO 14 042:2000, Environmental management Life cycle assessment -Life cycle impact assessment.
  131. ISO 14 043:2000, Environmental management Life cycle assessment -Life cycle interpretation.
  132. Karpuk M.E., Cowley S.W. On board demethyl ether generation to assist methanol cold starting // SAE Techn. Pap. Ser. 1988. — № 881 678. — P. 1−7.
  133. Karuhiko N., Kohji F. A study of NOx generation mechanism in diesel exhaust gas // SAE Techn. Pap. Ser. 1990. — № 901 615. — P. 1−9.
  134. Kidd C.A., Kreeb R.M. Conversion of a two-stroke diesel bus engine to methanol fuel //SAE Techn. Pap. Ser. 1984. — № 841 687. — P. 1−13.
  135. Krematzu K. Dual fueled diesel engine fuel and reformed methanol //SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 831 238. — P. 113−121.
  136. Lawson A., et all. Heavy duty truck diesel engine operation on unstabilized methanol/diesel fuel emissions //SAE Techn. Pap. Ser. 1981. — № 810 346. -P. 1−9.
  137. Life Cycle Assessment (LCA). A guide to approaches, experiences and information sources: Report to the European Environment Agency. Copenhagen, 1997.
  138. Maxwell T. T-, Jones J.C. Alternative fuels: Emissions, Economics and Performance. Te^as Tech. University, 1995.
  139. Moses С.A. Experiment with alcohol/diesel fuel blends in compression-ignition engine //IV Int. Symp. on Alcohol fuels Techn., San Paulo, October 5−8, 1980, p. 85−92.
  140. Motor Fuels from Sources to Final Use. Final Report on an Energy and Emissions System Study. Stockholm.: Ecotraffic AB, 1992.
  141. Murayama Т., Miyamoto N., Susaki S., A mathematical model on nitric oxide formation in diesel engine // Bulletin of the JSME. -1979.- Vol.22, № 163.- P.79−85.
  142. Murthy B.S. Diesel engines and alcohol // NCICEC ИТ Bombay, Pap N k-1/79, 20 pp.
  143. Nagai Т., Kawakami M. Reduction of NOx emission in medium-speed diesel engines //SAE Teen. Pap. Ser. 1989. — № 891 917. — P. 1−15.
  144. Nagalingam В., et all. Surface ignition initiated Combustion of alcohol in diesel engines a new approach // SAE Techn. Pap. Ser. — 1980. — № 800 262. -P.l-12.
  145. Naman T.M., Striegler B.C. Engine field test evaluation of methanol as an automotive fuel // SAE Tech. Pap. Ser. 1980. — № 831 703 — P. 1−17.
  146. Nanni H., et all. Use of glow-plugs in order to obtain multifuel capability of diesel engines // Paper B-39, P. l075−1082.
  147. Schaefer A.J., Metsch H.I., Bergmann H. K Vaporized alcohol fuel boosts engine efficiency// Automot. Eng. 1983, 91. — № 2. — P. 51−56.
  148. Sheehan, J., et all. Life Cycle Inventory of Biodiesel and Petroleum Diesel for Use in an Urban Bus, NREL/SR-580−24 089. Golden, Colo.: National Renewable Energy Laboratory, 1998.
  149. Shimazaki N., Akagawa H. Tsujimura K. An Experimental Study of Pre-mixed Lean Diesel Combustion // Sae Teen. Pap. Ser. 1999. — № 1999−10 181. -P.l-12
  150. Unnasch S., Browning L., Montano M. Evaluation of Fuel-Cycle Emissions on a Reactivity Basis. 2 volumes. Prepared for CARB. A166−134. Acurex Environmental Corporation, 1996.
  151. Wang M.Q. GREET 1.5 Transportation Fuel-Cycle Model, Volume 1: Methodology, Development, Use and Results. ANL/ESD-39. Argonne: Ar-gonne National Laboratory, 1999.
  152. Wang M.Q. GREET 1.5 Transportation Fuel-Cycle Model, Volume 2: Appendices of Data and Results. ANL/ESD-39. Argonne: Argonne National Laboratory, 1999.
Заполнить форму текущей работой