Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексное применение метода предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и речи при обучении слепых детей двигательным действиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях о восприятии средств наглядности слепши детьми ведущая роль принадлежит Ю. А. Кулагину, /62,63/, теоретически обосновавшему и экспериментально доказавшему целесообразность и специфику реализации наглядного способа обучения. Вопросам применения средств наглядности на общеобразовательных уроках пос- «вящены исследования В. З. Денискиной /32/, В Л. Ермакова /36/, М.И. Земцовой/43… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРО Ст
  • ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ СЖШХ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Вопросы поэтапного освоения двигательных действий слепыми детьми методом предписаний алгоритмического типа
    • 1. 2. Условия для реализации принципа наглядности при обучении двигательным действиям слепых детей
    • 1. 3. Применение слова при обучении двигательным действиям слепых детей
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, MET0jQH, МЕТ0ДЩИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Краткое описание разработанных средств наглядности для обучения слепых детей движениям
    • 2. 4. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЧИ И СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
    • 3. 1. Изучение словарного запаса слепых детей, необходимого в процессе преподавания физической культуры
    • 3. 2. Исследование соответствия слов-терминов основных положений элементарных движений рук, ног, туловища их перцептивным образам у слепых детей младшего школьного возраста
    • 3. 3. Экспериментальная проверка узнавания слепыми детьми разработанных средств наглядности при восприятии их в процессе обучения движениям
    • 3. 4. Эффективность применения словаря терминов и средств наглядности в процессе обучения элементарным движениям слепых детей
  • ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЙ АГОРИТМШЕС-КОГО ТИПА, СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ И РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ освоенш славных
  • ДВИГАТЕЛШЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕПЫШ ДЕТБМ
    • 4. Д. Исследование особенностей применения предписаний алгоритмического типа при освоении гимнастических упражнений слепыми детьми
      • 4. 2. Эффективность применения метода предписаний алгоритмического типа и средств наглядности при освоении сложных двигательных действий слепыми детьми на уроках физической культуры
      • 4. 3. Успеваемость слепых учащихся при освоении сложных двигательных действий с помощью предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и словаря терминов
      • 4. 4. Формирование умений ориентироваться в пространстве во времени и дифференцировать мышечные усилия у. слепых школьников при помощи предписаний алгоритмического типа
      • 4. 5. Освоение строевых упражнений (на примере поворотов на месте) слепыми детьми при помощи обучающих программ и средств наглядаости

      4.6. Основные принципы построения обучающего урока физической культуры при освоении сложных двигательных действий с комплексным использованием предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и словаря терминов в школах для слепых и слабовидящих

      4.7. Проведение секционных занятий со слепыми детьми по физической культуре с применением предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и словаря терминов (на примере занятий спортивной гимнастикой)

      4.8. Активизация познавательной деятельности слепых детей на уроках физической культуры.

Комплексное применение метода предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и речи при обучении слепых детей двигательным действиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Советское государство проявляет постоянную заботу о воспитании и обучении аномальных детей/I/. Большое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с глубокими нарушениями зрения, их подготовке к жизни и труду в современном обществе, всестороннему развитию умственных и физических способностей с учетом особенностей познавательной деятельности, зрительных возможностей. В осуществлении этих задач, направленных на всестороннее развитие личности и играющих основную роль в социально-трудовой адаптации слепых и слабовидящих школьников, особое место отводится физической культуре.

Партия и правительство придают важное значение развитию физической культуры и спорта в нашей стране среди самых широких слоев населения, о чем свидетельствует постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» от II сентября 1981 г./ 2/. Значительное отставание детей с глубокими нарушениями зрения от нормально видящих сверстников в физическом развитии настоятельно требует улучшения постановки физического воспитания в специальных школах.

Необходимость повышения и совершенствования качества обучения слепых и слабовидящих детей, их трудового, нравственного и физического воспитания и подготовки к активной и самостоятельной общественно полезной деятельности диктуется и требованиями, изложенными в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы/3 /.

При глубоких нарушениях зрительного анализатора дети не могут освоить многие движения из-за отсутствия представлений о них. Это отрицательно сказывается на общем физическом развитии слепого ребенка, он все более отстает от своих зрячих сверстников (В.З.Афанасьев, /9/, Л. Ф. Касаткин, /49,50,51/,/167/, 5. Огалед68/, /169/, Н. 1л/агге^/175/ и др.

Формирование двигательных функций у детей с глубокими нарушениями зрения происходит медленнее, труднее, чем у их нормально видящих ровестников (М.И.Земцова,/40/, Л. Ф. Касаткин, /51/, Б. В. Сермеев /III/, Л. И. Солнцева,/117/ и др.). Между тем физическое развитие приобретает особое значение именно дяя слепых детей, так как недостатки в нем, тормозят совершенствование их ориентировочной деятельности, основанной на свободном владении всем многообразием динамических навыков. Следовательно, поиск путей преодоления этого отставания, разработка способов оптимизации процесса обучения двигательным действиям слепых детей является важной и актуальной задачей тифлопедагогики.

В доступных нам литературных источниках лишь у Л. Б. Самбикина /100,102/, В.С.Сверлова/103/, И.Р.Тиновского/129/ имеются сведения о специфике формирования движений на занятиях физической культурой у слепых детей, да и то общего характера.

В настоящее время одним из наиболее рациональных методов освоения двигательных действий нормально видящими детьми является метод поэтапного обучения на основе предписаний алгоритмического типа Ю. З. Носиков, /84/, В. В. Чершев,/145Д46Д47/, А. М. Шлемин, /156,157,161/ и др. Именно этот метод придает учебному процессу логичность и системный характер.

В проведенном исследовании этот метод был взят за основу как фундамент для создания системы обучения сложным двигательным действиям детей с глубокими нарушениями зрения. Его внедрение потребовало учета особенностей общего и физического развития слепых, специфики восприятия ими средств наглядности, регулирующей роли речи.

В исследованиях о восприятии средств наглядности слепши детьми ведущая роль принадлежит Ю. А. Кулагину, /62,63/, теоретически обосновавшему и экспериментально доказавшему целесообразность и специфику реализации наглядного способа обучения. Вопросам применения средств наглядности на общеобразовательных уроках пос- «вящены исследования В. З. Денискиной /32/, В Л. Ермакова /36/, М.И. Земцовой/43/, Р. С. Муратова /81/, Б. К. Тупоногова /132/, Г. Ф. Федяй /135/ и др. Но на уроках физической культуры в школах слепых средства наглядности применяются недостаточно.

Как показал анализ литературных источников, остаются практически неразработанными и вопросы активизации речи в процессе освоения движений слепыш детьми на занятиях физической культурой. Исследования же М. И. Земцовой /43/, Н. С. Костючек /56/, Л. И. Солнцевой /120/, f-f. 5u/иwe 1^/173/ и др. убедительно показывают, что речь может стать мощным средством компенсации слепоты. Поэтому развитию речи в специальных школах необходимо уделять большое внимание и на уроках физической культуры.

В представленной работе анализируются результаты педагогических наблюдений и экспериментальных исследований применения метода предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и регулирующей роли речи с учетом специфики слепых детей на занятиях физической культурой и спортом.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Для детей с глубокими нарушениями зрения была составлена и систематизирована «азбука движений» как основа для создания у них фонда динамических навыков и первый этап компенсации слепоты при освоении двигательных действий.

2. Показаны особенности применения средств наглядности для оптимизации процесса освоения двигательных действий слепыми детьми.

3. Получены данные, свидетельствующие об эффективности применения предписаний алгоритмического типа (обучающих программ) для формирования представлений о движении и освоении сложных двигательных действий слепыми детьми.

4. Разработана система организации процесса освоения сложных двигательных действий слепыми детьми, предполагающая целенаправленный и поэтапный характер коррекции и компенсации слепоты.

В ходе экспериментального исследования получили подтверждения следующие положения, выдвигаемые на защиту:

1. Первым этапом компенсации слепоты в области движений является освоение «азбуки движений», что обеспечит базу для формирования в дальнейшем более сложных двигательных действий.

2. При обучении двигательным действиям слепых детей необходимо широкое использование средств наглядности и регулирующей роли речи, обеспечивающих формирование правильных представлений о движении и его освоение.

3. Одним из наиболее рациональных методов обучения сложным двигательным действиям слепых детей является метод предписаний алгоритмического типа (обучающие программы).

4. При поэтапном освоении двигательных действий слепыми детьми наиболее эффективно комплексное применение предписаний алгоритмического типа, и средств наглядности в сочетании с активной работой. над словарным запасом.

Выводы.

1. Педагогические наблюдения и опрос свидетельствуют, что при существующей методике обучения движениям слепых детей на уроках физической культуры мало внимания уделяется образовательной стороне, осознанию связей слов-терминов с выполняемыми действиями, целенаправленному развитию речи и мышления. Поэтому слепые учащиеся не могут достаточно полно и четко представить весь объем двигательного действия и выполняют его механически без смыслового анализа и правильного соотношения между чувственными и словесно-логическими компонентами познания. .

2. Изучение и выяснение объема словарного запаса слепых детей по предмету «физическая культура» показали низкий уровень знаний терминов и названий спортивного инвентаря, а также отсутствие прочных связей слов-терминов с перцептивными образами движений, кото.

— ieo рые они обозначают.

3. Выявленные особенности овладения двигательными действиями, при слепоте предполагают разработку специально направленной коррек-ционно-компенсаторной работы по овладению слепыми детьми чувственно конкретным опытом о положениях и движениях тела и соотнесения их адекватному словесному образу. Большое значение для этого приобретает разработанная нами «азбука движений», включившая 88 элементарных положений и движений и являющаяся базой для формирования более сложных двигательных действий.

4. В плане коррекции и компенсации слепоты необходимо широко применять средства наглядности, которые обеспечивают формирование правильных синтезированных, адекватных словесным, представлений о движениях при активной и регулирующей роли речи.

5. Эффективным методом при освоении слепыми детьми двигательных действий (особенно сложных) является применение предписаний алгоритмического типа, предусматривающих поэтапное освоение и заключившихся в разделении всего осваиваемого движения на элементы (порции, шаги).

6. Комплексное применение метода предписаний алгоритмического типа, средств наглядности и словаря терминов спосоствует созданию правильных представлений о движениях, значительно активизирует познавательную и двигательную деятельность слепых детей. Активизация познавательной деятельности ведет к повышению интереса слепых детей как к урокам физической культуры, так и занятиям физическими упражнениями в свободное время, что является важным фактом для развития компенсаторных способностей.

7. Разработанные нами, на основе предписаний алгоритмического типа, обучающие программы, в комплексе с применением средств наглядности и активизацией речи позволяет оптимизировать освоение слепыми детьми существующей школьной программы по физической культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Совета Министров СССР № 50 от 17 января 1975 г. «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» .
  2. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 890 от IIIсентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».
  3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля.-Коммунист, 1984, № 6, с.37−40.
  4. Л.И. Врачебно-педагогические наблюдения на уроке.-Физическая культура в школе, 1979, J& 6, с.18−21.
  5. Р.Н. Внеклассные занятия гимнастикой как важное средство коррекции недостатков физического развития.-Дефектология, 1978, № 6, с.57−64.
  6. Р.Н. Содержание коррекционно-воспитательной работы на уроках гимнастики в школе для слабовидящих детей: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., I974.-I6 с.
  7. О.Л. Применение программированного обучения в школах слепых с использованием специальных обучающих машин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1964.-18 с.
  8. К.Г. Наглядше учебные пособия в курсе физики и химии в школе-интернате для слепых детей.-В кн.: Методы и тифло-технические средства обучения в школе слепых. М., 1964, с.46−60.
  9. В.Ф. Возрастные изменения физического развития и двигательной функции у школьников с нарушением зрения и коррек-ционно-воспитательная работа на уроках физического воспитания:
  10. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., I97I.-20 с.
  11. В.А. Обучающие программы для освоения прыжка в дошну способом «согнув ноги» (4−10 классы).-Физическая культура в школе, 1983, № 8, с.28−32.
  12. В.В. Наглядные пособия на занятиях физическими упражнениями.-Физическая культура в школе, 1959, № 3, с.38−40.
  13. В.В. Обучение в физическом воспитании.-М.: Физкультура и спорт, 1958.-262 с.
  14. И.Г. К вопросу о роли зрения в развитии функций двигательного анализатора.-В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых. М., 1958, с.125−141.
  15. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. -М.: Знание, 1966.-28 с.
  16. В.А. Наглядность при обучении стереометрии в школе слепых. В кн.: Методы и тифлотехнические средства обучения в школе слепых. М., 1964, с.46−50.
  17. Е.Е., Дубинин А. В. Особенность формирования двигательного навыка у юных гимнастов в зависимости от вида наглядной информации.-В кн.: Вопросы теории и практики физкультуры и спорта, вып.П.-Минск, 1981, с. 101−105.
  18. А.Т. Гимнастическая терминология.-М.: Физкультура И спорт, 1969.-189 с. с ил.
  19. B.C. Учебная карточка.-Физическая культура в школе, 1975, $ 10, с. 17.
  20. О.И. Использование наглядных пособий при обучении слепых детей биологии.-Б кн.: Методы и тифлотехнические средства обучения в школе слепых. М., 1964, с. 51 -66.
  21. М.В. Формирование представлений у детей с нарушениями зрения на уроках изобразительной деятельности.-В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М., 1978, с.69−76.
  22. П. Педагогика слепыхЛ1ер. с французского под ред. и предисловием проф. Гандера В. А. М.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1936.-122 с.
  23. Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.-М.: изд-во АПН РСФСР, 1956.-618 с.
  24. Ю.К., Заглада В. Е. Обучающая программа -руководство к действию.-Гимнастика, 1976, вып. П, с.20−29.
  25. Ю.К., Заглада В. Е. Программированное обучение: его смысл, принципы, возможности.-Гимнастика, 1976, вып.1, с.57−65.
  26. О.И. Учебные пособия дяя школы слепых по естествознанию.-В кн.: Педагогические чтения. Тифлопедагогика.-Под ред. Б. И. Коваленко. М., с.92−99.
  27. Гимнастика: (Учебник дяя институтов физкультуры).-ДГод ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина.-2-е изд.-М.: Физкультура и спорт, 1979.-215 с. с ил.
  28. М.И. О применении наглядных пособий.-Физическая культура в школе, 1973, № 9, с. 13−14.
  29. Г. Н. Для формирования пространственных и временных представлений.-Физическая культура в школе, 1978, № 4,с. 22−25.
  30. Гугин А. А. Учитесь рисовать.-Физическая культура в школе, 1973, № 8, с. 20.
  31. Л.А. О работе над речью слабослышащих детей на уроках физической культуры.-Специальная школа, 1967, с.55−60.
  32. В.З. Использование рельефных картинок при изучении математики в подготовительных I классах школ слепых детей.-В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. М., 1980, с.87−93.
  33. В.З. Особенности усвоения знаний, умений и навыков по математике учащимися подготовительных и первых классов для школ слепых детей.-В кн.: Тезисы докладов восьмой юбилейной сессии по дефектологии. М., 1979, с.166−167.
  34. В.В. Роль слова в развитии движений у глухих школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971.-19 с.
  35. В.П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике.-М.: Просвещение, 1978.-120 с. с ил.
  36. В.Е. Применение принципов программирования при освоении сложных гимнастических упражнений: Автореф.дисс. .канд. лед.наук.-М., 1975.-34 с.
  37. М.И. К вопросу о роли кинестезии в зрительном восприятии предметов.-Вопросы психологии, 1955, № 2, с.77−84.
  38. М.И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения. В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. М., 1978, с. 7−24.
  39. М.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушением зрения.-В кн.: Дети с глубокими нарушениями зрения/1од ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М., 1967, с. 244−299.
  40. М.И. О применении наглядных и словесных средств при обучении слепых детей. В кн.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах, вып.1.-М., 1955, с.100−101.
  41. М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей.-Специальная школа, 1967, вып.1, с. 69−99.
  42. М.И., Кулагин Ю. А. Особенности познавательной деятельности слепых.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, с.100−101,
  43. М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.419 с.
  44. А.А. Для наглядности.-Физическая культура в школе. 1974, № 8, с. 25.
  45. Л.Ф. Исследование точности движений у школьников с глубокими нарушениями зрения и ее развитие в процессе физического воспитания: Автореф. дисс.. канд.пед.наук.-М., 1967,-21с.
  46. Л.Ф. Особенности физического развития школьников с глубоким нарушением зрения.-В кн.: Мышечная деятельность детей в норме и паталогии: (Проблемный сборник).-Горький, 1974, с.65−68.
  47. Л.Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в про--цессе школьного обучения: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-М., 1980.-42 с.
  48. Н.В. Геометрические представления у слепых учащихся младпих классов.-В кн.: Тезисы докладов 1У научной сессии по вопросам дефектологии.-М., 1962, с. 104−106.
  49. Н.В. Первоначальные геометрические представления у слепых детей.-В кн.: Особенности познавательной деятельности у слепых.-М., 1958, с.82−92.
  50. Книга для учителя школы слепыхЛ1од ред. М. И. Земцовой.-М.: Учпедгиз, 1962, с. 35.
  51. .И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. Вып.1.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с.242−366.
  52. Н.С. Роль речи в формировании представлений учащихся начальной школы слепых.-В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых. М., 1958, с, 93−124.
  53. КраудерН.А. Внутреннее и внешнее программирование.-В кн.: Столарова М. А. Обучение с помощью машин. М. Д965, с.314−325.
  54. А.Н., Васильева В. В. Роль зрения при легкоатлетических движениях.-Теория и практика физической культуры, 1947, вып. З, с.116−128.
  55. А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.-Саратов: Изд. автора, 1926,-144 с.
  56. В.А. Возрастные изменения чувства ритма и его воспитание у слабовидящих школьников: Автореф.дисс. .канд. пед. наук.-М., 1972.-19 с.
  57. Н.А. Применение элементов программированного обучения в начальной школе слабовидящих на уроках русского языка.
  58. В кн.: Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном-развитии: Всесоюзные педагогические чтения: Тезисы докладов. М., 1970, с.17−18.
  59. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.-М.: Педагогика, 1969.-?96 с. с ил.
  60. Ю.А. О наглядных пособиях для школ слепых, воспринимаемых с помощью осязания.-В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых. М., 1958, с.5−31.
  61. .А., Марченко В. Т. Объемная кинограмма.- Теория и практика физической культуры, 1981, J& I, с.27−28.
  62. А.В. Роль наглядности на уроках арифметики и применение ее в школе слепых.-В кн.: Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М., 1970, с.II.
  63. Л.Н. Алгоритмизация в обучении.-М.: Просвещение, 1966.-523 с.
  64. П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5-ти т.-Под общ.ред. Г. Г. Шахвердова, Н. Д. Стрельникова, К. Х. Грантынь и др.-М.: Физкультура и спорт, 1951. T.I. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста.- 4.1. — 444 с. с ил.
  65. А.Г. Формирование представлений у слепых школьников: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. Л., 1966.-19 с.
  66. Е.Н. 0бучащая программа по технике попеременного двухшажного хода.-Физическая культура в школе. 1982, с.27−29.
  67. С.В. Алгоритмизация учебно-тренировочного процесса в спорте.-Теория и практика физической культуры, 1976, № 2, с.41−45.
  68. С .В. Исследование объема предлагаемого мате-, риала «шага» как наиболее оптимального при безмашинном методе программированного обучения.-Теория и практика физической культуры, 1974, 7, с.58−61.
  69. С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена.-М.: Физкультура и спорт, I98I.-I92 с. с ил.
  70. С.В. Применение систем программированного обучения в спорте.-Теория и практика физической культуры, 1972, № 3, с.48−62.
  71. С.В. Программированное обучение и спорт.-М.: Физкультура и спорт, 1976.-112 с. с ил.
  72. А.Н. Гимнастика в школе.-М.: Физкультура и спорт, 1976.-50 с.
  73. Н.А. Математико-статистические методы в спорте.-М.: Физкультура и спорт, 1974.-151 с. с ил.
  74. В.И. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках физкультуры: Автореф. дисс.. канд.пед.наук.-Киев, 1975.-30 с.
  75. Г. Б. Технические средства обучения при формировании представления о движении.-Физическая культура в школе, 1973, ЛЗ, с.20−21.
  76. В.М. Методика формирования сложных двигательных навыков у умственно-отсталых школьников (4−7 кл.).-В кн.: Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. -М., 1970, с.89−90.
  77. В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно-отсталых школьников.-Дефектология, 1972, В 2, с.61−68.
  78. P.O. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1970.-39 с.
  79. B.C. Методика применения тренажерных устройств в целях коррекции недостатков физической подготовленности слепых: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982.-16 с.
  80. Носиков 10.3. Программированное обучение двигательным действиям на материале школьной гимнастики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1972.-18 с.
  81. М.И. Особенности развития двигательных ощущений у занимающихся спортивной гимнастикой.-Теория и практика физической культуры, 1957, № 8, с.606−610.
  82. Основы обучения и воспитания аномальных детей. Д1од ред. А-И.Дьячкова.-М.: Просвещение, 1965, с.264−267.
  83. А.П. Состояние осанки у слепых и слабовидящих детей школьного возраста.-В кн.: Мышечная деятельность детей в норме и паталогии: (Проблемный сборник).-Горький, 1974, с. 73−75.
  84. Л.И. Формирование математических представлений детей с амблиоцией и косоглазием.-В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. М., 1978, с.48−59.
  85. Программа по физической культуре для специальных школ слабовидящих детей (подготовительный, I-XI классы)/!од ред. Сермее-ва Б.В. и др.-М.: Главное управление школ МП РСФСР, НИИД АПН СССР, 1978.-74 с.
  86. Программа школ слепых детей: общеобразовательные предметы: физическая культура.-М.: Просвещение, 1977, с.208−309.
  87. А.Ц. Значение оценки и самооценки исполнения физических упражнений.-Физическая культура в школе, 1959, Ш 6, с.7−9.
  88. А.Ц. Кинестетические ощущения у фехтовальщиков. -Теория и практика физической культуры, 1940, $ 9, с. 38.
  89. А.Ц. Об активной роли представлений в процессе овладения двигательными Навыками.-Теория и практика физической культуры, 1947, № 9, с.417−423.
  90. А.Ц. О мускульно-двигательных ощущениях и представлениях у лыжников.-Теория и методика физической культуры, 1946,1. II-12, с.572−577.
  91. А.Ц. О психологических исследованиях условий, способствующих овладению техникой гимнастических и спортивных упражнений.-Теория и практика физической культуры, 1957, № 8, с.590−596.
  92. А.Ц. РоЛь представлений о движениях в обучении технике спортивных упражнений.-Физическая культура в школе, 1959, J&, с.29−32.
  93. В.В. Радиотелеметрические исследования в спортивной медицине.-М.: Медицина, 1967.-208 с. с ил,
  94. Л.Б. Гимнастика в школе-интернате для слепых детей.-М.: Физкультура и спорт, 1969.-248 с. с ил.
  95. Л.Б. Гимнастика в школе-интернате для слепых детей.-М.: Физкультура и спорт, I97I.-280 с. с ил.
  96. Л.Б. Сборник упражнений по гимнастике для слепых детей.-М.: Гос.учеб.изд. изд-во МП РСФСР, 1956.-148 с. с ил.
  97. Л.Б. Физическое воспитание в школе слепых.-М.: Просвещение, 1964.-150 с. с ил.
  98. B.C. Тифлотехника.-М.: Гос. учеб.пед. изд-во МП РСФСР, I960.-138 с.
  99. Л.А., Шлыков В. П. Использование объемной куклы при освоении «азбуки движений» учащимися подготовительного и младших классов школ для слепых и слабовидящих.-Дефектология, 1983, № 6, с.77−80.
  100. Л.А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей: Методическое пособие.-М.: ВОС, 1984.-68 с. с ил.
  101. Л.А. Применение тренажеров и технических средств ориентировки на занятиях по физической культуре для слепых детей.-Дефектология, 1982, № 6, с.65−70.
  102. Л.А. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младщюго школьного возраста с применением технических средств- Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1979.-19 с.
  103. Л.А. Урок физкультуры.-Наша жизнь, 1983, № 3, с. 30−31.
  104. НО. Семенов Ю. А. Навык плавания каждому.-М.: Физкультура и спорт, 1983, с.4−7.
  105. .В. Физическое воспитание слабовидящих детей: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1983.-96 с. с ил. 112, Сермеев Б. В., Николаев B.C. Физическая подготовка слепых с использованием тренажеров: Методическое пособив.-М.: ВОС, 1980,50 с. с ил.
  106. ИЗ. Сеченов И. М. Физиологические очерки, ч.1, изд. П /Йод ред. и примеч. проф. М. Н. Шатерникова и акад. П. П. Лазарева.-М.-Петроград: Гос. изд-во, 1923.-193 с. с ил.
  107. И.М. Физиологические очерки, ч.П, изд.П./Йод ред. и с примеч. проф. М, Н. Шатерникова и акад. П. П. Лазарева.-М.-Петроград: Гос. изд-во, 1923.-579 с.
  108. . Обучающие машины.-В кн.: Столарова М. Л. Обучение с помощью машин. М., 1965, с.277−313.
  109. Т. Основы программированного обучения: Курс программированного обучения /Йер.с англ. А. Ф. Макарова. Под ред. В. Бу-накова.-М.: Советское радио, 1965.-490 с. с ил.
  110. Л.И. Воспитание и обучение слепого ребенка дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1967, с.6−16.
  111. Л.И. О некоторых особенностях начальных форм трудовой деятельности слепых дошкольников.-В кн.: научных статей. М., 1975, с.5−19.
  112. Л.И. Особенности слепого ребенка дошкольного возраста.-В кн.: Вопросы активизации обучения в школах- для детей с нарушениями зрения: (Сборник научных трудов). М., 1976, с.60−67.
  113. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.-М.: Педагогика, 1980.-192 с.
  114. Л.И. Развитие познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста.-В кн.: Дети с глубокими нарушениями зрения/Йод ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М., 1967, с.190−243.
  115. В.М. Занятия по коррекции пространственных представлений и пространственной ориентировки в школе слепых.-В кн.: Вопросы учебно-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих: (Ученые записки).- т.253, Л., 1964, с.207−225.
  116. Столаров М. Л, Обучение с помощью машин /tlep. с англ. Под ред. и с предисл. В. А. Артемова, Ю. И. Бирилко и А. В. Нетушина. -М.: Мир, 1965.-274 с. с ил.
  117. Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения.- М.: Знание, 1968.-102 с.
  118. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.-М.: Изд-во Московского университета, 1969.-134 с.
  119. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания пед. институ-товЛ1од ред. Б. А. Ашмарина, МД. Виленского, К. Х. Грантыня и др.
  120. М.: Просвещение, 1979.-360 с. с ил.
  121. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1978.-206 с. с ил.
  122. И.Р. Особенности формирования двигательного навыка у детей с глубокими нарушениями зрения.-Специальная школа, 1969, вып.1, с.71−76.
  123. И.P., Мошенников Н. В. Универсальный спортивный снаряд с ориентирующим устройством для занятий физической культурой в младших классах школ слепых и слабовидящих детей. Свердловск: Тифлотехническая лаборатория НИИД АПН СССР, 1966.-37 с. с ил
  124. .К. Школьная тифлотехника на уроках химии: Учебно-метод.пособие.-М.: ВОС, 1979.-68 с. с ил.
  125. Р.В., Даровских B.C., Катюхин В. В. Двухканальная БРТС на базе радиостанции 20 РШ-2-ЧМ.-В кн.: Применение электроники в биологии и медицине: Тезисы докладов 3-й научно-технической конференции (14−16 октября 1981 г.), Свердловск, с.45−46.
  126. В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков.-М.: изд-во АПН СССР, 1963.-323 с.
  127. Г. Ф. Особенности проведения химического эксперимента в школах для слабовидящих детей: Автореф. дисс.. канд.пед. наук. -М., 1977.-23 с.
  128. В.К., Огиенко Н. Н. Кинематическая модель при обучении прыжкам в длину. Физическая культура в школе, 1973, № 7, с, 19−21.
  129. В.К. При помощи магнитофона.-Физкультура в школе, 1973, HI, с. 15.
  130. В.К. Средства срочной информации.-Физкультура в школе, 1976, № 1, с.19−22.
  131. Хан А. Н. Педагогические основы построения школьного урока физкультуры.-Саратов: изд-во Саратовского университета, 1975.147 с.
  132. Хан А. Н. Урок физической культуры.-Саратов: изд-во Саратовского пединститута, 1971. 80 с.
  133. Н.Г. 0 формировании топографических представлений у слепых. Дефектология, 1972, № 4, с.45−49.
  134. С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. -М.: ВОС, 1983. 58 с. с ил.
  135. Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник дяя учащихся дошкольных отделений пед. училищ. 2-е изд., переработанное и дополненное.-М.: Просвещение, 1976.-239 с. с ил.
  136. М.А. Наглядность в обучении учащихся движениям. -Советская педагогика, 1956, № 10, с.12−23.
  137. В.В. Алгоритмизация в обучении двигательным действиям младпих школьников.-В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы П Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1981, с. 241.
  138. В.В. Обучающие программы.-Физическая культура в школе, 1982, № 9, с.32−34.
  139. В.В. Оптимизация содержания программы по физической культуре и методики обучения учащихся младших классов школ продленного дня: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1982.20 с.
  140. А.Ф. Применение наглядных пособий на уроках физической культуры в школе.-Теория и практика физической культуры, 1957, № 10, с.783−786.
  141. У.Х. Совершенствование пространственно-временной ориентировки у детей 12−14 лет в процессе занятий гимнастикой: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тарту, 1975.-25 с.
  142. .Г. Роль зрительного анализатора в выполнении движений на точность.-В кн.: Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький, 1980, с.115−117.
  143. Г. Ф. Определение плотности урока.-Физическая культура в школе. 1982, № 5, с. II-14.
  144. A.M., Дежников А. Г. Вырабатывать пространственные представления. Физическая культура в школе, 1976, № 4, с.26−27.
  145. A.M., Черняев В. В. Обучая лазанию по канату. Физическая культура в школе, 1981, № 9, с.17−19.
  146. A.M. Один из эффективных методов.- Физическая культура в школе, 1981, № II, с.26−29.
  147. A.M. Опыт применения метода предписаний алгоритмического типа при обучении детей и подростков гимнастическим упражнениям.-В кн.: Мастерство гимнастов. М., 1969, с.72−79.
  148. A.M., Дежников А. Г. Умение различать временные параметры.-Физическая культура в школе, 1977, № 7, с.32−33.
  149. A.M., Дежников А. Г. Формирование временных и пространственных представлений у учеников 2 класса.-Физическая культура в школе, 1978, № 2, с.22−23.
  150. A.M., Дежников А. Г. Формирование временных и пространственных представлений у учащихся 3 класса.-Физическая культура в школе, 1978, № 3, с.27−28.
  151. A.M. Юный гимнаст. М.: Физкультура и спорт, 1973, с.115−123.
  152. В.П., Семенов Л. А. Алгоритмизация процесса обучения гимнастическим упражнениям слабовидящих и слепых школьников.-В кн.: Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста.- Свердловск, пединститут, 1983, с.68−71.
  153. В.П. Применение обучающих программ при освоении двигательных действий детьми с глубокими нарушениями зрения. -Дефектология, 1984, № 3, с.65−68.
  154. Т.Н., Куклина С. В. Программированное обучениена уроках физики и математики в школе слепых: Пособие для учителей.-М.: Педагогика, 1970.-191 с. с ил.
  155. Benjamin J. A Reveieiv of the veterans Administration Blind
  156. Guidance Dovice Project Bulletin Prosthetics Research B.P.R. 10−9 Spring 19 68, s.63−80
  157. Granberg- L. Sensory aid for the Blind Electronics, 1946, vol.19, s. 115−121
  158. Publishers ITev/ York, San Francisco London, 1976, s. 97
  159. Kay I. Active Enegry Radiating Systems! vitrasonic
  160. В.М. Линейно-програмиране на обучението побългарски език в У1 клас на учшшщата за слепи: Автореф.дисс.канд.пед.наук София: 1976.- 20 с.
  161. Suhrweir Н. Zur lautsprachlichen Entv/icklung blinder
  162. Schulkinder 2 IVissen Schaftliche Kbnferens des Institutes fur Sonderschulwesen der Humboldt—Universitrt su Berlin топ.9 bis 11 Juli, 1963, «York imd V/isson», s.52−54
  163. Tv/ersky V. Sound Flashlight for the Blind Jilcctronics1958, vol. 21, N 11, c.-105 175. -warren H.D. Blindness? nd errly childhood development
  164. American foundation for the blind, inc. -I:сv: York, 1977, s. 59−78
Заполнить форму текущей работой