Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная методика обеспечивает достоверный прирост показателей физической и технико-тактической подготовленности спортсменок группы начальной подготовки, повышает результативность соревновательной деятельности и улучшает психическое состояние юных баскетболисток. Сглаживание моторной асимметрии в сагиттальной плоскости положительно влияет на формирование осанки и морфофункциональные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы по данным литературных источников
    • 1. 1. Проблема функциональной асимметрии
  • Глава 3. как предмет научных изы
  • Глава 2. Задачи, методы и организация исследования. еканий
    • 1. 2. Проявление функциональной асимметрии в физическом воспитании и спорте
    • 1. 3. Влияние моторной асимметрии на физическое развитие спортсменов
    • 1. 4. Управление учебно-тренировочным процессом с учетом моторной асимметрии
    • 1. 5. Моторная асимметрия в б аскетболе

Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с повсеместным распространением баскетбола становится очевидной проблема содержания методики физической и технико-тактической подготовки юных спортсменок.

Однако многие вопросы, связанные с подготовкой юных баскетболисток, не нашли своего решения как в теории, так и в практике этого вида спорта. Учет индивидуальных особенностей проявления моторной асимметрии на этапе начальной подготовки спортсменок является важным условием обеспечения дальнейшего роста их рез ультатов в многолетней соревновательной практике и гармоничного физического развития.

Ряд ученых посвятили свои исследования изучению моторной асимметрии в спортивной деятельности у представителей различных видов спорта (Е.П. Ильин, 1961;1966; В. И. Огуренков, 1972; A.A. Саидов, 1982; Г. Г. Поторока, 1986; В. В. Федоров, 1987; C.B. Никольская, 1993; Гю Су Ким, 1997; B.C. Степанов, 2000, 2001 и др.). При этом некоторые из них придерживаются противоположных точек зрения. Одни считают, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо сглаживать моторную асимметрию (В.Ю. Целищев, 1983; B.C. Степанов, 1985; Л. Э. Пахомова, 1998; Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов, 2000 и др.), другие — увеличивать ее (В.М. Лебедев, 1972; Р. Н. Медников, 1974; Ю. А. Гордеев, 1993 и др.) и лишь немногие затрагивают оздоровительный аспект решения проблемы (К.Д Чер-мит., 1993; Н. В. Карягина, 1995).

В изученных нами работах по баскетболу можно наблюдать лишь констатацию фактов влияния асимметрии на отдельные аспекты подготовки спортсменов, в частности на техническую подготовленность, тактические командные взаимодействия, спортивный результат. Однако исследования, направленные на изменение показателей моторной асимметрии и их влияние на эффективность учебно-тренировочного процесса в баскетболе не проводились.

Учет фактора симметрии — асимметрии является важным резервом в решении задач спортивной подготовки юных баскетболисток и исключении фактора риска для здоровья занимающихся. Этим обусловлена актуальность исследования, проведенного диссертантом.

Таким образом, сложилось определенное противоречие между необходимостью повышения качества подготовки юных баскетболисток и недостаточностью исследований моторной асимметрии, которая сдерживает рост спортивного совершенствования в баскетболе и является фактором риска для здоровья юных баскетболисток. Актуальность исследования заключается в разрешении этого противоречия.

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать методику физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток, основанную на учете особенностей проявления у них моторной асимметрии.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток, основанная на учете особенностей проявления у них моторной асимметрии и направленная на ее сглаживание позволит:

— повысить уровень подготовленности для достижения более высокого спортивного результата за счет расширения вариативности технико-тактических действий с правой и с левой стороны по отношению к кольцу;

— достигнуть оздоровительного эффекта, выраженного в симметричности развития морфофункциональных показателей, в частности осанки, и улучшении психического состояния.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки баскетболисток 8−9 лет.

Предмет исследования — методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом особенностей проявления у них моторной асимметрии.

Теоретико-методологической основой исследования являюсь: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л. И. Лубышева, P.A. Пилоян, В.И. Лях), индивидуально-дифференцированный подход (Л.П. Матвеев, Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов), общепедагогические принципы обучения и воспитания (С.П. Баранов, В. А. Сластенин, Ю.К. Бабанский), закономерности возрастного развития (H.A. Фомин, В.П. Филин), принцип оздоровительной направленности (Л.П. Матвеев, В. К. Бальсевич, В.В. Кузин), принципы спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

— в процессе исследования определены особенности проявления моторной асимметрии у баскетболисток различного уровня квалификации и игрового амплуа в условиях соревновательной деятельности;

— выявлено влияние моторной асимметрии на физическую и технико-тактическую подготовленность баскетболисток, физическое развитие и психическое состояние спортсменок;

— разработана методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток, основанная на сглаживании у них моторной асимметрии;

— выявлено положительное влияние экспериментальной методики на физическую подготовленность, выполнение технико-тактических действий в условиях учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности;

— доказана эффективность методики сглаживания моторной асимметрии в обеспечении симметричности осанки, развитии морфофункци-ональных показателей и улучшении психического состояния юных спортсменок.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенных исследований расширяют представление о наличии проблемы моторной асимметрии в спортивной деятельности, особенностях ее проявления в баскетболе, а также методике ее сглаживания в учебно-тренировочном процессе на начальном этапе подготовки юных спортсменок, что является вкладом в разработку теории и методики данного вида спорта.

Практическая значимости исследования заключается в разработке актической подготовки юных баскетболисток, моторной асимметрии, и практических ю в учебно-тренировочном процессе групп методики физической и технико-тз основанной на сглаживании рекомендаций по ее применений начальной подготовки.

Результаты исследований внедрены в практику подготовки баскетболисток групп начальной подготовки СДЮСШОР № 5 г. Белгорода и ОСДЮСШОР г. Тамбова, в учебно-тренировочный процесс секций по баскетболу гимназии № 38 г Ивановской области. Основны.

Белгорода и СШ № 20 и № 4 г. Шуи положения диссертации используются в учебной и научной работе факультета физической культуры Белгородского государственного университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались соблюдением исходных методологических положений, применением методов исследования, адекватных цели и задачам работы, опытной проверкой гипотезы, достаточной длительностью эксперимента и репрезентативной выборкой испытуемых, корректным применением методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. С ростом уровня спортивной квалификации показатели асимметрии физического развития, физической и технико-тактической подготовленности баскетболисток увеличиваются. Наличие моторной асимметрии отрицательно влияет на рациональность и результативность выполнения базовых техникотактических действий в бас квалификации и игрового ампл> кетболе спортсменками различного уровня а.

2. Методика физической и технико-тактической подготовки баскетболисток должна быть дифференцированного подхода, предусматривающего выявление особенностей моторной асимметрии юных спо основ физического воспитания Бе. построена на основе индивидуальноэтсменок, и направлена на ее сглаживание путем попеременного включения Дравой и левой стороны тела при выполнении двигательных действий, начиная с ведущей.

3. Экспериментальная методика обеспечивает достоверный прирост показателей физической и технико-тактической подготовленности спортсменок группы начальной подготовки, повышает результативность соревновательной деятельности и улучшает психическое состояние юных баскетболисток. Сглаживание моторной асимметрии в сагиттальной плоскости положительно влияет на формирование осанки и морфофункциональные показатели юных спортсменок.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в сообщениях на заседаниях кафедры теоретических городского государственного университета, на всероссийских, международных научно-практических конференциях и в 7 публикациях.

Структура и объем диссертации

Работа содержит введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, библиографический список, приложенияизложена на 160 страницах машинописного текста, включает 30.

Результаты исследования и их анализ позволяют предложить следующие рекомендации.

1. Для выявления показателя моторной асимметрии технико-тактических действий во время соревновательной деятельности следует проводить педагогическое наблюдение за выполнением баскетболистками основных технико-тактических действий с правой и с левой стороны по отношению к кольцу (приложения 1, 2, 3).

2. Для определения природной моторной асимметрии целесообразно применять методику Е. Б. Сологуб (1995) и И. П. Волкова (2002). В частности, следующие упражнения:

— для определения ведущей руки:

— тест со сцеплением пальцев. При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки;

— тест «Поза Наполеона». При скрещивании рук на груди первой к телу идет ведущая рука;

— тест «Аплодирование». При аплодировании более активная и подвижная рука совершает ударные движения о ладонь неведущей руки;

— тест «Иголка и нитка». Рука, держащая нитку, является ведущей;

— тест «Заводка часов». Заводят часы ведущей рукой.

— для определения ведущей ноги:

— тест с внезапным шагом. Испытуемый закрывает глаза и поднимается на носки, руки вытянуты вперед. Исследователь слегка толкает его сзади, страхуя от падения. Первый шаг делается ведущей ногой;

— тест с закладыванием ноги на ногу. Сверху оказывается ведущая нога;

— тест с опусканием на одно колено. Человек опускается, как правило, на ведущую ногу;

— тест «Восхождение на ступень». Задание выполняется у лестницы. По команде подняться на несколько ступенек вверх нога, с которой начинается движение, является ведущей;

— тест «Опускание со ступени». Задание выполняется у лестницы. По команде опуститься на несколько ступенек вниз нога, которая делает первый шаг, является ведущей.

По результатам вышеназванных тестов определялся профиль природной асимметрии.

3. Для определения приобретенной моторной асимметрии лучше использовать тесты по физической подготовке (В.М. Абалаков, 1960; Е. Я. Бондаревский, 1986; Е. Б. Сологуб, 1995; В. И. Лях, 1998) и контрольные испытания по технико-тактической подготовке (программа по мини-баскетболу, 1998; программа по баскетболу для СДЮСШОР, 2001), которые можно проводить как для ведущей, так и неведущей конечности.

4. Для анализа психического состояния спортсменок при выполнении двигательных действий в баскетболе ведущей и неведущей руками применимо оценивание по модифицированной методике САН (A.A. Крылов, С. А. Маничев, 2003) (приложение 5).

5. При определении влияния баскетбола и неравномерности нагрузки на правую и левую конечности во время учебно-тренировочных занятий на физическое развитие спортсменок следует проводить антропометрические измерения и осанкометрию баскетболистов (приложения 7,8).

6. Для рационального дозирования физической нагрузки в учебно-тренировочном процессе на ведущую и неведущую стороны опорно-двигательного аппарата баскетболистов следует учитывать индивидуальные особенности проявления моторной асимметрии спортсменов.

7. На этапе начальной подготовки баскетболисток целесообразно давать нагрузку на неведущую сторону опорно-двигательного аппарата на 10% больше, чем на ведущую, что обеспечивает сглаживание асимметрии физического развития спортсменов, прирост результатов по физической и технико-тактической подготовленности и улучшение психического состояния баскетболистов.

8. При выполнении упражнений, характерной особенностью которых является использование одной конечности, необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход с учетом моторной асимметрии спортсменов. Например, из расчета 10 повторений для ведущей руки и соответственно 11 — для неведущей. Задания следует выполнять в следующей последовательности: 1−3-е повторение для ведущей руки, 4 — 6-е — для неведущейна 7 — 9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая — на 1013-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку: сначала ведущей рукой 14 — 17-е, затем неведущей 18 — 21-е повторение. Такую последовательность выполнения двигательных действий можно использовать в следующих упражнениях:

— передвижения в нападении и в защитной стойке (количество шагов);

— остановка в два шага с мячом и без мяча (количество остановок);

— повороты на одной ноге с мячом и без мяча (количество зашагиваний);

— передача одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т. д.) (количество передач);

— ведение мяча на месте: низкое, среднее, высокое, с изменением высоты, в различных исходных положениях и т. д. (количество повторений);

— ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления (количество отрезков);

— бросок одной рукой от пдеча с места, в движении, с различных положений по отношению к кольцу (количество бросков);

— обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);

— индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к кольцу (количество повторений).

9. Для более полного анализа эффективности методики сглаживания моторной асимметрии у юных баскетболисток следует учитывать следующие педагогические критерии: физической подготовленноститехнико-тактической подготовленностифизического развитияпсихического состояния.

20С сор

Практические рекомендации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.У. Оценка студентов, занимающихся и не занимающихся спортом/ Р. У. Авакян., С.Т. Манвлян// Материалы Всесоюзной научной конференции по спортивной морфологии./ М.-ВНИИФК, 1975.-С. 124−128.
  2. , A.A., Играйте левой рукой./А.А. Аврашков //Теория и практика физической культуры.-1951. № 5.- С. 347.
  3. , И.Д. Симметрия и асимметрия в познании/И.Д. Акопян.- Ереван: Изд-во Армянской ССР, 1980.-132 с.
  4. , И.И. Биомеханические основы техники спортивной борьбы / И.И. Алиханов//Теория и практика физической культуры.-1984.-№ 12.-С.8−10.
  5. , И.И. Проблема технико-тактической подготовки борцов вольного стиля/И.И. Алиханов//Совершенствование системы подготовки борцов высокого класса: Сб. трудов/ГЦИОЛИФК. М., 1978.-С. 125−129.
  6. , И.И. Техника вольной борьбы/ И. И. Алиханов.-М.: Физкультура и спорт, 1977.-321 с.
  7. , Б.Г. Пространственное различие/ Б. Г. Ананьев JI.: ЛГУ, 1995.188 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.- Ленинградский государственный университет им. A.A. Жданова, факультет психологии.-Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. .Ананьев СПб.: Питер, 2.- 282 с.
  10. , Л.Б. Специальная подготовка юных баскетболисток кевновательнои деятельности в командах высшей лиги и группахвысшего спортивного мастерства: Дис. канд. пед наук/ Л.Б.Андрющенко- М., 1988.- 198 с.
  11. , Е.А. Исследование функциональной асимметрии кинетического анализатора / Е. А. Анисимов, A.A. Макаров // Теория и практика физической культуры.-1981 .-№ 12.-С.21 -22.
  12. , В.Н. Средства и методы технико-тактической подготовки юных баскетболистов 8−11 лет: Дис.канд. пед. наук/ В.Н. Анненков- Спб., 1991.-152 с.
  13. , P.A. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ P.A. Ахундов Белгород: Изд-во БелГУ, 2001- 220 с.
  14. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого/В.К. Бальсевич.- М.: ФиС, 1988.
  15. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. Ю. М. Портнова.-М.: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.
  16. Баскетбол: Учебник для физ. институтов/Под ред. Н. В. Семашко.- М.: Физкультура и спорт, 1976. 264 с.
  17. , Н.Т. Фигура, грация, осанка/ Н. Т. Белякова.- М.: Просвещение, 1978.-48 с.
  18. , В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека/ В. В. Бойко.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 144 с.
  19. , В.Н. Функциональная асимметрия регуляции позы тела и системы тел/ В. Н. Болобан, А.П. Оцупок//Теория и практика физической культуры, 1979.-№ 10.- С.6−10.
  20. , Е.Я. Физическая подготовленность учащейся молодежи/ Е. Я. Бондаревский, Ш. Х. Ханкельдиев.- Ташкент, 1986.
  21. , H.H. Функциональные асимметрии человека/ H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова.-М.: Медицина, 1981.-288 с.
  22. , H.H. Функциональные асимметрии человека/ H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова.- М.: Медицина, 1988.- 240 с.
  23. , А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекрестная асимметрия конечностей/ А. Ф. Брандт //Русский антропологический журнал.-1927.-Т.15, вып. 3−4.-С.116−120.
  24. , В. Две левых руки или синдром орудийной беспомощности/ В. Брофман, Г. Цукерман// Семья и школа.-1995.- № 14.-С.26−27.
  25. , B.B. Сосудистые реакции у спортсменов/ В. В. Васильева.- М.: Физкультура и спорт, 1971.-151с.
  26. Г. Симметрия. Перевод с англ. Б. В. Бирюкова и Ю. А. Данилова. Под ред. Б. А. Розенфельда.- М.: Наука, 1968.- 191с., ил.
  27. , В.И. Избранные труды по истории науки/ В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1981.-359 с.
  28. , Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ., Под ред. Л. А. Смородинского. М.: Мир, 1971.- С. 19.
  29. , М.И. Руководство по физиологии труда/ М. И Виноградов,-М.: Медицина, 1969.- 461 с.
  30. , В. Шаги в сторону/ В. Гаврилов, С. Селезнев//Бокс: Ежегодник.-М., 1975.-С.49−52.
  31. , Ю.А. Обучение плаванию младших школьников с учетом функциональной асимметрии: Дис. канд. пед. наук/ Ю.А. Гордеев-.-СПбГАФК., 1993.-155 с.
  32. , Ю.А. Обучение плаванию младших школьников с учетом функциональной асимметрии: Автореферат дисс. канд. пед. наук/ Ю.А. Гордеев- СПб, 1994.-22 с.
  33. , В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: Дис. д-ра пед. наук/В.А. Данилов- М., 1996.-379 с.
  34. , С.М. Морфо-гемодинамический аспект в вопросе асимметрии артериального давления при различных режимах двигательной активности/ С. М. Дивакова //Функциональная асимметрия и адаптация человека.: Тр.Моск.НИИ психтатрии. М., 1976.-С.268−270.
  35. , Т.А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга/ Т. А. Доброхотова, H.H. Брагина.- М.: Медицина, 1977.- 359 с.
  36. , Т.А. Эмоциональная патология при очаговых поражениях мозга/ Т. А. Доброхотова.-М.: Медицина, 1977.- 159 с.
  37. , А.П. Симметрия биоритмов и реактивности: (Проблема индивидуальных различий, функциональная биосимметрия)/ А. П. Дубров. -М.: Медицина, 1987.-175 с.
  38. , А.П. Симметрия функциональных процессов/ А. П. Дубров. М.: Знание, 1980.-64с.
  39. , М.В. Динамика двигательных функций баскетболисток в процессе становления спортивного мастерства: Дис. канд. пед. наук/ М.В. Дядичева- 13.00.04.-СП6, 1995.-185 с.
  40. , Г. Е. Асимметричная нагрузка при занятиях спортом как фактор, способствующий развитию сколиозов и нарушений осанки/ Г. Е. Егоров // Теория и практика физической культуры, 1972.-№ 9.- С.68−69.
  41. , П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга/ П. Н. Ермаков.- Ростов н/Д, 1988.-128 с.
  42. , И.В. Функциональная асимметрия и ее значение в спортивной практике/ И. В. Ефимова, В.Н. Куприянов// Теория и практика физической культуры.-1995.-№ 2.-С. 23−24.
  43. , Ю.А. Теория строения органических соединений/ Ю. А. Жданов.-М.: Высшая школа, 1971.-288 с.
  44. , М.З. Руководство по физиологии труда/ М. З. Золина.- М.: Медицина, 1983.-448 с.
  45. , Е.П. Влияние многолетней односторонней тренировки на степень выраженности функциональной асимметрии/ Е. П. Ильин, //Теория и практика физической культуры.-1961.-т.24, № 3.-С. 200−203.
  46. , Е.П. О функциональной асимметрии ног/ Е.П. Ильин//Теория и практика физической культуры, 1963.-№ 1.-С. 22−25.
  47. , Е.П. Некоторые особенности проявления мышечного чувства, связанные с функциональной асимметрией/ Е.П. Ильин//Теория и практика физической культуры, 1966.-№ 5.-С.60−62.
  48. , Е.П. Праворукость в физическом воспитании и спорте / Е.П. Ильин//Материалы У11 научной конференции по морфологии, биохимии и биомеханике мышечной деятельности: Сб. Тарту, 1962.-С 134.
  49. , Е.П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния)./ Е. П. Ильин.- М.: Просвещение, 1980 199 с.
  50. , В.Б. Некоторые направления в развитии современной техники плавания/ В. Б. Иссурин, А. Б. Глазков, А.Н. Дементьев/Шлавание: Ежегодник.- М., 1976.-С. 17−21.
  51. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.- 5-е изд., доп.- М.: «Ось-89», 2000.-224 с.
  52. И. Сочинения в 6-ти томах/ Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1964.
  53. , Н.В. Латеральное лимитирование нагрузки в процессе тренировки спортсменов: Дис. канд. пед. наук./ Н.В. Карягина- Майкоп, 1995.-172 с.
  54. , Н.В. Латеральное лимитирование нагрузки в процессе тренировки спортсменов: Автореферат дисс. канд. пед. наук/ Н.В. Карягина- Краснодар: Медицина, 1996.- 23 с.
  55. Ким, Гю Су. Оценка состава тела и функциональной асимметрии дзюдоистов высшей квалификации республики Корея: Дис.канд. пед. наук/ Гю Су Ким- СПб, 1997.-188с.
  56. , Е.И. Асимметрический катализ. Гидрогенизация на металлах/ Е. И. Клабуновский, А. А. Веденянин. М.: Наука, 1980.- 201с.
  57. , Е.И. Асимметрический синтез/ Е. И. Клабуновский. М.: Госхимиздат, 1960.-230 с.
  58. , М.Е. Осанка, ее виды и методика обследования/ М. Е. Клюев. -Лиепая, 1992.-54 с.
  59. , М.Е. Коррекция нарушений осанки/ М. Е. Клюев.- Лиепая, 1992.-95 с.
  60. , А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности/ А. Б. Коган. М.: Высшая школа, 1988.- 367 с.
  61. , А.Б. Функциональная организация нейронных механизмов мозга/ А. Б. Коган.- Л.: Медицина, 1979.- 224с.
  62. , В.И. Основы спортивной морфологии/ В. И. Козлов, A.A. Гладышева.- М.: Физкультура и спорт, 1977.-102 с.
  63. , Л.А. Многоаспектность проблемы моторной асимметрии в подготовке юных баскетболисток: Спорт и здоровье: Материалы первого международного научного конгресса/ Л. А. Колесникова, Л.Э. Пахомова// СПб, 2003.-С.54−56.
  64. , Л.А. Проблема моторной асимметрии в баскетболе: Физическая культура в системе образовательных учреждений: Материалы межвуз. научно-практ. конф./ Л. А. Колесникова, Л.Э. Пахомова// Белгород, 2001.-С.118−123.
  65. , Л.А. Проблема функциональной асимметрии в подготовке спортсменов: Охрана здоровья студентов: опыт работы специалистов/ Л. А. Колесникова, Л.Э. Пахомова//Воронеж- ВГУ, 2001.-С. 180−183.
  66. , Л.А. Проявление моторной асимметрии соревновательной деятельности юных баскетболисток: Физическая культура молодежи в 21 веке/ Матер. 1 науч.-практ. конф. ВУЗов ЦЧР России/ Л. А. Колесникова, Л.Э. Пахомова// Воронеж: ВГУ, 2001 .-С. 170−173.
  67. , В.В. Две стратегии мышления две тактики обучения/ В. В. Колышкин.- Новосибирск: 1995.- С. 41−43.
  68. , В.В. Научные приоритеры в физическом воспитании и спортивной под юношества/ В.В. Кузин//Физическая культура, М.- 1998. № 2, С. 2−5.
  69. , А.И. Изменение осанки и позвоночника у юных и взрослых гребцов/ А. И. Кураченков, О.В. Винтергальтер//Проблемы юношеского спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1962.-Вып.З.-С. 238−255.
  70. , А.И. Проявление асимметрии опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов: Тез. и реф. докл. к итоговой конф. ЛНИИФК/ А. И. Кураченков, О. В. Винтергальтер, A.A. Окунь// Л., 1964.-С.30−32.
  71. , А.И. Проявление асимметрий в развитии опорно-двигательного аппарата/ А. И. Кураченков, О. В. Винтергальтер, A.A. Окунь //Теория и практика физической культуры, 1966.-№ 8.-С.42.
  72. , А.И. Костно-суставной аппарат спортсменов: Автореф. дис. докт. наук/ А.И. Кураченков- Л., 1951.- 43 с.
  73. , П. Избранные труды. Пер. с франц. H.H. Андреева и др. М. — Л.: Наука, 1966.-400 с.
  74. , В.М. Проявление симметрии-асимметрии некоторых функциях организма спортсмена/ В.М. Лебедев//Теория и практика физической культуры, 1970.-№ 10.-С.23−26.
  75. , В.М. Теоретическое и прикладное значение феномена асимметрии в спорте/ В.М. Лебедев//Теория и практика физической культуры, 1975.-№ 4.-С.28−31.
  76. , В.М. Асимметрия как фактор регуляции и обеспечения надежности выполнения движений/ В.М. Лебедев//Физиологические основы управления движения. М., 1977.-С.82−83.
  77. , В.М. Динамическая латерализация функций в процессе результативной деятельности человека и животных: Автореф. дис. докт. биол. Наук/ В.М. Лебедев- Минск, 1992.-42 с.
  78. , В.М. Функциональная симметрия-асимметрия мышечно-суставной чувствительности у футболистов и хоккеистов/ В. М. Лебедев, Р.Н. Медников//Вопросы теории и практики физической культуры и спорта.- Минск, 1970.-С.117−116.
  79. В.М., Белов В. К. Проявление функциональной асимметрии у борцов//Тез.докл.конф. по итогам научн.-исслед.работы за 1969 г.-Минск, 1970.-С. 147−148.
  80. , В.М., Медников В. Н. Функциональная симметрия-асимметрия в нервно-мышечной системе и движениях спортсмена/ В. М. Лебедев, В.Н. Медников//Вопросы теории и практики физической культуры и спорта.-Минск, 1973.-Вып.2.-С. 179−184.
  81. , М.С. Праворукость/ М.С. Лебединский// БМЭ.-М.: 1962.- С. 508−510.
  82. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста/ П. Ф. Лесгафт.- М., 1952.- Т.1, ч.1- С.234−239.
  83. , А.Н. Деятельность сознание, личность/А.Н. Леонтьев.-М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  84. , И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии/ И. Д. Ловейко, — Л.: Медицина, 1982.-142 с.
  85. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: Методология развития и технология реализации/Л.И. Лубышева//Физическая культура, 1996, № 1.С.11−17.
  86. Лях, В.И. В связи с проблемой неправорукости/ В.И. Лях// Физическая культура в школе.- № 12, 1989.- С. 21−24.
  87. Лях, В. И. Тесты В физическом воспитании школьников/ В. И. Лях.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.-272 с.
  88. , А.П. Методика физического воспитания с основами теории/ А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. -М.: Просвещение, 1991. С. 18−82.
  89. , Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев- М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.
  90. , М.А. Функциональная асимметрия и симметрия пространственного восприятия у спортсменов разных специальностей/ М. А. Матова, Е.Л. Бережковская//Теория и практика физической культуры, 1980.-№ 11 .-С.6−9.
  91. , Р.Н. Асимметричность технических действий в футболе: Дис. канд. пед. наук/ Р.Н. Медников- Л.-1974.-101 с.
  92. , В.М. Функциональная асимметрия мозга/ В. М. Мосидзе, P.C. Рижинашвили, З. В. Самадашвили, Р. И. Туркшвили.- Тбилиси: Мецниереба, 1977.-160 с.
  93. , В.М. Взаимоотношения полушарий мозга/ В. М. Мосидзе, В. Л. Эзрохи.-Тбилиси: Мецниереба, 1986.-160 с.
  94. , P.E. Итоги врачебных наблюдений за футболистами / P.E. Мотылянская, A.C. Найденышев//Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки: Сб.статей.- М., 1954.- С.78−79.
  95. . Л.Ф. Проявление игровой специализации футболистов вадаптации их организма к тестирующей нагрузке/ Л. Ф. Муравьева, A.M. Невмянов, Н.К. Цепкова//Теория и практика физической культуры.-1984.-№ 10.- С.23−24.
  96. , Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения/ Д. И. Нестеровский.- Пенза, 2001.
  97. , Д.И. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры педагогических вузов, учителей школ и тренеров/ Д. И. Нестеровский, В. А. Поляков.- Пенза, 2003.-120 с.
  98. , Б.М. Усиление доминирования одной руки как фактор, влияющий на формирование осанки школьников/ Б. М. Нидерштрат, A.A. Соловьев/ЛПроблемы физиологии развития. -1976.- С. 122−123.
  99. , А. Отбор в баскетболе/ А. Николич, В. Параносич.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-С.92−93.
  100. , C.B. Методика технико-тактической подготовки юных рапиристов-левшей с учетом’функциональной асимметрии: Автореферат дисс. канд. пед. наук/ C.B. Никольская- С-Пб.: СПб, 1993.-23 с.
  101. , Н.Ф. Принцип симметрии. Историко-методологические проблемы/Н.Ф. Овчинников.- М.: Наука, 1978.
  102. Овчинников, Н. Ф. Принципы сохранения/ Н. Ф. Овчинников. М.: Наука, 1966.-331 с.
  103. , В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксеров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии: Автореф. дис. канд. пед. наук/В.И. Огуренков- М., 1972.-19 с.
  104. , В.И. Двигательная асимметрия в боксе по показателям психомоторики/ В. И. Огуренков, A.B. Родионов//Теория и практика физической культуры, 1975.-№ 6.-С.15−17.
  105. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под ред. Набатниковой М.Я.-М.: Физкультура и спорт, 1982.-280 с.
  106. Официальные правила баскетбола. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — 112 с.
  107. , JI. Исследования о брожениях. Пер. с фр. Под ред. Г. Л. Селибера. -M.-JL: Огиз-сельхозгиз, 1937.-487 с.
  108. , Л.Э. Проблемы моторной асимметрии в подготовке юных спортсменов/ Л.Э. Пахомова// Воронеж.: 1998.- С.45−47.
  109. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластецина. 2-ое. изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 90−107.
  110. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского.- М., 1983.
  111. , И.В. Профилактика нарушений осанки детей мл. шк. Возраста: Дисс. канд. пед. наук/И.В. Пенькова- Омск, 1997.-164 с.
  112. , А.Ф. Диалектика абсолютного и относительного в законах сохранения/ А. Ф. Перетурин. М.: Знание, 1968.-45 с.
  113. , P.A. Деятельностный подход при подготовке специалистов физической культуры/ P.A. Пилоян// Теория и практика физической культуры, 1996, № 8, С.5−9.
  114. , С.А. Тренажер для отбивания и накрывания мяча в баскетболе/ С. А. Полиевский, В. А. Данилов, К. Аурекаче // Теория и практика физической культуры. 1982.-№ 7.-С. 156−167.
  115. , С.А. Тренажер для обучения баскетболиста технике игры в защите / С. А. Полиевский, В. А. Данилов, E.H. Моисеев// Теория и практика физической культуры.- 1985.-№ 8.- С. 36−39.
  116. , С.А. Физкультура и процессия/ С. А. Полиевский, И. Д. Старцева. -М.: Физкультура и спорт, 1988.-126 с.
  117. , Г. Г. Начальное обучение технико-тактическим действиям в дзюдо с учетом типологических свойств нервной системы и темперамента занимающихся: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Г. Г. Поторока- JL, 1986.23 с.
  118. , A.A. Вопросы развития левой руки у школьников-спортсменов: Дис. канд. биол. наук/A.A. Поцелуев- JL, 1951.-110 с.
  119. , A.A. Асимметрия движений/ A.A. Поцелуев//Теория и практика физической культуры, 1960.-№ 7.-С.496−498.
  120. , A.A. Асимметрия двигательной функции человека/ A.A. Поцелуев//Вопросы теории и методики преподавания физической культуры.-Казань, 1965 .-Вып. 1 .-С.3−33.
  121. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., доп. И перераб. /В.Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева.- СПб.: Питер, 2003.-560 с.
  122. Практикум по спортивной психологии/Под ред. И. П. Волкова.-СПб.: Питер, 2002.-288с.: ил.
  123. Равич-Щебро. Метод близнецов в психологии и физиологии / Равич-Щебро//Проблемы гинетической психофизиологии человека: Сб. статей.-М.-1978.-С.22−27.
  124. , Я.А. Антропология: Учебник для биол. Фак-тов университетов/ Я. А. Рогинский, М. Г. Левин.- М.: Высш. школа, 1978.-С.178−182.
  125. , A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат/ A.B. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 112 с.
  126. , A.B. Психодиагностика спортивных способностей/ A.B. Родионов. -М.: Физкультура и спорт, 1973.- С.95−134.
  127. , A.B. Спортсмен прогнозирует решение/ A.B. Родионов. М. Физкультура и спорт, 1971.
  128. , A.A. Возрастная динамика латеральных двигательных предпочтений/ A.A. Саидов//Теория и практика физической культуры.-1982.-№ 10.- С.48−50.
  129. , A.A. Как стать двуруким/ A.A. Саидов//Спортивные игры. 1982.-№ 9.-С.87−92.
  130. , Э.Г. О доминантности полушарий в восприятии/ Э. Г. Симерицкая, С. М. Блинков //Физиология человека.- № 6, 1978.- С. 971−976.
  131. , Н.В. Возрастная динамика становления целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10−16 лет и условия ее совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Н. В Сковородникова- М., 1999.-22 с.
  132. Сологуб, Е. Б. Физиологические основы направленной адаптации мозга спортсменов к решению тактических задач/ Е. Б. Сологуб, З. Ю. Бедрина //Теория и практика физической культуры.- 1990.-№ 5.- с.6−8.
  133. , Е.Б. Корковая регуляция движений человека/ Е. Б. Сологуб Л.: Медицина, 1981.- 183 с.
  134. , Е.Б. Особенности электрической активности коры больших полущарий человека во время мышечной деятельности: Автореф. дис. окт. биол. наук/Е.Б. Сологуб- Л., 1965.-25 с.
  135. , Е.Б. Простые методики для массовых обследований и самоконтроля функциональной подготовленности и работоспособности/ Е. Б. Сологуб.- С.-П.: СПб. ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995.- С. 14−16.
  136. , Е.Б. Спортивная генетика: Учебное пособие/ Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов. М.: Терра — спорт, 2000.- 127 с.
  137. , A.C. Физиология спорта: Учебное пособие/ A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб.- СПбГАФКим.П. Ф. Лесгафта.-СПб., 1999.-231 с.
  138. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 240 с.
  139. , С. Левый мозг, правый мозг (Асимметрия мозга)/ С. Спрингер, Г. Дейч.- М.: Мир, 1983.-256 с.
  140. , В. Симметричные и асимметричные двигательные функции в фигурном катании на коньках: Автореф. дис. канд. пед. наук/В.Староста- Л.-Варшава, 1968.-25 с.
  141. , В. Симметрия и асимметрия вращательных движений на примере фигурного катания на коньках/ В. Староста //Теория и практика физической культуры, 1971.-№ 3.-С.74−77.
  142. , B.C. Асимметрия двигательных действий спортсменов в треймерном пространстве: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. док. пед. наук/ B.C. Степанов- Майкоп, 2001.- 48 с.
  143. , B.C. Асимметрия корковых систем взаимосвязанной активности у тяжелоатлетов в толчке при разножке «ножницы» и с полуприседом/ B.C. Степанов //Теория и практика физической культуры, 1985.-№ 6.-С. 2324.
  144. , B.C. «Симметрия асимметрия» биомеханической структуры движений: Монография/ B.C. Степанов. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — 94 с.
  145. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М.: Физкультура и спорт, 1976. — 304 с.
  146. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры пед. институтов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.- Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  147. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  148. Тер-Ованесян, A.A. Педагогические основы физического воспитания/ A.A. Тер-Ованесян. М.: Физкультура и спорт, 1978.-204 с.
  149. , В.Н. Определение моментов инерции рук и ног относительно оси проксимального су става/В.Н. Тихонов//Теория и практика физической культуры, 1973.-№ 8.-С.17−19.
  150. , Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии/ Ю. А Урманцев. М.: Мысль, 1974.-229 с.
  151. , B.C. Развитие движений у детей школьного возраста/ B.C. Фарфель.- М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1959.-67 с.
  152. , B.C. Физиология спорта/ B.C. Фарфель.-М.: Физкультура и спорт, 1960.-С. 298−299.
  153. , B.C. Управление движениями в спорте/ B.C. Фарфель.- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 207 с.
  154. , В.В. Индивидуальная технико-тактическая подготовка боксеров с учетом факторов двигательной асимметрии: Автореф. дис. канд. пед. наук/ В.В. Федоров- Л.: ГДОИФК, 1987.-22 с.
  155. , В.П. Воспитание физических качеств/ В. П. Филин.-М.: Физкультура и спорт, 1974.- 231 с.
  156. , В.П. Теория и методика юношеского спорта/ В. П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1987.-128 с.
  157. , H.A. Возрастные основы физического воспитания/ H.A. Фомин, В. П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1972.-174 с.
  158. , H.A. Основы юношеского спорта/ H.A. Фомин, В. П. Филин.-М.: Физкультура и спорт, 1980, С.43−44.
  159. , В.В. Рассеяние энергии при циклическом деформировании материалов в сложном напряженном состоянии/ В. В. Хильчевский, В. Г. Дубенец. Киев.: Высшая школа, 1981.-168 с.
  160. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -480 с.
  161. , Е.Д. Зависимость произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности и межполушарной асимметрии/ Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Г. С. Мокиенко, Н.Б. Сироткина//Теория и практика физической культуры, 1987.-№ 7.-С.15−17.
  162. , Е.Д. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности/ Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е.Б. Сироткин//Вопросы психологии. 1988.№ 12. С.147−152.
  163. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов/ А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. — 319с.
  164. , Б.А. Техническая подготовка баскетболистов на основе индивидуализации процесса обучения: Дис. канд. пед. наук/ Б.А. Йариков- Гомель, 1999.-143 с.
  165. , В.Ю. Развитие специальных физических качеств и совершенствование двигательных действий лыжников-гонщиков старших разрядов с учетом асимметрии: Дис. канд. пед. наук/ В.Ю. Целищев- JL, 1983.-206 с.
  166. , В.Ю. Развитие специальных физических качеств и совершенствование двигательных действий лыжников-гонщиков старших разрядов с учетом асимметрии: Автореф. дис. канд. пед. наук/ В.Ю. Целище- Л.: ГДОИФК, 1984.-22 с.
  167. , К.Д. Адаптационное поведение спортсменов с различным исходным уровнем асимметрии/ К. Д. Чермит, Н. В. Карягина.- Майкоп.: Медицина, 1993, — 195 с.
  168. , К.Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия-асимметрия» в физическом воспитании: Дис. д-ра пед. наук/ К.Д. Чермит- Майкоп, 1993.-484 с.
  169. , К.Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия-асимметрия» в физическом воспитании: Автореф. дис. докт. пед. наук/К.Д. Чермит- М., 1993.- 46 с.
  170. , К.Д. Симметрия асимметрия в спорте/ К. Д. Чермит.- М.: Физкультура и спорт, 1992.-256 с.
  171. , Е.М. Спортивная борьба/ Е. М. Чумаков. М.: Физкультура и спорт, 1959.- 48 с.
  172. , Е.М. Сто уроков борьбы самбо. Под общ. Ред. Е. М. Чумакова .3-е изд., испр. И доп. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 303 с.
  173. , Ю.И. Отбор и подготовка баскетболистов: Учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей, тренеров/ Ю. И. Чуча Харьков: ХХПИ, 1996.-204 с.
  174. Blajet H. Wiek a asymetria ruchu palkow rak I koneczyn gonych.- Roczniki naukove AWF w Poznanius Zesz. 28. Warszawa — Poznan, 1979,-№ 28.- S.175−179.
  175. Daly D.I., Cavanagh P.R. Asymetry in bicycle ergometer pedaling // Medicine and science in sport, 1976.-V.8.-№ 3.-P. 204−208.
  176. Jastrzebski A. Zmienuosc dzinna krzywey dynamometry cznej miesni zginaery palcow // Rocz. Naukpoznaniu.- 1975(1976).-№ 24.- S.181−185.
  177. Olenik M. Dyskretve formy asymetry eposoby sznaczania //Monogr., podz. skr. AWF Poznanu Ser. Monogr., 1979. -№ 134. -S.29−31.
  178. Salam A. Simmetry concepts and the fundamental theory of matter.-In:Scientitic thought some underlying concepts, metods and procedures. P., The Hague, 1972, 69−87.
  179. Sperry R.W. Some general aspects of interhemisperic integration// Interhemispheric relations and cerebral dominance/ZBaltimore, 1962.-P.43.
  180. Starosta W. Rola symetri i asymetri ruchow w sportic wyczynowym //Monogr. Podz. skr., AWF Poznzniu.:Monogr, 1979.-№ 130.- S.493−499.
  181. Starosta W Symmetria i asymmetria ruchu w Sporcie. -Warszawa: sport i zuryztyka, 1975 .- 203s.
Заполнить форму текущей работой