Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение надежности работы судовых среднеоборотных двигателей с учетом доминирующих факторов износа подшипников скольжения коленчатого вала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При работе подшипники скольжения подвергаются высоким динамическим нагрузкам при различных условиях смазывания. Имеет место не только износ подшипника, но и усталостное разрушение его антифрикционного слоя. Процесс усталостного разрушения интенсифицируется, если трение из жидкостного переходит в режим внешнего с соответствующим возрастанием коэффициента трения, а также вследствие нарушения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Природа изнашивания и разрушения подшипников скольжения коленчатого вала
    • 1. 1. Назначение подшипников скольжения коленчатого вала
    • 1. 2. Виды трения и природа изнашивания подшипников скольжения
    • 1. 3. Факторы, определяющие надежность работы и износ подшипников скольжения
    • 1. 4. Обзор научных работ по вопросу изнашивания антифрикционного слоя подшипников скольжения
    • 1. 5. Выводы по первой главе
  • 2. Исследования условий работы подшипников скольжения
    • 2. 1. Влияние трения на работу подшипника скольжения
    • 2. 2. Тепловой баланс и плотность теплового потока в материалах антифрикционного слоя подшипника скольжения
    • 2. 3. Влияние параметров работы подшипника скольжения на динамические свойства смазочного масла
    • 2. 4. Влияние конструктивных соотношений подшипника скольжения на характеристики масляного слоя
    • 2. 5. Анализ критериев оценки надежности работы подшипника скольжения
    • 2. 6. Выводы по второй главе
  • 3. Результаты исследований подшипников скольжения с различным материалом антифрикционного слоя
    • 3. 1. Выбор материалов антифрикционного слоя подшипников скольжения
    • 3. 2. Методика исследований и требования к их проведению
    • 3. 3. Методика экспериментальных исследований явления схватывания подшипников скольжения
    • 3. 4. Исследования явления схватывания подшипников скольжения с различным материалом антифрикционного слоя
      • 3. 5. 0. работе трехслойных подшипников скольжения
  • З.б
  • Выводы по третьей главе
  • 4. Оценка теплофизических свойств антифрикционных материалов подшипников скольжения
    • 4. 1. Требования, предъявляемые к материалам антифрикционного слоя подшипников скольжения
    • 4. 2. Материалы антифрикционного слоя подшипников скольжения
    • 4. 3. Влияние способа восстановления антифрикционного слоя подшипников скольжения на его теплофизические свойства
    • 4. 4. Выбор критерия надежности работы подшипника скольжения
    • 4. 5. Обоснование целесообразности использования критерия надежности подшипника скольжения
    • 4. 6. Пример использования предложенного критерия надежности подшипника скольжения
    • 4. 7. Алгоритм выбора материала антифрикционного слоя
    • 4. 8. Выводы по четвертой главе
  • 5. Использование методики выбора критерия надежности подшипников скольжения для прогнозирования качества их работы

Повышение надежности работы судовых среднеоборотных двигателей с учетом доминирующих факторов износа подшипников скольжения коленчатого вала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективное использование современного форсированного судового двигателя внутреннего сгорания в значительной степени зависит от его технического состояния и надежности работы его деталей. Увеличение интенсивности эксплуатации двигателей привело к значительному повышению требований к их надежности.

Опыт эксплуатации судовых двигателей показывает, что надежность их работы, сроки проведения текущих и средних ремонтов определяются параметрами технического состояния деталей кривошипно-шатунного механизма, среди которых наиболее ответственные и быстро изнашиваемые — подшипники скольжения коленчатого вала [70]. Поэтому вопрос повышения эксплуатационной надежности судовых двигателей во многом определяется безотказной работой и техническим состоянием подшипников скольжения коленчатого вала.

При работе подшипники скольжения подвергаются высоким динамическим нагрузкам при различных условиях смазывания. Имеет место не только износ подшипника, но и усталостное разрушение его антифрикционного слоя. Процесс усталостного разрушения интенсифицируется, если трение из жидкостного переходит в режим внешнего с соответствующим возрастанием коэффициента трения, а также вследствие нарушения допустимого теплового режима подшипника скольжения.

Несмотря на большой объем выполненных исследований, и проведенных экспериментальных работ, вопрос повышения надежности работы подшипника скольжения к настоящему времени остается весьма актуальным.

Цель работы: повышение надежности работы подшипников скольжения коленчатого вала судовых двигателей с учетом теплофизических свойств материала антифрикционного слоя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— на основании аналитического обзора установить основные причины и закономерности изнашивания подшипников скольжения коленчатого вала судовых среднеоборотных двигателейисследовать влияние внешних факторов работы подшипника скольжения (температуры подшипника, скорости скольжения и условий смазывания) на изнашивание его антифрикционного слояустановить закономерности изменения механических свойств материалов антифрикционного слоя;

— установить причины разрушения материала антифрикционного слояна основе теоретических и экспериментальных исследований установить влияние теплофизических свойств материала антифрикционного слоя на надежность работы подшипника скольженияразработать критерий надежности работы подшипника скольжения и алгоритм выбора материала антифрикционного слоя.

Предметом исследования являются процессы, протекающие в сопряжении подшипник скольжения — коленчатый вал судовых двигателей.

Объект исследований: подшипники скольжения судовых среднеоборотных двигателей.

Методы исследований:

— аналитический, основанный на известных зависимостях гидродинамики масляного слоя;

— экспериментальный, путем замера теплофизических и механических свойств материала антифрикционного слоя подшипника скольжения.

Научная новизна.

1. Установлен критерий надежности подшипника скольжения с учетом антифрикционных и теплофизических свойств материала.

2. Определены допустимые значения теплового состояния подшипника скольжения при заданных характеристиках работы системы смазывания.

3. Установлена закономерность изменения механических свойств антифрикционных покрытий подшипников скольжения в зависимости от внешних факторов.

4. Разработана методика выбора материала антифрикционного слоя подшипника скольжения, обеспечивающая заданный ресурс работы двигателя при высокой надежности его эксплуатации.

Практическая ценность.

1. Даны рекомендации по оценке надежности эксплуатации подшипников скольжения.

2. Разработана методика определения ресурса работы подшипника скольжения.

3. Критерий надежности работы подшипника скольжения позволяет выбрать материал антифрикционного слоя при разработке технологии их изготовления и ремонте.

4. Результаты исследований могут быть использованы на дизеле-строительных и судоремонтных предприятиях.

5. Методика оценки надежности подшипников скольжения судовых среднеоборотных дизелей получила признание и одобрена на предприятии ОАО «РУМО».

На защиту выносятся: закономерности изменения механических свойств материала антифрикционного слоя подшипника скольжения в зависимости от внешних фактороввлияние теплофизических свойств материала антифрикционного слоя на надежность работы подшипника скольжениявлияние системы смазывания на значение теплового состояния подшипника скольжения.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ВГАВТ «Транспорт-ХХ1 век» (Н.Новгород,.

2007) — научно-практическом форуме «Великие реки» (Н.Новгород, 2007 и.

2008) — конференции аспирантов и молодых ученых ВГАВТ (Н.Новгород, 2008).

Личный вклад. В диссертации представлены результаты исследований, полученные автором самостоятельно.

Автору принадлежат: обоснование направления исследований и постановка задачипланирование и проведение экспериментальных исследованийобобщение экспериментальных исследований, установление основных закономерностей исследуемых процессов.

Достоверность полученных результатов подтверждена результатами испытаний материалов антифрикционного слоя подшипников скольжения. При исследовании теплофизических свойств материалов антифрикционного слоя применялись апробированные методы измерений. Результаты измерений систематизированы с применением математических способов обработки результатов испытаний. Экспериментальные исследования проводились на действующих стендах предприятия ОАО «РУМО», в специализированных лабораториях Нижегородского государственного технического университета и Волжской государственной академии водного транспорта.

Публикации по теме диссертации. Основные положения диссертации опубликованы в 4 печатных работах, в том числе 2 по списку ВАК.

Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений о проведенных исследованиях. Основное содержание работы изложено на 121 странице машинописного текста, включает 32 рисунка и 15 таблиц. Список библиографических источников содержит 112 наименований.

4.8. Выводы по четвертой главе.

1. Разработанный критерий надежности подшипника скольжения позволяет оценить надежность подшипника скольжения с восстановленным антифрикционным слоем по сравнению с базовым подшипником.

2. Полученные результаты расчета критерия надежности на соответствие теплового состояния базового подшипника скольжения и с восстановленным антифрикционным слоем позволяют выдать практические рекомендации по сохранению или корректировке теплового баланса подшипника за счет работы системы смазывания двигателя.

3. Разработанный алгоритм подбора материала антифрикционного слоя позволяет производить выбор марки материала и технологии его нанесения без проведения длительных лабораторных и натурных испытаний подшипника скольжения.

5. Использование методики выбора критерия надежности подшипников скольжения для прогнозирования качества их работы.

Отказ подшипника скольжения, как правило, происходит вследствие наступления предельного износа или схватывания и задира при смешанных видах трения по причине уменьшения твердости антифрикционного слоя и уменьшения его усталостной прочности.

Анализ информации об эксплуатационных отказах дизелей показывает, что наиболее типичным видом отказов подшипников скольжения коленчатых валов является усталостное выкрашивание антифрикционного слоя. Появление указанного дефекта наблюдается на двигателе с наработкой в эксплуатации около 2500 часов и более. Очаги усталостного разрушения возникают в зоне действия максимальных газовых нагрузок, быстро развиваясь, при этом дальнейшая работа двигателя приводит, как правило, к задиру и выплавлению вкладышей. Исследования показали, что основной причиной этих отказов является несоответствие фактических эксплуатационных свойств материалов антифрикционного слоя подшипников условиям работы на данном двигателе. Таким образом, на практике имеют место случаи, когда правильно выбранные на стадии проектирования двигателя параметры подшипников в эксплуатации не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к их надежности.

Пределом усталостной прочности считается та нагрузка, которую выдерживает материал не разрушаясь, определенное количество циклов нагружения, принятое за базовое. Часто усталостные разрушения вкладышей вызываются гидродинамическими давлениями, возникающими в масляном слое подшипника при работе двигателя. Причем при одной и той же динамической нагрузке вектор максимального давления, как по модулю, так и по углу отклонения от линии действия нагрузки в процессе работы двигателя может меняться в широких пределах. Это зависит от изменения минимальной толщины масляного слоя, от параметров подшипникового узла и режима работы (диаметрального зазора, вязкости масла, частоты вращения вала и пр.).

Одним из факторов, влияющих на усталостные характеристики подшипника скольжения, является аккумулирования теплоты в антифрикционном слое. Оно связанно с применением материалов антифрикционного слоя отличных от базового коэффициентом теплопроводности, что может быть следствием технологии нанесения этого покрытия.

Рассмотрим взаимосвязь предложенного критерия надежности и долговечности работы подшипника с точки зрения возникновения усталостных напряжений.

Критерий надежности подшипника скольжения, тепловой режим работы определяется значением теплопроводности материала антифрикционного слоя:

Эти соотношения определяют взаимосвязь изменения температуры и теплопроводности антифрикционного материала. Более того, теплопроводность антифрикционного материала зависит от способа его нанесения (табл.4.3).

Увеличение температуры подшипника влечет за собой уменьшение твердости антифрикционного слоя. На рис. 5.1 представлен график изменения твердости от температуры подшипника для разных антифрикционных материалов, полученный в лабораторных условиях (заштрихованная зона на графике — зона рекомендуемого рабочего интервала температуры подшипника).

Предел прочности на растяжение связан с твердостью самого материала в соответствии с формулой, МПа [63]: о-в=АНВ1−2 (5.1) где: НВ — твердость материала антифрикционного слоя подшипника скольжения.

HB, кг/мм:

10 сзо i / ' V.

БВ. / V.

Рис. 5.1. Зависимость твердости материала антифрикционного слоя от температуры.

0 20 40 60 80 г, °С.

Физические свойства антифрикционных сплавов и наработки их до замены подшипников скольжения приведены в табл. 5.1.

Заключение

.

Результаты диссертационной работы:

1. Основной причиной отказов является усталостное разрушение.

2. При расчете подшипников скольжения необходимо учитывать не только удельное давление и скорость скольжения, но и теплофизические свойства материала подшипника скольжения.

3. Доказано, что с увеличением температуры антифрикционного слоя подшипника скольжения его твердость уменьшается.

4. Установлено, что с ростом температуры смазочного масла удельная нагрузка схватывания уменьшается.

5. Доказано, что с уменьшением динамической вязкости масла происходит уменьшение удельной нагрузки схватывания подшипника.

6. Доказано, что с увеличением давления масла на входе в двигатель нагрузка, при которой может наступить схватывание, возрастает.

7. Установлено, что при расчете и выборе марки материала антифрикционного слоя необходимо учитывать не только нагрузки, возникающие в подшипнике, но и теплофизические свойства антифрикционного слоя.

8. Выявлено, что теплопроводность материала антифрикционного слоя меняется в широком диапазоне значений, в то время как коэффициент трения, твердость и их механические свойства изменяются в незначительных пределах.

9. Определены допустимые значения теплового состояния подшипника скольжения при заданных характеристиках работы системы смазывания.

10. Предложен критерий надежности подшипника скольжения, который позволяет учитывать теплофизические свойства материала.

11. Предложена блок-схема расчета надежности антифрикционного слоя по пределу усталостной прочности его материала в зависимости от изменения величины теплоперепада.

12. Даны рекомендации по оценке надежности эксплуатации подшипников скольжения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационные поршневые двигатели. Под ред. Мелькумова. — М.: Оборонгиз, 1950.- 880 с.
  2. В.О. О видах износа пары трения шейка-вкладыш коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Вестник машиностроения. — 1987. — № 1. — С. 39−41.
  3. O.E. Дизель 8ЧН32/40 зав. № 1 производства ОАО «РУМО». Материалы по квалификационным испытаниям на стенде ОАО «РУМО». Технический отчет ТО 42 07. — Н. Новгород. ОАО «РУМО». — 2007. — 87 с.
  4. O.E., Матвеев Ю. И. Восстановление подшипников скольжения судовых среднеоборотных дизелей современными методами. Н. Н. Труды конгресса: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2007 г, 152−153.
  5. O.E., Матвеев Ю. И. Виды трения и физико-механический износ. Н. Н. Труды конгресса: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2008 г, 124−128.
  6. O.E., Матвеев Ю. И. Влияние аккумулирования теплоты в подшипниковом узле на прихват и усталостное разрушение подшипников скольжения. Астрахань, Вестник АГТУ, 1/2009 ISSN 2073−1574, С 47−49.
  7. O.E., Матвеев Ю. И. Требования к материалам антифрикционного слоя, используемым при восстановлении подшипников скольжения коленчатых валов. Астрахань, Вестник АГТУ, 1/2009 ISSN 2073−1574, С 50−53.
  8. В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. т. 1. 8-е издание, М., Машиностроение, 2001. — 920 с.
  9. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963, — 472 с.
  10. A.C., Потапов И. О. Восстановление деталей судовых дизелей с применением упрочняющих технологий. Двигателестроение. — 1987.- № 10. — С. 36 -38.
  11. .К., Ажиппо H.H., Анисимов B.C. Новый метод испытания подшипников скольжения двигателей на усталостное выкрашивание. Двигателестрое-ние. — 1981. — № 9. — С. 60−61.
  12. Ф.Я. Металлизация и ее применение в промышленности. Волго-вятское книжное издательство. Горький. 1971. — 87 с.
  13. C.B. Пористые металлы в машиностроении. М.: Машинострое-ние.1981.-247 с.
  14. Г. С. Производство подшипников скольжения в судовом машиностроении. JL: Судостроение. 1965. — 324 с.
  15. В.А., Свириденок А. И. Подбор материалов для трущихся деталей. -В кн.: Трение, изнашивание и смазка. М.: Машиностроение. 1978. С. 127 -159.
  16. A.B. Механические и технологические свойства металлов. Справочник. М.: Металлургия, 1980. — 296 с.
  17. Л.Я. Хромирование. М.: Машиностроение, 1984. — 85 с.
  18. В.Ф., Фомин Ю. А., Павленко В. И. Эксплуатация судовых среднеоборотных дизелей. М.: Транспорт, 1983. — 160 с.
  19. П.П., Райкова JI.C., Антоненко Г. Б. Восстановление вкладышей подшипников дизелей 12ЧН40/46 (12 РС2 V400 Пильстик) судов типа «Амурский завод». Двигателестроение. — 1986. — № 1. — С. 30 — 31.
  20. В.В. Анализ работоспособности крейцкопфных подшипников с учетом касательных сил при внешнем трении. Двигателестроение. — 1982.-№ 2. — С. 35 — 37.
  21. В.В., Сорокин В. А. Критерии оценки эксплуатационной надежности крейцкопфных подшипников судовых дизелей. Тр. ЦНИИМФ. — Л.: Транспорт, 1979, вып. 244. — С. 56 — 70.
  22. В.В., Сорокин В. А. Характер усталостного разрушения крейцкопфных подшипников судовых малооборотных дизелей. Труды ЦНИИМФ -Л.: Транспорт, 1981, вып. 268. — С. 27 — 36.
  23. H.A. Металлические антифрикционные материалы. Справочник. Трение, изнашивание и смазка.- М.: Машиностроение. 1978.- С. 179 205
  24. В.Г., Салтыков М. А., Горбунов М. Н. Причины необратимых формоизменений тонкостенных вкладышей и пути повышения надежности подшипников высоконагруженных дизелей. — Двигателестроение. — 1980. № 6. — С. 51 -57.
  25. А.Е., Шоршоров М. Х., Веселков В. Д., Новосалов B.C. Плазменная наплавка металлов. JL: Машиностроение, 1969. — 192 с.
  26. Ю. Подшипники скольжения крупногабаритных (судовых) двигателей внутреннего сгорания. М.: ВИНИТИ, 1966. — 31 с.
  27. .В. Проблемы и пути повышение эффективности использования дизелей на речном флоте. Двигателестроение. — 1987. — № 11. — С. 39 — 41.
  28. .В. Диагностирование судовых дизелей на речном флоте. Двигателестроение. — 1986. — № 3. — С. 28 — 29.
  29. С.А. Справочник судового дизелиста. JI.: Судостроение, 1981.-238 с.
  30. Е.А. Справочник по восстановлению деталей. М.: Колос, 1981. 351 с.
  31. Временное положение о восстановлении изношенных и поврежденных деталей судовых технических средств на предприятиях Минречфлота РСФСР. -М.: ЦБНТИ Минречфлота, 1985. 66 с.
  32. H.H., Пыжов В. А. Ремонт вкладышей подшипников. Речной транспорт. — 1975. — № 11.
  33. М.А. Применение электродуговых покрытий из бронз и псевдосплавов для реновации и повышения ресурса узлов трения судовых машин и механизмов. Автореф. дисс. канд. техн. наук 05.08.04. СПб, 2008. — 20 с.
  34. С.А., Пушкар А. Микропластичность и усталость металлов. М.: Металлургия, 1980. — 239 с.
  35. ГОСТ 28 844. Покрытия газотермические упрочняющие и восстанавливающие. Общие требования. М.: Издательство стандартов, 1991. — 15 с.
  36. X. Максимальное гидродинамическое давление смазочного слоя в сложнонагруженных подшипниках скольжения. Двигателестроение. — 1981 -№ 9. — С. 13 — 17.
  37. Е.И. и др. Справочник по горюче-смазочным материалам в судовой технике. JL: Судолстроение, 1981. — 315 с.
  38. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. под ред A.C. Орлина, М.Г. Круг-лова. — изд. 4. — М.: Машиностроение, 1984. — 382 с.
  39. В.Т. Диагностирование износа деталей судовых ДВС. Двигателестроение. — 1987 — № 11. — С. 30 — 31.
  40. В.Г., Ларионов В. А. Влияние условий трения и смазки на усталостную прочность биметаллических подшипников коленчатого вала дизеля. -Двигателестроение. 1990. — № 2. — С.44−45.
  41. Дизель 6ЧРН 36/45 (Г70). Руководство по эксплуатации Г70−1000 РЭ. -Горький 1990. — 404 с.
  42. Ю.Н. Трение и износ в экстремальных условиях. Справочник. М.: Машиностроение, 1986. — 321 с.
  43. Ю.Н. и др. Режим смазки при возвратно-поступательном движении тел. Вестник машиностроения. — 1979. — № 5. — С. 17−20.
  44. И.А., Никишина М. П. Исследование сопротивляемости баббитов повторному ударному сжатию. Труды ЦЕИИМФ «Техническая эксплуатация морского флота». — 1969. — вып. 116. — 86 с.
  45. И.А., Хохлев В. М., Коленкина Т. А. Алюминиевые антифрикционные сплавы для подшипников вспомогательных судовых дизелей. Труды ЦНИ-ИМФ «Техническая эксплуатация морского флота». — 1969. — вып. 116. — 120 с.
  46. А.К. Основы теории о трении, износе и смазке машин. M-JL: Маш-гиз, 1947.- 136 с.
  47. A.M. Основы теплотехники. изд. 2. — М.: Высшая школа, 1975. -344 с.
  48. С.Г. Динамически нагруженные подшипники судовых ДВС. -JL: Судостроение, 1968. 136 с.
  49. B.C. Металлографические реактивы. М.: Металлургия, 1973. -112 с.
  50. С.П. Гидроабразивный износ металлов при кавитации. М.: Машиностроение, 1971. — 240 с.
  51. H.H. Отказы и дефекты судовых дизелей. М.: Транспорт, 1985.-277 с.
  52. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. -396 с.
  53. .И., Колиниченко Н. В. Качество поверхности и трение в машинах. Киев: Техника, 1969. — 215 с.
  54. .И., Носовский И. Г. Износостойкость и антифрикционность деталей машин. Киев: Техника, 1965. — 206 с.
  55. И.В. Об оценке свойств материалов трущихся пар. Заводская лаборатория, 1968. t.XXXIV. — № 8. — С. 1007 — 1011.
  56. И.В., Виноградова И. Э. Коэффициенты трения. Справочное пособие. изд. 2-е. — М.: Машгиз, 1962. — 220 с.
  57. И.В., Михин Н. М. Узлы трения машин. М: Машиностроение, 1984. — 280 с.
  58. Краткий технический справочник в 2-х томах. т.1. М.: JL: ГТТИ, 1949. -532 с.
  59. В.В., Бобров Г. В. Нанесение покрытий напылением. Теория, технология и оборудование. Учебник для вузов. М.: Металлургия, 1992. — 432 с.
  60. A.A. Износостойкие и антифрикционные покрытия. М.: Машиностроение, 1976. — 155 с.
  61. A.A., Вишняков В. И. Новые исследования в области трения и износа машин. Ростовское книжное издательство, 1968. — 78 с.
  62. A.A., Леонов С. А. Влияние твердости материалов на изнашивание. — Вестник машиностроение. 1991. — № 9. С. 11 — 12.
  63. B.C., Новодворский В. Ю., Бессонов В. М. Прогнозирование ресурса деталей быстроходных двигателей на основе полуэмпирических моделей. Двигателестроение. — 1989. — № 7. — С. 23 — 25.
  64. В.К., Вернов Е. Б. Система сбора и обработки информации о надежности изделий тяжелого и транспортного машиностроения в Ленинградском регионе. Двигателестроение. — 1988. — № 8. — С. 37 — 40.
  65. A.A. Технологические методы повышения долговечности деталей машин. Киев: Техника. 1971. 144 с.
  66. Ю.И., Андрусенко O.E. Требования к материалам антифрикционного слоя, используемым при восстановлении подшипников скольжения коленчатых валов дизелей. — Вестник АГТУ. 2009.
  67. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971.-228 с.
  68. Материалы в машиностроении. Справочник. М.: Машиностроение, 1967. -Т.1.-304 с.
  69. И.А. Долговечность двигателей. Л.: «Машиностроение», 1976. -288 с.
  70. В.Г., Колосова С. Р. Особенности абразивного изнашивания вкладышей коленчатого вала форсированного дизеля. — Двигателестроение. 1990. -№ 2.-С. 45−47, 57.
  71. B.K. Антифрикционные материалы и подшипники скольжения. Справочник. М., Машгиз, 1954. — 384 с.
  72. В.А., Фефилов A.B. Особенности эксплуатации тонкостенных подшипников коленчатых валов судовых дизелей. — Двигателестроение. 1988. — № 1. — С. 42−44.
  73. Л.И., Кузьмин В. П., Дудко П. П. Повышение надежности трибо-сопряжений. С-Пб.: Академия транспорта Российской Федерации, 2001. — 304 с.
  74. A.A., Аникин В. В., Бойман Н. Г. Обработка металлов резанием: Справочник технолога. М.: Машиностроение, 1988. — 736 с.
  75. В.Н. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с кольцевой канавкой. Вестник машиностроения. — 1979. — № 5. — С. 26 — 30.
  76. К.С. Вязкость жидкостей и коллоидных растворов. / Трение и износ в машинах. АН СССР, 1941. — т. 1.
  77. K.M., Буше H.A., ГЗуляев A.C. Новые биметаллы для подшипников. -М.: Транспорт, 1967. 41 с.
  78. Расчет подшипников коленчатых валов дизелей 6436/45, 6ЧН36/45 и 8ЧН36/45 по гидродинамической теории смазки № 6436/45 PC — 50. — 3-д «Двигатель революции», 1960. — 52 с.
  79. П.А. Влияние активных смазочных сред на деформирование сопряженных поверхностей трения. В кн.: О природе трения твердых тел. Минск: Наука и техника, 1971. — с. 8 — 16.
  80. Д.Н., Иванов A.C., Фадеев В. З. Надежность машин. М.: «Высшая школа», 1988. — 238 с.
  81. А.Г. Технология производства судовых дизелей. JL: Судостроение, 1968. — 342 с.
  82. В.К., Медведев В. В. Прогнозирование долговечности деталей судовых дизелей. Двигателестроение. — 2006. — № 4. — С. 29 — 34.
  83. P.C. Комбинированные электрохимические покрытия и материалы. М.: Химия, 1972. — 167 с.
  84. A.M., Козлов Ю. Б., Швецов А. П. Механизация восстановления блоков цилиндров двигателей. Речной транспорт. — 1988. — № 12. — С. 30 — 31.
  85. А.Ф. Методика проектирования технологии изготовления и восстановления деталей на судоремонтных предприятиях. Труды ГИИВТ: 1988, вып. 233 — С. 67 — 77.
  86. А.Ф. Обеспечение надежности деталей судовых дизелей на предприятиях речного транспорта. Двигателестроение. — 1990. — № 2. — С. 30 — 32.
  87. C.B. Сопротивление материалов усталостному и хрупкому разрушению. М.: Атомиздат, 1975. — 190 с.
  88. В.А. Повышение моторесурса и экономичности дизелей. JL: Машиностроение, 1967. — 194 с.
  89. В.В. и др. Анализ цветных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1965. — 187 с.
  90. А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. М.: Машиностроение, 1987. — 208 с.
  91. Таблицы физических величин. Справочник. под ред. И. К. Кикоина. М.: Атомиздат, 1976. — 1008 с.
  92. Трение, изнашивание, смазка. / Справочник. под ред. И. В. Крагельского. т. 1. — М.: Машиностроение, 1979. 360 с.
  93. С.А., Борисенко П. П., Райкова Л. С. Применение гальванического антифрикционного покрытия в подшипниках дизелей. Двигателестроение. -1984.-№ 3.-С. 35−37.
  94. З.А., Браславский М. И. Судовые среднеоборотные дизели. Л.: Судостроение, 1975. — 320 с.
  95. С.М. и др. Руководство по износу деталей и надежности изделий. -JL: Транспорт, 1982. 145 с.
  96. Харальд Мае Тенденции развития фирмы в области строения тепловых двигателей. / Материалы симпозиума фирмы Deutz KHD в Москве в 1987 году.
  97. А. Техника напыления. М.: Машиностроение, 1975. — 288 с.
  98. А., Моригаки О. Наплавка и анпыление. М.: Машиностроение, 1985. — 240 с.
  99. В.Д. «Системно-структурное моделирование и автоматизация проектирования технологических процессов. М.: «Наука и техника», 1979. -264 с.
  100. В.В., Слезов В. И., Бетехтин В. И. Поры в твердом теле. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 376 с.
  101. А.В. Расчет и исследование внешнего трения при торможении. М: Наука. 1967. 231 с.
  102. А.В. Тепловая динамика внешнего трения. В сб. Новое в теории трения. — М.: Наука, 1966. — С. 146 — 157.
  103. А.Н. Применение газотермического напыления и сварочных процессов в двигателестроении. Двигателестроение. — 1987. — № 4. — С. 51 — 54.
  104. В.А. Анализ неисправностей и предотвращение повреждений судовых дизелей. М.: Транспорт, 1986. — 192 с.
  105. Ясь Д.С., Подмонов В. Б., Дяденко Н. С. Испытания на трение и износ. Киев: Техника, 1971. — 138 с.
  106. Hirano f., Goto S. Fatigue cracks in bearing metals caused by reciprocation rubbing. / Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, 1966 — 1967, v. 181, pt.30, p.31−40.
  107. Kenji Mihara, Yorihiko Inada, Tomoyuki Mashiko Anti-Seizure Properties of Bearing in Heavy-Duty Diesel Engines. SAE Techn. Pap. Ser., — № 910 890, p. 15.
  108. Lang O.R. Gleitlager-Ermudung. Experimentelle Ergebnisse und Berechnungsverfahren. /11 Medzinarodne Symposium okluznom ulozeni. Bratislava. 1977, C. 2, s.497 508.
  109. Neal S.M. The Viscosity of Oils at high rates of Shear. Chemistry a. Industry, 56.№ 6, 140, 1937.
  110. Newley R.A., Sprikes H.A. Macpherson oxidative wear in lubricated contact. -Trans. ASME, ser. F, 1980, N.4.p.l31 137.
  111. Teetz Christoph. Untersuchung an Gleitlagern auf Lagerprufinaschinen Vergleich von Stahl/Aluminium — und Stahl/Bleibronse — Lagern. — «MTZ», 1981, 42, № 12,517−522.
Заполнить форму текущей работой