Экспериментально-расчетное определение концентрации атомов металлов в факеле ЖРД спектрометрическим методом в интересах диагностики ЖРД при проведении наземных испытаний
Системы аварийной защиты и диагностики появились задолго до начала пилотируемых полетов. С началом конструирования, производства и использования носителей тяжелого класса, таких как 8К71 и «Атлас» системы диагностики начали использоваться на всех двигателях. В системах аварийной защиты двигателей МТКС «Спейс-Шаттл» и МКС «Энергия-Буран» предусмотрены системы, отключающие аварийные двигатели или… Читать ещё >
Содержание
- 1. Обзор методов диагностики ЖРД
- 1. 1. Контактные методы
- 1. 2. Бесконтактные методы
- 2. Измерительная аппаратура
- 2. 1. Состав аппаратуры
- 2. 2. Калибровка и юстировка приборов для проведения испытаний
- 2. 3. Влияние акустических воздействий на вид спектров
- 2. 4. Обработка спектров
- 2. 5. Определение погрешности измерения
- Выводы к разделу
- 3. Результаты экспериментальных исследований
- 3. 1. Эксперименты на кислород — водородной установке
- 3. 2. Эксперименты на стендах КБХА
- 3. 3. Дефектация двигателей РН «Протон»
- 3. 4. Сопоставление измеренных спектров с режимами работы двигателя
- Выводы к разделу
- 4. Расчетная модель излучения в спектральных линиях и ее применение к анализу экспериментальных данных
- 4. 1. Расчет излучения неизотермической струи с переменной концентрацией атомов вдоль луча наблюдения
- 4. 2. Определение температуры, давления и распределения по радиусу концентрации частиц в струе
- 4. 3. Сопоставление экспериментальных данных с расчетной моделью
- 4. 4. Определение массового расхода конструкции по спектру факела
- 4. 5. Влияние неточности в задании. начальных значений на погрешность определения концентрации
- Выводы к разделу
Экспериментально-расчетное определение концентрации атомов металлов в факеле ЖРД спектрометрическим методом в интересах диагностики ЖРД при проведении наземных испытаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы.
Для обеспечения безопасного вывода грузов и экипажей на околоземную орбиту и решения других задач, связанных с применением ракетной техники, ракетные двигатели (РД) должны обладать максимальной отказоустойчивостью в работе. При проведении наземных испытаний двигателей системы стенда и двигателя должны предотвращать аварийные ситуации. Диагностика РД является важной задачей в обеспечении безопасности полетов и испытаний и подразумевает целый комплекс мероприятий, как на этапе конструкторской проработки изделий, так и на этапах стендовых и летных испытаний. Применяя методы диагностики в задаче аварийной защиты двигателей возможно выявление и предупреждение различных неисправностей в узлах и агрегатах двигателей, которые могут привести к нарушению работоспособности или полному отказу двигателя.
Необходимость раннего обнаружения неисправности в двигателе обуславливается тем, что своевременное предупреждение развития аварийных ситуаций позволяет сохранить не только сам двигатель, но и предотвратить разрушения стендовых сооружений, пусковых установок или носителя в целом.
Системы аварийной защиты и диагностики появились задолго до начала пилотируемых полетов. С началом конструирования, производства и использования носителей тяжелого класса, таких как 8К71 и «Атлас» системы диагностики начали использоваться на всех двигателях. В системах аварийной защиты двигателей МТКС «Спейс-Шаттл» и МКС «Энергия-Буран» предусмотрены системы, отключающие аварийные двигатели или изменяющие режимы их работы до начала разрушения.
В настоящее время накоплен большой статистический материал по системам диагностики двигателя [1- 2- 3]. Особое внимание при создании этих систем было обращено на перечень контролируемых параметров двигателя и времена срабатывания системы аварийной защиты.
К наиболее часто используемым параметрам при создании систем диагностики и аварийной защиты следует отнести следующие:
— давление в камере сгорания (КС),.
— пульсации давления в КС,.
— обороты ротора турбонасосного агрегата (ТНА),.
— температура газа после (до) турбины,.
— давление за насосом окислителя и горючего,.
— давление газа за турбиной ТНА,.
— перемещение осевого вала ТНА,.
— параметры электро-гидро пневматики.
Количество контролируемых параметров у различных двигателей различно. Обычно для системы аварийной защиты используются от 3х до 5й параметров. В некоторых двигателях, которые применяются для больших носителей или для пилотируемых аппаратов, число диагностируемых параметров может быть увеличено до 7, как для SSME, или даже до 9 — для РД 11Д122. Для создания более надежных систем защиты некоторые разработчики в список контролируемых параметров включают измерения пульсации давления в газогенераторе, температуру поверхности сопла, давление и обороты в бустерных насосах по линии окислителя и т. д.
Большинство параметров системы защиты двигателей диагностируются с помощью измерения основных параметров работы двигателя датчиками, установленными непосредственно в двигателе, что достигается путем внесения доработок в конструкцию двигателя и может усложнять проведение испытаний. Время срабатывания датчиков определяется инерционностью системы. Оптический метод диагностики позволяет получать информацию о состоянии двигателя, проводя дистанционное измерение излучения факела двигателя. Метод диагностики ЖРД по спектру излучения факела имеет очевидное преимущество перед традиционными:
• этот метод не требует никаких доработок двигательной установки;
• ввиду малой инерционности он позволяет получать информацию в реальном масштабе времени и, в случае необходимости, выдавать сигнал предупреждения;
• этот метод позволяет судить по спектральным линиям излучения металлов об эрозии деталей и узлов ЖРД, которая не может быть определена другими методами.
Требования к времени срабатывания системы защиты определяется скоростью развития аварийной ситуации, что в свою очередь определяет время диагностики параметра.
Ограничения, накладываемые на времена срабатывания средств аварийной защиты, требуют поиска новых мероприятий по предотвращению возникновения аварийных ситуаций в ракетных двигателях. Одним из наиболее эффективных способов является поиск методов и средств ранней диагностики разрушения и износа узлов и агрегатов ракетных двигателей.
Применяя оптическую диагностику двигателя по спектру излучения факела можно определять концентрацию атомов тех или иных металлов, входящих в конструкционные материалы и, измеряя скорость уноса конструкции, определять в реальном времени ресурс двигателя и заблаговременно предотвращать аварийные ситуации.
Цель работы.
Адаптация аппаратуры для проведения натурных испытаний и создание расчетной модели для определения массового расхода конструкционных материалов двигателя по спектральным линиям металлов излучаемых факелом ЖРД.
Для достижения цели должны быть решены задачи:
• Разработка и адаптация аппаратных средств измерения спектров для проведения натурных испытаний;
• Разработка программных средств обработки результатов измерения;
• Создание расчетной модели излучения в спектральных линиях и методики сопоставления расчетной модели и измерений;
Научная новизна.
1. Впервые в России при огневых испытаниях натурных ЖРД на различных топливах тягой от 10 до 60 тн получены спектры излучения с частотой от 3 до 30 Гц с разрешением 0.2 нм в ультрафиолетовой и видимой областях спектра, и получены данные о присутствии в факеле металлов.
2. На основе разработанной методики сопоставления экспериментальных и расчетных данных по излучению в спектральных линиях впервые получены количественные оценки нижней границы скорости уноса конструкционных материалов в процессе испытаний натурных ЖРД.
Практическая значимость.
Результаты работы используются при проведении отработочных испытаний, контрольно-выборочных (КВИ) и специальных проверочных испытаний (СПИ) ЖРД на стендах КБХА. По результатам спектрального анализа факелов двигателей 8Д49 и 8Д411 выявлено влияние вброса порошков конструкционных материалов в тракты двигателей на их работоспособность в рамках программы установления причин аварии РН «Протон» в 1999 году.
На защиту соискателем выносятся: адаптация аппаратуры для проведения стендовых испытанийпрограммные средства обработки результатов измерений;
— расчетная модель излучения атомов в факеле двигателя;
— методика определения количественного уноса материалов ракетного двигателя во времени.
Основные результаты были доложены на конференциях:
— Fourth International Symposium on Liquid Space Propulsion: Scientific Progress in the Service of Space Access at the Beginning of the Third Millennium, DLR-Lampoldshausen, Germany, March 13−15, 2000;
19 всероссийская научно-техническая конференции «Высокоскоростная фотография и фотоника». Москва, 2001;
— Международная научно-техническая конференция «Проблемы и перспективы развития двигателестроения», Самара, 2003;
Вторая международная научная конференция «Ракетно-космическая техника: фундаментальные и прикладные проблемы», Москва 2003; и опубликованы в [4- 5- 6- 7].
Выводы к разделу 4.
• разработана расчетная модель излучения факела ЖРД;
• проведено сопоставление расчетов с измерениями контролируемых концентраций атомов в факеле;
• показана адекватность расчетной модели;
• проведена количественная оценка уноса конструкции во время горения соплового аппарата РД 8Д49 № 1 202 956 132 4 февраля 2000 г;
Заключение
.
В работе решена задача определения нижней границы скорости уноса конструкций РД спектру факела ЖРД.
• Проведена апробация аппаратных средств на стенде Центра Келдыша и на стендах КБХА. С помощью данной аппаратуры в 2000 году была проведена работа по установлению причин аварии РН «Протон» в 1999 году. Было показано, что нет влияния вбросов в тракты и магистрали двигателя навесок АМгб в количестве от 0.7 до 9.5 г, стали в количестве 2.5 г и лоскутов асбестовой ткани на целостность и работоспособность двигателя. Данный комплект аппаратуры может применяться для любых высокотемпературных струй.
• Разработаны программные средства обработки измеренных спектров. Применение данных программных средств для измерений факелов ЖРД позволило увеличить отношение сигнал/шум аппаратно-программного комплекса. Разработанное программное обеспечение позволило установить существование зависимости между яркостью факела и массовым расходом горючего.
• Создана расчетная модель излучения в спектральных линиях металлов в струях ЖРД применительно к анализу экспериментальных данных. Адекватность модели проверена сравнением расчетов и измерения струй с известными концентрациями атомов в них. С помощью данной модели проводилось исследования наличия или отсутствия интересующих атомов конструкционных материалов в факеле во время измерения спектров струи натурных ЖРД.
• Разработана методика сопоставления расчетной модели и измерения и определения динамики уноса материалов конструкций двигателя во время его работы. Разработанная методика позволяет установить нижний предел уноса. По этой методике при огневых испытаниях двигателя РД 8Д49 № 1 202 956 132 4 февраля 2000 г во время горения соплового аппарата была установлена нижняя граница уноса конструкции в количестве 35.6±2.8 г.
Список литературы
- Новости космонавтики. Журнал АОЗТ «Компания Видеокосмос», 1991 1999 гг.
- Спектрофотометрический метод диагностики жидкостных ракетных двигателей. Головин Ю. М., Завелевич Ф. С., Мацицкий Ю. П., Мошкин К. Б., Горохов Ю. Д., Круголь В. С., Кучин А. П. «Научно-технический юбилейный сборник» ФГУП «КБХА», Воронеж, 2001
- Спектрофотометрический метод количественной оценки уноса материалов ЖРД. Завелевич Ф. С., Головин Ю. М., Мацицкий Ю. П., Мошкин К. Б. 19 всероссийская научно-техническая конференция «Высокоскоростная фотография и фотоника». Москва, 2001
- R. Bickford, G. Madzsar. «Fabry-Perot interferometer development for rocket engine plume spectroscopy», AIAA 90−2234. 1990 r.
- G.D.Tejwani et. al. «Space Shuttle main engine health monitoring with exhaust plume emission spectroscopy». J. Spac. Rock. № 3,1998 r.
- D.A.Benzing, K.W.Whitaker. «Approach to Space Shuttle main engine health monitoring using plume spectra». J. Spac. Rock. № 6, 1998 r.
- Научно-технический отчет по теме НИР «САЗ-ЖРД» «Исследование и разработка перспективных методов и систем контроля, диагностики и аварийной защиты ЖРД» инв. № 3324, Центр Келдыша, 2000.
- Научно-технический отчет «Определение следов конструкционных материалов в факеле двигателей 8Д411К (8Д412К), 8Д49 и РД0124А по спектрам излучения», инв. № 3206, Центр Келдыша, 2000.
- Научно-технический отчет «Определение следов конструкционных материалов в факеле двигателей 8Д411К (8Д412К), 15Д96 и 15Д113 по спектрам излучения», инв. № 3363, Центр Келдыша, 2000.
- Малышев В. И. Введение в экспериментальную спектроскопию. М. Наука, 1979
- De Vos J. A New Determination of the Emissivity of Tungsten Ribbon. Physica, 1954. v. 20, p. 690
- Дмитриев В. Д., Хлопов Г. К. Спектральная лучеиспускательная способность вольфрамовой ленты в видимой и ближней инфракрасной областях спектра. ЖПС, 1967. т. 6, с. 425
- Ландсберг Г. С. Оптика. М. Наука, 197 626. «Стекло оптическое цветное» Издательство стандартов, 1981
- Адаме Дж., Роджерс Д. «Математические основы машинной графики», МИР, 2001
- Отчет Центра Келдыша «Разработка методик диагностики состояния агрегатов ЖРД по излучению факела» № 2587 1997г
- Отчет Центра Келдыша «Определение следов конструкционных материалов в факеле двигателей 8Д411 К, 8Д49 и РД0124А по спектрам излучения, 2000 года»
- Р. Гуди «Атмосферная радиация», Мир, М. 1966
- Р. Зигель «Теплообмен излучением», Мир, М. 1975
- Физические величины. Справочник. Под ред. И. С. Григорьева, Е. 3. Мейлихова. Москва, Энергоатомиздат. 1991
- Ч. Корлиз, У. Бозман Вероятности переходов и силы осциляторов 70 элементов. М., Мир, 1968
- В. С. Матвеев. Приближенные представления коэффициента поглощения и эквивалентных ширин линий с фойгговским контуром. ЖПС, 1972, т. 16, стр. 228
- Armstrong «JQSRT» 7, 61,1967
- А. Митчелла и Н. Земанского «Резонансное излучение и возбужденные атомы» гл. 3,4 М.-Л., ОНТИ, 1937
- Е. Е. Whiting JQSRT, 8, 1379, 1968
- Д. Гаррис Сб. «Современные проблемы астрофизики и физики солнца» М. ИЛ. 1951
- Charlotte Moore «Atomic Energy Levels», II изд. MBS 1949
- Г. И. Аверенкова и др. «Сверхзвуковые струи идеального газа» ч. 2 «Истечение струй в затопленное пространство» МГУ 1971
- В. Е. Алемасов, А. Ф. Дрегалин, А. П. Тишин, В. А. Худяков, В. Н, Костин. «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания» т. 4, «Топлива на основе четырехокиси азота», Москва, 1973.
- Научно-технический отчет Центра Келдыша «Диагностика и аварийная защита ЖРД исследования в обеспечение разработки перспективных методов и средств «инв. № 3182. 2000 год
- В. С. Авдуевский, Э. А. Ашратов, А. В. Иванов, У. Г. Пирумов «Газодинамика сверхзвуковых неизобарических струй», Машиностроение 198 945. «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания», М. ВНИИТИ, 1971 -1980