Методика оценки и прогнозирования эксплуатационной надежности ошипованных шин
Применение ошипованных шин в России в последние годы приняло массовый характер. В нормативной документации, определяющей порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации отсутствуют требования по эксплуатации ошипованных шин, нет единой, общепринятой методики оценки их качества и эксплуатационных характеристик. Для обеспечения безопасной эксплуатации… Читать ещё >
Содержание
- ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В РАБОТЕ
- 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
- 1. 1. Особенности эксплуатации автомобильного транспорта в зимних условиях
- 1. 1. 1. Анализ затрат на борьбу с зимней скользкостью на автодорогах города Вологды
- 1. 1. 2. Сравнительный анализ средств борьбы с зимней скользкостью
- 1. 2. Зимние ошипованные шины
- 1. 2. 1. Задачи, решаемые зимними шинами, отличительные особенности протекторов зимних и летних шин
- 1. 2. 2. Целесообразность применения ошипованных шин
- 1. 3. Кинематика и геометрия автомобильного колеса
- 1. 3. 1. Радиусы колеса
- 1. 3. 2. Распределение напряжений в контакте с дорогой
- 1. 3. 3. Сцепление колеса с дорогой
- 1. 4. Работа шипов в шине
- 1. 4. 1. Требования к корпусам шипов
- 1. 4. 2. Типы шипов противоскольжения
- 1. 4. 3. Нагрузки, действующие на шип
- 1. 4. 4. Взаимодействие ошипованной шины со льдом
- 1. 4. 5. Износостойкость и работоспособность шипов
- 1. 5. Трение и износ
- 1. 5. 1. Износостойкость, виды износа резины
- 1. 5. 2. Термостойкость резин
- 1. 5. 3. Влияние среды
- 1. 5. 4. Процессы, протекающие при трении металла и резины
- 1. 6. Теория ударных взаимодействий
- 1. 6. 1. Основное уравнение теории удара, общие теоремы, основные параметры и определения
- 1. 6. 2. Общие теоремы теории удара
- 1. 6. 3. Коэффициент восстановления при ударе
- 1. 6. 4. Удар тела о неподвижную преграду
- 1. 6. 5. Отличительные особенности удара шипа противоскольжения от классических видов удара
- 1. 6. 6. Основные элементы состава дорожного полотна
- 1. 7. Анализ действующей нормативной документации по эксплуатации автомобильных шин
- 1. 8. Выводы и постановка задач исследования
- 1. 1. Особенности эксплуатации автомобильного транспорта в зимних условиях
- 2. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОШИПОВАННОГО КОЛЕСА
- 2. 1. Анализ факторов, влияющих на износ в системе «шип — протектор шины»
- 2. 2. Механизм взаимодействия ошипованного колеса с дорожным покрытием
- 2. 3. Анализ силовых взаимодействий в системе «протектор шины шип — дорожное покрытие»
- 2. 4. Выводы по 22йтлаве
- 3. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Методика исследования усталостных процессов в сопряжении шип — протектор шины «
- 3. 1. 1. Модернизация конструкции экспериментального стенда для исследования усталостных процессов в сопряжении «шип протектор шины «
- 3. 1. 2. Разработка методики лабораторного исследования усталостных процессов в сопряжении «шип — протектор шины «
- 3. 2. Общая методика исследования динамических взаимодействий между протектором шины, шипами и дорожным покрытием
- 3. 2. 1. Конструкция стенда и кинематическая схема эксперимента для исследования динамических взаимодействий в системе «протектор шины — шип — дорожное покрытие»
- 3. 2. 2. Методика проведения экспериментального исследования динамических взаимодействий в системе «протектор шины — шип
- 3. 1. Методика исследования усталостных процессов в сопряжении шип — протектор шины «
- 3. 2. 3. Тарировка испытательного стенда
- 3. 3. Общая методика исследования влияния износа ошиповки в процессе эксплуатации на коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием
- 3. 3. 1. Конструкция стенда для экспериментального исследования
- 3. 3. 2. Методика исследования изменения статического усилия прокола в результате наклона шипа при переходе из трения покоя в трение скольжения
- 3. 3. 3. Методика исследования влияния износа ошиповки в процессе эксплуатации на коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием
- 3. 4. Методика статистической обработки экспериментальных данных
- 3. 5. Выводы по З^лаве
- 4. 1. Результаты экспериментального исследования процессов износа в системе «шип — протектор шины «
- 4. 1. 1. Статистическая обработка результатов исследований процессов износа в системе «шип — протектор шины «
- 4. 2. Результаты экспериментального исследования динамических взаимодействий между протектором зимних шин, шипом и дорожным покрытием
- 4. 2. 1. Статистическая обработка результатов исследований динамических взаимодействий между протектором зимних шин, шипом и дорожным покрытием
- 4. 3. Результаты экспериментального исследования влияния износа ошиповки в процессе эксплуатации на коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием
- 4. 3. 1. Статистическая обработка результатов исследований влияния износа ошиповки в процессе эксплуатации на коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием
- 4. 4. Выводы по 4—главе
- 5. 1. Разработка методики натурного эксперимента
- 5. 1. 1. Конструктивные особенности специального угломера
- 5. 1. 2. Требования к шинам
- 5. 2. Результаты натурно — статистического эксперимента
- 5. 3. Методика оценки и прогнозирования эксплутационной надежности ошипованных шин
- 5. 4. Выводы по 5~ главе
- 6. 1. Обоснование необходимости разработки критерия
- 6. 2. Анализ возможных факторов оценки работоспособности ошипованной шины
- 6. 3. Выбор критерия для оценки работоспособного состояния зимней ошипованной шины, разработка методики и способа его реализации
- 6. 4. Выводы по 6— главе
Методика оценки и прогнозирования эксплуатационной надежности ошипованных шин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из наиболее сложных проблем при эксплуатации транспортных средств является проблема обеспечения безопасности движения в зимнее время года.
Официальная статистика показывает, что более половины всех крупных ДТП происходит именно в осенне-зимний период.
Обеспечение безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 включено в число основных задач МВД России. В исполнение поручения Президента Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах». В настоящее время трудно отрицать, что для обеспечения безопасности движения автотранспортных средств на обледенелых и заснеженных дорогах необходимо оснащать автомобили зимними ошипованными шинами.
Использование шипов противоскольжения позволяет получить целый ряд положительных эффектов, а именно:
— повышение коэффициента сцепления и, следовательно, управляемости автомобиля, уменьшение тормозного пути, времени разгона, износа автошин, снижение утомляемости водителя, вероятности заносов;
— возможность повышения средней скорости движения;
— экономию топлива.
Кроме того, что не менее важно, при массовом применении ошипованных автошин становится возможным отказ от применения соли и песка на дорогах в зимнее время, что улучшает экологическую ситуацию в зоне автотрасс и уменьшает коррозионное и абразивное воздействие внешней среды на детали автомобиля.
В отличие от поверхности шины, обеспечивающей определенный уровень сцепления с дорожным покрытием в основном за счет сил трения, шипы вступают в механическое взаимодействие с дорогой. При этом изменяется физическая сущность контактных явлений — силы трения дополняются силами деформации (разрушения, резания), что существенно повышает сцепление шины с дорогой.
Эксплуатационная надежность и долговечность ошиповки шины определяется, в основном, двумя взаимосвязанными факторами: состоянием шипов и состоянием упругой связи в месте их посадки.
В процессе эксплуатации транспортных средств неизбежно происходит износ в системе «протектор шины — шип», что приводит к изменению ее эксплуатационных характеристик. По мере износа, имеет место существенное снижение коэффициента сцепления, управляемости и других параметров. Общий ресурс зимней ошипованной шины зависит от периода работоспособности ошиповки.
Предварительное изучение вопроса показало отсутствие достаточно полных теоретических и экспериментальных данных, характеризующих работу шипа в протекторе шины и взаимодействие его с дорожным покрытием. Существующие научные работы по данной теме, в большей степени, посвящены общим проблемам ошиповки и носят, скорее, оправдывающий характер применения шипованных шин. В основном нормативном документе, определяющем порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации («Правила эксплуатации автомобильных шин» (АЭ 001−04)). В качестве характеристики степени износа шины рассматривается только уменьшение остаточной высоты протектора. Методики оценки и прогнозирования специфических эксплуатационных свойств ошипованных шин в действующей нормативной документации нет.
За последние 30 лет в ряде стран проводились исследования влияния некоторых технических и технологических параметров ошиповки на эксплуатационные характеристики автомобиля, износ дорог, пылеобразование и шум. На основании анализа содержания опубликованных материалов по данной тематике можно сделать вывод о том, что до настоящего времени нет единой, общепринятой методики оценки качества и эксплуатационных характеристик ошипованной шины. Как результат — производители: шипов, шин, ошиповки, опираясь на разрозненные, порой противоречивые, экспериментальные и теоретические данные, в большей мере действуют «вслепую». Стремление производителей ошипованных шин улучшить сцепные свойства шины сводится, как правило, к «бездумному» увеличению количества шипов на колесе. В результате, это приводит к незначительному изменению динамики автомобиля, а отрицательное, с точки зрения износа дорог и экологической нагрузки, воздействие непропорционально возрастает.
В связи с этим, задача разработки методики оценки и прогнозирования эксплуатационной надежности ошипованных шин весьма актуальна.
Цель диссертационной работы. Разработка методики оценки и прогнозирования свойств ошипованных шин в процессе эксплуатации с целью обеспечения их надежности и, следовательно, повышения дорожной и экологической безопасности эксплуатации автотранспорта в зимнее время.
Методы исследования. Основными методами являлись: эксперимент с применением лабораторных стендов, статистическая обработка результатов и натурный эксперимент с целью проверки полученных данных. В целом работа имеет экспериментальный характер.
Направления исследований. При анализе имеющейся информации по данной теме выявлены основные направления, по которым необходимо проведение исследований:
— Разработать модель функционирования ошипованного колеса.
— Исследовать процессы износа в сопряжении «шип — протектор шины «.
— Исследовать процессы изменения коэффициента сцепления ошипованной шины с различными поверхностями в процессе эксплуатации.
— Исследовать механизм динамических взаимодействий между шипами и дорожным покрытием.
— Провести статистическую обработку результатов исследований.
— Разработать критерий оценки работоспособности зимней ошипованной шины, методику и алгоритм оценки, контроля и прогнозирования технического состояния ошипованного колеса в процессе эксплуатации.
Научная новизна исследований:
1. Впервые в методике оценки и прогнозирования свойств автомобильной шины учтены специфические особенности эксплуатации ошипованных шин — усилие прокола, износ отверстий в протекторе, корпусов и вставок шипов и др.
2. Разработана методика исследования и оценки процессов износа в сопряжении «шип — протектор шины» .
3. Разработана методика и оборудование для определения коэффициента сцепления ошипованного элемента протектора с различными поверхностями.
4. Разработана методика и алгоритм прогнозирования технического состояния ошипованной шины в процессе эксплуатации. Полученные результаты подтверждаются лабораторными и натурными испытаниями.
5. Разработана методика оценки работоспособности ошипованной шины в процессе эксплуатации. Обоснован критерий ее оценки.
Практическая ценность исследований:
1. Реализация разработанной методики оценки и прогнозирования свойств ошипованных шин, в процессе эксплуатации, позволяет обеспечить повышенную надежность ошипованного колеса, безопасность эксплуатации автомобильного транспорта в зимнее время.
2. Критерий оценки работоспособного состояния шипов противоскольжения, а также методика и оборудование для его технической реализации, обеспечивают возможность оперативного контроля текущего состояния зимней ошипованной шины.
3. Учет динамических эффектов, возникающих при эксплуатации ошипованных шин, позволяет повысить экологическую безопасность автотранспорта в зимнее время за счет снижения пылеобразования и шумности.
Апробация работы. Основные результаты исследований доложены, обсуждены и получили одобрение на 15 симпозиуме «Проблемы шин и резинокордных композитов» 2004 г., 16 симпозиуме «Проблемы шин и резинокорд-ных композитов» 2005 г., на всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи — региону» 2006 г., Седьмой международной научно-практической конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах» 2006 г.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 научных статей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, общих выводов и содержит 170 страниц текста, 14 таблиц, 74 рисунка, список используемой литературы, включающий 116 наименований работ, в том числе 41 работу на иностранном языке.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
1. Применение ошипованных шин в России в последние годы приняло массовый характер. В нормативной документации, определяющей порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации отсутствуют требования по эксплуатации ошипованных шин, нет единой, общепринятой методики оценки их качества и эксплуатационных характеристик. Для обеспечения безопасной эксплуатации автотранспорта в зимнее время необходима разработка и внедрение нормативов по использованию ошипованных шин. Для разработки методики оценки и прогнозирования свойств ошипованных шин в процессе эксплуатации необходимо проведение исследований процессов взаимодействия и износа в системе протектор-шип-дорога.
2. Разработанная модель функционирования ошипованного колеса позволила выявить основные особенности и закономерности взаимодействия шипа с материалом протектора автомобильной шины и дорожным покрытием в процессе эксплуатации транспортных средств. Разработаны методики исследования процессов износа в сопряжении шип — резина протектора, коэффициента сцепления ошипованной шины с различными поверхностями, динамических взаимодействий между шипами и дорожным покрытием. Проведены лабораторные и натурные исследования.
3.Установлено, что максимальная долговечность ошиповки обеспечивается при установке шипов в отверстия большего диаметра. Расчетная долговечность ошиповки шины увеличивается на 27%, а температура материала протектора через один час после начала испытаний уменьшается от 115 °C до 87 °C при уменьшении угловой жесткости посадки шипов в протекторе от 13 до 8 единиц. Свойства материала протектора оказывают существенно меньшее влияние на ресурс работы.
4. Выявлено, что величина ударного импульса при динамическом взаимодействии шипов с дорожным покрытием в основном определяется выступанием шипов, угловой жесткостью их посадки и твердостью материала протектора. При уменьшении угловой жесткости посадки шипов от 13 до 8 единиц, увеличении выступания шипа от 0,2 мм до 2 мм и снижении твердости материала протектора от 64 до 58 ед. по Шору условный ударный импульс возрастает на 60,8%. Учет динамических эффектов, возникающих при эксплуатации ошипованных шин, позволяет повысить экологическую безопасность автотранспорта в зимнее время за счет снижения пылеобразования и шумности.
5. Показано, что коэффициент сцепления ошипованного элемента протектора шины с дорожным покрытием, обладающим относительно низкими прочностными свойствами (аналог льда или снежного наката) выше в 1,75 -2,7 раза, чем при взаимодействии с твердым или пластичным материалом. При уменьшении угловой жесткости посадки шипа от 13 до 8 единиц коэффициент сцепления на поверхности, имитирующей лед, увеличивается на 19%, на твердой и пластичной поверхности уменьшается на 16% -17%.
6. В результате статистической обработки экспериментальных данных получена математическая модель в виде уравнений регрессии, связывающих технические параметры системы «шип — резина протектора» с ее эксплуатационными характеристиками. Определены корреляционные взаимосвязи. Полученные результаты подтверждаются лабораторными и натурными испытаниями. Коэффициент парной корреляции результатов расчетов и натурного эксперимента составил 0,881. Высокая корреляция данных подтверждает адекватность полученных в работе результатов.
7. На основе математической модели разработана методика и алгоритм оценки и прогнозирования технического состояния ошипованного колеса в процессе эксплуатации. Данный алгоритм позволяет транспортным организациям устанавливать срок эксплуатации ошипованных шин. Исходными данными для расчета ресурса эксплуатации ошипованной шины являются: типоразмер шипа, размеры отверстия в протекторе, твердость материала протектора.
8. Разработана методика оценки текущего состояния ошипованной шины в процессе эксплуатации. Обоснован критерий оценки, который обеспечивает возможность оперативного контроля состояния шины. Разработана методика и принципиальная схема оборудования для его технической реализации. Так как условия эксплуатации зимних шин и, соответственно, интенсивность износа ошиповки могут изменяться в очень широких пределах, даже в период установленного срока эксплуатации необходимо периодически проводить проверку их технического состояния. Текущий контроль эксплуатационных свойств ошипованных шин обеспечивает возможность своевременного выявления отклонений от параметров работоспособности и принимать решения о корректировке срока их эксплуатации.
9. Наиболее важным направлением дальнейших исследований является уточнение и развитие методов диагностики технического состояния и определения нормативов технической эксплуатации зимних ошипованных автошин.
Список литературы
- Аврущенко Б.Х. Резиновые уплотнители. Л., «Химия», 1978. 136 с.
- Боуден Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. Пер. с англ. Под ред. д-ра техн. наук И. В. Крагельского. М., Машиностроение, 544с.
- Бродский Г. И. и др., Истирание резин. М., Химия, 1975. 240с.
- Бартен Г. М., Лаврентьев В. В. Трение и износ полимеров. Л., Химия, 1972. 239с.
- Горелышев Н.В., Технология и организация строительства автомобильных дорог / Н. В. Горелышев, С. М. Полосин Никитин, М. С. Коганзон и др. / Под ред. Н. В. Горелышева. — М.: Транспорт, 1992.
- ГОСТ Р 50 597 93. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения. — М.: Издательство стандартов, 1993. — 11 с.
- ГОСТ Р 51 893 2002. Шины пневматические. Общие технические требования безопасности. — М.: Издательство стандартов, 2002. — 14 с
- ГОСТ 5513 97. Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. — М.: Издательство стандартов, -1998.-22 с.
- ГОСТ 4754 97. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, автобусов особо малой вместимости. — М.: Издательство стандартов, — 1998. — 23 с.
- ГОСТ 28 169 89. Шины пневматические. Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях. — М.: Издательство стандартов, — 1989. — 15 с.
- ГОСТ 26 000 83. Шины пневматические. Метод определения наружного диаметра и ширины профиля. — М.: Издательство стандартов, — 1984. — 7с.
- ГОСТ Р 52 102 2003. Шины пневматические. Определение сопротивления качению методом выбега. — М.: Издательство стандартов, -2003.-11с.
- ГОСТ Р 41.30 99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов. — М.: Издательство стандартов, — 1999. — 33с.
- ГОСТ Р 41.54 99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов. — М.: Издательство стандартов, — 1999. — 32с.
- Гулин Р.В. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., Москва НИИШП, 2003 г.
- Гурьев Т.А. Строительство автомобильных дорог. Часть I. /Земляное полотно/. Арх. гос. техн. ун-т. — Архангельск, 1997.
- Догадкин Б.А., Донцов А.А, Шершнев В. А. Химия эластомеров. 2-е изд. М., Химия, 1981.374 с.
- Дубинин А.Д. Энергетика трения и износа деталей машин. М. Машиностроение, 1964.-136с.
- Дубинин В.В., Гришин С. А., Лапшин В. В. Удар материальной точки о шероховатую поверхность. Препринт Ин-та прикл. мат. РАН, 1997, № 21.
- Евстратов В.Ф. и др.- каучук и резина, 1969, № 11, с. 17−22.
- Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ВСН 20−87. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988. — 41 с.
- Иванов А.П. Динамика систем с механическими соударениями. М., Международная программа образования, 1997.
- Игнатьева З.В., Мамхегов М. А., Кожемякина В. Д. Исследование влияния параметров режима трения на температуру скользящего контакта для узлов трения с малым Квз. в кн. «Решение задач тепловой динамики и моделирования трения и износа», М.:Наука, 1980.
- Коганзон М.С., Жустарёва Е. В. Возведение земляного полотна автомобильной дороги. М.: МАДИ (ГТУ), 2001.
- Кобринский А.Е., Кобринский А. А. Виброударные системы (динамика и устойчивость). М., Наука, 1973.
- Лапшин В.В., Дубинин В. В. Абсолютно неупругий удар тела о шероховатую поверхность. Препринт Ин-та прикл. мат. РАН, 1998, № 18.
- Литвинов А. С., Фаробин Я. Е., Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учебное пособие для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». М.: Машиностроение, 1989.-240.
- Мамхегов М.А., Игнатьева З. В., Гинзбург А. Г. Вопросы расчета максимальной температуры при нестационарном трении с интенсивным тепловыделением.- в кн. Трение и износ фрикционных материалов. М.: Наука. 1977.
- Михаилов Ю.Б. и др. Отчет по испытаниям автомобильных шин, ошипованных фирмой «Простор», «Мосавтопрогресс», 1997 г.
- Михайлов Ю.Б. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., Москва, 1974 г.
- Михайлов Ю.Б. и др. Временная инструкция по применению шипов противоскольжения, ЦБТИ Минавтотранс, 1970 г.
- Михайлов Ю.Б. и др. Инструкция по применению шипов противоскольжения, НИИАТ, 1974 г.
- Михайлов Ю.Б. Как применять шипы противоскольжения. Автомобильный транспорт, 1972 г., № 2.
- Немчинов М.В., Шабуров С. С., Пашкин В. К. и др. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог. М. Иркутск: МАДИ (ГТУ) — ИРДУЦ, ч.1 и ч. Н, 1997.
- Отдел организации движения и дорожной инспекции ГУ ГАИ МВД России. Влияние технического состояния автомобильных дорог на безопасность движения. // Автомобильные дороги. 1995. — № 7−8. — С.11−12.
- Пановко Я.Г. Введение в теорию механического удара. М., Наука, 1977.
- Пиотровский К.Б., Тарасова З. Н. Старение и стабилизация синтетических каучуков и волканизатор. М., Химия, 1980. 263с.
- Плявниекс В.Ю. Расчет косого удара о препятствие. В кн.: Вопросы динамики и прочности, № 18. Рига, Зинатне, 1969, с. 87−109.
- Подольский В.П. Не сыпьте соль на рану. // Автомобильные дороги. -1996. № 4. — С.34−35.
- Польцер, Готтлиб. Основы трения и изнашивания / пер. с нем. М.: Машиностроение, 1984.
- Прусенко Е.Д. Оптимизация зон применения противогололедных материалов на основе отходов промышленности. // Изв. Вузов. Строительство. 1992. — № 9−10. — С.96−99.
- Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001−04 (утв. распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N AK-9-p). Введены в действие с 1 февраля 2004 года.
- Раймпель И. Шасси автомобиля: аммортизаторы, шины, колеса / пер. с нем. В. П. Агапова: под ред. О. Д. Златовратского. М.: «Машиностроение», 1986.-320с.
- Раус Э.Дж. Динамика системы твердых тел, т.1. М., Наука, 1983.
- Рудаков JI.M., Арбузов В. А. Использование жидких хлоридов для борьбы с зимней скользкостью на дорогах. // Автомобильные дороги. 1980. — № 10. -С.11, 21.
- Рудаковская Т.Г., Федоров JI.A. Использование рапы хлоридов натрия и калия в качестве противогололедного реагента. // Автомобильные дороги. -1991.-№ 4.-С. 13−14.
- Степанов A.C., Щекин С. М. Обуваемся в «шиповки». // За рулем. 1998. -№ 1. — С.-.
- Степанов A.C., Щекин С. М. «Шины и шипы», ВоПИ. Вологда, 1996 г. -168с.
- Степанов A.C., Фролов A.A., Щекин С. М., Гулин. Оборудование для ошиповки по технологии «Барс», инф. лист № 14−063−99, Вологда, Вологодская межотраслевая террит. ЦНТИ, 1999. 2 с.
- Степанов A.C., Фролов A.A., Щекин С. М., Гулин. Питатель универсальный ПУ-01 для ориентации и подачи шипов в запрессовочное устройство, инф. лист № 14−066−99, Вологда, Вологодская межотраслевая террит. ЦНТИ, 1999. 2 с.
- Степанов A.C., Фролов A.A., Щекин С. М., Гулин. Станок для запрессовки шипов в протектор шины ЗУ-01 «Барс», инф. лист № 14−065−99, Вологда, Вологодская межотраслевая террит. ЦНТИ, 1999. 2 с.
- Степанов A.C., Фролов A.A., Щекин С. М., Гулин. Станок для сверления глухих отверстий в протекторе шины СУ-01 «Барс», инф. лист № 14−064−99, Вологда, Вологодская межотраслевая террит. ЦНТИ, 1999. 2 с.
- Степанов A.C., Щекин С. М. Технология и комплект остнастки «Ерш» для ошиповки протекторов автошин, инф. лист № 521−95, Вологда, Вологодский ЦНТИ, 1995.-4 с.
- Степанов A.C., Щекин С. М., Фролов A.A., Гулин Р. В. Влияние массы шипа на износ дорожного полотна и пылеобразование при использовании шипованных шин. // Менеджмент экологии: Сб. докл. регион, научно-практ.конф. Вологда: ВоГТУ, 1999.- С. 21−25.
- Степанов A.C., Щекин С. М., Фролов A.A., Козловский С. А. Ошиповка шин по новой технологии. // Автомобильный транспорт.-1998.-№ 2.-С. 44−45.
- Степанов A.C., Щекин С. М., Яняк С. В. Работоспособность шипов противоскольжения. // Сб. научн. тр. ин-та.-Вологда: ВоПИ, 1996.-С.10−12.
- Старостин A.B. Исследование влияния ошиповки автошины на коэффициент сцепления / A.B. Старостин // Молодые исследователи -регионам: Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. В 2-х т. Вологда: ВоГТУ, 2006. — Т. 1. — С. 172−174.
- Старостин А. В. Технико-экономические аспекты применения шипов противоскольжения / А. Старостин, А. Степанов //Автотранспортное предприятие. 2007. — № 2. — С. 36−41.
- Тарг, С.М. Краткий курс теоретической механики/С.М.Тарг. М.: Высшая школа, 1986.- 416 с.
- Феодосьев В.И. Сопротивление материалов, М.- «Наука», 1970, 544с.
- Федюкин Д.Л., Махлис Ф. А., Технические и технологические свойства резин. М.: Химия, 1985.-240с.
- Фрикционный износ резин/Под ред. В. Ф. Евстратов. М., Химия, 1964.271 с.
- Фролов A.A. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., Москва НИИШП, 2001 г.
- Ханке Хорст. Обслуживание дорог в ФРГ зимой с помощью увлажненной соли. // Автомобильные дороги. 1993. — № 1. — С.26−29.
- Шипы противоскольжения. Общие технические требования и методыиспытаний. Руководящий документ. НАМИ, М., 1995, Юс.
- Шины с шипами. За и против. Производство и эксплуатация./ Коллектив авторов: Михайлов Ю. Б. и др. СПб.: Б.С.К., 1998. — 202 с.
- Яблонский, А.А. Курс теоретической механики/ А. А Яблонский. М.: Высшая школа, 1984.- Ч. 1- 343 с- Ч. 2−425 с.
- Яворский Ю. Резина в автомобилях / пер. с пол., JL: Машиностроение, 1980. 360с.
- Яковлев Ю.М., Коганзон М. С., Горячев М. Г. Организация и технология строительства дорожных одежд. М.: МАДИ (ГТУ), 2001.
- Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с пол. М.: Транспорт, 1979. — 198 е., ил., табл.
- A Report on studded tires/, Washington State Highway Commission, Department of Highways (Olympia, Wash.): The Department, 1973. [8] p.: ill. — 22×28 cm.
- Alaska. Dept. of Highways. Alaska studded tire study, phase III / prepared by State of Alaska, Department of Highways. Studded tires in Alaska, phase III. Juneau.: The Dept., 1973. 24×28 cm.
- Brunette, Bruce E. Use and effects of studded tires on Oregon pavements /, Bruce E. Brunette and James R. Lundy. p. 64−72: ill.- 28 cm.
- Dorsey, Vern L. Research on studded tire damage to road surfaces, presented by V. L. Dorsey, Assistant Director of Highways and Maintenance, Washington
- State Dept. of Highways, to the. twelfth annual NACE Research conference, Witchita, Kansas, March 8−11,1972. [n.p., 1972], 9 1. 28 cm.
- Estimation of effects of reduced salting and decreased use of studded tires on road accidents in winter/, Veli-PekkaKallberg. et. al. p. 38−43: ill.- 28 cm.
- Evaluation of studded tires: performance data and pavement wear measurement: Rosenthal, P- Haselton, FR- Bird, KD- Joseph, PJ: Series: NCHRP Report 61: 1969.
- Fosser, Stein. Studded or non-studded winter tires: no significant difference in risk of accidents /, Stein Fosser. p. 16: ill.- 30 cm.
- Guidelines for skid-resistant highway pavement surfaces: Transportation Research BoardSeries: NCHRP Research Results Digest 89: 12 pp: 1976: 2 Fig.
- Hogbin, L. E. Damage to roads by studded tyres /, by L.E. Hogbin. Crowthorne, Berkshire: Road Research Laboratory, 1968. 9 p.- 30 cm.
- Hubeda, Peet. The interaction between wear and polish on Swedish roads /, Peet Hibeda and Torbjurn Jacobson. Linkrping, Sweden.: Swedish National Road and Transport Research, VTI smtiyck — nr 284 1102−626X ?Institute, 1998. 10 leaves: charts — 30 cm.
- Horiuchi, Kazu. Use of studless tires and driver education in Japan /, Kazu Horiuchi. p. 7−16: ill., map — 28 cm.
- Influence of regulation of studded tire use in hokkaido, japan: Konagai, N- Asano, M- Horita, N: Transportation Research BoardSeries: Transportation Research Record 1387: pp 165−169: 6 Fig. 4.
- Junghard, Ola. Estimating the traffic safety effect of studded tires /, Ola Junghard. p. 357−361: ill.- 28 cm.
- Kari Alppivuori, Anne Leppanen, Matti Anila, Kari Makela «Road traffic in winter». Helsinki. 1995.
- Konagai, Nobuo. Influence of regulation of studded tire use in Hokkaido, Japan /,
- Nobuo Konagai, Motoki Asano and Nobuo Horita. p. 165−169: ill. — 28 cm.
- Low cost winter maintenance: Swedish experiences /, Gudrunberg. Linkiping, Sweden.: Statens VHgoch transportforskningsinstitut, 1995. 9, [9] p. — 30 cm.
- Lu, Jian John. Evaluation of winter vehicle traction with different types of tires /, Jian John Lu, David Junge, and David Esch. p. 22−30: ill. — 28 cm.
- Lu, Jian John. Studded tire performance and safety /, Jian John Lu. Fairbanks, Alaska: Transportation Research Center, Institute of Northern Engineering, University of Alaska Fairbanks, 1994. ix, 45 p. — 28 cm.
- Lu, Jian John. Winter vehicle traction and controllability performance /, Jian John Lu. Fairbanks, Alaska: Transportation Research Center, Institute of Northern Engineering, University of Alaska Fairbanks, 1995. x, 51 p.: charts — 28 cm.
- Studded tire pavement wear reduction and repair / submitted to Washington State Highway Commission, Department of Highways — project leader, John C. Cook. Pullman, Washington State University, 1971.1 v. (various pagings): ill. 28 cm.
- Studded tires and highway safety—an accident analysis: Perchonok, K: Transportation Research BoardSeries: NCHRP Report 183: 70 pp: 1978: Figs. Tabs. 8.
- Sigthursson, Haraldur. Studded winter tyres and traffic safety /, by Haraldur Sigthorsson. p. 4−7: ill.- 30 cm.
- Snow and ice control system based on slipperiness data transmitted by drivers: usefulness of subjective slipperiness data: Nakatsuji, T- Fujiwara, T-
- Hagawara, T- Onodera, Y: Transportation Research BoardSeries: Transportation Research Record 1533: pp 44−49: 1996: 9 Fig. 4 Tab. 7.
- Surface contaminants, chapter 7: Whitehurst, EA- Ivey, DL: Transportation Research BoardSeries: State-of-the-Art Report Pages: pp 28−34: 1984: 6 Fig. 3 Tab. 11.
- Wheel track rutting due to studded tires /, James R. Lundy. et al. p. 1828: ill.- 28 cm.