Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научное обоснование и разработка организационно-методических материалов для повышения эффективности льготной лекарственной помощи на территориальном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектами исследования являются нормативно-правовые документы: Федеральные законы, постановления Правительства РФ, регулирующие порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, территориальные нормативные ^ акты. Аналитические и статистические материалы Федерального фонда ОМС, Министерства здравоохранения Ростовской области, Ростовского областного фонда ОМС… Читать ещё >

Научное обоснование и разработка организационно-методических материалов для повышения эффективности льготной лекарственной помощи на территориальном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ч.

Глава I. Организация на территориальном уровне льготной лекарственной помощи в рамках реализации программы государственных гарантий.11.

1.1 Современная концепция государственной социальной помощи. Характеристика системы оказания льготной лекарственной помощи декретированным группам населения.11.

1.2 Нормативно-правовая система и механизм льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.20.

1.3 Мониторинг льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.39.

Выводы по главе.52.

Глава 2-Оценка организации льготной лекарственной помощи на территориальном уровне.53.

2.1 Анализ льготной лекарственной помощи отдельным категориям населения на территориальном уровне.53.

2.2 Изучение эффективности реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами на территориальном уровне. 71 2.3 Оценка организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан Ростовской области с позиции льготополучателей.79.

Выводы по главе.102.

Глава 3. Разработка организационно-методических материалов для повышения эффективности льготной лекарственной помощи.104.

3.1 Результаты 51 Ц’О Т-апал из, а действующей программы льготного лекарственного обеспечения.104.

3.2 Обоснование и разработка организационно-методических материалов по информационному взаимодействию участников льготной лекарственной• помощи.122.

3.3 Обоснование и разработка организационно-методических материалов по проведению органами управления здравоохранением внешнего аудита организаций и качества оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан в рамках программы ОНЛС.129.

3.4 Обоснование и разработка логистического подхода к управлению товарными запасами в аптечном предприятии, участвующем в отпуске льготных лекарственных средств.134.

Выводы по главе.144.

Общие выводы.145.

Список литературы

147.

Приложения.159.

Список сокращений.

АП — Аптечное предприятие.

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения.

ДЛО — Дополнительное лекарственное обеспечение.

ЕДВ — Ежемесячные денежные выплаты.

ИМН — Изделия медицинского назначения.

ЛС — Лекарственное средство.

ЛПУ — Лечебно-профилактическое учреждение.

МНН — Международное непатентованное название.

НСУ — Набор социальных услуг.

ОМС — Обязательное медицинское страхование.

ОНЛС — Обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

ОУЗ — Орган управления здравоохранением.

ПФР — Пенсионный фонд России.

РФ — Российская Федерация.

РО — Ростовская область.

Росздравнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития РФ.

РОФОМС — Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования.

ТН — Торговое наименование.

ТФОМС — территориальный фонд обязательного медицинского страхования ФЗ — Федеральный закон.

УФО — Уполномоченная фармацевтическая организация ЮФО — Южный Федеральный Округ.

Актуальность исследования. Важным элементом государственной социальной помощи является льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Существующая программа оказания льготной лекарственной помощи работает с 2005 г. и позволила получить равные возможности в обеспечении доступности льготной лекарственной помощи. За время ее реализации, впервые лекарственное обеспечение в суммовом выражении приблизилось к общепринятым европейским стандартам. Впервые льготники при амбулаторном лечении бесплатно получили наиболее эффективные лекарственные средства.

Законодательная база оказания льготной лекарственной помощи разрабатывается на федеральном уровне, а ее практическое воплощение осуществляется на территории каждого субъекта. За время функционирования программы накоплен опыт по реализации льготного лекарственного обеспечения, но вместе с тем выявились и некоторые недостатки в ее реализации на территории каждого региона.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 2Э0-ФЗ от 18.10.2007 федеральным законодательством жестко разграничены полномочия и ответственность за социальную политику в регионах. Субъекты получили самостоятельность в решении многих организационных вопросов лекарственного обеспечения. С января 2008 года ответственными за качество оказания льготной лекарственной помощи на территориальном уровне являются органы управления здравоохранением, которым необходимо на основании федерального законодательства, с учетом социально-демографических особенностей региона и анализа опыта льготного лекарственного обеспечения разработать ряд нормативных документов для реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) на уровне субъекта.

В связи с этим, вопросы обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий населения в регионах и в настоящее время являются актуальными, так как носят еще и социальный характер.

Целью данного диссертационного исследования является — научное обоснование разработки организационно-методических материалов, обеспечивающих повышение эффективности льготной лекарственной помощи на территориальном уровне.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основании изучения современной концепции государственной социальной помощи декретированным слоям населения, провести анализ нормативно-правовой системы и механизмов льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на территориальном уровне.

2. Провести комплексный анализ и дать оценку организации оказания ~ льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан на территории Ростовской области.

3. По данным социологического опроса льготополучателей изучить мнение о проблемах, возникающих в ходе реализации программы льготной лекарственной помощи.

4. С использованием ABC/VEN анализа определить номенклатуру лекарственных средств, составляющую основу льготной лекарственной помощи.

5. С использованием SWOTанализа действующей программы льготного лекарственного обеспечения определить сильные, слабые стороны программы, а также ее возможности и угрозы.

6. Разработать научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности льготного лекарственного отпуска путем совершенствования организационно-методической базы регионального уровня.

Методологической основой исследования являются основные положения теории маркетинга и менеджмента, принципы ситуационного, системного, логического анализа, регионального подхода при изучении современного состояния лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Основными методами исследования являются: аналитический, ретроспективный, социологический, сравнительный, структурно-логический, системный, контент — анализ, SWOTанализ, современные методы статистической и компьютерной обработки данных.

Объектами исследования являются нормативно-правовые документы: Федеральные законы, постановления Правительства РФ, регулирующие порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, территориальные нормативные ^ акты. Аналитические и статистические материалы Федерального фонда ОМС, Министерства здравоохранения Ростовской области, Ростовского областного фонда ОМС, реестры выписанных рецептов и отпущенных лекарственных средств, за период 2005;2008 годы. Результатысоциологического опроса отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (483 анкеты), 19 анкет от экспертовработников органов управления здравоохранением области (8 сотрудников Ростовского областного фонда ОМС, 7 — Министерства здравоохранения области и 4 из Управления Росздравнадзора области).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе комплексного подхода выявлены закономерности в организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на региональном уровне. Впервые обобщен опыт оказания льготной лекарственной помощи и проведен анализ современной территориальной модели льготного лекарственного обеспечения федеральных льготников. По данным социологического опроса выявлены негативные моменты в организации льготной лекарственной помощи и установлена готовность льготников к сооплате за лекарственные средства.

С использованием ABC и VEN-анализов определена номенклатура лекарственных средств, составляющая основу оказания квалифицированной лекарственной помощи федеральным льготникам, что позволило изменить подход к формированию сводной заявки по области. Предложен методический подход к управлению товарными запасами для организаций, участвующих в оказании льготной лекарственной помощи. С использованием SWOT-анализа определены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы льготного лекарственного обеспечения. Для снижения влияния слабых сторон программы впервые разработаны научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности льготного лекарственного обеспечения путем совершенствования на региональном уровне организационно-методической базы.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

Внедрение разработанных организационно-методических материалов в организацию льготной лекарственной помощи позволяет конкретизировать и упорядочить работу всех структур, участвующих в обеспечении необходимыми лекарственными средствами, и повышает ее эффективность на территориальном уровне. Результаты исследования способствуют повышению качества оказания льготной лекарственной помощи на региональном уровне. На основании анализа оказания льготной лекарственной помощи дана оценка организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий ' граждан. Научно обоснованы и разработаны рекомендации по повышению эффективности льготного лекарственного обеспечения.

Внедрение полученных результатов. На основании проведенных исследований разработаны и внедрены в деятельность органов здравоохранения:

1. «Временный регламент взаимодействия областных, муниципальных и иных организаций Ростовской области по повышению эффективности и рациональности использования финансовых средств, направляемых на дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан». (Справка Министерства здравоохранения Ростовской области от 25.04.2006 г.);

2. «Методические рекомендации по проведению органами управления здравоохранением внешнего аудита организаций и качества оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан в рамках программы ОНЛС». Утверждены Министерством здравоохранения Ростовской области (05.03.2008г.) и внедрены в деятельность Министерства здравоохранения Ростовской области (Акт внедрения от 05.03.2008 г.), в деятельность МУ «Управление здравоохранением г. Ростова-на-Дону» (Акт внедрения от 27.03.2008 г.), Департамент здравоохранения г. Шахты (Акт внедрения от 24.04.2008 г.).

3. «Примерное положение о работе постоянно действующей комиссии по контролю целесообразности назначения лекарственных средств, правильности их выписывания, медико-экономической экспертизе эффективности обеспечения необходимыми лекарственными средствами (методические рекомендации)». Утверждены Министерством здравоохранения Ростовской области (24.04.2008г.) и внедрены в деятельность МУ «Управление здравоохранением г. Ростова-на-Дону» (Акт внедрения от 30.07.2008 г.), в Управление здравоохранением г. Новочеркасска (Акт внедрения от 16.07.2008 г.), в Департамент здравоохранения г. Шахты (Акт внедрения от 22.05.2008 г.).

4. Методические рекомендации «Управление товарными запасами в аптечном предприятии, участвующем в отпуске лекарственных средств для отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь». Утверждены Ростовским-областным фондом ОМС (15.11.2007г.) и внедрены в деятельность Регионального аптечного склада ОАО «Фармация» г. Шахты (Акт внедрения от 29.11.2007 г.), фармацевтические организации, аптечные учреждения. Ростовской области, участвующие в OHJIC (Акт внедрения1 от 04.12.2007 г.). Основные положения, выдвигаемые на защиту:

• Результаты анализа оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан;

• Оценка реализации льготного лекарственного. обеспечения на территории Ростовской области;

• Результаты SWOTанализа действующей программы льготного лекарственного обеспечения;

• Научно обоснованные организационно-методические материалы по проведению органами управления здравоохранением внешнего аудита организаций и качества оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан в рамках программы OHJTC;

• Научно обоснованные организационно-методические материалы по подготовке примерного положения о работе постоянно действующей комиссии по контролю целесообразности назначения лекарственных средств, правильности их выписывания, медико-экономической экспертизе эффективности обеспечения необходимыми лекарственными средствами;

• Результаты использования логистического подхода к управлению товарными запасами в аптечном предприятии, участвующем в отпуске льготных лекарственных средств.

Апробация полученных результатов. Основные результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на 62-й, 63-й, 64-й региональных конференциях по фармации, фармакологии и подготовке кадров Пятигорской государственной фармацевтической академии (г.

Пятигорск, 2007, 2008, 2009гг.) — на региональной медико-фармацевтической научно-образовательной конференции «Медфармконвенция-2006» (г. Пятигорск, 25−26 сентября 2006 г.), «Медфармконвенция-2007» (апрель 2007 г. Ростов-на-Дону) — Международном форуме «Здравоохранение, фармация, мединдустрия 2007» (сентября 2007 г., г. Сочи,) — краевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям населения Ставропольского края» (Пятигорск, 2007 г.) — на дне организатора Министерства здравоохранения Ростовской области (Ростов-на-Дону, 29.11.2007 г.).

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ГОУ ВПО Пятигорской государственной фармацевтической академии Росздрава (регистрационный номер 01.2000.213 550).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, в том числе 4 статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 158 страницах текста компьютерного набора, содержит 23 таблицы и 17 рисунков. Работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка литературы и 6 приложений. Библиографический указатель включает 172 источника, из которых 6 на иностранных языках.

Общие выводы.

1. Анализ нормативно-правовых документов позволил установить современную систему льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на территориальном уровне.

2. На территории Ростовской области зарегистрировано 20,9% льготников, проживающих в ЮФО. Оставили за собой право на получение льготных лекарственных средств каждый второй инвалид войны (52,7%), около 60% ветеранов боевых действий. А также свыше 65% лиц, из категории дети-инвалиды.

3. Установлено, что численность льготников за период с 2005;2008 гг. сократилась с 485,7 тыс. чел до 156,1 тыс. чел. — на 67,9%, сокращение суммы заявки на лекарственные средства с учетом высокозатратных нозологий произошло всего на 34,9%. Использование торговых наименований утвержденного федерального Перечня лекарственных средств, составило от 30,9% (I квартал 2005 г.) до 84,2% в 2007 г. Уровень обслуживания рецептов колебался от 71,4% в 2005 г. до 99,2% в 2008 г.

4. Анализ высказанных мнений 483 респондентов позволил установить, что 71,7% из них высказали недовольство реализацией программы. Основными причинами отрицательного отношения являются: отсутствие необходимых торговых наименований ЛС в аптеках, усложнение механизма выписки льготного рецепта в ЛПУ, наличие больших очередей к врачунахождение рецепта на отсроченном обслуживаниинеобходимость несколько раз обращаться в аптекуотмена ранее существовавших льгот.

5. Установлено, что для 35,4% городских и 54,9% сельских льготников обращение в ЛПУ связано только с получением льготного рецепта. Одного врача посещает каждый пятый (20,9%) опрошенный, двух специалистов каждый третий (37,7%), трех — практически каждый четвертый (26,3%), четырех — каждый десятый (11,8%) льготополучатель, принявший участие в анкетировании. К пяти и более специалистам обращается при посещении поликлиники — 2,9% респондентов.

6. Установлено, что при амбулаторном лечении льготниками используется от одного JIC (16,8% мужчин и 9,9% женщина) до 4 — 5 наименований JIC (38,0% мужчин и 42,4% женщин), более семи наименований используют около 10,0% респондентов.

7. Установлено, что практически каждый десятый льготник (11,6%) дополнительно приобретает JIC за личные средства. Определена сумма возможной ежемесячной сооплаты до 1000 руб. для сельских льготников и до 2000 руб. для городских.

8. На основании проведения SWOT — анализа определены сильные, слабые стороны действующей программы льготного лекарственного обеспечения, возможности и угрозы, произведена их количественная оценка. Установлено, что на уровне субъекта федерации могут быть устранены такие слабые стороны, как отсутствие эффективной системы контроля качества лекарственной терапии, неэффективное управление товарными запасами в аптеках, низкая осведомленность и отсутствие опыта у врачей по применению новых лекарственных средств, а также недостаточный информационный обмен между участниками программы.

9. Обоснованы и разработаны организационно-методические материалы по информационному взаимодействию участников льготной лекарственной помощи, которые нашли применение в практической деятельности участников оказания государственной социальной помощи.

10. Разработаны организационно-методические материалы по проведению органами управления здравоохранением внешнего аудита организаций и качества оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан в рамках программы ОНЛС.

11. Обоснован и разработан логистический подход к управлению товарными запасами в аптечном предприятии, участвующем в отпуске льготных лекарственных средств на основании ABC и VEN анализа и определена номенклатура лекарственных средств для формирования оптимального текущего запаса, включающая 407 МНН.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аптеки в центре внимания коллегии Росздравнадзора // Новая аптека.-2008.-№ 2.- С. 10−11.
  2. SWOT анализ и стратегическое планирование Электронный ресурс. -Электр. дан.- SWOT центра: — Режим доступа: www. swot-analysis.ru.htm).- Загл. с экрана.
  3. Аббревиатура ДЛО заменена на аббревиатуру ОНЛС Электронный ресурс.- Электр. дан.- Медицинские новости.: ht1p://vvww.canonpharma.m/news/index/69.html).- Загл. с экрана.
  4. , М. ДЛО и проблема редких медицинских технологий /М. Авксентьева//Ремедиум.- 2007.- № 9.- С. 14−15.
  5. , Д.С. Управление в сложных биологических системах: модели для копирования эффективных решений / Д.С. Андреюк// Гос. управление. Электрон, вестн. 2007.- № 13. — С. 1−13.
  6. , Г. С. Математическая финансовая модель для принятия управленческих решений в стационарных медицинских учреждениях / Г. С. Арутюнян// Гос. управление. Электрон, вестн. 2007.- № 12. — С. 17.
  7. , Г. Вернуть в программу ДЛО отказников — одна из главных задач для Федерального ФОМС / Г. Барышникова // Фармац. вестн. 2007. — № 6 (453). — С. 8−10.
  8. , Г. Перспективы реализации программы ДЛО в 2007 г. / Г. Барышникова // Фармац. вестн. 2006. — № 33 (438). — С. 14−15.
  9. , Г. Успех программы ДЛО зависит и от заявки на потребности в лекарствах / Г. Барышникова // Фармац. вестн. — 2006. -№ 2 (407).-С. 8−10.
  10. , A.B. Конкурентоспособность фармацевтических производств на региональном лекарственном рынке / Батуров A.B., Мошкова Л. В., Степанова Э.Ф.П Фармация. 2003. — № 4. — С 10−13.
  11. , Н.М. Конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь: проблемы реализации /Н.М. Бевеликова// Мед. право.-2006.- № 3.- С. 14−17.
  12. , Ю. Создание лекарственных форм для детей надо поощрять / Белоусов Ю., Грацианская А., Зырянов С.// Фармац. вестн. 2007. — № 9 (456).-С. 11.
  13. , Т. Росздравнадзор о реализации нацпроекта «Здоровье»/ Т. Березина// Новая аптека, — 2007.- № 9.- С. 10 12.
  14. , H.H. Математико-статистические методы экспертных оценок / Бешелев H.H., Гурвич Ф. Г. —-М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  15. Бодряков, P. ABC- и XYZ-анализ: составление и анализ итоговой матрицы /Р. Бодряков// Логистика и управление.- 2005.- № 2.- С. 14−18.
  16. , Т. Ответственность за лекарственное обеспечение сельских жителей / Т. Борисова // Фармац. вестн. 2006. — № 16 (421). — С. 6−7.
  17. , С.П. Мониторинг систем государственного управления инновационными проектами / С.П. Ботуз// Гос. управление. Электрон, вестн. 2007.- № 12. — С. 1−8.
  18. , А. Отечественные производители в секторе государственной бесплатной лекарственной помощи /А. Бунина// Ремедиум.-2008.- № 4.-С.22−24.
  19. В ДЛО по госконтракту Электронный ресурс.- Электр, дан.-Московские аптеки.: http://www.mosapteki.ru/modules/news/article.php? storyid=79).- Загл. с экрана.
  20. , Б.А. Социальный портрет пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение / Б. А. Вассерман // Экономика здравоохранения. 2001. — № 11.-С. 17−18.
  21. , П.П. Российское село в перспективе вероятных перемен / П. П. Великий, П. А. Михеев // Социальная политика 2005. — № 2. — С. 27−39.
  22. , A.B. Чем грозит монетизация льгот (анализируем законопроект). / A.B. Викторова // Экон. вестн. фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент. — 2004. № 8. — С. 18−21.
  23. Воробьев, П.А. ABC-, VEN- и частотный анализы в здравоохранении /П.А. Воробьев// Проблемы стандартизации в здравоохранении.-2004.-№ 3. С.6−13.
  24. , И.В. Ценовые механизмы управления лекарственным обеспечением (на примере Сахалинской области) /Воронович И.В., Мошкова Л. В. // Новая аптека, — 2008.- № 5.- С. 22−26.
  25. , Н.И. Льготная лекарственная помощь в субъектах Южного Федерального округа / Гаврилина H.H., Косякова Н. В., Харахашян A.A. // Фармация.- 2008.-№ 4.- С. 36−38.
  26. , Н.Ф. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан / Герасименко Н. Ф., Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю. М.: МЦФЭР, 2005.-40 с.
  27. , Е. Реализация ДЛО по современным технологиям / Е. Григорьева // Фармац. вестн. 2005. — № 27 (390). — С. 7−8.
  28. , В. Льготные лекарства: государство ищет поставщика / В. Гринкевич//Экон. обозрение. 2007. — № 30(718).-С. 11−13.
  29. , Е.Ш. Российская социальная политика как сфера взаимной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества / Е.Ш. Гонтмахер// Социальная политика 2004. — № 1. — С. 6−14.
  30. , Ю. Моделирование перечня лекарственных средств и прогнозирование затрат /Ю. Граванова// Электронный ресурс. -Электр, дан.- CNews: — Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/ national2006/articles/drug/).- Загл. с экрана.
  31. , С. Программа ДЛО: итоги и перспектива Льгота 2005: все новое — еще не забытое старое / С. Грачева // Фармац. обозрение. — 2006.-№ 1.-С. 5−7.
  32. , Т. ДЛО: взгляд сверху / Т. Гурьева// Новая аптека. 2007.- № 1.- С.19−20.
  33. ДЛО: Логистический подход к управлению запасами в аптечном предприятии /Н.И. Гаврилина и и др.// Новая аптека.-2008.-№ 8.- С. 21−25.
  34. , Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Т. В. Деркачева. М., 2002. — 27 с.
  35. Закупкой лекарств по ДЛО займется государственная корпорация Электронный ресурс.- Электр, дан.- Агентство Атон-Лайн : — Режим доступа: http://www.aton-line.ru/analytics/comment/zakupkojlekarstvdlya dlozajmetsyagoskorporaciya/).- Загл. с экрана.
  36. Заседание президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи», Электронный ресурс.45,46,4748,49
Заполнить форму текущей работой