Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязь языка и власти в контексте современной философии культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В таком случае понятно, что должна представлять собой критика языка исходя из принципов материализма. Ее основное направление — указание на материальные условия, существования языка, на то, для, чего, в конечном счете, он был создан. Ведь, с точки зрения марксизма, выход к реальности любого элемента сознания не возможен в рамках его собственной логики, но только лишь посредством встречи с чем-то… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Язык и власть: история и методология вопроса
    • 1. 1. Генезис проблемы взаимосвязи языка и власти в философии культуры
    • 1. 2. Критика традиционных философских представлений о языке как форме власти
  • Глава 2. Язык и властные стратегии в современной культуре
    • 2. 1. Язык как средство реализации властных стратегий
    • 2. 2. Язык и речь: от нового опыта к совокупности социальных действий

Взаимосвязь языка и власти в контексте современной философии культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В реалиях современного общества процессы производства, накопления и передачи знания приобретают первостепенное значение. Следствием модернизации и технического прогресса становится значительное ускорение информационного обмена, что в свою очередь ведет к автоматизации и стереотипизации восприятия человеком информации. Очевидно, что подобные факторы создают дополнительные условия для реализации власти в процессах информационного обмена. Такие условия обусловливают необходимость контроля над протеканием данных процессов, а также внимательного анализа средств коммуникации, в число которых входит язык.

Не менее важным является то, что сам язык в современном обществе претерпевает значительные изменения. Он начинает выполнять новые функции, а также становится основой для образования новых систем знаков (реклама, мода). Представления о языке как. средстве коммуникации" дополнены осознанием той. роли, которую играет язык в процессах мышления и познания. Тот факт, что результаты человеческого! познания формируютсяа мысль приобретает ясные очертания лишь в ходе языковой деятельности, дает основания предполагать, что результаты исследования языка могут быть полезны для решения исследовательских проблем в рамках гносеологии.

Кроме того, именно изучение языка позволило разработать универсальный метод исследования* культуры — структурный анализ, позволяющий изучать различные явления, культуры на единой основе. Тем. не менее структурный анализ столкнулся с рядом серьезных проблем, связанных с трудностью сведения всего многообразия культурных и социальных явлений к одной глобальной структуре. Вполне возможно, что результаты исследования I взаимосвязи языка и власти помогут более ясно представить соответствие между явлениями культуры и общества и приблизиться к решению указанных проблем.

В свою очередь властьтакже меняется в современном обществе. Используя в качестве основания не только авторитет и насилие, но знание, власть проникает во все сферы общества. Она становится более изощренной в методах осуществления себя, изменяя представления человека о мире и тем самым манипулируя им. В подобных условиях эффективность осуществления власти зависит от степени осведомленности индивидов, подвергающихся ее воздействию. Используя язык, власть нередко стремится действовать скрытно, незаметно. Единственный способ не подвергнуться ее воздействию в условиях всеобщности языка — это пролить свет на то, как функционируют механизмы, лежащие в ее основании. В данном контексте изучение свойств языка, дающих власти возможность реализовывать себя с его помощью, представляется актуальной темой исследования.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что проблема взаимосвязи языка и власти была со всей очевидностью поставлена в период некласс’ической философии втаких философских направлениях, как марксизм, философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, структурализм, психоанализ, неокантианство.

Основу для изучения этой проблемы составили идеи таких мыслителей, как К. Маркс, высказавший ряд принципиально важных положений в отношении взаимосвязи языка и власти в рамках теории идеологии, Ф. Ницше, осуществивший критику языка в ряду других феноменов современной культуры, М. Хайдеггер, сделавший анализ языка основой своей философии, Л. Витгенштейн, перевернувший представление о взаимосвязи языка и общества.

Не менее важные идеи были высказаны Э. Кассирером, 3. Фрейдом, Ж. Лаканом. Отдельно следует упомянуть исследования основателей структурализма К. Леви-Стросса и Р. О. Якобсона, создавших общую методологию гуманитарных наук на основе анализа структуры языка.

Основу для исследования проблемы взаимосвязи власти и языка в рамках философии культуры составили работы лингвистов и семиологов: Ф. де Соссюра, Э. Бенвениста, Л. Ельмслева, А.-Ж. Греймаса.

Современными исследователями этой проблемы являются У. Эко, В. Ж. Келле, Н. С. Автономова, В. В. Бибихин, В. Л. Шульц, Т. М: Любимова.

Теоретической базой данного исследованияпослужили работы известных мыслителей, представителей французского структурализма Ролана Барта и Мишеля Фуко. Такой выбор обусловлен несколькими причинами:

Как Фуко, так и Барт являются основными представителями французского структурализма. Их идеи оказали решающее воздействие на развитие философии языка. Метод дискурсивного анализа, разработанный М. Фуко, стал широко применяться в социологиии политологии, а его идеи относительно" техник власти стали' классическими. Р. Барт стал основателем целого направления литературной-критики (Новая, критика), а его"взгляды" на структуру знака, коннотацию и миф. стали фундаментом семиотики.

Идеи этих мыслителей вышла за пределы, обозначенные структурализмом. Поздний Барт, как и поздний Фуко, пересматривают свои позиции и пытаются обратиться* к исследованиям* объектов, не входящих-в структуру.

Именно в философии Барта и Фуко’язык играет ведущую роль. В основе всей социальной философии* Фуколежит исследование речи как основополагающей человеческой деятельности. Ролан Барт посвятил свою жизнь исследованию особенностей процесса смыслообразования в человеческой речи.

Критика традиционных представлений о языке, содержащаяся в работах Барта и Фуко, направлена на недооценку властных функций, языка в. предшествующих концепциях языка.

Объект исследования — структуры, связывающие язык и власть.

Предмет исследования — язык и власть в свете современной философии культуры на материале концепций Р. Барта и М. Фуко.

Цель диссертационной работы — выявление на основе имеющегося материала важнейших свойств языка, которые являются основанием для реализации власти.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи: выявить общий философский контекст проблемы изучения реализации власти в языке посредством анализа философских позиций К. Маркса, Ф. Ницше, 3. Фрейда, М. Хайдеггераисследовать структурные особенности языка как средства познания и мышления человекапроанализировать наиболее значимые результаты исследования властных функций языкадостигнутые в рамках лингвистикиизучить стратегии философского осмысления взаимодействия языка и власти в концепцияхР. Барта и-М. Фукопровести1 сравнительный анализ представлений о языке и речи М. Фуко и Р. Барта с целью выявления общих черт, характерных для современной французской философииохарактеризовать основные, свойства языка" как поля реализации, властных стратегий в современной культуре.

Методологической и теоретической основой исследования являются базовые принципы философии культуры, методологический, социально-критический к и теоретико-систематический подходы к культуре, системный подход к проблеме, междисциплинарный синтез исследований лингвистики, семиологии, литературоведения" и семантики. Также были использованы средства историко-философского, герменевтического и компаративистского анализа.

Наиболее существенные результаты и научная новизна работы состоят в выявлении специфических черт языка как поля реализации властных стратегий общества.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

— выявлены характерные черты языка как поля реализации властных стратегий, а именно: структурность, тотальность и отчуждение языка как основания для вовлечения его в социальные стратегии;

— установлены специфические черты взаимосвязи языка и власти в современной философии культуры, — прежде всего у Р. Барта и М. Фуко;

— основой реализации властных стратегий общества в языке являются, прежде всего, ложные представления о нем. Неосведомленность выявлена как основной фактор реализации власти в языке;

— обоснована необходимость используемого подхода к изучению языка, в котором властные функции рассматриваются как его сущностные свойства.

Основные результаты диссертационного исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Попыткитеоретического осмысления суггестивных свойств языка предпринимались в философии культуры с момента ее возникновения.

2. Существенной чертой языковой деятельности является реализация властных стратегий.

3. Главным" основанием для" реализации власти* посредством языка является егоструктурность, обусловливающая' противоречие между историчностью языковых смыслов и синхроничным восприятием языка со стороны индивида.

4*. Концепциивзаимоотношений языка и власти Р. Барта и М. Фуко принадлежат к иной научной парадигме, в отличие от концепций предшествующей философии культуры, поскольку рассматривают власть как неотъемлемое свойство языковой деятельности.

5. Подходы к проблеме взаимоотношения языка и власти Р. Барта и М. Фуко не исчерпывают все аспекты ее теоретического осмысления, но именно они наиболее существенно определяют методологию ее исследования в современной философии культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научно-практическая значимость исследования состоит в разработке недостаточно изученной в зарубежной и отечественной литературе проблемы взаимодействия языка и власти, а также в расширении существующих представлений о языке как поле реализации властных стратегий в культуре.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки спецкурсов и учебно-методических пособий по философии и культурологии.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования докладывались автором на XII и XIII Региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2007, 2008), а также Научных сессиях ВолГУ (Волгоград, 2008, 2010).

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК.

1. Болдин, С. Ю. Основная оппозиция в философии Р. Барта [Текст^/ О. Ю. Болдин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия., Социология и социальные технологии: — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009: — № 2! — С. 126 — 130 (0?7 пл.).

2. Болдин, С. Ю. Два смысла понятия «фединг» в философии Ролана/Барта [Текст] / С. Ю. Болдин // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. — М.: Изд-во МГУКИ, 2011. — № 1. — С. 87−91 (0,39 п.л.).

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других научных изданиях.

3. Болдин, С. Ю. «Отвердение» смысла в свете концепции Р. Барта [Текст] / С. Ю. Болдин // XII Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 13 — 16 нояб. 2007 Вып. 3. Философские науки и культурология. Исторические науки: тез. докл. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — С. 8 — 10 (0,09 п.л.).

4. Болдин, С. Ю. Варианты соотношения языка и реальности в современной французской философии [Текст] / С. Ю. Болдин // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 21.— 30 апр. 2008 г. Вып. 2. Философские и.

5 социальные науки. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. — С. 113 — 116 (0,11 п.л.).

5. Болдин, С. Ю. Бытие языка в обществе в свете концепции М. Фуко и Р. Барта [Текст] / С. Ю. Болдин // XIII Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 11 — 14 нояб. 2008 Вып. 3. Философские науки и культурология. Исторические науки: тез. докл. — Волгоград: Изд-во ВолГУ,-2008. — С. 95 — 98 (0,16 п.л.).

6. Болдин, С. Ю. Философская стратегия Мишеля Фуко: язык как машина синхронизации [Текст] / С. Ю. Болдин // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 21—30 апр. 2010 г. Вып. 2 Философские и социальные науки. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. — С. 49 — 51 (0,08 п.л.).

7. Болдин, С. Ю. Философия как вид социальной практики: К. Маркс, Л. Альтюссер и М. Фуко [Текст] / С. Ю. Болдин // Московское научное обозрение. — 2011. — № 1 (5). — С. 23 — 24 (0,14 п.л.).

8. Болдин, С. Ю. Язык как поле реализации властных стратегий в культуре [Текст] / С. Ю. Болдин // Московское научное обозрение. — 2011. — № 4 (8).-С. 38−40 (0,16 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В основе наших размышлений о властных функциях языка лежала критика, высказанная в адрес традиционных представлений о языке, Р. Бартом и М. Фуко. В работах этих мыслителей мы также обнаружили основания, для построения иной точки зрения на язык, основанной на осознании его властных функций.

Идеи Барта и Фуко по своей сути были критикой идеалистических представлений о языке, сформированных мыслителями Нового времени и Просвещения, с материалистических, марксистских позиций. Идеализм в данном контексте означает рассмотрение языка в отрыве от материальных условий его формирования, как, выражение вневременной идеальной структуры. Язык, по мнению мыслителей Нового времени, не был, собственно говоря, отражением природы. Отдельные его знаки являлись отражением вещей, но сама структура была реализацией законов разума.

В таком случае понятно, что должна представлять собой критика языка исходя из принципов материализма. Ее основное направление — указание на материальные условия, существования языка, на то, для, чего, в конечном счете, он был создан. Ведь, с точки зрения марксизма, выход к реальности любого элемента сознания не возможен в рамках его собственной логики, но только лишь посредством встречи с чем-то отличным, противоположным ему — материальным. Именно в таком ключе развивается критика языка в работах Фуко и Барта. Они стремятся" сформировать, новый’взгляд на язык, посмотреть на языковые процессы как на социальные, языковую деятельность (речь) как социальную.

Ориентируясь на данное направление критики, мы провели анализ идей лингвистики и философии касающихся взаимоотношений языка и общества. В итоге мы выявили ряд сущностных черт, позволяющих языку стать полем реализации властных стратегий общества. Эти черты, выделенные и обсуждавшиеся ранее, можно объединить в четыре узловых момента, темы, вызвавших особенный интерес ученых и философов на протяжении всего 20 века. Таковыми являются моменты структурности, тотальности, отчуждения, а также исторической роли языка в социальных процессах.

Структурность языка является главным основанием для реализации власти его средствами. Структурность обуславливает наличие противоречия между изменчивостью и неизменностью в языке. Языковая структура всегда существует как некоторое единое неизменное целое, и тем самым создает условия для историчности смыслов. Структура выступает лишь как некоторая форма, содержание которой постоянно изменяется. Впрочем, выше приведенное сравнение не совсем соответствует действительности, поскольку историчность смыслов проявляется на нескольких уровнях. Подобную ситуацию наблюдал А. — Ж. Греймас.1 Так, в плане выражения одной и той же лексеме могут соответствовать несколько различных семем. А в плане содержанияодна и та же семема (элементарная! структура содержания, состоящая из сем) может изменяться с течением времени: одни семы исчезают из структуры, а другие появляются. Таким образом, именно структурность языка лежит в основе одной из главных проблем коммуникацииинтерпретации понятий. Историчность смыслов при* сохранении структуры языка неизменной обуславливает эффект постоянного недопонимания. Смысл как бы ускользает из рук говорящего человека. Можно было бы попытаться восполнить недостатки языка, воспользовавшись для коммуникации рядом иных средств. Например, использовать другую знаковую систему наряду с языком. В этом моменте мы обнаруживаем второе свойство языка, обуславливающее его властной характер — его тотальность.

Тотальность языка выражается в невозможности выхода за его пределы. Язык выступает в качестве среды, в которой существует человек. Такая ситуация возможна вследствие двух взаимосвязанных факторов. С одной стороны, специфика языка как знаковой системы. Язык представляет собой.

1 Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода [Текст] / А.-Ж. Греймас — пер. с фр. Л. Зиминой. — М.: Академический проект, 2004. — С. 53 самую сложную и распространенную систему знаков в современном обществе. Вследствие этого он выступает в роли всеобщего интерпретатора.1 Именно языковой смысл признается человеком смыслом как таковым. Значение музыкального произведения, театрального представления, картины должно быть непременно выражено языковыми средствами, для того, чтобы быть признанным существующим. С другой стороны, не менее важным является положение языка среди знаковых систем. Дело в том, что значительное количество систем знаков,' существующих в обществе, имеют вторичный характер, то есть, построены на основе другой системы. Базой для построения таких систем и выступает язык." В результате, язык не только является самой распространенной в обществе системой знаков, но и основой для большинства других знаковых систем. Именно эти два, свойства языка и обуславливают появление эффекта тотальности. Одним из результатов этого эффекта, является двойственный статус связи между элементами* языкового знака. С одной стороны эта связь является произвольной, то есть, не обусловлена ничемкроме самого языка. А с другой стороны, эта связь воспринимается пользователями языка как нечто необходимое, естественное и само собой разумеющееся.

Еще одним свойством, обуславливающим' реализациювласти в языке, является отчуждение. И действительно, общеизвестным является факт того, что язык представляет собой результат постоянной деятельности говорящих масс людей. В этом отношении каждый человек является соавтором языка, одним из его творцов. Но в то же время, готовый язык предстает перед человеком в качестве чуждой ему силы, которая оказывает на него воздействие, принуждая мыслить определенным образом. Очевидно, что отчуждение также является основанием для реализации власти. Ведь любое изменение языка в своих целях будет воспринято как нечто естественное и нормальное. Принимая во внимание эффект отчуждения, можно, воздействуя на язык, манипулировать сознанием людей.

1 Бенвенист, Э. Природа языкового знака [Текст] // Общая лингвистика / Э. Бенвенистперевод с фр. Ю. Н. Караулова, В. П. Мурат, И. В. Барышева, И. Н. Мельниковаобщ. ред. и вступ. ст. Ю. С. Степанова. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: УРСС, 2002. — С. 92.

Отчуждение, как и все вышеперечисленные качества языка, восходит к той роли, которую язык играет в процессах познания, формирования общества и человеческого сознания. Нет сомнений, что такое положения языка является главным фактором реализации власти. Человек с рождения и до самой смерти окружен языком. Формирование его психики, его общение с другими людьми, познание им окружающего мира происходит посредством языка. Человек привык к языку и не замечает его свойств и его существования.

Если мы проанализируем перечисленные выше свойства языка, позволяющие ему реализовывать властные стратегии общества, то обратим внимание, что все они приводят к заблуждениям людей. Фактически, всякий раз, когда мы говорим о власти в языке, мы говорим о противоречии между тем, что происходит и тем, как воспринимает это человек. Мы знаем, что власть, как социальный феномен, может иметь различные источники (такие как авторитет, насилие или право), но власть языка это власть обмана. Если быть точным, власть языка всегда реализует себя посредством неосведомленности тех, на кого она воздействует.

В данном контексте совершенно в ином свете предстает вся история развития теоретических знаний о языке. Ведь если единственным основанием власти в языке является отсутствие знаний о нем, то разве не является стремление познанию сущности языка борьбой против проявлений власти?

В работах французских структуралистов мы находим основания для утверждения того, что подобная борьба никогда не может быть завершена. Материалистическая критика языка все равно остается всего лишь критикой. Обличение какой-либо речи в качестве идеологии, в конечном счете, неявно предполагает наличие чистой от власти речи и чистого языка. Однако чистого языка не существует, поскольку в основе языка как системы смыслов всегда лежит реализация воли. Смысл как таковой (согласно данным семантики)1 рождается из акта выбора одного из двух вариантов элементарной структуры.

1 Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода [Текст] / А.-Ж. Греймас — пер. с фр. Л. Зиминой. — М.: Академический проект, 2004. — С. 26.

Таким образом, в основе смысла как такового и языка как системы смыслов лежит акт волеизъявления. А что же такое власть, как не возможность и способность осуществлять свою волю?

Необходимо понять, что язык всегда представляет собой поле столкновения различных воль, конфликта интересов, войны. Осознание этого позволит нам выти на совершенно другой уровень анализа языка. Новый взгляд на язык повлечет за собой пересмотр точек зрения на процессы мышления и познания, на характер человеческого сознания. Результатом создания новой теории языка станет преодоление недостатков как идеализма, так и материализма. Преодоление будет заключаться в понимании языка как сферы, в которой идеи встречаются с вещами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» Текст. / Н. С. Автономова // Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М. Фуко — пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. СПб.: А-сас1, 1994. — С. 7 — 28
  2. , Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: критический очерк концепций французского структурализма Текст. / Н. С. Автономова. М.: Наука, 1977. — 271 с.
  3. , Л. Ленин и философия Текст. / Л. Альтюссер. М.: Ад Маргинем, 2005. — 175 с.
  4. , Л. Марксизм и гуманизм Текст. / Л. Альтюссер // За Маркса / Л. Альтюссер- пред. Э. Балибара. — М.: Праксис, 2006. С. 311−342
  5. , Л. О молодом Марксе Текст. // Альтюссер Л. За Маркса / Л. Альтюссер- пред. Э. Балибара. М.: Праксис, 2006. — С. 75 — 127
  6. Альтюссер, Л: Предисловие: Сегодня Текст. // Альтюссер Л. За Маркса / Л. Альтюссер- пред. Э. Балибара. — М.: Праксис, 2006. — С. 31 -63
  7. , А. Б. Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса Текст. // Баллаев А. Б. Читая Маркса: Историко-философские очерки / А. Б. Баллаев. М.: Праксис, 2004. — С. 107 — 110
  8. , Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов Текст. / Р. Барт // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., сост., вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. — С. 196 — 238
  9. , Р. Война языков Текст., / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт — Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. — С. 535 — 541
  10. , Р. Из книги «Мифологии» Текст. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт — Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. — С. 46 — 131
  11. , Р. Лекция Текст. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт — Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. — С. 545 — 574
  12. , Р. Лингвистика дискурса Текст. // Барт, Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт — Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. М-.: им. Сабашниковых, 2004. — С. 456 — 463
  13. , Р. Мифологии Текст. / Р. Барт. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. — 263 с.
  14. , Р. Мифология сегодня Текст.'// Барт, Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт — Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. М.: им. Сабашниковых, 2004, С. 474 — 478
  15. , Р. Нулевая степень письма Текст. // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001, С. 327 — 370 •
  16. , Р. Основы семиологии Текст. // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей / Под ред. Е. Я. Басина, М. Я. Полякова — Пер. с англ., франц., нем., чеш., пол. и болг. языков. М.: Прогресс, 1975. — С. 114 — 163
  17. , Р. Разделение языков Текст. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт — Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1994. С. 519 — 535
  18. Барт, Р: Риторика образа Текст. // Избранные работы: Семиотика.. Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт — Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К.
  19. Косикова: М.: Прогресс, 1994. — С. 297 — 318
  20. , Р. Ролан Барт о Ролане Барте Текст. / Р. Барт — Сост., пер. с фр. и послесловие С. Зенкина. — М.: Ас1 Ма^тет: Сталкер, 2002. — 285, 1. с-
  21. Барт, Р1 Система моды: статьи по семиотике культуры Текст. / Р. Барт — Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. — М-: им. Сабашниковых, 2004.-512 с.
  22. , Р. Смерть автора Текст. // Избранные работы: Семиотика. ', Поэтика: Пер. с фр. / Р: Барт — Сост., общ- ред. и вступ. ст. Т. К.
  23. . М. : Прогресс, 1994. — С. 384 — 392
  24. , Р. Структурализм как деятельность Текст. / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с" фр. / Р. Барт — Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1994. -С. 253−261
  25. , Р. Фрагменты речи влюбленного Текст.-/ Р. Барт — Пер. с фр. В. Лапицкого — Ред. и вступ. ст. С. Зенкина. М.: А<�Г Маг§ тет, 19 997 —¦ 432 с. ¦ .:
  26. Э. Заметки о роли языка в учении Фрейда Текст. / Общая лингвистика / Э. Бенвенист — Перевод с фр. Ю. Н. Караулова, В. П. Мурат, И. В. Барышева, И. Н. Мельникова — Общ. ред. и вступ. ст. Ю.
  27. С. Степанова. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: УРСС, 2002. С. 115 — 129
  28. , Э. Семиология языка Текст. // Общая-лингвистика / Э. Бенвенист — Перевод с фр. Ю. Н. Караулова, В. П. Мурат, И. В. Барышева, И. Н. Мельникова — Общ. ред. и вступ. ст. Ю. С. Степанова.- Изд. 2-е, стереотипное. М.: УРСС, 2002. — С. 69 — 90
  29. , Э. Структура отношений лица в глаголе Текст. // Общая лингвистика / Э. Бенвенист — Перевод с фр. Ю. Н. Караулова, В. П. Мурат, И. В. Барышева, И. Н. Мельникова — Общ. ред. и вступ. ст. Ю.
  30. С. Степанова. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: УРСС, 2002. — С. 259 -270
  31. , Э. Уровни лингвистического анализа Текст. // Общая, лингвистика / Э. Бенвенист — Перевод с фр. Ю. Н. Караулова, В. П.
  32. , И. В. Барышева, И. Н. Мельникова — Общ. ред. и вступ: ст. Ю. С. Степанова. Изд: 2-е, стереотипное. — М.: УРСС, 2002. — С. 129 -141
  33. Беседа с Мишелем Фуко Текст. // М. Фуко Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2 / М. Фуко — Пер. с фр. И. Окуневой — Под общ. ред. Б. М. Скуратова. —• М.: Праксис, 2005.- С. 212 -285
  34. , В. В. Дело Хайдеггера Текст. / В. В. Бибихин // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер — Состав., вступ. статья и коммент. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993- — 447 с. ч
  35. , В. В. Язык философии Текст. / В. В. Бибихин. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 416 с. 41 .Бланшо М. Мишель? Фуко, каким я его себе представляю Текст. / М. Бланшо — Пер. с фр. и послесловйе Е. В. Лапицкого. СПб.: Machina, 2002. — 96 с.
  36. , Л. Логико-философский трактат Текст. / Л. Витгенштейн — Пер. с англ- Л: Добросельского. М.: ACT: Астрель, 2010.-178 с.
  37. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода Текст. / А.-Ж. Греймас — пер. с фр. Л. Зиминой. — М.: Академический проект, 2004. — 367 с.
  38. , В. фон Природа и свойства языка вообще Текст. / В. фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт- Перевод с нем., под ред. Г. В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 2000. С. 74 — 84
  39. , А. Ролан Барт как он есть Текст. / А. Дьяков. — СПб.:
  40. , В. В. Лингвистический путь Романа Якобсона Текст. / В. В. Иванов // Якобсон, Р. О. Избранные работы: пер. с английского, немецкого, французского языков / Р. О. Якобсон — Сост. и общ. ред. В.
  41. A. Звегинцева — предисловие Вяч. Вс. Иванова. — М.: Прогресс, 1985.-С.5−29
  42. Э. Г. Ницше как предтеча’постмодернизма Текст. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2004. № 3. -С.3−5
  43. , Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры Текст. // Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. — М.:
  44. Гардарика, 1998. С. 440 — 710
  45. , В. Ж. От эпистемы Мишеля Фуко к матрице культуры Текст. /
  46. B. Ж. Келле // Человек. 2007. — № 3. — С. 93−106
  47. Кола Д." Фуко и Советский союз Текст. / Д. Кола // Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. СПб.- М.: Летний сад- Изд-во ЕУСПб., 2001, С. 213−239'
  48. , А. С. Мишель Фуко-и его «Археология знания» Текст. / А. С. Колесников // Археология знания / М. Фуко — Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой- Вступ. ст. А. С. Колесникова. -СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2004. С. 5 — 31
  49. , Г. К. Идеология, коннотация, текст Текст. / Г. К. Косиков // Барт, Р. S/Z / Р. Барт — Пер. с фр. Г. К. Косикова и В. П. Мурат — Общ.ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. Изд. 2-е, испр. — М.: УРСС, 2002. -С. 8−31
  50. А. А. Философия языка Ф. Ницше: вызов традиции? Текст. / А. А. Лаврова // Ф. Ницше и философия в России: Антология / Институт философии РАН. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999. — С. 38—46
  51. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс — Пер. с фр., под ред. и с прим. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Наука, 1983. — 536 с.
  52. , Е. Ю. К вопросу об анализе дискурса, его, сущности, особенностях и перспективах / Е. Ю: Леонтьева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -2002.-№ 4.-С. 3−7
  53. Ф. По ту сторону добра и зла Текст. // По ту сторону добра и зла: Сочинения / Ф. Ницше- Пер. с нем. — М.- Харьков: ЭКСМО-Пресс- Фолио, 1998. С. 557 — 748
  54. , Ф. Генеалогия морали Текст. // Избранные произведения / Р. Барт — Сост. и автор вступ. ст. К. А. Свасьян. — М.: Просвещение, 1993.- 573 с.
  55. . Предисловие к 1-му английскому изданию «Логико-философского трактата» Текст. / Б. Рассел // Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн- Пер. с англ. Л: Добросельского. — М.: ACT: Астрель, 2010, С. 150 161
  56. , Ю. Р. Текст как капитал Текст. / Ю. Р. Селиванов // Вопросы философии. 2004. — № 12. — С. 29М0 •
  57. , У. Г. Предшественники постмодернизма и его связь, с американским прагматизмом Текст. / У. Г. Труитт // Вопросы философии. 2003.-№ 3.-С. 154−168
  58. Фрейд, 3. О психоанализе Текст. / 3. Фрейд // Фрейд, 3. Я и Оно: Сочинения / 3. Фрейд. М.- Харьков: ЭКСМО-Пресс- Фолио, 2000. -С. 311−363
  59. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному Текст. / 3. Фрейд // Я и Оно: Сочинения / 3. Фрейд. М.- Харьков: ЭКСМО-Пресс- Фолио, 2000. — С. 13−249
  60. Фрейд, 3. Толкование сновидений Текст. / 3. Фрейд. — Мн.: Попурри, 1997.-576 с.
  61. , М. Археология знания Текст. / М. Фуко- Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой- вступ: ст. А. С. Колесникова. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2004. 416 с.
  62. Фуко, М: История безумия в классическую эпоху Текст. / М. Фуко- пер. с фр. И К. Стаф. -М: АСТ, 2010. 698 с.
  63. , М. История сексуальности. Использование удовольствий Текст. / М. Фуко- Пер. с фр. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. -432 с.
  64. М. Ницше, Маркс, Фрейд Текст. / М. Фуко // Кентавр. 1994. — № 2. — С. 48 — 56
  65. , М. Порядок дискурса Текст. // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко —
  66. Сост., пер. с фр., комментарий и послесловие С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. — С. 21 — 40 8 к Фуко, — М. Рождение клиники Текст. / М. Фуко- пер. с фр., пред. и ред. А. Ш. Тхостова. — М: Смысл, 1998. — 308 с.
  67. , М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко — Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой: — СПб.: А-сас1, 1994.-406 с.
  68. , М. Что такое автор Текст. // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М- Фуко — Сост., пер. с фр., комментарий и послесловие С., Табачниковой. М.: Касталь, 1996. — С. 4 — 18
  69. , М. Письмо о1 гуманизме Текст. // Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер- Состав, вступ. статья- и? коммент. В^ В: Бибихина. М.: Республика, 1993. — С. 266 — 306
  70. , М. Путь к языку Текст. // Время и бытие: статьи? и выступления / М: Хайдеггер- Состав., вступ. статья и коммент. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. — С. 359 — 379
  71. , Л. Как сделать постмодернизм деятельностным Текст. / Л. Хольцман // Вопросы философии. 2006. — № 12. — С. 24−34
  72. , Н. Картазианская лингвистика: Глава из истории рационалистической мысли Текст.: пер. с англ. / Н. Хомский — Предисл. Б. И. Наумова. — Изд. 2-е. — М.: КомКнига, 2010. — 232 с.
  73. В. Л., Любимова Т. М. Язык как метареальность и прогностическая структура / В. Л. Шульц, Т. М. Любимова // Вопросы философии. 2008. — № 7. — С. 38−50
  74. Эко У. Отсутствующая структура Текст.:/ У. Эко- Пер. с итальянского
  75. В. Резник и А. Погоняйло. СПб-: Симпозиум, 2006. — 544 с. 93. Эрибон Д. Мишель Фуко Текст. / Д. Эрибон- Пер- с фр. Е. Э. Бабаевой- Науч. ред. и предисл. С. Л. Фокина. — М.: Молодая гвардия, 2008. 378 6. с.
  76. Якобсон, Pi О. Взгляды Боаса на грамматическое значение Текст. / Р. О. Якобсон // Избранные работы: пер., с англ., фр., нем. / Р- О. Якобсон — Сост. и! общ:.ред- В- А. Звегинцева. М.: Прогресс, 1985. — С. 231 — 238. ¦ !
  77. Poster, M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context / M. Poster. Chicago: University of Chicago Press, 1990: — 188 p.
  78. Kroker, A., Cook, D. The Postmodern scene: Excremental Culture and Hyper-Aesthetics Text. / A. Kroker, D- Cook. Montreal: New World Perspectives, 2001, — 320 p.
Заполнить форму текущей работой