Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-информационные проблемы формирования системы ценностных ориентаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное российское общество переживает кризис ценностно-ориентационной системы. Бывшие ценности ушли в прошлое, новые еще не утвердились. Осмысление ценностно-ориентационного кризиса и формирование новой системы ценностей является важной актуальной задачей современности, что предполагает их характеристику с философской точки зрения. Действительно, на современном этапе развития на обыденный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
    • 1. 1. Методологические принципы анализа проблемы ценностей
    • 1. 2. Ценностные ориентации — социально-информационная основа регуляции поведения личности
    • 1. 3. Социализация как инфопроцесс формирования системыценностных ориентаций
  • ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГЕНЕЗИСА И
  • ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
    • 2. 1. Возникновение ценностей как информационный процесс 79 2.2 Социально-информационная база становления и развития ценностно-ориентационной системы
    • 2. 3. социально-информационный кризис как этап генезиса ценностно-ориекггационной системы

Социально-информационные проблемы формирования системы ценностных ориентаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Подводя итоги социального и культурного развития человечества в последнее десятилетие XX века, среди важнейших вопросов современности нельзя не выделить проблему ценностей. Человек живет в мире ценностей: развитие общества представляет собой создание все увеличивающегося, усложняющегося мира ценностей. Человечество не могут не волновать негативные процессы, происходящие в духовной жизни социума, кризис духовности и тотальное наступление бездуховности. «Человечество ныне находится в состоянии. неадекватности — неадекватности всей беспредельной диалектики Универсума. Чтобы жить не напрасно, .человек должен не просто быть самовоспроизводящим, продолжающим себя как вид, но дать нечто принципиально иное, лучшее и большее. что возможно только нравственно выработать, произвести, создать» (23, с. 2). Бытие человека, смысл его жизни неразрывно связаны с нравственностью, с системой ценностей, выступающей в качестве ведущей цели его деятельности.

Вступление человечества в информационную эру порождает новые, сложные, глобальные проблемы. Использование новейших технических средств, угроза выживанию человечества, вопросы, связанные с ценностными аспектами информационного взаимодействия, когда человечество стоит на пороге информационной цивилизации, оказались в числе малоизученных, и еще не получили должного внимания представителей различных отраслей знания — философов, психологов, социологов, антропологов и культурологов.

В диссертационной работе предпринимается попытка подойти к проблеме ценностей с точки зрения информационных процессов: «духовные ценности в силу своей природы, прежде всего, характеризуются определенным информационным содержанием» (165, с. 16). Информология позволяет по-новому взглянуть на аксиологические проблемы общества и личности. Индивид, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, производит социальную информацию, а также потребляет, хранит и передает ее. Аксиологически социальная информация необходима ему для оптимизации функционирования в рамках данной социальной системы. Социально-информационные отношения связаны самым непосредственным образом с выработкой и реализацией системы ценностных ориентаций. Процесс становления и динамики данных отношений относится к числу наименее изученных феноменов.

Система ценностных ориентаций — сложное образование, характеризующее отношение человека к самому себе, другим людям, природе, социальной среде, Богу. Социум стремится путем передачи направленных инфоб-локов воспитать человека определенным образом. Поступив к индивиду, социальная информация включается в сложный процесс формирования ценностных ориентаций, взглядов, мнений. Поэтому, анализ процесса инфовзаимо-действия крайне важен при изучении аксиологической системы личности и общества. Изучение инфопроцессов развития системы ценностей взаимосвязано с решением задач воспитания, образования, социального управления. Исследование данного феномена актуально как в теоретическом, так и в социально-практическом аспектах. Таким образом, актуальность темы обусловлена тремя основными моментами:

1. Вступлением человечества в новую информационную эру, что порождает новые нравственные противоречия, требующие своего разрешения.

2. Современным кризисом культуры, состоянием аномии, в котором пребывает современное общество.

3. Появлением новых нравственных проблем, связанных с усилением НТП, внедрением новых технологий, подчас грозящих всему человечеству.

Объектом диссертационного исследования выступает генезис системы ценностных ориентаций: ее становление и развитие.

Предмет — роль информационной составляющей этого процесса.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблемы ценностей активизировалось в XIX в. в рамках складывавшейся новой философской теории, рассматривающей проблему ценностей, — аксиологии. Взгляд на ценности изменялся, в зависимости от общенаучного направления ценности трактовались и трактуются по-разному.

Данное понятие впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт рассматривают ценности как нечто абсолютное, универсальное, регулирующее жизнь индивида и общества. Сущность ценностей они видят в их всеобщей значимости. М. Шеллер и Н. Гартман истолковывают ценности как всеобщие, вечные, высшие идеальные сущности.

Натуралистический психологизм источником ценностей признает биопсихологическую составляющую потребностей человека (А.Мейнонг, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюис).

В рамках культурно-исторического релятивизма (В.Дильтей) ценности рассматриваются с точки зрения их принадлежности к миру культуры, при этом предполагается, что типы культур возникают вне связи друг с другом. Отсюда следует аксиологический плюрализм, множество равноправных ценностных систем (Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А.Сорокин).

Социологическое направление, представленное М. Вебером, Т. Парсон-сом, Ф. Знанецки, У. Томасом и др., исследует ценности в теории социального действия как средство выявления социальных связей и форм функционирования общественных институтов.

Русские религиозные философы Серебряного века (Н.Бердяев, Н. Булгаков, Л. Карсавин, НЛосский, В. Соловьев, П. Флоренский и др.) также уделяли большое внимание проблемам ценностей. Данный феномен рассматривался ими в основном с точки зрения определения добра и зла, причем в качестве абсолютного добра выступал — Бог.

В современной отечественной литературе проблема ценностей начинает особенно активно разрабатываться с 60-х годов. В это время вышли работы, в которых была подробно разработана данная проблематика. Это работы В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» (1960 г.) — В. А. Василенко «Ценности и оценка» (1964 г.) — О. Г. Дробницкого «Мир оживших предметов» (1967 г.), а также коллективная монография «Проблема ценности в философии» (1966 г.) и др. В современной отечественной литературе ценности рассматриваются в исследованиях Л. М. Архангельского, О. М. Бакурадзе, А. П. Вардомацкого, Г. Я. Головных, О. Н. Гороховой, А. А. Гусейнова, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, Л. П. Куксы, А. А. Ручки, А. И. Титаренко и др.

Важное место в аксиологической проблематике занимает феномен ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности и общества, в них аккумулируется, резюмируется весь накопленный жизненный опыт.

Одними из первых отечественных исследователей ценностных ориентаций стали А. Г. Здравомыслов, В. Б. Ольшанский, В. А. Ядов. В ценностных ориентациях разные авторы выделяют те или иные моменты: цели, стремления и идеалы личности (В.Б.Ольшанский), осознание личностью своего окружающего мира и своего «Я» (З.И.Файнбург).

Многие пытаются соотнести ценностную ориентацию с разными видами установки (И.С.Кон, А. В. Петровский и др.). Так, И. С. Кон эксплицирует ориентацию на какие-либо социальные ценности как «систему установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий» (121, с. 28). Понятие установки, широко разработанное школой Д. Н. Узнадзе (А.С.Прангишвили, И. Т. Бжалава и др.) (238), сыграло важную роль в изучении аксиологических объектов, чего нельзя сказать об использовании информационного подхода.

Несмотря на большое количество исследований, связанных с рассмотрением системы ценностей и ценностных ориентаций, крайне мало попыток анализа соответствующих проблем с точки зрения информационного подхода. Из немногих авторов, работающих в этом направлении, можно назвать М. М. Лобжанидзе. Однако в поле зрения данного исследователя попадают только эстетические ценности (145).

Интересна теория эстетической информации: М. Бензе, А. Моль, Г. Франк и др. Так, А. Моль рассматривает информационную систему культуры, функционирование в ней семантической и эстетической информации (160) .

Информационный подход представлен в отечественной науке в работах Н. П. Ващекина, В. З. Когана, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула и др. Эти авторы рассматривают информацию в философско-социологическом контексте.

В связи с постоянно возрастающей ролью информации в жизни человечества информационный подход к рассмотрению проблемы ценностей и ценностных ориентаций представляется более чем перспективным.

Цели и задачи исследования. Цель исследования — теоретико-методологический анализ генезиса и динамики системы ценностных ориентаций как информационного феномена.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— обоснование возможности применения информационного подхода к изучению данной системы;

— социально-информационный анализ системы ценностей;

— исследование информационного механизма взаимодействий в контексте системы ценностей;

— анализ информационного механизма формирования системы ценностных ориентаций и ее характеристика как регулятора поведения человека;

— выявление и исследование этапов генезиса ценностно-ориентационной системы с точки зрения информационного аспекта.

Методологическая база исследования. В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования были использованы идеи, принципы и положения нового перспективного направления социальной философии — интегративной теории социальной информации (инфор-мологии). Проблематика данного направления отражает вопросы, связанные с информационными процессами в обществе. Анализ развития информационной аксиологической системы потребовал раскрытия динамики инфопро-цессов, чему в значительной степени способствовало использование таких постулатов теории инфовзаимодействия, как концепция инфопотребности как метапотребности, эвристическая модель инфогенеза и структуры инфопотока. Активно использовались идеи, связанные с анализом проблемы качества информации.

Наиболее важными в методологическом плане для нас являются работы В. Г. Афанасьева, Н. П. Ващекина, Д. И. Дубровского, А. Г. Здравомыслова, В. З. Когана, Е.В.Золотухиной-Аболиной, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула.

Разрабатываемые в рамках теории социальной информации проблемы инфовзаимодействия, субъектно-объектных отношений, модальности, качества информации оказались весьма полезными и продуктивными. При вычленении субъекта и объекта инфовзаимодействия в ценностно-ориентационном процессе и анализе их взаимодействия мы опирались на концептуальные представления, разработанные научной школой В. З. Когана.

Анализ развития информационной аксиологической системы потребовал раскрытия динамики инфопроцессов, чему в значительной степени способствовало применение информационного подхода.

В работе также используется системный подход. При этом обнаружено, что ценностные ориентации могут быть охарактеризованы как самоуправляемая, саморазвивающаяся, иерархически организованная система открытого типа, осуществляющая свою деятельность на основе принципа обратной связи. При обращении к системному подходу нами использованы работы и идеи П. К. Анохина, А. Н. Аверьянова, И. В. Блауберга, В. М. Глушкова, И. Б. Новика, Э. Г. Юдина, и др.

Кроме того, диссертант уделял значительное внимание таким феноменам и процессам, рассматриваемым в рамках социологии и социальной психологии, как личность, ценностные ориентации, социальные группы, социализация личности, социальное управление, девиация, аномия и др. При этом полезными и интересными оказались работы Г. М. Андреевой, Л. Г. Борисовой, К. Д. Давыдовой, В. В. Москаленко, А. А. Чечулина и др.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснована возможность и продуктивность использования информационного подхода для анализа аксиологической проблематики: предпринята попытка систематического анализа ценностно-ориентационной системы как информационного явления.

2. Дана характеристика ценности как информационного феномена. Обнаружено, что ценности возникают и передаются в процессе ин-фовзаимодействия.

3. Развиты представления об особом типе ценностной информацииэтической (от греч. ethos — нрав, обычай, характер).

4. Произведен теоретико-методологический анализ информационной системы ценностей.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Система ценностей и ценностных ориентаций личности и общества представляет собой информационный феномен: инфопроцессы, происходящие в обществе, обеспечивают существование данной системы, ее динамику.

2. Ценности и ценностные ориентации человека находят выражение в социальной информации, что не исключает их надынформационной специфики. Анализ ценностей позволяет выделить особый тип информации — этическую. Этическая информация двойственна: с одной стороны она имеет логический характер, выступает как осознанная, семантическая, знаковаяс другой — непереводимая, воздействующая, прежде всего, на эмоциональную сферу человека.

3. Формирование информационной ценностно-ориентационной системы личности происходит в процессе социализации, который осуществляется благодаря восприятию индивидом (объектом) этической информации. Она может передаваться обществом или группой (субъектом) как аксиально, так и ретиально.

4. Ценностно-ориентационная система не является неизменной, она динамична и переживает этапы возникновения, становления, кризиса. Каждый из этапов имеет информационное содержание и может быть описан в терминах информологии. Кризис системы ценностей и ценностных ориентаций закономерен. Он носит как негативный, так и позитивный характер: общество и личность имеют возможность последующего ценностного становления на новой основе. Ценностно-ориентационный кризис в обществе может катализироваться кризисом информационным.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты проведенного исследования могут быть использованы для анализа теоретико-методологических проблем научных дисциплин, изучающих проблемы духовной культуры, оценки ее современного состояния и перспектив развития. Полученные результаты позволяют осуществлять надежный анализ системы ценностей и ценностных ориентаций, способствуют более глубокому пониманию круга важных проблем, могут быть использованы в преподавании курсов информологии, социальной философии, социальной психологии, социологии, культурологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были апробированы на международной конференции «Intellectual development of society and new information technologies» (Новосибирск, 1992), научно-теоретической конференции «Социальное поведение: решения и проблемы» (Ижевск, 1992), межвузовской конференции НГТУ «Проблемы высшего технического образования» (Новосибирск, 1993), международной научно-технической конференции СибГАТИ «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1995), международной научной конференции «Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее» (Краснодар — Новороссийск, 1996), международной научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 1998), научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 1998), XL научно-методической конференции СибГУТИ «Проблемы современного высшего образования» (Новосибирск, 1999, в соавторстве) и др.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социально-политических теорий Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Материалы и результаты исследования использовались при чтении учебных курсов и в методических изданиях по политологии, культурологии, социологии, психологии.

Заключение

.

Среди множества подходов к феномену ценностей можно выделить информационный и системный, представляющиеся нам наиболее важными и перспективными. Ценность представляет собой результат отражения объективной реальности. Ценное — есть, прежде всего, разумный смысл предмета или явления: в основе способности личности выявлять данный смысл лежит оценка. В ходе осуществления оценки человек удовлетворяет одну из важнейших социальных потребностей — потребность в информации, характеризующуюся как метапотребность: она соприкасается со всеми иными потребностями, практически выступая их характерной стороной. Инфопотребность представляется необходимым условием процесса формирования личности, существование последней возможно только при условии получения, хранения и преобразования информации.

Ценность имплицирует особый вид информации — этическую. Данная информация воздействует одновременно и на сознание, и на подсознание человека: значительная роль принадлежит эмоциям. Этическая информация двойственна: с одной стороны, она выступает как семантическая, знаковая, имеет логический характер, позволяющий регулировать деятельность индивида и социума, с другой стороны, — представляется непереводимой, воздействует на эмоциональную сферу человека, ощущается как внутренняя связь с другими людьми.

Итак, ценности, как сложные духовные образования, представляют собой единство семиотической (знаковой) информации и информации непередаваемой, не выражаемой логическими средствами.

В разных обществах и в жизни различных людей всякий раз преобладают разные ценности: невозможно составить единую таблицу ценностей всех времен и народов. Тем не менее, в жизни человека и социума важное место занимает определенная система ценностей.

Система ценностей принадлежит к классу больших (сложных) систем, являющихся: а) открытыми — обменивающимися со средой информациейб) динамическими — изменяющими свои параметры во временив) саморегулирующимися, что предполагает наличие динамического режима функционирования, обеспечивающегося за счет открытости такого рода системг) саморазвивающимися.

Массив общих характеристик систем весьма обширен:

— организованность;

— интегрированность;

— иерархичность;

— инерционность.

Система ценностей рассматривается нами как информационная. Информационная система ценностей, являющаяся объектом данного исследования, представляет собой основу культуры общества и возникает в процессе информационного взаимодействия. Инфовзаимодействие включает в себя информацию, субъект, объект, субъектно-объектные отношения и канал связи.

Потребитель информации выступает в роли объекта процесса, ради воздействия на которого субъект и производит информацию. Субъект стремится повлиять на объект определенным образом, изменить его отношение к миру, его деятельность и, следовательно, систему ценностей. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т. е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса.

Отношение индивидов к ценностям не исчерпывается простым усвоением их системы, должен осуществиться ценностный процесс, под которым понимается:

— взаимодействие ценностной системы и человека;

— генезис ценностной системы (ее возникновение, становление и кризис).

Взаимодействие системы ценностей и человека характеризуется двумя тенденциями:

— индивидуальной автономизацией (индивидуальная неповторимость ценностной системы личности);

— социальной унификацией (сближение системы ценностей человека с общепринятыми — социума и общечеловеческими).

В ходе взаимодействия происходит формирование системы ценностных ориентаций субъекта и объекта инфовзаимодействия.

Важным моментом, характеризующим ценностную ориентацию, является характеристика информации как осуществленного выбора из разноверо-ятных возможностей изменения состояния системы. Ценностная ориентация возникает в результате циркуляции этической информации в синхронном пространстве. Проходя через многочисленные фильтры — особенности национальной, этической культуры, установки социальных групп, личную мотивацию тщательно отобранная информация приобретает стабильный характер.

Помимо синхронных существуют и диахронные каналы передачи этической информации — от поколения к поколению.

Ценностные ориентации зависят от степени усвоения этической информации, содержащейся в них: формирование ценностных ориентаций происходит только тогда, когда данная информация воздействует и на сознание, и на подсознание индивида, лишь в этом случае ценностные ориентации влияют на поведение человека. Таким образом, влиять на поведение могут лишь интериоризованные ценностные ориентации. Данный процесс включает в себя следующие моменты:

1. Информация о существовании ценности и условиях ее реализации.

2. Трансформация (перевод) информации на индивидуальный язык индивида.

3. Активная деятельность (признание или отвержение познанной ценности).

4. Инклюзия (включение в лично признанную систему ценностей).

5. Динамизм (изменение личности, характеризующееся принятием или отвержением ценности).

Интериоризованные ценностные ориентации объединяются в систему.

Важнейшим актом, характеризующим систему ценностных ориентаций, выступает оценка. Оценка представляется актуальным выбором необходимой информации: индивиду нужно осуществить выбор из имеющихся в его распоряжении вариантов, из более или менее равновероятных возможностей изменения состояния системы ценностей. В связи с этим индивид находится в ситуации неопределенности, которая может быть разрешена путем выработки и принятия решения. Только выбранная в результате селекции информации ценность, осознаваемая и признаваемая в качестве таковой, может выполнять функцию ориентира при формировании человеческого поведения.

Представляется интересным для характеристики ценностно-ориентаци-онного механизма воспользоваться ситуационным подходом. Жизнь и деятельность индивида протекает в самых разнообразных ситуациях, которые можно классифицировать как:

— реальные ситуации;

— проблемные ситуации;

— пограничные ситуации.

Ценностные ориентации, позволяющие индивиду разрешить все типы ситуаций, содержат этическую информацию, следовательно, и данные ситуации мы характеризуем как информационные.

Взаимодействие системы ценностей и человека наиболее ярко проявляется в процессе социализации. Система ценностных ориентаций личности не возникает у человека внезапно, а формируется на протяжении долгого времени в соответствии с теми социальными условиями, в которых человек находится.

В процессе социализации выделяются два аспекта: первый связан с усвоением индивидом ценностей, норм и традиций, передающихся от поколения к поколению посредством усвоения исторического опыта. Второй — характеризуется творческим преобразованием, выходом за пределы, достигнутые предыдущими поколениями, формированием новой информации. Социализация неразрывно связана с процессом воспитания и начинается с восприятия и усвоения индивидом информации.

Выделяется направленная и ненаправленная социализация, их можно сопоставить с двумя путями формирования тезауруса — формальным и неформальным.

Социализация приводит личность в соответствие с нормами и шкалой ценностей, принятыми в данном обществе и в данный период времени, тем не менее, в каждом социуме имеют место определенные девиантные процессы. Социальные девиации имеют для общества как позитивное, так и негативное значение. Ценности выступают в дихотомической форме: ценноепротивоценное.

Мы рассматриваем информационную ценностно-ориентационную систему как динамически неустойчивую. Данная система в результате своего развития переживает несколько этапов:

1. Свое начало — возникновение.

2. Период стабилизации — становление.

3. Поворотный пункт — кризис.

Первоначально ценностные ориентации возникают как утилитарный способ регулирования социальных отношений: на ранних этапах развития общества этическая информация способствовала сохранению популяции человека. Стихийно складывающиеся установки и стереотипы личностного поведения закрепляются в обычаях, традициях, социальных нормах и т. д. Сначала происходит рационально неосознаваемый отбор необходимых, несущих в себе объективно-ценностное содержание способов взаимодействия, позднее начинается формирование и вербальное оформление ценностных ориентаций, трансляция ценностей от индивида к индивиду, а также от поколения к поколению посредством диахронного инфовзаимодействия.

Ценностные ориентации представляются важным средством хранения и передачи этической информации: здесь наблюдается своеобразное «сжатие» данной информации. Моральное освоение окружающей действительности имеет свои особенности: познавательный момент здесь может быть подчинен оценочно-императивной функции (качество информации, содержащейся в ценностной ориентации, может быть низким, однако регулятивная роль морального императива высока). Ценностные ориентации могут существовать и в форме предрассудков.

Период возникновения характеризуется тем, что ориентация на общепризнанные ценности закрепляется путем следования традиционному образу действий, а также под воздействием мифологии, искусства, религии. Становление системы ценностных ориентаций находится в непрерывной связи со становлением личности. Человек осознает себя, во-первых, представителем определенной социальной группыво-вторых, частью человечества.

Фундаментом, объединяющим представителей разных групп, выступают ценности, ценностные ориентации, которыми индивиды обмениваются в рамках инфовзаимодействия, обмена информацией. Важный момент процесса инфовзаимодействия — двухступенчатый характер прохождения любой информации: сначала сообщение сопоставляется с групповыми нормами и установками, а лишь потом усваивается индивидом.

Заключительным этапом генезиса системы ценностных ориентаций представляется кризис. Информационные процессы в этот период характеризуются нестабильностью: качество информации чаще всего — низкое, не удовлетворяющее индивида, в результате чего может возникнуть конфликт между личностью и системой ценностей. С другой стороны, несмотря на болезненность данного процесса, личности предоставляется возможность выхода на новый уровень, возможность пересмотра ценностно-ориентационной системы.

Однако осуществлению данной возможности препятствуют помехи той или иной интенсивности — информационные барьерыв кризисном обществе их роль возрастает.

Кризис ценностно-ориентационной системы часто обусловливается социальным кризисом. Поэтому, в сознании человека фиксируется представление об исчерпанности системы ценностей и тупиковости развития общества. Кризис начинается с дестабилизации: происходит распад традиционных информационных связей во всех модусах: социетальном, групповом, индивидуальном. Переживает распад система социального наследования. Вторая стадия кризисного процесса — конфликт. Происходит столкновение позиций приверженности тем или иным несовместимым ценностям, после чего система либо распадается, либо наблюдается ее коррекция и подъем.

Разрешение кризисного процесса осуществляется посредством:

— снятия противоречий;

— трансформации противоположностей (нейтральный путь разрешения противоречий) на основе несущественных изменений, что, однако не всегда возможно, так как ценностный конфликт весьма болезнен и подкреплен эмоционально;

— деструкции, под которой понимается борьба, антагонизм ценностей (может сопровождаться насильственным изъятием из инфофонда целых массивов информации). Это наиболее опасный вариант разрешения ценностных противоречий, сопровождающийся смещением ценностных ориентаций (может формироваться двойная мораль), понижением уровня активности участников инфовзаимодействия, падением качества информации и другими негативными процессами.

Наиболее оптимальным вариантом представляется снятие ценностных противоречий, неантагонистический путь разрешения проблем. При этом для ценностно-ориентационной системы возникает возможность прогрессивного развития.

Современное российское общество переживает кризис ценностно-ориентационной системы. Бывшие ценности ушли в прошлое, новые еще не утвердились. Осмысление ценностно-ориентационного кризиса и формирование новой системы ценностей является важной актуальной задачей современности, что предполагает их характеристику с философской точки зрения. Действительно, на современном этапе развития на обыденный уровень нравственных отношений все большее влияние оказывает научно-организованный уровень, что выражается в ряде моментов: росте общеобразовательного развития людей, усилении воздействия средств массовой информации, активизации общественного мнения в связи с коренными преобразованиями в об-, ществе. Таким образом, современная наука должна обратиться к изучению реальных нравственных отношений в обществе, осмыслению, определению перспектив их совершенствования на основе теоретического анализа и эмпирического материала. Но это дело будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Ф. Картина мира и информация (философские очерки). Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988. — 190 с.
  2. А.Н. Система: философская категория и реальность. -М.: Мысль, 1976.-188 с.
  3. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -263 с.
  4. Анализ систем на пороге XXI века: Теория и практика. Т. 2. -М.: Интеллект, 1996. 438 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 е., Т.2. — 287 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. -415 с.
  7. И.В. Проблема социализации личности. //Социс. -Вып.З. 1970. — С. 38−53.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-255 с.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.-197 с.
  10. Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. — 128 с.
  11. Р.Г. Природа морали. //Философские науки. 1991. -№ 12.-С. 53−64.
  12. Аристотель. Метафизика. Собр. соч. В 4-х т. Т.1. -М.: Мысль, 1975.-550 с.
  13. Аристотель. О возникновении и уничтожении. Собр. соч. В 4-х т. -Т.З. -М.: Мысль, 1981. С. 379−440.
  14. С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. //Расы и народы. 1972. — № 2. — С. 12−33.
  15. JI.M., Сагатовский В. Н. Возможности применения системного подхода в этике. //Методология этических исследований. М.: Наука, 1982.-С. 86 -110.
  16. Л.М. Моральные ценности и современность. //Вопросы философии. 1983. — № 11. — С. 88−93.
  17. В.Г. Общество: системность познания и управление. -М.: Политиздат, 1981.-432с.
  18. Т.О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Новосибирск: Наука, 1993. — 156 с.
  19. А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993.-240 с.
  20. О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та. 1982. — 84 с.
  21. В.К. Философия чувств: информационная концепция. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1996. 491 с.
  22. С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. -294 с.
  23. Г. С. Корни и плоды. Размышление об истоках и условии человеческой плодотворности. //Наше наследие. 1991- № 5. -С. 1−4.
  24. М.М. К философии поступка. //Человек в мире слова. -М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. С. 22−67.
  25. С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
  26. А.И. Информация и кибернетика. М.: Советское Радио, 1967. -410с.
  27. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
  28. .Н. Назначение человека. М.: Российская академия государственной службы при президенте РФ, 1995. 103 с.
  29. В.М. Избранные работы по социальной психологии. -М.: Наука, 1994.-399 с.
  30. .В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. -М.: Наука, 1973.-382 с.
  31. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  32. Д.И. Информация: миф или реальность (о состоянии понятий «знание» и «социальная информация»). // НТИ. Сер.2. -1985.-№ 2.-С. 1−4.
  33. JT.E. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск.: Изд-во ХГТУ, 1997. 139 с.
  34. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн.1. М.: Экономика, 1989. — 304 с.
  35. В. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания. //Ценности социальных групп и кризис общества. -М.: ИФАН, 1991.-С. 59−69.
  36. Л.Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 50 с.
  37. Ю.М. От фантазии к реальности (Происхождение нравственности). М.: Институт философии, 1995. 297 с.
  38. М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблема выбора и формирования. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1992.-20 с.
  39. Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960. -392 с.
  40. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -216 с.
  41. Л.М. Принцип конкретности в изучении социальной патологии. //Диалектика и этика. Алма-Ата: Наука, 1983. — С. 50−58.
  42. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. — 168 с.
  43. А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск: Наука и техника, 1987. 128 с.
  44. В.А. Ценность и оценка. Автореф. дис. канд. филос. наук.- Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1964. 20 с.
  45. В.А. Ценность и ценностные отношения. // Проблема ценности в философии. M. — JI.: Наука, 1966. С. 41 — 50.
  46. Г. Г. Социокультурная эволюция и социальное управление.- М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 1997. -219 с.
  47. Н.П. Информация, деятельность, мировоззрение. Тула: Приокское кн. изд-во, 1983. — 144 с.
  48. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. — 292 с.
  49. Г. Г. Проблема структуры в теории отражения. Автореф. дис. докт. филос. наук. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1969. -35 с.
  50. JI.E. Ценностные аспекты информационных процессов. Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1989.-16 с.
  51. В. Философия культуры: избранное. -М.: ИНИОН, 1994.-350 с.
  52. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1958. — 215 с.
  53. Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово: СО РАО, 1993.-339 с.
  54. Д.А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1983. -288 с.
  55. М.В. Биофизика. -М.: Наука, 1981. 575 с.
  56. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1960. 500 с.
  57. А. Философия кризиса. М.: Прогресс, 1978. — 374 с.
  58. Ю.Ф. Континуальность социальной жизни, закон ее пульсации и вакуум. СПб.: Изд-во СПУ, 1993. 199 с.
  59. В.А. Индивидуальность человека: бытие и деятельность. Екатеринбург: УГГГА, 1996. — 233 с.
  60. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. //Социологические исследования. -1991,-№ 4.-С. 72−78.
  61. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495 с.
  62. В.М. Мышление и кибернетика. М.: Знание, 1966. — 32 с.
  63. Г. Я. Ценностные отношения и перестройка общественного сознания. //Философские науки. 1989. — № 6. — С. 85 — 89.
  64. О.Н. Ценностно-ориентирующая функция морали. Авто-реф. дис. канд. филос. наук. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 24 с.
  65. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: (Становление и развитие). М.: Мысль, 1984, — 268 с.
  66. А.Б. Дюркгейм о ценностях и идеалах. //Социс. 1991. -№ 2.-С. 104−106.
  67. Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 24 с.
  68. В.В. Философское и методологическое значение понятия ценности. Автореф. дис. канд. филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -23 с.
  69. B.B. Аксиологический аспект философии. Автореф. дис. доктора филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 32 с.
  70. И.И. Понятие информации. Логико-методологический аспект. М.: Наука, 1973. — 230 с.
  71. Я. Ценностная ориентация личности. //Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989. С. 102 — 110.
  72. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К, 1993. — 503 с.
  73. В.А. Секуляризация: истоки и сущность. //Человек и культура. СПб.: Изд-во СПб. гос. у-та, 1996. С. 13 — 16.
  74. A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.- 157 с.
  75. A.A. Язык и совесть: Избранная социально-философская публицистика. М.: Российская академия наук. Ин-т философии, 1996.- 185 с.
  76. К.Д. Методологический анализ референтных групп личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1978. — 19 с.
  77. H.A. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Изд-во МГПУ, 1990.-16 с.
  78. М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во МГУ, 1977. -240 с.
  79. До донов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX в. М.:ИТП и МИО РАО, 1994. — 140 с.
  80. Домострой. -М.: Советская Россия, 1990. 304 с.
  81. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. //Проблема ценности в философии. М. — Л.: Наука, 1966. -С. 32−41.
  82. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. -351 с.
  83. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -333 с.
  84. Д.И., Вержбицкий В. В. Категория информации (философский обзор). //Философские науки. 1976. — № 1. — С. 148 — 157.
  85. Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.-286 с.
  86. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
  87. Духовные ценности как предмет философского анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 144 с.
  88. Д.Е. Социология установки. //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. — С. 54 — 67.
  89. Э. Ценностные и «реальные» суждения. //Социс. 1991. -№ 2.-С. 106−114.
  90. Г. М. Возникновение нового. -М.: Мысль, 1983. 188 с.
  91. О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений //Научное управление обществом. Вып.З. М., 1969. — С. 220 — 265.
  92. Ю.А. Социально-политические манипуляции личностью: сущность, технология, результаты. Автореф. дис. доктора филос. наук. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 1995. — 48 с.
  93. В.Т. Этосоциология как учение о нравах и нравственности (Вопросы методологии). М.: Изд-во МГУ, 1992. — 269 с.
  94. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  95. JI.А. Становление личности. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. — 166 с.
  96. A.M. Родовой строй и первобытная мифология. -М.: Наука. 1964.-328 с.
  97. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное. (Проблемы регуляции сознания). Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. -141 с.
  98. Ю.П. Между гармонией и восстанием (Проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века». Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. Ч. 1. 298 е., Ч. 2. — 200 с.
  99. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 252 — 267.
  100. М.С. Проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания. //Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Филос. и социол. исследования. Л., 1990. — С. 57 — 72.
  101. М.С. Историческая типология художественной культуры: (Пять лекций). Самара, Международный институт «Открытое общество», 1996. 86 с.
  102. В.М. Традиции и исторический процесс. М.: Луч, 1994. -189 с.
  103. И. Основы метафизики нравственности- Критика практического разума- Метафизика нравов. СПб.: Наука, 1995. -528 с.
  104. Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики. В 2-х кн. Томск, Изд-во ТГУ, 1995, Кн. 1. -124 е., Кн. 2.-122 с.
  105. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.- 188 с.
  106. H.B. Происхождение цивилизации. М.: ИФРАН, 1996. -252 с.
  107. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение. Диалог с Пригожиным. //Вопросы философии. 1992. — № 12. -С. 3−20.
  108. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. -М.: Институт молодежи, 1996, 223 с.
  109. В.З. Информационное взаимодействие: (Опыт анализа субъектно-объектных отношений). Томск, Изд-во ТГУ, 1980. 194 с.
  110. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981.- 177 с.
  111. В.З. Маршрут в страну информологию. М.: Наука, 1985. -161 с.
  112. В.З. К методологии информационного подхода. //Информатика и культура. Новосибирск: Наука, 1990. — С. 108- 128.
  113. В.З. Теория информационного взаимодействия. Философ-ско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. -319 с.
  114. В.З. Инфовзаимодействие в координатах пространства и времени. «Инфоцепь» и «Инфодерево». //Проблемы инфовзаимодей-ствия: Международный научный сборник. Новосибирск, 1993. -С. 98- 106.
  115. В.З. Демон информации в современном мире. К методологии информологического подхода. //НТИ. Сер. 1, 1998. — № 5-С. 1−11.
  116. Л.Н. Зло. Екатеринбург: Изд-во Урал-го ун-та, 1992. -110 с.
  117. Н., Рылева С., Степанов Е., Федотова В. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества. //Общественные науки сегодня. — 1992. — № 1. — С. 36 — 44.
  118. В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. 190 с.
  119. А.Н. Теория информации и теория алгоритмов. -М.: Наука, 1987.-303 с.
  120. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967- 383с.
  121. JI.A. Современная культура: альтернативы развития. Томск: Изд-во ТГУ, 1993. — 115 с.
  122. A.M. Отражение, деятельность, познание. -М.: Политиздат, 1979. 216 с.
  123. .И. Новый взгляд на эволюцию общества. Киев: Хрещатик, 1995. 88 с.
  124. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. -576 с.
  125. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  126. В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории (Нигилизм и идеалы). М.: Радуга, 1994. — 254 с.
  127. В.И. Механизмы социальной деформации. //Вопросы философии.-1989.-№ 11,-С. 3−12.
  128. Н.С. Человек: Потребности и ценности. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1992. — 147 с.
  129. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализаМ.: Наука, 1996. 191 с.
  130. A.B. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985.-399 с.
  131. Л.П. Реформируемая Россия: социологический аспект анализа. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. — 32 с.
  132. JI.П. Россия: концептуальные основы устойчивого развития //Глобалистика: переходность и устойчивость. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. — С. 37 — 45.
  133. В.Н. Человек в мире информации. //Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. — С. 150- 163.
  134. Н.И. Ценности в кризисном социуме. //Ценности социальных групп и кризис общества. М.: ИФАН, 1991.-С. 4−31.
  135. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации. //Вопросы философии. 1982. — № 12. -С. 29−41.
  136. Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. -263 с.
  137. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384 с.
  138. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  139. А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — С. 251 — 261.
  140. К.Н. Византизм и славянство. //Избранное. М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993.-С. 19−118.
  141. Лики морали. СПб.: Изд-во СПГАУ, 1996. 188 с.
  142. Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень ССА. № 4 (19). — М&bdquo- 1969. — № 40.
  143. Личность: этические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1979.-218 с.
  144. М.М. Эстетическая ценность в свете теории информации. //Художественно-эстетические ценности в системе культуры. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1990. — С. 15−24.
  145. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  146. А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. -207 с.
  147. Н.О. Ценность и бытие. //Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С.250−314.
  148. Н.О. Бог и мировое зло. Основы теодицеи. //Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 316−389.
  149. Н.В. Ценностное сознание и становление личности. //Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1984. — С. 33 — 34.
  150. Ф.Г. Гуманистическое общение: в поисках гармонии. М.: Наука, 1995.- 111 с.
  151. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973. 146 с.
  152. Р. Социальная структура и аномия. //Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966,-С. 299−313.
  153. Р. Социальная структура и аномия. (Социальная теория и социальная структура). //Социс. 1992. — № 2. — С. 118 — 125.
  154. Т.П. Проблема целостности личности в условиях кризиса. Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. -16 с.
  155. Ю.П. Этический синкретизм. Брянск: Очаг, 1994. 91 с.
  156. P.E. Категория ценности: ее определение. //Методологические функции философских категорий. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — С. 123 — 129.
  157. И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. -М.: Наука, 1991. 127 с.
  158. H.H. Восхождение к разуму. М.: Издат, 1993. 175 с.
  159. А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М.: Мир, 1966.-351 с.
  160. В. Норма и мотив поведения. //Вопросы философии. -1972,-№ 8.-С. 107−117.
  161. Моральные ценности и личность. М.: Изд-во МГУ, 1994. -176 с.
  162. Т.Г. Экспериментальные основы эволюции. M.-JL: Биомедгиз, 1936. 250 с.
  163. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984. -319 с.
  164. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. 204 с.
  165. В.В. Социализация личности. (Философский аспект). Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
  166. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости. //Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. -С. 13−20.
  167. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 170 с.
  168. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: Наука, 1969. 246 с.
  169. Ф. Полное собрание сочинений. Т.9. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (1884 — 1888). — М.: Московское книгоиздательство, 1910. — 362 с.
  170. И.Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. -М.: Наука, 1991.-228 с.
  171. А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л.: Лениздат, 1972. — 296 с.
  172. Общество и человек: пути самоопределения. Вып. 1, СПб.: Петрополис, 1994. 160 с.
  173. Т.П. Проблемы историко-философской науки. -М.: Мысль, 1969. 398 с.
  174. В.Б. О некоторых механизмах взаимосвязи общества и личности (Социально-психологическое исследование). Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: АН СССР, Ин-т философии. 1968. 31 с.
  175. .В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности: Проблема отчуждения. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. — 183 с.
  176. Е.В. Формирование и изменение социальных стереотипов в процессе социального познания. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб: Изд-во СПб. гос. у-та, 1992. — 17 с.
  177. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Российский институт культурологии, 1994. 214с.
  178. М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 527с.
  179. В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи: (Методологические и методические проблемы социологического исследования). Киев: Наукова думка, 1985. — 125 с.
  180. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. -М.: Наука, 1994.-380 с.
  181. А.П. Социально-психологические основы семейного общения. //Общение и культура личности. Томск: Изд-во ТГУ, 1984.-С. 128- 142.
  182. О.М. Система ценностей и структура личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 16 с.
  183. .А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Нау-кова думка, 1988.-211 с.
  184. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-351 с.
  185. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  186. Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. М.: Мысль, 1975. — 286 с.
  187. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  188. В.Д. Социальные нормы, философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. — 253 с.
  189. Е.А. Ценностная ориентация личности как философская проблема. //Методологические вопросы исследования современных общественных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1981. -С. 91−99.
  190. Е.А. Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1984. 23 с.
  191. С.И. Политика, экономика, мораль: Социально-нравственные аспекты перестройки. М.: Политиздат, 1989. — 240 с.
  192. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.-213 с.
  193. A.C. Психологические очерки. Тбилиси: Мецние-реба, 1975. 111 с.
  194. К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс, 1975. — 464 с.
  195. Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. -261с.
  196. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Кишинев: Штиинца, 1989. — 295 с.
  197. Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972.-607 с.
  198. A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М.: Изд-во МГУ, 1996.- 159 с.
  199. Г. Философия истории. СПб., Д. Е. Жуковского, 1908. -154 с.
  200. В.Е. Ценностные ориентации общества и возможности всестороннего развития человека. //Возможности человека в современную эпоху. М.: Наука, 1989. — С. 22 — 37.
  201. СЛ. Психологическая наука и дело воспитания. //Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -С. 183 — 192.
  202. A.A. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова думка, 1976.- 152 с.
  203. В.Ш. Русская идея спасения. СПб.: Изд-во СПб гос. унта, 1995, — 152 с.
  204. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  205. Е.А. Эволюция и информация. М.: Наука, 1976. -232 с.
  206. Э.П. Кибернетика и управление обществом. //Научное управление обществом. Вып. 6. М.: Мысль, 1968. — С. 237 — 238.
  207. О.Ю. Эффект стереотипизации. Теоретическое обоснование манипулирования массовым сознанием в социологии США. //Соте. 1985. — № 1. — С. 164 -167.
  208. Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.
  209. М.И. Принцип системности и его основные понятия. //Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С. 49−63.
  210. A.A. Социальный опыт: Сущность и специфика воспроизводства при социализме. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. — 176 с.
  211. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.-161 с.
  212. П.В. Мозг и творчество. //Вопросы философии. 1992. -№ 11.-С. 3−24.
  213. Системная концепция информационных процессов. Вып.З. -М.: Всесоюзный НИИ системных исследований, 1988. 84 с.
  214. В.И. Наука об информации и ее проблемы. //Международный форум по информации и документации- Т.8. -М.: Наука, 1983.-№ 1,-С. 7−21.
  215. А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. -М.: Политиздат, 1992. 351 с.
  216. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.
  217. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. 120 с.
  218. О.С. Феномен русского морализаторства. Новосибирск: Наука, 1995. 199с.
  219. В. Оправдание добра. М.: Республика, 1996.-479 с.
  220. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543с.
  221. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. -М.: Юрид. лит., 1984. 320с.
  222. Социальный прогресс: Проблемы гуманизации. Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 1992. 153 с.
  223. Стереотипы в общественном сознании. Социально-философский аспект. М.: ИНИОН, 1988. — 41 с.
  224. Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
  225. Субъект и социальная компетентность личности. М.: Институт психологии РАН, 1995. 167 с.
  226. Л.А. Ценностные ориентации личности и регуляция взаимоотношений в контактных группах. Баку: Элм, 1989. — 106 с.
  227. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Институт молодежи, 1996. 130 с.
  228. Г. Социальная логика. СПб.: Социал.- психологический центр, 1996. — 553 с.
  229. Теория личности и аксиология. М.: Универсум, 1994. -384 с.
  230. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — 278 с.
  231. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Таллин: Ээсти раамат, 1982. — 215 с.
  232. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 731 с.
  233. С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. -622 с.
  234. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960, — 156 с.
  235. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 124 с.
  236. М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры М.: Балтийский гос. техн. ун-т, 1996. 213 с.
  237. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  238. А.Д. Природа информации. Философский очерк. -М.: Политиздат, 1968. 287 с.
  239. А.Д. Информация. М.: Наука, 1971. — 295 с.
  240. А.Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. — 231 с.
  241. А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. -М.: Наука, 1975. 287 с.
  242. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. -М.: Наука, 1981.-367 с.
  243. А.Д., Ващекин Н. П. Информатизация общества: социально-философские проблемы и перспективы. //Проблемы инфовзаимо-действия. Новосибирск, 1993. — С. 119 — 143.
  244. В.Б. Проблема становления социального. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — 173 с.
  245. З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества //Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 2. № 25 (40). — М.: Институт конкретных социальных исследований АН СССР, 1969. — С. 59 — 99.
  246. К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии. //Социс. 1992. — № 5. — С. 88 — 92.
  247. В.П. Философия морали. Воронеж: Квадрат, 1995. -119 с.
  248. Философия и кризис современной цивилизации. М.: Луч, 1993. -255 с.
  249. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  250. JI.П. Понятие и типы ценностных ориентаций. Автореф. дис. канд. филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 21 с.
  251. Е.М. Моральная культура общества. Волгоград: ВГСХА, 1994. 124 с.
  252. С.Л. Этика нигилизма. //Сочинения. М.: Правда, 1990. -С. 77−110.
  253. Фрейд 3. Тотем и табу. // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси: Мерани, 1991. — 397 с. — С. 193 — 350.
  254. П. Эмоции. //Экспериментальная психология. Вып.5. -М.: Прогресс, 1975.-С. 112−188.
  255. К.Н. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни. //Ценностные ориентации социалистического образа жизни. Л.: Изд-во Ленинградского пед. ин-та, 1979. -С. 3−18.
  256. М. Слова Ницше «Бог мертв». //Вопросы философии. -1990,-№ 7.-С. 143- 174.
  257. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  258. Ю.А. Проблема социального отрицания. Автореф. дис. докт. филос. наук Минск: АН БССР, 1972. — 32 с.
  259. Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск: Изд-во БГУ, 1972.-277 с.
  260. Хейзинга И. Homo Ludens в тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. 459 с.
  261. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т.1, — 407 е., Т.2, — 392 с.
  262. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1984. — 92 с.
  263. Ф.Н. Социальная информация: Философский очерк. Кишинев: Штиинца, 1978. — 144 с.
  264. Человек и его работа. М.: Мысль, 1967. — 392 с.
  265. Человек и его ценности. М.: ИФАН, 1988. 4.1 — 139 е., 4.2 -145 с.
  266. Человек и социокультурная среда. Вып. 2. М.: АН СССР, ИНИОН, 1992. — 240 с.
  267. Человек. Творчество. Ценности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995, — 86 с.
  268. К. Человек и информация. М.: Связь, 1972. — 368 с.
  269. A.A. Социальная психология управления. -Новосибирск: Изд-во НГАС, 1996. -176с.
  270. Н.М. Философские основания информологии. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. — 233 с.
  271. А.Г. Российская цивилизация. -Новосибирск: Изд-во НГАС, 1997. 92 с.
  272. Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990 — 455 с.
  273. А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. -М.: Прометей, 1993. 512 с. -
  274. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 215 с.
  275. П.Н. Исследование социальной установки в США. //Вопросы философии. 1973. — № 2. — С. 159 — 166.
  276. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985. — 174 с.
  277. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. -М.: Мысль, 1979.-268 с.
  278. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. -М.: Мысль, 1993. — 667 с.
  279. Ю.А. Об одной модели семантической теории информации //Проблемы кибернетики. Вып. 13. — М.: Наука, 1965. -С.233 — 240.
  280. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 1994. -242 с.
  281. Г. И. Системный характер информации. Минск: Наука и техника, 1978. — 224 с.
  282. Г. И. Информация и познавательные потребности. -Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1983. 160 с.
  283. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука. 1978.-391 с.
  284. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. -М., Наука, 1975.-С. 97−99.
  285. .Д. Социальные источники общечеловеческого в нравственном сознании. //Философские науки. 1968. — № 2. — С. 40- 47.
  286. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1971.- 447 с.
  287. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.- 527 с.
  288. Dictionary of modern sociology. Totova, New Jersey, 1969. — 234 p.
  289. Human H. Reflections on Reference Group. //The Public Opinion Quaterly. Vol. 24. — Fall, 1960.
  290. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1922. — 422 p.
  291. Merton R.N. On theoretical Sociology. Five essay: Old and new. -N.Y., London, 1967.
  292. Parsons T. Sociological theory and modern society. N.Y., Free press- London, Collier-Macmillan, 1967. XII. 564 p.
  293. Wuketits F.M. Darwinism: Stilla challenge to philosophy. //Zygon. -N.Y., 1988. Vol. 23. № 4, p. 455−467.
Заполнить форму текущей работой