Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идейно-художественное своеобразие творчества Шакира Мухаммедова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гайнуллин, М. Шакир Мухаммедов (Тууына 100 ел тулу унае белэн) / М. Гайнуллин // Азат хатын. — 1965. -№ 5. — Б. 23. и показано пробуждение женщин, вступление их в борьбу за свободу и равноправие" .1 Далее автор статьи дает информацию о том, что осталось много рукописей и писем Ш. Мухаммедова, имеющих общественную значимость. Эти письма М. Гайнуллину передали его жена Суфия и дочь Хазар. В статье… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш. МУХАММЕДОВА
  • 1. Публицистика и ее идейная направленность
  • 2. Журнал «Карчыга» («Ястреб»): его основная проблематика
  • ВТОРАЯ ГЛАВА. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш. МУХАММЕДОВА
  • 1. Художественное своеобразие прозаических произведений
  • Ш .Му хаммедова
  • 2. Особенность поэтических произведений

Идейно-художественное своеобразие творчества Шакира Мухаммедова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Писатель, издатель, общественный деятель Шакир Мухаммедов (1865−1923) является одним из тех представителей, которые сыграли значительную роль в развитии татарской литературы начала XX века. Его творчество стало яркой страницей в истории татарской литературы и на протяжении долгих лет притягивало к себе внимание литературоведов и критиков. Интерес к творческому наследию писателя особенно возрос в 30-е годы прошлого столетия, когда изучение его творчества включили в программу средней школы.

Состояние изученности и актуальность исследования. Первые исследовательские работы о жизни и творческой деятельности писателя связаны с именем С.Байкова. В статье, опубликованной им в 1939 году в газете «Чкаловская коммуна"1 (Чкалов — так назывался тогда город Оренбург — В.Г.), С. Байков дает характеристику творчества Ш. Мухаммедова. В 1940 году в журнале „Совет эдэбияты“» («Советская литература») он подробно описывает биографию писателя и кратко анализирует его произведения «Ж^Иалэт яхут Галиэкбэр ara» («Невежество или дядя Галиакбер»), «Яфрак асты яхут Мэкэрж-э ярминкэсе» («Под листком или Макарьевская ярмарка»), «Яца Бэдэвам» («Новый Бадавам»), «Урал буе — Татар туе» («ПриуральеТатарская свадьба»).

Автор статьи акцентирует внимание на том, что эти сочинения соединяют в себе черты критического реализма и свойства просветительской литературы. В частности, о сочинении «Под листком или Макарьевская ярмарка» он пишет: «В этом произведении автор методом критического реализма раскрывает и высмеивает рыночные отношения в условиях капитализма. .Автор не призывает к ликвидации капитализма или к.

1 Байков, С. Шакир Мухаметов / С. Байков // Чкаловская коммуна. — 1939. — 3 апр.

2 Байков, С. Язучы Ш. Мухамедов турында / С. Байков // Совет эдэбияты. — 1940. — № 4. -Б. 91−96. ведению революционной борьбы против буржуазии, а высказывает мысль о том, что общественное богатство, находящееся в руках отдельных людей, надо использовать для просвещения и развития народа, для воспитания сирот."1.

С.Байков в своей публикации сообщает о творческих исканиях писателя и в драматическом жанре. Констатируется факт, что начатая им в 1913 году пьеса, к сожалению, так и осталась незавершенной (название не указано, позднее М. Гайнуллин восстанавливает по рукописям название пьесы — «Гайни бай» («Богач Гайни») — Г. В.).

В статье также освещается и издательская деятельность III.Мухаммедова.

Таким образом, С. Байков акцентирует внимание на художественном методе и идейно-тематическом своеобразии произведений Ш. Мухаммедова. В завершении автор статьи подчеркивает, что творческое наследие писателя должно, несомненно, занять достойное место в истории татарской литературы.

Следует отметить, что в процессе работы над данной диссертацией было обнаружено письмо сына Ш. Мухаммедова — Ф. Ш. Мухаммедова, написанное 2 февраля 1940 года В. Х. Хазиеву. На наш взгляд, в данном письме открываются несколько интересных фактов изучения (исследования) творчества Ш. Мухаммедова: во-первых, упоминается, что С. Байков начал работу над диссертацией по биографии и творчеству Ш. Мухаммедоваво-вторых, часть материалов из личного архива Ш. Мухаммедова была передана его родственниками (женой и сыном) в Союз писателей Тататарской АССР М. Джалилюв-третьих, к научно-исследовательской работе и популяризации творчества Ш. Мухаммедова приступил и В. Х. Хазиев, научный сотрудник Татарского Научно-исследовательского института Языка и литературы.

1 Байков, С. Язучы Ш. Мухамедов турында / С. Байков // Совет эдэбияты. — 1940. — № 4.

— Б. 96. ныне Институт языка литературы и исскуства им. Г. Ибрагимова АН РТ), которому и было адресовано данное письмо.1.

Эти же данные подтверждаются письмом С. Байкова, адресованным.

A.Х.Шабанову (на то время являвшемуся директором Татарского Научно-исследовательского института Языка и литературы) и отписанным им.

B.Х.Хазиеву.2.

Работа С. Байкова и В. Х. Хазиева была прервана в связи с началом Великой Отечественной войны.

В 1947 году вышел в свет учебник-хрестоматия для вузов3. В нем говорится, что Ш. Мухаммедов в своих произведениях впервые охватил никем не затронутую ранее в татарской литературе тему — протест приказчиков, конторщиков, направленный против эксплуататоров. Авторы указанной хрестоматии пишут: «Центральная тема его произведенийразоблачение невежества, глупости, плутовства консервативных татарских богачей и торговцев"4.

В учебном пособии помещена повесть «Япон сугышы, яки Доброволец Батыргали ara» («Японская война, или Доброволец Батыргали ara») и три его сатирические миниатюры, дан краткий анализ произведения «Японская война или Доброволец Батыргали ara" — освящена деятельность журнала «Карчыга» («Ястреб»), указано время существования данного печатного органа, определена тематика и проблематика его содержания.5 В журнале печатались и байты и стихотворения политического содержания. В качестве примера в учебнике-хрестоматии приводится стихотворение «Куз яше» («Слеза»). Отмечается, что данный журнал отличался от предыдущих тем,.

1 Письмо в настоящее время хранится у Р. Ф. Исламова, переданное ему М. Х. Хазиевойвдовой В.Х.Хазиева. (Письмо было любезно передано нам из личного архива В. Х. Хазиева его супругой Хазиевой Мустагидой Кашфразиевной, за что выражем ей багодарностьВ-Г.) Там же.

3 Татар эдэбияты. Дереслек-хрестоматия. XX йез (1917елга кадэр): Югары уку йортларыньщ татар теле Ьэм эдэбияты ечен дэреслек / Тозучелэре: М. Гайнуллин, Д.Вэзиева. — Казан: Татгосиздат, 1947. С. 163−173.

4 Указ тр.- С. 163.

5 Указ тр.- С. 165. что шел впереди издаваемых в свое время на татарском языке сатирических журналов.

Здесь впервые, как последнее из увидевших свет произведений Ш. Мухаммедова, упоминается рассказ «Хан кызы» («Дочь хана»), приводится перечень сочинений, изданных при жизни автора в виде отдельных книг.

В последующие годы изучение творческого наследия Ш. Мухаммедова тесно связано с именем известного литературоведа М. Х. Гайнуллина. Именно он внес огромный вклад в изучение жизни и творческой деятельности Ш. Мухаммедова, и, издав сборник избранных сочинений писателя, сделал их доступными для широкой массы читателей.

Книга «Избранные произведения"1 написанная на основе многолетних поисков материалов в архивах Оренбурга и Казани, была издана в 1958 году. В ней подробно описана жизнедеятельность и творческий путь писателя, помещено множество его произведений, сгруппированных по жанрам. Издание снабжено богатыми комментариями к произведениям.

Имя Ш. Мухаммедова неоднократно упоминается и в книге литературоведа И. Нуруллина «Татарская литература начала XX века»". Во ведении книги автор анализирует литературу XX века, описывает творческую среду данного периода на примере некоторых писателей. В частности о Ш. Мухаммедове он пишет: «В вводной части произведения «Яда Бэдэвам» («Новый Бадавам», 1903), «болезнью» нации Ш. Мухаммедов называет ее безграмотность и утверждает следующее: «Лекарство от безграмотности, конечно же, просвещение, образование и знания."3. Продолжаем цитирование из данной работы ученого: «Писатели, пришедшие в литературу в 1905;е предреволюционные годы с демократическими взглядами, своими общественно-политическими и литературно-эстетичскими.

1 Мехэммэдев, Ш. Сайланма эсэрлэр / Тезучесе филол. фэн. канд. М. Гайнуллип // Ш. Мвхэммэдев. — Казан: Таткнигоиздат, 1958. — 407 б.

2 Нуруллин, И. З. Татарская литература начала XX века (Курс лекций). Часть I / И. З. Нуруллин. — Казань, 1962. — 120 с.

3 Указ тр.- С. 18. позициями, а в особенности, пониманием задач литературы, принципиально не отличались от просветителей. Это мы видим в пьесах Г. Камала «Бэхетсез егет» («Несчастный юноша») и «Оч бэдбэхет» («Три негодяя»), в повестях.

Ш. Мухаммедова «Ж^эЬалэт яхут Галиэкбэр агай» («Невежество или дядя.

Галиакбер") и «Яфрак асты яхуд Мэкэрж-э ярминкэсе» («Под листком или.

Макарьевская ярмарка") и в рассказах З. Хади «Бэхетсез кыз» («Несчастная девушка») и «Официант"1.

Необходимо отметить, что в данном издании И. Нуруллин впервые, хотя и очень кратко, дает характеристику стилистической особенности произведений Ш. Мухаммедова. В частности, он пишет: «Во-первых, писатели этого периода стали выдвигать вперед литературный язык. Вовторых, — что особенно важно, — пришедшие в литературу данного периода писатели, как никогда до этого, стали обращать внимание на художественные детали, на жизненные мелочи, окружающие человека, на обстановку, пейзаж 2 и портрет».

В одной из своих других работ И. Нуруллин, характеризуя деятельность просветителей, пишет, что: «.особенно второе поколение в лице Ш. Мухаммедова, Р. Фахретдинова, З. Хади, Г. Камала, М. Гафури, огромное внимание уделяло воспитанию и основной задачей литературы считало исправление нравов».3.

Следует отметить, что автор также высказывается о различных аспектах творчества Ш. Мухаммедова. В частности, он выявляет своеобразие образов его произведений, анализирует язык и стилистические особенности текстов, их жанровую сущность, особое внимание заостряет на сатире. Особо подчеркивает, что «Великолепным образцом сатиры, возрождающейся в этот период, является повесть Ш. Мухаммедова «Японская война или Доброволец Батыргали ara». В ней писатель, пользуясь приемом гиперболы и гротеска,.

1 Нуруллин', И. З. Путь к зрелости (О зарождении и развитии критического реализма в татарской литературе) / И. З. Нуруллин. — Казань: Татар, кн. изд-во, — 1971. — С. 19.

2 Указ. тр. — С. 20−21.

3 Указ. тр. — С. 34. сумел создать удачный сатирический образ купца первой гильдии, торгующего мануфактурой и кожно-шерстяным сырьем".1 По мнению И. Нуруллина, в области прозы сатирические традиции Ш. Мухаммедова были подхвачены и подняты на новую ступень Ф.Амирханом.

В 1964 году вышла в свет книга Р. Нафигова «Формирование и развитие передовой татарской мысли». Обратим внимание на то, что в данном издании в тех или иных главах часто упоминается имя Ш. Мухаммедова и как писателя-сатирика, и как издателя журнала «Карчыга» («Ястреб»).

Таким образом, имя Ш. Мухаммедова, заняло достойное место в татарской литературе XX века, встав в один ряд с Г. Камалом, З. Хади и другими.

Также в 1964 году в «Кратких сообщениях Института народов Азии» увидела свет объемная и весьма содержательная статья М. Гайнуллина «Творческое наследие Шакира Мухаммедова». В данной публикации автор, основываясь на личные архивные данные самого писателя, параллельно с его биографией описывает творческий путь, характеризуя литературные произведения и публицистическую деятельность Ш. Мухаммедова.

В 1965 году, в связи со столетним юбилеем Ш. Мухаммедова, внимание к его творчеству и к его личности заметно усилилось. На страницах периодической печати были опубликованы статьи о его биографии и литературной деятельности, в некоторых из них были освещены отдельные новые факты. В частности, интерес вызывают две статьи, опубликованные в журнале «Совет эдэбияты» («Советская литература») в мае 1965 года,.

Пуруллин, И. З. Путь к зрелости (О зарождении и развитии критического реализма в татарской литературе) / И. З. Нуруллин. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1971С. 58.

2 Нафигов, Р. И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (Очерк истории 1985;1917) / Р. И. Нафигов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1964. — 448 с.

3 Гайнуллин, М. Х. Творческое наследие Шакира Мухаммедова / М. Х. Гайнуллин // Краткие сообщения Института нардов Азии. Сб. памяти Е. Э. Бертельса. — Москва: Наука, 1964.-С. 53−59.

1 7 авторами которых являются М. Гайнуллин и Т. Сабитов**. Более подробная информация об этом отражена в наших ранее вышедших докладах3.

В своей статье Т. Сабитов приводит интересные факты дружбы и сотрудничества Ш. Мухаммедова с Х.Ямашевым. В частности, он пишет о том, что это оказало большое влияние на издательство журнала «Карчыга», упоминает, что в этой работе ему так же помогала жена писателя Суфия ханум и их дочь Хазар Кашаева.

Далее автор приводит интересные сведения по поводу начатого в 30-е годы прошлого столетия научного исследования творчества писателя: «.Доцент Оренбургского педагогического института Галим Айдаров, достаточно успешно работая над творчеством Ш. Мухаммедова (1936), был арестован и стал жертвой культа личности. А материалы о Ш. Мухаммедове и его рукописи были утеряны"4.

Т.Сабитов касается истории материалов из личного архива Ш. Мухаммедова: «в 1939 году часть материалов взял Султан Байков, который при Оренбургском педагогическом университете хотел написать диссертацию о творчестве Ш. Мухаммедова. В 1940 году по просьбе Союза писателей Татарстана многие материалы о Ш. Мухаммедове (два больших чемодана) были переданы М.Джалилю. С большой благодарностью взяв эти материалы, он не успел довести их до широкой массы читателя, так как.

1 Гайнуллин, М. Шакир Мухаммедовньщ ижат мирасы (Тууына ЮОел 'гулу уцае белэн) / М. Гайнуллин // Совет эдэбияты. — 1965. — № 5. — Б. 143−150.

2 Сабитов, Т. Ж^изнэм турында берничэ суз / Т. Сабитов // Совет эдэбияты. — 1965. — № 5. -Б. 151−152.

3 Гарифуллина, В. И. Некоторые архивные документы о Шакире Мухаммедове / В. И. Гарифуллина // Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых инсштута истории им. Ш. Марджани Академии Наук РТ за 2003;2004 годы. — Казань, -2004. — С. 78−80- Гарифуллина, В. И. Некоторые вопросы изучения жизни и творческой деятельности Шакира Мухаммедова / В. И. Гарифуллина // Гуманитарные науки: поиски и достижения. — Казань: Фикер, 2004. — С.263−265- Гарифуллина, В.И. В литературоведческих исследованиях о творчестве Шакира Мухаммедова / В. И. Гарифуллина // Проблемы языка, литературы и народного творчества: сб. аспирантских работ. — Вып. 3 — Казань, 2005, — С. 119−125.

4 Сабитов, Т. Указ. тр. — С. 152. вскоре началась Вторая мировая война, и С. Байков и М. Джалиль погибли, а материалы снова затерялись.

В 1945 году приехавший в Оренбург от имени Казанского филиала Академии наук СССР Латыйф Заляй забрал выбранные им материалы. Но они тоже не увидели свет. В 1956 году последние материалы, собранные уже под шкафами, из макулатуры, и отданные профессору Мухаммеду Гайнуллину, наконец-то, вышли в свет отдельной книгой"1.

Следует отметить, что в мае 1965 года к столетию со дня рождения писателя М. Гайнуллин выпустил ряд публикаций на татарском и русском языках в различных периодических изданиях, например, таких как: «Совет эдэбияты» («Советская литература»), «Азат хатын» («Свободная женщина»), в газетах «Социалисток Татарстан» («Социалистический Татарстан»), «Советская Татария"2.

Особый интерес вызывает статья, опубликованая в журнале «Азат хатын"~ («Свободная женщина»). В ней автор в нескольких словах раскрывает тематику произведений Ш. Мухаммедова, заостряет внимание читателя на сатирических образах в его произведениях, а также на сатирической направленности издаваемого им журнала «Карчыга». Но основным акцентом в своей публикации он выделил проблему свободы женщин в творчестве писателя. В частности, ученый пишет: «В творчестве Шакира Мухаммедова занимает большое место и проблема свободы женщин. В его многочисленных очерках и фельетонах, в «Хатыниар Марсельезасы» («Марсельеза женщин»), написанной в стиле революционных песен, и, наконец, в рассказе «Хан кызы» («Ханская дочь») достаточно рельефно.

1 Сабитов, Т. Дизнэм турында берничэ суз / Т. Сабитов // Совет эдэбияты. — 1965. — № 5. -Б. 152.

2 Гайнуллин, М. Демократии эдэбиятыбызныц куренекле вэкиле / М. Гайнуллин // Сод. Татарстан. — 1965. — 20 майГайнуллин, М. Шакир Мухаммедов (Тууына 100 ел тулу ун, ае белэн) / М. Гайнуллин // Азат хатын. — 1965. — № 5. — Б. 23. Гайнуллин, М. Шакир Мухаммедовньщ иж-ат мирасы (Тууына ЮОел тулу уцае белэн) / М. Гайнуллин // Совет эдэбияты. — 1965. — № 5. — Б. 143−150. Гайнуллин, М. Творческое наследие Шакира Мухаммедова / М. Гайнуллин // Сов. Татария. — 1965. — 20 мая.

3 Гайнуллин, М. Шакир Мухаммедов (Тууына 100 ел тулу унае белэн) / М. Гайнуллин // Азат хатын. — 1965. -№ 5. — Б. 23. и показано пробуждение женщин, вступление их в борьбу за свободу и равноправие" .1 Далее автор статьи дает информацию о том, что осталось много рукописей и писем Ш. Мухаммедова, имеющих общественную значимость. Эти письма М. Гайнуллину передали его жена Суфия и дочь Хазар. В статье также помещены некоторые воспоминания дочери писателя об отце: «Отец работал в конторе Хусаиновых. Возвращался домой поздно вечером, в 11—12 часов. Затем мы с ним вместе писали до 2−3 часов. Отец писал черновики, а меня заставлял переписывать их на беловики. Цензура, зачеркнув красно-черным большинство из трудов, присылала их обратно. Я была его первой помощницей в деле упаковки напечатанных журналов и отправлении их бандеролью."2.

Вполне естественно также и то, что к столетию со дня рождения Ш. Мухаммедова было опубликовано и множество других статей, кроме тех, которые были написаны М.Гайнуллиным.

Обратили внимание на юбилейную дату писателя и в родных для него краях: в газете «Южный Урал» вышла статья Н. Габитдиновой «Писатель-демократ"3. В статье, автором которой является внучка писателя, дается краткая биография Ш. Мухаммедова, и информация об издании им журнала «Карчыга» («Ястреб»).

В газете «Комсомольское племя» к юбилею со дня рождения писателя была опубликована еще одна статья М. Гайнуллина «Разящее перо"4, в которой он, кроме биографии, заостряет внимание на некоторых его литературных произведениях и издании им журнала «Карчыга».

Ш. Мохэммэдевнец мэгърифэтчелек карашлары" («Просветительские взгляды Ш. Мухаммедова») — под таким заголовком в журнале «Совет Гайнуллин, М. Шакир Мухаммедов (Тууына 100 ел тулу уцае белэн) / М. Гайнуллин // Азат хатын. — 1965. -№ 5.'- Б. 23.

2 Там же.

3 Габитдинова, Н. Писатель — демократ / Н. Габитдинова // Южный Урал. — 1965. — 20 мая.

4 Гайнуллин, М. Разящее перо / М. Гайнуллин // Комсомольское племя. — 1965. -19 мая. мэктэбе"1 («Советская школа») к столетию со дня рождения писателя вышла еще одна статья, автором которой является Я.Ханбиков. Как видно уже из заголовка, центром внимания данной публикации является просветительская деятельность Ш. Мухаммедова. В самом начале статьи автор говорит о том, что писатель в своих литературных и публицистических произведениях приложил много усилий по пропаганде передовых идей, просветительских и педагогических взглядов. «Его смелые мысли, защита интересов простого народа — пишет он, — были очень важны в то время"2.

В статье подчеркивается, что в своих произведениях Ш. Мухаммедов неоднократно высмеивал существующую в то время, систему воспитания, которая оставляла детей абсолютно безграмотными, он уделял большое место в своем творчестве движению шакирдов в годы первой русской революции. Автор пишет: «Ш.Мухаммедов защищал медресе 'Талия», поддерживал стремление к науке, одобрял первые шаги татарского театра, татарского демократического исскуства, высоко оценивал значение театра в воспитании народа"3.

Я.Ханбиков завершает свою статью следующими словами: «Просветительские взгляды выдающегося представителя татарского демократического движения Ш. Мухаммедова, борьба за воспитание и новую школу и воспитание сыграли в истории положительную роль"4.

Завершает серию публикаций, посвященных столетию со дня рождения выдающегося татарского писателя Ш. Мухаммедова, небольшая статья, опубликованная в газете «Советская Башкирия» под названием «Столетие Шакира Мухаммедова».5.

В публикации сообщается о том, что «20 мая общественность города Оренбург отметила столетие со дня рождения известного татарского.

1 Ханбиков, Я. Шакир Мехэммэдевнен, мэгърифэтчелск карашлары (Тууына 100 ел тулу ун, ае белэн) / Я. Ханбиков // Совет мэктэбе. — 1965. — № 5. — Б. 53−54.

2 Указ. тр. — С. 53−54.

3 Указ. тр. — С. 54.

4 Указ. тр. — С. 54.

5 Столетие Шакира Мухаммедова // Сов. Башкирия. — 1965. — 21 мая. просветителя Ш. Мухаммедова"1. Даны очень краткие сведения о его биографии и о журнале «Карчыга». В заключении публикации читателей информируют о том, что «жизнь и деятельность писателя отражена в экспозиции Оренбургского краеведческого музея» .

Изучению псевдонимов Ш. Мухаммедова уделил внимание М.Хади. В 1969 году в журнале «Казан утлары» («Огни Казани») была опубликована его статья «Псевдонимнар хакында берничэ суз» («Несколько слов о псевдонимах»). Публикация интересна тем, что в ней автор в алфавитном порядке дает перечень псевдонимов татарских писателей начала XX века. Среди которых нашли свое место и такие псевдонимы Ш. Мухаммедова, как «Авыл кешесе» («Деревенский житель»), «Кайгылы» («Печальный»), «Бичура» («Домовой»), «Мышьяк», «Ш.Мухамедов». Эти псевдонимы писатель использовал, прежде всего, на страницах журнала «Карчыга» и в некоторых других изданиях.

В 1975 году в журнале «Казан утлары» («Огни Казани») была напечатана выдержка из «Эдэби сузлек» («Литературного словаря») И. Рами «Шакир Мохэммэтов"4, в которой были даны краткие биографические сведения о писателе, краткий перечень его произведений и упоминание о его издательской деятельности и о журнале «Карчыга».

Работа М. Гайнуллина по изучению и анализу творчества Ш. Мухаммедова не ограничилась публикацией вышеупомянутых статей, он посвящает творческой деятельности писателя главы в следующих крупных своих изданиях: «Татарская литература XIX века» (1975), «Татар эдиплэре» («Татарские писатели», 1978), «Татарская литература и публицистика начала XX века».

1 Столетие Шакира Мухаммедова // Сов. Башкирия. — 1965. — 21 мая.

2 Там же.

3 Ьади, М. Псевдонимнар хакында берничэ суз / М. Ьади // Казан утлары. — 1969. — № 1. — Б. 168−171.

4 Рэми, И. Шакир Мехэммэтов / И. Рэми // Казан утлары. — 1975. — № 5. — Б. 177.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что М. Гайнуллин, высоко оценив творческую деятельность Ш. Мухаммедова, приложил много усилий для ознакомления широкого круга читателей с творчеством выдающегося писателя и публициста.

В издании «Периодика Урала"1 (1976) в приложении о периодических изданиях, выходивших на казахском, татарском и удмуртском языках, наряду с другими достойное место занимает и журнал «Карчыга», о котором приведены краткие сведения.

В 80-е годы изучение публицистической деятельности Ш. Мухаммедова связано с именем У.Гимадиева. В 1976 году им на башкирском языке была издана книга «Карсыга — революцион-демократик сатира журналы"2(«Карчыга — революционно-демократический сатирический журнал»). Автор книги, опираясь на фактические материалы, подчеркивает роль журнала в формировании передовой общественно-политической мысли нации. В книге также описаны некоторые наблюдения особенностей сатирического творчества Ш. Мухаммедова.

Карчыга" — революционный сатирический журнал" - под таким заголовком в 1977 году вышла статья У. Гимадиева в журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа»). В статье автор дает информацию о целях данного издания, сроках его существования, отмечает сатирическую направленность журнала. Следует обратить внимание на то, что красной нитью через всю статью проводится мысль о большом влиянии на данное издание выходившей в то время газеты «Урал"4.

Яркой страницей" называет публицистическую деятельность Ш. Мухаммедова У.Гимадиев в своем очерке, вошедшем в сборник о.

1 Периодика Урала / Вып. 1. Дореволюционные издания. Библиографический указатель. — Составитель Г. М. Савиных. — Свердловск, 1976. — 294 с.

2 Гимазиев, У. Карсыга — революцион-демократик сатира журналы / У. Гимазиев // 0фо: Башкорт. кит. нэшр., 1976. — 136 б.

3 Гыймадиев, У. «Карчыга» — революцион сатира журналы / У. Гыймадиев // Совет мэктэбе — № 1. Б. 31−32.

4 Указ. тр. — С.32. выдающихся татарских публицистах1. Следует заметить, что к вышеупомянутым псевдонимам У. Гимадиев добавляет несколько новых, ранее не упоминаемых: «Озын колак» («Длинное ухо»), «Попугай», «Тэртэ башы» («Голова оглобли»), «Саескан» («Сорока»), «Торна» («Журавль»), «Тьщлаучы» («Слушающий»). В заключении автор подчеркивает многообразие публицистических жанров, отличающих творчество Ш. Мухаммедова. Например, он выделяет его фельетоны, памфлеты, сатирические статьи, пародии, миниатюры и другие.

Под заголовком «Давыллы чор ж-ырчысы» («Певец мятежного времени») в журнале «Казан утлары» («Огни Казани») в 1985 году вышла статья Р. Амирханова к 120-летию со дня рождения писателя, в которой автор дает краткое описание жизни и творческой деятельности Ш. Мухаммедова, а в завершении статьи публикует некоторые его произведения.

В 1985 году вышел в свет второй том шеститомной «Истории татарской литературы», посвященный XIX веку. Наряду с другими выдающимися деятелями литературы, нашел в нем достойное место и пространный очерк о Ш. Мухаммедове, в котором подробно описаны его жизнь и творческая деятельность3.

Сила сатирического слова" — под таким названием в 1987 году вышла книга У. Гимадиева4. В ней автор анализирует периодические издания революционного периода. Среди них отдельная глава посвящена сатирическому журналу «Карчыга».

1 Гыймадиев, Y. Якты сэхифэ / У. Гыймадиев // Эйдэ халыкка хезмэткэ! (куренекле татар публицистлары) / Тезуче Ф. И. Эгъзэмов. — Казан: Татар кит. нэшр., 1985. — Б. 131 — 144. ~ Эмирханов, Р. Давыллы чор жырчысы / Р. Эмирханов // Казан утлары. — 1985. — № 7. — Б.

181−184.

3 Гайнуллин, М., Гайнетдинов, М. Шакир Мохэммэдев (1865−1923) / М. Гайнуллин, М. Гайнетдинов // Татар эдэбияты тарихы. Алты томда / Том редколлегиясе: Гайнуллин, М.Х. (жаваплы редактор), Ханзафаров, Н.Г. (ж-аваплы редактор урынбасары), Гайнетдинов, М.В., Эхмэтов, Р.Э. — Казан: Татар кит. нэшр., 1985. — 2 т. XX йез татар эдэбияты. — Б. 351 — 362.

4 Гимадиев, У. Сила сатирического слова / У.Гимадиев. — Казан: Татар, кн. изд-во, 1987. -270 с.

О журнале и его роли в татарской демократической печати начала века интересные наблюдения приводятся в работах Р. Амирханова1.

В 1991 году в Оренбурге было издано литературное пособие «Писатели национальных литератур в Оренбургском крае"2, где наряду с исследованием трудов писателей и публицистических изданий Оренбургского края анализируется творческое наследие Ш. Мухаммедова и журнал «Карчыга». В книге опубликованы интересные сведения о творчестве и литературной деятельности писателя.

Имя Ш. Мухаммедова включено в энциклопедии и словари различного характера3.

Опубликованные в последние годы в периодической печати произведения Ш. Мухаммедова свидетельствуют о том, что его творчество не утратило своего значения для духовной жизни татарского народа и в настоящее время4.

В сборнике Сафонова Д. А. «Периодика Оренбургского края"5 дана краткая информация о творчестве Ш. Мухаммедова и о периодическом издании «Карчыга».

Изучение материалов о творчестве писателя, показало недостаточность анализа и оценки литературной и публицистической деятельности писателя и публициста, как выразился в своей статье.

1 Амирханов, Р. У. Татарская демократическая печать (1905 — 1907 гг.) / Р. У. Амирханов. -М.: Наука, 1988. — С. 74 — 75.

2 Имамутдинов, Р. Б. Писатели национальных литератур в Оренбургском крае. Учебное пособие по спецкурсу «Литературное краеведение» / Р. Б. Имамутдинов. — Оренбург, -1991.-85 с.

3 Гайнуллин, М., Хасанов М.

Литература

/ М. Гайнуллин, М. Хасанов // Большая советская энциклопедия. Изд 3-е. В 30 т—х. — М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Т. 25. — С. 25- Рэми, И.Г., Даутов, Р. Н. Эдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты Ьэм мэдонияте буенча кыскача белешмэлек) / И. Г. Рэми, Р. Н. Даутов. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. — Б. 183−184- Татар энциклопедия сузлсге. — Казан: ТР ФА Татар энциклопедиясе институты, 2002. — Б. 44.

4 Эмирханов, Р. У. Давыллы чор жырчысы. — Б. 183−194- Мехэммэдев Ш. Япон сугышы, яки доброволец Батыргали агай (Эсэрне журналда бастыруга Мэгъсум Хужин эзерлэде) // Казан утл ары. — 1985. -№ 7. — С. 181−184.

5 Сафонов, Д. А. Периодика Оренбургского края. Вып.1. Первые сто лег / Д. А. Сафонов. -Оренбург: Изд-во «Оренбургская губерния», 2004. — 504 с.

Д.Рафиков до сих пор Ш. Мухаммедов остается «невместившейся личностью в татарскую литературу"1.

Несмотря на это, следует отметить, что интерес к личности и творчеству Ш. Мухаммедова не угасает до сих пор. В современных периодических изданиях время от времени продолжают появлятся заметки о его творчестве, тексты его произведений. В частности, к 140-летию со дня рождения Ш. Мухаммедова в журнале «Казан утлары» («Огни Казани») опубликована содержательная статья А. Закирзянова «Заманыбыз тэрэккыят заманыдыр.»" («Время прогресса.»). В данной публикации автор заостряет внимание читателя на публицистической деятельности Ш. Мухаммедова.

К.Каримов в своей статье «Татар кайчан келгэн яки мэкэрж-э л синдромы» («Когда смеялся татарин или макарьевский синдорм») делает попытку анализа сатирических произведений Ш. Мухаммедова, сопоставляя творчество писателя с сатириками-современниками Г. Тукаем и Ф.Амирханом. Проводя параллели между ними, автор находит много общего как в судьбах, так и в творческой деятельности писателей.

В журнале «Щель"4 дана краткая заметка о творческой деятельности автора, а также опубликованы оригиналы произведений Ш. Мухаммедова «Байныц зэкать кенэгэсеннэн» («Из книги закятов бая»), «Телефонда» («В телефоне»).

Таким образом, наши наблюдения и анализ работ, посвященных изучению жизни и творческой деятельности Ш. Мухаммедова, позволяет сделать вывод о том, что многие аспекты по данному вопросу все еще ожидают своих разрешений. До настоящего времени отсутствует.

1 Рафиков, Д. Татар эдэбиятына «сыймаган» шэхес / Д. Рафиков // Яда вакыт. — 2005. — № 28 (2877). — 12 август.

2 Закиржанов, Э. Заманыбыз тэрэккыят заманыдыр. / Э. Закирщанов // Казан утлары. —.

2005. № 5.-Б. 180- 185.

3 Кэримов, К. Татар кайчан колгэн яки мэкэр>кэ синдромы / К. Кэримов // Казан утлары.

2006,-№ 4.-Б. 157- 164.

4 Шакир Мохэммэдев (1865−1923) эсэрлэре // Идел. — 2007. — № 7. — Б. 76−77. комплексное и монографическое исследование творческой деятельности писателя, жанрово-стилевой особенности его произведений в контексте татарской литературы начала XX века, что определяет актуальность темы настоящей диссертационной работы.

Необходимо отметить и тот факт, что в диссертации обращено внимание к незавершенным и неопубликованным при жизни писателя произведениям, поскольку это позволит проникнуть в лабораторию его творческих поисков.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование творческого наследия Ш. Мухаммедова как многогранной и целостной системы, под углом зрения ее идейно-художественного своеобразия. Для ее достижения ставятся следующие конкретные задачи:

— проанализировать творческое наследие Ш. Мухаммедова, уточнить датировку текстов, ввести в научный оборот ранее неопубликованные архивные материалы и публикации и на этой основе выделить основную проблематику и идейно-эстетическую направленность творчества писателя;

— определить идейную направленность журнала «Карчыга» («Ястреб»);

— охарактеризовать художественные особенности произведений Ш. Мухаммедова;

— определить своеобразие прозы и поэтических сочинений Ш. Мухаммедова;

— обозначить место творчества Ш. Мухаммедова в истории татарской литературы начала XX века.

Объект исследования — литературные произведения, публицистические статьи, журнал «Карчыга» («Ястреб»), архивные материалы.

Предмет исследования — идейно-художественное своеобразие творчества Ш. Мухаммедова.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют работы ученых, исследовавших особенности творчества Ш. Мухаммедова:

И.Нуруллина, М. Гайнуллина, У. Гимадиева, Я. Ханбикова, Р. Нафигова, Р. Амирханова и др. Также мы опирались на труды литературоведов, разрабатывавших проблемы татарской литературы начала XX века: Г. Халита, И. Нуруллина, Я. Абдуллина, Р. К. Ганиевой, Ф. М. Мусина, Ф. Баширова, М. Гайнутдинова, Ш. Садретдинова и др. Теоретическую основу 1 исследования составляют также труды таких отечественных учёных, как Г. Поспелов, В. Хализев, П. Полиевский.

Источники исследования: 1) литературные произведения и статьи Ш. Мухаммедова, опубликованные, как при жизни автора, так и после смерти- 2) неопубликованные сочинения, письма, хранящиеся в архиве Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ (ИЯЛИ АН РТ, Ф.21. Оп.1. Ед. хран. 5 и др.) — 3) статьи, публикации, очерки, опубликованные в различных периодических изданиях при жизни автора- 4) журнал «Карчыга» («Ястреб»), который редактировался и издавался Ш. Мухаммедовым- 5) изданный М. Гайнуллиным сборник избранных сочинений автора.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: 1) работа является первым комплексным и монографическим исследованием литературного наследия Ш. Мухаммедова, при этом в научный оборот введены архивные материалы и рукописные источники, выявленные в процессе исследования- 2) материалы, обнаруженные в государственных и частных архивах, библиотеках, тщательно изучены и проанализированы с точки зрения литературно-эстетической мысли начала XXI века- 3) впервые представлено идейное и жанровое своеобразие творчества автораанализ произведений Ш. Мухаммедова показал, что в основе их, действительно, лежат реальные события и факты- 4) выявлены основные художественные особенности произведений Ш. Мухаммедова. Разработка данной темы восполняет имеющийся пробел в татарском литературоведении.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке актуальной проблемы современного татарского литературоведения — идейная и эстетическая направленность, художественное своеобразие, проблематика творчества Ш. Мухаммедова, одного из национальных писателей, оказавшего значительное влияние на развитие татарской литературы начала XX века.

Научно-практическая, теоретическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при изучении и написании обобщающих трудов по истории татарской литературы, отдельных монографий по татарской литературе начала XX века и по творчеству Ш. Мухаммедовамогут найти применение в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении программ и учебных пособий для высших учебных заведений и общеобразовательных учреждений по данной теме. Практическую ценность придает диссертации возможность использования ее материалов и выводов в вузовской практике преподавания ряда дисциплин историко-литературного профиля.

Апробация работы: основные положения и результаты исследования отражены в докладах и сообщениях на ежегодных итоговых научных конференциях Института языка литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань, 2004;2007), на итоговой конференции молодых ученых Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань, 2004) — на научных конференциях молодых ученых и аспирантов ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань, 2005, 2007), а также на VIII Международной научно-практической конференции «Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики» (г. Казань, Академия управления «ТИСБИ», 2007). По теме диссертационного исследования в научных и научно-тематических сборниках опубликовано 8 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два тематических параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование вводит нас в малоизученный мир творчества Ш. Мухаммедова. Идеи демократии, просветительского движения ярко проступают как в публицистике, так и в художественном наследии Ш. Мухаммедова, подтверждая неразрывную связь их автора с общественно-политическими событиями эпохи, его умение всегда быть на острие событий, чутко откликаясь на насущные вопросы своего времени.

Изучение творческого наследия, рукописных материалов, писем (переписки) и публикаций Ш. Мухаммедова дало нам возможность доказать принадлежность ему ряда публикаций и произведений, статей, авторство которых до сих пор не было установлено. В данной диссертационной работе для анализа использовано много архивных, ранее не привлекавшихся фактических материалов.

Письма Ш. Мухаммедова, копии которых сохранились в его личном архиве, содержат глубокий анализ политических событий 1904;1909 годов. В некоторых из писем, Ш. Мухаммедов излагает свои взгляды на реформу татарских учебных заведений, остро критикует быт татарского мещанства, многие содержат критический отклик на действия правительства.

Начав свое творчество, как продолжатель традиций просветителей XIX века, Щ. Мухаммедов на основе опыта личной, полной драматизма, жизни, под влиянием русской литературы и западной культуры, постепенно приходит к мнению о недопустимости национальной самоизоляции и о необходимости взаимопонимания и духовного сближения с другими цивилизованными нациями. Если в его раннем творчестве, например, в рассказе «ДзИапэт яхуд Галиакбэр агай» («Невежество или дядя Галиакбер») прослеживаются просветительские мотивы и проблемы, то позднее, после появления в свет «Япон сугышы яки Доброволец Батыргали агай».

Японская война или Доброволец дядя Батыргали") творческая концепция уже приобретает критический оттенок и появляется более реальный взгляд на окружающую действительность.

Таким образом, история татарской литературы XX века убеждает в том, что идейно-эстетические принципы Ш. Мухаммедова оказали и продолжают оказывать благотворные ориентиры на творчество писателей-последователей. Заложенные его творчеством традиции и принципы, не только доказали свою жизнеспособность, но и по-прежнему актуальны.

Концепция жизненного типа, сложившаяся в творчестве Ш. Мухаммедова, осталась в основном неизменной и в его публицистике. Жизненный тип в понимании татарского эстетика-материалиста формируется в результате длительного социально-экономического общественного развития. Жизненный тип Ш. Мухаммедова видится в его неповторимом и индивидуальном своеобразии. Он — одновременно и тип, и конкретная живая личность. Проблема жизненного типа в интерпретации Ш. Мухаммедова неразрывно связывается с проблемой жизненных обстоятельств.

На основе обзора и анализа публицистической деятельности Ш. Мухаммедова, можно утверждать, что степень охвата проблем, освещаемых им, была очень широкой: религиозная, образовательная, женская, политическая, торгово-производственная, театральная, литературная и другие — ничто не оставалось в стороне от пристального внимания публициста. В своих статьях автор отстаивал интересы простого народа, его публицистические материалы служили распространению прогрессивных идей среди татар.

Для журнальной сатиры Ш. Мухаммедова характерны, главным образом, жанры «малых форм», которые достойно служили ему для выражения важных, весьма значительных идей. В журнале «Карчыга» («Ятреб») был накоплен значительный опыт сатирического изображения действительности. Он обогатил художественно-изобразительные языково-стилистические средства сатиры. На его страницах возникли многочисленные приемы комедийной обработки жизненного материала. Несомненно, знакомство с опытом татарского сатирического журнала «Карчыга» будет способствовать усовершенствованию мастерства наших писателей-сатириков и публицистов, развитию и умножению сатирического фронта литературы.

Автор писал доступным широким массам языком. Он всегда делал пояснения введенным в текст иноязычным словам. Часто он прибегал к диалогическому рассказу («Китапчы декканында» — «В книжной лавке», «Аз гына хата булган» — «Небольшая ошибка»). Следует отметить и умелое использование писателем устного народного творчества, в частности, пословиц и поговорок. Большое внимание он уделял пополнению словарного состава татарского литературного языка русскими словами и при этом находил такие сочетания, от которых национальная самобытность языка не испытывала ущерба.

Заслуживают внимания его рассказы «Урал буе — Татар туе» («Приуралье — Татарская свадьба»), «Хан кызы» («Дочь хана») и маленькие новеллы, помещенные в конце повестей, например, «Игълан» («Объявление»), «Градус», «Казан чэйханэсендэ» («В казанской чайной») и другие. В них автор подвергает острой критике многие стороны и явления жизни: от чайных и ресторанов до царской цензуры.

В татарской поэзией начала XX века доминировала проблема человека и мира. Естественно, ее невозможно было представить вне проблем истории, страны и народа. Эти вопросы стояли и в центре творчества Ш. Мухаммедова. На первый план он выдвигает национальную идею, которая уходит корнями в историю татарского народа и, руководствуясь ею, создает художественный мир, отражающий самобытную материально-духовную культуру народа и служащий мощным средством воспитания у читателей нравственно-эстетического, политического мышления и чувства национального самосознания. Новаторство писателя прежде всего в том, что художественый мир его опирается на реальные картины жизни, народный разговорный язык, пришедшел на смену тяжеловесному, чрезмерно обремененному персидскими, арабскими и турецкими словами и грамматическими конструкциями языку. Ш. Мухаммедов первым поднимает в татарской литературе проблему взаимоотношений приказчиков и конторщиков и заостряет внимание широкого круга читателей на теме русско-японской войны. Создает ряд новых ярких образов, способствующих в сатирическом плане раскрытию данных тем в произведениях.

Анализ прозаических произведений Ш. Мухаммедова позволяет сделать вывод, что вся система образов сведена к одной центральной темепреемственности поколений, безусловному приоритету семейных ценностей. Концепция героя в художественной картине писателя сложна и многогранна. Персонажи Ш. Мухаммедова сочетают в себе как черты национального характера, с его особыми эстетическими, психологическими, социальными признаками, так и черты универсальной личности, находящейся в конфликте с мирозданием. Как было уже отмечено выше, для Ш. Мухаммедова особое значение имела категория преемственности поколений, продолжения рода и сохранения традиций.

В произведениях Ш. Мухаммедова изображены нравы и характеры средней прослойки купцов. В купеческой среде все настраивается или, наоборот, расстраивается в зависимости от денег. Среди типов, занимающих место в сатирической галерее Ш. Мухаммедова, выделяются образы приказчиков, мелких торговцев, счетоводов. Как мы видели, автор, как художник, укрепился на позиции критического отношения к мещанской действительности, на позиции разоблачения ее моральных пороков.

Художественная ценность и эстетическое значение произведений Ш. Мухаммедова в том, что он сумел достоверно изобразить живые характеры интеллектуально неразвитого, чрезвычайного консервативного и невежественного татарского мещанства. Сюжеты произведений писателя основываются на двух феноменах мещанской действительности — на денежно-имущественных и на семейных отношениях. Мастерство писателя позволяло Ш. Мухаммедову придавать повседнемным ситуациям настоящую жизненную остроту и художественную законченность.

Проблема духовной полноты и нравственности современника очень волновала писателя. Он старался показать внутренний, духовный мир героя в тесной связи с его общественной жизнью. Современность требовала такого поэтического стиля, который был бы понятен миллионам. Ш. Мухаммедов искал именно такой стиль, он хорошо понимал, что освоение современных тем в новых поэтических формах несовместимо с отношением к роли национальных поэтических традиций.

Идейно-эстетические мотивы в поэтических произведениях Ш. Мухаммедова, безусловно, нашли свое звучание. Его поэтические произведения привлекают обнаженностью мысли, жгучей актуальностью, социальной остротой. Умение просто и легко раскрыть большую мысль, не умаляя ее значения, свидетельствует о таланте поэта, о всестороннем знании тех истин, которые он хочет передать, о желании его служить не голым формам, а идеалам современности. Значение Ш. Мухаммедова в поэтическом ряду татарской литературы в том, что его наследие неразрывно связывает прошлое нашей поэзии с ее настоящим и будущим.

Творчество Ш. Мухаммедова, отличающееся широтой художественных поисков и открытий, актуальных и для современного общества и современной науки о литературе, должно быть не только введено в научный оборот, но и представлено широкому кругу читателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. «Урал» газетаИы / С. Алеев Офо: Башкорт. кит. нэшр., 1970. — 120 6.
  2. , Р.У. Татарская демократическая печать (1905−1907) / Р. У. Амирханов -Москва: Наука, 1988. 191 с.
  3. Ахмеров, 3. Писатель Ш. Мухаммедов / З. Ахмеров // Чкаловская коммуна. 1957.-5 дек.
  4. Ойдэ халыкка хезмэткэ! (Куренекле татар публицистлары) / Тезуче Ф. И. Эгъзэмов. Казан: Татар кит. нэшр., 1985. — Б. 131−144.
  5. , Р. Давыллы чор ж-ырчысы / Р. Эмирханов // Казан утлары.- 1985.-№ 7.-Б. 183- 194.
  6. С. Шакир Мухаметов / С. Байков // Чкаловская коммуна. 1939.- 3 апр.
  7. , С. Язучы Шакир Мохэметов турында / С. Байков // Совет эдэбияты. 1940. — № 4. — Б. 91 — 96.
  8. , Р. Татар келэ белмэгэнме? / Р. Батулла // Татарстан яшьлэре. -2004.- 13 апр.-Б. 4.
  9. Бэширов, Ф.К. XX йез башы татар прозасы / Ф. К. Бэширов. — Казан: Фикер, 2002, 287 б.
  10. Большая Советская энциклопедия: Изд. 3-е. В 30 т-х— М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 25. — С. 292.
  11. , Н.М. В мире нравственных исканий: Исследование / Н. М. Валеев. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. 120 с.
  12. , Н. Писатель-демократ (К 100-летию со дня рождения) / Н. Габитдинова // Южный Урал. — 1965. — 20 мая.
  13. , М. Шакир Мехэммэдев / М. Гайнуллин // Ш. Мехэммэдев. Сайланма эсэрлэр / Тезуче фил. фэн. канд. М.Гайнуллин. — Казан: Татгосиздат, 1958. 407 б.
  14. , М. Творческое наследие Шакира Мухамедова / М. Гайнуллин // Сов.Татария. 1965. — 20 мая.
  15. , М. Шакир Мехэммэдовньщ иж-ат мирасы / М. Гайнуллин // Совет эдэбияты. 1965.- № 5. — Б. 149 — 150.
  16. , М. Демократик эдэбиятыбызныц куренекле вэкиле / М. Гайнуллин // Соц. Татарстан. — 1965. 20 май.
  17. , М. Шакир Мехэммэдев / М. Гайнуллин // Азат хатын. — 1965.-№ 5.-Б. 23.
  18. , М. Разящее перо (К 100-летию со дня рождения талантливого татарского писателя Шакира Мухаммедова) / М. Гайнуллин // Комсомольское племя. — 1965 — 19 мая.
  19. , М.Х. Творческое наследие Шакира Мухаммедова (18 651 923) / М. Х. Гайнуллин // Краткие сообщения Института народов Азии. Сб. памяти Е. Э. Бертельса. М.: Наука, 1964. — С. 53−59.
  20. , М. Шакир Мехэммэдовньщ иж-ат мирасы (Тууына 100 ел тулу уцае белэн) / М. Гайнуллин // Совет эдэбияты. 1965. — № 5. — Б. 149 — 150.
  21. Гайнуллин, М.Х. XIX гасыр татар эдэбияты / М. Х. Гайнуллин. Казан: Татар, кн. изд-во, 1968. — 670 б.
  22. , М. Татар эдиплэре (Иж-ат портретлары) / М.Гайнуллин. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. Б. 99 — 122.
  23. , Р.К. Сатирическое творчество Г.Тукая / Р. К. Ганиева. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. — 84 с.
  24. , Г. Х. Татарская баллада / Г. Х. Гильманов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989.-192 с.
  25. , У.И. Художественная и публицистическая сатира / Учебное пособие / У. И. Гимадиев. Уфа: Изд-во Башкир, гос. ун-та, 1982. — 96 с.
  26. , У.И. Сила сатирического слова / У. И. Гимадиев. Казань: татар, кн. изд-во, 1987. — 270 с.
  27. , Y. «Карчыга» сатира-революцион журналы / У. Гимадиев //Совет мэктэбе. — 1977. — № 1.-Б. 31−32.
  28. , Y. «Карсыга" — революцион-демократик сатира журналы / Y. Гимазиев // Эфе: Башкортостан кит. нэшр., 1976. 136 б.
  29. , Р. ЗаЬир Бигиев Зур генаИлар. Романнар Иэм сэяхэтнамэ. / Тезуче Р.Даутов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. — 382 б.
  30. , Э. Заманыбыз тэрэккыят заманыдыр. (Язучы Ш. Мехэм-мэдевнец тууына 140 ел) / Э. Закиржднов // Казан утлары. 2005. — № 5. — Б. 180−185.
  31. ЗэЬидуллина, Д. Ф. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. ЗэЬидуллина, Э. М. Закиржднов, Т.Ш.Гыйлэж-ев. Казан: Мэгариф, 2004 — 247 б.
  32. ЗаЬидуллина, Д. Ф., ИбраЬимов М. И., Эминева В. Р. Эдэби эсэргэ анализ ясау / Д. Ф. ЗаЬидуллина, М. И. ИбраЬимов, В. Р. Эминева. — Казан: Мэгариф, 2005.-111 б.
  33. , Ф. Ф. Мэгърифэт, эдэбият Ьэм тарих сукмаклары буйлап / Ф. Ф. Исламов. Казан: Печатный двор, 2002. — 280 б.
  34. , Э.И. Комедиялэр турында (Комедиянец жанр узенчэлеге) / Э. И. Исмагыйлев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. — 176 б.
  35. , В. Шакир Мехэммэдев (Тыуыуна 100 йыл тулыу уцае менэн) / В. Исхаков // Агизел. 1965. — № 6. — Б. 94.
  36. Карурманны чыккан чакта.: XIX гасыр эдэбияты / Редколлегия: 3. Р. Вэлиева, Р. М. Мицнуллин, Ф. Г. Галимуллин, М. И. Эхмэтжднов, M. X. Вэлиев. Казан: Мэгариф, 2001.-319 б.
  37. , К. Татар кайчан келгэн яки Мэкэрж-э синдромы / К. Кэримов // Казан утлары. 2006. — № 4. — Б. 157 — 164.
  38. , В.Ф. Татар сатирасыныц усеш узенчэлеклэре: Уку эсбабы / В. Ф. Макарова. Казан: РИЦ „Школа“, 2007. — 64 б.
  39. Мицнуллин, Ж,. Даладагы калада / Д. Мицнуллин // Казан утлары. -1987.-№ 8. Б.183.
  40. , Ф. Татар прозасы / Ф. Мусин // Мирас. 1997. — № 6. — Б. 109 131.
  41. , Р.Г. Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала „Дин вэ магишат“ (1906−1918): Автореф. дис. канд. филол. наук / Р. Г. Мухаметшин. Казань, 2004. — 26 с.
  42. , Ш. Япон сугышы, яки доброволец Батыргали агай (эсэрне журналда бастыруга Мэгъсум Хуж-ин эзерлэде) // Казан утлары. — 1998.-№ 6.- Б. 123−142.
  43. , Ш. Япон сугышы, яки доброволец Батыргали агай // Мирас. 2002. — № 12. — Б. 105 — 114.
  44. , X. Татар эдэбиятында мэгърифэтчелек идеялэре / Х.Мохэммэтов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1961. — Б. 89−90.
  45. Нуруллин, И.З. XX йез башы татар эдэбияты (Лекциялэр курсы) / И. З. Нуруллин. Казан. — 1962. -1 кисок. — 120 б. 18, 21.
  46. Периодика Урала. Вып.1. Дореволюционные издания. Библиографический указатель / Составитель Г. М. Савиных. Свердловск. -1976.-294 с.
  47. Песни труда Ростов-на-Дону, 1905. — С. 21, 49, 62−63.
  48. Поэт-просветитель Акмулла: матер, юбил. торжеств и науч. конф., поев. 150-летию со дня рожд. / Редколлегия: М. А. Усманов (ответственный редактор), Ш. Н. Асылгареев, Н. Г. Юзеев, Р. А. Ахметов (составитель). -Казан, 1983.-200 с.
  49. Поэт свободы и правды. Материалы Всесоюзной научной конференции и юбилейных торжеств, посвященных 100-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. Статьи / Редколлегия: М. Х. Хасанов (председатель), М. З. Закиев и др. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. — 344 с.
  50. , Д. Татар эдэбиятына „сыймаган“ шэхес / Д. Рафиков // Яца вакыт. 2005. — № 28 — 12 авг.
  51. И. Шакир Мохэммэтов / И. Рэми // Казан утлары. 1975. — № 5. -Б. 177.
  52. , И.Г., Даутов Р. Н. Эдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты Ьэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И. Г. Рэми, Р. Н. Даутов. Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. — Б. 183 — 184.
  53. , Т. Ж^изнэм турында берничэ суз / Т. Сабитов // Совет эдэбияты. 1985.-№ 5.-Б. 151 — 152.
  54. , Ш. Мэгърифэтчелек дэвере эдэбиятын ойрэну юлында / Ш. Садретдинов // Казан утлары. 1977. — № 10. — Б. 174−177.
  55. Сафонов, Д. А Периодика Оренбургского края. Вып. 1. Первые сто лет / Д. А. Сафонов, Изд-во „Оренбургская губерния“, 2004. — 504 с.
  56. , М.Ж. Исхаки и золотая эпоха ренессанса. Монография. / М. Ж. Сахапов. Казань: Центр Инновационных Технологий, 2002 г. — 140 с.
  57. Сборник материалов итоговых конференций молодых учёных института истории им. Ш. Марджани АН РТ за 2003−2004 годы / Редакционная коллегия: Хакимов Р. С., Хайрутдинов Р. Р., Султанов Ф. М. -Казань: Институт истории, 2004. 410 с.
  58. , А.Т. В поисках человека (Концепция личности в татарской поэзии XIX в.) / А. Т. Сибгатуллина. Елабуга, — 2001 г. — 144 с.
  59. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Москва: „Советская энциклопедия“, 1988.-С. 1407.
  60. Столетие Шакира Мухамедова // Сов. Башкирия. 1965. — 21 мая.
  61. Татар эдэбияты. Дэреслек-хрестоматия. XX йоз (1917 нче елга кадэр): Югары уку йортларыныц татар теле Ьэм эдэбияты булеклэре очен дэреслек-кулланма / Тезучелэре: М. Гайнуллин, Ж^. Вэзиева. Казан: Татгосиздат, 1947.-Б. 163−206
  62. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д.Ф.ЗаЬидуллина, Э.М.Зэкирж-анов, Т. И. Гыйлэжев. Казан: Мэгариф, 2004. — 247 б.
  63. Татар энциклопедия сузлеге. — Казан: ТР ФА Татар энциклопедиясе институты, 2002. Б. 444.
  64. , Г. Портреты и проблемы: Избранные статьи разных лет / Г. Халит. Казань: Татар, кн. изд-во, — 1985. — 344 с.
  65. , Г. Многоликая лирика / Г. Халит. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-336 с.
  66. , Я. Шакир Мехэммэдевныц мэгърифэтчелек карашлары (Тууына 100 ел тулу уцае белэн) / Я. Ханбиков // Совет мэктэбе. 1965. — № 5.-Б. 53−54.
  67. , X. Большевистская газета „Урал“ / Х. Хасанов Казань: Татар, кн. изд-во, 1967. — 168 с.
  68. , Ф.М. Эдэбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары ечен кулланма. Тулыландырылган икенче басма / Ф. М. Хатипов Казан: Раннур, 2002. — 352 б.
  69. , Н.Ш. Татар эдэбияты тарихында XX йез башы шигърияте / Н. Ш. Хисамов. Казан. — 2004 ел. — 252 б.
  70. Хуж-ин, М. Япон сугьтшы яки доброволец Батыргали агай: (Шакир Мехэммэдев (1865−1923) татар эдэбиятында юмор-сатираны олы юлга алып чыгучыларныц берсе. Хикиялэр, шигырьлэр, фельетон, мэкалэлэр язды) / М. Хужин // Казан утлары. 1998. — № 6. — Б. 123 — 143.
  71. Шакир Мехэммэдев эсэрлэре // Совет Татарстаны. 1958. — 20 фев.
  72. Шакир Мехэммэдев (1865−1923) эсэрлэре // Идел. 2007. — № 7. — Б. 76−77.
  73. , Э. М. Классик шигырь жанрлары Ьэм формалары / Э. М. Шэрипов // Мэгариф. 1993. — № 7. — Б. 18−20.
  74. Ьади, 3. Сайланма эсэрлэр / 3. Ъади Казан: Таткигоиздат, 1957. — 186с. Ьади, М. Псевдонимнар хакында берничэ суз / М. Ьади // Казан утлары. — 1969.-№ 1.-Б. 168−171. 170.
  75. A ejj-ajj —. ^ ^ „f
  76. Y“ —. jjbjj Y f — .23 1 jj —. ^ * ^ .2. J .№ 4 .1907 — j3 \ Aijau-a JJ9. J .8 № - .1907 — \ c^b 17. j. № 6 —. 1907 — .^J5
  77. I С и !(¿-.Кз*"^ ."-¿-Лда-» ^^ «1. Л * V
  78. Казань: Тип. Торгового Дома Брат. Каримовых, 1901. а^Дда^а >1аЬ А^Ь и ^^ьлС. у**а О^Ь «(Ь # ^ «д JJлj^ — .^¿-ЛЛААла ¿-¿-УАс. ¿-х Ала^а1. Ч Л. П •
  79. Оренбург: Тип. М.- Ф. Каримова, 1903. -.1.fiл / 1дд .1906 ' (^иЛьа <^1Ь 1. ^ .а1 Л. ^ 1.1 — .САлУ! ГУ вJJЛJj —, ^ ^ * У — \ 1—.СЙ ^ .и1 1^ ^ «
  80. J^Ojj. > 4 • f — .(>-JJ \ ^ C^JJ^JJ1 U-^ JJ^JJ* es^JjAjJ1 L^i^ A, ij-t t r-1 j^jlj10. J .№ 8 — .1907 — V>3> сДь
Заполнить форму текущей работой