Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гендерное самоопределение в социальном пространстве образования: Социально-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция андрогинии стала предметом многочисленных научных споров. Некоторые ученые считают, что обладание феминными и маскулинными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием внутреннего конфликта. Сандра Бем, создательница знаменитого поло-ролевого опросника, ф. показывающего, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения тендера, в последствии призналась, что концепция… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование социальных процессов в образовательном пространстве: тендерный аспект
    • 1. 1. Категория «тендер» как предмет социально-философского исследования
    • 1. 2. Методологические подходы и концепции исследований в социальной философии
    • 1. 3. Тендерный контекст в позитивном знании как описание экзистенциальных предпосылок тендерной ревизии в философии
  • Глава 2. Тендерные проблемы социального пространства образования
    • 2. 1. Паттерны «мужского» и «женского» в науке и образовании
    • 2. 2. Несимметричные тендерные интеракции в пространстве образования
    • 2. 3. Исследование тендерных стратегий лидерства, успеха

Гендерное самоопределение в социальном пространстве образования: Социально-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тендерная проблематика входит в круг социально-философских проблем вместе с постмодернистским контекстом в конце 60-х годов XX века. Здесь социальная проблематика была инициирована ощущением и концептуализацией кризиса, вызванного не столько отклонением от идеальной стратегии развития эпохи Нового времени, сколько кризисом самой стратегии модернизации. Все более очевидным становилось то, что история, построенная на идее постоянных изменений и социальной агрессии, заводит человечество в тупик экологических кризисов, глобального политического противостояния, дегуманизированного общества. Возникает и становится все более популярной идея «другой истории», новых доминант человеческого развития. В качестве одного из вариантов «другой истории» и возникла идея «истории женщин» как оппозиции «мужской истории» основанной на конкуренции и доминировании публичной сферы.

Эта идея базировалась на концептуализации традиционного полоролевого разделении. Публичная сфераобласть мужских стратегий, а приватная — женских. «Другая история» — это, прежде всего, история, построенная на доминантах приватной жизни, личностных отношений. Она давала возможность воссоздать личностность истории, бытия в мире, которая после Гегеля казалась безнадежно утраченной. Уникальность «Я» возникала не в «пограничных ситуациях» экзистенциализма и не в трансценденции феноменологии, а в повседневности семьи, быта, той области социальных отношений, из которой нельзя удалить субъекта, ни изменив, не разрушив саму реальность. Но именно эта сфера по большей части не подвергалась философской концептуализации. Женские стратегии социального поведения получали философскую фиксацию только в тех областях, где они соприкасались с мужскими или вторгались в «чужие» сферы социума. Но и здесь они выступали как немаркированный член оппозиции, определялись не как особые социальные стратегии, а как не-мужские. Более того, поскольку именно в рамках мужских стратегий фиксировалась общесоциальная норма, то женские стратегии определялись как негативное отклонение от этой нормы. В настоящей работе делается попытка подвергнуть концептуализации «женские сферы» социальной жизни и «женские стратегии» поведения не как отклонение от мужских, а как самостоятельный социальный феномен, как другие, а не как чужие. В первую очередь это касается тендерной идентификации личности. В настоящей работе делается попытка проследить процесс тендерной идентификации в социальном пространстве образования.

Степень научной разработанности проблемы. В силу сложившейся традиции в социальной философии вплоть до семидесятых годов XX века тендерные отношения рассматривались эпизодически. В основном, это были филиппики на женщин, «женское начало» как таковое. Здесь можно вспомнить А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Однако проблемой социальной философии и философии вообще тендерная проблема не являлась. В орбиту социально-философских исследований тендерная проблематика входит через анализ сексуальности как философского явления. (Ж. Делез, М. Фуко, Ф. Гваттари и некоторые другие). Однако, тем фактом, что тендерные исследования сегодня осуществляются многими научными дисциплинами социологией, философией, политологией, психологией, историей, юриспруденцией, и др.), современная наука обязана в основном теоретикам феминизма, которые рассматривали неравноправное положение женщин и мужчин в обществе, их социальные роли и сложившееся историко-культурное разделение труда через понятия биологического и социального пола, сексуальности. Вклад феминистских теоретиков в становление тендерной проблематики исследовали такие авторы как С. Айвазова, И. А. Жеребкина, А. А. Темкина, В. И. Курбатов, Дж. С. Хайд.

На этой базе строились тендерные исследования лидерства в профессиональной сфере. Они также опирались на данные исследований, связанных с проблемами гендЬрноролевой социализации, процесса, в ходе которого люди i научаются тому, что приемлемо для мужчин и для женщин. Еще в 1987 г. А. Игли выдвинула предположение,! что тендерные стереотипы, по сути, являются тендерными нормами. Современные ученые считают, что есть, по крайней i мере, две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать тендерным ожиданиям — это нормативное и информационное давление. Исследования А. С. Хастона, C. J1. Мартина, Дж. X. Ланглоиса, А. С. Даунса, П. Дж. Тилйи, Р. Калина подтвердили, что именно нормативноЬ и информационное давление вынуждает людей подчиняться тендерным нормам.

Е. Аронсон в 1992 г. предположил, что подчинение нормативному давлению вызвано желанием нрариться окружающим, а подчинение информационному давлению желанием быть правыми. Большой вклад в стереотипное восприятие мужчин и женщин (оно формируется в детстве) вносят такие источники как детская литература, игрушки, СМИ, телевизор, родители, школа, вузы, одежда, реклама и др. По сути, человек всю жизнь обучается быть или мужчиной, или женщиной. Изучению данной тендерной проблематики посвящены работы А. Б. Стерикар, Л. А. Куфдек, Д. Г. Перри, JI.C. Перри, Р. Дж. Вейс, C.JI. Вем, К. Йази, А. Бандура, И. В. Грошева.

Однако психолог С. Бем в своих работах, посвящфнных тендерной социализации, указала на то, что в реальности очень мало крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин, поскольку мужественностьи женственность не противопоставлены друг другу, и человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. С. Бем считает, что андро|гиния полезна для представителей обоих полов. Впоследствии такие ученые как Д. Баумрид, В. Дж. Бинион, К. Дагер выявили четкую связь андрогинии с более высоким ур) овнем успешности людей в профессиональной сфере и в семье.

Гендерно-ролевая социализация влияет на дальнейший выбор профессии. В частности, все научные дисциплины условно можно подразделить на «мужские», «женские» и «нейтральные» (в зависимости от соотношения доли мужчин и женщин). М. М. Проскурина, Е. З. Мирская, Е. А. Мартынова, Н. Н. Козлова, Б. Фридан, посвятившие данной проблему свои исследования, пришли к выводу, что здесь действует тендерный стереотип, согласно которому, женщины имеют особый" склад ума и не «тянут», к примеру, технические науки.

Женщины ученые, педагоги высшей школы имеют во многом схожие профессиональные проблемы с другими работающими женщинами. Хотя исследований женских проблем научно-педагогических кадров очень мало, тем не менее, они проводились. З.Х.-М. Саралиева и С. С. Балабанов в качестве основной причины отставания женщин на пуЬи в науку и в научном росте назвали двойную нагрузку в <ремье и на работе. Как раньше, так и в настоящее время, социальные роли жены, матери, хозяйки дома не могут i быть для женщины-ученого второстепенными по сравнению с исполнением роли научно-педагогического работника. Поэтому в науке женщины менее конкурентноспособны. Г. Ф. Беляева и И. Д. Горшкова провели исследования профессиональных проблем женских научно-педагогичЗеских кадров МГУ. Их исследования, в общем, отражают генДерные проблемы в науке по России в целом. Ученые сравнили социальные и профессиональные статусы ученых МГУ, их материальное положение, вторичную занятость выяснили отношение женщин к коллегам-мужчинам. Н. А. Винокурова своими исследованиями среди ученых разных городов подтвердила выводы предыдущих авторов, что научную элиту в российских вузах составляют мужчины-ученые, ойа, в частности, исследовала научную активность и эффективность работы ученых. М. М. Малышева проанализировала несколько видов традиционной дискриминации в мировой науке по признаку пола.

Однако конкретных практических советов, как надо строить свою стратегию женщине-ученому, чтобы быть! более успешной исследователями тендерных проблем дано не! было. Зарубежными и российскими авторами были даны конкретные рекомендации женщинам, способствующие успеху. Но все они, как правило, были ориентированы на деловых женщин, занимающихся бизнесом и реже на женщин, работающих по найму в различных производственных сферах. Здесь следует отметить работы М. Т. Лоринг, М. Форбс с соавторами, Дж. Шпигель, В. Берг, Л. Стил, Н. Энкельманн, А. Мен^делл, А. Н. Игли, Дж. Липман-Блюме н и др. Однако, следует отметить, что исследование тендерной идентификаций на сегодня по большей части развиваются в двух непересекающихся плоскостях: философские концепции тендера, имеющие слабую опору на реальность, социологические исследования тендерных стереотипов, в качестве теории использующих представления о «муЯсском шовинизме». Попытка соединить эти традиции и стала основой нашей работы.

Цель исследования. Выявить особенности тендерной идентификации личности в социальном пространстве образования.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

1. провести философскую концептуализацию женских стратегий социального поведения как самостоятельного социально-философского феномена;

2. описать социально-философские аспекты оппозиции «мужское/женское» в качестве бинарной оппозиции с маркированным концептом «женское» в профессиональном сообществе вузовских преподавателей;

3. построить социально-философскую модель механизмов, являющихся базой для создания тендерных стереотипов и их трансформацию на современном этапе;

4. провести атрибутивный анализ трансформации мужркой и женской поло-ролевой идентификации, отражающиеся на социальных стратегиях ученого и педагога, его личности и профессиональной судьбе.

Объект исследования — поло-ролевые характеристики социального пространства образования.

Предмет исследования — тендерная идентификация преподавателей вуза в социальном прострайстве образования.

Цели и задачи исследования определили его методологию. Теоретической основой исследования! была модель категоризации социального взаимодействия предложенная X. Саксом. В рамках этой модели возникает I возможность исследовать различие в «картинах мира» мужчин и женщин, их способов описания и понимания реальности. Не менее значимыми для нашего исследования явились работы, выполненные в рамках феноменологического интеракционизма, позволяющие описывать «видимую» социальную реальность как проявление глубинных представлений каждого из участников взаимодействия.

В качестве экспериментального метода выявления тендерных стереотипов в отношении педагогов мужчин и женщин использовался метод свободных ассоциаций, заключавшийся в том, что респондентам предлагалось при предъявлении определенного слова (стимула) отвечать первым пришедшим в голову словом. Получаемое в результате проведения такого эксперимента ассоциативное поле того или иного слова — это не только фрагмент вербальной памяти человека, но и фрагмент образа мира, в котором он живет, отраженного в сознании «среднего» социального агента и, следовательно, его стереотипов.

Научная новизна исследования: конкретизировано содержание категории «тендер» в его локальных вариантахопределены социально-философские и экзистенциальные предпосылки формирования тендерной проблематикипроведена философская концептуализации категории «женское» в качестве самостоятельного философского феномена в его связи с оппозицией «приватное/публичное» — исследованы философские основания тендерных стратегий педагога в социальном пространстве образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современное «глобальное» общество выдвигает все большие требования к уровню подготовки личности к будущей самостоятельной жизни. Этот факт является одной из причин уменьшения количества детей в семье, что объективно ведет к появлению у женщины интересов, не относящихся к отправлению репродуктивной функции.

2. В связи с этим происходит вхождение женщины в публичную сферу, где традиционно доминировали мужчины и разрушению связи между мужским и женским как между приватным и публичным.

3. Традиционно женское соотносилось с приватной сферой, а мужское — с публичной. При этом приватное рассматривалось не как самостоятельное явление, а как пространство не-публичное. Вхождение женщин в публичное пространство неизбежно ведет к внесению в него приватных смыслов, которые здесь попадают в пространство философской концептуализации.

4. Однако до настоящего времени «женское» подвергалось философской концептуализации только как немаркированный член оппозиции женское/мужское и не становилось предметом самостоятельного рассмотрения. Даже в варианте феминистского дискурса женское начало противопоставляясь мужскому, определялось через его посредство.

5. В настоящее время в рамках сложившегося философского и социального дискурса отсутствуют механизмы концептуализации женского в качестве самостоятельного явления. Такие средства могут быть усмотрены только там, где женский социальный дискурс вторгается в сферы, воспринимаемые как «чужие». Именно в них он вынужден самоопределяться. К такой сфере и относится сфера образования.

Эмпирическим основанием философствования послужили результаты анализа проблемно-ориентированных, неформализованных интервью с преподавателями хабаровских вузов (всего было взято 67 интервью).

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о факторах, влияющих на структурирование различных участков социального пространства и о механизмах тендерной идентификации личности. Работа позволяет конкретизировать содержание современных знаний об идеалах феминности/маскулинности и их влиянии на осуществление социального взаимодействия.

Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по организации социальных стратегий женщин-педагогов в социальном пространстве образования. Результаты исследования могут быть основанием для переработки ряда тем в базовом курсе «социальная философия». На основе результатов исследования разработан спецкурс «философия тендера».

Апробация исследования. Основное содержание диссертации прошло апробацию на Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (г. Пенза, 2002 г.), на Международной научной конференции «Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества» (г. Владивосток, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Практика российских и международных контрольных органов в области защиты гражданских и политических прав человека и гражданина (г. Пенза, 2003 г.), внутривузовских конференциях. Работа над темой отражена в шести публикациях.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к представлению в диссертационный совет jHa заседании кафедры философии и культурологии Хабаровского государственного технического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Данные выводы согласуются с концепцией инграциации, теоретическая модель которой разработана Т. Митчелл. Само понятие инграциация означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться желаемых целей силой любви. Человека, вызывающего такое отношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграции -. мишенью. Считается, что инграциация может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами. У женщин неблагоприятное положение в профессиональной сфере. Согласно концепции токенизма (предложена Розабет Кэнтер), постулирующей, что на групповую деятельность оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе, их можно назвать токенами. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более ф стереотипно воспринимаются. Женщины в мужском деловом мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей: а) «матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активностиб) «соблазнительности» — токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусомв) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, ^ приносящей удачуг) «железной леди» — им приписывалась неженская жесткость, они были особенно не популярны. Используя инграциацию, токены могут значительно улучшить свое положение в группе [80].

Дж. Боумэн и С. Суттон стали авторами теории тендерного отбора лидеров, согласно которой к мужчинам и женщинам-лидерам предъявляются различные требования, к женщинам они выше. Что бы разбить стену стереотипов ^ против себя, женщина должна быть намного компетентнее мужчин. Это сделать трудно, данные предубеждения порождают тендерную диспропорцию среди лидеров в организациях [87]. Некоторые женщины пытаются обойти мирно эти стереотипы. К примеру, создают свои фирмы, успешно конкурирующие с мужскими.

А. Чирикова в своей статье «Женщины не должны бояться быть инициативными» делает вывод, что успехов в бизнесе женщина достигает не в результате приближения к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего менталитета и присущих ей стереотипов поведения, еще недавно считавшихся недопустимыми в руководстве. Автор считает, что сегодня нетрадиционный стиль управления способствует к переходу к новой управленческой парадигме. Суть ее — отход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся требованиям внешней среды. Именно с этой задачей женщина способна справляться наиболее продуктивно [101].

Современные женщины очень успешно берут на вооружение некоторые позитивные стороны мужских моделей поведения. Мужчины подобной стратегией пользуются редко, в силу четко срабатывающего мужского стереотипа антиженственности". Но социум не так сильно наказывает женщин за использование стратегий противоположного пола, чем отчасти объясняется отсутствие различий между лидерами различного пола. В частности, для объяснения этого применяется концепция андрогинии, согласно которой, в реальной жизни социальные нормы и социализация не создают крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин. Психолог Сандра Бем указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу. Человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. Сандра Бем считает это предпочтительным, поскольку такой человек может вобрать в себя лучшее из обеих полов [84]. Теория андрогинного менеджмента А. Серджента утверждает, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики [80].

В современном обществе маскулинность дает больше преимуществ, чем феминность. А поскольку общество не осуждает женщин, использующих мужские стратегии успеха, есть смысл изучать эти стратегии и применять на практике. Андрогинность у женщин приветствуется. Даже в случае, ^ когда коллеги по работе негативно отзываются по поводу маскулинного поведения такой женщины, все равно она приобретет для своей карьеры больше выгод, нежели негативных последствий.

Особенно выгодно использовать мужские стратегии-успеха женщинам, работающим в сугубо мужских областях деятельности. Мужчины с детства социализируются иначе, Щ чем женщины, способы группового взаимодействия у них разные. Во взрослую жизнь мужчины приходят наученными правилам, применяемым в основных стратегиях успеха, лидерства. В мальчишечьих компаниях подобные правилаоснова взаимоотношений, и они переносятся на работу. Психолог Андриен Мендел считает, что понимание правил, осознание их важности для мужчин и способность ими манипулировать необычайно важны для работающей женщины. Если женщина будет знать правила игры, она сможет предсказать поведение мужчин и получить некоторое преимущество в конкурентной борьбе. Это поможет уменьшить стресс, возникающий из-за тендерных стереотипов, избежать той враждебности, которая порождается намеренным нарушением неписаных законов, о существовании которых многие женщины и не подозревали. Понимание правил даст yj женщинам возможность трезво оценить мужской и женский взгляд на мир и выбрать лучшее. В данном случае концепцию андрогинности можно назвать «игра по мужским правилам». Хотя некоторые правила могут быть женщинам неприятны, в этом случае они имеют право обойти их. Мужские установки — понятие растяжимое, сами мужчины часто стараются найти лазейку, когда правила им мешают [51, гл. 3]. Женщины могут подходить к правилам творчески, адаптируя их к Ш своим условиям и потребностям, используя свой тендер, как дополнительный ресурс.

Концепция андрогинии стала предметом многочисленных научных споров. Некоторые ученые считают, что обладание феминными и маскулинными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием внутреннего конфликта. Сандра Бем, создательница знаменитого поло-ролевого опросника, ф. показывающего, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения тендера, в последствии призналась, что концепция андрогинии далека от реальности: исходя их нее, перемены должны произойти на личностном уровне, но в действительности, ликвидация тендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Еще одна проблема кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского. Однако, как считает Сандра Бем, не смотря на изменения, концепция андрогинности до сих пор предполагает, что некоторые желательные качества являются «мужскими», а некоторые «женскими» и что именно это разграничение порождает тендерные схемы и проецирует тендерную принадлежность на ситуации, не имеющие с ней ничего общего. Идеальной же является такая ситуация. Когда эмпатия, внимание к окружающим, уверенность и независимость рассматриваются ^ как ценные черты личности, и при этом они не связываются с полом, а рассматриваются как общечеловеческие качества [84]. Шон Берн считает, что «андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает ^ несоответствующими тендеру. Важность этой концепции так же в том, что она дает осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества до настоящего времени стараются представить более нормативными и желательными» [8, с. 75]. Конечно щ концепцию андрогинии нереально воплотить в глобальных масштабах, однако для отдельно взятых женщин, для которых успех на работе — цель, это может стать отличной стратегией успеха.

Так, создатель одной из наиболее популярных теорий лидерства на Западе — бихевиористской динамической модели обмена в диаде «лидер-исследователь» («leader-member, exchange» — LMX) Г. Граен считает, что женщины-лидеры по щ многим параметрам проигрывают мужчинам-лидерам. Согласно этой концепции, лидер формирует с каждым подчиненным уникальные взаимоотношения (система обменов). Эти отношения могут быть хорошими (взаимное доверие и поддержка, высокая продуктивность работы, удовлетворенность подчиненных) и носят название высокого LMX, средними и низкими (простое выполнение служебных к обязанностей) и носят соответственно название среднего и низкого LMX. Общепринято считать, что женщинам-лидерам труднее формировать отношения высокого LMX с мужчинами, что высокий LMX возможен, если женщина руководит людьми своего пола. А мужчина лучше реагируют на себе подобных. С целью подтвердить или опровергнуть данный стереотип, были проведены исследования, благодаря которым был сделан вывод, что женщины-лидеры способны наравне с мужчинами fc устанавливать отношения высокого LMX с подчиненными любого пола [89]. Безусловно, этим женщинам пришлось столкнуться с проблемами тендерных стереотипов на пути воплощения своих лидерских стратегий, но правильно выбранные стратегии помогли им быть успешными.

В качестве основной проблемы, связанной с тендерными стереотипами американская исследовательница Элис Игли И выдвигает конфликт между тендерной и лидерской ролью женщин. Этот конфликт она исследует в своей знаменитой теории социальных ролей, согласно которой большинство тендерных различий являются продуктами социальных ролей, поддерживающих или подавляющих различие в поведении мужчин и женщин. Социальные роли нередко приводят к образованию социальных стереотипов (не считая тех случаев, когда стереотипы приводят к формированию социальных ролей). Чтобы общество приняло тебя как «нормального» человека, необходимо соответствовать своей тендерной роли, поступать согласно общепринятым стереотипам. Но с другой стороны, общество предъявляет и свои требования к лидеру. А поскольку эти требования ориентированы на мужчин, а выполнение их обязательно, то женщины испытывают внутренний конфликт, разрываясь между тендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров снижают продуктивность работы Ф женщин, порождают неуверенность в себе, поскольку часть сил, которые с успехом могли бы направляться на работу, растрачиваются на преодоление специфических барьеров, связанных с женской тендерной ролью. Мужчинам-лидерам подобные барьеры не встречаются, в этом их безусловное преимущество. Элис Игли считает, что некоторые стратегические уловки могут поспособствовать смягчению ролевого конфликта у женщин-лидеров. К таким уловкам можно отнести, к примеру, выбор женщинами той области знаний и должности в тех организациях, где лидерская роль по стереотипу не маскулинизирована, а андрогинна. Так же выгодно демонстрировать относительно феминный лидерский стиль — демократический и ориентированный на г взаимоотношения. Снизить ролевой конфликт реально могут помочь успехи женщин на профессиональном и поприще и в карьере как руководителя. Так же, недостаток власти, дефицит лидерства заставляют женщин сферхфункционйровать на работе (по времени и усилиям), использовать специфически женские способы деловых переговоров с мужчинами (кокетство, «женские ужимки», определенные жесты и т. д.), а иногда просто надевать «маску», скрывающую их женскую сущность. Активные действия могут быть вполне разумной стратегией, позволяющей добиться успеха и радости в жизни. Действие представляет собой средство к достижению цели.

Главное — определите основную коренную проблему, тогда появится шанс справиться с ней. Корректная постановка проблемы часто является импульсом к развитию, открытиям и изобретениям. Часто за так называемой проблемой скрываются тендерные установки. Здесь подходит изречение римского историка-стоика Эпиктета: «Вещи не сами по себе бывают положительными или отрицательныминаше отношение к ним делает их таковыми». Автор считает, что понятие «иметь успех» и «быть нормальным» вполне совместимы. Но чтобы достичь выдающихся успехов, качеств, которыми обладает «нормальный», средний человек, ^ недостаточно [9].

Но это правило действует для мужчины, для женщины же необходимо иметь выдающиеся качества даже, чтобы просто добиться успеха. Люди бессознательно, автоматически исходят из того, что если кто-то смотрит на вещи иначе, то он не прав. Бесполезно что-то опровергать, доказывать на словах, только потеряешь время. Логичнее превратить Щ некоторые стереотипы себе на пользу. К примеру, мужчины, во первых, не выносят женщин, похожих на мужчин, во вторых, не любят, чтобы женщины показывали себя умнее их самих. Зачем разрушать эти предрассудки? Можно добиться успеха и так. Но логичнее подыграть мужчинам. Зная мужские «слабости», можно стараться быть женственной, мягкой, слабой, но при этом показывать свою компетентность, быть решительной, уметь отстаивать свою точку зрения, не раня мужского самолюбия. Такую женщину заметят быстрее, умной и слабой женщине мужчины делают «поблажки» часто, а умной и сильной крайне редко.

Всегда легче учиться методам руководства, копируя кого-то, кто преуспел и стал хорошим руководителем. Для женщин нет подобных образцов своего пола. Когда же женщины в стиле руководства хотят во всем походить на ^ мужчин, то они как бы теряют свой пол, их не воспринимают как женщин, но и не воспринимают как мужчин. Они теряют свою индивидуальность, таких женщин быстро забывают, они * не становятся образцами для подражания. Но сильную, крупную личность не забудут. Такие выводы сделала после многочисленных экспертных интервью шведская исследовательница Барбру Дальбум-Халл. Она пишет, что хотя и нельзя сделать женщине карьеру, не используя ф мужские приемы, поскольку на работе стереотипы, нормы и структуры подстроены под мужчин, но все-таки надо оставаться женщиной, гордиться собой и своим полом, чувствовать, что ты, со своими женскими качествами и способностями, сможешь сделать карьеру. После 25 лет работы над вопросами руководства, Барбра Дальбум-Халл получила подтверждение, как она выразилась, поговорки, ^ что воз переворачивают не большие кочки, а маленькие. Он опрокидывается не из-за плохих экономических расчетов или непредвиденных событий, это часто зависит от того, что человек сам не знает, как он отреагирует на конкуренцию, амбиции или попытку оказать на него влияние, а это имеет очевидную связь с незнанием своей гендерной роли. Человек, обладающий пробивной силой в хорошем смысле этого слова, должен сочетать свою индивидуальность с ролью профессиональной. Когда это происходит, значит человек решил для себя: «Я делаю вот так, и вполне справляюсь». Но часто женщины, которые чувствуют себя сильными в профессиональной роли и соединяют ее со своей гендерной ролью, испытывают негативные чувства. Они чувствуют себя эгоистичными, агрессивными и неженственными — вместо того, чтобы понять, что они просто сильные женщины. Автор делает вывод, что конфликт тендерных ролей не является лично женским конфликтом, не зависит от их способностей. Корень конфликта в обществе, поддерживающим тендерные стереотипы [26].

Общепринято, что мужские занятия более значимы. В данной ситуации Р. Марден дает совет не комплексовать, а скромное занятие постараться возвысить, внеся в него ум, сердце и энергию. Желательно изучить относительно него все, что может быть изучено. Чтобы взойти на вершину успеха в работе, надо вначале дойти до самого основания в вашей работе. Сущность концепции успеха по Р. Мардену состоит в том, что успех не измеряется в денежном эквиваленте, а измеряется удовлетворенностью человека своей жизнью, своей работой. Человек успешен с профессиональной точки зрения, если ему удалось выбрать себе такую работу, которая вызвала к деятельности все его силы и развила его личность с наибольшей силой и полнотой. Данная стратегия успеха как нельзя лучше подходит тем женщинам, которые ориентированы не на профессиональную карьеру, а на удовлетворение своих социальных потребностей, таких как потребность в признании и уважении. Поскольку социальные потребности в большей мере может обеспечить оплачиваемый труд, а не статус домохозяйки, таким женщинам необходимо самореализоваться в профессиональной сфере. То есть, не просто чувствовать себя счастливой от того, что у тебя есть приличная работа, а выполнять ее настолько успешно, чтобы чувствовать себя социально благополучной женщиной.

Не секрет, что женщины, в силу традиции, заняты на преимущественно «женских» работах, за которые платят меньше, чем за традиционно «мужские» работы. Естественно, 4 что и женщин лидеров больше всего именно в традиционно женских сферах деятельности. Это как раз результат * действия стереотипов, каким должен быть начальник: он должен бороться, быть большим, заметным и сильным, уметь карабкаться наверх, находиться в ладу с собой в эмоциональном отношении, но может и не справляться с практическими вещами, и в этом ему должны помогать фокружающие. Внешне эпитеты руководителя, работающего успешно, характеризуют его как твердого и жесткого. Эти качества ассоциируются с мужчинами. Они необходимы для профессий, где нужно быть такими. Но есть профессии, где нужно быть способным, тихим, довольным, позитивным, верным, лояльным, уживчивым, чтобы не происходило. Этих качеств ожидают, например, от всех, у кого ^ низкооплачиваемая работа в сфере обслуживания, и они совпадают с универсальной тендерной ролью женщины.

Но для многих женщин это не является проблемой. Взамен такие женщины получают лучшие условия труда: хороший социальный климат, возможность помогать другим, более гибкий график или более легкую работу. Если выбор «женской» работы был сделан сознательно, необходим следующий шаг — выбрать для себя такую стратегию успеха, которая наиболее полно подходит для тебя, как для индивидуальности. Многие ученые, занимающиеся проблемами успеха, лидерства, выделяют некоторые общие обязательства", использование которых в любой стратегии успеха необходимы. А для женщин, выбравших виды деятельности, традиционные для их пола, и, тем самым, избавившихся от многих тендерных стереотипов и предрассудков, такие «обязательства» могут быть отличными составляющими их успеха. К таким составляющим относятся: бережливость по отношению ко времени, трудолюбие, хороший настрой, умение общаться с людьми, мужество, твердость воли, настойчивость, сосредоточение сил на главном, нормальное отношение к препятствиям, моральная стабильность, энтузиазм, самообладание, самоуважение, способность адаптироваться к переменам и принимать непопулярные решения, честность и правдивость, позитивные привычки, способствующие хорошему здоровью в физическом и умственном плане [9, 2 6].

Наука не является исключением из общих правил относительно распределения научных сфер приложения «мужского» и «женского» ума. Одной из специфических проблем положения женщин в науке является то, что рост ф доли женщин по различным научным дисциплинам неравномерен. Сейчас они составляют более половины кадрового состава в таких научных отраслях как химия, биология, география, медицина, сельское хозяйство, архитектура, фармакология, гуманитарные науки (кроме истории). Но перевес женщин в этих областях незначительный. В области же физики, математики, механики, астрономии, в любых технических науках женщин работает в 1,5−2,5 раза меньше, чем мужчин [57].

Все научные дисциплины условно можно классифицировать на три группы (в зависимости от соотношения доли мужчин и женщин, т. е. по признаку пола). Первую группу составляют «мужские» науки. К ним относятся физико-математические науки, технические и компьютерные дисциплины, геология. Вторую группу составляют нейтральные науки, к которым относятся химические и биологические отрасли знания, такие как физиология, зоология, ботаника. Третья группа, названная условно женские" науки, включает в себя социальные, социально-психологические и гуманитарные науки. В мужских отраслях соотношение мужчин и женщин, имеющих научную степень, составляют от 25:1 до 6:1, в «нейтральных» — от 5:1 до 3:1, а в «женских» — менее 2:1 [53, с. 694].

Распределение научных дисциплин по полу отражает только сложившуюся на сегодняшний день ситуацию. Но, тем не менее, эта данность, отражаясь в сознании ученых, преломляется в устойчивый тендерный стереотип, согласно которому некоторые научные дисциплины женщины, мягко говоря, не тянут, не тот склад ума. Сами женщины-ученые, как правило, не выделяют «женских» дисциплинарных ф областей. Но мужчины считают, что специализация в социальных и гуманитарных науках — для женщин, это отвечает их традиционным интересам.

Н.Н. Козлова в статье «Гендер и вхождение в модерн» акцентирует внимание на том, что в системе образования и науки можно обнаружить целый ряд противопоставлений мужского/женского, за которыми стоят профессиональный выбор, определенный тип интересов и манера интеллектуальной работы. Следует лишь напомнить о столь привычных оппозициях дедукции и индукции, жестких и мягких методов, количественных и качественных исследований, естественных и гуманитарных наук, логики и интерпретации, социологии и психологии, философии и географии и т. д. [42, с.164−165].

Б.Фридан в своей книге «Загадка женственности» пишет, что исследование непрофессиональных текстов, анализ биографий, индивидуальный и локальный, это для него органический элемент собственной жизненной истории. Однако в научном сообществе он нередко сталкивался с тем, что этот вид деятельности маркируется как «дамское занятие» [66, с. 20].

Американские исследователи сделали вывод, что женщины, добившиеся успеха, имеют общие характеристики. Как индивиды они обладают хорошими способностями, высокой самооценкой и ясным представлением о своей цели. Они придерживаются либеральных взглядов на роль женщины в обществе. Они осознают свой потенциал и не чувствуют ограничений, налагаемых их полом. Как правило, такие женщины обладают андрогинными чертами, с одной стороны они излучают теплоту и открытость, с другой стороны, проявляют такие считающиеся мужскими качества, как рассудительность, напористость и независимость. Общим для них является высокий уровень образования. Исследователи сделали акцент на то, что для большинства людей все-таки предпочтительны женские ролевые модели лидерства, они не приветствуют, когда женщины пытаются стать мужчинами для достижения своих целей [71]. Все исследователи лидерства считают, что высокая самооценка очень важна для успеха. Мир имеет право относиться к человеку согласно его собственной оценке. Если человек низко себя оценивает, то люди не будут утверждать себя расследованием, не оценил ли он себя слишком низко. Подразумевается, человек достаточное время прожил с самим с собой и должен знать собственную цену лучше, чем другие. Человек отпечатывает на себе свою собственную оценку и не может ожидать большую.

Трудно провести разделительную черту между результатами работы человека согласно его тендеру и свойственным ему стилем руководства. Смысловое содержание понятия «лидер» не обязательно связано с понятием «биологический пол». Оно включает в себя множество ценностей, одинаково принимаемые и мужчинами, и женщинами: собранность, точное знание цели, выбор необходимых средств для ее достижения, способность идти до конца, умение организовывать людей и делать их единомышленниками. Лидер способен успешно разрешать проблемы, приносить пользу другим, находить оптимальное решение всеобщих проблем. Но при этом лидер преследует высшую цель собственного развития, приносящего ему удовлетворение. Лидер прогрессирует, если доказывает свою щ способность быть наиболее функциональным для социума [52, с. 167−168].

Как отмечает исследователь женского лидерства А. Чирикова, различия между женщинами и мужчинами в лидерских возможностях хотя и существуют, но не выступают основополагающим фактором, который полностью закрывает возможность для женщины лидировать. Просто женщинам, стремящимся к лидерству, необходимо искать такие модели поведения, которые разрушают полоролевые стереотипы, с одной стороны, а с другой — обеспечивают успех. В этом случае женское лидерство требует больше усилий в сравнении с мужским [74, с. 33].

Многочисленные исследования показывают, что женщина-руководитель столь же эффективно добивается результатов, хотя прибегает для этого к несколько иным методам. Эти методы могут лечь в основу некоторых тендерных стратегий, позволяющих женщине быть успешнее, добиваться намеченных целей с меньшими психологическими затратами.

Условно можно выделить два вида тендерных стратегий для женщин: 1. попытка использовать гендерную асимметрию себе во благо- 2. попытка уменьшить гендерную асимметрию.

Женщины-педагоги высшей школы, использующие первый вид тендерных стратегий, либо выбирают в качестве своих м. научных интересов «женские» темы, либо используют свой гендер как дополнительный ресурс.

Неравномерное распределение научных дисциплин является нормой, поскольку в ходе социализации мужчины и женщины приобретают разные интересы, модели поведения, психологические качества, поэтому по-разному воспринимают свои способности и стремятся к различным родам Щ деятельности. Сосредоточение женщин в таких научных областях как делопроизводство, домоводство, хореография, история искусств, социология и т. д. не означает, что они составляют научную элиту в этих областях. Лидерами, берущими на себя ответственность за развитие целого исследовательского направления, являются мужчины-ученые. Сфера приложения женского научного потенциала — это ^ конкретные эмпирические исследования, а теоретизированием занимаются в основном мужчины. Это своеобразный научный тендерный стереотип, регулирующий сферы приложения «мужского» и «женского» ума.

Эта проблема в науке реальна и создает определенные проблемы для женщин, выбравших «мужские» науки. Чтобы таким женщинам быть успешными, реализовать себя в качестве хороших ученых, им необходимо преодолевать много щ. барьеров, связанных с тендерными стереотипами, являющимися частью господствующего социального сознания, согласно которым женщины не могут быть сильными теоретиками, ничего не смыслят в технике и тому подобное. Намного успешнее их могут быть женщины-ученые с сильной традиционной полоролевой идентификацией, которые в силу этого факта выбрали традиционно «женские» науки. Поскольку такие женщины не встречаются напрямую с % господствующими в науке тендерными стереотипами, они не растрачивают свои силы на их преодоления, не подстраиваются под мужчин, сохраняя тем самым традиционную женственность. Они чувствуют себя более уверенными. А здесь срабатывает правило: чем больше вы верите в себя, тем больше другие верят в вас. Уверенность привлекает, воодушевляет, стимулирует окружающих. ^ Уверенный человек более успешен, он чаще бывает удовлетворен своей работой. А удовлетворенность много значит и является мощным стимулом к дальнейшей работе.

И так, женщины-ученые, выбравшие традиционные для их пола виды научной деятельности, автоматически избавляются от влияния тех тендерных стереотипов и предрассудков, с которыми сталкиваются женщины в «мужских» науках. Это экономит их силы и способствует успешному росту в профессиональном плане при условии, что женщины будут стараться планировать свою научную судьбу,.

Как было показано в предыдущих главах, тендер является важнейшей социальной категорией, с помощью которой мы обрабатываем информацию об окружающих нас людях. В настоящее время стереотипы рассматриваются многими социальными психологами как когнитивные категории (схемы) социальных групп. Стереотипы работают на восприятие и запоминание. Поэтому наиболее отличительные особенности людей (к примеру, такие как пол) активируют * нужные схемы, и в дальнейшем обработка информации об отдельных членах группы управляется этими схемами. Если человек соответствует стереотипным представлениям о себе как о представителе своей социальной группы, тогда ему легче воспользоваться этими стереотипами и быть более 4 успешным. Тем более, что большинству женщин естественно развивать свои «женские» черты, им сложно примерять на себя шкуру мужчины, это противоречит их сущности, полученной, по сути, в процессе социализации. Очень немногие женщины могут совмещать в себе реальную личность и придуманный образ. Возможность этого возникает при условии, что искусственно созданный имидж нравится ^ женщине, выражает ее внутренние, до сих пор не выраженные стремления, дополняет ее личность новыми чертами. Если же создание искусственного имиджа глубоко чуждо, неприемлемо, вызывает затруднения, при этом Женщина нуждается в постоянных подсказках и руководстве, то данное положение вызовет у нее значительные неудобства и множество стрессовых ситуаций, во время которых ее истинное лицо будет показываться из-за выдуманной личины.

Поэтому многим женщинам легче пользоваться некоторыми преимуществами своего социального пола, нежели стараться применять мужские приемы в своей стратегии успеха. Причем такие женщины статусно могут не отличаются от своих коллег, но всегда будут выглядеть успешнее их. Необходимо всегда поддерживать статус успешной женщины. Такой женщине мужчины помогают с удовольствием. Можно определить некоторые особенности имиджа «стопроцентных женщин», определить некие общие ярко выраженные качества, при помощи которых они если и не достигают реального успеха, то всегда выглядят таковыми.

За суетой и заботами никогда не надо забывать, что ты яркая личность, что ты женщина. Всегда надо следить за собой, причем это должно стать естественной потребностью, как дышать. Мужчины-ученые каждый день общаются с ^ множеством умных женщин, поэтому внешняя привлекательность, обаяние обязательно становятся дополнительным козырем. Еще одним козырем для женщин-ученых может стать сочетание изящества и продуманности. К примеру, со всеми коллегами стараются быть в дружеских отношениях. Этому могут способствовать мягкость, радушие, безупречный внешний вид. Это располагает мужчин ф относиться к таким женщинам по особенному, чаще и охотнее им помогать. Способность завязывать искренние, теплые взаимоотношения с людьми для таких женщин стали ключом к достижению успеха в науке, педагогической деятельности, в личной жизни. Не только мужчины оценили их качества, но и часто на помощь им приходили женщины коллеги. Людям нравится чувствовать себя хорошо, и они хотят быть в окружении таких же людей. Такой способ расположения к себе людей эффективен, ведь каждый человек — это шанс, маленькая ступенька лестницы, ведущей к успеху.

Стопроцентная женщина" обладает редким даром себя преподнести. Обычно это стильные женщины. Здесь очень важны две составляющие, а именно, высокий профессионализм и внешние данные. Причем под внешними данными здесь понимается не врожденная красота, а приобретенные навыки, позволяющие женщине выглядеть привлекательной, неповторимой. Это проявляется и в манере поведения, и в выражении лица, и в общении с окружающими людьми, и в манере одеваться. Это особый стиль личности, который не определяется возрастом, красотой, деньгами. Такая женщина умеет направлять все свои способности на возвышение себя и обретение социальной власти. Причем через это она часто ¦ стремится к удовлетворению потребностей собственного внутреннего мира и его обогащения. Большинство успешных женщин привлекательны не потому, что говорят и делают что-то особенное, просто они имеют редкий талант заставлять людей воспринимать себя такими.

Часто стиль и высокие умственные способности неразделимы. Это есть стратегический прием незаурядной? личности. А одежда не только красит человека, стильная одежда может помочь ему доминировать в социальном контексте. Хотя одежда — это лишь часть имиджа успешной женщины. Существует множество мелочей, которые вносят свой вклад в процесс совершенствования будущей крупной личности. И каждая женщина решает сама, какие мелочи включить в свою стратегию успеха. Здесь все может быть важным: духи, жесты, манера смотреть на собеседника, ь тембр голоса. В сочетании с незаурядными умственными способностями, что немаловажно для женщины-ученого, это может способствовать большому уважению, признанию со стороны коллег.

Однако не надо упускают из виду, что далеко не каждый мужчина способен по достоинству оценить их усилия. Ведь стереотипно для многих мужчин идеалом женской красоты является не безупречная внешность, а нечто такое, что не всегда возможно разглядеть или описать словами, а именно: теплота, нежность, отзывчивость, податливость, способность прощать, понимать и уступать. Современные женщины с лидерскими задатками редко когда уступят сопернику в ущерб себе. Женская натура в стереотипном понимании проявляется здесь только внешне, само поведение не меняется. Но если женщина выбирает для себя стратегию использования своего тендера как дополнительного ресурса, мужчины это оценят. Вот почему некоторые женщины, испытывающие потребность быть самими собой — слабыми, часто капризными, но всегда очаровательными, — не только смирились с сознанием собственной слабости, но и научились использовать ее себе во благо.

Стратегия «попытка уменьшить тендерную асимметрию» подразумевает, что женщина, поставившая цель добиться успеха, должна освоить «мужские правила игры в работу». Эти правила для мужчин усвоены с раннего детства, а женщины их не знают. Возможно, для многих именно это становится основным препятствием на пути их карьерного роста (по многим параметрам мужчины в вузах успешнее женщин). Правила на сегодняшний день невозможно изменить, но всегда можно найти обходные маневры. Для этого необходимо знать основные правила, понимать их важность для мужчин и уметь ими манипулировать.

Женщины и мужчины хотят одного и того же — признания, уважения, высокого статуса, но идут разными путями для достижения своих целей. Как раз это и сбивает с толку мужчин. Они скорее примут в свою команду человека, который им понятен и предсказуем. Другими словами, мужчины больше оценят того, кто знает и уважает негласные предписания, по которым строятся профессиональные отношения в мужском коллективе. Перед женщинами стоит нелегкая задача: с одной стороны они должны научиться этим правилам, чтобы получить признание, а с другой стороны, им надо переиграть мужчин, быть умнее (или казаться таковыми), инициативнее, больше работать. Они должны стать лучшими среди мужчин.

Первое правило — «прежде всего, команда», поскольку мужчины не потерпят, если с ними не будут считаться. Некоторые женщины, получившие власть, все хотят решать сами. Это большая ошибка. Они считают, что так они будут выглядеть более сильными, но мужчины такое поведение не простят. Второе правило — «интриги превыше эмоций». Общепринятый стереотип, что женщины намного более.

Ф эмоциональны, но это всего лишь стереотип. Мужчины эмоциональны не меньше, просто они стараются не демонстрировать это, так их воспитали. У истеричной, сильно эмоциональной женщины никогда не будет команды. А вот если умная и тонкая женщина может умело просчитывать ходы, без интриги здесь не обойтись. И в этом женщина может быть успешнее, поскольку не только перенимает тактику мужчин, но и в запасе еще имеет и женские стратегические установки, которые мужчинам перенимать считается не престижным. Надо всегда быть внимательной к тому, что происходит в ее команде и помнить, как только ее популярность среди коллег упадет, всегда найдется мужчина, в любой момент готовый заменить ее на посту. Надо уметь интриговать, как это часто делают мужчины, только не перегнуть палку. Если женщина-лидер будет часто демонстрировать свой гнев, ее престиж резко упадет, поскольку ее сразу причислят к истеричкам. Если же ф гневится начальник мужчина, то часто это так и воспринимается: «человек рассердился».

С двумя первыми правилами тесно связано правило, присущее большинству мужчин, которое можно обозначить как «ставь высокую профессиональную цель и всегда держи ее перед глазами». О мужчинах, имеющий высокий ^ профессиональный статус, часто говорят как о людях, способных холодно и расчетливо оценить отношения с коллегами и составить стратегический план действий. Карьеру надо планировать и смотреть на работу как на карьеру. Так и поступает большинство мужчин. Хотя женщине трудно так быстро пробежаться по ступенькам карьерной лестнице, к примеру, из-за семейных обязанностей, но не * надо отчаиваться. Стратегические цели — они как маяки, всегда видно, где пристань.

Блеф — важная часть игры" - еще одно правило, которое необходимо знать женщине и уметь его использовать себе на пользу. Мужчины с детства учатся выглядеть сильными, даже если таковыми себя не считают. Такая особенность их социализации делает их карьеру более ф быстрой, успешной. Будущие лидеры не упускают случая всегда демонстрировать свои знания, свою компетентность. Хотя рядом с ними есть коллеги, разбирающиеся в определенных научных проблемах лучше или же более успешно справляющиеся с некоторыми административными поручениями, но именно будущие лидеры всегда на высоте. Просто они не боятся блефовать и убеждать своих коллег, что они лучшие. Мужчинам важно чувствовать свое превосходство, свою ^ значимость, скромность здесь является большим тормозом.

Женщины не глупее мужчин и женский стиль руководства по сравнению с мужским часто может выигрывать, просто женщине необходимо всегда демонстрировать свои таланты при каждом удобном случае. Не надо обращать внимание на негативное восприятие подобной стратегии, это естественная реакция. Если женщина будет последовательна и постоянна в достижении своей цели, таким образом, то % коллеги привыкнут, а потом и сами станут уверенными в том, что она именно такой человек, за которого себя выдает.

Подобная стратегия диктует еще одно важное правило: «никто не должен знать о ваших слабостях и ошибках». Если для мужчин это правило понятно и приемлемо, то для женщин часто является тем слабым звеном, которое может привести Л к неудаче. Тот факт, что женщинам прощаются слабости и ошибки ничего не значит в случае с женщинами, реализующих стратегию лидерства по «мужской» схеме. «Холодный рассудок всегда и во всем» — еще одна составляющая «мужской» стратегии. Холодный рассудок помогает устранять все заторы и препятствия на пути лидера. Успешный мужчина, как правило, никогда не обращает внимания на неудачников. А женщине свойственно сердоболие, материнское участие. Таким образом можно потерять драгоценное время. Конечно, своевременная помощь всегда ценится, но речь идет именно о женском стремлении нянчиться с людьми, которые только сами и виноваты в своих бедах. Мужчины-лидеры, напротив, стараются больше проводить времени с тем человеком, потенциал которого позволит ему выйти на новый виток деятельности. Они распространяют сферу своих интересов в основном на тех людей и те сделки, которые соотносятся с эпицентром их деятельности и служат их успеху.

Для большинства мужчин правила святы и следуют они им часто с целью получить финансовую независимость, являющуюся важным показателем успешности мужчин. Для них это как забить решающий гол в игре под названием «карьера». Это правило можно озвучить как: «просчитывай % ходы так, чтобы выигрышем стала экономическая свобода».

Мужчины будут уважать такую женщину. Поскольку в науке можно зарабатывать хорошие деньги только своим собственным умом, это увеличивает значимость человека, как ученого. Вполне естественно, что независимая в финансовом отношении женщина может многое себе позволить, что улучшает ее самочувствие. Преподаватели вузов в ^ основном сидят на окладе. Труд педагога высшей школы оплачивается скудно. Современной женщине надо поменьше вспоминать детскую игру в куклы, которая научила ее быть только матерью, что прекрасно, но не научила ее, как успешно сосуществовать с мужчинами на работе и на равных с ними конкурировать. Финансовая независимость от мужа для семейной женщины — это ее личная независимость, позволяющая иметь свое мнение и быть собой. То же самое можно сказать и о незамужней женщине.

Современная женщина должна помнить, что любовь мужчины хоть и важная часть в ее жизни, но она не обеспечит ей свободу. Успешная женщина должна зарабатывать сама. В ее жизни должно быть нечто принадлежащее только ей: работа, знание, деньги. Когда мужчина платит за женщину, то он как бы говорит: «Тымоя». В этом случае женщина может низвести себя до предмета, принадлежащего мужчине. Это неприемлемо для реализующей лидерскую стратегию женщины.

Эмансипация — признак нашего времени, хотим мы того или нет. Поэтому неудивительно, что для женщин становится естественным использовать некоторые мужские приемы в игре, называемой работой. Здесь главное не перегнуть палку. Самое важное — это понять, как играют мужчины, а не слепо их копировать.

Современная женщина-лидер — это человек, который сделал приватное более притягательным как стратегию публичного поведения, в противовес стратегии традиционного публичного. Это делает женщину субъектом другой истории. Она меняет границы между приватным и публичным, заново структурируя социальное пространство. Этот процесс не завершен, говорить о выводах рано. Но говорить надо и настоящая работа является шагом в осмыслении этого феномена.

Заключение

.

Сегодня гендер, при всей популярности тендерных исследований и тендерной проблематики, так и не стал областью выработки новых доминант общественного развития. Тем не менее, благодаря таким исследованиям все более становится очевидным, что «мужская история», характеризующаяся попранием сферы приватного ради утверждением сферы публичного заводит человечество в тупик. Именно в такой кризисный момент и всплывает идея «другой истории». Идея «истории женщин» возникла как один из вариантов новых доминант человеческого развития.

Оппозиция публичное/приватное выступает в структуре социального пространства в качестве базового проявления дихотомии мужское/женекое. Несмотря на то, что в исследовательской области женщин не меньше, чем мужчин, тем не менее, эта область выступает как «мужская сфера» в публичном. А приватное — семья, частная жизнь и т. п. -выступает как область женского доминирования. Хотя на ¦ф сегодняшний день все более очевидны изменения в традиционном тендерном распределении, когда ранее «мужские» публичные сферы перестают быть таковыми, структура социального пространства образования в его публичном варианте по-прежнему сохраняет гендерные предпочтения. Сфера высшего образования не стала элементом «женского» мира, не смотря на то, что в ней ^ численно преобладают женщины.

В структуру социального пространства образования включены существенные гендерные асимметрии, но женщины обладают ресурсом, способным их компенсировать. Это приводит к существенным деформациям самих условий организации интеракции, типа социальной организации. Несимметричность тендерных интеракций в пространстве образования особенно ярко проявляется в сфере лидерства, успеха. В научно-педагогическом сообществе разница между лидерами мужчинами и женщинами существенно меньше, чем между лидерами и не лидерами. Просто общество охотнее приписывает лидерские качества мужчине, и женщина, в силу особенностей поло-ролевой социализации, охотнее выбирает субдоминантную позицию. Но это больше касается качества, чем количества. 1.

Разница в лидерских стратегиях мужчин и женщин в научно-педагогическом сообществе тоже не так велика. Пол определяет ее .лишь как один из факторов наряду с другими. Успешные женщины пользуются теми же приемами, что и мужчины. Женские тендерные стратегии классифицировать можно лишь условно, определяющим фактором здесь являются нюансы. Основные тактические приемы одинаково важны как ^ для женщин, использующих гендерную асимметрию себе на благо, так и для женщин пытающихся уменьшить гендерную асимметрию. Этот факт дает возможность исследовать женские стратегии успеха на фоне мужских, которые традиционно являются базовыми.

Нюансы, определяющие различия в мужских и женских стратегиях, характеризуют саму оппозицию мужское/женское как «размытую». Связь между приватным и публичным fc разрушается за счет вхождения женщин в публичную сферу. Также, женщина, оказываясь в «мужском» пространстве, сохраняет во многом традиционные тендерные характеристики, что ведет к изменению самого социального пространства. Возникающее противоречие между традиционной тендерной идентификацией и маскулинными принципами социального взаимодействия, влияет на специфику личности * женщины в данном локале социального пространства. Синтез публичного и приватного создает специфические проблемы не только для женщин, но и для мужчин. Пространство ожидает, что мужчина как агент публичного, должен быть в него полностью включен. Но современный мужчина берет на себя многие обязанности, которые раньше относились к приватной сфере. Если двойной груз женщин заметен и обсуждается, то «маленький» груз мужчин не фиксируется.

Начало XX века застает оппозицию приватное/публичное" в качестве бинарной и привативной с жестким маркированием категории «публичное». «Приватное» здесь определяется как «не-публичное». К началу XXI века ситуация меняется. Бинарная оппозиция, под действием гендерных изменений, превращается в градуирующую, где «приватное» и «публичное» лишь крайние точки на шкале, включающей множество промежуточных состояний. В этом варианте за счет уменьшения жесткости и структурированности социального пространства увеличивается «пространство» социального маневра. Социальное пространство, в том числе пространство образования оказывается способным включить в себя агентов с самыми различными социальными и тендерными характеристиками. Это изменение и прослеживается в настоящей работе. Каким будет новый тип структурирования, сказать пока не возможно, но одно очевидно — оно будет другим.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новые стадии поздней жизни: времятеплой осени или суровой зимы / / Психологический журнал. 1994. № 3. Т. 15. С. 99−106.
  2. М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами / Семья и социальная структура. М., 1997. С. 53−70.
  3. Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М.: Российский общественный научный фонд, 1996.
  4. Е.С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социс. 2002. № 11. С. 27−36.
  5. Е.С. Типы стратегий совладания с ^ жизненными трудностями / Кто и куда стремиться вести
  6. Россию? Факторы макро-, мега- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под ред. Заславской Т. И. М.: МВШСЭН, 2001.
  7. B.C. Основные тенденции развития современной социальной философии / Социальная философия в конце XX века. М., 1991.
  8. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум», 1995.
  9. Берн Шон. Гендерная психология. СПб.: прайм-Еврознак, 2001.
  10. В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М.: СП «Интерэксперт», 1992.
  11. Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск, 1997.
  12. Бодрийяр Жан. Соблазн. М., 2000.
  13. Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1971.
  14. А.Е., Варшавский J1.E. Экономические и * социальные проблемы сохранения науки в России //
  15. Экономика и математические методы. 1995. № 3. Т. 31.
  16. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //•щ Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 45−48.
  17. Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет // Социс. 1999. № 5. С. 82−87.
  18. О.А. Тендер // Женщина Плюс. 2001. № 2. С. 22−26.
  19. О.А. Женщина друг человека? Образ женщины в масс-медиа // Человек. 1990. № 5. С. 17−19.
  20. О.А. Социокультурные детерминантыразвития тендерной теории в России и на Западе // ОНС. 2000. № 4. С. 9−20.
  21. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социс. 2000. № 11. С. 36−4 4.
  22. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Здравомысловой Е. и Темкиной А. СПб.: труды ЦНСИ, 1996. Вып. 4.
  23. И. Б. Проблемы подготовки научно-преподавательских кадров // Социс. 1997. № 8. С. 1920.
  24. Т.М. Пожилая женщина в современной России: методология и результаты тендерного анализа биографий / Феминистская теория и практика: Восток-Запад. СПб., 1996. С. 163−172.
  25. Гошьен Д, Харрис Д., Зваак JI. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальнаяхартия: право и практика. М., 1998.
  26. П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
  27. И.В. Рекламные технологии тендера // ОНС. 2000. № 4. С. 172−187.
  28. Щ 26. Дальбум-Халл Барбру. Женщины и руководство.1. СПб., 1996.
  29. М. Хилари Клинтон и власть женщин. М., 1995.
  30. Л.Д. Феминистская онтология в обнаружении тендерных ролей // Россия в XXI веке: экономика, политика и культура. Владивосток, 2002. № 14. С. 4−16.
  31. А. Рефлексия пола // We/мы. 2000. № 10 (26). С. 38−39.
  32. Женщина в меняющемся мире / Под ред. Римашевской Н. М. М.: Наука, 1992.
  33. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально-политическим вопросам / Под ред. Силласте Г. Г. М.: АОН, 1991.1. Чг
  34. И. А. Женское политическое бессознательное. Харьков, 1997.
  35. Т. Экономическая теория и феминизм / Теория и история феминизма. Харьков, 1996. С. 181 223.
  36. И. Феминизм и наука / Формирование тендерной культуры у студенческой молодежи. Набережные Челны, 1995. С. 25−34.щ
  37. Е.А., Темкина А. А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии // Социс. 2000. № 11. С. 41−49.
  38. О. Мужчина: роль, переписанная заново? // Семья и школа. 1997. № 1. С. 14−16.
  39. Е., Мешкова Е., Ростегаева Н. Роль женщин в формировании социальной структурысовременного российского общества / Женщины России вчера, сегодня, завтра / Под ред. Ершова Э. Б. М.: Россия молодая, 1994.
  40. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 33−41.
  41. Р. Значение и необходимость. М., 1959. jK 40. Керич П. К. Семейный контекст: удовлетворенностьсупружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 30−35.
  42. Т.Э., Иванчук Н. В. Женщины: ресурсы политического поведения // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 11−16.
  43. Н.Н. Тендер и вхождение в модерн // ОНС.1999. № 5. С. 164−187.
  44. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47−57.
  45. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  46. Р. Современные подходы / Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: Д. Буланин, 2000.
  47. . Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.
  48. М., Рыбалкина Н. Тендерное измерение социализации / Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. С. 175−195.
  49. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.
  50. И.И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных-У этнокультурных средах / Этнические стереотипымужского и женского поведения. СПб., 1991.
  51. Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
  52. А. Игры, в которые играют мужчины. СПб.: Питер, 2000.
  53. А. Женщина третьего тысячелетия. М., м 2002.
  54. Е.З., Мартынова Е. А. Женщины в науке // Вестник РАН. 1993. № 8. Т. 63.
  55. О. В. Женское тендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // ОНС. 1999. № 3. С. 179−191.
  56. К.Х. Что такое общество? М., 1991.
  57. К. Открытое общество и его враги. М., 4.1992.
  58. М.М. (Яворович). Феминизация науки как социологическая проблема // Социс. 2000. № 6. С. 40−43.
  59. О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин / Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. С. 58−73.
  60. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 25−29.
  61. Рихтер Джеймс. Тендерная идеология и «холодная война» // ОНС. 1999. № 1. С. 184−191.
  62. Семья как объект социальной политики / Под ред. Панкратова М. Г. М.: ИСИ АН СССР, 1986.-V 62. Серегина И. И. Профессиональная карьера // Социс.1999. № 4. С. 78−81.
  63. Г. Г. Тендерная социология как частная социологическая теория // Социс. 2000. № 5. С. 15−23.
  64. Н.Дж. Социология // Социологические исследования. 1992. № 8. С. 8−13.
  65. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.: Наука, Ь' 1993.
  66. . Загадка женственности. М., 1994.
  67. М. Говорящий пол / Современная философия. Харьков, 1995.
  68. Р. Экономическая теория как универсальная наука // Альманах «Thesis». 1991. Вып. 1.
  69. Г., Синельников А. Тендерные отношения в контексте экономической глобализации // We/мы. 1999. № 7 (23). С. 17−24.
  70. З.А. Как организовать семейный бизнес? / Современная женщина. Энциклопедический справочник /Под ред. Молокова Э. Э. М., 1994.
  71. С., Форбс М., Фукуа-младший Т.Е., Кенджеми Дж.П. Стеклянный потолок: занимают лиженщины в США должное положение в обществе? / Лидерство в бизнесе. Феникс, 1997. С. 89−101.
  72. И.И. Женщина и работа: мнение россиян и канадцев // Социс. 1999. № 9. С. 108−113.
  73. Т.Ю. Жизненные ценности и планы незамужних женщин / Становление брачно-семейных отношений. М.: ИС АН СССР, 1989.-у 74. Чирикова А. Е., Кричевская О. Н. Женщинаруководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социс. 2000. № 11. С. 45−56.
  74. А. Женщина во главе фирмы. М., 1998.
  75. И.Ф. Работы по эстетике. М., 1937.
  76. И. Одиночество и разведенный мужчинапреклонного возраста / Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 433−452.м
  77. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
  78. В.А. Социология в России. М., 1998.
  79. Bartolk М., Martin D.C. Women and men in task groups/ ashmor R.D., Delboca F.K. Psychology of female male relations. N.Y., 1986.
  80. Baumrid D. Current patterns of paternalvauthority. Developmental Psychology Monographs. 1974. № 4. P. 32.
  81. E.L., Denton T.C. & Nkomo S. Women of color in management: Toward an inclusive analysis. Newbury Park, CA: Sage. 1993.
  82. Bern S.L. Gender Schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review. 1981. № 88. P. 354−364.
  83. Bern S.L. The lenses of gender: Transforming the debate of sexual inequality. New Haven, CT: Yale1. University Press, 1993.
  84. Chialdini R.B. Influence: Science and practice. New York, 1993.
  85. S.M. & Hall J. Men and women as managers: A significant case of no significant difference. r" Organizational Dynamics. 1980.
  86. Eagly A.N., Karan S.J., Makhijani M.G. Gender and effectiveness of leaders: A meta-analysis. 1995.
  87. Eskilson A., Willey M.G. Sex composition and leadership in small groups II Sociometry. 1976.
  88. Fairhurst G.T. The leader-member exchange patterns of women leaders in industry // Communic.1. Monographs. 1993.
  89. S.T. & Taylor S.E. Social cognition. New York: Random House, 1984.
  90. Focauit M. Fjlie et deraison. P., 1961.
  91. Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-НаЦ, 1967.
  92. Geis F.L. Self-fulfilling prophecies: A social psychological view of gender. New York, 1993.
  93. Gerasimova K., Troyan N., Zdravomyslova E. Gender stereotypes in pre-school children’s Literature // Women’s Voices in Russia Today / Eds. A. Rotkirch and E. Haavio-Mannila. Darmouth, 1996.
  94. Goffman E. Gender display // Studies in the Antropology of Visual Communication. 1976. № 3. P. 6977.
  95. Goffman E. The arrangement between sexes // Theory and society. 1977. № 4. P. 301−331.
  96. Henshall Ch., Mc. Guire J. Gender development // Richards M., Light P. (eds.) Children of cocial worlds. Cambridge Univ. Press, 1986. P. 135−168.
  97. Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Newbury Park, CA: Sage, 1984.
  98. Johnsoa C. Gender, legitimate authority and leader subordinate conversation // Am. Sociol. V59. № 1. P. 122−135.
  99. King W.C., Miles E.W., Kniska J. Boys will be boys (and girls will be girls): The attribution of gender role stereotypes in a gaming situation. Sex1. Roles, 1991.
  100. Kushell E. Gender, leadership style, and subordinate satisfaction: An experiment. Sex Roles. 1986. № 14. P. 203−209.
  101. Lipman-Blumen J. Connective lidership: Female leadership styles in the 21st~century workplace. Sociological Perspectives. 1992. № 35. P. 183−203.
  102. B. & Maluso D. The social learning of gender. New York, 1993.
  103. Lyotard J.F. Le Differend. Paris, 1983.
  104. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differ-ences. Oxford: Oxford Univ. Press, 1975. 271p.
  105. Pleck J.H. Prisoners of manliness. Psychology Today. 1981/
  106. M.K. & Eisler R.M. The role of masculine gender role stress in expressivity and social support network factors. Sex roles. 1990. № 23. P. 261−271.
  107. Stockard J., Jonson M.M. Sex roles: Sex Une guality and Sex development. Engle wood cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1989.
  108. Taylor S.E. A categorization approach to stereotyping. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  109. The Goffman reader / Ed. By Ch. Lemert, A. Branaman. London: Blackwell Publishers, 1997.
  110. Thompson E.N., Jr., & Pleck J.H. The structure of male role norms // American Behavioral Scientist. 1986.
Заполнить форму текущей работой