Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности работы приводных стационарных газотурбинных установок в условиях эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Югорск»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расчётное исследование подтвердило наличие проблемных зон в проточной части компрессора, связанных с плохой согласованностью отдельных ступеней. Показано, что рабочая точка осевого компрессора, соответствующая режиму работы сети, а именно — сопротивлению на входе (КВОУ), и сопротивлению на выходе (регенератор и сопловой аппарат турбины) — находится в недопустимой близости от границы устойчивости… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И ИНДЕКСЫ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Теория осевых компрессоров ГТУ. Срывные и неустойчивые режимы работы ступени и компрессора
    • 1. 2. Теория осевых газовых турбин. Влияние основных характеристических коэффициентов на внутренний КПД турбины. Распределение теплоперепадов между отсеками турбины
    • 1. 3. Анализ способов определения и регистрации срывных и неустойчивых режимов работы отдельных венцов и отсеков ОК
    • 1. 4. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ОСЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ СТАЦИОНАРНЫХ ГТУ В
  • УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
    • 2. 1. Разработка схемы измерений и программы испытаний
    • 2. 2. Специальные испытания осевого компрессора ГТК-10 В Лонг-Юганском ЛПУ МГ
    • 2. 3. Обработка и анализ результатов испытаний ГТУ ГТК
    • 2. 4. Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. РАСЧЁТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГТУ ГТК
    • 3. 1. Построение расчётной модели
    • 3. 2. Верификация расчётного метода для исследования процесса сжатия в компрессоре на основе результатов испытаний натурной ГТУ в Лонг-Юганском ЛПУ МГ
    • 3. 3. Исследование рабочего процесса в осевом компрессоре
    • 3. 4. Разработка рекомендаций по повышению аэродинамической эффективности лопаточного аппарата осевого компрессора
    • 3. 5. Расчётное исследование течения в канале воздухозаборного устройства КВОУ газоперекачивающего агрегата ГТК-10различных конструкций
    • 3. 6. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГТУ ТИПА ГТН
  • В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
    • 4. 1. Опыт проектирования и экспериментальные исследования ступеней турбины ГТН-16, накопленные ЗАО «УТЗ»
    • 4. 2. Способ повышения эффективности работы ГТУ ГТН
    • 4. 3. Апробация способа повышения эффективности работы ГТУ типа
  • ГТН-16 в условиях эксплуатации. ИЗ
    • 4. 4. Выводы по главе 4

Повышение эффективности работы приводных стационарных газотурбинных установок в условиях эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Югорск» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» является крупнейшим в структуре ОАО «Газпром» и в мире газотранспортным предприятием, эксплуатирующим 219 компрессорных цехов с газотурбинными газоперекачивающими агрегатами. Суммарная установленная полезная мощность 1165 ГПА — 15 757 МВт, что составляет около трети всей установленной мощности ОАО «Газпром».

Парк газоперекачивающих агрегатов предприятия очень неоднороден как по типу ГПА (30 различных модификаций), так и по выработанному суммарному ресурсу приводов, который достигает для некоторых ГТУ 200 тыс. часов. В составе парка приводных установок около 50% - это ГТУ отечественного и зарубежного производства общепромышленного типа (стационарные), установленные в основном в 70−80-х годах прошлого века с наработкой около 100 тыс. часов либо значительно превышающей назначенный суммарный ресурс. Например, средняя наработка для 305 ГТУ агрегатов типа ГТК-10−4 составляет 125 тыс. часов, 63 агрегатов ГТК-25И различных модификаций — 90 тыс. часов, 58 ГТУ типа ГТН-16 — 87 тыс. часов.

Согласно основным положениям Концепции реконструкции объектов газотранспортной системы ОАО «Газпром» на период 2011;2015 гг. [40], в числе других особенностей подотрасли «транспорт газа» отмечаются следующие:

— дальнейшее моральное и физическое старение объектов транспорта газа, в том числе превысивших нормативный срок полезного использования;

— возрастание роли энергосбережения в рамках государственной стратегии;

— возрастание факторов технической безопасности и риска.

Реализация программ реконструкции компрессорных цехов с агрегатами различных типов, разрабатываемых в ООО «Газпром трансгаз.

Югорск", в значительной степени зависит от стабильности их финансирования, но сроки замены физически и морально устаревших приводных ГТУ на более совершенные, в основном конвертированные транспортные ГТД, существенно отстают от темпов «старения» эксплуатируемых ГТУ.

С увеличением наработки приводов снижается располагаемая мощность ГТУ и повышается расход топлива относительно паспортных значений. Для агрегатов типа ГТК-10−4 полезная мощность в среднем по парку снижена на 20% при увеличенном расходе топливного газа на 5−10%.

Помимо факторов, обусловленных большой наработкой ГТУ стационарного типа, при длительной эксплуатации в результате принятия различных инженерных решений при строительстве объектов, и реализации мероприятий по ремонтно-техническому обслуживанию и реконструкции компрессорных цехов накоплено многообразие основных и вспомогательных систем ГПА, что также приводит к отклонению (зачастую ухудшению) основных характеристик ГТУ.

Начиная с начала 2000;х годов в ООО «Газпром трансгаз Югорск» увеличилось количество аварийный ситуаций (остановов) ГТУ типов ГТК-10−4 и ГТК-25И из-за неустойчивой работы (и помпажа) осевого компрессора, в том числе с разрушением его проточной части. Для агрегатов типа ГТН-16 отмечается резкое падение вырабатываемой мощности на частичных режимах и при ухудшении технического состояния ГТУ.

Поэтому в рамках настоящей работы особое внимание уделено разработке и реализации в условиях эксплуатации мероприятий для максимально эффективного использования ГТУ общепромышленного типа в части вырабатываемой полезной мощности, экономичности и безаварийной работы.

Цель работы: повышение эффективности работы ГТУ общепромышленного типа в условиях эксплуатации газотранспортного предприятия ООО «Газпром трансгаз Югорск» на основе современных возможностей, знаний и достижений в области экспериментальных исследований и методов численных исследований с применением современных программных средств.

Для достижения указанной цели в ходе исследований поставлены и решены следующие основные задачи:

• Исследование причин недостаточной газодинамической устойчивости осевых компрессоров ГТУ типа ГТК-10−4 в различных условиях эксплуатации;

• Разработка метода проведения в условиях эксплуатации экспериментальных исследований с целью определения срывных и неустойчивых режимов работы и регистрации срывных явлений в проточной части осевых компрессоров стационарных ГТУ;

• Исследование влияния конструктивных особенностей системы воздухозабора и воздухоподготовки (КВОУ) на запас газодинамической устойчивости (ГДУ) осевых компрессоров ГТУ;

• Численное исследование процесса сжатия воздуха в проточной части ОК ГТУ ГТК-10−4 и верификация численного метода на основе экспериментальных данных. Уточнение физической картины обтекания лопаточных венцов ОК ГТУ ГТК-10−4 на номинальном и переменных режимах работы;

• Реализация и апробация способа повышения эффективности работы ГТУ типа ГТН-16 в условиях эксплуатации.

Научная новизна полученных результатов. 1. Предложен, обоснован и разработан метод проведения специальных экспериментальных исследований в условиях эксплуатации, направленных на определение неустойчивых режимов работы осевого компрессора ГТУ и регистрацию срывных явлений в проточной части ОК. На основании разработанного метода обоснованно определены границы газодинамической устойчивости работы осевого компрессора ГТУ ГТК-10−4.

2. Установлены причины появления срывных явлений в проточной части ОК на основании численного исследования процесса сжатия воздуха в ОК ГТУ типа ГТК-10−4. Уточнена физическая картина течения воздуха в проточной части компрессора.

3. Установлено влияние конструктивных характеристик системы воздухоподготовки и воздухоочистки ГТУ на запас ГДУ ОК на основе численных и экспериментальных исследований.

4. Предложен и обоснован способ повышения эффективности работы ГТУ типа ГТН-16 с учетом эксплуатационных факторов за счет перераспределения работы расширения продуктов сгорания между турбинами высокого и низкого давления путем раскрытия лопаток соплового аппарата (СА) ТНД.

Практическая значимость заключается в следующем:

1. Апробирован метод проведения специальных экспериментальных исследований по выявлению и регистрации срывных и неустойчивых режимов работы ОК ГТУ в условиях эксплуатации;

2. Установлены границы газодинамической устойчивости осевого компрессора ГТУ типа ГТК-10−4 с внесением соответствующих ограничений по приведенной относительной частоте вращения ротора ОК в систему управления ГТУ для предотвращения срывных режимов его работы и помпажа;

3. Определены «узкие» места в конструкции лопаточного аппарата ОК ГТУ ГТК-10−4 и показаны перспективы его совершенствования;

4. В условиях эксплуатации апробирован способ повышения эффективности работы ГТУ типа ГТН-16. Проведены работы по изменению угла установки лопаток СА ТНД с целью перераспределения работы расширения в турбине. Подтверждено повышение вырабатываемой мощности ГТУ на 4%.

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечена:

— хорошей воспроизводимостью экспериментальных данных и сходимостью их с результатами численных исследований;

— совпадением результатов экспериментальных работ с теоретическими представлениями и опытными данными по теме исследований других авторов;

— тем, что основные результаты прошли промышленную апробацию и уже использованы для повышения эффективности эксплуатации стационарных ГТУ ООО «Газпром трансгаз Югорск» и предотвращения аварийных ситуаций на компрессорных станциях;

— использованием в работе современных, апробированных и научно обоснованных программ и методик на основе численного трёхмерного анализа течений в каналах и лопаточных аппаратах турбомашин.

Личный вклад соискателя заключается в постановке целей и задач исследования, научно-техническом обосновании положений, выносимых на защиту, участии в разработке метода проведения специальных экспериментальных исследований осевого компрессора ГТУ в условиях эксплуатации, анализе структурного и технического состояния парка газотурбинных ГПА ООО «Газпром трансгаз Югорск» и обобщении результатов проведения экспериментальных и численных исследований, а также в реализации и апробации способа повышения эффективности работы ГТУ типа ГТН-16.

Автор защищает следующие основные положения:

• Метод проведения специальных экспериментальных исследований ОК стационарных ГТУ в условиях эксплуатации с целью определения и регистрации срывных и неустойчивых режимов его работы;

• Результаты численных и экспериментальных исследований процесса сжатия воздуха в ОК ГТУ ГТК-10−4 и влияния конструктивных особенностей КВОУ на запас ГДУ ОК;

• Результаты реализации и апробации способа повышения эффективности работы ГТУ ГТН-16 за счет перераспределения работы расширения в турбине раскрытием лопаток СА ТНД.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследований, изложенных в диссертации, были представлены и обсуждались:

• на ЬП научно-технической сессии РАН по проблемам газовых турбин (г. Самара, 2005);

• X, XI, XII, XIII, XIV, XV Международных симпозиумах «Потребители-производители компрессоров и компрессорного оборудования» (г. Санкт-Петербург, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2010);

• III и IV Международных научно-технических конференциях «Газотранспортные системы: настоящее и будущее» (г. Москва, 2009, 2011).

Реализация результатов работы. Основные результаты диссертационной работы прошли промышленную апробацию и используются в ООО «Газпром трансгаз Югорск» при эксплуатации и ремонтно-техническом обслуживании стационарных ГТУ. Также отдельные результаты работы используются в научно-исследовательской деятельности и в учебном процессе подготовки специалистов, бакалавров и магистров кафедры «Турбины и двигатели» УрФУ.

Публикации. По теме повышения эффективности работы ГТУ опубликовано 23 работы, из них 5 статей в реферируемых изданиях по списку ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения по работе, списка использованной литературы, включающего 87 наименований. Работа изложена на 130 страницах, содержит 53 рисунка и 13 таблиц.

Основные результаты диссертации изложены в следующих научных работах, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК:

1. Влияние геометрических параметров первой ступени осевого компрессора на диапазон и эффективность ее регулирования / Б. С. Ревзин,.

A.О. Прокопец, A.B. Рожков // Компрессорная техника и пневматика. 2006. № 11. 5 с.

2. О рациональности конструкторских решений по регулируемому входному направляющему аппарату компрессора ГТУ / Б. С. Ревзин, В. А. Седунин, А. П. Парамонов, А. О. Прокопец // Тяжелое машиностроение. 2009. № 4. С. 7−9.

3. Проектирование первой ступени осевого компрессора ГТУ, работающей с регулируемым входным направляющим аппаратом / Ю. М. Бродов, О. В. Комаров, В. А. Седунин, А. О. Прокопец // Компрессорная техника и пневматика. 2011. № 3. С. 9−12.

4. Вариантные расчеты первой ступени осевого компрессора ГТУ с регулируемым входным направляющим аппаратом / Ю. М. Бродов, О. В. Комаров, В. А. Седунин, А. О. Прокопец // Компрессорная техника и пневматика. 2011. № 4. С. 29−32.

5. Совершенствование лопаточного аппарата осевого компрессора газотурбинных установок / А. О. Прокопец, Ю. М. Бродов, О. В. Комаров,.

B.А. Седунин // Тяжелое машиностроение. 2012. № 2. С. 29−35.

Работы по теме диссертации, опубликованные в других изданиях:

6. Исследование режимов работы осевого компрессора модернизированного газоперекачивающего агрегата мощностью 25 МВт / А. О. Прокопец [и др.] // Десятый международный симпозиум «Потребители-производители компрессоров и компрессорного оборудования — 2004»: сб. науч. тр. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2004. С. 137−141.

7. О причинах возникновения и методе диагностирования вращающегося срыва при модернизации стационарных ГТУ / А. О. Прокопец [и др.] // Вестник УГТУ-УПИ: Теплоэнергетика. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. С. 300−305.

8. Противодействие развитию вращающегося срыва в осевом компрессоре модернизированных ГТУ / C.B. Алимов, А. О. Прокопец // LII науч.-техн. сессия по газовым турбинам: сб. тез. Самара, 2005. С. 197−198.

9. Повышение эффективности работы стационарных приводных газотурбинных установок в условиях эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Югорск» / А. О. Прокопец, Ю. М. Бродов, О. В. Комаров, A.B. Скороходов // IV Международная конференция «Газотранспортные системы: настоящее и будущее (GTS-2011)», Москва, 26−27 октября 2011 г.: тез. докл. М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2011.С. 122.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Предложена, обоснована и апробирована методика проведения специальных испытаний осевых компрессоров стационарных ГТУ в условиях эксплуатации с целью определения и регистрации срывных и неустойчивых режимов работы ступени и компрессора путем измерения пульсации давления воздуха над рабочими лопатками одной или нескольких ступеней. На основании разработанной методики проведены специальные испытания ОК ГТК-10−4 в Лонг-Юганском ЛПУ МГ с целью определения срывных и неустойчивых режимов работы ОК и регистрации срывных явлений. Получены данные по 21 эксперименту, на 5 из которых были зарегистрированы срывные явления в проточной части компрессора.

2. Определено, что запас по газодинамической устойчивости ОК ГТК-10−4 в области высоких частот вращения ротора ТК существенно снижен. Для той части парка ГПА типа ГТК-10−4 ООО «Газпром трансгаз Югорск», где регистрировались АО по причине помпажа осевого компрессора, предложено внести ограничения в САУ ГПА по приведенной относительной частоте вращения ротора турбокомпрессора с целью исключения работы ОК на режимах, характеризующихся недостаточным запасом его ГДУ.

3. Разработан и реализован алгоритм расчётного исследования реального газотурбинного оборудования средствами современных программных комплексов вычислительной газовой динамики, что позволило уточнить физическую картину течения в осевом компрессоре и воздухозаборном устройстве газоперекачивающего агрегата ГТК-10−4. Верифицирован метод проведения расчётного исследования многоступенчатого компрессора на основании сопоставления расчётных данных с результатами испытаний натурной ГТУ в Лонг-Юганском ЛПУ МГ.

4. Расчётное исследование подтвердило наличие проблемных зон в проточной части компрессора, связанных с плохой согласованностью отдельных ступеней. Показано, что рабочая точка осевого компрессора, соответствующая режиму работы сети, а именно — сопротивлению на входе (КВОУ), и сопротивлению на выходе (регенератор и сопловой аппарат турбины) — находится в недопустимой близости от границы устойчивости. В большинстве случаев запас ГДУ, рекомендуемый для стационарных компрессоров более 20%, на исследуемом агрегате составляет менее 5% при приведенной частоте вращения ротора ОК близкой к номинальной. Расчетным методом подтверждено, что при повышении приведенной частоты вращения до 1,05 от номинальной последние ступени компрессора (а именно ступени № 7, 8, 9 и 10) работают в области недопустимо больших углов атаки, и в этих ступенях имеют место отрывные течения.

5. Установлены и показаны причины недостаточного запаса ГДУ в части особенностей профилирования лопаток ступеней компрессора. Созданы предпосылки для выполнения работ по совершенствованию конструкции лопаточного аппарата ОК с целью увеличения его экономичности и газодинамической устойчивости.

6. Установлено негативное влияние работы комплексного воздухоочистительного устройства штатной конструкции на запас по устойчивости осевого компрессора ГТК-10−4 при неблагоприятных атмосферных условиях (ветер, снег и др.) и работе ГТУ на режимах, характеризующихся приведенной частотой вращения ротора ТК близкой к номинальной. Зарегистрированы колебания во времени расхода воздуха через ОК при проведении испытаний до ±4% при непогоде. Проведено расчётное исследование работы воздухозаборного устройства различных конструкций. Расчётным образом получено и подтверждено по результатам испытаний, что при сильном боковом ветре в ВЗУ штатной конструкции наблюдаются пульсации расхода, связанные с появлением устойчивых вихрей в камере ВЗУ. Подтверждена целесообразность выполнения боковых окон в камере ВЗУ штатной конструкции КВОУ ГТК-10−4 для стабилизации потока и снижения пульсаций давления на входе в осевой компрессор при неблагоприятных погодных условиях. Также подтверждена эффективность работы ВЗУ новой конструкции КВОУ производства ОАО «35-й Мехзавод».

7. Проведен анализ геометрических и газодинамических характеристик двухступенчатой ТВД и одноступенчатой ТНД ГТУ типа ГТН-16. Отмечено сильное влияние характеристического параметра и/сад на значение внутреннего КПД высоконагруженной первой ступени турбины высокого давления, предопределяющее существенное снижение полезной мощности и эффективного КПД ГТУ на переменных режимах и при снижении технического состояния установки.

8. Реализован и апробирован способ повышения эффективности эксплуатации ГТУ ГТН-16 за счет перестановки лопаток СА ТНД в сторону раскрытия, обеспечивающий перераспределение теплоперепада между отсеками турбины. Рассчитан рекомендуемый угол установки сопловых лопаток ТНД, который составил 43°23, что на 2° больше штатного положения С Л турбины низкого давления. Проведена серия теплотехнических испытаний ГТУ типа ГТН-16 в условиях эксплуатации: со штатным положением лопаток СА ТНД и после изменения их угла установки согласно выработанным рекомендациям. Подтверждена эффективность способа повышения фактической эффективной мощности ГТУ за счет изменения угла установки СЛ ТНД: полезная мощность увеличивается минимум на 4%, эффективный КПД при номинальных значениях основных параметров для исследованной ГТУ составил 27,1%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Х. Теория и расчет авиационных газовых турбин. М. Машиностроение, 1979. 246 с.
  2. М.И. О к-е модели турбулентности // VIII Забабахинские научные чтения, Снежинск, 5−9 сентября 2005 г. С.7−19.
  3. Анализ возможности применения трехмерного пакета ANS YS CFX для проведения численного эксперимента на компрессорных ступенях / Коваль В. А., Ковалева Е. А., Литвинов Е. В. // Компрессорная техника и пневматика. 2009. № 8. С.19−23.
  4. .М., Жуковский М. И., Журавлев В. А. Профилирование лопаток авиационных газовых турбин. М. Машиностроение, 1975. 192 с.
  5. Аэродинамические аспекты проектирования газовых турбин приводных ГТУ Турбомоторного завода: Обзор и основные результаты работ / Проскуряков Г. В. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 66 с.
  6. Аэродинамические характеристики ступеней тепловых турбин / H.H. Афанасьев, В. Н. Бусурин, И. Г. Гоголев и др.- Под общ. ред. В. А. Черникова. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1980. 263 с.
  7. O.E. Анализ характеристик плоских решеток и их применение к расчету проточных частей турбомашин / Пер. с англ. Энергетические машины и установки, 1968. № 4. С. 1−23. (Тр. Амер. общ-ва инж.-мех.).
  8. H.A. О диапазоне соплового регулирования газовой турбины // Энергомашиностроение. 1960. № 5. С.24−25.
  9. А.Н., Мусаткин Н. Ф., Радько В. М. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. Учебник для ВУЗов. 2-е изд., испр., доп. Самарский государственный аэрокосмический университет. Самара, 2003,344 с.
  10. Ю.Бесконтактная диагностика флаттера рабочих лопаток осевых компрессоров. / В. П. Максимов, А. В. Степанов // Контроль. Диагностика. № 12. 2009. С.45−48.
  11. П.Богданов А. Н., Долженков А. П., Ланда Б. Ш., Лунев И. П. Исследование запасов устойчивой работы компрессора высокого давления в системе ТРДД. ЦИАМ 1974.
  12. A.B., Говорущенко Ю. Н., Ершов C.B., Русанов A.B., Северин С. Д. Аэродинамический расчет и оптимальное проектирование проточной части турбомашин- Монография. -Харьков, НТУ «ХПИ», 2002. 356 с.
  13. A.B., Говорущенко Ю. Н. Основы теории оптимального проектирования проточной части осевых турбин. Выща школа, Изд-во при ХГУ, 1989. 217 с.
  14. A.B. Оптимальное проектирование проточной части осевых турбин. Харьков. Вища школа, 1982. 152 с.
  15. В. Д. Газодинамика охлаждаемых турбин. М.: Машиностроение, 1990. 240 с.
  16. Верификация современных численных методов расчёта трёхмерного течения в осевых компрессорах / Бутримов Д. Л., Федечкин К. С. // Авиадвигатели XXI века: материалы конференции. М.: ЦИАМ, 2010. С.136−138.
  17. П.Воробьева Н. Г., Семерняк Л. И. Оценка влияния конструктивных и аэродинамических факторов на границу устойчивости работы компрессора ТРДД. ЦИАМ Труды № 846. 1979 г.
  18. И.Г., Дроконов A.M. Аэродинамические характеристики ступеней и патрубков тепловых турбин. Брянск: Грани, 1995. 258 с.
  19. И.Г. и др. Влияние межвенцового зазора на характеристики турбинной ступени // Теплоэнергетика. 1973. № 1.
  20. Дж. Аэродинамика решеток турбомашин: Пер. с англ. М.: Мир, 1987. 392 с.
  21. В.К. Влияние радиального зазора на эффективность работы турбинных ступеней // Теплоэнергетика. 1968. № 5. С.81−83.
  22. М.Е., Дейлер Ш., Коршунов Б. А. Экспериментальное исследование сопловой решетки с уменьшенными концевыми потерями // Теплоэнергетика. 1994. № 10. С.39−42.
  23. Диагностика срывных и помпажных явлений в комрессорах газотурбинных установок. / В. М. Белкин, В. П. Данильченко, С. Ю. Боровик, Ю. Н. Секисов // L научно-техническая сессия по проблемам газовых турбин. Тезисы докладов. С.70−71.
  24. И.В. О возможности прогнозирования срывных колебании рабочих лопаток компрессора ГТД с использованием методов цифровой обработки данных виброиспытаний // Вестник двигателестроения. № 1. 2010. С. 153−157.
  25. О.Н., Карасев В. Н., Ржавин Ю. А. Выбор параметров и газодинамический расчет осевых компрессоров и турбин авиационных ГТД. Учебное пособие под ред. проф. Ю. А. Ржавина: Москва, Издательство МАИ, 2003 146 с.
  26. Г. С., Локай В. И., Максутова М. К. и др. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1971. 232 с.
  27. А.Ф., Ржавин Ю. А., Газодинамический расчет осевого компрессора авиационного ГТД (учебное пособие), Казань, КАИ, 1978.
  28. Исследование динамической напряженности широкохордного вентилятора при стендовых испытаниях / М. Е. Колотников, П. В. Макаров, В. М. Сачин // Авиационно-космическая техника и технология. 2008. № 9. С.58−64.
  29. Исследования нестационарных аэродинамических процессов в осевом компрессоре / А. В. Кикин, Г. И. Богорадовский, В. И. Титенский // Турбины и компрессоры. 2001. № 2. С.44−49.
  30. П.К., Тихонов Н. Д., Янко А. К. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Теория лопаточных машин. / Под ред. П. К. Казанджана. М.: Машиностроение, 1983. 217 с.
  31. Н. Аэродинамика компрессоров. М.: Мир, 2000, 688 с.
  32. Т. Аэродинамика. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001, 208 с.
  33. И.И. Теория турбомашин. Л.: Машиностроение, 1972. 536 с.
  34. А.Г., Мамаев Б. И. Оптимальный шаг турбинной решетки // Теплоэнергетика. 1969. № 10. С.56−60.
  35. М.М. Стационарные ГТУ открытого цикла. М.: Машиностроение, 1979. 262 с.
  36. Концепция реконструкции объектов газотранспортной системы на период 2011—2015 гг. Основные положения. М.: ООО «Газпром ВНИИГАЗ», 2009. 32 с.
  37. О.В., Исследования и одномерная оптимизация проточной части свободных силовых турбин с регулируемой первой ступенью приводных ГТУ и ГТД: Дисс.. канд. техн. наук. Екатеринбург. 2005. 141 с.
  38. С.З., Тихонов Н. Д. Расчет турбин авиационных двигателей. М.: Машиностроение, 1974. 266 с.
  39. А.Г., Шерстюк А. Н. Газотурбинные установки. М.: Высшая школа, 1979. 254 с.
  40. В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. М.: Машиностроение, 2002. 616 с.
  41. K.M., Левин Ш. М., Шустер А. Р. Использование вариации кривизны для оптимизации профилей рабочих лопаток // Труды ЦКТИ. Вып. 274. 1993. С. 86.92.
  42. K.M. Об использовании коэффициентов скорости при расчетах проточных частей турбин // Турбины и компрессоры. 2002. № 1,2. С.23−27.
  43. В.И., Максутова М. К., Стрункин В. А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1979. 447 с.
  44. .И. Расчет влияния радиального зазора на работу турбины // Изв. вузов. Авиационная техника. 2002. № 2. С.41−44.
  45. Э.А., Михальцев В. Е., Чернобровкин А. П. Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок. М.: Машиностроение, 1977. 447с.
  46. Методические указания по проведению теплотехнических и газодинамических расчетов при испытаниях газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. ПР 51−31 323 949−43−99. М.: ВНИИГАЗ, 1999.-51 с.
  47. В.Е., Панков О. М., Юношев В. Д. Регулирование и вспомогательные системы газотурбинных и комбинированных установок. М.: Машиностроение, 1982. 257 с.
  48. Ю.Н. Законы управления и характеристики авиационных силовых установок. М.: Машиностроение, 1995. 400 с.
  49. Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. 4.1. М.: Машиностроение, 1977. 312 с.
  50. Ю. Н. Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. ч.2. М.: Машиностроение, 1978. 336 с.
  51. Оптимизация проточной части осевых компрессоров на стадии вариантного расчёта. Часть 2 / Галёркин Ю. Б., Попов Ю. А. // Компрессорная техника и пневматика. 2009. № 6.
  52. Основы проектирования турбин авиадвигателей / Деревянко A.B., Журавлев В. А., Зикеев В. В. / Под ред. С. З. Копелева. М.: Машиностроение, 1988. 328 с.
  53. Ott К. Ф. Газоперекачивающие агрегаты. Том 3. Екатеринбург: 2007, ч.3,218 с.
  54. Оценка погрешности при определении КПД проточной части турбины / Розенберг С. Ш., Хоменюк JI.A., Мороз О. И. и др. // Теплоэнергетика. 1981. № 2. С.59−61.
  55. Патент на изобретение № 2 309 390. Способ определения параметров течения в компрессоре и устройство для его осуществления.
  56. Прогнозирование режимов вращающегося срыва в ступени осевого компрессора с учетом формирования профильного и торцевого пограничных слоев / В. А. Коваль, Е. А. Ковалева //ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. 2010. № 3. С.4−8.
  57. Проектирование газовых турбин на основе трехмерных расчетов: Пер. с англ. // Новости зарубежной науки и техники. Авиационное двигателестроение. 1986. № 9. С. 1−5.
  58. .С. Газоперекачивающие агрегаты с газотурбинным приводом. Екатеринбург. УГТУ-УПИ, 2002. 269 с.
  59. .С. Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты. М.: Недра, 1986. 215 с.
  60. .С., Ларионов И. Д. Газотурбинные установки с нагнетателями для транспорта газа. Справочное пособие. М.: Недра, 1991. 303 с.
  61. В.В. О нестационарности потока в осевых компрессорах // Труды ЦКТИ. Вып. 102. 1970. С. 105−120.
  62. К.П., Галёркин Ю. Б. и др. Теория и расчёт турбокомпрессоров. М.: Машиностроение, 1986.
  63. Я.А. Аэродинамический расчет лопаток осевых турбомашин. М.: Машиностроение, 1972. 448 с.
  64. Современные методы пространственного проектирования проточной части газовых турбин / Венедиктов В. Д., Иванов М. Я. и др. // Теплоэнергетика. 2002. № 9. С.12−18.
  65. В. В. Ревзин Б.С. Газодинамический расчёт многоступенчатого осевого компрессора. Методические указания к курсовому проектированию. Екатеринбург: УГТУ, 2000. 25 с.
  66. Стационарные газотурбинные установки / Л. В. Арсеньев, В. Г. Тырышкин, И. А. Богов и др.- Под ред. Л. В. Арсеньева и В. Г. Тырышкина. Л.: Машиностроение, 1989. 543 с.
  67. Г. Ю. Гидродинамика решеток турбомашин. М.: Физматгиз, 1962.512 с.
  68. Тепловой расчёт схем приводных газотурбинных установок на номинальный и переменный режимы работы: Учебное пособие/Б.С. Ревзин, A.B. Тарасов, В. М. Марковский. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2001.61 с.
  69. Турбомашины и МГД-генераторы газотурбинных и комбинированных установок / Бекнев B.C., Михальцев В. Е., Шабаров А. Б., Янсон P.A. / М.: Машиностроение, 1983. 392с.
  70. Улучшение характеристик осевого компрессора ГТД / Коваль В. А., Скворцов A.B. // Компрессорная техника и пневматика. № 3. 2007. С.22−28.
  71. P.M. О границе срыва потока в компрессорных решетках. Известия АН СССР, ОТН Энергетика и автоматика. № 4 1965.
  72. P.M. О границе устойчивой работы ступени осевого компрессора. Известия АН СССР, ОТН Энергетика и автоматика. № 1 1961.
  73. К.В., Емин О. Н., Митрохин В. Т. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. М.: Машиностроение, 1986. 432 с.
  74. К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. М.: Машиностроение, 1970. 610 с.
  75. Дж. X. Осевые турбины: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1972. 208 с.
  76. ЦИАМ. Научный вклад в создание авиационных двигателей. М.: Машиностроение, 2000, — 616 с.
  77. ЦИАМ. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор). Москва 2004.
  78. A.B. Паровые турбины. Учеб. для вузов: В 2 кн. 6-е изд. М.: Энергоатомиздат, 1993.
  79. Экспериментальный анализ пульсаций давления в пароподводящих органах турбоагрегата / Костюк А. Г., Куменко А. И., Некрасов A.JI. и др. // Теплоэнергетика. 2000. № 6. С.50−52.
  80. Operating Flexilility of the Industrial Mechanical Drive Gas Turbine, SOAC-7602. Доклад фирмы General Electric. 1976. 10 p.
  81. Газотурбинная установка типа ГТН-16 с нагнетателем природного газа. Тепловые расчеты ГТУ и газодинамические расчеты турбин. 1980.
Заполнить форму текущей работой