Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ход исследования, его основные положения и результаты на различных этапах представлялись и обсуждались на расширенном заседании кафедры технологии и предпринимательства и научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» — на научных и научно-практических конференциях различного уровня: I заочная научная объединенная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО КВАЛИФИЦИРОВАНОГО РАБОЧЕГО АВТОМЕХАНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Социальное партнерство в системе начального профессионального
    • 1. 2. Структурно-содержательная характеристика понятия «профессиональная компетентность молодого квалифицированного рабочего автомеханика в

    ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО КВАЛИФИЦИРОВАНОГО РАБОЧЕГО АВТОМЕХАНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    2.1. Теоретико-методологические подходы моделирования процесса формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

    2.2. Содержательное описание модели формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

    Выводы по второй главе. образования системе начального профессионального образования

    Выводы по первой главе.

    ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ АВТОМЕХАНИКОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОВЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    3.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

    3.2. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства

    Выводы по третей главе.

Формирование профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начальное профессиональное образование является важной составной частью Российской образовательной системы. В соответствии с повышением спроса на специалистов рабочих профессий предполагается опережающее развитие начального профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости данного образовательного уровня в обеспечении развития экономики и общества в целом.

Система начального профессионального образования выполняет следующие основные функции: удовлетворение потребности в профессиональных образовательных услугахобеспечение экономики квалифицированными кадрами и социальную стабилизацию жизни территории, обеспечивая занятость преподавательского состава и учащихся и снижая, тем самым, нагрузку на рынок труда. Как и все уровни профессионального образования, начальное профессиональное образование может развиваться, основываясь только на принципе востребованности. Также система начального профессионального образования выполняет важную социальную функцию, поскольку 75% обучающихся в ней составляют дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей [82, 97, 100].

Неуклонный рост количества автомобилей в нашей стране в настоящее время неизбежно влечет за собой необходимость решения вопросов их технического обслуживания и ремонта. Существенное усложнение конструкции современных автомобилей предъявляет повышенные требования к качеству их обслуживания и ремонта, делая его практически невозможным без дорогостоящего сложного оборудования, приборов и инструментов.

Механизмы и приспособления, используемые на современных станциях технического обслуживания автомобилей и авторемонтных 4 предприятиях, в большинстве своем основаны на широком применении электроники и на результатах исследований в области фундаментальных наук и высоких технологий обработки металлов и сборки автомобильных узлов повышенной надежности. Поэтому, технический персонал среднего звена (к которому и относятся выпускники начального профессионального образования) должен уметь работать на современном технологическом и диагностическом оборудовании, использовать приспособления и инструменты для выполнения высококачественного обслуживания и ремонта отечественных и зарубежных автомобилей.

Так как материально — техническая база системы начального профессионального образования не всегда успевает за процессом модернизации производства, необходимо эффективное социальное партнерство с предприятиями региона, которое качественно повысит подготовку автомехаников в системе начального профессионального образования.

Проблема профессиональной подготовки рабочих кадров актуальна и находится в центре внимания ученых — педагогов, психологов, социологов, историков и др. Исследования по данной проблеме ведутся в различных направлениях. Общим вопросам формирования профессиональной компетентности рабочих в процессе начального профессионального образования посвящено диссертационное исследование В. Г. Северова (2002 г.) [144]. В диссертации Т. А. Самиева (2006 г.) рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности выпускников профессионально-технических лицеев в процессе учебной и внеучебной работы [142]. Диссертационное исследование Е. А. Царьковой (2007 г.) посвящено проектированию содержания подготовки квалифицированных рабочих на основе компетентностного подхода [177]. Н. И. Нагимова (2009 г.) рассматривает вопросы формирования социально-профессиональной компетентности будущих рабочих в учреждении начального профессионального образования [104].

Проблемы подготовки молодых рабочих различных специальностей оказываются в фокусе пристального внимания педагогической науки последнего десятилетия. И. В. Тульбович (2007 г.) в диссертационном исследовании рассматривает организационно-дидактические условия формирования профессиональных компетенций учащихся сельскохозяйственного профиля в системе начального профессионального образования [166]. В диссертации Е. В. Винокурова (2002 г.) освещены интеграционные основы организации подготовки радиомехаников в условиях системы начального профессионального образования [33]. Исследование М. В. Андреевой посвящено формированию содержания профессиональной подготовки рабочих полиграфического профиля [5]. А. Г. Колыванова (2009 г.) обосновывает структуру и содержания профессионального поля деятельности как основы интеграции профессий рабочих машиностроительного профиля [68]. В диссертации A.A. Листвина рассмотрена интеграция профессий и содержания многоуровневой профессиональной подготовки рабочих металлургического профиля [86].

В последнее время появился ряд диссертационных исследований, посвященных вопросам социального партнерства в системе начального профессионального образования. Диссертационное исследование М.А.

Беляковой посвящено системе практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства (2002 г.) [21]. Формирование содержания начального профессионального образования в условиях социального партнерства рассматривалось в диссертации В. А. Щеголева.

2003 г.) [184]. Е. В. Пермякова исследовал развитие социального партнерства как фактора модернизации системы начального профессионального образования (2004 г.) [123]. Педагогическая эффективность социального партнерства в начальном профессиональном образовании исследовалась в б диссертации A.B. Фаломкина (2008 г.) [168]. H.B. Тюкалова рассматривала социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования (2010 г.) [167].

Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные формированию профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих, именно автомехаников, в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, не разработана и модель данного процесса.

Изучение теории и практики формирования профессиональной компетентности будущих квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования сделало возможным выявить противоречия между:

— социальным заказом общества на подготовку автомехаников в системе начального профессионального образования и недостаточной готовностью системы профессионального образования к выполнению данного заказа;

— современными требованиями работодателей к уровню и качеству подготовки молодых квалифицированных рабочих автомехаников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов осуществления социального партнерства в системе начального профессионального образования;

— требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетентности автомехаников и недостаточной разработанностью теоретических, методологических и практических подходов ее формирования в процессе обучения в системе начального профессионального образования;

Выявленные противоречия позволяют определить проблему исследования: какова должна быть модель формирования профессиональной компетентности квалифицированных молодых рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

Объект исследования: профессиональная подготовка молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности будущих молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования будет успешным, если: определена сущность и содержание социального партнерства учебного заведения системы начального профессионального образования с производствомтеоретически обоснован процесс формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерстваразработана и реализована модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, обеспечено поэтапное формирование ее компонентов в процессе профессионального обученияпроведен мониторинг качества сформированных компонентов профессиональной компетентности квалифицированных молодых рабочих 8 автомехаников в системе начального профессионального образования на всех этапах профессиональной подготовки.

Цель и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы социального партнерства в системе начального профессионального образования, а также обосновать сущность и содержание понятия «социального партнерства в системе начального профессионального образования».

2. На основе анализа психолого-педагогической, методической, специальной литературы теоретически обосновать сущность и содержание «профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства».

3. Выделить и определить компоненты профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

4. Разработать, внедрить и экспериментально проверить модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

5. Экспериментально исследовать эффективность формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

Методологическую основу исследования составляют: 9.

— личностно — ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, М. А. Викулина, И. Б. Котова, В. В. Сериков, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.).

— деятельностный подход в образовании, основу которого составляет теория деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— системный подход, основывающийся на общей теории систем (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский и другие).

— интегративный подход (С.Я. Батышев, A.M. Новиков, В. А. Поляков, A.A. Харунжев и др.);

— компетентностный подход (O.E. Лебедев, В. А. Болотов, В. В. Краевский, H.A. Зимняя, A.B. Макаров и др.);

— практико-ориентированный подход (Л.В. Собанова, В. Е. Мелехова и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: -общие вопросы профессионального образования личности (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, Э. Ф. Зеер, Ф. Н. Клюев, А. Я. Наин, А. Н. Сергеев и др.) [12,11,20,50,109];

— закономерности, принципы, формы и методы профессионального образования, вопросы профессиональной квалификации, компетенции и компетентности (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, Л. М. Кустов, Ф. Н. Клюев, A.B. Хуторский, ИЛ. Зимняя, Л. Г. Семушина, Э. Ф. Зеер и др.) [10, 13, 15, 175, 52, 53,50] ;

— задачное обучение (Н.А.Алексеев, Г. А. Балл, Г. И. Ковалёва, Г. С. Костюк, А. М. Новиков, Н. Ю. Посталюк, И. Г. Ступак и др.) [113, 115];

— психолого-педагогические и социальные проблемы образования подростков и молодежи с позиций личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Л. В. Бугаева, В. А. Худик, И. С. Якиманская, и другие) [16, 186].

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

1 теоретические — анализ педагогических, психологических и методических исследований, научных источников по проблемам, связанным.

10 с процессом и результатами профессионального образованияанализ учебно-методической документации (Федеральных Государственных образовательных стандартов, программ профессиональной подготовки, планов, нормативных документов), определяющих направления и технологии реализации образовательного процессаизучение, обобщение и систематизацию педагогического опыта;

2 экспериментальные — беседы, анкетирование, проведение наблюдений, тестирование, анализ продуктов деятельности, экспертных оценок, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Экспериментальной базой научного исследования в 2009 -2012 годах явилось областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 4» г. Шуя и его социальные партнеры: дилерские центры, станции технического обслуживания автомобилей, автотранспортные предприятия, сервисные службы. В исследовании приняло участие 145 обучающихся.

На первом этапе (2009 — 2010 г. г.) были изучены особенности обучения и возможные направления совершенствования профессиональной подготовки обучающихся, проведен теоретический анализ современного состояния проблемы социального партнерства в системе начального профессионального образования, выявлены приоритетные направления в исследовании проблемы формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства. Были сформулированы проблема и гипотеза исследования, проводился теоретический анализ современного состояния профессиональной подготовки обучающихся системы начального профессионального образования, выявлена сущность понятий «социальное партнерство в системе начального профессионального образования» и «профессиональная.

11 компетентность молодого квалифицированного рабочего автомеханика", их компоненты и этапы формирования.

На втором этапе (2010 — 2011 г. г.) была разработана модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, ее научно-методическое обеспечение, определены уровни и критерии сформированное&tradeкомпонентов профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников.

На третьем этапе (2011 — 2012 г. г.) была апробирована модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, проведен анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, осмыслены и сформулированы выводы, оформлено диссертационное исследование.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем.

1. На основе теоретического анализа определено содержание понятия «социальное партнерство в системе начального профессионального образования», которое определяется как система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимодействия учреждений начального профессионального образования с работодателями, позволяющая включится обучающимся в профессиональную деятельность.

2. На основе анализа профессиональной деятельности автомехаников, теоретико-методологических подходов подготовки рабочих и требований социального заказа определена сущность понятия и сформулировано авторское определение: «профессиональная компетентность молодого квалифицированного рабочего автомеханика — это интегративное качество.

12 личности рабочего, желающего работать в сфере обслуживания автотранспортаспособного эффективно осуществлять профессиональную деятельность по диагностированию узлов и агрегатов автомобиля, техническому обслуживанию, ремонту и управлению автомобильным транспортом, производству заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами, в соответствии с техническими требованиями современного производствапрофессионально владеть информационно-коммуникационными технологиями, аргументировано выбирать средства и методы ремонта автомобиляобладать чувством долга, личной ответственности и культурой труда".

3. Выявлена структура профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика, представленная единством компонентов:

— мотивационного, отражающего совокупность стойких мотивов к работе в сфере эксплуатации, ремонта и технического обслуживания автотранспорта, потребностей в профессиональном обучении, осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально важных качеств;

— деятельностного, раскрывающего готовность будущего автомеханика к выполнению должностных обязанностей, состоящих из способов и приемов диагностики, ремонта и технического обслуживания автотранспорта, тем самым, реализуя профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности;

— когнитивного, характеризующего наличие у будущего автомеханика совокупности научно-теоретических знаний в области технического обслуживания, ремонта и управления автомобильного транспорта, заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;

— коммуникативного, отражающего владение профессиональными информационно-коммуникационными технологиями, терминологией,.

13 используемой в производственной деятельности, выбором оптимальных стилей общения в различных ситуациях, умением согласовывать свои действия с действиями коллег;

— нравственного, раскрывающего систему жизненных ценностных ориентиров, которые формируются у молодого квалифицированного рабочего автомеханика в процессе переживания им различных жизненных ситуаций как собственные выводы о правильности или неправильности поведения и отношения к другим людям и к себе.

4. Разработана и теоретически обоснована модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, включающая формулировку цели, описание содержания и структуры подготовки будущих автомехаников, состоящая из целевого, содержательного, процессуального, оценочно-результативного компонентов.

5.Определены уровни (низкий, средний, высокий) сформированное&tradeкомпонентов профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства на всех этапах профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие теории и методики профессионального образования, а именно:

— определено содержание понятия «социальное партнерство в системе начального профессионального образования».

— определено содержание понятия «профессиональная компетентность молодого квалифицированного рабочего автомеханика», включающего в себя следующие компоненты: мотивационный, деятельностный, когнитивный, коммуникативный, нравственный;

— разработана модель формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика, состоящая из следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуального, результативно-оценочного;

Практическая значимость результатов исследования.

Внедрена модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, показана ее высокая эффективность. Полученный опыт апробации модели формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования опубликован в ряде статей и может быть использован преподавателями и мастерами производственного обучения начального профессионального образования при проведении занятий с обучающимися.

Разработаны авторские программы по дисциплине «Производственное обучение» и по проведению учебной и производственной практик будущих автомехаников, а также методические рекомендации к дисциплине «Производственное обучение».

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются опорой на положения современных педагогических теорий профессионального образования, учетом требований нормативных документов по профессиональному образованию (Законы Российской Федерации, федеральные государственные образовательные стандарты) — использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью выборок, обработкой экспериментальных данных с помощью вычислительной техники, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику начального профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход исследования, его основные положения и результаты на различных этапах представлялись и обсуждались на расширенном заседании кафедры технологии и предпринимательства и научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет" — на научных и научно-практических конференциях различного уровня: I заочная научная объединенная сессия молодых ученых, аспирантов, студентов «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск-Шуя 2011 г.) Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя — Москва, 2010, 2011 гг.) — Технологическое образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. — Шуя, ШГПУ, 2011; Инновация в науке, экономике и образование. — Тула, 2011; Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. — Н. Новгород, НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2011; Современные вопросы науки и образования — 21век. Тамбов, 2012; Актуальные проблемы инновационно-технологического образования. -Москва, Mill У, 2012; Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования. Шуя — Шадринск, ШГПИ, 2012; Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы часть 6. — Тамбов, 2012.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальное партнерство в системе начального профессионального образования, которое определяется как система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимодействия учреждений начального профессионального образования с работодателями, позволяющая включится обучающимся в профессиональную деятельность.

2. Профессиональная компетентность молодого квалифицированного рабочего автомеханика — это интегративное качество личности рабочего, желающего работать в сфере обслуживания автотранспортаспособного эффективно осуществлять профессиональную деятельность по диагностированию узлов и агрегатов автомобиля, техническому обслуживанию, ремонту и управлению автомобильным транспортом, производству заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами, в соответствии с техническими требованиями современного производствапрофессионально владеть информационно-коммуникационными технологиями, аргументировано выбирать средства и методы ремонта автомобиляобладать чувством долга, личной ответственности и культурой труда.

3. Структура профессиональной компетентности будущего молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования, состоящая из следующих компонентов:

— мотивационного, отражающего совокупность стойких мотивов к работе в сфере эксплуатации, ремонта и технического обслуживания автотранспорта, потребностей в профессиональном обучении, осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально важных качеств;

— деятельностного, раскрывающего готовность будущего автомеханика к выполнению должностных обязанностей, состоящих из способов и приемов диагностики, ремонта и технического обслуживания автотранспорта, тем самым, реализуя профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности;

— когнитивного, характеризующего наличие у будущего автомеханика совокупности научно-теоретических знаний в области технического обслуживания, ремонта и управления автомобильного транспорта, заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;

— коммуникативного, отражающего владение профессиональными информационно-коммуникационными технологиями, терминологией, используемой в производственной деятельности, выбором оптимальных стилей общения в различных ситуациях, умением согласовывать свои действия с действиями коллег;

— нравственного, раскрывающего систему жизненных ценностных ориентиров, которые формируются у молодого квалифицированного рабочего автомеханика в процессе переживания им различных жизненных ситуаций как собственные выводы о правильности или неправильности поведения и отношения к другим людям и к себе.

4. Модель формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих автомехаников в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, основанная на применении практико-ориентированного, системного, интегративного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. В эксперименте приняли участие обучающиеся областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 4» г. Шуя 2009 — 2012 учебных годов (всего 145 человек) по профессии «Автомеханик», из них в контрольную группу входило 72 обучающихся, в экспериментальную 73.

2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что на высоком уровне сформированности профессиональной компетентности квалифицированных рабочих автомехаников в экспериментальной группе находится 30% обучающихся. В то время как в контрольной группе 9%. На среднем уровне в экспериментальной группе 65% а в контрольной 59%. И на низком — соответственно 5% и 32% обучающихся.

3. Результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о целесообразности использования предлагаемой модели формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства. В ходе педагогического эксперимента в группе, обучавшейся в условиях эксперимента компоненты профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика (когнитивный, мотивационный, деятельностный, нравственный, коммуникативный) сформированы на более высоком уровне, что свидетельствует о целесообразности внедрения модели формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства.

Заключение

.

1. На основе теоретического анализа определено содержание понятия «социальное партнерство в системе начального профессионального образования», которое определяется как система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимодействия учреждений начального профессионального образования с работодателями, позволяющая включится обучающимся в профессиональную деятельность.

2. Сформулировано понятие профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика — это интегративное качество личности рабочего, желающего работать в сфере обслуживания автотранспортаспособного эффективно осуществлять профессиональную деятельность по диагностированию узлов и агрегатов автомобиля, техническому обслуживанию, ремонту и управлению автомобильным транспортом, производству заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами, в соответствии с техническими требованиями современного производствапрофессионально владеть информационно-коммуникационными технологиями, аргументировано выбирать средства и методы ремонта автомобиляобладать чувством долга, личной ответственности и культурой труда.

2. Структура профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования, состоящая из следующих компонентов: — мотивационного, отражающего совокупность стойких мотивов к работе в сфере эксплуатации, ремонта и технического обслуживания автотранспорта, потребностей в профессиональном обучении, осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально-важных качеств;

— деятельностного, раскрывающего готовность будущего автомеханика к выполнению должностных обязанностей, состоящих из способов и приемов диагностики, ремонта и технического обслуживания автотранспорта, тем самым, реализуя профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности;

— когнитивного, характеризующего наличие у будущего автомеханика совокупности научно-теоретических знаний в области технического обслуживания, ремонта и управления автомобильного транспорта, заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;

— коммуникативного, отражающего владение профессиональными информационно-коммуникационными технологиями, терминологией, используемой в производственной деятельности, выбором оптимальных стилей общения в различных ситуациях, умением согласовывать свои действия с действиями коллег;

— нравственного, раскрывающего систему жизненных ценностных ориентиров, которые формируются у молодого квалифицированного рабочего автомеханика в процессе переживания им различных жизненных ситуаций как собственные выводы о правильности или неправильности поведения и отношения к другим людям и к себе.

4. Обоснована и реализована модель формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства, основанная на применении практико-ориентированного, системного, интегративного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, включающая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно — результативные компоненты.

5. Выделены и обоснованы критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего молодого квалифицированного рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования.

6. Экспериментально доказана результативность формирования профессиональной компетентности квалифицированного молодого рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования с применением разработанной модели. На высоком уровне сформированности профессиональной компетентности квалифицированных рабочих в экспериментальной группе находится 30% обучающихся. В то время как в контрольной группе 9%. На среднем уровне в экспериментальной группе 65% а в контрольной 59%. И на низком — соответственно 5% и 32% обучающихся.

Настоящие исследование не претендует на решение всех вопросов, связанных с формированием профессиональной компетентности будущего квалифицированного молодого рабочего автомеханика в системе начального профессионального образования в условиях социального партнерства. К числу перспективных направлений дальнейшей работы может быть отнесена разработка модели формирования профессиональной культуры молодого квалифицированного рабочего автомеханика.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Н. О разработке дидактических материалов по математике с профессиональной направленностью Текст. / Т. Н. Алешина // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 44.
  2. , А.Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4. — 2008. — С. 1927.
  3. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124
  4. , М. В. Основы формирования содержания профессиональной подготовки рабочих полиграфического профиля : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 168 с. РГБ ОД, 1999.
  5. , В. В. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе Текст. / В. В. Афанасьев, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков. Ярославль, 2000. — 389 с.
  6. , В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевыекомпетенции) как интегрирующий фактор образовательного149процесса/Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. — М., 2002.
  7. , А. В. Некоторые теоретические и практические вопро сы педагогики высшей школы Текст. / А. В. Барабанщиков // Современные про блемы педагогики высшей школы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — С. 4−30.
  8. , С. Я., Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Текст. / науч. ред. совет: С. Я. Батышев, А. М. Новиков, В. А. Поляков. -М.: РАО- Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. Ч. 1. — С. 76 -77.
  9. , С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  10. , С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации /С.Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. -340 с.
  11. , В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие Краснодар, 2000.
  12. , B.C. Педагогика ПТО. Проектирование педагогического процесса в ПТУ. Свердловск: СИПИ, 1990. — 170 е., 49
  13. , В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования. В кн.: Проблемы образования и развития личности учащихся. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. С. 69−73.
  14. , В.И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов // Профессиональное образование. 2009. — № 5. — С. 13.
  15. , А. П. Проблема методики профессионального образования в средних профессионально-технических училищах Текст. / А. П. Беляева. М.: Высшая школа, 1985. — 128 с.
  16. , А.Н. Перспектива развития профессиональной школы // Педагогика. 1994. — № 4. — С.26−29.
  17. , А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2008. — № 8. — С.З.
  18. , М. А. Система практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства : Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2002 252 с.
  19. , А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. 10 сентября
  20. , В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа 1989.
  21. , И.В., Садовский В. Н., Э.Г. Юдин «Системный подход в современной науке" — В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7−48.
  22. , И.В., Садовский В. Н., Э.Г. Юдин «Философский принцип системности и системный подход» -Вопр. философии, 1978, № 8, с. 39−52.
  23. , Д.А. О деятельностно компетентностном подходе к оценке качества и содержания профессионального образования. Сибирский федеральный университет. УДК 378.14.015.62., 2010. — Зс.
  24. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С.13., с.13
  25. , A.C. Внебюджетная деятельность в сельском социально-образовательном комплексе непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование. 2008. — № 7. — С.25.
  26. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
  27. , Я. С. О сущности и путях реализации межпредметных связей математики с другими предметами Текст. / Я. С. Бродский, А. JI. Павлов // Методические рекомендации по математике. Вып. 10. М.: Высшая школа, 1988.-С. 5−19.
  28. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2007. -№ 10. — С.51.
  29. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. -20 4 с.
  30. , Е.В. Интеграционные основы организации подготовки радиомехаников в условиях системы начального профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.08. 2002.
  31. , Ю.Р. и др. Профессиональная компетентность педагога. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2003.
  32. , JI.B. Актуальность социального партнёрства Зам .директора ЭР Воронина л.в. Политехнический колледж № 2 Государственное бюджетное образовательное учереждение. http://k02.mskcollege.ru/
  33. , В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 1999, С.114
  34. , JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.55
  35. , М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2003. 276 с.152
  36. , Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике. Учеб.пос. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997, 102 с.
  37. , Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. — № 6 — С. 80−83
  38. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа. 1994. С.269
  39. , А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 136., с.136
  40. , А.Н. Педагогическое моделирование, М.:2001, С. 10
  41. Дж., Методы проектирования. М.: Мир, 1986.
  42. , С.Я., Менеджмент. Маркетинг и экономика / Под ред. С. Я. Егоршина. Н. Новгород, 2006.
  43. , О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Питер, 2004. — 509 с.
  44. , Г. В. Социально-образовательный комплекс непрерывного образования // Профессиональное образование. 2009. — № 8 -С.8.
  45. , В.А., д-р пед. наук, ИТОП РАО. Основные тенденции развития базового профессионального образования. Материалы сайта Института теории и истории педагогики. — http://www.itop.ru/
  46. , В.И. Учебно-познавательные задания как средство разрешения противоречий обучения / В. И. Загвязинский.// Ученые записки Свердловского пед. ин-та, — Свердловск, 1971, — Вып. 12, сб.129, — с.3−20.
  47. , Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов 2-е изд. — М.: Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2003. — 336 с.
  48. , В.Н. Модульный подход к профессиональному образованию // Профессиональное образование. 2008. — № 10. — С.17.
  49. , И.А. Статья «Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал «Эйдос», 2004.
  50. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003, — № 5
  51. , М.М. Формирование творческого технического мышления // Профессиональное образование. 2002. -№ 5. — С. 12−13.
  52. , М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация -основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. № 1. — 2008
  53. , JI.B. Трудовые будни сельского профлицея // Профессиональное образование. 2003. — № 2. — С.11.
  54. , М. М. Предисловие к книге К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М., 1994., С. 33
  55. , А. Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Б. Каганов. М., 1981. — 180 с.
  56. , Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности педагога в контексте социо-культурной образовательной политики региона: дис. .д-ра пед. наук/ Ю.И.Калиновский- Инст.образов. взрослых РАО. СПб., 2001. — 270с.
  57. , А.В. Психология на службе воспитательного процесса // Профессиональное образование. 1999. — № 7. — С. 14.154
  58. , Е.А. Введение в психологию труда. Учеб. пособие для вузов по спец. психология. М.: изд-во МГУ, 1988 197 е., с.94−97.
  59. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969, 280 е., с.5−9.
  60. , Е.А. Как выбирать профессию: кн. для уч-ся стар.кл. М.: Просвещение, 1990 158 с.
  61. , Е.А. Человек и профессия. Вып. 5. JI. Ленинград, 1980 г., 150 е., с.21−27.
  62. , Г. М. Педагогический словарь М.: 2001., С. 104
  63. , Н.В. Связь компетенций и профессиональных понятий // Профессиональное образование. 2008. — № 11. — С.24.
  64. , Г. С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Курган, 1997. -25 с.
  65. , A.B. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт. Журнал Проблемы современной экономики, № 4(28).
  66. Кох, И.А., Орлов В. А., Профессиональная компетентность в структуре профессиональной подготовки рабочих // Электронная версия регулярного бумажного издания Журнал «Научный вестник УрАГС», 2011.
  67. , В. В. Соотношение педагогической науки и практики /-М., 1978.-326 с.
  68. , В.В. Воспитание или образование/ЛЛедагогика. 2001.№ 3. С. З
  69. , ВВ., Хуторской A.B. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие / / М.: Издательский центр «Академия», 2007. -352 с.
  70. , Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. С. 22.
  71. , А. Я. К проблеме принципов обучения Текст. / А. Я. Кудрявцев // Советская педагогика. 1981. — № 8. — С. 100−10 6.
  72. , Н. В. Методические проблемы вузовской педагогики Текст. / Н. В. Кузьмина, С. А. Тихомиров // Проблемы педагогики высшей школы. JL, 1972. — С. 6−43.],
  73. , В. С. Педагогические технологии Текст.: учебное пособие для студ. пед. специальностей / В. А. Кукушин. Ростов н / Д., 2002. -С. 121 -132. (Серия «Педагогическое образование»),
  74. , A.B. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. 2007. — С. 27−33.
  75. , Ю.А. Интеграция как педагогическая проблема / Ю. А. Кустов // Интеграция в педагогике и образовании. Самара, 1994. — С. 7−17.
  76. , O.E. Компетентностный подход в образовании/ЯПкольные технологии.-2004.-№ 5.-С.3−12.
  77. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с.
  78. , В.А., Садовский В. Н. «О принципах исследования систем (в связи с «общей теорией систем» Л. Берталанфи)» Вопр. философии, 1960, № 8, с. 67−79.
  79. , В.И. Полно собр. соч. М., 1985. т. 37, с. 139
  80. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  81. , А. А. Интеграция профессий и содержаниямногоуровневой профессиональной подготовки рабочих металлургического156профиля : Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: СПб., 2001 225 с. РГБ ОД, 61:02−13/289−3, 2001.
  82. , Т.Н., Выскубова Н. К., Овчинникова С. А., Роль химической подготовки студентов медицинского вуза в формировании ключевых компетенций выпускника // Современные проблемы науки и образования. 2009. — № 2 — С. 52−53
  83. , С. Практик революции. М., 1925. — 187 с, стр. 84
  84. , Г. Л. Научно-методические о сновы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. Л. Луканкин. Л., 1989. — 59 с.
  85. , Т.Н. Развитие ключевых компетенций студентов в техническом вузе Текст. / Т. И. Лучина // Высшее образование сегодня. ~ 2003. -№ 5. С. 34−42.
  86. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. С.11
  87. Материалы Образовательного форума, Пермь 11−13 сентября 2006 г
  88. , М. И. Принцип профессиональной направленности обучения Текст. / М. И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: ЧПУ, 1985.
  89. , М. И. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах (Проблемы процесса обучения) Текст. / М. И. Махмутов // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах. М., 1981. — С. 5−22 .
  90. Методы системного педагогического образования: учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208 е., с. 54
  91. , Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2003 106 с.
  92. , JI.M., Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие. Под ред. Л. М. Митиной 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184 с.
  93. , В.И., Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. школа, 1987.
  94. , О. П. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник. / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. — М.: КДУ, 2009. — 242 с.
  95. , В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С.75−89.
  96. , А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М., 1986. — 36 с.
  97. , В.А. О современной идеологии воспитания // Профессиональное образование. 1999. — № 10. — С.22.
  98. , A.A. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах ЕС // Труд за рубежом. 2005. № 2. — С.61−82.
  99. , Н.И. Формирование социально-профессиональной компетентности будущих рабочих в учреждении начального профессионального образования : Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08.-М.: РГБ, 2009.
  100. , Н.И. Формирование и развитие у учащихся базовых компетентностей // Профессиональное образование. 2009. — № 8. — С.21.
  101. , Н.И. Компетентностный подход впрофессиональном образовании: региональные вопросы исследования158
  102. Текст. / Н. И. Нагимова // Профессиональной образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновск: НМЦ ПО, 2003.-С. 12−18.
  103. , Н.И. Формирование и развитие у учащихся базовых компетентностей (Текст. / Н. И. Нагимова // Профессиональное образование. -2003. -№ 3, — С. 21.
  104. , А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: Педагогический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  105. , Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
  106. , Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования Текст.: дис.. д-ра.пед.наук /Е.Ю. Никитина, — Челябинск, 2001. 427с.
  107. , И. Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: Политиздат, 1975. — 144 е., с. 37
  108. , А.М. Профтехшкола: Стратегия развития. М.: ровесник, 1991.-68 е., с. 23
  109. , A.M. О развитии методических систем /А.М.Новиков.//Специалист, 2006.-№ 9-с.21−25.
  110. , A.M. Профессиональное образование в новом тысячелетии // Профессиональное образование. 2002. — № 6. — С. 10.
  111. , С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.
  112. , О., Муравьева, А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6.
  113. , H.A. Научно-техническая информация в креативном учебном процессе // Профессиональное образование. 2002. — № 1. — С.24.
  114. , С.А. Использование европейского опыта в формировании содержания и оценке качества среднего профессионального образования. Автореф.. к-тапед. наук. М., 2008.
  115. , A.M., Тумалев В. В., Зарубин В. Г. О социальном партнерстве в сфере образования, www.isras.ru.
  116. , Л.П. Социальное партнерство учреждений проф. образования: теория, практика, механизмы реализации.- Екатеринбург, 2003.
  117. , H.H. Проблемы управления профессиональным лицеем // Профессиональное образование. 2008. — № 12. — С.6.
  118. Е. В. Развитие социального партнерства как фактор модернизации системы начального профессионального образования : Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов н/Д, 2004 -206 с.
  119. , Ю. Н., Маркова С. М. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием. Монография / Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — 172 с.
  120. , П. И., Педагогика. Под редакцией Пидкасистого П. И. Педагогика. М., 1996., С. 25-
  121. , В.Г. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса Электронный ресурс.: диссертация. доктора педагогических наук: 13.00.08: Оренбург, 2006.
  122. , В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004 512 е., с.130−131.
  123. Проблемы принципов обучения (Обзор материалов совещания) // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С. 54−62.
  124. , Н. А., Образование как общественное благо. СПб., 2001
  125. , A.C. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996. -144 с.
  126. , В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Учебное пособие. СПб.: Спб. гос. техн. ун-т, 1996., 1996, с. 37−38
  127. , H.A. Средства обучения важнейшее условие эффективности изучения спец. дисциплин // Профессиональное образование. — 2001. — № 12.-С.24.
  128. , Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 е. 1999.
  129. , А.И. «Философские проблемы науки: Системный подход» Москва: Мысль, 1977 г. 270с.
  130. , З.А. Психологические основы профессионального обучения: Изд-во московского университета, 1985 208 с.
  131. , К.Е., Педагогическое мастерство будущих учителей технологии: Монография К. Е. Романова. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008, — 171с.
  132. , М.Г. Инновационность образования и гуманистические ценности будущих специалистов // Наука и школа. 2008. -№ 3. — С.11.
  133. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. 2-е изд. — М. Прогресс, 1993. — 368 с.
  134. , А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем, Казахстан, Алматы, 2005, № 1(7), с. 86−94.
  135. , Т. С., Савельев, А. В. Трудности и ограничения системного подхода в науке о мозге // в сб. материалов XI Междунар. конференции по нейрокибернетике «Проблемы нейрокибернетики». Ростов-на-Дону, 1995, с. 208−209.
  136. , В.Н. «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука, 1980 г.
  137. , Н.Е. Исследовательская стратегия обучения основа развития творческого потенциала студентов // Профессиональное образование. 2003. — № 4. — С.14.
  138. , В. Г. Формирование профессиональной компетентности рабочих в процессе начального профессионального образования Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 ,-М.: РГБ, 2003.
  139. , Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138.
  140. Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969−1983.
  141. , A.A. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. /Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора A.A. Скамницкого. М., 2006. — 247 с.
  142. , А.И. Социальное партнерство в системе начального профессионального образования -к.п.н., с.н.с. Института педагогическогообразования, г. Санкт-Петербург, 2004.162
  143. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  144. , В.А., Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-пресс, 2009 — 512 с.
  145. Словарь иностранных слов. М.: Славянский дом книги, 1998.
  146. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.
  147. И. П. Ткаченко Е.В. Новые подходы и принципы воспитания в уч-реждениях профессионального образования. // Журнал Профессиональное образование. Приложение Новые педагогические исследования, № 4, 2005, М, ИСОМ, с 3−13.
  148. , Е. И. Технология наглядно-модельного обучения математике Текст. / Е. И. Смирнов. Ярославль: ЯГПУ, 1998. — 312 с.
  149. , В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999.-416 е.
  150. , И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося // Педагогика. 2009. — № 5. — С. 19.
  151. , И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: Что ждет работодатель? (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). М.: ООО «Аспект», 2004. 32с.
  152. , O.A. Формирование инженерной культуры будущих учителей технологии. O.A. Смирнова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, шгпу СПб., 2010. — 185с.
  153. Сухо дольский, Г. В., Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. JL: ЛГУ, 1976. С. 120.
  154. , Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования // Педагогика. 1999. — № 2. -С.58
  155. , Е.В. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации / Е. В. Ткаченко, З. Г. Сафонова, Л. П. Панина, O.A. Фшцукова. Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН, 2003. — 303 с.
  156. , A.A. Физика и автомобиль. (Электрооборудование): Учебное пособие / A.A. Толстенева. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 99 с.
  157. , М. Избранные статьи и речи. М, 1923. — 384 с, стр. 26
  158. Туган-Барановский. Социальные основы кооперации. М, 1989. -384 с, стр.22
  159. , И. В. Организационно-дидактические условия формирования профессиональных компетенций учащихся сельскохозяйственного профиля в системе НПО : Электронный ресурс.: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, — Ижевск, 2007, — 185 с.
  160. , Н. В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования: Электронный ресурс.: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08: Ижевск, 2010.-202 с.
  161. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.-815 е., с. 497
  162. Философско-методологические исследования технических наук,-Вопросы философии, 1981, № 10, с. 172−180.
  163. , JI. М. Концепция личностноориентированного образования. // Журнал «Завуч» № 8, 2000. С. 77 87 С. 77
  164. , С.А. «Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту» http://www.rae.ru/monographs/61
  165. , А. А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры Текст. / А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева // Интеграция образования. 2003. — № 3. — С. 84 — 89.
  166. , А. В., Ключевые компетенции и образовательные стандарты., докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  167. , A.B. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58−64.
  168. , A.B.- Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003-http/www.eidos:ru. E-mail: info@ eidos: ru.
  169. , E. А. Проектирование содержания подготовки квалифицированных рабочих на основе компетентностного подходаЭлектронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 ,-М.: РГБ, 2007.
  170. , Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н. К. Чапаев — М-во общ. и проф. образования РФ. Екатеринбург: б.и., 1992.
  171. , Н.К., Вайнштейн M.JI. Интеграция образования ипроизводства: методология, теория, опыт. Исторический опыт решения165проблемы интеграции образования и производства (Часть 11). // Инновации в профессиональной школе. -М.: НП АЛО, 2009. 60с.
  172. , А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с.
  173. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня, 2004.-№ 8.-С. 26−31.
  174. , В.Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. — 2005. -№ 1. — С.15−17, 30−36.
  175. , В.А. Моделирование и философия. М-Л.: Наука, 1966, 96с.
  176. , В. А. Формирование содержания начального профессионального образования в условиях социального партнерства : Электронный ресурс.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2003 340 с.
  177. , Г. П. «Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок» М.: Наука, 1981, с. 193−227.
  178. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, № 2, 1995. С. 36
  179. , Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». -2007. 15 января.1. Л ¦. s1. С s / с (<~ Ах /V 'lu fee ' - •1 f I/ С> r ' ¦ e .
Заполнить форму текущей работой