Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное становление учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации развития российского государства и общества очевидна необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по социальному становлению и воспитанию личности ребенка в образовательном учреждении. Обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной поддержки процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические аспекты социального становления * учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогическои системы
    • 1. 1. Социальное становление учащихся-сирот в контексте психолого-педагогических исследований
    • 1. 2. Опыт решения проблемы социального становления учащихся-сирот в практике социально-педагогических систем образовательных учреждений России и зарубежья
    • 1. 3. Модель социального становления учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия реализации модели социального становления учащихся-сирот в открытой социально-педагогической системе
    • 2. 1. Педагогическое обеспечение процесса социального становления учащихся-сирот на основе идеи социального партнерства
    • 2. 2. Реализация целевых программ системно-ориентированного сопровождения учащихся-сирот как системообразующий вид деятельности
    • 2. 3. Содержание и особенности психолого-педагогической подготовки педагогов-воспитателей к деятельности с учащимися-сиротами
  • Выводы по второй главе

Социальное становление учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации развития российского государства и общества очевидна необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по социальному становлению и воспитанию личности ребенка в образовательном учреждении. Обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной поддержки процесса социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, защита их прав — главная цель основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», возникший в последнее время, включает среди прочих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Адаптация учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в дальнейшем в тексте — учащиеся-сироты), к новым условиям, их последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем у их сверстников из родительских семей. Ученые отмечают, что учащиеся-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей учащихся, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции — позиции сироты — проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

По данным статистики, из 15 000 выпускников интернатных учреждений России в течение года на скамье подсудимых оказываются 5000 человек, не имеют постоянного места жительства — 3000, кончают жизнь самоубийством.

1500. Эти данные подтверждаются и нашими наблюдениями за судьбами выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Казани, г. Набережные Челны, других городов и районов Республики Татарстан.

Несмотря на то, что международное и российское законодательства провозгласили приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их определение в семью или на иные семейные формы воспитания, количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, не уменьшается. Из общего числа выявленных детей, которых необходимо изъять из родной семьи, 60% устраиваются в другие семьи, 40% - в различные учреждения. В Российской Федерации количество образовательных учреждений для детей-сирот в 2001 г. возросло на 61 учреждение по сравнению с 2000 г. и составило 1687. На 01.01.2001 г. в Российской Федерации было 235 тыс. детей, живущих в интернатных учреждениях, в Республике Татарстан — 1781 ребенок.

Разработка и реализация государственной стратегии развития форм семейного обустройства детей-сирот (приемная семья, патронатная семья) до настоящего времени находятся в стадии опытно-экспериментальной работы, результаты которой еще не получили широкого распространения в стране. Следовательно, остаются актуальными вопросы финансового, правового, психолого-педагогического обеспечения социального становления детей, находящихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Степень разработанности проблемы. Изучению общих социальных проблем детей, воспитывающихся вне системы детско-родительских связей, анализу социально-педагогической специфики интернатных учреждений, организации образовательно-воспитательного процесса в детских домах и школах-интернатах посвящены работы И. А. Алемаскина, М. П. Араловой, И. П. Башкатова, Л. В. Кузнецова, Ю. Е. Лапина, А. А. Лиханова, Н. В. Репиной, Д. Д. Рогожина, Е. М. Рыбинского, Е. В. Худенко и др. Общие закономерности психического и личностного развития учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражены в работах Н. М. Аскариной, С. А. Беличевой, Л. И. Божович, Л. Н. Галагузовой, И. А. Залысиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферевой и др. Особенности социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления отражены в работах Т. И. Агаповой, А. С. Белкина, Т. К. Большаковой, Ю. Г. Грачева, И. Ф. Дементьевой, В. И. Кавериной, А. А. Католикова, Л. С. Кочкиной, Б. А. Кугана, Л. И. Кундозеровой, Г. М. Сысоевой, Ю. О. Яблоновской и др.

За последние годы выполнен определенный объем исследований, посвященных проблемам социальной и психолого-педагогической поддержки членов семей, принимающих участие в реализации новых форм социализации детей, оставшихся без попечения родителей (Н.П.Иванова, Г. В. Семья, М.А.Хациева).

Значимыми для нашего исследования являются также работы зарубежных авторов, изучавших процессы социальной и психической адаптации детей, воспитывающихся без родителей: М. Айнсворза, Дж. Боулби, И. Лангмайера, З. Матейчика, А. Фрейд и др.,.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании процесса социального становления учащихся-сирот. На наш взгляд, недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, не разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на социальное становление учащихся-сирот, не выявлены специфические особенности данного процесса в различных социально-педагогических системах. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры образовательного учреждения, преодоления его специфической изолированности от окружающей социальной среды.

Изложенные нами факты и умозаключения позволяют констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социальному становлению подрастающего поколения, с одной стороны, и консерватизмом и инертностью социально-педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы механизмов реализации педагогических условий социального становления учащихся-сирот, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий и нашей исследовательской установки на поиск путей и способов их разрешения определена проблема исследования: каковы педагогические условия социального становления учащихся-сирот в открытой социально-педагогической системе?

Цель исследования состоит в определении и научном обосновании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса социального становления учащихся-сирот в открытой социально-педагогической системе.

Объект исследования — социальное становление учащихся-сирот. Предмет исследования — педагогические условия социального становления учащихся-сирот в открытой социально-педагогической системе.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что социальное становление учащихся-сирот будет эффективным, если образовательное учреждение функционирует как открытая социально-педагогическая система, в которой:

— педагогическое обеспечение процесса социального становления учащихся-сирот построено на основе идеи социального партнерства;

— системно-ориентированное сопровождение учащихся-сирот осуществляется на основе целевых программ, реализация которых является системообразующим видом деятельности;

— содержание психолого-педагогической подготовки педагогов-воспитателей к работе с учащимися-сиротами предполагает ее направленность на деятельность в условиях открытой социально-педагогической системы.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой были сформулированы основные задачи исследования:

— выявить сущность и содержание процесса социального становления учащихся-сирот;

— проанализировать развитие и становление социально-педагогических систем учреждений защиты детства в отечественном и зарубежном опыте;

— определить сущностную характеристику и содержание открытой социально-педагогической системы образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность условий социального становления учащихся-сирот в открытой социально-педагогической системе.

Методологической и теоретической основой исследования явились современные философские, социально-педагогические, психологические концепции, раскрывающие многоаспектную и междисциплинарную теорию социального становления личности. Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психологические теории развития личности (К.А.Лбульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов,.

A.Н.Леонтьев, А. В. Петровский, Д.Б.Эльконин) — социально-педагогические концепции взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б.З.Вульфов, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Г. В. Мухаметзянова, С. Т. Шацкий, Г. Н.Филонов) — теория системного подхода (В.Г.Афанасьев, Э.Г.Юдин) — современные концепции и теории социализации, воспитания и развития личности (Р.А.Валеева, И. П. Иванов, Б. Т. Лихачев, М.И.Рожков).

Важными с позиции нашего исследования являются теоретико-концептуальные положения содержания процесса социализации и социально-профессионального становления личности, разработанные в Институте среднего профессионального образования РАО (Г.В.Мухаметзянова,.

B.Ш.Масленникова, П. Н. Осипов, Р. Х. Шакуров, Н. М. Таланчук, Т.М.Трегубова) — исследования, посвященные теории и практике воспитательных систем (В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В.А.Семенов).

Среди зарубежных авторов, разрабатывавших данную проблему, важное значение имеют работы Э. Дюркгейма, Дж. Коулмена, Л. Краппмана, К. Молленхауера, Д. Моррисона, Г. Олпорта, Т. Парсонса, К. Роджерса, У. И. Томаса, И.Таллмена.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по философии, педагогике, психологии, социологииизучение передового педагогического опытамоделирование, прогнозирование, опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервью, беседа, наблюдениепроективные методы, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования явились детский дом № 1 г. Казани и образовательные учреждения г. Набережные Челны: школа-интернат № 66 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом смешанного типа № 74 «Мэрхэмэт», педагогический колледж, торгово-технологический колледж № 117.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет и осуществлялось в трех взаимосвязанных этапах.

На первом этапе (1995;1996 г. г.) анализировалась и изучалась научно-теоретическая и методическая литература по теме исследования, изучался и обобщался передовой опыт, изучалась нормативно-правовая база защиты детстваопределялись понятийный и научный аппарат исследованияразрабатывались методики опытно-экспериментального исследования.

На втором этапе (1996;1999 г. г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, уточнялась гипотеза исследования, определялись педагогические условия и критерии эффективности социального становления учащихся-сиротпроводились корректировка теоретической модели социального становления, выявление и обоснование основных закономерностей становления и развития системы учреждений защиты детства в отечественном и зарубежном опыте.

На третьем этапе (1999;2001 г. г.) проведен преобразующий экспериментобобщены и систематизированы материалы исследованиятеоретически обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия социального становления учащихся-сиротосуществлялись оформление диссертационного исследования, внедрение результатов исследования в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— определен и обоснован комплекс педагогические условий, обеспечивающий эффективность становления учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы, включающий в себя педагогическое обеспечение процесса социального становления учащихся-сирот на основе идеи социального партнерствасистемно-ориентированное сопровождение учащихся-сирот на основе целевых программ, реализация которых является системообразующим видом деятельностипсихолого-педагогическую подготовку педагогов-воспитателей к работе с учащимися-сиротами, предполагающую ее направленность на деятельность в условиях открытой социально-педагогической системы.

— определены сущностная характеристика и содержание открытой социально-педагогической системы образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны концептуальные подходы к построению ее модели;

— разработаны и обоснованы критериальные показатели уровня социального становления учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения процесса социального становления учащихся-сирот, включающего социально-педагогический проект «Гостевая семья», целевые программы системно-ориентированного сопровождения учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы исследования использовались при разработке спецкурса «Социальное становление учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы», внедренного в учебный план курсов повышения квалификации воспитателей коррекционных и интернатных учреждений при Институте непрерывного педагогического образования и в учебные планы педагогического колледжа г. Набережные Челны.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философии, педагогики и психологииприменением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследованияэтапным характером, результатами опытно-экспериментальной работы и применением в их обработке методов математической статистики. Личное участие диссертанта в разработке и реализации модели социального становления учащихся-сирот, циклы переходов от концептуальных положений к их осуществлению на практике, сочетание качественного и количественного анализа, широкая база исследования также послужили обеспечению его достоверности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в практике работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Набережные Челны. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, ход и результаты исследования докладывались на республиканских и городских семинарах и совещаниях работников образования, республиканских и российских научно-практических конференциях.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений для детей-сирот и педагогического колледжа г. Набережные Челны, в программу курсов повышения квалификации Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны.

На защиту выносятся: 1. Структурно-функциональная модель социального становления учащихся-сирот в открытой социально-педагогической системе.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию социального становления личности учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы и включающий в себя:

— педагогическое обеспечение процесса социального становления учащихся-сирот на основе идеи социального партнерства;

— системно-ориентированное сопровождение учащихся-сирот на основе целевых программ, реализация которых является системообразующим видом деятельности;

— психолого-педагогическую подготовку педагогов-воспитателей к работе с учащимися-сиротами, предполагающую ее направленность на деятельность в условиях открытой социально-педагогической системы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 232 источников (214 на русском и 18 на иностранном языках), 3 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

На основе проведенной нами экспериментальной работы с учащимися образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и полученных результатов можем заключить, что выдвинутые социально-педагогические условия практически полностью оправдали гипотезу исследования.

Таким образом, отметим, что открытость социально-педагогической системы учреждения для участия и взаимодействия социальных партнеров в процессе становления личности учащихся-сирот привело к значительному росту уровня развития социальной сети, расширения сферы деятельности учащихся-сирот, вследствие этого возникли факторы, способствующие эффективности их социального становления.

Построение жизнедеятельности образовательного учреждения на основе идей социального партнерства позволило привлечь компетентные структуры к участию в организации системно-ориентированного сопровождения учащихся-сирот на основе целевого подхода. Наш эксперимент доказал, что реализация целевых программ, в качестве показателя эффективности которых нами использован уровень сформированности социальной компетентности личности, как системообразующий вид деятельности являются эффективным средством разрешения социально-педагогических проблем массового характера.

Привлечение различных государственных и общественных организаций, отдельных граждан к участию жизни детей-сирот, организация данного взаимодействия, устройство учащихся-сирот в «гостевые семьи» требуют специальной психолого-педагогической подготовки педагогов-воспитателей. Организованный нами специальный курс «Социальное становление учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы» позволил подготовить педагогов-воспитателей к деятельности со специфичным контингентом учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы, реализовать имеющийся у них резерв качества воспитания.

В заключении отметим, что каждое из перечисленных социально-педагогических условий обладает свойством полифункциональности, поэтому введение хотя бы одного из них в воспитательную практику приводит к частичному решению проблем социального становления личности учащихся-сирот. Однако лишь комплекс условий позволит обеспечить эффективность социального становления учащихся-сирот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема социального становления личности учащихся-сирот настолько многогранна, что в условиях ограниченного объема диссертационного исследования не представляется возможным осветить все ее стороны. Исходя из этого, в нашей работе мы выделили наиболее существенные, актуальные вопросы проблемы и попытались раскрыть те из них, которые, на наш взгляд, наименее разработаны в современной педагогической науке. Таким образом, нами проанализированы следующие аспекты проблемы: сущность и особенности социального становления личности учащихся-сиротсоциально-педагогические условия, влияющие на становление социально активной и социально компетентной личности учащегося-сироты.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.

Социальное становление личности мы понимаем как процесс формирования ориентированной основы поведения и деятельности личности, отраженного в сформированной под воздействием социальных факторов и педагогического регулирования личностной композиции социально-ценностных отношений (В.Ш.Масленникова).

Процесс социального становления учащихся-сирот имеет свои особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей самих детей.

Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогических систем учреждений для детей-сирот показал, что проблемы социального становления учащихся решались в рамках закрытых социально-педагогических систем посредством трудовой подготовки и ранней профессиональной ориентации, а практике современных отечественных учреждений присущи следующие противоречия в ее решении:

— между все возрастающими и изменяющимися требованиями, предъявляемыми обществом к личности и консерватизмом и инертностью социально-педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот;

— между необходимостью воспитания социально компетентной и социально активной личности и отсутствием специальной подготовки педагогов к работе с учащимися-сиротами над формированием такой личности;

— между целевой ориентацией образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную реабилитацию и социальную адаптацию детей-сирот и отсутствием педагогически целесообразных методик и технологий;

— между специфичной закрытостью образовательных учреждений для детей-сирот, ограниченностью социального пространства и социальных связей учащихся-сирот, недооценкой социальной среды как полноправного участника образовательно-воспитательного процесса и необходимостью формирования человека, адекватного требованиям общества.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам определить, что преодолеть эти противоречия возможно при условии, что социальное становление личности учащихся-сирот проходит в условиях открытой социально-педагогической системы и при этом реализуется следующий комплекс условий:

— педагогическое обеспечение процесса социального становления учащихся-сирот построено на основе идеи социального партнерства;

— системно-ориентированное сопровождение учащихся-сирот осуществляется на основе целевых программ, реализация которых является системообразующим видом деятельности;

— содержание психолого-педагогической подготовки педагогов-воспитателей к работе с учащимися-сиротами предполагает ее направленность на деятельность в условиях открытой социально-педагогической системы.

Каждое из перечисленных социально-педагогических условий позитивно влияет на социальное становление учащихся-сирот, а их комплексная реализация в условиях открытой социально-педагогической системы способствует достижению более высоких результатов.

Ведущими признаками, посредством которых социально-педагогическая система может быть описана как открытая гуманистическая система, являются:

— цель системы интегрирует запросы ближайшего окружения и ожидания учащихся, является общей для всех субъектов системы;

— деятельность является основным фактором создания и развития системы и выступает как системообразующий фактор;

— субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, — не только педагоги и учащиеся, но и институты внешней социальной среды;

— отношения, рождающиеся в деятельности и общении, включают субъект деятельности в систему, направлены на диалог, на развитие межличностного и межгруппового общения;

— внешняя среда является не только влияющим извне фактором, но и компонентом системы;

— управление направлено на интеграцию компонентов в целостную систему, на включение каждого субъекта деятельности в систему в наиболее благоприятной для него позицииравноправное участие всех субъектов системы (учащихся, педагогов, внешних институтов) в управлении.

Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Социально-педагогическая система образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может стать существенным фактором социального становления учащихся, если она рассматривается как открытая педагогически целесообразно организованная система, структурной единицей которой являются образовательное учреждение и его социальные партнеры, а основным механизмом функционирования — их взаимодействие на основе единых педагогических задач, принципов и подходов к воспитанию.

2. Множественность и общность проблем развития учащихся-сирот на разных этапах социального становления требуют комплексного, системно-ориентированного подхода к их решению. Эффективным методом реализации такого подхода являются целевые программы, обеспечивающие сотрудничество и ценностно-смысловое единство в действиях структурных единиц и таким образом являющиеся системообразующим фактором социально-педагогической системы учреждения.

3. Социально-педагогическая работа, направленная на формирование социально активной и социально компетентной личности учащихся-сирот, будет эффективной при условии, что педагоги-воспитатели образовательных учреждений для детей-сирот будут всесторонне подготовлены не только к работе с учащимися-сиротами как с особой категорией детей, воспитывающихся вне системы детско-родительских связей, но и к деятельности в условиях открытой социально-педагогической системы.

Проведенное диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы. Тем не менее, анализ результатов исследования позволяет определить научные подходы и пути дальнейшего развития модели социального становления учащихся-сирот, выделить аспекты будущих разработок. Перспективы исследования мы видим в поиске новых форм управления открытыми социально-педагогическими системами, в установлении преемственных связей между общеобразовательным учреждением и учреждениями профессионального образования в вопросах социального становления выпускников-сирот, в создании инновационных психолого-педагогических технологий подготовки инженерно-педагогических коллективов учреждений профессионального образования со студентами-сиротами и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом. -1928. № 1.-С. 35−39.
  2. М. Обратим ли эффект депривации // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. -С. 161−166.
  3. Актуальные проблемы социального воспитания / Отв. ред. Т.Ф. Яр-кина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.: АПН СССР, 1990. — 168 с.
  4. Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. 2000. № 6. — С. 47−52.
  5. Американская социологическая мысль / Р. Мерон, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  6. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1. — С.16−178.
  7. В.И. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения и воспитания. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 36 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. -376 с.
  9. Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластени-на. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 264 с.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 111 с.
  11. М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1991. 22 с.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1981.-238 с.
  13. С.П. Детские воспитательные учреждения в деревнях России конца XIX века и начала XX века / Уч. записки МОПИ им. Н. К. Крупской. 1964. — Вып.10. — С. 281−297.
  14. Н.Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 179 с.
  15. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Прометей, 1993. — 247 с.
  16. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. 1992. № 7−8. — С.23−28.
  17. Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -421 с.
  18. И.И. Краткое исследование, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Шляхтский сухопутный корпус, 1766. — 49 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 437 с.
  20. Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М.: АПН РСФСР, 1960. — 123 с.
  21. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 1.- С. 23−25.
  22. Болшевцы (очерки истории Болшевской трудовой коммуны НКВД). -М., 1936.- 151 с.
  23. Дж. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства / Ред.- сост. B.C. Мухина. — М.: Просвещение, 1991. — С. 144 154
  24. Бреева Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -216с.
  25. Л.П. Социальная среда и сознание личности. Человек, деятельность и общение. -М., 1978. -216 с.
  26. А. Волнующие страницы истории // Семья. 1990. № 42. -С. 7−9.
  27. Н.Г. Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (на примере Казанской губернии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1998. 16 с.
  28. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1992. -18 с.
  29. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.- 538 с.
  30. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. тр. / Отв. Редактор И. В. Дубровина М.: Изд. АПН СССР, 1982. — 164 с.
  31. Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Сост. Е. М. Рыбинский. М., 1999. — 52 с.
  32. Вопросы воспитания: системный подход/Под.общ.ред. Л. И. Новиковой.-М.: «Прогресс», 1984.- 135 с.
  33. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред-сост. Н. П. Иванова. М.: АПО, 1996. — 104 с.
  34. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа: Сб. статей / Под. ред. Л. П. Атласова. Барнаул. 1989. — 68 с.
  35. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн. — метод, пособие / Авт.-сост. Е. Н. Степанов. Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. -Псков: ПОИКПРО, 1994. 93 с.
  36. Воспитательные системы школ: эмпирическое многообразие / Под ред. JI.K. Балясной, H.JI. Селивановой. Йошкар-Ола, 1993 г. — 142 с.
  37. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Семья. 1990. № 42. — С. 9−14.
  38. .З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. 1993. № 2. — С.37−40.
  39. .З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 228 с.
  40. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  41. А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир: «Владимирская школа», 1998. — 208 с.
  42. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. — Вып.6. — С.3−17.
  43. JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. — С. 17−25.
  44. JI.H., Шеланков В. А. Кто защитит права ребенка в школе? // Педагогика. 1994. № 5. — С. 41−44.
  45. Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.JI. Коломинского, М. И. Лисиной. Мн.: Изд. Университетское, 1985. — 207 с.
  46. Ю.В., Виноградова А. А. Система воспитательной работы в детском доме: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1984. — 140 с.
  47. Ю.В., Юричка Ю. И. Недостатки школьного воспитания и отклонения в поведении школьников / Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся. Свердловск.: Юр.лит., 1987. -С.52−61.
  48. В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. -М.: Новая школа, 2001. 176 с.
  49. И.К. Международная защита прав и интересов ребенка. -М&bdquo- 1989. С.72−77.
  50. В.П. Соотношение основных интересов школьников-подростков и влияние на их жизненное самоопределение: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1967. 154 с.
  51. Гуманистическая воспитательные системы вчераи сегодня (в описаниях авторов и исследователей). Ред. -составитель Е. И. Соколова / Под общ. Ред. H.JI. Селивановой. М.: Педобщество России, 1998. — 336 с.
  52. И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания // СОЦИС. -1991. № 9. С.76−81.
  53. И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. -М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.
  54. Детский дом на рубеже веков: Сб. материалов IV Всероссийских Католиковских педагогических чтений.- М., 2001. 240 с.
  55. Детский дом теплый дом: О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот / Сост. Е. М. Рыбинский. — М.: ДОМ, 1995. — 35 с.
  56. Детский дом: уроки прошлого / Сост. Г. Л. Мыльникова. М., Моск. рабочий, 1990.- 189 с.
  57. А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей // Народное образование. 2001. № 7. — С. 174−179.
  58. И. Трудовые коммуны // На путях к новой школе. 1924. № 10. — С.84−92.
  59. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей: Сб. научн. Трудов. М: Изд. АПН РСФСР, 1982. — С.3−18.
  60. Э. О разделении общественного руда // Тексты по истории социологии XIX XX веков. М.: Наука, 1994.
  61. В.И. Опосредование влияния методологии на практику // Советская педагогика. 1990. № 3. — С.65−67.
  62. А.Б. Половой вопрос и трудные дети // Детская беспризорность и детский дом. М., 1926. — С. 105−115.
  63. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психологического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985. № 4 — С.35−38.
  64. Н.А. О призрении незаконнорожденных детей и подкидышей вообще и, в частности, о русских земских воспитательных домах и о принципах, которые должны быть положены в основу их реорганизации. Казань, 1902.-24 с.
  65. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: Учебн.пос. Свердловск: СИПИ, 1989. — 88 с.
  66. Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников ззакрытых детских учреждений в детском возрасте // Лишенные родительского попечительства / Ред.- сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.66−70.
  67. Н. П. Проблемы семьи (и охрана детства) // Начальная школа. 1994. № 1 — С. 4 — 7.
  68. А.О. Дети императрицы Марии // Народное образование. 1997. № 6.- С.97−100.
  69. В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1997. -21 с.
  70. Казанская школа-коммуна и ее воспитанники: Сб. воспоминаний / Сост. Д. А. Александров. Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 143 с.
  71. Э. Социальному становлению детей нужна защита // Народное образование. -1993. № 5. С. 40 — 43.
  72. Казанское попечительское общество об Ольгинском детском приюте трудолюбия в г. Свияжске Казанской губернии. Отчет правления за 1911 г. — Казань, 1912.-63 с.
  73. Казанское попечительское общество об Ольгинском детском приюте трудолюбия в 6-м земском участке Лаишевского уезда Казанской губер-нии.Устав. Казань, 1900.- 20 с.
  74. Казанское попечительское общество об Ольгинском детском приюте трудолюбия в г. Ядрине. Отчет за 1912 г. Казань, 1913. — 36 с.
  75. В.А. Воспитай гражданина. М.: Педагогика, 1987. -165 с.
  76. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.
  77. Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: Дис.. канд. псих. наук. Киев, 1991. 112 с.
  78. Фр. Психическое, физическое и социальное развитие детей // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск: Материалы международной научно-практической конференции. М., 1994. — С.56−59.
  79. А.А. Моя семья. Записки директора Сыктывкарской школы-интернат № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  80. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  81. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. -108 с.
  82. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  83. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
  84. Конвенция ООН о правах ребенка // Защити меня. 1999. № 1. -С.3−50.
  85. Е.Н. Социально-педагогическая работа с семьей в США // Профессиональное образование. 2001. № 1. — С.81−86.
  86. Концепция помощи детям и подросткам. // Вестник образования. -1993. № 10.- С. 67- 77.
  87. JI.C. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.
  88. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. -М.: Педагогика, 1977.
  89. Н.К. К вопросу о детских домах // На путях к новой школе. 1924. № 6.-С. 1−9.
  90. .А. Управление социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. -18 с.
  91. Е. Сироты России: право ребенка на семью // Защити меня.- 2001. № 1.-С.47−48.
  92. Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средства их социальной защиты: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1999. 35 с.
  93. В.И. Школа-коммуна им. Ф. Э. Дзержинского (Из опыта работы).-М., 1938.-247 с.
  94. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
  95. И., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. -М.: Просвещение, 1991. С.205−213.
  96. О.Е., Майоров А. Н., Золотухина В. И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. СПб.: Образование-культура, 2000. — 200 с.
  97. Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 г. по 1855 г. СПб, 1875.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.
  99. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-206 с.
  100. В. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. -1994. № 14 С. 57 — 61.
  101. А.А. Недетские заботы Детского фонда. М.: Дом, 1997. -208 с.
  102. Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  103. А.В. О детских домах и беспризорности: Речь на Всероссийской конференции детских домов, 15−20 ноября 1927 г. // Народное просвещение. 1927. № 4. — С.51−54.
  104. А.С. Сочинения в 7 томах. М.: Академия пед. наук, 1958.
  105. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4. — С.79−83.
  106. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. -2000. № 7. С.36−42.
  107. В.Ш. Актуальные проблемы социализации и социального становления личности // Наука и школа. 1998. № 7−8. — С.6−12.
  108. В.Ш. Личностная композиция социальных отношений // Профессиональное образование. 2000. № 3 — С.30−36.
  109. В.Ш., Трегубова Т. М. К вопросу о социальном становлении личности студента ССУЗ // Магистр. 1997. — С.85−91.
  110. Д. Об одном опыте (Коммуна малолетних правонарушителей) // Молодой большевик. 1925. № 15. — С.39−42.
  111. Милосердие: Ученое пособие / Под ред. М. П. Мчедлова. М.: РОССПЭН, 1998.-214 с.
  112. Милосердие / Сост.В. Г. Воронцова, И. М. Титова. СПб, СПГУПМ, 1992.-58 с.
  113. Е.И. Диагностика и коррекция удовлетворения потребности в признании любви у дошкольников в депривационной ситуации // Проблемы возрастной психологии: Тез. докл. к VII съезду Об-ва психологов СССР. -М.: АН СССР, 1989.- С.49−50.
  114. М. Дом ребенка: метод научной педагогики. Гомель: Изд. Прамска, 1993. — 336 с.
  115. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  116. А.В. Социализация и «смутное время» // Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология". М.: Знание, 1991. — 80 с.
  117. Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска // Вопросы психологии. 2000. № 8. — С.39−45.
  118. Г. В., Масленникова В. Ш., Таланчук Н. М., Трегубо-ва Т.М., Токар В. М., Зинурова Р. И. Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. Казань: ИСПО РАО, 1999.- 144 с.
  119. B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 104 с.
  120. Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С .81 -85.
  121. Несовершеннолетние правонарушители / Сост. Б. С. Утевский М., 1932. -115с.
  122. Л. Гармония нежного возраста: потребности и права детей во все времена// Социальная работа.- 1994. № 14. С.49−51.
  123. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 3. 07. 98 г. // Вестник образования. 1999. № 8. — С. 15−28.
  124. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.96 г. № 159-ФЗ // Российская газета. 1996. — 27 дек.
  125. JI. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование. 2000. № 8. — С.67−75.
  126. О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 12 сент. 1925 г. // Народное образование в СССР: Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974.-475 с.
  127. Опыт воспитания в детском доме. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 129 с.
  128. Организация социально-педагогической деятельности в среднем профессиональном учебном заведении. Казань: ИССО РАО, 1996. — 96 с.
  129. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей) // Росийская газета. 1995. — 21 сент.- С.3−5.
  130. Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков (в условиях семейного воспитания и воспитания в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей): Автореф. дис.. псих. наук. Киев, 1990. 20 с.
  131. М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912.
  132. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология: Хрестоматия / Авт.-сост.О. Н. Козлова, Э. И. Комарова, В. В. Панферова. -М.: Социально-политический журнал, 1993. 256 с.
  133. .Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971.
  134. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  135. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.- 270 с.
  136. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  137. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. — С.26−29.
  138. Положение детей в СССР: Состояние. Проблемы. Перспективы / Под ред. А. А. Лиханова. М.: ДОМ, 1990. — 120 с.
  139. Положение детей в Российской Федерации. 1992 г.: Социальный портрет / Под ред. Е. М. Рыбинского. М., 1993. — 96 с.
  140. П.В. Институт трудового воспитания. Из опыта работы детских домов с особым режимом. М., 1940. — 157 с.
  141. A.M., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.77−81.
  142. A.M., Толстых Н. Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах (дошкольного и младшего школьного возраста). М., 1986. — 29 с.
  143. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот / Сост. Л. В. Байбородова. Ярославль, ЯГГГУ им. К. Д. Ушинского, 1999. — 65 с.
  144. Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  145. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  146. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  147. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. 2000. № 3.- С.23−33.
  148. Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск: Материалы международной научно-практической конференции. -М., 1994. 74 с.
  149. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 420 с.
  150. Г. Ш. ".Учреждаемый детский приют именовать приютом Юнусовых" // Эхо веков. 1998. №¾. — С.281−287.
  151. Н.В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1990.-23 с.
  152. М.И. Развитие самоуправления в ученическом коллективе.- Казань: Татарское книжное издательство, 1987. 119 с.
  153. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся //Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ. — № 1. — С. 16−19.
  154. Д.Д. Воспитание самостоятельности у младших школьников в условиях школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. -16 с.
  155. Российские дети сегодня // Защити меня. 1998. — № 3. — С.2
  156. А.Г., Финашина Т. А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.63−66.
  157. Е. М. Права ребенка что о них сказано в Конвенции. // Вестник образования.- 1993. № 10. — с. 38 — 64.
  158. С. 40 монахов и шестнадцать «пупсиков»: при Раифском мужском Богородицком монастыре создан первый в республике Монастырский приют для детей // Время и деньги. 1997. — 30 авг.
  159. Сборник материалов из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети-сироты» / Ред.-составитель Г. В. Семья М.: ТОО"СИМС", 1997.- 126 с.
  160. М.Х. Наш союз. М., 1913. — 68 с.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  162. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. — С.42 — 462 001. — № 4. — С. 14−19.
  163. В.Д. О взаимодействии научной педагогики и практики массового воспитания (народной педагогики). Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. Тюмень, 1986. — 165 с.
  164. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Ю. А. Сойка и др./ Под ред. Л. И. Смагиной. Мн.: Униврситетское, 1999. — 144 с.
  165. Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.- 26 с.
  166. Г. П. Школы-коммуны и детские городки (учебно-воспитательные учреждения типа интерната) в РСФСР в 1918—1926 гг.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1964. 18 с.
  167. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г. М. Иващенко, Н.С. Канто-нистова, М. М. Плоткин и др. М., 1996. — 206 с.
  168. Социально-педагогические и нравственные аспекты изучения личности: Сб. научных трудов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1988. — 173 с.
  169. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов Курган, ПО"Исеть", 1997. — 123 с.
  170. Социальное партнерство: словарь-справочник / Рук.авт.кол. В. Н. Киселев, В.Г. Смольков- АтиСО. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 236 с.
  171. Социология. / Г. В. Осипов, Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский. М.: Мысль, 1990. — 446 с.
  172. Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. № 4. — С.14−19.
  173. В.А. К вопросу об организации школ-интернатов // Советская педагогика. 1988. — № 12. — С.82−88
  174. Г. М. Культурно-просветительская деятельность как фактор социальной адаптации воспитанников детских домов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Д., 1990. 16 с.
  175. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991. — 183 с.
  176. Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. — Казань, Дом печати, 1998.
  177. Н.М. 100 ноу-хау задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в русле идей синергетики и неопедагогики. — Казань, 1995.- 41 с.
  178. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 1982. — С. 111−121.
  179. Т.М. Социальное воспитание учащихся в странах с развитой рыночной экономикой // Наука и школа. 1998. № 7,8. — С.12−15.
  180. Т.М., Токар В. М., Гут А.В. Педагогическая диагностика социального становления студентов ССУЗ. Метод, рек. Казань: ИСПО РАО, 1996.-76 с.
  181. Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. 8−13 марта 1910 г. С.- Петербург, 1910.
  182. .С. В борьбе с детской преступностью. М., 1927.174с.
  183. Учреждение Императорского Воспитательного дома для приносных детей и гошпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. -СПб., 1767. -Ч.Ш.
  184. . Место родственников в системе личных связей // СО-ЦИС. 2000. № 6. — С.78−87.
  185. Р.А. Социально-педагогические основы становления личности школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1999. 42 с.
  186. Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (2001−2002 годы) // Официальные документы в образовании. 2001. № 3. — С. 15−25.
  187. В. Частный детский дом. Хорошо ли в нем? // Защити меня.-2001. № 1.-С.13−18.
  188. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. 1998. № 8 — С.39−41.
  189. М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
  190. А. Разлука с матерью // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.144−154.
  191. Ю.В. Криминологические проблемы социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.- 17 с.
  192. М.А. Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1997. 22 с.
  193. А.П. Спасенное детство. М.: Моск. рабочий, 1987. -127 с.
  194. А.Н. Проблемы социализации школьников. Казань.: Изд-во «Мирас», 1994. — 153 с.
  195. А.Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. Казань.: Изд-во «Дело», 1997. — 225 с.
  196. В. Альтернатива социальному сиротству // Народное образование. 2001 .№ 9. — С. 105−108.
  197. А.И. Анализ социальных сетей // СОЦИС. 2001. № 1. -С. 109−122.
  198. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1990. — Т. 1. — 304 с.
  199. И.В. История города Елабуги. Москва, 1871. — 52 с.
  200. В.И. Организационно педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 18 с.
  201. Школа и жизнь: Теория и практика / Т. К. Большакова и др. Вологда. 1998.- 75 с.
  202. Р.А. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. -С. 166−167.
  203. В.п. Особенности общения старших подростков в условиях школы-интерната // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности: сб. научн. трудов / Под ред. А. А. Бодалева. М.: АПН РСФСР, 1978. — С.73−51.
  204. Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. -1938. № 3. С.16−24
  205. С. Как помочь детям, лишившимся семьи // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск: Материалы международной научно-практической конференции. М., 1994. — С.59−60.
  206. Я.А. Система ученического самоуправления в коллективе школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. 19 с.
  207. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и интернате // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. -С.92−94.
  208. Н.В. Призрение детей в детских домах. СПб., 1901.
  209. Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 16 с.
  210. А. О психолого-педагогическихосновах планирования жизнедеятельности детского дома // Директор школы. 1999. № 2. — С. 12−16.
  211. Изге йорт: Такталачык балалар йорты тарихыннан сахифалар. Ак-таныш, 1991.-166.
  212. Adaption and families act clarifies child welfare 5(5), 3. 1995-pp. 56−58.
  213. Barnes G. Family violence and child abuse. In: Good Enough Parenting. CCETSW Study № 1,1978.- pp.131−140.
  214. Brennan M. E., Stoten B. Children, poverty and illness.- New Society, 1976.- pp.681−682.
  215. Child development / published by the university of Chicago press for the society for research in child development. Chicago. — V. 59. — 1998. — P. 852−876- V. 59.- 1998.-P. 815.
  216. Children’s ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury, 1999.-48 p.
  217. , W.A. 1988. Rontines in the peer culture of American and Italian nursery school children, Sociology of Education, 61,1−14.
  218. Family Policy Studies Centre. L., 1990, № 3.- 34c.
  219. Frude N., Goss A. Maternal anger and the young child. In: N. Frude (ed.) Psychological Approaches to Child Abuse. London, Batsford Academic and Educational Ltd., 1989, pp.52−63.
  220. , D.M. (1988) Cross cultural adaption and learning- Iranians and Americans at school. In H.T. Trueba and C. Delgado — Yaitan (Eds), School andsociety: Harning content Througlu Culture (pp.163−180) New York- Praeger. 1998. -241 c.
  221. Kinder in Erzaltsfamilien: Sozialpad Pflegenseltern: Proekte und Perspektiven zur Absolungvon Heimen / Fur die Jutern Ges fur Hamezzieung sert BRD hrug von 1986. 148 s.
  222. Maddox B. Step-parenting :Living with other People s Children. London, Unwin Paperbacks, 1995.-165 p.
  223. Mc Clellan B. Moral Education in America. N.Y. 1999. 368 c.
  224. Mc Kenzie, J.K. Д Lewis, R.-Keeping the promise of adoption and safe families act. The Roundtable, 12(l) 1998.-pp.l-9.
  225. Neubauer P. The Technique of Parent Group Education.N.Y.-1983.-pp. 11−32.
  226. Perret Ylermont, A.-N. 1980. Social interaction and cognitive development in children, New York, Academic Press (Original French edition, 1979). -428 c.
  227. Postman, Neil. The End of Education: Redefining the Value of School. New York: Alfred A. Knopf, 1995.
  228. Schink, Hans Dieter. Kleine Schule fur Adaptiv- und Pflegeneltern / Hans Dieter Schink, Munchen- Basel: Reinhardt, 1976. 178s.
  229. School and Community. A report based on presentations made to a conference organization for economic co-operation and development. -France, 1999. -P.30.
  230. Tajfel H., Jahoda G. Development in children of concepts and attitudes. N.Y. 1998.-29 c.1. Показателиуровня социальной компетентности учащихся образовательных учреждений для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей.
  231. Компоненты содержания социальной компетентности Критериальные показатели Уровни сформированности социальной компетентности
Заполнить форму текущей работой