Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка воспитателей по физической культуре в системе среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка такого специалиста проводится в соответствии с Инструктивным письмом Минобразования России от 31 марта 1998 г. № 20 «О специализациях по специальностям среднего профессионального образования». существенно улучшена в системе среднего профессионального образования, в частности, в педагогических колледжах, в рамках специализации, если будет: методика преподавания учебных дисциплин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Педагогические основы физического воспитания дошкольников как проблема исследования
    • 1. 2. Подготовка специалистов — дошкольников по физической культуре в системе среднего профессионального образования
    • 1. 3. Концепция исследования: модель подготовки воспитателя по физической культуре в системе среднего профессионального образования
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 2. 1. Диагностика профессиональной готовности студентов педагогических колледжей к осуществлению физического воспитания дошкольников (начальный этап обучения)

    2.2. Содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических колледжей к работе воспитателем по физической культуре в дошкольном учреждении (в системе специализации).

    2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подготовки воспитателей по физической культуре для дошкольных учреждений

Подготовка воспитателей по физической культуре в системе среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема организации физической культуры, как наиболее доступного, феноменального средства увеличения потенциала здоровья, духовного и физического развития является сегодня поистине глобальной проблемой.

Действительно, в системе формирования общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможность освоения остальных целей и в этом контексте является базовой ценностью, без которой сам процесс становления личности малоэффективен.

Общеизвестно решающее значение дошкольного периода в становлении личности ребенка. Освоение ребенком физкультурных ценностей происходит в первые семь лет жизни, когда у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Это период наиболее ценный с точки зрения результативности педагогического воздействия. Именно в процессе физического воспитания происходит передача целого пласта знаний о движениях, т. е. предусматривается знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем, позволяющих детям решать двигательные задачи с меньшими затратами сил (Лесгафт П.Ф. [103], Аркин Е. А. [11], Быкова А. И. [30], Запорожец A.B. [67,68], Кенеман A.B. [75], Осокина Т. И. [121], Степаненкова Э. Я. [161], Хухлаева Д. В. [181], Чернышенко Ю. К. [177,179]).

Вместе с тем анализ состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях в последние годы не дает оснований для оптимизма.

Материалы государственного доклада «Положение детей в Российской Федерации» (2001 г.) свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте.

15 — 25% детей имеют ту или иную хроническую патологию, а в возрасте 6−7 лет такие дети составляют 30 — 35% [53].

В исследованиях Т. Я. Черток [168], З. С. Макаровой [109], М. Н. Беловой [109], Б. Н. Капустян [109] отмечается, что каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. По данным большинства исследователей (Демина А.К. [98], Рылеевой Е. С. [138], Сердюков-ской, Г. Н. [98,120], Кардашенко В. Н. [120] и др.), 30 — 40% детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3 — 5 раз выше заболеваемость общими респираторными вирусными инфекциями. По данным А. Г. Сухарева, [164] 54% детей не способны освоить объем программы дошкольного учреждения. Как считают психологи (Безруких М.М. [58], Урун-таева Г. А. [170], Гуткина Н. И. [56], и др.), только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди неуспевающих детей 85 — 90% отстают не из—за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.

Эти данные свидетельствуют о чрезвычайно низкой эффективности функционирования системы физического воспитания дошкольников.

В настоящее время занятия по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях проводят специалисты, в основном, со средним педагогическим и высшим специальным образованием, которых готовят в высших учебных заведениях физической культуры, где большое внимание в процессе обучения уделяется вопросам общей физической и специальной подготовки, однако физическое воспитание дошкольников остается вне рамок основного курса обучения студентов.

Эмпирические исследования показывают, что многие педагоги дошкольных учреждений испытывают затруднения в формировании физической культуры личности дошкольника, слабо ориентируются в методических решениях её обеспечивающих, не имеют необходимых знаний о её сущности и содержании, не владеют необходимыми для этого умениями (Чернышенко Ю.К. [178], Банникова Т. А. [179]).

Таким образом, на сегодняшний день подготовка физкультурных кадров для дошкольных образовательных учреждений остается серьезной проблемой.

В разработке проблемы подготовки специалистов в области дошкольного воспитания накоплен богатый научно-теоретический и практический материал: совершенствование общепедагогической подготовки, моделирование готовности студентов высших учебных заведений к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста, педагогические условия, обеспечивающие готовность студентов к формированию физической культуры дошкольников (Абдуллина O.A. [1], Васильева H.H. [37], Королёв В. В. [87], Нестерова З. И. [113], Никифоров Ю. Б. [116], Полтавцева Н. П. [128], Степаненкова Э. Я. [160], Чернышенко Ю. К. [178] и др.).

Однако в этих работах речь идет о подготовке специалистов в высших учебных заведениях. К сожалению, до настоящего времени не определены теоретические подходы к подготовке студентов средних специальных учебных заведений к педагогической деятельности, ориентированной на физическое воспитание дошкольников и владеющих методами работы, направленными на укрепление здоровья и всестороннее развитие детей.

По сути дела, речь идет о необходимости подготовки творчески мыслящего специалиста среднего звена, владеющего анатомо-физиологическими и психологическими знаниями, теорией и методикой физического воспитания, методикой ознакомления детей с функционированием человеческого организма, использующего физические упражнения и другие средства оздоровления, умеющего самостоятельно решать возникающие перед ним задачи в организации и проведении всех форм работы по физической культуре в соответствии с современными требованиями.

По нашему мнению, подготовка такого специалиста по физической культуре наиболее эффективно может проводиться на базе колледжной общепедагогической подготовки в рамках специализации.

Таким образом, приходится констатировать наличие нескольких противоречий в педагогической действительности: во-первых, тревожное состояние здоровья и физической подготовленности дошкольников, повлекло за собой введение в штат дошкольных учреждений специалиста по физической культуре. Однако требуется разработка новых концептуальных подходов к подготовке специалистов, работающих с детьми. Во-вторых, теоретическое решение проблемы подготовки воспитателей по физической культуре* для дошкольных образовательных учреждений должно сочетаться с практическим решением этой проблемы в системе колледж-вуз, которое может позитивно отразится на организации физического воспитания в современных дошкольных учреждениях.

Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: каковы научные знания о содержании и методах профессиональной подготовки современного специалиста-воспитателя по физической культуре для дошкольных учреждений в педагогическом колледже в рамках специализации.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалиста в среднем профессиональном образовании.

Предмет исследования — процесс подготовки воспитателя по физической культуре для дошкольных учреждений в системе среднего профессионального образования.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эффективное решение задач по организации физического воспитания в дошкольных учреждениях возможно при следующих условиях: руководство этим процессом будет осуществляться квалифицированным специалистом-воспитателем по физической культуреподготовка такого специалиста может быть.

Подготовка такого специалиста проводится в соответствии с Инструктивным письмом Минобразования России от 31 марта 1998 г. № 20 «О специализациях по специальностям среднего профессионального образования». существенно улучшена в системе среднего профессионального образования, в частности, в педагогических колледжах, в рамках специализации, если будет: методика преподавания учебных дисциплин базироваться на базе собственной физической подготовленности студентовучебный процесс включать обязательное формирование мотивационно-потребностной сферы как базового качества будущих специалистовпрофессиональная подготовка включать в себя дополнительные знания о методике работы с детьми по физическому воспитаниюв системе психолого-педагогической подготовки выделено дополнительное звено— преподавание «методики формирования у детей представлений о функционировании человеческого организма» и способах охраны здоровья. Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработать концепцию и программу подготовки специалиста по физической культуре в условиях среднего педагогического образования (в рамках специализации).

2. Разработать педагогическую технологию научно-методической и практической подготовки воспитателей по физической культуре для дошкольных учреждений.

3. Экспериментально проверить эффективность программы подготовки специалиста по физической культуре.

4. Разработать программно-методические материалы по совершенствованию подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего специального образования.

Методологической основой исследования служили теоретические положения по проблеме организации и совершенствования педагогического процесса в системе высшего и среднего педагогического образования, подготовки педагогических кадров. Особую важность для исследования имели труды Сеченова И. М., Лесгафта П. Ф., Аркина Е. А., Егорова Б. Б., Запорожца A.B., ЗмановскогоЮ.Ф., Козловой С. А., Кудрявцева В. Т. об амплифицирующих функциях движений в детском развитии и формировании здоровья ребенка. Кроме того общий контекст наших поисков в избранном направлении был задан работами известных психологов, педагогов по вопросам подготовки кадров в системе среднего специального образования (Абдуллина O.A., Ананьев Б. Г., Дурай-Новакова K.M., Ковалев А. Г., Кузьмина Н. В., Кулюткин Ю. Н., Семушина Л. Г., Щербаков А.И.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической, учебно-методической литературыанализ и обобщение собственного педагогического опыта подготовки специалистов в педагогических колледжаханкетирование и тестирование, опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математические методы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: впервые представлена и экспериментально проверена концепция подготовки воспитателя по физической культуре для дошкольных учреждений в системе среднего профессионального образования, включающая три блока: собственную физическую готовность воспитателяразвитие мотивации, которая основана на понимании значения профессиональной деятельности воспитателя по физической культуре для здоровья детейпривлечение самих детей к сохранению своего здоровья через ознакомление с функционированием собственного организма и овладения способами его защиты.

Теоретическая значимость исследования заключается в получении нового теоретического знания о технологии подготовки воспитателей в условиях среднего специального образования: о влиянии мотивации на качество усвоения материала, о приоритете практических методов с последующим теоретическим осмыслением их результатов, о качественном улучшении результатов от повышения активности самих детей в заботе о своем здоровье. Разработаны критерии и показатели готовности студентов к работе в качестве воспитателя по физической культуре.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке программы подготовки воспитателя по физической культуре в условиях среднего специального образования, в разработке методики проверки уровня физической подготовки студентов к работе воспитателем по физической культуре, в разработке спецкурса для студентов колледжа и вуза.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на городских научно-практических конференциях «Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе „Педколледж-Университет“: опыт, проблемы, перспективы» (2001 г.), молодых ученых Московского Городского Педагогического Университета (2001 г.), на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников» (2001 г.), на научно-практической конференции в МГПУ «Педагогическая практика студентов как важнейший фактор формирования и становления педагога в условиях двухступенчатой подготовки в системе „Педагогический колледж-Университет“: опыт, проблемы» (2002 г.), на научно-практической конференции МГПУ «Педагогическое мастерство: современный взгляд» (2002 г.). Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогического совета, городской и предметно-цикловой комиссии дошкольной педагогики и частных методик педагогического колледжа № 8, на кафедре педагогики и психологии дошкольного воспитания Московского городского педагогического университета (1998 — 2002 гг.).

— Результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора.

База исследования. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Московского педагогического колледжа № 8.

Исследованием было охвачено 50 студентов дневного отделения по специальности 0313 «Дошкольное образование».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2002 гг. в три этапа.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) включал изучение и анализ основной научной литературы по теме исследования, в ходе чего была проанализирована проблема профессиональной подготовки воспитателей для дошкольных учреждений, изучена роль взрослого в физическом воспитании дошкольников, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы исследования, сформулирована гипотеза исследования, уточнялись методы исследования.

Второй этап (1999 — 2001 гг.) состоял в теоретическом обосновании и разработке концепции профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре в дошкольном учреждениимоделировании, корректировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы по изучению и формированию профессиональной подготовки студентов дошкольного отделения к её развитиюуточнении и обогащении общей гипотезы.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) был посвящен анализу результатов опытно-экспериментальной работы, обобщению, систематизации и интерпретации полученных данных, оформлению диссертации.

На защиту выносятся: 1. Концепция подготовки воспитателя по физической культуре детей дошкольного возраста в системе среднего профессионального образования, основными положениями которой являются:

• Работа с детьми дошкольного возраста по физической культуре должна проводиться специально подготовленным к этой деятельности специалистом;

• Воспитатель по физической культуре должен иметь достаточный уровень собственного физического развития и мотивацию, основанную на понимании своей роли в сохранении здоровья дошкольников.

• Воспитатель по физической культуре должен владеть знаниями об общем психическом развитии ребенка, методикой физического воспитания и методикой ознакомления детей с функционированием человеческого организма;

• Подготовка такого специалиста наиболее эффективно может проводиться в условиях среднего профессионального образования через систему специализации по специально разработанной программе;

2. Основным условием профессиональной подготовки является взаимосвязь психологической, педагогической, методической, практической подготовки в сочетании с профессиональным самовоспитанием и формированием мотивов педагогической деятельности студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений профессионально-педагогической подготовки воспитателя по физической культуре, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам, а также подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, личным участием автора в исследовательской работе по апробации программы профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подготовки воспитателей по физической культуре в системе среднего профессионального образования позволило сделать следующие выводы.

Анализ научно-методической литературы и опыта работы дошкольных учреждений позволил определить пути и формы повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки воспитателей по физической культуре. На основании этого было дано определение профессиональной подготовки воспитателя по физической культуре в системе среднего профессионального образования. Под профессиональной подготовкой воспитателя по физической культуре в системе среднего профессионального образования мы понимаем целенаправленный, организованный педагогический процесс, гармонически сочетающий в себе получение фундаментальных знаний, развитие мотивационно-потребностной сферы, овладение адекватными методами профессиональной деятельности.

Подготовка воспитателей по формированию физической культуры детей дошкольного возраста владеющих профессиональными знаниями, умеющими организовывать целенаправленный процесс физического воспитания, предполагающий диагностику двигательного развития, определение первостепенных задач, прогнозирование желаемого уровня развития, — является одним из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования.

Основной проблемой любого профессионального образования является разработка программно-методической документации, в которой будущая профессиональная деятельность описана в форме системы основных задач, видов и предметов учебной деятельности.

Анализ современного состояния проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров, особенностей профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре, а также современные требования совершенствования существующей системы физического воспитания дошкольников позволили определить основные направления, условия и содержание учебной деятельности, трансформируемой в учебные предметы, при подготовке воспитателей по физической культуре в системе среднего профессионального образования на основе разработанного и экспериментально апробированного программного документа — Программы профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре детей дошкольного возраста.

Изучение содержания и функциональных особенностей деятельности воспитателя по физической культуре детей дошкольного возраста позволили определить основные направления в системе колледжной профессиональной подготовки, которые легли в основу концепции профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре:

— Развитие у будущих воспитателей по физической культуре мотивацион-ной готовности к профессиональной деятельности;

— Повышение уровня собственной физической подготовленности студентов;

— Владение будущими воспитателями глубокими знаниями в области анатомии и психологии детей дошкольного возраста;

— Владение знаниями и практическими умениями реальной организации физического воспитания детей дошкольного возраста;

— Знание методики ознакомления детей с функционированием человеческого организма.

Процесс профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре в рамках среднего профессионального образования — педагогического колледжа на отделении дошкольного воспитания предполагает реализацию следующих условий:

— Профессиональная подготовка воспитателей по физической культуре может осуществляться на отделении дошкольного воспитания в рамках специализации;

— Систёму профессионально—педагогической подготовки воспитателей по физической культуре в рамках специализации следует рассматривать как часть более широкой профессионально-педагогической подготовки на отделении дошкольного воспитания;

— Успешному решению задач профессиональной подготовки в физическом воспитании будущих воспитателей способствует установление прочных связей курса «Методика физического воспитания и развития» с другими учебными дисциплинами (медико-биологического, психолого-педагогического и предметных циклов);

— Установление межпредметных связей между курсом «Методика физического воспитания и развития» и курсом «Физическая культура» повышают общую физическую подготовленность будущих воспитателей по физической культуре и создают благоприятные условия для проведения работы по физической культуре с дошкольниками;

— Реализации профессиональной направленности физического воспитания содействуют активизация деятельности студентов в области физической культуры во время прохождения педагогической практики;

— Принципиальным условием эффективности профессиональной, мотива-ционной, практической готовности будущих воспитателей по физической культуре является специальная подготовка по предметам специализации («Гимнастика с методикой обучения», «Подвижные игры с методикой обучения», «Спортивные игры с методикой обучения», «Спортивные упражнения с методикой обучения», «Организация работы по формированию у детей представлений о своем организме», «Организация работы по физическому воспитанию»).

Система профессионально-педагогической подготовки воспитателей по физической культуре изложена в Программе профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре детей дошкольного возраста. В ней выделены основные теоретические положения отбора содержания учебной деятельности будущего воспитателя по физической культуре, которое спроектировано на учебные предметы и наиболее эффективные формы учебной деятельности студентов: базовые формы (лекционные (вводные, текущие, заключительные, обзорные, лекции-беседы, лекции-экскурсии), семинарские (семинар-беседа, семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов), практические), формы квазипрофессиональной деятельности (деловые игры, круглые столы, уроки-соревнования), учебно-профессиональной деятельности (посещение студентами районных, городских и окружных физкультурно-спортивных мероприятий, участие в научных конференциях, семинарах, встречи с учеными—исследователями, внесшими вклад в теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста, участие в групповых дискуссиях, обучающие консультации, организация выставок, изучение литературы по вопросам физического воспитания, самостоятельная внеаудиторная работа студентов, курсовые работы, педагогическая практика).

Анализ динамики подготовки воспитателей по физической культуре в рамках специализации на дошкольном отделении педагогического колледжа показал, что содержание Программы профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре детей дошкольного возраста и реализация её в работе со студентами позволила получить позитивные сдвиги в развитии каждого компонента профессиональной подготовки (мотивационной готовности, собственной физической готовности, знаний психологических и анатомо-физи-ологических особенностей детей дошкольного возраста, знаний методики физического воспитания и развития и методики ознакомления детей с функционированием собственного организма). Наибольшего роста достигли мотивацион-ный компонент и содержательный компонент физического воспитания. Это связано с тем, что будущие специалисты по физической культуре получали знания и развитие в области профессиональной направленности физической культуры не только на обязательных занятиях по методике физического воспитания и развития в рамках подготовки воспитателей, но и по дисциплинам специализации «Гимнастика с методикой обучения», «Подвижные игры с методикой обучения», «Спортивные игры с методикой обучения», «Спортивные упражнения с методикой обучения», «Организация работы по формированию у детей представлений о своем организме», «Организация работы по физическому воспитанию».

В динамике профессиональной подготовки большую роль сыграло также получение студентами дополнительных знаний в области методики ознакомления с функционированием человеческого организма, что помогло им более осознанно относиться к использованию физических упражнений в работе с детьми, пониманию ценностей физической культуры, механизму воздействия того или иного физического упражнения на деятельность органов и систем.

Возросшие показатели по всем параметрам профессиональной подготовки воспитателя по физической культуре свидетельствуют об эффективности разработанной Программы профессиональной подготовки воспитателей по физической культуре детей дошкольного возраста и программно-методических материалов.

Экспериментальная проверка содержания, форм и методов подготовки студентов педагогического колледжа к работе воспитателем по физической культуре детей дошкольного возраста показала справедливость выдвигаемых рабочих гипотез, концептуальных положений, эффективность разработанных методических основ в системе образования.

Совокупность обобщений, полученных в результате исследования и пути их реализации являются одним из вариантов решения актуальной научной задачи, хотя данное исследование не исчерпывает всех сторон рассматриваемой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -140 с.
  2. O.A. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей //Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. М., 1976. -С. 36−47.
  3. B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. — М.: Ассоциация инженеров-педагогов г. Москвы, 1996. -191 с.
  4. Э.И. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере обучения действиям с мячом): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. -17 с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Просвещение, 1984. -198 с.
  6. A.B. Подготовка учащихся педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1993. -17 с.
  7. Е.А. Вопросы совершенствования дошкольного воспитания: Сборник статей. / Под ред. А. П. Усовой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. -148 с.
  8. Е.А. Беседы о воспитании. — М.: Молодая гвардия, 1945. -203 с.
  9. Е.А. Ребенок в дошкольные годы/Под ред. A.B. Запорожца, В.В. Давыдова-М.: Просвещение, 1968. -445 с.
  10. Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 1996. -22 с.
  11. З.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы (Учебно-методическое пособие). — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  12. И.А. Ваш малыш может не болеть! М.: Советский спорт, 1990. -30с. .
  13. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Госполиздат, 1981. — 432 с.
  14. H.A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1997. —23 с.
  15. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. -208 с.
  16. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного занятия) //Теория и практика физической культуры, 1991, № 7. -С. 3−10.
  17. В.К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет //Теория и практика физической культуры, 1986, № 10. -С. 21−25.
  18. Н.И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1989. -17 с.
  19. А.Г., Чернышенко Ю. К. Научно-методические основы подготовки специалиста по дошкольному образованию. Краснодар, 1994. —250 с.
  20. A.A. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров России // Педиатрия, 1995, № 4. -С. 7−11.
  21. Е.Ф. Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Архангельск, 2002.-18 с.
  22. . История средневекового университета //Вестник высшей школы, 1992, № 1. -С. 105−106.
  23. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. -254 с.
  24. B.C. Потребностно-мотивационный подход к физическому совершенствованию учащейся молодежи //Теория и практика физической культуры, 1997, № 3.-С. 20−24.
  25. А.И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1949. -15 с.
  26. А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. -М.: Учпедгиз, 1961.-152 с.
  27. E.H. Исследование средств и методов воспитания двигательныхкачеств у детей дошкольного возраста.: Автореф. дисс канд. пед. наук.-М., 1971.-15 с.
  28. E.H. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. -128 с.
  29. E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  30. С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов.: Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1994. -17 с.
  31. A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе.: Автореф. д-ра пед. наук в форме научного доклада. — М., 1991.-55 с.
  32. A.A., Бакшаева H.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении //Вопросы психологии, 1997, № 3. -С. 12−22.
  33. A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе //Вопросы психологии, 1987, № 1. -С. 10−21.
  34. A.A. О контекстном обучении //Вестник высшей школы, 1985, № 8.-С. 27.
  35. С.Г. Образование как ценность //Перспективы развития непрерывного образования /Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990. -С. 118−128.
  36. С.Г. Учитель о себе и профессии. Л.: Знание, 1988. -32 с.
  37. Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. Киев: Радянська школа, 1987. -126 с.
  38. Всесоюзного совещания-семинара 12−14 декабря 1990. Ульяновск, 1991. -С. 14−16.
  39. С.С. Как воспитать здорового ребенка. Киев: Радянська школа, 1981.-93 с.
  40. Временное положение о педагогическом колледже Российской Федерации. -М, 1994.-13 с.
  41. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533 с.
  42. .С. Философия образования: научный статус и задачи //Советская педагогика, 1991, № 4. -С. 69—74.
  43. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах.- М.: Высшая школа, 1980. -144 с.
  44. E.H., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2000. -288 с.
  45. Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6 года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание). Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Л., 1991. —19 с.
  46. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Просвещение, 1996.-160 с.
  47. Г. Б. Развитие координации движений у детей 3−6 лет с использованием легкоатлетических упражнений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. -19 с.
  48. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -144 с.
  49. .Б. Педагогические основы оздоровительно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях санаторного туберкулезного детского сада.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. -23 с.
  50. .Б. Основные принципы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду (по системе Змановского Ю.Ф.) //Материалы Междисциплинарной научной конференции ассистентов и соискателей АПКиПРО. М., 1999. -С. 16−17.
  51. Г. К. Школьная валеология.: научное обоснование и программное обеспечение СПБ.: Акцидент, 1997. —92 с. 64.3айцев Г. К. Потребностно-информационный подход в физическом воспитании //Советская педагогика, 1991, № 11. -С. 15−20.
  52. Закон Российской Федерации «Об Образовании» от 05.01.1996 г.
  53. A.B. Психология. М.: Просвещение, 1965. -240 с. 67.3апорожец A.B. Избранные психологические труды в 2-х Т. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. -389 с.
  54. Е.П. Психология физического воспитания. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -486 с.
  55. A.B., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. -271 с.
  56. М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя //Советская педагогика, 1978, № 9. -С. 87.
  57. С.А. О некоторых проблемах подготовки специалистов //Дошкольное воспитание, 1989, № 10. -С. 5−7.
  58. С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 2000. -201 с. 81 .Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Академия, 1998. -156 с.
  59. С.А., Князева O.A., Шукшина С. Е. Мой организм: Методические рекомендации. М.: Гуманитарный издательский цент Владос, 2001.-96 с.
  60. С.А. «Я-Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М.: Гуманитарный издательский цент Владос, 2001.-31 с.
  61. Т.С. Воспитатель детского сада. Каким он должен быть //Дошкольное воспитание, 1990, № 3. С. 5−7, 103.
  62. Н.В. Педагогический колледж в системе непрерывного образования //Опыт и перспективы развития учебно-научного-педагогического комплекса. Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 1992. -С. 63−65.
  63. Коробейников Н. К, Михеев A.A., Николенко И. Г. Физическое воспитание. -М.: Высшая школа, 1984. -336 с.
  64. В.В. Подготовка будущих преподавателей физического воспитания к организации спортивно-массовой работы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. —18 с.
  65. O.A. Педагогические условия формирования представлений об органах чувств человека у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд.пед. наук. -М., 2001.-21 с.
  66. JI.H. Педагогическая система формирования двигательныхумений и навыков детей дошкольного возраста. Автореф. дисс.канд. пед.наук. Саратов, 1998. -21 с.
  67. Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения //Вопросы психологии, 1973, № 2. -С. 51−59.
  68. В.Т. Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики: (по материалам психологии детей дошкольного возраста): Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. -24 с.
  69. В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-296 с.
  70. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя в формировании его личности. Л.: ЛГУ им A.A. Жданова, 1967. — J 83 с.
  71. Н.В. Проблемы профподготовки специалистов в ВУЗах //Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. М., 1970.-С. 47−62.
  72. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ им A.A. Жданова, 1970. -114 с.
  73. Ш. Х. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов в условиях педкол-леджа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алматы, 1995. -20 с.
  74. Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб., ИК «Комплект», 1997. -496 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  76. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. -318 с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд.-во Моск. уни-та, 1981.-584 с.
  78. П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1951. -T.l. -М., 1951- Т.2-М.: АПН РСФСР, 1952.-312 с.
  79. Л.Н. Образование взрослых в общецивилизованном контексте //Образование взрослых: теория и практика. Вып. 1. СПб.: Институт образования взрослых, 1995. -С. 17−21.
  80. В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. — Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1973. -28 с.
  81. Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет). Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Омск, 1988. -19 с.
  82. М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 1997. -88 с.
  83. М.И. На пути к рынку //Среднее специальное образование, 1995, № 5.-С. 5−8.
  84. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения //Советская педагогика, 1990, № 7. -С. 17−22.
  85. Л.Г., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М., 1989. -40 с.
  86. З.И. Содержание и методика подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания к работе по физической культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1979. -22 с.
  87. З.И. Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов педагогического факультета //Дошкольное воспитание, 1973, № 8.-С. 81.
  88. З.И. Каким быть руководителю физического воспитания //Дошкольное воспитание, 1993, № 8. -С. 73.
  89. H.A. Воспитывать физические качества //Дошкольное воспитание, 1980, № 12.-С. 36.
  90. H.A. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. СПб.: Образование, 1993. -30 с.
  91. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы (Методическое пособие) /Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М.: Промедэк, 1993. -163 с.
  92. Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986.-304 с.
  93. Т.И. Родителям о физическом воспитании детей. М.: Просвещение, 1961.-40 с.
  94. Т.И. Повышение эффективности занятий по физической культуре //Совершенствование форм и методов воспитания и обучения детей на занятиях в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов. М., 1982. -С. 26.
  95. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX в. начала XX в.) /Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: Педагогика, 1991. -48 с.
  96. M.JI. Психолого-педагогическая подготовка воспитателя детского сада в педучилище: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Тбилиси, 1990.-32 с.
  97. Ф.Г. Педагогическое образование В России: Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. -215 с.
  98. Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1984.-16 с.
  99. С.А. Растите малышей здоровыми: Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет. М.: Советский спорт, 1989. -46 с.
  100. Н.В. Обучение основным движениям в подвижных играх детей 6−7 года жизни: Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1972. -16 с.
  101. В.П. Формирование профессиональной направленности личности студента колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. —24 с.
  102. Л.Н. Формирование навыков катания на коньках у детей 6−7 лет в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. -15 с.
  103. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  104. С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: АН СССР, Институт философии, 1957. -328 с.
  105. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
  106. В.Г. Пути совершенствования коррекционно-педагогической подготовки студентов в условиях педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. -16 с.
  107. Е.С. Как помощь дошкольнику найти свое место в мире людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. -56 с.
  108. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского сада: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1979. -16 с.
  109. Л.Г., Розина Н. М., Ермакович С. П., Назаренко Б. Н. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования //Специалист, 1993, № 10. -С. 36−88.
  110. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя дошкольного учреждения //Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля. М., 1982. -С. 82−92.
  111. Л.Г. О профессиональных умений и навыков //Дошкольное воспитание, 1976, № 10. -С. 65−68.
  112. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности техника в учебном процессе //Активность личности в обучении: Психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов НИИ проблем высшей школы.-М., 1986.-С. 101−105.
  113. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе //Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов — М.: МПТИ им В. И. Ленина, 1986.-С. 132−140.
  114. Л.Г., Ненашева Л. А., Ломакина Т. Ю. Опыт разработки словаря терминов среднего профессионального образования. — М., 1992. —40 с.
  115. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях.: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1991. -31 с.
  116. Л.Г., Байзенко В. И., Васильева C.B., Городничева Г. Г. Колледж как вид среднего специального учебного заведения //Проблемы средней специальной школы: обзор информации /НИИВО- Вып. 1. — М., 1994. -44 с.
  117. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки //Проблемы непрерывного образования: обзор информации /НИИВО- Вып. 1. М., 1993. -28 с.
  118. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2001. -272 с.
  119. П.В. Мотивационный мозг.: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии М.: Наука, 1987. —266 с.
  120. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. —160 с.
  121. В.А., Мажар И. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Прометей, 1991.-141 с.
  122. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. докт. пед.наук. -М., 1977.-28 с.
  123. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Магистр, 1994, № 6. -С. 2−7.
  124. A.JI. История развития среднего специального педагогического образования в России. М.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подготовки специалистов, 1993. —50 с.
  125. А.Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России.: Монография М.: Комитет по профессиональному образованию и переподготовке населения, 2000. —92 с.
  126. H.H. Подготовка воспитателей—исследователей для дошкольных учреждений в педагогическом колледже: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996.-16 с.
  127. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.:Академия, 2001. -368 с.
  128. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитанибе, 1996, № 6. -С. 2−14.
  129. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков //Школа здоровья, 1997, № 1. -Т. 4. -С. 8.
  130. Тестовые задания по дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей» /Сост. Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. М.: НМЦ СПО, 1998.-72 с.
  131. Е.А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976.-23 с.
  132. Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1986. -79 с.
  133. Типовое положение о образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001, № 160.
  134. Тонкова Ямпольская Р. В., Черток ТЛ. Ради здоровья детей: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  135. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  136. Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. -334 с.
  137. К.Д. Собрание сочинений. Педагогические статьи 1857−1861. Т.2 М.: АПН РСФСР, Институт теории и истории педагогики, 1958. -655 с.
  138. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. сочинен в 2-х т. Т.1. М.: АПН РСФСР, 1976. -С. 237, 247, 260−261.
  139. В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методика её воспитания в условиях детского сада. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1977. -19 с.
  140. Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов музыки в условиях педагогических училищ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1991. -19 с.
  141. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Краснодар, 1998. -50 с.
  142. Ю.К. Подготовка кадров по дошкольному физическому воспитанию //Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной научно-практической конференции. Т. IV., 4.1. Ростов-на-Дону, 1995. -С. 27−32.
  143. Ю.К., Баландин В. А., Курдюмов Б. Ф., Яцык В. З., Банникова Т. А. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста //Теория и практика физической культуры, 1997, № 6. -С. 3−8.
  144. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. -319 с.
  145. Д.В. О формировании двигательных навыков детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1954. -13 с.
  146. В.Н., Ермак H.H., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. М.: Академия, 1996. -192 с.
  147. С.Е. Педагогические основы формирвоания у детей 5 — 6 лет элементарных представлений о человеческом организме: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саранск, 1998. -22 с.
  148. А.И. Вопросы методики психологического наблюдения и анализа урока. JL: JlTllH им А. И. Герцена, 1962. -76 с.
  149. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. — Л. — М.: Просвещение, 1967. -266 с.
  150. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1968.-35 с.
  151. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя //Психология труда и личности учителя. — Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1976. -С. 3−29.
  152. А.И. О подготовке студентов — будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов. Психология труда и личности учителя. Вып. 2. Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1977. -С. 124−131.
  153. В.П. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет /Под ред. Л. Б. Кофмана. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. —112 с.
  154. Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. -358 с.
  155. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
  156. Г. П. Физиологическое обоснование допустимых физических нагрузок у детей дошкольного возраста (4 — 5 лет) //Физическая культура и здоровье детей и подростков.: Сборник статей ./Под ред. И. А. Крячко — М.: Медицина, 1966.-368 с.
  157. В.И. Концепции педагогического образования специалистов дошкольного образования. Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы за 1979 г. Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1979. -С.23−43.
  158. В.И. Педагогическая практика студентов и пути её совершенствования //Совершенствование специалистов дошкольного воспитания. -М., 1979. -С. 23−43.
  159. В.И. Развитие профессионально-педагогических умений у студентов факультетов дошкольного возраста. Материалы сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1991 г. М., 1992. -С. 181−182.т
Заполнить форму текущей работой