Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление процессами контактного взаимодействия элементов трибосопряжений машин и технологических систем путем применения активных сред

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Fullerenes and Atomic Clasters", 4 Biennial International Workshop in RussiaIWFAC*99 (1999, St. Petersburg, Russia) — международном симпозиуме по транспортной триботехнике «Триботехника на транспорте» — «Транстрибо— 2001, 2002» (г. С.-Петербург, СПбГТУ, 2001, 2002) — международной научно-практической конференции «Качество поверхностного слоя деталей машин» (г. С.-Петербург, 2003) — международной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕНИИ И КОНТАКТНЫХ ПРОЦЕССАХ В ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯХ
    • 1. 1. Квазистатическая теория трения
    • 1. 2. Трение при наличии граничного слоя смазочного материала
    • 1. 3. Динамические характеристики трения
    • 1. 4. Процесс контактного взаимодействия при трении как сложная система
    • 1. 5. Способы влияния на процессы трения и износа, основанные на * учете явлений структурной приспосабливаемости и совместимости контактирующих поверхностей трибосопряжений
    • 1. 6. Методы динамического моделирования контаткных взаимодействий в элементах трибосопоряжений технологических систем при механической лезвийной обработке
    • 1. 7. Параметры качества поверхностного слоя деталей трибо-сопряжения при нормальном трении
    • 1. 8. Цель и задачи исследования
  • 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ТРЕНИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ
    • 2. 1. Управление и оптимизация параметров процессов, происходящих в трибосистеме. Способы их осуществления

    2.2. Общин подход при составлении схемы для определения основ-^ ных эксплуатационных параметров качества трибосистемы с целью повышения ее эффективности. ir 2.3. Основные моменты деформирования и разрушения металлов в процессе трения при резании.

    2.4. Физические основы моделирования стружкообразования в процессе разрушения единичным микровыступом.

    2.5. Реологическое представление контактных взаимодействий поверхностей при отсутствии смазочного материала в зоне трения.

    2.6. Реологическое представление контактных взаимодействий поверхностей при наличие активных сред в зоне трения.

    2.7. Результаты и

    выводы по главе. $ 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНТАКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИЯ В СИСТЕМАХ МАЛОЙ РАЗМЕРНОСТИ НА ОСНОВЕ НЕЛИНЕЙНОГО ПОДХОДА.

    3.1. Математическая модель трибосопряжения.

    3.2. Моделирование условий фазовых переходов в процессе разрушения триботехнических материалов микрорезанием при трении

    3.3. Определение основных характеристик, описывающих условия контактного взаимодействия в процессе трения и разрушения триботехнических материалов при сухом трении.

    3.4. Определение характеристик, описывающих основные реологические и теплофизические характеристики активных смазочных сред.

    3.5. Применение основных положений теории чувствительности для решения задач управления трибосопряжениями.

    3.6. Результаты и

    выводы по главе.

    4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ, ПРОТЕКАЮЩИМИ В ТРИ* БОСОПРЯЖЕНИИ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ

    4.1. Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к антифрикционным препаратам.

    4.2. Основные характеристики присадок и антифрикционных препаратов, входящих в состав СМ трибосопряжений двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

    4.3. Применение геомодификаторов трения на основе серпентинитов для решения триботехнических задач.

    4.4. Применение наномодификаторов карбонной группы (фуллеро-идных наномодификаторов) для решения триботехнических за$ дач.

    4.4.1 Общее состояние проблемы получения и использования фулле-роидных наномодификаторов.

    4.4.2 Применение теории фракталов при решении триботехнических задач с использованием фуллероидных наномодификаторов.

    4.4.3 Механизм работы углеродных фуллероидных наномодификаторов в трибосопряжениях.

    4.5 Триботехнические испытания смазочных материалов, содержащих антифрикционные препараты, на машинах трения.

    4.6 Исследование влияния антифрикционных препаратов в пластичных смазках на изменение основных параметров трения, микротвердости и реологических свойств смазок.

    4.7 Исследования структурных изменений поверхностных слоев стальных образцов под действием антифрикционных препаратов.

    4.8 Результаты и

    выводы по главе.

    5. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЯ И СОСТОЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИ ТРЕНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ

    5.1. Обобщенная модель качества состояния контактирующей поверхностей деталей пар трения.

    5.2. Экспериментальное обоснование разработанных методов и средств триботехнических испытаний и контроля показателей качества.

    5.2.1. Триботехнические стенды для натурного моделирования контактного взаимодействия в процессе трения.

    5.2.2. Измерительно-вычислительные комплексы контроля показателей качества поверхностного слоя деталей пар трения.

    5.2.3. Динамические стенды для натурного моделирования контактных взаимодействий в процессе трения.

    5.2.4 ИВК ПИРСП для изучения реологических свойств полимеров, жидких и пластичных смазочных материалов.

    5.3 Применение активных препаратов для создания СОТС и материалов, обладающих новыми триботехническими свойствами.

    5.3.1. Испытания масляных СОТС, содержащих наномодификаторы карбонной группы.

    5.3.2. Натурные испытания геомодификаторов трения к жидким смазочным материалам на токарно-винторезном станке.

    5.4 Результаты и

    выводы по главе.

    ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И

    ВЫВОДЫ.

Управление процессами контактного взаимодействия элементов трибосопряжений машин и технологических систем путем применения активных сред (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы, связанные с изучением процессов трения и износа в сопряжениях механизмов и машин, до настоящего времени остаются одними из наиболее актуальных. Указанное связано с невозможностью компенсации последствий проявления трения и износа трибосопряжений известными способами, что приводит к потере работоспособности и снижению эффективности работы машины. Особенно актуально решение данной проблемы для дорогостоящих, сложных технологических и энергетических машин и агрегатов. Трибосопряжения, образуемые взаимодействующими элементами звеньев механических систем энергетических, транспортных и технологических машин, рассматриваются как сложные системы, требующие для исследования и выработки научно обоснованных рекомендаций системного подхода [19].

Механические системы современных машин включают, различные механизмы, образованные телами, предназначенными для преобразования движения одного или нескольких тел от источника энергии к исполнительным органам. Входящие в состав механизмов звенья соединяются кинематическими парами, образующие кинематическую цепь. Относительное движение элементов кинематических пар сопровождается процессами трения. Наличие трения в кинематических парах определяет в большинстве случаев эксплуатационные показатели отдельных механизмов и машин в целом, в частности, энергетические показатели, показатели долговечности, динамические показатели и пр. Многообразие явлений, сопровождающих процесс трения в различных трибосопряжениях, определяет сложность исследований и разработки на их основе эффективных методов решения инженерных задач, включая задачи оптимизации параметров и управления процессами трения.

При проектировании машин и механизмов перед инженерами возникает множество задач, непосредственно связанных с трением и износом сопряжений. Существуют механизмы, в которых необходимо решать задачу фрикционного контакта с заданными свойствами, например, тормозные устройства, резьбовые соединения, в технологических процессах механической обработки давлением и резанием. Известны механизмы, в которых приходится обеспечивать передачу механической энергии бесконтактными способами, исключая трение в подвижных соединениях. В качестве примера отметим установки криогенного и химического технологического оборудования, в которых рабочие процессы связаны с перемешиванием и перемещением химически активных веществ. В этих случаях необходимо отделить двигатель или передаточный механизм от исполнительного комплекса с помощью бесконтактных герметизирующих устройств [39]. Существует достаточно большая группа механизмов, в которых необходимо решать задачи передачи движения посредством сил трения, например, механизмы с гибкими связями [72]. Механизмы с гибкими связями могут использоваться не только как функциональные для передачи движения в приводах различных машин, но и использоваться как транспортные устройства в технологических процессах. К подобного рода технологическим устройствам предъявляются особые требования, которые связанны со стабилизацией трения в месте контакта ленты с ведущим и поддерживающим роликами.

Эффективным способом обеспечения требуемых эксплуатационных показателей работы трибосопряжения в течение заданного срока службы являются определение и оптимизация показателей, отображающих эксплуатационное качество на этапах: синтеза (проектирования), изготовления, испытания, а также на этапе нормальной эксплуатации и в экстремальных режимах, при диагностике и мониторинге технического состояния трибосопряжений отдельных механизмов и машины в целом.

Процесс, протекающий в трибосопряжениях машин и механизмов, в элементах технологических систем является многоплановым. В настоящее время существует несколько подходов к решению проблем, связанных с явлениями при взаимодействии контактирующих тел:

— с одной стороны, известны методы математического моделирования процессов трения на основе дифференциальных и интегральных уравнений, описывающих контактные деформации и учитывающих гидродинамические процессы на основе механики сплошной среды. Этот подход позволяет качественно оценить процессы происходящие в зоне трения;

— с другой стороны, в инженерной практике используются эмпирические методы, которые основаны на условиях регистрации конкретных экспериментальных данных для сопряжений в заданных условиях, но не позволяет экстраполировать полученные результаты на другие, даже близкие, ситуации и условия работы трибосопряжений. Например, результаты, полученные на призматических образцах с малой площадью контакта, не позволяют уверенно перейти на направляющие металлорежущих станков со значительной контактной площадью;

— кроме того, при реальных деформациях контактирующих тел возникает глобальная задача — масштабирования и влияния промежуточной среды на контактные явления при трении и связанное с этим установление возможности управления этими процессами с целью обеспечения требуемых показателей. При этом могут рассматриваться различные эффекты, проявляющиеся на поверхностях раздела контактирующих тел. Целесообразно выделить результаты данных исследований на чистых материалах и средах, и использовать их при решении прикладных инженерных задач применительно к реальным конструкционным и триботехническим материалам. Данные, полученные на качественном уровне, и особенности проявления свойств среды в контакте необходимы для использования в разработке обоснованных рекомендаций при проектировании трибосопряжений- - наличие среды на поверхностях трения необходимо рассматривать не в виде инертной прокладки (в виде третьего тела), которое только в количественном отношении изменяют условия взаимодействия, а рассматривать среду как активный компонент, который посредством своих физико-химических характеристик может существенно влиять на условия трения. Необходимо также отметить, что процесс трения к настоящему времени является достаточно широко изученным. Разработан ряд моделей трения в контакте твердых тел и соответствующих подходов в их исследовании. Однако возможность применения этих моделей трения для конкретных инженерных расчетов весьма ограничена, поскольку требует учета специфических условий работы узла. Сложности в разработке адекватных моделей, прежде всего, обусловлены многоплановостью проявления процесса трения и изнашивания, необходимостью учета значительного количества факторов, предъявляемыми требованиями оптимизации процесса трения относительно многих критериев. Поэтому для постановки и решения задач необходимо разработать комплексный подход, основанный на положениях теории, определяющей ключевые характеристики рассматриваемого процесса. Кроме того, обычно оказывается необходимым введение в используемые зависимости эмпирически полученных корректирующих коэффициентов, учитывающих отличия моделируемых процессов от реально осуществляемых. Такой подход, используя достижения существующих теорий, описывающих отдельные аспекты процесса трения и изнашивания, позволит с достаточной полнотой отобразить в задачах синтеза разнообразные критерии, применением которых можно определить необходимые технические параметры, гарантирующие работоспособность узлов трения.

Объект нсслсдопппня. Объектом исследования в диссертации являются трибосопряжения широкого класса, работающие в условиях отсутствия смазочного материала (сухое трение) или при ограниченном доступе смазочного материала в зоне трения (граничное трение), работа которых удовлетворяет заданным эксплуатационным критериям качества в течение регламентированного срока службы изделия. Для достижения требуемых критериев качества необходима разработка многоуровневых моделей, которые с достаточной полнотой позволят отразить особенности работы проектируемого трибосопряжения машины, а также, в случае необходимости, внести в процессе эксплуатации необходимые изменения условий трибоконтакта за счет введения активных сред.

Таким образом, исследуются важнейшие аспекты проблемы управления процессом контактного взаимодействия пар сухого и граничного Л' трения, решение которой позволит улучшить работоспособность и обеспечить надежность работы трибосопряжений машин и технологических систем.

Целыо днссертпииоиион работы. Основной целыо исследований является повышение эффективности работы трибосопряжений за счет создания комплекса динамических моделей в качестве основы для расчета и управления параметрами процессов трения и износа, определяющих работоспособность трибосопряжения, посредством учета активных сред на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации элементов узла трения.

Достижение поставленной цели обеспечено решением следующих частных задач:

— обоснование и выбор критериев, определяющих динамические характеристики трибосопряжения при наличии активных сред;

— построение математических моделей трибосопряжений в качестве основы для решения задачи оптимизации динамических параметров качества;

— формирование алгоритмов и законов управления процессами в трибосопряжениях, обеспечивающих достижение требуемых параметров качества технологических систем и трибосопряжений;

— разработка системы комплексной диагностики эксплуатационных параметров качества поверхностного слоя элементов трибосопряжений машин и технологических систем при условии влияния активных сред.

Методы исследовании. В работе использованы основные положения динамики трибосопряжений и технологических систем для различных видов трения, основные положения теории трения и изнашивания конструкционных материалов, принципы прикладной механики, методы теории автоматического управления, методы системного анализа, оптимизации динамических параметров трибосистем, развитые в задачи мониторинга и диагностики. Трибосопряжения, состоящие из взаимодействующих элементов энергетических, транспортных и технологических машин при наличии активных сред рассматриваются как сложная система, требующая для своего исследования и выработки рекомендаций на базе системного подхода. В основе исследования полагается оценка динамических явлений, с анализом степени их влияния на эксплуатационные характеристики. Методы исследования, оценивающие влияние динамических параметров на показатели качества работы трибосопряжения, оптимизация динамических параметров связаны с задачей математического моделирования трибосопряжения.

Научная новизна. Научная новизна результатов исследований заключается в следующем:

— предложена и обоснована единая концепция обеспечения работоспособности трибосопряжений, как научно-техническая проблема, решаемая в ходе оптимизации динамических параметров трибосистем и диагностики технического состояния;

— исследован и описан механизм оценки влияния параметров трибосистем на показатели динамического качества на основе применения метода структурирования;

— разработан обобщенный векторный критерий качества состояния поверхностного слоя деталей трибосопряжения, отображающий с доступной полнотой совокупность требований: по точности размеров и формы деталей трибосопряженияпо достигнутой шероховатости на основе параметрических оценокпо уровню основных параметров напряженно — деформированного слоя с учетом технологической и эксплуатационной наследственности;

— предложены методы управления параметрами процесса трения и износа трибосистем на основе диагностики параметров качества и точности;

— предложен системный подход и эффективный метод исследования динамических характеристик станков с напрявляющими скольжения у в переходных режимах, что позволило определить влияние активных антифрикционных модификаторов к жидким смазочным материалам на показатели динамического качества;

— разработан новый экспресс-метод определения физико-механических характеристик поверхностного слоя деталей трибосопряжений на основе измерения микротвердости, используемый при построении динамических моделей процесса трения и изнашивания;

— разработаны методы комплексной оценки свойств поверхностного слоя пар трения, основанные на использовании специальной аппаратуры и новых измерительно-вычислительных комплексов (ИВ10;

— выдвинут и обоснован принцип действия активных наномодификаторов карбонной группы фуллероидных материалов на проектируемые антифрикционные материалы, смазочные материалы и покрытия с заданными триботехническими свойствами;

— предложен применительно к трибосопряжениям метод модификации материалами фуллероидной группы как материалов триботехнического назначения, покрытий, так и смазочных материалов {СМ) и технологических смазочных сред (СОТС).

Практическая ценность работы заключается в следующем:

— разработаны методики и алгоритм решения задачи синтеза трибосистем при удовлетворении критериев качества в стационарном и переходных режимах работы трибосопряжения;

— предложена методика расчетов, алгоритм и программная реализация диагностики технического состояния трибосистемы, определяющего влияние активной среды на параметры качества, а также показатели трения и износа трибосопряжения;

— разработана методика многоуровнего контроля состояния модифицируемых антифрикционных материалов и смазок наномодификаторами карбонной группы фуллероидными материалами, на всех этапах изготовления и испытаний;

— на уровне изобретения разработаны новые антифрикционные и смазочные материалы, а также конструкции, позволяющие снизить износ, изменить условия трения, повысить надежность и увеличить долговечность трибосопряжений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены использованием фундаментальных положений физики твердого тела, теории трения, основных положений динамики механических систем, теории колебаний, построением корректных математических моделей исследуемых процессов трения, применением эффективных вычислительных методов и средств программного обеспечения для ПЭВМ. Научные положения и выводы, полученные аналитически, подтверждены экспериментально и положительными результатами применения в производственных условиях. Достоверность полученных результатов исследования контактных взаимодействий трибосопряжений подтверждена удовлетворительным соответствием результатов с основополагающими решениями, полученными в работах по процессам трения в трибосопряжениях и технологических системах механической лезвийной обработки.

Основные положения, представленные к защите:

— единая концепция обеспечения качества работы трибосопряжения при наличие активной среды — как сложной многофакторной системы;

— математические модели и методика исследования динамики трибосистемы, разработанные на основе иерархического подхода;

— эффективный метод построения целевой функции оптимизации параметров качества поверхностного слоя и параметров трения рассматриваемых трибосопряжений при решении задачи оптимизации;

— результаты теоретических и экспериментальных исследований динамических параметров трибосистемы и эксплуатационных характеристик качества работы трибосопряжения;

— методики измерений, принцип действия и конструкции модернизированных триботехнических стендов и ИВК для оценки параметров напряженно-деформированного состояния поверхностного слоя деталей пар трения;

— система комплексного мониторинга параметров качества и диагностики состояния поверхностного слоя пар трения как инструмент управления трением и износом деталей трибосопряжения;

— выдвинутая и экспериментально обоснованная модель действия активных наномодификаторов карбонной группы фуллероидных материалов на проектируемые антифрикционные материалы, смазочные материалы и покрытия с заданными триботехническими свойствами.

Личный вклад автора. В диссертации изложены результаты многолетних исследований, полученные автором самостоятельно, а также совместно с сотрудниками ГОУ ВПО ПИМАШ — Д. В. Васильковым, В.А. НикитинымГОУ ВПО СПбГПУ — С. Г. Чулкиным, АЛО. ШабановымФГУП ЦНИИКМ «Прометей» — В. Е. Бахаревой, И. Ю. Абозиным, М. А. Герцыком.

При этом лично автору принадлежат:

— обоснование направления исследований, постановка задач, разработка методологии исследованийпланирование и проведение экспериментальных исследований, связанных с триботехническими испытаниями на стендах и комплексной оценкой параметров качества на приборах и измерительно-вычислительных комплексах;

— разработка нового экспресс — метода определения физико-механических характеристик поверхностного слоя деталей и покрытий пар трения методом вдавливания алмазного индентора;

— разработка модели для оценки комплексного влияния антифрикционных наномодификаторов карбонной группы на проектируемые аннтифрикционные материалы, смазочные материалы и покрытия;

— обобщение экспериментальных исследований, построение на их основе математических моделей, и установление основных закономерностей исследуемых процессов;

— разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий в промышленности и на транспорте па основе наномодификаторов карбонной группы фуллероидных материалов.

Реализаиия результатов работы. Предложенные методы комплексной оценки основных эксплуатационных параметров качества трибосопряжений и методы проектирования конструкционных, смазочных материалов, покрытий триботехнического назначения и СОТС нашли применение:

— в энергетическом машиностроении, судостроении и станкостроении при проектировании индивидуальных ответственных пар трения «метал — композиционный материал» (ОАО Концерн «Силовые машины» ЛМЗ, ФГУП ЦНИИКМ «Прометей», ОАО «Санкт Петербургский Завод прецизионного станкостроения»);

— в машиностроении на операциях механической обработки, при разработке новых масляных СОТС и СОТС на водной основе, содержащих наномодификаторы карбонной группы фуллероидные материалы (ОАО Концерн «Силовые машины» ЛМЗ, ЗАО Завод «Композит»);

— в машиностроении при оценке основных эксплуатационных характеристик поверхностей деталей, подвергающихся различным видам изнашивания после механической обработки — детали судовых дизелей (ОАО «Звезда»), турбинных лопаток последних ступений, выполненных из титановых сплавов после механической обработки и методом ионной имплантации (ОАО Концерн «Силовые машины» ЛМЗ), обработки методом пластического деформирования — детали трубки паронагревателя (ОАО Концерн «Силовые машины» ЛМЗ);

— при отработке технологий применения антифрикционных препаратов к жидким смазочным материалам двигателей внутреннего сгорания на этапах триботехнических и стендовых испытаний (ГОУ ВПО СПбГПУ, кафедра ДВС, ФГУП ВНИИЖТ г. Москва, ФГУП ВНИКТИ г. Коломна);

— на железнодорожном и автомобильном транспорте при разработке новых жидких и пластичных смазочных материалов (ФГУП Русэкотранс).

Материалы диссертации внедрены в учебный процесс и использованы при подготовке дисциплин на технологическом факультете ГОУ ВПО ПИМАШ, таких, как:

1. «Триботехника» — по разделу «Применение модификаторов и антифрикционных препаратов для создания триботехнических материалов с особыми свойствами», «Влияние динамических параметров трибосистемы на параметры трения и износа».

2. «Динамика технологических систем» — по разделу «Влияние динамических параметров технологической системы на производительность, точность и качество обработанных заготовок».

3. «Взаимозаменяемость и стандартизация» и «Метрология» — по разделу «Методы и средства контроля параметров точности и качества».

4. «Основы технологии машиностроения» — по разделу «Влияние параметров точности и качества на основные эксплуатационные характеристики пар трения «.

5. «Резание и режущий инструмент» — по разделу «Износ и стойкость режущего инструмента. Методы повышения обрабатывемости конструкционных материалов и износостойкости режущего инструмента».

АироПаиия работы. Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались в период с 1987 г. по 2004 г. на ряде научнотехнических конференций, симпозиумов, на совещаниях и семинарах: ЛДНТП (г. Ленинград, 1990;1991) — Дом ученых им. М. Горького РАН (г. С. Петербург, 1992;1993) — ИГТА (г. Иваново, 1995) — ДНТП (г. С.-Петербург, 1991;1995) — международной конференции «Технология-96» (г. Новгород, НовГУ, 1996) — международной конференции «Ресурсои энергосберегающие технологии» (г. Одесса, УДЭНТЗ, 1995), Commercialization.

Advances in Large-Scale Production of CARBON NANOTUBES (April 22−23,.

1999, Washington, USA) — всероссийской научно-технической конференции.

Повышение эффективности механообработки на основе аналитического и экспериментального моделирования процессов" (г. Рыбинск, РГТА, 1999);

• th.

Fullerenes and Atomic Clasters", 4 Biennial International Workshop in RussiaIWFAC*99 (1999, St. Petersburg, Russia) — международном симпозиуме по транспортной триботехнике «Триботехника на транспорте" — «Транстрибо— 2001, 2002» (г. С.-Петербург, СПбГТУ, 2001, 2002) — международной научно-практической конференции «Качество поверхностного слоя деталей машин» (г. С.-Петербург, 2003) — международной научно-практической конференции «Автоматизация технологических процессов в машиностроении. Режущий инструмент и оснастка» (г. С.-Петербург, 2003) — международной научно-практической конференции «Технологии третьего тысячелетия» (г. С. Петербург, 2003) — международной научно-практической конференции, посвященной 300- летию Санкт-Петербурга: «Безопасность водного транспорта» (г. С.-Петербург, 2003) — на НТС: РОСКОММАШ (1994) — УМПО (г. Уфа, 1991) — ПО «Звезда» (г. С.-Петербург, 1995) — ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» (г. С.-Петербург, 2000;2001), ФГУП «Рособоронэкспорт» ДГУП «Гранитный» (г. Североморск, 2002) — на V съезде Российского Автотранспортного Союза и Расширенного заседания Совета Службы автомобильного и городского транспорта и транспортной инспекции Министерства Транспорта России (г. Москва, 2003) — ФГУП ПКБ ЦТ МПС (г. Москва, 2003) — ГУП Московский метрополитен (г. Москва, 2004) — ФГУП ВНИКТИ (г. Коломна, 2004).

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 76 печатных работы, в том числе б монографий, две брошюры, 5 публикаций в центральных и 14 отраслевых изданиях и журналах, а также в трудах Международных и Всероссийских конференций, 2 патента и положительное решение на патент, 6 учебно-методических пособий.

Структура и объем диссертпиии. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы из 241 наименования, содержит 335 страниц текста, включая 12 таблиц, 100 рисунков и двух приложений, обеспечивающих метрологическую поддержку разработанных аппаратных средств и подтверждающих внедрение результатов диссертационной работы на отраслевом и региональном уровнях.

14.Основные результаты исследований были внедрены и получили широкую апробацию в условиях действующего производства ОАО КОНЦЕРН «Силовые машины», ЛМЗ, Электросила, «Завод турбинных лопаток», ОАО «Звезда», ФГУП ЦНИИКМ «Прометей», ФГУП Русэкотранс, ФГУП ВНИКТИ, ФГУП ВНИИЖТ, ГОУ ВПО СПбГПУ и других организаций и предприятий РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антифрикционная композиция. Патент на изобретение РФ № 2 188 834, от 10.09.2002. (Рыбин В.В., Пономарев А. Н., Абозин Ю. В., Бахарева В. Е., Никитин В. А., Петров В. М., Малинок М.В.)
  2. А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963.-472 с.
  3. В.Н. Безразборное восстановление трущихся соединений автомобиля, (методы и средства).-М.:Астрель, 2002.-64 с.
  4. Г. М., Лаврентьев В. В. Трение и износ полимеров. М.: Химия, 1972.-240 с.
  5. И.Ш., Вейц В. Л. Синтез параметров механической системы машинного агрегата// Зубчатые и червячные передачи: Некоторыевопросы кинематики, динамики, расчеты и производство/ Под. Ред. Н. И. Колчина.-JT.: Машиностроение, 1974.- с.267−285.
  6. М.С. Рентгенографическое и элсктроннографическое исследование структур пленок поверхностно активных веществ, адсорбированных поверхностью деформированного алюминия: Дис. д-ра. техн. наук / ВАМИ. Л, 1954. 370 с.
  7. И.М., Виноградов Г. В., Леонов А. И. Ротационные приборы. -М.: Машиностроение, 1968.-С. 155−219.
  8. Ш. М. Пары трения металл-пластмасс в машинах и механизмах. -М.: Машиностроение, 1965.-311 с.
  9. Болотин В. В Статистические методы в строительной механике. -М.: Стройиздат, 1965.-280 с.
  10. В.В. Случайные колебания упругих систем.-М.: Наука, 1979.-336 с.
  11. В.И. Проблемы векторной оптимизации/ Исследование операций: методологические аспекты.- М.: Наука, 1972.- с.72−91.
  12. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностроение, 1968.-543 с.
  13. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка.- М.:Машгиз, 1960.-151 с.
  14. А., ХО Ю-ШИ. Прикладная теория оптимального управления/ Пер. с анг.- М.: Мир, 1972.- 544 с.
  15. Е.Р. Твердые смазочные материалы и антифрикционные покрытия / Пер. с анг.-М.:Химия, 1967.- 320 с.
  16. Н.П. Лекции по теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. -440 с.
  17. Н.А., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука, 1981.- 128 с.
  18. М.Л. Чувствительность и динамическая точность систем управления //Техническая кибернетика. 1964. № 6. — С. 24−28.
  19. МЛ. Основы динамической точности электрических и механических цепей.-М.: АН СССР, 1958,-158 с.
  20. В.А. Оптимизация микрогеометрии поверхностей деталей в приборостроении.- Л.: ЛИТМО, 1989.-100 с.
  21. В.А., Васильков Д. В., Воронин А.В, Могендович М. Р. Автоматизированная система непараметрической оценки микрогеометрии поверхности / Межвуз. Сб. науч.тр.Вып.2, — С-Пб.: СЗПИ, 1995. С.54−67.
  22. Д.В. Теория и практика обеспечения стабильности и качества механической обработки маложестких заготовок/ Машиностроение и автоматизация производста: Межвуз. Сборник. Вып З.-СПб.: СЗПИ, 1996.-С.54−76.
  23. Д.В. Теория и практика оптимизационного проектирования механической обработки маложестких заготовок: Дис. д-ра. техн. наук: 05.03.01/ГТУ. СПб., 1997. 426 с.
  24. Д.В., Роменская Т. В. Анализ чувствительности динамической системы механической обработки к изменению параметров/ Современное машиностроение. Сб. науч. труд, (приложение к журналу «Инструмент»). Вып. 1.-СПб.: Инструмент, 1997.-С.24−26.
  25. Д.В., Вейц В. Л., Лонцих П. А. Динамика технологической системы при обработке маложестких заготовок.- Иркутск: Иркут. Ун-та, 1994.-98 с.
  26. Д.В., Вейц В. Л., Шевченко B.C. Динамика технологических систем механической обработки. СПб.: ТОО «Ивентекс», 1997. — 230 с.
  27. Д.В., Петров В. М. Контроль состояния поверхностного слоя конструкционных материалов // Инструмент. 1996, № 2. — С. 28−29.
  28. Д.В., Петров В. М., Сенчило И. А. Влияние ионно вакуумной обработки на микрогеометрию рабочих поверхностей инструментов// Инструмент. — 1996. Кч4.- С.22−23
  29. Д.В., Петров В. М., Сеичило И. А. Комплексное исследование состояния поверхностного слоя инструментальных материалов при ионно вакуумной обработке/ Управление качеством финишных методов обработки. Сб. науч. Тр.- Пермь: ПГТУ, 1996.- С. 176−179.
  30. Вейлер.С.Я. В. И. Лихтман. Действие смазок при обработке металлов давлением.- М.: Изд-во АН СССР, I960.- 232 с.
  31. В.Л. Вопросы динамики машин: Дис. д-ра. техн. наук./ ЛПИ. Л., 1966. 330 с.
  32. В.Л. Динамика машинных агрегатов. Л.: Машиностроение, 1969. — 370 с.
  33. В.Л., Васильков Д. В. Определние параметров дискретной эквивалентной модели тонкостенного закрученного стержня// Вибротехника. Вильнус: Мокслас, 1990.№ 60 (3).-С.55−64.
  34. В.Л. Применение самотормозящихся передач в механизмах подачи станков. // Станки и инструмент.- 1958. № 7. С. 15−17.
  35. В.Л. Расчет механизмов подачи тяжелых станков на плавность и чувствительность перемещения // Станки и инструмент.- 1958. № 3. С. 3−7.
  36. В.Л., Ганзбург Л. Б., Петров В. М. Бесконтактные магнитные зубчатые редукторы. СПб.: СПбГПУ, 2004. — 292 с.
  37. В.Л., Доброславский В. Л., Панов Ф. С. Способ повышения надежности неподвижных фрикционных соединений деталей / а.с. № 165 040, БИ, М., 1964, 17.
  38. В.Л., Дондошанский В. К., Чиряев В. И. Вынужденные колебания в металлорежущих станках. М.: Машгиз, 1959. — 288 с.
  39. В.Л., Коловский М. З., Кочура А. Е. Динамика управляемых машинных агрегатов.- М.: Наука, 1984.-325 с.
  40. В.Л., Кочура А. Е. Динамика машинных агрегатов с двигателями внутреннего сгорания. -Л.: Машиностроение, 1976.- 384 с.
  41. B.JI., Кочура А. Е., Мартыненко A.M. Динамические расчеты приводов машин.-Л.: Машиностроение, 1971.-352 с.
  42. В.Л., Кочура А. Е., Федотов А. И. Колебательные системы машинных агрегатов.-Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1979.- 256 с.
  43. В.Л., Максаров В. В., Лонцих П. А. Динамические процессы, оценка и обеспечение качества технологических систем механичекой обработки.-Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001.-299с.
  44. В.Л., Максаров В. В. Лонцих П.А. Динамика и моделирование процессов резания при механической обработке. Иркутск: ИГИУВ, 2000.- 189 с.
  45. В.Л., Чиряев В. И. Некоторые вопросы расчетов механизмов подачи тяжелых металлорежущих станков на плавность и чувствительность перемещения // М.: ЭНИМС, 1958. 32 с.
  46. В.И. Физическая природа разрушения металлов. М.: Металлургия, 1984.- 280 с.
  47. И.И. О влиянии фазовых сдвигов на развитие квазилинейных фрикционных автоколебаний. Вильнюс: Вибротехника, 1970. -С. 2631.
  48. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков А. А. Избирательный перенос в узлах трення.-М.:Транспорт, 1969.-104 с.
  49. Д.Н. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса.-М.Машиностроение, 1977.- 214 с.
  50. Я.А. Методы кибернитической диагностики динамических систем.- Рига: Зинатие, 1967.-542 с.
  51. В.Ф. Динамика конструкции летательного аппарата. М.: Наука, 1969.-496 с.
  52. Ю.В., Петров В. М., Шабанов АЛО. Восстанавливающие антифрикционные препараты. М.: Русэкотранс, 2003. — 40 с.
  53. И.Г., Добычин М. Н. Контактные задачи в трибологии. М.: Машиностроение, 1988.-256 с.
  54. М.Л., Галактионов А. Е., Левит С. М. Методика ускоренных стендовых испытании на безотказность бензиновых двигателей легковых автомобилей// Двигателестроение,№ 1,1996.-С.54−56.
  55. А.П. Пластическое течение металлических соединений при совместном действии сдвига и нормального давления // Машиностроение.- 1955.№ 6.-С. 43−58.
  56. А.П. Трение между несмазанными материалами, теоретический анализ модели металлического соединения // Машиностроение. 1955. № 8.-С. 58−69.
  57. Д. Методы идентификации систем/ Пер. с англ. М.: Мир, 1979.302 с.
  58. A.M. Методы идентификации динамических объектов.- М.: Энергия, 1970.- 240 с.
  59. Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М.: Наука, 1970.-227 с.
  60. Н.Б., Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981.- 244 с.
  61. А.А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления.- Л.: Энергоиздат, 1982.-288 с.
  62. .В. Что такое трение. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 230 с.
  63. .В., Кротова Н. А. Адгезия.-М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1949.-244 с.
  64. .В., Кротова Н. А., Смилга В. П. Адгезия твердых тел.-М.: Наука, 1973.-280 с.
  65. .В., Пуш В.Э., Толстой Д. М. Теория скольжения твердых тел с периодическими остановками (фрикционные автоколебания 1-го рода) // Техническая физика, 1956, Т. 26, Вып. 6. С. 1329−1342.
  66. .В., Пуш В.Э., Толстой Д. М. Теория фрикционных автоколебаний с периодическими остановками // Труды III Всесоюзнойконференции по трению и износу машин, Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, I960. — С. 132−152.
  67. .В., Чураев Н. В., Муллер В. М. Поверхностные силы.-М.:Наука, 1987.-399 с.
  68. У., Меллор П. Б. Теория пластичности для инженеров. / Пер. с англ. А. Г. Овчинников.- М.: Машиностроение, 1979.- 567 с.
  69. Динамика и оптимизация механизмов с гибкими связями/ Вейц B. JL, Бейлин И. Ш., Меркин В. М., Петров В.М./ Под общ. ред. проф. B.JI. Вейца. СПб.: СПбГПУ, 2004. 378 с
  70. А.В. Новые направления в исследованиях фуллереиов// Успехи физических наук.-1995.т. 164.№ 9. С. 1007−1009.
  71. М.А., Сатель Э. А. Технологические способы повышения долговечности машин.-М.: Машиностроение, 1969.-400 с.
  72. Епифанов Г. И Трение как сопротивление сдвигу тонких поверхностных слоев твердых тел // ДАН СССР.- 1957. т.114. № 4. с. 327.
  73. Г. И. О двухчленном законе трения / Исследования по физике твердого тела. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 60−70.
  74. Г. И., Ребиндер П. А. Влияние поверхностно-активных сред на граничное трение и износ / Развитие теории трения и изнашивания. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 47−58.
  75. Г. И., Санжаровский М. Исследование естественной площади трения // Трение и износ, № 15, Изд-во АН СССР, 1962. С. 41−44.
  76. С.М., Никитин А. П., Загорянский Ю. А. Подшипник коленчатых валов тепловозных дизелей.-М.: Транспорт, 1981.-180 с.
  77. JI.M., Милованов А. В. Фрактальная топология и странная кинетика: от теории перколяции к проблемам космической электродинамики// Успехи физических наук.- 2004. Т.174.№ 8. С. 809 852.
  78. А.Д. Адгезия пыли и порошков. Изд.2-е, пер. и доп.-М.:Химия, 1976.-432 с.
  79. А.Д. Адгезие жидкости исмачивание. М.:Химия, 1974.-416 с.
  80. А.Д. Дезактивация.-М.: Атомиздат, 1975.-280 с.
  81. Н.Н. Вопросы механики процессов резания металлов. М.: Машгиз, 1956. — 367 с.
  82. Изнашивание полиуретанов при трении скольжения/ Державец Ю. А., Никитин В. А., Петров В. М. и др.// Межвузовский сборник. Проблемы машиноведения и машиностроения. Вып 21 СПб.: СЗПИ, 2000. — С.79−87.
  83. Имитационное моделирование производственных систем/ Под общ. Ред. Чл.-кор. АН СССР А. А. Вавилова.- М.: Машиностроение- Берлин: Техника, 1983.-416 с.
  84. Исследования в области поверхностных сил/Под ред. Дерягина Б. В. Сб. докл. III конференции по поверхностным силам. М.: Наука, 1967. — 543 с.
  85. Ишлинский АЛО. и Крагельский И. В. О скачках при трении// Ж-л Техническая физика.- 1944. Т. 14. вып. 5−6.-С. 276−283.
  86. Ишлинский АЛО. Теория сопротивления перекатыванию и смежных явлений / В кн. Трение и износ в машинах. 1-я Всероссийская конференция по трению и износу в машинах M.-JL: Изд-во АН СССР, 1940, Т.Н.-С. 255−264.
  87. Кайдановский H. J1. Природа механических автоколебаний, возникающих при сухом трении // Техническая физика.- 1949. Т. 19. Вып. 9. С. 985 996.
  88. Кайдановский H. JL, Хайкин С. Э. Механические релаксационные колебания//Техническая физика. 1933. Т. З. Вып.1. — С.91−109.
  89. Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы/ Пер. с англ.- М.: Мир, 1982.-216 с.
  90. Ко Р., Брокли С. Измерение трения и колебаний, вызванных силами трения// Проблемы трения и смазки. -М.: Мир, 1970. Вып. 4. С. 9−14.
  91. П.В. Метод точек чувствительности в исследовании и оптимизации линейных систем уравнения// Автоматика и телемеханика.-1964.№ 2.-С.32−47.
  92. К.С., Горчаков J1.M. Точность обработки и режимы резания.- М.: Машиностроение, 1976.- 144 с.
  93. А.Н. О логарифмически нормальном законе распределения размеров частиц при дроблении.-Докл.АН СССР, 1941, Т.31,№ 2,-С.99−101.
  94. Комплексные исследования состояния поверхностного слоя ответственных деталей машинных агрегатов / Васильков Д. В., ПетровB.М., Иванов С. Ю., Прима В.И.// Тяжелое машиностроение. -1998, № 3.C. 31−34.
  95. И.В. Влияние шероховатости поверхности на трение. М.: Изд-во АН СССР, 1947. — 247 с.
  96. И.В. О двучленном законе трения // ДАН СССР, 1961, т. 140, № 5,-С. 1048−1050.
  97. И.В. Трение и износ.- М.: Машгиз, 1967.- 400 с.
  98. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. — 480 с.
  99. И.В., Виноградов И. Э. Коэффициенты трения. М.: Машгиз, 1962.-220 с.
  100. М.Крагельский И. В., Некоторые понятия и определения, относящиеся к трению и изнашиванию. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 12 с.
  101. Г. Исследование сложных систем по частям (диакоптика)/ Пер. с англ.-М.:Наука, 1972.- 544 с.
  102. В.А. Динамика станков. М.: Машиностроение, 1967.-359 с.
  103. В.А. Динамические характеристики процесса сухого трения / Сухое трение. Рига: Изд-во АН Латв. ССР, 1961.-е. 37−41.
  104. В.А., Толстой Д. М. Трение и колебания // Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х т. / Под ред. И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — Т.2. — С. 11−22.
  105. А.А. Оптимальный синтез линейных электрических цепей. М.: Связь, 1969.- 292 с.
  106. Ле Суань Ань. Автоколебания при трении // Машиноведение.- 1973. № 2. С. 20−25.
  107. Ле Суань Ань. Механические релаксационные автоколебания // Механика твердого тела. 1973. № 2. — С. 47 — 50.
  108. Ле Суань Ань. Экспериментальное исследование механических автоколебаний при трении // Механика твердого тела.- 1972. № 4. С. 32−38.
  109. В.Л. Случайные процессы в электрических и механических системах.-М.: Физматгиз, 1958.-176 с.
  110. Г. А., Лурье Б. Г. Расчет направляющих механизма подач по характеристикам трения // Станки и инструмент. 1962. № 1. — С. 35−38.
  111. Г. А., Лурье Б. Г. Расчет гидростатических замкнутых направляющих // Станки и инструмент. 1963. № 10. — С. 28−34.
  112. Г. А., Лурье Б. Г. Совершенствование методов смазки направляющих механизма подач // Станки и инструмент. 1961. № 11. — С. 29−30.
  113. Г. А., Цырлин М. М., Лапидус А. С. Материалы, конструкции и системы смазки опор планшайб тяжелых карусельных станков. Расчет гидростатических незамкнутых направляющих // Станки и инструмент.-1963. № 10.-С. 34−40.
  114. Ю.С. Физическая химия наполненных полимеров,— М.: Химия, 1977.-304 с.
  115. В.Н., Михин Н. М., Мышкин Н. К. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении. — М.: Наука, 1979. -187 с.
  116. И.В., Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Физико-химическая механика металлов. М.: АН СССР, 1961.- 304 с.
  117. П. А. Методика и комплект программ расчета систем виброзащиты и стабилизации. Информационный листок о научно-технических достижениях ЦНТИ № 87−10, Серия 50.07.03., Иркутск, 1987.-С. 5−7.
  118. .Г. Коэффициенты трения материалов для направляющих станков // Станки и инструмент.- 1959. № 3. С. 17−19.
  119. В.В. Реологическое представление при моделировании стружкообразовапия в процессе резания. II Машиностроение и автоматизация производства. Межвуз. Сб. Вып.14. — СПб.: СЗПИ, 1999. — С.21−24.
  120. В.В. Теория и методы моделирования и управления процессом стружкообразовапия при лезвийной механической обработке Дис. док. техн. наук.:05.03.01/ Северо-Западный заочный политехнический институт. СПб., 1999. 337 с.
  121. В.В. Реологическое представление при моделировании стружкообразовапия в процессе резания// Машиностроение и автоматизация производства.Межвуз.сб.Вып.14.-СПб.: Изд-во СЗПИ, 1999.-С.21−24.
  122. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов.- М.: Наука, 1971.-227 с.
  123. Г. Г., Циммерман Г. Электронные цепи, сигналы и системы. М.: ИЛ, 1963.- 320 с.
  124. Метод испытания на микротвердость/ Под. ред. М. М. Хрущева.-М.: Наука, 1965.-264 с.
  125. Методы комплексного исследования реологических свойств полимерных систем. Виноградов Г. В., Малкин А. Я., Плотникова Е. И., и др. // Механика полимеров. 1997.№ 8. -С.-226−229.
  126. Н.М. Трение в условиях пластического контакта. М.: Наука, 1968. — 104 с.
  127. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.-488 с.
  128. Ю.Я., Рубашкин И. Б., Гольдин Я. Г. Взаимосвязные системы электропривода. Л.: Энергия, 1972.-200 с.
  129. Л.С., Мурашкин С. Л. Прикладная нелинейная механика станков. Л.: Машиностроение, 1977. — 192 с.
  130. Нелинейно оптический элемент для ограничения потоков электромагнитного излучения. Патент РФ.№ 2 238 577,20.10.2004, (Белоусов В.П., Белоусова И. М., Данилов О. Б., Никитин В. А. и др.)
  131. Г., Пригожин И. Познание сложного/ Пер. с англ.-М.: Мир, 1990.-344 с.
  132. Г., Пригожин И. Саморегуляция в неравновесных системах.-М.:Мир, 1979.-367 с.
  133. Н.А., Ульянов С. В. Статистическая динамика машиностроительных конструкций. М.: Машиностроение, 1977.-368 с.
  134. Новое в области испытания на микротвердость/ Под. Ред. М. М. Хрущев.-М.:Наука, 1974.-272 с.
  135. К.К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям (химмотологический словарь). Изд. 4-е. пер. и доп., М.: Химия, 1975.- 392с.
  136. Я.Г. Внутреннее трение при колебаниях упругих систем. М.: Физматгиз, I960.-193 с.
  137. А.А., Гайцгори В. Г. Декомпозиция, агрегатирование и приближенная оптимизация. М.: Наука, 1979.- 344 с.
  138. В.М., Васильков Д. В. Исследование упругопластических характеристик поверхностного слоя материалов методом микротвердости// Машиностроение и автоматизация производства: Межвуз. Сб. Вып 1.- СПб.: СЗПИ, 1996.- С.99−109.
  139. В.М. Перспективы использования СОТС для управления явлениями процесса резания и износом режущего лезвийного инструмента //Современное машиностроение: Сб. науч. труд. Вып.2. -СПб: ПИМАШ, 2000.- С. 194 200.
  140. В.М. Исследование износа лезвийного режущего инструмента при механической обработке композиционных материалов / Информатизация: Естествознание — техника — образование — культура. Вып.2. СПб.: ЛАЭС, 2000. — С. 165 -177.
  141. В.М. Исследование механической лезвийной обработки композиционных углепластиков/ Доклад. II Международной конференции. «Технологии третьего тысячелетия», 23−25 мая, 2002. С-Петербург // Инструмент и технологии.- 2002. № 7−8. С. 244 -252.
  142. Полиэдральные многослойные углеродные наноструктуры фуллероидного типа. № 2 196 731,20.12.2003.(Пономарев А.Н., Никитин В.А.).
  143. В.М. Реологическая модель разрушения углепластиков при резании лезвийным инструментом// Вопросы материаловедения.- 2002. № 3(31).-С. 104−110.
  144. В.М. Возможность применения восстанавливающих антифрикционных препаратов в ремонтных технологиях /Современное машиностроение: Сборн. науч. трудов. Вып.5. С-Пб: ПИМАШ, 2003.-С. 191 — 194.
  145. В.М. Повышение эффективности обработки лезвийным инструментом на основе учета физико-механических характеристик материалов: Дис. канд. техн. наук.:05.03.01/ ПИМАШ. СПб. 1995. 224 с.
  146. В.М. Применение модификаторов в узлах машин для решения триботехнических задач. СПб.: СПбГПУ, 2004. — 282 с.
  147. В.М., Васильков Д. В. Исследование упруго-пластических характеристик поверхностного слоя материалов методов микротвердости // Межвуз. сб. научн. тр. Вып 1. СПб: СЗПИ, 1995. — С.99−109.
  148. В.М. Новый автоматизированный комплекс измерения микротвердости и других физико-механических параметров поверхностного слоя деталей машин/ Динамика виброактивных систем. Межвуз. сб.науч.тр Иркутск:. Иркутск, ун-та., 1994. — С.37−46.
  149. В.М. Триботехнические характеристики и обрабатываемость лезвийным инструментом композиционных углепластиков.- СПб.: СПбГПУ, 2004. 250 с.
  150. Н.П. Гидродинамическая теория смазки. М.: Изд-во АН СССР, 1948.-552 с.
  151. Поверхностная прочность материалов при трении/ Костецкий Б. И., Носовский И. Г., Караулов А. К. и др./ Под общ. ред. Костецкого Б. И. Киев.: Техшка, 1976.- 296 с.
  152. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса/ Под. ред. Д. Н. Гаркунова.- М.: Машиностроение, 1977.- 215 с.
  153. JI.И., Кузьмин В. Н., Дудко П. П. Повышение надежности трибосопряжений.-СПб.: МКС, 2001. 304 с.
  154. В.Н. Резание труднообрабатываемых материалов. М.: Высшая школа, 1974. — 587 с.
  155. .Т. Введение в оптимизацию.- М.:Наука, 1983.-384 с.
  156. Практическое руководство по управлению качеством/ Пер. с 4-го Японского издания С.И. Мышкиной- Под. Ред. В. И. Гостева.- М.: Машиностроение, 1980.-215 с.
  157. Приборы и комплексы контроля качества машин/ Васильков Д. В., Валетов В. А., Петров В. М. и др./ Под ред. Галасовой К. П. СПб.: АО НПЦ КОНТАКТ, 1995. — 18 с.
  158. Пуш В. Э. Малые перемещения в станках. М.: Машгиз, 1961. — 124 с.
  159. РТМ 44 -62. Методика статистической обработки эмпирических данных. — М.: Гостандарт, 1963. — 112 с.
  160. Н.С. Что такое идентификация? -М.: Наука, 1970.- 121 с.
  161. Н.С., Чадеев В. М. Построение моделей процессов производства.- М.: Энергия, 1975.- 374 с.
  162. . П.А. Избранные труды. Физико химическая механика. М.: Наука, 1979.384с.
  163. С.Ф., Ушкалов В. Ф., Яковлев В. П. Идентификация механических систем. Киев: Наукова думка, 1985.-216 с.
  164. Д.Н., Портман В. Т. Точность металлорежущих станков.- М.: Машиностроение,-1986.- 336 с.
  165. Л., Буавер М., Кобер Ж. Направленные графы и их приложение к электрическим цепям и машннам.-М.- Л: Энергия, 1964. 214 с.
  166. Е.Н., Юсупов P.M. Чувствительность систем управления.-М.: Наука, 1981.-464 с.
  167. А.Я. Проникание.- М.:Изд-во Москов. Универс., 1974.- 300 с.
  168. Сегмент подпятника. Патент на полезную модель РФ № 35 858 от 10.02.2004. (Ильин М.И., Петров В. М., Васильев А. С., Лукин С.А.)
  169. В.В. Подбор п применение пластичных смазок. М.: Химия, 1969.-376 с.
  170. В.В. Подбор и применение пластичных смазок. М.: Химия, 1974.-414 с.
  171. Синтез электромеханических приводов с цифровым управлением/ Веиц B. JL, Вербовой П. Ф., Больберг O.JI. и др. Киев: Наукова думка, 1981.232 с.
  172. Смазки. Сборник стандартов.-М.: Комитет стандартов, 1967.-512 с.
  173. Е. Простые и сложные колебательные системы/ Пер. с англ.- М.: Мир, 1971.- 557 с.
  174. Сборник стандартов «Смазка». -М.: Изд-во Стандартов, 1967.- 512 с.
  175. Словарь справочник по трению, износу и смазке деталей машин/ Под ред. Шведкова E. JL, Ровинский Д. Я., Зозуля В. Д., Браун Э. Д. — Киев: Наук, думка, 1979. — 187 с.
  176. Справочник по триботехнике. Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения/ Под. общ. ред. М. Хебды. М.: Машиностроение, 1990.- 412 с.
  177. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем.- М.: Высшая школа, 1985.-271 с.
  178. А. Г. Качество поверхностного слоя деталей машин.? М.: Машиностроение, 2000.- 320 с.2Ю.Тлустый И. Автоколебания в металлорежущих станках/ Пер. с чеш. М.: Машгиз, 1956.-395 с.
  179. Д.М. Скольжение жидкостей и дисперсионных систем по твердым поверхностям: Дис.док. техн. наук. / СТАНКИН. М. 1953. 330 с.
  180. Д.М., Каплан Р. Л. К вопросу о роли нормальных перемещений при внешнем трении / Новое в теории трения. М.: Наука, 1966. — С. 4259.
  181. Р., Вукобратович М. Общая теория чувствительности/ Пер. с сербск. М.: Сов. радио, 1972.-240 с.
  182. Э., Энг Ч., Кобаяши Ш. Механика пластических деформации при обработке металлов/ Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1969. -504с.
  183. П., Калман Р., Арбиб М. Очерки по математической теории систем/ Пер. с англ.-М.: Мир, 1971.-400 с.
  184. А.С. Формирование структуры и свойств углеграфитовых материалов.- М.: Металлургия, 1965.-288 с.
  185. В.М. Физические основы торможения разрушением.- М.: Металлургия, 1977. 359 с.
  186. Я.Б. Механические свойства металлов. Механические испытания. Конструкционная прочность. М.: Машиностроение, 1974.Т. 1 .-368 с.
  187. И.Р. Математическое моделирование систем. Автоматическое управление на судах.-Jl.: Судостроение, 1969.- 494 с.
  188. Я.И. Кинетическая теория жидкостей.-М.: АН СССР, 1945.-418с.
  189. П. Углеродные нанотрубы и родственные структуры. Новые материалы XXI века. -М.: Техносфера, 2003.-336 с.
  190. В.Э., Шмаков В. А. Исследование закономерностей трения скольжения в нестационарных режимах движения // Вибротехника.-1981, № 2(32).- С.97−106.
  191. В.Э., Шмаков В. А. Нестационарная характеристика трения скольжения в задачах динамики машин/ Нелинейные задачи динамики и прочности машин. По. Ред. В. Л. Вейца.-Л.:Изд-во Ленингр. Ун-та, 1983.-С. 152−175.
  192. М.М., Бабичев М. А. Исследование изнашивания металлов.-М.: Изд-во АН СССР, I960.- 260 с.
  193. М.М. Исследование приработки подшипниковых сплавов и цапф. Ин-т машиноведения. М.: Изд-во АН СССР, 1946.- 160 с.
  194. В.И. Декомпозиция в задачах большой размерности.-М.: Наука, 1981.-352 с.
  195. A.IO. Очерки современной автохимии. Мифы или реалыюсть?-СПб.: Иван Федоров, 2004.-216 с.
  196. X. Теория инженерного эксперимента/ Пер. с англ.-М.: Мир, 1972.381 с.
  197. М.Э., Шпилевский Э. М., Стельмах В.Ф. Фуллерены
Заполнить форму текущей работой