Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время в документах: — федерального и регионального уровней четко обозначились приоритетные направления? развития государственной, молодежной: политики. В настоящеевремя? во многих учебных заведениях Российской Федерации действуют органы: студенческогосамоуправлениякоторые-способствуют развитию самостоятельности студенчества в проявлении инициативысамоорганизации, выдвижению… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ЛИДЕРА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 1Л Исторические: предпосылки? возникновения и современные условия- развития студенческого самоуправления

1.2 Психолого-педагогические и. возрастные особенности формирования коммуникативных качеств лидера студенческого самоуправления

1.3 Понятия «имидж» и «речевой имидж» в психолого-педагогических, методических, лингвистических исследованиях

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)

2.1 Содержание констатирующего эксперимента

2.2 Определение уровня- теоретических знаний студентов в области культуры речи, понимания терминов «лидер- группы», «имидж», «культура речи», «речевой имидж лидера» (Эксперимент I)

2.3 Определение степени владения лидерами ССУ речевыми средствами? в* различных ситуациях речевого общения (формирование коммуникативно-целесообразной речи (Эксперимент, II) 95

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ЛИДЕРА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КУРСА «РЕЧЕВОЙ* ИМИДЖ ЛИДЕРА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» 113 ?

3.1 Концепция и программа курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления

3.2 Дидактические принципы и методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления

3.2.1 Виды занятий по формированию коммуникативных качеств речи

3.2.2 Развитие навыков публичного выступления

3.2.3 Развитие навыков эффективного общения для формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления

3.3 Анализ и оценка эффективности курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В настоящее время в экономической, социальной, образовательной сферах российского общества происходят: существенные изменения: Следствиемэтих изменений явилась модернизация высшего образования, которая поставила в центр внимания проблему формирования личности студента как активного и деятельного человека и гражданина. Различные отрасли народного хозяйства ждут сегодняшних студентов в качестве компетентных специалистов, проявляющих инициативу, творчество, лидерские качества. Это обстоятельство определяет как одну из актуальных задач нашего исследования — формирование у студентов коммуникативных и управленческих компетенций, входящих в состав ключевых компетенций современного специалиста.

В последнее время наиболее распространенной формой объединения учащейся молодёжи в вузе является' студенческое самоуправление (далее ССУ) — общественная организация студентов, аккумулирующая не только задачи обучения и воспитания, но и управления. ССУ объединяет наиболее активных и целеустремлённых студентов с ярко выраженными лидерскими качествами:

В процессе общения и взаимодействия, составляющих основу работылидеров ССУ, трудно переоценить значение речи как средства установления межличностного и группового контакта. Умение эффективно общаться обеспечивает «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптацииумение моделировать поведение в соответствии с задачами общения».1 Речь как своеобразная визитная карточка, свидетельствует об уровне интеллектуального развития человеками его коммуникативной компетенции. Каждое слово, каждый факт речевого поведения говорящего даёт собеседнику возможность сформировать о нем вполне отчетливое и.

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. — 2004. -№ 4. — С.З. определенное представление. Положительный речевой имидж (образ, представление) является частью профессионализма и компетентности.

Однако в процессе подготовки будущего специалиста в системе высшего образования не всегда уделяется достаточно внимания формированию речевого имиджа. Несформированность наиболее значимых компонентов речевого имиджа, связанных с профессиональным общением, несоответствие уровня их развития требованиям, предъявляемым к деятельности будущего специалиста, приводят к длительной профессиональной адаптации, к трудностям принятия управленческих решений, к. многочисленным ошибкам в речевом поведении.

В условиях рыночной экономики становится очевидным, что речевой имидж специалиста стал играть едва ли не первостепенную роль в его профессиональной деятельности, а вузы (с учетом компетентностного подхода) должны подготовить выпускника к выполнению коммуникативных и управленческих функций.

Как подтверждают исследования в области самообразования и самоуправления молодёжи (А.Я. Айзенберг, Л. В. Байбородова, Н. П. Бондаренко, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков и др.), новый подход к формированию личностных качеств лидера (в нашем исследовании лидера студенческого самоуправления) требует более значительных конструктивных и системных преобразований не только1 в теории коммуникативного образования, но и в содержании, формах и методах его осуществления.

К сожалению, в современной педагогической науке не уделяется достаточно внимания, проблеме формирования положительного речевого имиджа" лидеров-студенческих общественных организаций. Недостаточна, на наш взгляд, гуманитарная составляющая в образовательной системе подготовки студентов технических специальностей.

Анализ методической и психолого-педагогической литературы показал, что до середины 1980;х годов большинство работ в области исследования лидерства принадлежало западным ученым (Ж. Блондель, М. Вебер, Дж. Мак-Грегор, М.Г. Херманн). С середины 1960;х годов началось формирование научных школ и групп, изучающих проблемы лидерства. Среди новых аспектов, привлекающих внимание современных исследователей лидерологии, является возрастной. Успешно продолжается изучение лидерства в учебных группах школьников и студентов. Исследователи в области технологии формирования имиджа (O.A. Баева, А. Ю. Панасюк, Н.В. Ушакова), изучавшие закономерности формирования и воздействия внешнего имиджа на поведение и психику людей, подчеркивали актуальность и значимость проблемы формирования речевого имиджа лидера, изучали ее отдельные аспекты, но всесторонне проблему не рассматривали.

В нашем исследовании мы опирались на работы ученых, исследующих проблему лидерства в учебных студенческих группах (Т.М. Балыхина, М. Вебер, Е. М. Дубовский, A.C. Залужный, A.A. Русалинова, М.Г. Херманн).

Таким образом, потребность современного < общества в специалистах новой формации и отсутствие условий, обеспечивающих их подготовку, определили проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании теоретико-методических подходов к формированию речевого имиджа лидера студенческого самоуправления., Важность проблемы и недостаточная её разработанность определили выбор и актуальность темы исследования.

Объект исследования — процесс формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления в рамках экспериментального курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления».

Предмет исследования — методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления.

Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально апробировать практико-ориентированную концепцию формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления вуза в рамках курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления».

Гипотеза исследования заключается в том, что разработанный нами практико-ориентированный курс будет способствовать становлению лидерских качеств личности студента и формированию его положительного речевого имиджа, если:

— определены основные содержательные компоненты понятия речевой имидж лидера студенческого самоуправления;

— разработаны концепция и содержание практико-ориентированного курса, базирующегося на психолого-педагогических, лингвистических и методических основах речевой деятельности;

— выявлен перечень умений, необходимых лидеру ССУ для формирования положительного речевого имиджа;

— применена, комплексная методика изучения и формирования речевого имиджа лидера на основе личностно-деятельного и практико-ориентированного подходов.

Поставленная цель и исходная гипотеза исследования предполагали решение следующих задач:

— охарактеризовать речевой имидж, его сущность, содержание, структурные компоненты на основе анализа психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;

— выявить и научно интерпретировать данные об уровне сформированное&trade-* у лидеров студенческого самоуправления знаний, умений и навыков в различных видах речевой* деятельности и определить типичные коммуникативно-речевые ошибки (констатирующий эксперимент), выявить причины коммуникативных неудач;

— создать научно обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления на основе' компетентностного, практико-ориентированного и л ичностно-деятельностного подходов с использованием рецептивного, репродуктивного, продуктивного и творческого методов работы;

— разработать научные основы и реализацию программы курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» для студентов в рамках проводимого исследования, определить эффективные методы, приемы и средства обучения коммуникативно-целесообразному общению;

— создать систему многоаспектных заданий, отвечающих цели исследования- • разработать их типологию;

— внедрить разработанную методику в практику преподавания специальных курсов в вузе, организациях социальных партнеров ССУ.

Методологическую основу исследования составили: разработки в области психологии личности и педагогической психологии (И.А. Зимняя, А. Р. Лурия, Дж. Равен, А. П. Тряпицына, A.B. Хуторской);

— теоретические и практические исследования российских и зарубежных ученых в области формирования имиджа личности1 (O.A. Баева, Л. Браун, A.B. Косов, A.B. Ковальчук, А. Ю. Ианасюк, Г. Г. Почепцов, Н. В. Ушакова, В. М. Шепель, и др.) — '.

— разработки" отечественных и зарубежных учёных в области лидерологии' и лидерства в студенческих группах (Т.М. Балыхина, Р. Берне, М. Вебер, Е. М. Дубовский, A.C. Залужный, A.A. Русалинова, C.B. Соловьёва, М. Г. Херманн и др.);

— исследования языковедов, психологов и психолингвистов в области речевой деятельности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ю. А. Сорокин, Ю. В. Рождественский, Е. Ф. Тарасов, Н. И. Формановская и др.) — труды ученых, посвященные проблемам эффективности общения (Т.М. Андреевой, A.A. Бодалева, ЛА. Карпенко, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, Н.В. Парфёнова);

— классическое' наследие в области методики преподавания русского языка и культуры речи (К.Б. Бархин, В. А. Добромыслов, Н. М. Соколов, A.B., Л. П. Федоренко, Л. В. Щерба, В. И. Чернышев и др.) и труды современных методистов (В.И. Аннушкин, Т. М. Балыхина, Е. А. Быстрова, Л. А. Введенская, А. И. Власенков, Л. К. Граудина, А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, H.A. Ипполитова, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская, К.Г. Лидман-Орлова, Л. П. Лунева, М. Р. Львов,. С. И. Львова, Е. И. Никитина, E.H. Пузанкова, Ю. Г. Федотова, Л. В. Черепанова, Н. М. Шанский и др.);

— положения о коммуникативно-деятельностном, системном и личностном подходах в обучении (М.Т. Баранов, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина, Т. М. Зыбина, ТА. Ладыженская, М. Р. Львов, С. И. Львова, Л. А. Ходякова и др.) — теория активных методов обучения (A.A. Вербицкий, В. В. Гузеев, И. Я. Лернер, Е.С. Полат);

— психолого-педагогическая литература, связанная с проблемами речевого этикета (Б.Г. Ананьев, Э. Стоуне, Ч. Стивенсон, Н.И. Формановская).

Для решения целей и задач исследования использовались следующие методы:

— теоретические — концептуальный анализ исторической, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;

— изучение и анализ действующих программ по деловой риторике, культуре речи, деловому общению;

— сог^иалъно-педагогические — анкетирование и тестирование (применялся на нескольких ступенях экспериментальной работы), индивидуальные беседы со слушателями курсовнаблюдения за речевым поведением участников экспериментаэкспериментальные — проведение поискового, обучающего и констатирующего экспериментов по определению уровня владения лидерами ССУ культурой общения, коммуникативными умениями, вербальными и невербальными речевыми средствами в различных ситуациях общения;

— статистические — количественная и качественная обработка результатов проведенных экспериментов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение 4-х лет в 4-х группах студентов 1—2-х курсов, обучавшихся по специальностям «Локомотивы», «Строительство пути, путь и путевое хозяйство». Участниками эксперимента были: профорги, члены ССУ института, командиры волонтёрских, педагогических, строительных отрядов, а также старосты-, студенческих групп. В дальнейшем преподавание экспериментального курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» проводилось в сборной группе старост института и экспериментальной общеуниверситетской группе «Резерв руководителя» с 2006 по 2010 годы. Отдельные элементы экспериментальной программы проходили апробацию: 1) на курсах повышения квалификации для заместителей директоров по воспитательной работе филиалов университета (г. Алатырь, г. Ижевск, г. Казань, г. Оренбург, г. Орск, г. Саратов, г. Пенза, г. Рузаевка, г. Ртищево, г. Уфа) — 2) при проведении семинара «Школа студенческого актива», организованного ССУ университета совместно с администрацией- 3) в Самарском кадетском корпусе (при МОУ СОШ № 170). 4) на семинарах, проводимых социальными партнерами ССУ (Молодежный совет Федерации профсоюзов Самарской области, Самарский союз молодежи, Центр Социализации молодежи). Всего в эксперименте приняли участие более 280 учащихся и преподавателей.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2006;2007 гг.) была изучена историческая, психолого-педагогическая, лингвистическая, методическая литература по проблеме исследования. Было осуществлено знакомство с опытом организации студенческого самоуправления в других вузах, подготовка материалов для сбора необходимой информации (составление анкет, тестовых заданий). Проводились наблюдения за речевым поведением студентов на научных конференциях, семинарах, собраниях.

На втором этапе (2007;2009 гг.) была осуществлена подготовка и проведение констатирующего эксперимента в Транспортном общеинженерном институте.

Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, помог определить уровень теоретических и практических знаний и умений студентов в области культуры речи и культуры общения. Были обоснованы тема, цель и задачи исследованиясформулирована рабочая гипотеза. В ходе эксперимента были разработаны:

1. Программа курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» (содержание цели и планируемые результаты обучения, формы, методы и приёмы обучения).

2. Концепция и методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления.

Результатом этого этапа явилось создание методики формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) были проведены: анализ, обобщение, систематизация, а также теоретическое осмысление результатов экспериментального исследования, оформление опытно-экспериментального материала, изложение основных положений апробированной методики в диссертации. Оформление диссертационных материалов.

Наиболее существенные и новые результатыисследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:

1. Впервые сформулировано и содержательно представлено ключевое понятие исследования речевой имидж лидера студенческого самоуправления, под которым понимается, конгруэнтность внутренних ресурсов личности лидера и его внешней способности и умения успешно взаимодействовать.

2. Теоретически углублены психологический, лингвистический и методический аспекты проблемы формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления, включающие в себя ассертивное поведение, индивидуальные риторические качества, выбор стратегии взаимодействия, коммуникативную компетентность, знание видов, форм и функций общения, соблюдение информативно-фатического баланса в речи.

3. Разработана концепция формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления, определяющая:

— лидерство как процесс взаимодействия и общения, в ходе которого сознательно формируется положительный речевой имидж;

— комплекс знаний, умений и навыков по теории и практике лидерства, имиджелогии, культуры речи, речевой техники, культуры общения.

4. Разработана методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления, которая основана: на личностнои практико-ориентированном обучении с использованием основных методов: рецептивного, репродуктивного, продуктивного и творческогона социокультурном и коммуникативном принципах современной лингвометодики.

5. Определено содержание курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления», ориентированное на гармоничное, целостное развитие личности студента и воспитание его лидерских качеств, формирование практических навыков активной речевой деятельности, коммуникативной компетенции в будущей профессиональной деятельности.

6. Создана система многоаспектных заданий, в виде тестов, тренингов, проектов, кейсов, предусматривающих групповое и индивидуальное обучение, контроль и самоконтроль знаний.

7. Разработана: авторская концепция проведения квест-игр, созданы их коммуникативно-ролевые сценарии, описаны коммуникативные технологии ¦проведения.. — !

Теоретическая значимость исследования заключается в том, чторезультаты исследования:, '.

1. Расширяют научные представления: о процессе формирования речевого имиджа современного студента и его лидерских качеств, способствуют развитию и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и> социальной адаптации^ умению моделировать поведение в соответствии с задачами общения.

2. Формируют новое направление научных поисков, связанных с теоретическим и методическим обеспечением проблемы формирования речевого имиджа с учетом представленной научной концепции.

3. Выявляют специфические трудности общения, причины коммуникативных неудач, определяют пути их преодоления. •.

4. Открывают возможности использования: результатов исследования, для подготовки программ курсов по деловой риторике, культуре общения^ для создания учебных и учебно-методических пособий по русскому языку и культуре речи для студентов всех технических специальностей.

Практическую значимость имеют:

1. Авторская методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления вуза, которая может быть использована в организациях социальных партнеров ССУ (Молодежный совет Федерации профсоюзов, областные и городские союзы молодежи, центры социализации молодежи, центры, нравственного воспитания молодежи и т. д.) — в школах лидерства общественных молодежных организацийпреподавателями вузов, и техникумов как методический инструментарий в работе по совершенствованию культуры речи и культуры общения обучаемых.

2. Представленные в программе курса, тестовые задания, тренинги коммуникативного взаимодействия,. метод проектов, кейсы, квест-игра, способствующие формированию речевого имиджа лидеров ССУ.

3. Разработанные методы, приёмы и средства, совершенствующие коммуникативные навыки и эффективность общения обучаемых.

4. Впервые подготовленные «Толковый словарь лидера» и «Тематический словарь-минимум для подготовки публичных выступлений» с целью повышения речевой культуры лидера ССУ.

5. «Школа ораторского мастерства», в состав которой вошли выпускники курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления», работающие в качестве экскурсоводов при проведении экскурсий в музеях СамГУПС: этнографическом, Истории Самарского государственного университета путей сообщения, 9-й отдельной железнодорожной краснознаменной бригады.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными констатирующего и поискового экспериментов, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях, итогами опытного обучения, количественным и качественным анализом экспериментального материала.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается: опорой на фундаментальные теоретические и методические положения в области психологии личности, психологии юношеского возраста, риторики, культуры речи, этики делового общения, лидерологии, имиджелогииглубоким изучением и анализом проблемыличным опытом работы диссертанта в системе высшего образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модернизация системы высшего образования поставила в центр внимания проблему формирования личности студента. Руководство страны в планах долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года обозначило задачу развития в вузах органов студенческого самоуправления, что в свою очередь требует привлечения личностей, обладающих лидерскими качествами. Формирование положительного речевого имиджа становится актуальной педагогической задачей, отражающей социальный заказ общества. Одним из способов решения этой задачи является разработка методов формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления.

2. Имидж является сложной целостной системой, которую лидер для себя выбирает, создает и поддерживает, демонстрируя свою профессиональную компетентность. Важными его компонентами являются: речь, поведение, личностные качества, внешний облик. Гармонизация внутренней составляющей личности и её внешних проявлений становится базой для создания положительного речевого имиджа.

3. Для решения коммуникативных задач и определения речевых стратегий лидеру необходимы знания, умения и навыки, формируемые различными областями знаний (философии, психологии имиджелогии, лидерологии, делового общения, культуры речи, риторики, стилистики, этики, эстетики), которые системно представлены в содержании предложенной методики и имеют практико-ориентированный характер.

4. Специально разработанная методика формирования речевого имиджа лидера на основе компетентностного, практико-ориентированного и личностно-деятельностного подходов должна базироваться на разноуровневой модели обучения, которая подразумевает расчленённость системы на несколько методических уровней, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема знаний, усложнения их характера и форм подачи материала, и включающую четыре уровня обучения: рецептивный,. репродуктивный, продуктивный и творческий. Эффективность применения методики обусловлена внедрением интерактивных форм и видов обучения (коммуникативных тренингов, групповых дискуссий, проблемных ситуаций, кейсов, квест-игр).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1. В виде докладов на Международных научно-практических конференциях: «Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка" — «Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации» (г. Москва, 2009, 2010 гг.) — «Наука и культура России», посвящённых Дню славянской письменности и культуры (г. Самара, 2006;2010 гг.);

Проблемы формирования университетского комплекса на базе технического вуза" (г. Оренбург 2007 г.).

2. В процессе преподавания на курсах повышения квалификациидля заместителей директоров филиалов университета (г. Алатырь, г. Ижевск, г. Казань, г. Орск, г. Оренбург, г. Пенза, г. Рузаевка, г. Ртищево, г. Саратов, г. Уфа) по программам: «Воспитательная и педагогическая поддержка студентов с учётом их возрастных и социально-психологических особенностей» (г. Самара, 2006″ г.) — «Организация воспитательного процесса со студентами железнодорожных вузов в новых социально-экономических условиях» (г. Самара, 2007 г.) — «Управление воспитательным процессом в университетском комплексе» (г. Самара, 2010 г.).

3. В экспериментальной университетской^ группе «Резерв руководителя», организованной для лидеров ССУ СамГУПС (г. Самара, 2008;2010 гг.).

4. На семинаре «Школа студенческого актива», организованном отделом воспитательной работы совместно с администрацией университета (г. Самара, СамГУПС, 2010 г.).

5. Через обсуждение основных положений и выводов исследования на заседаниях кафедры «Инженерная педагогика и культура делового общения» Самарского государственного университета путей сообщения.

6. Через внедрение в комплексную программу воспитательного сопровождения учебного процесса Транспортного общеинженерного института, входящего в состав СамГУПС.

7. На. семинарах в организациях социальных партнеров ССУ СамГУПС (Самарский союз молодежи, муниципальное учреждение Городского округа Самара «Дом молодежных организаций», «Центр нравственного воспитания молодежи»).

Основные положения и результаты исследования докладывались автором на международных, всероссийских, межвузовских, региональных и городских научных и научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации, организуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования и науки Самарской области, Исследовательским центром проблем качества подготовки.

Результаты исследования публиковались в журналах: «Среднее профессиональное образование» (г. Москва, 2009 г.), «Известия Самарского центра РАН» (г. Самара, 2010 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 18 работ, 2 из которых — в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК (общим объемом 4,5 п. л.).

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Программа курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» помимо содержательных компонентов, относящихся к проблемам речевого имиджа, включает в себя лекции по теме психологии личности, особенностям юношеского возраста, даёт некоторые исторические сведения о возникновении и развитии ССУ, раскрывает ключевые понятия лидерологии и имиджелогии: «лидер группы», «имидж», «речевой имидж лидера».

2. В процессе контрольного эксперимента студенты были разделены на две группы: экспериментальную (студенты 1−2-х курсов) и контрольную (студенты группы «Резерв руководителя» и группа старост). Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов доказал правильность сформулированной гипотезы об эффективности разработанного экспериментального курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления.

3. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность предлагаемой методики работы по формированию речевого имиджа лидеров ССУ, которая включает в себя основы знаний по психологии личности, особенностям формирования личности в юношеский период, лидерству в малых группах, имиджелогии, основам ораторского искусства, эффективного общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В последнее время в документах: — федерального и регионального уровней четко обозначились приоритетные направления? развития государственной, молодежной: политики. В настоящеевремя? во многих учебных заведениях Российской Федерации действуют органы: студенческогосамоуправлениякоторые-способствуют развитию самостоятельности студенчества в проявлении инициативысамоорганизации, выдвижению и воспитанию: наиболееактивных членов: студенческих организаций — лидеров. При этом выделяются определённые черты и умения, определяющие особый статус лидера ССУ. Среди набора индивидуальных качеств личности на первое место выходит умение активистов ССУ общаться. В связи с этим необходима, организация обучения актива студенческого самоуправления эффективному общению, целенаправленному использованию в своей речи средств вербального и невербального общения. 2. Деятельность лидера проявляетсячерез общение. Следовательно, можно определить лидерство как процесс взаимодействия и общения, в ходе которого формируется (активно и сознательно) речевой имидж, т. е. ведущее место занимают речевые умения активиста ССУ.

Концепция современных школ по обучению лидеров направлена, в основном, на формирование социально-общественных функций лидеров молодёжных организаций, где, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание воспитанию лидерских качеств личности, эффективностиобщенияпроблемам формирования речевого имиджа. Современные условия производства требуют от будущих руководителей производства и общественных организаций умения соотносить знания по психологии, культуре речи, культуре общения, лидерологии и имиджелогии с трудовой и общественной деятельностью;

Из этого следует, что концепция курса для лидеров ССУ должна включать в себя-основы знаний в области психологии личности и, возрастной психологии, знания основных законов лидерства и имиджелогии, помощь в самопознании и самоактуализации, в подготовке к осознанному профессиональному выбору.

3. Общественная, деятельность лидера молодёжной организации связана с общением и взаимодействием. Поэтому подготовка их к профессиональной, деятельности связана прежде всего с необходимостью свободнопользоваться языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых ситуациях общественной деятельности лидера ССУ.

Овладение культурой речевого общения' и1 эффективное её применение может сыграть немаловажное, а поройи решающее значение для роста престижа, конкурентноспособности и творческого потенциала будущего специалиста или общественного деятеля.

Отсюда обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют от лидеров определённого уровня коммуникативных и др. умений. С другой стороны, в педагогической практике и науке не до конца осмыслены теоретические основы создания и реализации курсов для подготовки актива молодёжных общественных организаций. Таким образом, назрела необходимость в разработке обучающего курса, цель которого — формирование речевого имиджа лидеров студенческого самоуправления.

4. Перед разработкой курса «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» было определено содержание экспериментально-исследовательской работы.

Целью экспериментально-исследовательской работы явилось определение уровня владения лидерами студенческих организаций культурой общения, коммуникативными умениями и навыками, вербальными и невербальными речевыми средствами в различных ситуациях общения, определение возможности формирования речевого имиджа лидера ССУ в процессе выполнения общественных обязанностей.

Проведение экспериментальной работы в два этапа позволило подготовить дидактический материал для сбора информации (составление тестов, анкет, подготовка материала для4 продуктивных игр), выбрать необходимые методы исследования, организовать констатирующий эксперимент, проанализировать результаты.

5. В ходе констатирующего эксперимента было выяснено:

• теоретическое понимание студентами проблемы формирования речевого имиджа (понимание студентами терминов «культура речи», «лидер», «лидер группы», «имидж», «речевой имидж лидера» — содержание I эксперимента;

• практическое владение речевыми средствами в различных ситуациях общения, уровень коммуникативных умений лидеров ССУ — содержание II эксперимента.

6. В ходе констатирующего эксперимента были выбраны различные формы исследовательских работ: анкетирование, тестирование, продуктивная игра с последующей презентацией результатов, в ходе которой осуществлялся анализ публичных выступлений лидеров ССУ перед аудиторией.

7. Результаты констатирующего эксперимента 1 выявили недостаточный уровень теоретической подготовки лидеров студенческих групп в области речевой культуры и культуры общения: большинство опрошенных не смогли дать четкого определения понятий «культура речи», «лидер группы», «имидж», «речевой имидж лидера ССУ», подменяли их другими понятиями или давали неточные, приблизительные характеристики.

8. Результаты констатирующего эксперимента II свидетельствовали о недостаточном уровне владения студентами речевыми средствами в различных ситуациях общения. Эксперимент показал, что студенты не имеют достаточных знаний о выразительных средствах языка, не умеют в полном объёме пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях общения, не обладают необходимыми для лидера ССУ коммуникативными умениями и навыками, не имеют сформированных навыков публичных выступлений.

В связи с этим были поставлены задачи'.

1) разработать программу практико-ориентированного курса для лидеров студенческого самоуправления, целью которого будет формирование положительного речевого имиджа и, как результат, повышение культуры речи, коммуникативных знаний, умений и навыков, эффективности общения лидеров студенческого самоуправления;

2) разработать модель формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления.

Предлагаемая модель «формирования речевого имиджа лидера ССУ позволит определить необходимые для эффективной общественной деятельности лидера ССУ знания,-.умения, навыки:

• знания" всей классификации вербальных и невербальных средств выразительной речи и возможности употребления их в ситуациях речевого общения;

• коммуникативные умения эффективного использования^ ресурсов языка в различных речевых ситуациях предполагает совершенствование коммуникативных качеств речи (точность, логичность, чистота, уместность, выразительность и богатство);

• знание процесса общения, его составляющих: правил делового этикета, специфики подготовки и проведения переговоров, особенностей публичного выступления;

• знания и умения, связанные с интерактивной (как наиболее востребованной) в деятельности лидера ССУ функцией общения (умение убедить, сформулировать требование или принятое решение, провести собрание и т. п.);

• знания и умения, связанные с перцептивной функцией, являющейся показателем профессиональной пригодности лидера студенческих общественных организаций (умения слушать и слышать, правильно интерпретировать полученную информацию, понимать мотивы, предвидеть чувства и настроения в связи с содержательной стороной речи, прогнозировать ответные реакции в процессе общения).

9. Программа курса помимо содержательных компонентов, относящихся к проблемам речевого имиджа, включает в себя лекции по теме психологии личности, особенностям юношеского возраста, даёт исторические сведения о возникновении и развитии ССУ, раскрывает ключевые понятия лидерологии и имиджелогии: «лидер группы», «имидж», «речевой имидж лидера».

10. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность предлагаемой методики формирования речевого имиджа лидеров, ССУ, которая включает в себя знания в различных областях: психологии, философии, имиджелогии, деловом общении, стилистике, риторике, культуре речи, этики, эстетики.

11. Включение в практику проведения, курса большого блока тренингов коммуникативного взаимодействия, метода проектов, ролевых игр, квест-игры, публичных выступлений с последующим их анализом, является не только важным фактором для развития практических умений, но и служит одним из способов реализации принципа связи обучения с практикой, усиливает личную заинтересованность лидеров ССУ в предмете преподавания.

12. Результаты контрольного эксперимента обучения студентов по курсу «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» подтвердили эффективность разработанной программы и, следовательно, справедливость высказанных в диссертации положений.

13. Практико-ориентированный курс «Речевой имидж лидера студенческого самоуправления» может быть использован при обучении студенческого актива общественных студенческих и молодёжных организаций высших и средних учебных заведений, в школах лидерства социальных партнеров ССУ СамГУПС (Самарский союз молодежи, межвузовское общественное объединение «Студенческий Совет Самарской области» и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Искусство управлять людьми и самим собой. М.: ЭКСМО, 2007. — 656 с.
  2. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  3. A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс. — М.: М МИ-ЭИФП, 2002. 264 с.
  4. Г. М. Социальная психология.—М.: Аспект Пресс, 2000.—376 с.
  5. В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995. — 382 с.
  6. O.A. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2003. — 368 с.
  7. Т.М., Денисова A.A. Высшее образование сегодня. — 2007. — № 1.-С. 48−51.
  8. Г. В. Психология делового общения: Учебн. пособ. для студентов. М.: ИНФРА-М, 2001 —224 с. — (Серия «Высшее образование»).
  9. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979.-480 с.
  10. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 507 с.
  11. . Политическое лидерство. — М., 1992. — 203 с.
  12. С. Введение в Паблик рилейшнз. — М.: Феникс, 1998. — 102 с.
  13. Л. Имидж путь к успеху. — СПб.: Питер, 2000. — 170 с.
  14. Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. 448с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  15. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. — М., 2003. 178 с.
  16. П. У, Хеллман Э. Лидерство изнутри. Мн., 2005. — 137 с.
  17. Е.Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2003.-80 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 153 с.
  19. A.A., Деркач A.A., Лаптев Л. Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. — М.: Институт Психотерапевтического общения: Учебн. пособ. — Минск, 1996. — 209 с.
  20. Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — Спб.: Питер, 2002. 74 с
  21. М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004. — 67 с.
  22. И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 380 с.
  23. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. — Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-313 с.
  24. Л.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 512 с.
  25. В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж, делового человека. М., 2001. — 280 с.
  26. В.В. Опыты риторического анализа // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1980. — 165 с.
  27. Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность. М., 1980. — 134 с.
  28. Г. О. Культура языка. М., 1929. — 182 с.
  29. Л. С. Мышление и речь. М., 1934. — 240 с.
  30. Л. С. Педагогическая психология // Психология: классические труды. М., 1979. — 312 с.
  31. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. — Л., 1989. — 82 с.
  32. .Н. Основы культуры речи: Учебн. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1988. — 320 с.
  33. В.Е. Речь и этикет. М., 1983. — 185 с.
  34. К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.-258 с.
  35. О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник / под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА — М, 2001. — 272 с. — (Серия «Высшее образование»).
  36. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов. М., 1997. — 275 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность 62 100 «Управление персоналом». — М., 2000. — 50 с.
  38. П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 68 с.
  39. . Деловой этикет. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 67 с.
  40. A.A., Нефёдова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов: Учебник для техн. напр. спец. вузов. Ростов н/Д, 2001. — 214 с.
  41. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.: ТОО «Диамант», 1996. — 658 с.
  42. . P.JI. Уроки лидерства / P.JI. Дафт- при участии П. Лейн- пер., с англ. A.B. Козлова- под ред. проф. И. В. Андреевой. М.: Эксмо, 2006. — 480 с. — (Бизнес-бестселлер).
  43. Деловая полемика // Романов A.A. Грамматика деловых бесед. — Тверь, 1995.-92 с.
  44. О.В. Стратегии и приёмы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007.-238 с.
  45. О.П., Земская Е. А., Разина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. — М., 1999. — 170 с.
  46. Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знаковых средств общения (в соотношении с языком) // Психосемиотика познавательной деятельности и общения: сб. научн. тр. — М., 2007. С. 81−82.
  47. НИ. Психологические основы развития мышления и- речи // .Русский язык в школе. 1985. — № 1. — С.47−54.
  48. JI.B. Дидактика и жизнь // Избранные труды. М., 1990. — 126 с.
  49. Е.К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 87 с.
  50. А.Н. Организационная психология. — М., 2000. — 65 с.
  51. А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. — СПб.: Литера, 1997. — 123 с.
  52. О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2002.-315с.
  53. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1993. 265 с.
  54. Имидж эффективного руководителя: практикум по дисциплине «Психология управления» для студентов 3 курса всех специальностей очной формы обучения / составитель О. И. Мухрыгина. Самара: СамГУПС, 2008. —25 с.
  55. Инновационные педагогические технологии: Учебн. пособ. / В. Н. Малькевич, В. М. Нестеренко, П. Г. Кравцов. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001. — 89 с.
  56. H.A., Князева О. Ю., Саввова М. П. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. H.A. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. — 440 с.
  57. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М., 1988.-86 с.
  58. В.А. Философия- Исторический и системный курс: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. 352 с.: ил. ••¦".'•¦
  59. Коменский Я. А: Избранные педагогические сочинения. -М^, 1955.-, 470 с.63- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.:
  60. Центр «Русская тройка», «Комета», 1990:-130 с.
  61. Карьера. 2004, №№¦ 5, 11- 2005, №№ 1,3, 4, 5, 7, 8, 10, 11.
  62. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.-76 с.
  63. Краткий словарь иностранных слов / Составила С. М. Локшина. -Изд. 5-е, стереотип. — М.: Русский язык, 1977. —351 с.
  64. М.В., Розанова, Н.Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. — М., 1995. — 56 с.
  65. А.Г. Психология власти. — 2-е изд. СПб., 2004. — 57 с. 69.. Крысин Л. П. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения // РЯШ. -1991. № 5. — С. 34−42.
  66. Крысин Л. П: Речевое общение и социальные роли говорящих // Социальнотлингвистические, исследования. — М., 1976. — 37 с.
  67. В.М. Психология и педагогика: Учебн. пособие для техн. вузов. — М.: Высш. шк., 2001.-319 е.: ил.
  68. В.Н., Казаринова Н. В. Поголыиа В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. — 160 с.
  69. И.Н. Практикум по риторике: учебно-справочное пособие. — Мн.: «Совр. слово», 2004. 352 с.
  70. В.И. Стратегия делового успеха: Учебн. пособие для-студентов вузов.- Ростов-н/Д: Феникс, 1995. — 493 с.
  71. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003.-840 с.
  72. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 12−18.
  73. А.Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология: Учебник / под ред. А .Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. — 302 с. — (Высшее образование).
  74. A.C. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие для студентов вузов / A.C. Ковальчук. — Изд. 5-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 282, 1.с. — (Высшее образование).
  75. H.A. Актуальные проблемы социального имиджмейкинга // Сборник докладов Четвёртого Международного Симпозиума «Имиджелогия -2006». -М.: Издательство АИМ, 2006. 214 с.
  76. A.B. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. -2002.-№ 2.-С. 3−7.
  77. Краткий психологический словарь. М., 1985. — 340 с.
  78. Р.Л. Если вы — руководитель. — М., 1982. — 79 с.
  79. Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.-77 с.
  80. Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. М., 1998. — 107 с.
  81. Ф.А. Культура делового общения: практ. пособ. М., 2003. — 47 с.
  82. И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. — М.: УЦ «Перспектива», 1997. — С. 64.
  83. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — 680 с.
  84. Ф.А. Тезаурус языковой личности: как условие и мера степени понимания речевого сообщения // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания. Волгоград: Перемена, 1997. — 213 с.
  85. М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. — 76 с.
  86. A.A. Педагогическое общение. — 2-е изд., перераб. и доп. -Москва Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. — 167 с.
  87. A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 56−64.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981. 213 с.
  89. Д. С. Письма о добром, прекрасном. — JL: Дет. лит., 1989. 124 с.
  90. Д. С. Концептосфера русского языка // Известия ОЛЯ. Т. 52.- 1993.-№ 1.-С. 35−41 с.
  91. М.Р. Основы теории речи: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 248 с.
  92. Л.П. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Самара: СамГАПС, 2003. — 80 с.
  93. Л.П. Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Самара: СамГУПС, 2009. — 278 с.
  94. Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры учителя в системе повышения квалификации работников образования: дис.. докт. пед. наук. Самара, 2000. — С. 84−87.
  95. А. Мотивация и личность. — 3-е изд.: Пер. с англ. — СПБ.: Питер, 2008. 347 с.
  96. Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. -Новосибирск, 1992. 123 с.
  97. Н.К. Сочинения. Т.З. — СПБ., 1898. — 237 с.
  98. П. Как проводить деловые беседы. М., 1987. — 84 с.
  99. В.М. Проблемы имиджелогии в современный период развития общества // Известия РАО. Образование и наука.- 2001. — № 6 (12). С. 67−69.
  100. М. Опыты. Кн.1. -М.-Л-.: АН СССР, 1954. 158 с.
  101. P.C. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В Зкн. — 4-е изд. -М.: Гуманит. изд: центр ВЛАДОС, 2001. —Кн.: Общие основы психологии. 688 с.
  102. Новые педагогические и информационные технологии bj системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  103. Новый. энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия:-Рипол-классик, 2004. 786 с.
  104. В. Введение в дидактику / Пер. с пол. Л. Г. Кашкуревича, И. Г. Горина. -М.: Высш: шк., 1990. 57 с.
  105. С.И., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технология», 2003. 679 с,
  106. A.B. Личность и сущность, внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 23−27.
  107. Осетрова Е.&- Речевой имидж: учебное пособие: — Красноярск, 2004. — 124 с.
  108. Д.М., Моррис Л. Б. Автопортрет вашей личности. М., 1996. — 76 с.
  109. КГ. Искусство спора: логико-психологические аспекты. -Владивосток, 1988. 89 с.
  110. .Д. Основы социально психологических теорий. —М., 1971. — 54 с.
  111. А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии // Сборник докладов открытого заседания президиума АИМ. М.: Издательство АИМ, 2006.- 198 с.
  112. А.Ю. Я Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. — М.: Дело, 2004. — 240 с.
  113. А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 2-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008. — 266 с.
  114. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие. — СПб., 2004. — 134 с.
  115. В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация: практическое руководство для деловых людей. М., 1996. — 201 с.а. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2003. — 167 с.
  116. Педагогическая и возрастная психология. М., 2004. — 213 с.
  117. Педагогика открытости и диалога культур под. ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 200−265.
  118. И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 е.: ил.
  119. Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / пер. с англ. Чижовой С. Д. Изд. 3-е — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 448 с. — (Психология бизнеса).
  120. Педагогическая риторика. Учебн. пособие / под ред. H.A. Ипполитовой: -М., 2001.-268 с.
  121. Е.А. Психология имиджа: наука или искусство? — М.: АИМ, 2003.-245 с.
  122. Г. Г. Имиджелогия. — М.: Рефл-бук, 2006. — 576 с.
  123. Г. Г. Имиджелогия: теория и практика. — Киев: Ваклер, 1997.354 с.
  124. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1994. — 543 с.
  125. Психология профессиональной подготовки. СПБ., 1993. — 324 с.
  126. Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. 465 с.
  127. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 4 е изд., перераб. и доп — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с.
  128. Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992. 231 с.
  129. Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2005.176 с.
  130. Ю.П. Очерки ретроспективной психологии или воспоминания о будущем ССО. СПб.: Речь, 2006. — 266 с.
  131. ЮЛ. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. — 348 с.
  132. A.A. Из записок по теории словесности. — М., 1975. — 200 с.
  133. Проблемы общения в психологии: Сб. статей / отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М., 1981. 77 с.
  134. Программа курса «Русский язык для студентов-нефилологов» / сост. Т. А. Ладыженская, H.A. Николина, М. Ю. Федосюк. -М., 1995. 123 с.
  135. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. 54 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. — М., 1993.Т.1. 569 с.
  137. Психология: Словарь / под общ. ред. В. А. Петровского, М. Б. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990. — 803 с.
  138. Речевой имидж делового человека: курс лекций для студентов всех специальностей / Л. П. Лунёва и др. — Самара: СамГУПС, 2007. — 59 с.
  139. Речевой имидж делового человека: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей очной формы обучения / составители: Л. П. Лунёва, Т. Е. Баженова, Е. Ю. Логинова, Н. Ю. Темникова. — Самара: СамГАПС, 2006. 96 с.
  140. Роберты £.5.Новая' постановка основных вопросов социологии. — М., 1909.-274 с.
  141. М. Имидж составляющая успеха руководителя и организации // Управление персоналом. — 2004. — № 17. — С. 60 — 62.
  142. Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. -М., 2004. — 167 с.
  143. Рот Ю., Коптелъцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 89 с.
  144. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, Кожевников А. Ю. и др.- под. ред. В. Д. Черняк. — М.: Высш. шк- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 509 с.
  145. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. М.: Гардарики, 2000. — 413 с.
  146. Русский язык. Энциклопедия. — М., 1997. 658 с.
  147. В.В. Педагогика сотрудничества и психология педагогического общения // Психолого-педагогические проблемы общения в проф. подготовке учителя: межвуз. сб. науч. тр. Горький: ГТПИ им. М. Горького, 1989. — 86 с.
  148. Sarire J.P. Existentialism and. human emotions. — New York: Wisdon Library, 1957.-123 c.
  149. К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. — 97 с.
  150. И.В. Языковая личность в коммуникативно-деятельностном аспекте // Языковая личность: проблемы значения смысла: сб. научн. тр. — Волгоград: Перемена, 1994. — 231 с.
  151. Г. А. Формирование деловых коммуникативных умений в процессе подготовки студентов технических вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук: Тольятти, 2001. — 27 с.
  152. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. — 47 с.
  153. Сопер Поль JI. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / пер. с англ. Чижовой С. Д. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 448 с.
  154. Colin Mitchell. Selling the Brand Inside. Harvard Business Review (January 2002), 99−105.
  155. Социальная психология / Под. ред. В. Е. Семёнова, Кузьмина Е. С. и др. -Л.: ЛГУ, 1974. 127 с.
  156. З.С. Педагогическая риторика. Учебн. пособие / под. ред. H.A. Ипполитовой. М., 2001. — 387 с.
  157. З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 232 с.
  158. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. -М., 1984. 170 с.
  159. В.А. Профессиональный руководитель: путь к мастерству: Учебное пособие. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. — 272 с.
  160. R. М. Personal fastops associated with leadership: survey of the literature // Journal of psychology. 1948. Vol. 25. P. 35−71.
  161. H.A. Возрастное коммуникативное поведение как предмет изучения // Возрастное коммуникативное поведение. Воронеж, 2003. — 76 с.
  162. Словарь делового человека / под ред. В. Ф. Халипова. — М., 1994. 150 с.
  163. Д. Наука обольщения. СПб.: Питер, 2000. — 67 с.
  164. В.А. Корпоративная культура. — СПб.: Питер, 2001. 88 с.
  165. М. Создайте свой имидж. Руководство для женщин / пер. с англ. М.: ОЛМА — Пресс, 1996. — 54 с.
  166. М. Имидж корпораций / 13.06.2007 // http:// exkavator.ru/other
  167. Я.С. Философия имиджелогии / Имиджелогия: сущность и специфика учебного предмета. М.: ОЛМА — Пресс, 2001. — 177 с.
  168. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 548 с.
  169. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. — М., 1926.-126 с.
  170. P.M. Энциклопедия современного управления. — M.: VSP, 2003. -129 с.
  171. Философская энциклопедия. М., 1975. — 788 с.
  172. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-605 с.
  173. H.H. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М., 1982. — 102 с.
  174. М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлов O.A., Николина H.A. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. — 5-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001.-256 е.: ил.
  175. Л.М., Никитаев С. Н., Баженова И. В. Деловой русский: Тексты и упражнения: учебник и пособие для вузов. — М., 2005. — 144 с.
  176. О.В. Коммуникативная личность (содержание понятия и методика работы на уроках риторики) // Русская словесность. — 2002. № 5. — С. 50−54.
  177. Э.П. К вопросу о теоретической базе имиджелогии // Актуальные проблемы социального имиджмейкинга. — М.: ОЛМА—Пресс, 2006. 79 с.
  178. Д.Н. Орфографический словарь / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. 48 е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 316 с.
  179. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М., 1948. -Т.11.-139 с.
  180. В.В. Язык современной молодёжи // Современная русская речь: состояние и функционирование: Сборник аналитических материалов. —СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2004. — 325 с.
  181. A.B. Современная дидактика: Учеб. для вузов. СПб.: Питер. 2001.-544 с.
  182. М.Г. Составные части лидерства. М., 1992. — 68 с.
  183. Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь / Е.В. Ширшов- Под ред. Т. Г. Буториной. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-126 с.
  184. В.М. Имиджелогия. Как нравится людям. М.: Народное образование, 2002. — 124 с.
  185. Эберхард фон Лёнайзен Развитие лидерства: российский контекст// Вестник McKinsey. 2004. — № 1 (6). — С. 21−26.
  186. Этика делового общения / Т.А. Симонова- Рос. гос. откр. техн. ун-т путей сообщения. М., 2007. — 74 с.
  187. Этика деловых отношений / под ред. А. Я. Кабанова. — М.: ИНФРА-М, 2007. 368 с. — (Высшее образование).
  188. Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного / Пер. с нем. — СПб.: Литера, 2003. 403 с. 1. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК ЛИДЕРА
  189. АББРЕВИАТУРА — сокращение, употребляемое в письменном языке, в устной речи. АВТОРИТАРНЫЙ основанный на беспредельном подчинении власти- стремящийся утвердить свой авторитет, влияние. АДАПТАЦИЯ — приспособление к новым условиям.
  190. АДЕПТ — ревностный последователь, приверженец какого-либо учения, идеи. АККРЕДИТОВАТЬ — возложить на дипломата обязанности представителя при главе или правительстве иностранного государства.
  191. АКТУАЛЬНЫЙ важный для настоящего времени, злободневный. АКЦИЯ — действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение чего-либо, идеи, мысли в конкретном образе.
  192. АЛОГИЗМ что-либо нелогичное, противоречащее логике.
  193. АЛЬТЕРНАТИВА необходимость выбора из двух или нескольких исключающихдруг друга возможностей при решении того или иного вопроса.
  194. АМБИЦИЯ — самолюбие, самомнение, спесь, крайняя обидчивость.
  195. АНОМАЛИЯ — отклонение от нормы, неправильность.
  196. АНТАГОНИЗМ непримиримое противоречие.
  197. АНТИПАТИЯ чувство неприязни.
  198. АНТИТЕЗА в стилистике — сопоставление противоположных частей, мыслей илиобразов (кто был ничем, тот станет всем).
  199. АПАТИЯ состояние полного безразличия, равнодушие.
  200. АПЕЛЛИРОВАТЬ обращаться к какому-либо авторитету за советом, поддержкой, напр. а. к общественному мнению. АПРИОРИ — независимо от опыта, до опыта.
  201. АРГУМЕНТ основание, довод, приводимый в доказательство чего-либо. АРТИКУЛЯЦИЯ — работа органов речи (губ, языка) необходимая для произнесения определённого звука речи.
  202. АССЕРТИВНОСТЬ психологический настрой уверенности, умение настаивать на своём- адекватная оценка ситуации и своего поведения- путь к успешной самореализации.
  203. АСПЕКТ точка зрения, с которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления. АССИМИЛЯЦИЯ — уподобление, слияние.
  204. АССОЦИАЦИЯ — объединение лиц или учреждений, организаций. АТАВИЗМ — появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдалённым предкам.
  205. БАНАЛЬНЫЙ заурядный, избитый.
  206. БИОГРАФИЯ документ, содержащий общественно важные сведения из чьей-либо жизни.
  207. БРИФИНГ краткое инструктивное совещание, информация о таком совещании. ВЕРБАЛЬНЫЕ (средства) — словесные, языковые средства общения в противовес неязыковым, невербальным.
  208. ДЕБАТЫ публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на проблему. ДИАЛОГ — форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
  209. ДИСКУССИЯ публичный научный или политический спор, преследующий цель путём сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы- это публичный спор «на установление истины».
  210. ДИСПУТ — публичный, заранее подготовленный спор по какой-либо общественно значимой проблеме.
  211. ИДЕНТИФИКАЦИЯ способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнёра по общению.
  212. ИМИДЖ это индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания (В.М. Шепель).
  213. ИНИЦИАТИВНОСТЬ — творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
  214. ИНТЕГРАЦИЯ — объединение в целое каких-либо частей или элементов. ИНТЕРАКТИВНАЯ (функция) общения, обеспечивающая организацию взаимодействия людей.
  215. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. ЖАРГОН — язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления.
  216. ЗАКОН КРАЯ закон, установленный Германом Эббингаузом в Х1Хв: лучше запоминается информация в начале и в конце выступления.
  217. КЕЙС структурированная и логически связанная совокупность аргументов, общая позиция по какому-либо тезису.
  218. КЛИШЕ речевой стереотип, готовый оборот, стандарт.
  219. КОМПЕТЕНТНОСТЬ знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.
  220. КОММУНИКАТИВНАЯ (функция) функция общения, состоящая в передачи информации.
  221. КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ совокупность знаний, вербальных и невербальных навыков общения, а также способность ситуативного реагирования, т. е. умения адаптироваться к любой ситуации.
  222. КОМПРОМИСС соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок. КОНГРУЭНТНОСТЬ — согласованность, соответствие вербальных и невербальных компонентов коммуникации.
  223. КОНТАКТНОЕ (общение) общение коммуникантов, находящихся в непосредственной близости друг от друга.
  224. КОНФЕРЕНЦИЯ — собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп для решения определённых вопросов.
  225. КОНФРОНТАЦИЯ — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов.
  226. КОНЦЕПЦИЯ система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. КОЛЛОКВИУМ — беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний.
  227. МАНИПУЛЯЦИЯ — вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая своих целей. МАСС-МЕДИА средства массовой информации.
  228. МИМИКА — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека.
  229. МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
  230. МЕТОД способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни- приём или система приёмов в какой-либо деятельности.
  231. МЕНЕДЖМЕНТ совокупность методов и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. МЕНТАЛИТЕТ — склад ума, психология.
  232. МОНОЛОГ — форма речи, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица. НАСТОЙЧИВОСТЬ проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
  233. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — неязыковые средства, передающие информацию: взгляды, мимика, жесты, прикосновения, дистанция, расположение относительно собеседника и т. п.
  234. ОППОНЕНТ — лицо, возражающее говорящему в процессе публичного выступления, спора и т. п., выражающее противоположное мнение. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
  235. ПЕРЕГОВОРЫ коммуникативный процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон.
  236. ПЕРЦЕПЦИЯ восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.
  237. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ — создание и поддержание (воспроизводство) понятного клиентам образа, имиджа (И.Л. Викентьев).
  238. ПРЕНИЯ — публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчётного доклада, сообщения.
  239. ПРОГРАММА — документ, излагающий основные направления работы учреждения или предприятия на определённый период времени (производственная п.) или этапы и сроки осуществления крупных работ, испытаний.
  240. ПРОТЕКЦИОНИЗМ корыстное покровительство, оказываемое кому-либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведёт к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма, готовности подчиняться авторитарному давлению.
  241. ПЛАГИАТ выдача чужого произведения за своё или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора.
  242. РЕФЛЕКСИЯ — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнёром по общению.
  243. РЕЦИПИЕНТ человек, получающий информацию.
  244. РИГИДНОСТЬ затруднённость (вплоть до самой неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.
  245. РИТОРИКА наука об ораторском искусстве, о приёмах убеждения. РЮЗЮМЕ — краткое изложение сути речевого выступления, краткий вывод, заключение.
  246. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
  247. СПОР — обсуждение разногласий, при котором каждая) из сторон отстаивает свою правоту, может быть публичным и межличностным.
  248. ТЕЗАУРУС — словарный запас человека, который он использует в общении.
  249. ТЕЗИС положение, истинность которого должна быть доказана. ТИНЕЙДЖЕР — человек в возрасте от 13 до 19 лет.
  250. ФЕНОМЕН необычное, редкое явление- человек, отличающийся выдающимися способностями.
  251. ЦИТАТА дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения излагаемой мысли.
  252. ЮРИСДИКЦИЯ пределы действия судебного органа- полномочие решать правовые вопросы.
  253. ЯЗЫК система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью Я. Осуществляется познание мира, в Я. Объективируется самосознание личности.
  254. Я-КОНЦЕНЦИЯ морально-психологическая подготовка, которая заключается в формулировании общих принципов построения линии поведения в различных ситуациях, основ функционирования и развития положительного образа.
Заполнить форму текущей работой