Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и исследование низкоскоростных электроприводов вспомогательных нужд подвижного состава городского электрического транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный подвижной состав городского электрического транспорта отличается большим разнообразием конструктивных решений и технической сложностью, высокими требованиями надежности, безопасности эксплуатации, эксплуатационной экономичности и характеризуется весьма широкой элементной базой: сложнейшей электроникой, микропроцессорами, устройствами автоматики и телемеханики, различной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ проектной ситуации
    • 1. 1. Конструкции дверей трамвайных вагонов
    • 1. 2. Выбор типа электромеханического преобразователя
    • 1. 3. Выбор преобразователя тока
  • Выводы по Главе
  • 2. Инженерная методика расчета низкооборотных 41 индукторных двигателей
    • 2. 1. Основные положения
    • 2. 2. Особенности электромагнитного расчета
    • 2. 3. Выбор зубцовой зоны тихоходных индукторных 51 двигателей
    • 2. 4. Расчет индукций в различных сечениях машины
    • 2. 5. Расчет потерь и КПД
  • Выводы по Главе 2
  • 3. Решение задачи адаптации силовых элементов 65 преобразователя тока к заданному режиму работы элементов привода
    • 3. 1. Характеристическое уравнение контура гашения тока и его корни
    • 3. 2. Напряжение на конденсаторе
    • 3. 3. Оптимизация времени разряда фазы
    • 3. 4. Оптимизация параметров параллельного контура разряда
    • 3. 5. Оптимизация контура гашения тока
    • 3. 6. Построение графиков зависимостей для контура гашения тока фазы со стабилитроном
  • Выводы по Главе 3
  • 4. Разработка математической модели преобразователя тока для тихоходного индукторного двигателя
    • 4. 1. Постановка задачи моделирования и выбор среды моделирования
    • 4. 2. Экспериментальное определение индуктивности и взаимной индуктивности фаз
    • 4. 3. Разработка моделей основных элементов 101 преобразователя тока и индукторного двигателя
    • 4. 4. Адекватность модели
    • 4. 5. Вычисление токов фазы индукторного двигателя при 121 различных частотах вращения
    • 4. 6. Определение тока силовых ключей
    • 4. 7. Оптимизация параметров преобразователя тока
  • Выводы по Главе 4

Разработка и исследование низкоскоростных электроприводов вспомогательных нужд подвижного состава городского электрического транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Городской электрический транспорт (ГЭТ) является неотъемлемой частью современных городов. Пассажирский транспорт общественного пользования в России перевозит свыше 30 млрд. пассажиров в год, в том числе трамваи и троллейбусы около 14 млрд. пассажиров. Население, около 100 городов, пользуется троллейбусом, и около 70 городов — трамваем. Причем, потребности населения в городском электрическом транспорте с каждым годом возрастают.

На основе исследований и конструкторских разработок создаются новые типы подвижного состава трамвая и троллейбуса, обладающие высокими техническими и эксплуатационными показателями.

Современный подвижной состав городского электрического транспорта отличается большим разнообразием конструктивных решений и технической сложностью, высокими требованиями надежности, безопасности эксплуатации, эксплуатационной экономичности и характеризуется весьма широкой элементной базой: сложнейшей электроникой, микропроцессорами, устройствами автоматики и телемеханики, различной электромеханической аппаратурой и электрическими машинами, механическими агрегатами и промышленными сооружениями. Вся эта сложная техника постоянно находится в процессе непрерывного развития и совершенствования.

Большой вклад в развитие и совершенствование электрического подвижного состава городского транспорта внесли ученые Ефремов И. С., Пролыгин А. П., Рабинович A.A., Иоффе А. Б., Косарев В. Г., Шевченко В. В., Коськин O.A. и многие другие [21, 23, 31, 32, 36, 51, 64].

Важнейшим узлом в общем комплексе оборудования электроподвижного состава ГЭТ является система вспомогательных нужд. Надежность привода вспомогательных механизмов имеет большое значение и необходима для обеспечения нормальной работы.

I iSSERGENeRAlWEDEN1E00C основных узлов подвижного состава.

Одним из перспективных направлений развития электроприводов вспомогательных нужд подвижного состава городского электрического транспорта (ГЭТ) является привод на базе индукторного двигателя (ИД). Основными преимуществами данного типа привода, по сравнению с традиционными, на базе коллекторных машин постоянного тока является надежность, низкая стоимость и простота конструкции самого двигателя и дверей трамвая (лифта).

Одним из первых видов ГЭТ является трамвай. Основные его достоинства общеизвестны: большая вместимость, низкая стоимость перевозки, сравнительно высокая надежность, относительно низкий удельный расход электрической энергии и т. д. Однако, ряд его технических узлов остается ненадежными — в частности это относится к приводу дверей. Двери трамвая являются одним из наиболее ответственных и нагруженных элементов, влияющих на безопасность перевозки пассажиров. Отказ в системе привода дверей приводит к снятию трамвая с линии.

На существующих вагонах трамвая применяются электромеханические привода, состоящие из электродвигателя постоянного тока, двухступенчатого редуктора, обгонной муфты и системы рычагов и тяг [21−23, 42]. Совокупностью этих элементов, в первую очередь двигателем (35% отказов), червячной ступенью редуктора (40% отказов) и обусловлена низкая надежность привода дверей.

Для достижения необходимой надежности и безопасности привод должен обладать следующими свойствами: электродвигатель должен быть бесколлекторным и отсутствовать редуктор и муфта.

Одним из способов решения данной проблемы является применение тихоходных бесколлекторных двигателей прямого действия, например, применение тихоходного индукторного двигателя.

O:DISSepaeNERALWEOEHieOOC г.

Поэтому разработка и исследование низкоскоростных электроприводов вспомогательных нужд — электроприводов дверей вагонов трамвая является актуальной задачей и решать ее следует комплексно, с учетом особенностей эксплуатации подвижного состава ГЭТ.

Целью диссертационной работы является: разработка низкоскоростного индукторного электропривода прямого действия для дверей вагона трамвая.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— проведен анализ существующих электроприводов дверей трамвая;

— произведено сравнение и классификация двигателей малой мощности различных типов;

— на основании анализа выбран преобразователь тока для питания индукторного двигателя;

— разработана инженерная методика расчета низкоскоростного индукторного двигателя;

— исследованы переходные процессы в преобразователе тока для оптимизации параметров преобразователя и достижения минимального тормозного момента;

— создана математическая модель преобразователя тока и ИД;

— проведены экспериментальные исследования на опытно-промышленном ИД.

Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использовались методы, принятые в электромеханике, теории электрических цепей и полупроводниковой электронике. Применялись методы математического моделирования.

Предложенные в диссертационной работе выводы основаны на обработке теоретических, расчетных и экспериментальных материалов, полученных на установке с опытно-промышленным индукторном двигателем.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов.

Справедливость теоретических положений подтверждена результатами математического моделирования и экспериментальных исследований на установке с опытно-промышленным индукторным двигателем.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— предложено примененить низкоскоростной индукторный двигатель для привода дверей вагона трамвая;

— разработана инженерная методика расчета ИД, учитывающая особенности низкоскоростного ИД;

— разработана принципиальная схема питания индукторного двигателя с помощью преобразователя тока с резистором гашения тока;

— разработана принципиальная схема контура разряда фазы ИД со стабилитроном, обеспечивающая минимальные время разряда и тормозной момент, и заданные обратные напряжения на силовых ключах ПТ;

— разработана математическая модель для системы ИД — ПТ.

Основные практические результаты.

1.Выработаны основные требования, которым должны удовлетворять низкоскоростные индукторные электропривода дверей трамвая.

2.Предложенная инженерная методика расчета низкоскоростного индукторного двигателя дает возможность по заданным моменту и габаритам спроектировать двигатель.

3.Предложенная методика исследования преобразователя тока дает возможность оптимизировать параметры преобразователя.

4. Разработанная математическая модель дает возможность оптимизировать параметры преобразователя тока.

5. Полученные экспериментальные данные подтверждают адекватность физической модели ПТ и ИД.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались автором и обсуждались:

— на Московской студенческой научно-технической конференции «Проблемы радиоэлектроники-96» (Москва, 1996 г.) — на научно-техническом семинаре «Вентильно-индукторный электропривод — проблемы развития и перспективы применения» (Москва, 1996 г.);

— на ежегодной научно-технической конференции студентов и аспирантов вузов России «Радиоэлектроника и электротехника в народном хозяйстве» (Москва, 1998 г.) — на Пятой Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» (Москва, 1999 г.);

— на научных семинарах кафедры ЭТ МЭИ (1996 — 1999 гг.). Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения,.

Выводы по четвертой главе.

1 .Разработана математическая модель нелинейной системы, состоящая из индкуторного двигателя и преобразователя тока.

2.Проведенные экспериментальные исследования системы ПТ-ИД подтвердили адкекватность математической модели.

3.Сходимость результатов математического моделирования и экспериментальных исследований лежит в пределах 92−95%.

4.Кривые тока, полученные на математической модели и экспериментально, обоснованы теоретически.

5.При помощи математической модели проведена оптимизация контура гашения тока преобразователя тока, гарантирующая минимальные обратные напряжения на силовых ключах преобразователя тока и минимальное время разряда энергии фазы индукторного двигателя.

6. Разработанная математическая модель может использоваться для проектирования системы преобразователь токаиндукторный двигатель мощностью 20 — 200Вт без физического моделирования.

Заключение

.

По результатам проведенных исследований по разработке низкоскоростного электропривода дверей подвижного состава можно сделать следующие выводы:

1.Анализ существующих приводов дверей трамваев показал, что электроприода с двухступенчатым редуктором с цепной или зубчатой передачей обладают рядом недостатков и не удовлетворяют необходимым требованиям надежности и безопасности.

Предложено применить тихоходный индукторный двигатель прямого действия для привода дверей вагонов трамвая.

2.На основании анализа схем преобразователей для питания индукторного двигателя рекомендован преобразователь тока с резистором гашения.

3.Разработана инженерная методика расчета низкоскоростного индукторного двигателя, учитывающая питание фаз индукторного двигателя импульсами тока, особенности и режимы работы на подвижном составе городского электрического транспорта.

4.Для обеспечения минимального времени разряда энергии фазы индукторного двигателя, уменьшения возникающего при коммутации фазы индукторного двигателя тормозного момента и обеспечения заданного напряжения на силовых ключах преобразователя тока предложена новая схема контура разряда фазы индукторного двигателя.

5. Разработана универсальная математическая модель нелинейной системы, состоящей из индукторного двигателя и преобразователя тока. Данная математическая модель может использоваться для проектирования электроприводов с индукторными двигателями мощностью 20−200 Вт.

6.Оптимизированы параметры емкости и резистора нагрузки параллельного контура гашения тока преобразователя тока.

7. Результаты экспериментальных исследований системы преобразователь тока — индукторный двигатель подтверждены на полномасштабной физической модели. Погрешность результатов находится в пределах 7−8%.

8. Справедливость основных теоретических положений диссертации подтверждена результатами экспериментальных исследований на установке с опытно — промышленным образцом индукторного двигателя и получена с помощью математической модели преобразователь тока — индукторный двигатель.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Э., Зорохович А. Э., Хвостов B.C. Электрические машины и микромашины. — М.: Высш. шк., 1990. -528 с.
  2. Л.А. Электрические аппараты. Л.: Энергоиздат, 1981.- 304 с.
  3. Т. Шаговые двигатели и их микропроцессорные системы управления. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 200 с.
  4. Е.М. Теория динамики электромагнитных механизмов. Часть 1. Ростов н/Д.Рост. ин-т. инж. ж.-д. трансп., 1993. — 124 с.
  5. Яссе. Электромагниты.- М.: ГЭИ, 1934. 192 с.
  6. Д. В. Электрические машины непосредственного привода: Безредукторный электропривод. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 208 с.
  7. В.И., Соустин Б. П. Забуга В.А. Исполнительный электропривод с индукторными двигателями двойного питания. Красноярск. Изд-во Красноярск, ун-та, 1990. 184 с.
  8. Г., Байссе А. Электрические микромашины. М.: Энергоатомиздат, 1991. -229 с.
  9. B.C. Высокочастотные и сверхвысокочастотные электрические машины. М.: Энергия, 1973. 248 с.
  10. Design Procedure for Switched Reluctance Motors. Krishnan R., Arumugam R., J. F. Lindshy. IEEE Transactions or industry applications. Vol.24, N 3.1988, стр. 456−460.
  11. DESIGN OF A SMW, 9000 V SWITCHED RELUCTANCE MOTOR. Miles a.R.IEE Transactions or Energy Conversion. Vol. 16, N3, стр. 484−491.
  12. В.Д. Система схемотехнического моделирования MICRO- CAP V. М.: СОЛОН., 1997.-273 с.
  13. A.C., Маслов С. И., Маслова Т. Н. Компьютерное моделирование электромеханических систем М.: МЭИ, 1996.-95 с.
  14. Силовые полупроводниковые приборы. Книга по применению. Перевод с английского под ред. В. В. Токарева. Воронеж.: ЭЛИСТ, 1995. — 95 с.
  15. Силовые IGBT модули. Материалы по применению. М.: ДОДЕКА, 1997. — 157 с.
  16. .А., Ильинский Н. Ф., Копылов И. П. Планирование эксперимента в электромеханике. М.: Энергия, 1975. -184 с.
  17. П.Л., Цейтлин Л. А. Расчет индуктивностей. Справочная книга. Л.: Энергоатомиздт, 1986. — 488 с.
  18. Иванов-Смоленский A.B. Электрические машины: Учебник для вузов. М.: Энергия, 1980. — 928 с.
  19. Г. И., Тимофеев А. Б., Хухриков С. С. Теоретические основы электротехники, ч.И, Нелинейные цепи, М., Энергия, 1970. 232 с.
  20. Н., Новотный Д. Введение в электромеханику. Пер. с англ., М., Энергия, 1969 г. 336 с.
  21. Е.Е., Коськин O.A. Электрооборудование трамваев и троллейбусов. М.: Транспорт, 1982. — 296 с.
  22. М.Д., Пономарев A.A., Иеропольский Б. К. Трамвайные вагоны Т-3. М.: Транспорт, 1977. 240 с.
  23. А.П., Рабинович A.A. Электрооборудование подвижного состава городского электрифицированного транспорта. М.: Энергия, 1973. 346 с.
  24. М.Г. и др. Теория автоматизированного электропривода. Учеб. пособие для вузов М.: Энергия, 1979. -616 с.
  25. С.А., Амелина М. А. Применение пакета программ MicroCAP V для моделирования электронных схем. М.: Изд-во МЭИ, 1997. — 50 с.
  26. В.Н., Цибулин В. Г. Введение в Maple. Метематичесий пакет для всех. М.: Мир, 1997. — 208 с.
  27. В.Ф. и др. Теория и методы анализа преобразователей частоты и ключевых генераторов. Киев: Наукова думка, 1988. — 308 с.
  28. В.П. Система MathCAD: Справочник. М.: Радио и связь, 1993. — 128 с.
  29. A.B., Поливанов K.M. Основы электротехники, ч.З: Теория электромагнитного поля. М.-Л.: Государственное электротехническое издательство, 1956. — 190 с.
  30. Пелли Б.P. IGBT биполярные транзисторы с изолированным затвором. //Электротехника, 1996. № 4. с. 16−20
  31. И.С., Косарев В. Г. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского транспорта. М.: Высшая школа, 1976. — 473 с.
  32. И.С., Кобозев В. М., Шевченко В. В. Технические средства городского электрического транспорта. М.: Высшая школа, 1985. — 448 с.
  33. И.П. Математическое моделирование электрических машин. М.: Высшая школа, 1987. — 248 с.
  34. В.Е., Исаев И.П, Сидоров H.H. Теория электрической тяги. М.: Транспорт, 1983. — 328 с.
  35. И.С., Косарев Г. В. Теория и расчет троллейбусов. 4.1. -М.: Высшая школа, 1981. 293 с.
  36. Л.Г., Мариненко М. А. и др. Методы электрических измерений. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1990. — 288 с.
  37. А. Н. Русин Ю.С. и др. Расчет электромагнитных элементов источников вторичного электропитания. М.: Радио и связь 1998. — 176 с.
  38. А.Б., Зайцев A.A. и др. Полупроводниковые приборы. Справочник. М.: Радио и связь, 1989. — 592 с.
  39. H.H., Ващуков Е. П. и др. Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устроийства РЭА. Справочник. Мн.: Белорусь, 1994. — 591 с.
  40. Сен П. Тиристорные электроприводы постоянного тока: Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 232 с.
  41. Д.И., Черток М. С., Пономарев A.A. Трамвайные вагоны РВЗ-6М2 и КТМ-5МЗ. М.: Транспорт, 1975. — 256 с.
  42. М.Я., Кулаков Б. М. Трамвайный вагон ЛМ-68-М. М.: Транспорт, 1977. — 192 с.
  43. А.Б. Тяговые электрические машины. М.: Энергия, 1965. — 232 с.
  44. A.A., Попов Е. О., Хевсуриани М. И. Тиристорный преобразователь для привода вспомогательных нужд троллейбуса. Вторая Московская студенческая научно техническая конференция «Пролемы радиоэлектроники 96»: Тезисы докладов. — М, 1996, — с. 59 — 60.
  45. М.И. Математическое моделирование преобразователя тока для индукторного двигателя. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999. — 27 с.
  46. П.В., Зограф И. А. Оценка погрешностей результатов измерения. Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 304 с.
  47. Электротехнический справочник. В 3 т. Т.З. В 2 кн. Кн.2. М.: Энергоатомиздат, 1988. — с. 365−459.
  48. Справочник по электроподвижному составу, тепловозам и дизельпоездам. М.: Транспорт, 1976. T.I.- 430 с. Т. II. — 276 с.
  49. М.М. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов. М.: Энергия, 1976. — 488 с.
  50. Е.И. Теория автоматического управления. Л.: Энергия.1974. 328 с.
  51. А.С., Миловзоров В. П. Следящие системы с бесконтактными двигателями постоянного тока. М.: Энергия, 1979. 160 с.
  52. Е.М., Семенчуков Г. А. Проектирование асинхронных микродвигателей с применением ЭВМ. М.: Высшая школа, 1980.- 359 с.
  53. Л.М. Электрический машины. Л.: Энергия, 1974. -504 с.
  54. М.Г. Оптимизация режимов вентильно-индукторного электропривода средствами управления. // Вестник МЭИ. № 3, 1998. с. 73−81.
  55. М.Г., Ильинский Н. Ф., Кисельнткова А. В. Расчет механических характеристик вентильно-индукторного электропривода. //Труды МЭИ. 1997. Вып. 675. С.16−29.
  56. М.Г. Элементы теории вентильно-индукторного электропривода // Электричество. 1997. № 8. С.35−44.
  57. Gertmar L., Rydholm В. Designs of synchronous reluctance motors and performance comparisons with asynchronous motors. ABB Corporate research. Stocholm Power Tech. June 1995.
  58. M.Henze, «ABB Integral Motor The New Workhouse in Industry», PSIM-95, June 1995, Nurnberg
  59. M.Gudnev, L. Petkovska, «Dynamic Analysis and Optimal Control of Switced Reluctance Motor», in Proceeding of the International Aegean Conference, May 1992, Kushadassi.
  60. Parker Rollin J. «Advances in Permanent Magnet Machines», ABB Traction, John Wiley&Sons Inc., 1994.
  61. Й.Ламмеранер. Вихревые токи. Пер. с чешского. М.-Л.: Изд-во «Энергия», 1967, 208 с.
  62. .К. Основы теории и расчета магнитных цепей. М.-Л.: Изд-во «Энергия», 1964, 464 с.
  63. A.C., Седов В. И., Сорин П. Н. Проектирование тяговых электродвигателей. Учебное пособие, /под ред. Курбасова A.C. -М.: Транспорт, 1987. 563 с.
  64. В.И., Петраков М. Д., Коломейцев Л. Ф., Евсин Н. Ф. Расчет электромагнитных процессов в однофазном униполярном индукторном генераторе. // Изв. высш. уч. заведений, Электромеханика, 1976.
  65. Я.Б., Кашарский Э. Г. Добавочный потери в электрических машинах. М.-Л., Энергия, 1963, 214 с.
  66. Ю.И., Скоробогатько В. А. Расчет серии реактивных шаговых электродвигателей на ЭВМ. М.: Техника, 1969, 79 с.
Заполнить форму текущей работой