Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развиваясь в поиске продуктивных направлений совершенствования образования, высшая школа переживает сложный период обновления себя как педагогической системы, переосмысления сущности человека как главного (определяющего) звена, от которого устремлены векторы межличностных отношений, педагогического взаимодействия и общения, в совокупности влияющие как на активизацию саморазвития субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ТЕЛЕСНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Связь личностно-телесного саморазвития человека и гуманизации образования как предмет философского осмысления
    • 1. 2. Психологические аспекты личностно-телесного саморазвития студентов в процессе гуманизации высшего образования
    • 1. 3. Взаимосвязь личностно-телесного саморазвития студентов и гуманизации высшего образования как педагогическая проблема
  • 2. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ТЕЛЕСНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Сущность педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов и его роль в гуманизации высшего образования
    • 2. 2. Факторы, условия, предпосылки педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов, влияющего на гуманизацию высшего образования
    • 2. 3. Критерии и уровни педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов
    • 2. 4. Закономерности и принципы педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования
  • 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ТЕЛЕСНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Анализ сложившейся практики физкультурного образования в технических вузах
    • 3. 2. Исходные позиции опытно-экспериментального исследования
    • 3. 3. Продуктивное педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования
    • 3. 4. Анализ результатов продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования
  • 4. МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ТЕЛЕСНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Щ 4.1 Возможности обеспечения свободного выбора студентом личностно-значимого образовательного проекта
    • 4. 2. Методическое обеспечение ценностно-личностного взаимодействия преподавателя и студентов
    • 4. 3. Специфика обеспечения целостности физкультурного пространства вуза как фактора гуманизации высшего образования

Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высокая динамичность и революционный характер перемен, происходящих в различных сферах жизнедеятельности нашего общества, существенно повлияли на геополитическое, экологическое, демографическое положение страны, актуализируя проблему безопасности, оздоровления, благополучия россиян. Радикальные изменения общественной жизни отразились на системе высшего образования, усиливая общее напряжение, требования к функциональному состоянию, компетентности, личностному развитию субъекта образования, актуализируя гуманизацию образовательного процесса вуза.

Смысл образования в новом столетии, по мнению многих теоретиков, заключается во взращивании человека свободного и ответственного, способного самоопределяться в общечеловеческих ценностях, самостоятельно находить пути и реализовывать жизненную стратегию в гуманном взаимодействии с другими людьми. Сознательная активность и свободная самореализация индивида непременно накладывают свой отпечаток на телесность взрослеющего человека, на его отношение к своему организму, здоровью, образу и стилю жизни как ведущим ценностям субъекта культуры. Обращение к молодому человеку как к личности, индивидуальности, субъекту собственной жизни изменяет приоритеты образования, акцентирует внимание на целостности человеческого развития как саморазвития сложной гуманитарной системы, требующей тонкого гуманного отношения и взаимодействия. Сегодня становятся более востребованными обществом и самим человеком антропологические знания, определяющие смыслы здоровой жизнедеятельности, закрепляющие позиции «авторства», доверия, личного достоинства в условиях активного и доступного самообразования.

Развиваясь в поиске продуктивных направлений совершенствования образования, высшая школа переживает сложный период обновления себя как педагогической системы, переосмысления сущности человека как главного (определяющего) звена, от которого устремлены векторы межличностных отношений, педагогического взаимодействия и общения, в совокупности влияющие как на активизацию саморазвития субъектов образования, так и на образовательный процесс в целом. Очевидной становится зависимость социального развития общества от уровня культуры, здоровья, образования отдельного человека, его отношения к собственному телесному и духовному становлению. Но современное высшее образование не решает эту важную социальную и педагогическую задачу в полной мере, а по сути реализует технократическую, «знание-во-функциональную» парадигму образования, лишая педагогический процесс антропологического смысла. При стандартно-регламентирующем образовательном процессе игнорируются уникальность человека «телесного», проявления своеобразной телесности как субъектной «представительности» индивида, его самовыражение, усиливая отчуждение студентов от физической культуры и в целом от образования.

Востребованность научно-теоретического решения проблемы педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования обусловлено отсутствием научных исследований, в которых данный феномен и процесс стали бы предметом всестороннего изучения. Однако в философии, психологии и педагогике сформулированы важные идеи, разработаны направления и подходы, способствующие методологическому обоснованию и построению концепции педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования.

Рассмотрение проблемы обновления образования как педагогического обеспечения саморазвития человека в философских контекстах потребовало понимания природы человека, интеграции смыслов жизнедеятельности, ценностей взаимодействия субъектов образования. Важным основанием глубокого осмысления вопроса явились идеи представителей экзистенциальной философии (С.Кьеркегор, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П.Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) о самоценности и уникальности человека, непостижимой рациональным, логическим и другим методам познания. Аксиологическая константа свободы как высшей ценности человека (Н.Аббаньяно, Н. А. Бердяев, Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.) позволила выделить приоритеты педагогического обеспечения, условия и предпосылки приобщения к культуре, которые стимулируют целостное — телесное и духовное — развитие человека (А.Н.Бердяев, М. М. Бахтин, Г. С. Батищев, В. С. Библер, М. К. Мамардашвили, М. Шелер и др).

Современное толкование основ саморазвития таких гуманитарных систем, как человек, культура, образование, представителями синергетики (В.И. Аршинов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Р. Пригожин и др.) закладывает иное целеполагание и содержание педагогического обеспечения развития человека, ориентируя на непредсказуемость, нелинейность процесса образования, становления человека и, как следствие, выявляет несостоятельность насильственного формирования личности. Исходный принцип синергетики, гласящий, что развитие системного объекта есть саморазвитие, т. е процесс, детерминированный изнутри, а не извне, обусловливает разработку иных оснований педагогического взаимодействия, обеспечивающих активизацию саморазвития субъектов образования.

Разработанные гуманистической психологией идеи активизации потенциальных возможностей и способностей человека, условия становления образа и стиля жизни, механизмы здоровой жизнедеятельности, положения о позитивных взаимоотношениях и общении (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, СЛ. Братченко, В. П. Зинченко, В. А. Петровский, Д. И Фельдштейн и др.), позволили определить ведущие психологические аспекты самосовершенствования взрослеющего человека. Обращение психолого-педагогической науки к «внутренним сферам» человека, целостному функционированию организма и личности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.) помогли обнаружить феноменологическую сущность сознательного совершенствования человека, актуализируя идеи взаимопознания, взаимопринятия, взаимодействия участников образования.

При обосновании теоретических предпосылок педагогического обеспечения саморазвития студентов мы опирались на фундаментальные антропологические традиции русской педагогики (К.Н.Вентцель, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.), которые подкрепляются современными представлениями о гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Ю. В. Бабанский, М. Н. Берулава, Б.М.Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, Л. Н. Куликова, Л. И. Новикова, Л. А. Степашко и др.).

В качестве методологических позиций нами выбраны научные концепции педагогических основ саморазвития, обращенные к активизации внутренних потенциалов человека и образовательного пространства (В.И.Андреев, О. С. Газман, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Куликова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.), раскрывающие взаимосвязь и взаимозависимость изучаемых феноменов как сложной гуманитарной системы взаимоотношений участников.

Решение проблемы обновления образования в области физической культуры (В.К.Бальсевич, И. М. Быховская, М. Я. Виленский, В. Ю. Волков, В. П. Каргаполов, Е. П. Каргаполов, В. В. Ким, Л. И. Лубышева, Г. И. Мызан, Н. И. Пономарев, А. Я. Найн и др.) актуализирует поиск путей гуманизации педагогического процесса, обращенных к ценностно-смысловым приоритетам целостного (телесного и духовного) укрепления человека.

Несмотря на отмеченные фундаментальные направления в исследовании гуманизации образования и саморазвития человека, представляется неразработанной проблема взаимосвязи продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов и гуманизации высшего образования, актуальность которой обусловлена как экзистенциальными потребностями взрослеющего человека, так и потребностями общества в инициативных, здоровых, ответственных профессионалах.

В сложившейся практике высшего образования продолжает сохраняться ряд противоречий, негативно влияющих на уровень гуманизации образовательного процесса:

• между общеметодологическими положениями о человеке как субъекте собственной жизни и практическими возможностями его самореализации в образовательном пространстве высшей школы;

• между изменением ценностных приоритетов высшего образования и невостребованностью в его процессе резервов личностно-телесного саморазвития субъектов образования как условия здоровой и безопасной жизнедеятельности;

• между признанием студента субъектом образования и отсутствием адекватного педагогического обеспечения, активизирующего его лич-ностно-телесное саморазвитие;

• между потребностями преподавателя в личностно-профессиональном саморазвитии и способами сложившейся знаниево-функциональной образовательной практики в вузе.

Данные противоречия практики образования указывают на основное рассогласование, которое мотивирует наше исследование:

• между востребованностью нового подхода к совершенствованию высшего образования как его гуманизации на основе активизации личностно-телесного саморазвития студентов и наличием теоретико-методологических предпосылок для этого, с одной стороны, и неразработанностью соответствующей теоретико-педагогической концепции и адекватного ей научно-методического обеспечения инновационной практики-с другой.

С учетом выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы концептуальные основы, в том числе факторы, условия и предпосылки продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов в процессе гуманизирования высшего образования.

Решение данной проблемы определило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования».

Объект исследования — личностно-телесное становление студента в процессе высшего образования.

Предметом исследования являются пути и средства педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования.

Цель исследования: разработка концепции педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как основания гуманизации высшего образования и соответствующей модели инновационной практики в контексте ценностно-личностного подхода к образованию.

Задачи исследования:

1. Осуществить научно-педагогическое обобщение по проблеме взаимосвязи личностно-телесного саморазвития субъектов образования и гуманизации высшего образования.

2. Разработать теоретико-методологические основания педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования.

3. Выявить влияние продуктивного физкультурного образования на активизацию личностно-телесного саморазвития студентов.

4. Разработать модель продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов в ходе физкультурного образования, обусловливающую гуманизацию высшего образования.

Гипотеза исследования. Личностно-телесное саморазвитие субъекта образования является феноменом и процессом становления целостного человека, сознательно осуществляющего духовно-практическую деятельность в соответствии с собственной жизненной стратегией. Личностно-телесное саморазвитие студента как психолого-педагогический феномен закладывает ценностно-смысловые конструкты образования, характеристика которых обусловлена антропологическим смыслом, гуманистическим контекстом, самодеятельной основой, определяющей личностную мотивацию и готовность человека к здоровой и продуктивной жизнедеятельности.

Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов является ценностным основанием гуманизации образовательного процесса и становится продуктивным, если:

• оно нацелено на пробуждение внутренней активности субъекта образования, предоставляет выбор индивидуального образовательного проекта, наполняет его вариативным и личностно-значимым содержанием;

• в основе педагогического процесса лежит ценностно-личностное взаимодействие субъектов образования как определяющее условие активизации личностно-телесного саморазвития участников, способствующее смысловому закреплению ценностей здорового образа жизни, открытого диалога, доверительного общения, равноправного партнерства преподавателя и студентов;

• условием активизации личностно-телесного саморазвития субъектов образования является гуманистическое открытое образовательное пространство вуза, как креативная среда, обеспечивающая свободную самореализацию студентов.

Методологической основой исследования являются фундаментальные философские и психолого-педагогические положения, раскрывающие антропологические основания педагогики саморазвития как основы гуманизации образования: экзистенциальные идеи человеческого бытиясинергетические идеи как направления междисциплинарного обобщения нелинейного становления человекаидеи ценностно-личностного взаимодействия субъектов образования как пути гуманизации высшего образования.

Методологическими ориентирами исследования выступают гуманистический, аксиологический, синергетический, культурологический подходы, позволившие осуществить концептуальный синтез теоретических положений педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов. В основе концепции заложены идеи свободного выбора образовательного пространства и активизации личностно-телесного саморазвития в условиях ценностно-личностного взаимодействия субъектов образования.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

• методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирующий);

• методы практического исследования, социометрические (наблюдения, интервью, беседа), комплексное тестирование, моделирование и анализ результатов физкультурной деятельности;

• методы психодиагностического исследования;

• статистические методы обработки процессуальных и результативных показателей исследовательской работы.

Организация и этапы исследования.

Исследование проходило по следующим этапам:

Первый этап — (1989;1993г.г.) — теоретическое и практическое исследование потребностей студентов в высшем образовании, в том числе в области физической культуры. Выявлены ряд противоречий традиционной учебно-воспитательной практики высшей школы, негативно влияющих на активизацию саморазвития студентов в процессе образования.

Второй этап — (1994;1997г.г) — более глубокий методологический и теоретический анализ проблемы взаимосвязи гуманизации физкультурного образования и саморазвития личности студентов, выдвинута рабочая гипотеза, разработаны концептуальные положения, определены теоретико-методологические предпосылки исследования. Открыта учебно-диагностическая лаборатория по изучению и разработке теоретических и практических оснований педагогического обеспечения саморазвития студентов.

Третий этап — (1998;2000г.г) — уточнение и конкретизация условий продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов в процессе гуманизации высшего образования, обобщение закономерностей и принципов педагогического взаимодействия основных субъектов образования. Осуществление опытно-экспериментального исследования, обобщающего основные концептуальные положения диссертации, внедрение результатов исследования в практику физкультурного воспитания и образования студентов. Подготовка монографий и учебных пособий по теме исследования, участие в международных (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тюмень, Благовещенск, Владивосток, Хабаровск) и республиканских научно-практических конференциях по проблемам саморазвития личности и гуманизации высшего образования.

Четвертый этап — (2000 — 2003 г. г) — обобщение полученных результатов диссертационного исследования, уточнение понятийного аппарата, теоретических позиций авторской концепции, оформление результатов теоретического исследования в виде 3 монографий, учебного пособия и докторской диссертации.

Экспериментальной базой исследования были факультеты и институты Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск), институты Дальневосточного технического университета (Хабаровск). С целью изучения опыта работы использовались исследовательские данные кафедр физического воспитания технических университетов (г.г. Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Владивостока). В исследовании принимали участие свыше 5400 человек (студенты, преподаватели высшей школы, сотрудники, тренеры, врачи, специалисты в области физической культуры).

Научная новизна исследования заключается в том, что автором дано решение актуальной научной проблемы, которое состоит в следующем:

• введены в научно-педагогический оборот термины: «личност-но-телесное саморазвитие», «педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития», «личностно-телесное саморазвитие как фактор гуманизации образования»;

• на основе общей методологии науки разработан антрополого-методологический фундамент исследования личностно-телесного саморазвития студентов как движущей силы процесса гуманизации высшего образования;

• создана и эмпирически апробирована целостная концепция педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации образования;

• изучена диалектическая взаимосвязь между личностно-телесным саморазвитием субъектов и гуманизацией высшего образования;

• осуществлен синтез фундаментативности и практикоориенти-рованности исследования;

• теоретически выстроена открытая динамичная система управления гуманизацией высшего образования посредством педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов;

• обоснованы и структурированы процессуально-содержательные аспекты педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов в целях гуманизации высшего образования;

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• на основе использования научных детерминант построения теории разработана концепция педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как актуальный структурный компонент современной теории воспитания;

• внесен суцщественный вклад в теорию высшего образования в виде разработанной концепции гуманизации образования на основе педагогического обеспечения саморазвития субъектов образования;

• выявлены сущность и специфика продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов;

• определены факторы, условия, предпосылки, критерии, закономерности, принципы влияния данного феномена и процесса на гуманизацию высшего образования;

Практическая значимость определяется следующим:

• разработана научно-обоснованная модель инновационной практики педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования;

• созданная автором целостная совокупность методических приемов, средств, технологий может быть использована в общеобразовательных и специальных учебных заведениях;

• комплекс диагностических методик, обоснованный и апробированный в опытно-экспериментальной работе диссертанта, может применяться в процессе перманентного обследования личностно-телесного саморазвития субъектов образования;

• лекционно-практические циклы, направленные на активизацию личностно-телесного саморазвития обучающихся, способны стать основой здорового образа и стиля жизни, расширить личный опыт оздоровления субъектов образования;

• основные положения диссертационного исследования могут стать исходным материалом и научной предпосылкой дальнейших исследований в данной научной области.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Дальневосточного государственного технического университета, Хабаровского государственного педагогического университета.

Основные положения диссертации и результаты исследования отражены статьях, тезисах, учебном пособии «Физкультурное образование студентов технического вуза» (2001), 3 учебно-методических пособиях, методических указаниях, докладах на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в городах: Москве, 1997; Санкт-Петербурге, 1998,1999; Ростове-на-Дону, 2000; Томске, 1995; Владивостоке, 1999, 2000; Благовещенске, 2001; Тюмени, 2001; Хабаровске, 1994;2003 по проблемам гуманизации высшего образования.

Опубликованы следующие монографии: «Физическая культура в гуманитарном образовании студентов технического вуза» (1999) — «Социально-педагогические основы гуманизации физкультурного образования студентов технического вуза» (2001) — «Педагогическое обеспечение лич-ностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования» (2003). Общее количество публикаций по теме исследования — 44, общий объем — 49 печатных листов.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены:

• теоретико-методологическими основаниями, широким анализом философских, культурологических, психолого-педагогических концепций гуманизации образования и развития человека;

• реализацией комплексной методики исследования, ее соответствием целям, задачам, объекту, предмету исследования;

• репрезентативностью объема выборок, воспроизводимостью полученных результатов опытно-экспериментальной работы в практике высшей школы;

• двадцатипятилетним опытом работы диссертанта в качестве преподавателя физической культуры в вузе, заместителя заведующего кафедрой физического воспитания по учебной и научной работе, заведующего учебно-диагностической лабораторией кафедры физического воспитания ДВГУПС;

На защиту выносится концепция педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования, в которой:

1. Личностно-телесное саморазвитие студентов — человекообразую-щий процесс, обеспечивающий развитие здоровой, гармоничной личности, способной соединять в себе духовность и физическое совершенство, быть жизнестойкой и продуктивной в социальном взаимодействии, устремленной к самостоятельному повышению потенциальных возможностей. Наиболее успешно потребность и способность личностно-телесного совершенствования развивается в студенческом возрасте при определенном педагогическом обеспечении активизации саморазвития, обогащающем личный опыт безопасной и продуктивной жизнедеятельности.

2. Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов, являясь системообразующим феноменом, характеризуется нами как интегративный и многофункциональный процесс, охватывающий взаимосвязи внешнего (вузовского) и внутреннего (личностного) образовательного пространства, реализующий образовательную стратегию «от студента».

3. Определяющими факторами педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов являются гуманитаризация физкультурного образования, доверительное взаимодействие, открытое образовательное пространство вуза, развитая рефлексия взаимоотношений, высокий уровень педагогического сотрудничества.

4. Основными педагогическими условиями активизации личностно-телесного саморазвития студентов выступают: предоставление выбора об-разовтельного проекта, осуществление ценностно-личностного взаимодействия основных субъектов образования, открытость образовательного пространства вуза.

5. Важнейшими предпосылками педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования являются: доверительная атмосфера межличностных отношений и духовно-нравственный климат физкультурного пространства вуза.

6. Критериями педагогического обеспечения саморазвития студентов являются показатели самоорганизации, самомотивации, самооценки и самоконтроля. К критериям гуманизации образования мы относим меру доверия студента к себе и педагогу, в также уровень педагогического сотрудничества.

7. Закономерности педагогического обеспечения, влияющие на гуманизацию высшего образования подтвердили взаимосвязи: между целеполаганием педагогического обеспечения и личными возможностями личностно-телесного саморазвития студентовмежду содержанием педагогического обеспечения и уровнем личностно-телесного саморазвития субъектов образованиямежду уровнем педагогического взаимодействия и мо-тивационной готовностью студента к активизации личностно-телесного саморазвитиямежду уровнем педагогического сотрудничества и продуктивностью самостоятельного образования студентов.

8. Принципами продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования являются принцип «авторства», ценностно-личностной приоритетности образовательного процесса, безусловного и безоценочного принятия субъекта образования, собственной активности каждого участника, принцип ненасилия, эмпатийного принятия и доверия между субъектами образования, а также принцип равноправного сотрудничества, в совокупности, обусловливающих гуманизацию высшего образования.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования, состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема научно-обоснованного обновления современного высшего образования обусловлена доминированием внешних условий и требований социальной жизни, функциональной целенаправленностью и технологичностью сложившейся практики образовательной процесса, а также характерными взаимоотношениями основных субъектов образования. Рассмотрение в данном контексте проблемы гуманизации высшего образования актуализирует научный поиск истинного смысла и предназначения образования во «внутреннем» контуре образовательного пространства, обращенного ко внутреннему миру человека, его телесному и личностному саморазвитию как определяющему условию становления человеческой целостности.

Представленная концепция позволяет установить и реализовать ведущие условия педагогического обеспечения по двум основным направлениям: путем выявления факторов, предпосылок, закономерностей активизации личностно-телесного саморазвития субъектов образования и создания адекватных условий их функционирования, обеспечивая позитивное повышение уровня гуманизации высшего образования в целом.

Сущность предлагаемой теории педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития выражается в «обращенности» к студенту как свободной личности, сознательно осваивающей смыслы и ценности физической культуры как жизненно-необходимой области познания и практической деятельности, совершенствующей механизмы «включенности» в заинтересованное взаимодействие участников в образовательном пространстве вуза. Предлагаемые этапы, уровни, содержание и формы личностно-ориентированного педагогического обеспечения способствуют осуществлению возможностей телесного и духовного укрепления субъектом сообразно внутренним механизмам саморазвития ценностям, потребностям, способностям, интересам, умениям и навыкам отдельной личности.

Особое место в разрабатываемой теории педагогического обеспечения отводится компетентной и фасилитирующей деятельности преподавателя как фактора активизации целостного саморазвития студентов. Статус педагога-наставника предполагает преобразование системы взаимоотношений и общения участников как саморазвивающегося механизма обновления педагогического процесса, позитивно влияющего на гуманизацию высшего образования в целом. При таком понимании, педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов ориентировано на общечеловеческие ценности: здоровье человека, безопасность, красоту тела, достоинство, здоровый образ и стиль жизни, изначально закладывая в образовательном процессе гуманистические смыслы и взаимоотношения.

Сущность педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов выражается в позитивном изменении ментально-сти участников, приоритете духовно-нравственных позиций путем активизации внутреннего потенциала человека, возможностей самопознания, самоопределения, саморегуляции, самовоспитания, самореализации в личностно-значимой образовательной деятельности. В данном контексте, педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития направлено на обновление смыслов образования и предоставление выбора образовательного проекта, отстаивание «авторских» позиций телесного совершенствования и расширение личностно-ориентированного диалога, доверительного общения, уважение личного достоинства и закрепление сотрудничества субъектов образования как признаков гуманизации педагогического процесса в вузе.

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования нами выявлены следующие факторы продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов, способствующие гуманизации образовательного процесса: открытое физкультурное пространство вуза, ценностно-личностное взаимодействие, гуманитаризация образования, развитая рефлексия взаимоотношений, «включенность» субъекта в личностно-значимую деятельность, доверие к себе и другим, целостность воспитательной системы вуза, личность пе-дагога-фасилитатора, высокий уровень учебно-педагогического сотрудничества.

К условиям продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития мы относим: предоставление студенту возможностей свободного выбора и реализации собственного образовательного проекта, осуществление ценностно-личностного взаимодействия преподавателя и студентов на основе взаимного доверия, взаимопонимания, партнерства в совместной деятельности. Обеспечение целостности физкультурного пространства вуза позволяет закрепить ценностное приобщение к телесной и духовной культуре, смыслы здорового образа и стиля жизни как личностно-значимой области взрослеющего человека, накапливать опыт безопасной и продуктивной самодеятельности, гуманистических взаимоотношений.

Разрабатываемые теоретические положения педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов обусловлены созданием доверительной атмосферы межличностных отношений субъектов образования, позволяющей обосновать доверие студента к преподавателю и духовно-нравственный климат физкультурного пространства вуза как важные предпосылки продуктивности педагогического процесса в вузе, определяющие его гуманистически-ориентированные цели и содержание взаимодействия.

К критериям личностно-телесного саморазвития студентов мы относим показатели самомотивации, самоорганизации, самооценки и самоконтроля студентов, позволяющие определять позитивные изменения как в самом субъекте образования, так и целостном педагогическом процессе. К другой группе критериев относятся: мера доверительного отношения студента к себе и преподавателю, а также характер педагогического сотрудничества как показатели влияния педагогических условий на гуманизацию высшего образования.

Уровни педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов обоснованно разделены нами на функционально-ролевой, рефлексивно-деятельностный и ценностно-личностный, определяющие характерные особенности и степень влияния педагогических факторов и условий на гуманизацию образовательного процесса в вузе.

В процессе теоретического исследования мы выявили и обосновали основные закономерности педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов, влияющие на гуманизацию высшего образования. К их числу относятся взаимосвязи: между целеполага-нием педагогического обеспечения и личными ценностями, потребностями, способностями, возможностями личностно-телесного саморазвития студентовмежду содержанием педагогического обеспечения и уровнем личностно-телесного саморазвития субъектов образованиямежду уровнем педагогического взаимодействия и мотивационной готовностью студента к активизации личностно-телесного саморазвитиямежду уровнем педагогического сотрудничества и продуктивностью самостоятельного образования студентов.

На основании выявленных закономерностей нами обоснованы принципы продуктивного педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования. Помимо принципов свободосообразности, природосообразно-сти, культуросообразности, мы выделяем принцип «авторства», ценностно-личностной приоритетности образовательного процесса, безусловного и безоценочного принятия субъекта образования, собственной активности каждого участника, принцип ненасилия, эмпатийного принятия и доверия между субъектами образования, а также принцип равноправного сотрудничества, в совокупности, обусловливающих гуманизацию педагогического процесса в вузе.

Главная идея всей совокупности представленных принципов педагогического обеспечения отражает педагогическую идеологию, приоритетами которой являются: активная жизненная позиция субъекта культуры и образования, самостоятельно осуществляющего выбор значимой деятельности, сознательно осваивающего культурные ценности, заинтересованно добывающего необходимые знания, творчески развивающего свои умения и способности, ответственно оценивающего уровень личностно-телесного саморазвития и целенаправленно реализующего личный образовательный проект в повседневной жизни.

Продуктивным результатом педагогического обеспечения становится позитивное отношение субъекта к здоровому образу и стилю жизни как важнейшим ценностям человека, способствующим формированию гуманистического мировоззрения, духовно-нравственному укреплению студентов в условиях доверительного общения и сотрудничества с педагогическим сообществом. Внешнее оценивание должно уступить место самооцениванию, воспитание — самовоспитанию, саморегуляции, самоактуализации личности и индивидуальности студента как системы синергетического уровня, целостность которой раскрывается через множество новообразований, обусловливается процессами самоорганизации и саморазвития, позитивно влияющими на гуманизацию высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Структура Экзистенции. Введение в экзистенциализм. -СПб, 1998.
  2. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз». — Автореф. дисс. докт. педаг. наук.- Барнаул, 2000.- 48 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М: Мысль, 1991.- 299с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности //Психол. журн. -1993.- Т.14.
  5. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.- М.: Наука, 1997.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М.,-1996.
  7. А. Лекции по аналитической психологии. -М., -1996.
  8. А. Наука жить /Пер. С анг. Киев: Port-Royal, 1997.
  9. Ю.П. Преодоление авторитарности /Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов.- М.: Международная педагог, академия, 1995.- С. 250−253.
  10. Ю.Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.-М., 1994.
  11. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. -1995. -№ 1.
  12. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1994.
  13. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества / Новое педагогическое мышление // Ред. А. В. Петровского.- М., 1989.
  14. .Г. О проблемах современного человекознания. Л.: Просвещение.- 1977.
  15. .Г. Избранные психологические труды . В 2-х т. М.: Педагогика.- 1980.-Т.1.
  16. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
  17. Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
  18. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопр. психол. -1973. -№ 4.
  19. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  20. В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования//Философия и общество.- 1998,-С. 118−136.
  21. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
  22. В.И., Свирский Я. И. От смыслопрочтения к смыслопо-рождению//Вопр. филос. -1992. -№ 2.-С. 145−152.
  23. В.И., Буданов В. Г. Синергетика: эволюционный аспект// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления М., 1995.
  24. В.И., Буданов В.Г, Суханов А. В. Естественнонаучное образование гуманитариев на пути к единой культуре//ОНС, № 5.- М., 1994.
  25. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М.,-Воронеж, 1996.
  26. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
  27. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
  28. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996, № 1.- С. 23−25.
  29. А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психологога: Учебное пособие.-М.: Дело, 1999.
  30. Г. С. Особенности культуры глубинного общения //Вопр. философии. -1995. -№ 3.- С. 103−129.
  31. Батищев Г. С. Философская концепция человека и креативности в наследии С. Л. Рубинштейна // Вопр. филос. -1989. -№ 4.
  32. М. М. Философия поступка. М., 1989.
  33. А.П. Социальная форма движения . М., 1982.
  34. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Педагогика, 1996.- 318с.
  35. Н.А. Проблема человека // Ступени, — 1991.- № 1
  36. Н.А. О назначении человека.-М., 1993.
  37. Н.А. Царство духа и царство кесаря. -М., 1995.
  38. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  39. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
  40. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.-М., 1995.
  41. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика, — 1996.-№ 4.
  42. В.П. Слагаемые педагогической технологии, — М., 1989.
  43. В. С. От наукоучения к логике культуры. -М.: Политиздат, 1991.-413с.
  44. Н.Р. Психология личностного роста.- М.: Междунар. пед. академия.- 1995.
  45. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования.- М., 1994.
  46. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология.- М., 1998
  47. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. -1990. -№ 12.
  48. А.А. Психология общения. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  49. А.А. Возрастные характеристики акме и функции воспитания //Изв. Рос. Академии образования.- М., 1999.
  50. Л.И. Проблемы формирования личности. -М.: Изд-во «Институт практической психологии»,-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  51. О.Ф. Философия экзистенциализма.- СПб.: Лань.- 1999.
  52. Е.В. Введение в педагогическую культуру.- Учебн. по-соб.- Ростов-/на Дону, 1994.
  53. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия .- М., 1991.
  54. М. В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр.психол. -1992. -№ 3−4.
  55. Быховская И. М «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.
  56. .С. Психология. Нравственность. Культура.- М., 1994.
  57. С.Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения, А что же дальше? // М.: Магистр- 1996.- № 3.- С. 83−90.
  58. Братченко С. Л Новая встреча с гуманистической психологией // Вопр. психол.- 1992.-№ 1−2.
  59. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).- М., 1999.
  60. А.А. Понимание и общение.- М., 1989.
  61. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  62. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М., Воронеж, 1996.
  63. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Материалы «круглого стола» Вопр. филос. -1996. -№ 2.
  64. БуберМ. Два образа веры. М., 1995.
  65. А.П. Современная стратегия образования: варианты выбора // Педагогика.- 1997.- № 2.
  66. И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психол. исследования общения. М., 1985
  67. В.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1987.
  68. К.Н. Религия творческой жизни // Вентцель К. Н. Свободное воспитание.-М., 1993.
  69. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 1991.
  70. Вербицкий А. А, Кругликов В. Н. Контекстное обучение: формирование мотивации//Высшее образование в России.- 1998.-№ 1.
  71. Взаимодействие личности педагога и учащегося в педагогическом процессе образовательного учреждения: Сб. научных трудов.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.- Часть 1,2.
  72. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление .-Кишенев, 1986.
  73. Введение в психологию / Ред. А. В. Петровского. М., 1995.
  74. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1.
  75. М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебн. пос. М., МГПИ, 1982.
  76. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физ. культуры.-1994, № 9.- С. 9−11.
  77. Н.Ф. Методологические основы креативно-гуманистического высшего образования // Гуманизация образования.-1996.- С.45−46
  78. В.И. Избранные педагогические сочинения .-М., 1986.
  79. В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе: Дисс. д-ра пед. наук.- СПб.: ВИФК, 1999.
  80. Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.
  81. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи //Вопр. психол. 1995.-№ 2.
  82. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование студентов //Теор. и практ. физической культуры.- 1995.-№ 5.
  83. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие .-Воронеж, В ГУ, 1991.
  84. Л.С. Педагогическая психология // Сочинения. В 6 т. -М., 1989.-Т.1−3.
  85. Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М., Воронеж, 1996.
  86. .П. Этика преображенного Эроса.-М., 1994.
  87. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
  88. Х.Г. Истина и метод. М., 1988.
  89. Х.Г. Актуальность прекрасного .- М., 1994.- Хрестом. по фил. -Ростов-на-Дону, 1997.
  90. О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях.-М., 1995.
  91. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.- М., 1995.
  92. О.С., Вейсс A.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. -М., 1995.
  93. Г. Философия истории. М., 1974, Т.З.
  94. С.И. Основы педагогики (введение в прикладную философию). -М., 1995.
  95. Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. -М., 1992.
  96. .С. Менталитет в образовании.-М., 1995.
  97. В.И. Основы теоретической педагогики .- СПб., 1992.-288с.
  98. Т. Избранные произведения. В 2 Т.- М., 1965, Т.1.
  99. Э.Б. Способность и индивидуальность .- М., 1993.
  100. Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода.- Автореф. дисс. док. пед.наук.- Хабаровск: ХГПУ, 2000.
  101. Гуманизация воспитания в современных условиях. / Ред. О. С. Газман, И. А. Костенчук. М., 1995.
  102. Э.Н. Образование личности. -М., 1994.
  103. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М., 1994.
  104. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. фи-лос. -1996. -№ 5.
  105. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986
  106. В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994.
  107. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1988.
  108. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизма и гуманитаризм образования //Социально-политич. журнал.- 1995.-л.6.
  109. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  110. К.М. От Кьеркегора до Камю.-М., 1990.
  111. Ш. Долженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995.
  112. Э. Социология образования. М., 1996.
  113. B.C. Учебный процесс в современном вузе. М, 1991-
  114. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М., 1990.
  115. В.Н. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
  116. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике.-М., Ореол-Лайн, 1998.
  117. А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М., 1980.
  118. В.П., Моргунов Е. М. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М., 1994.
  119. В.П. Образование, культура, сознание //Философия образования для XXI века. -М., 1992.
  120. И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов.-М., 2001.
  121. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности //Вопросы психологии .- 1994.-№ 5.
  122. Э.В. Философия и культура. -М., 1991
  123. В.И. Студенческий спорт и молодежь.- М., 1995.
  124. И.И. Структура процесса учения.-М., 1986.
  125. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений.-М., 1988.
  126. М.С. Философия культуры. -СПб, 1996.
  127. М.И. Самостоятельная работа студентов.- Киев, 1990.
  128. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  129. И. Лекции по этике//Этическая мысль.-М., 1990.
  130. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  131. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления. Автореф. дисс. д-ра пед. наук.-М., 1989.-38 с.
  132. В.А. Современное воспитание : многомерный подход // Изв. Рос. Академии образования.- М., 1999.
  133. Е.П., Приходько В. В. К разработке онтологии непрерывного физкультурного образования // Теор. и практ. физической культуры.- 1990.-№ 12.
  134. Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете // Вопр. филос. 1995.- № 5.
  135. Н.В. Путь познания.-М., Воскресенье, 1998.-256с.
  136. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  137. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996.- № 2.
  138. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  139. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  140. Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: Автореф. дисс. док. пед.наук.- Хабаровск, 2000.
  141. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. филос. -1997. -№ 3.
  142. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения // Синергетика и учебный процесс.-М., 1999.
  143. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  144. Л.В., Крутова О. Н., Шварцман К. А. Воспитание: новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М., 1993.
  145. Г. Б. Гуманистическое образование традиции и перспективы. — М., 1993.
  146. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-н/Д, 1994.
  147. .Б., Крупное А. Н. Гуманизация -системообразующий фактор //Высшее обр.-е в России.- 1999,-№ 3.
  148. JI.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе / Система воспитания в высшей школе.- М.:НИИВО, 1994.-вып.З.
  149. М. Культурные механизмы развития // Вопр. психол.- 1995.- № 3.
  150. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.
  151. Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи.- Автореф. дисс. д-ра педаг. наук.- М.: ВНИИФК, 1999.
  152. В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.
  153. В.В. Методология педагогического исследования.- Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
  154. Н.Б. Культурология образования.-М., 2000.
  155. Л.Н. Воспитать себя. М., 1991.
  156. Л.Н. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск, 1996.
  157. Л.Н. Проблемы саморазвития личности.- Хабаровск: ХГПУ, 1997.
  158. Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности.-Хабаровск: ХГПУ, 2001.
  159. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М., 1989.
  160. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  161. Культура, культурология и образование: круглый стол // Вопр. психол.- 1997.- № 2.
  162. С. Страх и трепет.-М.: Республика, 1993.
  163. С. Наслаждение и долг.- Ростов-на-Дону, 1998.
  164. Л.П. Педагогическая поддержка саморазвития жизнеустой-чивости будущих специалистов технического профиля.- Хабаровск: ДВГУПС, 2000.
  165. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопр. филос. -1994.-№ 6.
  166. В.А. Духовность и рациональность: круглый стол // Вопр. филос. 1996, — № 2.
  167. А.А. Педагогическое общение.- М.-Нальчик, 1996
  168. П.Ф. Избранные педагогические сочинения .- М., 1988.
  169. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т.-М., 1983.
  170. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  171. А.Н. Педагогическое общение.- М., 1993.
  172. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопр. филос.- 1996.-№ 4.
  173. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //Психолог, журнал.-2000.-№ 1.
  174. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие / Ред. Л. Н. Куликова.- Хабаровск, 1995.
  175. М.И. Проблемы онтогенеза общения . М., 1986.
  176. О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
  177. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
  178. .Ф. Категории общения и деятельности //Вопросы философии.- 1979.-№ 8.
  179. Лотоненко А. В Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре.- Автореф. дисс. .д-ра педаг. наук.- Краснодар, 1999.
  180. А.В., Стеблецов Е. А. Молодежь и физическая культура.-М.: Физкультура, образование и наука.- 1997.
  181. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов //Теор. и практ. физ. культ. М., 1993.
  182. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-М., 1996.- № 1.
  183. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений /Пер. с англ.-М.: Междунар. педагог, академия, 1994.
  184. Э. Основные проблемы педагогики спорта/Пер. с нем. М. Я. Виленского.-М.: Аспект пресс, 1995.
  185. А.С. О целостном понимании человека//Сочинения. В 7 т.-М., 1958.-Т. 3, 6,7.
  186. А.С. О воспитании. 2-е изд.- М., 1990.
  187. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т.- М.: Педагогика, 1977.
  188. М.К. Картезианские размышления -М., 1993.
  189. М.К. Необходимость себя. М., 1996.
  190. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  191. А. Новые рубежи развития человека//Современная психология: теория и практика. Хрестоматия по гуманистической психотерапии -М., 1995.
  192. А. Психология бытия. М., 1997.
  193. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.-М., 1994.
  194. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возраст, и педагог, психологии.- М., 1981.
  195. Э. Основные проблемы педагогики спорта.- М.: «Аспект Пресс», 1995.
  196. Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании. / Межрегиональный сборн. науч. трудов. Кустанай, 1997.
  197. А. Психология жизни. СПб., 1992.
  198. А. Система и личность.-М., 1996.- 126с.
  199. B.C. Лекции по психологии мотивов человека.-Пермь, 1971.
  200. Методологическое своеобразие гуманитарного знания. М.: МГУМ, 1999.
  201. В.Ю., Алиханьян НА, Занадворов М.С Мифы педагогического сознания // Культура традиции — образование.- Ежегодник. -М., 1993-
  202. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  203. Н.Н. Восхождение к разуму М., 1993.
  204. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность.- Новосибирск: Наука, 1989.
  205. Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке: Автореф. дис. докт. пед.наук.- /ХГПУ.-Хабаровск, 1997.-38с.
  206. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-Л., 1981.
  207. А.В. Социализация в «смутное время». М., 1991.
  208. А.В. Воспитание как социальный институт // Изв. Рос. Академии образования, — М., 1999.
  209. Мясищев В. Н. Психология отношений, — М Воронеж, 1995
  210. В.В. В поисках иных смыслов,-М., 1993.
  211. НайнА.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного физкультурного образования // Теория и практика физической культуры.- М., 1995.-№ 10.
  212. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика.- 1996.- № 5.
  213. В.Д. Избранные психологические труды.- М., 1990.
  214. М.Н. Теоретические основы проектирования антропоори-ентированного педагогического процесса.- Автореф. дис. докт.пед.наук, Хабаровск: ХГПУ, 1999.
  215. В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования.-Хабаровск: ДВАФК, 1997.
  216. Р.П. Психология: В 2-х Т. Т1.-М., 1994.
  217. Г. С. Надежность профессиональной деятельности.- СПб.: СП-бГУ, 1996.
  218. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры. Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- СПб.: СПбГАФК, 1999.
  219. Е.Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире. М., 1992.
  220. JI.H. Школа как воспитательная система.- М., 1998.
  221. JI.H. Смена парадигм воспитания-назревшая проблема педагогики//Изв. Рос. Академии образования.- 1999.
  222. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.- М., 1989.
  223. С.И. Словарь русского языка.-М., 1977.
  224. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  225. Ю.М. Восхождение к индивидуальности М, 1991.
  226. Орлов Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. -1993 -№ 4.
  227. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика философской культу-ры.-М., 1991.
  228. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психол. -М., 1996 -№ 1.
  229. А.К. Психология самостоятельности. -М.-Нальчик, 1996.
  230. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В Петровского.- М., 1986.
  231. Основы психофизиологии /Под ред. Ю. А. Александрова. М., 1997.
  232. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону, 1996.
  233. А.Н. Избранные педагогические сочинения.-М., 1985
  234. Педагогические идеи К. Д. Ушинского -М., 1971.
  235. И.Г. Лебединая песня // Педагогическое наследие .- М., 1988.
  236. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М, 1982.
  237. В.А. Личность: феномен субъектности. -Ростов н/Д, 1993.
  238. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  239. Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.-М., 1989.
  240. A.M. Теоретические основы гуманистически-ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Автореф. дисс.. д-ра педагог, наук.- Хабаровск: ХГПУ, 1999.
  241. О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Автореф. дисс. д-ра педагог, наук.- Хабаровск: ХГПУ, 1999.
  242. С.Д. Психопедагогика.- М., 1998.
  243. . Готовность к самоопределению // Высшее образование в России.- 1998.- № 2.- С.80−83.
  244. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: КГУ, 1992.
  245. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.- М., ФИСД974.
  246. И.Р. Философия нестабильности // Вопр. филос. 1994.-№ 6.
  247. В.В. Непрофессиональное физкультурное образование: учебное пособие.- М.: РИО ГЦОЛИФК.- 1991.
  248. В.В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов // Теор. и прак. физ. культ. М., 1991.- № 4.
  249. А.С. Трудное восхождение к себе.- М., 1995.
  250. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1974.
  251. Психологический словарь/Под ред.В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. -М., 1996.
  252. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудиса.- М., 1980.
  253. Психология личности в трудах отечественных психологов .- СПб.: Питер, 2001.
  254. Г. Н. Теория и практика целеполагания в образовании.- М., 1993.
  255. Е. Синергетический подход в системе высшего образования//Высшее образование в России.- 1998.- № 2.- С. 41.
  256. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /Под ред. А. А. Деркача.- М.: Красная площадь, 1996.
  257. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе.-СПб., 1996.
  258. В.М. Философия образования как предмет общего дела // Вопросы философии.- 1995.-№ 11.
  259. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования //Социально-философские проблемы образования. -М., 1992.
  260. К. Актуализирующаяся тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов-н/Д, 1996.
  261. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М., 1994.
  262. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы.- М, 1999.
  263. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования //Социально-философские проблемы образования.-М., 1992.
  264. СЛ. Основы общей психологии.- М., 1989.-2т.
  265. СЛ. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопр. филос. -1989. -№ 4.
  266. Г. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения// Свободная мысль. 1993, № 17−18-
  267. Л.И. Диалог игра — манипуляция //Психолог, вестн. -.- Ростов н/Д.- 1996.-№ 1.
  268. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения : Автореф. дисс. канд. псих, наук.- С/Пб, 1995.
  269. Сатр Жан-Поль «Экзистенциализм это гуманизм» — М.: Тошнота, 1994.
  270. В.Н. Храм и путь к нему // Философия образования для XXI века.-М., 1992.
  271. Л.М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия их коррекции.- М., 1998.
  272. H.JT. Воспитание: теория и реальность // Изв. Рос. Акад. Образования.- М., 1999.
  273. В.Д. Эссе о воспитании // Изв. Рос. Академии образования.-М., 1999.
  274. В.В. Личностный подход в образовании : концепции и технологии.- Волгоград: Перемена, 1994.
  275. В.Ф. Образование: образ культуры //Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  276. И.Н., Новикова Л. И. Проблема современного воспитания в философском контексте//Педагогика, 1998.-№ 7.
  277. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования.-Екатеринбург, 1998.
  278. Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения.- Ростов н/Д, 1990.
  279. Т.П. Психология доверия : Учебн. пособие.- М., 2000.
  280. В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя. М., 1993.
  281. В.И. Анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии, 2000.- № 2.
  282. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  283. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М., 1995.
  284. Станкин М. И Если хотим сотрудничать М., 1996.
  285. М.И. Психология общения: курс лекций / Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МО ДЕК, 2000.
  286. JI.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект). Хабаровск, 1994.
  287. JI.A. Парадигма советской педагогики // Гуманист, идеи в отечеств, историко-педагогич. опыте.-Хабаровск, 1999.
  288. Степашко JI. A Философия и история образования.- М., 1999.
  289. Т.А. Педагогика: наука и искусство.- М., 1998.
  290. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии.- М., 1988, № 4.
  291. В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России // Теория и практика физической культуры.- 1993, № 4.- С.10−14.
  292. В.А. Как воспитать настоящего человека.-М., 1989.
  293. В.А. Потребность человека в человеке.-М., 1978.
  294. В.А. Верьте в человека . М., 1960.
  295. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  296. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой. В 2 кн.- 1993.-Кн.1.
  297. Л.Н. О воспитании // Педагог, соч. М., 1953
  298. К.Д. Человек как предмет воспитания.-М., 1950, Т. 1.
  299. Философия образования для XXI века. М., 1993.
  300. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999.
  301. Физическая культура / Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений.- / Состав. М. Я. Виленский и др. -М., 1994.- 54с.
  302. Физическое воспитание студентов: Учебное пособие /Под ред. Б. И. Новикова.- М.: МГУ, 1990.- 231с.
  303. Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996.
  304. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.- -М.: Моск. психол.-социал. инст.: Флинта.- 1999
  305. В.В. Педагогика сотрудничества в физкультурном образовании студентов // Труды унив-та. /ХГПУ.- 2000.- С.81−89.
  306. В.В. Социально-педагогические условия обновления физкультурного образования студентов .-//Труды унив-та./ХГПУ.-2001.-С.121−126.
  307. В.В. Физическая культура в гуманитарном образовании студентов технического вуза. Хабаровск: ДВГУПС, 1999.
  308. В.В. Физкультурное образование студентов технического вуза. Хабаровск: ДВГУПС, 2001.
  309. В.В. Социально-педагогические основы гуманизации физкультурного образования студентов технического вуза.- Хабаровск: ДВГУПС, 2001.
  310. В.В. Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования.- Хабаровск: ДВГУПС, 2003.
  311. Е.Н. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя : Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- Хабаровск: ХГПУ, 1998.
  312. Философия образования, состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) // Вопросы философии .- 1995.- № 11.
  313. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  314. С.А. Смысл жизни //Вопросы философии.- 1990.-№ 6
  315. Э. Бегство от свободы. -М., 1990.
  316. Э. Иметь или быть?-М., 1990
  317. Э. Душа человека. -М., 1992.
  318. М. Разговор на проселочной дороге. -М., 1993.
  319. М. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования //Философия образования для XXI века.-М, 1992.
  320. Г. А. Виды общения в обучении.-Томск, 1993.
  321. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
  322. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам.-М., 1991.
  323. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  324. В.Д. Психология деятельности и способностей человека. Учебное пособие. -М, 1996.
  325. В.Д. Духовные способности.- СПб., 1997
  326. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) .- М, 1997.
  327. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопр. психол. -1991.-№ 1.
  328. М. Формы знания и образования // Избранные про- изведения. -М., 1994.
  329. B.C. Философские подходы в педагогической теории // Сов.педагогика.- 1990.- № 12.
  330. П.Г. Педагогика свободы // Очерки по философии образования. М., 1993.
  331. П.Г. Избранные труды. М., 1995.
  332. Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
  333. Р.у. Доверие к себе.- СПб., 1992.
  334. Э. Идентичность: юность и кризис.- М., 1996.
  335. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопр. психол. 1995, № 2.
  336. К. Духовная ситуация времени/Человек и его ценности. 4.1. -М., 1988.
  337. Allport G.W. The Person in Psixology. Boston, 1969.
  338. Allison P.C. What and how preservise physical education teachers observe during on early field experience // Research guarterly for exercise and sport, 1987.
  339. Maslow A.H. Motivation and personality.- New York: Harper and Row, 1987.
  340. Sartre K. Existentialism and human emotions.- New York: Wisdom Library, 1957.
  341. Rogers C.R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.
Заполнить форму текущей работой