Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма регулирования блока инфраструктурной поддержки малых предприятий с учетом особенностей, характерных для Российской Федерации, и использованием сложившегося опыта в мировом сообществе и практические рекомендации по повышению эффективности деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Развитие, государственная и общественная поддержка малого и среднего предпринимательства в странах Запада
    • 1. 1. Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике
    • 1. 2. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании
    • 1. 3. Государственная политика в отношении малого предпринимательства в Германии
    • 1. 4. Поддержка малого предпринимательства в США
  • ГЛАВА II. Формы поддержки малого и среднего предпринимательства в странах Азии
    • 2. 1. Политика стимулирования малого предпринимательства: опыт Японии
    • 2. 2. Поддержка развития малых и средних предприятий в КНР
    • 2. 3. Влияние глобализации на положение малого промышленного бизнеса в Индии и формы его государственной поддержки
    • 2. 4. Влияние развития малого и среднего бизнеса на устойчивость экономики Тайваня
    • 2. 5. Особенности развития малого предпринимательства в
  • Южной Корее
    • 2. 6. Роль Азиатско-тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) в развитии малого и среднего бизнеса региона
  • ГЛАВА III. Проблемы развития малых предприятий в России
    • 3. 1. Статистика малых предприятий в России
    • 3. 2. Характер малых предприятий в России
    • 3. 3. Политика правительства в отношении малых предприятий
    • 3. 4. Современное состояние и проблемы МСП в России
    • 3. 5. Рекомендации по политике в отношении малых предприятий

Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Растущая роль малого и среднего предпринимательства в общем развитии международного сообщества является одной из важнейших современных тенденций, поскольку малая экономика принимает на себя важные социальные и экономические функции и обеспечивает условия воспроизводства рыночных отношений через баланс спроса и предложения, играя заметную роль в жизни общества.

Последние 20 лет наблюдается необычный рост числа малых и средних предприятий. Эти формы предприятий создаются и действуют во всех без исключения отраслях экономики в результате крупных организационно-технологических изменений и динамичного расширения рыночной среды, в силу чего и происходит изменение соотношения между крупномасштабным и малым производством. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости способствуют росту малого предпринимательства. Развитие глобальных рынков, транспортных и информационных систем приводит к появлению глобальной конкуренции и новой международной схемы разделения труда. Эти процессы заметно усложняют практику местных рынков, заставляя их участников искать, разрабатывать и использовать невостребованные до сих пор ресурсы, производственные участки, новые рыночные ниши, часто за пределами национальных рынков. Таким образом, сектор МСП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться, и представляет подлинную основу жизни стран с рыночной системой хозяйствования как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МСП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Этот сектор представляет самый многочисленный слой мелких и средних собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

В условиях современной смешанной экономики должно осуществляться разумное взаимодействие государство и предпринимателей.

С точки зрения государства, предприниматели должны обеспечить реализацию целей и интересов общенационального характера (повышение благосостояние народа, укрепление национальной безопасности, поддержание экологической безопасности и т. п.).

С точки зрения предпринимателей, государство должно создавать условия, при которых они смогут эффективно реализовывать цели своей деятельности (максимизация прибыли, минимизация риска, защита собственности и т. п.).

Именно в сфере пересечения целей и интересов государства и предпринимателей может осуществляться эффективная государственная политика, включая разработку стратегии и тактики государства по отношению к предпринимательству.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в процессе становления рыночных отношений в государственной поддержке особенно нуждается малый бизнес.

Поскольку проведение реформ в России в значительной степени осложняется отсутствием достаточно эффективных программ в сфере развития малого предпринимательства, постольку представляется целесообразным критически осмыслить опыт различных стран в данной сфере деятельности.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения фактически сложившейся ситуации в области формирования инфраструктурной поддержки сектора МСП за рубежом, определить направления ее дальнейшего совершенствования как одной из ключевых составляющих развития российского малого предпринимательства и осуществления мер его государственной поддержки.

Для реализации поставленной цели диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи:

— 5- изучить опыт ряда западных и восточно-азиатских стран по формированию государственной и общественной поддержки МСП;

— выявить наиболее эффективные направления государственной и общественной поддержки МСП;

— определить приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма регулирования блока инфраструктурной поддержки малых предприятий с учетом особенностей, характерных для Российской Федерации, и использованием сложившегося международного опыта в данном направлении.

Объектом исследования является экономика и развитие сферы малого и среднего предпринимательства в ряде развитых и развивающихся стран, в том числе, в США, где сильно развита система финансовой поддержки этих предприятийв Германии, в которой большое значение имеет взаимодействие этих предприятий с банкамив Великобритании, где значительна система государственных программ в этой сфереБельгии и Японии, где развита система поддержки этих предприятий на всех уровнях власти, Индии и Южной Кореи, где развиты интеграционные связи малых и крупных предприятий, а также России, в которой этот сектор предпринимательства развит пока еще очень слабо и не соответствует задачам экономического развития страны. Опыт этих стран дает много примеров решения проблем развития малых форм предпринимательства, которые являются актуальными не только для России, но и большинства стран с переходной экономикой.

Предметом исследования является практика государственной и общественной поддержки малых форм предпринимательства в ряде развитых и развивающихся стран.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные закономерностям процессов государственного регулирования развития предпринимательской среды, а также интеграционных процессов в экономике при реформировании промышленностиметодам и тенденциям проектирования управленческих структурразграничению отраслевых и региональных функций в организации поддержки малого предпринимательства, их взаимодействию с крупными, в том числе корпоративными структурами. Исследование базируется на современных достижениях науки и практики, принятых законах и правовых актах в области поддержки малого предпринимательства, реформирования промышленности, развития интеграционных процессов.

В качестве научного аппарата использованы методы системного и экономико-статистического анализа.

Использованы аналитические материалы Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Московской торгово-промышленной палаты, Института стратегического анализа и развития предпринимательства, Ресурсного центра малого предпринимательства, материалы Всемирного Банка, а также нормативно-правовые российские и зарубежные материалы.

Степень изученности диссертации. В России и за рубежом накоплено большое количество публикаций по проблемам западных и восточно-азиатских моделей развития, по проблемам стран с переходной экономикой. В Россииэто работы Института мировой экономики и международных отношений, Института международных экономических и политических исследований, Института экономики, Института Европы, Института Дальнего Востока и Института Востоковедения Российской академии наук, а также Академии народного хозяйства им. Плеханова. Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова и др. Это труды известных экономистов — ак. Абалкина Л. И., ак. Аганбегяна, ак. Богомолова О. Т., ак. Некипелова А. Д., ак. Львова Д. С., ак. Мартынова В. А., д.э.н. Широкова Г. К., ак. Гранберга А. Г., чл.-корр. РАН Татаркина А. И., чл.-корр. Минакира П. А., д.э.н. Ишаева В. И. и др.

Однако непосредственно по проблемам развития малого и среднего бизнеса работ значительно меньше. Это работы чл.-корр. РАН Смирнова С. А., д.э.н. Архипова А. И., д.э.н. Догиля П. Ф., д.э.н. Семенова В. Д., д.э.н. Авиловой А. В., д.э.н. Глинкиной С., д.э.н. Чепурнова А. Ю., д.э.н. Шамхалова Ф. И. и др.

И совсем недостаточно, разработаны комплексные проблемы государственной и общественной поддержки функционирования малого и среднего предпринимательства и ее роли в развитии новой экономики.

Научная новизна работы заключается в комплексном анализе развития инфраструктуры поддержки сектора малых форм предпринимательства за рубежом и в Россиипоказаны возможности малых форм предпринимательства в развитии новой экономики, основанной на знаниях, в условиях эффективной государственной и общественной его поддержки.

Основные научные результаты диссертации, полученные лично автором в ходе исследования заключаются в том, что на основе системного анализа мирового опыта политики поддержки малых форм предпринимательства:

— показана роль эффективности финансовой поддержки для развития малого бизнеса (на примере США);

— выявлены возможности взаимодействия малого бизнеса и банков (на примере Германии);

— показана меняющаяся роль государственных программ по поддержке малого бизнеса (на примере Великобритании, США, Бельгии и других стран);

— раскрыты возможности развития интеграционных связей малых и крупных предприятий (на примере Индии, Южной Кореи и других стран);

— определены направления поддержки и стимулирования развития малых форм предпринимательства в сфере информационных услуг и высоких технологий (на примере Японии, Южной Кореи, Китая);

— сформулированы приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма регулирования блока инфраструктурной поддержки малых предприятий с учетом особенностей, характерных для Российской Федерации, и использованием сложившегося опыта в мировом сообществе и практические рекомендации по повышению эффективности деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, связанных с предоставлением информационных, консультативных, обученче-ских, финансовых услуг для российских предпринимателей в рамках единой федерально-региональной концепции. При этом предполагается, реализация данных рекомендаций, направленных, в первую очередь, на упрочение позиций российских МСП на внутреннем рынке, в последующем значительно облегчит их выход на международную арену. Часть данных рекомендаций касается дополнения и корректировки действующей нормативной базы, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Практическая значимость диссертации определяется содержащимися в ней конкретными рекомендациями по совершенствованию системы поддержки сектора малого предпринимательства.

Полученные в работе результаты могут быть использованы компетентными организациями для выработки стратегии и планов развития малого и среднего предпринимательства в России, вплоть до разработки комплексных стимулирующих мер как на государственном, региональном, так и международном уровне. Наконец, материалы диссертации могут использоваться как учебное пособие при подготовке специалистов-регионоведов, экономистов и т. п.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных 3-х брошюрах и 6 статьях общим объемом около 10 п.л., а также в выступлениях автора на заседаниях Кафедры экономической теории и предпринимательства РАН и Центра азиатских исследований Института международных экономических и политических исследований РАН, а также на семинарах в Оксфордском Университете.

Основные выводы и рекомендации:

1. Если правительство заинтересованно в создании механизмов развития малого бизнеса, необходимо создавать и поддерживать источники формирования первоначального капитала для массового мелкого предпринимательства. Достижение финансовой сбалансированности в экономике, сопровождающиеся снижением доходов населения, может затормозить процесс создания рыночной среды, уменьшить количество налогоплательщиков, тем самым сократить доходы государственного бюджета. В то же время, льготное кредитование и налогообложение мелких предприятий вызвало бы рост числа малых предприятий.

2. Стимулирование развития предпринимательства должно ориентироваться на стартовые условия в регионах. Необходимым рычагом может стать налоговая политика, предусматривающая льготы для предприятий с малой численностью занятых. Здесь должна действовать избирательная протекционистская политика в налогообложении для тех регионов, которые оказались в стартовых неблагоприятных условиях (зоны неблагоприятного предпринимательства). Учитывать целесообразно не только региональную дифференциацию, но и отраслевое различие эффективности и нормы прибыли.

3. Провозглашаемая политика государственной поддержки предпринимательства, меры и стимулы, в нее заложенные, пройдут проверку на реалистичность и эффективность только с созданием региональных структур, схем и механизмов стимулирования и защиты начинающих предпринимателей.

4. Основные формы поддержки предпринимательства, выработанные мировой практикой, — специальные налоговые льготы, инвестиции, консультационные услуги по организации и ведению дела — еще не нашли адекватного понимания у местных властей.

5. Выделяя государственный и местный уровень поддержки малого бизнеса, отметим в качестве возможных следующие меры, которые должны быть разработаны с учетом региональной специфики.

На уровне государственной поддержки предпринимательства необходимо: разработать сильное антимонопольное законодательство, гарантирующее поддержку малого бизнеса, с четкой региональной привязкой в определении монополистаразработать либеральные законы, регулирующие создание и банкротство малых предприятийпринять налоговую систему, стимулирующую как развитие малого так и инвестиции частного бизнеса в исследования, разработки и создание основных фондов с учетом региональных стартовых условийподдерживать кооперацию малого и крупного предпринимательстваввести государственный контроль за стандартами в области измерений качества, безопасности, здоровья, для создания системы общих требований для новых направлений развития предпринимательстваобеспечить развитие информационных и коммуникационных сетейсодействовать развитию университетов и технических школ в области менеджмента, науки и техники, маркетинга и рекламы, финансов и учета;

Разработать меры, направленные на стимулирование и поддержания экспортной направленности бизнеса;

Обеспечивать поддержку промышленных зон, индустриальных парков, зон свободной торговли, исследовательских и инновационных центров для зарождения предпринимательства в новых сферах. На уровне местной администрации целесообразно обеспечить: — привлечение финансовых и иных ресурсов заинтересованных органов управления, предприятий и организаций к развитию малого предпринимательстваорганизацию взаимодействия малых предприятий в вопросах использования временно свободных финансовых средств и оказания временной финансовой взаимной помощисодействие малым предприятиям в получении банковских кредитов, в т. ч. под гарантию местного бюджетаорганизацию конкурсного размещения среди малых предприятий заказов на производство продукции, выполнение работ и услуг на нужды территории, финансируемых из средств местного бюджета, внебюджетных фондов и средств предприятий и организаций местного хозяйствапривлечение малых предприятий у выполнению территориальных планов и программ. Доведение до них информации о проблемах, перспективах и потребностях территории, населения, местных предприятий и организацийцелевое создание малых предприятий для производства продукции (услуг) на нужды территории и ее населенияразработку и создание систем льгот и стимулов для малых предприятий, участвующих в решении приоритетных проблем регионапредоставление информации о развитии, возможностях и потребностях малых предприятий на территориисоздание и ведение информационного банка данных по малым предприятиям на территорииразработку и реализацию программ социального развития малых предприятий: централизацию и организацию совместного использования на добровольной договорной основе их средств на указанные нуждыорганизацию взаимодействия предприятий местного хозяйства и малых предприятий в целях решения социальных проблем последних: организацию питания, заказов, пр.- создание служб консультирования бизнесменов современных методах ведения бизнеса и управлениясодействие в подборе и подготовке кадров. Ведение банка кадров специалистов и рабочих разных специальностейорганизацию школ менеджеров, семинаров, лекционных курсов, круглых столов по обмену опытом для руководителей и специалистов малых предприятийсоздание системы местных налогов, стимулирующих развитие малого бизнеса и инвестиций частного бизнеса в исследования.

Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что в промыш-ленно развитых странах поддержка предпринимательской деятельности опирается на четкое законодательство. В большинстве стран созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы предпринимательства, а также контролирующие выполнение намеченных правительственных программ. Как правило, распространены два основных варианта управленияразработка долгосрочных программ развития МСП и включение последнего составной частью в государственные экономические и социальные программы.

Задача государственных органов сводится к выработке общей концепции взаимоотношений государства и малого бизнеса, осуществлению мероприятий обеспечивающих не только выживание, но и эффективное функционирование МСП в условиях жесткой конкуренции.

— 196.

— 181 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В рыночно ориентированной экономической системе хозяйственного успеха и социальной стабильности можно одновременно добиться лишь в том случае, если структура экономики характеризуется наличием децентрализованных, ориентированных на конкуренцию предприятий, действующих по принципу полной хозяйственной самостоятельности и организованных на частнохозяйственных началах. Так, например, в Германии эту определяющую, структурообразующую функцию выполняют около 3,2 млн. самостоятельно функционирующих частных малых или средних предприятий (для них используется обобщенное название — «экономический миттельштанд»). В Великобритании -3,4 млн., в США — 19,3 млн., в Японии — 6,5 млн., в Германии — 2,6 млн., В КНР — 90% всех предприятий и т. д.

В послевоенный период общим для всех индустриально развитых стран было вмешательство государства в экономику с целью ограничения доли рынка, удерживаемой компаниями, которая в противнои случае могла стать слишком большой. Без запретов со стороны государства крупная корпорация, превратившись в монополиста, будет размещать ресурсы в ущерб благосостояния общества. Постепенно проблема — Как правительство может воспрепятствовать злоупотреблению частными фирмами имеющейся в их распоряжении рыночной властью? — сменилась на — Как правительству создать условия, способствующие успеху и выживаемости частных фирм? Сегодня озабоченность вызывают не чрезмерные прибыли и злоупотребление господством на рынке, а создание рабочих мест, стимулирование экономического роста и конкурентоспособность на внешних рынках. Деятельность корпораций вызывает озабоченность правительства, как правило, не тогда, когда она слишком успешна, а тогда когда она недостаточно успешна. Таким образом, политика правительства в этих странах в 1990;х годах все более характеризовалась отходом от воспрепятствования к благоприятствованию и разворотом в сторону поддержки новых фирм, способных создавать рабочие места и стимулировать рыночный рост.

После десятилетий упования на то, что эффективность обеспечат корпоративные гиганты (США, Южная Корея и др.), может показаться странным разворот политики в сторону малых и средних предприятий, рассматриваемых в роли движетелей экономического прогресса.

Если малые предприятия рассматривать как неподвижные объекты, они оказываются ненужным для экономики бременем. При небольшом объеме производимой ими продукции они несут убытки из-за ее высокой себестоимости, однако, если рассматривать их с эволюционной точки зрения, убытки с лихвой окупаются выигрышем в эффективности за счет динамизма. Больше всего способствует экономической эффективности тот факт, что малые предприятия по природе динамичны и эволюционны, так как являются проводниками научно-технического прогресса. Но они очень быстро умирают, если окружены неблагоприятной для них средой.

Наилучшим хозяйственным порядком, обеспечивающим равенство шансов, возможность экономического и социального восхождения для членов общества прежде всего за счет собственной предпринимательской деятельности, либеральная теория провозгласили такой порядок, при котором малое и среднее предпринимательство становится мотором экономического развития. Так, например, в Германии государственная поддержка малого бизнеса была провозглашена мерилом степени рыночной свободы и открытости экономики и превратилась из чисто хозяйственной задачи в некий социально-мировоззренческий императив послевоенной западногерманской общественно-экономической модели. Это же отношение к МСП наблюдалось после войны и осталось до настоящего времени также в Великобритании, на Тайване, несколько позднее получило развитие в Японии, еще позднее в Южной Корее и т. д.

Глобализация в сочетании с революцией систем электросвязи привела к резкому сокращению расходов на перемещение в пространстве не только материальных товаров, но и информации.

Парадокс глобализации состоит в том, что хотя рынок большинства товаров и услуг охватывает все больше стран, возрастающая роль нововведений заставляет ведущие индустриальные страны уделять все больше внимания рынкам местного значения.

Политика многих стран по отношению к предпринимательской деятельности сосредотачивается на двух основных направлениях. Первое, отход от традиционной триады, а именно, инструментов политики, ограничивающих свободу действий компаний в отношении заключения контрактов, т. е. регламентации, правил, регулирующих конкуренцию — антимонопольное законодательство в Соединенных Штатах и др. и участия государства в собственности на средства производства. Политика ограничивающих мер была оправданной до тех пор, пока существовала необходимость в сдерживании безудержно стремящихся к расширению своей доли рынка многонациональных корпораций. На ее место пришла политика, направленная на создание более благоприятных условий для создания и коммерциализации знания. Здесь мы видим поддержку НИОКР, рискового капитала, содействие образованию новых фирм.

Второе, фокус проводимой политики все более смещается на уровень штатов, регионов и даже на местный уровень. В этой связи все большая роль в экономике отводится МСП. Интерпретировать дерегулирование, приватизацию и сокращение ограничений в торговле как отказ государства от вмешательства в экономику значит игнорировать изменение приоритетов и целей государственной политики. За последние десять лет в ряде стран, в т. ч. США, Японии, Великобритании и др. были выдвинуты многочисленные инициативы по созданию благоприятных условий для НИОКР, венчурного капитала и вступления на рынок новых фирм, проведение которых в жизнь не входит в компетенцию традиционных регулирующих органов.

Важный принцип этой политики с самого начала заключался в том, чтобы создавать благоприятные рыночные условия для существования малого и среднего предпринимательства в целом, а не пестовать отдельные предприятия, ограждая их от воздействия конкурентной среды и ставя их в привилегированное положение. Из вышеизложенного следует несколько важных выводов, имеющих большое значение для осмысления практики российских реформ.

Во-первых, при всей важности макроэкономических проблем в послевоенной Германии, при том, что реформа Эрхарда началась с создания эффективной денежной системы, институциональным преобразованиям с самого начала уделялось самое пристальное внимание. В частности, поддержка малого бизнеса и обеспечила ту массовую демократическую социальную базу и становление того субъекта хозяйствования, который придал экономической трансформации Германии необратимый характер.

Очевидно, что приватизация в постсоциалистической экономикет с учетом ее конкретного социального контекста — данную задачу решить сможет в лучшем случае в весьма отдаленной перспективе. Следовательно, ни в коей мере не умаляя ее долговременного значения, необходимо осуществление целого комплекса специальных м^р по стимулированию предпринимательской деятельности.

Во-вторых, под поддержкой малого и среднего предпринимательства понималась политика, направленная на выравнивание стартовых шансов в условиях рыночной экономики. Между тем, в России сегодня под лозунгом «поддержки нового среднего класса» нередко имеет место прямо противоположное — подпитка на льготных условиях материально финансовыми ресурсами узкого круга привилигированных хозяйственных структур, созданных в ходе номенклатурной «приватизации». Государственные же органы, призванные содействовать малому предпринимательству, бессильны (или не желают) поставить заслон на пути такой практики, дискредитирующей рыночные реформы в глазах мелких предпринимателей и населения.

Как показывает практика, во всем мире кредитование малого бизнес, а является весьма сложной проблемой. Это обусловлено особенностями данного сектора экономики, затрудняющими его кредитование по общепринятым cxt мам. Малые предприятия несут три вида рисков, которых в силу своей величины и рыночной диверсификации лишены крупные предприятия.

Во-первых, это риск создания нового дела, которое, как правило, в недостаточной мере обеспечено ресурсами, не имеет надежных рынков сбыта и деловой репутации. Во-вторых, этот трудности роста. Небольшие компании с высокими темпами развития наиболее уязвимы перед случайностями и непредвиденными обстоятельствами. Третий риск связан с недостаточной диверсификацией малых и средних предприятий. Эти фирмы, как правило, опираются на единственный рынок сбыта и имеют ограниченную клиентуру, в связи с чем даже незначительный спад конъюнктуры может поставить такие компании в тяжелое финансовое положение.

Кроме того, обслуживание большого числа небольших компаний требует от банков более высоких операционных расходов, чем обслуживание меньшего количества крупных фирм. Стоимость обработки информации и оценки степени риска гораздо выше при небольших объемах кредитования.

Все перечисленные факторы и определяют стремление банков работать с крупными клиентами. Поэтому, как правило, и плата за равнозначный кредит для малого предприятия выше, чем для крупного, и, кроме того, малое предприятие обычно может получить кредит, лишь заручившись соответствующей гарантией платежеспособности, что представляет для него значительную сложность. В последние десятилетия в мировой экономике наблюдались тенденции, в целом направленные на улучшение ситуации с кредитованием малого и среднего бизнеса. Когда в кризисные 70-е годы в ряде развитых стран многие крупные компании подверглись дорогостоящей структурной перестройке, открылась в новом качестве значимость малых фирм, способных оперативно обеспечивать выпуск новых товаров и создавать дополнительные рабочие места. В банковской сфере осознали, что наиболее перспективными клиентами завтрашнего дня могут стать именно динамично и гибко развивающиеся малые и средние предприятия. К тому же развитие новых механизмов инвестирования позволило крупным компаниям шире удовлетворять свои потребности в финансовых ресурсах на рынках ценных бумаг, не прибегая к заемному банковскому капиталу, в результате чего у банков появилась потребность в замене уходящих крупных клиентов более мелкими. Однако проблема кредитования малых и средних предприятий продолжает оставаться острой.

В целом со стороны банковской системы сохраняется тенденция выработать единое универсальное решение, единый механизм финансирования для всех компаний, несмотря на серьезные различия в специфике финансирования малых предприятий и крупных корпораций. Поскольку подобный механизм до сих пор не выработан, в мировой практике применяются различные схемы решения этой проблемы.

Существуют три варианта финансовой поддержки малых предприятий: прямое финансирование, снижение стоимости кредита, обеспечение гарантиями на получение кредита.

Прямое финансирование небольших фирм обеспечивается чаще всего путем создания государственными структурами фондов развития, задача которых — аккумулировать необходимые инвестиционные средства с целью поощрения банков в кредитовании малых предприятий.

Одним из вариантов решения проблемы уменьшения стоимости кредитных ресурсов может быть предоставление банкам налоговых льгот по средствам, направляемым на кредитование малого бизнеса, что позволяет выдавать кредиты небольшим фирмам на более выгодных условиях.

Но даже в таких случаях малые фирмы сталкиваются со значительными трудностями в обеспечении кредитов надежными гарантиями, так как у них отсутствует необходимое материальное обеспечение. В большинстве западных стран выход из подобной ситуации находят в организации коллективных публичных гарантий для данной группы заемщиков.

Привлечению средств частных инвесторов в малый бизнес и сведению их рисков к минимуму способствуют использование специализированных фондов и соответствующее законодательство, регулирующее их деятельность. Одним из основных источников средств для государственных и региональных фондов могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес могут быть привлекательными для частных (особенно иностранных) инвесторов только в том случае, если малые предприятия имеют существенные налоговые льготы. В противном случае доходность подобных облигаций возможна только за счет построения финансовых пирамид.

— 187 В последние годы важным внешним источником финансирования малого бизнеса, помимо средств государственных программ, различных фондов и коммерческих банков, становятся частные или спонсорские средства. Особое значение приобретает в этом плане деятельность венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения. Главный стимул венчурного инвестирования — прибыль от прироста стоимости акций компаний, быстро освоившей серийное производство новой оригинальной продукции. В этом случае инвестор, купивший акции новой фирмы, сможет их выгодно реализовать.

Еще одной формой поддержки разработок, осуществляемых малыми предприятиями, является совместное финансирование. Например, в Германии банками и страховыми организациями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале малых и средних предприятий.

Широкое распространение в последние годы получил такой источник финансирования малых и средних фирм, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Однако этот способ чреват возможностью частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности, если контрольный пакет акций достанется внешним инвесторам.

Определенную роль в решении проблем финансирования малого и среднего бизнеса играют торгово-промышленные палаты, которые выступают своего рода гарантом кредита, давая коммерческим банкам или специальным фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния, что значительно снижает требования к залоговому обеспечению вплоть до выдачи кредита без залога.

И тем не менее, несмотря на появление в последние десятилетия новых финансовых схем и механизмов, позволяющих привлекать в малый и средний бизнес частные инвестиционные ресурсы, главенствующую роль в финансировании данного сектора экономики продолжает играть поддержка со стороны государства. В разных странах подходят к этому по-разному, но практически везде особое место в решении данной проблемы принадлежит государству.

По оценкам Минэкономразвития РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, обеспечения устойчивости и необратимости реформ, создания конкурентной среды и осуществления необходимых организационно-промышленных изменений в ближайшие годы в России должна составить 4,5−5,5 млн. (сейчас — около 1 млн.).

Широкомасштабное развитие малого предпринимательства в России позволит более эффективно решать многие проблемы становления рыночных отношений: расширить социальную базу реформобеспечить гарантии их необратимости, развития конкуренциидиверсифицировать и оптимизировать организационную структуру производства, решить проблемы занятости, мобилизации человеческих и организационно-технологических ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и И.
  2. Федеральный закон РФ от 07.07.93 г. № 5340−1 (ред. от 19.05.95 г.) «О торгово-промышленных палатах».
  3. Федеральный закон от 19.05.95 г. № 82-ФЗ (ред. от 17.05.97 г. и 19.07.98 г.) «Об общественных объединениях».
  4. Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  5. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
  6. Закон РФ от 07.02.92 г. № 2300−1 (ред. от 09.01.96 г.) «О защите прав потребителей».
  7. Закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  8. Указ Президента РФ от 18.0393 г. № 351 «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
  9. Указ Президента РФ от 29.06.98 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».
  10. Указ Президента РФ от 04.04.96 г. № 491 (ред. от 06.01.99 г.) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
  11. Указ Президента РФ от 08.07.94 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации».
  12. г. Москвы от 28.06.95 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве».
  13. Соглашение Правительства государств-участников СНГ от 17.01.97 г. «О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ».
  14. Публикации на русском языке
  15. JI.И. Россия. Поиск самоопределения. М., 2002.
  16. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. Вопросы экономики, № 6, 1997.
  17. Е. К проблеме формирования среднего класса в России. Вопросы экономики. № 7, 1998.
  18. Азия-2002: новые тенденции в экономике внешней политики. М., 2003.
  19. Т. Малые предприятия в экономике России // Предпринимательство в России. 1998. № 2.
  20. В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.
  21. Л., Матвеева Г. Южная Корея. Взгляд из России. М., Наука, 1994.
  22. А., Батлина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение. Вопросы экономики, № 4,1997.
  23. Бизнес-ассоциации XXI века. Программа будущего. Вашингтон, Центр международного частного предпринимательства, 1997.
  24. А. Малое предпринимательство. Организация и правовые основы деятельности. М., Ось-98, 1998.
  25. Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства. МэиМО, № 6, 1996.
  26. А. Парадоксы государственной поддержки малого предпринимательства. Вопросы экономики, № 6, 1997.
  27. В.А., Ермаков С. Л. и др. Малое предпринимательство: поиск путей развития. С.Пб., 2002.-19 827. Деловой Китай. М., 2002
  28. П.Ф., Семенов В. Д. Предпринимательство и малый бизнес. Минск, Высшая школа, 1997.
  29. География и проблемы регионального развития. М., 1989.
  30. В.В., Кузнецова Г. В. Предприятия малого бизнеса (правовое регулирование, бухгалтерский учет, отчетность). М., ПРИОР, 1997.
  31. А., Колесникова J1. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений. Вопросы экономики. М., 1996, № 7, с. 9.
  32. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. СПб., Бизнес-пресса, 1998.
  33. .Н. Военно-помышленный комплекс в экономике и политике России. М., 2001.
  34. Кураков B. JL, Климова П. В. Правовая поддержка малого предпринимательства. М., Гелиос, 1998.
  35. Курс переходной экономики под редакцией ак. Абалкина Л. И. Фин-стат информ, 1997.
  36. Д.С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России. М., 2003.
  37. Д.С. Экономика развития. М., 2002.
  38. М.Г., Старостин Ю. П. Малое предпринимательство. М., Инфра-М., 1997.
  39. , С. Брю. Экономика. М., 1993.
  40. Малое предпринимательство в контексте российскиъх реформ и мировой опыт. Под редакцией Авиловой А. В. и Чепуренко А. Ю. М., РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем, 1995.
  41. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М., ЮНЕСКО, 1998.
  42. Малый бизнес в России: Оценка ситуации // Общество и экономика. 1996. № 11−12.-19 943. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. М., Ассоциация развития МП, 1996.
  43. Материалы Петербургского экономического форума. 1997 и 1998.
  44. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М., Инфра-М., 1997.
  45. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1994.
  46. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии 199−2000 года. Всемирный банк. М.
  47. А.В. Тайвань накануне XXI века. М., 1999.
  48. Опыт рыночных преобразований и совершенствование системы государственного регулирования. М., 2001.
  49. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. Вопросы экономики, № 4, 1997.
  50. Общероссийское объединение «Круглый стол бизнеса в России». Центр комплексных социальных исследований и маркетинга. Выпуск XI.-М., 1995.
  51. Общественные объединения предпринимателей. Справочник. М., АНХ при Правительстве РФ, 1996.
  52. В.М., Соловьев А. А. Справочник по малому предпринимательству. М., ПРИОР, 1999.
  53. Ю. Деловые люди России объединяются. Власть, № 3, 1995.
  54. Предприятие в условиях рынка. Под редакцией А. Ш. Ахмедуева. М, ИЭ РАН, 1994.
  55. Промышленная политика и национальная безопасность России. М., 2001.
  56. А. Частная собственность в интересах человека труда: ее значение для личной свободы и социального порядка. М., Дело, 1994.
  57. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни. Вопросы экономики, № 3,1998.-20 059. Рост, конкурентоспособность, занятость. Вызов XXI века. Белая книга Европейского сообщества. 1994.
  58. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М., Экономика, 2000.
  59. Сборник по материалам семинара «Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблемы занятости». Под редакцией Чепурнова А. Ю. М., РНИСиНП, Немецкий культурный центр им. Гете, 1995.
  60. С.А. Малый бизнес в системе современной рыночной экономики: методологические и общетеоретические проблемы. М., 1996.
  61. С. Промышленная политика: проблемы и перспективы. Вопросы экономики. М., 2000, № 9.
  62. Современный Тайвань. М., 1994.
  63. Тайвань, Краткие справочные сведения. М., 1997.
  64. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М., 1999.
  65. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М., 2002.
  66. В.Ю. Малое и среднее предпринимательство в условиях перехода к рынку: проблемы маркетинга. М., 1998.
  67. Финансовые условия становления и развития малого бизнеса в России. Бизнес-тезарус. -М., ИСАРГ, 1998.
  68. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991.
  69. К. Малое предпринимательство. М., Инфра-М., 1998.
  70. В. Кооперация малых и средних предприятий в Италии. МэиМО, № 2,1997.
  71. Ф. Теория государственного управления. М., 2002.
  72. Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 1999.
  73. ШирлиВ.Ю.Го. Экономическая политика Тайваня. М., 1999.
  74. Г., Аносова Л. Вьетнам. История. Политика. Экономика. М., Экономика, 2000.
  75. Публикации на иностранных языках
  76. The State of Small Business: from the Report of the President Transmitted to the Congress. Washington, 1989.
  77. The European Observatory for SME Research. Second Annual Report -1994. ENSR. European Network for SME Research. April, 1994.
  78. Johnson, Erik C. Strengthening Russian Chambers of Commerce and In-dusty. Case Studies. Washington. CIPE. 1997.
  79. Pratt, Shannon P. Valuing Small Business and Professional Practices. New-York. McGraw-Hill. 1998.
  80. Drucker, Peter F. Managing the Non-Profit Organization: Principles and Practices. Washington. Harperbusiness. 1992.
  81. Gibb A. and Haas Z. 'Developing local support services for small business development in Central and Eastern Europe The donor challenge' // Entrepreneurship & Regional Development, vol. 8.
  82. Gibb A. and Havers M. Supporting small business membership organisations // Small Enterprise Development, 6, 2, 1995.
  83. Komsa A. and Merkulov T. 'Small and medium enterprise development in Belarus' // J. Levitsky (ed.), 'Small Business in Transition Economies', London, 1996.
  84. Levitsky J. Business associations in countries in transition to market economies // Small Enterprise Development, vol. 5, no. 3, 1994.
  85. OECD/CCET (ed.), 'Systems for Financing newly emerging private enterprises in transition economies', Paris, 1996.
  86. D. 'ntel-nationalisaation, Inter-Firm Linkages and SME Development in Central and Eastern Europe.' Final Report for Phare ACE project (contract no 95 2168R), 1998.
  87. UNCTAD. Handbook on Foreign Direct Investment by Small and Medi-umsized Enterprises. Lessons from Asia. U.N., N. Y and Geneva, p. 70.-20 289. The Survey on Small and Medium Enterprises. Korea Federation oJ Small Business. Seul, 1995, p. 3.
  88. Assistance to small and medium-sized enterprises for enhancing their capacity for export marketing. ESCAP., U. N, N.Y., p.30.
  89. Shamsul Izwan Saharani. Malasia. Assistance to small and medium-sized enterprises for enhancing their capacity for export marketing. ES CAP., U.N., N.Y., pp. 147−148.
  90. UNCTAD. Handbook on Foreign Direct Investment by Small and Medi umsized Enterprises. Lessons from Asia. U.N., N.Y. and Geneva.
  91. Pacific Economic Cooperation Council. Survey of impediments to trad< and investment in the APEK Region. Singapore, 1995.
  92. The Future of Asia in the world economy. OECD, Asian Developmen Bank. 1998.
  93. IMF. Annual Report, 1998,1999. Wash., 1998.
  94. Smaallbone D. and Welter F. The Role of Government in SME Devel opment in Transition Countries', Paper presented to the ICSB Annua Conference, Naples, June, 1999.
  95. Smallbone D., Piasecki B. Venesaar U, Rumpis L. and Budreikate D. Th Survival, Growth and Support Needs of Manufacturing SMEs in Polan and the Baltic States/ Final report of a project funded under the EI Phare Programme (contract no 94 0743R), 1996.
  96. Stern N. The transition in Eastern Europe and the former Soviet Unioi some strategic lessons from the experience of 25 countries over six year: //S., 1997.
  97. BMWi-Mitteilung vom 10 Mai 1999.
  98. Richtlinie des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Technologic zum PRO-gramm «INNOvationskompetenz mittelstandischer Unter-nehmen (PROINNO)» Bundesanzeiger № 100 vom. 02.06.1999.
  99. BMWi-Mitteilung vom 28. Mai 1999 und 28. Juni 1999.
  100. Ellis J., DeLValle C. Tall order for U.S. small businesses// Businesses week. -N.Y., 1993. № 3302. -P. 60−64.1. Периодическая печать
  101. Журнал «Вопросы экономики».
  102. Журнал «Международная экономика и международные отношения».106. Коммерсант.
  103. Газета «Аргументы и факты».108. Газета «Независимая».
  104. Журнал «Проблемы прогнозирования».
  105. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления».111. ASEAN Economic Bulletin.
Заполнить форму текущей работой