Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы расширения сферы применения сверхлегких и очень легких вертолетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другими задачами, на которые может быть расширена зона применимости СЛВ и ОЛВ, является аэрофотосъемка и наблюдение. В настоящее время СЛВ и ОЛВ практически не применяются для таких задач. В то же время в этой области было сделан ряд исследований, которые позволяют обосновать возможность расширения сферы применения СЛВ и ОЛВ для таких видов работ как аэрофотограмметрия и видеотеплосканирование… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень основных сокращений и обозначений
  • 1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И 17 ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ МАЛЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ
    • 1. 1. Классификация вертолетов

    1.2 Развитие и состояние ситуации в области государственного регулирования 19 вертолетов малых весовых категорий и анализ основных показателей безопасности полетов различных классов летательных аппаратов

    1.3 Развитие теории полета вертолетов и методов расчета характеристик несущего 23 винта

    1.4 Развитие теории применения вертолетов для решения задач в народном 26 хозяйстве

    1.5 Анализ существующих сверхлегких и очень легких вертолетов

    1.6 Особенности конструкции и эксплуатации сверхлегких и очень легких вертолетов

    1.6.1 Общие характеристики сверхлегких и очень легких вертолетов

    1.6.2 Особенности конструкции и эксплуатации несущих винтов

    1.6.3 Особенности конструкции и эксплуатации рулевых винтов

    1.6.4 Особенности конструкции и эксплуатации каркасных конструкций

    1.6.5 Особенности конструкции и эксплуатации трансмиссии

    1.5.6 Особенности конструкции и эксплуатации системы управления

    1.5.7 Особенности конструкции и эксплуатации взлетно-посадочных устройств

    1.6.8 Особенности конструкции и эксплуатации силовых установок

    1.7 Выводы по главе

    2 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕРХЛЕГКИХ И ОЧЕНЬ ЛЕГКИХ 52 ВЕРТОЛЕТОВ В ЭКОНОМИКЕ

    2.1 Сферы применения сверхлегких и очень легких вертолетов в экономике

    2.2. Авиахимические работы и возможности применения сверхлегких и очень легких вертолетов на них

    2.2.1 Возможности применения сверхлегких и очень легких вертолетов на 53 авиахимических работах

    2.2.2 Оборудование для авиахимической обработки растений

    2.2.3 Технико-экономические аспекты применения сверхлегких и очень легких 58 вертолетов на авиахимических работах

    2.3 Возможности применения сверхлегких и очень легких вертолетов для оценки 61 состояния окружающей среды, наблюдения и видео фотосъемки

    2.3.1 Наблюдение и видеосъемка объектов со сверхлегких и очень легких вертолетов

    2.3.2 Тепловизионное сканирование со сверхлегких и очень легких вертолетов

    2.3.3 Аэрофотограмметрия с помощью сверхлегких и очень легких вертолетов

    2.4 Выводы по главе 2 81 3 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА СВЕРХЛЕГКИХ ВЕРТОЛЕТОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

    3.1 Определение расчетных характеристик сверхлегких и очень легких вертолетов

    3.1.1 Особенности расчета характеристик несущих винтов

    3.1.2 Определение характеристик несущего винта вертолета

    3.1.3 Моделирование динамики полета сверхлегких и очень легких вертолетов

    3.2 Летно-технические характеристики одновинтовых сверхлегких и очень легких 93 вертолетов и влияние на них навесного оборудования

    3.3 Особенности аэродинамических характеристик соосных сверхлегких и очень 99 легких вертолетов на режимах применения в экономике

    3.3.1 Особенности аэродинамических характеристик соосных сверхлегких и очень 99 легких вертолетов

    3.3.2 Расчет оптимального азимута пересечения лопастей соосных вертолетов с 113 двухлопастными несущими винтами

    3.4 Моделирование учета сноса химических веществ при авиахимических работах

    3.4.1 Определение методики учета сноса химических веществ при работе сверхлегких 122 и очень легких вертолетов

    3.4.2 Определение направления и скорости ветра в полете

    3.4.3 Повышение точности данных спутниковой навигационной системы при 129 авиахимических работах

    3.4.4 Расчет траектории осаждения капель выброшенных вертолетом

    3.4.5 Расчет скоростей внешнего потока

    3.4.6 Результаты расчета траектории движения капель

    3.4.7 Зависимость величины сноса частиц от параметров движения вертолета во время 147 авиахимических работ

    3.4.8 Алгоритм работы системы учета сноса частиц рабочей жидкости

    3.4.9 Методика определения площади химической обработки

    3.5 Выводы по главе

    4 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СВЕРХЛЕГКИХ ВЕРТОЛЕТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ ИХ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

    4.1 Методы испытаний сверхлегких и очень легких вертолетов

    4.2 Методика проведения безопасных испытаний сверхлегких и очень легких 168 вертолетов в беспилотном режиме

    4.3 Структура и принципы работы автоматической системы управления для 172 проведения безопасных испытаний сверхлегких и очень легких вертолетов в беспилотном режиме

    4.4 Способы совмещения исполнительных механизмов системы автоматического 175 управления с ручной системой управления

    4.5 Средства экспериментального определения параметров полета сверхлегких и 184 очень легких вертолетов

    4.5.1 Структура измерительного комплекса параметров сверхлегких и очень легких 184 вертолетов

    4.5.2 Состав измерительной и вычислительной части основного модуля регистратора 186 динамических параметров

    4.5.3 Оборудование и методика калибровки основного модуля регистратора 194 динамических параметров

    4.5.4 Проверка работоспособности инерциального измерительного блока регистратора 194 динамических параметров

    4.5.5 Спутниковая навигационная система регистратора динамических параметров

    4.5.6 Измеритель магнитного курса

    4.5.7 Оборудование для определения баланса мощности трансмиссии и нагрузки на 199 валах

    4.5.8 Контроль двигателя сверхлегких и очень легких вертолетов

    4.5.9 Программное обеспечение регистратора динамических параметров сверхлегких и 213 очень легких вертолетов

    4.5.9.1 Структура программного обеспечения регистратора динамических параметров

    4.5.9.2 Внутренняя программа регистратора динамических параметров

    4.5.9.3 Программа для работы дополнительного измерительного устройства

    4.5.9.4 Программа визуализации основных данных регистратора динамических 216 параметров

    4.5.9.5 Программа чтения встроенной памяти регистратора динамических параметров

    4.5.9.6 Программа анализа полученной информации

    4.6 Эксперименты по синтезу системы автоматического управления сверхлегких и 224 очень легких вертолетов для беспилотных испытаний

    4.6.1 Определение передаточных функций системы автоматического управления 224 сверхлегких и очень легких вертолетов по записям экспериментальных полетов с помощью регистратора динамических параметров

    4.6.2 Анализ работы канала продольного управления

    4.6.3 Анализ работы канала поперечного управления

    4.6.4 Анализ работы канала путевого управления

    4.6.5 Управление вертикальной скоростью

    4.6.6 Общая структурная схема короткопериодического движения вертолета

    4.6.7 Моделирование работы системы системы управления сверхлегкого вертолета 236 «Роторфлай»

    4.6.8 Выбор исполнительных механизмов системы автоматического управления

    4.7 Система автоматического управления сверхлегким вертолетом «Роторфлай» 241 4.7.1 Структура системы автоматического управления сверхлегким вертолетом

    Роторфлай"

    4.7.2 Принципы работы системы автоматического управления сверхлегким вертолетом 247 «Роторфлай»

    4.7.3 Анализ характеристик стабилизации в режиме использования системы 250 автоматического управления сверхлегким вертолетом

    4.8 Выводы по главе 4 254 5 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СВЕРХЛЕГКИХ И ОЧЕНЬ ЛЕГКИХ ВЕРТОЛЕТОВ И СПОСОБОВ ИХ УЛУЧШЕНИЯ

    5.1 Вибрационные параметры сверхлегких и очень легких вертолетов

    5.2 Методика и оборудование измерения вибрации

    5.3 Экспериментальное определение собственных частот колебаний элементов 259 вертолета

    5.4 Определение величины виброускорения в полетных условиях

    5.5 Анализ вибрационных данных

    5.6 Определение частот резонансных колебаний лопастей несущего винта 267 сверхлегких и очень легких вертолетов

    5.7 Возможности повышения сопротивления вибрации лопастей

    5.8 Проверка лопастей сверхлегких и очень легких вертолетов на устойчивость к флаттеру

    5.9 Оценка влияния изменения азимута встречи лопастей соосного сверхлегких и 278 очень легких вертолетов на уровень вибрации

    5.10 Активные системы снижения вибрации

    5.11

    Выводы по главе

    6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕРТОЛЕТОВ ПРИ АВИАХИМИЧЕСКИХ РАБОТАХ

    6.1 Задачи экспериментальных исследований эффективности сверхлегких и очень 284 легких вертолетов при авиахимических работах

    6.2 Определение дисперсности частиц

    6.3 Определение плотности распределения рабочей жидкости при авиахимических 286 работах с использованием вертолетов

    6.4 Исследование возможностей учета сноса частиц рабочей жидкости в процессе 294 авиахимической обработки

    6.4.1 Оборудование для определения параметров ветра в полете

    6.4.2 Эксперименты по определению площади обработки

    6.5 Исследования датчиков контроля распыляющей аппаратуры летательных 302 аппаратов

    6.6 Улучшение характеристик одновинтовых вертолетов на режимах 309 авиахимических работ

    6.6.1 Улучшение путевой управляемости на малой скорости

    6.6.2 Определение величины коэффициента боковой силы

    6.6.2.1 Методика экспериментального определения коэффициента боковой силы 312 хвостовой балки

    6.6.2.2 Проведение экспериментов в аэродинамической трубе

    6.6.3 Гашение вибрации на хвостовой балке

    6.6.4 Эксперименты с комплектом гребней хвостовой балки

    6.6.5 Измерение вибрации на педалях пилота

    6.6.6 Влияние гребней на динамику полета вертолета при авиахимических работах

    6.7 Выбор оптимальной конфигурация вертолета сверхлегкого и очень легкого 327 вертолета для применения на авиахимических работах

    6.8 Выводы по главе 6 328

    Заключение 330

    Список использованной литературы 333

    Приложения

    ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ АФЧХ — амплитудно-фазочастотная характеристика,

    АХР — авиахимические работы,

    АЧХ — амплитудно-частотная характеристика,

    АЦП — аналогово-цифровой преобразователь,

    ВС — воздушное судно,

    ГП — горизонтальный полет,

    ГСП — гиростабилизированная платформа,

    ГШ — горизонтальный шарнир,

    ДД Д — датчик дифференциального давления,

    ДОС — датчик обратной связи,

    ДСД — датчик статического давления,

    ДУС — датчик угловой скорости,

    ЖКИ — жидкокристаллический индикатор,

    ИИБ — инерциальный измерительный блок,

    ИМ — исполнительный механизм,

    J1A — летательный аппарат,

    JITX — летно-технические характеристики,

    МСА — международная стандартная атмосфера,

    НВ — несущий винт,

    НКП — наземный командный пункт,

    OJIB — очень легкий вертолет,

    ПК — персональный компьютер,

    ПО — программное обеспечение,

    РВ — рулевой винт,

    РДП — регистратор динамических параметров,

    РЛЭ — руководство по летной эксплуатации,

    САУ — система автоматического управления,

    СБИ — система бортовых измерений,

    СВС — система воздушных сигналов,

    СКД — система контроля двигателя,

    СКЗ — среднеквадратичное значение,

    CJ1A — сверхлегкий летательный аппарат,

    CJ1B — сверхлегкий вертолет,

    СНС — спутниковая навигационная система,

    ШИМ — широтно-импульсная модуляция,

    CAN — протокол обмена данных,

    ICAO — Международная организация гражданской авиации.

Методы расширения сферы применения сверхлегких и очень легких вертолетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена проблемами в области применения вертолетов в народном хозяйстве. К ним можно отнести высокий износ занятого на авиационных работах (АР) парка воздушных судов (ВС) и несоответствие его структуры и показателей потребностям и требованиям заказчиков, низкий уровень технического обеспечения работ, противоречия интересов производителей и заказчиков АР, высокая стоимость работ и некоторые другие, снижающие объемы и качество производства АР в стране.

Эти проблемы особенно остры в связи с постепенным выводом из эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ка-26, серийное производство которых давно прекращено. Данные ВС активно использовались на авиахимических работах (АХР), но в последнее время их количество резко сокращается. Их активно замещают на этих работах сверхлегкие самолеты и дельталеты, однако не имея индуктивного потока, и маневренности свойственной вертолетам они не могут выполнить часть АХР (в частности в пересеченной местности и на ограниченных площадях) с высоким качеством. Кроме того, отсутствие ВС с низкими эксплуатационными расходами и возможностью движения с малой скоростью, не позволяет выполнять наблюдение за объектами и аэрофотограмметрию, которые востребованы в сферах строительства, сельского хозяйства и ряде других отраслей экономики. Применение сверхлегких (СЛВ) и очень легких вертолетов (ОЛВ) для АХР и аэрофотосъемки (АФС) позволяет снять часть проблем. В этой связи решение задач, расширяющих сферу применения СЛВ и ОЛВ в различных отраслях, имеет важное значение для развития авиации и экономики страны, определяет актуальность и значимость работ по созданию соответствующих методов и средств, а следовательно и темы диссертации.

Состояние проблемы. Расширение сферы использования СЛВ и ОЛВ в экономике связано с решением задач сложного характера и необходимости учета различных факторов, влияющих на эффективность их применения и безопасность полетов. К настоящему времени известно множество работ по исследованию различных аспектов применения вертолетов более тяжелого класса и выполнения на них АР, образующих основы для теоретической базы и определяющих основные направления исследований диссертационной работы.

Основными областями экономики, в которых могут найти эффективное применение СЛВ и ОЛВ, являются авиахимические работы, наблюдение за объектами и аэрофотосъемка.

Решение задач эффективного применения СЛВ и ОЛВ для АХР стало возможным при использовании результатов ряда исследований, выполненных для других классов ВС. Огромный вклад в развитие теоретических основ применения летательных аппаратов для сельского хозяйства внесло ОАО «НПК ПАНХ». Ряд исследований выполнялся и специалистами других организаций, в том числе СКБ МГТУ ГА. .Основы теории применения ВС для авиахимической обработки полей разработаны С. А. Паршенцевым, B.C. Лагуточкиным, Ю. Г. Логачевым, которые для моделирования процесса использовали уравнения динамики движения изолированных частиц рабочего вещества правильной и постоянной формы и П-образные схемы вихревого следа самолетов и вертолетов. Впоследствии Б. Л. Артамонов, А. Б. Евдокимов и другие специалисты, применяли в этих задачах расчетные процедуры описания дальнего следа ВС на основе концевых вихрей их несущих систем, а также отдельных эффектов движения частиц. Исследования в области оборудованию для авиахимических работ и их технологиям В. М. Шумилина, М. О. Гумбы посвящены выбору показателей отдельных видов технических средств и отработке технологических режимов их применения с учетом особенностей выполнения работ. В исследованиях В. Б. Козловского, В. С. Деревянко, О. В. Худоленко показано, что АХР являются специфическим видом деятельности, ориентированным на требования потребителей и во многом отличающимся от воздушных перевозок, что требует разработки и использования специальных методов и средств. Структурно-функциональные и аналитические описания ВС для АХР, формирование требований к ним и рекомендаций по выбору типа, состава и показателей оборудования для разных ВС и работ, а также обоснования качественных показателей и технологических режимов проведения АХР заданным ВС в различных условиях выполнены В. П. Асовским.

Однако, в данных работах не рассмотрены возможности эффективного снижения сноса путем полета ВС по оптимальной траектории, компенсирующей снос химикатов в зависимости от атмосферных условий в режиме реального времени. В то время как такие маневры возможны для СЛВ и ОЛВ вследствие их высокой маневренности и наличия современных цифровых пилотажных приборов.

Другими задачами, на которые может быть расширена зона применимости СЛВ и ОЛВ, является аэрофотосъемка и наблюдение. В настоящее время СЛВ и ОЛВ практически не применяются для таких задач. В то же время в этой области было сделан ряд исследований, которые позволяют обосновать возможность расширения сферы применения СЛВ и ОЛВ для таких видов работ как аэрофотограмметрия и видеотеплосканирование. В этой связи наиболее интересны работы A.C. Назарова и Ю. Н. Корнилова, посвященные теории фотограмметрии. В классической теории фотограмметрии предполагается априорное знание базы снимков и использование двух фотоаппаратов, что для СЛВ и ОЛВ сложно осуществить ввиду малых размеров фюзеляжа ВС. Исследования в области видеотеплосканирования во многом основываются на опыте специалистов конструкторского бюро ОАО «Азовский оптико-механический завод». Теория работы сканирующих тепловизионных устройств на воздушных судах активно развивалась такими специалистами как Д. С. Гавриловым, Г. А. Падалко, С. А. Покотило. Их исследования показывают возможность создания интегрированного сканера, адаптированного для СЛВ и ОЛВ.

В целом расширение сферы применения СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве может быть осуществлено после определения границ применимости воздушного судна. В последнее время особенно актуальными стали задачи беспилотных испытаний ВС на опасных режимах. Большое количество исследований в данном направлении выполнено в НИИ Проблем физического моделирования ХАИ. Работы его ученых А. И. Рыженко, В.О., Черановского, В. П. Максимова направлены на создание алгоритмов и принципов выполнения экспериментов с летательными аппаратами в беспилотном режиме. Ими была рассмотрена теория объединения большого количества критериев подобия и выработки принципов построения системы управления при беспилотной отработке критических режимов полета. Однако в связи с тем, что в большинстве работ описаны беспилотные испытания самолетов, особенностям вертолетов в работах данных ученых уделяется мало внимания.

Целью работы является расширение сферы применения СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве на основе новых методов и средств их эксплуатации.

В процессе достижения этой цели решены задачи:

— расширение сферы применения СЛВ и ОЛВ для АХР;

— расширение сферы применения СЛВ и ОЛВ при выполнении задач видеонаблюдения и АФС.

— разработки методов определения эксплуатационных ограничений для СЛВ и ОЛВ.

Методы исследования использованные в работе включают в себя методы летного эксперимента, вычислительной математики, теории несущего винта вертолета, теоретической механики и динамики полета, методы идентификации летных параметров, продувки в аэродинамической трубе и эксперименты на проливной установке, а также программирование алгоритмов на ЭВМ.

Достоверность результатов исследований подтверждается сравнением теоретических и фактических данных, в т. ч. полученных автором при проведении летных испытаний, сопоставимостью расчётных данных фактическим величинам и успешной реализацией на практике полученных рекомендаций, выводов и предложений.

Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в полученными автором результатами и определяется:

— научным обоснованием расширения сферы возможного использования СЛВ и ОЛВ для решения экономических задач;

— разработанными методами экспериментального определения летных характеристик СЛВ и ОЛВ, учитывающими особенности данного класса ВС;

— разработанной методикой определения эксплуатационных ограничений для СЛВ и ОЛВ, совмещающей в себе выполнение пилотируемых полетов и полетов в беспилотном режиме;

— разработанным методом активного снижения вибрации на борту СЛВ и ОЛВ, базирующимся на использовании многослойных модулей из сегнетоэлектрического материала;

— разработанной методикой выбора оптимальных азимутов встречи соосных двухлопастных НВ работающих в противофазе;

— установлением новых эффектов применения интерцепторов хвостовой балки, позволяющих не только улучшить путевую управляемость и снизить потребную мощность на режимах малой скорости, но и снизить вибрацию на хвостовой балке и педалях летчика;

— разработанным методом измерения потребной мощности на винтах СЛВ и ОЛВ, предусматривающим использование цифрового радиоканала для передачи данных с вращающихся элементов валов;

— разработанной методикой определения площадей пропусков, двойной, несанкционированной обработки поля во время выполнения АХР;

— разработанным методом снижения сноса частиц рабочего вещества при выполнении АХР с использованием СЛВ и ОЛВ учитывающим реальное движение ВС над полем и параметры ветра.

Теоретическая значимость результатов исследований. Предложенные результаты исследований в виде методик могут быть использованы для расчета параметров СЛВ и ОЛВ, для определения оптимальных методов авиахимической обработки и качества АХР, теоретического обоснования использования оборудования наблюдения на СЛВ и ОЛВ.

Практическая ценность. Результаты представленных в диссертационной работе исследований могут использоваться для расширения сферы использования и повышения эффективности применения СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве.

С использованием предложенных методов решен ряд прикладных задач, частности:

— выполнение испытаний, подготовка к эксплуатации и создание беспилотной версии СЛВ «Роторфлай»,.

— расчет характеристик и подготовка к испытаниям ОЛВ «Брат»,.

— подготовка проекта сельскохозяйственного ОЛВ «Игрек»,.

— подготовка проекта низковысотного тепловизионного двухспектрального сканера с неохла-ждаемой матрицей,.

— создание комплекса для выполнения аэрофотограмметрии с использованием сверхлегких летательных аппаратов;

— разработка пилотажного стенда легкого вертолета Ии-Маэ-240,.

При выполнении НИР:

— Разработка унифицированной системы вибродиагностики и мониторинга силовых установок и трансмиссий воздушных судов, 2002;2003г, инв. № 2 050 501 017;

— Разработка и создание опытного образца твердотельного авиагоризонта для сверхлегких летательных аппаратов на чувствительных элементах нового поколения, 2006;2007г, инв. № 2 200 705 609;

— Теоретические исследования систем инерциальной навигации с разработкой новых математических методов фильтрации для безопасных испытаний сложных подвижных объектов, 2008;2010г, инв. № 2 201 153 409;

— Исследование влияния геометрии на аэродинамику и аэроакустику лопасти турбины ветроэнергетической установки, 2010;2011г, инв. № 2 201 161 097;

— Математическое моделирование полета сверхлегких вертолетов, для оценки летной годности по параметрам устойчивости, управляемости и летно-техническим характеристикам 2011 г, инв. № 1 201 157 466;

В учебном процессе представленные результаты были реализованы в курсах «Аэродинамика» и «Конструкция вертолетов» кафедры «Вертолетостроение» ДГТУ, в программах повышения квалификации Института управления и инноваций Авиационной промышленности, в программах обучения пилотов с/х летательных аппаратов АСК ФЛА «Геликоптер» .

Предложенные методики использовались при выполнении оценки экологического ущерба АХР и подготовки программ мониторинга состояния окружающей среды.

Апробация работы. Основные положения работы, научные и практические результаты исследований докладывались и получили положительную оценку на Европейском вертолетном форуме (2007 г.), форуме Российского вертолетного общества (2006), конференции «Исследования и образование в конструировании летательных аппаратов» (Варшава, 2010 г.) и других международных, всероссийских, отраслевых и вузовских научно-технических конференциях и семинарах (УГАТУ 2008; МАИ 2010, МГТУ ГА, 2011 г. г.). Отдельные результаты выполнения работы были отмечены призами нескольких научно-технических конкурсов, в частности в конкурсе Южно-Российского отделения Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (1998 г.), в конкурсе Ростовского отделения Российской инженерной академии (2000 г.), в конкурсе молодых ученых им. акад. И. И. Воровича (2002 г.), на всероссийском конкурсе научно-исследовательской и инновационной деятельности «Иннов 2007» (2007 г.), в конкурсе «Высокие технологии 21 века» (2010г.). В 2006 г. работа была удостоена гранта фонда СРМФПНТС.

Публикации. Отдельные результаты диссертации опубликованы в одной монографии, 82 научных статьях, 19 из которых входят в перечень рекомендованный ВАК и 5 отчетах о НИР, в которых автор являлся ответственным исполнителем или научным руководителем. По результатам работы официально зарегистрированы 3 программы и получено 5 патентов. На защиту выносятся:

— методы расширения сферы применения СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве;

— концепция маловысотного сканера с адаптивным сканированием, интегрированного с бортовым оборудованием СЛВ и ОЛВ;

— методика определения оптимального азимута встречи лопастей двухлопастных соосных НВ по величине экстремумов сил НВ;

— методика определения качества АХР посредством определения обработанной площади поля, площади пропусков, площади поля с повышенной плотностью обработки, площади несанкционированной обработки (выход за границу поля).

— методика определения границ эксплуатации СЛВ и ОЛВ в беспилотном режиме, включающая способы создания системы автоматического управления и определения передаточных функций для беспилотных испытаний СЛВ и ОЛВ;

— методы совмещения ручной системы управления и электрических исполнительных механизмов;

— принципы создания оборудования регистрации параметров СЛВ и ОЛВ, методика определения крутящего момента на валах СЛВ посредством цифрового радиоканала;

— метод снижения вибрации на режимах эксплуатации СЛВ и ОЛВ, путем использования активной системы снижения вибрации, базирующейся на твердотельном исполнительном устройстве, совмещающем прямой и обратный электрострикционный эффект;

— метод улучшения характеристик одновинтовых СЛВ и ОЛВ путем установки дополнительных устройств — гребней хвостовой балки;

— базы статистических, экспериментальных и расчетных данных, описания элементов программного обеспечения необходимого для определения границ эксплуатации СЛВ и ОЛВ. Структура работы. Диссертация состоит из перечня условных обозначений, введения, шести глав, заключения, списка литературы из 247 наименований. Общий объем диссертации 377 страниц, содержащих 228 рисунков и 34 таблицы. Основная часть изложена на 349 страницах.

В первой главе приведена классификация вертолетов. Представлено развитие и ситуация в области государственного регулирования вертолетов малых весовых категорий в мире. Показано, что в настоящее время целесообразно выделять не только класс сверхлегких вертолетов со взлетным весом до 495 кг, но и очень легких, как это делается во многих странах мира. Максимальный взлетный вес данной категории целесообразно ограничивать 750 кг. Выполненный анализ существующих особенностей конструкции и эксплуатации СЛВ и ОЛВ показывает, что вертолеты, которые могут быть отнесены к сверхлегким и очень легким, имеют много общего, что позволяет рассматривать многие задачи эксплуатации совместно для двух классов — СЛВ и ОЛВ. Приведена оценка потенциальной опасности СЛВ и ОЛВ по сравнению с другими ВС. Выполненный анализ развития теории полета вертолетов и методов расчета характеристик несущего винта показывает целесообразность выбора методик для решения задач эксплуатации.

Вторая глава посвящена анализу возможностей применения СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве. Показано, что после определения границ эксплуатации они могут использоваться для выполнения некоторых видов АР. В частности, рассмотрены возможности применения СЛВ и ОЛВ на АХР. Представлено опрыскивающее оборудование, которое может применяться на данных вертолетах, его особенности, преимущества и недостатки. Сделан экономический анализ АХР, на которых могут быть эффективны СЛВ и ОЛВ. В частности, показано, что имея низкую стоимость, но обладая индуктивным потоком, характерным для всех вертолетов, СЛВ и ОЛВ могут частично заменить устаревшие типы вертолетов, которые в настоящее время выводятся из эксплуатации. В то же время, малая полезная нагрузка таких ЛА обуславливает применение мелких частиц рабочей жидкости, которые могут иметь значительный снос при наличии боковой составляющей скорости ветра. Это является важной проблемой, которая должна быть решена для эффективного применения СЛВ и ОЛВ на АХР.

В главе также рассмотрен вопрос использования СЛВ и ОЛВ для наблюдения, видеофотосъемки и оценки состояния окружающей среды и объектов. Для этого рассмотрены возможности использования тепловизионных сканеров и других устройств, интегрированных с цифровым пилотажным оборудованием СЛВ или ОЛВ. Представлена методика определения высоты сканирования по минимальным требованиям идентификации объекта и тепловой разрешающей способности в зависимости от полетных условий. Также кратко представлена методика выполнения аэрофотограмметрии с СЛВ и ОЛВ с использованием цифрового бортового оборудования. Основной проблемой применения интегрированного оборудования наблюдения и сканирования является необходимость понижения вибрации.

В третьей главе представлены особенности расчета характеристик СЛВ и ОЛВ. Показано, что навесное сельскохозяйственное оборудование высокого давления приводит к меньшему снижению летных характеристик. Представленные особенности характеристик соосного ОЛВ показывают уменьшение эффективности нижнего НВ, однако все равно соосная комбинация НВ оказывается более эффективна, даже на режиме висения. Для двухлопастных соосных НВ в главе предложена методика расчета оптимального азимута встречи лопастей верхнего и нижнего винта по критерию минимальной вибрации на основной эксплуатационной скорости полета. В дополнение к формулам определения аэродинамических характеристик в главе представлена методика моделирования учета сноса химических веществ при выполнении АХР адаптированная для учета сноса в реальном масштабе времени с помощью данных, получаемых от простого цифрового пилотажного оборудования CJ1B и OJ1B. Реализация данных алгоритмов на дополнительных устройствах визуализации или управления позволит компенсировать увеличение сноса рабочих веществ при применении мелких капель на оборудовании CJIB и OJ1B. Представлена методика определения площади химической обработки поля.

В четвертой главе представлены методы и средства экспериментального определения границ эксплуатации CJIB и OJIB путем проведения беспилотных испытаний. Учитывая, что определение границ применимости вертолетов является потенциально опасной задачей, предлагается решать ее путем установки системы автоматического управления (САУ), которая могла бы заменить пилота на автоматику на опасных режимах. С другой стороны само построение САУ является технически сложной задачей. Отладка САУ в беспилотном режиме часто приводит к авариям. Для недопущения этого предлагается упрощенная методика создания САУ. Она предполагает построение САУ и проведение испытаний на граничных режимах в три этапа. На первом этапе полеты CJIB и OJIB в пилотируемом режиме в испытанном диапазоне с записью полетной информации, построение алгоритмов работы САУ. На втором этапе отработка САУ совместно с летчиком на борту. Для безопасности таких полетов должна быть предусмотрена возможность аварийного отключения каналов не только электрически, но и механически. Третий этап предусматривает испытания вертолета в отсутствие человека, в том числе на критических режимах полета, включая испытания системы спасения вертолета. В соответствие с данной методикой в главе представлены средства экспериментального определения параметров полета CJ1B и OJIB. В частности описан оригинальный измеритель крутящего момента, состоящий из радиоканала и тензометров монтируемых на вращающемся валу вертолета. Предложены возможные способы совмещения исполнительных механизмов САУ с ручной системой управления. В главе представлены результаты замеров и моделирование работы системы управления CJIB «Роторфлай». Представлены результаты испытаний и анализ характеристик стабилизации в режиме использования САУ CJIB «Роторфлай».

В пятой главе проведен анализ методов и средств, используемых для исследования вибрационных характеристик CJIB и OJIB, и способов их улучшения. Представлены экспериментальные данные замеров и некоторых расчетов, сделанных для CJIB «Роторфлай».

Снижение вибрации на борту CJ1B и OJIB позволит существенно поднять эффективность их применения в экономике, особенно для решения задач наблюдения и сканирования местности. В соответствие с этим представлены методики и экспериментальные данные определения вибрационных характеристик С JIB и О JIB. Представлены результаты экспериментов по снижению вибрации соосных вертолетов в соответствие с расчетной методикой, представленной в третьей главе. Предложены твердотельные исполнительные устройства для снижения вибрации на борту CJIB и ОЛВ.

Шестая глава посвящена экспериментальным исследованиям эффективности СЛВ и ОЛВ при АХР. Представлены экспериментальные методы определения размеров частиц и плотности распределения капель при выполнении АХР. Сделан выбор состава оборудования для экспериментального определения направления и скорости ветра на базе простого пилотажного оборудования, характерного для СЛВ и ОЛВ. Показаны результаты экспериментов по определению площадей обработки с помощью данного оборудования. Предложены позисторные датчики бесконтактного контроля расхода рабочей жидкости в распыляющих штангах. Стендовые испытания данных устройств показали их приемлемую точность. Для улучшения характеристик одновинтовых вертолетов на режимах АХР сделан анализ возможности использования гребней хвостовой балки вертолета. Эксперименты в аэродинамической трубе и на натурном одновинтовом вертолете показали высокую эффективность устройств, позволяющих улучшать путевую управляемость на режимах малой скорости. Предлагаемое устройство позволяет влиять не только динамику полета, но и снижать вибрацию рулевого винта, бафтинг хвостовой балки и толчки, вызванные нестационарностью вихревого кольца рулевого винта при развороте в сторону его индуктивного потока. В ходе экспериментов определено, что вибрация, приходящая на педали пилота, снизилась в 4 раза. Моделирование динамики случая полета вертолета при изменении бокового ветра с 2 до 5 м/с показал, что вертолет при установке гребней имеет возможность быстрее перестроиться на новую траекторию полета. Снижение площади «несанкционированной» обработки при этом составит 1820% в зависимости от диаметра, капель.

Основные выводы по проведенным исследованиям сформулированы в конце каждой главы диссертации. Наиболее важные из них представлены ниже, проведенные теоретические и экспериментальные исследования актуальных вопросов возможностей расширения эксплуатации и повышения эффективности применения СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве позволили получить следующие основные научно-практические результаты.

1. Определено, что появившиеся в последнее время, двухместные вертолеты малой взлетной массы могут быть эффективно применены для решения народнохозяйственных задач. В соответствие с иностранными аналогиями целесообразно вертолеты с максимальным взлетным весом от 495 до 750 кг рассматривать как отдельный класс очень легких вертолетов. СЛВ и ОЛВ имеют много общего с точки зрения конструкции, эксплуатации, стоимости и потенциальной опасности для окружающей среды и третьих лиц, что позволяет рассматривать вопросы их применения совместно. Двухместные СЛВ и ОЛВ позволяют поднимать 100−150кг химических препаратов и успешно выполнять АХР, сочетая в себе низкую стоимость летного часа и индуктивный поток, позволяющий качественно обрабатывать растения. Применение СЛВ и ОЛВ экономически оправдано для осуществления видеонаблюдения, теплосканирования и аэрофотограмметрии. При этом целесообразно применять оборудование, интегрированное со штатным оборудованием СЛВ и ОЛВ, что снизит стоимость и вес.

2. Разработана концепция маловысотного тепловизора с адаптивным сканированием -«смотрящей» матрицей, который может быть эффективно применен на СЛВ и ОЛВ. При этом в качестве источника первичной информации углового положения ВС используется ИИБ штатного пилотажного прибора, что упростит и удешевит устройство.

3. Рекомендовано выполнять с СЛВ и ОЛВ аэрофотограмметрию объектов или участков местности с помощью одного фотоаппарата и множественной съемки местности с перекрытием снимков. При этом также может быть использован штатный ИИБ вертолета дополненный контроллером и дифференциальной СНС.

4. Рекомендовано использование математической модели среды в следе вертолета и движения капель при АХР в сочетании с устройствами, определяющими текущие параметры ветра, может позволить СЛВ и ОЛВ применяться на авиахимических работах с очень высокой эффективностью. На СЛВ и ОЛВ определять направление и скорость ветра, это делать целесообразно по разнице курсов и скоростей летательного аппарата. Дополнительное устройство, совмещенное со штатным приемником СНС, магнитометром, измерителем воздушных сигналов СЛВ и ОЛВ, может пересчитывать текущие данные опрыскивания каждой штангой в зависимости от атмосферных условий и выдавать пилоту корректирующую информацию в режиме реального времени или накапливать ее для последующего анализа.

5. Разработана математическая модель определения величин площадей при АХВ, в том числе: обработанной площади поля, необработанной площади поля (площадь пропусков), площади поля с повышенной плотностью обработки (двойная обработка), площади несанкционированной обработки (выход за границу поля) для оценки качества работ.

6. Для СЛВ и ОЛВ рекомендовано осуществлять дифференцированный контроль расхода жидкости в каждой опрыскивающей штанге СЛВ и ОЛВ и использовать при этом бесконтактные датчики с позисторными чувствительными элементами. Такие датчики просты и не создают дополнительного гидравлического сопротивления в опрыскивающей системе.

7. Предложено для улучшения характеристик одновинтовых СЛВ и ОЛВ на АХР использовать навесные аэродинамические гребни хвостовой балки, выполняющие роль интерцепторов. Эксперименты показали, что при использовании гребней сельскохозяйственный вертолет получил прибавку запаса путевого управления на висении и малых скоростях полета, при попутных и боковых ветрах ощутимо уменьшилась потребная мощность винтов, вчетверо снижена вибрация педалей управления, во время выполнения разворотов в конце поля практически исчезли колебания фюзеляжа, вызванные нестабильностью режима вихревого кольца рулевого винта.

8. Разработана методика определения границ эксплуатации СЛВ и ОЛВ. При этом подтверждение расчетных предельных параметров и эффективность систем спасения ВС осуществляется в беспилотном режиме. При этом беспилотные испытания СЛВ можно разделить на 3 подэтапа: выполнение измерений динамических характеристик и синтез алгоритмов управления вертолетомизготовление и испытания САУ СЛВ и ОЛВ в пилотируемом режимевыполнение испытаний СЛВ и ОЛВ в беспилотном режиме.

9. Разработана структура измерительной системы, с помощью которой может быть осуществлена в короткий срок идентификация характеристик СЛВ и ОЛВ для создания САУ. Определено, что при записи параметров СЛВ и ОЛВ для идентификации канала общего шага необходимо использовать автомат поддержания частоты вращения двигателя. Разработан и апробирован метод измерения крутящего момента с примененением тензомостов и малогабаритных цифровых радиопередатчиков, устанавливаемых непосредственно на вращающихся валах. При этом достаточно одного приемника для получения информации. Кроме определения моментных характеристик метод может использоваться для измерения нагрузок на валах, втулках и лопастях СЛВ и ОЛВ, непосредственно во время полета.

10. Разработаны методы совмещения ручной и автоматической системы управления. При использовании обратимых электрических приводов может быть применено прямое параллельное включение ИМ с механической страховкой, срабатывающей при приложении усилия к ручке управления. Необратимые ИМ требуют более сложной системы совмещения, позволяющей пилоту компенсировать некорректные действия САУ.

11. Предложена и апробирована методика определения оптимального азимута встречи лопастей двухлопастных НВ. Изменением азимута встречи лопастей, фазы колебаний, на основном рабочем режиме, могут быть смещены на противоположные. Так расчеты выполненные для соосного СЛВ «Роторфлай» для скорости 100км/ч показали оптимальный азимут встречи лопастей НВ 37,5°. Эксперименты показали, что снижение проходной второй гармоники при этом составило 1,6 раза. Первая гармоника практически не меняется.

12. Для организации высоких потерь механических колебаний лопасти и, таким образом, понижения вибрации всего вертолета в эксплуатации, производителям предложено внутрь комлевой части лонжерона устанавливать элемент жесткости, соединенный с лонжероном лопасти через упругодиссипативный заполнитель.

13. Разработаны принципы простой активной адаптивной системы снижения вибрации на борту СЛВ и ОЛВ. Для этого рекомендовано применение твердотельных исполнительных устройств совмещающих прямой и обратный электрострикционный эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертационной работе теоретические и экспериментальные исследования актуальных вопросов возможностей расширения границ условий эксплуатации и повышения эффективности применения сверхлегких и очень легких вертолетов позволили достичь поставленной в работе цели.

В работе изложены научно-обоснованные методы использования СЛВ и ОЛВ в народном хозяйстве, в частности для выполнения авиахимических работ, наблюдения и аэрофотосъемки. Разработаны технические средства и методы определения границ применимости СЛВ и ОЛВ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Влияние крупных вихрей на структуру турбулентного следа за плохообте-каемым телом / Г. Н. Абрамович, Л. Н. Уханова // Промышленная аэродинамика / Машиностроение. М., 1993. -с.27−54.
  2. Авиационные правила. Часть 27. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории. -М.: МАК, 1995. 173с.
  3. Авиационно-химические работы: научно-технический реферативный сборник. -М.: Центр научно-технической информации, 1976. 58с.
  4. А.И. Аэродинамика и летные характеристики вертолетов / А. И. Акимов. М.: Машиностроение, 1988. -142 с.
  5. Л.Н. Теоретические основы испытаний и экспериментальная обработка сложных технических систем / Л. Н. Александровская, А. Г. Круглов, В. А. Кузнецов и др. -М.: Логос, 2003.-736 с.
  6. А.Г. Теоретические основы образования тумана при конденсации пара / А. Г. Амелин. -М.: Химия, 1996. -294 с.
  7. В.А. Метод расчёта аэродинамических характеристик несущего винта / В. А. Аникин, О. В. Герасимов, Д. С. Коломенский и др. // Труды 6 форума Российского вертолетного общества. / РосВО, — М., 2004. -С. 1.112−1.123.
  8. В.П. Методы и средства совершенствования системы и технологий авиационных работ по распределению веществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / В. П. Асовский. Краснодар: ПАНХ, 2010. -42с.
  9. В.Э. Теория несущего винта / В. Э. Баскин, Е. С. Вождаев, Л. С. Вильдгрубе, и др. М.: Машиностроение, 1973. — 360с.
  10. Ю.А. Технические средства контроля и управления природно-ресурсным и экологическим мониторингом региона / Ю. А. Батищев, В. В. Дудник, В. И. Костенко // Вестник ДГТУ. -2008. Т. 8, № 4(39). -С.469−478.
  11. Ю.А. Задача коррекции в инерциальной навигации / Ю. А. Батищев, В. В. Дудник // Международный сборник научных трудов «Инновационные технологии и процессы производства в машиностроении» / РГАСХМ. Ростов н/Д, 2008. -С. 150−152.
  12. Н.С. Численные методы. T.l. / Н. С. Бахвалов. М.: Наука, 1973. — 631с.
  13. С.М. Исследование на ЭВМ аэродинамических и аэроупругих характеристик винтов вертолетов / С. М. Белоцерковский, М. И. Ништ, Б. Е. Локтев. М.: Машиностроение, 1992.-224 с.
  14. С.М. Отрывное и безотрывное обтекание тонких крыльев идеальной жидкостью / С. М Белоцерковский М.: Наука, 1978. -225с.
  15. Белоцерковский С. М Математическое моделирование плоскопараллельного отрывного обтекания тел / С. М Белоцерковский и др. М.: Наука, 1988. -282с.
  16. Л.М. Моделирование динамики вертолета в полете / Л. М. Берестов. М.: Машиностроение, 1978. — 158с.
  17. Ю.А. О сопротивлении движению частицы, взвешенной в турбулизированной среде / Ю. А. Буевич // Извещ. АН СССР. Сер. МЖГ / АН СССР.-М., 1966. N6. -С. 182−183.
  18. Р. Течение газа со взвешенными частицами / Р. Бусройд. М: Мир, 1975.-378с.
  19. В.П. Летные исследования вихревого следа несущего винта соосного и одновинтового вертолета/ В. П. Бутов, Б. А. Литвинов // Труды 2 форума Российского вертолетного общества. / РосВО.- М. 1996. с. Ш-13−26.
  20. Берестов Л. М Управление летным экспериментом./ Л. М. Берестов и др. -М.: Машиностроение, 1990. 144 с.
  21. A.C. Динамика вертолета / A.C. Браверман, А. П. Вайнтруб, -М: Машиностроение, 1988.-278 с.
  22. И. П. Проектирование и конструкции вертолетов. / И. П. Братухин. М.: Оборон-гиз, 1955, — 356 с.
  23. Е.П. Вариационные задачи динамики полета / Е. П. Вачасов, Л. Г. Санжаревский -Харьков: ХАИ, 1979. -122с.
  24. Вибрации в технике, т.6. М.- Машиностроение, 1981. -480с.
  25. Л.С. Вертолёты. Расчёт интегральных аэродинамических характеристик и лёт-но-технических данных, — М.: Машиностроение, 1977. 342с.
  26. К.Ю. Конструирование агрегатов и систем вертолетов / К. Ю. Вишняков, В. Н. Доценко, Я. С. Карпов и др.-Харьков.: НАКУ «ХАИ», 2005.-384 с.
  27. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. -№ 12.-Ст. 1383
  28. A.M. Вертолет в особой ситуации / А. М. Володко. М.: Транспорт, 1992. — 262 с.
  29. А. М. Основы конструкции и технической эксплуатации одновинтовых вертолетов / А. М. Володко, А. Л. Литвинов. М.: Воениздат, 1986. — 200 с.
  30. Вопросы кибернетики. Проблемы создания и применения математических моделей в авиации / Белоцерковский С. М. и др. М.: Наука, 1983.-352с.
  31. Вопросы применения авиации в сельском и лесном хозяйстве: труды ГосНИИГА М.: Гос-НИИГА, 1975.-Вып. 2−61с.
  32. И.И. Химаппаратура для СЛА / И. И. Галас // Авиация Общего Назначения Харьков, 2003,-№ 10, -С. 30−34.
  33. А. Аэродинамика вертолета / А. Гессоу, Г. Мейерс. М.: Оборонгиз, 1954. — 256 с.
  34. В.В. Экономическая эффективность использования удобрений и средств защиты растений в сельском хозяйстве: Монография / В. В. Говдя. -Краснодар: КГАУ, 2001. 327 с.
  35. О.Г. Численное моделирование осесимметричного отрывного течения несжимаемой жидкостью / О. Г. Гоман. — М.: Машиностроение, 1993. -254с.
  36. ГОСТ Р ИСО 16 063−21−2009. Методы для калибровки датчиков вибрации и удара Ч. 21. Вибрационная калибровка методом сравнения с эталонным преобразователем. — Введ. 01.01.2011. — М.: Изд-во стандартов, 2010. — 28 с.
  37. ГОСТ ИСО 5348−2002 Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров. Введ. 01.04.2008. — М.: Изд-во стандартов, 2007. — 12 с.
  38. В. А. Расчет аэродинамических характеристик вертолета/ В.
  39. A.Грайворонский. Харьков: ХАИ, 1989. -96с.
  40. А.Г. Общие виды и характеристики вертолетов/ А. Г. Гребеников, Л. И. Лосев,
  41. B.А.Урбанович и др.-Харьков.: НАКУ «ХАИ», 2007 .-210 с.
  42. А.Г. Методика, алгоритм и программа определения параметров общего вида одновинтового вертолета. / А. Г. Гребеников, Л. И. Лосев, В. А. Урбанович и др.-Харьков.: НАКУ «ХАИ», 2009 .-115 с.
  43. . Инфракрасная термография. Основы, техника, применение./ Ж. Госсорг. М.: Мир, 1988. -400с.
  44. A.C. Определение резонансных диаграмм лопастей малогабаритных ветроэнергетических установок / A.C. Гуринов, В. В. Дудник // Вестник ДГТУ. 2011. — Т.11, № 8(59) выпуск 2. -С. 1417−1424.
  45. B.C. Некоторые результаты экспериментальных исследований вихревой схемы спутной струи за вертолетом и влияние ее на осаждение распыленной жидкости. Труды ВНИИСХСПГА./ B.C. Деревянко, А. И. Свинин, И. А. Мирошин. Краснодар, 1973. -Вып.4. -152с.
  46. О.М. Стрекоза из Италии «Dragon Fly 333» / О. М. Джоган // Авиация Общего Назначения — Харьков, 1998.- № 6, -С. 21−25.
  47. У. Теория вертолета. Т.1. / У. Джонсон. М.: Мир, 1983.- 502 с.
  48. У. Теория вертолета. Т.2. / У. Джонсон. М.: Мир, 1983, — 518 с.
  49. Н.В. Эффективность применения авиации в отраслях народного хозяйства / Н. В. Долбня. -М.: Воздуш. трансп., 1990. 264 с.
  50. В.В. Уменьшение побочных эффектов при авиахимической обработке / В. В. Дудник, Е. Л. Медиокритский, // Материалы третьей международной конференции «Экология и здоровье человека» /РГЭА. Ростов н/Д, 1997. -С.49−50.
  51. В.В. Уменьшение побочных эффектов при авиахимической обработке / В. В. Дудник, Е. Л. Медиокритский //Материалы конференции «Промышленная экология-97″ -БГТУ, — СПб., 1997. -С. 195−197.
  52. В.В. Исследование экологичности авиахимических работ / В. В. Дудник, Ю. А. Добрица, Е. Л. Медиокритский // Материалы XII конференции „Машиностроение: интеграция отраслевой и вузовской науки“ / РГАСХМ. -Ростов н/Д, 1998. -С. 166−167.
  53. В.В. Многофункциональные гребни хвостовой балки вертолета / В. В. Дудник //Фундаментальные и прикладные проблемы современной техники: сб. науч. тр. Вып.4 / СКНЦВШ. Ростов н/Д, 2000. — С.55−66
  54. В.В. Протокол проведения эксперимента по определению дисперсности капель / В. В. Дудник // Авиация Общего Назначения Харьков, 2003.- № 10, -С. 34.
  55. В.В. Конструкция вертолетов / В.В. Дудник- ИУИ АП Ростов н/Д, 2005. -158с.
  56. В.В. Гребни хвостовой балки / В. В. Дудник // Вертолет 2004, — № 3(26). -С.26−27.
  57. В.В. Использование многофункциональных гребней хвостовой балки на вертолете Ми-2 / В. В. Дудник // Труды 7 форума Российского вертолетного общества. Раздел 1. / МАИ, — М., 2006. -С. 27−30.
  58. В.В. Система ориентации сканеров земной поверхности / В. В. Дудник, Ю. А. Батищев, Р. Ю. Первушин // Межвузовский сборник научных трудов „Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды“. Вып.11./ РГАСХМ. Ростов н/Д, 2007. — С.74−76.
  59. В.В. Определение высоты сканирования сельскохозяйственных угодий тепловизи-онными сканерами / В. В. Дудник В.В., Роженцов, Г. Г. Падалко // Вестник аграрной науки Дона. -2010. Вып. 4. -С. 58−64.
  60. В.В. Определение оптимального азимута установки лопастей соосного сверхлегкого вертолета / В. В. Дудник, В. А. Колот//Вестник ДГТУ.-2011.-T.il, № 5. -С.667−676.
  61. B.B. Экспериментальные исследования работы химического оборудования сельскохозяйственного воздушного судна / В. В. Дудник, A.C. Гуринов, A.C. Копкин // Вестник ДГТУ. -2011.-T.il, № 3. С. 349−356.
  62. В.В. Определение высоты пространственного спектрального сканирования приемником излучения дальнего ИК диапазона / В. В. Дудник, В. В. Роженцов, Г. Г. Падалко // Вестник ДГТУ. 2011. — Т. 11, № 4. -С.500−505.
  63. В.М. 10 лет ФНПЦ Нефтегазаэрокосмос / В. М. Еремин. -М.: ФНПЦ НГАК, 2005. -32с.
  64. B.C. Быстродействующие системы спасения (БПС) / B.C. Ермоленко, М. А. Невельский, В. И. Пономаренко // Авиация Общего Назначения -Харьков, 1999, — № 7, -С. 21−25.
  65. С.Ю. Вертолет как объект управления / С. Ю. Есаулов, О. П. Бахов, И. С. Дмитриев. -М.: Машиностроение, 1977. 192 с.
  66. Ю.С. Методы сплайн-функций./ Ю. С. Завьялов, Б. И. Квасов, В. Л. Мирошниченко. -М.:Наука, 1980. 350с.
  67. В.Б. Экологические последствия применения гербицидов в лесном хозяйстве / В. Б. Зимин, И. А Кузьмин. Л.: Наука, 1980. -184с.
  68. Исследование влияния геометрии на аэродинамику и аэроакустику лопасти турбины ветроэнергетической установки: отчет о НИР / ЮФУ, рук. Сумбатян М.А.- исполн.: Дудник В. В. и др. Ростов н/Д., 2011. — 267с. № 1 200 961 477 -Инв. № 2 201 161 097
  69. Калиткин Н. Н Численные методы / H.H. Калиткин. М.: Наука, 1978. -512с.
  70. Х.Р. Справочник пилота сельскохозяйственной авиации / Х. Р. Квонтик. -М.: Транспорт, 1991. -294с.
  71. A.A. Приближенный расчет резонансных диаграмм несущих винтов вертолетов /
  72. A.A. Кирпикин. Харьков: НАКУ „ХАИ“, 1999. -64с.
  73. Е.Д. Метод расчета нестационарных аэродинамических характеристик одновинтового вертолета / Е. Д. Ковалев, В. А. Удовенко // Технология и организация производства / УкрНИ-ИНТИ. Киев, 1992.-№ 1.-С. 54−58.
  74. Е.Д. Расчет аэродинамических характеристик воздушных винтов численными методами / Е. Д. Ковалев, В. А. Удовенко // Авиация общего назначения Харьков, 1999.- № 11, -С. 16−21.
  75. Е.Д. Оптимизация несущего винта вертолета АК1−3 / Е. Д. Ковалев, В. А. Удовенко,
  76. B.А. Щербак // Авиация общего назначения Харьков, 2005.- № 4, -С. 19−25.
  77. Д.С. Методы расчёта аэродинамических характеристик несущих винтов скоростных и маневренных вертолётов: автореферат диссертации / Д. С. Коломенский. -М.: МАИ, 2005. -17с.
  78. С.Н. Динамика управляемого движения вертолета / С. Н. Колоколов и др. М.: Машиностроение, 1987. — 144 с.
  79. Ю.Н. Фотограмметрия / Ю. Н. Корнилов. -СПб.: СПГГИ, 2006. 172с
  80. М.С. Структурная схема комплексного прибора динамических параметров сверхлегких летательных аппаратов / М. С. Коробков, В. В. Дудник // сборник конкурсных студенческих работ / РГАСХМ. -Ростов н/Д, 2007. -С.25−27.
  81. Н.Ф., Аэродинамика. В 2 т. / Н. Ф. Краснов. -М.: Высшая школа, 1980. -764с.
  82. B.C. Проектирование вертолетов / B.C. Кривцов, Я. С. Карпов, Л. И. Лосев. Харьков. :НАКУ „ХАИ“, 2003.-344с.
  83. Л.З. Справочник по основам инфракрасной техники / Л. З. Криксунов. М.: Советское радио, 1978. 400с.
  84. Л.З. Тепловизоры / Л. З. Криксунов, Г. А. Падалко. Киев: Техника, 1987. 168с.
  85. Е.И. и др. Основы испытаний летательных аппаратов / Е. И. Кринецкий и др. -М.: Машиностроение, 1989. 312 с.
  86. A.C. Вихревой след за вертолетом / A.C. Ларин // Авиация и космонавтика. -1973.-№ 3−4. С.22−26.
  87. Л.И. Алгоритм и программа определения взлетной массы вертолета одновинтовой схемы / Л. И. Лосев, В. А. Урбанович. Харьков: ХАИ, 1992. — 56 с.
  88. Л.И. Некоторые рекомендации по выбору параметров сверхлегких и легких вертолетов / Л. И. Лосев // Авиация общего назначения- Харьков, 1997. -№ 11. с.25−28.
  89. Л.И. Конструкция сверхлегких вертолетов / Л. И. Лосев, В. Е. Зайцев, С.И. Планков-ский. Харьков: НАКУ „ХАИ“, 2007. -376с.
  90. Л.И. Выбор параметров соосного вертолёта по критерию минимума взлетной массы / Л. И. Лосев, В. И. Рябков.-Харьков: НАКУ „ХАИ“, 1999.-101 с.
  91. М.И. Моделирование и прогнозирование поведения пестицидов в окружающей среде / М. И. Лунев — М.: Госагропром, 1988. -57с.
  92. В.Т. Резиновые виброизоляторы / В. Т. Ляпунов, Э. Э. Лавендел, С. А. Шляпочников. М.: Судостроение, 1988. — 215с.
  93. В.Т., Никифоров A.C. Виброизоляция в судовых конструкциях / В. Т. Ляпунов,
  94. A.С.Никифоров. Л.: Судостроение, 1975. -232с.
  95. В.И. Пограничный слой. Аэродинамический нагрев / В. И. Меньшиков. -Харьков: ХАИ, 1979. -69с.
  96. В.И. Подобие гидромеханических явлений. Аэродинамический эксперимент /
  97. B.И. Меньшиков. Харьков: ХАИ, 1979. -83с.
  98. М.Л. Вертолеты. Расчет и проектирование. Т.1. Аэродинамика / М. Л. Миль и др. -М.: Машиностроение, 1966. 450с.
  99. М.Л. Вертолеты. Расчет и проектирование. Т.2. Колебания и динамическая прочность / М. Л. Миль и др. М.: Машиностроение, 1967. — 424 с.
  100. М.М. Теоретические основы оптико-электронных приборов / М.М. Мирош-ников. -Л.: Машиностроение (Ленинградское отделение), 1977. -600с.
  101. P.A. Летные прочностные испытания вертолетов / Р. А. Михеев, В. С. Лосев, А. В. Бубнов. М.: Машиностроение, 1987. — 126с.
  102. Михеев Р. А Прочность вертолетов / Р. А. Михеев. М.: Машиностроение, 1984. — 280с.
  103. Механические передачи вертолетов/ В. Н. Кестельман. М.: Машиностроение, 1983. — 120с.
  104. Многофункциональное хвостовое оперение одновинтового вертолета: Пат. № 2 186 711 Рос. Федерация, МПК В64С 1/26, 5/02, 5/06 / Дудник В. В. № 2 000 111 802/28- заявл. 11.05.2000- опубл. 10.08.2002, Бюл. № 22
  105. С.Г. Авиационно-химические работы: научно-технический реферативный сборник / С. Г. Морозов. М.: Центр научно-технической информации, 1976. -58с.
  106. A.C. Фотограмметрия / A.C. Назаров — М.: ТетраСистемс, 2006. — 368 с.
  107. Р.И. Основы механики гетерогенных сред / Р. И. Нигматулин М.: Наука, 1978.-336с.
  108. Никитин И.В.* Классификация сверхлегких летательных аппаратов и анализ состояния сверхлегкой авиации в России / И. В. Никитин // Научный вестник МГТУ ГА, серия Аэромехника, прочность, поддержание летной годности / МГТУГА. М.: 2006, — № 103. -С. 82−88.
  109. Никитин И.В.** Сверхлегкие летательные аппараты / И. В. Никитин // Труды Всероссийских научных чтений „Будущее сильной России в высоких технологиях“ / СПбГТУ. Санкт-Петербург, 2007. С. 158−168.
  110. И.В. Разработка теории полета, требований и методов оценки летной годности дельталетов. Диссертация на на соискание ученой степени доктора технических наук. МГТУ ГА,-М» 2008. 360с.
  111. И.В. Двадцать лет авиаработ на CJ1A/ И. В. Никитин // Авиация общего назначения- Харьков, 2000. -№ 10. с.29−31.
  112. Ю.Ю. Защита растений / Ю. Ю. Николаев М.: Агропромиздат, 1988. -77с.
  113. JI.H. Оптимизация пространственных траекторий полёта вертолёта / Л. Н. Никифорова, М. Ю. Ухин, Е. Б. Феофилов // Сборник научных трудов «Системный анализ, информатика и оптимизация» / РосЗИТЛП. М., 1999. -С. 58−68.
  114. Г. А. Система дистанционного зондирования земной поверхности / Г. А. Падалко, В. В. Дудник, С. А. Покотило // Трубопроводный транспорт. 2007.- № 1(7). -С.86−90.
  115. С.А. Моделирование разброса крупных гранул с летательного аппарата / С. А. Паршенцев, А. В. Ципенко // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность/ МГТУГА. -М., 2007. -№ 111.- С.187- 189.
  116. Э.А. Аэродинамика соосного вертолета / Э.А. Петросян- М.: Полигон-пресс, 2004.-816 с.
  117. П.Р. Динамика и аэродинамики вертолета / П. Р. Пейн. М.: Оборонгиз, 1963. — 440 с.
  118. С.А. Адаптивное регулирование разрешающей способности в оптикоэлектрон-ных системах / С. А. Покотило, A.B. Крупенько // Автометрия РАН 1994. -№ 1. -С. 16−20.
  119. С.А. Алгоритмы идентификации и адаптивного функционирования тепловизион-ных систем / С. А. Покотило, Г. А. Падалко // Известия вузов Северокавказского региона. Технические науки 2003 № 1. -С. 17−21.
  120. С.А. Алгоритмы автономного функционирования оптикоэлектронных систем наблюдения / С. А. Покотило, Г. А Падалко // Известия вузов Северокавказского региона. Технические науки 2003, № 6. -С.65−68.
  121. Правила оргашзацп та виконання ав1ащйних роб1т у сшьському господарств1 / В.А. Лагу-точкш В., Г. С. Машаровський // Нормативно-техшчне видання Киев, 2007р. — 154с.
  122. Применение авиации в отраслях экономики / В. Б. Козловский, О. В. Худоленко, В. С. Дере-вянко. — Краснодар: Сов. Кубань, 2002.-488 с.
  123. Программа управления Агрегатом управления автопилота вертолета / Дудник В. В., Медведев П. В., Колот A.A. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. 2 009 611 709 Российская Федерация. — № 2 009 610 296- заявл. 03.02.09- опубл. 31.03.09
  124. Программа управления Пультом управления автопилота вертолета / Дудник В. В., Медведев П. В., Колот A.A. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ 2 009 611 710 Российская Федерация. — № 2 009 610 297- заявл. 03.02.09- опубл. 31.03.09
  125. С.Ф. Малообъемное опрыскивание сельскохозяйственных культур / С. Ф. Прокопенко, В. В. Ченцов. М.: Агропромиздат, 1989. -62с.
  126. А.И. Техническая эксплуатация летательных аппаратов / А. И. Пугачев, А. А. Комаров, Н. Н. Смирнов и др. M.: Транспорт, 1977. — 440 с.
  127. П.Н. Гидродинамика и теплообмен в пограничном слое / П. Н. Романенко. М.: Энергия, 1974.-464 с.
  128. В.Ф. Практическая аэродинамика вертолетов / В. Ф. Ромасевич, Г. А. Самойлов. -M.: Воениздат, 1980. 384 с.
  129. А.И. Определение системы критериев и масштабов подобия при проектировании свободнолетающих динамически подобных моделей самолетов / А. И. Рыженко. Харьков: ХАИ, 1992.- 101 с.
  130. В.А. Малообъемное и ультромалообъемное опрыскивание / В. А. Санин -Киев: Урожай, 1978. -144с.
  131. О. Б. Измерение виброскорости пьезодатчиками / Скворцов О. Б. //Труды VI международной. научно-технической конференции «Инновационные процессы пьезоэлектрического приборостроения и нанотехнологий"/ ЮФУ. -Ростов н/Д, 2008. С. 149−155.
  132. М.И. Экономическая эффективность применения авиации в сельском хозяйстве / М. И. Славков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Трансп., 1985.- 183 с.
  133. В.В. Гидравлика и аэродинамика / В. В. Смыслов. Киев.: Высшая школа, 1979.-335с.
  134. Coy С. Гидродинамика многофазных систем / С.Coy. —M.: Мир, 1971. -536с.
  135. A.C. Теплообмен и гидравлическое сопротивление при движении газовзвеси в трубах / A.C. Сукомел, Ф. Ф. Цветков, Р. В. Керимов. -М.:Энергия, 1977,-193с.
  136. Твердотельное исполнительное устройство: Пат. № 2 230 353 Рос. Федерация. МПК G05D19/02 / А. Е. Панич, В. В. Дудник, Г. А. Житомирский. № 2 002 125 327- заявл. 23.09.02- опубл. 10.06.04.
  137. В. Некоторые гигиенические аспекты использования сверхлегких летательных аппаратов (CJIA), применяемых для десикации подсолнечника / В. Терещенко // Авиация общего назначения Харьков, 2000. -№ 4. — с.26−28.
  138. Устройство для компенсации реактивного момента несущего винта одновинтового вертолета Пат. № 2 206 475 Рос. Федерация, МПК В64С005/02 В64С027/82 / Дудник В. В. № 2 000 122 992- заявл. 04.09.2000- опубл.20.06.2003
  139. М.А. Методы аналогий в аэродинамике / М. А. Фефелов. Харьков: ХАИ, 1984. -40с.
  140. М. А. Организация полетов на авиационно-химических работах / М. А. Фиников. -Л.: АГА, 1973. -112с.
  141. П.Ф. Численные и графические методы прикладной математики / П.Ф. Фильча-ков. Киев: Наукова Думка, 1970. -792с.
  142. Н.И. Сельскохозяйственные СЛА — есть ли альтернатива? / Н. И. Ходячий // Авиация общего назначения Харьков, 2003. — № 2. — С. 18−20.
  143. Цифровой аэрофотосъемочный комплекс „PhotoLite“. -Новосибирск: AeroGIS, 2007. 6с.
  144. В.О. Синтез алгоритмов системы автоматического управления и стабилизации сверхлегкого вертолета / В. О. Черановский, В. В. Дудник // Материалы международной конференции „Телеком 2007“ / РИСИНТ, — Ростов н/Д, 2007. -С.34−39.
  145. П. Отрывные течения. Т.2,3 / П. Чжен. -М.: Мир, 1972.-.-586с.
  146. Чжен П Управление отрывом потока / П. Чжен — М.: Мир, 1979. -273с.
  147. A.A. Авиахимработы от заказчика до исполнителя / A.A. Шебулдаев // Авиация общего назначения Харьков, 2001. — № 2. — С. 22−24.
  148. .В. Тепловая аэросъемка при изучении природных ресурсов / Б. В. Шилин. Л.: Гид-рометеоиздат, 1980. 248с.
  149. Г. Теория пограничного слоя / Г. Шлихтинг. М.: Наука, 1974, — 712с.
  150. A.A. Турбулентные течения газовзвеси / A.A. Шрайбер, Л. Б. Габин, В. А. Наумов и др. Киев: Наукова думка, 1987. -238с.
  151. В.М. Авиационная техника высокоэкономична / В. М. Шумилин, В. Г. Пушкин // Защита растений. 1990. -№ 3. С.45−46.
  152. В.М. Развитие и эффективность авиационно-химических работ в Поволжье / В. М. Шумилин, В. Н. Пясковский. М.: РИОГА, 1975. -51 с.
  153. A.A. Основы механики жидкости и газа / А. А Шэйпак. М: МАСИ, 1991. -96с.
  154. Экологические основы применения инсектоакарицидов. Л.: ВАСХНИЛ, 1991. -124с.
  155. В. В. Пьезоэлектрические виброизмерительные преобразователи (акселерометры) / В. В. Янчич. -Ростов н/Д: ЮФУ, 2010. 304с.
  156. В. В. Пьезоэлектрические интеллектуальные датчики вибрации / В. В. Янчич, Синю-тин С.А., A.A. Иванов и др. // Сборник трудов международной научно-практической конференции
  157. Актуальные проблемы пьезоэлектрического приборостроения и нанотехнологий» / ЦВВР. Ростов н/Д, 2006. — С. 75−77.
  158. Servizio Monitoraggio Аегео Rischi del Territorio // Agusta Notizie / Agusta. Busto Arsizio, 2003.-C.5.
  159. Amsden R.C. Wind Velocity in Relation to Aerial Spraying of Crops/ R.C. Amsden // Agricultural Aviation. 1972. -14(4). -C. 103−107.
  160. Anikin A.A. Aerodynamics and Flight Dynamics of Aircraft in Vortex Wake of Helicopter / V.A. Anikin, B.S. Kritsky, V.A. Leontiev // 33 European Rotorcraft Forum. Казань, 2007. -C.232−242.
  161. Anikin A.A. Multilevel Mathematical Model of Rotorcraft Aerodynamics / V.A. Anikin, B.S. Kritsky // 27 European Rotorcraft Forum. Москва, 2001. -C.43.1−43.30.
  162. ATomiser AU5000. Operator’s Handbook and Parts Catalogue Micron. Sprayers Limited Bromyard Industrial Estate. -2006. 90c.
  163. Bebesel M. Reduction of Interior Noise in Helicopters by Using Active Gearbox Struts / M. Bebesel, R. Maier, F Hoffmann // 27 European Rotorcraft Forum. Москва, 2001. -С.12.1−12.20.
  164. Bourtsev B.N. Helicopter Wake Form Visualization Results and Their Application to Coaxial Rotor Analysis at Hover / B.N. Bourtsev, V.l. Ryabov, S.V. Selemenev, // 27 European Rotorcraft Forum. Москва, 2001. -С. 64.1−64.13
  165. Brocklehurst, A., A Significant Improvement to the Low Speed Yaw Control of the Sea 4. King Using a Tail Boom Strake / A. A/ Brocklehurst //11th European Rotorcraft Forum, 1985. -Paper No. 32. -C.l-12.
  166. Buysschaert F. Design and Feasibility Study of a Turboshaft equipped Two-Seat Kitcopter / F. Buysschaert, P. Hendrick// 33 European Rotorcraft Forum. Казань, 2007. -С. 194−204.
  167. Celi R. Hingless Rotor Dynamics in Coordinating Turns / R. Celi // Journal of American Helicopter Society/ -1991. -Vol.35(4), -C. 39−47.
  168. Certification Specifications for Very Light Rotorcraft: CS-VLR. -Amendment 1. -2008. -74c.
  169. Dudnik V.V. Systems of Spatial Orientation for Helicopter Scanners of Oil and Gas Pipelines / V.V. Dudnik, U.A. Batishev // 33 European Rotorcraft Forum. Казань, 2007. -C.77−87.
  170. Emmerling S. Damage Recognition in Gear Boxes for Health and Usage Monitoring / S. Emmerling, C. Pritzkow, W. Pfluger // 25 European Rotorcraft Forum Rome, 1999 — C.239−248.
  171. Federal Aircraft Regulations, Part 103: Ultralight Vehicles. Authority 49 U.S.C. -1993. -12c.
  172. Federal Aircraft Regulations, Part 21: subpart H, section 191: Experimental Certificates
  173. Georgiadis F. Excitation of a Localized Nonlinear Normal Mode of a Bladed Disk Assembly Lump Mass Nonlinear Model / F. Georgiadis, J. Warminski // VIHth National Rotorcraft Forum -Warsaw. 2011. -C. 59−63.
  174. Glauert H.A. General Theory of the Autogiro / H.A. Glauert // R and M. 1926. № 1111.-343c.
  175. Gurinov A.S. Investigation of Optimal Engine Monitoring System for Ultralight Air Vehicle / A.S. Gurinov // Research and Education in Aircraft Design / WIAE. Warsaw. -2010. -c.53−61.
  176. Grzegorczyk K., Dziubinski A. Numerical Analysis the Influence of the Light Helicopter’s External Components on the Aerodynamic Characteristics / K. Grzegorczyk, A. Dziubinski // VHIth National Rotorcraft Forum Warsaw. -2011. -C.8−10.
  177. Dudnik V.V. System of Spatial Orientation for Infrared Scanners of Water Resources and Pipelines V.V. Dudnik, Y.A. Batishev, D.M. Kuznetsov // The Monitoring and Testing Methods of Water Ecosystems, / WSEIZ. Warszaw, 2010. -C.81−86.
  178. Joint Aviation Requirements JAR-VLR Very Light Rotorcraft Amendment. -2007. -175c.
  179. Joint Aviation Requirements JAR-27 Small Rotorcraft Amendment. -2007. -254c.
  180. Hoencamp A. Concept of a Predictive Analysis Tool for Ship Helicopter Operational Limitations of Various In-Service Conditions / A. Hoencamp // 67 Forum of American Helicopter Society. -2011. -C.243−254.
  181. Kang N. Technical Note Prediction of the Flow Field of a Rotor in Ground Effect / N. Kang, M. Sun // Journal of American Helicopter Society. -1997. № 2. -C.195−198.
  182. Kelley, H.L. Flight Investigation of Helicopter Tail Boom Strakes / H.L. Kelley // Journal of American Helicopter Society. -1992. № 2, -c.45−48.
  183. Kim H. Improved Method for Rotor Wake Capturing / H. Kim- M. Williams, H Lyrintzis, // Journal of Aircraft. 2002. — №.5, p.794−803.
  184. Kopkin A. S. System of Registration Data and Quality Increasing of Crop Dusting During Aviation Chemical Works / A.S. Kopkin // Research and Education in Aircraft Design / WIAE. -Warsaw. -2010. -c.45−53.
  185. Lynn R.R. Tail Rotor Design Part I: Aerodynamics / R.R. Lynn, F.D. Robinson, N.N. Batra // Journal of American Helicopter Society. -1970. -№ 5. c.3−24.
  186. Parkin C.S. Rotor Induced Air Movement and Their Effects on Droplet Dispersal / C.S. Parkin // The Aeronautical Journal. May 1979. -c. 183−187.
  187. Peter F. Ultraleicht ins neue Jahrtausend / F. Peter // Flugel der Welt. -2001. -№ 1. -C.36−37.
  188. Quantick H.R. Safety Aspects of the Aerial Application of Pesticides. // Journal of Royal Aeronautical Society. Feb. 1979. -C. 176−182.
  189. Requirements of Airworthiness Manual Advisory (AMA) 549.201: Canadian Aviation regulations 1990. 254 c.
  190. Riaz J. Atmospheric Turbulence Simulation for Rotorcraft Application / J. Riaz, J.V.Prasad, D.P. Schrage // Journal of American Helicopter Society. 1993 № 1.-C.84−89.
  191. Romicki Z.M. Smiglowiec IS-2 historia i perspectywy / Z.M. Romicki // V National Rotorcraft Forum — Warsaw. -2011. -С. 116−121.
  192. Ultra light Helicopter AK1 -3 1 Tech Specs Rev 1.2 Aerocopter, 2004 33p.
  193. Vasiliev V.A. Modeling Coaxial Helicopter Flight Characteristics / V.A. Vasiliev // 27 European Rotorcraft Forum. Москва, 2001. -C.23.1−23.12.
  194. Wilce, S.E. Drop Size Control and Aircraft Equipment / S.E. Wilce // Agricultural Aviation,. -1974,-№ 16(1). -C.7−16.
  195. Wilson, J.C. The Strake: A Simple Means for Directional Control Improvement/ J.C. Wilson, H.L. Kelley // Vertiflight.-l 993. -№ 2. -C.29−31.
  196. Wilson, J.C., Kelley, H.L. Measured Aerodynamic Forces on Three Typical Helicopter Tail Boom Cross Sections/ J.C. Wilson, H.L. Kelley // Journal of American Helicopter Society, Vol.28,(4), Oct. 1983.
  197. Wilson J.C., Kelley H.L. Aerodynamic Characteristics of Several Current Helicopter Tail Boom Cross Sections Including the Effect of Spoilers/ J.C. Wilson, H.L. Kelley. NASA TP 2506, Jan 1986. -16c.
Заполнить форму текущей работой