Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сербская периодическая печать начала XXI века в условиях глобальных медиапроцессов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные средства массовой информации в глобализационном пространстве давно превратились в средство зарабатывания денег. Так, продолжается экспансия западного капитала в страны Восточной Европы, создаются все новые и новые продукты, являющиеся разными по форме, но идентичными по содержанию. Вышло так, что западный капитал все чаще стал диктовать местным газетам и журналам о чем, как и в каком… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Медиаглобализация и развитие периодической печати в странах бывшей Югославии в конце XX — начале XXI века
    • 1. 1. Глобализация и ее особенности в современной медиасфере
    • 1. 2. Влияние глобализационных процессов на средства массовой информации Восточной Европы
    • 1. 3. Развитие периодической печати стран бывшей Югославии после распада социалистической системы
  • ГЛАВА 2. Типологические особенности современных печатных СМИ Сербии на рубеже веков (конец 90-х — начало 2000 годов)
    • 2. 1. Краткая история и развитие газетно-журнальной периодики Сербии
    • 2. 2. Типология газетно-журнальной периодики Сербии
    • 2. 3. Особенности качественной периодической печати Сербии
    • 2. 4. Массовая и таблоидная периодика Сербии
    • 2. 5. Партийные газеты
  • ГЛАВА 3. Коммуникативные стратегии сербских газет различной идейнополитической ориентации (на примерах материалов сербских изданий 2006−2011 гг.)
    • 3. 1. Информационная политика изданий различной идейно-политической ориентации (на примере материалов газет «Политика», «Блиц», «Глас явности», «Великая Сербия»)
    • 3. 2. Освещение внутренней политики Сербии в материалах сербских периодических изданий
    • 3. 3. Политическая ситуация в союзных республиках бывшей Югославии
    • 3. 4. Освещение российских событий в сербской периодической печати
    • 3. 5. Ситуация вокруг Косово
    • 3. 6. Международная политика

Сербская периодическая печать начала XXI века в условиях глобальных медиапроцессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировые события конца двадцатого века связаны с разрушением социалистического лагеря и усилением влияния западных стран на процессы, происходящие в мире. Примером может служить распад некогда единой Югославии, за несколько лет превратившейся из сильной славянской державы в несколько разрозненных независимых государств. На протяжении всей истории представители разных национальностей населяли одну территорию, пользовались фактически одним языком (как, например, сербы, хорваты и боснийцы), но их отношения всегда были весьма напряженными. Связано это было с историческим фактом формирования объединенного государства с разным вероисповеданием и борьбой за независимость некоторых народов.

Развитие прессы Сербии отличается от развития периодической печати в странах Восточной Европы, которая прошла путь от становления собственной периодики в странах социалистического толка, а после завершения процессов по переходу стран на капиталистические рельсы, возникла потребность в изменении типологии периодической печати и возникновения изданий нового типа. С одной стороны, вся периодика Восточной Европы представляет целостность, но сербская периодика имеет ряд собственных отличий как в тенденциях развития, так и в типологических характеристиках изданий. Можно с уверенностью говорить о том, что сербская периодика является элементом системы печати стран восточноевропейского региона, при этом существуют и отличия, позволяющие оставаться периодике Сербии самобытной, что проявляется в тематике материалов и системе рубрик в ряде периодических изданий.

Актуальность исследования. В настоящее время процессы, происходящие в средствах массовой информации Сербии, являются одним из типичных случаев развития прессы в условиях медиаглобализации. Подобно современному развитию прессы в странах бывшей Югославии развиваются и СМИ других регионов — речь идет об увеличении тиражей, но, с другой стороны — отсутствии плюрализма мнений при плюрализме содержанияпоявлении смежных профессий, но с другой стороны — увольнениях и сокращении качественной продукции. Исследование сербской периодики в контексте развития современных зарубежных средств массовой информации обусловливает актуальность работы, позволяющей сделать выводы по поводу ряда идентичных процессов с определенной закономерностью развития.

В современном мире на первое место вышли финансовые вопросы, а не вопросы объективной подачи информации, и тема формирования средства массовой информации не для создания качественного продукта, а скорее продукта для зарабатывания денег (или формирования политической ситуации) является также актуальным.

Актуальным в данной диссертации можно считать и исследование проблемы медиатекста, с помощью которого происходит формирование современных политических образов в СМИ разных категорий и направлений. Современные тексты сербской печати в средствах массовой информации разной направленности являются в определенной степени выражением мысли высшего руководства компании-издателя газеты и журнала. Учитывая, что большинство ведущих средств массовой информации Сербии принадлежат западному капиталу, можно делать определенные выводы.

Степень изученности темы. Можно с уверенностью говорить о малой степени изученности темы формирования современной сербской периодической печати в российской науке о масс-медиа. Существуют отдельные исследования по зарубежным средствам массовой информации, медиамонополиям, современной ситуации в хорватской медиаси-стеме, рассмотрены процессы влияния глобализации на развитие периодики стран Восточной Европы, однако до сих пор не существует серьезных исследований о рынке СМИ Сербии. Стоит отметить, что в настоящее время периодика Сербии в частности изучена в России не так серьезно, а вообще периодика стран бывшей Югославии, активно изучается местными исследователями: так, можно выделить работы специалистов Юго-Восточной Европы — Е. Юришич, М. Сапунар, И. Торов, С. Малович, М. Белица, В. Роллер, М. Пленкович, и др.

Новизна исследования заключается в следующих аспектах:

— изучении сербского медиарынка, как такового. На данный момент мы можем говорить, например, об одном диссертационном исследовании медиарынка стран бывшей Югославии — Е. Юришич о формировании хорватского рынка периодики в начале 90-х годов (Юришич, Елена Формирование новой системы периодической печати в независимой Хорватии, 1991;1998 Дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 М., 1998), однако можно привести в пример ряд диссертационных исследований на тему развития средств массовой информации в странах Восточной Европы — журналистике Польши, Болгарии и др.;

— изучении прессы стран бывшей СФРЮ. СМИ Югославии мало изучались советскими и позже российскими исследователями. В советский период изучение было сведено к минимуму из-за идеологической политики государства, а после краха Советского Союза подобные исследования были практически прекращены. Отдельные же материалы на тему югославской прессы не могут дать четкой картины функционирования системы СМИ в странах бывшей Югославии в современных условиях;

— уточнении типологии прессы стран бывшей СФРЮ, отвечающей современным условиям изучения медиарынка стран Центральной и Восточной Европы. На первые позиции выходит типологизация печатных средств массовой информации (периодической печати), исходя из политэкономического аспекта;

— анализе дискурса средств массовой информации региона. До этого ограничивались изучением медиадискурса стран Центральной Европы, касаясь текстов Восточной Европы лишь отчасти (например, ме-диаанализ в трудах В. Сапунова).

— новизны в исследовании средств массовой информации скорее не как элемента национальной культуры, а как инструмента глобального бизнес-сообщества со средствами ведения бизнеса.

Целью данной работы является определение основных особенностей и тенденций развития современной периодической печати Сербии в контексте общих закономерностей функционирования мирового ме-диасектора.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

— рассмотреть основные аспекты глобализации и ее значение для медиа в начале XXI века;

— выявить влияние глобализационных процессов на средства массовой информации Восточной Европы;

— изучить причины и возможные последствия интенсификации монополизации медиамонополий в восточноевропейском регионе;

— изучить краткий исторический контекст формирования СМИ стран бывшей Югославии после краха социалистической системы;

— уточнить типологию современных печатных средств массовой информации в Сербии- '.

— выявить тенденции формирования современной периодики Сербии;

— определить основные коммуникативные стратегии как средства создания контекста в современных средствах массовой информации применительно к сербскому рынку периодических изданий;

— изучить стилевые особенности подачи материалов в сербских средствах массовой информации разной идейно-политической ориентации.

Теоретической базой исследования послужили: историческая литература как средство анализа средств массовой информации в историческом контексте (Н. Васильева, В. ГавриловК. Чугунов, В. Джу-ретич, В. Шешель и др.), исследования по зарубежной журналистике (В.И. Сапунов, С. А. Михайлов, А. П. Короченский, В. В. Хорольский, Е. Вартанова и др.), типологии газетно-журналъной прессы отечественной школы журналистики (А.И. Акопов, В. В. Тулупов, Е. А. Сазонов, М.В. Шкондин), материалы исследований в странах бывшей Югославии (Е. Юришич, М. Сапунар, И. Торов, С. Малович, М. Белица, В. Роллер, М. Пленкович и др.).

Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати Сербии разной идейно-политической направленности и разных коммуникативных стратегий: либеральная концепция (применение — в материалах газеты «Глас явности», «Блиц»), «центристская» концепция подачи материала, радикально-оппозиционная концепция. Проведен анализ медиатекстов Сербии с 2006 по 2011 год для детального изучения проблем формирования современного медиаконтекста в регионе. Было изучено не менее двухсот публикаций разных жанров для наиболее полного анализа ситуации в периодической печати Сербии.

Объектом исследования является современный медиарынок Сербии в контексте функционирования медиасистемы стран бывшей Югославии и стран Восточной Европы.

Предмет исследования — особенности развития печатных средств массовой информации Сербии.

Ведущим методом исследования предлагается метод проблемно-тематического анализа медиадикурса для формирования представления о современных стилистических особенностях медиатекста в странах бывшей Югославии вообще и Сербии в частности. Также применены следующие методы исследования: политэкономический (для исследования формирования современного рынка периодики в странах бывшей Югославии), историко-культурный (предпосылки развития средств массовой информации в регионе), системно-сопоставительный (анализ сложившейся системы), структурно-семантический, филологический и социокультурный (социокультурные основания развития сербской печати). Для анализа современных публикаций в периодике Сербии мы использовали журналистские материалы из изданий разной идейной ориентации, в период с 2006 по 2011 год, принимая во внимание публикации на ряд тем, наиболее полно отражающих современную полит-экономическую ситуацию: это выборы в регионе, материалы о выборах за рубежом, отношения к ряду проблем и катастроф.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными тенденциями развития сербского сектора прессы являются монополизация, коммерциализация, либерализация и массо-визация, которые определяют основные векторы его функционирования (доминирование западного и отечественного крупного капитала, увеличение рекламы и заказных материалов, сужение поля политического плюрализма, снижение количества критических материалов по отношению к государственной элите).

2. Диалектика развития сербской прессы, находящейся под всевозрастающим влиянием западного капитала, характеризуется отчуждением формы от содержания. Улучшение формы (более качественная верстка, дизайн, полиграфия) сопровождается снижением уровня политического и идеологического плюрализма.

3. Сербская пресса при режиме Тадича, стала гораздо более унифицированной и подконтрольной, чем при Милошевиче, что подчеркивает характерные для Евросоюза (ЕС) тенденции системной гомогенности СМИ. Это иллюстрируется как коммуникативными стратегиями, так и типологией сербской периодики.

4. Основными компонентами коммуникативных стратегий сербской прессы являются: необходимость евроатлантической интеграции, либерализации внутренней экономики и политики, лояльное отношение к Западу, хорошее отношение к России.

5. Основными манипулятивными механизмами современной сербской прессы являются: односторонняя подача материала, количественное доминирование, доминирующая семантика, смягченная модальность, создание положительных и отрицательных коннотативных рядов, претензии на объективность и документальность.

6. Построение современных медиатекстов идет не с точки зрения основополагающих принципов журналистики, а с точки зрения современного бизнеса, по его законам и явлениям.

Гипотеза исследования: современная периодическая печать Сербии находится под всевозрастающим влиянием западного и отечественного крупного капитала, что объясняет ее гомогенность и отсутствие реального плюрализма содержания.

Диссертационное исследование прошло апробацию на лекциях по дисциплинам «Современные зарубежные СМИ», «Современные зарубежные информационные агентства», по теме исследования опубликованы ряд научных статей. Автор принял очное и заочное участие в научно-практических конференциях по журналистике, которые проходили в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Белгород, Воронеж.

Структура и хронологические рамки диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе «Глобализация и ее особенности в современной медиасфере» проводится анализ глобализации как социокультурного процесса, информационной глобализации как тенденции в современных средствах массовой информации. Во второй главе — «Типологические особенности современных печатных СМИ Сербии на рубеже веков (конец 90-х — начало 2000 годов) — говорится о современном состоянии и развитии сербской периодической печати и типах изданий, сформировавшихся в начале века. В третьей главе — «Коммуникативные стратегии сербских газет различной идейно-политической ориентации (на примерах материалов сербских изданий 2006 — 2011 гг.)» проведен системный анализ современ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги работы, можно говорить о том, что большинство печатных СМИ Сербии сегодня испытывают на себе всевозрастающее влияние западного капитала.

Относиться к этому можно по-разному. Некоторые современные исследователи журналистики подчеркивают агрессивное внедрение иностранного капитала на рынок масс-медиа самобытной Восточной и Юго-Восточной Европы. Однако это имеет и другую сторону: привлечение инвестиций в издательский рынок, также как и в любой сектор экономики не может являться совсем уж отрицательным явлением. Очевидно, что без поддержки западного капитала многие качественные издания (которые финансово менее защищены, чем рекламные и развлекательны еженедельники-таблоиды) выжить бы просто не смогли.

Говоря о состоянии медиарынка стран Восточной Европы в целом, стоит отметить, что на его функциональности отражается тенденция информационной глобализации. Здесь стоит говорить о ряде тенденций, неотрывно связанных с ней. Это прежде всего концентрация печатных СМИ в руках специализированных корпораций, подчинение средств массовой информации капиталу, углубление диспропорций в обеспечении СМИ капиталистических государств, использование печати в целях пропаганды определенного образа жизни.

Современные средства массовой информации в глобализационном пространстве давно превратились в средство зарабатывания денег. Так, продолжается экспансия западного капитала в страны Восточной Европы, создаются все новые и новые продукты, являющиеся разными по форме, но идентичными по содержанию. Вышло так, что западный капитал все чаще стал диктовать местным газетам и журналам о чем, как и в каком тоне писать. Тенденция глобализации СМИ, связанная с активным наступлением западного капитала на восточноевропейский ме-диарынок, в основном ударяет по молодым республикам, образованным около 20 лет назад после крушения социализма в этих странах (Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия, Македония, Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, и др). Основными же странами, участвующими в распределении медиактивов, являются Германия, Швейцария, Франциянаиболее часто капитал этих государств встречается в изданиях Восточной Европы.

Немного компромиссным в этой среде может служить термин «глокализация» (то есть перевоплощение транснациональных товаров в национальные формы). Ряд транснациональных корпораций пропагандируют глокализацию в качестве стратегии, предполагающей создание новых производств в регионах, или тактики на подстраивание под потребности покупателей и вкусы потребителей.

Говоря о современной периодике стран бывшей Югославии, формирование которой продолжается и сегодня, можно выделить пять основных тенденций, связанных с развитием прессы после крушения социализма в этих странах.

Либерализация средств массовой информации. Либерализация фактически означает переход издания на коммерческие рельсы в не зависимости от капитала. Можно говорить, что либерализация рынка и приватизация неожиданно оказались своеобразной бомбой замедленного действия, учитывая ситуацию в общемировой экономической сфере: до 2009 года наблюдался активный экономический рост периодических изданий. Когда же медиамагнатам, имеющим свои издания в странах бывшей Югославии потребовалось уменьшить свои издержки по причине резкого падения прибылей, в первую очередь были сокращены именно восточноевропейские газеты и журналы, где в полной мере и проявилась кризисная ситуация.

Массовизация периодики — переориентирование журналистики в некий инструмент бизнеса — сложный процесс, который нельзя оценить однозначно. С учетом происходящих на рынке периодики процессов, массовизация средств массовой информации Восточной Европы и стран бывшей Югославии приводит к расширению аудитории тех или иных газет и журналов, однако постепенно стирается грань между качественной прессой и таблоидом. Здесь можно добавить о том, что одной из ведущих тенденций современных СМИ становится гедонизм.

Коммерциализация периодики — это процесс, при котором периодические издания превращаются в средство для получения прибыли. Здесь мы можем отметить такие смежные тенденции, как увеличение количества РЯ-материалов и рекламных сообщений вообще.

Еще одной важной тенденцией является монополизация и доминирование западного капитала. Главной страной-монополистом на рынке медиа стран бывшей Югославии по праву можно считать Германию. Лидерами в этой сфере считаются мультимедийный концерн Бер-тельсманн и «Вестдойче Альгмайне Цайтунг Медиагруппен» (ВАЦ). Проблему доминирования западного капитала можно рассматривать по-разному: с одной стороны, имеются положительные стороны в виде появлении новых рабочих мест, а также расширения и увеличения количества изданий, однако появляется проблема однородности дискурса, когда разной форме периодических изданий при их разной типологии соответствует фактически одинаковое содержание.

Современные сербские периодические издания можно типологи-зировать по ряду типологических признаков. Например, по форме собственности они могут быть государственными, частными (с принадлежностью местному капиталу либо зарубежному), принадлежащим общественным или некоммерческим организациям, принадлежащим партиям, принадлежащим коллективу редакции- 'по периодичности выхода можно выделить ежедневные, еженедельные, ежемесячные издания, также издания с непостоянной периодичностьюпо качественному составу материалов можно разделить на качественную прессу, массовую и таблоидыпо тематическому составу материалов — информационно-политические, делово-экономические, универсальные, рекламные, специализированные. Наиболее популярными изданиями в Сербии по читаемости сегодня считаются «Блиц», «Вечерние новости», «Курир», «Политика».

О современном состоянии сербского рынка периодики можно сделать ряд выводов, а именно — зависимость от западного капиталаразмытие профессии журналиста в среде смежных профессийактивная «массовизация» периодикирезкое измененение медиадискурса с патриотической до общеевропейскойсокращение тиражей качественной периодики и замещение их массовыми изданиямиприрост наименований рекламных газет и журналов.

Вообще, после падения режима Милошевича мы видим общую демократизацию средств массовой информации Сербии. С одной стороны, это положительный момент, но с другой очевидна проблема однобокой интерпретации политических и экономических событий. Связано это с тем, что после прихода к власти в стране демократических сил началась приватизация сербских печатных изданий, и практически все они были приобретены представителями европейских медиамагна-тов от бизнеса — ВАЦ, Стирия, Рингер и др.

Наконец, при исследовании современных сербских печатных средств массовой информации, необходимо анализировать коммуникативные стратегии изданий.

Мы рассмотрели материалы в ряде средств массовой информации Сербии с 2005 по 2010 год по ряду направлений: освещение материалов внутренней политики Сербии (здесь рассматривались освещение выборов в Скупштину Сербии 2007 года, выборов президента Сербии 2008 года), политическая ситуация в союзных республиках бывшей Югославии (здесь основными темами стала отставка Иво Санадера, премьер-министра Хорватии в 2008 году, выборы президента Хорватии в 2010 году, выборы в Боснии и Герцеговине в 2010 году), освещение российских событий в сербской прессе (освещение выборов президента России в 2008 году, освещение терактов в московском метро в 2010 году), ситуация вокруг Косово (ситуация накануне отделения, освещение вынесения решения по поводу независимости Косово в 2010 году), и, наконец, ситуация в международной политике (здесь — освещение международной реакции на смерть Слободана Милошевича в 2006 году, освещение падения самолета президента Польши Jlexa Ка-чиньского в 2010 году).

По итогам исследования стоит отметить, что в сербских средствах массовой информации сформировались типы основных коммуникативных стратегий. Также были сделаны выводы по развитию средств массовой информации разных типов. Так, например, в массово-либеральной прессе Сербии почти отсутствуют полемические материалы, при анализе текста можем говорить также о различных манипу-лятивных приемах типа «количественного доминирования» (большинство материалов одной точки зрения) или «качественного доминирования», нагнетания контекста, в материалах нередко используются субъективная оценка событий и субъективный подбор фактов.

В либеральных изданиях, например — «Глас явности», экспрессия встречается нечасто, но используются пассивные методы манипуляции. В отличие, например, от «Блица», издание не подменяет факты «сведениями своих источников». Тем не менее, при подборе комментаторов происходит создание необходимого контекста: роль комментаторов выполняют представители разных партий, но наиболее полно и четко позицию формулируют представители либеральных организаций, в т. ч. неправительственных. Также в издании этого типа мы видим использование материалов косвенно-оценочного воздействия: доминирующую семантику, нагнетание коннотативного ряда, эмфатические утверждения.

В качественных изданиях присутствует открытая дискуссия однако определенные манипулятивные тенденции присутствуют — кричащие заголовки, нагнетание контекста, экспрессивная лексика, количественное и качественное доминирование, тенденциозный подбор комментариев. В качественной прессе присутствует претензия на объективность журналистских материалов, однако не по содержанию, а скорее по форме, так как в ряде новостных материалов используются определенная трактовка событий.

Наконец, в радикальных изданиях (которые не скрывают своей принадлежности к той или иной партии или движению) присутствует открытая полемика, в материалах присутствуют манипулятивные формы, например использование риторических утверждений и вопросов, использование экспрессивной лексики, метафористичных речевых актов, также кричащие заголовки, метафоры, экспрессивная оценка ряда событий.

Как видим, построение современных печатных СМИ сегодня происходит в основном по западной модели, причем в последнее время не только по форме, но и по содержанию. При формировании новых средств массовой информации учитывается, прежде всего, возможность зарабатывания денежных средств, при формировании редакционной политики учитывается необходимая коммуникативная стратегия при построении материалов.

Западный капитал в последние годы мощно укрепился в балканском регионе, и можно говорить о непосредственном управлении им миром СМИ. Причем нередко вмешательство в редакционный процесс происходит вопреки ряду журналистских принципов (например, в ряде средств массовой информации мы видим во главе компаний не местных представителей, а западных функционеров), а также создание необходимой риторики и газетно-журнального дискурса. На выходе мы видим отсутствие плюрализма содержания в большинстве печатных СМИ Сербии, построение материалов и принципов создания издания происходит в западном стиле, при этом издания, занимающие обратную позицию, практически не известны массовому читателю.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Глобальное средство массовой информации / А. И. Акопов // Мир медиа XXI. Новые информационные технологии. -1999. -№ 1.-С.4−7.
  2. А. И. Специальные журналы : методология: история: типология: автореф. дис.. д-ра филолог, наук / А. И. Акопов. Киев, 1991.-54 с.
  3. А. И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета / А. И. Акопов // Акценты. 1999. — № 1−2. — С. 4214.
  4. Е. Ч. Информационная элита : корпорации и рынок новостей / Е. Ч. Андрунас. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. — 211 с.
  5. О. Н. Глобализация как социокультурный процесс / О. Н. Астафьева // Вестн. Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2009. — № 2.-С. 14−23.
  6. Г. П. Массовая коммуникация : Западные теории / Г. П. Бакулев. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 175 с.
  7. С. И. Четвертая власть : британская модель / С. И. Беглов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002. — 256 с.
  8. А. Немецкие концерны в Восточной Европе / А. Блуа: URL: http ://w w w. sredamag. ru/mag/5 2/10 .phtm 1 (дата обращения: 21.04.2009).
  9. А. Е. Генеалогическая классификация ПР-текстов / А. Е. Богоявленский // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2006. — № 1. — С. 93−103.
  10. В. В. Моделирование текста : лингвосоциокуль-турная концепция / В. В. Богуславская. Ростов н/Д: Южное отд-е Рос. акад. образования, 2003. — 270 с.
  11. С. В. Социология коммуникации / С. В. Бориснев. -М.: Юнити, 2003.-270 с.
  12. А. Ю. Современная зарубежная журналистика : курс лекций / А. Ю Быков. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. -112 с.
  13. А. С. Массмедиа стран членов Европейского Союза : политико-правовые вопросы регулирования содержания информации / А. С. Быкова. — СПб.: Роза мира, 2004. — 229 с.
  14. Е. JI. Медиаэкономика : ключевые понятия / Е. J1. Вартанова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2002. — № 1.-С. 17−33.
  15. Е. JI. Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для студентов вузов / Е. J1. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2003.-335 с
  16. Е. JI. Саморегулирование в информационном обществе / Е. JL Вартанова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2006.-№ 3. — С. 8−20.
  17. Е. JI. Северная модель в конце столетия : печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием / Е. JI. Вартанова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997.- 183 с.
  18. Вартанова Е. JI. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе / Е. JI. Вартанова. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 287 с.
  19. Н. В. Балканский тупик? / Н. В. Васильева, В. А. Гаврилов. М.: Гея итэрум, 2000. — 497 с.
  20. М. Избранное : Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: РОССПЭН, 2006. — 656 с.
  21. С. М. Современные западные теории журналистики и проблемы массовой информации в Тропической Африке / С. М. Виноградова. Л.: Изд-во Лениград. гос. ун-та, 1991. — Ч. 1−2. — 210 с.
  22. М. Ю. Журналистика Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии / М. Ю. Вороненков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.-201 с.
  23. Г. Ф. Периодическая печать Германии : учеб. пособие для факультетов журналистики / Г. Ф, Вороненкова, А. А. Чеса-нов. М.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 220 с.
  24. Воронцова-Хэтч Т. М. Журналистика Польши / Т. М. Ворон-цова-Хэтч. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 92 с.
  25. В. В. Экономика журналистики / В. В. Ворошилов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 64 с.
  26. А. А. Массовая информация в России : от первой газеты до информационного общества / А. А. Грабельников. М.: Изд-во РУДН, 2001. — 330 с.
  27. . А. Массовое сознание / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. -456 с.
  28. Гурьева 3. И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: лин-гвопрагматический аспект / 3. И. Гурьева. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2003. — 203 с.
  29. Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Дейк ван. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  30. В. М. Развал Югославии : исторические предпосылки: 1918−2003 гг. / В. М. Джуретич. М.: Кристи инженеринг- Кобекс интернешнл, 2003. — 656 с.
  31. И. М. Пропаганда и информация: материалы кобсуждению проблемы / И. М. Дзялошинский: URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/pravo/2QQ493 96(9−2Vdziylochmskii.htm (дата обращения: 20.07.2011).
  32. Доценко Е. JL Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита / Е. JI. Доценко. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. -334 с.
  33. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2004. — 446 с.
  34. Журналистика и социология: учеб. пособие / под ред. И. Д. Фомичевой. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. — 199 с.
  35. Зарубежная печать: Краткий справочник: газеты: журналы: информационные агентства / под ред. С. А. Лосева. М.: Политиздат, 1986.-525 с.
  36. И. И. Реконструкция России : Масс-медиа и политика в 90-е. / И. И. Засурский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 286 с.
  37. Я. Н. Журналистика развивающихся стран /Я. Н. Засурский. М.: Знание, 1989. — 212 с.
  38. Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я. Н. Засурский // Информационное общество. -1999.-№ 1.-С. 36−40.
  39. Я. Н. Социологические аспекты журналистской науки. / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10, Журналистика.-2006.-№ 1.-С. 3−6.
  40. Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : Толковый словарь терминов и концепций / Л. М. Землянова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. — 300 с.
  41. Jl. М. Современная американская коммуникативи-стика : Теории, концепции, проблемы, прогнозы / Л. М Землянова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. — 271 с.
  42. А. С. Запад : Феномен западнизма / А. С. Зиновьев. -М.: Центрполиграф, 1995. -461 с.
  43. Н. В. Второй новый миропорядок : геополитические головоломки / Н. В. Злобин. М.: Эксмо, 2009. — 320 с.
  44. В. Л. Современное постиндустриальное общество : природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. М.: Academia, 2000. — 640 с.
  45. О. И. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий / О. И. Иссерс // Вестн. Омск. гос. ун-та, 1999. Вып. 1. — С. 7479.
  46. История мировой журналистики: учеб. пособие для студентов факультетов и отделений журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. 3-е изд., доп. и испр. — М. — Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 425 с.
  47. В. А. Германский медиакапитал на рынке СМИ Болгарии / В. А. Калинкин // Медиаскоп: электрон, научн. журн. факультета журналистики МГУ. 2005. — Вып. 1. — URL: http://mediascope.ru/node/131 (дата обращения: 15.10.2009)
  48. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза.- М.: Эксмо, 2006. 864 с.
  49. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация: В 2 кн. / С. Г. Кара-Мурза. Кн. 1: От начала до Великой Победы. — М.: Алгоритм, 2002.- 525 с.
  50. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация: В 2 кн. / С. Г. Кара-Мурза. Кн. 2: От Великой Победы до наших дней. — М.: Алгоритм, 2002. -685 с.
  51. М. Галактика Интернет : Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
  52. В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. -М.: Международный институт бизнеса и управления, 1997. 304 с.
  53. А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А. П. Короченский. Ростов н/Д.: Комплекс, 2002. — 273 с.
  54. А. П. Журналистская наука перед лицом демократизации медиадискурса / А. П. Короченский, С. В. Ушакова // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж, 2006. — С. 14−24.
  55. А. П. Медиакритика как форма диалога и взаимодействия между гражданским обществом и СМИ / А. П. Короченский // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2003. — № 1−2. — С. 3−14.
  56. А. П. Отечественная журналистская наука : между прошлым и будущим / А. П. Короченский, С. В. Ушакова // Журналистика и медиаобразование: сб. тр. междунар. практ. конф. Белгород, 2006.-С. 12−18.
  57. А. П. Преимущества междисциплинарности / А. П. Короченский // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2004. -№ 3−4. -С. 35−39.
  58. Л. Е. От рынка прессы к рыночной публицистике / Л. Е Кройчик // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж, 2006. — С. 24−36.
  59. Л. Е. По существу ли эти споры? По существу! («МТ», «ВЖТ», «ВПТ». Далее что?) / Л. Е. Кройчик // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2006. — № 3−4. — С. 6−12.
  60. Л. Е. Публицистический текст как дискурс / Л. Е. Кройчик // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2005. — № 3−4.-С. 11−17.
  61. Е. Б. Манипулятивный потенциал жанра рекламного сообщения / Е. Б. Курганова // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2005. -№ 3−4. — С. 97−103.
  62. С. Ф. Избирательные технологии : история, теория, практика / С. Ф. Лисовский, В. А. Астафьев. М.: РАУ-Университет, 2000. — 320 с.
  63. . Н. Журналистика : краткий словарь / Б. Н. Лозовский. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. — 116 с
  64. Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. М.: УРСС, 2005.-256 с.
  65. Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю. В. Лучинский. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. -140 с.
  66. В. П. Современные СМИ в структуре российского общества : социологический аспект / В. П. Макаров. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. — 122 с.
  67. М. И. Ежедневная печать : американский опыт конца XX столетия / М. И. Макеенко. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003.-192 с.
  68. Т. В. Управление собеседником в диалогическом речевом общении / Т. В. Матвеева // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2004. — Вып. 4. — С. 152−156.
  69. Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования. 1992. — № 2. — С. 118−124- Продолжение статьи. — 1992 — № 4. — С. 91−96.
  70. С. А. Журналистика стран Северной Европы / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2003. — 366 с.
  71. С. А. История зарубежных СМИ / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. — 256 с.
  72. С. А. Современная зарубежная журналистика : правила и парадоксы / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005.-320 с.
  73. На службе монополий: Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1977. — 329 с.
  74. М. М. Массовая коммуникация в современном мире : методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. М.: УРСС, 2003.-239 с.
  75. С. Б. Глобализация и СМИ / С. Б. Никонов. СПб.: Роза Мира, 2006.- 168 с.
  76. Д. Н. Психология масс / Д. Н. Ольшанский. -СПб.: Питер, 2002. 363 с.
  77. Е. В. Выборы 2010 г. в Хорватии в зеркале сербских СМИ / Е. В. Осенков // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: материалы IX межвуз. науч.-практ. конф. 3−5 марта 2010 г. СПб., 2010. — С. 120−122.
  78. Е. В. Выборы в Боснии и Герцеговине : освещение в сербской периодике / Е. В. Осенков // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всерос. научн.-практ. конф. 30−31 окт. 2010 г. Воронеж, 2010.-Ч. 1.-С. 75−77.
  79. Е. В. Коммуникативные стратегии современных сербских периодических изданий различной политической направленности / Е. В. Осенков // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2011. — № 1.-С. 171−174.
  80. Е. В. Лингвокультурологические особенности современной хорватской прессы / Е. В. Осенков // Преподавание русского и иностранного языков в неязыковых учебных заведениях: сб. научн. статей. Воронеж, 2008. — С. 93−94.
  81. Е. В. Международный финансовый кризис и развитие медиарынка в странах Восточной Европы / Е. В. Осенков // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. научн.-практ. конф. (11−13 мая 2009 г.) Воронеж, 2009. — С. 126−128.
  82. Е. В. Освещение задержания Радована Караджича в сербских газетах «Блиц» и «Политика» / Е. В. Осенков // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всерос. научн.-практ. конф. Воронеж, 2008. — Ч. 2. — С. 96−98.
  83. Е. В. Освещение президентских выборов в сербской прессе / Е. В. Осенков // СМИ в современном мире: молодые исследователи: материалы VII межвузов, научн.-практ. конф. (28 февр. 1 марта 2008 года). — СПб., 2008. — С. 168−170.
  84. Е. В. Освещение ситуации вокруг Косово в сербской прессе 2010 года / Е. В. Осенков // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всерос. научн.-практ. конф. 12−14 мая 2011 г. Воронеж, 2011.-Ч. 1,-С. 93−95.
  85. Е. В. Периодическая печать стран бывшей Югославии / Е. В. Осенков // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере: материалы междунар. научн.-практ. конф. 7−9 февраля 2011 г. Москва, 2011.-С. 176.
  86. Е. В. Пресса стран бывшей Югославии в 2009 году : медиарынок под знаком кризиса / Е. В. Осенков // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2010. — № 1. — С. 173−176.
  87. Е. В. Реакция сербских СМИ на гибель президента Польши Леха Качиньского под Смоленском / Е. В. Осенков // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всерос. научн.-практ. конф. Воронеж, 2010.-Ч. 1.-С. 85−87.
  88. Е. В. Типология и тенденции развития периодической печати стран бывшего СФРЮ / Е. В. Осенков // Проблемы массовой коммуникации: материалы Всерос. научн.-практ. конф. 29−31 окт. 2007 г. Воронеж, 2007. — Ч. 2. — С. 49−51.
  89. Е. В. Формирование современной сербской периодики / Е. В. Осенков // Гуманитарные знания в современном образовательном процессе: материалы Всерос. научн.-практ. конф. Воронеж, 2009. — С. 205−206.
  90. А. И. Искушение глобализмом / А. И. Панарин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
  91. И. Н. Информационная война и геполитика / И. Н. Панарин. М.: Поколение, 2006. — 553 с.
  92. И. Н. Информационная война и мир / И. Н. Панарин, Л. Г. Панарина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  93. Ю. А. Информационное агентство : стиль оперативных сообщений / Ю. А. Погорелый. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001.-36 с.
  94. ЮО.Почепцов Г. Г. Как становятся президентами: Избирательные технологии XX века / Г. Г. Почепцов. Киев: Знания, 1999. — 380 с.
  95. Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001. — 306 с.
  96. Т. Глобальное и национальное : Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России / Т. Рантанен. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. — 160 с.
  97. Л. Л. Газета для всей России / Л. Л. Реснянская, И. Д. Фомичева. М.: Факультет журналистики Моск. гос. ун-та, 2000. -232 с.
  98. Е. А. «Желтая» пресса в контексте развития печати XX века (социокультурный аспект): автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Сазонов. Воронеж, 2004. — 18 с.
  99. В. И. Зарубежные информационные агентства / В. И. Сапунов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2006. — 384 с.
  100. В. И. Зарубежные информационные агентства в современном медиапространстве. В 2-х частях. / В. И. Сапунов. Воронеж: Тип. лаб. фак. журналистики Воронеж, гос. ун-та, 2005. Ч. 1. -212 с.- То же.-Ч. 2.-220 с.
  101. В. И. Зарубежные СМИ дихотомия политэкономи-ческого и культурологического методов / В. И. Сапунов // СМИ и журналистика: прошлое, настоящее, будущее: материалы регион, науч. практ. конф. — Старый Оскол, 2005. — С. 47−52.
  102. В. И. Манипуляция сознанием как основа информационной политики российских телевизионных каналов / В. И. Сапунов // Журнал ютика-2004: матэриалы 6-й М1ждународной наукова-практычной канференции. Минск, 2004. — С. 280−281.
  103. В. И. Массовая коммуникация в XX веке : концепции западных исследователей / В. И. Сапунов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. — 110 с.
  104. В. И. Методологические особенности изучения глобальных информационных процессов / В. И. Сапунов // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж, 2006. — С. 76−87.
  105. Ш. Сапунов В. И. Монополизация и коммерциализация доминирующие факторы функционирования зарубежной медиасистемы в начале XXI века / В. И. Сапунов // Акценты: новое в массовой коммуникации. — 2005. — № 3−4. — С. 52−59.
  106. В. И. Обстоятельства, причины и значение появления информационных агентств / В. И. Сапунов // Журналютика-2002: матэриалы 4-й м1ждународной наукова-практычной канференции. Минск, 2002.-С. 78−79.
  107. В. И. Политэкономические и культурные основания функционирования зарубежных СМИ в условиях неолиберализма / В. И. Сапунов // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. -2005. -№ 2. -С. 186−198.
  108. В. И. Преобразования в экономическом статусе информационного агентства Рейтер в 20-е 30-е годы XX века / В. И. Сапунов // Информационное поле № 1. — Краснодар, 2002. — С. 35−42.
  109. В. И. Проблемы государственного регулирования электронных СМИ в США и Великобритании в 2003 году / В. И. Сапунов // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. -2004. -№ 1.- С. 125−128.
  110. В. И. Система зарубежного телевидения: история формирования й современное состояние / В. И. // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2004. — № 7−8. — С. 17−20.
  111. . Национальные особенности охоты за голосами / Ж. Сегла. М.: Вагриус, 1999. — 264 с.
  112. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учеб. пособие / под ред. А. С. Пю. -СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2010. 423 с.
  113. Средства массовой информации постсоветской России: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. — 303 с.
  114. Типология периодической печати / под ред. М. В. Шконидна, Л. Л. Ресняской. М.: Аспект Пресс, 2007. — 236 с.
  115. И. Б. Избранные статьи и речи / И. Б. Тито. М.: Политиздат, 1973.-420 с.
  116. Э. Смешение власти : знание, богатство и принуждение на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003. — 669 с.
  117. А. Р. Западная теория идеологии : от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа / А. Р. Тузиков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2002. — 269 с.
  118. В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В. В. Тулупов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2000.-336 с.
  119. Р. Иосип Броз Тито : власть силы / Р. Уэст. Смоленск: Русич, 1997.-512 с.
  120. С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы / С. Фаер. СПб.: Стольный град, 1998. — 136 с.
  121. С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка / С. Хантингтон // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. — С. 528−557.
  122. В. В. Генезис западной газетно-журнальной публицистики / В. В. Хорольский // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2006. — № Ъ-Л. — С. 51−65.
  123. В. В. Еще раз о журналистском тексте и тексте публицистическом в современной газете : спорные культурологические аспекты проблемы / В. В Хорольский, И. В. Смотрова // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2005. — № 1−2. — С. 4447.
  124. В. В. Журналистика и публицистика : сослуживцы, близнецы-братья или двуликий Янус?: полемические выпады с претензией на оригинальность / В. В. Хорольский // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2006. — № 7−8. — С. 22−25.
  125. В. В. Западная публицистика XVIII XX веков : Основные вехи эволюции / В. В. Хорольский: в 2 ч. — Воронеж: Тип. лаб. фак. журналистики Воронеж, гос. ун-та, 2006. — Ч. 1. — 160 с. — То же. Ч. 2.-138 с.
  126. В. В. Современные теории массовой коммуникации на Западе / В. В. Хорольский. Воронеж, 2011. — 104 с.
  127. В. В. Социокультурные аспекты глобализации масс-медиа Запада / В. В. Хорольский // Курс лекций. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2009. — 247 с.
  128. В. В. Стиль качественной англоязычной газеты и эволюция экспрессивно-стилистической модели англоязычных газет в 1990 2000 гг. / В. В Хорольский, И. В. Смотрова // Акценты: новое в массовой коммуникации. — 2004. — № 5−6. — С. 6−13.
  129. Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. М.: Мысль, 1980.-326 с.
  130. Е. М. Формирование новой системы периодической печати в независимой Хорватии 1991−1998 : автореф. дис.. канд. фи-лол. наук / Е. М. Юришич. М., 1998. — 25 с.
  131. Б)елица М. Новинарство и публицистика / М. Б. елица: сайт]. — URL: http://www.rastko.org.yu (дата обращения: 12.01.2010).
  132. ИвиЙ П. Српско штампарство / П. ИвиЬ, М. Пешикан: сайт.- URL: http://www.rastko.org.yu (дата обращения: 18.01.2010).
  133. С. Притисак или самоцензура? Економски утица. на независност медиа у Македонии / С. Трпевска: сайт]. URL: http://www.mediaonline.ba (дата обращения: 16.02.2010).
  134. В. Идеологща српского национализма: научно и пуб-лицистичко дело проф. Др. Лазе М. Костича / В. Шешель. Београд, 2002.- 1024 с.
  135. Alaburic V. Sloboda izrazavanja u Republici Hrvatskoj / V. Alaburic // Prirucnik о slobodi javne rijeci. Zagreb, 1998. — Str. 5−69.
  136. Babic A. Facts about the media in Croatia / A. Babic. Zagreb: Information Department Ministry of Foreign Affairs Republic of Croatia, 1993.-51 p.
  137. Bennett T. Theories of the Media, Theories of Society / T. Bennett // Culture, Society and the Media. London: Sage, 1982. — Part 1. — pp. 114 187.
  138. Glasnost and after: media and change in Central and Eastern Europe / ed. by D. Paletz. Crenkill: Hampton Press Inc., 1995. — 256 p.
  139. Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity / R. Robertson // Global Modernities. London: Sage, 1995. -pp. 25−44.
  140. Rorty R. Contingency, Irony and Solidarity / R. Rorty. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. — 201 pp.
  141. Bervar G. Slovenski medija u vlasniskim turbulencijama / G. Ber-var: сайт. URL: http://www.mediaolnine.ba (дата обращения: 20.05.2011).
  142. Grbelja J. Novinarstvo teorija i praktika / J. Grbelja, M. Sapunar. — Zagreb: MGC, 1993. — 182 str.
  143. Marjanovic? D. Mala bara, da puno krokodila / D. Marjanovic: URL: http://www.dubrovacki.hr/clanak/30 040/mala-bara-puno-krokodila
  144. Malovic S. Sloboda novinarstva ogranicena lisnicom / S. Malovie // Trenutak hrvatske komunikacije. Zagreb, 1994. — Str. 68−79.
  145. Malovic S. Vlasnistvo nad hrvatskim masovnim medijima: ususret medijskim mogulima / S. Malovic // Trenutak hrvatske komunikacije. -Zagreb, 1996. Str. 24−33.
  146. Hadzie M. Bezbednosna pitanja. Prirucnik sa pojmovnikom za no-vinare / M. Hadzie, F. Svarm. Beograd: Medija centar, 2005. — 128 s.
  147. Dva veka srpskog novinarstva / Avramovic M. Z. et. al. Beograd: Institut za novinarstva, 2005. — 522 s.
  148. Sokic S. Ekonomija tranzicije / S. Sokic. Beograd: Zavet, 2005. — 678 s.
  149. Etika u medijama. Beograd, 2004. — 180 s.
  150. Pregled medijskog zakonodavstva u zemaljama jugoistocne Evrope: сайт. URL: http://www.nuns.rs/zakoni/pregled.doc (дата обращения: 16.02.2010).
  151. Plenkovic M. Istrazivacko novinarstvo: novi modeli javnog ko-municiranja / M. Plenkovic. Zagreb: NONACOM, 1995.- 172 str.
  152. Ruzic F. Informacijsko komunikacijski sistemi / F. Ruzic. Zagreb: Skolska knjiga, 1991.- 123 str.
  153. Sapunar M. Osnovne znanosti о novinarstvu / M. Sapunar. -Zagreb: Epoha, 1995.-352 str.
  154. Sapunar M. Komunikacijski radiodifuzni model spojenih posuda (razbijanje medijske blokade Hrvatske) / M. Sapunar // Trenutak hrvatske komunikacije. Zagreb, 1993. — Str. 12−32.
  155. Sapunar M. Sloboda i odgovornost u novinarstvu / M. Sapunar // Trenutak hrvatske komunikacije. Zagreb, 1996. — Str. 17−23.
  156. Schiller H. Culture, Inc. The Corporate Takeover of Public Expression / H. Schiller. Oxford: Oxford University Press, 1989. — 201 pp.
  157. Storey S. The Century of Reuters / S. Storey. London: Parrish, 1951.-402 pp.
  158. Statistical guide. Elections 2000. Belgrade, 2001. — 58 p.
  159. Dokovic D. Vlasnistva medija i njihov uticaj na pljuralizam Srbije u regionu / D. Dokovic. Beograd: Medija centar, 2004. — 76 s.
Заполнить форму текущей работой