Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Военный мундир в XIX — начале XX вв. был важным элементом, знаковым символом быта и культуры российского и вообще европейского общества. Его универсальность сказывается в том, что униформа в фактуре военно-исторической картины занимает едва ли не первое место. Отличительными чертами русского мундира являлись следующие: традиционность, заключающаяся в приверженности воинским традициям, идущим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Культурно-исторические основания анализа русской батальной живописи XIX — начала XX века
    • 1. Историко-культурный и художественно-эстетический контексты развития русской батальной живописи
    • 2. Историография проблемы анализа русской батальной живописи XIX -начала XX века
      • 3. 0. значении военного костюма для понимания русской культуры конца XVIII — начала XX века
  • ГЛАВА 2. Отечественная война 1812 года в батальной живописи первой половины XIX века
    • 1. Эпоха 1812 года в живописных произведениях очевидцев и участников событий.:.:.'. .V //
    • 2. Сражения Отечественной войны в полотнах живописцев
  • 1850-е гг
  • ГЛАВА 3. Новое видение Отечественной войны 1812 года в творчестве художников — баталистов второй половины XIX — начала
    • XX. века
    • 1. Общее и особенное в понимании эпохи Двенадцатого года русскими живописцами в 1860—1890 -е гг
    • 2. Произведения мастеров батального жанра начала XX века о событиях 1812 года

Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы.

В условиях социальной нестабильности в поисках выхода люди часто обращаются к своему прошлому. Прошлое России богато и уникально. Оно может служить основой для принятия решения в самых различных областях жизни людей — политике, экономике, искусстве, науке и пр. Создание новой системы ценностей в постсоветской России не будет эффективным, если не учитывать нашего исторического наследия. Обращение к истории Отечественной войны 1812 года в этой связи не только оправдано, но и актуально. Подъем духа, патриотизм, всемерная поддержка государственности — важная составляющая победы русских войск над армией Наполеона. Необходимость в подобном единении для завершения начатых реформ остро ощущается в российском обществе и в настоящее время. Как показывает история, оно вполне возможно.

Важнейшим фактором объединения выступает соответствующая духовная атмосфера в обществе. В большой мере этому способствует искусство, в частности, живопись. Наглядно-чувственная форма данного вида искусства как бы «заряжает» общество идейно-нравственным зарядом, создает духовную ауру вокруг людей. В этом случае постоянной потребностью является полнота оценки, ее конкретность в освещении важнейших исторических событий, в частности Отечественной войны 1812 года. Полотна баталистов, посвященных данной тематике, в этом случае реализуют не только узкопотребительские, утилитарные запросы публики, но и формируют высокий духовный гражданский потенциал, как органическую часть нашей духовной культуры.

Сцены сражений, бивуачная жизнь войск, изображение солдат воюющих армий — это не только патриотизм, гордость за военную мощь русского народа. Это в большей степени тот фундамент, опираясь на который, зрители формируют свое человеческое и гражданское достоинство, благодаря которому и можно сегодня противостоять процессам вестернизации.

До сих пор предметом специального исследования произведения батальной живописи XIX — начала XX вв. о 1812 годе по существу не становились. Возникает необходимость вовлечения в научную орбиту доселе остававшихся в тени батальных полотен. Стимулирующим фактором, повлиявшим на направление работы, стало повышенное внимание научных кругов и общественности к эпохе Наполеона и Отечественной войны, особенно в свете «наполеоновских» юбилеев: 185-летия окончания заграничных походов русской армии, 200-летия Консульства Наполеона Бонапарта, 200-летия его Маренгской кампании, 185-летия Ватерлоо и т. д.

Обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию как фундамента выработки нового мировоззрения в постсоветский период отечественной истории.

Степень изученности темы. Исследование батальной живописи о событиях 1812 г. и наполеоновских войнах до последнего момента носило эпизодический характер. Как правило, это искусствоведческие издания и статьи о выдающихся мастерах батального жанра и основных тенденциях его развития в XIX — начала XX вв. Выделяются следующие отечественные и зарубежные исследователи: К. С. Кузьминский, В. В. Садовень, В. М. Глинка,.

A.В.Помарнацкий, А. К. Лебедев, О. В. Федорова, В. С. Турчин, Б. И. Асварищ, Г. В. Вйлинбахов, А. Шнаппер, Ф. Робишон и др.

О произведениях изобразительного искусства в функции исторических источников идет речь в работах методологического плана: И. Д. Ковальченко,.

B.И.Стрельского, В. А. Ельчанинова и др.

Широкий спектр проблем униформологии и военной истории наполеоновского периода охватывают уникальные труды, публикации и рукописные материалы А. В. Висковатова, Г. С. Габаева, В. В. Звегинцова,.

A.И.Таланова, П. Ф. Космолинского, И. Э. Ульянова, А. Васильева, А. Вальковича,.

B.Соловьева, Эмира Бухарского, О. фон Пивки, Ф. Хейторнтуэйта, Р. Шартрана и др.

В целом, степень изученности вопросов, рассматриваемых в диссертации, не вполне удовлетворительна, затронута лишь «верхушка айсберга». Материалы исследований чаще всего недоступны, ограничены мизерным тиражом, не переведены на русский язык. В научной литературе должного освещения не получили вопросы, связанные с созданием тех или иных полотен батального жанра о войне с наполеоновской Европой в 1812 г., с творческой работой художников — баталистов, нет специального труда по униформологии 1812 г., занимающей едва ли не главное место в батальном изобразительном искусстве.

Проблема диссертации формулируется следующим образом: какова степень адекватности отражения в русской батальной живописи XIX — начала XX вв. событий Отечественной войны 1812 г. с учетом культурно-исторических реалий данного периода.

Предметом исследования выступают произведения отечественной батальной школы на тему наполеоновской кампании в России 1812 г.

Объект исследования — культурно-историческая реальность как условие создания и развития русской батальной живописи XIX — начала XX вв. о войне 1812 г.

Осознание проблемы, объекта и предмета исследования задает цель и задачи диссертации.

Цель исследования определяется поставленной проблемой. Ею является исследование событий Отечественной войны, представленных в произведениях русской батальной живописи XIX — начала XX вв., выявление ценностно-содержательного аспекта художественных памятников батальной школы в ее конкретно-историческом развитии и культурологическом значении.

Целевая установка обусловила соответствующий комплекс задач:

— зафиксировать культурологический контекст русской батальной живописи XIX — начала XX вв.

— оценить значение эпохи 1812 года для художественной культуры России.

XIX — начала XX вв. в целом и батальной живописи в частности.

— выделить события русской кампании Наполеона, получившие свое отражение в батальных картинах на разных этапах развития военно-исторического направления в живописи.

— выяснить уровень информативности произведений батального жанра об эпохе Двенадцатого года.

— определить роль феномена военного костюма в батальной живописи и культурном контексте общества и эпохи.

— зафиксировать место батального изобразительного искусства на тему 1812 г. в исторической динамике культуры России XIX — начала XX вв.

Методология исследования. Круг поставленных в работе задач потребовал серьезного методологического фундамента. В его состав вошли как общие, так и специальные методы: анализа и синтеза, метод исторического и логического, сравнительный и культурно-исторический, что позволило достаточно полно исследовать заявленную тему.

Научная новизна диссертации состоит в получении следующих результатов:

1. Показано позитивное влияние эпохи Отечественной войны на русскую художественную культуру и менталитет российского общества XIX — начала.

XX вв.

2. Раскрыты социально-гносеологическая и культурологическая функции произведений батального жанра посвященных войне 1812 г.

3. Проанализированы основные эпизоды кампании 1812 г., запечатленные батальными живописцами XIX — начала XX вв. и отличительные черты трансформации взглядов на войну с Наполеоном в процессе эволюции батальной школы в России.

4. Выявлена информативная ценность полотен отечественной батальной живописи по теме 1812 г.

5. Исследован вопрос о роли и значении военного мундира наполеоновской эпохи в произведениях русской батальной живописи XIXначала XX вв. об Отечественной войне в его культурном и военном аспектах.

Основные положения диссертации, которые выносятся на защиту:

1. Отечественная батальная живопись имела глубокие истоки в древнерусском искусстве. Зарождение военно-исторического жанра в России как светского направления произошло благодаря эпохе просвещения. События Двенадцатого года и культурные перемены, с ними связанные, катализировали процесс оформления батальной школы в России. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX — начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации.

2. Тематическая направленность произведений живописи о 1812 годе зависела не только от официальной идеологии, но и от идейных концепций академизма и реализма. Академическая батальная школа ориентировала на исключительно военно-историческое раскрытие темы. Установки реализма, возобладавшие со второй половины XIX в., делали ставку на бытописание войны и социальную характеристику ее участников, что стало следствием проникновения народничества в изобразительное искусство. Передвижничество, посредством батальных полотен, сделало тему Отечественной войны широкодоступной и интегрировало достижения русских баталистов в мировое изобразительное искусство и культуру.

3. В качестве исторического источника значимость батальных произведений неодинакова. Современные эпохе полотна по своей информативности уравниваются с источниками письменного характера. Поздние работы уже не содержат элемент свидетельской сопричастности, но она частично компенсируется у отдельных мастеров иллюзией присутствия, достигнутой с помощью принципа историзма и новых приемов. Живописцы академической школы больше внимания уделяли военному мундиру, прическам, манере владения оружием, правилам воинского этикета, приемам боя, способам кавалерийской посадки и породам лошадей. В информативном плане полотна реалистов уступают академическим, так как, главным образом сосредоточены на обличительстве и подчеркивании народного характера войны. Выделяются те батальные работы о 1812 годе, где достигнут синтез позитивных сторон двух школ и событиям придан масштабный характер.

4. Военный мундир в XIX — начале XX вв. был важным элементом, знаковым символом быта и культуры российского и вообще европейского общества. Его универсальность сказывается в том, что униформа в фактуре военно-исторической картины занимает едва ли не первое место. Отличительными чертами русского мундира являлись следующие: традиционность, заключающаяся в приверженности воинским традициям, идущим от Древней Руси и петровской эпохиследование, за редким исключением, в русле европейской военной и гражданской модысистема цветовых комбинаций, воспринятая от стрелецких полков и армии Петра Великогосакраментально-символическое значение военной формы в историко-культурном контексте указанного времени.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические положения и выводы могут использоваться для дальнейшего исследования проблемы адекватности батальных полотен о 1812 годе реальным историческим событиям. Основные идеи и положения исследования заполняют лакуну в научных исследованиях по означенной теме в области культурологии, истории и искусствоведения и обеспечивают решение вопросов, касающихся специфики батальной живописи. Материалы диссертации найдут свое применение при разработке лекционных курсов и написании монографий по исторической культурологии, военной истории, мундироведению, батальной живописи и источниковедению, могут быть использованы в преподавательской практике в школе, при чтении соответствующих спецкурсов и факультативов. Примененная методика может использоваться для анализа всей батальной живописи как явления русской культуры XIX — начала XX вв. Данные диссертации будут полезны и вне сферы науки: для постановки исторических спектаклей и фильмов по периоду наполеоновских войндля создания батальных произведений на сюжеты походов Наполеонадля униформирования военно-исторических групп и клубов международного движения «Реконструкции», объединяющего под лозунгом «Дорогами прошлых войн — к миру» все больше и больше людей из разных стран, в точности воссоздающих военные мундиры, походный быт, воскрешающих во время униформологических фестивалей на местах знаменитых наполеоновских сражений дух той великой эпохирезультаты исследования могут использоваться и в целях просвещения населения через средства массовой информации.

Апробация работы. Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре валеологии Алтайского Государственного технического университета, кафедре истории и музейного дела Алтайского Государственного института искусств и культуры, отдельные результаты её положений представлены на 56-ой научно-технической конференции (Барнаул, АлтГТУ, 1999 г.) и всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Российский ВУЗ: в центре внимания — личность (Проблемы воспитания)» (Ростов-на-Дону, ДГТУ, 1999 г.), а также отражены в научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и иллюстрированного приложения.

Выводы по главе. Период с начала 1860-х до 1910;х годов ознаменовался дальнейшим ростом интереса живописцев к эпохе Двенадцатого года, но в иных, чем прежде, условиях. На первых порах ситуация осложнялась крайне острой борьбой в идейном плане между представителями старой академической традиции и. нового реалистического направления. Это привело к временному забвению непопулярного среди общественности 60 — 70-х годов батального жанра, заслоненного более актуальными и проблемными жанрами: бытовым, портретным, пейзажным и историческим.

Стимулом к возрождению батальной картины послужили успешные военные кампании в Средней Азии и в ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Отсюда закономерным выглядит интерес, возникший у художников по отношению к военной истории прошлого, первым делом к Отечественной войне, представление которой давало возможность решить вопрос об истинной роли народа, рядового русского солдата в ней. Подобная направленность убедительно проявилась в картинах В. В. Верещагина из серии «Наполеон 1 в России 1812 года» .

Весьма важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок.

Примеру Верещагина последовали многие баталисты (А.Д. Кившенко, Ф. А. Чирка, И. Ф. Прянишников, В. В. Мазуровский, Н. С. Самокиш и др.), затронувшие не только известные, но и ранее не востребованные сюжеты, взглянув на них с новых, реалистических позиций. Не всем авторам полотен удавалось с документальной точностью и полно показать эпопею 1812 года, отчасти потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально — психологической стороне в ущерб военно-исторической и технике рисунка.

Позитивным было то, что в это время мастера батальной живописи рассматривали Отечественную войну не только как столкновение между регулярными армиями, но и с точки зрения действий партизанских отрядов, иррегулярных войск, бытовой стороны войны.

Логическим завершением в разрабатывании темы борьбы русского народа с наполеоновской армией стала панорама Ф. А. Рубо «Бородинская битва», сочетавшая в себе современный исторический взгляд на крупнейшее сражение 1812 года и новые технические и художественные приемы, позволившие представить это событие в более цельном, масштабном виде.

Работы русских баталистов, посвегценные Отечественной войне, имели не только искусствоведческое, но и большое культурно-историческое значение, ибо в них мы видим увеличение роли ботальной живописи в общей панораме культурной жизни России. Через призьму художника осмыслены исторические и культурные артефакты в России данного периода, выявлены особенности изменения менталитета народов нашей страны, динамики общественно-политического и промышленного устройства Российского государства, возникновение таких психологических черт русского народа, как национальное достоинство, патриотизм, культурная толерантность и раскрытие его творческого потенциала.

Заключение

.

События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры и послужили предвестником появления в России национальной батальной школы, которой до этого не существовало.

Полученные результаты позволяют сказать, что нравственный и эмоциональный подъем, порожденный эпохой Двенадцатого года, во многом способствовал тому, чтобы художники обратились к сюжетам и персонажам русской истории в образе сражений и героев Отечественной войны. На примере отобранных картин видно, что актуальность этой темы нашла свое выражение не только в работах очевидцев и современников, но и мастеров последующих поколений, черпавших в ней вдохновение.

Выделяется несколько последовательных и взаимосвязанных этапов в процессе исследования эпохи Отечественной войны представителями русской батальной школы:

1)В 1810 — 1820-е гг. события войны с наполеоновской Францией становятся предметом рефлексии в русском изобразительном искусстве. Немногочисленные батальные живописцы, как правило, фиксируют эпизоды, участниками и очевидцами которых они являлись.

2) 1830 — 1850-е гг. отмечены всплеском исследовательского интереса к эпохе Наполеона. В центре внимания мастеров академической школы оказываются исключительно военные события, в которых участвовала регулярная, в основном русская, армия. Наблюдается строго научный подход в изучении темы 1812 года: тщательный подбор и анализ письменных и иконографических источников, вещественных памятников и т. д.

3) 1860 — 1890-е гг. связаны с критическим переосмыслением эпохи Отечественной войны сторонниками реалистического направления. Ими проводится большая исследовательская работа с целью подчеркнуть народный характер войны 1812 года. Ярче всего это проявляется в творчестве В. В. Верещагина. При всем том, униформологическому аспекту художники отводят минимальное значение.

4) 1900 — 1910;е (до 1917 г.) гг. Для этого этапа характерен широкий охват темы, чем объясняется и разнообразие сюжетов. Центральное внимание уделяется все же эпизодам боевых действий, реконструируемым с помощью значительной источниковой базы, современных исторических трудов и консультаций с военными историками.

Собранные автором диссертации материалы позволили установить, что в 1-ой половине XIX века живописцев интересовали батальные эпизоды 1812 года (сражения, подвиги отдельных военачальников и воинских частей и т. п.). Тематика полотен целиком отражала господствовавший тогда взгляд на войну как на действия регулярных армий. Во 2-ой половине XIX — начале XX века, наряду с традиционными, берутся нереализованные прежде сюжеты (партизанское движение, Наполеон и его армия в России и др.).

По результатам исследовательской работы удалось установить, что в конце XIX — начале XX века происходит естественный процесс интеграции русской батальной живописи в мировое изобразительное искусство, чему способствовали многочисленные экспозиции полотен о 1812 годе В. Верещагина и Ф. Рубо. Они раскрыли в своем творчестве, воплотившем в себе достижения академической и реалистической батальной школы, тему Отечественной войны в современном ее понимании. В строгом смысле, это не всегда приводило к точному описанию исторических фактов и персонажей.

Серьезным недостатком, сыгравшим немалую роль в судьбах батальной живописи о 1812 годе, являлось отсутствие в России большого частного рынка, подобного французскому, обеспечивающего авторов клиентурой,.

186 испытывающей потребность в полотнах «наполеоновской» тематики. Основным заказчиком оставалось правительство, точнее царь и члены его семьи, что обусловило, в известной степени, тематическую направленность и условия развития батального жанра.

Художников, писавших картины об Отечественной войне, за отсутствием постоянной поддержки правительственных кругов, было не так много и работали они часто на свой страх и риск.

В целом, несмотря на влияние некоторых негативных факторов, тема войны русского народа против наполеоновского нашествия была вполне достойно представлена в русском изобразительном искусстве XIX — начала XX века.

В диссертации освещена творческая деятельность наиболее крупных баталистов XIX — начала XX века, рассмотрены лишь значительные, на наш взгляд, произведения, повествующие о русской кампании Наполеона. Автор попытался дать общее представление о том, как эта тема отразилась в батальной живописи данного временного периода и полагает, что затронутая проблема, на более широком научном материале, станет предметом будущего исследования, перспектива которого представляется очевидной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. БТВП. Серия 7 Ф. Конское снаряжение французской армии. БТВП. Серия 8 Р. Общие сведения о русской армии. БТВП. Серия 15 Ф. Франция. Маршалы и генералы.
  2. БТВП. Серия 28 Ф. Франция. Кирасирские полки. БТВП. Серия 30 Ф. Франция. Кирасирские полки.
  3. БТВП. Серия 31 Ф. Франция. Императорская гвардия. Пешие гренадеры. БТВП. Серия 42 Ф. Франция. Линейная пехота.
  4. БТВП. Серия 64 Р. Россия. Кирасирские полки 1802 1825 гг.
  5. В.Н. Екатеринбургский пехотный полк в 1812 1814 гг. — М. — Свердловск: ВИК, 1989.
  6. В.Н. Униформы швейцарских полков армии Наполеона 1812 г. Свердловск: ВИК -20. 1987.
  7. В.Н. Швейцарские полки в 1812 г. Свердловск б.г.
  8. П.Ф. Гренадерские шапки образца 1802г. (1). М.: ВИК — 6.1985.
  9. П.Ф. Гренадерские шапки образца 1802 г. (2). М.: ВИК — 16. 1989.
  10. Состав и численность Большой армии 5−7 сентября 1812 года. Екатеринбург: ЕВИК-4.
  11. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М.: Советская Россия, 1962. -415 с.
  12. В.В. Повести. Очерки. Воспоминания. М.: Советская Россия, 1990. -352 с.
  13. Военная старина. Документы, свидетельства, факты. // Цейхгауз. 1998. — № 8. -С. 21−23.
  14. Ф.Н. Письма русского офицера. М.: Военйздат, 1987. — 383 с. Давыдов Д. В. Военные записки. — М.: Военйздат, 1982. — 358 с.
  15. Русские мемуары. Избранные страницы. 1800 1825 гг. — М.: Правда, 1989. -624с.
  16. России двинулись сыны: Записки об Отечественной войне 1812 года её участников и очевидцев. М.: Современник, 1988. — 638 с.
  17. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984. — 836 с. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.: Искусство, 1965. -98 с.
  18. Д. Униформы музыкантов французской армии // Император. 1994. -№ 2.-С.7−14.
  19. Асварищ Б.И.ДЗилинбахов Г. В. Отечественная война в картинах Петера Хесса. -JL: Искусство, 1984. 127с.
  20. .И. «Совершенно модный живописец». Франц Крюгер в Петербурге. СПб: Славия, 1997. — 176с.
  21. Бантыш-Каменский Д. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. М.: Культура, 1990 (репринт 1840 г.). — Ч. 3−4. -616с.
  22. С.О., Турусов В. П. Различия нижних чинов армейских кирасирских полков. Табл.1 // ВИФ. 1995. — № 3.
  23. А.И. Путь через века : Фрагменты истории войска российского. М.: Молодая гвардия, 1988. — 303с.
  24. А.И. Сабли остры, кони быстры. Из истории русской кавалерии. -М.: Молодая гвардия, 1992. 256с.
  25. А.И. От кольчуги до мундира. М.: Просвещение, 1993. — 160с. Бегунова А. И. Русская конная артиллерия от Аустерлица до Бородина // ВИЖ. -1992. — № 5. — С.62−64.
  26. Ф.Г. Боевой путь л. гв. Черноморской сотни в 1812 году // ВИФ. — 1996. -№ 5.-С. 19−20.
  27. А. Александр I. М.: Прогресс, 1991. — 397 с.
  28. А. Армейские гусары 1812−1816 гг. Новые материалы // Цейхгауз. -1991. № 1. — С.19−23.
  29. А. Кирасы 1812 года//Цейхгауз. 1.996. — № 5. — С.16−18. Васильев А. Русская регулярная кавалерия в Бородинском сражении, Боевое расписание // Цейхгауз. — 1993. — № 1(2). — С. 11−14.
  30. А. Русская регулярная кавалерия в Бородинском сражении. Боевое расписание // Цейхгауз. 1994. — № 3. — С. 19−20.
  31. А. Кавалерия Наполеона в Бородинском сражении. Боевое расписание //Цейхгауз. 1995. -№ 4. — С.13−15.
  32. А. Кавалерия Наполеона в Бородинском сражении. Боевое расписание //Цейхгауз. 1996. — № 5. — С. 13−15.
  33. Васильев А, Кавалерия Наполеона в Бородинском сражении. Боевое расписание // Цейхгауз. 1997. — № 6. — С.25−27.
  34. А. Французские карабинеры при Бородино // Цейхгауз. 1993. -№ 1(2). -С.6−10.
  35. A.A., Космолинский П. Ф. Сабля, ташка, конь гусарский //Наука и жизнь. 1988.-№ 9. — С.152−153.
  36. Г. Санкт-Петербург «военная столица » / Наше наследие. — 1989. -№ 1.-С. 14−22.
  37. А. Род Богарне //Родина. 1992. — № 6−7. — С. 42−43. Висковатов A.B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по Высочайшему повелению. — СПб., 1901. -4.10,15.
  38. И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.: Наука, 1990.-335с.
  39. Г. С. Роспись русским полкам 1812 года. Киев, 1912. — 297с. Гавриляченко С. На картине нет убитых.//Родина. — 1998. — № 3−4. — С. 62−63. Герои 1812 года. Сборник. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 608с.
  40. В.М., Помарнацкий A.B. Военная галерея Зимнего дворца. Л.: Аврора, 1974. — 203с.
  41. В.М. Русский военный костюм XVIII начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 239с.
  42. Гусары эпохи 1812 года: Вып.1. М.: Прометей, 1989. Гончарова Н. Воскрешая историю //Художник. — 1989. — № 10. — С. 40−56. Горшман А. Портреты из ленинградского альбома //Цейхгауз. — 1993. — № 1(2). -С. 16−19.
  43. A.C. Сочинения. М.: Правда, 1986. — 430 с.
  44. Л.М. С мольбертом по земному шару : Мир глазами Верещагина. М.: Мысль, 1991.-373с.
  45. П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М.: Наука, 1974. — 451с. Заичкин И. А., Почкаев H.H. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. — М.: Мысль, 1994. — 765 с.
  46. В.В. Русская армия. Париж, 1973. — 4.IV. 1801 — 1825.
  47. В.В. Кавалергарды // Родина. 1990. — № 2. — С. 59.
  48. В.Н., Ляпин В. А. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург: Средне
  49. Уральское книжное издательство, 1992. 240 с.
  50. В.Н. Дивизия Компана в бою за Шевардинский редут 5 сентября 1812 года // Сержант. 1998. — № 7. — С. 3−8.
  51. В.Н. Битва при Москве-реке. Армия Наполеона в Бородинском сражении. М.: Рейтар, 1999. — 208 с.
  52. Г. М. Исторический источник и историческое познание. Томск: ТГУ, 1973.-224 с.
  53. H.H. Французский портрет XIX века. JL: Искусство, 1986. — 279с. Касатиков С. Э., Стрижак A.B. Инженерные части Наполеона. — Харьков: Рейтар, 1996. -40с.
  54. С.Э., Теленик А. Ф. Артиллеристы Наполеона. Харьков: Рейтар, 1995. — 40с.
  55. С.Э., Теленик А. Ф. Конные артиллеристы Наполеона. Харьков: Рейтар, 1996.-40с.
  56. A.A. История русской армии. В 4 томах. Т.1. — М.: Голос, 1992. -304с.
  57. А. Кавалергарды и Конная гвардия в 1812 1814 //Цейхгауз. — 1998. — № 8. — С. 12−23.
  58. С.М. Русские панорамы «Оборона Севастополя «и «Бородинскаябитва «. М.: Советская Россия, 1972. — 136с.
  59. К. фон. 1812 год. М.: Гос. воен. издат., 1937. — 275с.
  60. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.440с.
  61. В. Кивер пехотный образца 1812 года //Орёл. 1993. — № 3. — С. 40.
  62. В., Летин С. Русский кирасирский колет 1 четверти XIX в. // Цейхгауз.- 1995.-№ 4.-С. 10−12.
  63. И.Ю. Линейная пехота Франции, 1812 1815. Регламент Бардена //Сержант. — 1997. — № 4. — С. 27−36.
  64. В.В. Семеновская история: 16−18 октября 1820 года. Л.: Лениздат, 1991. -251с.
  65. А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1972. — 394с.
  66. А.К., Солодовников A.B. В.В.Верещагин. М.: Художник РСФСР, 1987. — 179с.
  67. H.A. Полководческое искусство Наполеона. М.: Гос. воен. из-дат., 1938.-278с.
  68. Э. Тайна Наполеона. Сборник 3. — М.: Дайджест, 1992. — 432с. Людвиг Э. Наполеон. — М.: Вагриус — Захаров, 1998. — 591с.
  69. В.М., Смирнов A.A. Действие артиллерийского расчета // ВИФ. -1996. № 4.-С. 9−10.
  70. Д.С. Наполеон. Нальчик: Логос, 1992. — 351с. Наполеон. Избранные произведения. — М.: Воениздат, 1956. — 787с. Наполеон Бонапарт. Из собрания ГИМ. — М.: Государственный исторический музей, 1994.
  71. Национальный музей. Варшава. М: Изобразит, искусство, 1977. — 272с. Недаром помнит вся Россия. — М.: Советская Россия, 1986. — 279с. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи. — М.: Изобразит, искусство, 1989.- 360с.
  72. Отечественная война и русское общество. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1911 -1912. -Т.1−6.
  73. Отечественная война 1812 года в художественных и исторических памятниках из собраний Эрмитажа. Л.: Искусство, 1963. — 194с.
  74. Очерки русской культуры XIX века. Т.1 Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 384 с.
  75. Певец во стане русских воинов: Русские писатели участники и современники
  76. Отечественной войны 1812 года. М.: Дет. лит., 1987. — 335с.
  77. О. Орден Почётного Легиона //Император. 1994. — № 3. — С.23−36.
  78. A.A. Шефы и командиры регулярных полков русской армии (17 961 815). М.: Музей-панорама «Бородинская битва», 1997. — 111с.
  79. А.И. Бородинское сражение (Боевые действия на северном фланге).
  80. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. 112с.
  81. А.И. Бородино. Хроника сражения. Меж двух вулканов. Боевые действия в центре Бородинского поля. М. Харьков: Рейтар, 1997. — 52с. Попов С. А. «Шефские» полки и их отличия в эпоху Александра I //Сержант. -1997. — № 4.-С. 11−15.
  82. С. Батальонные и ротные различия армейской пехоты в эпоху императора Александра I //Цейхгауз. 1998. — № 7. — С. 10−13.
  83. C.B. Харьковские полки: три века истории. Харьков: ОКО, 1998. -168с.
  84. И.С. История развития артиллерии. СПб: Полигон., 1994. — 495с. Пушкин A.C. Сочинения. — М.: ОГИЗ Госиздат худож. лит., 1949. — 952с. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
  85. Россия: истоки и современность. Ордена XVII XIX вв. — М.: Панорама, 1991. Русская армия 1812 года. Вып. 1−4. — М.: Изобразит, искусство, 1987−1990. Русская историческая живопись до Октября 1917 года. — М.: Изобразит, искусство, 1962.
  86. B.B. Русские художники-баталисты XVIII XIX веков. — М.: Искусство, 1955. -431с.
  87. С. Гвардейские пехотные кивера образца 1909г. //Цейхгауз. 1993. -№ 3.-С. 2−11.
  88. В.И. Лейб-гвардии Гренадерский полк //ВИЖ. 1991. — № 10. — С. 6365.
  89. В.Г., Козлов В. Т. Традиции Бородина : память и памятники. М.: Знание, 1989. — 64с.
  90. В. Новое жизнеописание Наполеона I. В 2-х т. М.: Алгоритм, 1997. Смирнов A.A. «Аракчеевская «артиллерия. Русская полевая артиллерия системы 1805 года. М.: Рейтар, 1998. — 48с.
  91. А. «Солдат должен быть . украшен». Военный мундир как символ // Родина. 1995. — № 1. — С.84−88.
  92. А. » Знамя есть священная хоругвь.» //Родина. 1994. — № 8. — С.90−94.
  93. А. Имя полка // Родина. 1996. — № 4. — С.37−42.
  94. В.Н. Армейская пехота при Александре I //ВИФ. 1997. — № 8. — С. 4−5. Соловьёв В. Н. Кивера армейской пехоты 1812 — 1814 // ВИФ. — 1997. — № 9. — С. 4−6.
  95. Соловьёв В. Н, Офицеры л.-гв. Драгунского полка, 1809 17 //ВИФ. — № 10. -1998. — С. 3−5.
  96. В.П. Портреты и лица. XVIII середина XIX в. — СПб.: Искусство — СПб, 1994.-272с.
  97. Р.Д. Знаки отличия ордена Почётного Легиона //Император. 1994. — № 3. -С.13−22.
  98. А.И. Гусарская баллада //ВИЖ. 1991. — № 2. — С. 62−65. Таланов А. И. Знамёна русской пехоты 1812 — 1814 гг. // ВИЖ. — 1991. — № 3. — С. 62−66.
  99. А.И. Штандарты русской кавалерии в Отечественной войне 1812 года//ВИЖ. 1991. — № 8. — С. 64−66.
  100. А.И. Гвардейские казаки // ВИЖ. 1992. — № 3. — С. 77−80.
  101. А.И. Конная гвардия // ВИЖ. 1991. — № 12. — С. 64−66.
  102. А.И. Кавалергарды. По страницам полковой истории. М.: Рейтар, 1997.-48с.
  103. А.И. Дворцовые гренадеры // ВИЖ. 1992. — № 4−5. — С. 62−63.
  104. Е.В. Избранные сочинения в 4-х томах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.1. Т. 1−2.
  105. А. Обманутый Герострат // Родина. 1992. — № 6−7. — С. 88−93. Тихонов Н. С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, 1981. — 696с. Толстой Л. Н. Избранные сочинения. В 3-х томах. — М.: Худож. лит., 1988. — Т. 12.
  106. И.Э. Регулярная пехота 1801 1855. — М.: ООО Издательство ACT, 1996. -248с.
  107. О.В. Франц Рубо. М.: Искусство, 1982. — 148с. Французская армия 1812. Вып. 1. Старая гвардия. — Харьков: Рейтар, 1998. Халаминский Ю. Ф. А. Рубо. — М.: Искусство, 1952. — 47с.
  108. Ф. Гвардейская пехота Наполеона 1. Лондон: Оспрей, 1996.-48с.
  109. С.В. Русская армия 1805 1815 гг. // ВИЖ. — 1989. — № 6. — С. 64−65. Шиканов В. Н. Под знаменами императора (малоизвестные страницы наполеоновских войн). — М.: Рейтар, 1997. — 168 с.
  110. Эмир Бухары. Гусары Наполеона. Лондон: Оспрей, 1996. — 48с.1. Альбомы.
  111. В.М. Русский военный костюм XVIII начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988, — 239с.
  112. A.C. Михаил Илларионович Кутузов. М.: Внешторгиздат, 1989. — 120с. Наполеон Бонапарт. Из собрания ГИМ. — М.: Государственный Исторический музей, 1994.
  113. Недаром помнит вся Россия. М.: Советская Россия, 1986. — 279с.
  114. С.Р. » Вспомним, братцы, россов славу.». 24 планш. М.: Воениздат, 1991.
  115. А. Давид. Свидетель своей эпохи. М.: Изобразит, искусство, 1984.
  116. Иконографические источники.
  117. В.Н. Форма одежды Московского гренадерского полка в 1812 году//ВИЖ.-1991. № 4.
  118. В.Н. Форма одежды Павловского гренадерского полка //ВИЖ. 1992. -№ 11−12.
  119. Неизвестный художник. Cuirassier 5th regiment of cuirassiers с. 1812.
  120. Knotel H. Napoleonic Uniforms c.1812.
  121. Funcken L. et F. Les soldats du premier Empire. Pl. № 87.
  122. Girbal J. and Hourtoule R. Soldats et uniformes du premier Empire. Pl. 11, 12, 26, 31,32,48.
  123. Nicolson J.B.R. Chasseurs a cheval. Pl. 6−13. Rigo. Les artilleurs a pied du Consulat et de l’Empire. Vincit. French Hussars. First Empire.
  124. Blond G. La Grand Army. London: Arms and Armour, 1997. — 544p.
  125. Chartrand R. Napoleonic Wars. Napoleon’s Army. London: Brasse’ys Ltd, 1996.144p.
  126. Defieux J.-P. La Moscowa. 7 septembre 1812 // Uniformes. 1979. — № 29.
  127. Emir Bukhari. Napoleon’s cuirassiers and carabiniers. London: Osprey, 1977. — 48p.
  128. Emir Bukhairi. Napoleon’s Guard Cavalry. L.: Osprey, 1978. — 48p.
  129. Forster G., Hoch P. und Muller R. Uniformen europaischer Armen. Berlin: Millitarverlag der DDR, 1978. 292s.
  130. Haythornthwaite P. Weapons and Equipment of the Napoleonic wars. London: Arms and Armour, 1996. — 192p.
  131. Haythornthwaite P. Napoleon’s Specialist Troops. London: Osprey, 1992. — 48p. Haythornthwaite P. The Russian Army of the Napoleonic Wars (l): Infantry, 1799 -1814. — London: Osprey, 1987. — 48p.
  132. Haythornthwaite P. Uniforms of Napoleon’s. Russian campaign. London: Arms and Armour, 1996. — 203p.
  133. Hofschroer P. Leipzig 1813. London: Osprey, 1997. — 96p.
  134. Muller H., Kolling H. Europaische hieb und Stichwaffen. — Berlin: Millitarverlag der DDR, 1983. — 448s.
  135. Muller H., Kunter F. Europaische helme. Berlin: Millitarverlag der DDR, 1984. -314s.
  136. Muller R., Lachmann M. Spielman Trompeter — Goboist. — Berlin: Millitarverlag der DDR, 1988. — 120s.
  137. Gonzalez Palacios A. David et la peinture napoleonienne. — Paris: Editions tete de feuilles, 1976. — 100 p.
  138. Pigeard A. Les Leib Kurassiergarde Saxons 1806 — 1813 //Tradition magazine. -1991. -№ 54−55.
  139. Tulard J. Une Fin de siecle «napoleonienne» //Tradition magazine. 1991. — № 57.248
Заполнить форму текущей работой