Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так во исполнение программы обеспечения базового уровня образования 4 каждый вуз должен стремиться к достижению: сочетания ценностных компонентов гуманитарного, фундаментального (общенаучного), отраслевого (общепрофессионального) и специального образования. При этом вузы должны обновить содержание учебно-воспитательного процесса. Это предполагает в частности внедрение конкурсности отбора… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МВД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Л. Проблема формирования нравственно-психологической готовности к профессиональной деятельности
      • 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика профессиональной деятельности сотрудника МВД в современных условиях
      • 1. 3. Диагностика формирования нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД к профессиональной деятельности
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МВД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Модель формирования нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности.

2.2. С о держание и методика опытно- экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования нравственно-психологической готовности к профессиональной деятельности.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности лежат в основе активизации человеческого фактора.

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, что предполагает создание стройной системы оценки, подбора, подготовки, воспитания юристов. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности.

О том, что это необходимо делать показал анализ деятельности работников МВД, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направленных на работу в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических, нравственных качеств весьма специфичным, порой жестким требованиям труда в структурах МВД способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и возникновение различных невротических, психосоматических заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своей профессией, в результате часть из них уходит в другие структуры или меняет профиль работы. Подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально-зрелых работников. Например, по результатам наших исследований почти каждый третий опрошенный следователь, проработавший в органах МВД не более двух лет не скрывает своей апатии, безразличия в работе, 42% из них жалуются на повышенную возбудимость возбудимость, раздражительность, головные боли (всего было опрошено 114 человек РОВД Алтайского края).

По данным опроса работников РОВД с большим стажем работы, находившихся на учебе в институтах повышения квалификации Москвы и Санкт-Петербурга, проведенного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка МВД РФ, 74% из них испытывают негативные эмоции (усталость, апатию, растерянность), 60% переживают состояние тревоги, ощущение малозначительности своего труда, ненадежности социального обеспечения. Все это, не может не влиять негативным образом на эффективность и качество их труда [211].

Таким образом, потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных юристов, недостаточная компетентность персонала с большим стажем работы ставят с необходимостью вопросы создание целостной концепции профессионализации, выявление форм в которых она происходит, а именно ее нравственно-психологический аспект.

В последнее время резко вырос интерес к выбору и освоению юридических специальностей, повысился уровень ее престижности. Существующая система центров психологической диагностики МВД РФ выработала определенные критерии отбора абитуриентов в ВУЗы МВД. Тем не менее, в процессе обучения курсантов существует ряд психолого-педагогических проблем: недостаточная успеваемость, дисциплинарные нарушения различного характера, низкий уровень общей культуры и нравственности в целом. Проблема отчисления курсантов из высших учебных заведений МВД РФ является достаточно острой. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, наибольшее количество слушателей отчисляется с первого курса (до 70 процентов за весь период обучения), с последующих курсов количество отчисленных резко сокращается [95].

Изучая психолого-педагогическую литературу мы пришли к выводу, что 4 общие закономерности в теории воспитания и обучения для решения современных задач педагогической практики являющиеся базовыми и для формирования Hi И курсантов МВД к профессиональной деятельности разработаны рядом авторов (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. П. Леднев, А. В. Мудрик, А. Н. Орлов, В. А. Сластенин, И.К. Шалаев).

Исследование процессов формирования конкретных свойств и качеств личности, а также разработка научно-теоретических основ высшего, профессионального образования позволяют комплексно решать воспитательные задачи в процессе профессиональной подготовки специалистов (С.Б. Голуб, М. А. Данилов, Н. Н. Демидов, Т. И. Лавринов, Н. Н. Лукин, Г. И. Щукина).

Теория нравственного воспитания раскрывает социальную значимость об-+ щечеловеческих ценностей, способствующих выявлению общих идеалов, и служит основой для реализации их в педагогической деятельности. Данное направление представлено в работах С. Ф. Анисимова, О. С. Богданова, Г. А. Мусаелян, Л. И. Рувинского, В. А. Сухомлинского. Современные подходы к формированию нравственности, ценностных ориентаций развивают Г. Е. Залесский, Е.Б. Редьки-на, Г. П. Редя.

Психолого-педагогические подходы, направленные на изучение структуры, индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих ее духовное развитие, представлены в трудах Л. С. Выготского, Е. А. Климова, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейна.

По вопросам совершенствования профессиональной подготовки юристов, курсантов вузов МВД выполнено определенное количество исследований (Г.Д. Бабушкин, О .Я. Баев, Г. Д. Блинов, В. В. Волков, С. А. Гонтарь, Ю. И. Маношкина, ^ Е. В. Пестова, Т. Б. Суровцева, Б.А. Федулов).

Анализируя указанные работы, мы выявили, что имидж юридического образования в последнее время несколько снизился, одна из причин связана с невысоким, а порой просто низким уровнем правовой и общей культуры. Наряду с необходимостью повышения уровня лекций, семинаров и других форм учебных занятий требуется усилить индивидуальную работу с курсантами, оказывать им разностороннюю учебно-методическую помощь в самостоятельной работе, установить эффективный контроль за процессом обучения. Следует поднять интеллектуальный уровень и воспитательное воздействие преподавания юридических дисциплин, расширить использование данных других гуманитарных наук, показывать приоритет общечеловеческих ценностей. Это послужит формированию кругозора курсантов, подготовке высокообразованных специалистов, воспитанных в духе гражданственности, преданности идеям торжества права. Специфика подготовки ¦ курсантов по ряду юридических дисциплин связана с необходимостью выработки у выпускников практических навыков и умений (гражданский и уголовные процессы, криминалистика). К сожалению среди научных и практических работников распространена точка зрения, что вуз не в состояний достаточно эффективно подготовить молодого специалиста к самостоятельной работе. Актуальность данной проблемы в нашем исследовании подтверждается анкетированием, в ходе которого 35% курсантов отметили недостаточно удовлетворительное практическое обучение.

Роль гуманитарных знаний в нравственном становлении специалиста-юриста определил М. И. Еникеев. Смысл указанного аспекта подготовки юриста заключается в изучении тех оснований, которые формируют систему права в обществе [75]. В психолого-педагогической литературе перечисляют немало профессиональных навыков, которые высшая школа должна воспитывать у будущего юриста. Но, как и у многих других профессий, здесь не хватает в первую очередь % таких жизненно-важных качеств, как совесть, порядочность, неподкупность. Таким образом гуманитаризация образования-это ответ высшей школы на вывод о л том, что корень многих профессиональных проблем заключается в низкой общей культуре специалистов.

По мнению ряда специалистов Т. Д. Бабушкина, В. А. Блинова, А. Ф. Караваева, необходимо в полной мере представлять те социальные требования к специалисту-юристу, которые будут представлять к нему социально-экономическая среда. Знания — это в большей мере фактор социальной защищенности специалиста [92].

Как свидетельствует опыт других авторов, в условиях современной социально-экономической ситуации жизненный и профессиональный успех выпускника в значительной мере определяется возможностью его психологической адаптации к быстро меняющимся условиям. Такая способность возникает не столько как ре-ц зультат чисто профессиональной, сколько основательной общекультурной, психолого-педагогической подготовки [186- 187].

При определении ее стратегии надо четко представлять себе качества, необходимые для теоретической и практической работы в сфере юридической деятельности. Ими на взгляд ученых [41- 45] являются: а) мобильность и самостоятельность, вырастающие на базе высокого уровня общей культурыб) знание важнейших достижений мировой цивилизации, ее опыта, способность их использоватьв) овладение фундаментальными основами юридической наукиг) способность использования и наращивания разнообразных навыков правоприменительной деятельностид) нацеленность на самоутверждениее) верность общечеловеческим ценностям.

Так во исполнение программы обеспечения базового уровня образования 4 каждый вуз должен стремиться к достижению: сочетания ценностных компонентов гуманитарного, фундаментального (общенаучного), отраслевого (общепрофессионального) и специального образования. При этом вузы должны обновить содержание учебно-воспитательного процесса. Это предполагает в частности внедрение конкурсности отбора обучающихся, сочетающих мериократическую (врожденную интеллектуальную) и эгалитарную (равную, доступную всем) концепции отбора, развитие гуманистического образования, требующего предельно широкого кругозора юриста, его культурологического воспитания, самореализации личности на основе индивидуализации процесса обучения, формирование умений и навыков самостоятельной работы. Переоценка ценностей современного общества оказывает принципиальное влияние на юридическое образование, которому в сис-<¥теме гуманистических, нравственных ценностей должна принадлежать приоритетная роль. Как нынешний, так и будущий юрист должен обладать не только обширными знаниями российского законодательства, правоведения, умения принимать квалифицированные решения с точки зрения права, но и, главное видеть в правовой реалии конкретного человека, защищать действительный приоритет прав и свобод каждой личности.

Указанные тенденции реализует личностно — деятельностный подход к образованию курсантов МВД, который обоснован: B.C. Комаровым, Т. Е. Конниковой, Ю. И. Маношкиной [103- 108- 155]. Как мощный фактор развития культуры, юридическое образование должно иметь своей направленностью более полную реализацию потенциальных способностей личности. Эффективной системой подготовки, на наш взгляд, была бы программа, состоящая из общих принципов учебно-воспитательной работы, и уже после выявления индивидуальных особенностей курсантов следует корректировать их воспитание. Данная система должна носить опережающий характер и вести за собой развитие общества, а не идти на поводу у практики.

Такой подход к юридическому образованию может содействовать более полному усвоению знаний, развитию у курсантов сложных навыков, способностей к различным логико-интеллектуальным операциям, более эффективному проявлений индивидуальных особенностей развития. Иными словами, при подготовке надо сосредоточить внимание на разработке универсальных педагогических методов, которые модифицируются применительно к частным случаям. Такая практика по данным литературы удачно используется в ФРГ, Японии других странах.

При разработке концепции нравственно-психологического воспитания в юридическом образовании важно иметь в виду и такой аспект, как взаимоотношения преподавателя с курсантами. Как правильно их строить, на что опираться, в чем видеть главный ориентир — в преподавании отдельного предмета или развития личности. Здесь приоритет должен принадлежать творческой инициативе преподавателя, которая немыслима без определенной профессиональной автономии, что должно придавать современному воспитательно-образовательному процессу подлинно новаторский дух. Все это будет способствовать формированию высокообразованной личности с чувством ответственности за свои поступки, а это в свою очередь непосредственно отразится на моральном состоянии общества.

Характерной чертой нравственно-психологической составляющей юридического образования является то, что оно должно формировать у его носителей оценочное отношение к фактам окружающей действительности, к неожиданным поворотам развития событий. Сейчас общество переживает ломку старых отношений, отсутствие стабильной системы упорядоченных социальных связей, ясно очерченной структуры общественных интересов. При этом в социальной жизни повсеместно возникает огромное количество критических ситуаций, требующих безотлагательного разрешения поставленных жизнью проблем. Для решения нестандартных, критических, порой взрывоопасных задач государственные служащие (вчерашние курсанты) юридических вузов должны обладать четким методологическим подходом к подобным трудностям и ясными принципами оценки этих ситуаций. Критерии оценки нетипичных событий и принципы их урегулирования должны закладываться на студенческой скамье. Отсутствие инициативы, неспособность решать тупиковые задачи есть следствие пробелов юридического образования.

Многолетний опыт педагогической деятельности ряда авторов — И.И. Бело-усова, B.JI. Васильева, А. И. Воронова позволяет наметить некоторые пути переориентации юридического образования в целомЕсли до настоящего времени на первом плане в учебном процессе стояла прагматическая цель-подготовка специалистов, то теперь необходимо уделять больше внимания формированию инициативной личности, способной к саморазвитию не только в ходе обучения, но и в практической деятельности. Курсант (студент) должен не только понимать и запоминать учебный материал, но и уметь находить творческое, нестандартное обоснование той или иной проблемы. В противном случае мы получим услужливого, пассивного юриста, не способного самостоятельно решать сложные задачи в условиях современных социально-экономических отношений.

Ряд важных выводов о характере взаимоотношения воспитания и процесса социализации личности, проливающих свет на природу ее направленности, содержат исследования А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Г. С. Костюка, В.А. Крутецко-го, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Г. С. Мерлина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Д. Б. Эльконина [26- 99- 167- 254].

Как показывает анализ педагогической практики, преподаватели и командиры в высших школах МВД предъявляют повышенное требование к личному составу, все больше внимания уделяют вопросам развития личности будущего специалиста, однако, в основном связывают, его лишь с достижением успехов в учебе и тем самым ограничивают сферу их проявления. Лишь эпизодически в процессе учебной и служебной деятельности курсантов ставится воспитательная задача, направленная на развитие их нравственно-психологических качеств.

Такое состояние практики обуславливается тем, что и в теории проблема формирования нравственно-психологической готовности курсантов к юридической деятельности недостаточно разработана. В большинстве исследований содержание нравственно-психологической готовности рассматривается не в полном объеме.

Таким образом, исходя из вышеизложенного анализа научной литературы проблема нравственно-психологической готовности к юридической деятельности в современных условиях является по-прежнему актуальной и своевременной. К сожалению несмотря на всю ценность сделанного по проблеме формирования нравственно-психологической готовности будущих сотрудников ОВД к юридической деятельности, многие важные вопросы этой проблемы остаются мало изученными. Прежде всего, как показывает анализ имеющейся литературы, до сих пор слабо изучены ценностные аспекты становления нравственно-психологической готовности (НПГ) курсантов к профессиональной деятельности. Авторы недостаточно раскрывают сущность указанного процесса как самодвижения, его внешние и внутренние причины, возрастные периоды, возможные аномалии. Требует уточнения диагностика нравственно-психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности. Недостаточно прослежен характер объективных зависимостей между ходом развития нравственно-психологической готовностью курсантов ОВД и системой их воспитания в учебном заведении МВД РФ, пути стимулирования их развития в процессе обучения и практической деятельности. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике профессиональной школы. В этой связи проблема исследования заключается в определении педаго4 гических условий формирования нравственнопсихологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности.

Цель исследования: Разработать модель формирования нравственно-психологической готовности курсантов юридического вуза МВД к профессиональной деятельности.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки курсантов МВД в условиях юридического вуза.

Предмет исследования — формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД к профессиональной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования 4 были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить теоретические положения формирования нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности.

2. Разработать критерии диагностики нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности, определить уровни ее развития.

3. Определить эффективность модели формирования нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД к профессиональной деятельности.

4. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе юридического вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности будет более эффективен, если: учебно-воспитательный процесс осуществляется в условиях личностно-ориентированного, аксиологического, деятельностного, квазипрофессионального подходов. формирование НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности осуществляется на основе актуализации ценностей, значимых для профессии сотрудника МВД. сконструирована модель формирования нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности, включающая цели, условия, принципы, этапы, методы и критерии эффективности, организовано педагогическое взаимодействие посредством взаимопроникающих этапов: мотивационного, амплификации эталонов профессионала МВД, постановки и решения нравственных проблем, рефлексивного. Методологическую основу исследования составили:

На общефилософском уровне: положение о человеке как о сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к окружающему мируконцептуальные идеи аксиологии (Н.А. Бердяев, М. С. Каган, Т. В. Керимова, П. Е. Кряжев, Б. Д. Парыгин, В. П. Тугаринов, В. Франкл, В.Н. Филиппов).

На общенаучном уровне: общая теория учебной деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) — теоретические основы моделирования (Е.Э. Смирнова, В.А. Штофф) — системный подход (И.В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Э.Г. Юдин).

На конкретно-научном уровне: — специальные исследования обучения и воспитания курсантов МВДположение о развитии готовности к профессиональной деятельности как об активностиданные о роли ориентировочной основы деятельности в формировании нравственности личностиположение о поэтапном формировании нравственности на полной ориентировочной основе (П.В. Аниси-мов, JI.H. Антилогова, В. Ф. Бакеев, А. И. Воронов, П. Я. Гальперин, С. А. Гондарь, Г. Е. Залесский, А. Ф. Караваев, Д. Д. Невирко, R.T. Kinner, I.D. Krumboltz, D.E. Super).

В работе использовались методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, беседы, тестирование, интервьюирование, создание педагогических ситуаций, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики (дисперсионный, корреляционный анализ).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Центре психологической диагностики УВД Алтайского края, где было проанализировано около 300 личных характеристик, результатов тестовых методик, собеседований абитуриентов, в Барнаульском юридическом институте МВД РФ (БЮИ), Индустриальном РОВД г. Барнаула. В качестве респондентов выступили курсанты 1−3 курсов БЮИ, сотрудники РОВД. В исследовании приняли участие 160 человек. Проведено 80 часов групповых тренинговых форм работы, 73 индивидуальных психологических консультаций с курсантами, сотрудниками.

Организация исследования. Исследование проводилось в три основных этапа:

Первый этап — предварительный (1997;1999 гг.) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, осмысление методологических и теоретических положений исследования, определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы, задач, разработка программы опытно-экспериментальной части, отбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.

Второй этап — теоретико-экспериментальный (1999;2001 гг.) — разработка модели формирования НПГ курсантов БЮИ к профессиональной деятельности, ее методического обеспечения, апробация, обоснование и практическая проверка методического обеспечения. Диагностика и коррекция полученных данных формирующего эксперимента, компьютерно-статистическая обработка данных.

Третий этап — заключительный (2001;2002 гг.) — анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов, апробация основных положений и внедрение практических рекомендаций по данной проблеме, литературное оформление диссертационной работы.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— раскрыта сущность нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД к профессиональной деятельности, предложена ее структура;

— исследована проблема формирования нравственно-психологической готовности к профессиональной деятельности в рамках реализации ценностно-мотивационных аспектов деятельностной теории учения в условиях профессионального обучения;

— сконструирована модель формирования НПГ к профессиональной деятельности в условиях вуза МВД, в которой определены цели, задачи, методы, формы педагогической деятельности и предполагаемый результат;

— разработаны педагогические условия, определяющие формирование НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы в том, что с учетом определенных нами педагогических условий разработаны, апробированы и внедрены в педагогический процесс методические рекомендации по повышению эффективности формирования нравственно-психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности. Разработан инструментарий для диагностики и прогнозирования НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности, включающий методики, диаграммы, сводные карты для оценки сформированное&tradeпрофессионально важных качеств у курсантов. Разработаны и внедрены специальные курсы лекций для курсантов «Профессиональное и личностное самоопределение сотрудников МВД», для педагогов, сотрудников кадровых подразделений РОВД «Психолого-педагогическая работа с персоналом в правоохранительных органах» .

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных. Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-психологическая готовность к профессиональной деятельности-это интегральное образование личности курсанта МВД, включающее альтруистическую мотивацию, связанную с содержанием правоохранительной деятельности, устойчивую профессиональную направленность, сформированные профессионально важные качества, способность к рефлексии, систему нравственных, социальных, правовых ценностей, играющих решающую роль в достижении нравственно-положительного результата в профессиональной деятельности.

2. Модель формирования НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности, главной идеей которой является актуализация профессионально значимых ценностно-смысловых образований сотрудника МВД, позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки.

3. Педагогические условия формирования НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности учитывают:

— усвоение нравственного содержания учебно-воспитательного процесса в логике личностно-деятельностного подхода приводит к формированию НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности.

— педагогическое взаимодействие посредством взаимосвязанных этапов: мотива-ционного, амплификации эталонов профессионала МВД, совершенствования механизмов решения нравственных проблем, рефлексии нравственных ценностей профессионала МВД позволяет формировать НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организации» (Барнаул, 2001), региональной на-Ь учно-практической конференции «Профориентация и психология: Теория и практика» (Томск, 2001) — краевой научно-практической конференции «Проблемы управления процессом профессионального самоопределения личности в современных условиях» (Барнаул, 1999), в лекционных курсах «Профессиональное и личностное самоопределение сотрудников МВД», публикациях в сборниках научных статей Барнаульского юридического института (Барнаул, 1998, 2000). Диссертантом подготовлены методические рекомендации «Проведение психологического отбора в юридический институт на основе определения интеллектуально-мотивационной готовности к обучению» (Барнаул, 1998). Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс БЮИ, в работу кадрового подразделения Индустриального РОВД г. Барнаула.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работе приведено 20 таблиц, 3 рисунка, 6 приложений. Библиография включает 264 источника.

Результаты исследования нравственно-психологической готовности к профессиональной деятельности курсантов 1 курса БЮИ.

Ведущие факторы — нравственноКритерии нравственнопсихологипсихологической готовности и соческой готовности к профессиоответствующие им качества личнальной деятельности ности.

1 .Фактор — высокий уровень социализаПрогностически — благоприятные покации личности (конвенциональность, затели: нормативность поведения) а) показатели психодиагностических.

— высокий уровень правосознания методик: социальной ответственности- - линейный профиль личности по.

— честность, гражданское мужество, соСМИЛ со средне — нормативными веливестливостьчинами шкал;

— принципиальность, непримиримость в — ведущее место 5 шкалы СМИЛ в сочеборьбе с нарушениями правопорядкатаниях со 2, 4, 6, 7, 9 шкалами в норма.

— обязательность, доброжелательность тивном профиле личностиисполнительность, дисциплинирован — ностьПрогностически — неблагоприятные по.

— доминирование социально-значимых казатели: мотивов в сфере профессиональной а) показатели психодиагностических медеятельноститодик:

— высокие значения 4, 6, 8 шкал с 9 шкалой, со значением более 70 -Т баллов);

56 Продолжение Таблицы ].

Профессионально — необходимые качеПрогностически благоприятные покаства: затели:

— развитый интеллекта) показатели психодиагностических.

— гибкое, творческое мышление методик: способность к глубокому, всесторон- - высокие показатели интеллекта по нему анализу, прогнозированиюметодике КОТ;

— умение выделить главное- - линейный профиль личности по.

— настойчивость, СМИЛ со средненормативными вели.

— принципиальность в отстаивании причинами шкалнимаемых решений- - ведущее место 4, 6 шкал СМИЛ в со.

— смелость брать на себя и нести персочетаниях с 5, 7 шкалами в нормативнальную ответственность за свои дейном профиле личностиствия и решения;

— эмоциональная уравновешенность;

— адекватная самооценка;

— уважение к личности;

Негативные качества личности: Прогностически неблагоприятные по.

— сниженные интеллектуальные споказатели: собностиа) показатели психодиагностических.

— недостаточно-развитые волевые качеметодик: ства;

57 Продолжение Таблицы 1.

— эмоциональная неустойчивость- - средние, низкие показатели интеллек.

— неадекватно — завышенная самооцента по тесту КОТка- - высокие значения 4, 6, 8 шкал СМИЛ.

— властолюбие, пренебрежительное отв качестве ведущих при низких значеношение к людям. ниях 5, 7 шкал;

— высокие значения 7, 8 шкал СМИЛ;

— высокое значение 2 шкалы СМИЛ в качестве ведущей в сочетании с низким значением 9 шкалы.

2.Фактор — нервно — психическая (эмоПрогностически благоприятные покациональная устойчивость личности: затели:

— выносливость к длительно воздейста) показатели психодиагностических вующим физическим нагрузкам, высометодик: кая работоспособность- - линейный профиль личности по.

— нервно — психическая устойчивость к СМИЛ со средне нормативными велистрессу, высокий уровень контроля над чинами шкалсвоими эмоциями, настроением, стени- -ведущие 5,2.4,6 шкалы СМИЛ в ческий тип реагирования в критиченормативном профиле личностиских, вызывающих фрустрацию ситуа- -средненормативное расположецияхние шкал невротической триады СМИЛ.

— развитые адаптивные свойства нерв- (1,2,3) шкалы. ной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).

Негативные качества личности: Прогностически неблагоприятные по.

— низкий порог устойчивости к стрессу, казатели: повышенная эмоциональная напряжена) показатели психодиагностических ностьметодик:

— избыточная агрессивность, импуль- - высокое значение шкалы F СМИЛ сивность поступков- - подъем профиля с высокими значе.

— невротические симптомы (быстрая исниями 1, 2, 7 и 8 шкал СМИЛ тощаемость нервных процессов);

— психопатические свойства характера;

3.Фактор — познавательная (когниПрогностически благоприятные покативная) активность, продуктивность затели: —: мышления: а) наличие в характеристиках сведений.

— развитый интеллект, широкий кругоо высоких показателях, достигнутых в зор, эрудицияучебе в школе;

— гибкое, творческое мышление, умстоценочные характеристики: «проявляет венная работоспособность, сообразианалитические способности», «умеет тельностьвыделить главное», «любит читать»,.

— аналитический склад ума, прогности- «увлекается искусством», «работоспоческие способности, умение выделить собен" — главноеб) показатели психодиагностических.

— активность, подвижность психичеметодик: ских познавательных процессов восприятия, мышления, внимания) — -высокие значения интеллекта по тесту.

— развитое воображение, интуицияКОТ;

— способность к абстрагированию, реф- -ведущая шкала 5 в нормативном пролексиифиле личности;

Негативные качества личности: Прогностически неблагоприятные по.

— низкая умственная работоспособность, казатели: сниженная познавательная активность- -сниженный интеллект, эрудиция- -неразвитое воображение- - слабая память. а) наличие в характеристиках данных о слабой успеваемости в школе, сведений о низкой работоспособности, отсутствие познавательных интересовб) показатели психодиагностических методик: -низкие значения интеллекта по тесту КОТ- -высокие значения шкалы L СМИЛ- -высокие выше нормативных значения 4, 8 шкал СМИЛ в качестве ведущих при низких показателях 5 шкалы.

4.Фактор — нравственно — волевая устойчивость: -социальная зрелость личности- -нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость- - смелость, решительность, Прогностически благоприятные показатели: а) наличие в школьной характеристике оценок: «проявляет самостоятельность, инициативу», «отстаивает свою точку зрения», «настойчив», способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности- -адекватная самооценка- -устойчивая мотивация достижения ус- «умеет планировать свою работу" — б) показатели психодиагностических методик: -показатели СМИЛ, указанные в п.1- 4.

60 Продолжение Таблицы 1 пеха;

Негативные качества личности: Прогностически неблагоприятные по.

— нервно-психическая, эмоциональная казатели: неустойчивостьа) наличие в школьной характеристике.

— повышенные тревожность, мнительоценок «постоянно нуждается в помоность, недостаточно развитые волевые щи», «в сложной обстановке иногда текачестваряется»;

— отсутствие мотивации на достижение б) показатели психодиагностических успехов в работе методик:

— показатели СМИЛ, указанные в п. 1−4.

Кроме изучения собственно психологических особенностей личности нами была проведена диагностика уровня различных ценностей у курсантов БЮИ 1 курса.

Ценности в идеальной форме выражают цели и устремления человека. Как отмечает Б. Г. Ананьев «без познания ценностных представлений индивида невозможно понять его поведение» [4].

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности, они влияют на отношение к людям, обществу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются во взглядах личности на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они формируют такие черты характера как ответственность, требовательность к себе, бережливость [122].

На основе теоретического анализа психологических и правовых аспектов ценностных ориентации личности, Н. А. Корниенко рассмотрел правовые, социальные и нравственные ценности.

По мнению ряда авторов основным регулятором общественных отношений в действиях является право [61- 62- 63]. Основой базой для развития общества является нравственность. Социальность — аспект общественной жизни.

Таким образом, суммируя основные моменты вышеизложенного, можно предложить следующую трехблочную схему для исследования переживаний правовых, социальных и нравственных ценностных ориентаций личности (рис.2).

1раво.

Нравственные Социальные.

Рис. 2 Трехблочная схема ценностных ориентаций.

Право рассматривается с трех ракурсов: нормативного, нравственного, социологического.

Нормативное понимание права. Право-это нормы, изложенные в законах и других нормативных актах.

Нравственное понимание права. Право — это не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их реализации, порядке и формах защиты.

Социологическое понимание права. Право — не только законы и не только правовые знания и представления. Право — это порядок общественных отношений в действиях и поведении людей — правопорядок.

Несмотря на то, что каждая из приведенных концепций по своему «отражает» право, существует и общее, что наполняет каждую из них. Это общее — ценностные ориентиры. Динамика взаимоотношения, взаимодействия права и морали будет выглядеть так:

1) Право формирует общеобязательные правила поведения;

2) С точки зрения морали эти общеобязательные правила поведения становятся критериями для определения морального и аморального.

Методика Н. А. Корниенко (Приложение 2) по исследованию переживаний ^ правовых, нравственных и социальных ценностей была предложена курсантам 1 курса обучения для определения исходного уровня развития ценностных ориен-таций.

Каждому курсанту был предложен список названных ценностей, состоящий из трех блоков. Первый блок — правовые ценности. Он включает 15 ценностных понятий с кратким их описанием, второй — нравственные ценности, насчитывающий 14 ценностных ориентаций. Третий — социальные, в котором выделено 6 ценностных понятий. Испытуемым необходимо было проранжировать ценности по степени их значимости для себя, кроме этого каждую ценность необходимо оценить по 10 — бальной системе. Рассмотрим полученные результаты по каждому из блоков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Кадровое обеспечение правовой реформы, повышение эффективности и качества правоохранительной деятельности требует всестороннего развития личности сотрудника ОВД, его нравственно-психологического потенциала. Основой активного и целенаправленного формирования профессионально — важных психологических, нравственных качеств будущего сотрудника является студенческий возраст. В связи, с чем важно изучать резервы этого периода в жизнедеятельности человека.

Формирование нравственно — психологической готовности курсантов ОВД к профессиональной деятельности представляет собой сложный динамический процесс, обусловленный педагогическим влиянием. В предлагаемом исследовании представлен один из возможных вариантов формирования нравственнопсихологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе МВД.

Конструированию модели развития НПГ курсантов ОВД к профессиональной деятельности предшествовал анализ современных подходов к указанной проблеме в педагогической и психологической теории и практики.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что определенные направления поставленной нами проблемы находили свое отражение в печати. В науке накоплен некоторый потенциал, позволяющий повысить уровень формирования отдельно как психологической готовности к профессиональной деятельности, так и освещены проблемы нравственного воспитания. Вместе с тем, при анализе научной литературы выяснилось, что проблема педагогических условий формирования НПГ к профессиональной деятельности еще не выступала самостоятельным исследованием, и требует специального ее изучения. В изученных работах указывается, что нравственное развитие личности возможно осуществлять на основе реализации детерминирующей роли ценностносмысловой ориентировки. А сам процесс рассматривается как динамика этапов развития ценностно-смысловых ориентировок в актах внутреннего выбора ценностей профессионала МВД. Однако комплексного исследования формирования нравственно-психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях вуза МВД путем построения усвоения содержания образования через развитие механизмов ЦСО, стимулируемом профессионально-нравственными мотивами не осуществлялось.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что в решение воспитательных и познавательных задач в процессе профессионального образования активно включается рефлексия. Однако рассмотренные традиционные технологии развития личности профессионала в условиях вуза недостаточно используют ее возможности.

В настоящем исследовании представлен опыт разработки модели формирования нравственно-психологической готовности курсантов ОВД к профессиональной деятельности, где особую роль играет рефлексия будущих профессионалов. Разработанная модель формирования НПГ в условиях вуза МВД в ходе проверки ее эффективности показала необходимость проектирования указанного процесса, а также подтвердила объективность сформулированных в гипотезе положений. Результаты теоретического анализа проблем НПГ к профессиональной деятельности сотрудника МВД, психолого-педагогических особенностей правоохранительной деятельности в современных условиях, а также опытно-экспериментальной проверки разработанных педагогических условий по формированию НЕТ курсантов МВД к профессиональной деятельности в условиях вуза МВД позволили сделать следующие выводы:

1.НПГ курсантов юридического института МВД к профессиональной деятельности обусловливается развитием совокупности профессионально важных нравственных качеств, ценностных отношений, являющимися необходимыми и достаточными в будущей профессиональной деятельности сотрудника МВД.

2.Формирование нравственно-психологической готовности необходимо осуществлять при помощи актуализации мотивационного компонентанаправления поисковой доминанты нравственных эталоновспециальной организации актов выбора нравственных целей в профессиональной деятельности.

3.Выявлена регулирующая роль ценностных отношений курсантов МВД в формировании базового профессионально-важного качества «нормативность» поведения.

4.Актуализация в учебно-воспитательном процессе вуза МВД профессионально значимых ценностей сотрудника МВД, обучение рациональным приемам ценностно-смысловых ориентаций обеспечивает динамику нравственно-психологической готовности курсантов МВД к профессиональной деятельности.

5.Включение в содержание образования в вузе МВД компонентов личност-но-ориентированного, аксиологического, деятельностного, квазипрофессионального подходов позволяют эффективно формировать НПГ курсантов МВД к профессиональной деятельности.

6.Развитие рефлексии в процессе усвоения содержания образования в вузе помогает курсантам МВД сформировать адекватную самооценку и способность к самоанализу в оценке профессионально-значимых нравственных позиций.

7.0рганизация педагогического взаимодействия посредством взаимопроникающих этапов: мотивационного, амплификации системы нравственно-профессиональных эталонов, постановки нравственно-профессиональных проблем и их решения, рефлексивного с использованием различных форм и методов при прогнозировании предполагаемой эффективности результата, обеспечивают управляемость формирования НПГ.

Таким образом, полученные результаты исследования формирования НПГ курсантов вуза МВД к профессиональной деятельности позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие всех аспектов, связанных с указанной проблемой. Среди нерешенных проблем, можно отметить исследование индивидуальных механизмов ценностно-смысловых ориентировок в процессе формирования нравственности личности, организацию педагогической поддержки формирования нравственно-психологической готовности к профессиональной деятельности. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. -334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Сб. науч. тр. / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- С.19−45.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. — 448 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  5. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. Сб. науч. тр. / Человек и общество, вып. 2.- Д., 1967.- С. 235−248.
  6. .Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. т.1 М.: Педагогика, 1972.- С. 24−36.
  7. .Г. Человек как предмет воспитания //Сов. педагогика. 1965.-№ 1.-256 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1980.-324 с.
  10. П.В. Моделирование «ситуации выбора» в работе следователя как средство обратной связи в учебном процессе /Обратная связь и эффективность учебного процесса. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1983.-48с.
  11. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985.- 155 с.
  12. Л.Н. Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных орга-нах.-1998.-№ 1.- С. 37−40.
  13. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитииличности.- Сб. науч. тр. / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- С. 67−87.
  14. Г. А. Самоопределение. Ереван: Луис, 1988.- 85 с.
  15. М.И. Социально-этические проблемы теории личности. -М., 1974.-219 с.
  16. В.И. Научное управление обществом (опыт системного исследования). -М.: Политиздат, 1973.- 107 с.
  17. Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1971.- № 8.- С.33−42.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 1977.- 254 с.
  19. О .Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии. Воронеж, 1984.-110 с.
  20. В.Ф. Экспериментальное исследование психологических механизмов внушаемости: Автореф. дис.. канд. психолог, наук.- М., 1970.19 с.
  21. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Мысль,-1988.-283 с.
  22. В.М. Коллективная рефлексология. М., 1921.- 311 с.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.- 268 с.
  24. О.С. О нравственном воспитании подростков.- М., 1979.-11 с.
  25. Г. П. Проблема формирования общественных интересов у школьников: Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1973.- 211 с.
  26. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965.- 123 с.
  27. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- 271 с.
  28. А.А. О проблемах воспитания и их комплексной разработке //Советская педагогика.- 1978.- № 7.- С. 12−20.
  29. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.- ЛГУ, 1970.-135 с.
  30. Л. И., Конникова Т. Е. О некоторых психологических закономерностях нравственного развития и воспитания школьника в коллективе Л, 1976.-С. 5−13.
  31. Л.И. Психологические закономерности формирования личности // Вопросы психологии.- 1976, — № 6 34 с.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1969.- № 2.- 223 с.
  33. Н.И. Методика воспитательной работы в школе.- М., 1981.224 с.
  34. Н.И. Нравственное воспитание школьников.- М., 1979.-224 с.
  35. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Дис. .докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1979.- 423 с.
  36. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М., 1996.-123 с.
  37. Л.П. Социальная детерминация и активность личности. М., 1979.- С. 32−59.
  38. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. — 273 с.
  39. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  40. В.Л. Проблемы профессионального отбора следователей //Четвертый всесоюзный съезд общества психологов СССР.- М., 1971.-23 с.
  41. В.Л. Юридическая психология: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1974. — 96 с.
  42. В.Л. Юридическая психология. М.: Мысль, 1981.- 464с.
  43. З.И. Комплексный подход к исследованию нравственноговоспитания школьников. Сб. науч. тр. /Нравственное формирование личности школьников. JL, 1979.- С. 3−13.
  44. З.И. Проблема единства обучения и воспитания с позиции комплексного подхода. Л., 1979.- С. 3−18.
  45. Л.Д. Юридический статус личности в России.-М., 1997.- 299 с.
  46. В.В. Некоторые результаты изучения профессиональной деформации личности следователей //Четвертый всесоюзный съезд психологов СССР.- М., 1971.- 225 с.
  47. Л.Н. Очерки коллективной психологии, ч. 1. М., 1924.350 с.
  48. А.И. Совершенствование технико-тактических действий и психомоторных качеств слушателей школ милиции на занятиях по боевой подготовке //Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1995.-№ 1.- С. 130−135.
  49. .Л. Кризис теоретико-методологических основ современной буржуазной педагогики //Сов. педагогика.- 1977.- № 3.- С.92−104.
  50. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.519 с.
  51. Л.С. Мышление и речь. М., 1953.- 324 с.
  52. Л.С. Психология искусства. М., 1986.- 527 с.
  53. Л.С. Развитие высших психологических функций.- М., 1960.500 с.
  54. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. М., 1925.-181 с.
  55. П.Я. Введение в психологию.- М., 1976.- 175 с.
  56. П.Я. Управляемое формирование психических процессов.-М., 1977.-283 с.
  57. Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий.- Свердловск, 1973. 133 с.
  58. Г. Е. Диалектика объективных условий и субъективного фактора в строительстве коммунизма //Вопросы философии.- 1965.- № 6.- С. 3−15.
  59. С.Б. Концептуальная модель активной профессиональной подготовки студентов.- М., 1989.- 48 с.
  60. С.А. Устойчивая профессиональная направленность личности -качество специалиста-профессионала // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1995.- N° 1.- С. 130−135.
  61. Г. Ф. Научные основы организации деятельности следственного аппарата в СССР.- Воронеж, 1970. 112 с.
  62. Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики.- Спб., 1908.- С. 624−628.
  63. Гулуа B. JL Диалектика эмоционального и рационального в морали. -Тбилиси: Мецниереба, 1982. 291 с.
  64. К.М. Психологическая диагностика: проблемы и исследования.-М., 1977.- 150 с.
  65. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики // В кн.: Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966.- 35 с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.- 33 с.
  67. М.А. Процесс обучения /В. кн.: Основы дидактики, — М., 1967,138 с.
  68. Н.Н., Лавринова Т. И. Педагогическое общение как важнейшая форма обратной связи в учебно-воспитательном процессе / В сб.: Обратная связь и эффективность учебного процесса. Волгоград: BCUI МВД РФ, 1993.-36 с.
  69. А.П. О психологических приемах допроса на предварительном следствии //Правоведение.- 1981, — № 1- 89 с.
  70. .Ф. Невротик, его среда и внутренний мир. М., 1957.-372 с.
  71. .И. Направленность, характер и типичные переживания человека //Вопросы психологии.- 1970.- № 1.- С. 28−39.
  72. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии.- 1973.- № 5.- С. 18−30.
  73. .И. Эмоциональная направленность и корреспондирующие свойства личности // Вопросы психологии.- 1974.- № 6.- С. 50−59.
  74. Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии.- М., 1976. 148 с.
  75. М.И. Общая юридическая психология. М., 1996. — 511 с.
  76. М.И., Черных Э. А. Психология обыска. М.: ВЮЗИ, 1986.- 131 с.
  77. Г. Е. О путях изучения ценностных ориентаций молодежи в сфере науки // Методы социально-психологических исследований / Под общ. ред. М. А. Меньшиковой.- М., 1975. 60 с.
  78. Г. Е. Формирование приемов оценки общественных явлений и умственное развитие школьников // Формирование исторического мышления школьников / отв. ред. В. П. Беспечанский, Г. Е. Залесский.- Челябинск, 1981.- 56 с.
  79. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждения личности.- М., 1994.-201 с.
  80. Г. Е., Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений личности и ориентаций личности.- М., 1996. 105 с.
  81. В.М., Пономаренко В. А. К вопросу о психологическом отборе профессионалов //Психологический журнал.- 1988 т.- 9.- № 3 11 с.
  82. А.В. Воспитание нетерпимости к недостаткам //Сов. педагогика.- 1964.- № 3.- С.62−69.
  83. А.В. Нравственное воспитание и современный подросток // Сов. педагогика.- 1966.- № 4.- С. 45−64.
  84. А.В. Формирование профессиональной направленности личности в школьном возрасте: Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1980.-31 с.
  85. Т.А. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов.-М., 1984.- 496 с.
  86. П.И. Место обратной связи в организации учебного процесса // В сб.: Обратная связь и эффективность учебного процесса. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993.- С. 8.
  87. И.И. Структура процесса учения.- М., 1986.- 65 с.
  88. М.С. Проблема субъективно-ленинской философии //Философские науки.- 1981.- № 4.- С. 56−65.
  89. М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. JL, ЛГПИ, 1983.- 167 с.
  90. М.Г. Формирование нравственных идеалов подростков в процессе общественной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1967.-27 с.
  91. А.Ф. Социально-психологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1996.- № 2.- С.8−13.
  92. А.Ф., Бабушкин Г. Д., Блинов В. А., Макаров Н. А. Управление формированием профессионального призвания у слушателей в период вузовской подготовки // Психопедагогика в правоохранительной органах.- 1997.-№ 1.-35 с.
  93. Т.В. Социальный прогресс и управление. М.- Политиздат, 1980.- 174 с.
  94. И. Тактика и психологические основы допроса.- М., 1981.- 43 с.
  95. В .Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб, 1998.-51 с.
  96. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.- Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993.-57 с.
  97. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал, т. 14.-1994.-№ 4.- С. 130−136.
  98. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека.-T.2-JL: ЛГУ, I960. 177 с.
  99. А.Г. Предмет и проблемы социальной психологии.- Л., 1962.287 с.
  100. А.Г. Психология личности. М., 1970.- 391 с.
  101. А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967.- 159 с.
  102. В.И. Концептуальные основы и главные направления развития системы МВД России // Преступление и наказание. 1995.- № 11. -10 с.
  103. B.C. Психологические основы очной ставки.- Харьков, 1976. -С. 25.
  104. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  105. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.- 434 с.
  106. Т.Е. Методы нравственного воспитания. В кн.: / Педагогика. М., 1966.-258 с.
  107. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности.: Дис. доктора пед. наук.- Л., 1970.- 410 с.
  108. Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема /В сб.: Нравственное воспитание школьника. Л.: ЛГПИ, 1968, — С. 3−28.
  109. И.А. Некоторые возможности использования обратной связи со слушателями выпускниками для повышения эффективности учебного процесса / В сб.: Обратная связь и эффективность учебного процесса. -Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993.- 127 с.
  110. Н.А. Методики изучения эмоциональной жизни личности.-Новосибирск: ИПК и ПРО, 1999.-56 с.
  111. Ф., Кортейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921−1931.- М., 1961.-508 с.
  112. В.М. Педагогическое требование. М., 1966.- 211 с.
  113. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: Дис.. докт. пед. наук.- М., 1974.- 280 с.
  114. В.Н., Резван А. П. Квалификация педагога как фактор обратной связи и эффективности учебного процесса //Обратная связь и эффективность учебного процесса.- Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993.-С. 22.
  115. Г. С. Развитие и воспитание //Общие основы педагогики.- М., 1967. 38 с.
  116. В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной деятельности в старших классах средней школы: Дис.. докт. пед. наук.-Л., 1969.-256 с.
  117. А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972.- 180 с.
  118. А.И. Педагогическое исследование. Рязань, 1975.- 102 с.
  119. М.П., Степанов Г. Н., Шнайдер А.А. Роль обратной связи в учебном процессе по переподготовке экспертов-почерковедов
  120. Обратная связь и эффективность учебного процесса.- Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993.- 163 с.
  121. Краткий психологический словарь / Под общ. редакцией А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
  122. В.А. К вопросу о привычных формах поведения. М., 1957.- 167с.
  123. М.Н. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977.- 255 с.
  124. М.Н. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981.- 63 с.
  125. П.Е. О диалектике общения и обособления личности в обществе //Диалектика материальной и духовной жизни общества.- М., 1966.186 с.
  126. Л.Д. Обратная связь и некоторые пути ее совершенствования в системе заочного образования //Обратная связь и эффективность учебного процесса, — Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993.- С. 167.
  127. В.Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни //Проблемы общественной психологии.- М., 1965, — С. 322−344.
  128. A.M. Формирование общепедагогических умений средствами игры (в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров). Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 1992.- 189 с.
  129. Н.Д. О психическом состоянии человека. М., 1964.- 168 с.
  130. Н.Д. Психология. М.: Высшая школа.- 1964.- 256 с.
  131. Н.Д. Психология характера. М., 1969.- 424 с.
  132. А.И. Моральное развитие общества. Дис.. докт. фил. наук. Киев, 1980.-230 с.
  133. А.П. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.- 240 с.
  134. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.- 46 с.
  135. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  136. А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М., 1971.- 40 с.
  137. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: МГУ, 1972. 575 с.
  138. Х.И. О месте категории «взаимодействие» в педагогике коллектива и личности, — Таллин, 1979. С. 16−21.
  139. Х.И. Как воспитывает процесс обучения.- М: Знание, 1982.-96с.
  140. .Т. Общие проблемы воспитания школьников.- М., 1979.-168с.
  141. .Т. Педагогический процесс и диалектическое противоречие //Воспитание школьников.- 1967.- № 2, — С. 30−35.
  142. .Ф. Категории общения и деятельности //Вопросы филосо-фии.-1979.-№ 8.-С. 34−48.
  143. .Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал.- 1981.- Т.2.- С. 3−17.
  144. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  145. .Ф., Суриков Е. И. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279 с.
  146. Н.Н. Вузовское научно-техническое творчество как фактор формирования личности будущего специалиста //Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1998.- № 1.- С. 138 -140.
  147. Г. Д., Платонов К. К. Психология.- М.: Воениздат.- 1964.- 256с.
  148. А.С. Соч., т. 4. М&bdquo- 1957.- 552 с.
  149. А.С. Соч., т. 5. М., 1958. — 558 с.
  150. Н.И. Направленность личности и проблемы ее воспитания. Дис.. канд. пед. наук М., 1979.- 252 с.
  151. М.Ф. Формирование социально-активной личности в системе высшего педагогического образования. Дис.. канд. фил. наук. -Ташкент, 1991.-212 с.
  152. Р.П. Философско-политические проблемы общественного идеала. Дис. канд. фил. наук. Москва, 1993.- 190 с.
  153. З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975, — 263 с.
  154. З.А. Концепция воспитания для выживания в современной буржуазной педагогике //Сов. педагогика.- 1978.- № 10.- С.118−125.
  155. М.К. Проблема человека в философии.- М.: Политиздат, 1991 С.8−21.
  156. Ю.И. Подготовка курсантов вузов МВД России к работе с делинквентными подростками на основе мотивационного программно-целевого управления: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Барнаул, 1999.20 с.
  157. А.К. Психология усвоения языка как средства общения.- М.: 1974.- 18 с.
  158. Р. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности.-М., 1988.- 156 с.
  159. Ю.А. Природа и структура саморегуляции и активности личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 82 с.
  160. И.С. К вопросу о процессе нравственного воспитания //Сов. педагогика.- 1967.- № 7.- С.91−98.
  161. И.С. О научной доказательности закономерностей воспитания //Сов. педагогика.- 1967.- № 8.- С. 109−115.
  162. А. Самоактуализция // Психология личности. Тексты.- М., 1992.- С.108−117.
  163. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.- 270 с.
  164. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и психологической психологии. М.: 1981.83 с.
  165. A.M. Направленность личности как фактор эффективной трудовой деятельности: Дис. .канд. психол. наук. Ленинград, 1985.196 с.
  166. Т.М. Социальное, психологическое и биологическое в активности человека: Дис.. канд. социол. наук. Тбилиси, 1988.-190 с.
  167. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М., 1986.-253 с.
  168. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1957.- 173 с.
  169. Н.А. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки слушателей учебных заведений МВД к выполнению служебных задач в особых условиях: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Респуб. Казахстан, Алма-Ата, 1998.- 23 с.
  170. Э.Н. Теоретические основы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983 — 317 с.
  171. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979.- 39 с.
  172. Г. А. Формирование нравственных потребностей личности.-Ереван, 1990.-248 с.
  173. Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Дис.. докт. ист. наук, 1990.- 220 с.
  174. К.Е. Психология ответственности.- М., 1983. 55 с.
  175. В.Н. Психология отношений.- Москва-Воронеж, 1995.- 224 с.
  176. В.Н. О потребностях как отношениях человека //Уч. записки ЛГУ, вып. 16.- 1959.-С. 32−41.
  177. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений //Психологическая наука в СССР.- М., 1959.- 247 с.
  178. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии, — М., 1965.- С. 273−286.
  179. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М.: Наука. 1988.-200 с.
  180. Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов: Монография.-Красноярск, 1999 г. 256 с.
  181. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976.- 479 с.
  182. К.К. Психология влечения человека.- М.: Прогресс, 1971.-247с.
  183. К.К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981.-С.45−67.
  184. И.П. Полн. собр. соч.-т. 1−6. -М., 1951.-С.13.
  185. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-348 с.
  186. В.Ф. Подготовка офицеров к руководству: персонализации процесса// Педагогика.- № 2.- 1997. 18 с.
  187. Е.В. Формирование ценностного отношения слушателей ВУЗОВ МВД России к изучению иностранного языка: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Барнаул, 1998. — 23 с.
  188. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи.- М., 1988.-220 с.
  189. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-224 с.
  190. А.В. Некоторые новые аспекты разработки стратометри-ческой концепции групп и коллектива // Вопросы психологии, — 1976.- № 6.- 190 с.
  191. А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии.- 1973.- № 5.- С. 13.
  192. А.В. Психологическая характеристика личности //Общая психология.- М., 1970.- 478 с.
  193. А.В. Психология межличностных отношений в группах и коллективах // Сов. педагогика.- 1974.- № 4.- С. 23−27.
  194. К.К. О системе психологии. М., 1972.- 216 с.
  195. К.К., Шварц Л. М. Психология. М.: Высшая школа, 1973.256 с.
  196. А.С. Социальная психология паники в свете понятия установки /Исследования по психологии установки.- Тбилиси, 1967.- 339 с.
  197. Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации /Под ред. Е. А. Климова.- Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1989.-70 с.
  198. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.: НПО Модэк, 1996.-256 с.
  199. Психофизиологические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов, — Л., 1976. 197 с.
  200. Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка.- М., 1977.- С. 27−97.
  201. А.Р. Судебная психология для следователей.- М., 1967.- С. 48−73.
  202. А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000.-Т. 21.-№з. с. 88−87.
  203. А.А. Психология познания педагогом личности учащегося.- М., 1990.- 33 с.
  204. Региональная акмеологическая служба в системе образования.- Спб,. 1995,-34 с.
  205. Г. П. Влияние характера социальной ориентировки на развитие самосознания учащихся: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1993. -23 с.
  206. Е.Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1992. 21 с.
  207. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.- 704 с.
  208. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика: 1973.- 424 с.
  209. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1981.183 с.
  210. Л.И. Теория самовоспитания. М.: МГУ, 1973.- 262 с.
  211. .Г. Некоторые вопросы применения психологических приемов в допросе обвиняемого.- М., 1967. 73 с.
  212. В .В., Кроз М. В. Психологическая оценка для профессионального отбора кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии. 1994.-№ 3.- С. 95.
  213. А.Т. Формирование профессиональной пригодности.-Минск, 1984.- 176 с.
  214. Е.Е. Особенности профессионального становления студентов. М., 1999.-87 с.
  215. В.Н. Основание общей теории системы. М.: Наука, 1974.276 с.
  216. С.М. Практика важный этап в формировании профессионализма // Обратная связь и эффективность учебного процесса.- Волгоград: ВСШМВД РФ, 1993.- С. 4.
  217. В.И. Особенности формирования и развития профессиональной устойчивости у офицерских кадров внутренних войск МВД России в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1998.-№ 1.- С. 65−66.
  218. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.-160 с.
  219. Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений // Вопросы психологии личности школьника.- М., 1961.- 98 с.
  220. В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Прометей, 1993. -118 с.
  221. В.А. Программа ориентир психолого-педагогического образования учителя. — М.: Прометей, 1991. — 36 с.
  222. А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологическо-го тренинга программно- целевой направленности.- М., 1995. 48 с.
  223. Е.Э. Становление специалиста.- Л., ЛГУ, 1989.-136 с.
  224. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии.- Спб,. 1995.- 46 с.
  225. Н.Г. Формирование правовых ориентаций старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1983.- 18 с.
  226. М.А., Кузьмина Е. Н., Родионов M.JT. Сравнительная педагогика.-М., 1978.-192 с.
  227. В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста.- М., 1961.- 223 с.
  228. В.А. Мудрая власть коллектива.- М., 1975.- 239 с.
  229. В.А. Не только разумом, но и сердцем.- М.: Молодая гвардия, 1986.-205 с.
  230. В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1985.- 270 с.
  231. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975.-343 с.
  232. .М. Ум полководца // Избранные труды.- т.1.- М,. 1985. -225с.
  233. А.Т. Психолого педагогическйй аспект формирования профессиональной направленности слушателей // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1995.- № 2.- С. 47 — 50.
  234. В.П. Личность и общество. М., 1965.- С. 147−148.
  235. Д.Н. Психологические исследования. М., 1968. — 38 с.
  236. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.-210 с.
  237. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии.- М.: Наука, 1977.- С. 54−71.
  238. .А. Аксиологический подход в воспитании курсантов военных вузов. Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- Барнаул, 2000.- 26 с.
  239. Д.И. Психология развивающейся личности.- М., 1996.-230с.
  240. В.Н. Основы философских знаний.- Барнаул, 1995.-С. 196 198.
  241. В. Духовность, свобода и ответственность.- М., 1990. 89 с.
  242. И.Ф. Теория нравственного воспитания.- Минск.- 1972.-363 с.
  243. Г. А. Формирование творческой личности специалиста в высшей школе за рубежом.- М., 1974. 45 с.
  244. А. М. Критерии оценки свидетельств // Природа.- 1985.-№ 12.-С. 88−96.
  245. А.Г. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей //Педагогика.-.№ 1.- 1997.- 56 с.
  246. М.И. Формирование у студентов педагогических вузов профессионально-педагогического мышления.- М., 1978. 48 с.
  247. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982.-185 с.
  248. И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика.- Барнаул, БГПУ.- 2000.- 272 с.
  249. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.-430 с.
  250. С.Т. Соч., т. 4. М., 1965.- 328 с.
  251. Х.Г. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М., 1971.-222 с.
  252. В.А. Моделирование и философия.- М., «Наука», 1966.-301с.
  253. Г. И. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения школьников. М., 1974.- 142 с.
  254. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.-351 с.
  255. Д.Б. Детская психология. Курс лекций. М.: МГУ, 1977.328 с.
  256. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.- 316 с.
  257. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН СССР, 1961.-216с.
  258. П.М. Социальная психология и проблемы воспитания Н Сов. педагогика, — 1967.- № 9.- С. 59−67.
  259. Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ. М., 1979.-216 с.
  260. Яни С. А. Профессиональный отбор и подготовка следователей // Социалистическая законность. 1970.-№ 5.- С. 18.
  261. С.Ю. Тактические приемы расследования преступлений.- Казань, 1983.-С. 66−67.
  262. Homey К. Neurosis and human groth. The struggle toward self realiza-ion.-New York, W.W. Norton & со., inc., 1950.- 391 p.
  263. Kinner R.T., Krumboltz I.D. Procedures for successful career counseling // N. C. Cysbers e. a. Designing careers.- San. Francisco, 1986.- P. 307−355.
  264. Rogers K. Freedom of personality.- New York, 1972.-123 p.
  265. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles // Educational and vocational guidance.- 1985.-№ 43.- P. 1−8.
Заполнить форму текущей работой