Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция идейно-эстетических взглядов Р.И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950-х — первой половины 1960-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй половины 1950;х — первой половины 1960;х годов была порождена идеологическими, эстетическими, моральными изменениями в стране и стала отличаться жанровым многообразием. Происходят определенные изменения в прозе — оформляется «лирическая проза» (В. А. Солоухин, Ю. П. Казаков), «молодежная проза» (В. П. Аксенов, А. Т. Глади-лин). Публикации в толстых журналах (например, в журнале «Новый мир… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. «Эстрадная» поэзия в контексте литературного процесса второй половины 1950-х — первой половины 1960-х гг
    • 1. 1. «Эстрадная» поэзия как часть литературного процесса второй половины 1950-х — первой половины 1960-х годов
    • 1. 2. Эволюция раннего поэтического творчества Р. И. Рождественского в контексте литературной борьбы эпохи
    • 1. 3. Идейно-художественное своеобразие «Поэмы о разных точках зрения»
  • ГЛАВА II. Мотивы и лейтмотивы ранней поэзии Р. И. Рождественского
    • 2. 1. Нравственно-философское осмысление Великой Отечественной войны
    • 2. 2. Специфика жанра лирический поэмы Р. И. Рождественского (поэма «Реквием»)
    • 2. 3. Значение любовной лирики в формировании идейно-эстетических взглядов поэта
    • 2. 4. Типология пейзажной лирики
    • 2. 5. Поэтика и типология песенного творчества
    • 2. 6. Развитие традиций В. В. Маяковского в сатирическом творчестве
  • Р. И. Рождественского
    • 2. 7. Стиль: традиции, новаторство

Эволюция идейно-эстетических взглядов Р.И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950-х — первой половины 1960-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование русской литературы второй половины XX века сопряжено с решением целого ряда актуальных проблем. Одна из них — малая степень изученности литературных течений, направлений, а также творчества ряда писателей второй половины XX века.

По мнению литературоведа Л. Я. Гинзбург, к середине XX века наша литература попала «в хвост» всего общественного движения. Прервался исторический художественный опыт, накапливаемый веками, произошел распад писательского опыта. Наблюдались явления социального заказа и конъюнктурной литературы. Ощущалось значительное влияние социальной атмосферы на нравственные принципы писателей.

Литература

этого периода стала отличаться бытовым злоупотреблением понятиями «контроля масс», «ударничества», «социалистического соревнования», «технизации» [Гинзбург, 1989, с. 132], что являлось результатом массового словесного гипноза и той кратковременной, но невероятно сильной универсальности и воспринимаемости, которую приобретают выбрасываемые на языковую поверхность лозунговые слова.

Литература

второй половины 1950;х — первой половины 1960;х годов была порождена идеологическими, эстетическими, моральными изменениями в стране и стала отличаться жанровым многообразием. Происходят определенные изменения в прозе — оформляется «лирическая проза» (В. А. Солоухин, Ю. П. Казаков), «молодежная проза» (В. П. Аксенов, А. Т. Глади-лин). Публикации в толстых журналах (например, в журнале «Новый мир» -рассказы А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и др.) заставляют говорить о появлении «лагерной прозы». Активизируются прозаики-фронтовики — возникает «лейтенантская проза» Ю. В. Бондарева и Г. Я. Бакланова. Появляется «деревенская проза» (Ф. А. Абрамов, Б. А. Можаев, В. И. Белов, В. М. Шукшин, С. П. Залыгин, В. Г. Распутин). Острый интерес начинают вызывать публикации произведений мировой литературы XX века (французских писателей-экзистенциалистов Ж. П. Сартра,.

A. Камю, новаторской драматургии С. Беккета, Э. Ионеско, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, прозы Ф. Кафки, романов Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя и др.). В эти годы второе рождение переживает поэзия фронтовиков А. Т. Твардовского и К. М. Симонова, появляются в печати поэтические произведения С. С. Орлова, Б. А. Слуцкого и др. Издаются книги стихов других поэтов старшего поколения: Л. Н. Мартынова («Первородство»), Н. Н. Асеева («Лад»),.

B. А. Луговского («Середина века»), К середине 1960;х гг. были опубликованы стихотворения М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой. Появляется «эстрадная» поэзия (Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина и др.). Заявляет о себе «авторская» песня (Б. Ш. Окуджава). В самом начале 1950;х годов появляется новая публицистика — очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и др.

Данная литература размыла миф о духовном монолите идеологического, мировоззренческого, однородного мышления советского общества. Писатели стали отличаться не только «творческим почерком» и «уровнем мастерства», но и разными гражданскими позициями, политическими убеждениями, эстетическими взглядами. Эти произведения вполне осуществили свое эстетиче-ско-идеологическое и нравственно-педагогическое предназначение. Они подтвердили, что не будет возврата к прошлому, станет нравственно невозможной романтизация насилия и ненависти, попытка сконструировать «идеального героя». Советское общество узнаёт о существовании конфликта не только между хорошим и отличным. Постепенно возрождается внимание к маленькому «рядовому» человеку, к его заботам и радостям.

По словам Д. С. Лихачева, литературные течения второй половины XX века носят быстротечный характер, появляются и исчезают в зависимости от той или иной ситуации (литературной, общественной, политической и др.) [Лихачев, 1985, с. 200].

Данную тенденцию можно проследить на примере «эстрадной» поэзии второй половины 1950;х — первой половины 1960;х гг. «Эстрадная» поэзия в данном случае выступает определенным показателем эволюции литературы в жанровых изменениях и общественного интереса к подобному виду литературного искусства, возникшего стихийно и стихийно ушедшего после изменившихся общественных условий.

Ю. Н. Тынянов писал о традициях и влияниях поэзии, отмечая, что каждая эпоха выбирает из прошлой культуры то, что именно для нее ценно и насущно (в случае с «эстрадной» поэзией — громко огласить свои мысли, суждения, чувства после долгого молчания), при этом сфера преемственности со временем меняетсявлияние может совершаться тогда и в таком направлении, в каком имеются для этого литературные условия [Тынянов, 1977, с. 280].

Эстрадная" поэзия в целом характеризуется заметными формальными и функциональными изменениями стиха, отмечаются интонационные изменения (доминирует разговорная интонация — беседа, монолог, диалог). Наличествует соответствующее изменение в использовании тропов и синтаксических фигур (метафоризация, риторические фигуры — вопросы, восклицания, а также эллипсис, инверсия и др.). Для эстрадной поэзии характерны ритмические и рифмические переносы, частое использование предударной рифмы (корневой) и др. Именно эти качества «эстрадной» поэзии сближают ее с поэзией начала XX в. (например, с поэзией В. В. Маяковского).

Представители «эстрадной» поэзии создавали свою новую мифологию, соответствующую духу времени хрущевской «оттепели». Развенчивая культ личности Сталина, они утверждали «культ личности Ленина» [Комин, Прищепа, 2009, с. 110], который в их произведениях становился непререкаемым авторитетом. Внутренняя психологическая сторона творчества воплощалась в раскрытии своего представления об окружающем мире в различных образах.

Эстрадная" поэзия, в определенной мере, стала осознавать опыт литературных течений и школ начала XX в. Этому содействовала моральная атмосфера, порождавшая смелость (говори что хочешь), честность (говори, что думаешь). Поэты пытались подключиться к прерванному историческому опыту. В связи с этим слова «любовь», «дружба», «товарищество» и др. вновь приобрели свою идейную ценность. Поэты стараются бороться против внедренных в литературу универсальностей: злоупотреблением лозунговыми словами, бюрократизмами, восхвалениями и прочими атрибутами тоталитарной системы, построенной на лжи и страхе.

Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахма-дулина и другие представители «эстрадной» поэзии данного периода своим творчеством формировали это явление, новый тип молодого человека. Отмечалась небывалая популярность поэзии: в десятки раз возросли тиражи книг стихов. Например, сборник стихов Р. И. Рождественского «Сын Веры» (1966), выпущенный тиражом 100 000 экземпляров, разошелся мгновенно. Поэтические вечера проходили в огромных аудиториях, на площадях, стадионах.

С одной стороны, представители «эстрадной» поэзии были разочарованы в предшествовавшей им действительности, с другой — боролись за очищение революционных идеалов, в чем отразилась известная утопичность их взглядов. В них существовал «страстный прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам» [Прищепа, 2000, с. 33].

Перед современным литературоведением стоит задача создания целостной картины поэзии второй половины 1950;х — первой половины 1960;х гг., в частности, «эстрадной» поэзии. Уже существует тенденция изучения шестидесятничества как сложного историко-литературного явления. Продвигается осмысление творчества ряда ярких его представителей: в большей степени изучен литературный опыт Е. А. Евтушенко [Сидоров, 1987; Возчиков, 1992; Прищепа, 1990, 1996, 1998, 2009] и Б. А. Ахмадулиной [Алешка, 1992, с. 15 -18- Грушников, 1997, с. 273 — 280- Афанасенкова, 2005, с. 223 — 234], в меньшей степени — А. А. Вознесенского [Зайцев, 2008, с. 64 — 77- Гуркова, 1986] и Р. И. Рождественского [Мальгин, 1990, 1998].

После издания очерка А. В. Мальгина «Роберт Рождественский» (1990), носящего, скорее всего, описательно-публицистический характер, серьезного анализа творчества Р. И. Рождественского, который был известен и популярен в 1950;1980;е годы, не было проведено до сих пор. В нашей работе мы предпринимаем попытку научного изучения весомой части поэтического творчества Р. И. Рождественского.

Раннее поэтическое творчество Р. И. Рождественского (2-я пол. 1950;х -1-я пол. 1960;х гг.), как и любое творчество видного поэта, представляет собой явление единственное в своем роде, ставшее частью литературного процесса середины XX века. В известной степени его стихи отразили новое видение окружающего мира, идейно-эстетические и нравственно-философские убеждения пришедшего в литературу поколения.

Таким образом, изучение литературного течения «шестидесятничества» и «эстрадной» поэзии как неотъемлемой ее части, по нашему мнению, не может быть полным без понимания раннего творческого опыта одного из активных зачинателей этого течения — Р. И. Рождественского.

Актуальность исследования продиктована тем, что само время выдвигает перед отечественным литературоведением задачу создания истории литературного процесса середины XX века, для осуществления которой требуется глубокое и всестороннее исследование творческого наследия целого ряда писателей. Весомой частью литературной эволюции этого времени является раннее поэтическое творчество Р. И. Рождественского.

Вот уже более полувека среди множества поэтических имен имя Р. И. Рождественского (до и после смерти) в центре споров и разногласий [Михайлов, 1962, с. 180−181- Смеляков, 1962, с. 220- Аннинский, 1962, с. 11−37- Вознесенский, 1986, с. 28- Евтушенко, 1994, с. 28−29- Бакланов, 2007, с. 666−676- Евтушенко, 2007, с. 168−175- Гамзатов, 2007. с. 698−704- Ваншенкин, 2007, с. 77−81- Аксенов, 2007, с. 135−144, Вознесенский, 2007, с. 190−196]. Это объясняется тем, что в его ранних поэтических произведениях нашла отражение значимая часть художественного богатства поэзии «оттепели». Актуальность данного исследования заключается и в том, что давно уже необходимо сквозь инерцию созданного научного мнения показать истинное лицо поэта, рассмотреть значимые события творчества, которые стали причиной дискуссий вокруг его имени.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые подводятся определенные итоги идейно-эстетической эволюции творчества Р. И. Рождественского 1950;1960;х годов.

В ряде литературоведческих работ признаются художественные достижения поэта [Воронов, 1965, с. 65- Бочаров, 1971, с. 362−363- Сидоров, 1988, с. 5−14- Минералов, 1975, с. 16−20- Аннинский, 2007, с. 666−676 и др.], но даются они вне контекста закономерностей литературного процесса второй половины 1950;х — первой половины 1960;х гг. Многоаспектное исследование раннего поэтического творчества Р. И. Рождественского, на наш взгляд, позволит выявить важные черты и тенденции русской литературы периода «оттепели».

В данном исследовании предпринимается попытка преодолеть мощную инерцию чрезмерно идеологизированных мнений, устоявшихся, но устаревших суждений о раннем творчестве поэта.

Цель работы: исследование эволюции идейно-эстетических взглядов Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины 1950;х — первой половины 1960;х годов.

Даная цель мотивирует ряд конкретных задач диссертации:

1) рассмотреть «эстрадную» поэзию как идейно-художественное явление в контексте литературного процесса 2-й пол. 1950;х—1-й пол. 1960;х гг. на примере раннего творчества Р. И. Рождественского;

2) определить мотивы и лейтмотивы ранней лирики Р. И. Рождественского;

3) выявить идейно-художественное своеобразие поэм: «Моя любовь», «Реквием», «Письмо в XXX век», «Поэма о разных точках зрения»;

4) раскрыть характерные черты индивидуального стиля Р. И. Рождественского.

Метод и методологические основы исследования. Данная работа построена на дедуктивном методе, который адекватно реализуется только при условии системного подхода к явлению. Раннее творчество Р. И. Рождественского рассматривается не как совокупность отдельных признаков, но как целостная структура, имеющая ряд взаимообусловленных функций.

В работе использованы методы, предполагающие изучение поэтического творчества Р. И. Рождественского в его социально-историческом развитии: аналитический, культурно-исторический, контекстологический, сравнительно-сопоставительный. Ракурс избранных методов продиктован общей исследовательской задачей и, на наш взгляд, позволит выявить черты литературных традиций и определить место раннего творчества поэта в литературном процессе.

Методологическую основу исследования составили труды А. Н. Весе-ловского, В. В. Виноградова, М. Л. Гаспарова, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Ю. И. Минералова, А. А. Потебни, Л. И. Тимофеева, Ю. Н. Тынянова, Б. В. Томашевского, В. Е. Холшевникова, Б. М. Эйхенбаума и др.

При изучении поэзии Р. И. Рождественского основополагающими стали работы Л. А. Аннинского, А. В. Мальгина, В. П. Прищепы, Е. Ю. Сидорова, С. И. Чупринина и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие «эстрадной» поэзии 2-й пол. 1950;х -1-й пол. 1960;х годов происходило преимущественно в системе жанров лирического стихотворения и модификаций лирико-публицистической поэмы ораторской направленности. Эта особенность была обусловлена как характером социокультурной ситуации данного периода, так и художественными устремлениями поэта.

2. Поэзия Р. И. Рождественского внесла в литературный процесс 19 501 960;х годов новое понимание Великой Отечественной войны, увиденной глазами ребенка со стороны тыла, который осознавался частью сражающейся с фашизмом Родины. Многочисленные стихотворения-баллады, поэма «Реквием» продолжают традиции А. А. Ахматовой, обретя новое пафосное наполнение. Образ неизвестного солдата эволюционирует: от восприятия его изменником Родины к образу героя-мученика и истинного защитника Отечества. Сплав черт церковной литургии, русского народного причитания и ораторской речи рождает новаторскую и по-своему уникальную форму малой лирической поэмы.

3. Пейзажная лирика Р. И. Рождественского продолжила традиции русской классической поэзии в изображении природы, отразив эволюцию взглядов на природу как объект покорения — к объекту преклонения и эстетического восхищения. Классификация пейзажей и основных мотивов в пейзажной лирике Р. И. Рождественского свидетельствует о том, что пейзажная лирика поэта расширила образные ряды русской лирики, внеся в них новое представление о красоте и неповторимости, прежде всего, русской северной и сибирской природы.

4. Песенная поэзия Р. И. Рождественского — важная составляющая его творчества, характеризующаяся сплавом мелодик устной речи, разговорной интонации и высокой романтической патетики. Прием контрастного изображения, одическая воспевающая гипербола как примета песенного стиля поэта отражают традиции русских народных песен. Обрядовые, лирические и исторические народные песни, русский классический романс, авторская и советская массовая песня — основополагающая часть песенной поэзии Р. И. Рождественского.

5. Индивидуальный стиль Р. И. Рождественского имеет особую конфигурацию. Поэтический синтаксис ориентируется на письменный и на устно-разговорный способ соединения слов. Интонационный строй характерен для эволюции русского стиха второй половины 1950;х — первой половины 1960;х гг., отличается своей многообразностью и контрастностью. Внутренняя форма стихов Р. И. Рождественского имеет колеблющийся контур и составляет основу индивидуального стиля. Рифма как основной элемент внутренней формы стихотворений поэта отличается своей отчетливой художественностью и своеобразием. Неологизм — один из важных элементов образования внутренней формы поэтического произведения, является результатом индивидуального стиля поэта.

Объект исследования: ранняя лирика и поэмы Р. И. Рождественского, рассматриваемые с учетом идейно-художественного опыта поэтов-шестидесятников: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной.

Предмет исследования: идейно-эстетические взгляды Р. И. Рождественского 2-й пол. 1950;х— 1-й пол. 1960;х годов, рассмотренные в эволюции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории русской литературы XX века, при чтении курсов по русской литературе, проведении спецкурсов, спецсеминаров по русской поэзии, а также при составлении учебников и учебных пособий для вузов и школ.

Апробация работы: основные положения данного исследования опубликованы в форме тезисов и отдельных статей в научных сборниках МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского государственного университета им. А. И. Герцена, Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Алтайского государственного университета. По теме диссертации было опубликовано 14 статей. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях ХГУ, конференции «Русская литература XX—XXI вв.еков: проблемы теории и методологии изучения» МГУ, на кафедре литературы Института филологии ХГУ.

Структура диссертации. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического раздела.

Заключение

.

Литература

«оттепели» размыла миф о духовном монолите идеологического, мировоззренческого, однородного мышления советского общества. Писатели стали отличаться не только творческим почерком и уровнем мастерства, но и гражданскими позициями, политическими убеждениями, эстетическими взглядами. Многие произведения этого времени вполне осуществили свое эстетическо-идеологическое и нравственно-педагогическое предназначение. Они подтвердили, что не будет возврата к прошлому, станет нравственно невозможна романтизация насилия и ненависти. Попытки сконструировать «идеального героя» изживают себя, а жизнь советского общества — это конфликт не только между хорошим и отличным. В эти годы возрождается внимание к маленькому «рядовому» человеку, к его заботам и радостям.

Произошла эволюция и литературных жанров прозы и поэзии. Поэзия, благодаря своей специфике, первая обозначила наступление перемен в социально-политической сфере. «Эстрадная» поэзия выдвинулась на первые позиции литературной борьбы и сыграла видную роль в наступивших переменах, отличаясь при этом пафосом молодой романтики, энтузиазмом, реалистичностью и новым мифологизмом.

Видимый вклад «эстрадной» поэзией был внесен в эволюцию русского стиха. Это выразилось в жанровых изменениях: расцвет ораторского стиха, жанрово-родовой синтез, расширение границ лирики, углубление эпичности. Поэзия стала отличаться рационализмом, рассудительностью, сопоставлением и обсуждением различных идей, выяснением причин и следствий, что привело к сближению лирического героя с автором и усилению роли подтекста. Оформляются такие стилевые особенности как, многочисленные риторические фигуры, клятвы, призывы, с разными декларативными оттенками. Интенсивно используется корневая (предударная), ассонансная рифма, формируется лексическое своеобразие.

Первые сборники стихов Р. И. Рождественского стали предверием перемен в сфере «эстрадной» лирики второй половины 1950;х — первой половины 1960;х гг., в которых определилась творческая манера, поэтический почерк художника. Р. И. Рождественский стал одним из первопроходцев поэтического направления «дорожной и полярной романтики» в поэзии середины XX века. В своих стихах постоянно возвращается к горестному и противоречивому, что принес культ личности Сталина, к тем явлениям, которые еще нужно «выкорчевывать». Пишет о правде жизни, неизбежно и остро вступающей в противоборство с любым обманом, с любым приукрашиванием.

В поэмах Р. И. Рождественского («Моя любовь», «Письмо в XXX век», «Поэма о разных точках зрениях») отразились определенные жанровые особенности поэмы середины XX века.

Форму поэмы «Моя любовь» можно определить как лирико-публицистический дневник, сопряженный с собственно авторскими высказываниями. Центральная идея поэмы реализуется на столкновении контрастных сил — поэта-романтика и обывательского, мещанского мира. Характер последовательности лирического повествования поэмы выражается монологом лирического героя (из которого мы узнаем о событиях, произошедших с героем) и лирическими отступлениями (которые помогают понять душевные переживания главного героя). Первая часть поэмы раскрывает романтические чувства лирического героя. Вторая часть — контрастна, в ней описывается мир героини — мир мещанства и обывательщины. Образный ряд поэмы позволил автору типизировать образ молодого человека нового времени, разоблачить сущность мелкого, ложного «счастьица».

Поэма Р. И. Рождественского «Письмо в XXX век» выразила идейную и художественную эволюцию художника в начале 1960;х годов. Вслед за Я. В. Смеляковым, А. Т. Твардовским, В. А. Луговским, Е. А. Евтушенко и другими поэтами-шестидесятниками, Р. И. Рождественский передает свои ощущения событий, произошедших в нашей стране. В поэме была создана своеобразная художественная структура — страстный многоплановый монолог. В произведении в концентрированной форме выразилось его отношение к миру, определились симпатии и антипатии, четко сформировались идейно-эстетические позиции.

Жанровая система «Поэмы о разных точках зрения» —достаточно сложная (1фантастические сюжеты, повествования, философские размышления, диалогическая и монологическая речь). Центральная идея произведения решается на контрастном материале {поэт — обыватель, мудрые люди — агрегаты для переработки пищи, лакировка — тернистый путь в литературе). Во вступлении в монологической форме раскрываются актуальные и сложные вопросы современной поэту действительности. В поэме также осваивается форма диалога, который выполняет функцию временного и, в некоторой степени, смыслового скрепления простого и сложного (диалог романтика с обывателем является вступлением к раскрытию и развитию темы обывательщины и поэтического предназначения). Использованный в раскрытии образов прием контраста (поэта — обывателя, биографа — писателя, мудрых людей и людей-агрегатов) позволил автору типизировать и детализировать данные образы, выявить их социальные характеристики.

В середине XX века и в начале 1960;х годов в отечественной литературе формируется новый взгляд на войну. В центр ряда произведений выдвигается образ ребенка — участника войны. Его облик в середине 1950;х годов определяется, например, в произведениях М. А. Шолохова («Судьба человека»), В. О. Богомолова («Иван»), а также в произведениях Е. А. Евтушенко («Свадьбы», «Армия», «Фронтовик»), Р. И. Рождественского («Концерт», «Базар того года», «Та зима.») и др. Восприятие войны мальчиком-подростком усиливает драматизм ситуаций, с большей силой отражаясь в стихах-воспоминаниях. Мотивы Великой Отечественной войны в раннем поэтическом творчестве становится для поэта точкой отсчета, основой нравственно-философского осмысления жизни. Стихотворения-баллады, стихи о бессмертии, стихи о радости победы, созданные поэтом, обогатили поэзию своей самобытностью.

Р. И. Рождественским была создана новая жанровая модификация лири-ко-публицистической поэмы — «Реквием», в котором отображается гуманистическая тема бессмертия героического подвига во имя победы жизни над смертью. Реквием написан о погибших, но посвящен живым, он рассказывает о смерти, но воспевает жизнь. Поэма рождена войной, но всем своим существом устремлена к миру.

Любовная лирика Р. И. Рождественского занимает важное место в его литературном наследии. Интимные стихи поэта возвращали лирической поэзии второй половины 1950;х — первой половины 1960;х годов неподдельную искренность, восстанавливали в правах подлинную глубину лирического чувства, продолжая традиции любовной лирики классической русской поэзии.

В творчестве Р. И. Рождественского природа является предметом лирического размышления, затрагивающего коренные вопросы мировоззрения художника. Природа у Рождественского выступает праобразом и идеалом художественного творчества. В пейзажной лирике осмысливается соотношение первозданных стихий и человеческого волнения и раздумья. Пейзажная лирика Р. И. Рождественского расширила образные ряды русской лирики, внеся в них новое понимание, представление о красоте и неповторимости русской северной и сибирской природы. Поэт продолжил традиции классической русской поэзии, которые выразились в напряженных поисках ассоциативного поэтического слова, где органически сочетаются зримая предметность и «незримая», ярко представляемая образность.

Поэт внес в песенную культуру середины XX века особый склад стиха, свои мысли, душевные переживания, чувства. Романтизм поэта реализовался в песнях-странствиях с центральными для них образами дружбы, дороги, пути как «линии жизни», испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное и др. Развивая унаследованные традиции поэтики народного творчества в использовании языковых средств (гипербола, символ, антонимы, постоянные эпитеты и др.), он создал яркие образы, которые характерны для тематики его творчества. Песни поэта, вобрав в себя черты авторских песен, обогатили мир поэзии новым мироощущением и миропониманием.

Р. И. Рождественский хорошо знал не только против чего, но и во имя чего пишет свои стихи. Он видел перед собой тех реальных людей, сущность которых был призван формировать. Это придало его сатире конкретность и г{еленаправленность. Р. И. Рождественский учился у В. В. Маяковского широкому использованию разговорной интонации, снижению «высоких» поэтических образов, осваивал приемы иронического иносказания, выделения физиологической и физической детали, совмещения разных планов: лирического и бытового, сатиры и лирики. В основе стихов Р. И. Рождественского лежит новое миропонимание, качественно отличное и специфическое. Происходит демократизм лексики. Сатирические стихи имеют социальную заостренность тематики, многочисленность образов, сочетание воинствующего оптимизма и трагического восприятия мировых событий. Элементы сатиры и лирики дополняются высокой патетикой, питавшейся верой в лучшее. Поэтому в обличительных стихотворениях было явлено качественно новое и своеобразное сочетание лирики, сатиры и героики.

Художественное богатство образов ранней поэзии Р. И. Рождественского определятся их многозначностью и объемом предметно-смысловых связей как внутри, так и за пределами произведения. В стихотворениях поэта заключены многосмысловые образы, которые нельзя истолковать однозначно. Умение найти общее в разном и разное в общем, олицетворить вещное и определить духовное — все это характеризует художественный поиск Р. И. Рождественского.

Индивидуальный стиль Р. И. Рождественского имеет свой особый внешний облик — конфигурацию, которая легко угадывается при чтении его стихов. Здесь мы сталкиваемся с портретированием общественных явлений эпохи «оттепели» и личных переживаний поэта, и в этом обрисовывается стиль как принцип — словесное воплощение, которое является итогом творческой фантазии поэта.

Ориентация поэтического синтаксиса Р. И. Рождественского на книжно-письменный и на устно-разговорный способ соединения слов и более крупных смысловых единств влечет глубинные, принципиальные различия в организации художественного содержания. В первом случае возникает линейный причинно-следственный характер отношений между элементами содержания. Во втором случае отчетливо возрастает ассоциативность, идеи переплетаются, перетекают друг в друга, соединяются по контрасту, не договариваются, подразумеваются. Конкретные «мнимые» неправильности проявляются в слоге Р. И. Рождественского в форме сложных инверсий, «затемняющих» логическую ясность, употребление «не тех» падежей, соединение слов необычным способом, выкидка определенных элементов из содержания и т. п., усложняют и обогащают феномен индивидуального стиля.

Интонационно-ритмический строй раннего творчества Р. И. Рождественского характерен для эволюции русского стиха второй половины 1950;х — первой половины 1960;х гг.: основное ядро стихотворных строф остается традиционным, но в то же время наблюдается появление экспериментальной периферии, которая отличается полярностью: от классических форм до свободного стиха. В результате рождаются новые размеры.

Так, например, в метрическом отношении в стихах Р. И. Рождественского можно наблюдать определенное отражение русской силлаботоники, но в то же время наблюдается перераспределение двухсложников, возрастание трехсложников, появление логаэдов в жанре песенного стиха, что не встречается в классическом стихе. В своих произведениях Р. И. Рождественский использует ритмы, основанные на столкновении ударений. Эти ритмы характерны для экспериментаторских опытов таких русских поэтов начала XX века, как В. В. Хлебникова, В. В Маяковского, И. Северянина и др.

Ритмический рисунок стихотворений поэта разнообразен. Усвоив достижения предшественников (силлабо-тонические размеры, дольники, акцентный стих), поэт свободно ими пользуется. Р. И. Рождественский сочетает их в любых комбинациях и создает собственные размеры: силлаботонические стихи с неупорядоченными чередованиями 2-х и 3-сложного размеров, силлабо-тонические стихи 2-сложники, с вариациями анакруз, свободные стихи и др. Таким образом, поэт продолжает разработку русского стиха, реализует потенциальные возможности русского языка.

Интонационный строй в стихах Р. И. Рождественского также разнообразен и одновременно контрастен: непринужденный тон бытового разговора не противоречит патетике ораторской речи, и лирическая приподнятость элегического раздумья не исключает язвительную речь сатиры, торжественное повествование и шутливый рассказ.

Внутренняя форма стихов Р. И. Рождественского всегда динамична: она имеет колеблющийся контур и составляет основу индивидуального стиля. Творя «образ образа», художник и делает оригинальными «обычные идеи», «общераспространенные» формы их выражения.

Рифмы являются основными элементами образования внутренней формы стихов Р. И. Рождественского.

Отличительными особенностями рифмы поэта является: использование предударной рифмы, многочисленные нарушение точной классической рифмы, употребление тавтологической как средства раскрытия образа и идеи стихотворения, а также употребление начальной, внутренней рифмы и многочисленных звуковых повторов, которые все вместе выражают внутреннюю форму стихов.

Неологизмы в ранних стихах Р. И. Рождественского являются одним из элементов образования внутренней формы поэтического произведения. Неологизмы («баскетбог», «белобородие», «бессмертинка», «громадно», «кок-тейлитъ», «крылато» и др.) отличаются семантической сконцентрированностью и выступают как своеобычные «свернутые» метафоры.

Таким образом, в ранних поэтических произведениях Р. И. Рождественского нашла отражение значимая часть художественного богатства поэзии середины XX века — первой половины 1960;х годов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. А. Диалог самим собой Текст. / Л. Аннинский // Дон. -1966.-№ 5.-С. 49−58.
  2. , Л. А. Жажда цельности Текст. / Л. Аннинский Навстречу будущему. М., 1962. — 129 с.
  3. , Л. Очищение от суеты или восхождение к зрелости?: Диалог двух критиков о современной поэзии Текст. / Л. Аннинский, А. Байгушев // Дон. 1973. — № 4. — С. 175.
  4. , В. В. Человек, которого не победили. (Критико-биографический очерк жизни и творчества Е. Е. Евтушенко Текст. / В. В. Артемов, В. П. Прищепа. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. — 284 с.
  5. , Ю. Лирика и сатира. (О поэме Р. Рождественского «Моя любовь») Текст. / Ю. Алленская // Октябрь. 1955. — № 3. — С. 147 149.
  6. , Т. В. Пушкинские традиции в поэзии Б. Ахмадулиной Текст. / Т. В. Алешка // Вестн. Белорус, ун-та. Сер. 4. — 1992. — № 2. — С. 215−222.
  7. , В. Оптимистический реквием Текст. / В. Ахлонов // Известия. 1963. -№ 10 (6 февраля). — С. 19.
  8. Ю.Ахмадулина, Б. Миг бытия Текст. / Б. Ахмадулина. М.: Аграф, 1997. -280 с.
  9. Тюмень, 2001. — 352 с. 1 З. Бахтин, M. М. Эстетика словесного творчества Текст. / M. М. Бахтин.-М., 1975.-360 с. И. Бочаров, А. Г. Две оттепели веры и смятения Текст. / А. Г. Бочаров // Октябрь.-1991.-№ 6.-С. 188.
  10. , А. Г. Движение эпоса Текст. / А. Г. Бочаров // Октябрь,-1985.-№ 5.-С. 188.
  11. , А. Роберт Рождественский Текст. / А. Белый // Комсомольская правда. 2002. — 20 июня. — С. 2.
  12. , П. Баллада о неизвестном причале Текст. / П. Барашев // Правда. 1972. — 19 октября. — С. 6.
  13. , М. Коллекция Р. Рождественского Текст. / М. Бессеребряный // Вечерний клуб. 1999. — 28 августа. — С. 8.
  14. , А. Предисловие к поэме «12» Текст. / А. Блок Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза. М.: Слово, 1999. — 680 с.
  15. , А. Расплавленный июль Текст. / А. Бобров // Советская Россия. 2002. — 30 июля. — С. 3.
  16. , А. Воспоминания литератора Текст. / А. Борин // Звезда. -2002.-№ 8.-С 174−193.
  17. , С. Традиции В. В. Маяковского в современной советской поэме Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / С. Бурдина. М., 1987.- 14 с.
  18. , А. Художественная речь: курс лекций по стилистике для филологов Текст. / А. Васильева. М., 1983. — 213 с.
  19. , А. А. Небесный муравей Текст. / А. Вознесенский // Огонек. 1986. — № 48. — С. 28.
  20. , А. А. На виртуальном ветру Текст. / А. Вознесенский. -М.: Вогриус, 1998.-477 с.
  21. , А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. — 406 с.
  22. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1968. 344 с.
  23. , М. Современный русский стих: Метрика и ритмика Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук / М. Гаспаров. М.:1977. — 42 с.
  24. , М. Л. Очерки истории русского стиха Текст. / М. Л. Гаспа-ров. М.: Фортуна, 2002. — 352 с.
  25. , Н. Индивидуально-авторские новообразования в поэзии А. Вознесенского и Р. Рождественского 60−70 годов Текст.: автореф. дис.. канд.филол.наук / Н. Геуркова. М.: 1986. — 17 с.
  26. , Л. Я. Человек за письменным столом Текст. / Л. Я. Гинзбург.- Л.: Сов. писатель, 1989. 608 с.
  27. , В. Поэтика слова: (На материале рус. сов. поэзии) Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук / В. Григорьев. — М., 1978. — С. 42 с.
  28. , И. О придворном диссиденте с сытой музой: Поэт и власть Текст. / И. Гудов // Московская правда. — 1977. — 2 апреля. — С. 15.
  29. , Н. М. Жизнь слова в поэзии Р. Рождественского Текст. / Н. М. Громова // Русская речь. 1975. — № 4. — С. 43−50.
  30. , Ю. Биография поэта (Р. Рождественский) Текст. / Ю. Гальперин // Московская правда. 1977. — 12 июня. — С. 2.
  31. , В. Поэма о любви Текст. / В. Гольдештейн // Знамя. -1956.-Кн. 1.-С. 179−183.
  32. , М. Достойный памятник героям Текст. / М. Голдштейн // Красная звезда. 1964. — 21 января. — С. 4.
  33. , Л. Живым посвящается Текст. / Л. Григорьев // Труд. -1964.-2 февраля.-С. 3.
  34. Гин, М. Стихи о большой любви Текст. / М. Гин // На рубеже. 1955.5. С. 167−168.
  35. , Б. Риторика преданности и жертвы Текст. / Б. Дубин // Знамя. -2002.-№ 4.-С. 287−290.
  36. , Е. Дождь пополам с солнцем Текст. / Е. Дорош // Новый мир.- 1963.-№ 6.
  37. , В. К вопросу об определенности социалистического реализма и методологического изучения условности Текст. / В. Дмитриев Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения. М., 1977.- 198 с.
  38. , Е. А. Радиовыступление Электронный ресурс. / Е. А. Евтушенко-М.: Радиостанция «Эхо Москвы». — 2006. — 7 января.
  39. , Е. А. Цензура моя лучшая читательница Текст. // Евтушенко, Е. А. Золотая загадка моя: Избранное. — Иркутск: Агентство «Комсомольская правда» — Байкал, 1994. — 576 с.
  40. , Е. А. Моя любовь Текст. / Е. А. Евтушенко // Комсомольская правда. — 1955. — 31 марта.
  41. , Е. А. Фехтование с навозной кучей: Воспоминания Текст. / Е. А. Евтушенко Золотая загадка моя: Избранное. Иркутск: Агентство «Комсомольская правда», 1994. — 576 с.
  42. Е. А. Талант есть чудо неслучайное: кн. статей Текст. / Е. А. Евтушенко. М.: Сов. пис., 1980. — 439 с.
  43. , Е. А. О поэме «Моя любовь» Текст. / Е. Евтушенко // Комсомольская правда. -1955.-25 марта.
  44. , Е. А. Роберт Рождественский Текст. / Строфы века: Антология русской поэзии / сост. Е. А. Евтушенко. М. — Минск: «Полифакт», 1994. — 1056 с.
  45. , В. Что-то нужно доказать: о творчестве Р. Рождественского Текст. / В. Жегис // Советская культура. 1980. — 2 мая. — С. 3.
  46. , В. М. Теория стиха Текст. / В. М. Жирмунский. — М.: Сов. писатель, 1977. 664 с.
  47. , Е. Я и гиганты Текст. / Е. Игнатов // Звезда. 1992. — № 3. -С. 178−181.
  48. , В. Словесная инструментовка Текст. / В. Кожевников Слово и образ. -М., 1964. 123 с.
  49. , А. П. Поэтический словарь Текст. / А. П. Квятковский. -М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.
  50. , В. В. Он пришел в XXI век: Творческий путь Евгения Евтушенко Текст. / В. В. Комин, В. П. Прищепа. — Иркутск: ООО «Принт Лайн», 2009. 430 с. — 3-е издание, доп. и дораб.
  51. , С. Поэзия. Судьба. Россия: книга воспоминаний и размышлений Текст. / С. Куняев // Наш современник. 1999. — № 4. — С. 169— 197.
  52. , С. Очерк пестрого творчества Текст. / С. Куняев // Москва. -1991.-№ 4.-С. 201−202.
  53. Круглый стол: в дискуссии участвуют: Е. Рейн, К. Кедров, А. Глезер Текст. // Русский курьер. 1993. — № 1. — С. 34−39.
  54. , И. Планета во Вселенной. А в Москве? Текст. / И. Ко-былкина // Вечерняя Москва. — 1998. — 6 января. — С. 8.
  55. , М. Юность старой Вены: о кинофильме «Весенний ветер над Веной» по сценарию Р. Рождественского Текст. / М. Кваснецкая // Советская культура. 1959. — 19 ноября. — С. 3.
  56. , Ю. О сборнике Р. Рождественского «Испытание» (М.: Советский писатель, 1956) Текст. / Ю. Коленов // На рубеже. 1957. — № 3. -С. 181−183.
  57. , Д. Б. О «Реквиеме» Текст. / Д. Б. Кабалевский // Юность. 1961. — № 2. — С. — 35−36.
  58. , В. У истоков независимой культуры Текст. / В. Кривулин //Звезда. 1990.-№ 1.
  59. , В. Как наше слово отзовется: Диалог Текст. / В. Кожинов, А. Михайлов // Лит. обозрение. 1976. — № 1. — С. 64−65.
  60. , В. Наука и советская поэзия Текст.: автореф. дис. .д-ра фи-лол. наук / В. Ларцев. Л., 1970. — 32 с.
  61. , П. Владимир Высоцкий и другие: Средство от себя. Текст. / П. Леонидов. Красноярск, 1992. — 286 с. (О Рождественском как ред. и состав, сб. стихов В. Высоцкого «Нерв»).
  62. , Л. Гражданские мотивы в лирике 60-х годов Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. Лавлинский. М., — 1972. — 17 с.
  63. , Ю. М. Анализ поэтического текста. Текст. / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. 32 с.
  64. , А. Ф. Материалы для построения современного художественного стиля. Текст. / А. Ф. Лосев. М., 1977.
  65. , Д. С. Прошлое-будущее Текст. / Д. С. Лихачев -М., 1979.
  66. , Ю. Почему тогда не получилось? Текст. / Ю. Левади, В. Штейнис // Московские новости 1988. — № 18.
  67. , В. Вторая поэма Текст. / В. Любовцев // Московский комсомолец. -1955.-2 марта.
  68. , А. Факты истории и факты поэзии Текст. / А. Ланщиков // Огонек. 1968. — № 14. — С. 28.
  69. , Л. Набирая высоту: о творчестве Р. Рождественского Текст. / Л. Лавлинский // Смена. 1961. — № 20. — С. 26−27.
  70. , Г. Стилевые течения в русской советской поэзии: (Типология, генезис, функционирование) Текст.: автореф. дис. .д-ра филол. наук / Г. Лубянская. М., 1989. — 30 с.
  71. , А. Собирательное геройство: мифы и легенды тоталитарного режима Текст. / А. Люсый // Новое время. 2003. — № 35 — С. 41.
  72. , Н. Непримиримость молодости Текст. / Н. Муравина // Новый мир. 1956. -№ 1. — С. 266.
  73. , Н. Стихи Р. Рождественского Текст. / Н. Мервольф // Звезда. 1957. -№ 5. — С. 205.
  74. , В. ПСС Текст. / В. Маяковский Т. 13. М., 1955−1961. — 627 с.
  75. , В. Выступление на заседании Худ. совета Гос. театра им. Н. Мейрхольда 23 сентября 1929 /В. Маяковский //Маяковский В. ПСС Текст. Т.П.-М., 1947.-703 с.
  76. , И. В защиту рифмы Текст. / И. Михайлов // Звезда. -1960.-№ 8.-С. 209.
  77. , А. В. Беседы о поэме / Интервью с Е. Евтушенко, Р. Рождественским, JI. Озеровым Текст. / А. В. Мальгин. М.: Знание, 1990. -64 с.
  78. , А. В. Публицистика в поэзии (Р. Рождественский и Е. Евтушенко) Текст. / А. В. Мальгин. М.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1998.-88 с.
  79. , Ю. И. Современная предударная рифма и проблема рифменной эволюции в русском стихе Текст.: автореф. дис.. канд.филол. наук / Ю. И. Минералов. Тарту, 1975. — 20 с.
  80. , Ю. И. Теория художественной словесности Текст. / Ю. И. Минералов. М.: Гуманитарный центр «Влада», 1999. — 360 с.
  81. , И. В защиту рифмы Текст. / И. Михайлов // Звезда. -1966.-№ 8.-С. 220.
  82. , А. Портреты Текст. / А. Михайлов. М.: Советская Россия, 1983.-384 с.
  83. , А. День поэзии 1976 Текст. / А. Михайлов. Е. Сидоров. -М., 1976.- 165 с.
  84. , А. А. Чувство пути Текст. / А. А. Михайлов // Октябрь. -1961. — № 11. С. 185.
  85. , А. А. Утверждая себя.: О полемике в стихах и лирических декларациях Текст. /А. А. Михайлов // Звезда. — 1962. — № 12. -С. 180−181.
  86. , Н. Стихи Р. Рождественского Текст. / Н. Мервольф // Звезда. 1957. — № 5. — С. 204−206.
  87. , Н. Непримиримость молодости Текст. / Н. Муравина // Новый мир. 1956. — № 1. — С. 266−268.
  88. , С. Люди обживают острова Текст. / С. Маклаков // Московский комсомолец. 1962. — 5 июля.
  89. , И. Убейте войну Текст. / И. Мартынов // Советская культура. 1964. — 23 января. — С. 3.
  90. , В. Цель и средства: Заметки о некоторых новых поэмах Текст. / В. Назаренко // Звезда. 1955. — № 5. — С. 175−187.
  91. , Ю. Там нас не поймут Текст. / Ю. Нагибин // Октябрь. -1998. -№ 2. -С 125.
  92. , В. Новое в советской поэзии Текст. / В. Новиков // Знамя.- 1964. Кн. 9. — С. 229−248.
  93. , В. «Весенний ветер над Веной» : об одном фильме о Венском фестивале по сценарию Р. Рождественского Текст. / В. Николаев // Комсомольская правда. -1959.- 14 ноября. С. 14.
  94. , Е. Поэзия вчера и сегодня: (Пестрые заметки) Текст. / Е. Осетров // Наш современник. 1966. — № 12. — С. 96−97.
  95. , А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура Текст. / А. М. Панченко. М.: Изд-во «Звезда», 2005. — 542 с.
  96. , В. П. Поэма в творчестве Е. А. Евтушенко и А. А. Вознесенского (1960−1965) Текст. / В. П. Прищепа. Красноярск., 1990. -156 с.
  97. , В. П. Шестидесятничество: споры, суждения, оценки Текст. / В. П. Прищепа // РАН, Сибирское отделение, серия Филология. 2000. — № 2. — С. 33−35.
  98. В. П. Российского отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 19 651 995 гг.) Текст. / В. П. Прищепа. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. — 344 с.
  99. , Н. Моя точка зрения по поводу «Поэмы о разных точках зрения» Р. Рождественского Текст. / Н. Падалка // Сов. Россия. — 1968. — 9 февр.
  100. , В. Об искренности Текст. / В. Померанцев // Новый мир. 1953.-№ 2.
  101. , А. Звучность, как колокол Текст. / А. Полехин // Советская культура. -1971.-16 сентября. С. 4.
  102. Постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 г. О журналах «Звезда» и «Ленинград» Текст. // Правда. 1946. -№ 198. — 21.08.
  103. Песня о Родине (О фильме «Песня») Текст. // Вечерняя Москва. -1972.-21 декабря. С. 3.
  104. , А. А. Теоретическая поэтика: учебн. пособие / сост., вступ. статья и комент. А. Б. Муравин Текст. / А. А. Потебня 2-е изд., исп. -СПб: филологический факультет СПбГУ- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  105. , П. Головырено, Головырено Текст. / П. Ребин // Наш современник. 1963. — № 3. — С. 55.
  106. , Б. Время страдной и творческой поверки Текст. / Б. Ручьев / / Лит. Россия. 1969. — 1 января. — С. 9.
  107. , Р. И. Удостоверение личности Текст. / сост. К. Рождественская- ред. А. Киреева. М.: Эстепонт, 2002. — 559 с.
  108. , Р. И. Преодоление / Беседа с корреспондентом журнала «Телевидение и радио» В. Вдовиным Текст. / Р. Рождественский // Телевидение и радио. 1984. — № 5. — С. 5.
  109. , Р. И. Разговор пойдет о песне / Р. Рождественский.
  110. M.: Советская Россия, 1978. 45 с.
  111. Р. И. Флаги весны: Стихи Текст. / Рождественский Р. И. Петразаводск: Гос. Изд-во Карело-Фин. ССР, 1955. — 89 с.
  112. Р. И. Испытание. Стихи и поэмы Текст. / Р. И. Рождественский- ред. В. Луговской. -М.: Сов. писатель, 1956. 129 с.
  113. Р. И. Дрейфующий проспект. Стихи Текст. / Р. И. Рождественский. М.: Сов. писатель, 1959. — 85с.
  114. Р. И. Необитаемые острова. Стихи и поэмы Текст. / Р. И. Рождественский- ред. М. Луконин. М.: Сов. писатель, 1962. -179 с.
  115. Р. И. Ровеснику. Стихи Текст. / Р. И. Рождественский. — М.: Мол. Гвардия, 1962. 183 с.
  116. Р. И. На самом дальнем западе: сборник стихов Текст. / Р. И. рождественский. — М., 1964.
  117. Р. И. Радиус действия. Новые стихи и поэма Текст. / Р. И. Рождественский. -М.: Сов. писатель, 1965. 222 с.
  118. , Я. Молодая поэзия нового времени Текст. / Я. Смеляков
  119. Москва. 1962 — № 12. — С. 220.
  120. А. И. Письмо к IV съезду писателей Текст. / А. И. Солженицын // Слово. -1989.- № 8.
  121. , А. Показание свидетелей защиты: / Русский поэтический авангард 1960-х гг. Текст. / А. Сенкевич // Поэзия. 1991. —№ 59. — С. 87.
  122. , Е. Служба поэтического слова: вступительная статья Текст. / Р. Рождественский. Стихотворения. М.: Молодая гвардия, 1988.-С. 5−14.
  123. , О. Шум и молчание шестидесятников Текст. / О. Седано-ва // Искусство кино. 1997. — № 2. — С. 51−53.
  124. , А. Поэтическая звезда над Дубровкой Текст. / А. Сеньков // День. Брянск. — 2002. — № 12. — С. 79−82.
  125. , А. Т. Выступление на XXII съезде КПСС 17−31 октября 1961г. (Стенографический отчет) Текст. / А. Т. Твардовский. М., 1962.-532 с.
  126. , В. О. Гул нашего времени: Сравнения и метафоры у Р. Рождественского Текст. / В. О. Троицкий // Русская речь. 1983. — № 2. — С. 48−52.
  127. , Л. Вокруг «лирической обоймы» Текст. / Л. Таганов. М., 1974.-250 с.
  128. , С. Крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики Текст. / С. Чупринин М., 1983. — 282 с.
  129. , С. И. Чему стихи не учат? (Заметки критика о современной лирике) Текст. / С. И. Чупринин. М.: Знамя, 1982. — 62 с.
  130. , В. Во имя жизни Текст. / В. Ферс // Правда. 1964. — 28 января. — С. 4.
  131. , В. Е. Основы стиховедения Текст. / В. Е. Холшевни-ков. Л.: Из-во Ленинград, ун-та, 1972. — 188 с.
  132. , И. Г. Оттепель Текст. / И. Г. Эренбург // Новый мир. 1954−1955.
  133. , М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии Текст. / М. Н. Эпштейн. М.: Высшаяшкола, 1990. 302 с.175
Заполнить форму текущей работой