Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование эффективного рынка субфедеральных ценных бумаг: На материалах Карачаево-Черкесской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из наиболее оптимальных путей по привлечению инвестиционных ресурсов для регионов продолжает оставаться развитие рынка субфедеральных ценных бумаг. И несмотря на деструктивные для отечественного фондового рынка последствия кризиса августа 1998 года, можно предположить, что выпуск региональных и муниципальных облигаций является для субъектов РФ одним из перспективных направлений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Выбор оптимальных путей финансирования местных и региональных бюджетов на основе формирования рынка субфедеральных ценных бумаг
    • 1. 1. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг субъектов Российской Федерации
    • 1. 2. Эффективность функционирования рынка субфедеральных ценных бумаг в регионах
  • Глава 2. Организационно-финансовая стратегия повышения эффективности рынка субфедеральных ценных бумаг
    • 2. 1. Основные условия и факторы социально-экономической устойчивости Карачаево-Черкесской Республики
    • 2. 2. Особенности формирования инфраструктуры рынка субфедеральных ценных бумаг
  • Глава 3. Повышение эффективности методов организации субфедеральных займов
    • 3. 1. Финансовый маркетинг как фактор повышения эффективности эмиссии субфедеральных ценных бумаг в регионе
    • 3. 2. Проект организации субфедерального облигационного займа в Карачаево-Черкесской Республике
  • Выводы
  • Список литературы
  • Приложение

Формирование эффективного рынка субфедеральных ценных бумаг: На материалах Карачаево-Черкесской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За период осуществления рыночных преобразований финансовое состояние большинства субъектов Федерации серьезно ухудшилось, в то время как стратегия федерштьного инвестирования не претерпела значительных изменений. При распределении инвестиционных ресурсов учитываются не реальные тенденции экономического развития, а прежде региональные политические приоритеты. «Лоббирование» в вопросах выделения федеральных инвестиций, осуществляемое наиболее влиятельными региональными руководителями усугубляет и без того резкую дифференциацию российских регионов. С другой стороны, очевидно, что линия экономической политики администраций регионов с преобладанием трансфертной модели исполнения бюджетов — ожидание дотаций, пролонгации задолженности и как следствие — отсутствие последовательного следования какой-либо стратегии экономического развития, бесперспективна.

Таким образом, можно утверждать, что инвестиционная политика на региональном уровне находится в стадии становления — она не отлажена ни организационно, ни с точки зрения экономических механизмов ее реализации.

В спектре данных проблем, важнейшей задачей органов управления всех уровней становится проведение эффективной региональной политики, разработка и реализация научно обоснованной стратегии экономического развития, ориентированной на конкретную региональную специфику.

Как подчеркивается в «Основных положениях региональной политики», а также в «Прогнозных ориентирах на 1999 г. и на период до 2000 г.», при решении финансово-экономических проблем регионов важную роль должен играть рынок ценных бумаг. Федеральная «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» определяет цели развития рынка ценных бумаг и его инфраструктуры как создание условий для эффективной реализации инвестиционного процесса в России.

Одним из наиболее оптимальных путей по привлечению инвестиционных ресурсов для регионов продолжает оставаться развитие рынка субфедеральных ценных бумаг. И несмотря на деструктивные для отечественного фондового рынка последствия кризиса августа 1998 года, можно предположить, что выпуск региональных и муниципальных облигаций является для субъектов РФ одним из перспективных направлений экономического развития — к началу 1998 г. за счет выпуска субфедеральных облигаций было профинансировано более 13 общего объема заимствований бюджетов субъектов РФ, в сентябре 1998 года был зафиксирован самый высокий за двухгодичную историю объем сделок по субфедеральным облигациям — 209,4 млн. рублей. Более того, региональные органы власти не без оснований предполагают, что при успешном проведении субфедерального займа и безусловном исполнении своих обязанностей, они могут обойти главного конкурента на финансовом рынке — федеральное правительство1.

В данном контексте, особого внимания заслуживают проблемы развития субъектов РФ, не имеющих практического опыта привлечения инвестиционных ресурсов путем эмиссии субфедеральных ценных бумаг. В связи с этим, актуальность исследования заключается в разработке научно обоснованных организационных и экономических механизмов по организации рынка субфедеральных ценных бумаг на материалах Карачаево-Черкесской Республике.

1 Региональные стратегии и технологии экономического развития \ Под редакцией проф. Игнатовой Т. В. Ростов н Д. СКАГС 1999 г. с 220.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы решения субъектами РФ и муниципальными образованиями бюджетно-инвестиционных задач посредством эмиссии субфедеральных ценных бумаг, обеспеченных имущественными правами рассматриваются в трудах отечественных экономистов — Архипова С. А., Баринова В. Г., Буренина.

A.Н., Быстрова А. И., Вольперта В., Бродского С., Дмитриевой И. И., Дробышевского С. М., Исаева Б., Игнатова Т. В., Фельдмана A.A., Миркина Я., Максимовой Е. Н., Каратуева А. Г, Шапиро В. Д, Шадрина А., Шеремета.

B.В., Бирмана A.M., Панскова В. Г., Новикова А.

Вышеназванными авторами сформулированы и обобщены основные закономерности становления и развития рынка субфедеральных ценных бумаг субъектов РФ.

Таким образом, продолжающийся процесс развития данного сектора финансового рынка России и отсутствие научно — практических рекомендаций по разработке методологии принятия решений при организации субфедерального облигационного займа по отношению к конкретному субъекту Федерации обуславливают выбор темы диссертации.

В связи с вышеизложенным, актуатьность отмеченной выше проблемы обусловила выбор цели, задач, объекта и предмета исследования, темы диссертации.

Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и выработке практических рекомендаций по организации в Карачаево-Черкесской Республике рынка субфедеральных ценных бумаг.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

— теоретического обоснования целесообразности формирования рынка субфедеральных облигационных займов в КЧР;

— выявления преимуществ и недостатков региональных и муниципальных ценных бумаг как финансового инструмента по привлечению внешних и внутренних инвестиционных ресурсов с учетом экономико-географической специфики региона;

— изучения положительного опыта эмиссий ценных бумаг субъектов РФ в регионах, в т. ч. заемно-инвестиционной системы «Москва — Регионы»;

— анализа инфраструктуры рынка ценных бумаг (РЦБ) КЧР и регионов Северного Кавказа с целью прогнозирования процесса обращения эмитированных ценных бумаг;

— разработки конкретных предложений по организации в КЧР эффективной двухуровневой системы управления региональным РЦБ;

— разработки методологической основы маркетинговых исследований при организации субфедерального займа в КЧР;

— определении оптимальных видов ценных бумаг и составлении проекта проспекта эмиссии;

Объектом исследования является процесс формирования рынка региональных и муниципальных ценных бумаг в субъекте Федерации.

Предмет исследования — экономические отношения, отражающие функциональные и организационные особенности, складывающиеся между профессиональными участниками в процессе организации рынка региональных и муниципальных ценных бумаг на материалах Карачаево-Черкесской Республики.

Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные научные труды, теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых экономистов, занимающихся вопросами развития региональных экономик и рынка субфедеральных ценных бумаг. В работе использованы законодательные акты, другие нормативные документы органов государственной власти применительно к рассматриваемым проблемам, материалы и выводы российских и зарубежных ученых, периодической печати, данные статистики, а также другой практический материал, собранный и обработанный автором в период подготовки работы.

В ходе исследования анализировалась финансовая отчетность реальных предприятий, действующих на рынке ценных бумаг.

Для решения поставленных задач применены различные экономико-статистические методы. Основные выводы и предложения являются результатом исследовательской работы автора в органах управления КЧР. Результаты исследований представлены в динамическом и статистическом виде.

Научная новизна диссертационного исследования, раскрывающая достижение поставленных целей состоит в следующем:

— обоснована эффективность организации рынка субфедеральных ценных бумаг в КЧР на основе комплексного анализа качественных и количественных показателей развития рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, основных условий и факторов социально-экономической устойчивости региона, инвестиционного потенциала, специализации и структуры производства;

— определен на основе системного анализа федеральной и местной нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансовых обязательств эмитента — администрации КЧР, наиболее оптимальный для КЧР смешанный вид гарантийного обеспечения региональных ценных бумаг;

— предложена разработанная автором технология организации и проведения маркетинга субфедеральных ценных бумаг предполагающая формирование и внедрение механизмов устойчивых мотиваций для внутренних потенциальных инвесторов к долгосрочному вложению финансовых ресурсов;

— конкретизированы направления совершенствования организационно-правовой базы регионального займа на уровне законодательных и исполнительных органов власти КЧР с целью формирования благоприятного инвестиционного климата;

— проведен сравнительный анализ функционирования фондовой инфраструктуры регионов Северного Кавказа и КЧР, с помощью которого определены: а) перспективы обращения эмитированных в КЧР субфедеральных ценных бумаг на крупнейших региональных РЦБб) эффективность организации субфедерального облигационного займа в КЧР для развития регионального фондового рынка;

— обоснована с правовой и экономической точки зрения необходимость создания в КЧР нового механизма управления, контроля и регулирования региональным РЦБ — организационной структуры Представительства Ростовского Регионального отделения ФКЦБ России по КЧР- -разработаны на основе действующего законодательства Положение о Представительстве Ростовского Регионального Отделения ФКЦБ России, внутренняя организационная структура, функции и задачи специалистов- -при сотрудничестве с Правительством КЧР разработана наиболее оптимальная модель региональных заимствованийпроект эмиссии жилищных сертификатов.

— доказана эффективность применения при эмиссии субфедеральных ценных бумаг депозитарной формы учета, технически идентичной институту безналичного банковского обращения.

Практическая значимость. Проведенное в диссертационной работе исследование может служить теоретико-практической основой для решения проблем бюджетного и инвестиционного характера в КЧР и других регионах посредством эмиссии региональных и муниципальных ценных бумаг, обеспеченных имущественными правами. Предложения и практические рекомендации организационно-управленческого плана могут быть использованы как на федеральном так и на региональном уровне в целях усовершенствования функционирования региональных фондовых рынков.

Апробация работы: материалы диссертации докладывались на: ^ Межвузовской научно — технической конференции в Российском заочном институте текстильной и легкой промышленности, Московской научнопрактической конференции при Московском институте коммунального хозяйства и строительства в 1999 году, Научной конференции в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Разработки и предложения, выполненные в работе, представлены в Правительство Карачаево-Черкесской Республики. Их целесообразность и практическая значимость подтверждены соответствующими документами о внедрении.

Обосновывая привлекательность субфедеральных ценных бумаг для эмитента — как объекта аккумуляции финансовых ресурсов и для инвестора — в качестве объекта капиталовложений, необходимо сделать вывод, что интерес эмитента заложен непосредственно в самом займе, тогда как v потенциального инвестора интерес необходимо выявить и в дальнейшем стимулировать. В связи с этим, внедрение института государственньгх куб. м.куб. м.тыс. руб.тыс. руб.тыс. м. куб тыс. м. куб тыс. м. куб куб. м.кВт. час. месяц ценных бумаг субъектов РФ в экономическое пространство Карачаево Черкесской Республики невозможно без предварительных маркетинговых исследований. Стратегической целью первоначального этапа исследований будет является определение принципиальной возможности размещения выпущенных ценных бумаг. Для решения данной задачи немаловажное значение имеет прогнозирование и классификация сопутствующих рисков для дальнейшего определения Успешное проведение облигационного займа и реализация региональных социально-экономических проектов за счет инвестирования привлеченных по займу средств повысит авторитет администрации У населения республики, региональных инвесторов и федеральных органов власти, что немаловажно для социальной стабильности и организации возможных преференций со стороны федеральных властей.

Заключение

1 Стабилизация экономики невозможна без укрепления экономических и финансовых позиций субъектов РФ и органов местного самоуправления, достижения подлинного бюджетного федерализма.2.В настоящее время исследуемый субъект РФ — КЧР получила наибольшую свободу экономических маневров, обусловленную с одной стороны благоприятной существтощей федеральной нормативно-правовой базой и возможностями в проявлении собственных законодательных инициатив, с другой стороны трудностями исполнения федерального бюджета — как следствие, регионального.3. Анализ выпуска российских субфедеральных займов с целью их использования для пополнения местного бюджета позволяет сделать вывод, что основными причинами, препятствующими притоку инвестиций в регионы являются: отсутствие устойчивой правовой стабтыюсти при размеисепии долгосрочных инвестгтиониых проектов: отсутствие информативной прозрачности, при которой потенциальный инвестор не молсет получить полные и достоверные данные о финансовом полооюении заемщика, о его критериальных для инвестирования показателях, принятых в практике развитых стран: • начичие высокого степени политических и экономических рисков.

4. Организация и развитие процесса региональных и муниципапьных заимствований должно быть взаимосвязано с улучшением инвестиционного климата региона для внутренних и иностранных инвесторов. Достижение данной цели возможно прежде всего при устранении соответствующих пробелов в субфедеральной законодательной базе, регулирующей экономические и правовые отношения субъектов рынка инвестиций. В связи с этим, в КЧР целесообразна организация эффективных инститтов фондового рынка, деятельность которых распространялась в следующих направлениях: •обеспечении правовых условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, •разработке системы стандартов и правил, дополняющих существующие законодательные нормы в области рынка субфедералъных ценных бумаг. •обеспечении сотрудничества и координации деятельности 'частников фондового рынка Юга России. Организация рынка субфедеральных ценных бумаг в КЧР является для фондового рынка региона нововведением, в связи с чем неизбежно появления экономических рисков — отсутствия профессионального опыта его участников и т. д. В связи с чем необходима: •организация системы повышения квалификации в т. ч. посредством обмена опытом с другими регионами, организации стажировок и семинаров в российских и зарубежных специализированных экономических институтах, •обеспечение внедрения новых информационных технологий на региональном уровне, развитие телекоммуникационной системы. Выполнение вышеперечисленных задач находится в компетенции структурного подразделенияПредставительства РРО ФКЦБ России по КЧР, проект учреждения которого, внутренняя организационная стрз^ктура представлены в диссертационном исследовании.5 .В первом квартале 1999 года на рынке ценных бумаг Северо Кавказского региона, по сравнению с предыдущим периодом наметились некоторые предпосылки для оживления и подъема. Причиной послужило пополнение нормативно-правовой базы регулирования рынка ценных бумаг РФ Федеральным Законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Данное явление открывает новые перспективы для развития рынка субфедеральных ценных бумаг в регионах.6. Развитие институтов и инфраструктуры рынка муниципальных цекны. х бумаг в регионе должно обеспечивать ускоренное развитие и рынка корпоративных ценных бумаг. Тем более по данным на 1999 год, КЧР по уровню развития рынка корпоративных ценных бумаг занимает в регионе одно из ведущих мест.7. Государственная политика по отношению к инициатива. м администраций регионов по организации рынков региональных и муниципальных заимствований должна быть направлена на недопущение искусственного усиления процесса дифференциации регионов.8 На сегодняшний день возможность привлечения инвестиций путем выпуска в обращение субфедеральных ценных бумаг, обеспеченных имущественными правами, является для представленного региона — КЧР наиболее оптимальным путем оживления экономики и борьбы с денежным дефицитом. Использование местными региональными органами средств на цели инвестирования должно быть максимально эффективным. Привлеченные финансовые ресзфСы, учитывая их ограниченность, в первую очередь должны направляться на высокоэффективные инновационные проекты, позволяющие сделать технологический прорыв, на создание продукции, способной выйти на внешний рынок, на поддержку быстро окупаемых, надежных и эффективных проектов, стимулирующих развитие производства.9. Интересы хозяйствующих субъектов должны быть подкреплены и защищены разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. У.И. Организация маркетинговых исследований при проведении субфедерального займа. М. МИКХиС. 1999.
  2. У.И., Алиев О. И. Субфедеральные ценные бумаги и система их гарантий. Тезисы докладов Международной научной конференции «Ломоносов-98″. М.: МГУ.1998.
  3. У.И., Алиев О. И. О возможности создания рынка региональных ценных бумаг в экономике КЧР. Материалы научной конференции студентов и аспирантов „Ломоносов-98″ /Под ред. К. А. Хубиева и др. М. ТЕИС, 1998.
  4. У.И., Алиев О. И. Привлечение долгосрочных инвестиций- наиболее перспективный путь развития экономики регионов. Тезисы докладов Московской научно-практической конференции. М.МНКХиС.1999.
  5. В.Т. Муниципальные облигации, выпуск и размещение. М. 1997.
  6. A.B. Стратегия устойчивого развития экономики и ее социальной направленности . М. 1999. ОАО „Экономика“ С. 26.
  7. Биржевая деятельность. Под ред. Грязновой А. Г. М. 1995.
  8. А.Я. Финансовое обеспечение инвестиционных ресурсов. Кустанай. 1997. С. 22.
  9. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М., 1997.
  10. А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов М. 1998. С 79, 80,89,90.
  11. Бюллетень „Развитие инвестиционной ситуации в регионах России“. ММВБ. 1998.
  12. Бюллетень „Финансы и фондовый рынок“ издательство ОАО Московский инвестиционно-фондовый центр №№ 1−7, 1997.
  13. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М., 1997.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. 1996.
  15. Государственные и муниципальные краткосрочные облигации (ГКО, МКО): бухгалтерский учет, налогообложение, нормативные акты-СПб, 1996.С.175.
  16. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования, — М., 1997.
  17. Гришаев С. П. Что нужно знать о ценных бумагах. М. Юристъ.1997.С.280.
  18. И. М. „Методологическая концепция учета и анализа операций на рынке ценных бумаг“ МГУК. М. 199 719. Деньги. 1997. № 44. С. 54.
  19. Т. В."Рынок ценных бумаг в США“. Ростов нД. СКАГС. 1997.
  20. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно- практическое пособие. / Отв. ред. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. М. 1996. С. 256.
  21. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  22. А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. М.1998
  23. М.В. Технический анализ рынка ценных бумаг. М. 1996.
  24. Capeci J. Local fiscal policies, default risk, and municipal borrowing costs \ Journal of Public Economies. 1994/ - Vol. 53.
  25. Ф. Основы маркетинга. M. 1995. № 1. С. 85.
  26. Г. Дуглас „Анализ рисков операций с облигациями на рынке ценных бумаг“. М.1998.
  27. .Г. Экспертные оценки и принятие решений- М. Патент. 1997.
  28. Макконел Кемпбелл Р. Брю Стенли Л. Экономика: Принципы, проблемы, политика в 2 т.: Перевод с английского 11-ое издание-М. Республика, 1995.
  29. Я. Ценные бумаги и фондовый рынок. Перспектива.М.1992.
  30. Муниципальный мир. 1998. № 1. С. 63.
  31. Муниципальные облигации как объект заимствования \ www.fis.nsk.suA review onyx pub опух 8. doc.
  32. Муниципальные займы. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы,№ 17 (55).1997г.- с 115−117.
  33. Научное исследование к практической разработке проекта системного решения финансово-экономических проблем субъектов Федерации. М. Экспертно-аналитический консалтинговый центр. 1997.С. 85.
  34. Отчет Карачаево-Черкесской региональной комиссии по рынку ценных бумаг за 3 квартал 1998 года. Черкесск. 1998.
  35. Облигации субъектов Федерации и региональный peShrHHrWwvAv.icfi.ni.
  36. Л.Н. Операции с корпоративными ценными бумагами. М., 1997.
  37. Постановление Правительства РФ № 336 „О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации“ от 15.04.95.
  38. Приказ Росстрахнадзора № 02−02/08 от 19.05.94.
  39. Региональные стратегии и технологии экономического развития. Под редакцией Т. В. Игнатовой. Ростов нД. СКАГС. 1999.
  40. Региональная экономика. -М. „Банки и биржи“. 1995.
  41. Регионы России: финансовые аспекты развития. М. 1997.
  42. Российская экономика: тенденции и перспективы. 1998. №№ 2,4.
  43. Российский экономический журнал. 1998. №№ 11,12.
  44. Российский экономический журнал. М.1995,-№ 8.с.24.
  45. Российская Федерация. 1997. № 1.
  46. Россия в цифрах. Краткий стат. сборник (Госкомстат России).М. Финансы и статистика, 1996. С. 400.
  47. Рынок ценных бумаг. 1997. № 12. С4.
  48. Рынок ценных бумаг. 1997. № 13. С. 75.
  49. Рынок ценных бумаг. 1998. № 4. С. 31.
  50. Рынок ценных бумаг / Под ред. Галанова В. А. и др.- М., 1998.
  51. Сводный рейтинговый коэффициент субъектов РФ. www. flirbin.zips.rasschet. zip.
  52. Е.В. Операции с ценными бумагами.-М.Д997.
  53. Трудовые ресурсы Карачаево- Черкесской Республики. Черкесск-1997.
  54. Указ Президента РФ № 2203 „О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг“ от 20.12.94.
  55. Указ Президента РФ № 803 „Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации“ от 03.06.96.
  56. Указ Президента РФ № 1008 „Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации“ от 01.07.96.
  57. Указ Президента РФ № 292 „О передаче субъектам РФ пакетов ценных бумаг, находящихся в федеральной собственности акционерных обществ, образованных в процессе приватизации“ от 27.02.96.
  58. Указ Президента РФ № 202 „О статусе Федеральной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ“ от 27.02.95.
  59. Управление инвестициями. Под ред. В. В. Шеремета. М. 1998 г.
  60. Федеральный Закон „О внесении изменений в Закон РСФСР „О налоге на операции с ценными бумагами““ от 18.10.95.
  61. Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ от 20.03.96.
  62. Федеральный Закон „Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг“ от 29.07.98.64. Федерализм. 1998.№ 2. С. 2.
  63. А. Государственные ценные бумаги.М."Инфра-М». 1995.С.42.
  64. С. И. " Муниципальные займы в системе государственного кредита" М. РАГС. 1997.
  65. Финансовый бюллетень Информационно- аналитической службы ММВБ за 4-ый квартал 1998 г.68. Финансы. 1998. № 6. С. 26.
  66. У., Александр Г., Бейли Дж. Инвестиции.- М., 1997.
  67. В.Д. и др. Управление проектами-. СПБ «Два Три», 1996.
  68. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М., 72. Экономист. 1997. № 2.73. Экономист. 1998. № 3.
  69. Экономика и жизнь. 1998. № 35.С. 5.
  70. Экономика и жизнь. 1998. № 49 С. 28−29.
  71. Экономика и жизнь .1996- № 13 С.5−6.
Заполнить форму текущей работой