Логистические и трансакционные издержки в системе товародвижения
Особое место в логистических издержках занимают так называемые трансакционные издержки. В настоящей работе трансакционные издержки трактуются как издержки, порождаемые действиями, направленными на установление и поддержание хозяйственных связей между субъектами интегрированного рынка, включая и связи с органами институциальной инфраструктуры. Трансакционные издержки обладают высокой полезностью… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-логистические основы процесса товародвижения
- 1. 1. Материальные потоки в производственно-коммерческой деятельности
- 1. 2. Логистические характеристики и параметры процесса товародвижения
- 1. 3. Организационно-экономические основания логистических издержек
- Глава 2. Исследование функционирования системы товародвижения в производственно-коммерческой деятельности
- 2. 1. Основные положения анализа логистических систем и процессов
- 2. 2. Логистический анализ оптово-торгового предприятия
- Глава 3. Формирование системы управления логистическими издержками
- 3. 1. Логистические издержки как объект управления
- 3. 2. Трансакции и трансакционные издержки
- 3. 3. Основные направления снижения транспортных расходов в системе логистических издержек
Логистические и трансакционные издержки в системе товародвижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная экономика представляет собой сложный хозяйственный механизм, состоящий из множества разнообразных производственных, торговых, финансовых и информационных систем, взаимодействие которых направлено на удовлетворение потребителей в товарах и услугах. Для управления столь сложным механизмом, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне необходимы новые научные концепции, среди которых важное место занимает логистическая концепция.
Логистика — новая научная дисциплина, изучающая проблемы управления материальными потоками в их экономическом, организационном, финансовом, информационном и техническом аспектах. Объектом изучения и управления в логистике являются процессы товародвижения: закупки материальных ресурсов и товаров, реализация готовой продукции, транспортировка, регулирование материальных запасов, что в совокупности образует логистические системы.
Функционирование логистических систем требует немалых затрат ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, информационных. В связи с этим в общих издержках производства и обращения значительную долю составляют логистические издержки.
К настоящему времени логистика охватывает широкий круг проблем. Значительный вклад в развитие теории и практики логистики, кроме зарубежных ученых, внесли отечественные ученые: Н. В. Афанасьева, Б. А. Аникин, A.M.Гаджинский, Е. А. Голиков, М. П. Гордон, М. Е. Залманова, К. В. Инютина, Л. Б. Миротин, Л. А. Мясникова, Ю. М. Неруш, О. А. Новиков, Д. Т. Новиков, О. Д. Проценко, Б. К. Плоткин, В. М. Пурлик, А. Н. Родников,.
A.И.Семененко, В. И. Сергеев, А. А. Смехов, В. Н. Стаханов, С. А. Уваров,.
B.В.Щербаков и другие. В их трудах развиваются теоретические положения и совершенствуется инструментарий логистики, убедительно показывается, что внедрение логистических принципов и методов в управлении материальными ресурсами позволит повысить эффективность производства, снабжения и сбыта, улучшить обслуживание предприятий-потребителей и населения. В какой-то мере в работах перечисленных ученых затрагивались и аспекты логистических издержек, однако, проблема идентификации и управления логистическими издержками специально не рассматривалась, а поэтому в настоящий момент остается малоизученной. Недостаточное внимание к проблеме логистических издержек приводит к излишним затратам, между тем, целенаправленное воздействие на факторы, влияющие на их уровень, позволит сократить общие издержки производственно-коммерческой деятельности. Также вне поля специального исследования оказалась такая важная составляющая логистической деятельности, как трансакции и связанные с ними трансакционные издержки.
Изложенное подтверждает актуальность проблемы логистических и трансакционных издержек в системе товародвижения, что и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Целью диссертации является разработка научно-практических положений и рекомендаций по идентификации и управлению логистическими и трансакционными издержками в производственно-коммерческой деятельности. Предметом настоящего диссертационного исследования являются процессы товародвижения и порождаемые ими логистические и трансакционные издержки. Объектом исследования являются субъекты оптового рынка — производственные и оптово-торговые предприятия, а также фирмы и организации инфраструктуры, обслуживающей процесс товародвижения и влияющей на уровень логистических издержек.
Для достижения поставленной цели в соответствие с предметом и объектом исследования в диссертационной работе сформулированы следующие задачи:
• установить место и границы материальных потоков в производственно-коммерческой деятельности;
• выявить характеристики и исследовать параметры процесса товародвижения;
• обосновать организационные и экономические условия образования и изменения логистических издержек в составе общих издержек производственно-коммерческой деятельности;
• выполнить анализ современного экономического состояния реальных логистических систем — субъектов оптового рынка;
• установить структуру и содержание логистических издержек как объекта управления;
• разработать номенклатуру трансакционных работ и установить свойства трансакционных издержек;
• определить пути снижения транспортных расходов как основной составляющей логистических издержек.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области логистики и коммерции, менеджмента, фундаментальные исследования по экономической теории, в том числе по проблемам издержек и их учета (К.Друри, Р. Коуз, М. Портер, Л. Харри). В настоящем исследовании использовались методы системного анализа, экономико-математическое и логистическое моделирование, методы экономического анализа и статистики. Работа выполнена в рамках нормативно-правовых условий согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в диссертации разработаны теоретические основы идентификации и управления логистическими издержками в производственно-коммерческой деятельности. К научным результатам, обладающим определенной новизной, можно отнести следующие результаты:
• обоснованы структура и границы материальных потоков в зависимости от начального и конечного пунктов траектории их движения;
• показана связь логистических издержек с системой логистических активностей;
• предложена классификация материальных потоков по логистическим признакам;
• разработаны теоретические и методологические положения управления логистическими издержками на основе системы «Standart Costs», выполняющего роль бенчмаркинга;
• установлена сущность трансакций и предложена номенклатура трансак-ционных работ;
• разработаны теоретические и методологические положения управления трансакционными издержками.
Практическая значимость вытекает из целевой установки исследования и состоит в том, что реализация основных положений диссертации способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности за счет оптимизации уровня логистических и трансакционных издержек, что приводит к сокращению общих издержек и повышению конкурентоспособности производства продукции и услуг. На основании проведенных исследований в работе сформулированы основные принципы управления логистическими и трансакционными издержками, при этом рекомендуется полно. Всесторонне и тщательно выполнять трансакционные работы как необходимое условие сокращения общих издержек.
Разработанные практические рекомендации получили применение в производственно-коммерческой деятельности ряда предприятий и доказали свою эффективность.
Цель и сформулированные задачи исследования определили структуру работы.
В главе 1 — «Теоретико-логистические основы процесса товародвижения» — рассматриваются материальные потоки в производственно-коммерческой деятельности, показана их трансформация в товарные потоки, приводятся математические модели потоков, исследуются условия образования логистических и трансакционных издержек.
В главе 2 — «Исследование функционирования системы товародвижения в производственно-коммерческой деятельности» — излагаются методологические положения исследования логистических систем и процессов, приводится комплексный анализ деятельности одного из крупнейших опто-во-торговых предприятий Северо-Западного региона.
В главе 3 — «Формирование системы управления логистическими издержками» — обосновываются основные положения системы управления логистическими и трансакционными издержками, показана роль трансакций и трансакционных работ в производственно-коммерческой деятельности, их влияние на общие издержки, рассмотрены пути снижения транспортных расходов как основной составляющей логистических издержек.
Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования систематически докладывались на научно-практических конференциях и семинарах. Отдельные положения диссертации используются в учебных дисциплинах при подготовке экономистов в области коммерции.
Заключение
.
Логистическая концепция экономики или логистический подход означает, что процессы и явления, происходящие в сфере производства и сфере обращения, рассматриваются как движение экономических потоков — трудовых, материальных, энергетических, финансовых, информационных. Потоковая интерпретация производственно-коммерческой деятельности, различные виды товарных потоков предопределяют организационно-экономические условия возникновения, учета и калькуляции логистических издержек.
Логистические издержки обладают двойственной природой: с одной стороны, эти издержки порождаются процессом товародвижения, с другой стороны, эти издержки — есть причина товародвижения, поскольку для осуществления движения необходимы затраты ресурсов. Поэтому логистическими издержками являются все затраты, связанные с полным оборотом материальных ресурсов. В связи с этим — в зависимости от устанавливаемых субъектом оптового рынка границ — возможны широкое и узкое толкование логистических издержек. Широкое толкование указанных издержек предусматривает их отслеживание по всей логистической цепи — от «входа» до «выхода», то есть от исходных материальных ресурсов на «входе» данного производственного предприятия и до «входа» произведенной продукции для производственного или конечного потребления. Узкое толкование обусловлено выделяемыми звеньями из общей логистической цепи. Такая интерпретация логистических издержек служит основанием для управления ими и их оптимизации.
В результате проведенного исследования установлены причинно-следственные связи между уровнем логистических издержек и характером потока. Отсюда следует вывод о том, что управление логистическими издержками должно осуществляться через регулирование экономических потоков, проходящих через данное предприятие (фирму) как субъекта коммерческой деятельности. В целом логистические издержки обусловлены операциями, связанными с закупками и продажами товаров, их транспортировкой, управлением материальными запасами. Существенное влияние на уровень логистических издержек оказывают внутрифирменные потоки: параметры продвижения исходных материальных ресурсов до готовой продукции, включая запасы в незавершенном производстве, а также операции внутри-складской переработки грузов и товаров. Из этого следует, чтоосновная часть логистических издержек находится в компетенции самого предприятия (фирмы), а поэтому являются в полной мере управляемыми. В связи с этим в работе особо отмечается, что умение оперировать с потоками является необходимым качеством профессионализма предпринимателей, руководителя и менеджеров. С этой целью разработана специально ориентированная классификация потоков по логистическим признакам.
Выполненное исследование показало, что значительная часть логистических издержек относится к группе неявных или имплицитных издержек — это издержки иммобилизации и издержки дефицита материальных ресурсов. Издержки иммобилизации обусловлены омертвлением финансовых средств в материальные запасы или замедлением оборачиваемости оборотных средств. Такие издержки весьма опасны: будучи неявными, а поэтому обычно неучитываемыми, они весьма значительны по величине, отвлекают немалые финансовые средства от оперативно-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы), зачастую становясь причиной его кризисного состояния. Управление указанными издержками должно осуществляться с помощью средств логистического менеджмента: «точно по потребности», «точно в срок», «высокой технологической готовности» и др.
Как показало проведенное исследование, уровень издержек определяется также совокупностью логистических активностей, которые воплощаются в услуги, оказываемые конечным потребителям или оптовым покупателям при поставках продукции. Управление логистическими издержками ориентировано на достижение взаимной коммерческой выгоды поставщиков и потребителей. Разработанная система управления логистическими издержками стимулирует углубленную работу предприятия с клиентурой путем расширения ассортимента логистических услуг. В этом случае некоторое увеличение издержек перекрывается дополнительно получаемой выручкой.
Особое место в логистических издержках занимают так называемые трансакционные издержки. В настоящей работе трансакционные издержки трактуются как издержки, порождаемые действиями, направленными на установление и поддержание хозяйственных связей между субъектами интегрированного рынка, включая и связи с органами институциальной инфраструктуры. Трансакционные издержки обладают высокой полезностью: чем всесторонне и тщательнее выполняются трансакционные операции, тем эффективнее коммерческая деятельность, — будь то в сфере производства или в сфере обращения. Разработанная логистическая концепция издержек предусматривает, что на предварительной стадии или на стадии планирования с помощью имеющейся информации должны быть просчитаны возможные ситуации, оценены вероятности изменения экономической конъюнктуры и возможные риски и на этой основе определены условия сделки, выявлены реальные потенциальные партнеры. Трансакционные издержки при этом выполняют роль источника финансирования указанных работ. По отношению к трансакционным издержкам не применим критерий их минимизации, равно как и стремление к их сокращению. Наоборот, трансакционные издержки могут быть увеличены. Высокий уровень трансакционных издержек — явление положительное, если они отражают тщательное выполнение всех необходимых трансакционных работ. При выполнении трансакционных операций предметом труда, причем труда высокоинтеллектуального, является информация, поэтому в работе сформулированы основы информационного обеспечения системы управления трансакционными издержками.
Логистические и трансакционные издержки являются объектами управления. Применение принципов и методов логистики обеспечивает рациональное использование ресурсов и тем самым способствует снижению общих издержек, а поэтому затраты на логистический менеджмент являются полезными и их уровень обусловлен конечной целью — достижением конкурентоспособности данного предприятия.
Для стратегического и оперативного управления логистическими издержками рекомендуется система потокового бенчмаркинга — логистических активностей и параметров экономических потоков для данного предприятия. Такому эталону соответствует оптимальный уровень издержек, который становится основой для учета издержек методом «Стандарт-костс».
Стандартный уровень издержек — «Стандарт-костс» — принимается за норму, а в условиях рынка нормой может быть только конкурентоспособный уровень, который в свою очередь является предельно допустимым. Относительно этого уровня отслеживается фактическая величина издержек, а в случае превышения нормы, то есть стандарта, вводятся управляющие воздействия на процессы движения экономических потоков данного предприятия. Анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия следует выполнять с позиций потокового бенчмаркинга и системы «Стандарт-костс». Для такого анализа вполне достаточно информации действующей ситстемы учета и отчетности, включая данные бухгалтерского баланса.
Логистические активности, определяющие уровень логистических издержек, носят инфраструктурный характер. Поэтому на величину указанных издержек существенное влияние оказывает функционирование логистической инфраструктуры, прежде всего, работа транспорта. А поэтому управление логистическими издержками требует отслеживания ситуации и конъюнктуры рынка логистических услуг.
Следует подчеркнуть, что разработанная система управления логистическими издержками не только способствует сокращению общих издержек до конкурентоспособного уровня, но и обеспечивает эффективное функционирование предприятия как хозяйственной системы и отвечает современным требованиям финансового менеджмента.
Таким образом, разработанная концепция логистических и трансакци-онных издержек в процессе товародвижения включает следующие основные положения:
1. Логистические издержки представляют собой затраты ресурсов в денежной форме на осуществление и сопровождение материальных и товарных потоков;
2. Логистические издержки обусловлены оборотом материальных потоков от исходных материальных ресурсов и до готовой продукции как товара, предназначенного для производственного или конечного потребления;
3. Логистические и входящие в их состав трансакционные издержки являются объектом управления, то есть их величина находится под регулирующим воздействием в зависимости от внешних и внутренних факторов деятельности предприятия;
4. Логистические издержки отражают многообразие экономических потоков;
5. Для управления логистическими издержками предусматривается их широкое и узкое толкование в зависимости от устанавливаемых границ материальных и товарных потоков;
6. Управление логистическими издержками осуществляется через управление потоками, то есть с помощью логистических методов организации поставок материальных ресурсов и товаров;
7. Многообразие материальных и товарных потоков должно быть упорядочено с помощью классификации, разработанной по логистическим признакам;
8. Величина логистических издержек определяется траекторией и параметрами экономических потоков и логистическими активностями;
9. Инструментом управления логистическими издержками является по4 токовый бенчмаркинг;
10. Калькуляция, учет и управление логистическими и трансакционны-ми издержками должны осуществляться методом «Стандарт-костс»;
11. В соответствии с потоковым бенчмаркингом и системой «Стандарт-костс» стандартный, то есть эталонный уровень издержек устанавливается на конкурентоспособном уровне, относительно которого осуществляется управление;
12. Система управления логистическими издержками предусматривает их возможное увеличение за счет расширения спектра и качества услуг при поставках продукции, которое перекрывается получаемой выручкой, тем самым обеспечивая взаимную коммерческую выгоду поставщиков и оптовых покупателей.
Представленная концепция устанавливает взаимосвязи между логистическим менеджментом и издержками, обусловленными процессами товародвижения, то есть логистические издержки выполняют роль не только индикатора качества производственно-коммерческой деятельности предприятия, но и инструмента достижения устойчивого финансового состояния и конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, разработанная система управления логистическими издержками обеспечивает сокращение общих издержек производства и обращения до общественно необходимого, то есть конкурентоспособного, уровня.
Список литературы
- Альбеков А.У. Проблемы логистики торговли средствами производства. — Ростов-на Дону: РГЭА, 1998. — 231 с.
- Афанасенко И.Д., Щербаков В. В. Экономика и организация коммерции: становление и развитие в России. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. -151 с.
- Афанасьева Н.В. Логистические системы и Российские реформы. -СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995. 147 с.
- Афанасьев Л.Л., Островский Н. Б., Цукерберг С. М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1984. — 333 с.
- Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. -113 с.
- Ш 6. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.-271 с.
- Гаджинский A.M. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. -226 с.
- Голиков Е.А., Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики. М.: Изд-во РЭА, 1993. — 161 с.
- Гордон М.П. Функции и развитие логистики в сфере товарообращения. // РИСК. 1993, № 1, с. 42−47.
- Гордон М.П., Тишкин Е. М., Усков Н. С. Как осуществить экономическую доставку товара отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. М.: Транспорт, 1993. — 64 с.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: 1995. Часть 1. -141 е., 1. Часть 2. 336 с.
- Друри К. введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. М.: Аудит-ЮНИТИ, 1998. — 783 с.
- Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс: Пер. с англ.- М.: Аудит-ЮНИТИ, 1998.-224 с.
- Залманова М.Е. Логистика. Саратов: СГТУ, 1995. — 166 с.
- Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика. Саратов: СПИ, 1992.-83 с.
- Залманова М.Е. Сбытовая логистика. Саратов: СГТУ, 1993. — 64 с.
- Инютина К.В. Повышение надежности и качества снабжения,-Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-240 с.
- Инютина К.В. Совершенствование планирования и организации материально-технического обеспечения производственных объединений. Л.: Машиностроение, 1986. — 152 с.
- Козлов В.К., Старкова С. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. — 152 с.
- Козлов В.К. Логистика. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. — 264 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. -192 с.
- Лаврова О.В. Материальные потоки в логистике. Саратов: СГТУ, 1994. -36 с.
- Логистика / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА, 1997. — 326 с.
- Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия: Пер. с фр. М.: АО «Прогресс», 1993. — 160 с.
- Миротин Л.Б., Николин В. И., Ташбаев Ы. Э. Транспортная логистика. -Омск: 1994.-236 с.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Интермодальные и мультимодальные системы //Транспорт. № 1, 1992. С.3−9.
- Мясникова Л.А. Логистика экономики среднего звена. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1997.-72 с.
- Натовский С.Н. Надежность и экономика логических контейнерных систем. Ростов на Дону: РГЭА, 1996. — 139 с.
- Неруш Ю.М. Снабжение и транспорт: эффективное взаимодействие. -М.: Экономика, 1990. -75 с.
- Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: ЮНИТИ, 1997. -271 с.
- Новиков Д.Т. и др. Управление материальными ресурсами. М.: Знание, 1990.-64 с.
- Новиков O.A., Нос В.А., Рейфе М. Е., Уваров С. А. Логистика. СПб.: СЗПИ, 1996.-112 с.
- Новиков O.A., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. -СПб.: изд-во СПбУЭФ, 1993.-208 с.
- Новиков O.A., Уваров С. А. Коммерческая логистика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.-110 с.
- Новиков O.A., Щербаков В. В. Оптовая торговля средствами производства. -Л.: ЛФЭИ, 1990.-90 с.
- Парамонов М.Ю. Логистика биржевых потоков. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-166 С.
- Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 171 с.
- Плоткин Б.К. Информационное обслуживание коммерческой деятельности. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. — 132 с.
- Плужников К.И. Транспортно-экспедиционное обслуживание. М.: АС-МАП, 1996.-350 с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. Международные отношения, 1993. — 896 с.
- Пурлик В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности. М.: Высшая школа, 1995. -202 с.
- Рабинович И.А. Эффективность общественных затрат в материально-техническом снабжении. М.: Экономика, 1997. 233 с.
- Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.-252 с.
- Русаков А.Г. Себестоимость продукции и методы ее исчисления. Петрозаводск: ПГУ, 1981. — 52 с.
- Рынок и логистика / Под ред. Н. П. Гордона. М.: Экономика, 1993. -144 с.
- Русалева А.Ю. Основы логистики. Новосибирск, НГАЭУ, 1996. — 70 с.
- Рыжиков Ю.И. Управление запасами. М.: наука, 1969. — 344 с.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ, 1994.-299 с.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997. -322 с.
- Сергеев В.И. Логистика. -СПб.: СПбГИЭА, 1995. 131 с.
- Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: «Филинъ», 1997. -172 с.
- Сергеев В.И., Эльяшевич П. А. Формирование макрологистических систем. СПб.: «Знание», 1997. 166 с.
- Смехов A.A. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993 .-112 с.
- Смехов A.A. Логистика. -М.: Знание, 1990. 64 с.
- Смехов A.A. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 1995. -197 с.
- Стаханов В.Н., Платонов B.C. Рыночная инфраструктура. Ростов-н/Д: РИНХ, 1993.-138 с.
- Таможенный справочник России. СПб.: ГТК, 1995. — 416 с.
- Транспортная логистика / Под ред. Л. Б. Миротина. М.:МГАДИ, 1996. -211с.
- Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. СПб: «ИН-ВЕСТ-НП», 1996.-232 с.
- Фасоляк Н.Д. Управление производственными запасами (экономический аспект проблемы). М.: Экономика, 1972. — 340 с.
- Фасоляк Н.Д., Бармина З. И. Материально-техническое снабжение: Словарь-справочник. М.: Экономика, 1985. -224 с.
- Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. Прогресс, 1990. 750 с.
- Хруцкий Е.А., Сакович Е. А., Колосов Ф. П. Оптимизация хозяйственных связей и материальных запасов. -М.: Экономика, 1997. 263 с.
- ХоскингА. Курс предпринимательства: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. 350 с.
- ШандезонЖ., Лансестр А. Методы продажи: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1993. 163с.
- Шевалье Ж., Вань Т. Логистика: новые принципы менеджмента и конкурентоспособности М.: АО «Консалтбанкир», 1997. 112 с.
- Щербаков В.В. Организация оптовой торговли средствами производства за рубежом. Л.: ЛФЭИ, 1991. -99 с.
- Щербаков В. В. Хозяйственные связи в процессе материально-технического обеспечения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991. — 116 с.
- Щербаков В.В., Парфенов А. В., Пасяда Н. И. Эволюция форм и методов торгового посредничества в постреволюционной России. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-189с.
- Щербаков В.В., Шевченко С. Ю. Экономика и организация коммерции: основа научно-технического трансфера. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. -154 с.
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ. М.: экономика, 1990.-350 с.
- Эклуид К. Эффективная экономика: Пер. со швед. М.: Экономика, 1991. — 349 с.
- Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.: МГТУ, 1993. -464 с.
- Экономическая теория / Под ред. А. И. Добронина, Л. С. Тарасевича. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, «Питер Паблишинг», 1997.-480 с.
- Энциклопедия предпринимателя. СПб.: ТОО «ОЛБИС», АО «САТИСЪ», 1994. 592с.
- Ягурова А. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран: Пер. с польск. М.: Финансы и статистика, 1991. — 240 с.
- Dietz W., Sach В. Grunlage der Logistik. Wien, 1971. **
- European Logistics Corporative Costs and Practice. London, ELA, 1992.
- Krampe H., Lucke H. Einfuhrung in der Logistik. Munchen, Hussveriag, 1990.
- Niskanen P. Logiistik. Helsinki, 1996