Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформирование института образования в условиях трансформации таджикского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таджикистан в конце XX в. вступил на путь кардинальных социально-экономических преобразований, рыночных реформ, затронувших все сферы жизни республики, в том числе и систему образования. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что оно способствует совершенствованию социальной структуры общества, его эффективной деятельности и обеспечивает стабильное развитие всего социума… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Эволюция концепции образования в истории таджикско -персидской социально — философской мысли
  • §-1.Учение об образовании и просвещении в истории социальнофилософской мысли таджикского народа
    • 2. Взаимосвязь науки и образования в историческом процессе аксиологические аспекты)
    • 3. Социальные функции образования в жизни общества (ретроспективный анализ)
  • Глава II. Социально-философские основания института образования
    • 1. Образование как объект социально-философского исследования
    • 2. Образование как духовно-нравственная связь времен, как механизм передачи интеллектуального и культурного опыта
    • 3. Институт образования как движущая сила развития общества
  • Глава III. Состояние и перспективы развития института образования в условиях трансформации таджикского социума
    • 1. Интеграция науки и образования в трансформирующемся обществе
    • 2. Теоретические аспекты модернизации института образования в условиях трансформации таджикского общества
    • 3. Оптимальные пути и эффективные методы реализации образовательной политики в современных условиях

Реформирование института образования в условиях трансформации таджикского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой проблемы.

Образование как один из важнейших социальных институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, поскольку с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами в жизни общества в начале XXI века. В современном глобализирующемся мире особое значение приобретает проблема развития, сохранения и реализации интеллектуального и духовного потенциала общества. Современный динамичный мир, который характеризуется нестабильностью, изменчивостью, быстротой смены информации, заставляет по-новому взглянуть на проблему образования как социального института. Сегодня, когда идет стремительное развитие научно-технического прогресса, высокоточных и наукоемких технологий, становится очевидным, что основные богатством человечества являются производство, распределение, внедрение и потребление научных знаний.

Современный этап социального развития характеризуется ситуацией многоступенчатого кризиса. На глобальные масштабы данного кризиса указывают его многочисленные проявления в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также состояние нестабильности и крайней социальной напряженности, наблюдающиеся как в мировом сообществе в целом, так и в пределах таджикского социума.

Выход из сложившейся ситуации многие современные зарубежные и отечественные ученые, общественные деятели видят в обращении к сфере образования. Образование в современном мире многими исследователями видится как ключ к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством. И для такого понимания образования имеются веские основания, так как оно в неразрывном единстве двух своих функцийсохранения и развития — во все времена было основным хранилищем и транслятором культурных ценностей.

В настоящее время образование, как и всё общество в целом, находится в состоянии глубокого кризиса. Требуется незамедлительная выработка новой образовательной парадигмы, адекватной современным условиям общественного развития.

Таджикистан в конце XX в. вступил на путь кардинальных социально-экономических преобразований, рыночных реформ, затронувших все сферы жизни республики, в том числе и систему образования. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что оно способствует совершенствованию социальной структуры общества, его эффективной деятельности и обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время характер системы образования определяется соответствующим типом культуры, меняясь вместе с ним. Поэтому гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей. Крайне важно содержательно раскрыть и детализировать, ценностные приоритеты образования для государства, доказать эти приоритеты, убедить руководителей государства в жизненной важности образовательной сферы для прогрессивного развития страны, общества и его граждан.

В современную эпоху, в период формирования информационной технологии проблемы образования, его настоящее и будущее становятся весьма актуальными, поскольку нынешняя система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века. Здесь образование выступает как стратегически важная сфера социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальный потенциал нации, закладывает основы ее самостоятельности и способности к выживанию в условиях международной конкуренции. В конце XX века была сформулирована мысль, согласно которой образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах государств, поскольку способствует развитию всех видов социально-значимой деятельности. Осознавая всю тяжесть обрушившегося на цивилизованный мир современного социально-экономического кризиса, исследователи философских проблем образования все более убеждаются в существенной, если не решающей, негативной роли образования в возникновении и развитии указанных кризисных проявлений. При этом нельзя забывать, что и образование также испытывает не менее тяжелый период упадка. Вместе с тем, без сомнения, образование в состоянии и обязано взять на себя ведущую роль в обеспечении своими специфическими средствами условий для выхода мирового социума из системного кризиса, в котором он оказался.

Изменившиеся условия развития современного мира заставляют смотреть на образование как на нечто, способное помочь в решении глобальных мировых проблем. Отсюда тема образования актуальна и для Таджикистана (и для всех постсоветских республик), сделавшего за последнее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшего систему обязательного обучения, но в настоящее время столкнувшегося с кризисными явлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан. Проявляются явные признаки невостребованности образования, профессиональных способностей и научного потенциала личности, что приводит к девальвации образованности в сознании людей.

Проблема анализа, описания и объяснения современного состояния образования относится к одной из наиболее актуальных и трудно решаемых из всего массива исследовательских проблем гуманитарных наук. Ее решение требует самостоятельных исследований и, прежде всего потому, что само образование, являясь феноменом сверхсистемы «культура», пользуется при этом собственным, самостоятельным социальным статусом и обладает, следовательно, своей собственной внутренней самоорганизацией. В XXI в. мир вступил в эпоху интеллектуальной экономики, что резко повышает роль образования в жизнеспособности социумов. «Вопрос о национальных кадрах — это и вопрос о национальной безопасности. Суверенная, экономически развитая страна — это страна самодостаточная в своем кадровом потенциале"[186, с.28], заявил В. А. Садовничий, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова.

По мнению Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона «наука и образование являются для любого государства и нации важнейшим фактором развития и прогресса. Ибо прогресс общества, устойчивое экономическое развитие, обеспечение безопасности нации и государства, достижение мирового уровня в экономике, технике, технологиях, науке и культуре зависят, прежде всего, от развития образования и организации целенаправленного и качественного процесса обучения и воспитания нового поколения"[215]. Несомненно, осознание наступающего предела, потолка дальнейшего развития наций, мирового социума за счет исключительно экономического роста и приумножения технического могущества приводит сегодня к повсеместному стойкому убеждению, что будущее любой страны, культуры и цивилизации в целом будет в значительной степени определяться' уровнем образованности людей. Только в условиях придания образованию приоритетной общественной ценности' мы сможем получить модернизацию не насильственную, сопровождаемую социальными взрывами и коллизиями, а органичную, с гармоничным сочетанием экономического развития с развитием духовных сторон жизни общества. В связи с этим исследование реформирования института образования в условиях трансформации общества приобретает особую актуальность.

Состояние исследования проблемы.

Выше обозначенная актуальность определила и направленность интересов автора к ознакомлению с исследованиями в этой области. Теоретический анализ специфики образования как феномена общественной жизни и его роли в общественном развитии всегда находился в центре внимания философов, социологов и представителей других областей наук.

Развитие философской мысли непосредственно и органически связано с общим историческим процессом развития общества, то есть с развитием производительных сил и производственных отношений, науки и духовной жизни народов в целом. Поэтому, её необходимо изучать в историческом аспекте, исходя из того, что в каждый отдельный исторический период философская мысль была тесно связана с общеисторическим процессом.

Проблема образования занимает особое место в учениях великих древнегреческих философов Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Они сформулировали идею о непрерывном гармоничном образовании личности. По их мнению образованный человек должен быть не только здоров телом, но и прекрасен душой. В эпоху средневековья к проблеме образования стали подходить с другой точки зрения. В это время началось построение новой системы образования, а ценность знания стала определяться тем, насколько она ведет к вере (А.Блаженный, Ф. Аквинский). Тем не менее именно в этот период в Европе появляются первые университеты как свободные корпорации преподавателей и учащихся, имевшие преимущественно богословский схоластический характер. Это были зачатки будущей специализации системы образования, получившей наибольшее распространение в Новое время.

Педагогическая мысль таджикского народа была составной частью философских, религиозных, этических и иных учений о человеке и не существовала как самостоятельная отрасль знаний. Таджикские мыслители и просветители, развивая великие педагогические идеалы своих предшественников, как Фирдоуси, Абуали ибн Сино, Носир Хусрав, Саади, Джами, Ахмади Дониш и др., внесли большой вклад в просвещение умов подрастающего поколения. Они рассматривали образование как средство всесторонней реорганизации социальной, экономической и духовной жизни.

Идеи образования в истории социально-философской мысли таджикского народа отражены в трудах ведущих педагогов, востоковедов, историков, этнографов, философов, как И. С. Брагинский, Е. Э. Бертельс, В. В. Бартольд, Б. Г. Гафуров, А. М. Богоутдинов, А. И. Пискунова, Б. А. Литвинский, Н. Н. Негматов, Ю. Якубов и др. Они помогают воссоздать общую картину исторического развития, определить специфические особенности каждого исторического периода, сопоставить общее и особенное, вникнуть в историю культуры и философию народов и использовать данные наук для того, чтобы выявить факторы, влияющие на развитие педагогической мысли таджикского народа в ранние периода его истории.

Особый интерес представляют для нас труды С. Айни, А. Н. Болдырева, М. М. Дьякова, Г. А. Кошеленко, Б. Я. Ставицкого, М. Н. Боголюбова, М. А. Дандамаева, Б. А. Литвинского, М. Е. Массона и др.

В Республике Таджикистан проделана определенная работа по изучению истории педагогической мысли таджикского народа. Имеются отдельные обобщающие работы А. Садыкова «Нравственные воззрения мыслителей Востока» (Душанбе, 1989), У. Султонова «Социально-философские и нравственные воззрения Авиценны» (Душанбе, 1975), Н. Кулматова «Этические взгляды Саади», (Душанбе, 1968), монография Кадырова^ К.Б. «История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама)» (Душанбе, 1998) и др.

Изучением ценностей образования, исходя из специфики своего предмета исследований, занимаются самые разные науки — философия образования, педагогическая антропология, прогностика, социология, возрастная психология, культурология и др. Тем не менее, именно аксиология образования осуществляет синтез знаний о ценностях образования, комплексно анализирует образование с позиций собственно ценностного подхода и изучает аксиологические проблемы педагогики с точки зрения теоретических оснований современной философии ценностей.

Как известно, возникновение и развитие ценностей образования охватывает весьма обширный период, и истоки его скрываются во тьме веков. Принципиальное значение в исследовании аксиологических аспектов, в ретроспективном анализе образования, взаимосвязи науки и образования в историческом процессе имеют труды Т. Воронина, Б. С. Гершунского, Н. С. Розова, Л. В. Хазова, В. В. Давыдова, Л. П. Дедерера,.

Э.Дюркгейма, В. А. Дмитриенко, Е. Н. Ильина, В. Б. Миронова, В. Г. Кинелева, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, И. Н. Иванова, Ш. А. Амонашвили и др.

Для нашего исследования большое теоретическое значение имеют работы тех авторов, которые исследовали многогранные вопросы социальнофилософского основания образования. В ряду этих принципиальных исследований особое значение имеют работы Н. Э. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой, Э.Дж.Паувера, И. П. Савицкого,.

A.И.Субетто, В. С. Библера, Э. А. Орлова, Р. Г. Стронгина, Д. И. Дубровского,.

B.Г.Афанасьева, Л. НСуворова, С. В. Алешня, Б. А. Вульфсона, А. М. Новикова, П. Друкера, Г. Н. Волкова, Ф. У. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля и др.

Важное значение для разработки темы с использованием новейших достижений философской и педагогической мысли имеют работы авторов, исследующих проблемы развития института образования в трансформационном обществе. Философией образования, а также формированием новых образовательных парадигм занимаются такие исследователи, как Стронгин Р. Г., Филиппова JI.B., Лебедев Ю. А., Садовничий B.C., Розов Н. С., Шадриков В. Д., Шоев H.H., Сангинов Н. С., Салимов Н. С., Галаган А. И., Хазова Л. В. и др.

Поскольку образование рассматривается автором не как автономная сфера, а как подсистема социума, постольку встает и сложная проблема определения статуса и функций образования в трансформирующемся обществе. Часто употребляемые термины «образование», «философия образования» нуждаются в понятийном насыщении. Здесь надо опираться на исторический материал. Эта проблема в социально — философском аспекте является достаточно традиционной и широко представлена в учениях Платона, Изократа, Ф. Бэкона, Руссо, Фихте, Гегеля и др. Если первоначально философы решали проблемы образования главным образом в форме утопий, то сегодня они действуют или нормативно («предписательные» цели философии образования), или как «аналитические» и собственно «исследовательские» цели.

Исследование состояния и перспектив развития образования в условиях трансформации таджикского социума требует обратиться к новейшим работам в области образования. Возрастающая роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет во всем развитом мире постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Общепринято понимание, что будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия.

В работах названных авторов анализируются глобальные изменения образования, статус и проблематика философии образования, взаимодействие между множеством философских течений и системой образования, роль института образования в развитии общества, новые идеалы образованного человека, новые представления об образовании, о характере содержания и целей образования, даются прогнозы и констатации социальных последствий. Тем не менее, в общеметодологическом аспекте некоторые выдвинутые положения представляются спорными и неоднозначными, в частности, относительно трактовки предмета философии образования, определения статуса философии образования, целесообразности развития философии образования как самостоятельной области научных знаний, недостаточного осознания подхода к пониманию образования и его роли в обществе.

В Республике Таджикистан проделана определенная работа по изучению проблемы образования и его функционирования в условиях трансформации общества. Однако еще мало публикаций, посвященных социально-философскому анализу реформирования института образования в условиях трансформации таджикского общества. Хочется отметить, что специальных работ монографического характера, посвященных именно реформированию института образования, пока нет.

Объектом исследования является образование как социальный институт. Объектом исследования является тот аспект, ракурс предмета, который избирает субъект познания, ибо объект существует в диалектическом соотношении с субъектом. Предметом исследования является реформирование института образования в условиях трансформации таджикского общества.

Цель и задачи исследования

.

Определение состояния и перспективы развития института образования в условиях трансформации таджикского общества.

В соответствии с данной целью исследования поставлены следующие задачи:

— изучение и анализ классических воззрений об образовании и просвещении в истории социально — философской мысли таджикского народа, показ эволюции смысла и целевых установок образовательных систем;

— раскрытие аксиологических аспектов взаимосвязи науки и образования в историческом процессе;

— ретроспективный анализ социальной функции образования в жизни общества;

— выявление сущности образования как духовно-нравственной связи времен, как механизма передачи интеллектуального и культурного опыта и движущей силы развития общества;

— анализ интеграционных процессов в сфере науки и образования в трансформационном обществе;

— освещение теоретических аспектов модернизации института образования в условиях трансформации таджикского общества;

— характеристика исторического своеобразия сферы образования в Таджикистане, анализ и показ степени кризисного состояния таджикской образовательной системы и определение оптимальных путей и эффективных методов реализации образовательной политики в условиях трансформации таджикского общества.

Теоретические и методологические основания исследования.

Исходной методологической базой диссертационного исследования являются основополагающие принципы социальной философии, а также специфические методы психолого — педагогических отраслей знания, позволяющие получить дополнительные познавательные возможности. В диссертации используются методы историко — культурного анализа в рамках деятельностного подхода к культуреимеет место и системнодиалектический подход к анализу развития противоречий в функционировании системы образования.

Институт образования как особый социальный институт общества предполагает использование данных тех наук, которые ориентированы на изучение социума, его социальных институтов. Важную роль, в содержательном обосновании темы и решении поставленных задач сыграли концептуальные идеи российских обществоведов (философов, социологов, этиков, психологов, педагогов и др.) по проблемам социально — деятельной сущности человека, его потребностей и интересов, сознания, обучения, воспитания, самовоспитания как средства самореализации личности (Н.А.Бердяев, П. А. Сорокин, В. С. Степин, Б. С. Герщунский, В. Д. Шадриков, П. Друкер, Э. Дюркгейм и др.).

Научная новизна исследования.

Впервые на основе анализа исторического и современного материала по проблемам образования выявляется направленность эволюции и специфики феномена образования в истории социально-философской мысли таджикского народа. В рамках социально — философской мысли уточнен понятийный аппарат философского исследования образования, определены содержательно — смысловые соотношения понятий образование", «воспитание» и «обучение». проанализированы содержание и структура научного и образовательного потенциала высшей школы в Таджикистане, выявлено опосредующее влияние общественной практики, потребностей, интересов, целей и задач человека на интегративные и дифферентативные процессы в науке и образовании;

— показано, что социальное управление образованием в идеальной и социально — практической формах выступает как деятельность, направленная на сознательное изменение системы образования, в результате чего реформирование, модернизация и трансформация образования характеризуются системными изменениями, связанными со стратегией возникновения новой системы образования, отвечающей современным образовательным стандартам;

— показано, что высшая школа является главным, доминантным интеллектуальным потенциалом страны по сравнению со всеми другими образовательными институтами и научными учреждениями. Высшая школа любой страны представляет собой, в силу исторически сложившейся традиции, социальный интегратор интеллектуального потенциала общества, ибо в этом социальном институте производятся, воспроизводятся, взращиваются те интеллектуальные силы страны, которые обеспечивают ее прогрессивное развитие и национальную безопасность;

— показана необходимость реформирования образования в обществе с учетом сложившихся национальных традиций;

— раскрыты основные характеристики образовательной сферы жизни таджикского общества в условиях рыночных отношений (создание новых негосударственных вузов, наукоемкость образовательных процессов, тиражирование новых специальностей);

— выяснено, что в условиях высокой потребности совершенствования системы высшей школы интегративные процессы, проявляющиеся во всех сферах ее жизнедеятельности, имеют одну целевую функцию и задачуоптимальное развитие высшего профессионального образования, повышение эффективности и качества подготовки специалистов соответствующего профиля, формирование интеллектуально развитой, социально активной, творческой личности, обеспечение единства научной и образовательной деятельности, повышение научного и образовательного потенциала;

— сформулированы подходы к дальнейшему теоретическому изучению системы и структуры интеграции науки и высшего образования. Доказано, что в стратегическом плане проблема интеграции науки и образования еще не нашла своего решения — требуют осмысления и преодоления проблемы организационно — правового характера, сдерживающие становление и развитие интегрированных научно — образовательных структур;

— показано, что традиционная система образования в своей классической модели не в состоянии обеспечить органического вхождения новых поколений в реальное многообразное и разнофункциональное социальное поле, вызывая к жизни еще один кризис — кризис системы образования как института социализации;

— установлено, что глобализация как мировое явление затронуло и систему образования в Таджикистане, что имеет как позитивные, так и негативные стороны. Показано, что непосредственный перенос и «пересадка» на таджикскую почву западных моделей образования не может быть осуществлен по ряду признаков, важнейшими из которых являются веками сформированные национально — культурные особенности таджикского народа и опыт таджикского просвещения;

— выявлено, что кризис таджикского образования несет на себе особенности переживаемого общего кризиса — социально — экономического, демократического, национально — этического, кризиса духовности, культуры, науки, кризиса таджикского общественного интеллекта. Но несмотря на общее кризисное состояние таджикского высшего образования, влияние на него различных разноплановых явлений и обстоятельств, его состояние можно оценить как сложное, неоднозначное, противоречивое, характеризующееся как негативными, так и позитивными тенденциями.

Научные положения, выносимые на защиту.

1.Учение об образовании и просвещении в истории социальной мысли была составной частью философских, религиозных, этических и иных учений о человеке. С этой точки зрения педагогическая работа относится к одной из самых первоначальных специальностей, а педагогическая мысльк древнейшим отраслям человеческого знания.

2.Содержание, смысл и характер образовательной деятельности, как социального института, всегда определялись такими факторами, как общественное мнение и государственные интересы: сначала государство требовало только воинов и граждан, затем оно стало требовать профессионалов, полезных властизатем оно стало еще требовать нормативный уровень профессионализма для всех профессийв наше время требуются люди, способные активно участвовать в организационных процессах любого масштаба: от узко — коллективного до общечеловеческого. Такой интерес уже не может считаться просто государственным, т.к. он имеет общечеловеческий характер. Это значит, что образование начинает менять свое предназначение: из социального и государственного института оно превращается в универсальное средство культурных преобразований.

3.С позиции социально — философского анализа социальное управление — это деятельность, направленная на сознательное изменение общества (государственных структур, сфер, процессов, социальных институтов) и выступающая в идеальной научно — технической и социально — практической формах. Социальное управление таджикским образованием находится в стадии реформирования, целенаправленного управленческого воздействия на организационные, коммуникативные, воспроизводственные структуры, что связано с целями, динамикой модернизации, встраивания, институционального переноса функций, норм и ограничений развития общества. Трансформационный, системный характер изменений в сфере образования превышает критический порог стабильности, содержит риски дисфункциональности и деформации общего образования и формирования анклавов" модернизации, ориентированных на выстраивание самостоятельного образовательного субполя.

4.Образование в современных условиях должно быть ориентировано на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего, на сохранение высших духовно — культурных ценностей, но, в то же время, оно должно наполняться новыми идеями, новым содержанием, отвечающими запросам современного общественного развития.

5.Многообразие точек зрения на философию образования, ее основные черты позволяет по — разному интерпретировать сущность и предназначение данного направления философской мысли. Определение смысла философии образования необходимо, прежде всего для разработки новых фундаментальных идей. Современная философия образования способствует преодолению кризиса классической модели образования, выработке преимущественно методологических принципов новой модели образования.

6.Взаимообусловленность интеграции науки и высшего образования в современном обществе необходимо рассматривать с точки зрения детерминации единства науки и образования внутренними закономерностями функционирования этих видов социальной деятельности, ибо существование в научной и образовательной деятельности (соответственно в научном и образовательном потенциале) однотипных, но различно соподчиненных познавательных структур способствует их целостному слиянию.

7.Социальная эффективность становления, развития и функционирования науки по существу зависит от более полного и рационального использования ее внутреннего потенциала, ее резерванаучных кадров. Качество подготовки научных работников, их способность к приращению нового научного и технического знания в решающей степени определяются общим состоянием и деятельностью системы высшей школы, которая выступает в качестве одного из основных факторов развития и функционирования науки.

8. Интеграция Таджикистана в мировое образовательное пространство в условиях Болонского процесса общества — одна из приоритетных задач отечественной государственной политики. Модернизация образования, осуществляемая государством при активном содействии со стороны общества, позволит совершенствовать систему образования в целом. Она проходит в условиях реформирования всех сфер жизни, являясь при этом одним из интеллектуальных источников, способствующих усилению духовного потенциала таджикского общества.

9. В государственно — общественной системе образования ответственность за уровень образованности граждан несут общество и государство. Образовательная политика — важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, повышения темпов социально — экономического и научнотехнического развития, гуманизации общества, роста его культуры. На основе общественного согласия она устанавливает коренные цели образования, гарантирует их проведение в жизнь. Первейшей задачей образовательной политики сегодня является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

10.Основными базовыми принципами, лежащими в основе образовательной системы Республики Таджикистан, являются государственность, всесословность и фундаментальность. Анализ трансформационных процессов в Таджикистане свидетельствует, что именно сегодня закладываются демократические основы для будущих поколений граждан Таджикистана. Ответственность за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание молодежи, наконец, за духовное возрождение Таджикистана несет, в первую очередь, система образования, которая должна измениться с учетом требований самой жизни.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Научная значимость диссертации состоит в том, что она представляет собой исследование фундаментальной проблемы социальной философии, относящейся к анализу закономерностей развития института образования на современном этапе научно — технического прогресса в единстве гносеологических, методологических и социально — практических аспектов.

Выводы исследования позволяют глубже и более разносторонне анализировать и оценивать явления современного образования, процессы и тенденции его развития в масштабе всей культуры, представлять перспективы решения его проблемы. Содержание диссертации дает возможность внести коррективы в соответствующие темы вузовского курса по философии, касающиеся науки как формы общественного сознания, духовного мира личности, процесса формирования человека, его потребностей и интересов на современном этапе исторического развития различных институтов образования, воспитания и обучения, на становление личности специалиста вусловиях экономического роста. Полученные результаты имеют значение для дальнейшей разработки методов и средств эффективного изучения данной проблемы.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общественных наук Таджикского государственного института искусств имени М.Турсунзаде.

Основные положения и результаты исследования изложены в монографиях, методических пособиях и в научных статьях. Результаты исследования были изложены автором в виде докладов на ежегодных научно — теоретических конференциях профессорско — преподавательского состава Таджикского государственного института искусств (2006;2009 гг.), на республиканских научных конференциях и на международном семинаре в г. Бишкеке (2002 г.). Материалы диссертационной работы использованы автором при написании учебного пособия «Философия с древних времен» (Душанбе, 2009) для студентов высших учебных заведений, аспирантов и соискателей и в процессе преподавания курса философии, истории философии в Таджикском государственном институте искусств (2007;2009 гг.). Автор непосредственно принял участие в подготовке нормативных и программных документов, как Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно — технической политике» (1998), «Национальная концепция образования» (2002 г.), «Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007 — 2015 гг.» (2006), «Программа подготовки научных кадров в Республике Таджикистан на 2009 — 2015 годы» (2008) и др.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры общественных наук Таджикского государственного института искусств им. М. Турсунзаде и Отдела социальной философии Института философии АН Республики Таджикистан.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Осуществлённое диссертационное исследование позволяет сделать некоторые научно значимые выводы.

Проблема развития, сохранения и реализации интеллектуального и духовного потенциала общества в современном глобализирующемся мире приобретает особое значение. Современный динамичный мир, который характеризуется нестабильностью, изменчивостью, быстрой сменой информации, заставляет по-новому взглянуть на проблему образования как социального института. Сегодня, становится очевидным, что основное богатство человечества — это производство, распределение, внедрение и потребление научного знания. Образование в современном миреосновной ключ к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Без изучения и сохранения национальных традиций и духовных ценностей прошлого невозможно' представить современную гуманитарную науку. Учение об образовании и просвещении в истории социальной’мысли была составной частью философских, религиозных, этических и иных учений о человеке. С этой точки зрения педагогическая работа относится к одной из самых первоначальных специальностей, а педагогическая мысльк древнейшим отраслям человеческого знания.

Образование в современных условиях должно быть ориентировано на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего, на сохранение высших духовно — культурных ценностей, но, в то же время, оно должно наполняться новыми идеями, новым содержанием, отвечающими запросам современного общественного развития.

Образование как социокультурный институт только тогда добьется действительно массового положительного результата, когда приобретет глобальные масштабы, в противном случае оно будет производить людей с сознанием, ограниченным проблемами регионального масштаба.

Экологизация экономики увеличивает роль фактора образования. Эко — экономика требует опережающего развития образовательного ценза общества. Технологии производства, особенно по добыче ресурсов, удовлетворяющие требования экологических стандартов, — это наукоемкие, интеллектоемкие и образовательноемкие технологии в условиях наступающего глобального ресурсного кризиса, вследствие чего возрастает опасность экологического неоколониализма, когда под прикрытием действий международных экологических стандартов у развивающих стран, неспособных обеспечить собственной наукой и образованием создание таких технологий, будет отбираться право добывать ресурсы на своих территориях. На фоне разрушения системы образования такая опасность существует и для Таджикистана.

Кризис образования в мире отражает отставание образования как социальной системы и сказывается на решении тех задач по восходящему воспроизводству качества человека, которые ставит логика выживаемости человечества. Одновременно этот кризис отражает кризис либеральной доктрины либерального общества, кризис стихийно развивающейся истории и индивидуализма.

В государственно — общественной системе образования ответственность за уровень образованности граждан несут общество и государство. Главной целью в образовательной политике становится расширение доступности для граждан не только среднего, но и высшего образования.

Процессы трансформации современной системы образования обусловлены объективными социально — экономическими и цивилизационными изменениями, но протекать хаотически реформирование образования не может. Требуется целенаправленное и научно — обоснованное управление процессом трансформации системы образования.

Система образования неразрывно связана с системой управления образованием. Система управления учебными заведениями и системой образования оказывает прямые и косвенные воздействия на систему учебных заведений, на каждое учебное заведение, на учебную инфраструктуру, программы учебных дисциплин и учебные технологии.

Традиционная система образования в своей классической модели не в состоянии обеспечить органического вхождения новых поколений в реальное многообразное и разнофункциональное социальное поле, вызывая к жизни еще один кризис — кризис системы образования как института социализации.

Кризис образования — первопричина всех глобальных проблем современности. Одним из проявлений мирового кризиса образования является резкое снижение влияния образования на нравственный и духовный уровень развития людей. Невыполнение функции воспитания — еще одно проявление дисфункции социального института образования.

Исходными моментами преодоления мирового кризиса образования выступают фундаментализация знания, гуманитаризация мышления, непрерывность образовательного процесса, информатизация. В качестве модусов построения образовательных систем нового типа, они могут способствовать разрешению основных противоречий, характеризующих кризисное состояние образования.

Современная таджикская система образования характеризуется как общеглобальными цивилизационными тенденциями развития, так и специфически — национальными, исторически конкретными особенностями реформирования.

Система образования, и в частности высшее образование, всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем, несет на себе печать всех основных характеристик данного общества.

Высшая школа как социальный институт общества реализует научную, педагогическую, практическую, управленческую функции в их обращенности на общество и на саму себя, на институт образования.

Основными базовыми принципами, лежащими в основе образовательной системы Республики Таджикистан, являются государственность, всесословность и фундаментальность. Анализ трансформационных процессов в Таджикистане свидетельствует, что именно сегодня закладываются демократические основы образования для будущих поколений граждан Таджикистана.

Кризис таджикского образования несет на себе особенности переживаемого общего кризиса — социально — экономического, демократического, национально — этнического кризиса, кризиса духовности, культуры, науки, кризиса таджикского общественного интеллекта, а также «доминирующей в общественном сознании и реальной практике субъективно — независимой технократической идеологии». Но несмотря на общее кризисное состояние таджикского высшего образования, влияние на него различных разноплановых явлений и обстоятельств, его состояние можно оценить как сложное, неоднозначное, противоречивое, характеризующееся как негативными, так и позитивными тенденциями.

Ответственность за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание молодежи, наконец, за духовное возрождение Таджикистана, несет в первую очередь система образования, которая должна измениться с учетом требований самой жизни.

На пороге нового тысячелетия, когда подводится итог всему предыдущему развитию человечества, еще более утверждается понимание того, что образование является одной из важнейших ценностей человеческой жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авеста. Древнейшие гимны и иранские тексты /Пер. с авест. и комент. Джалили Дустхох. -Душанбе, 2001. — 792 с. (на тадж. яз.).
  2. Авеста в истории и культуре центральной Азии /Под ред. А.Раджабова. -Душанбе, 2001.-540 с.
  3. Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX вв. -Душанбе, Ирфон, 1992. -232 с.
  4. М. Краткая история Хатлона Кулоб: Сада, 1992 -123с.(на тадж. яз).
  5. С. Воспоминания. -M.-JL, i960.- 1087с.
  6. С. Шайхурраис Абуали Сино. Сталинабад — Ленинград: Нашрдавточик, 1941. — 82 с.
  7. . Вклад в будущее: приоритет образования. -М., 1993.-279с.
  8. В.М. Наука о востоке. М.: Наука, 1992. -318с.
  9. Н.Г. Философия образования и технология образования // Вопросы философии, — 1995.- № 11.- С.64−69.
  10. C.B. Социальное управление как объект философского анализа. -Автореф. дисс. .канд. филос. наук.-М., 1996.-21с.
  11. Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.-198 с.
  12. Т.В. Культура информационного общества/ Т. В. Андрианова. Идеи в культурологии XX века. -М., 2000. 74 с.
  13. Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -Т.1: Интерпретация культуры. -728с.
  14. Ардашери Джахониён. Жизнь Заратуштры. //Садои Шарк. -1992. № 11−12. (на тадж. яз.).
  15. Аристотель. Политика /Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т.4.-803 с.
  16. М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. -Душанбе, 1962. Ч. 1.-162с.
  17. М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. -Душанбе, 1965. Ч. II. -190с.
  18. Асад Бежан. Чашмандози тарбият дар Эрони пеш аз ислом (Взгляд на воспитание доисламского Ирана). -Тегеран, 1315(1937). -172с. (на персидском языке).
  19. М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук./В кн. М.Осими. Избранное. -Душанбе, 2000. -С. 405−421.
  20. А.В. В мире вариативного образования // В кн. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М., 2001. -С.118−126.
  21. Г. Философия эпохи Саманидов. -Душанбе, Ирфон, 2006. -220 с.
  22. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. -432 с.
  23. В.И. Болонский процесс. /Курс лекций. -М.: Логос, 2004.-208 с.
  24. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследов. центр, 1998. — 115 с.
  25. В.В. История культурной жизни Туркестана. //Соч., т. II, ч. I. -М.: ИВ Л, 1963.-657 с.
  26. В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПб, 1900. 4.1: Тексты. -219с.
  27. Е. Э. Носири Хусрав и исмаилизм. -М., 1959. -189с.
  28. В.П. Проблема образовательного стандарта в США и России //Педагогика. -1995. -№ 1. -С. 25−32.
  29. B.C. Нравственность. Культура. Современность. —М., 1990.-220с.
  30. B.C. От наукоучения к логике культуры /В.С.Библер.-М., 1991. -261с.
  31. A.M. Избранные произведения. -Душанбе, Дониш, 1980. -415 с.
  32. A.M. О философской мысли таджикского народа / В кн. «Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР». М&bdquo- 1955. T.I. -С.- 264−272.
  33. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи /Пер. с англ. И.М.Стеблен-Каменского. -М.: Наука, 1987. -303с.
  34. Бок У. Л. Организационные теории и меры, направленные на повышение производительности в государственном секторе/ Эффективность государственного управления. -М., 1998.-С.68−72.
  35. Е.В. Воспитание как возрождение гражданской человеческой культуры и нравственности. -Ростов-на-Дону, 1993.-119с.
  36. У. Два мира детства. Дети в США и СССР. -М., 1976. -168с.
  37. С.К. Социально философские основания образования.-Кострома, 2000.-150 с.
  38. С.К. Образование: цели, идеи, методология. -Кострома: Изд-во КГУ, 2000.-180 с.
  39. И.В. Проблемы становления и развития современной системы высшего образования в США: Автореф. дисс. .канд. социол. наук. -М., 1994.-18 с.
  40. Н.П., Урсул А. Д. Ориентиры опережающего образования // Социс.- 2000.-№ 5. С. 95−98.
  41. M. Избранное. Образ общества. -М., 1994.-318с.
  42. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе// Вопросы экономики. -2002. -№ 8. С.32−38.
  43. A.A. Высшая школа: социальный статус и функции. -Н.Новгород: ВГАВТ, 1999. 96 с.
  44. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. -М.: Политиздат, 1976. 335с.
  45. Ю.Г. Социология: лекции и задачи. —М.: Гардарика, 2003, -236 с.
  46. Т. Размышления о перспективах высшей школы /Материалы конференции по философии образования // Alma Mater. 1997 .- № 5.- С.3−6.
  47. .З. Семь парадоксов воспитания. -М., 1994. 265с.
  48. Высшая школа в 1997 г. -М., 1998. -189с.
  49. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический сборник / Под ред. А. Н. Тихонова. -М., 1996. -58 с.
  50. Высшее образование в России. -М., 1993. -123 с.
  51. К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. -1997. -№ 6. -С. 3−17.
  52. . История таджикского народа в кратком изложение. -М.: Госполитиздать, 1955. T. I. 544 с.
  53. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -Душанбе: Ирфон, 1989. Кн.1. -384с.
  54. П. П. Бытие и разум //Вопросы философии.- 1997.-№ 7.- С. 114−117.
  55. А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. -1999. -№ 5.-С. 18−23.
  56. А.И. Сравнительная характеристика организационных систем образования в России и некоторых зарубежных странах //Социально-гуманитарные знания. -1999. -№ 4. С.24−30.
  57. И. Избранные педагогические сочинания. — М.: Учпедгиз, 1940. Т. 1.-292 с.
  58. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. -1997. -№ 5.- С. 3−13.
  59. .С. Философия образования: научный статус и здачи // Советская педагогика.-1991.-№ 4.- С. 69−74.
  60. .С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 147 с.
  61. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа Пресс, 1995. — 448 с.
  62. С.А. Региональные аспекты развития системы образования // Интеграция региональных систем образования.5 Тезисы Всерос. науч. — практ. конф. Саранск, 1995. — С. 119−121.
  63. С.П. Конфликтующие структуры на фоне кризиса образования. // Социальные конфликты. 1997. Вып.12. — С.63−65.
  64. JI.H. Школа и педагогика США до второй мировой войны. -М.: Педагогика, 1972. -320 с.
  65. Государственная концепция реформирования системы начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан: Постановление Правительства РТ от 1 октября 2004 г. № 387.
  66. С.Н., Семёнов Е. В. Наука и образование в структуре НТР. -Новосибирск: Наука, 1986. 165 с.
  67. Э.И. Актуальные проблемы развития высшей школы в современных условиях (управления и перспективное планирование). -Киев: Вища школа, 1996. 130 с.
  68. Н.Э., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. — 248 с.
  69. Р. Дорога к свободе: демократизация и её проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. -1990. -№ 9. -С. 156−168.
  70. Л.П. Ценностые факторы функционирования и динамики образования // Человек, интеллект и образование: Сб. науч. трудов. Отв.ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Экор, 1995.- С.91−104.
  71. И. Крешение Руси и внешняя политика древнерусского государства //Тысячелетие крещение Руси. Международная церковно-историческая конференция. -Киев 21−28 июля, 1986 г. Материалы. -М.: Изд-воМоск. патриархии, 1988.-С. 103−109.
  72. М. Философия Насириддина Туси. -Душанбе: Дониш, 1968. -157с.
  73. В. А., Люрья H.A. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития).-Красноярск: Изд -во Краен. Ун-та, 1989.-184с.
  74. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.-248с.
  75. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование.-М., 2003.-35 с.
  76. Дониш Ахмади. Наводир -ул- вакоеъ (Редкостные события). -Душанбе: Дониш, 1988.-287 с.
  77. П. Новая реальность в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. -М., 1994.-218с.
  78. Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации. -Душанбе, 2002. -520 с.
  79. Э.О. Разделении общественного труда//Метод социологии. -М., 1991.-281С.
  80. Э. Социология образования. М.: Интор, 1996. — 80 с.
  81. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. — 376 с.
  82. В. Университетское образование: история, социология, политика. -М., 2003.-380 с.
  83. В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. -М., 1995.-338с.
  84. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» -Душанбе, 1993. -32с.
  85. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». -Душанбе, 2004. -41с.
  86. Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». -Душанбе, 2003. -33с.
  87. Закон Республики Таджикистан «О государственной службе».- Душанбе, 1998. -28с.
  88. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике».- Душанбе, 1998. —17с.
  89. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. -2000. -№ 6. -С.31−37.
  90. JI.A. Становление личности. Горький: ВВКИ, 1989. — 178 с.
  91. В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика.-1997.-№ 5. С. 3−16.
  92. В.П. Образование, культура, сознание /Философия-образования для XXI века. -М.: Просвещение, 1992. -С. 101−112.
  93. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. -М.: Наука, 1978. -165 с.
  94. Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты / Введение, транскрипция текстов, перевод, комментарий и глоссарий О. М. Чунвковой. -М.: Наука, 1991. -192с.
  95. Из доклада ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» // Alma Mater. 1997. — № 9. — С.22−27.
  96. Э.В. Философия и культура. -М., 1991.- 464 с.
  97. В.И. Поведение потребителей/В.И.Ильин. -СПб, 2000.-23 с.
  98. И.А. Путь к очевидности. М.: Респулика, 1993. — 432 с.
  99. Иса Садыг. Тарихе фарханге Ирон (История культуры Ирана). -Тегеран, 1970. -537 с.
  100. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения /Под ред. Т. Н. Матулис. -М., 2004. -593 с.
  101. История педагогики /Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М., 1981.-448с.
  102. В., Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем).- М.: Греко латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997.-335с.
  103. Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб.: Лань, 1998.-209с.
  104. М. В. Педагогика мира. Постановка проблемы, ее обоснование // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 132 -137-
  105. Кабус-наме /Перевод, статья и примечания Е. Э. Бертельса. -М., Изд. Ан СССР.-1953.-189с.
  106. К.Б. История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновение ислама. -Душанбе, 1998 -335 с. (на тадж. яз.).
  107. В.П. Здоровые нации. Просвещение. Образование. -М: Исследоват. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. -245с.
  108. Е.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования. -М.: Выс. Шк. 1982. 127 с.
  109. ИЗ. Карпов А. О. Принципы научного образования //Вопросы философии.-2004.-№ 11.-С. 89−102.
  110. П. Вступая в двадцать первый век.-М.: Весь Мир, 1997.- 480с.
  111. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. — 520с.
  112. В.Г. Целостность, преемственность, качество //Высшее образование в России. 1997. -№ 1. -С. 3−9.
  113. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического созания//Педагогика. -1998. -№ 1.- С.34- 39.
  114. Конститутция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. -48с
  115. Концепция государственной научно-технической политики Республики Таджикистан. -Душанбе, 1999. -50 с.
  116. Концепция развитии профессионального образовании: Постановление Правительства РТ от 1 ноября 2006 г. № 484.
  117. Т.И. Гуманизация и компьютеризация образования как факторы формирования духовности личности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1995. -20 с.
  118. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь, 1992). Информационный обзор / Сост. В. Н. Коптюг. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1992. 42 с.
  119. Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. -1995. № 3. — С.39−44.
  120. Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. —М., 2003.-220с.
  121. М.Н. Корни японского трудолюбия: обзор культурологических концепций /Человек: образ и сущность.-М.: ИНИОН, 1993. -311с.
  122. М.А. Писцы Древнего Египта. -М.: Изд. вост. лит., 1962. -175с.
  123. Я. Избранные педагогические произведения. -М., 1979.-418с.
  124. В.А. Санскрито- русский словарь. -М.: Русский язык, 1978. -895с.
  125. B.JI. Кризис образования как мировая проблема и специфика его проявления в России //Социальные конфликты. -1997. Вып.12.-С. 48 50.
  126. В.В. Образование в России: пути и средства трансформации //Социальные конфликты, — 1997. Вып. 12. — С. 68 69.132. «Круглый стол»: Теория и практика личностно-ориентированного образования //Педагогика. -1996.- № 5. -С.38−47.
  127. Ксенофонт. Киропедия. M.: Наука, 1976. -334с.
  128. Н. Этические взгляды Саади. -Душанбе, 1968. 129 с.
  129. A.M. Система научных исследований в России в процессе реформирования //Вопросы философии. 2004. — № 6. -С.49−63.
  130. C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя //Педагогика. -1997. № 5. — С.31−36.
  131. Культура народов Центральной и Юго Восточной Европы в эпоху Просвещения. — М.: Наука, 1988. — 303с.
  132. А.Ш. Образовательная политика в условиях государственной независимости Таджикистана (Опыт социально философского анализа). -Душанбе: Ирфон, 2003. -118с.
  133. А.Ш., Кадыров К. Б. Учение о просвещении в истории социальной мысли таджикского народа. —Душанбе: Ирфон, 2006. -62с.
  134. А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества (социально философский анализ).-Душанбе: Дониш, 2009. -336 с.
  135. В. Некоторые актуалии исследования посткоммунизма / Личность и общество: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград: Изд — во Калин, ун- та, 1998. — Вып. 9. — С. 42−44.
  136. Леви-Стросс Л. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384с.
  137. В.И. О науке и высшем образовании / Сборник документов. -М.: Политиздат, 1967. 415 с.
  138. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопросы философии.- 1996.-№ 4.-С.15−26.
  139. Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас.-СПб.: Народная польза, 1900. -499 с.
  140. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. -М.: Выс. шк. 2002. 284 с.
  141. А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индии). М.: ИНСАН, РМФК, 1992. — 208 с.
  142. H.A., Дмитриенко В. А. О принципах построения региональной системы образования / Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. -Омск, 1992. Т.Н. -С. 29−31.
  143. Е.С., Ревушкин A.C. Университеты в истории и культуре дореволюционной России.- Томск: Изд во Том. ун-та, 1998. — 580с.
  144. А.Н., Базарова С. Ш. Инновация образования и проблемы преподавания общественных дисциплин (опыт Таджикистана). -Душанбе, 2009. 74с.
  145. А. Новые рубежи человеческой природы. -М.: Мысль, 1999. 425 с.
  146. Международный симпозиум ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование». Москва, 17−22 октября 1994 г. -М.: Госкомвуз, 1994. -140 с.
  147. Межу ев В. М. Культура и история. М.: Мысль, 1977. -199 с.
  148. О.С. Высшее образование в системе социального управления. Автореф. дисс. .канд. социол. наук. -М., 1997. — 26 с.
  149. А.К. История Мадраса Таджикистана. —Душанбе: Мерос, 1994. Ч.1.- 125 с.
  150. А.К. История Мадраса Таджикистана. -Душанбе: Мерос, 1994. Ч.И. 71с.
  151. А.К. Учебные и научные центры Ближнего и Среднего Востока в древности. -Душанбе: Ирфон, 1981. -138с.
  152. В.Б. Век образования. -М., 1990. -170с.
  153. Молодежь. Культура. Духовность: Материалы городского молодежного семинара (10 декабяр 1998 г.). Томск: Томск, гос. пед. ун-та, 1998. — 92 с.
  154. Мундака упанишада /Упанишады М.: Наука, 1992. Т. II. — С. 175−186.
  155. Мухаммад Рашшод. Философия с начала истории. Душанбе: Ирфон, 1990. Кн.1-П.-480с.
  156. Наука в Республике Таджикистан //Статистический сборник. -Душанбе, 2005.-45 с.
  157. Научные учреждения и научные кадры //Статистический сборник. — Душанбе, 1986.-70с.
  158. Националная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года: Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 704.
  159. Национальная концепция образования: Постановление Правительства РТ от 3 мая 2002 г. № 200.
  160. Национальный план действия по реформированию системы начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан на 2006−2015 годы: Постановление Правительства РТ от 3 июня 2006 г. № 227.
  161. Нейл Смелзер. Социология: пер. с анг. -Л.: Феникс, 1998. -437с.
  162. Низоми Арузии Самарканди. Собрание редкостей или Четыре беседы. -М.: Изд-во вост. лит., 1963. 173с.
  163. Низомулмулк. Сиясат-наме. Душанбе, Адиб, 1989- 200 с. (на тадж. языке).
  164. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры //Магистр. — 1995. № 6. -С.3−10.
  165. Ф. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука- Злая мудрость: Сб.-Минск, 000 «Попурри», 1997.- 704с.
  166. М.И. Студенчество США. Социально-психологический очерк. М.: Наука, 1977. — 214 с.
  167. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ.-М., 1996. Вып. 4. -138с.
  168. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М., 1996. Вып. 2.-112с.
  169. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «Круглого стола» //Вопросы философии.- 2003. № 12. -С.59−65.
  170. Носири Хусрав. Куллиёт. -Душанбе, Эр-граф, 2003. 4.1. 955 с. (на тадж. яз.).
  171. Ю.Н. Медицина эпохи Авиценны . Кн. I. -Душанбе, Ирфон, 1981.-191с.
  172. Образование в Таджикской ССР /Статистический сборник. -Душанбе, 1989.-94 с.
  173. Образование и культура в республике Таджикистан в 1992 году /Статистический сборник. -Душанбе, 1993. -119с.
  174. Образование и культура: история и современность (методологический аспект) / Под ред. Ю. В. Петрова, Е. С. Ляховича. Томск: Изд — во Томск, ун -та, 1989.-238 с.
  175. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике: Сб. научных трудов.-М., 1991 -137с.
  176. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. научных трудов. М., Изд- во АПН СССР, 1991.- 97с.
  177. Образование, которое мы можем потерять /Под ред. В. А. Садовничего. -М., 2003.-366 с.
  178. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. -384 с.
  179. К.К. Наука как субъект и объект социальных трансформаций: социально-исторический, мировой и постсоветский опыт.-М., 2000. 200с.
  180. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.-20 с.
  181. Ю.С., Дмитриева JI.B. Введение в философию мифа. -М., Интерпракс, 1994.-176с.
  182. Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х годов // Педагогика. -1992.-№ 3−4.-С. 74 -80.
  183. JI. Задача обучения на протяжении всей жизни вызов университетам // Alma Mater. — 1997. — № 4. — С. 24−32.
  184. К.В., Соколов Е. Ж. Духовно нравственные качества государственного служащего. -М., 1998.-68с.
  185. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой. -М.: Изд. АПН СССР, 1988.- 198 с.
  186. Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 2. С. 50 — 122.
  187. Т. Система современных обществ. -М., 1998.-219с.
  188. А. Педагогическая мысль Таджикского народа в XVI—XVII вв..в. -Душанбе, 1995.-213 с.
  189. H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем /Н.Н.Пахомов. Философия образования для XXI века. -М., 1992. -24 с.
  190. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед.уч. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1998.- С. 116- 120.
  191. Педагогический поиск. -М., 1987.-84с.
  192. A.A., Яковенко И. Г. Культура как система. -М.: Языки русской культуры, 1998. -376 с.
  193. Г. И. Современный характер образовательного занания // Сибирь. Философия. Образование. Альманах — приложение к журналу «Образование в Сибири». 1997. — № 1. — С. 18−22.
  194. Г. И. Кряклина Т.Ф. Народ культура — образование: Научно -метод, пособ. — Томск, 1991. — 54 с.
  195. А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. -М., 2003.-98с.
  196. A.A. Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности: Дис. .канд. филос. наук. Томск, 1999. — 173с.
  197. Права человека. Основные международные документы: Сб. дукументов. -М.: Международные отношения, 1989. -160 с.
  198. Проблемы совершенствования высшего образования /Под ред. И. И. Сигова. -Л.: Ленинград, инж-экон. ин-т, 1976. -156 с.
  199. Программа подготовки научных кадров в Республике Таджикистан на 2009−2015 годы: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2008 г. № 296.
  200. Программа развития точных наук в республике Таджикистан на 20 052 008 годы: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2003 г. № 571.
  201. В.В. Социально экономическая эффективность реформы образования /Образование и молодежная политика в современной России / Материалы Всерос. науч. — практ. конф. 26 — 28 сент. 2002 г. — СПб., 2002. -С. 118−121.
  202. A.A. Культурологический анализ. Теория. Практика. -Анжеро Судженск: Изд — во АСФ Томск, гос. пед. ун-та, 1997. — 202с.
  203. Развитие университетов в условиях рыночной экономики. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -203 с.
  204. A.B. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник МГУ. — Сер.7: Философия. -1996. -№ 1. С. 77−87.
  205. Э. Молодежь-будущее нации. Душанбе, Ирфон, 1998. -92 с.
  206. Э. Выступление на торжественном собрании, посвященном 60-летию ТГНУ // Народная газета. -2008. 29 октября.
  207. В.М. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Alma mater, 1991 г, № 9.-С.24−29.
  208. Н.С. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М.: Исследовательский центр проблем качества обучения специалистов, 1993. -294 с.
  209. Российская наука и молодежь. Материалы «круглого стола». //Вопросы философии. 2004. — № 8. -С. 3−33.
  210. Ф. Торжества знания: Концепция знания в средневековом исламе /Пер. с англ. С. А. Хомутова. -М.: Наука, 1978.-372 с.
  211. Е. Д. Феноменологическая социология знания,— М.: Наука, 1993.- 271с.
  212. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М., 1991.-119с.
  213. М.М. Особенности педагогических конфликтов. Решение педагогических конфликтов. // Конфликтология. Хрестоматия. -М., Воронеж, 2002. -202с.
  214. JI.B. Феномен Учителя жизни. Ростов-на-Дону, 1995.- 198с.
  215. И.П. Философия образования для XXI века: кризис образования //Современная высшая школа. -1990.- № 1. С. 38−45.
  216. В.А. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. -352 с.
  217. А. Этика Абунасра Фараби /Вопросы истории философии. -Душанбе, Дониш, 1977.-С. 121−127.
  218. А. Нравственные воззрения мыслителей Востока. -Душанбе, 1989. -168с.
  219. К.И. и др. Очерки истории и педагогики за рубежом. 4.1. (с древнейших времен до Великой французской революции): Эксперим. учеб. пособ. -М.: Изд. АПН СССР, 1988. -203с.
  220. Н.С., Салимов Н. С. Кредитная система обучения. -Душанбе, Ирфон, 2005. -203 с. (натадж. яз).
  221. A.A. Образование в эпоху социальной глобализации: подходы к анализу / Образование и молодежная политика в современной России: Материалы Всерос. науч. практ. конф. 26−28 сент. 2002 г. -СПб., 2002. -С. 130−133.
  222. A.M. Научный потенциал современного общества. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -143 с.
  223. Синергетика и образование. -М.: Наука, 1997. 425 с.
  224. О.М. Сложные формы интеграции науки. —М.: Высш. шк., 1983.-152 с.
  225. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России//Социально-политический журнал.- 1996. -№ 1.-С.41−46.
  226. С. Педагогика для всех. -М., 1987.-248с.
  227. Ю.Н. Наука как предмет философского анализа. -JL: ЛГУ, 1998.- 174 с.
  228. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. шк., 1992.-191 с.
  229. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007−2015 годы: Постановление Правительства РТ от 01.08.2006 г. № 362.
  230. Стратегия сокращения бедности Республики Таджикистан на 2007−2009 годы: Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 703.
  231. Р. Г. Образование в переходный период: традиции изменения
  232. Российское образование: традиции и перспективы.- Н. Новгород: ННГУ, 1998.-443 с.
  233. А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания. -Нижний Новгород, 1995. -25 с.
  234. А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. М.: Исслед. центр, 1994.- 185 с.
  235. Суд над системой образования: стратегия на будущее /Под ред. У. Д. Джонстона. -М., 1991. -196с.
  236. И. Реформа образования в Японии: навстречу XXI веку // Перспективы. 1991. — № 1.-С. 39−43.
  237. У. Социально-философские и нравственные воззрения Авиценны.-Душанбе, Ирфон, 1975. 175с. (натадж. яз.).
  238. А. Акидахои ахлокии мутафаккирони Шарк (Нравственные воззрения мыслителей Востока). -Душанбе: Дониш, 1989.-168с.(натадж. яз.)
  239. JI.C. Воспитание и воспитательная работа в гуманитарном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета-Сер.: Правоведение, история 1998. Вып. 3. — С. 44−48.
  240. Таджикистан в цифрах /Статистический сборник. -Душанбе, 2008. -139с.
  241. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. -572с.
  242. С.А. Ранние формы религии. -M., 1990. 620 с.
  243. Э. Третья вольна. -М.: ООО Изд-во ACT, 2002.-776 с.
  244. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 223 с.
  245. И.А. Информационное общество и образование / Образование и молодежная политика в современной России / Материалы Всерос. науч. прак. конф. 26−28 сент. 2002 г. СПб., 2002. -С. 138−140.
  246. И. Философские и этические взгляды Айнулкузота. -Душанбе, Ирфон, 1984. 62 с.
  247. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /Под ред. А. Н. Тихонова. -М., 1998.- 102с.
  248. И.Л. Воспитание и обучение у греков и римлян. -СПб., 1878. -174 с.
  249. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 198 с.
  250. Философия образования //"Круглый стол" журнала «Педагогика». -1995. -№ 5. С. 3−28.
  251. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.-836 с.
  252. А. Шахнаме. -Душанбе, Ирфон, 1964. Ч. I. 480 с.
  253. А. Шахнаме. -Душанбе, Ирфон, 1964. Ч. III. 528 с.
  254. А. Шахнаме. -Душанбе, Ирфон, 1965. Ч. IV.- 406 с.
  255. С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб.: Евразия, 1998.-456 с.
  256. Р. Наследие Ирана. М.: Наука, 2002. — 463 с.
  257. С. Антология гуманной-педагогики. -М., 2002. 180с.
  258. С. Избранные педагогические сочинения.-М.: Прогресс, 1990. -303 с.
  259. Л.В. Социально философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: Автореф. дис. .докт. филос. наук.- Томск, 1998.- 45 с.
  260. М. Арийцы и арийская цивилизация. -Душанбе, 2006. 577 с. (на тадж. яз.).
  261. М. Древняя вера и традиции Аджама. -Душанбе, Ирфон, 1986. 129 с. (на тадж. яз.).ч
  262. М. Интеллектуальные традиции эпохи Борбада. -Душанбе^" Ирфон, 1986. 129 с. (натадж. яз.).
  263. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. -№ 8.-С. 39−45.
  264. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.-418с.
  265. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исслед. центр., 1993. -181 с.
  266. Школа диалога культур. Основы программы. -Кемерово: Алеф, 1992. -95 с.
  267. H.H. Вариативные воспитательно-образовательные модели обучения высшей школе. -Душанбе, Ирфон, 2005. 310 с.
  268. Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. -Душанбе: Ирфон, 2008. -320с.
  269. Штадельман Ф. Воспитание и обучние у древних греков и римлян. -Ревель, 1895.-162 с.
  270. П. Социология социальных изменений. -М., 1996. -219с.
  271. В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов М., 2001. — 68с.
  272. В.Е., Ленченко В. В., Третьяк А. Я. Основы создания университетских комплексов М., 2002.-112с.
  273. В. Е. Нырков Е.А., Варюха A.M. Инновационный потенциал высшей школы России. М., 2002. -243с.
  274. П., Розин В., Алексеев Н. Педагогика и логика. -М., 1993. -436.
  275. Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1978. 89с.
  276. A.B. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России //Вопросы философии. 2003. -№ 12. -С. 113−125.
  277. Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. 1990. -№ 2. -С. 3−6.
  278. В. А. Образовательная сред&euro-: от моделирования проектированию. -М., 2001. -64с.
Заполнить форму текущей работой