Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика потребностей самоактуализирующейся личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде всего, личностное бытие детерминировано природными и социальными условиями жизни индивида, а также содержанием и характером его деятельности. Внутренние источники социальной активности субъекта возникают и формируются в той или иной зависимости от этих социальных условий и жизненных обстоятельств. «Печать» объективности лежит на характере и формах развития всех побудительных сил… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Человеческие потребности: сущность, специфика, структура
    • 1. Понятие потребности. Специфика потребностей человека
    • 2. Структурная развертка потребностей личности
  • Глава II. Формирование потребностей личности в процессах социальной деятельности
    • 1. Потребление и проблема развития потребностей индивида
    • 2. Рождение новых потребностей в контексте творческой деятельности субъекта
  • Глава III. Мировоззренческие основания и социальные предпосылки становления высших потребностей личности
    • 1. Мировоззренческие основания потребности в самореализации личности
    • 2. Самоактуализация личности как потребность: мировоззренческие координаты
    • 3. Становление потребностей индивида в жизненном процессе

Динамика потребностей самоактуализирующейся личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Технологическая революция, происходящая в условиях рыночной экономики, и сопряженное с ней стремительное развитие производительных сил необычайно ускорили возрастание, дифференциацию и модификацию человеческих потребностей, что обусловило негативные тенденции их индивидуально-личностной динамики и глобальной эволюции.

Культурная матрица «техногенной» цивилизации содержит в себе ценностную установку на максимизацию потребления, приковывающую внимание людей к обслуживанию телесного бытия. Это вызвало в последние десятилетия экспоненциальный рост объема материальных (биогенных и престижных) потребностей и эскалацию производства, служащего их удовлетворению. Именно в ущербной структуре и неблагоприятной динамике потребностей многие западные глобалисты (Р. Атфилд, X. Ролстон, У. Сперри, В. Хесле, Р. Хиггинс и др.) видят сегодня глубинный источник экологических проявлений кризиса «современной цивилизации».

С каждым новым достижением краткосрочного успеха в обеспечении благополучия, полагает У. Сперри, мы попадаем в ловушку, ибо это ускоряет падение человечества в бездну кризиса, а возможно и исчезновение вида homo sapiens (136, с. 24, 41). По убеждению немецкого философа В. Хесле, катастрофа неминуема, если человечество пойдет по пути универсализации принятых на Западе аморальных жизненных стандартов, требующих удовлетворения нелепейших потребностей престижного характера (166, с. 17, 88).

Другим фактором актуализации «потребностной» проблематики выступает «кризис ценностей», охвативший в той или иной степени все «цивилизованные» страны и породивший трудноразрешимые экзистенциальные проблемы (М. Кастельс, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм). Характер и динамика потребностей и потребления, сложившиеся на протяжении.

XX века, в частности, распространение потребительства, ведут к стагнации личностного развития. В. Франкл констатирует в связи с этим, что современный человек остро ощущает утрату смысла жизни и пребывает в своеобразном «экзистенциальном вакууме» (152, с. 24).

Глобальная универсализация принятых в западном обществе жизненных стандартов, распространение потребительских приоритетов путем «вестернизации» на другие страны и народы выразились также и в кризисном состоянии российского общества. Именно они вызвали болезненную ломку системы духовно-нравственных ценностей, сформировавшихся в нашей отечественной культуре. Все более настоятельной становится необходимость практического регулирования динамики потребностей, но этот факт пока не находит отражения в социальных программах развития нашего общества.

Адекватный выход из — создавшейся ситуации заключается в «переструктурировании» потребностей индивида, в их иерархизации и возвышении, в преимущественном развитии духовных потребностей. Но последние не «запрограммированы» в телесной организации индивида, — их надо создать, «произвести». Необходимо целенаправленное формирование экологически и психологически приемлемых потребностей путем их рационализации и оптимизации, что означало бы в конечном счете создание надежного фундамента социально ценной, созидательной активности человека и развертывание на этой основе его сущностных сил и творческих потенций. Поэтому от глубины осмысления механизмов динамики потребностей существенно зависит то, пойдет ли человечество по пути наращивания масштабов материального производства и потребления или оно будет опираться в своем дальнейшем развитии на движение личности к духовным высотам.

Все это делает закономерным и понятным возрастающий научный интерес к проблемам сущности и динамики потребностей. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) в докладе Г.-Х. Брундтланд потребность названа ключевой исходной кате горней концепции устойчивого развития. Как заметил Н. Н. Моисеев, проблема регулирования палитры потребностей становится одной из главных задач науки на ближайшие сто лет. Решение этой задачи невозможно без применения категориального аппарата социальной философии.

Степень разработанности проблемы. Попытки философской интерпретации феномена потребностей предпринимались многими европейскими мыслителями начиная с античности. Французские материалисты XVIII века констатировали факт роста материальных потребностей и отметили негативное влияние этого процесса на развитие личности. Г. Гегель выдвинул идею системного развития потребностей индивида, К. Маркс и Ф. Энгельс связали это развитие с материальным производством.

В первые десятилетия XX в. экспериментальные исследования эволюции индивидуальных потребностей проводил немецкий психолог К. Левин. Позднее изучение потребностей, предпринятое А. Маслоу в клинической практике, позволило ему выйти в сферу философских обобщений и выдвинуть продуктивную идею иерархического строения системы потребностей человека. Его гипотеза об иерархическом замещении низших потребностей высшими вследствие удовлетворения низших во многом определила понимание динамики потребностей личности в западной философии.

В последние десятилетия суждения по этим проблемам высказывались такими зарубежными учеными и философами, как В. Брожик, А. Гелен, Д. Гэлбрейт, JI. Дойал, Д. Копп, Д. Медоуз, В. Мишель, К. Обухов-ский, А. Печчеи, К. Сопер, В. Франкл, В. Хесле. Особый интерес для философского анализа потребностей представляют работы Э. Фромма, в которых рассмотрены многие важные вопросы, связанные с динамикой и эволюцией потребностей, их влиянием на духовное развитие личности.

В отечественной науке экспериментальные исследования функционирования, структурирования и эволюции потребностей проводили А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. И. Мещеряков, В. Н. Мясищев, Ш. Н. Чхартишвили. Теоретические проблемы исследования человеческих потребностей нашли отражение в работах С. JL Рубинштейна, а в последние десятилетия их изучали Д. А. Леонтьев, В. С. Магун, П. В. Симонов, Л. М. Фридман и другие психологи. Результаты этих исследований были положены в основу деятельностной теории человеческих потребностей, в дальнейшем плодотворно разрабатывавшейся в рамках философии и других наук.

В нашей философской литературе проблемы теории человеческих потребностей интенсивно обсуждались в 70-х-80-х гг. Тогда были опубликованы основные работы таких исследователей, как А. М. Гендин, Г. Г. Ди-лигенский, А. Г. Здравомыслов, Н. В. Иванчук, Д. А. Кикнадзе, Е. Г. Куде-лин, А. В. Маргулис, Н. Н. Михайлов, А. В. Нельга, А. И. Самсин, В. Ф. Сержантов, Е. И. Степанов, И. М. Чудинова. Позднее исследования сущности, структуры и динамики потребностей продолжили Б. Н. Воронцов, П. М. Ершов, Т. А. Марченко, А. А. Миголатьев, С. В. Орлов, В. А. Туев,.

В. В. Фетискин.

В работах этих авторов осмысливались природа и специфика потребностей человека, их основополагающая роль в детерминации поведения и деятельности людей, ставились вопросы формирования и рационализации потребностей личности, была обоснована необходимость экологически приемлемой модификации системы социальных потребностей и радикальной переориентировки культурных ценностей на оптимизацию структуры человеческих потребностей. Труды названных выше отечественных и зарубежных философов и ученых, в которых содержатся не только теоретические обобщения, но и экспериментальные, социологические и иные материалы по проблеме человеческих потребностей, составили теоретическую и эмпирическую базу нашего исследования.

Сегодня представляется необходимым более глубокое освоение обширного проблемного поля, формирующегося вокруг эволюционного аспекта теории человеческих потребностей. В дальнейшей разработке нуждается понятие потребностей. Не сложилось четкое представление о содержательных характеристиках деятельности, обусловливающих динамизм потребностей личности. Не выявлены социальные причины и способы преодоления потребительства. Существующий теоретический инструментарий еще не достаточен для того, чтобы вскрыть и объяснить социальный механизм системного развертывания потребностей личности, их структурирования и возвышения.

Подойдя к важнейшему в практическом отношении вопросу о том, как возникает новая потребность, наука столкнулась с методологическими трудностями, которые пока не удалось преодолеть. Необходимо исследование взаимодействия внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, социальных условий и побудительных сил человеческой деятельности, участвующих в рождении потребностей. Наиболее слабо разработанной оказалась проблема взаимосвязи становления высших потребностей человека, мотивирующих его духовное развитие и творческую активность, с самореализацией и — в особенности — самоактуализацией личности. Философский анализ этой проблемы по существу отсутствует, -на сегодня можно говорить лишь о некоторых попытках сугубо описательной ее характеристики (А. Маслоу, А. А. Реан, К. Роджерс, В. Франкл).

Оценка ситуации, сложившейся в разработке философских аспектов динамики потребностей, определила выбор объекта и предмета нашего исследования, определение его цели и основных задач.

Объект исследования предстает как социально-антропологический феномен, фиксируемый понятием «человеческие потребности».

Предмет исследования — становление потребностей личности в процессе ее развития, самореализации и самоактуализации.

Цель исследования: опираясь на современную социально-философскую теорию человеческих потребностей, выявить социальные условия и личностные факторы их возвышения и становления потребностей в самореализации и самоактуализации личности.

Задачи исследования:

— развитие существующих в философской и научной литературе представлений о природе и сущности потребностей, о специфике человеческих потребностей, их системной динамикевыявление структурных параметров потребностей личности;

— анализ социальных условий и факторов развития потребностей личности, разработка теоретической модели социального «механизма» рождения новой потребности субъекта;

— изучение диалектики внешнего и внутреннего, социального и индивидуального в процессе возвышения потребностей и становления потребностей личности в самореализации и самоактуализации;

— характеристика условий и путей становления творческих потребностей индивида в жизненном процессе.

Основная гипотеза исследования состоит в следующем: поскольку творчески-преобразовательная деятельность субъекта выступает способом его структурной перестройки и повышения уровня его духовной организации, одним из главных результатов этой деятельности является возвышение потребностей и самоактуализация личности.

Методологическая основа исследования. Выбор методов философского анализа, применяемых в диссертации, определяется природой изучаемого объекта, предметом, целями и задачами исследования. Содержание работы формируется, главным образом, за счет применения концептуально-аналитического подхода к исследованию сущности и динамики человеческих потребностей. Методологическую основу исследования составили диалектический, системный, синергетический, антропологический и деятельностный подходы к анализу проблемы.

Диалектический метод позволяет представить потребность как выражение внутренней противоречивости ее носителя и охарактеризовать развитие потребностей как развертывание и разрешение этих противоречий в процессе структурной перестройки субъекта. Опираясь на методологию системного подхода, мы определили понятие потребностей и основные параметры их структурной развертки.

Адекватным содержанию наших исследовательских задач, связанных с анализом динамики и структуры человеческих потребностей, факторов их иерархизации и возвышения, является деятельностный подход, который представляет человека как продукт его собственной активности, протекающей в определенных социальных условиях. Деятельность выступает в диссертации как всеобщее основание динамизма человеческих потребностей и становления высших потребностей личности.

В свете антропологического подхода личность предстает как процесс становления ее духовных структур. Понимание внутренних механизмов развития личности, существенно опирающееся на принципы синергетики как теории самоорганизации, позволило выявить важнейшие звенья социального механизма становления потребностей в самореализации и самоактуализации личности.

Логика исследования опирается на принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Исследование начинается с абстрактного определения сущности потребностей, которое развертывается в систему взаимосвязанных понятий о специфике и структуре потребностей человека. На этой основе строится теоретическая модель динамики потребностей, выявляются факторы становления высших потребностей личности.

Научная новизна исследования заключается в развитии существующих представлений о социальном механизме структурирования потребностей личности, в выдвижении и обосновании социально-философской концепции возвышения потребностей личности в процессах самореализации и самоактуализации. Личный вклад автора в теоретическое исследование проблемы состоит в следующем:

• углубление в ряде аспектов философского понимания сущности потребностей как внутреннего фактора активности самоорганизующихся систем, специфики потребностей человека, выражающейся в их динамизме и прогрессирующей дифференциации, предпосылок их развития, структурирования и интеграции на основе социальной деятельностивыдвижение и обоснование принципа деятельностной «иерархизации» потребностей;

• теоретическое обоснование представлений о роли потребительной деятельности в динамике потребностей и характеристика феномена потребительствавыявление роли производительной деятельности как основы становления и развития потребностей, уточнение и развитие представлений о социальном механизме порождения новой потребности творчески-преобразовательной деятельностью субъекта;

• анализ мировоззренческих оснований возвышения потребностей личностивыявление социальных факторов и внутренних субъективных предпосылок становления потребностей в самореализации и самоактуализации, развитие синергетических представлений о взаимосвязи творчества и самоактуализации личности;

• характеристика основных этапов, социальных условий и факторов становления потребностей в индивидуальном жизненном процессевыявление роли социального идеала как духовного фактора самоактуализации и возвышения потребностей личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Потребность представляет собой отношение функциональной системы к окружающей среде, выражающее внутреннюю необходимость активного действия системы, направленного на ее самосохранение. В этом качестве она входит в механизм функционирования системы как его фундаментальное детерминационное основание. Необходимость изменения ради неизменности, — так может быть выражена диалектически противоречивая природа потребности. Она есть фактор динамической устойчивости — фактор активности, сохраняющей породившую ее структуру.

2. Динамизм человеческих потребностей обусловлен преобразовательным характером социальной деятельности. Развитие потребностей личности как обогащение и универсализация их системы есть функция созидательной деятельности субъекта. Рост и прогрессирующая дифференциация потребностей субъекта в процессе этой деятельности обусловливают иерархическую структуру потребностей личности.

3. Потребительная деятельность субъекта, будучи условием его самосохранения, не является фактором развития и иерархизации его потребностей. В этом качестве выступает реализация интересов субъекта посредством участия его в творчески-преобразовательной деятельности.

4. Самоактуализация есть процесс структурной перестройки личности в направлении повышения уровня ее организации. Субъективным условием самоактуализации служит трансформация мировоззрения субъекта. Потребность в самоактуализации формируется на основе творческого отношения субъекта к его деятельной активности во внешнем мире. Одним из важнейших личностных результатов перестройки духовной структуры индивида под влиянием творческой деятельности является становление высших потребностей личности — в самореализации и самоактуализации.

5. Становление и развитие потребностей индивида в жизненном процессе происходит поэтапно, на основе реализации его интересов в игровой, духовно-осваивающей, учебной и трудовой деятельности.

6. Социальный идеал представляет собой меру обращенности социальной динамики в будущее. Прагматизм социальных целей не создает побуждения к самоактуализации личности. Конституирование в обществе высоких идеалов смещает акценты социального бытия от прошлого и настоящего в направлении будущего, что способствует появлению у индивидов установки на личностное саморазвитие. В результате самоактуализация личности становится массовым социальным явлением.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Развиваемые в диссертации представления о сущности потребностей, их динаи мике и деятельностных основаниях их структурной развертки имеют мировоззренческое и методологическое значение, они являются составной частью переосмысления тенденций и перспектив развития человека гуманитарными и социальными науками.

Обоснованная в работе концепция условий и факторов возвышения потребностей личности может способствовать корректировке ряда важнейших экзистенциальных ценностей человеческой жизни. Представляется возможным применение выводов автора о путях становления творческих потребностей индивида в практике социального управления и в воспитательной работе.

Теоретические положения диссертации могут быть учтены в ходе совершенствования вузовских курсов социальной философии, антропологии и психологии.

Апробация работы. Научные разработки диссертанта по теме исследования докладывались и обсуждались на VI и VII Всероссийских научно-практических конференциях РФО «Созидание человечного общества» (Иркутск — Москва, 2006 и 2007 гг.), на Всероссийской научной конференции «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск, 2007 г.), на постоянно действующем городском философском семинаре «Мировоззрение и идеология общества» (Иркутск) и ряде внутривузовских научных конференций. По теме исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,6 печатного листа, в том числе две статьи в журнале, включенном в список ведущих изданий по философским наукам. Диссертация прошла обсуждение на кафедре философии Байкальского государственного университета экономики и права.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка из 186 наименований. Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переструктурирование индивидуальных потребностей является «категорическим императивом» современности. Социально-экономическая парадигма нового века должна определяться экологическими, нравственными, духовными факторами, а не потребительскими установками и ценностными ориентациями, канонизирующими направленность развития производства на телесно-комфортное существование индивида.

Представленное нами понимание потребностей делает возможным объяснение их способности к развертыванию своего системного содержания с позиций деятельностного подхода. Поскольку специфически человеческая, созидательная деятельность более или менее далеко выходит за по-требностный контур детерминации, потребность не может быть единственной движущей силой активности субъекта. Она детерминирована целым комплексом объективных и субъективных факторов, в число которых входят помимо потребностей такие внешние факторы и внутренние побуждения, как стимулы, интересы, ценностные ориентации, мотивы, намерения, цели. Все они обусловлены социальным способом удовлетворения потребностей человека, и вне связи с ними ни одна из этих детерминант не возникает. Но они не сводятся к потребностям «без остатка», и именно «непотребностная» социальная детерминация деятельности порождает динамизм человеческих потребностей. Их эволюция представляет собой продукт реализации социальных (личностных) функций индивида в творчески-созидательной деятельности, подчиненной не потребностям этого индивида, а интересам социума.

Социально-деятельный способ удовлетворения потребностей человека как раз и делает его существом, способным к безграничному структурному изменению системы его потребностей. Анализ системной дифференциации потребностей, происходящей в процессе социальной деятельности субъекта, позволяет выработать рациональный способ типологии индивидуальноличностных потребностей на основе принципа «деятельностной иерархизации». Этот принцип выражает объективную «логику» появления новых потребностей, которые иерархически возвышаются, «надстраиваются» над существующими, интегрируясь в целостную систему.

В подобном контексте иерархизация потребностей представляется отражением реального процесса развертывания их системы посредством переструктурирования субъекта и раскрытия внутреннего духовного потенциала личности в процессе творческой деятельности. В результате становится возможным создание концептуальной модели формирования человеческих потребностей, содержащей в себе принципиально новые представления о социальных факторах рационализации потребностей в процессах индивидуального потребления и о способах возвышения потребностей личности.

Ориентация общества на потребление ведет к стагнации личностного развития индивидов и порождает такой социальный феномен, как потребительство. Такое общество функционирует по схеме «потребности — производство — потребление — воспроизводство потребностей». Если же общество культивирует творчество (научное, техническое, социальное, интеллектуальное, нравственное, художественное), то оно все больше смещает вектор активности индивидов в направлении возвышения потребностей и таким образом побуждает личность идти по пути самоактуализации. Обществу, ради выживания человечества, надо измениться таким образом, чтобы развиваться по принципу «потребности — производство — удовлетворение и возвышение потребностей человека».

Наше теоретическое исследование проблем формирования потребностей приводит к итоговой мысли о том, что этот сложный процесс имеет двойную детерминацию. Выявление диалектики внешнего и внутреннего, социального и индивидуального' в развитии потребностей личности — одна из ключевых проблем изучения эволюции этих потребностей.

Прежде всего, личностное бытие детерминировано природными и социальными условиями жизни индивида, а также содержанием и характером его деятельности. Внутренние источники социальной активности субъекта возникают и формируются в той или иной зависимости от этих социальных условий и жизненных обстоятельств. «Печать» объективности лежит на характере и формах развития всех побудительных сил деятельности субъекта и в первую очередь — его потребностей. Чтобы создать условия для развития личности, обществу предстоит «запустить» социальный механизм «производства» высших духовных потребностей человека, создать комплекс объективных факторов, генерирующих эти потребности. Общество может и должно вырабатывать потребностно ориентированные проекты и программы развития.

Но не менее значима субъективная детерминация эволюции потребностей. Развертывание структуры личных потребностей не может совершаться как сугубо объективный процесс, независимый от сознания субъекта. Только при активном участии сознания становится возможным формирование оптимальной структуры и возвышение потребностей личности.

В качестве субъективных предпосылок их возвышения выступают возникновение целостной мировоззренческой структуры индивида и формирование творческого отношения его как социальной действительности. Не учитывая влияния сознания субъекта, мы не поймем ни способа детерминации собственно человеческой (созидательной) деятельности, ни факторов и путей рождения новых потребностей, структурирования их системы, возникновения высших потребностей личности, таких как потребности в самореализации и самоактуализации. Для того чтобы создать субъективные предпосылки становления высших потребностей личности, необходимы собственные усилия субъёкта, направленные на выработку мировоззренческих оснований самореализации и самоактуализации личности.

Важнейшим социальным продуктом этих объективных процессов и сознательных усилий как раз и является развертывание системы потребив ностей индивида, обогащение ее новыми духовными потребностями, т. е. повышение уровня ее разнообразия, а в результате — становление и формирование оптимизированной личностной системы потребностей.

Итак, мы убеждены, что, в конечном счете, именно общество порождает все условия и факторы деятельности своих членов, а тем самым и создает условия их развития. Человек — не животное, какие бы эпитеты (производящее, общественное, мыслящее, разумное и т. п.) при этом ни употреблялись. Человек в своей потенции — существо духовное, но его дух «взрастает в вышину» только в социальном творчестве. Из этого и надо исходить, вырабатывая приоритеты общественного развития.

Сознавая формирование духовных потребностей своих членов как свою практическую задачу, общество призвано направлять усилия на создание социальных условий, способствующих творческой самореализации личности. В благоприятных социальных условиях возвышение потребностей личности и движение ее путем самоактуализации станет не уделом отдельных людей, а массовым явлением, социальным фактом. Интенции общества, подчиняющего свои устремления развитию личности, рано или поздно превращаются в нравственный императив «работы над собой», а вместе с этим складываются субъективные предпосылки самоактуализации личности.

Несомненно, что идее разумного регулирования динамики потребностей и потребления еще предстоит интегрироваться в систему ценностей мировой культуры в качестве одной из ее доминант. Однако бесспорно и то, что ей не суждено стать грограммной целью общества, пока духовная ориентация потребностей не будет принята массовым сознанием и не приобретет статус социального идеала. Осознание этой необходимости — важнейшее условие формирования новой палитры человеческих потребностей, согласующейся как с экологическими императивами эпохи, так и с перспективами духовного развития-личности. Нарастающее ощущение опасности катастрофы глобального масштаба энергично подталкивает сознание I человечества в этом направлении, и чем более осмысленным будет движение к новой культурной парадигме, тем более вероятен скорый и благоприятный исход переживаемого кризиса.

Спасение цивилизации в конечном счете заключено не в возможностях познания, а в способности человечества выработать допустимый предел активности и поставить его, как защитную черту. На этом и будет строиться коэволюционная активность человека, соответствующая интересам развития и биосферы, и человечества. Для этого человек должен осознать себя членом планетарного сообщества, ответственного за судьбу всех людей и всей биосферы. Почувствовать себя ответственным за будущее человечества — это важнейшая проблема духовного мира человека. Если нет высокой духовности, нет и самоактуализирующейся личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем / Ю. И. Александров // Психол. журн. — М., 1995. -Т. 16,№ 1.-С. 26−30.
  2. Ю. П. Монолог о генетике / Ю. П. Алтухов // Человек. М., 2003.-№ 6.-С. 13−21.
  3. Р. Этика экологической ответственности: (Главы из книги) / Р. Атфилд // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990. — С. 203−257.
  4. Р. К. Наркоцивилизация / Р. К. Баландин. М.: Эксмо, 2003.- 448 с
  5. Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопр. философии.-М., 1995.-№ 3.-С. 107−114.
  6. Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев // Избр. труды. М.: Республика, 1999. — С. 3−134.
  7. Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1991. -360 с.
  8. Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М.: Филос. об-во СССР, 1990. — 240 с.
  9. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 608 с.
  10. Берега рациональности. Беседа с В. С. Швыревым // Вопр. философии. М., 2004. — № 2. — С. 113−126.
  11. Бовуар де С. Очень легкая смерть: Повести. Эссе: Пер с франц. / С. де Бовуар. М.: Республика, 1992. — 414 с.
  12. Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М.: Педагогика, 1978. С. 168−179.
  13. Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Л. И. Божович. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995.-352 с.
  14. В. Марксистская теория оценки: Пер. со словац. / В. Брожик. М.: Прогресс, 1982. — 260 с.
  15. Д. Философия деятельности / Д. Бэкхерст // Вопр. философии. М., 1996. — № 5. с. 72−79.
  16. П. В. О возможностях теоретико-категорных методов в описании динамических систем / П. В. Васильев // Системные исследования: Ежегодник 1991. -М. Наука, 1991. С. 142−161.
  17. В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 288 с.
  18. JI. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн. — М.: Гнозис, 1994.-336 с.
  19. . Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования / Б. Н. Воронцов. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. — 191 с.
  20. Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  21. Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. М., 1974. -Т. 1.
  22. Г. Философия права / Г. Гегель // Соч.: В 15 т. М.- Л., 1934. -Т. 7.-С. 1−380.
  23. Г. Эстетика: В 4-х т. / Г. Гегель. М.: Искусство, 1973. — Т. 4. -674 с.
  24. А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — С. 152−201.
  25. А. М. Предвидение и цель в развитии общества: (Философ-ско-социологические аспекты социального прогнозирования) / А. М. Гендин. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ин-т, 1970. — 436 с.
  26. А. Г. Модернити и Россия / А. Г. Глинчикова // Вопр. философии. М., 2007. — № 6. — С. 38−56.
  27. . Что такое психология: В 2 т.: Пер с франц. / Ж. Годфруа. -Т. 1.-М.: Мир, 1992.-496 с.
  28. П. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления / П. Гольбах // Избр. произв.: В 2 т. М., 1963. -Т. 2.-С. 85−534.
  29. Д. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Д. Гэл-брейт. М.: Прогресс, 1969. — 480 с.
  30. В. В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов. // Вопр. философии. М., 1996. — № 5. — С. 52−62.
  31. М. В. Природа деятельности / М. В. Демин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 168 с.
  32. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-366 с.
  33. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей (статья первая) / Г. Г. Дилигенский // Вопр. философии. М., 1976. -№ 9. -С. 30−43.
  34. Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  35. Д. И. Психика и мозг: Результаты и перспективы исследований / Д. И. Дубровский. // Мозг и разум. М.: Наука, 1994. -С. 3−19.
  36. Д. И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований / Д. И. Дубровский. М.: Наука, 1994. — 242 с.
  37. О. М. Проблема развития способностей: до и после JI. С. Выготского / О. М. Дьяченко // Вопр. психологии. М., 1996. — № 5. -С. 98−109.
  38. Еляков A. Homo informaticus в информационном мире / А. Еляков // Свободная мысль-XXI. М., 2005. — № 3. — С. 150−161.
  39. П. М. Потребности человека / П. М. Ершов. М.: Мысль, 1990.-365 с.
  40. Г. Е. Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории / Г. Е. Залесский // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. редакция JL В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — С. 139−144.
  41. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здра-вомыслов. -М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  42. А. А. Могучее влияние на все человечество: философ, социолог, писатель Александр Зиновьев в беседе с Виктором Кожемя-ко / А. А. Зиновьев // www.rednews.ru.
  43. В. П. От классической к органической психологии / В. П. Зинченко // Вопр. психологии. М., 1996. — № 5. — С. 7−20.
  44. Н. В. Потребности социалистической личности / Н. В. Иванчук. М.: Мысль, 1986. — 192 с.
  45. Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  46. Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психол. журн.-М., 1995.-Т. 16, № 2.-С. 27−41.
  47. И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // www.philosophi.ru
  48. И. В. Потребности и установка / И. В. Имедадзе // Психол. журн. М., 1984. — Т. 5, № 3. — С. 30−38.
  49. М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  50. К. О. О русском национальном характере / К. О. Касьянова. М.: Смысл, 1994. — 126 с.
  51. М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы: (социологический аспект) / М. С. Кветной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. — 224 с.
  52. Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание / Д. А. Кикнад-зе. М.: Мысль, 1968.- 148 с.
  53. Г. Г. «Мгновенная» мифология как технология жизни / Г. Г. Кириленко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7 (философия). М., 2007.-№ 2.-С. 77−94.
  54. . А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии: (Вопросы теории и методологии) / Б. А. Кислов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 184 с.
  55. Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопр. философии. М., 1997. — № 3. — С. 62−79.
  56. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. / П. Козловски. М.: Республика, 1997. — 240 с.
  57. Р. И. Синергетика и мозг / Р. И. Кругликов, Г. И. Рузавин // Мозг и разум. М.: Наука, 1994. — С. 56−74.
  58. Е. Г. Диалектика производства и потребностей / Е. Г. Куде-лин. -М.: Политиздат, 1977. 175 с.
  59. Н. С. Человек: потребности и ценности / Н. С. Кузнецов. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 152 с.
  60. С. А. Социальные системы: Опыт структурного анализа / С. А. Кузьмин. М.: Наука, 1996. — 191 с.
  61. Т. Исследования массовой и популярной культуры / Т. Кэндо // Кравченко А. И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 326−335.
  62. А. Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе / А. Н. Лебедев // Вопр. психологии. М, 1996. — № 4. — С. 93−99.
  63. Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995. -316с.
  64. А. Н. Деятельность и личность (статья первая) / А. Н. Леонтьев // Вопр. философии. М., 1974. — № 4. — С. 87−97.
  65. А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев //Вопр. философии. -М., 1972. -№ 9. С. 95−108.
  66. А. Н. Проблемы развития психики: 4-е изд. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  67. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Смысл- Изд. центр «Академия», 2004. 352 с.
  68. Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д. А. Леонтьев // Психол. журн. М., 1992. — Т. 13, № 2. — С. 107 117.
  69. Д. А. Дискурс свободы и ответственности / Д. А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7 (философия). М., 2006. — № 5. — С. 95 113.
  70. В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности / В. С. Магун. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. — 176 с.
  71. В. С. Трудовые ценности российского населения: социалистическая модель и постсоциалистическая реальность / В. С. Магун // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М.: Аспект Пресс, 1995.-С. 137−151.
  72. А. В. Диалектика деятельности и потребностей общества / А. В. Маргулис. Белгород: Белгор. пед. ин-т, 1972. — 96 с.
  73. Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры /
  74. С. Маркарян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — 146 с.
  75. К. Капитал: Критика политической экономии. Том первый / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М., 1960. — Т. 23. -С. 1−907.
  76. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Часть первая / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М., 1968. — Т. 46,4. 1.-С. 1−559.
  77. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М., 1974. — Т. 42. -С. 41−174.
  78. К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. — М., 1955. — Т. 3. — С. 7−544.
  79. Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. М.: Высшая школа, 1990. — 128 с.
  80. А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  81. А. Самоакту?лизация / А. Маслоу. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-вс Моск. ун-та, 1982. — С. 108−117.
  82. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.- 531 с.
  83. Д. Пределы роста: Пер. с англ. / Д. Медоуз, Д. Медоуз, Й. Рандерс, В. Беренс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 208 с.
  84. А. В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии / А. В. Меренков. Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1985. — 143 с.4155
  85. А. В. Потребности развития и функционирования личности при социализме / А. В. Меренков // Проблемы становления и развития социалистической личности. Свердловск: Урал. гос. унт, 1985.-С. 22−32.
  86. А. И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи / А. И. Мещеряков // Вопр. философии. -М., 1968.-№ 9.-С. 109−118.
  87. А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. М.: Педагогика, 1974.-327 с.
  88. А. А. О человеческих потребностях / А. А. Миголатьев // Социально-политический журнал. 1998. — № 6. — С. 45−56.
  89. Е. Г. «Быть свободным это значит быть человеком»: О гранях идеи свободы в мышлении романтиков / Е. Г. Милюгина // Вопр. философии. — М., 2006. — № 12. — С. 120- 136.
  90. Н. Н. Социализм и разумные потребности личности / Н. Н. Михайлов. М.: Политиздат, 1982. — 191 с.
  91. JI. И. Социология культуры: Учебное пособие. 3-е изд., доп. / JI. И. Михайлова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К-«, 2006. — 344 с.
  92. Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. М.: Аграф, 1998.-480 с.
  93. Э. Персонализм: Пер. с франц. / Э. Мунье. М.: Искусство, 1992.- 143 с.
  94. В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В. Н. Мясищев. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. -356 с.
  95. Наука и будущее: идеи, которые изменят мир: Материалы междунар. конф., Москва, 14−16 апр. 2004 г. М.: ГГМ им. В. И. Вернадского РАН, 2004.-230 с.
  96. Научные исследования и человеческие потребности: Материалы Московской встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. М.: ВНИИ сис-темн. иссл., 1979. — 112 с.
  97. А. В. Формирование потребности в труде / А. В. Нельга. -Киев: Вища школа, 19о6. 169 с.
  98. Е. П. Самоутверждение человека / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова // Вогр. философии. М., 1997. — № 9. — С. 96−117.
  99. Ф. Антихристианин: Опыт критики христианства / Ф. Ницше // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.-С. 17−93.
  100. Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего / Ф. Ницше // Соч.: В 2 т. М., 1990. — Т. 2. — С. 238−406.
  101. И. Б. Системный стиль мышления: (Особенности познания и управления в сложных системах) / И. Б. Новик. М.: Знание, 1986. -64 с.
  102. К. Психология влечений человека: Пер. с польск. / К. Обуховский. -М.: Прогресс, 1972.-247 с.
  103. Т. Н. Творчество и свобода / Т. Н. Овчарова // Свобода и справедливость: Диалог мировоззрений. Н.-Новгород: Изд-во Волго-Вятск. кадр, центра, 1993. — С. 73−75.
  104. Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт. М.: Ювента, 1998. -345 с.
  105. С. В. Человек и его потребности / С. В. Орлов. СПб.: Питер, 2006.-218 с.
  106. Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т. А. Панкова // Социол. исследования. М., 2002. -№ 5.-С. 110−118.
  107. В. Д. Жизнь горожанина (1965−1989) / В. Д. Патрушев. -М.: Akademia, 2001. 160 с.
  108. А. Человеческие качества: Пер. с англ. / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1980.-302 с.
  109. . Избр. психол. труды / Ж, Пиаже. М.: Просвещение, 1969. -472 с.
  110. Н. А. Духовные потребности и реальное поведение / Н. А. Победа. Кишинев: Штиинца, 1990. — 115 с.
  111. И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. -432 с.
  112. Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили и др. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 351 с.
  113. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: Опыт социологического исследования / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1978.-207 с.
  114. В. В. Что такое рынок: экономико-социологический подход /
  115. B. В. Радаев // Обществ, науки и современность. М., 2007. — № 4.1. C.117−132.
  116. А. А. Самоактуализация и самотрансценденция личности / А. А. Реан // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. -С. 305−307.
  117. Э. Жизнь Иисуса: Пер с франц. / Э. Ренан. М.: Политиздат, 1991.-398 с.
  118. Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998.-416 с.
  119. В. Образование в обновляющемся мире / В. Розин // «Alma mater» (Вестник высшей школы). М., 2006. — № 7. — С. 18−27.
  120. X. Существует ли экологическая этика? / X. Ролстон // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. -М.: Прогресс, 1990. С. 258−288.
  121. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М.: Наука, 2005. — 396 с.
  122. С. JI. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 322 с.
  123. С. JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  124. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества / Г. И. Рузавин // Вопр. философии. М., 1995. — № 8. — С. 63−72.
  125. А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. М.: Высшая школа, 1987. — 159 с.
  126. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2002. -212 с.
  127. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989.-С. 319−344.
  128. В. И. Воля, ее развитие и воспитание: Избр. психол. произв. / В. И. Селиванов. Рязань: Рязан. гос. пед. ин-т, 1992. — 572 с.
  129. В. Ф. Философские проблемы биологии человека: (Психофизиологическая проблема и современная биология) / В. Ф. Сержантов. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1974. — 158 с.
  130. Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. СПб.: Речь, 2004. — 672 с.
  131. П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-215 с.
  132. П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. -М.: Наука, 1984. 161 с.
  133. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. М., 2006. — № 9. — С. 3−33.
  134. В. И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчи-ков // Психология личности в трудах отечественных психологов /
  135. Сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — С. 381— 395.
  136. С. Г. Общественная жизнь: управление и самоорганизация / С. Г. Спасибенко, В. В. Панферова // Соц.-полит. журн. М., 1996.-№ 1.-С. 70−81.
  137. У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / У. Сперри // Мозг и разум. М.: Наука, 1994.-С. 20−44.
  138. Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  139. К. В. Биологические мотивации / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1971.-304 с.
  140. В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В. Я. Суртаева. СПб.: Питер, 2000. — 208 с.
  141. С. А. Взаимоотношение целого и частей в живых системах / С. А. Титов // Системные исследования: Ежегодник 1991. М.: Наука, 1991.-С. 71−90.
  142. О. Наука и изменение: (Предисловие) / О. Тоффлер // При-гожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — С. 11−33.
  143. Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: Изд-во ACT, 2003.-558 с.
  144. Т. А. Изменение системы духовных потребностей и закономерности их формирования / Т. А. Троицкая // Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1979.-С. 7−18.
  145. В. А. Актуальные проблемы теории человеческих потребностей / В. А. Туев // Вестник ИГЭА. 2000. — № 4. — С. 15−26.
  146. В. А. Принцип ratio в оценке человеческих потребностей / В. А. Туев // Известия ИГЭА. 2003. — № 2. — С. 114−119.
  147. В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории) /
  148. B. А. Туев. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. — 264 с.
  149. К. Вечная психология: спектр сознания / К. Уилбер // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990. — С. 469186.
  150. В. В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское исследование / В. В. Фетискин. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 186 с.
  151. Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред.
  152. C. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006. — 912 с.
  153. Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -С.357−403.
  154. В. П. Социальная деятельность как система / В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. — 304 с.
  155. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  156. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 94−142.
  157. JI. М. Родовые потребности и их роль в жизни людей и народов / Л. М. Фридман // Журнал прикладной психологии. М., 2001.- № 4.- С. 38−46.
  158. И. Ценностное понимание человека / И. Фролов // «Alma mater» (Вестник высшей школы). М., 2006. — № 7. — С. 34−36.
  159. Э. Искусство любви. Исследование природы любви / Э. Фромм. Минск, 1990.- 156 с.
  160. Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. — С. 443−482.
  161. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  162. Э. Здоровое общество / Э. Фромм. // Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма: Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. -С. 273−596.
  163. Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 143— 221.
  164. Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики: Пер. с англ. / Э. Фромм. Минск: Коллегиум, 1992. -253 с.
  165. Э. Человеческая ситуация: Пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Смысл, 1995.-239 с.
  166. Э. Предисловие к антологии «Природа человека» / Э. Фромм, Р. Хирау // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990. — С. 146−168.
  167. Г. Б. Антропология: Учебное пособие / Г. Б. Хасанова. -М.: Кнорус, 2004.-240 е.
  168. В. Гении философии нового времени: Пер. с нем. / В. Хесле. -М.: Наука, 1992.-224 с.
  169. В. Философия и экология: Пер. с нем. / В. Хесле. М.: Наука, 1993.-205 с.
  170. Р. Седьмой враг: человеческий фактор в глобальном кризисе: (Главы из книги) / Р. Хиггинс // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990. -С. 26−75.
  171. Хьелл JL Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  172. В. И. Мотивация учебной деятельности / В. И. Чирков. -Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1991. 51 с.
  173. И. М. Теоретические основы проблемы потребностей личности: Социологический аспект / И. М. Чудинова. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1975.-246 с.
  174. Ш. Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности / Ш. Н. Чхартишвили // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. -Тбилиси: Мецниереба, 1974. С. 5−32.
  175. В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
  176. А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
  177. Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М., 1961. — Т. 20. — С. 339−626.
  178. Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1997. — 350 с.
  179. Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопр. психологии. М., 1997. -№ 4.-С. 20−27.
  180. С. И. Философия незамкнутости / С. И. Яковленко // Вопр. философии. М., 1996. — № 2. — С. 41−50.
  181. Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1. The Rise of the Network Society. Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1996.-462 p.
  182. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 2. The Power of Identity. Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1997. — 386 p.
  183. Copp D. The right to an adequate standard of living: Justice, autonomy, and the basic needs // Social philosophy a. policy. Oxford, 1992. -Vol. 9, iss. 1. -P. 231 -261.
  184. Doyal L. Thinking about human need // New left rev. L., 1993. -№ 201.-P. 113−128.
  185. Levin K. Vorsatz, Wille und Bedurfni?,. Berlin: Verlag, 1926. — 320 s.
  186. Maslow A. Motivation and Personality. N. Y.: Harper, 1954. — 41 lp.
  187. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. N. Y.: Viking, 1971. -423 p.
  188. Mischel W. Objective and subjective Rules for Delay of Gratification // Cognition in Human Motivation and Learning / Ed. by G. dTdewalle, W. Lens. -Leuven, 1981.-P. 33−58.
  189. Soper K. A theory of human need // New left rev. L., 1993. — № 197. -P. 113−128.
Заполнить форму текущей работой