Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философские аспекты формирования личной религиозной идентичности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обществе всегда есть потребностьвыдвижения и обоснования некоторых^ ценностейкоторые имеют высшееабсолютное значение, включая в себя вопросы нравственностисмысла" личного совершенствованиясправедливого государственного устройства и: назначения человека. Возрастание роли религии как духовного фактора, обусловленное кардинальными? переменамипроизошедшими в России в конце XX — начале XXI, вв… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы социально-философского изучения «личной религиозной идентичности»
    • 1. 1. Феномен «личной религиозной идентичности» как предмет социально-философского исследования
    • 1. 2. Социально-исторические ¦ и концептуальные предпосылки формирования религиозной идентичности в отечественной культуре
    • 1. 3. Биографические моменты становления личной религиозной идентичности С.И.Фуделя
  • ГЛАВА II. Социально-философский контекст анализа С. И. Фуделем дискуссий о подлинности в русской философии XIX века
    • 2. 1. Историософские проекты славянофилов
    • 2. 2. Аксиологические аспекты подлинного бытия в русской литературе
    • 2. 3. Онтологические и гносеологические аспекты в «макроконцепциях» бытия К. Н. Леонтьева и B.C. Соловьева
  • ГЛАВА III. Рациональные, эстетические и этические аспекты подлинного (на материалах творчества С.И. Фуделя)
    • 3. 1. Подлинность как объект философско-мировоззренческой рефлексии
    • 3. 2. Эстетические и этические основания подлинного

Социально-философские аспекты формирования личной религиозной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мир вступил в эпоху глобальных изменений. Конец XX — начало XXI веков — это время все углубляющегося кризиса во многих областях и направлениях человеческой деятельности, среди которых особое место занимает идентичность, самотождественность человека, приводя «к негативной автономии, идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствию жизненных планов, т. е. к потере идентичности"1.

В сфере культуры развиваются процессы стандартизации и унификации, что обуславливает обезличивание человека. Разрушаются прежние социальные институты, которые определяли процесс идентификации, особенно религия, которая санкционировала нормы морального поведения и являлась важным фактором целостности личности. Американский футуролог А. Тоффлер в 80-х годах XX века писал: «Миллионы индивидов напряженно ищут собственную идентичность или некую магическую терапию, облегчающую воссоединение их личности, чтобы победить хаос, внутреннюю энтропию, сформировать собственный порядок"2.

Стремление интегрировать современную Россию в международное сообщество, в котором усиливаются глобалистские тенденции, ставит вопрос о том, на каких основаниях может осуществиться эта интеграция, в каком контексте окажется национально-историческая идентичность России, как и личная идентичность ее граждан. В связи с этим, отмечает Н. В. Честнейшин, «русский консерватизм, основывающийся на принципе «вне традиции нет личности» в современной ситуации начинает привлекать к себе все большее внимание философов, историков, политологов, социологов и политиков.

1 Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. 2004 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sakovorotaajaid/00.aspx (01.12.10).

2 Тоффлер Э. Третья волна. 2003 //[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.rnfo/bibliotekBuks/Culture/Toffler/Index.php (05.03.2011). практиков"3.

Одним из ярких и до настоящего времени малоисследованных религиозных мыслителей XX века консервативного направления был Сергей Иосифович Фудель, чье творчество позволит уяснить проблемы особенностей формирования и экзистенциального бытия личной религиозной идентичности, рассматриваемых сквозь призму биографии. Проблема формирования личной религиозной идентичности, которая, как видим, весьма актуальна, на сегодняшний день остается все еще мало изученной. Ведь за ней встает колоссальная проблема национальной идентичности России завтрашнего дня, ее будущего исторического пути.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема идентичности человека в форме самостоятельного теоретического знания впервые начала заявлять о себе в психологии XX века, особенно в работах 3. Фрейда и Э. Эриксона.

Важный вклад в изучение проблемы внесли работы Р. Баумайстера, А. Гидденса, У. Джеймса, Ч. Кули, А. Маслоу, Р. Мейли, Дж. Мида, Г. Олпорта, Ж. Пиаже, К. Роджерса, X. Салливена, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, В. Хесле, К. Хорни, Э. Шпрангера, К. Юнга и других.

Из отечественных ученых, которые работали в области теории идентичности, известны К.А. Альбуханова-Славская, М. М. Бахтин, JI.C. Выготский, A.A. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Ю. М. Лотман, B.C. Мерлин, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Сохань, А. Г. Спиркин, Д. Б. Эльконин, В. Ядов. Сегодня об этом пишут Г. Н. Андреева, Н. В. Антонова, М. В. Заковоротная, Н. М. Лебедева, А. Н. Леонтьев, B.C. Малахов, З. В. Сикевич, В. Ю. Хотинец и другие.

Ряд зарубежных и российских ученых пишут о проблемах современного постмодерна, сильно повлиявшего на кризис в области личной и коллективной идентичности. Из зарубежных авторов можно назвать таких исследователей, как 3. Бауман, У. Бек, Д. Белл, 3. Бжезинский,.

3 Честнейший Н. В. Проблема человека в философии русского консерватизма. Автореф. дис.. канд филос. наук: 09.00.11 / Н. В. Честнейшин. — Архангельск, 2004. С. 3.

И. Валлерстайн, Э. Гидценс, Н. Луман, С. Лэш, Д. Нейс бит, Дж. Ритцер, Э. ТоффлерФ. Уэбстер, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, С. Хантингтон. Из российских — Э. Б. Алаева, А. И. Бузгалина, В. Я. Белокриницкого,.

A.Д. Воскресенского, A.A. Зиновьева, В.Л. ИноземцеваЛ.Г. Ионина,.

B.А. Красилыцикова, А. И. Неклессы, Н. Е. Покровского, Г. Л. Тульчинского,.

B.Г. Хороса, MIA. Чешкова, Ю. В. Шишкова, А. Я. Эльянова. Небезучастной остается к обсуждению современных социокультурных вопросов и Русская Православная церковь. Эта тематика в той или иной форме почти постоянно звучит в выступлениях Святейшего Патриарха Московского и, всея Руси Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), других богословов и представителей Церкви. Церковное видение проблемы отражено в официальных документах «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 4 «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека"5.

Переходя непосредственно к рассмотрению вопроса о степени научной разработанности проблемы религиозной идентичности, следует сказать, что в отечественных исследованиях она поднималась недостаточно. Из современных авторов, интересующихся этой проблемой, можно назвать исследования Н. В. Баскаковой, Б. В. Гройса, С. Турина, Л. П. Ипатовой, Л. Г. Королевой, Д. С. Крюкова, М. П. Мчедлова, А. П. Романова,.

C.B. Рыжовой, Т. В. Спицыной, Т. А. Чикаевой и некоторых других. В социальной философии традиция исследования религии и религиозности представлена трудами классиков: П. Бергера, H.A. Бердяева, А. Г. Булгакова, М. Вебера, Г. Ф. Гегеля, И. А. Ильина, И. Канта, Л. П. Карсавина, Т. Лукмана, Н. Лумана, Б. Рассела, П. А. Сорокина, С. Л. Франка, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Ясперса и других.

В рамках отечественного религиоведения значительный вклад в.

4 Основы социальной концепции Русской православной Церкви. М., 2001. — 128 с.

5 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/428 616.html разработку проблемы религиозного становленияличности и индивидуальнойрелигиозности внесли' ведущие ученые: Е. И. Аринин, Ю. А. Бабинов, АЛО. Григоренко, С. И. Иваненко, И. Я. Кантеров, A.A. Красиков, JI.H. Митрохин, М-П. Мчедлов, М. П. Новиков, A.A. Нуруллаев, Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцов, М. Г. Писманик, В. Н. Порус, Hl А. Трофимчук, Д. М. Угриттович, G.A. Чурсанов, М. О. Шахов, И. Н. Яблоков и другие.

Поскольку С. И. Фудель как личность формировался в эпоху Серебряного века и в своих религиозно-философских размышлениях уделял много внимания-литературе этого периода, то для адекватного понимания местаего трудов в общем контексте исследований по этому вопросу надлежит назвать имена С. С. Аверинцева, H.A. Богомолова, А. Г. Бойчука, МЛ. Гаспарова, С.И. I индина, JI.K. Долгополова, К. В. Ивановой, В-А. Келдыша, O.A. Клинга, JI.A. Колобаевой, РТ: В. Корецкой, A.B. Лаврова, Д. М. Магомедовой, К. Д. Муратовой, Д. Е. Максимова, М. В. Михайловой, К. В. Мочульского, Н. М. Солнцевой, А. Пайман, JI.A. Смирновой, Г. П. Струве, Б. В. Тагера, A.A. Ханзен-Леве й других.

Подобным, же образом стоит вопрос и о русском религиозно-философском Ренессансе. Большое внимание этой проблеме уделено в публикациях H.A. Бердяева, Н. К. Бонецкой, В В. Бычкова, В. П. Визгина, И. В. Воронцовой, П. П. Гайденко, Р: А. ГальцевойО-Т. Ермишина, Г. Г. Исупова, Н. О. Лосского, С. А. Левицкого, И. К. Москвиной, С. М. Половинкина, В. А. Сарычева, В. А. Фатеева, Г. В. Флоровского, С. С. Хоружего, O.K. Шиманской и других.

В своих основополагающих убеждениях С. И. Фудель был близок классическому славянофильству. Творчеством славянофилов занимались такие авторы, как Н. П. Барсуков, Д. К. Безнюк, H.A. Бердяев, Т. И. Благова,.

A.A. Галактионов, A.B. Гвоздев, А. Д. Градовский, У. А. Гуральник, Л. С. Данилова, А. Г. Дементьев, С. С. Дмитриев, Е. А. Дудзинская, Б.Ф. Егоров-, Г. Елизаветина, М. Т. Ефимова, A.A. Киреев, В. А. Китаев,.

B.А. Кошелев, Л. М. Крупчанов, В. И. Кулешов, Г. А. Максимович,.

Ю.В. Манн, О. Ф. Миллер, П. Ф. Никандров, С. А. Никитин, С. Н. Носов, i.

A.JI. Осповат, А. Т. Павлов, Т. Ф: Пирожкова, В: П. Попов, А. Н. Пыпин, П. С. Рейфман, З. В. Смирнова, В. Н. Тихомиров, П. А. Флоренский,.

B.А. Целиков, Н. И. Цимбаев, JI.B. Чурина, Е. С. Элбакян, Ю. З. Янковский и другие.

Поскольку С. И. Фудель, на основе мировоззрения и творчества которого нами иллюстрируется проблема личной религиозной идентичности, принадлежал к мыслителям консервативного направления, то здесь следует упомянуть современных исследователей, которые разрабатывали тематику социально-философских и мировоззренческих оснований отечественного консерватизма. Это труды A.B. Деникина, А. И. Есюкова, A.C. Карцова, Г. П. Монастырских, Э. Ю. Попова, Н. В. Честнейшина, Д. А. Честнейшиной.

Творчество С. И. Фуделя почти не исследовалось. Единственным исключением на сегодняшний день является книга Н. В. Балашова и Л. И. Сараскиной «Сергей Фудель», которая вышла в 2010 году6. Кроме биографического материала, в ней представлена полная библиография работ.

C.И. Фуделя. В нашем исследовании произведения С. И. Фуделя анализируются и цитируются по трехтомному собранию его сочинений7.

Объектом исследования являются религиозные аспекты личности, развивающейся в определенном социокультурном контексте.

Предмет исследования — личная религиозная идентичность как феномен социальной реальности, рассмотренная в конкретных условиях отечественной истории XX века на материалах творчества С. И. Фуделя (1899−1977).

6 Балашов Н. В. прот., Сараскина Л. И. Сергей Фудель. — M.: Книжница-Русский путь, 2010.

7 Фудель С. И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Воспоминания. У стен Церкви. Воспоминания об отце Николае Голубцове. Моим детям и друзьям. Письма / С. И. Фудельсост. и коммент. прот. Н. В. Балашова, Л. И. Сараскинойпредисл. прот. В. Н. Воробьева. — М.: Русский путь, 2001; Фудель С. И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Путь Отцов. Церковь верных. Причастие вечной жизни. Записки о литургии и Церкви. Свет Церкви. Соборность Церкви и экуменизм. Священное предание. Приступающему к крещению. О церковном пении. Записи об апостольских посланиях. Итог всего / С. И. Фудельсост., подгот. текста и коммент. прот. Н. В. Балашова. — М.: Русский путь, 2003; Фудель С. И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Наследство Достоевского. Славянофильство и Церковь. Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских. Начало познания Церкви / С. И. Фудельсост., подгот. текста и коммент. прот.

Н.В. Балашова, Л. И. Сараскиной. — М.: Русский путь, 2005.

Цель работы — раскрыть социально-философские аспекты феномена личной религиозной идентичности и ее основных моментов, манифестирующихся через биографию и мировоззрение С. И. Фуделя.

Поставленная цель предполагает решить следующие исследовательские задачи:

1. Разработать рабочее определение понятия «личная религиозная идентичность», определить его смысловые границы и структурные компоненты;

2. Проследить историческую динамику становления особенностей личной религиозной идентичности, характерной для России XIX — XX веков;

3. Раскрыть биографические обстоятельства, которые способствовали формированию личной религиозной идентичности С. И. Фуделя;

4. Выявить социально-философский контекст анализа С. И. Фуделем историософских концепций славянофилов, воззрений К. Н. Леонтьева и B.C. Соловьева, идей русской литературы XIX века;

5. Охарактеризовать понимание подлинного бытия сквозь призму философско-мировоззренческой рефлексии С. И. Фуделя, представить эстетические и этические аспекты подлинности, раскрытые в его творчестве.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена целью и задачами диссертационного исследования, особенностями изучаемого материала. Социальная философия позволяет рассматривать личную религиозную идентичность как психолого-социальный феномен, требующий осмысления в конкретно-историческом, универсально-философском и локально-персоналистическом контекстах. Для раскрытия феномена религиозной идентичности и его религиозно-философской интерпретации нами использован метод социокультурно-исторической реконструкции, историко-философский и историко-культурологический подходы, а также применен метод сравнительно-интерпретирующего анализа. Сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны выдвинутых различными авторами концепций и определить.

•потенциал творческого синтеза ряда предложенных ими подходов.

Социально-философское рассмотрение проблемы личной религиозной идентичности осуществляется с опорой на базовые понятия, положения и выводы из научных трудов отечественных и зарубежных философов, психологов, историков, теологов и религиоведов. Важным методом является теоретический анализ религиозно-философских концепций, которые излагает или затрагивает С. И. Фудель. Использован в работе и биографический метод, так как биография способствует лучшему пониманию историко-культурного содержания взглядов, которые излагает автор.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в проведенном исследовании проанализированы и обобщены различные подходы к пониманию особенностей личной религиозной идентичности, рассмотренные на материале введенных в научный оборот сочинений С. И. Фуделя.

1. В исследовании впервые дано рабочее определение понятия «личная религиозная идентичность», которое отличается от понятия «религиозной идентичности» как отождествления себя с определенной социально-конфессиональной нормой. Личная религиозная идентичность понимается как творческая жизнь индивидуального духа, постигающего фундаментальные основы подлинного бытия и порождающего новые образы нормативности. Феномен личной религиозной идентичности манифестируется как акт самоопределения, направленный на преобразование сложившихся социальных норм, ценой, если потребуется, жертвенного подвига.

2. Социально-философский контекст творческого становления С. И. Фуделя свидетельствует о том, что в XIX — XX веках в российском обществе личная религиозная идентичность часто приобретала множество противоречивых форм, порой весьма удаляющихся от традиционного православия или прямо противопоставляющих себя ему. Утверждение воинствующего атеизма в качестве новой образцовой социальной нормы оказалось вызовом для всех сложившихся форм личной* религиозной идентичности, ответом на который стало творчество С. И. Фуделя, развивавшего наследие отечественной религиозно-философской мысли.

3. В работе предпринята попытка показать целостное описание проблем онтологии, гносеологии, этики и эстетики как аспектов постижения подлинности бытия (на материалах произведений С.И. Фуделя).

На защиту выносятся следующие основные положения, и выводы:

1. Личная религиозная идентичность представляет собой особый социокультурный феномен, определяющий важнейшие параметры личности и способный влиять на формирование общественного сознания.

2. Социально-историческими и концептуальными предпосылками формирования «религиозной идентичности» в отечественной культуре стали принятие византийской формы христианства, противостояние ее католической и протестантской формам идентичности, старообрядческий раскол XVII века, историософские проекты Н. М. Карамзина, славянофилов и западников, «макроконцепции» бытия B.C. Соловьева и К. Н. Леонтьева, религиозная философия мыслителей «серебряного века», размышления богословов и религиоведов.

3. Феномен личной религиозной идентичности рассмотрен в нашем исследовании на примере жизни и творчества С. И. Фуделя, чья идентичность формировалась под влиянием идей его отца, священника И. И. Фуделя, жизненного уклада православной семьи, писателей, церковных деятелей, философов и поэтов «серебряного века», всей социокультурной обстановки в России начала XX века.

4. С. И. Фудель включается в отечественную традицию поисков подлинного бытия как объекта религиозно-философской рефлексии славянофилов и западников, поэтов и писателей, особенно Ф. М. Достоевского, B.C. Соловьева и К. Н. Леонтьева.

5. Основой личной религиозной идентичности С. И. Фуделя выступает защита живой силы христианства, гармонизация рациональных, эстетических и этических аспектов бытия, воплощаясь в «монастыре в миру», аскезе как. этической норме человеческого общежития.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется ее актуальностью, научной’новизной и выводами прикладного характера. Результаты диссертационного исследования создают основу для болееглубокого понимания основных особенностей религиозной идентичности как таковой и личной религиозной идентичности, в частности. В области социальной философии диссертация углубляет современные представления о личной религиозной идентичности, ее формировании, возможности ее сохранения в кризисных общественных условиях. В области современной теории культуры исследование расширяет базу для анализа роли философских идей XIX — начала XX века, особенно славянофильских, которые по-прежнему привлекательны для определенной части нашего общества. Кроме того, работа способствует пониманию тех кризисных процессов, которые происходят в обществе и сегодня.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, философии религии, истории русской культуры, а также различных спецкурсов, посвященных проблемам религиозной идентичности.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения исследования представлены в публикациях автора, а также в выступлениях автора на следующих конференциях: X Международная экуменическая конференция по православной духовности, русская секция: «Оптина пустынь и духовное отцовство» (19−21 сентября 2002 годаИталия, Бозе, Спасо-Преображенский монастырь) — XI Международная экуменическая конференция по православной духовности, русская секция: «Московский Поместный собор 1917;1918 гг.» (18−20 сентября 2003 годатам же) — XIII Международная экуменическая конференция по православной духовности, русская секция: «Андрей Рублев и русская икона» (15−17 сентября 2005 годатам же) — XIV Международная экуменическая конференция по православной* духовности, русская? секция: «Церковная миссия русского православия» (1820 сентября 2006' годатам же) — XV Международная экуменическая конференция по православной духовности, русская секция: «Преображение Христа в православной духовной традиции» (16−19 сентября 2007 годатам же) — ХУВ Международные: Рождественские образовательные чтения (секция «Церковь и культура», январь 2007 года, г. Москва) — Всероссийская научно-практическая конференция «Калуга на литературной карте России» (октябрь.

2007 года, Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского) — Чтения памяти С. И. Фуделя: к 30-летию со дня кончины (март 2007 года, Владимирская. Свято-Феофановская духовная семинария, г. Владимир) — Международная научная конференция «Художественный текст и культура VII» (октябрь 2007 года, Владимирский государственный гуманитарный университет) — I Международная церковно-общественная конференция «Покровские чтения» «Свидетельство мучеников и исповедников XX века» (октябрь 2007 года, Владимирская епархия РПЦ (МП), Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимирский государственный университет) — Научно-практическая конференция «Проблемы развития туризма в городах России» в рамках II Форума малых городов России (апрель 2008 года, Владимирский государственный гуманитарный университет) — Международная научная конференция «Тексты Розанова: контексты и мифологемы» (май-июнь 2008 года, Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. В. Розанова и священника П. А. Флоренского Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова) — XVI Международная экуменическая конференция по православной духовности, русская секция: «Духовное отцовство в, православной духовной традиции» (18−21 сентября".

2008 годаИталия, Бозе, Спасо-Преображенский монастырь) — Краеведческаяконференция «Покровские чтения» (декабрь 2008 года, г. Покров Владимирской областиадминистрация Петушинского района Владимирской области) — Международная научная конференция «Ищущие вечности, создатели новой культуры» (октябрь 2009 года, Сериате, Италия, Миланский католический университет) — ХУ1П Международные Рождественские образовательные чтения. Конференция «Наследие святых отцов в жизни общества, семьи, государства» (январь 2010 года, г. Москва) — Международная научная конференция «Пропилеи на Волге: костромская земля в отечественной культуре"' (14−16 мая 2010 года, Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. В. Розанова и священника П. А. Флоренского Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова).

В работе над диссертацией автору много помогли впечатления от личного знакомства и общения с С. И. Фуделем в последние годы его жизни. Это дало возможность еще в «перестроечное» время, в 90-е годы XX века, представить ряд идей С. И. Фуделя на лекциях по религиозной философии во Владимирском областном Обществе политического просвещения. Результатынаучной работы использовались автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, во Владимирском государственном гуманитарном университете (спецкурс «Христианство и культура»), во Владимирском государственном университете (учебный курс «Христианская теология», кафедра философии и религиоведения).

Структура диссертационного исследования определена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав (в первой главе три параграфа, во второй главе три параграфа, в третьей главе — два параграфа), заключения и списка использованной литературы.

Выводы:

1) С. И. Фуделя всегда живо интересовали вопросы эстетики. Он постоянно как бы полемизировал с идеями модернизма, спровоцированными Ф. Ницше и отстаивал в* своих сочинениях классические позиции эстетической культуры, имеющей корни в культуре христианской. С. И. Фудель утверждает, что художник не может быть неподвластным моральному суду, как и плоды его творчества. Эстетическая свобода совпадает для него со свободой этической.

2) — Искусство — это дверь, открытая в иное измерение, где обитает абсолютная истина и свобода. Выше искусства С.И.' Фудель ставил саму жизнь и «умение жить». Искусство есть лишь ее отражение — не более. Такой же реальностью, как жизнь, С. И. Фудель считал христианство, и для него искусство становилось лишь папертью Храма, в котором обитает полнота познания и радости.

3) Достаточно много внимания С. И. Фудель уделяет критике абстракционизма в искусстве, который, по его мнению, нарушает изначальный строй, порядок и красоту, которые лежат в основе Божественного творения.

4) В связи с распространением ницшеанских идей, которые принижали традиционные морально-нравственные ценности, С. И. Фудель встал на защиту христианской этики, которая опиралась на Церковь, ее учение о любви. Рассуждая о любви, С. И. Фудель не ограничивается общими положениями, но касается конкретики межличностных отношений. Очень ярко отражена им эта сторона выявления любви в области брака, внутрисемейных отношений.

5) Христианская этика немыслима без аскетизма. С. И. Фудель разрабатывает вопрос так называемого «монастыря в миру». Основой духовно-нравственной жизни христиан, живущих в миру, как, впрочем, и в типовом монастыре, он по-прежнему считает любовь или, как он ее называет, «первоисточную силу» — «память любви». Цель христианской аскезы, осуществляемой в духе любви к Богу и людям, является теосис (обожение).

Заключение

.

Анализ особенностей личной религиозной идентичности показывает, что эта проблема в таком аспекте никогда не обсуждалась в исследованиях по социальной философии. Нами впервые было сформулировано рабочее определение понятия личной религиозной идентичности, которое, в отличие от религиозной идентичности как таковой (соответствие человека определенной религиозной норме), означает постоянную творческую жизнь духа, где обретенные религиозные ценности подвергаются глубокому субъективному анализу, который в отдельных случаях может приводить к образованию новых форм религиозной идентичности. Так рождались новые религиозные направления, конфессии, течения, ереси, секты и так далее. Подобное понимание личной религиозной идентичности открывает новые возможности для более глубокого изучения творчества, жизни, идей, опыта выдающихся представителей человечества, их влияния на формирование и развитие социума.

Рассмотренные нами социально-исторические и концептуальные предпосылки формирования религиозной идентичности в отечественной культуре также являются одной из первых попыток рассмотрения этой проблемы в контексте русской истории. Обсуждены такие важные современные вопросы, как место религиозной личности в контексте глобалистских тенденций сегодняшнего дня. Впервые поставлен вопрос о правомерности обсуждения такой исторически назревающей проблемы, как «подлинная религиозная идентичность» и место личной религиозной идентичности в ней. Это тем более актуально, что многими ныне констатируется крах идеи мультикультурализма, когда, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «в стакан сливают различные компоненты, чтобы сделать коктейль, но встряхнуть не получается. Компоненты есть, а коктейля нет"542. Нужна более основательная концепция,.

542 Концепция мультикультурализма потерпела крах — Патриарх Кирилл // [Электронный ресурс] - Режим доступа Ь"р://ууу Ьк^оуезЯпЬ ш/шс1ех.рЬр?55=2&5=3<�Ыс1=39 782 (14.03.2011). которая, работая с идеей «вселенского», будет учитывать уникальность каждой культуры, в том, числе и уникальность личной религиозной идентичности.

Для иллюстрации проблемы личной религиозной идентичности нами впервые привлечен биографический материал и творческое наследие замечательного русского религиозного мыслителя XX века С. И. Фуделя. Биографический" материал дал нам возможность проследить процесс становления его личной религиозной идентичности, а материалы его творчества помогли нам сквозь призму личного религиозного восприятия мыслителя установить уникальное своеобразие и видение С. И. Фуделем социально-философских реалий в России XIX — начала XX века. Сюда в рамках анализа С. И. Фуделем дискуссий о подлинности в русской философий XIX века вошло рассмотрение историософских проектов славянофилов (экклезиологии), аксиологических аспектов подлинного бытия в русской литературе, онтологических и гносеологических аспектов в «макроконцепциях» бытия К. Н. Леонтьева и B.C. Соловьева, а также рациональных, эстетических и этических аспектов подлинного, взятых как объект социально-философской рефлексии.

Сегодня проблема исследования личной религиозной идентичности как никогда актуальна. Когда-то, в начале XX века, как уже нами отмечалось выше, Л. П. Карсавин поставил проблему религиозной идентичности в контекст «вселенской бытийности». Интимность религиозного чувства как одной из граней этой «вселенской бытийности» вводит человека через диалог в сферу глобалистских процессов сегодняшнего дня, где все громче заявляет о себе нетерпимость, экстремизм и терроризм. Мартин Бубер писал: «. одно должно в любом случае необходимо присутствовать в диалоге — взаимная.

543 направленность внутреннего действия", потому что «главная причина неэффективности борьбы с нетерпимостью заключается, на наш взгляд, в.

543 Бубер М. Диалог// Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. — М.: Республика, 1995. С. 99. рассредоточении сил противодействия"544. В этой связи понятно, что чем раньше в^ обществе, в-социально-философских науках начнется обсуждение-проблемы, личной религиозной" идентичности9 и ее места в грядущем новом, взаимосвязанном и цельном мире, тем безболезненнее при его построении будут идти процессы, религиозной идентификации. Наша работа — один из первых опытов в этом направлении, которую необходимо продолжить, сфокусировавшись на судьбах других представителей отечественной религиозно-философской традиции.

Современная жизнь характеризуется определенным кризисом научно ориентированной сциентистской модели нормативности образования, когда, с одной стороны, ярко проявляются невиданные ранее перспективы развития науки и технологий, тогда как с другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа. Сегодня очевидно, что «перепроизводство» научной информации ведет к тому, что она уже не может быть освоена индивидом, поскольку быстро устаревает. Возникает проблема обретения новых оснований собственной идентичности, способных привести к гармонии человека с миром, которых, однако, наука дать не в состоянии. К таким основаниям и относится личная религиозная идентичность, которая, как показывает наш анализ творчества С. И. Фуделя, оказывается не только совместимой с глубокими научными и философскими поисками, но и органично связана с ними как социальными формами своей манифестации.

Требуется разработать многоуровневое понимание личной религиозной идентичности, которую необходимо исследовать в философских, социальных, гуманитарных и психологических науках, поскольку в настоящее время еще нет точных критериев понимания этой качественной характеристики личности. Сегодня законодательно закреплен тот неоспоримый факт, что граждане современного государства свободны в.

544 Кириченко О. В Толерантность как нравственная и религиозная проблема современности // Проблемы межэтнической толерантности и этноконфесснональных отношений в контексте развития современного российского общества: региональный аспект/ Материалы научно-практических конференций. — Владимир, 2010. С 7. вопросах верыхудожественных, мировоззренческих или научных интересовблагодаря! отказу от недавнего: принудительного государственного атеизма, от признаниям какой-либо? идеологии вкачестве общеобязательной! или: официальной:.

В обществе всегда есть потребностьвыдвижения и обоснования некоторых^ ценностейкоторые имеют высшееабсолютное значение, включая в себя вопросы нравственностисмысла" личного совершенствованиясправедливого государственного устройства и: назначения человека. Возрастание роли религии как духовного фактора, обусловленное кардинальными? переменамипроизошедшими в России в конце XX — начале XXI, вв., показывают те новые перспективы, которые открываются перед социальной философией, стремящейся показать, что потребность в абсолютных ценностях является антропологической реальностью. Религиозные люди — это не совершенно отдельная и изолированная от мира цивилизациякоторая не имеет к нормативному порядку общества никакого отношения. Долгие годы в нашей стране религии^ приписывалиобскурантизм, враждебность разуму и науке, хотя «научный атеизм» XX в. оказался^еще более агрессивен вювоих оценках и действиях.

Природа объекта исследования, неразрывно связанная' с такими сферами человеческого бытия как общество, государстворелигия, предопределяет необходимость прибегать для его изучения к междисциплинарному подходу с привлечением, данных из разных областей гуманитарного знания и различных методов исследования, применяемых как в социальной философии и религиоведении, так и в других научных дисциплинах. Сложность развития категориально-понятийного аппарата, позволяющего описать и систематизировать особенности личной религиозной идентичности состоит в том, что такие основополагающие для философского осмысления объекта исследования понятия как «религия»,-"религиозность", «религиозные объединения» не поддаются однозначной трактовке.

По нашему мнению, современное массовое сознание российского обществаСМИ* и некоторые научные исследования! продолжают жить сциентистскимш стереотипами" ХУ1-ХХ веков-, тогда как? богатейшая? отечественная? религиозно-философская литература во многом? остается неосвоенной:

Подробное изучение религиозно-философских работ XX века, на наш взгляд, не только обогатитнаше понимание мировой христианской традиции, религии в целом, но и позволит глубже понять движущие силы всей современной цивилизации, особенно в тех аспектах, которые до сих пор остаются мало описанными и исследованными современной социально-философской и религиоведческой мыслью.

В целом, социально-философские аспекты особенностейинтерпретации личной религиозной, идентичности еще не подвергались отдельному исследованию. В частности, не рассматривалось определение спецификиразвития нормативного идеала* религиозности, которое цозволит уточнить позитивные и негативные тенденции современного бытия России и мирового сообщества, выявить конструктивные аспекты, характерные для данного направления религиозной жизни. *.

Анализ основных этапов и форм интерпретации личной-религиозной идентичности, характерныхдля внешних и внутренних подходов к пониманию религиозности как многомерного и полиморфного системного образования проводился на основании исследования социально-философских аспектов светских и теологических интерпретаций сущности, содержания и нормативных идеалов религиозности и идентичности как таковыхвыявления методологической базы, лежащей в основании многообразия концепций религиозной идентичностисистематизации социальных факторов, оказавших наибольшее влияние на формирование богословских и культурно-исторических особенностей творчества С. И. Фуделя как социального феномена XX векаизучения социальных особенностей мировоззрения и идеалов духовно-нравственной жизни, характерных для? творчества?

С.И.Фуделяраскрытия социального значения основных форм личной религиозной идентичности в перспективе новых государственно-конфессиональных отношений в России. Он позволил показать значимость светского научно-религиоведческого знания для исследований конфессиональной, религиозной идентичностипозволил подчеркнуть социально-философскую значимость диалогического метода интерпретации конфессиональных форм религиозности для обеспечения и упрочения конституционного права на свободу совести, для преодоления враждебных стереотипов в межконфессиональных отношениях как важном элементе социальной структуры.

Представляется необходимым в дальнейшем подробно исследовать взаимное влияние различных концептуальных подходов к пониманию личной религиозной идентичности, связанной с многообразием вариантов построения теоретических моделей религиозности в отечественной и зарубежной литературе. Осмысление данных концепций открывает дополнительные возможности для развития социально-философского исследования личности и ее глубинных внутренних отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сочинения С.И. Фуделя
  2. В. Л. Идентичность Текст./ В. Л. Абушенко // Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. — М. — Минск, 2001. С. 382−386.
  3. В. Л. Индивидуальность Текст. / В. Л. Абушенко // Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. М.- Минск, 2001. — С. 404.
  4. В. JI. Личность Текст. / В. Л. Абушенко // Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. Mi — Минск, 2001. — С. 559−561.
  5. С. С. Софиология и мариология : предварительные замечания Текст. / С. С. Аверинцев // София-Логос: словарь / С. С. Аверинцев — [послесл. К. Сигов]. [2-е изд., испр.]. — Киев, 2001.-С. 251−258.
  6. С. С. София Текст. / С. С. Аверинцев // София-Логос: словарь // С. С. Аверинцев — [послесл. К. Сигов]. [2-е изд., испр.]. — Киев, 2001.-С. 161−163.
  7. С. С. Теология Текст. / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд. М., 1989. — С. 647−648.
  8. Ю.Алексеев П. В. Вместо предисловия Текст. / П. В. Алексеев // На переломе. Философские дискуссии 20-х гг. Философия, и мировоззрение / сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М., 1990. -С. 5−28.
  9. С. Проблема идентичности в русской философии XIX-начала XX вв. Текст. / С. Алехина И Власть. 2010. — № 3. — С. 39
  10. M. Свидетель двух миров. Священник между Серебряным^ веком и ГУЛАГом Текст. / М. Андреев // НГ-Религия. 2010. — 7 аир.
  11. Н.Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wco.rU/voppsy.ru/journalsall/issues/l 996/961/961 131/htm (1.10.10).
  12. Аристотель Метафизика Текст. / Аристотель — пер. с греч. А. Кубицкого. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. — 601 с.
  13. Н. С. Дары и встречи жизненного пути : очерки. [Текст] / Н. С. Арсеньев. Frankfurt/Main: Посев, 1974. — 341 с.
  14. Н. В. Сергей Фудель Текст. / Н. В. Балашов, Л. И. Сараскина. М.: Книжница-Русский путь, 2010. — 256 с.
  15. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова = La vie de Leon Chestov: по переписке и воспоминаниям современников. В 2 т. Т. 1 Текст. / Н. Баранова-Шестова. Paris: La presse libre, 1983. — 359 с.
  16. Н. И. Православие / Н. Н. Барсов // Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т.2: Л-С Текст. / ред. кол. С. С. Аверинцев [и др.]. М., 1995. — С. 379−384.
  17. Н. В. Религиозная самоидентификация русской интеллигенции (социально-философский анализ).: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 Текст. / Н. В. Баскакова. В. Новгород, 2004. -169 с.
  18. М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. М., 1963. — 276 с.
  19. Н. А. Алексей Степанович Хомяков Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Путь, 1912. — 250 с. — (Русские мыслители).
  20. Н. А. Духовный кризис интеллигенции Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/library/02b/berdyaev/19 104 021.html (19.03.2011)
  21. Н. А. Кризис искусства Текст. / Н. А. Бердяев // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. Т. 2. / Бердяев Н. А. М., 1994.-С. 399−419.
  22. Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики Текст. / Н. А. Бердяев // Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев — сост. и послесл. П. В. Алексеева — подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М., 1995.-С. 3−162.
  23. Н. А. Проблема человека Текст. / Н. А. Бердяев // Ступени. Философский журнал. 1991. — № 1. — С. 79−104.
  24. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и1 начала XX века Текст. / Н. А. Бердяев,// О? России. и русской ' философской культуре: философы рус. послеокт. зарубежья / отв. ред. А. М. Чехарин. М., 1990. — С. 43−271.
  25. Н. А. Философия свободного духа Текст. /Н. А. Бердяев // Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М., 1994. — С. 13−228.
  26. Н. А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М., 1989.- С. 9−250. (Из истории отечественной философской, мысли).
  27. Библия: книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с приложениями Текст. -Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1989. 2535 с.
  28. Т. И. Родоначальники славянофилства. А. С. Хомяков и-И.В. Киреевский Текст. / Т. И. Благова. М.: Высшая школа, 1995.- 352 с.
  29. А. А. Грешить бесстыдно, беспробудно. Текст. / А. А. Блок // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2 / А. А. Блок. М., 1971. — С. 56.
  30. А. А. Рыцарь-монах Текст. / А. А. Блок // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5 / А. А. Блок. М., 1971. — С. 345−352.
  31. М. Диалог Текст. / М. Бубер // Два образа веры: пер. с нем. / М. Бубер — под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М., 1995.-С. 93−124.
  32. С. Н. Победитель Побежденный (Судьба К.Н. Леонтьева) Текст. / С. Н. Булгаков // Тихие* думы / С. Н. Булгаков — сост., подгот. текста и коммент. В. В. Сапова — послесл. К. М. Долгова: -М., 1996. С. 82−95.
  33. С. Н. Свет Невечерний : созерцания и умозрения Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. — 414 с.
  34. С. Н.' Священник о. Павел Флоренский Текст. / С.Н. Булгаков // Сочинения. В 2 т. Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии / С. Н. Булгаков. М., 1993. — 603 с.
  35. С. Н. Труп красоты. По поводу картин Пикассо Текст. / С. Н. Булгаков // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Избранные статьи / С. Н. Булгаков. М., 1993. — С. 527−545.
  36. И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века Текст. / И. В. Воронцова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. — 420 с.
  37. Т. С. В поисках себя. Идентичность и дискурс Текст. / Т. С. Воропай. Харьков: ХГПУ, 1999. — 418 с.
  38. Всеволод (Филипьев) Путь святых Отцов. Патрология Текст. / Всеволод (Филипьев) — под общ. ред. митрополита Лавра Восточно-Американского и Нью-Йоркского. Джорданвилль, 2006. — 640 с.
  39. П. П. Владимир Соловьев и философия" Серебряного? века Тёкст.|/ Ломоносова- Ин-т мировой, культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2001*. — 468 с. •
  40. Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т.1. Текст. / Г. В.Ф. Гегель — ред. А. В. Гулыга — пер. с ном. М. И: Левиной- М.: Мысль, 1976. — 536 с.
  41. Н. Н- Православие по его существу Текст. / Н: Н. Глубоковский // Хрестоматия по сравнительному богословию: М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. — С 11−32.
  42. И. А. Социоцентризм в исследованиях человека и его сущности Электронный ресурс. — Режим доступа: http:!J society.polbu.m/gobozovsocialpliilo/ch5 9i. html (12.03.2011).
  43. M. И. Церковь Текст. / Ml И. Горчаков // Христианство: .энциклопедический словарь. В 3 т. Т.З. М., 1995. — С. 218−221.
  44. А. А. Флоренский Текст. / А. А. Грицанов // Всемирная энциклопедия. Философия / [ред. и сост. А. А. Грицанов]. М. — Минск, 2001. -С. 1147−1149.
  45. Л. П. Творчество Достоевского : сборник статей Текст. / Л. П. Гроссман. Одесса, 1921. — 198 с.
  46. Ю. Н. Труд и искусство: Избранные сочинения Текст. / Ю. Н. Давыдов — сост. В. В. Сапов. М.: Астрель, 2008. — 670 с.
  47. А. Божественная комедия Текст. / А. Данте — [пер- с ит. и примеч. М. Лозинского — вступ. ст. К. Державина]- М.: Правда, 1982.-640 с.
  48. Ф. М. Бесы Текст. / Ф. М: Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 107 Ф: М. Достоевский. — Л-, 1974. — 518 с. '
  49. Ф. М. Бесы. Подготовительные материалы Текст. / Ф. М. Достоевский: // Полное собрание сочинений, В 30 т. Т. 11 / Ф-М: Достоевский. Л., 1974. — С. 58−308.
  50. Достоевский Ф: М. Братья Карамазовы Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 14 / Ф. М. Достоевский: -Л., 1976.-510 с.
  51. Ф. М. Братья Карамазовы. Рукописные редакции Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 15 / Ф. М. Достоевский. Л., 1976. — 623 с.
  52. Ф. М. Дневник писателя за 1877 год. Апрель Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 257 Ф. М. Достоевский. Л., 1983.-469 с.
  53. Ф. M. Дневник писателя за 1881 год Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 27 / Ф. М. Достоевский. Л., 1984. — 463 с.
  54. Ф. М. Идиот. Рукописные редакции. Подготовительные материалы Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 9 / Ф. М. Достоевский. — Л., 1974. -528 с.
  55. Ф. М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 18. Статьи и заметки / Ф. М. Достоевский. — Л., 1978. С. 35−40.
  56. Ф. М. Письмо А. Н. Майкову от 7 (19) декабря 1869 года Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 29. Кн. 1 / Ф. М. Достоевский. Л., 1986. — С. 79−81.
  57. Ф. М. Письмо H. М. Петерсону от 24 марта 1878 года Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 30. Кн. 1 / Ф. М. Достоевский. Л., 1988. — С. 13−15.
  58. Ф. М. Подросток Текст. / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 13 / Ф. М. Достоевский. Л., 1975. — 475 с.
  59. С. Н. В своем углу. Из старых тетрадей Текст. / С. Н. Дурылин — [вступ. ст. Г. Е. Померанцевой — сост. и примеч. Е.И. Любушкиной]. М.: Моск. рабочий, 1991. — 334 с.
  60. Духовный регламент 1721 года Петра I Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/! 8/1/172 lregl. html (19.03.11).
  61. А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии Текст. М.: Центр «Рудник», 1991. — 249 с.
  62. А. И. Философские аспекты русской богословской смысли (вторая половина^ XVIII начало XIX в.) Текст. / А. И. Есюков. -Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. — 329 с.
  63. В. Два пространства русского средневековья и их дальнейшие метаморфозы Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.polit.ni/research/2005/04/l 9/этесЪеуек<�ме.1йт1 (8.12.10)
  64. В. Чувствительный национализм : Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски- национальной идентичности Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/954/961/ (26.04.10).
  65. Жизненный путь и сочинения Д. Юма Электронный ресурс. -Режим доступа:
  66. В. И. О границах искусства Текст. / В. И. Иванов // Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. М., 1994.-С. 199−207.
  67. В. И О русской идее Текст. / В. И. Иванов // Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и прим. В: М. Толмачева. — М., 1994. -С. 360−372.
  68. Е. В. Флоренский и Христианское Братство Борьбы Текст. / Е. В. Иванова // Вопросы философии. 1993. — № 6. — С. 159−166.
  69. Из архива Достоевского: «Преступление и наказание». Неизданные материалы: М.- Л.: ГИХЛ- 1931-. — 218'с.
  70. Л. П. Православная идентичность как персональный портрет Текст. / Л. П. Ипатова // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. — М., 2006. С. 169−213.
  71. Исландские саги Текст. — ред., вступ. ст. и примеч. М. Н. Стеблин-Каменского. М.: ГИХЛ, 1956. — 784 с.
  72. А. Т. Бердяев Н. А. Текст. / А. Т. Казарян // Православная энциклопедия. Т. 4. Афанасий Бессмертие / под ред. Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II. — М., 2002. — С. 639−650.
  73. Каменский 3. А. Русская эстетика первой трети XIX века Текст. / 3. А. Каменский // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. В 2 т. Т. 2 / сост., вступит, ст. и прим. 3. А. Каменского. М., 1974.-С. 9−77.
  74. , И., Пролегомены во всякой будущей метафизике, могущейпоявитьсжкакнаука:-^ Религия. в* пределах? только-разума^ Логикас: пособие к лекциям? Текст]? / И. Кант. СПб.: Наука. Санкт-Петербург. изд. фирма, 1996. — 549, [3] с.. '
  75. Л. П. Путь православия Текст. / J1. П. Карсавин — сост. и вступ. ст. П- О. Николова. М.: ACT — Харьков: Фолио., 2003. — 560 с.
  76. Ф. X. Сократ Текст. / Ф. X. Кессиди. М.: Мысль, 1988.302 с.
  77. В. М. «Чужое» в древнерусских сказаниях о Ферраро-Флорентийском соборе Электронный ресурс. — Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg/html?mid=l 187 849 (26.04.2010).
  78. Книга Притчей Соломоновых Текст. // Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета- Канонические. В русском переводе с приложениями. Брюссель, 1989. — С. 844−884.
  79. Л. А. Русский символизм Текст. / Л. А. Колобаева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 296 с.
  80. В. К этимологии терминов «православный» и «православие» Текст. / В. Колосов, Т. Павлова [Электронный ресурс]. Режим: доступа: — http://ww.gumer.info/bibliotek^0612.2010).
  81. Концепция мультикультурализма потерпела- крах — Патриарх Кирилл? Электронный ресурс. Режим- доступа: http://www.blagovest-info.m/index.php?ss=2&s=3&id=39 782 (14.03.2011).
  82. Л. Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры : дис. докт. филос. наук. 09.00:13 Текст. / Королева J1. Г. Курск, 2006. — - 366 с.
  83. О. Н. Эстетика Текст. / О. Кукрак // Всемирная энциклопедия. Философия / [ред. и сост. А. А. Грицанов]. — М: — Минск, 2001. С. 1272 — 1274.
  84. А. Пасха путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsEndsAmodcdsEarticlesdsAoptiondsEM ldsAsdsEndsAiddsE4674. htm (19.03.11).
  85. С. Страх и трепет Текст. / С. Кьеркегор. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1998. 383 с: — (Библиотека философской мысли).
  86. Леви-Строс К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Строс. -М.: Республика, 1994. 384 е.
  87. G. А. Очерки по истории русской философии Текст. / С. А. Левицкий. М.: Канон, 1996: — 496с. — (История философии в памятниках).
  88. С. А. Трагедия свободы Текст. / G. А. Левицкий — сост.,. послесл. и коммент. В. В. Сапова. М-: Канон, 1995. — 512 с.
  89. История философии в памятниках):
  90. В. И. Поп-Гапон Текст. / В. И., Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 9. Июль 1904 март 1905 / В. И. Ленин. — 5 изд-е. -М'., 1972.-С. 210−211.
  91. К. И. Византизм и славянство Текст. / К. Н! Леонтьев // Избранное / К. Н. Леонтьев. М., 1993. — С. 19 — 118.
  92. К. И. Газета «Новости» о дворянском" пролетариате. Варшавский дневник Текст. / К. Н. Леонтьев // Полное собрание сочинений и писем. В 12 т. Т. 7. Кн. 1 / К. Н. Леонтьев. СПб., 2006. -С. 86.
  93. К. Н. Избранные письма. 1854−1891 Текст. / К. Н. Леонтьев — публ., предисл. и коммент. Д. Соловьева — вступ. ст. С. Носова. — СПб.: Пушкинский фонд, 1993. — 640 с.
  94. К. Н. О всемирной любви : речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике Текст. / К. Н. Леонтьев // О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / сост., предисл., ил. Ю. И. Селиверстова. М., 1992. — С. 43−55.
  95. Д. Послание о веротерпимости Текст. / Локк Д. // Сочинения. В. 3 т. Т. 3 / Д. Локк — [пер. с англ. А. Н. Савина — ред. и примеч. И. С. Нарского, А. Л. Субботина]. М., 1988. — С. 91−134.
  96. А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева Текст. / А. Ф. Лосев // Сочинения. В 2 т. Т. 1/ В. С. Соловьев — сост., ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева А. В. Гулыги. М., 1990. — 896 с.
  97. В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие Текст. / В. Н. Лосский. М.: Центр «СЭИ», 1991.-286 с.
  98. Н. О. История русской философии Текст./ Н. О. Лосский. М.: Высш. шк., 1991. — 559 с. — (Библиотека философа).
  99. Г. Историческая идентичность Текст. / Г. Любе // Вопросы философии. 1994. — № 4. — С. 108−113.
  100. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. О любви вторая сотница Текст. / Максим Исповедник // Добротолюбие в русском переводе, дополненное [Репринтное издание]. 2-е. изд. — М., 1992. -Т.З.-С. 177−195.
  101. . Магия, наука и религия Текст. / Б. Малиновский — [пер. А. П. Хомик — науч. ред. О. Ю. Артемова]. М.: Рефл-бук, 1998. — 290 с. — (Созвездия мудрости).
  102. К. К критике гегелевской философии права. Введение // Сочинения: в 30 т. Т. 1 Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. -М., 1955.-С. 219−368.
  103. К. Тезисы о Фейербахе Текст. / К. Маркс // Сочинения: в 30 т. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М., 1955. — С. 1−4.
  104. Мейендорф Иоанн (протоиерей) Введение в святоотеческое богословие. Мн.: Лучи Софии, 2001. — 384 с.
  105. Д. С. Пророк русской? революции (К юбилею Достоевского)? Текст. / Д. С. Мережковский // В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. М'., 1991.• -С. 310−350. — ,
  106. Д. С. Революция и религия Текст. / Д: С.
  107. Мережковский //Русская мысль. — 1907.-№ 3.-С. 31−32:
  108. Л. Триада графа Уварова Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.polit.ru/lectures/2007/04/l 1/uvarov.htm (26.04.2010).
  109. Минея- Июль. Ч. 3. — М.: Русская православная Церковь, 2002. -' 416 с. ' '
  110. Минея. Март- Ч. 2. М.: Русская православная Церковь, 2002. -400 с.
  111. Н. М: При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни Текст./ Н. М. Минский. СПб.: Семеновск. типо-лит. (И. Ефрона), 1890.-261 с. .
  112. Л. Н. Философия религии Текст. / Л. Н. Митрохин. -М.: Республика, 1993. 414 с.
  113. ГГолл Р. Тайная жизнь Карла Юнга Электронный ресурс. — Режим доступа: :http://www.scorcher.ru/art/mist/jung/ju
  114. Основы социальной концепции Русской православной Церкви Текст. -М., 2001. 128 с.
  115. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека’Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.patriarchia.rn/db/text/428 616.html (19:03.11).
  116. Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным Текст. / Р. Отто — пер. с нем. A.M. Ругкевич. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 272 с.
  117. А. История русского символизма Текст. / Аврил Пайман — [авториз. пер. с англ. В. В. Исакович]. — М:: Республика, 1998. 413 с.
  118. Переписка Ф: Д. Самарина и свящ. П. А. Флоренского Текст. // Вестник РХД. -1978.-№ 125. С. 251−271.
  119. Послания старца Филофея Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/!6/l/filofey.htm#l (8.12.10)
  120. Православная Российская Церковь Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org./wiki (8.12.10)
  121. Э. JI. Тертуллиан Текст. / Э. JI. Радлов // Христианство :' энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 3. М., 1995. — С. 21−23.
  122. Дж. Западная философия от истоков до наших дней : пер. с итал. Текст. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: ТК «Петрополис», 1994. — Кн. 1. Античность. — 1994. — [XIV]. — 320 с.
  123. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. В 2-х ч. Текст. // сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1996. -775 с.
  124. П. Повествовательная идентичность Электронный ресурс. Режим доступа: www. philosophy/library, 2000 (8.12.10).
  125. В. В. Уединенное Текст. / В. В. Розанов // Уединенное. В 2-х т. Т. 2. / В. В. Розанов — сост., подгот. текста и прим. Е. В. Барабанова. М., 1990. — С. 193−274.
  126. В 2 кн. Кн. 2 Текст. / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наследие, 2001. — 765 с. 173. Русская Православная Церковь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hristianstvo.ru/orthorus/ (8.12.10).
  127. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя Текст. / Ж.-Ж. Руссо — пер. с фр. М. Розанов, Д. Горбов. М.: ГИХЛ, 1949. -708 с.
  128. С. В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания Текст. / С. В. Рыжова // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. — М., 2006.-С. 141−168.
  129. С. Б. Самоопределение Текст. / С. Б. Савелова // Всемирная энциклопедия. Философия / главн. научн. ред. и сост.
  130. A.А. Грицанов. М.- Минск, 2001. — С. 893 — 894.
  131. Святая Тереза Авильская Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.novmir.by.ru/DATA/30 012.htm
  132. Святого Ипполита, епископа и мученика Изыскание о Христе и антихристе Текст. // Владимирские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1867. — 1 июня (№ 11). — С. 505−512.
  133. А. И. О старообрядчестве Текст. / А. И. Солженицын // Русь православная 2001. — № 35. — С. 2.
  134. В. С. Великий спор и христианская политика Текст. /
  135. B.C. Соловьев // Сочинения. В 2 т. Т. 1. Философская публицистика /В. С. Соловьев — вступ. ст. В. Ф. Асмуса. -М., 1989. -С. 59−167.
  136. B. С. Соловьев — вступ. ст. Р. Гальцевой, И. Роднянской. М., 1991. — С. 316−370. — (История эстетики в памятниках и документах).
  137. В. С. Идея сверхчеловека Текст. / Соловьев В. С. //Сочинения. В 2 т. Т. 2 / В. С. Соловьев — общ. ред. А. В. Гулыги,
  138. A. Ф. Лосева — примеч. С. Л. Кравца и др. 2-е изд. — М., 1990.1. C. 626−634.
  139. В. С. История и будущность теократии Текст. /
  140. B.C. Соловьев // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева Т. 4. 1883−1887/ В. С. Соловьев. СПб., 1902. -С. 214 582.
  141. В. С. Критика отвлеченных начал Текст./ В. С. Соловьев // Сочинения. В 2 т. Т. 1 / В. С. Соловьев — сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. М., 1990. — С. 581−756.
  142. B.C. Некролог Bill Преображенскому Текст. ./ B.C. Соловьев // Собрание сочинений- ТС 9 / В' С. Соловьев: СПб.,. 1913.-С. 428−430.
  143. В. С. Ответ на корреспонденцию из: Кракова Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения. В 2 т. Т. 2 / В. С. Соловьев. М, 1989. — С. 263 — 266. ' -: .
  144. В. С. Россия и вселенская церковь Текст. / B.C. Соловьев // О христианском единстве / В. С. Соловьев.- Mi, 1994. С. 181 265.
  145. В. С. Русская идея Текст. / В. С. Соловьев И О христианском единстве / В. С. Соловьев. — М, 1994. С. 161−179.
  146. В. С. Собрание- сочинений. В 10 т. Т. 9 Текст. / B.C. Соловьев. 2-е изд. — СПб.: Просвещение, 1913. — 432 с.
  147. В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории Текст. / В- С. Соловьев // Сочинения. В 2 т. Т. 2 / В: С. Соловьев — ред. и сост. А. В- Гулыги, А. Ф. Лосева. 2-е изд. -М., 1990. — С. 635−762.
  148. В. С. Три речи в память Достоевского Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения. В 2 т. Т. 2 / В. С. Соловьев — ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева. 2-е изд. — М., 1990.- С. 289−323.
  149. П. А- Человек. Цивилизация: Общество: пер с англ. Текст. / П- А. Сорокин: — ред., сост. и авт. предисл. А. Ю. Согомонов. М-: Политиздат, 1992. — 543 с.
  150. Социальная идентификация личности-2: годич. отчет за 1994 г. по разделу подпрограммы «Человек в кризис. обществе» общеинститут. прогр. «Альтернативы социал. преобразований в рос. общ-ве». В 2 кн. Кн. 2 Текст.7 ред. В. А. Ядов. М., 1994. — С. 160−298.
  151. С. И. Фуделя (1933−1934)// РГАЛИ. Ф. 2980. On. 1. Ед. хр. 276,1265.
  152. В. Ю. Ницше: генеалогия versus историзм Текст. / В. Ю. Сухачев // Ницше и Дарвин: сквозь призму XX века. — СПб., 1999.-С. 45−48.
  153. Теория личности К. Г. Юнга Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psycho-personal.kiev.Ua/analit/l 5/glub/ung (19.03.2011).
  154. Тертуллиан Электронный ресурс. // Казанская духовная семинария РПЦ [сайт]. [Казань, б.д.]. — URL: http://kds.eparhia.ru/bibliot/reversov/tertullian/(09.12.10)
  155. Э. Третья волна. 2003 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Toffler/Index.php (05.03.2011).
  156. Требник. В 2 ч. Ч. 1 Текст. М.: Синодальная типография, 1911. -329 с.
  157. Ф. И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников Текст. / сост. JI. Н. кузиной — вступ. ст., коммент. JI. Н. Кузиной и К. В. Пигарева — ил. Б. П. Забирохина. — М.: Правда, 1988.-480 с.
  158. Д. М. Введение в религиоведение Текст. / Д. М. Угринович. 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1985. — 270 с.
  159. Е. С. Пайдейя как образование личности : дисс.. канд. филос. наук: 09.00.11 Текст. / Е. С. Уемлянина. Архангельск, 2002. -161 с.
  160. . А. Очерки по истории России. XX век Текст. / Б. А. Филиппов М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. — 720 с.
  161. П. А. Столп и утверждение истины : опыт православной теодицеи в двенадцати письмах Текст. / П. А. Флоренский. [репр. изд.]. — М.: Лепта, 2002. — 812 с. — (Пути русского богословия).
  162. Г. Пути русского богословия Текст. / Г. Флоровский — авт. предисл. И. Мейендорф. Париж: YMCA-PRESS, 1988. — 602 с.
  163. Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов Текст. / Г. В. Флоровский // Из прошлого русской мысли.-М., 1998.-С. 31−51.
  164. С. Л. Миросозерцание Константина Леонтьева Текст. / С. Л. Франк // Русское мировоззрение / С. Л. Франк. СПб., 1996. -С. 399−404.
  165. С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк — пер. с нем. Г. Франка // Русское мировоззрение / С. Л. Франк. СПб., 1996. -С. 161−195.
  166. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции 1−15 Текст. / 3. Фрейд. -Спб.: Алетейя, 1999. 279 с.
  167. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции 16−35 Текст. / 3. Фрейд.- Спб.: Алетейя, 1999. 499 с.
  168. Э. Иметь или быть Текст. / общ. ред. и послесл.
  169. B.И. Добренькова. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 330, 1. с.- (Библиотека зарубежной психологии).
  170. И. И. Культурный идеал К. Н. Леонтьева Текст. / И. И. Фудель // К. Н. Леонтьев: Pro et contra. Кн. 1. СПб., 1995.1. C. 160−180.
  171. И. И. К. Леонтьев и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях Текст. / И. И. Фудель // Русская мысль. 1917. — № 11−12 (нояб. — дек.). — С. 17−32 [2-я пагинация].
  172. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: московские лекции и интервью: пер. с нем. Текст. / Ю. Хабермас. М.: Academia, 1995.-244с.
  173. Д. А. Письма князя Димитрия Александровича Хилкова. Вып. 1 Текст. / Д. А. Хилков. Сергиев Посад: Религ.-филос. б-ка, 1915.-123 с.
  174. А. С. Церковь одна Текст. / А. С. Хомяков // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Работы по богословию / А. С. Хомяков — [вступ. ст., сост. и подгот. текста В. А. Кошелева — ред. Е. В. Харитонова]. — М.: Медиум, 1994.-С. 5−23.
  175. С. С. О философии священника Павла Флоренского Текст. / С. С. Хоружий // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Изд-во «Правда», 1990. — С. VI-XVI.
  176. М. И. Искусство при свете совести Текст. / М. И. Цветаева // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Проза. Письма / М. И. Цветаева — сост., подгот. писем, коммент. А. Саакянц. М., 1988. — С. 375−408.
  177. Цицерон. О дивинации Текст. / Цицерон // Философские трактаты / пер. с латин. М. И. Рижского — отв. ред., сост., авт. вступ. ст. [с. 559, и примеч.] Г. Г. Майоров. М.: Наука, 1985. — С. 60−157.
  178. Цицерон. О природе богов Текст. / Цицерон // Философские трактаты / пер. с латин. М. И. Рижского — ред., сост., авт. вступ. ст. [с. 5−59, и примеч.] Г. Г. Майоров. М.: Наука, 1985. — С. 191−242.
  179. В. Ведомство православного исповедания Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/150 023.html (19.03.11).
  180. Н. В. Проблема человека в философии русского консерватизма : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11
  181. Текст. / Честнейшин Н. В. Архангельск, 2004. — 22 с.
  182. А. В. Классическое славянофильское почвенничество в контексте русской истории 1850−1860 гг.: дис. .канд. истор. наук: 07.00.02 Текст. / А. В. Шарапов. Барнаул, 2006. — 176 с.
  183. И. Книга собеседника. Вышел трехтомник потаенного мыслителя XX века Текст. / И. Шевелев, Н. Д. Солженицына, Л. Сараскина // Российская газета (Центральный выпуск). — 2005. -25 апр. (№ 3754).
  184. А. В. Экклезиология С. Булгакова и православное богословие : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.06 Текст. / А. В. Щавелев. СПб., 1997. — 16 с.
  185. ЭлиадеМ. Священное и мирское Текст. / М. Элиаде — пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  186. Э. Идентичность : юность и кризис: учеб. пособие Текст. / Э. Эриксон — пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.] - ред. и предисл. A.B. Толстых. 2-е изд. — Москва.: Флинта [и др.], 2006. — 341,1. с. — (Библиотека зарубежной психологии).
  187. А. Введение Текст. / А. Юдин // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу: хрестоматия // сост.
  188. A. Юдин. М.: Библейско-Богословский ин-т св. Апостола Андрея, 2001.-С. 67−68.
  189. И. Н. Основы теоретического религиоведения Текст. / И. Н. Яблоков. М.: Космополис, 1994. — 223 с.
  190. . В. История русской философии : пер. с чеш. Текст. / Б. В. Яковенко — общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. — 510 с.
  191. Юнг К. Психологические типы Текст. / К. Юнг — пер. с нем. С.
  192. Лорие, перераб. и доп. В. В. Зеленским — под общей ред. А
  193. B.В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001. — 736 е. и143, 1. с.
Заполнить форму текущей работой