Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди достоинств организации первоначальной подготовки сотрудников пенитенциарных заведений Германии за рубежом, которые можно применять в России, следует выделить: строго регламентированный распорядок дня, требующий высокой дисциплинированности как от обучающихся, так и от преподавателейпривлечение практических работников к проведению учебных занятий и обмену опытомконкретность в изучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие организации первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах ФСИН России и за рубежом
    • 1. 1. История организации первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы России
    • 1. 2. Анализ зарубежного опыта первоначальной подготовки сотрудников пенитенциарной системы и возможности его использования в отечестве1 венной практике
  • Глава 2. Совершенствование деятельности учебных центров ФСИН России
    • 2. 1. Проблемы организационно-правового и методического обеспечения деятельности учебных центров ФСИН России
    • 2. 2. Основные направления повышения эффективности деятельности учебных центров ФСИН России по первоначальной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных социально-экономических и политических условиях одним из наиболее важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является совершенствование ее образовательной политики.

Отбор и подготовка кадров, их правовая и социальная защита, совершенствование воспитательной работы с ними представляют собой важные направления управленческой деятельности в УИС. Среди сотрудников первого года службы широкое распространение получила профессиональная деформация, которая выражается в утрате сотрудником истинного представления о нравственном смысле своей профессии, притуплении чувства профессионального долга, повышении восприимчивости к отрицательным мотивам.

В этой связи возникла необходимость создания собственной учебной базы, которая отвечала бы задачам формирования сотрудника новой формации, высококвалифицированного, образованного, юридически грамотного, воспринявшего идеи реформирования системы. Для решения этой проблемы требуется пересмотр сложившейся практики организации деятельности учебных центров ФСИН России по первоначальной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Это обусловлено тем, что в деятельности учебных центров и пунктов (+ имеется немало недостатков. Их развитие идет по пути количественного наращивания, что ведет к распылению ресурсов и соответственно снижению качества подготовки специалистов. Остается слабым методическое обеспечение работы учебных центров и пунктов, их финансирование осуществляется по остаточному принципу. Развитие учебных центров и пунктов осуществляется без учета численности сотрудников УИС, текучести кадров, реальных потребностей в количестве сотрудников, которые должны проходить повышение квалификации, переподготовку, в результате чего они загружены неравномерно.

Исходя из положений Концепции научного обеспечения реформирования УИС, ведомственной науке предстоит обеспечить своими разработками организацию управления и правового сопровождения реформы, подготовку сотрудников уголовно-исполнительной системы, социологических проблем исполнения наказаний и других направлений деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

В условиях радикальных преобразований российского общества, формирования правового государства, вступления России в Совет Европы решение задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, во многом зависит от уровня профессиональной подготовки кадров.

Концепция совершенствования образовательной политики уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004;2006 годы предусматривает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий, необходимых для качественной профессиональной подготовки кадров УИС.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы и организация работы с государственными служащими изучались такими учеными, как Г. В. Атаманчук, К. С. Вельский, М. И. Пискотин, Ю.Н. Ста-рилов, К. А. Титов, А. В. Шаров, Ц. А. Ямпольская и др. Различные аспекты организации работы с кадрами правоохранительных органов рассматривались в трудах А. А. Аксенова, В. М. Анисимкова, И. П. Башкатова, А. Д. Буданова,.

A.Я. Гришко, В. Г. Деева, А. И. Зубкова, Б. Б. Казака, JI.M. Колодкина,.

B.М. Морозова, В. И. Огородникова, Н. И. Петренко, В. М. Позднякова, А. Н. Роша, A.M. Столяренко, Г. А. Туманова, А. А. Ушакова и др.

Однако большая часть работ написана относительно давно, поэтому в них не учтены современные требования к уровню подготовки кадров уголовно-исполнительной системы. Более того, исследования в основном касаются подготовки кадров для органов внутренних дел, а не органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, которая имеет свою специфику. Среди последних работ, посвященных управлению персоналом в УИС, можно назвать диссертационные исследования В. И. Огородникова, Д. А. Брыкова, Ю. В. Щедрина.

Однако комплексного исследования такой сложной и разносторонней проблемы, как организация первоначальной подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров, не проводилось.

Недостаточная разработанность проблемы организации подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров ФСИН России, ее теоретическое и практическое значение, необходимость повышения эффективности этого направления деятельности обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией функционирования учебных центров ФСИН России. Предмет — теоретические, правовые и организационные аспекты деятельности учебных центров по организации первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Цель исследования заключается в разработке теоретических, правовых и организационных мер повышения эффективности функционирования учебных центров ФСИН России при организации первоначальной подготовки сотрудников УИС.

Для достижения указанной цели диссертантом решены следующие задачи:

1. Определены понятие и сущность первоначальной подготовки в учебных центрах ФСИН России.

2. Изучен и обобщен зарубежный опыт организации первоначальной подготовки сотрудников пенитенциарной системы, впервые принимаемых на службу, профессионального отбора как неотъемлемой части становления молодого специалиста пенитенциарной системы и определены возможности его использования в отечественной практике.

3. Рассмотрен процесс зарождения, становления и развития организации первоначальной подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров.

4. Выявлены основные проблемы законодательного регулирования деятельности учебных центров ФСИН России при организации первоначальной подготовки сотрудников УИС и разработаны предложения по его оптимизации.

5. Раскрыты особенности организации функционирования учебных центров ФСИН России в условиях реформирования УИС и определены перспективные направления их деятельности.

6. Разработана новая структура организации первоначальной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу, с учетом максимально эффективного использования возможностей учебных центров.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы познания, комплексный и системный подходы. Исследование базируется на принципах и положениях теории государства и права, уголовного и уголовно-исполнительного права, теории социального и государственного управления, педагогики, психологии. При исследовании проблемы реализован конкретно-исторический подход с учетом процессов гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России.

Нормативную основу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», приказ Министерства образования Российской Федерации от 31 июля 2000 г. № 2370 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих», приказ ГУИН Минюста России от 29 декабря.

2001 г. № 273 «Об утверждении Положения об организации начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» и другие нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России.

Научная новизна исследования обусловлена не только его объектом и предметом, но и тем, что автор впервые осуществил комплексный анализ правовых и организационных основ деятельности учебных центров ФСИН России в условиях реформирования УИС.

Научную новизну диссертационного исследования составляет то, что в нем впервые:

— рассмотрена эволюция функционирования учебных центров;

— проанализирован зарубежный опыт организации первоначальной подготовки сотрудников УИС и определены пути его возможного использования в отечественной практике;

— раскрыты проблемы правового регулирования деятельности учебных центров ФСИН России по организации первоначальной подготовки сотрудников УИС и сформулированы предложения по его совершенствованию;

— исследован организационный механизм деятельности учебных центров ФСИН России по организации первоначальной подготовки сотрудников УИС в настоящее время;

— раскрыты основные недостатки и проблемы деятельности учебных центров ФСИН России в современных условиях;

— предложена новая структура организации начального профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы с учетом максимального использования возможностей учебных центров ФСИН России;

— определены основные направления повышения эффективности функционирования учебных центров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция организации деятельности учебных центров ФСИН России в условиях реформирования УИС, которая основана на изучении зарождения,-становления и развития организации первоначальной подготовки на базе учебных центров.

2. Предложения о возможном использовании зарубежного опыта подготовки сотрудников для пенитенциарной системы в отечественной практике.

Эффективное развитие системы профессиональной подготовки сотрудников УИС, как и за рубежом, возможно лишь при условии комплексного подхода на основе разработки и осуществления организационных, правовых, финансово-экономических мер и находится в прямо пропорциональной зависимости от государственной образовательной политики, стандартизации и интеграции образовательных программ.

На взгляд диссертанта, консолидация усилий в области модернизации подготовки кадров пенитенциарной системы должна дать положительные результаты. С учетом полученных в процессе исследования результатов считаем целесообразным: разработать программу международного сотрудничества по вопросу деятельности учебных центров по первоначальной подготовке сотрудников пенитенциарных учрежденийорганизовать исследование по проблеме организационно-правового обеспечения деятельности зарубежных учебных центров пенитенциарной системыразработать концепцию использования зарубежного опыта первоначальной подготовки сотрудников пенитенциарной системы и их профессионального отбора.

Необходимо отметить, что применение зарубежного опыта подготовки специалистов для пенитенциарной системы должно осуществляться с учетом специфики деятельности органов и учреждений ФСИН России.

3. Предложения по совершенствованию организационно-правового и методического обеспечения деятельности учебных центров ФСИН России при организации первоначальной подготовки сотрудников УИС.

Как показало исследование, несовершенство законодательной базы, регламентирующей деятельность учебных центров, во многом снижает эффективность их работы. Автор считает важным уяснение и правовое закрепление: задач, стоящих перед УИС на каждом этапе ее развития, поскольку необходимость начального профессионального образования возникла в связи с постепенным усложнением функциональных обязанностей сотрудников УИС, которые непосредственно зависят от решаемых ею задачвопросов, касающихся научного обеспечения образовательного процесса в учебных центрах ФСИН Россиипрактической направленности обучениядуховно-нравственного воспитания молодых сотрудников в учебных центрах ФСИН Росси.

4. Предложения по улучшению качества первоначальной подготовки на базе учебных центров ФСИН России. По мнению диссертанта, следует: пересмотреть примерную программу специального первоначального обучения рядового и младшего начальствующего состава УИСразработать примерную программу по организации воспитательной работы в учебных центрах ФСИН Россиипересмотреть организацию психологического обеспечения учебного процесса в учебных центрах в период прохождения многопрофильной первоначальной подготовкисоздать аттестационные комиссии с участием руководителей подразделений на базе совета учебного центра и т. д.

Переход на новые формы отбора и обучения рядового и начальствующего состава позволит качественно и радикально изменить действующую систему организации первоначальной подготовки кадров уголовно-исполнительной системы, что будет способствовать повышению статуса ее сотрудника.

5. Разработанная схема перехода на новые формы отбора и обучения сотрудников УИС.

Такая организация начального профессионального обучения сотрудников УИС позволит, на наш взгляд, решить многие проблемы, а именно: значительно сократится среднее время обучения лиц, впервые принимаемых на службуотбор кандидатов станет более качественным как вследствие организации вступительных испытаний, так и благодаря наличию больших возможностей для наблюдения за кандидатом до его назначения на должностьпрохождение практики в подразделениях будет базироваться на более высокой теоретической основе, полученной слушателями на первом этапе;

— направление впервые принятого на службу сотрудника сразу в учебный центр, минуя стадию стажировки в подразделении, позволит снизить уровень адаптивного вида профессиональной деформации;

— снизится количество сотрудников, не прошедших первоначальную подготовкуусилится контроль за теоретической подготовкой слушателей со стороны как преподавательского состава учебных центров, так и кадровых аппаратов подразделенийповысится статус учебных центров;

— снимется вопрос контроля за своевременным направлением УФСИН субъектов Российской Федерации молодого пополнения в учебные центры.

6. Обучение по модульным программам как одно из средств повышения качества подготовки сотрудников УИС в учебных центрах.

Принципиальной особенностью структуры и содержания модульной программы является сочетание в ней традиционного и нового подходов: сохранение перечня дисциплин, наиболее устоявшихся тем и разделов, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания в учебных центрах, и реформирование содержания усваиваемых слушателями знаний и технологий овладения навыками и умениями профессиональной деятельности на основе модельного обучения, междисциплинарной интеграции, использования научно-познавательной деятельности как средства решения практических проблемных ситуаций.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей в себя обширный материал, собранный автором за время работы над темой. Было проведено социологическое исследование, респондентами которого выступили руководители органов и учреждений ФСИН России по Воронежской, Липецкой, Курской, Смоленской областям, слушатели и преподавательский состав учебных центров и пунктов УФСИН России по Воронежской, Курской, Липецкой, Московской (пос. Фрязево), Смоленской, Тамбовской областям, а также Республике Дагестан и Санкт-Петербургского института повышения квалификации сотрудников УИС (более 400 человек). Автор изучил и обобщил официальные статистические данные о кадровом составе, состоянии дисциплины в уголовно-исполнительной системе, количестве обучаемых в учебных центрах и других направлениях работы учебных центров ФСИН Россиипроанализировал законодательные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительной системы в целом и учебных центров ФСИН России в частности, а также отечественные и зарубежные литературные источники по проблеме профессионального отбора и подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в уголовно-исполнительную систему. Кроме того, диссертант опирался на свой практический опыт работы в исправительных учреждениях, учебном центре УФСИН России по Липецкой области и Липецком филиале Владимирского юридического института ФСИН России.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы могут использоваться как в соответствующих отраслях юридической науки, так и в законодательной и правопри-(«менительной практике. Она вытекает из новизны полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автор рассмотрел организацию первоначальной подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров ФСИН России как одно из основных условий повышения качественного состава органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Диссертантом разработана Концепция организации деятельности учебных центров ФСИН России в условиях реформирования УИС, основанная на изучении их становления и развития. Он предлагает использовать новые формы и методы обучения в учебных центрах, усилить контроль за их дея тельностью, совершенствовать правовое регулирование организации первоначальной подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров ФСИН России, создать межрегиональный координационный центр.

Практическая значимость исследования выражается в следующем.

Во-первых, материалы диссертационного исследования использовались при подготовке Концепции совершенствования образовательной политики уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004;2006 годы.

Во-вторых, в процессе подготовки диссертации опубликован ряд научных работ по проблемам организации первоначальной подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров.

В-третьих, результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных актов, регламентирующих организацию первоначальной подготовки сотрудников УИС, а также в учебном процессе и практической деятельности сотрудников органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе международного уровня. По его материалам разработаны и внедрены в деятельность территориальных органов УИС научно-практические предложения, о чем имеются акты о внедрении.

По материалам исследования разработаны и приняты к практическому использованию в деятельности УПОиН ГУИН Минюста России методические положения и рекомендации, содержащие анализ состояния учебной деятельности учебных центров и пунктов уголовно-исполнительной системы России и предложения по использованию и организации модульной системы в процессе первоначальной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу, о чем имеется акт о внедрении.

Для практического использования в организации учебного процесса на базе ГОУ «Межрегиональный учебный центр УФСИН России по Липецкой области» и ГОУ «Межрегиональный учебный центр УФСИН России по Курской области» приняты квалификационные требования, разработанные автором для категории младшего инспекторского состава. В настоящее время идет отработка отдельных положений модульной формы обучения.

Диссертантом разработаны предложения по совершенствованию взаимодействия между кадровыми аппаратами практических подразделений и соответствующими службами учебных центров.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования отражены в опубликованных научных работах автора, которые используются в учебном процессе образовательных учреждений ФСИН России.

Структура и объем работы. Структура диссертации, ее содержание обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное автором диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Критический анализ зарубежного опыта первоначальной подготовки сотрудников пенитенциарной системы позволяет утверждать о возможном его использовании в отечественной практике.

Среди достоинств организации первоначальной подготовки сотрудников пенитенциарных заведений Германии за рубежом, которые можно применять в России, следует выделить: строго регламентированный распорядок дня, требующий высокой дисциплинированности как от обучающихся, так и от преподавателейпривлечение практических работников к проведению учебных занятий и обмену опытомконкретность в изучении учебных предметов, четкое определение целей и задач обучения, а также круга необходимых сотрудникам знаний, умений и навыковчередование теоретического обучения с практическими занятиями, стажировкой в различных службахосуществление обратной связи с выпускниками, изучение опыта их работы и его учет в деятельности должностных лиц и преподавателейстремление к индивидуализации учебно-воспитательного процессаиспользование разнообразных технических средств обучениястремление сделать обучающегося соучастником решения учебноt воспитательных задачстремление к максимальному моделированию и программированию учебного процесса.

2. На основе анализа сложившегося положения с организацией первоначальной подготовкой сотрудников УИС на базе ведомственных учебных центров диссертант делает вывод о том, что сложившаяся система первоначальной подготовки сотрудников УИС недостаточно эффективно выполняет функции обучения, воспитания и адаптации молодых сотрудников.

В ходе исследования определены возможности дальнейшего развития учебных центров: открытие новых специализацийобучение гражданского персонала УИСпередача функций профотбора сотрудников УИС в ведение учебных центровпривлечение к преподавательской работе большего количества сотрудников, имеющих большой стаж работы в УИС, в том числе пенсионеровукрупнение учебных центровспециализация учебных центров под конкретную категорию обучаемыхспециализация учебных центров по первоначальной подготовке, переподготовке, повышению квалификациивозложение на учебные центры только первоначальной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в УИС.

3. Для успешной деятельности учебных центров диссертант считает целесообразным пересмотреть сложившуюся их структуру. Предлагается следующее разделение учебных центров: а) территориальные учебные центры создаются при УФСИН России, без перспективы работы на межрегиональном или республиканском уровне, штат может создаваться постоянный развернутый и сокращенный.

Постоянный развернутый штат — в учебных центрах, где очная ежегодная подготовка сотрудников составляет более 300 человек только по программе первоначального обучения, без учета переподготовки и повышения квалификации.

Сокращенный штат — в учебных центрах, обучающих менее 300 слушателей в год, где возможно обучение периодами (например, 2−3 набора в год I на 1,5−2 месяца) с привлечением прикомандированных офицеров из подразделений.

Психологи и оперативные работники могут привлекаться (в зависимости от штатов) на постоянной или временной основеб) межрегиональные учебные центры создаются на перспективной базе для дальнейшего развития с постоянным штатом преподавательского состава и вспомогательного персонала с учетом географического расположения (транспортные узлы). В учебных заведениях данного типа предусмотрено обучение более 400 слушателей в год очно только по программе первоначальной подготовки и определенное разнарядкой количество слушателей из других регионов. Межрегиональные учебные центры могут быть двух типов: а) центры, где наряду с первоначальной подготовкой осуществляется подготовка специалистов узкого профиля (инструкторы СРС, техники ИТСО, связи, водители специальных машин и БТР) для всей уголовно-исполнительной системы или для значительной части географически близких регионов. Очевидно, что данные центры должны отвечать ряду условий: одни должны иметь значительную территорию для создания городков, макетов выгулов и отдалены от жилых массивов, другие — располагаться вблизи стрельбищ, полигонов, третьи — иметь возможность комплектовать преподавательский состав из специалистов связи, медицинских работников и т. д.- б) центры где, помимо первоначальной подготовки сотрудников местного УФСИН России, проводится курсовое обучение сотрудников других регионов по программе: командиров взводовначальников отрядовоперативных работниковинструкторов по работе с личным составоминспекторов отделов безопасности и т. д. Срок обучения может достигать от 5,5 до 9 месяцев (по мере насыщения подразделений специалистами данной категории и повышения требований к качеству подготовки).

4. Повышению качества подготовки сотрудников в учебных центрах могло бы способствовать обучение по модульным программам.

Цели обучения по модульной программе состоят в следующем: приобретение слушателями умений и навыков, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными требованиями выпускниковвыработка устойчивых знаний, умений и навыков по несению службы в типовых ситуациях профессиональной деятельностиформирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельностиобеспечение установки на профессиональное личностное развитие, саморазвитие, самоопределение и самовоспитание. Диссертантом разработано методическое пособие по организации модульного обучения в учебных центрах УИС.

5. В целях приведения действующей системы первоначальной подготовки сотрудников ФСИН в соответствие с предлагаемой нами структурой полагаем целесообразным:

1) внести в приказ ГУИН Минюста России от 29 декабря 2001 г. № 273 «Об утверждении Положения об организации начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» изменения в пункт 2 «Начальное профессиональное образование»;

2) при подготовке Положения о службе в Федеральной службе исполнения наказаний конкретизировать понятия «кадры ФСИН России» и «персонал ФСИН России» с целью упорядочения и возможного расширения перечня категорий сотрудников, проходящих первоначальную подготовку в ведомственных учебных центрах;

3) подготовить распоряжение ФСИН России о приведении штатного расписания действующих учебных центров в соответствие с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 224 «Об организационно-штатных вопросах по межрегиональным учебным центрам, учебным центрам и пунктам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»;

4) в целях совершенствования организации взаимодействия кадровых аппаратов подразделений с соответствующими службами учебных центров и I пунктов ФСИН России необходимо принятие нормативного правового акта, который определял бы порядок организации взаимодействия и осуществления контроля за своевременным прохождением первоначальной подготовки сотрудниками, впервые принимаемыми на службу во ФСИН России. В нем должны быть закреплены основные функции участников взаимодействия: по вопросам профориентирования школьниковкоординации профотбора сотрудников, принимаемых на службу во ФСИН России, и работы аттестационной комиссиипрохождения стажировки в практических подразделениях, а также психологическому, педагогическому и служебному сопровождению молодых сотрудников в период адаптациисрокам набора для прохождения первоначальной подготовки;

5) пересмотреть действующие нормативные акты по тыловому и вещевому обеспечению сотрудников, впервые принимаемых на службу во ФСИН России, с целью возложения функций по их обеспечению на соответствующие службы в учебных центрах и пунктах ФСИН России;

6) подготовить нормативный правовой акт взаимодействия психологических служб учебных центров и региональных управлений ФСИН России в плане оказания психологической помощи молодым сотрудникам в период адаптации, а также своевременного отсева условно рекомендованных.

6. В целях повышения качества подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы на базе учебных центров ФСИН России целесообразно провести следующие мероприятия:

1) усилить контроль за деятельностью учебных центров территориальных органов ФСИН России;

2) оказать практическую помощь учебным центрам по переходу на новые формы отбора и обучения- .

3) выработать предложения по созданию на базе Центрального федерального округа межрегионального учебного центра для координации работы, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава территориальных учебных центров. I.

Научно обоснованное определение содержания обучения, строгий, рациональный, целенаправленный отбор учебного материала позволят обеспечить единый методологический подход к составлению основной учебно-методической документации (учебных планов и программ), ее высокое качество и эффективность при использовании в учебном процессе.

7. Совершенствованию подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы, по мнению диссертанта, мог бы способствовать переход на новые формы отбора и обучения сотрудников.

Предложенная автором схема организации начального профессионального обучения направлена на решение следующих проблем: сокращение среднего времени обучения лиц, впервые принимаемых на службуповышение качества подбора кандидатов за счет организации вступительных испытаний и благодаря наличию больших возможностей для наблюдения за ними до назначения на должностьобеспечение прохождения практики в подразделениях на более высокой теоретической основе, полученной слушателями на первом этапеснижение уровня адаптивного вида профессиональной деформации благодаря направлению впервые принятого на службу сотрудника сразу в учебный центр, минуя стадию стажировки в подразделенииснижение количества сотрудников, не прошедших первоначальную подготовкуусиление контроля за теоретической подготовкой слушателей со стороны преподавательского состава учебных центров и кадровых аппаратов подразделений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.—М., 1993.
  2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 35. — Ст. 4135.
  3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. -Ст. 150.
  4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 3574−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. — № 33.
  5. О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. № 343 «О передаче ряда образовательных учреждений МВД РФ в ведение Минюста России»: Приказ Минюста России и МВД России от 7 мая 1999 г. № 156/341.
  6. О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации: Приказ Минюста России от 20 апреля 1999 г. № 170.
  7. Об итогах деятельности УИС Минюста России в 2003 году и задачах на 2004 год: Приказ ГУИН Минюста России от 23 января 2004 г. № 25.
  8. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ: Приказ Минюста России от 26 апреля 2002 г. № 117.
  9. Об утверждении Инструкции о формировании резерва кадров уголовно-исполнительной системы и работы с ним: Приказ Минюста России от 24 апреля 2002 г. № 114.
  10. Об утверждении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность учебных центров УИС Минюста России: Приказ ГУИН Минюста России от 24 мая 1999 г. № 210.
  11. Об утверждении положения о наставничестве в органах и учреждениях УИС Минюста России: Приказ Минюста России от 19 марта 1999 г. № 319.
  12. Об утверждении Положения об организации начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава УИС Минюста России: Приказ ГУИН Минюста России от 29 декабря 2001 г. № 273.
  13. Инструкция об организации образовательного процесса в учебном центре уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
  14. Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Минюста России на период до 2005 года. -М.: ГУИН Минюста России, 2001.
  15. Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года): Проект // Ведомости уголовно-исполнительной системы.- 1999.-С. 91−96.
  16. Концепция совершенствования работы кадрами в условиях реформирования УИС на период до 2005 года // Преступление и наказание. 1996. -№ 8.-С. 44−53.1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия и др.)
  17. БерезневА.Т. В готовности к подвигу. Липецк, 1999. — С. 265.
  18. А.К. Организационно-правовые вопросы формирования и подготовки кадров ИТУ. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1986. — С. 22−23.
  19. А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта профессиональной подготовки сотрудников МВД. М.: Академия МВД РФ, 1995.-14 с.
  20. В.З. Актуальные проблемы совершенствования управленческой подготовки кадров в ОВД: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1989.-83 с.
  21. М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. М., 1951. — Т. 2. -С. 33.
  22. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. —М., 1997.-С. 171.
  23. М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917—1930 годов. М., 1992. — С. 173.
  24. П.А., Тищенко П. И. Педагогические основы обучения личного состава сотрудников органов внутренних дел. — JI., 1972.
  25. А.И. Уголовно-исполнительное право России. М., 1997. -С. 43,49, 112, 118.
  26. Информационное письмо для соискателей общей службы исполнения наказания ФРГ. Состояние 04.05.2003.
  27. Информационный сборник для участников Всероссийского совещания руководителей кадровых аппаратов территориальных органов и учебных заведений уголовно-исполнительной системы Минюста России. — М., 2003.
  28. .Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Мо-ногр. Рязань, 2002.
  29. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России / Под ред. В. И. Федорова. М.: ГУК МВД России, 1997.
  30. Квалификационные характеристики выпускников учебных заведений. М.: Учеб.-метод. центр при ГУК МВД России, 1993.
  31. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  32. А.П. Из опыта учебно-воспитательной работы в учебных подразделениях МВД, УВД, УВДТ. М., 1979. — С. 9.
  33. Кош Э. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека: Пособие для тюремного персонала. — Лондон, 2002. — С. 22.
  34. И. Ф. Профессиональное образование кадров полиции за рубежом. М.: Академия управления МВД России, 2000. — С. 117.
  35. В.Г. Подбор кадров в органах внутренних дел: Учеб. пособие. Хабаровск, 1988. — 76 с.
  36. С.А. Профессиональное самовоспитание сотрудников органов, исполняющих наказания. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 1993. — С. 3−12.
  37. Г. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. -М., 1986.-48 с.
  38. С.Д. Профессионалы в управлении. JL: Лениздат, 1991. — 144 с.
  39. Методические рекомендации по разработке учебных программ и планов.-М.: ЦИНОКП МВД России, 1998.-С. 6.
  40. В.А. Кадровые ресурсы ОВД: современные подходы к управлению. М.: Академия МВД СССР, 1991. — 163 с.
  41. В.М. Российские и зарубежные полицейские и милицейские системы: происхождение и развитие. Владимир, 1999. — С. 53.
  42. В.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов. Владимир, 1991. — С. 156.
  43. В.М., Сергевин В. А. Международный опыт правоохранительной деятельности. — Владимир, 1997.
  44. Обзор о состоянии подготовки кадров УИС в системе начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в 2002 году. .
  45. Обзор о состоянии подготовки кадров УИС в системе начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в 2003 году.
  46. Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран: Учеб. М., 1980. — С. 135.
  47. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.-С. 59, 68.
  48. Основные показатели подготовки кадров УИС в системе начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации за 2003 год.
  49. Основы управления в органах внутренних дел: Учеб. / Под ред. А. П. Коренева. М., 2000. — 344 с.
  50. С.М. Стратегия и пути реформирования уголовно-исполнительной системы: Учеб. пособие. Саратов: Саратов, юрид. ин-т МВД России, 1998. — 116 с.
  51. С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. — С. 23, 255.
  52. Примерная программа курса начального профессионального обучения рядового и начальствующего состава УИС Минюста России. М.: ГУИН Минюста России, 2001. — С. 2.
  53. Примерное положение о педагогическом контроле учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России, 1999.
  54. Проблемы повышения профессиональной подготовки сотрудников УИС: Сб. науч. тр. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 1993. — 84 с.
  55. Проблемы реформирования УИС и подготовки персонала: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Рязань: Ряз. ин-т права и экономики МВД РФ, 1998.-148 с.
  56. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М., 1996.-80 с.
  57. А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в ОВД. — М., 1992.-74 с.
  58. Самостоятельная работа слушателей и курсантов: Метод, рек. — М., 1997.-С. 1.
  59. Сборник нормативных документов по организации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России. — М.: МЦПО и КНИ при ГУК МВД РФ, 1996. Вып. 1. — С. 3−24.
  60. Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ееIкадровое обеспечение в США и России. СПб., 2000. — С. 108, 156, 206.
  61. С.В. Некоторые аспекты организации начального профессионального обучения сотрудников УИС. -Липецк, 2003. С. 2.
  62. Справка о состоянии профессиональной подготовки кадров в УИН Минюста России. -М.: ГУК ГУИН Минюста России, 2004.
  63. Статистические данные ГУИН Минюста России о некомплекте, количестве уволенных на 1 году службы, количестве нарушений законности, дисциплины и преступлений среди сотрудников УИС Минюста России на 1 января 2004 г.
  64. Текущий архив ГОУ «Межрегиональный учебный центр при УИН Минюста России по Липецкой области».
  65. И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. -СПб., 1889.-С.133.
  66. М.Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб., 2000. — С. 5, 82.
  67. И. Ч. Из зарубежного опыта подготовки сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. Челябинск: Челябин. юрид. ин-т МВД России, 1997. — 130 с.
  68. И.Ч. Организация подготовки европейских полицейских: Учеб. пособие. М.: МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1997.
  69. Юридическая педагогика в МВД / Под ред. A.M. Столяренко. — М.: Академия управления МВД России, 1997. С. 261−263.
  70. В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара, 1995.-С. 193.1.I. Статьи
  71. А.А. Профессиональная подготовка кадров для УИС России при переходе к рыночным отношениям И Проблемы повышения профессиональной подготовки сотрудников УИС: Сб. науч. тр. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 1993.-84 с.
  72. В.М. Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы // Научные исследования и подготовка кадров для УИС. М.: Академия управления МВД России, 1998. — С. 4.
  73. Е.Н., Андреева И. А. Некоторые проблемы профессионального отбора // Сб. по итогам межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2003. — С. 27.
  74. И.В. Открывая двери в завтрашний день // Вестн. Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1995. — № 1. — С. 9−10.
  75. И.П. Педагогическим кадрам уголовно-исполнительной системы повышенное внимание и заботу // Пенитенциарная система: настоящее и будущее. — М.: НИИ УИС Минюста России, 2001. — С. 6−10.
  76. .Г. Проблема профессионального отбора в высшие учебные заведения МВД России // Проблемы профилактики дезадаптации и профессиональной деформации у сотрудников ОВД: Сб. науч. тр. / НИИ МВД РФ. -М., 1993.- С. 68−74.
  77. Н.И. Дополнительная практика как форма профессиональной подготовки слушателей // Совершенствование учебно-воспитательной работы в вузе. Рязань, 1997. — С. 79−82.
  78. А. Система исполнения уголовных наказаний в Швейцарии // Преступление и наказание. — 1997. № 9. — С. 34.
  79. Н.Н., Науменко А. П. Управление процессом подготовки кадров // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. 1996. — № 1. -С. 49−54.'
  80. БрыковД.А. Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Материалы выступлений участников науч.-прак. конф. — Липецк, 2003. С. 172.
  81. А.В. Использование отечественного опыта при разработке материалов к занятиям по вопросам личной профессиональной безопасности // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. 1997. — № 1. — С. 138−148.
  82. А.В. Формирование системы образования милиции в 30-е годы // История гос-ва и права. 2002. — № 1. — С. 61−62.
  83. В.И. Воспитание дело всех и каждого // Вестн. Методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУК МВД России. — 1995. — № 1. — С. 23.
  84. В. Первые шаги к профессионализму // Преступление и наказание. -2003. -№ 10. С. 50−54.
  85. А.Я. К вопросу о научном обеспечении подготовки кадров для УИС // Проблемы совершенствования подготовки кадров для УИС России. Рязань, 1996. — С. 29−32.
  86. Ю.А. Профессиональный отбор и профессиональный подбор в системе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2002.- № 2(18).-С.51.
  87. М.Г., Поздняков В. М. Социально-психологический анализ причин текучести кадров ИТК // Социально-психологические проблемы перестройки деятельности ИТУ: Сб. науч. тр. — Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1990.-С. 115−133.
  88. А., Владимиров В. Готовить достойную смену // Преступление и наказание. 2004. — № 1. — С. 36−39.
  89. И.И., Куличенко А. Г., Серовский С. Н. Подготовка кадров для производственно-экономических служб учреждений, исполняющих наказания // Проблема совершенствования подготовки кадров для УИС России. -Рязань, 1996.-С. 32−39.
  90. М. Профессиональное обучение персонала // Служба кадров. 1998.-№ 9. — С. 32.
  91. В. Укреплять отделы по надзору за ИТУ // Соц. законность. -1935. -№ 12. С. 17.
  92. С.В. Проблемы правового обеспечения реформы уголовно-исполнительной системы // Преступление и наказание. 1999. — № 3. — С. 8.
  93. А.И. Обсуждение пенитенциарных проблем: подготовка кадров для УИС, научное обеспечение и разработка нормативной базы // Рос.юстиция. -1997. № 1. — С. 46−47.
  94. В.Н. Теоретические и практические проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в ИТУ// Проблемы переподготовки специалистов для ИТУ и вопросы их профессиональной адаптации: Сб. науч. тр. Рязань, 1985. — С. 79−88.
  95. Калинин Ю. И Передачей системы в ведение Минюста завершается только первый этап реформирования // Преступление и наказание. — 1998. — № 9,10,11.
  96. Ю.И. Приоритетные задачи УИС // Преступление и наказание. 2004.-№ 2. — С. 10. I
  97. Ю.И. Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России // Бюл. Министерства юстиции Российской Федерации. -2004.-№ 9.-С. 45.
  98. Ю.И. Становление завершено. Реформирование продолжается // Преступление и наказание. — 2001. — № 3. — С. 14.
  99. Ю.И. Только сильные люди могут делать эту работу // Преступление и наказание. 2004. — № 3. — С. 4−5.
  100. П.А. В центре внимания — социальные вопросы // Преступление и наказание. 2004. — № 9. — С. 3−4.
  101. Концептуальные основы совершенствования работы с кадрами // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. 1996. — № 3. — С. 7−12.
  102. М.И. Профессиональные мотивации слушателей // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики МВД РФ. -1996. -№ 3.- С. 54−57.
  103. В.М. Кадровая работа в ОВД и задачи обучения персонала // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД РФ. 1996. — № 4. — С. 115−117.
  104. Е. По пути реформирования (об итогах пресс-конференции в Министерстве юстиции Российской Федерации) // Преступление и наказание. 2004.-№ 5. — С. 22−23.
  105. В.М. Приоритеты в подготовке специалистов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2001. -№ 5. С. 2−5.
  106. В.Н. Первоначальная подготовка кадров для ИТУ // Преступление и наказание. 1997. — № 4. — С. 54−57.
  107. В.И. Осуществление этапной, профессиональной подготовки начсостава УИС // Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров УИС: Материалы выступлений участников науч.-практ. конф. Липецк, 2003. — С. 75−76.
  108. Организация курсовой подготовки начальников отрядов исправительных учреждений // Аннот. сб. материалов передового опыта УИС Минtюста России за 2003−2004 годы. М., 2004. — С. 88−89.
  109. С. Кузница кадров // Преступление и наказание. — 2002. — № 6. С. 2.
  110. В.В. Будущее за квалифицированными кадрами // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2000. — № 2. — С. 46−50.
  111. В., Бриллиантов А., Багреева Е. Пенитенциарная система Финляндии // Преступление и наказание. — 1996. № 12. — С. 23.
  112. В.Н. Реформа УИС и задачи Минюста // Преступление и наказание. 1998. — № 6. — С. 50−62.
  113. В.А. Каким быть следующему шагу? Перспективы интеграции в подготовке полицейских в Европе // Профилактика преступности несовершеннолетних: от анализа к действиям: Сб. науч. докл. Владимир: Владимир. юрид. ин-т, 1985. — С. 81−87.
  114. В.М. Самовоспитание дисциплинированности слушателем // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. — № 1. — С. 56−57.
  115. .А. О взаимодействии науки и практики // Научные исследования и подготовка кадров для УИС. — Рязань, 1998.
  116. Ю. Улучшать кадровую работу по всем направлениям // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 5. — С. 13.
  117. И. Так начиналось лишение свободы // Преступление и наказание. 1998. -№ 4. — С. 31.
  118. А.У. Профессиональную подготовку кадров на высокий уровень // Материалы семинара-совещания по вопросу повышения качества профессиональной подготовки кадров МВД СССР. —М.: ГУ учебных заведений МВД СССР, 1980. — С. 4.
  119. С.Х. Основные направления кадровой политики уголовно-исполнительной системы на современном этапе // Преступление и наказание.-2003.-№ 7.
  120. В. Учить или не учить // Служба кадров. 1998. — № 4. — С. 8−12.
  121. В.И. Правовые основы подбора кадров // Хоз-во и право. — 1994.-320 с.
  122. В.У. Новые рубежи новые задачи // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2001. — № 2. — С. 4−13.
  123. В.У. УИС: итоги и перспективы: Материалы Всерос. совещания руководителей территориальных органов УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2000. № 3. — С. 3−16.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  124. Т.С. Организационно-экономические проблемы управления системой непрерывной подготовки кадров органов внутренних дел: Дис.. канд. экон. наук. -М., 1991.
  125. В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы (теоретические основы и механизм реализации): Дис. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1994. — 445 с.
  126. А.И. Организация и правовое регулирование профессиональной подготовки кадров в системе МВД России: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.- 172 с.
  127. Л.К. Организационно-экономические проблемы подготовки кадров управления производственно-хозяйственной деятельностью уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 1997. — С. 18.
  128. В.М. Государственная политика формирования кадров правоохранительных органов России социальная проблема и важнейший фактор стабилизации общества: Дис.. канд. социол. наук. — Ярославль: Ярослав. ун-т, 1996. — 256 с.
  129. С.Г. Организационно-правовые основы деятельности кадровых аппаратов МВД, ГУВД субъектов РФ: Автореф, дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. — 23 с.
  130. В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД: Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 1996.
  131. Breucher A. Viel mehr als Trockenubungen. Moderne Technologie for die Ausbildung im Heer // Truppenpraxis. 1990. — № 2.
  132. Directory of Training // Information collated by Prison Training and Development Group PSC Newbold Revel // Printed by ESS at HMP Blundeston. -2002.-P. 27−32.
  133. Fortbildung 2004 Justizvollzug: Baden-Wiirttemberg. Justizvollzugugss-chule Baden-Wiirttemberg (Hrsg.). Justizvollzugsanstalt Heimsheim, 2004. -60 s.
  134. Stoffplan fur den allgemeinen Vollzugsdiexist. Allgemeinwissen / Staats-biirgerkunde / Zeitgeschichte. Justizvollzugugsschule Baden-Wiirttemberg (Hrsg.). — Justizvollzugsanstalt Heimsheim, 2004. -2 s.
  135. Training and Development Strategy // Published by the Home Office Communication Directorate, 2001, November. P. 10−11.
Заполнить форму текущей работой