Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение эксплуатационных свойств пар трения приборов, работающих в экстремальных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе обоснован выбор и дана методика расчёта микрорельефа, определяющего успешную работу пар трения узлов приборов в вакууме при высокой температуре, включающие: определение влияния микрорельефа на адгезию твёрдоплёночного покрытияисследование влияния регулярного микрорельефа на эксплуатационные свойства пары трения, работающей в вакууме при высокой температуреопределение расчётных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Пары трения, работающие в вакууме при высокой температуре
    • 1. 1. Модели пар трения, работающих в вакууме
    • 1. 2. Трение металлов при отсутствии смазки
    • 1. 3. Качество поверхностей и его влияние на эксплуатационные свойства деталей приборов
      • 1. 3. 1. Влияние качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей приборов
      • 1. 3. 2. Проблема качества поверхностей
      • 1. 3. 3. Регуляризация микрорельефов поверхностей
  • Выводы к главе I
  • Глава II. Методика расчёта микрорельефа для пар трения узлов приборов, работающих в вакууме при высокой температуре
    • 2. 1. Определение расчётных зависимостей параметров микрорельефа
    • 2. 2. Определение влияния микрорельефа на адгезию твёрдоплёночного покрытия
  • Выводы к главе II
  • Глава III. Методика экспериментальных исследований. Технологическая оснастка, оборудование и инструмент
    • 3. 1. Методика экспериментальных исследований
    • 3. 2. Стенд для ускоренных испытаний пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре
    • 3. 3. Выбор образцов
    • 3. 4. Технология, оборудование и инструмент для образования регулярного микрорельефа на поверхностях деталей приборов
    • 3. 5. Технология, оборудование и инструмент для нанесения твёрдосмазочного покрытия
    • 3. 6. Установка для испытания деталей и узлов приборов в вакууме при высокой температуре
  • Выводы к главе III
  • Глава IV. Экспериментальные исследования по обеспечению эксплуатационных свойств деталей приборов, работающих в вакууме при высокой температуре
    • 4. 1. Исследование влияния регулярного микрорельефа поверхностей трения деталей приборов на коэффициент трения
    • 4. 2. Исследование влияния регулярного микрорельефа на износостойкость и коэффициент трения пар трения при продолжительных испытаниях
    • 4. 3. Металлографические исследования образцов после испытаний на трение скольжения
    • 4. 4. Исследование влияния регулярного микрорельефа на износостойкость и коэффициент трения при натурных испытаниях
  • Выводы к главе IV

Обеспечение эксплуатационных свойств пар трения приборов, работающих в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основных направлениях экономического и социального развития России большое внимание отводится вопросам совершенствования технологии производства, применению базовых прогрессивных технологий, указывается на то, что необходимо более полно использовать при разработке новой техники и технологии возможности материалов с заранее заданными свойствами, особенно прогрессивных конструкционных, композиционных, сверхчистых и других материалов, обусловливающих высокий экономический эффект в народном хозяйстве, повысить надёжность и ресурс работы техники, комплексно исследовать строение Мирового океана и атмосферы, космического пространства, а также Вселенной.

Повышение надёжности машин, приборов, технологического оборудования и инструмента непосредственно связано с повышением износостойкости. Решение этой актуальной и практически необходимой задачи возможно только на базе глубоких научно обоснованных решений.

В этой связи исключительное значение приобретают работы в области триботехнического материаловедения (сплавов, полимеров, композитов, покрытий, упрочнения поверхностей трения и т. д.), а также теоретические и экспериментальные исследования в области физико-химической механики процессов трения и изнашивания с использованием новейших испытательных средств и измерительной техники, которые могут раскрыть и подсказать новые способы снижения потерь на трение и повышения износостойкости машин, приборов и оборудования.

Интенсивное развитие космонавтики, ракетной техники, ядерной энергетики, рентгеновской техники и ряда других областей выдвинули задачу обеспечения надёжной работы подвижных узлов механизмов приборов и аппаратов в экстремальных условиях (вакуум, высокая температура, интенсивные излучения разного рода, высокие контактные нагрузки и т. д.).

Проблема повышения надёжности приборов, машин и механизмов в таких условиях тесно связана с вопросами триботехники, с исследованиями контактного взаимодействия взаимно перемещающихся твёрдых тел, в результате которого в зоне контакта возникают силы трения.

Современная трибология располагает рядом фундаментальных теоретических и экспериментальных закономерностей, которые, безусловно, могут позволить в ближайшие годы успешно решать задачи в области сухого и граничного трения, газодинамической, гидродинамической и эластогидродинамической смазки, которые реализуются в различных узлах машин при трении скольжении, качении или качении со скольжением [1.8].

Принципиально новые конструктивные и смазочные материалы создаются один раз в 10. 15 лет, а то и реже.

На сегодняшний день академик МИА и РИА, президент Ассоциации инженеров-трибологов России, лауреат Большой золотой медали по трибологии, доктор технических наук А. В. Чичинадзе выделяет разделы и направления трибологии и триботехники [9], на которые необходимо особо обращать внимание, такие как:

— создание и оптимальное использование универсальных и целевых машин трения в исследованиях по трибологии и в практических задачах триботехники для оценки и выбора оптимальных материалов для конкретных служебных условий;

— разработка научных основ и практических рекомендаций, необходимых для создания износостойких антифрикционных материалов, новых технологий упрочнения и нанесения покрытий и др.

В связи с указанными выше направлениями трибологии и триботехники на передний план выдвигаются следующие проблемы:

— обеспечение экономически целесообразной наибольшей долговечности узлов трения или, по возможности, равной износостойкости по сравнению с другими частями машины при работе в различных средах;

— 6- повышение работоспособности материалов и узлов трения в широком диапазоне температур (отрицательных и положительных);

— обеспечение минимального сопротивления движению.

Для преодоления этих проблем необходимо решить конкретную задачу триботехники — повысить несущую способность и долговечность массовых по изготовлению деталей (например, подшипников) за счёт новых технологий и материалов, а также оптимизации формы поверхностей трения.

При решении такой актуальной задачи необходимо проведение следующих исследований:

— тонких поверхностных слоёв при трении скольжения и качения, в том числе при использовании эффекта избирательного переносановых самосмазывающихся твёрдых и порошковых смазочных материалов;

— по оптимальному использованию новых технологических способов упрочнения поверхностей трения и нанесения антифрикционных и фрикционных покрытий.

Проблемами трения и смазки в различных условиях занимались отечественные и зарубежные исследователи: И. Я. Алыииц, Дж. Бойд, Е. Р. Брейтуейт, А. Г. Брегг, В. Э. Вайнштейн, И. В. Крагельский, Г. В. Курилов, А. А. Кутьков, К. Н. Войнов, И. М. Любарский, P.M. Матвеевский, М. Матеунага, Т. Накагава, К. С. Оливер, JI.H. Петрова, Б. П. Робетсон, JI.H. Сентюрихина, А. Д. Халтнер, К. Хоишлюто, А. А. Силин, Б. Н. Веркин, И. Н. Францевич, В. Е. Шиевский, B.JI. Тальрозе, JI.A. Чатынян и др.

Наиболее экстремальными условиями для работы пар трения создаются в космическом пространстве как в процессе прохождения ракетой плотных слоёв атмосферы, так и в условиях космического полёта.

Наибольшее влияние [10] при этом оказывают следующие факторы: — давление в диапазоне от атмосферного до 1−10 ~13 мм рт.ст.;

— 7- температура с перепадом от -100 °С до +1000 °С при необходимости длительной работы при температуре порядка 500 °C и кратковременных возрастаниях температур свыше 1000 °C;

— скорости вращения в диапазоне от малых периодических до непрерывных, доходящих до 30 000 об/мин. и выше;

— большие удельные нагрузки, связанные с необходимостью уменьшения веса и габаритов механизмов;

— наличие значительных вибраций и в связи с этим большие контактные нагрузки;

— воздействие окружающих магнитных полей и индуктивных электрических токов;

— активное воздействие космической среды на поверхности контакта, в первую очередь, излучение солнца, а также довольно интенсивная бомбардировка поверхностей потоками активных частиц;

— воздействие химически активных веществ (рабочих жидкостей в системах подачи топлива, горячих газов и т. д.);

— невесомость;

— собственное излучение ядерных космических объектов.

По усталостной теории И. В. Крагельского [11], поверхность трения разрушается от многократно повторяющегося процесса передеформирования поверхностных слоев [11, 12]. Эта теория предполагает наличие на поверхности тел плёнки, которая разделяет их и обеспечивает положительный градиент механических свойств по глубине тела.

Основное влияние вакуума на поведение пар трения проявляется в том, что поверхности твёрдых тел в вакууме освобождаются от покрывающих их обычно адсорбированных и хемосорбированных плёнок, вступают в непосредственный контакт друг с другом и образуют недопустимо прочные связи [14]. Силы адгезии при соприкосновении ювенильных поверхностей огромны, в результате чего возрастает коэффициент трения и, в конечном счёте, поверхности могут свариваться в холодном состоянии [15].

Большое внимание в нашей стране и за рубежом уделяется изучению вопросов изыскания материалов для пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. По литературным данным в различных конструкциях вакуумных систем широкое применение получили нержавеющие жаропрочные материалы с покрытием на основе дисульфида молибдена, диселенида молибдена, графита и других неметаллических материалов, срок службы которых определяется прочностью их сцепления с материалом основы.

Плёнки препятствуют глубинному вырыванию нижележащих слоёв, однако, не защищают от деформации, возникающей при скольжении выступов микрошероховатости поверхности.

Б.П. Лобашев и Ю. В. Макаров предложили [21] модель трения, позволяющую дать объяснение механизма смазочного действия твёрдых тел различной природы (слоистых, полимеров, мягких металлов, твёрдых соединений) на единой теоретической основе. В соответствии с нею механизм трения материалов рассматривается с точки зрения характера вторичных структур, природы и количества вероятных адгезионных связей.

С этих позиций низкое трение слоистых твёрдых тел (графита, дисульфида молибдена, других дихалькогенидов) и большей части полимеров обусловлено переносом материала — смазки на поверхность сопряжённого тела и образования вторичных структур на обеих поверхностях, отличающихся заметной ориентацией кристаллов плоскостями наименьшей стойкости вдоль направления скольжения.

Эффективную работоспособность в условиях вакуума и высоких температур сохраняют наиболее твёрдые материалы.

Эксплуатационные свойства деталей, как и качество приборов, машин, механизмов и оборудования, то есть обеспечение оптимального уровня их надёжности и точности в целом и в значительной степени зависят от качества рабочих поверхностей.

Качество поверхностей деталей определяется совокупностью геометрических и физико-химических характеристик.

Перед технологами стоят актуальные задачи в формировании в производственных условиях характеристик качества обрабатываемых поверхностей, отвечающих заданным эксплуатационным требованиям. Однако, в условиях современных темпов повышения требований к качеству контактирующих сопрягаемых поверхностей деталей машин и приборов подобные задачи не могут быть эффективно решены только применением традиционных методов механической обработки, основанных на резании материалов.

Успешное решение указанных задач возможно при использовании поверхностей с принципиально новыми свойствами микрогеометрии — регулярностью на основе установления связей характеристик качества с условиями обработки.

Достоинство и перспективность поверхностей с регулярными микрорельефами безусловны, поскольку практически впервые используется микрорельеф, все геометрические параметры которого (высотные, шаговые, площадные) могут быть рассчитаны аналитически как функции режимов вибронакатывания — операции, при которой образуется регулярный микрорельеф.

Актуальной является и задача получения прочного износостойкого покрытия и оценки качества покрытия. При этом одним из основных вопросов исследования пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре, является создание в наземных вакуумных установках условий, приближённых к космическим и соответственно перенесение результатов экспериментов на механизмы, работающие в условиях космического пространства.

— 10 В соответствии с изложенным выше материал диссертации разбит на четыре главы.

В первой части первой главы на основе анализа литературы обсуждаются модели пар трения подвижных узлов исполнительных механизмов, работающих в вакууме при высокой температуре.

Вторая часть посвящена влиянию качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей. В ней также рассмотрены проблемы качества поверхностей. Основное внимание уделено регулярному микрорельефу поверхностей как один из путей решения этой проблемы.

Во второй главе обоснован выбор и дана методика расчёта микрорельефа, определяющего успешную работу пар трения узлов приборов в вакууме при высокой температуре, включающие: определение влияния микрорельефа на адгезию твёрдоплёночного покрытияисследование влияния регулярного микрорельефа на эксплуатационные свойства пары трения, работающей в вакууме при высокой температуреопределение расчётных зависимостей параметров микрорельефа для проектирования пары трения приборов, работающих в вакууме при высокой температуре.

Третья глава описывает методику экспериментальных исследований пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Представлены разработанные автором технология, оснастка, инструмент для нанесения и контроля твёрдоплёночного покрытия для формирования регулярного микрорельефа, используемое оборудование. Подробно описан разработанный при участии автора стенд для ускоренных испытаний пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Рассмотрена установка для ресурсных испытаний деталей и узлов приборов в вакууме при высокой температуре.

Четвёртая глава посвящена исследованию влияния регулярного микрорельефа на эксплуатационные свойства пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Глава содержит результаты экспериментальных исследований влияния регулярного микрорельефа поверхностей трения деталей приборов на коэффициент трения, на износостойкость. Проведены как ускоренные испытания на образцах — для быстрой оценки результата и отбора наилучших сочетаний трущихся пар, так и ресурсные испытания на штатных деталях. В главе также приведены результаты исследований влияния регулярного микрорельефа на износостойкость и коэффициент трения пар трения при натурных испытаниях, а также практические рекомендации. Кроме того, в оболочке компьютерной программы Mathcad получены соответствующие уравнения, описывающие экспериментальные триботехнические характеристики.

Положения, выносимые на защиту диссертации.

Получение регулярного микрорельефа ответственных поверхностей трения деталей из сплавов ЭИ-828 и ВЖЛ-16, обеспечивающего в период приработки их высокую работоспособность в вакууме при температуре до 700 °C.

Создание регулярного микрорельефа на поверхностях трения с твёрдоплёночным покрытием путём вибрпонакатывания в несколько раз увеличивает адгезию покрытия к подложке, что реализовано с помощью созданного стенда, виброголовки и специальной оснастки.

Регулярный микрорельеф поверхностей трения деталей с твёрдосмазочным покрытием ВНИИНП-229 при работе в вакууме при высокой температуре снижает коэффициент трения пары и увеличивает износостойкость смазочного покрытия. Установлен общий вид поверхностей трения с ПРМР (полностью регулярный микрорельеф).

Определены количественные триботехнические характеристики, получены формулы и построены графики для исследованных материалов пар трения в специфических условиях эксплуатации.

Разработанные автором технологическая инструкция и технологический процесс для нанесения и контроля твёрдоплёночного покрытия на основе дисульфида молибдена, создание на поверхностях трения регулярного микрорельфа позволили конструкторам создать надёжный узел трения в изделии, работающем в вакууме при высокой температуре.

Основные результаты и выводы.

1. Теоретически обоснованы, рассчитаны параметры регулярного микрорельефа оптимальной по износостойкости с низким коэффициентом трения пары трения узлов приборов для работы в экстремальных условиях — в вакууме при высокой температуре и отработана технология её изготовления.

2. Исследовано влияние регуляризации микрорельефа на адгезию покрытия. Показано, что регуляризация микрорельефа поверхности с плёночным покрытием увеличивает адгезию покрытия в несколько раз. Предложен способ и технология нанесения твёрдоплёночного покрытия на основе дисульфида молибдена с образованием на поверхности регулярного микрорельефа.

3. Установлено, что для пар трения с твёрдосмазочным покрытием, работающих в вакууме при высокой температуре, регуляризация микрорельефа обеспечивает снижение коэффициента трения и увеличение износостойкости покрытия.

— 1024. Предложены критерии оценки антифрикционных свойств и износостойкости пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Разработана технология изготовления пар трения путём нанесения твёрдоплёночного покрытия ВНИИНП-229 на обе трущиеся поверхности и создания на одной из них полного регулярного микрорельефа (ПРМР) — регулярного микрорельефа IV типа.

5. Разработана методика подбора пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Выработаны критерии оценки работоспособности пар трения.

Заключение

.

Создание и отработка пар трения для изделия, работающего в вакууме при высокой температуре, явилось сложнейшей научно-технической задачей. Она решалась поэтапно и в различных направлениях в течение длительного времени, что было связано с комплексом проблем по выбору пары трения — материалом, смазки, способу нанесения её и с большим ресурсом испытания изделия.

Наибольшее распространение среди твёрдых смазочных покрытий для работы в вакууме при высокой температуре нашло покрытие на основе дисульфида молибдена. Существующие методы нанесения покрытия — натирание, напыление, электрофоретическое — обладают существенными недостатками — слабая адгезия покрытия к подложке, малая толщина покрытия и трудность выдерживания необходимых размеров в сопрягаемых трущихся деталях. Регуляризация микрорельефа увеличивает адгезию в несколько раз.

Впервые исследовано влияние регуляризации микрорельефа поверхностей пар трения приборов, работающих в вакууме при высокой температуре, на коэффициент трения и износостойкость.

Впервые теоретически обоснованы, рассчитаны параметры регулярного микрорельефа, позволяющего получить пару трения с низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью для работы в экстремальных условиях — в вакууме, при высокой температуре и отработана технология её изготовления.

Разработанные автором и в соавторстве «Устройство для нанесения регулярного микрорельефа», технологические инструкции — «Выглаживание поверхностей трения тел вращения» и «Вибронакатывание поверхностей трения с покрытием ВНИИНП-229» позволяют создавать пары трения с твёрдоплёночным покрытием на основе дисульфида молибдена с регулярным микрорельефом. Устройство защищено авторским свидетельством [83].

Разработанные для исследований — «Способ получения износостойкого покрытия» [96] и «Способ контроля качества покрытия» [97] защищены авторскими свидетельствами и внедрены в производство. Изготовленные и проверенные с помощью этих способов около 100 изделий проработали свыше 10 ООО часов и ни в одном случае не показали отслоения покрытия, а потеря массы (осыпаемость) уменьшилась в 10 раз по сравнению с образцами, изготовленными по прежней технологиинанесение твёрдоплёночного покрытия на шлифованную и пескоструйно обработанную поверхность.

Для проверки научных предположений и результатов многолетних поисков по подбору пар трения был спроектирован, изготовлен и успешно использован в исследованиях стенд. Стенд позволяет достаточно быстро дать оценку работоспособности пары, работающей при температуре до 700 °C и в вакууме не ниже 1-Ю" 6 мм рт.ст. Стенд защищен авторским свидетельством [99].

Для проверки работоспособности деталей и узлов изделия в условиях близких к натурным была спроектирована и изготовлена установка. Установка позволяет испытывать детали и узлы по определённому закону движения в течение не менее 10 ООО часов при температуре до 600 °C и в вакууме не ниже 1-Ю" 5 мм рт.ст.

Автор благодарен доктору техн. наук Ю. Г. Шнейдеру, по предложению и под руководством которого были начаты настоящие исследования — «Влияние регуляризации поверхностного слоя на эксплуатационные свойства пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре», доктору техн. наук Л. А. Чатыняну, кандидату техн. наук Т. А. Соловьёвой за предоставленную возможность испытания первых образцов на стенде и помощь при создании собственного стенда, доктору техн. наук М. А. Горяеву за постоянный интерес к работе и плодотворное сотрудничество в области адгезии и прочности твёрдоплёночных покрытий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Н., Прушак В. Я. Трение и износ в машинах. Минск: Высшая школа, 1999. -374с.
  2. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989. -328с.
  3. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. -480с.
  4. Мур Д. Основы и применение триботехники. М.: Мир, 1987. -487 с.
  5. Н.К., Петроковец М. И. Принципы и приложения. Гомель: ИММС НАШ, 2002. -310с.
  6. Основы трибологии / Под ред. А. В. Чичинадзе М.: Машиностроение, 2001.-664с.
  7. Практическая трибология (мировой опыт) / Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника «, 1994. Т. 2. -204с.
  8. Словарь-справочник по трению, износу и смазке машин / В. Д. Зозуля и др. Киев: Наукова думка, 1990. -264с.
  9. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А. В. Чичинадзе, Э. М. Берлинер, Э. Д. Браун и др.- Под общ. ред. А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2003. 576.- ил.
  10. И.В. Приближённый расчёт износа сопряжений. // Вестник машиностроения, 1974, № 4. С.36−38.
  11. А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963. -472с.
  12. Л.Д., Ритенхауз Дж. Б. Расчёт на трение и износ // Ракетная техника, 1962, № 3. С.24−28.
  13. .И., Кравченко Е. Л., Люличев А. Н. О природе схватывания твёрдых тел. М.: Наука, 1968. -178с.
  14. Ф.П., Тейбор Д. Трение и износ твёрдых тел. М.: Машиностроение, 1968. -563с.
  15. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1962. 383с.
  16. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. -395с.
  17. А.П. Схватывание металлов.- М.: Машгиз, 1958. -280с.
  18. И.М., Покатник Л. С. Металлофизика трения. М.: Металлургия, 1976. -176с.
  19. Диплом № 121. Открытие эффекта аномального низкого трения.- Опубл. Б.И., 1973, № 13.
  20. R. Экспериментальное изучение механизма смазочного действия дисульфида молибдена. Доклад на международной конференции по твёрдым смазкам 24−27 августа 1971 .г. Денвер (штат Коларадо). С. 46−50.
  21. А.Т., Матвеевский P.M., Силин А. А. Исследование сверхнизкого трения диффузионного покрытия М-801 при высокой температуре / В кн.: Современные методы и средства исследования и измерения внешнего трения, М.:ВНИИФТРИ, 1980. С. 33−38.
  22. Д.Н., Поляков А. А. Повышение износостойкости деталей конструкций самолётов. М.: Машиностроение, 1974. -200с.
  23. .С., Зиновьев В. М. и др. Использование эффекта избирательного переноса для повышения долговечности судовых узлов трения. Л.: Технология судостроения, ЦНИИТС, 1973, № 8. С.14−19.
  24. J.B., Jaffe L.D., Nagler R.G., Marteus H.E. / Results of Randger 1 Flight Frictjon Experiment, AIAA, Journal 1, № 8, 1963. P.1913−1915.
  25. Ham John Cohesion of Copper and Steel Repeatedly Fractured and Rejoined in Vacuum, SAE, Preptints, Nr.632. D. 1963.
  26. Barnes D.I. at all Surpace Physics, Cavendish Laboratory, University of Cambridge (England).
  27. В.И., Ковальченко М. С. Износостойкость переходных металлов, их тугоплавких соединений и твёрдых сплавов при трении в вакууме без смазки // Вестник машиностроения, 1974, № 11. С.39−41.
  28. .И., Кузнецов В. И., Пипко А. И., Плисковский В. Я. Основы вакуумной техники. М.: Энергия, 1975. -415с.
  29. Bruescke Е.Е., Ecerman В. Device for the measurement of friction at ultrahigh vacuum// Scient. Instruments, vol. 34, Nr.9, 1963. P. 978−980.
  30. В.Э., Трояновская Г. Н. Сухие смазки и самосмазывающие материалы. М.: Машиностроение, 1968. -178с.
  31. П.Г. Машинам быть долговечными. Тула, Приокское книжное изд-во, 1973.
  32. М.А. Упрочнение деталей машин. М.: Машиностроение, 1978. -184с.
  33. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твёрдых тел. М.: Машиностроение, 1968. -543с.
  34. .И. Исследование образования регулярных микрорельефов поверхностей с заданными физико-механическими свойствами.- Дис.канд. техн. наук.- JI., 1975.
  35. Г. М. Исследование процесса вибрационного накатывания.- Дис. канд. техн. наук.- Л., 1965.
  36. Г. М. Исследование процесса обработки поверхностей инструментом ударного действия с вращающейся эксцентриковой массой. Дис. канд. техн. наук.- Ростов-на-Дону, 1972.
  37. Ю.Р. Шероховатость поверхности и методы ее оценки.-Л.: Судостроение, 1971. С. 107.
  38. Д.С. Исследование процесса отделочного вибронакатывания нежёстких валов типа штоков гидроцилиндров.- Дис. канд. техн. наук. Киев, 1978.
  39. Я.В. Повышение эксплуатационных свойств малых герметичных холодильникокомпрессоров за счёт оптимизации микрорельефа поверхностей деталей трущихся пар.- Дис. канд. техн. наук. Л., 1972
  40. A.M. Технологическое обеспечение надёжности высокоточных деталей машин. М.: Машиностроение, 1975. -224с.
  41. В.А. Исследование технологического обеспечения качества неподвижных соединений. Автореф. Дис. канд. техн. наук.- Брянск, 1981.-25с.-10 649. Кащеев В. Н. Процессы в зоне фрикционного контакта металлов.- М.: Машиностроение, 1978, -215с.
  42. Е.Г., Сидоренко В. А. Чистовая и упрочняющая ротационная обработка поверхностей. Минск: Высшая школа, 1968. -276 с.
  43. .И., Колесниченко Н. Ф. Качество поверхностей и трение в машинах. Киев: Техник, 1969. -216с.
  44. А.Н. Исследование влияния микрорельефа деталей трущихся пар на их эксплуатационные свойства.- Дис. канд. техн. наук.- JL, 1968.
  45. Е.П. Использование многошарикового накатника для образования регулярных рельефов.- JL, Ленинградский ЦНТИ, Информационный листок № 959−80, 1980.
  46. Е.П. Управление степенью наклепа поверхностей с регулярным микрорельефом. Л.: Ленинградский ЦНТИ, Информационный листок № 741−81, 1981.
  47. А.А. Качество поверхностей и эксплуатационные свойства деталей машин. М.: Машгиз, 1956. -47с.
  48. Р.У. Исследование процесса образования регулярного микрорельефа (4-го вида), его геометрические характеристики и их связи с некоторыми эксплуатационными свойствами поверхностей.- Дис.канд. техн. наук.- Л., 1974.
  49. Д. Д. Отделочно-упрочняющая обработка поверхностей пластическим деформированием. М.: Машиностроение, 1978. -158с.
  50. Построение номограмм полиноминальных моделей с помощью ЭВМ. Методические указания по дисциплине «Основы научных исследований"-для студентов специальности 0501. Киев, 1980.
  51. Э.В., Суслов А. Г., Улашкин А. П. Комплексный параметр для оценки свойств поверхностей трения деталей машин // Трение и износ, т.1, 1980, № 3.-350с.
  52. А.Г. Технологическое обеспечение параметров качества поверхностей деталей машин, определяющих их контактное взаимодействие / В кн.: Контактная жёсткость в приборо и машиностроении: Тез. докл. всесоюзной конф, Рига, 1979. С. 114−120.
  53. А.П. Исследование зависимости износостойкости от комплексного параметра свойств поверхностного слоя.- В кн.: Технологическое обеспечение повышение качества и долговечности деталей машин и инструментов, Тула, ТЛИ, 1980. С. 12−28.
  54. Я.Б. Механические свойства металлов. Часть 2. Механические испытания, конструкционная прочность. М.: Машиностроение, 1974. -368с.
  55. Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях и их эксплуатационные свойства. JL: Машиностроение, 1972. -240с.
  56. А.П. Технологическое управление комплексом параметров свойств поверхностного слоя деталей машин, определяющих их износостойкость, при отделочно-упрочняющей обработке.- Дис.канд. техн. наук.- Брянск, 1981.
  57. Н.Б., Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981. -244с.
  58. B.C. Влияние шероховатости твёрдых тел на трение и износ. М.: Наука, 1974. -111с.
  59. Э.В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение деталей машин.- М.: Машиностроение, 1979. -176с.
  60. В.М. Алмазное выглаживание. М.: Машиностроение, 1972. ' 104с.
  61. Р.Б. Фретинг-коррозия. Л.: Машиностроение, 1976. -272с.
  62. А.П. и др. Шероховатость поверхностей. М., Наука, 1975. -198с.
  63. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев, Техника, 1970. -395с.
  64. Трение, изнашивание и смазка. Спр. в 2-х кн. Под ред. Крагельского И. В., АлисинаВ.В. М.: Машиностроение, 1979, т.2. -358с.
  65. .С. Основы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1969. -560с.
  66. Е.И. Исследование точности процесса образования регулярных микрорельефов.- Дис.канд. техн. наук.- Чита, 1981.
  67. В.В. Гидродробеструйное упрочнение деталей и инструмента. М.: Машиностроение, 1977. -167с.
  68. Ю.Г. Технология упрочняюще-калибруюгцей обработки металлов. М.: Машиностроение, 1971. -208с.
  69. А.А., Соколов В. М. Факторы режима центробежно-шариковой обработки / В кн.: Вопросы технологии машиностроения.-Машгиз, УПИД956, № 63. С.13−19.
  70. В.Б. Исследование процессов динамического и статического упрочнения сталей шариками.- Дис.канд. техн. наук.- Свердловск, 1961.
  71. А.с. № 191 382 СССР, МПК В 44 с. Способ декоративной обработки/ Ю. Г. Шнейдер. (СССР). -№ 783 667/25−8- Заявл.21.06.62- Опубл. 14.01.67. -Бюл. № 3.
  72. А.с. № 203 713 СССР, МПК С 21 d. Устройство для обработки плоских линейчатых поверхностей деталей/ Ю. Г. Шнейдер, А. Н. Кравцов, И. Я. Персин, Г. Г. Теннисон. (СССР). № 1 125 636/22−1- Заявл. 05.01.67- Опубл. 09.10.67.-Бюл. № 21.
  73. А.с. № 313 647 СССР, МПК В 24 b 39/02. Способ упрочнения поверхности металлических изделий/ Ю. Г. Шнейдер, Г. Г. Лебединский. (СССР). -№ 1 442 838/25−27- Заявл.25.05.70- Опубл. 07.09.71- Бюл. № 27.
  74. А.с. № 319 455 СССР, МПК В 24 b 39/00. Устройство для обработки плоских поверхностей виброобкатыванием/ Ю. Г. Шнейдер, Ю. И. Мулин (СССР). № 1 309 524/25−8- Заявл. 21.02.69- Опубл. 02.11.71- - Бюл. № 33.
  75. А.с. № 321 543 СССР, МПК С 21 d 7/04. Устройство для обработки шариком внутренних цилиндрических поверхностей деталей/ Ю. Г. Шнейдер, Ю. С. Дворянов, В. П. Гамагин. (СССР). № 1 264 770/25−8- Заявл. 29.07.68- Опубл. 19.11.71- - Бюл. № 35.
  76. А.с. № 500 833 СССР, МПК В 21 b 27/02. Валок для холодной прокатки/ Ю. Г. Шнейдер, Ю. Л. Баранов (СССР). № 2 043 794/22−2- Заявл. 16.07.74- Опубл. 30.01.76- - Бюл. № 4.
  77. А.с. № 538 794 СССР, МПК В 21 Н 3/06. Устройство для обработки винтовых профилей/ Ю. Г. Шнейдер, С. А. Дубиняк, С. Г. Рожук, П. Д. Кривый, А. Г. Рудник. (СССР). № 2 180 054/25−27- Заявл. 30.09.75- Опубл. 15.12.76- -Бюл. № 46.
  78. И.В. и др. Трение и износ в вакууме. М.: Машиностроение, 1973. -216с.-11 093. Лакокрасочные покрытия в машиностроении / Справочник. Под ред. Гольдберга М. М., М.: Машиностроение, 1974. -450 с.
  79. Рекомендации по созданию регулярных микрорельефов на поверхностях деталей машин и приборов способом вибрационного накатывания. Горький: ВНИИНМАШ, 1977. -72с.
  80. А.с. № 1 106 651 СССР, МКИ В 25 В 29/02. Устройство для сборки резьбовых соединений/ О. В. Вайн, И. Р. Цимбал, А. С. Кузнецов. (СССР). -№ 3 451 009/25−28- Заявл. 07.06.82- Опубл. 07.08.84. -Бюл.№ 29.
  81. А.с. № 1 019 296 СССР, МКИ G 01 N 19/04. Способ контроля качества покрытия/ В. Г. Василенко, И. Р. Цимбал. (СССР). № 2 982 392/25−28- Заявл. 12.09.80- Опубл. 23.05.83. — Бюл.№ 19.
  82. А.с. № 1 085 380, МКИ В 24 В 39/04. Способ получения износостойкого покрытия образца материала // И. Р. Цимбал, Ю. Г. Шнейдер, Василенко В. Г. (СССР). -№ 3 362 411/28- заявл. 08.12.81- опубл.03.07.88 бюл.№ 19.
  83. А.с. № 991 259 СССР, МКИ G 01 N 3/56. Устройство для испытания на износ и трение при высоких температурах/ М. И. Ланда и др. (СССР).
  84. А.с. № Ю21 993 СССР, МКИ G 01 N 3/56. Машина трения/ И. Р. Цимбал, Л. А. Чатынян, Т. А. Соловьёва (СССР). -№ 3 350 804/25−28- Заявл. 04.11.81- Опубл. 07.06.83. Бюл.№ 19.
Заполнить форму текущей работой