Обеспечение эксплуатационных свойств пар трения приборов, работающих в экстремальных условиях
Во второй главе обоснован выбор и дана методика расчёта микрорельефа, определяющего успешную работу пар трения узлов приборов в вакууме при высокой температуре, включающие: определение влияния микрорельефа на адгезию твёрдоплёночного покрытияисследование влияния регулярного микрорельефа на эксплуатационные свойства пары трения, работающей в вакууме при высокой температуреопределение расчётных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Пары трения, работающие в вакууме при высокой температуре
- 1. 1. Модели пар трения, работающих в вакууме
- 1. 2. Трение металлов при отсутствии смазки
- 1. 3. Качество поверхностей и его влияние на эксплуатационные свойства деталей приборов
- 1. 3. 1. Влияние качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей приборов
- 1. 3. 2. Проблема качества поверхностей
- 1. 3. 3. Регуляризация микрорельефов поверхностей
- 2. 1. Определение расчётных зависимостей параметров микрорельефа
- 2. 2. Определение влияния микрорельефа на адгезию твёрдоплёночного покрытия
- 3. 1. Методика экспериментальных исследований
- 3. 2. Стенд для ускоренных испытаний пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре
- 3. 3. Выбор образцов
- 3. 4. Технология, оборудование и инструмент для образования регулярного микрорельефа на поверхностях деталей приборов
- 3. 5. Технология, оборудование и инструмент для нанесения твёрдосмазочного покрытия
- 3. 6. Установка для испытания деталей и узлов приборов в вакууме при высокой температуре
- 4. 1. Исследование влияния регулярного микрорельефа поверхностей трения деталей приборов на коэффициент трения
- 4. 2. Исследование влияния регулярного микрорельефа на износостойкость и коэффициент трения пар трения при продолжительных испытаниях
- 4. 3. Металлографические исследования образцов после испытаний на трение скольжения
- 4. 4. Исследование влияния регулярного микрорельефа на износостойкость и коэффициент трения при натурных испытаниях
Обеспечение эксплуатационных свойств пар трения приборов, работающих в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основных направлениях экономического и социального развития России большое внимание отводится вопросам совершенствования технологии производства, применению базовых прогрессивных технологий, указывается на то, что необходимо более полно использовать при разработке новой техники и технологии возможности материалов с заранее заданными свойствами, особенно прогрессивных конструкционных, композиционных, сверхчистых и других материалов, обусловливающих высокий экономический эффект в народном хозяйстве, повысить надёжность и ресурс работы техники, комплексно исследовать строение Мирового океана и атмосферы, космического пространства, а также Вселенной.
Повышение надёжности машин, приборов, технологического оборудования и инструмента непосредственно связано с повышением износостойкости. Решение этой актуальной и практически необходимой задачи возможно только на базе глубоких научно обоснованных решений.
В этой связи исключительное значение приобретают работы в области триботехнического материаловедения (сплавов, полимеров, композитов, покрытий, упрочнения поверхностей трения и т. д.), а также теоретические и экспериментальные исследования в области физико-химической механики процессов трения и изнашивания с использованием новейших испытательных средств и измерительной техники, которые могут раскрыть и подсказать новые способы снижения потерь на трение и повышения износостойкости машин, приборов и оборудования.
Интенсивное развитие космонавтики, ракетной техники, ядерной энергетики, рентгеновской техники и ряда других областей выдвинули задачу обеспечения надёжной работы подвижных узлов механизмов приборов и аппаратов в экстремальных условиях (вакуум, высокая температура, интенсивные излучения разного рода, высокие контактные нагрузки и т. д.).
Проблема повышения надёжности приборов, машин и механизмов в таких условиях тесно связана с вопросами триботехники, с исследованиями контактного взаимодействия взаимно перемещающихся твёрдых тел, в результате которого в зоне контакта возникают силы трения.
Современная трибология располагает рядом фундаментальных теоретических и экспериментальных закономерностей, которые, безусловно, могут позволить в ближайшие годы успешно решать задачи в области сухого и граничного трения, газодинамической, гидродинамической и эластогидродинамической смазки, которые реализуются в различных узлах машин при трении скольжении, качении или качении со скольжением [1.8].
Принципиально новые конструктивные и смазочные материалы создаются один раз в 10. 15 лет, а то и реже.
На сегодняшний день академик МИА и РИА, президент Ассоциации инженеров-трибологов России, лауреат Большой золотой медали по трибологии, доктор технических наук А. В. Чичинадзе выделяет разделы и направления трибологии и триботехники [9], на которые необходимо особо обращать внимание, такие как:
— создание и оптимальное использование универсальных и целевых машин трения в исследованиях по трибологии и в практических задачах триботехники для оценки и выбора оптимальных материалов для конкретных служебных условий;
— разработка научных основ и практических рекомендаций, необходимых для создания износостойких антифрикционных материалов, новых технологий упрочнения и нанесения покрытий и др.
В связи с указанными выше направлениями трибологии и триботехники на передний план выдвигаются следующие проблемы:
— обеспечение экономически целесообразной наибольшей долговечности узлов трения или, по возможности, равной износостойкости по сравнению с другими частями машины при работе в различных средах;
— 6- повышение работоспособности материалов и узлов трения в широком диапазоне температур (отрицательных и положительных);
— обеспечение минимального сопротивления движению.
Для преодоления этих проблем необходимо решить конкретную задачу триботехники — повысить несущую способность и долговечность массовых по изготовлению деталей (например, подшипников) за счёт новых технологий и материалов, а также оптимизации формы поверхностей трения.
При решении такой актуальной задачи необходимо проведение следующих исследований:
— тонких поверхностных слоёв при трении скольжения и качения, в том числе при использовании эффекта избирательного переносановых самосмазывающихся твёрдых и порошковых смазочных материалов;
— по оптимальному использованию новых технологических способов упрочнения поверхностей трения и нанесения антифрикционных и фрикционных покрытий.
Проблемами трения и смазки в различных условиях занимались отечественные и зарубежные исследователи: И. Я. Алыииц, Дж. Бойд, Е. Р. Брейтуейт, А. Г. Брегг, В. Э. Вайнштейн, И. В. Крагельский, Г. В. Курилов, А. А. Кутьков, К. Н. Войнов, И. М. Любарский, P.M. Матвеевский, М. Матеунага, Т. Накагава, К. С. Оливер, JI.H. Петрова, Б. П. Робетсон, JI.H. Сентюрихина, А. Д. Халтнер, К. Хоишлюто, А. А. Силин, Б. Н. Веркин, И. Н. Францевич, В. Е. Шиевский, B.JI. Тальрозе, JI.A. Чатынян и др.
Наиболее экстремальными условиями для работы пар трения создаются в космическом пространстве как в процессе прохождения ракетой плотных слоёв атмосферы, так и в условиях космического полёта.
Наибольшее влияние [10] при этом оказывают следующие факторы: — давление в диапазоне от атмосферного до 1−10 ~13 мм рт.ст.;
— 7- температура с перепадом от -100 °С до +1000 °С при необходимости длительной работы при температуре порядка 500 °C и кратковременных возрастаниях температур свыше 1000 °C;
— скорости вращения в диапазоне от малых периодических до непрерывных, доходящих до 30 000 об/мин. и выше;
— большие удельные нагрузки, связанные с необходимостью уменьшения веса и габаритов механизмов;
— наличие значительных вибраций и в связи с этим большие контактные нагрузки;
— воздействие окружающих магнитных полей и индуктивных электрических токов;
— активное воздействие космической среды на поверхности контакта, в первую очередь, излучение солнца, а также довольно интенсивная бомбардировка поверхностей потоками активных частиц;
— воздействие химически активных веществ (рабочих жидкостей в системах подачи топлива, горячих газов и т. д.);
— невесомость;
— собственное излучение ядерных космических объектов.
По усталостной теории И. В. Крагельского [11], поверхность трения разрушается от многократно повторяющегося процесса передеформирования поверхностных слоев [11, 12]. Эта теория предполагает наличие на поверхности тел плёнки, которая разделяет их и обеспечивает положительный градиент механических свойств по глубине тела.
Основное влияние вакуума на поведение пар трения проявляется в том, что поверхности твёрдых тел в вакууме освобождаются от покрывающих их обычно адсорбированных и хемосорбированных плёнок, вступают в непосредственный контакт друг с другом и образуют недопустимо прочные связи [14]. Силы адгезии при соприкосновении ювенильных поверхностей огромны, в результате чего возрастает коэффициент трения и, в конечном счёте, поверхности могут свариваться в холодном состоянии [15].
Большое внимание в нашей стране и за рубежом уделяется изучению вопросов изыскания материалов для пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. По литературным данным в различных конструкциях вакуумных систем широкое применение получили нержавеющие жаропрочные материалы с покрытием на основе дисульфида молибдена, диселенида молибдена, графита и других неметаллических материалов, срок службы которых определяется прочностью их сцепления с материалом основы.
Плёнки препятствуют глубинному вырыванию нижележащих слоёв, однако, не защищают от деформации, возникающей при скольжении выступов микрошероховатости поверхности.
Б.П. Лобашев и Ю. В. Макаров предложили [21] модель трения, позволяющую дать объяснение механизма смазочного действия твёрдых тел различной природы (слоистых, полимеров, мягких металлов, твёрдых соединений) на единой теоретической основе. В соответствии с нею механизм трения материалов рассматривается с точки зрения характера вторичных структур, природы и количества вероятных адгезионных связей.
С этих позиций низкое трение слоистых твёрдых тел (графита, дисульфида молибдена, других дихалькогенидов) и большей части полимеров обусловлено переносом материала — смазки на поверхность сопряжённого тела и образования вторичных структур на обеих поверхностях, отличающихся заметной ориентацией кристаллов плоскостями наименьшей стойкости вдоль направления скольжения.
Эффективную работоспособность в условиях вакуума и высоких температур сохраняют наиболее твёрдые материалы.
Эксплуатационные свойства деталей, как и качество приборов, машин, механизмов и оборудования, то есть обеспечение оптимального уровня их надёжности и точности в целом и в значительной степени зависят от качества рабочих поверхностей.
Качество поверхностей деталей определяется совокупностью геометрических и физико-химических характеристик.
Перед технологами стоят актуальные задачи в формировании в производственных условиях характеристик качества обрабатываемых поверхностей, отвечающих заданным эксплуатационным требованиям. Однако, в условиях современных темпов повышения требований к качеству контактирующих сопрягаемых поверхностей деталей машин и приборов подобные задачи не могут быть эффективно решены только применением традиционных методов механической обработки, основанных на резании материалов.
Успешное решение указанных задач возможно при использовании поверхностей с принципиально новыми свойствами микрогеометрии — регулярностью на основе установления связей характеристик качества с условиями обработки.
Достоинство и перспективность поверхностей с регулярными микрорельефами безусловны, поскольку практически впервые используется микрорельеф, все геометрические параметры которого (высотные, шаговые, площадные) могут быть рассчитаны аналитически как функции режимов вибронакатывания — операции, при которой образуется регулярный микрорельеф.
Актуальной является и задача получения прочного износостойкого покрытия и оценки качества покрытия. При этом одним из основных вопросов исследования пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре, является создание в наземных вакуумных установках условий, приближённых к космическим и соответственно перенесение результатов экспериментов на механизмы, работающие в условиях космического пространства.
— 10 В соответствии с изложенным выше материал диссертации разбит на четыре главы.
В первой части первой главы на основе анализа литературы обсуждаются модели пар трения подвижных узлов исполнительных механизмов, работающих в вакууме при высокой температуре.
Вторая часть посвящена влиянию качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей. В ней также рассмотрены проблемы качества поверхностей. Основное внимание уделено регулярному микрорельефу поверхностей как один из путей решения этой проблемы.
Во второй главе обоснован выбор и дана методика расчёта микрорельефа, определяющего успешную работу пар трения узлов приборов в вакууме при высокой температуре, включающие: определение влияния микрорельефа на адгезию твёрдоплёночного покрытияисследование влияния регулярного микрорельефа на эксплуатационные свойства пары трения, работающей в вакууме при высокой температуреопределение расчётных зависимостей параметров микрорельефа для проектирования пары трения приборов, работающих в вакууме при высокой температуре.
Третья глава описывает методику экспериментальных исследований пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Представлены разработанные автором технология, оснастка, инструмент для нанесения и контроля твёрдоплёночного покрытия для формирования регулярного микрорельефа, используемое оборудование. Подробно описан разработанный при участии автора стенд для ускоренных испытаний пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Рассмотрена установка для ресурсных испытаний деталей и узлов приборов в вакууме при высокой температуре.
Четвёртая глава посвящена исследованию влияния регулярного микрорельефа на эксплуатационные свойства пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Глава содержит результаты экспериментальных исследований влияния регулярного микрорельефа поверхностей трения деталей приборов на коэффициент трения, на износостойкость. Проведены как ускоренные испытания на образцах — для быстрой оценки результата и отбора наилучших сочетаний трущихся пар, так и ресурсные испытания на штатных деталях. В главе также приведены результаты исследований влияния регулярного микрорельефа на износостойкость и коэффициент трения пар трения при натурных испытаниях, а также практические рекомендации. Кроме того, в оболочке компьютерной программы Mathcad получены соответствующие уравнения, описывающие экспериментальные триботехнические характеристики.
Положения, выносимые на защиту диссертации.
Получение регулярного микрорельефа ответственных поверхностей трения деталей из сплавов ЭИ-828 и ВЖЛ-16, обеспечивающего в период приработки их высокую работоспособность в вакууме при температуре до 700 °C.
Создание регулярного микрорельефа на поверхностях трения с твёрдоплёночным покрытием путём вибрпонакатывания в несколько раз увеличивает адгезию покрытия к подложке, что реализовано с помощью созданного стенда, виброголовки и специальной оснастки.
Регулярный микрорельеф поверхностей трения деталей с твёрдосмазочным покрытием ВНИИНП-229 при работе в вакууме при высокой температуре снижает коэффициент трения пары и увеличивает износостойкость смазочного покрытия. Установлен общий вид поверхностей трения с ПРМР (полностью регулярный микрорельеф).
Определены количественные триботехнические характеристики, получены формулы и построены графики для исследованных материалов пар трения в специфических условиях эксплуатации.
Разработанные автором технологическая инструкция и технологический процесс для нанесения и контроля твёрдоплёночного покрытия на основе дисульфида молибдена, создание на поверхностях трения регулярного микрорельфа позволили конструкторам создать надёжный узел трения в изделии, работающем в вакууме при высокой температуре.
Основные результаты и выводы.
1. Теоретически обоснованы, рассчитаны параметры регулярного микрорельефа оптимальной по износостойкости с низким коэффициентом трения пары трения узлов приборов для работы в экстремальных условиях — в вакууме при высокой температуре и отработана технология её изготовления.
2. Исследовано влияние регуляризации микрорельефа на адгезию покрытия. Показано, что регуляризация микрорельефа поверхности с плёночным покрытием увеличивает адгезию покрытия в несколько раз. Предложен способ и технология нанесения твёрдоплёночного покрытия на основе дисульфида молибдена с образованием на поверхности регулярного микрорельефа.
3. Установлено, что для пар трения с твёрдосмазочным покрытием, работающих в вакууме при высокой температуре, регуляризация микрорельефа обеспечивает снижение коэффициента трения и увеличение износостойкости покрытия.
— 1024. Предложены критерии оценки антифрикционных свойств и износостойкости пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Разработана технология изготовления пар трения путём нанесения твёрдоплёночного покрытия ВНИИНП-229 на обе трущиеся поверхности и создания на одной из них полного регулярного микрорельефа (ПРМР) — регулярного микрорельефа IV типа.
5. Разработана методика подбора пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре. Выработаны критерии оценки работоспособности пар трения.
Заключение
.
Создание и отработка пар трения для изделия, работающего в вакууме при высокой температуре, явилось сложнейшей научно-технической задачей. Она решалась поэтапно и в различных направлениях в течение длительного времени, что было связано с комплексом проблем по выбору пары трения — материалом, смазки, способу нанесения её и с большим ресурсом испытания изделия.
Наибольшее распространение среди твёрдых смазочных покрытий для работы в вакууме при высокой температуре нашло покрытие на основе дисульфида молибдена. Существующие методы нанесения покрытия — натирание, напыление, электрофоретическое — обладают существенными недостатками — слабая адгезия покрытия к подложке, малая толщина покрытия и трудность выдерживания необходимых размеров в сопрягаемых трущихся деталях. Регуляризация микрорельефа увеличивает адгезию в несколько раз.
Впервые исследовано влияние регуляризации микрорельефа поверхностей пар трения приборов, работающих в вакууме при высокой температуре, на коэффициент трения и износостойкость.
Впервые теоретически обоснованы, рассчитаны параметры регулярного микрорельефа, позволяющего получить пару трения с низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью для работы в экстремальных условиях — в вакууме, при высокой температуре и отработана технология её изготовления.
Разработанные автором и в соавторстве «Устройство для нанесения регулярного микрорельефа», технологические инструкции — «Выглаживание поверхностей трения тел вращения» и «Вибронакатывание поверхностей трения с покрытием ВНИИНП-229» позволяют создавать пары трения с твёрдоплёночным покрытием на основе дисульфида молибдена с регулярным микрорельефом. Устройство защищено авторским свидетельством [83].
Разработанные для исследований — «Способ получения износостойкого покрытия» [96] и «Способ контроля качества покрытия» [97] защищены авторскими свидетельствами и внедрены в производство. Изготовленные и проверенные с помощью этих способов около 100 изделий проработали свыше 10 ООО часов и ни в одном случае не показали отслоения покрытия, а потеря массы (осыпаемость) уменьшилась в 10 раз по сравнению с образцами, изготовленными по прежней технологиинанесение твёрдоплёночного покрытия на шлифованную и пескоструйно обработанную поверхность.
Для проверки научных предположений и результатов многолетних поисков по подбору пар трения был спроектирован, изготовлен и успешно использован в исследованиях стенд. Стенд позволяет достаточно быстро дать оценку работоспособности пары, работающей при температуре до 700 °C и в вакууме не ниже 1-Ю" 6 мм рт.ст. Стенд защищен авторским свидетельством [99].
Для проверки работоспособности деталей и узлов изделия в условиях близких к натурным была спроектирована и изготовлена установка. Установка позволяет испытывать детали и узлы по определённому закону движения в течение не менее 10 ООО часов при температуре до 600 °C и в вакууме не ниже 1-Ю" 5 мм рт.ст.
Автор благодарен доктору техн. наук Ю. Г. Шнейдеру, по предложению и под руководством которого были начаты настоящие исследования — «Влияние регуляризации поверхностного слоя на эксплуатационные свойства пар трения, работающих в вакууме при высокой температуре», доктору техн. наук Л. А. Чатыняну, кандидату техн. наук Т. А. Соловьёвой за предоставленную возможность испытания первых образцов на стенде и помощь при создании собственного стенда, доктору техн. наук М. А. Горяеву за постоянный интерес к работе и плодотворное сотрудничество в области адгезии и прочности твёрдоплёночных покрытий.
Список литературы
- Богданович П.Н., Прушак В. Я. Трение и износ в машинах. Минск: Высшая школа, 1999. -374с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989. -328с.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. -480с.
- Мур Д. Основы и применение триботехники. М.: Мир, 1987. -487 с.
- Мышкин Н.К., Петроковец М. И. Принципы и приложения. Гомель: ИММС НАШ, 2002. -310с.
- Основы трибологии / Под ред. А. В. Чичинадзе М.: Машиностроение, 2001.-664с.
- Практическая трибология (мировой опыт) / Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника «, 1994. Т. 2. -204с.
- Словарь-справочник по трению, износу и смазке машин / В. Д. Зозуля и др. Киев: Наукова думка, 1990. -264с.
- Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А. В. Чичинадзе, Э. М. Берлинер, Э. Д. Браун и др.- Под общ. ред. А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2003. 576.- ил.
- Крагельский И.В. Приближённый расчёт износа сопряжений. // Вестник машиностроения, 1974, № 4. С.36−38.
- Ахматов А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963. -472с.
- Джафф Л.Д., Ритенхауз Дж. Б. Расчёт на трение и износ // Ракетная техника, 1962, № 3. С.24−28.
- Веркин Б.И., Кравченко Е. Л., Люличев А. Н. О природе схватывания твёрдых тел. М.: Наука, 1968. -178с.
- Боуден Ф.П., Тейбор Д. Трение и износ твёрдых тел. М.: Машиностроение, 1968. -563с.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1962. 383с.
- Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. -395с.
- Семенов А.П. Схватывание металлов.- М.: Машгиз, 1958. -280с.
- Любарский И.М., Покатник Л. С. Металлофизика трения. М.: Металлургия, 1976. -176с.
- Диплом № 121. Открытие эффекта аномального низкого трения.- Опубл. Б.И., 1973, № 13.
- Holjnskj R. Экспериментальное изучение механизма смазочного действия дисульфида молибдена. Доклад на международной конференции по твёрдым смазкам 24−27 августа 1971 .г. Денвер (штат Коларадо). С. 46−50.
- Ермаков А.Т., Матвеевский P.M., Силин А. А. Исследование сверхнизкого трения диффузионного покрытия М-801 при высокой температуре / В кн.: Современные методы и средства исследования и измерения внешнего трения, М.:ВНИИФТРИ, 1980. С. 33−38.
- Гаркунов Д.Н., Поляков А. А. Повышение износостойкости деталей конструкций самолётов. М.: Машиностроение, 1974. -200с.
- Дмитриев Б.С., Зиновьев В. М. и др. Использование эффекта избирательного переноса для повышения долговечности судовых узлов трения. Л.: Технология судостроения, ЦНИИТС, 1973, № 8. С.14−19.
- Rjttenhouse J.B., Jaffe L.D., Nagler R.G., Marteus H.E. / Results of Randger 1 Flight Frictjon Experiment, AIAA, Journal 1, № 8, 1963. P.1913−1915.
- Ham John Cohesion of Copper and Steel Repeatedly Fractured and Rejoined in Vacuum, SAE, Preptints, Nr.632. D. 1963.
- Barnes D.I. at all Surpace Physics, Cavendish Laboratory, University of Cambridge (England).
- Алексеев В.И., Ковальченко М. С. Износостойкость переходных металлов, их тугоплавких соединений и твёрдых сплавов при трении в вакууме без смазки // Вестник машиностроения, 1974, № 11. С.39−41.
- Королёв Б.И., Кузнецов В. И., Пипко А. И., Плисковский В. Я. Основы вакуумной техники. М.: Энергия, 1975. -415с.
- Bruescke Е.Е., Ecerman В. Device for the measurement of friction at ultrahigh vacuum// Scient. Instruments, vol. 34, Nr.9, 1963. P. 978−980.
- Вайнштейн В.Э., Трояновская Г. Н. Сухие смазки и самосмазывающие материалы. М.: Машиностроение, 1968. -178с.
- Алексеев П.Г. Машинам быть долговечными. Тула, Приокское книжное изд-во, 1973.
- Балтер М.А. Упрочнение деталей машин. М.: Машиностроение, 1978. -184с.
- Боуден Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твёрдых тел. М.: Машиностроение, 1968. -543с.
- Букин Б.И. Исследование образования регулярных микрорельефов поверхностей с заданными физико-механическими свойствами.- Дис.канд. техн. наук.- JI., 1975.
- Бунга Г. М. Исследование процесса вибрационного накатывания.- Дис. канд. техн. наук.- Л., 1965.
- Бурков Г. М. Исследование процесса обработки поверхностей инструментом ударного действия с вращающейся эксцентриковой массой. Дис. канд. техн. наук.- Ростов-на-Дону, 1972.
- Витенберг Ю.Р. Шероховатость поверхности и методы ее оценки.-Л.: Судостроение, 1971. С. 107.
- Георгиев Д.С. Исследование процесса отделочного вибронакатывания нежёстких валов типа штоков гидроцилиндров.- Дис. канд. техн. наук. Киев, 1978.
- Гузок Я.В. Повышение эксплуатационных свойств малых герметичных холодильникокомпрессоров за счёт оптимизации микрорельефа поверхностей деталей трущихся пар.- Дис. канд. техн. наук. Л., 1972
- Дальский A.M. Технологическое обеспечение надёжности высокоточных деталей машин. М.: Машиностроение, 1975. -224с.
- Забродин В.А. Исследование технологического обеспечения качества неподвижных соединений. Автореф. Дис. канд. техн. наук.- Брянск, 1981.-25с.-10 649. Кащеев В. Н. Процессы в зоне фрикционного контакта металлов.- М.: Машиностроение, 1978, -215с.
- Коновалов Е.Г., Сидоренко В. А. Чистовая и упрочняющая ротационная обработка поверхностей. Минск: Высшая школа, 1968. -276 с.
- Костецкий Б.И., Колесниченко Н. Ф. Качество поверхностей и трение в машинах. Киев: Техник, 1969. -216с.
- Кравцов А.Н. Исследование влияния микрорельефа деталей трущихся пар на их эксплуатационные свойства.- Дис. канд. техн. наук.- JL, 1968.
- Маккавеев Е.П. Использование многошарикового накатника для образования регулярных рельефов.- JL, Ленинградский ЦНТИ, Информационный листок № 959−80, 1980.
- Маккавеев Е.П. Управление степенью наклепа поверхностей с регулярным микрорельефом. Л.: Ленинградский ЦНТИ, Информационный листок № 741−81, 1981.
- Металин А.А. Качество поверхностей и эксплуатационные свойства деталей машин. М.: Машгиз, 1956. -47с.
- Назиров Р.У. Исследование процесса образования регулярного микрорельефа (4-го вида), его геометрические характеристики и их связи с некоторыми эксплуатационными свойствами поверхностей.- Дис.канд. техн. наук.- Л., 1974.
- Папшев Д. Д. Отделочно-упрочняющая обработка поверхностей пластическим деформированием. М.: Машиностроение, 1978. -158с.
- Построение номограмм полиноминальных моделей с помощью ЭВМ. Методические указания по дисциплине «Основы научных исследований"-для студентов специальности 0501. Киев, 1980.
- Рыжов Э.В., Суслов А. Г., Улашкин А. П. Комплексный параметр для оценки свойств поверхностей трения деталей машин // Трение и износ, т.1, 1980, № 3.-350с.
- Суслов А.Г. Технологическое обеспечение параметров качества поверхностей деталей машин, определяющих их контактное взаимодействие / В кн.: Контактная жёсткость в приборо и машиностроении: Тез. докл. всесоюзной конф, Рига, 1979. С. 114−120.
- Улашкин А.П. Исследование зависимости износостойкости от комплексного параметра свойств поверхностного слоя.- В кн.: Технологическое обеспечение повышение качества и долговечности деталей машин и инструментов, Тула, ТЛИ, 1980. С. 12−28.
- Фридман Я.Б. Механические свойства металлов. Часть 2. Механические испытания, конструкционная прочность. М.: Машиностроение, 1974. -368с.
- Шнейдер Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях и их эксплуатационные свойства. JL: Машиностроение, 1972. -240с.
- Улашкин А.П. Технологическое управление комплексом параметров свойств поверхностного слоя деталей машин, определяющих их износостойкость, при отделочно-упрочняющей обработке.- Дис.канд. техн. наук.- Брянск, 1981.
- Демкин Н.Б., Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981. -244с.
- Комбалов B.C. Влияние шероховатости твёрдых тел на трение и износ. М.: Наука, 1974. -111с.
- Рыжов Э.В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение деталей машин.- М.: Машиностроение, 1979. -176с.
- Торбило В.М. Алмазное выглаживание. М.: Машиностроение, 1972. ' 104с.
- Уортехауз Р.Б. Фретинг-коррозия. Л.: Машиностроение, 1976. -272с.
- Хусу А.П. и др. Шероховатость поверхностей. М., Наука, 1975. -198с.
- Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев, Техника, 1970. -395с.
- Трение, изнашивание и смазка. Спр. в 2-х кн. Под ред. Крагельского И. В., АлисинаВ.В. М.: Машиностроение, 1979, т.2. -358с.
- Балакшин Б.С. Основы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1969. -560с.
- Крылов Е.И. Исследование точности процесса образования регулярных микрорельефов.- Дис.канд. техн. наук.- Чита, 1981.
- Петросов В.В. Гидродробеструйное упрочнение деталей и инструмента. М.: Машиностроение, 1977. -167с.
- Проскуряков Ю.Г. Технология упрочняюще-калибруюгцей обработки металлов. М.: Машиностроение, 1971. -208с.
- Спиридонов А.А., Соколов В. М. Факторы режима центробежно-шариковой обработки / В кн.: Вопросы технологии машиностроения.-Машгиз, УПИД956, № 63. С.13−19.
- Федоров В.Б. Исследование процессов динамического и статического упрочнения сталей шариками.- Дис.канд. техн. наук.- Свердловск, 1961.
- А.с. № 191 382 СССР, МПК В 44 с. Способ декоративной обработки/ Ю. Г. Шнейдер. (СССР). -№ 783 667/25−8- Заявл.21.06.62- Опубл. 14.01.67. -Бюл. № 3.
- А.с. № 203 713 СССР, МПК С 21 d. Устройство для обработки плоских линейчатых поверхностей деталей/ Ю. Г. Шнейдер, А. Н. Кравцов, И. Я. Персин, Г. Г. Теннисон. (СССР). № 1 125 636/22−1- Заявл. 05.01.67- Опубл. 09.10.67.-Бюл. № 21.
- А.с. № 313 647 СССР, МПК В 24 b 39/02. Способ упрочнения поверхности металлических изделий/ Ю. Г. Шнейдер, Г. Г. Лебединский. (СССР). -№ 1 442 838/25−27- Заявл.25.05.70- Опубл. 07.09.71- Бюл. № 27.
- А.с. № 319 455 СССР, МПК В 24 b 39/00. Устройство для обработки плоских поверхностей виброобкатыванием/ Ю. Г. Шнейдер, Ю. И. Мулин (СССР). № 1 309 524/25−8- Заявл. 21.02.69- Опубл. 02.11.71- - Бюл. № 33.
- А.с. № 321 543 СССР, МПК С 21 d 7/04. Устройство для обработки шариком внутренних цилиндрических поверхностей деталей/ Ю. Г. Шнейдер, Ю. С. Дворянов, В. П. Гамагин. (СССР). № 1 264 770/25−8- Заявл. 29.07.68- Опубл. 19.11.71- - Бюл. № 35.
- А.с. № 500 833 СССР, МПК В 21 b 27/02. Валок для холодной прокатки/ Ю. Г. Шнейдер, Ю. Л. Баранов (СССР). № 2 043 794/22−2- Заявл. 16.07.74- Опубл. 30.01.76- - Бюл. № 4.
- А.с. № 538 794 СССР, МПК В 21 Н 3/06. Устройство для обработки винтовых профилей/ Ю. Г. Шнейдер, С. А. Дубиняк, С. Г. Рожук, П. Д. Кривый, А. Г. Рудник. (СССР). № 2 180 054/25−27- Заявл. 30.09.75- Опубл. 15.12.76- -Бюл. № 46.
- Крагельский И.В. и др. Трение и износ в вакууме. М.: Машиностроение, 1973. -216с.-11 093. Лакокрасочные покрытия в машиностроении / Справочник. Под ред. Гольдберга М. М., М.: Машиностроение, 1974. -450 с.
- Рекомендации по созданию регулярных микрорельефов на поверхностях деталей машин и приборов способом вибрационного накатывания. Горький: ВНИИНМАШ, 1977. -72с.
- А.с. № 1 106 651 СССР, МКИ В 25 В 29/02. Устройство для сборки резьбовых соединений/ О. В. Вайн, И. Р. Цимбал, А. С. Кузнецов. (СССР). -№ 3 451 009/25−28- Заявл. 07.06.82- Опубл. 07.08.84. -Бюл.№ 29.
- А.с. № 1 019 296 СССР, МКИ G 01 N 19/04. Способ контроля качества покрытия/ В. Г. Василенко, И. Р. Цимбал. (СССР). № 2 982 392/25−28- Заявл. 12.09.80- Опубл. 23.05.83. — Бюл.№ 19.
- А.с. № 1 085 380, МКИ В 24 В 39/04. Способ получения износостойкого покрытия образца материала // И. Р. Цимбал, Ю. Г. Шнейдер, Василенко В. Г. (СССР). -№ 3 362 411/28- заявл. 08.12.81- опубл.03.07.88 бюл.№ 19.
- А.с. № 991 259 СССР, МКИ G 01 N 3/56. Устройство для испытания на износ и трение при высоких температурах/ М. И. Ланда и др. (СССР).
- А.с. № Ю21 993 СССР, МКИ G 01 N 3/56. Машина трения/ И. Р. Цимбал, Л. А. Чатынян, Т. А. Соловьёва (СССР). -№ 3 350 804/25−28- Заявл. 04.11.81- Опубл. 07.06.83. Бюл.№ 19.