Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Время как проблема бытия и познания в немецкой классической философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторую группу составляют исследования проблемы времени в теоретико-познавательном аспекте. Прежде всего следует упомянуть темпоральную логику, основы которой впервые сформулировал А. Н. Прайор в работе «Время и модальность» в 1957 г. Это была теория суждений, у которых значения истинности соотнесены с различными свойствами времени. Однако, по признанию самих представителей этого неклассического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • ВРЕМЯ КАК ПРОБЛЕМА АНАЛИТИКИ
    • 1. 0. ТОМ, КАКОВЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
    • 2. О ЛОГИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ И О СМЫСЛЕ КАНТОВСКОЙ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ ПРОТИВОРЕЧИЯ
      • 3. 0. ТОМ, ПОЧЕМУ И КАК ВОЗМОЖНЫ АПРИОРНО-СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСТИНЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ
    • 4. О ЗАКОНЕ ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ Г. ЛЕЙБНИЦА И О НАЧАЛАХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Глава II.
  • ВРЕМЯ КАК ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ
    • 5. О КАТЕГОРИЧЕСКОМ ИМПЕРАТИВЕ И. КАНТА И О ЕДИНСТВЕ СВОБОДЫ С МОРАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ
    • 6. О ЗАКОНЕ ПОСТОЯННОСТИ СУБСТАНЦИИ И. КАНТА В СВЯЗИ С ОСНОВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ ВРЕМЕНИ
    • 7. О ПРИНЦИПЕ ПРЕХОДА ФОРМЫ В СОДЕРЖАНИЕ И О ЗАКОНЕ СНЯТИЯ В ЛОГИКЕ И, КАНТА И Г. ГЕГЕЛЯ
      • 8. 0. НЕВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И О ЗАКОНЕ РАЗЛИЧИЯ В ЛОГИКЕ Г. ЛЕЙБНИЦА Й Г. ГЕГЕЛЯ
  • Глава II. I,
  • ВРЕМЯ КАК ПРОБЛЕМА КОСМОЛОГИИ
    • 9. О ГРАНИЦАХ МИРА В ПРОСТРАНСТВЕ И ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ОДНОВРЕМЕННОСТИ В ПЕРВОЙ АНТИНОМИИ И. КАНТА
    • 10. О ПРИРОДЕ СВЕТА И О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ В ФИЛОСОФИИ Ф. ШЕЛЛИНГА И ВО ВТОРОЙ АНТИНОМИИ И. КАНТА
    • 11. О НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНИ И О СВОБОДЕ ВОЛИ В ТРЕТЬЕЙ АНТИНОМИИ И. КАНТА
      • 12. 0. ДВЕНАДЦАТИ КАТЕГОРИЯХ ЧИСТОГО РАЗУМА И О НЕОБХОДИМОЙ СУЩНОСТИ В ЧЕТВЕРТОЙ АНТИНОМИИ И. КАНТА

Время как проблема бытия и познания в немецкой классической философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема времени всегда была и остается одной из важнейших в науке вообще, но особенно в теории познания и в онтологии. Уже в античности формируется опыт ее осмысления в теоретико-познавательном контексте, причем самые первые учения о природе времени в древнегреческой философии заключали в себе зародыши диалектики, т. е. многозначной логики. Но косвенным следствием диалектического мышления нередко оказывается отсутствие четкой границы между истиной и ложью. Поэтому диалектика всегда имела тенденцию к вырождению из науки в софистическое искусство, так что и к настоящему времени ее научный статус все еще остается под сомнением.

С темой времени связаны еще и многие другие проблемы теории познания, такие как проблема постижимости мира, проблема тождества и достаточного основания, проблема объяснения априорного синтеза в научном познании и т. д. Эти аспекты проблемы времени также сохраняют свою актуальность по сей день.

Не менее актуальной проблема времени представляется и в онтологическом аспекте. С представлениями об асимметричности и однонаправленности временного ряда связаны проблемы субстанции и гравитации, пространства и бесконечности, эволюции и смысла истории. Наконец, проблема моральной свободы и необходимости: предопределены ли события во времени, как это утверждалось классической механикой? — и если события предопределены по законам природы, то как возможна моральная свобода? — эти аспекты проблемы времени значимы для философии во все века.

В философии Нового времени актуальность данной проблемы возросла благодаря работам немецких мыслителей: Г. Лейбница, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Позднее теория относительности, квантовая механика и другие научные открытия XX столетия, связанные с именами таких мыслителей, как А. Эйнштейн, А. Эддингтон, JI. Де Бройль, Э. Шредингер, М. Борн, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер, Н. Бор и др., только подтвердили учение немецких диалектиков о том, что в физике действительно имеют место случаи существования явлений, которые не укладываются в рамки традиционной логики. Так неудачной оказалась попытка решить проблему кор-пускулярно-волнового дуализма на основе так называемого принципа дополнительности Н. Бора. Нерешенной по сей день остается также проблема, отраженная В. Гейзенбергом в так называемом принципе неопределенности. Этот принцип есть возвращение науки к проблеме аристотелевского парадокса, состоящего в том, что один из законов двузначной логики Аристотеля (закон исключенного третьего) будет з нарушаться при допущении неполной предопределенности событий будущего времени. Классическая физика (И. Ньютон, П. Лаплас др.) от этой проблемы спасалась жестким детерминизмом. Однако почти все современные интерпретации квантовой теории носят индетерми-нистский характер: новая механика, по словам М. Борна, не дает ответа на вопрос: «Где находится частица в данный момент времени?», но отвечает лишь на вопрос: «Какова вероятность того, что эта частица в данный момент находится в данном месте?» [54- стр. 73]. Проблема аристотелевского парадокса вновь оказывается актуальна. Тем более стоит отметить исключительную роль немецкой классической философии в подготовке тех представлений о природе времени и пространства, которые позднее были положены в основу релятивистской физики и ныне господствуют в науке.

Степень разработанности проблемы. До сих пор проблема времени остается мало изученной. Причина этого заключена в самих методах анализа, принятых современной наукой. Они базируются на логике, не предназначенной для анализа процессов развития. И как верно заметил И. В. Покровский, «<.> анализ развития в настоящее время является скорее искусством, чем строгой наукой» [265- стр. 1]. Есть все основания утверждать, что решающий вклад в разработку проблемы времени был внесен немецкими диалектиками: Г. Лейбницем, И. Кантом, Ф. Шеллингом, И. Фихте, Г. Гегелем. Без систематического изучения их теоретического наследия немыслимо сколько-нибудь заметное продвижение к пониманию всех тех учений о времени, пространстве, истории и эволюции, которые определили развитие европейской культуры в XX столетии. Что касается более поздних исследований по теме времени, то среди них надлежит отметить две основные группы работ, в которых отдельные идеи немецких классиков получили некоторое развитие или хотя бы признание.

Первую группу составляют исследования проблемы времени в естественнонаучном аспекте. Именно в них получили развитие такие идеи немецкой классической онтологии, как принцип относительной одновременности И. Канта, учение о множественности возможных миров Г. Лейбница, учение о природе гравитации Г. Гегеля, тезис об идеальной природе света Ф. Шеллинга и мн. др.

До 1950 г. в естественных науках преобладала так называемая копенгагенская интерпретация квантовой механики, которая просто снимала проблему, отрицанием объективного смысла понятий время, последовательность, одновременность. — Отсюда делается вывод, что сознание человека обладает способностью непосредственно управлять течением событий во времени, а также влиять на строение материи и создавать ее из вакуумного пространства (Ю. Уингер, Ч. Мьюзес, С. Гроф, Д. Сарфатти, Э. Уокер и мн. др.).

Одной из самых важных составляющих во всех современных индетерминистских интерпретациях квантовой физики стала теория цепей А. А. Маркова. Это математическая модель, описывающая физические системы, в которых вероятность переходов к тому или иному новому состоянию не зависит от их прежней истории (А. А. Марков, А. Н. Колмогоров, В. Феллер, В. Деблин и др.).

Среди тяготеющих к взглядам А. А. Маркова индетерминистских интерпретаций квантовой механики заслуживает внимания теория множественности миров (Н. Грехем, Д. А. Уилер, X. Эверет III и др.). Согласно этой теории, ход событий заранее не предопределен, но каждый миг разветвляется на множество возможных судеб вселенной, из которых каждая осуществляется в своем собственном пространстве, т. е. в одном из параллельных миров. Отсюда следует одно из наиболее укорененных в европейской науке XX века воззрений, а именно, представление о том, что необходимость событий во времени может соединяться с реальной свободой выбора.

Среди различных попыток решения проблемы времени многими авторами еще и сейчас предлагается истолкование квантовой механики в духе детерминизма. Такова, например, теория уровней (Л. де Бройль, Д. Бом, Ж. Вижье, Н. Винер). Среди ее противников стоит упомянуть таких ученых, как М. Борн, В. Фок, Д. А. Уилер, В. Гей-зенберг, Д. фон Нейман, И. Пригожин. С их точки зрения детерминистские интерпретации квантовой теории несостоятельны и не снимают проблемы аристотелевского парадокса.

Вторую группу составляют исследования проблемы времени в теоретико-познавательном аспекте. Прежде всего следует упомянуть темпоральную логику, основы которой впервые сформулировал А. Н. Прайор в работе «Время и модальность» в 1957 г. Это была теория суждений, у которых значения истинности соотнесены с различными свойствами времени. Однако, по признанию самих представителей этого неклассического направления, наука до сих пор не располагает систематически изложенной логической теорией изменения [268- стр. 5]. Имеет смысл поэтому говорить лишь о тех авторах, чьи труды в принципе способствовали постановке и разработке данной темы в современной философии и особенно в логике.

Среди них надлежит в первую очередь упомянуть имена таких исследователей, как А. Бергсон, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. А. Аскольдов (Алексеев), А. Ф. Лосев, В. И. Вернадский, Ф. Брентано, Э.

Гуссерль, М. Хайдеггер, Б. Рассел, JI. Витгенштейн, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, К. Поппер, М. Мерло-Понти, Т. Адорно и др., в чьих трудах рассматривались как онтологические, так и гносеологические аспекты проблемы времени. При этом связанные с ними принципы немецкой диалектики оценивались весьма неоднозначно.

Кантовское учение о трансцендентальной свободе и о времени как о форме восприятия реальности познающим субъектом нашло отражение в экзистенциализме (М. Хайдеггер, Н. Бердяев, К. Ясперс и др.). По мнению Н. Бердяева, парадоксальная, диалектическая природа времени заключается в том, что время есть продукт объективации состояний субъекта, т. е. внутреннее состояние мыслится во времени как нечто данное извне.

Многие идеи немецких классиков о природе времени получили развитие в учениях интуитивистов (А. Бергсон, Н. О. Лосский). Их труды представляют собою своего рода переходную ступень от немецкой классической философии к идеям синергетики, т. к. требуют характеризовать время не только количественно, но и качественно. Это очень близко к тем моделям пространственно-временных отношений, которые описываются синергетикой. Кроме того, интуитивистами высказывается ряд любопытных гипотез о возможности существования множества различных моделей времени.

В ряду учений, составляющих оппозицию диалектике, особое место занимает тектология А. А. Богданова, отдельные идеи которой получили развитие в кибернетике и в общей теории систем. Критику его механистической теории развития можно найти в работах А. М. Деборина, В. И. Невского, Б. Э. Быховского, И. Т. Фролова, М. С. Ольминского, В. И. Стрельченко и др.

Стоит отметить также диалектические идеи В. И. Вернадского как одного из создателей антропокосмизма, т. е. системы, представляющей в единстве природную (космическую) и социальную (гуманитарную) стороны реального мира. Эта система показывает закономерности перехода биосферы в ноосферу и с этой точки зрения дает характеристику различным свойствам времени (К. М. Завадский, А. А. Корольков, А. П. Мозелов, В. И. Стрельченко, И. К. Лисеев, Г. Н. Хон, Ю. И. Ефимов, И. Т. Фролов и др.).

В связи с потребностями разработки актуальных проблем онтологии, логики, теории познания и методологии науки, достижения немецкой классической философии в изучении временных отношений рассматривались в работах современных отечественных исследователей (П. П. Гайденко, М. Г. Макаров, А. Н. Муравьев, В. В. Гречаный, М. С. Киссель, А. А. Грякалов, Ю. М. Романенко, В. И. Стрельченко, В. Г. Пушкин, В. В. Макаров, А. Гулыга и др.).

Общий недостаток всех имеющихся исследований по данному вопросу в том, что их авторы или отрицают диалектический характер временных отношений, или же, напротив, признают значимость диалектики в данном вопросе, но игнорируют формально-логические критерии истинности, принятые в современной логике и совершенно несвязуемые ни с какой диалектикой. Таким образом наиболее важной и наименее разработанной остается именно проблема несоответствия принятых в современной философии логических критериев истины с диалектической природой времени.

Цель и задачи исследования

Диссертация имеет своей целью выявление и систематизацию основных результатов разработки проблемы времени в немецкой классической философии, определение их онтологического и гносеологического значения. Постановка указанной цели потребовала решения следующих задач:

1. Изучение онтологических и теоретико-познавательных проблем, связанных в немецкой классической философии с темой времени, а именно: проблемы субстанции, априорного синтеза, моральной свободы, достаточного основания и т. д.

2. Изучение вклада, внесенного немецкими классиками в разработку проблем логики в связи с анализом диалектической природы временных отношений.

3. Выявление и обоснование системы принципов для построения общей теории времени, на базе учений, разработанных в немецкой классической философии.

4. Оценка роли немецкой классической философии в становлении современных научно-философских представлений о природе времени и пространства.

Научная новизна исследования заключается в попытке представить всесторонний, целостный анализ достижений немецкой классической философии в изучении проблемы времени в непосредственной связи с развитием важнейших направлений современного научного поиска. С этой целью было осуществлено решение ряда следующих частных проблем:

1. Получено объяснение возможности априорно-синтетических положений, основанное на кантовском учении о времени как о форме априорного синтеза.

2. Выявлена связь между кантовским учением о времени как о форме априорного синтеза и гегелевским учением о принципе диалектического отрицания.

3. Определен и систематизирован формально-логический аппарат, предложенный Г. Лейбницем, И. Кантом, И. Фихте и Г. Гегелем для анализа диалектической природы времени.

4. Исследованы предпосылки современной теории относительности в учениях И. Канта и Ф. Шеллинга об относительной одновременности и о всемирном тяготении.

5. Показана связь между кантовским учением о необратимости временного ряда и современным индетерминистским учением о наличии в природе реальной свободы выбора.

Практическая значимость исследования и рекомендации к использованию полученных результатов. Практическая значимость исследования состоит в том, что формально-логические и диалектические принципы, разработанные немецкими классиками впервые были четко определены, обоснованы и приведены в систему, что делает их более доступными для понимания и для решения проблемы времени в самых различных ее аспектах.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в области диалектической логики, в курсе немецкой классической философии, а также в учебных программах таких дисциплин как онтология, этика и теория познания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Временные отношения в природе объясняются при помощи тех же принципов трансцендентальной логики, которыми объясняется механизм априорного синтеза в умозаключениях.

2. Возможность априорно-синтетических истин предполагает в качестве первого условия гегелевское понимание времени как принципа диалектического отрицания.

3. Признание диалектической природы времени не противоречит требованиям формальной логики, если только эти последние принимать с теми поправками, которые были внесены немецкими классиками в их определения.

4. Теория одновременности И. Канта, вопреки общепринятому мнению, носит не классический, а релятивистский характер.

5. Положение И. Канта о необратимости времени имеет условием вывод о наличии в природе свободы выбора, идущий вразрез с кантовским детерминизмом.

Апробация работы.

1. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии РГПУ им. А. И. Герцена и решением кафедры от 2 июля 2004 г. рекомендована к защите.

2. По материалам диссертации подготовлен курс лекций по логике, который проводился в 1998 — 2004 гг. на технологическом и экономическом факультетах СПИМаш.

3. На основе диссертации подготовлено к изданию учебное пособие по диалектической логике для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

4. Некоторые положения предлагаемой работы представлены автором в четырех публикациях по теме диссертации, общий объем которых составляет 1,3 п. л.

А. С. Заморев.

Заключение

Из произведенного нами исследования наиболее значимыми представляются следующие выводы:

1. Возможность априорно-синтетических истин предполагает в качестве первого условия гегелевское понимание времени как принципа диалектического отрицания. Это главная причина, по которой учение И. Канта о возможности априорного синтеза до сих пор не принимается в классической логике, вызывая у ее представителей самое бурное сопротивление. Тем. важнее продолжать исследования, направленные на согласование законов диалектики с всеобщими формально-логическими критериями истинности.

2. Признание диалектической природы времени не противоречит требованиям формальной логики, если только эти последние принимать с теми поправками, которые были внесены немецкими классиками в их определения. В настоящей работе определены, обоснованы и приведены в систему лишь самые общие логические принципы немецких классиков, но систематизация более частных правил взаимоперехода между диалектическими значениями истинности составляет перспективу дальнейшего исследования.

3. Положение И. Канта о необратимости времени имеет условием вывод о наличии в природе свободы выбора, идущий вразрез с кантовским детерминизмом. Этот вывод рассматривался нами в контексте открытий, сделанных в данной области немецкими классиками, прежде всего И. Кантом. Но полученная при этом модель многовекторного времени выходит далеко за пределы немецкой классической философии, и в качестве самостоятельной философской теории требует дальнейшего, более детального изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. «Наука логики», М., 1970.
  2. Г. Работы разных лет в 2-х т., М., 1972 — 73.3. Гегель Г. Соч., М., 1939.
  3. Г. «Энциклопедия философских наук», М., 1975.
  4. Г. «Философия религии» в 2-х т., М., 1976.
  5. И. «Критика практического разума», СПб., 1995.
  6. И. «Критика чистого разума», М., 1994.
  7. И. Трактаты, СПб., 1996.
  8. И. «Метафизические начала естествознания», М, 1999.
  9. Г. Соч. в 4-х т., М., 1982 — 84.
  10. И. Соч. в 2-х т., М., 1993.
  11. Августин «Исповедь» // «Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского», 2-е изд., Киев, 1901−12.
  12. Л. А. «Гносеологические проблемы теории знаков», Ереван, 1965.
  13. Р. «Человеческое понятие о мире», М., 1909.
  14. И. А. «Математизация знания и материалистическая диалектика» // «Коммунист», 1968, № 2.
  15. А. А. «Теория относительности как теория абсолютного пространства-времени» // «Философские вопросы современной физики», М., 1959.
  16. М. Н. «Диалектика форм мышления», М., 1959.
  17. И. С. «О связи категории структуры с категориями целого и части» // «Вестник МГУ», 1963, № 2.
  18. И. Д. «Диалектическая логика», М., 1985.
  19. И. Д. «Закон отрицания отрицания», М., 1958.
  20. С. Ф. «Соотношение категорий закона, причинности, необходимости и случайности» // «Вопросы философии», 1955, № 6.23. «Апокрифы древних христиан», М., 1989.
  21. Аристотель «Аналитики», Л., 1952.
  22. Аристотель «Метафизика», Р.-на-Д, 1999.
  23. Аристотель «Физика», М., 1936.
  24. А. С. «Диалектическая логика как открытая система» // «Проблемы диалектической логики. Материалы к симпозиуму», Новосиб., 1968.
  25. В. Ф. «Диалектика Канта», M., 1929.
  26. В. Ф. «Очерки истории диалектики в новой философии», М. — Л., 1929.
  27. В. Ф. «Философия Иммануила Канта», М., 1957.
  28. М. Д. «Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы», М., 1982.
  29. К. С. «Логика», Тбилиси, 1951.
  30. К. С. «Система и метод философии Гегеля», Тбилиси, 1958.
  31. Н. В. «О причинной обусловленности случайности» // «Философские науки», 1963, № 6.
  32. В. С. «Структура пространства и времени в физике микромира», М., 1966.
  33. М. С. «Введение в теорию случайных процессов», М., 1958.
  34. Г. С. «Противоречие как категория диалектической логики», М., 1963.
  35. Е. О. «О поступательном развитии» // «Под знаменем марксизма», 1941, № 4.
  36. А. «Восприятие изменчивости», СПб., 1913.
  37. А. «Время и свобода воли», М., 1910.
  38. А. «Длительность и одновременность», «Academia», 1923.
  39. Н. «Истина и откровение», СПб., 1996.
  40. Н. «Смысл истории», М., 199Q.
  41. Дж. Соч., М., 1978.
  42. Д. И. «Принципиальные вопросы квантовой механики», Дубна, 1965.
  43. А. А. «Пределы научности рассуждения» // «Вестник Коммунистической Академии», 1927, кн. XXI.
  44. А. А. «Философия живого опыта», М., 1920.4 В. Богомолов А. С. «Идеалистическая диалектика в двадцатом столетии» // «Вопросы философии», 1966, № 3.
  45. А. С. «Идея развития буржуазной философии XIX и XX вв.», М., 1962.
  46. А. С. «„Летящая стрела“ и закон противоречия» // «Философские науки», 1964, № 6.
  47. В. М. «Объективное и субъективное в диалектике мышления» // «Вопросы философии», 1960, № 10,
  48. Бом Д. «Причинность и случайность в современной физике», М, 1959.
  49. Бор Н. «Атомная физика и человеческое познание», М., 1961.
  50. М. «Моя жизнь и взгляды», M., 1973.
  51. С. Г. «Закон отрицания отрицания», Балашов, 1958.
  52. С. Г. «К вопросу о структуре диалектического противоречия» // «Вопросы философии», 1965, № 3.
  53. В. А. «Некоторые вопросы диалектики взаимоотношения непрерывности и прерывности» // «Философские науки», 1960, № 2.
  54. В. А. «Некоторые вопросы диалектики противоречивости движения» И «Философские науки», 1962, № 5.
  55. В. П. «Проблемы взаимосвязи причинности и случайности и ее значение для естествознания» // «Некоторые философские вопросы современного естествознания», Л., 1973.
  56. Л. де Бройль «Интерпретация волновой механики» // «Вопросы философии», 1956, № 6.
  57. Л. де Бройль «Революция в физике (новая физика и кванты)», М., 1965.
  58. Дж. «Диалоги», М., 1949.
  59. Г. А. «Паралогизм, софизм и парадокс» // «Вопросы философии», 1959, № 1.
  60. В. «Комментарии к „Началу противоречия“ Гегеля» // «Под знаменем марксизма», 1937, № 4−5.
  61. Ю. Ф. «О диалектике субъективного и объективного» // «Ленинская теория отражения и современная наука», М., 1966.
  62. М. «Причинность», М, 1962.
  63. М. «Интуиция и наука», М., 1967.
  64. Э. «О случайности законов природы», М., 1900.
  65. Ф. «Новый Органон» // соч. в 2-х т., М., 1972.
  66. С. И. «Диалектика световых явлений» // «Под знаменем марксизма», 1034, № 4.
  67. С. И. «Развитие идеи вещества» // «Под знаменем марксизма», 1041, № 2.
  68. А. К. «Введение в физику элементарных частиц», Харьков, 1960.
  69. Э. «Основные законы материалистической диалектики» // «Политическое самообразование», 1965, № 11.
  70. А. «Логика и диалектика», М., 1928.
  71. Н. К. «Законы диалектики — законы познания», М., 1966.
  72. А. И. «Логика как часть теории познания», М., 1912.
  73. М., Сачков Ю. «Проблема стилей мышления в естествознании», М., 1971.
  74. . П. «К вопросу о теории поведения индивидуальных микрообъектов» // «Вопросы философии», 1956, № 6.
  75. . П. «Теория уровней и диалектика природы» // «Вопросы философии», 1962, № 10.
  76. К. «Биология», М., 1966.
  77. В. «История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками», СПб., 1905.
  78. О. «О свободе воли», М., 1905.
  79. Н. «Динамические системы в физике и биологии» // «Горизонты науки и техники», М., 1969.
  80. JI. «Логико-философский трактат», М., 1994.
  81. Ю., Мицкевич Н., Хорски «Пространство, время, гравитация», М., 1984.
  82. Е. К. «Еще раз о парадоксе движения, о диалектических и формальнологических противоречиях» // «Философские науки», 1964, № 4.
  83. С. Я. «Диалектический материализм», Минск, 1922.
  84. М. Ф. «Абсолютная противоположность материи и сознания в гносеологии» // «Вестник ЛГУ», 1965, № 17, вып. 3-й.
  85. М. Ф. «Виды диалектического отрицания» // «Современные проблемы материалистической диалектики», М., 1972.
  86. М. Ф. «Вопросы современного изложения главныхзаконов материалистической диалектики» // «Некоторые вопросы диалектического материализма», М., 1962.
  87. М. Ф. «Об относительности единства и абсолютности борьбы противоположностей» // «Философские науки», 1964, № 4.
  88. Воронцов-Вельяминов Б. А. «Очерки о Вселенной», М., 1951.
  89. В. «О наивном и критическом реализме. Имманентная философия и эмпириокритицизм», М., 1910.
  90. . П. «Этика Фихте», M., 1914.
  91. Ф. Ф. «Диалектическое противоречие и самоотрицание» // «Современные проблемы материалистической диалектики», М., 1971.
  92. Ф. Ф. «О двойственности и противоречивости явлений» // «Сб. науч. Трудов Пермского политех, ин-та», I960, № 7, вып. 2-й.
  93. Ф. Ф. «Структура диалектического противоречия» // «Вопросы философии», 1964, № 9.
  94. X. Г. «Истина и метод», M., 1988.
  95. Л. Е. «Что такое качественная определенность?» // «Философские науки», 1961, № 2.
  96. Ф. П. «О роли формы в развитии» // «Философские науки», 1959, № 1.
  97. Ю., Ивин А., Садовский В. «Новые горизонты логики и методологии науки» // «Вопросы философии», 1967, № 8.
  98. Г. А. «Вероятное и достоверное знание», Ереван, 1965.
  99. В. «Физика и философия», М., 1963.
  100. В. «Философские проблемы атомной физики», М., 1953.
  101. Ф. И. «О соотношении категорий качества и количества» // «Философские науки», 1962, № 5.
  102. Ф. И., Петровичева Л. Ф. «О коренной противоположности антагонистических и неантагонистических противоречий»//"Философские науки", 1963, № 1.
  103. К. Соч. в 2-х т., М., 1973 — 74.
  104. И. Г. «Анализ и синтез в формальной логике и диалектике» // «Законы мышления», М., 1962.
  105. А. И. Избранные философские произведения в 2-х т., М., 1946.
  106. К. «О сущности жизни», M., 1967.
  107. Д., Аккерман В. «Основы теоретической логики», М., 1947.
  108. . В. «Вопросы математизации современного естествознания» // «Диалектика в науках о неживой природе», М., 1964.
  109. . В. «Курс теории вероятностей», М., 1950.
  110. Т. Соч. в 2-х т., М., 1989.
  111. П. Избранные произв. в 2-х т., М., 1963.
  112. В. И. «Некоторые методологические проблемы закона единства и борьбы противоположностей» // «Диалектический материализм как методология естественнонаучного познания», Минск, 1965.
  113. В. И. «О видах противоречий», Минск, 1964.
  114. В. И. «О противоположностях и противоречиях» // «Известия АН БССР», 1956, № 4.
  115. В. И. «О содержании понятия „единство противоположностей“» // «Известия АН БССР», 1957, № 2.
  116. В. И. «Проблемы диалектических противоречий», М., 1972.
  117. ГорлянскиЙ В. А. «Диалектическое противоречие и его структура» П «Вопросы философии», 1965, № 10.
  118. ГорлянскиЙ В. А. «К вопросу о характере единства противоположностей» // «Философские науки», 1963, № 5.
  119. ГорлянскиЙ В. А. «О роли единства противоположностей в противоречии» // «Философские науки», 1965, № 3.
  120. Д. П. «Логика», М., 1963.
  121. Д. П. «Проблема общей методологии наук и диалектической логики», М., ! 966.
  122. Д. П. «Проблема формально-логического и диалектического тождества» // «Вопросы философии», I960, № 8.
  123. В. В., Срежантов В. Ф. «Человек как предмет философского и естественнонаучного познания», Л., 1980.
  124. С. «За пределами мозга», М., 1993.
  125. . А. «Опыт анализа объективной структуры процесса развития» // «Вопросы философии», 1961, № 2.
  126. А. В. «Немецкая классическая философия», М., 2001.
  127. Э. «Картезианские размышления», СПб., 1998.
  128. А. М. «Гегель и диалектический материализм» // Гегель Г., соч., т. 1, М.-Л., 1929.
  129. А. М. «На рубеже», СПб., 1909.
  130. Р. Соч. в 2-х т., М., 1989.
  131. . В. «Электромагнитная природа молекулярных сил» // «Природа», 1962, № 4.
  132. У. С. «Трактат о логике и научном методе», СПб., 1881.
  133. П. «Эволюция взглядов физиков на картину природы» Н «Вопросы философии», 1963, № 12.
  134. Добров Г, М. «Наука о науке. Введение в общее наукознание», Киев, 1970.
  135. Г., Ефимов С., Тимофеева А. «Закон отрицания отрицания», М., 1961.
  136. . А. «В чем противоречивость механического движения» // «Философские науки», 1964, № 1.
  137. Л. А. «Законы науки и научное объяснение», М., 1967.
  138. Н. П. «Общая генетика», М., 1970.
  139. С. П. «Законы материалистической диалектики», М., 1958.
  140. С. П. «Об отражении противоречивости механического движения в понятиях» II «Вопросы философии», 1964, № 7.
  141. С. П., Штракс Г. М. «Закон единства и борьбы противоположностей», М., 1967.
  142. И. И. «Особенности полярных отношений в физических объектах» // «Известия АН БССР», 1963, № 2.
  143. И. И. «О развитии в неорганической природе», Минск, 1964.
  144. Г. Б. «Физика и философия» // «Природа», 1963, № 11.
  145. Ю. А. «О переходе качественных изменений в изменения количественные» // «Вопросы философии», 1956, № 6.
  146. К. М. «К проблеме прогресса живых и технических систем» // «Технические вопросы прогрессивного развития живой природы и техники», Л., 1970.
  147. Д. П. «Закон единства и борьбы противоположностей», Р.-на-Д., 1958.
  148. X. «Логика», т. I — III, СПб., 1908−09.
  149. А. А. «Переходные состояния и логическая непротиворечивость» // «Философские науки», 1964, № 3.
  150. Зих О. «Логические и методологические аспекты эксперимента» // «Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции», М., I960.
  151. Н. М. «Закон единства и борьбы противоположностей», М., 1960.
  152. А. Ф. «Гносеологические проблемы построения и интерпретации общих физических теорий» // «Вопросы философии», 1969, № 7.
  153. Ф., Гейнце М. «История новой философии в сжатом очерке», изд. 2-е, СПб., 1898 — 99.
  154. В. Г. «Причинность и детерминизм», Л., 1974.
  155. В. Г. «С какой этикой человечество вступит в XXI век?» // «Первый российский философский конгресс», СПб., 1998.
  156. Э. В. «Диалектическая логика», М., 1974.
  157. Э. В. «О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании»//"Вопросы философии", 1955, № I.
  158. Э. В. «Философия Гегеля и современность», М., 1973.
  159. Л. «От Коперника до Эйнштейна» // «Вопросы философии», 1955, № 4.
  160. П. «Причинность и статистика в современной физике» // «Успехи физических наук», т. VII, 1927.
  161. А. Ф. «Основные представления современной физики», М. — Л., 1949.
  162. А. В. «Параллельные миры или дискретность пространства-времени», СПб., 2001.
  163. Э. Ф. «Основание временной логики», Л., 1983.
  164. Э. Ф. «Философские проблемы временной логики», Киев, 1988.
  165. Э. Я. «К вопросу о классификации видов отрицания» 11 «Известия АН ЛатвССР», 1974, № 2.
  166. М. И. «Об истинах самоочевидных», СПб., 1894.
  167. Р. «Значение и необходимость», М, 1959.
  168. Р. «Философские основания физики», М., 1971.
  169. Кац М. «Вероятность и смежные вопросы в физике», М., 1965.
  170. . М. «Единство диалектики, логики и теории познания», М., 1963.
  171. . М. «Закон отрицания отрицания», М., 1957.
  172. . М. «О повторяемости в процессах развития», М., 1961.
  173. . М. «О природе научного понятия» // «Вопросы философии», 1969, № 8.
  174. В. И., Старченко А. А. «Логика», М., 1995.
  175. Китайгородский А, И. «Введение в физику», М., 1959.
  176. Г. «Введение в формальную логику», М., 1960.
  177. В. «Здравый смысл точных наук», М., 1979.
  178. Козлова 3. Т. «К вопросу о повторяемости и специфике ее проявления в реальной действительности» // «Актуальные проблемы диалектического материализма», М., 1976.
  179. Козлова 3. Т. «О всеобщности закона отрицания отрицания» // «Философские исследования», вып. 1-й, М., 1975.
  180. А. «Философское исследование человеческой свободы» // «Английские материалисты XVIII в.», М., 1967.
  181. П. В. «Диалектика как логика», Киев, 1961.
  182. А. С. «Природа вероятности», М., 1976.
  183. . Г. «Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна», М., 1963.
  184. В. И. «Детерминизм и вероятность», М., 1976.
  185. О. «Основы теории шансов и вероятностей», М., 1970.
  186. Л. Л., Лифшиц Е. М. «Статистическая физика», М., 1964.
  187. П. «О понятии корпускул и атомов» // «Под знаменем марксизма», 1933, № 1.
  188. П. «Эволюция пространства и времени» // «Новые идеи в математике», вып. 2, СПб., 1913.
  189. П. С. «Опыт философии теории вероятностей», М., 1908.
  190. В. А. «Субъект, объект, познание», М., 1980.
  191. В. А., Карабанов H. В. «Понятие тождества в формальной и диалектической логике» // «Диалектика и логика. Законы мышления», М., 1962.
  192. С. П. «Закон отрицания отрицания», М., 1958.
  193. В. И. «Материализм и эмпириокритицизм» // п,/с, соч., т. XVIII.
  194. В. И. «Философские тетради» // л/с. соч., т. XXIX.
  195. Е. С. «Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга», Л., 1972.
  196. Т. «Основы логики», СПб., 1902.
  197. Дж. «Опыт о человеческом разуме», М., 1898.
  198. Л. М. «Положительные задачи философии», М., 1886.
  199. Н. О. 1) «Обоснование интуитивизма" — 2) „Мир как органическое целое“ // прил. к журн. „Вопросы философии“, М., 1991.
  200. Я. „Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики“, М., 1959.
  201. М. „История физики“, М., 1970.
  202. Л. Н., Лепилин С. В. „Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований“, М. 2002.
  203. М. Г. „Сложность и вариативность категорий в диалектике“, Л. 1988.
  204. Н. „Разыскание истины“,^Спб., 1999.
  205. М. К. „Формы и содержание мышления“, М., 1968.
  206. Л. И. „Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике“, М., 1972.
  207. А. К. „Предмет формальной логики и диалектика“, Минск, 1964.
  208. А. С., Рожин В. П. „О законах функционирования и законах развития“ // „Науч. доклады высшей школы. Философские науки“, 1965, № 4.
  209. М. А. „О природе материи“, М., 1976.
  210. Мах Э. „Познание и заблуждение“, М., 1909.
  211. С. Т. „К философской оценке современных представлений о свойствах пространства и времени в микромире“ // „Философские проблемы физики элементарных частиц“, М., 1963.
  212. С. Т. „Материя в ее единстве, бесконечности и развитии“, М., 1966.
  213. С. Т. „О диалектике развития неорганической природы“, М., 1960.
  214. С. Т. „Философские проблемы современной физики“, М., 1966.
  215. В. В. „Закон отрицания отрицания“, М., 1961.
  216. В. В. „О взаимосвязи скачка, противоречия и отрицания“ // „Труды Самаркандского ун-та“, вып. 122-й, 1963.
  217. О. А. „Роль измерений в физических теориях“ // „Вопросы философии“, 1966, № 3.
  218. И. И, „Этюды оптимизма“, М., 1964 г.
  219. Дж. „Система логики силлогистической и индуктивной“, М., 1914.
  220. А. М. „К вопросу о противоречии между формой и содержанием“ // „Вопросы философии“, М., 1955, № 4.
  221. Н. П. „Место закона отрицания отрицания среди других законов диалектики“ // „Философские науки“, 1961, № 2.
  222. А. П., Ефимов Ю. И. „Современный дарвинизм и диалектика познания жизни“, Л., 1985.
  223. Ю. Б. „Время в классической и релятивистской физике“, М., 1969.
  224. Ю. Б. „Проблема времени в современной науке“, М., 1982.
  225. В. Д. „Закон отрицания отрицания“, М., 1960.
  226. М. В. „Физическая картина мира, философия и физическая теория“ // „Методологические проблемы взаимосвязи ивзаимодействия наук“, Л., 1970.
  227. М. В. „Философия и методы научного знания“, Л., 1972.
  228. М. В. „Философия и физическая теория“, М., 1969.
  229. В. М. „Отрицание в структуре познавательного диалектического противоречия“ // „Категории диалектики“, Свердловск, 1975.
  230. И. С. „Диалектическое противоречие и логика познания“, М., 1969.
  231. И. С. „Истолкование категории „случайность““ // „Философские науки“, 1970, № 1.
  232. И. С. „Кант“, М., 1976.
  233. И. С. „Современный позитивизм“, АН СССР, 1961.
  234. И. С. „Соотношение двух логик в теории познания Канта“ // „Философские науки“, 1974, № 2.
  235. Дж. фон Нейман „Математические основы квантовой механики“, М., 1964.
  236. Николай Кузанский Избранные филос. соч., М., 1937.
  237. Ницше Ф.-Соч. в 2-х т., М., 1990.
  238. И. „Математические начала натуральной философии“, М. — Л., 1936.
  239. И. „Оптика“, М., 1954.
  240. М. Ф. „Философия Гегеля“, М., 1959.
  241. H. Ф. „Качество и свойство“ // „Вопросы философии“, 1960, № 6.
  242. В. Я. „Диалектическое отрицание“ // „Вопросы общественных наук“, вып. 23-й, Киев, 1975.
  243. Т. И. „Насущные вопросы диалектического материализма“ // „Вопросы философии“, 1955, № 3.
  244. Т. И. „Философия и обыденное сознание“ // „Вопросы философии“, М., 1967, Ns 4,
  245. М. Э. „Диалектическое противоречие в современной физике“ // „Вопросы философии“, М., 1960, № 12.
  246. М. Э. „Квантовая физика и проблема элементарных частиц“ // „Вопросы философии“, М., 1962, № 9.
  247. А. И. „Материя, жизнь, интеллект“, М., 1977.
  248. В. В. „Материя, развитие, человек“, Пермь, 1974.
  249. В. В. „Развитие материи как закономерный процесс“ // „Развитие материи как закономерный процесс“, Пермь, 1978.
  250. Оруджев 3. М. „Закон отрицания отрицания“ // „История марксистской диалектики“, М., 1971.
  251. С. В. „Логическая функция категорий диалектики“ // „Философские науки“, 1963, № 3.
  252. В. Г. „Объективное и субъективное в опыте“ // „Философские науки“, 1965, № 3.
  253. В. „Теория относительности“, M. — Л., 1947.
  254. . Я. „Необходимость и случайность, возможность и действительность в причинных связях“//"Современный детерминизм. Законы природы», М., 1973.
  255. Н. Е. «Современная практика православного благочестия», в 2-х т., СПб., 2000.
  256. А. 3. «Пространство-время и материя», Казань, 1961.
  257. Л. А. «Принцип обратной связи», M., 1957.
  258. Платон «Избранные диалоги», M., 1965
  259. Плотин «Эннеады» // Антология мировой философии в 4-х т., М., 1969.
  260. А. «Революция в физике и проблема методологии», М., 1962.
  261. И. В. «Начала релятивистской логики», Ниж. Новг., 1991.
  262. К. «Квантовая теория и раскол в физике», M., 1998.
  263. К. «Логика и рост научного знания», M., 1983.
  264. В. В. «Темпоральная логика и теория изменения» (автореф. диссертации), М., 1995.
  265. П. С. «История логики нового времени», М., I960.
  266. С. И. «Кант и кантианство», M., 1961.
  267. М. В. «О философском анализе языка науки», Киев, 1966.
  268. И., Стенгерс И. «Время. Хаос. Квант», М., 1994.
  269. И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой», M., 198,6.274. «Проблемы мышления в современной науке», М., 1964.275. «Противоречивый характер развития», Минск, 1961.
  270. Д. Избранные соч., М., 1934.
  271. А. «Наука и гипотеза», СПб., 1904.
  272. А. «Наука и метод», Одесса, 1910.
  273. П. Д. «Принцип разнопорядковости и триадной связи в субординации философских категорий» // «Диалектика материальной и духовной жизни общества», М., 1966.
  274. В. Г. «Философия Гегеля», СПб., 2000.
  275. О. С. «Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике», М., 1975.
  276. А. И. «Курс лекций по логике науки», M., 1971.
  277. . «История западной философии», М., 1959.
  278. . «Почему я не христианин», M., 1987.
  279. . «Человеческое познание. Его сфера и границы», M., 1957.
  280. Г. «Направление времени», M., 1962.
  281. Г. «Философия пространства и времени», М., 1985.
  282. Г. «Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания», Киев, 1904.
  283. М. М. «Закон единства и борьбы противоположностей», М., 1941.
  284. М. М. «Принципы диалектической логики», М., 1960.
  285. И. Б. «Принцип единства исторического и логического: эвристические возможности и тенденции развития», Л., 1989.
  286. М. Н. «О сущности закона отрицания отрицания и сфере его действия» // «Философские науки», 1958, № 4.
  287. А. В. «Закон отрицания отрицания» // «Вопросы диалектического материализма», Минск, 1976.
  288. Г. А. «Принцип неисчерпаемости материи и его значение в физике» // «Диалектика и логика научного познания», M., 1966.
  289. Г. А. «Причинность и связь состояний в физике» (автореф. докт. диссертации), М., 1966.
  290. В. И. «Некоторые вопросы диалектики изменения и развития», М., 1965.
  291. В. И. «О диалектике элементов и структуры», М., 1962.
  292. В. И. «Философское значение пространственных представлений в физике», Д., 1956.
  293. Си^ицкий Д. А. «Логический анализ понятия „изменение“», М., 1987.
  294. В. И. «Общие тенденции в развитии современной науки» // «Вопросы философии», 1963, № 4.
  295. В. А. «К. Поппер прав: диалектическая логика невозможна» // «Вопросы философии», 1995, № 1.
  296. М. «О понятии случайности и о происхождении законов вероятности» // «Успехи физических наук», 1923, т. VII, № 5.
  297. А. В. «Понятия пространства и времени в структуре естественнонаучной теории», Л&bdquo- 1981.
  298. В. С. 1) «На пути к истинной философии" — 2) «Первое начало теоретической философии» // соч. в 2-х т., М., 1988.
  299. . И. «Формы выражения принципа причинности в физике» // «Современный детерминизм и наука», Новосиб., 1075.
  300. . Избранные произведения, Р.-на-Д., 1998.
  301. И. И. «Диалектический материализм и деборинская школа», М., 1928.
  302. В. И. «Диалектика снятия в органической эволюции», Л., 1980.
  303. В. И. «Проблема снятия в процессе прогрессивной эволюции» // «Наука и техника», Л., 1974.
  304. П. В. «Об объективном содержании законов формальной логики» // «Вопросы философии», 1953, № 3.
  305. П. Таванец П. В., Швырев В. С. «Логика научного познания» // «Проблемы логики научного познания», М., 1964.
  306. М. А. «Закон отрицания отрицания», М., 1959.
  307. О. «Диалектический материализм», вып. 2-й, M., 1931.
  308. А. «Единство строения и движения материи», Минск, 1964.
  309. . «Система законов и категорий диалектики», Ташкент, 1974.
  310. М. Б. «Диалектика как способ построения теорий» // «Вопросы философии», 1965, № 2.
  311. Г. С. «Введение в теорию диалектического материализма», М., 1931.
  312. Л. В. «Образ, символ, знак», Минск, 1967.
  313. Д. А. «Гравитация, нейтрино и Вселенная», М., 1962.
  314. Д. А. «Предвидение Эйнштейна», M., 1970.
  315. Д. А., Тейлор Э. Ф. «Физика пространства-времени», M., 2-е изд., 1971.322. «Успехи физических наук», 1944, т. XXVI, № 2.
  316. Л. «Сущность христианства», М., 1965.
  317. П. Избранные труды по методологии науки, M., 1986.325. «Философия Гегеля: проблемы диалектики», М., 1987.
  318. К. «История новой философии», СПб., 1907.
  319. Фок В. А. «Об интерпретации квантовой механики» // «Успехи физических наук», 1957, № 4.
  320. Фок В. А. «Против невежественной критики современных физических теорий» // «Вопросы философии», 1953, № 1.
  321. Фок В. А. «Пространство, время, тяготение» // «Глазами ученого», M., 1963.
  322. С. Л. «Непостижимое»,
  323. И. Т. «Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии», М., 1981.
  324. Ю. Р. «О разнообразии типов отрицания» // «Философские науки», 1965, № 1.
  325. M. «Бытие и время», M., 1997.
  326. М. «Кант и проблема метафизики», ML, 1997.
  327. М. «Положение об основании», СПб., 1999.
  328. М. «Пролегомены к истории понятия времени», Томск, 1998.
  329. А. М. «Место случайности в объективной связи явлений», Оренбург, 1974.
  330. Я. И. «Да, нет или может быть.», M., 1977.
  331. С. Б. «О понятии диалектической логики» // «Диалектика и логика научного познания», М., 1966.
  332. А. Б. «К вопросу о природе вероятностных закономерностей квантовой механики» // «Вопросы философии», 1968, № 8.
  333. В. И. «Проблема отображения движения в мышлении» // «Проблема противоречия в диалектической логике», М., 1967.
  334. А. Д. «Физика времени», M., 1987.
  335. В. П. «Ядро диалектики», М., 1963.
  336. А. П. «О некоторых спорных трактовках основных законов диалектики» // «Филос. науки», 1964, № 5.
  337. В. И. «Качество и сущность» // «Вопросы философии», М., 1963, № 9.
  338. Д. И. «Взаимосвязь категорий диалектики», Минск, 1969.
  339. А. Избранные произведения, М., 1966.
  340. А. «Свобода воли и основы морали», СПб., 1896.
  341. К. И. «Физика микромира», М., 1965.
  342. А. «Пространство, время и тяготение», Одесса, 1923.
  343. А. «Теория относительности», M. — Л., 1934.
  344. А. Собрание научных трудов, М., 1967.
  345. И. Мейстер. «Духовные проповеди и рассуждения», СПб., 2000.
  346. Эрн В. Ф. «Борьба за логос» // прил. к журн. «Вопросы философии», М., 1991.
  347. Юм Д.-Соч. в 2-х т., М., 1965.
  348. Е. «Leibnitz, la Monadologie», Paris, 1905.
  349. E. «Le temps et Г autre», Paris, 1991.
  350. A. «La methode et dialectique (Aspects de la dialectique). Recherches de la philosophie», Paris, 1956.
  351. H. «Le marcxisme sovietique», Paris, 1963.
  352. Merleau-Ponty M. «Les aventures de la dialectique», Paris, 1955.
  353. P. «L' Histoir de la dialectique», Paris, 1947.
  354. Sartre J.-P. «Critique de la raison dialectique», Paris, 1958.1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЛОВАРИ:
  355. В. «Толковый словарь», M., 1956.365. «Философский словарь», М., 1983.
Заполнить форму текущей работой