Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение динамических характеристик рулевого привода летательного аппарата на основе имитационного моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РП JIA постоянно совершенствуются по конструкции и функциональным возможностям. Усовершенствование JIA ведёт за собой повышение требований по надёжности, быстродействию и долговечности РП, находящихся в жёстких условиях эксплуатации. Снижение себестоимости при разработке и последующей доводке до требуемых характеристик РП JIA достигается использованием современных средств автоматизированного… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Глава 1. Аналитический обзор РП ЛА
    • 1. 1. Состояние и перспективы развития РП ЛА
    • 1. 2. Анализ конструктивно-компоновочных схем РП
    • 1. 3. Анализ математических моделей электрогидравлических РП
    • 1. 4. Актуальность исследования, цель и задачи работы
  • Глава 2. Математическая модель РП с СГРМ
    • 2. 1. Особенности математического моделирования СГРМ
    • 2. 2. Влияние основных нелинейностей ЭГУ на характеристики РМ
    • 2. 3. Нелинейная математическая модель РП
    • 2. 4. Анализ результатов численного моделирования РП
  • Глава 3. Повышение качества динамических характеристик системы рулевой привод-орган управления
    • 3. 1. Особенности эксплуатации РП и определение факторов, влияющих на показатели качества работы
    • 3. 2. Имитационное моделирование СГУ в пакете Ansys CFX. Ill
    • 3. 3. Влияние жёсткости силовой проводки на характеристики РП
    • 3. 4. Рекомендации по улучшению динамических характеристик РП ЛА
  • Глава 4. Экспериментальные исследования РП ЛА
    • 4. 1. Экспериментальный стенд для исследования РП ЛА
    • 4. 2. Исследование влияния инерционной нагрузки и жесткости крепления СГРМ на динамические характеристики РП ЛА
    • 4. 3. Методика расчёта РП с использованием имитационного моделирования
    • 4. 4. Сравнительный анализ результатов численного моделирования и экспериментальных исследований РП ЛА

Улучшение динамических характеристик рулевого привода летательного аппарата на основе имитационного моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Усовершенствование летательных аппаратов (JIA) влечёт за собой повышение требований по надёжности, быстродействию и долговечности рулевых приводов (РП), работающих в жёстких условиях эксплуатации. Научные и производственные организации как за рубежом, так и в отечественной промышленности ведут исследования по совершенствованию РП и устройств, удовлетворяющих условиям их работы на JIA.

РП JIA представляет собой набор электрогидравлических и механических устройств, позволяющих с высоким быстродействием (время выхода на режим составляет менее 0.6 с.) и точностью (величина перерегулирования составляет не более 10%) развивать требуемые характеристики. Функционирование РП J1A происходит в достаточно сложных условиях эксплуатации: воздействие вибрационных нагрузок, резкие воздействия при отстыковке ступеней ракеты, нелинейные характеристики сил трения тяг и качалок и сил инерции поворотного управляющего сопла (ПУС) с постоянно изменяющимся шарнирным моментом, сложные климатические условия и проблемы длительного хранения.

Максимально возможные тактико-технические характеристики беспилотных JIA достигаются, в том числе, благодаря многочисленным конструкторским и исследовательским работам, к которым можно отнести проведение стендовых испытаний и имитационное моделирование РП. Имитационное моделирование РП с применением современных пакетов математического • моделирования и C/iD-проектирования позволяет снизить временные и финансовые затраты при разработке и последующей доводке РП беспилотных JIA, исключая метод проб и ошибок. Проведение экспериментальных исследований позволяет выполнить анализ соответствия результатов численного моделирования на адекватность реальному объекту.

В данной работе разработана имитационная модель РП JIA по результатам обработки и обобщения экспериментальных данных, полученных в ОАО «Государственный ракетный центр им. академика В.П. Макеева» и в учебно-научном инновационном центре «Гидропневмоавтоматика» на кафедре прикладной гидромеханики Уфимского государственного авиационного технического университета.

Цель и задачи работы.

Улучшение динамических характеристик рулевого привода летательного аппарата на основе имитационного моделирования.

Задачи.

1. Разработка математической модели РП и анализ результатов численного моделирования;

2. Проведение экспериментальных исследований РП и сравнение их результатов с результатами численного моделирования;

3. Апробация исследований и выработка рекомендаций по повышению устойчивости РП при анализе результатов численного моделирования и результатов экспериментальных исследований;

4. Разработка методики расчёта с применением имитационной модели РП ЛА.

Методы исследования базируются на фундаментальных методах математического моделирования физических процессов, происходящих в РП JIA в процессе эксплуатации, методах статистического анализа экспериментальных характеристик РП и методах вычислительного эксперимента.

Научная новизна основных результатов работы.

Впервые в математической модели РП JIA со струйным гидравлическим усилителем (СГУ) предложено использовать нелинейную модель люфта в механической передаче и эмпирическую модель гистерезиса характеристики управления электромеханического преобразователя, что позволило повысить достоверность результатов численного моделирования.

Впервые была решена обратная задача по влиянию нежёсткости силовой проводки на изменение гидродинамического момента обратных струй, действующих на струйную трубку, вследствие чего уменьшается зона устойчивости РП. В результате проведённых исследований были получены рекомендации по снижению гидродинамического момента обратной струи.

Впервые был определён диапазон изменения коэффициента передачи РП ДА, при котором наблюдается его устойчивая работа. Анализ результатов численного моделирования и результатов экспериментальных исследований позволили выявить зону устойчивости РП ДА как функцию от жёсткости силовой проводки и параметров РМ.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика расчёта РП ЛА позволяет исследовать устойчивость, точность и быстродействие с учётом действующих на него эксплуатационных нагрузок. Комплекс прикладных программ, выполненных в математическом пакете, позволяет провести численное исследование имитационной модели рулевого привода и сравнить полученные результаты с экспериментальными данными. На защиту выносятся.

1. Математическая модель РП J1A;

2. Результаты численного исследования имитационной модели РП JIA;

3. Результаты экспериментальных исследований РП JIA;

4. Новая схема струйного гидравлического распределителя (СГР), позволяющая увеличить надёжность и быстродействие РП ЛА за счёт снижения гидродинамического воздействия обратной струи на струйную трубку.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические результаты работы докладывались и обсуждались на всероссийской молодёжной научнотехнической конференции «Проблемы современного машиностроения» (г. Уфа 2004 г.), на международной конференции «Глобальный научный потенциал» (г. Тамбов 2006 г.), на Российской научно-технической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения чл.-кор. РАН, профессора P.P. Мавлютова «Мавлютовские чтения» (г. Уфа 2006 г.), на конкурсе молодых специалистов авиационно-космической отрасли (Москва, ТПП РФ, комитет по развитию авиационно-космической техники, 2008).

Основанием для выполнения работы является план исследований госбюджетной НИР «Исследование теплофизических и гидродинамических процессов и разработка теории перспективных энергонапряженных двигателей и энергетических установок» (2008;2009 гг.), № 1 200 802 934, Государственные контракты № П317 от 28.07.2009 «Разработка методов расчета и совершенствование рулевых приводов ракетных двигателей» и № П934 от 20.08.2009* «Электрогидравлическая система управления регулируемой двигательной установкой твёрдого топлива многократного включения» по направлению «Ракетостроение» федеральной целевой1 программы «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2009;2013 годы.

Публикации.

Основные результаты исследований по теме диссертации представлены в 16 публикациях, в том числе в 3 статьях в рекомендованных ВАК изданиях. представлен анализ опубликованных работ по исследованию РП JIA, методов их расчёта и проектирования.

Рассматриваются опубликованные теоретические исследования и экспериментальные исследования авторов А. И: Баженова, Н. С. Гамынина, С. А. Ермакова, И. С. Шумилова, В. М. Фомичёва, В. А. Корнилова,. В. В. Малышева, В. А. Полковникова, В. А. Чащина. Анализ результатов исследований позволил доработать линейную математическую модель РМ, которая используется в РП J1A. На отечественных летательных аппаратах третьего поколения в состав РП входят РМ, разработанные в ОАО «Государственный ракетный центр им. академика В.П. Макеева». Разработка и испытания РП, проведённые специалистами ракетного центра, подтвердили, что РМ, отвечающей всем параметрам работы, является струйная гидравлическая рулевая машина (СГРМ).

Научно-технический обзор исследований по РП И. С. Шумилова, Д. Н. Попова, В. Ф. Казмиренко, В. И. Гониодского, А. С. Кочергина, Н. Г. Сосновского, М. В. Сиухина, В. Я. Бочарова позволил разработать методику расчёта и методику имитационного моделирования РП JIA. Представленные частотные характеристики РП и зависимости, которые учитывают жёсткость силовой проводки, жёсткость крепления гидроцилиндра, переменный модуль объёмной упругости рабочей жидкости, позволили доработать линейную математическую модель РП.

На протяжении развития военной авиации колоссальную роль в обеспечении надёжности, долговечности и. быстродействия оказали исследования, основанные на инженерных методах. В работах таких авторов, как В. М. Апасенко, Р. А. Рухадзе, В. И. Варфоломеев, М. И. Копытов, И. М. Гладков, И. Х. Фархутдинов, представлены различные конструктивные схемы РП, каждая из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Конструктивные схемы позволяют определять кинематическую схему и расчётную схему РП.

В работах учёных кафедры «Прикладная гидромеханика» Уфимского государственного авиационного технического университета таких авторов, как Э. Г. Гимранов, В. А. Целищев, Р. А. Сунарчин, А. В. Месропян, A.M. Русак, а также в трудах зарубежных авторов: М. Nordin, Gutman Per-Olof, Hong-guang Li, Guang Meng, F. Ikhouane, J. E. Hurtado, J. Rodellar разработаны нелинейные математические модели электрогидравлических и механических устройств, работающих в жёстких эксплуатационных условиях.

Проведённый аналитический обзор показывает, что зачастую метод проб и ошибок при проектировании РП JIA является не только одним из самых эффективных методов, но и дорогостоящим методом, а линейные математические модели не адекватно описывают реальный объект, особенно при нагруженном режиме работы РП. Разработанные нелинейные математические модели позволяют приблизить результаты численного моделирования к физическим процессам, которые протекают во время эксплуатации РП JIA.

Во второй главе представлена математическая модель РП JIA. РП с СГРМ, который используется в настоящее время в ракетных двигателях JIA, отвечает всем требованиям по скоростным и силовым характеристикам. При работе РП JIA, включающие в свой состав СГРМ, протекают сложные физические процессы. Так, в струйном каскаде возникают сложные гидродинамические процессы, которые приводят к эжекции рабочей жидкости, к негативному воздействию гидродинамической обратной струи, к гистерезису в характеристике управления «ЭМП — струйная трубка» и др. В механической передаче РП можно выделить такие нелинейности как люфт, сила сухого трения, нежёсткость силовой проводки, которые отрицательно влияют на показатели динамических характеристик (точность, устойчивость и управляемость). Разработанная математическая модель РП JIA при численном моделировании позволяет получать результаты с высокой степенью адекватности реальному объекту.

В третьей главе представлены вопросы повышения качества динамических характеристик РП JIA. С помощью численного моделирования разработанной' математической модели РП' JIA можно выполнить анализ влияния определённых параметров, к которым можно отнести инерционную нагрузку, жёсткость силовой проводки, величину зазора люфта в механической передаче, гистерезис в характеристики управления «ЭМП — струйная трубка» и др. При этом рассматриваются показатели качества динамических характеристик: перерегулирование, время регулирования, время достижения первого максимума и амплитуда колебаний.

Использование современных пакетов Ansys CFX и Solid Works позволяет проводить имитационное моделирование РП, используя при этом метод конечных элементов, основную техническую базу по используемым материалам в современном машиностроении и математическую модель течения несжимаемой жидкости в проточной части СГРМ. Приведены результаты анализа теоретических и экспериментальных исследований и предложена функциональная схема СГРМ, позволяющая уменьшить зону нечувствительности в характеристике управления за счёт снижения гидродинамического воздействия обратной струи на струйную трубку.

В четвёртой главе представлен анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований РП JIA. Для проведения экспериментальных исследований в ходе инновационного проекта в результате совместной деятельности УГАТУ и ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» был разработан стенд по исследованию статических и динамических характеристик РП JIA. Стенд позволяет получать данные таких характеристик как расходно-перепадная характеристика СГРМ, перемещение струйной трубки, поршня РМ и инерционной нагрузки в режиме реального времени, а также частотных характеристик при различных условиях работы РП. В результате доработки математической модели погрешность расчётов численного моделирования и экспериментальных исследований составляет не больше 5%, что приемлемо для инженерной методики расчёта РП JIA.

Работа выполнена под руководством д.т.н., профессора В. А. Целищева и к.т.н., доцента А. В. Месропяна. Результаты, изложенные в данной работе и выносимые на защиту, получены лично автором диссертации.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

РП JIA постоянно совершенствуются по конструкции и функциональным возможностям. Усовершенствование JIA ведёт за собой повышение требований по надёжности, быстродействию и долговечности РП, находящихся в жёстких условиях эксплуатации. Снижение себестоимости при разработке и последующей доводке до требуемых характеристик РП JIA достигается использованием современных средств автоматизированного проектирования и моделирования, с применением многочисленных исследований по данной тематике. Работа РП происходит в достаточно сложных условиях: воздействие вибрационных нагрузок, резкие воздействия статической нагрузки при отстыковки ступеней ракеты, воздействие сил трения тяг и качалок и сил инерции ПУС с постоянно изменяющимся шарнирным моментом. Поэтому особое внимание, при его проектировании" уделяется проектированию жёсткости силовой проводки, проектированию РМ и проведению испытаний РП с максимально приближенными имитационными условиями эксплуатации. Жёсткость силовой проводки РП значительно влияет на его характеристики.

На сегодняшний день существуют различные методики расчёта и проектирования РП JIA, которые основаны на численном решении линейных и нелинейных уравнений, описывающих различные физические процессы. Необходимо использовать такую методику при расчёте РП, которая позволяет учитывать все возможные явления, протекающие во время эксплуатации РП. Такими явлениями могут являться люфт в механической проводке, зона нечувствительности в характеристике управления, нежёсткость крепления корпуса РМ, нежёсткость силовой проводки РП JIA, гидродинамическое воздействие на подвижные элементы струйного каскада и др.

Для проведения численных экспериментов РП ЛА была разработана математическая модель, которая позволяет проводить численные эксперименты РП на начальном этапе разработки. В отличие от существующих математических моделей в разработанной математической модели РП ЛА дополнительно были учтены нелинейности, которые существенно влияют на его характеристики. К таким нелинейностям относятся люфт в механической передаче, гистерезис в характеристике управления ЭМП СГРМ, зависимость гидродинамического момента обратной струи от перемещения струйной трубки, действующего на струйную трубку СГРМ.

При численном моделировании с помощью разработанной математической модели РП ЛА был выполнен анализ влияния некоторых факторов на показатели качества динамических характеристик, среди которых можно выделить перерегулирование, время регулирования, максимальное перемещение поршня и инерционной нагрузки и др. Исследования показали, что при изменении жёсткости силовой проводки с, =104.106 Н/м величина перерегулирования уменьшается на 50%, а время регулирования tp при жёсткости меньше чем с, = 106 Н/м превышает допустимые значения (tp < 0.6.0.7 с). Следовательно, для рассматриваемого РП ЛА с однокаскадной СГРМ не допускается, чтобы жёсткость силовой проводки была меньше чем с. = 106 Н/м. Анализ результатов численного моделирования выявил значительное влияние эмпирического коэффициента магнитного гистерезиса Р на величину перерегулирования о. Коэффициент р определяет величину ширины петли гистерезиса. Так в случае, когда выполняется условие Р<840Н/(Ам), величина перерегулирования, а достигает 100%, что не допустимо для РП ЛА. В результате проведённых исследований было выявлено, что данного РП JIA величина (3 может изменяться в пределах 1500 Н/(Ам) — 2000 НУ (Ам).

При исследовании характеристик РП JIA была решена обратная задача о влиянии нежёсткости силовой проводки РП на изменение физических процессов, протекающих при истечении высоконапорной струи из конусного насадка СГУ. При изменении жёсткости силовой проводки РП возникает пульсация давлений в полостях ГЦ РМ, что приводит к изменению г/д момента, действующего на струйную трубку.

С целью определения г/д момента, который отрицательно влияет на характеристику управления, было выполнено имитационное моделирование СГУ в пакете Ansys CFX. В результате проведённых исследований была получена зависимость изменения г/д момента от перемещения струйной трубки для однокаскадной РМ, а также было проведено исследование по влиянию г/д. момента на струйную трубку на динамические характеристики. Изменение г/д момента обратной струи происходит не пропорционально смещению струйной трубки РМ. При отсутствии г/д воздействия обратной струи на струйную трубку при частоте колебаний 15 Гц наблюдается устойчивая работа РП JIA. В данном случае коэффициент передачи РП составляет меньше 1.5 (у <1.5). В случае г/д воздействия запаздывание инерционной нагрузки относительно поршня ГЦ РМ происходит при значениях сх = 6• 107 Н/м и Л = 1.2 • 10−4 м. С целью снижения г/д момента обратной струи была разработана функциональная схема СГУ, доработанная на основе существующего изобретения, которая позволяет компенсировать г/д момент, действующий на струйную трубку, и уменьшить зону нечувствительности.

В ходе совместной работы сотрудников ОАО «ГРЦ им. В.П. Макеева» и сотрудников кафедры прикладной гидромеханики УГАТУ был разработан экспериментальный стенд для исследования статических и динамических характеристик РП JIA. Экспериментальный стенд позволяет проводить исследовании с имитацией постоянной позиционной нагрузки, которая может изменяться от 0 до 5000 Н и инерционной нагрузки, которая может иметь значения 0, 45 и 90 кг. Разработанная математическая модель РП JIA адекватна реальному объекту, так как погрешность сравнения результатов численного моделирования и результатов экспериментальных исследований составляет не больше 5%;

При анализе результатов численного и экспериментального исследований были получены такие характеристики как расходно-перепадная характеристика РМ, характеристика зоны нечувствительности при воздействии на исполнительный механизм позиционной нагрузки и при её отсутствии, характеристика изменения коэффициента расхода при разных положениях струйной трубки, АФЧХ поршня РМ и инерционной нагрузки. Анализ сравнения результатов численного моделирования и результатов экспериментальных исследований позволил разработать методику расчёта РП с однокаскадной СГРМ. Разработанная методика позволяет получить характеристики при расчёте РП на начальном этапе проектирования. Разработчик может по выбору использовать разработанную математическую модель РП JIA: использовать её как чёрный ящик не изменяя структуру или вносить некоторые изменения при численном исследовании РП ЛА. Так, существует возможность вносить изменения в расходно-перепадную характеристику РМ, изменять используемые эмпирические коэффициенты, менять режим нагружения РП ЛА.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ANSYS CFX-Solver Theory Guide. ANSYS CFX Release И.О.© 1996—2006 AN SYS Europe, Ltd.-
  2. F. Ikhonane, J. E. Hurtado, J. Rode liar. On the Hysteretic Bouc—Wen Model. Nonlinear Dynamics 42: 63—78, 2005-
  3. F. Ikhouane, J. E. Hurtado, J. Rodellar. Variation of the hysteresis loop with the Bouc—Wen model parameters. Nonlinear Dyn 48:361—380,.2007-
  4. Hong-guang Li, Guang Meng. Nonlinear dynamics of a SDOF oscillator with Bouc—Wen hysteresis. 2006 Elsevier Science Ltd: Chaos, Solitons and Fractals 337—343, 2002 (www.elsevier.com/locate/automatica) —
  5. M. Nordin, Per-Olof Gutman. Controlling mechanical systems with backlasha survey, wvw.elsevier.com/locate/automatica. 2002 r-
  6. Nordin M., Gutman Per-Olof Controlling mechanical systems with backlasha survey. 2002 Elsevier Science Ltd: Automatica 1633 — 1649, 2002 (www. elsevier. com/locate/automatica) —
  7. R. V. Lapshin, «Analytical model for the approximation of hysteresis loop and its application to th’e scanning tunneling microscope», Review of Scientific Instruments, volume 66, number 9, pages 4718−4730, 1995-
  8. Solid Works Flow Simulation 2009. Technical Reference, 2009.
  9. Forsythe, G.E.- Malcolm, M.A.- and Moler, C.B. Computer Methods for Mathematical Computations. New Jersey: Prentice Hall, 1977-
  10. И.А., Пильгунов B.H. Испытания гидравлических устройств автоматики и приводов. М.- МГТУ, 1990 г. п.л.-
  11. Автоматизированное проектирование следящих приводов и их элементов/ Под ред. В.Ф. Казмиренко/ Энергоатомиздат, 1984-
  12. А.Б. Использование первичных элементов пакета ADAMS для создания виртуальных моделей механических систем и механизмов.
  13. Часть I Метод, указан, для пользователей по КНИРС. 5,2 п.л. 2000 г. М. МГТУ-ОАО Туполев-
  14. В.М., Рухадзе Р. А. Морские ракетно-ядерные системы вооружения (прошлое, настоящее, будущее). — М.: Муниципальное образование «Выхино-Жулебино», 2003.- 328 е.-
  15. А.А., Егер С. М., Мишин В. Ф., Склянский Ф. И., Фомин A.M. «Машиностроение», 1972, стр. 516-
  16. А.И. Рулевые гидроприводы со струйно-дроссельным регулированием: Учебное пособие, Москва, МАИ, 2002-
  17. В.А. Теория систем автоматического управления/ В. А. Бесекерский, Е. П. Попов. М.: «Профессия», 2004, 747 е.-
  18. Т.К., Попов Д. Н., Хван B.JL Математическое моделирование и оптимизация гидросистем. М.- МГТУ, 1995 г.- 5,25 п.л.-
  19. В .Я., Шумилов И. С. Системы управления самолётов. Энциклопедия «Машиностроение». — М.: Машиностроение, 2004 г. Том IV-21. Книга 2-
  20. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся вузов. 13-е изд., исправленное. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. — 544 е.-
  21. В.И., Копытов М. И. Проектирование и испытания баллистических ракет. — М.: Воениздат, 1969. — 491 е.-
  22. В.А., Казмиренко В. Ф., Лесков А. Г. Системы следящих приводов. Монография. М.: Энергоатомиздат, 1993 г. 18 п.л.-
  23. К.П. Теория автоматического управления/ К. П. Власов, А. С. Анашкин. С.-Сб.: Санкт-Петербургский горный институт, 2003, 103 е.-
  24. А.А. Основы теории автоматического управления. М. — JL: Энергия, 1965, 4.1,423 е., 1966, 4.2, 372 е., 1970, Ч. З, 328 е.-
  25. В.Т., Ягодников Д. А. Исследование и стендовая отработка ракетных двигателей на твёрдом топливе. — М.: Изд.- во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 296 е.: ил.-
  26. Высокоточные системы управления и приводы для вооружения и военной техники/ Под ред. СолунинаВ.Л. Изд-во МГТУ. М.1999. Гурский Б. Г., Казмиренко В. Ф., Лавров А. А. и др.-
  27. Ш. Р. Особенности проверки адекватности динамических характеристик струйных гидравлических рулевых машин. / Галлямов Ш. Р. // Наука-Производству. НИИТ. г. Уфа, 2007 г. С. 70−74.-
  28. Ш. Р., Месропян А. В. Математическое моделированиедвухкаскадного электрогидроусилителя / Галлямов Ш. Р., Месропян
  29. А.В. // Проблемы современного машиностроения: Тезисы докладов всероссийской молодёжной научно-технической конференции 22−23 декабря 2004 г.- Уфа: УГАТУ, 2004. 180с. С.38-
  30. Ш. Р., Месропян А. В. Экспериментальные исследования рулевых машин / Галлямов Ш. Р., Месропян А. В. // Гидропневмоавтоматика и гидропривод. -2005 г: сборник научных трудов: в 2 т. Т1 .-Ковров: КГТА, 2006. -326 с. С. 212-
  31. Ш. Р., Петров П. В., Широкова К. А. Численное моделирование струйной гидравлической рулевой машины. / Галлямов Ш. Р., Петров П. В., Широкова К. А. // Наука-Производству. НИИТ, 2007 г. С. 60−70.-
  32. Ш. Р., Целищев В. А. Анализ рабочих процессов в высоконапорном струйном элементе с помощью программного комплекса FLOWVISION. / Галлямов Ш. Р., Целищев В. А. // Вопросы теории и расчёта тепловых двигателей, г. Уфа, 2008 г. с. 104−112.-
  33. Ш. Р., Широкова К. А. Использование идентификации при проектировании СГРМ. / Галлямов Ш. Р., Широкова К. А. // Глобальный научный потенциал. Заочная международная конференция: сб. тезисов докладов. Тамбов: ТГТУ- 2006. — 54 с.-56 е.-
  34. Ш. Р., Широкова К. А., Целищев В. А., Целищев Д. В. Исследование гидравлического рулевого привода летательного аппарата/ Галлямов Ш. Р., Широкова К. А., Целищев В. А., Целищев Д. В. // Вестник УГАТУ, Т.11, № 2 (29) г. Уфа, 2008 г., стр. 56−74.-
  35. Ш. Р., Широкова К. А., Целищев В. А., Целищев Д. В. Численное моделирование потоков в струйно-золотниковом гидроусилителе/ Галлямов Ш. Р., Широкова К. А., Целищев В. А., Целищев Д.В.// Вестник УГАТУ, Т.11, № 2 (29) г. Уфа, 2008 г., стр. 5560-
  36. , Н.С. Динамика быстродействующего гидравлического привода: Н. С. Гамынин, Ю. К. Жданов, A.JI. Климашин.— М.: Машиностроение, 1979 .— 80с.-
  37. Гидравлические приводы летательных аппаратов./ Н. С. Гамынин, В. И. Карев, A.M. Потапов, A.M. Селиванов — М.: Машиностроение, 1992, 368 е.-
  38. Э.Г., Русак A.M., Целищев В. А. Электрогидравлический следящий привод: Учебное пособие. Уфа: изд. Уфимского государственного авиационного технического университета, 1984. — 92 е.-
  39. И.М., Лалабеков В. И., Мухаммедов B.C., Шмачков Е. А. Массовые характеристики исполнительных устройств систем управления баллистических твёрдотопливных ракет и космических летательных аппаратов. М.: НТЦ «Информатика», 1996. — 168 е.-
  40. В.И., Кочергин А. С., Шумилов И. С. Системы управления рулями самолета. Ч. 1. Структура систем управления рулями самолетов. М.- МГТУ, 1992 г. 3,0 пл.-
  41. В.И., Склянский Ф. И., Шумилов И. С. Привод рулевых поверхностей самолётов.- М., Машиностроение, 1974. — 317 е.-
  42. В.И., Шумилов И. С. Характеристики гидромеханических систем управления современными самолетами. Учебное пособие по курсу «Гидромеханические системы управления самолетом». 2,25 п.л., изд-во МГТУ, 1999 г.-
  43. В.И., Кузнецов Н. П., Черепов В. И. Силовые характеристики маршевых твёрдотопливных двигательных установок и двигателей специального назначения. Ижевск: Изд.-во ИжГТУ, 2003. — 356 е.-
  44. А.Н., Маландин ПО. Построение диагностических моделей гидроприводов. Методические указания. М. МГТУ, 1993 г. 1,5 п.л.-
  45. Дьяконов В.П. Maple 9 в математике, физике и образовании. М.: СОЛОН-Пресс. 2004. 688 стр.-
  46. С.А., Карев В. И., Селиванов A.M. Проектирование корректирующих устройств и электрогидравлических усилителей следящих гидроприводов ДА: Учебное пособие, Москва, МАИ, 1990-
  47. С.А., Константинов С. В., Редько П. Г. Резервирование систем рулевых приводов летательных аппаратов: Учебное пособие, Москва, МАИ, 2002-
  48. .Т. Теоретические основы проектирования РДТТ. — Машиностроение, 1982. — 206 е.-
  49. Н.Н. Автоматическое регулирование. Теория и элементы систем. М.: Машиностроение, 1973. 606с.-
  50. Испытания жидкостных ракетных двигателей. Под ред. В. З. Левина. — М.: Машиностроение, 1981. 199 е.-
  51. Исследование ракетных двигателей на жидком топливе. Под ред. В. А. Ильинского. М.: Машиностроение, 1985. — 208 е.-
  52. В.Ф., Ковальчук А. К. Электрические машины и преобразователи сигналов для автоматизированных гидроприводов. Учебное пособие. М.: Радио и связь., 1998 г, 5 п.л.-
  53. А.В., Уткин А. Ф., Попов А. Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы. — СПб.: Невский бастион Гангут, 1999. — 288 е.-
  54. Конструкция и отработка РДТТ/ A.M. Винницкий, В. Т. Волков, С.В. Холодилов- Под ред. A.M. Винницкого. М.: Машиностроение, 1980. -230 е.-
  55. Конструкция ракетных двигателей на твёрдом топливе. Под общ. ред. чл. корр. Российской академии наук, д-ра технических наук, проф. JI.H. Лаврова-М.: Машиностроение, 1993. — 215 е.-
  56. И.П. Электромеханические преобразователи энергии. — М.: Энергия, 1973. -400 е.-
  57. В.А. Газовые исполнительные устройства. Основы автоматики и привода летательных аппаратов: Учебное пособие, Москва, МАИ, 1991-
  58. В.А. Основы автоматики и привода летательных аппаратов: Учебное пособие, Москва, МАИ, 1991-
  59. Н.Ф., Кошевой В. Н. Управление и стабилизация в аэродинамике: Учеб. пособие для втузов/Под ред. Н. Ф. Краснова. — М.: Высш. Школа, 1978. 480 е.-
  60. .Г. Исполнительные устройства систем управления летательными аппаратами: Учеб. пособие для студентов высших технических учеб. заведений / Б. Г. Крымов, JT.B. Рабинович, В. Г. Стеблецов. М.: Машиностроение, 1987. — 264 е.: ил.-
  61. В.А. Теория автоматического управления. М.: Недра, 1990. 416 е.-
  62. В.В., Кочеткова В. И., Карп К. А. Системы управления ракет-носителей: Учебное пособие, Москва, МАИ, 2000-
  63. Математические основы теории автоматического регулирования / под ред. Б. К. Чемоданова. М.: Высшая школа, 1971. 807 е.-
  64. А.В., Целищев В. А. Расчёт статических характеристик струйных гидравлических рулевых машин: Учебное пособие/ А. В. Месропян, В.А. Целищев- Уфимский государственный авиационный технический университет. — Уфа, 2003. 76 е.-
  65. А.В., Целищев В. А. Электрогидравлический следящий привод. Учебное пособие. Уфимский государственный авиационный технический университет. — Уфа: УГАТУ, 2004. — 65 е.-
  66. И.В. Теория автоматического управления. Нелинейные и оптимальные системы. СПб.: Питер, 2006. — 272 е.: ил.-
  67. B.C. Теория управления. Учебное пособие для ВУЗов. Киев: Высшая школа, 1988. 309с.-
  68. Низкотемпературные твердотопливные газогенераторы: Методы расчёта рабочих процессов, экспериментальные исследования/ О. В. Валеева, С. Д. Ваулин, С. Г. Ковкин, В. И. Феофилактов — Миасс: Издательство ГРЦ «КБ имени академика В.П. Макеева», 1997. 268 е.: ил.
  69. Ю.М., Соломонов Ю. С. Инженерное проектирование управляемых баллистических ракет с РДТТ. М.: Воениздат, 1979. — 240 е.-
  70. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками/ А. И. Бабкин, С. И. Белов, Н. Б. Рутовский и др. М.: Машиностроение, 1986. — 456 е.-
  71. В.И. Расчет не следящего гидропривода самолета: Учебное пособие. Москва, МАИ, 2001-
  72. Полковников В. А Параметрический синтез исполнительных механизмов гидравлических приводов систем управления летательных аппаратов: Учебное пособие, Москва, МАИ, 2001-
  73. В.А. Электрические, гидравлические и пневматические приводы летательных аппаратов и их предельные динамические возможности: Москва, МАИ, 2002-
  74. Д.Н. Динамика и регулирование гидропневмосистем. 4.2, Методические указания. М.- МВТУ, 1979 г. п.л.-
  75. Д.Н. Механика гидро-и пневмоприводов. Учебник. М., Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001 г., 20 п.л.-
  76. Д.Н. Расчет и проектирование следящего электрогидропривода с дроссельным регулированием. М.- МГТУ, 1990 г. 1,75 п.л.-
  77. Д.Н. Схемы и конструкции электрогидравлических приводов. Учебное пособие. М.- 1985 г.2,25 п.л.-
  78. Д.Н., Сосновский Н. Г., Сиухин М. В. Экспериментальное определение характеристик гидравлических приводов. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002 г.-
  79. Е.П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1989. 496 е.-
  80. Проектирование следящих систем с помощью ЭВМ/ Под ред. B.C. Медведева/ Верещагин А. Ф., Казмиренко В. Ф., Медведев B.C. и др. Машиностроение, 1979 г.-
  81. Прочность, устойчивость, колебания. Справочник в трёх томах. Том 3. Под ред. д-ра техн. наук И. А. Биргера и чл.-корр. АН Я. Г. Пановко. Машиностроение, 1988 г.
  82. В.И. Электрогидравлические усилители мощности. — М.: Машиностроение, 1980. 120 е., ил.-
  83. Рябинин М. В Гидравлический демпфер. Изобретение № 2 000 100 564/28(785) от 12.01.2000 г.-
  84. Рябинин М. В, А. А. Головин, Ю. В. Костиков, А. Б. Красовский, В. А. Никоноров. Динамика механизмов. Уч. пособие по курсу «Теория механизмов и машин». Из-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001 г.-
  85. С.Е. Электромеханические преобразователи электрогидравлических следящих приводов. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998 г.-
  86. A.M. и др. Баллистическая ракета на твёрдом топливе. — М.: Воениздат, 1972.-511 е.-
  87. Г. С., Лоос А. В. Математическое моделирование электрических машин. -М.: Высшая школа, 1980. -176 е.-
  88. В.И. Основы проектирования и расчёта следящих систем: Учебник для техникумов/ В. И. Смирнова, Ю. А. Петров, В. И. Разинцев. М.: Машиностроение, 1983. — 295 е., ил.-
  89. А.А., Башилов А. С. Гидрокомплекс орбитального корабля «Буран». Москва, МАИ, 2006-
  90. В.В. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования / В. В. Солодовников, В. Н. Плотников, А. В. Яковлев. М.: Машиностроение, 1985. 536 е.-
  91. Труды МВТУ 244. Исследование и расчет струйных элементов и цепей систем автоматического регулирования. М.- МГТУ, 1977 г. п.л.-
  92. Труды МВТУ № 244. Исследование и расчет струйных элементов и цепей систем автоматического регулирования. М.- МВТУ, 1977 г. п.л.-
  93. Управление вектором тяги и теплообмен в ракетных двигателях на твёрдом топливе/Н.М. Беляев, В. М. Ковтуненко, Ф. И. Кондратенко и др.- под ред. В. М. Ковтуненко // М.: Машиностроение. 1968. — 198 е.-
  94. И.Х. Ракетные двигатели твёрдого топлива. М.: Машиностроение, 1981. -223 е.-
  95. И.Х., Котельников А. В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твёрдого топлива: Учебник для машиностроительных вузов. — М.: Машиностроение, 1987. — 328 е.-
  96. Ч., Харбор Р. Системы управления с обратной связью. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001 —616с.: ил.-
  97. В.М., Жарков М. Н. Испытание электрогидравлического усилителя мощности. М.- МГТУ, 1992 г. 2,0 п.л.-
  98. В.А. Определение коэффициентов восстановления давления и расхода в струйной электрогидравлической рулевой машине//Сб. трудов VII Всероссийской НТК. ОКБ «Темп», 26−29 октября, 1998 г. — с. 57−61-
  99. В.А., Русак A.M., Шараев В. А., Скорынин Ю. Н. и др. Струйные гидравлические рулевые машины. Уфа: УГАТУ, 2002. — 284 е.: ил.
  100. Ш. Целищева А. Р., Целищев В. А. Выбор гидромеханических корректирующих устройств для электрогидравлического следящего привода со струйным гидроусилителем//У правление в сложных системах: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1998-
  101. В.А. Пневмопривод систем управления ЛА с дроссельным распределителем: Учебное пособие, Москва, МАИ, 1994-
  102. И.С., Гониодский В. И. Характеристики гидромеханических систем управления современных самолетов. Учебное пособие, М., МГТУ., 1996, 2 п.л.
  103. Электромеханические преобразователи гидравлических и газовых приводов/Е.М. Решетников, Ю. А. Саблин, В. Е. Григорьев и др. М.: Машиностроение, 1982. — 144 е.-
Заполнить форму текущей работой