Повышение эксплуатационной эффективности колесных трелевочных тракторов обоснованием параметров моторно-трансмиссионной установки
Технический прогресс в лесозаготовительной промышленности зависит от прогрессивности технологических процессов, техническим уровнем лесосечных машин и эффективностью их работы. В лесозаготовительной промышленности на долю оборудования и инструмента приходится более половины капитальных вложений. Исследования российских ученых и зарубежный опыт свидетельствует об актуальности внедрения… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Условия работы лесопромышленных тракторов
- 1. 2. Конструктивные особенности гидромеханических трансмиссий транспортных машин
- 1. 3. Анализ исследований по нагруженности и колебаниям трансмиссии
- Выводы
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТРАНСМИССИИ КОЛЕСНОГО ТРЕЛЕВОЧНОГО ТРАКТОРА
- 2. 1. Обоснование динамической схемы системы двигатель — трансмиссия — трактор — пачка"
- 2. 2. Упрощение и приведение динамических схем к эквивалентной расчетной схеме
- 2. 3. Математическая модель крутильных колебаний системы «двигатель-трансмиссия-трактор-пачка» с учетом реактивных контуров
- 2. 4. Частотный анализ колебательной системы
- 2. 5. Результаты анализа собственных частот и частот от источников возбуждения системы
- Выводы
- 3. МЕТОДИКА, АППАРАТУРА, ОБЪЕКТ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИСПЫТАНИЙ
- 3. 1. Объект исследовательских испытаний
- 3. 2. Электроизмерительная аппаратура
- 3. 3. Выбор испытательной трассы и ее характеристики
- 3. 4. Программа и методика проведения исследовательских испытаний по определению склонности МТУ к резонансу
- 3. 5. Планирование эксперимента
- 3. 6. Условия проведения испытаний и осциллографирование процессов
- 3. 7. Обработка результатов исследовательских испытаний
- Выводы
- 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКЛОННОСТИ МТУ КОЛЕСНОЙ ТРЕЛЕВОЧНОЙ СИСТЕМЫ К РЕЗОНАНСУ
- 4. 1. Статистический анализ эксперимента
- 4. 2. Математическое описание характеристик процесса
- Выводы
- 5. ОПТИМИЗАЦИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕСНОЙ ТРЕЛЕВОЧНОЙ СИСТЕМЫ
- 5. 1. Постановка задачи оптимизации
- 5. 2. Определение оптимальной жесткости демпфера
- 5. 3. Оптимизация коэффициента жесткости демпфера
- 5. 4. Рекомендации по автоматизации процесса переключения передач и управлением работой МТУ
- 5. 5. Результаты оптимизации конструктивных параметров МТУ колесного трелевочного трактора
- 5. 6. Проверка адекватности математической модели
- Выводы
Повышение эксплуатационной эффективности колесных трелевочных тракторов обоснованием параметров моторно-трансмиссионной установки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Технический прогресс в лесозаготовительной промышленности зависит от прогрессивности технологических процессов, техническим уровнем лесосечных машин и эффективностью их работы. В лесозаготовительной промышленности на долю оборудования и инструмента приходится более половины капитальных вложений. Исследования российских ученых и зарубежный опыт свидетельствует об актуальности внедрения технологических процессов заготовки древесины, основанных на применении специальных колесных лесопромышленных тракторов. Выпускаемые в настоящее время в России лесопромышленные тракторы на базе промышленных и сельскохозяйственных тракторов имеют ограниченное применение на лесозаготовках и не могут полностью заменить выпуск специальных лесопромышленных тракторов. Переход к новым перспективным гибким технологиям лесозаготовок, основанный на применении системы машин модульного типа, невозможен также без комплексного использования лесопромышленных тракторов. В связи с этим в настоящее время на ОАО «Онежский тракторный завод» создается семейство перспективных колесных лесопромышленных тракторов с колесной формулой 4К4 и 6К6 класса тяги 50 кН, предназначенных для трелевки и сортиментной вывозки древесины. Важнейшим условием эффективного функционирования специальных колесных лесопромышленных тракторов является оснащение их трансмиссией современной конструкции. Комплекс трансмиссионных узлов, входящих в лесопромышленный трактор является важной ее составной частьюнапример, для серийно выпускаемых тракторов ОАО ОТЗ эти узлы составляют 15,7% массы базового трактора и 22% трудоемкости его изготовления. Трудоемкость технического обслуживания агрегатов и механизмов трансмиссии в эксплуатации составляет 30% от общей трудоемкости. Конструкция и тип трансмиссии в большей степени определяет тягово-динамические свойства, производительность и долговечность машины, ее эргономические свойства, а также экологическую совместимость движителя с лесной почвой. Специфические условия работы лесопромышленных тракторов накладывают особые требования на конструкцию и характеристики их трансмиссии. Применение на отечественных тракторах простых механических ступенчатых коробок передач (даже с переключением передач фрикционными муфтами, как на К-703 и Т-157) не отвечает современным требованиям при работе в условиях лесосеки. Дальнейшее совершенствование колесных лесопромышленных тракторов невозможно без совершенствования агрегатов трансмиссии. Однако совершенствование элементов трансмиссии может быть достигнуто на основе теоретических и экспериментальных исследований эксплуатационных режимов их работы. Понимание сущности процессов происходящих в агрегатах колесного трактора позволяет, с одной стороны, дать прогрессивные конструктивные решения тех или иных узлов, с другой разработать уточненные методы расчета, позволяющие избежать перерасхода машиностроительных материалов и энергетических ресурсов. При совершенствовании конструкции стоит также такой вопрос, как повышение надежности и долговечности данного агрегата трансмиссии. Одними из основных агрегатов, определяющих надежность трактора, являются механизмы и узлы трансмиссии. Сложность их и многообразие нагрузок, действующих на детали трансмиссии, а также своеобразие условий эксплуатации тракторов на лесосеке, приводят к частым отказам деталей трансмиссии и большим простоям трактора. Простои трактора в ремонте сказываются на снижении годовой наработки, повышении затрат на техническое обслуживание и ремонт его и как следствие — значительного снижения экономической эффективности трактора. Поэтому повышение надежности и работоспособности лесопромышленного в целом и деталей трансмиссии в частности является актуальной задачей. Исследование нагруженности трансмиссии колесного лесопромышленного трактора тесно связано с проблемой повышения надежности. Одним из важных факторов влияюп]-его на уровень нагруженности трансмиссии, а также на ее долговечность являются резонансные режимы, которые приводят к ускоренному усталостному разрушению деталей трансмиссии. В настояш, ее время самым распространенным видом отказа является усталостное разрушение. По мнению многих ученых усталостному разрушению подвержено до 90% всех деталей как тракторов, так и автомобилей. Процессы, протекающие в трансмиссии колесного трелевочного трактора могут оказывать значительное влияние на ее динамическую нагруженность, а также на показатели эксплуатационной эффективности, в том числе на технологическую производительность и удельный расход топлива. Цель работы: оптимизация параметров МТУ колесного трелевочного трактора, обеспечивающие снижение динамической нагруженности трансмиссии, энергоемкости процесса трелевки и повышения технологической производительности колесных трелевочных тракторов. Для решения поставленной цели решаются следующие задачи: разработка теории выбора оптимальных параметров трансмиссии, позволяющие снизить ее нагруженность. В диссертационной работе разработана и исследована математическая модель системы «двигатель — трансмиссия — трактор — пачка» с учетом реактивных контуров подвески агрегатов трансмиссии позволяющая оптимизировать параметры моторно-трансмиссионной установки, с целью снижения нагруженности, уменьшения энергозатрат процесса трелевки, повышения технологической производительностиразработана аппаратура и проведены исследовательские испытания по проверке адекватности разработанной модели Научная новизна: разработана и исследована на ЭВМ математическая модель крутильных колебаний трансмиссии с учетом реактивных контуров и вязкого трения на участках, позволяющая проводить частотный анализ системы, оптимизировать параметры демпфера с целью снижения нагруженности элементов трансмиссии, повышению топливной экономичности процесса трелевки и технологической производительности колесного трелевочного трактора. Значимость для теории и практики: разработанная математическая модель системы «двигатель — трансмиссия — трактор — пачка» и результаты ее исследования углубляют теорию колесных трелевочных тракторов и их взаимодействие с предметом труда и трелевочным волоком. Результаты исследования позволяют на стадии проектирования и модернизации колесного трелевочного трактора задавать оптимальные параметры моторнотрансмиссионной установки, которые позволют снизить динамические нагрузки в трансмиссии, склонность ее к резонансу и позволит повысить технологическую производительность и удельный расход топлива. На защиту выносятся следующие основные положения: • математическая модель системы «двигатель-трансмиссия-тракторпачка» с учетом реактивных контуров- • метод снижения уровня нагруженности МТУ и снижения склонности ее к резонансу- • оптимальные конструктивные параметры и параметры дополнительных устройств, позволяющие снизить уровень нагруженности МТУ, энергоемкость процесса трелевки и повышения технологической производительности.1. СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Колесный трелевочный трактор имеет технические решения, режимы работы и условия эксплуатации отличные от колесных тракторов промышленного и сельскохозяйственного назначения.
2. В теории лесных машин отсутствует математическая модель динамической системы «двигатель-трансмиссия-трактор-пачка» колесного трелевочного трактора, учитывающая параметры гидромеханической передачи и реактивные контуры подвески агрегатов, позволяющая оптимизировать параметры МТУ с целью снижения нагруженности.
3. При исследованиях выявлено влияние взаимодействия грунтозацепов колес с опорной поверхностью, которое при контакте с грунтом могут создавать возбуждение колебательных процессов.
4. Разработанная и исследованная математическая модель системы «двигатель — трансмиссия — трактор — пачка» с учетом реактивных контуров позволила повысить достоверность оценки динамических свойств системы «двигатель-трансмиссия-трактор-пачка», включая собственные частоты.
5. Проведенные экспериментальные исследования показали, что динамические нагрузки в трансмиссии колесного трелевочного трактора не связаны с частотой вращения коленчатого вала двигателя, т. е. «моторными» гармониками двигателя, высокочастотные составляющие крутящего момента «срезаются» гидротрансформатором. Движение в режиме холостого и грузового хода сопровождается возникновением низкочастотных резонансных крутильных колебаний крутящего момента на полуосях и карданной передаче трансмиссии трактора.
6. Исследование математической модели с целью оптимизации параметров демпфера по методу прямого восхождения Бокса-Уилсона позволил определить оптимальные значения коэффициента жесткости демпфера, который составляет 184 кН-м/рад. Установка демпфера позволила.
189 повысить коэффициент демпфирования в 1,27 раза. Площадь спектральной плотности крутильных колебаний валопроводов трансмиссии при установке демпфера с оптимальными параметрами снизилась в 3,25 раза.
8. Трактор с оптимальной жесткостью демпфера показал на 11,2% выше технологическую производительность, а удельный технологический расход топлива снизился на 17,3%.
9. Проведенные экспериментальные исследования подтвердили адекватность разработанной модели, что позволяет сделать вывод, что разработанная математическая модель системы «двигатель-трансмиссия-трактор-пачка» адекватна описывает колебательные процессы в МТУ. Расхождение между экспериментальными и расчетными значениями составляет не более 5. .9%.
10. Математическая модель крутильных колебаний системы «двигатель-трансмиссия-трактор-пачка» с учетом реактивных контуров внедрены в Учреждении «Головное специализированное конструкторское бюро по трелевочным и лесохозяйственным тракторам ОТЗ».
11. Экономический эффект, обусловленный только сокращением работ при доводке опытных колесных трелевочных тракторов в Учреждении «Головное специализированное конструкторское бюро по трелевочным и лесохозяйственным тракторам ОТЗ» составляет 108 тыс. рублей.
Список литературы
- Анисимов Г. М. Основы научных исследований. Л.: ЛТА, 1988. 76 с.
- Zasak О. Assesment of the LOKOMO MAKERI 34N hawester as to damage cansed to the forest enviromment//Zesnictvi.l990. R.36.N 11.S.911.920.
- Адлер Ю.П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. 279 с.
- Александров В.А. Динамические нагрузки в лесосечных машинах. Л.: Изд-во ЛГУ, 184. 152 с.
- Александров В.А. Моделирование технологических процессов лесных машин. М.: Экология, 1995. 258 с.
- Алексеева С.В., Геккер Ф. Р., Кочура А. Е. Исследование динамических силовых характеристик двигателей. /Автомобильная промышленность. 1980, № 8. С.2−4.
- Алябьев В.И. Математичекое моделирование и оптимизация процессов на лесозаготовках. М.: МЛТИ, 1978. 41. 112 с. 1979. 4.2. 79 с.
- Алябьев В.И. Оптимизация производственных процессов на лесозаготовках. М.: Лесная промышленность, 1977. 231 с.
- Анализ крутильных колебаний в трансмиссии машин: Труды ГСХИ, т.44. Горький, 1974. С.8−10.
- Ю.Андреев В. Н., Герасимов Ю. Ю. Принятие оптимальных решений: теория и применение в лесном комплексе. Из-во университета Йоэнсуу. Финляндия, 1999. 200 с.
- Анилович В.Я. Исследование динамической нагрузок в трансмиссии трактора Т-75 при разгоне //Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1963, № 3. С. 1−4.
- Анисимов Г. М. Новая концепция формирования системы машин на модульном принципе для гибкого лесозаготовительного производства //Л.: Известия СПб Лесотехнической Академии. 1993. С. 183−193.
- В.Анисимов Г. М. Условия эксплуатации и нагруженность трансмиссии трелевочного трактора. М.: Лесн. пром-сть, 1975. 170 с.
- Анисимов Г. М. Эксплуатационная эффективность трелевочных тракторов. М.: Лесн. пром-сть, 1990. 208 с.
- Анисимов Г. М., Пустотный П. А. Применение метода математического планирования эксперимента при исследовании производительности трелевочных тракторов //Лесной журнал. 1978 № 6. С.34−37.
- Анохин В.И. Применение гидротрансформаторов на скоростных различных сельскохозяйственных тракторах. М.: Машиностроение, 304 с.
- Аубеков Н.А. К вопросу определения максимального динамического момента в трансмиссии автомобиля /Автомобильная промышленность. 1969, № 6. С. 17.
- Бабаков Н.В. Теория колебаний. М.: Наука, 1968. 560 с.
- Барановский В.А., Некрасов P.M. Система машин для лесозаготовок. М.: Лесная промышленность, 1977. 246 с.
- Анализ технического уровня тракторов и разработка предложений по его повышению. Анализ конструкций современных отечественных и зарубежных лесопромышленных тракторов: Отчет о НИР/СЗФ НАТИ. Вырица, 1987. 80 с.
- Барский И.Б. Конструирование и расчет тракторов. М.: Машиностроение, 1980. 330 с.
- Барский И.Б., Колодий Ю. К., Юй Жун-Хуа. Максимальные нагрузки в трансмиссии колесного трактора //Тракторы и сельхозмашины. 1965, № 4. С.6−9.
- Батищев Д.И. Методы оптимального проектирования. М.: Радио и связь, 1984. 248 с.
- Билык В.В., Перетятко Б. Т. К вопросу о выборе расчетной схемы пакета хлыстов при исследовании вертикальных колебаний трелевочных тракторов//Изв.вузов Лесной журнал!975 № 5,С.40−46.
- Богданович Н.И. Расчеты в планировании эксперимента. Л.: РИО ЛТА, 1978. 80 с.
- Бочаров Н.Ф., Гусев В. И., Семенов В. М., Соловьев В. И. Транспортные средства на высокоэластичных движителях. М.: Машиностроение, 1974. 209 с.
- Брацлавский Х.Л. Гидродинамические передачи строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1976. 150 с.
- Бухарин Н.А. и др. Определение коэффициентов демпфирования в трансмиссии автомобиля /Автомобильная промышленность. 1974, № 11. С. 1921.
- Вайсман М.И., Гудков А. В., Успенский В. В. Определение частот собственных крутильных колебаний трансмиссии автомобиля /Автомобильная промышленность. 1981, № 4. С.13−14
- Варава В.И. Моделирование технологических процессов лесо-хозяйственных машин: Учебное пособие.Л. ЛТА, 1992. 173 с.
- Варава В.И., Жендаев СТ. Характеристики двигателя и трансмиссии лесотранспортной машины: Учебное пособие. Л.: ЛТА, 1981. 72 с.
- Варава В.И., Чукичев А. Н., Добрынин Ю. А. Анализ нестационарной нагруженности трансмиссии лесохозяйственного тягово-приводного агрегата. //Лесной журнал. 1989. № 1. С.14−19.
- Вараксин Ф.Д., Ступнев Г. К. Основные направления технического прогресса лесной и деревообрабатывающей промышленности. М.: Лесная промышленность, 1974. 400 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1964. 576 с.
- Веселый Е.С. Определение частот и форм свободных колебаний трансмиссии автомобиля. /Автомобильная промышленность, 1965, № 12. С. 1922.
- Виногоров Г. К. Некоторые лесоэксплуатационные характеристики почвенно-грунтовых условий и рельефа /Труды ЦНИИМЭ, сб. 123, 1972.С.З-8.
- Выбор и обоснование параметров гидромеханической трансмиссии: Отчет о НИР/ Северо-Западный филиал НАТИ. Д.2905/90−2192- ГР 1 910 010 882. Вырица, 1990.135 с.
- Галевский Е.А., Смирнов Г. А. О влиянии зазоров на распределение крутящих моментов по колесам четырехосных полноприводных автомобилей при трогании /Автомобильная промышленность. 1975, № 3. С.19−21.
- Гастев Б.Г., Мельников В. И. Основы динамики лесовозного подвижного состава. М.:Лесная промышленность, 1967.220с.
- Геккер Ф.Р. и др. Исследование влияния натяга пружин и упоров в демпфере муфты сцепления на крутильные колебания силовой передачи трактора/Тракторы и сельхозмашины. 1985, № 7. С.13−15.
- Геккер Ф.Р. К методике определения оптимального момента трения демпфера трансмиссий автомобилей /Автомобильная промышленность. 1969, № 2. С.15−18.
- Гилл Ф., Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация: Перевод с англ. М.: Мир, 1985. 509 с.
- Гоберман Л. А. Прикладная механика колесных машин. М.: Машиностроение, 1974. 308 с.
- Горяшко П.М. Исследование динамических нагрузок в трансмиссии при разгоне трактора //Тракторы и сельхозмашины. 1964, № 2. С. 13−15.
- ГОСТ 20 915–75. Сельскохозяйственная техника. Методы определения условий испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1975. 34 с.
- ГОСТ 24 059–80. Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технической оценки транспортных средств на этапе испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1981. 36 с.
- ГОСТ 7057–81. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1985. 25 с.
- Громов Д.И. Исследование нагрузок, возникающих в трансмиссии трактора при трогании с места //Тракторы и сельхозмашины, 1963, № 2. С.8−10.
- Гуськов В.В. Автоматизация переключения передач тягово-транспортных машин /Тракторы и сельхозмашины. 1989, № 3. С. 14−16.
- Дебаремдинер А.Д., Бородин Ю. П. Определение жесткости упругого сопротивления шины в окружном направлении //Автомобильная промышленность, 1970, № 1. С.24−25.
- Дзе Ф.С., Морзе И. Е., Хинке Р. Т. Механические колебания. М.: Машгиз, 1966. 505 с.
- Жуков А.В., Бобровский С. Э. Исследование динамической нагруженности трансмиссии колесного лесного трактора на базе МТЗ-82 //Лесной журнал, 1994. № 1. С.38−40.
- Малашков И.М., Зельцер Е. А., Стефанович Ю. Г. Зависимость динамических нагрузок в трансмиссии автомобиля от процессов, происходящих при его быстром включении //Автомобильная промышленность, 1974, № 12. С. 13−17.
- Жуков А.В., Кадолко Л. И. Основы проектирования специальных лесных машин с учетом их колебаний. Минск: Наука и техника, 1978. 264 с.
- Жуков А.В., Леонович И. И. Колебания лесотранспортных машин. Минск: Изд. БГУ, 1973. 240 с.
- Зырин А.А., Констанитов С. П. Снижение уровня крутильных колебаний трансмиссии автомобиля с диапазонной гидропередачей /Автомобильная промышленность. 1986, № 6. С. 14−16.
- Иванов С.Н., Стефанович Ю. Г. Крутильные колебания карданной передачи в трансмиссии автомобиля /Автомобильная промышленность. 1974, № 4. С.30−32.
- Ивлев И.С. Сортименты из лесосеки //Лесная промышленность. 1989. № 10. С. 12.
- Извозчиков B.C., Смирнов Г. А. Определение потерь в агрегатах силовой передачи четырехосного полноприводного автомобиля /Автомобильная промышленность. 1971, № 11. С.11−12.
- Исследование режимов работы и нагруженности трелевочного трактора ТКЛ-6: Отчет о НИР/ЛТА. 1.2.2.- № ГР 1 930 000 390.С.-П6.Д993.
- Исследование режимов работы и нагруженности трансмиссии перспективного колесного трактора ТЛ-4−01: Отчет о НИР/СПбГЛТА: руководитель Анисимов Г. М., СПб, 1996. 83 с.
- Исследование режимов работы и нагруженности трансмиссии перспективного колесного трактора ТЛК-4−01: Отчет о НИР/ЛТА.С.-Пб., 1996.
- Исследование технико-экономических показателей и составляющих баланса мощности МТУ колесного лесопромышленного трактора ТКЛ-1 (4К4) на основных элементах технологического цикла трелевки: Отчет о НИР/СЗФ
- НАТИ: руководитель B.JI. Довжик. Дог.7- № ГР1 910 031 619. Вырица, 1990. 290 с.
- Карамышев В.Р., Нартов П. С. Повышение надежности работы предохранительных муфт лесохозяйственных машин. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1983. 142 с.
- Карамышкин. Динамическое гашение колебаний Л.: Машиностроение, 1988. 110 с.
- Кацыгин В.В., Горин Г. С. Тангенциальные эластичности движителей трактора 4×4 при взаимодействии с почвой //Тракторы и сельхозмашины, № 10, 1980. С.15−17.
- Кнороз Б.Н., Кленников Б. В. Шины и колеса. М.: Машиностроение, 1975. 194 с.
- Колебания автомобиля. Испытания и исследования /Я.М. Певзнер, Г. Г. Гридасов и др.- Под ред. Я. М. Певзнера. М.: Машиностроение, 1979.
- Контанистов С.П. и др. Экспериментальное исследование динамической нагруженности трансмиссии многоприводного грузового автомобиля на переходных режимах движения /Автомобильная промышленность. 1981, № 4. С.15−17.
- Коробейников А.Т., Лихачев B.C., Шлохов В. Ф. Испытания сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение, 1979. 288 с.
- Коробов В.В. Многооперационные машины и окружающая среда //Лесная промышленность. 1993. № 5−6. С.13−14.
- Кочегаров В.Г., Бит Ю.А., Меньшиков В. Н. Технология и машины лесосечных работ. М.: Лесная промышленность, 1990. 392 с.
- Кочнев A.M. Повышение эксплуатационных свойств колесных трелевочных тракторов путем обоснования их основных параметров: Дис.. .д-ра техн. наук. СПб.: ЛТА, 1995. 424 с.
- Ксеневич И.П., Тарасик В. П. Системы автоматического управления ступенчатыми трансмиссиями тракторов. М.: Машиностроение, 1979.
- Кутьков Г. М. и др. Исследование влияния колебаний трансмиссии на колебания остова гусеничного трактора кл. 3−4 /Тракторы и сельхозмашины, № 10, 1983. С.6−7.
- Кучерявый В.И., Чарков В. Д. Моделирование вероятностных характеристик коэффициента запаса прочности деталей лесных машин. //Лесной журнал. 1989. № 4. С.56−59.
- Левин А.И., Субботовская Б. А., Косин А. И. Алгоритм и программа упрощения линейных многомассовых колебательных систем. В кн.: Колебания в машинах и прочность. М., 1977. С.77−81.
- Левин М.А., Фуфаев Н. А. Теория качения деформируемого колеса. М.: Наука, 1989. 272 с.
- Лесная энциклопедия. М: Советская энциклопедия, Т.1, 1985. 564 с.
- Лесная энциклопедия. М: Советская энциклопедия, Т.2, 1986. 632 с.
- Лойцапский Л.Г., Лурье А. И. Курс теоретической механики. М.: Машиностроение, 1985. 638 с.
- Мазуркин П.М. Эвристико-математическое моделирование. Отга: Институт философии и права, 1987. С.234−236.
- Малиновский Е.Ю., Гайцкори М. М. Динамика самоходных машин с шарнирно-сочлененной рамой. М.: Машиностроение, 1974. 176 с.
- Маслов Г. С. Расчеты колебаний валов. М.: Машиностроение, 1968.272 с.
- Москалев В.Н. К методике расчета гасителя крутильных колебаний /Автомобильная промышленность. 1962, № 4. С. 16−18.
- Нарбут А.Н. Развитие гидромеханических передач особо большой мощности /Тракторы и селькохозяйственные машины. 1990, № 12. С.8−11.
- Обоснование оптимальных передаточных чисел в трансмиссии колесного трелевочного трактора ТЛК-4−01: Отчет о НИР/СПбГЛТА: руководитель Кочнев A.M., СПб, 2001. 184 с.
- Орлов С.Ф. Теория и применение агрегатных машин на лесозаготовках.М. :Гослесбумиздат, 1963.272с.
- Орлов С.Ф., Кочегаров В. Г. Лесосечные работы без ручного труда. М.: Лесная промышленность, 1973. 158 с.
- Пен Р.З., Менчер Э. М. Статистические методы в целлюлозно-бумажном производстве. М.: Лесная промышленность, 1973. 120 с.
- Петрушов В.А. и др. Сопротивление качению автомобилей и автопоездов. М.: Машиностроение, 1975. 225 с.
- Rauan R. Light crawler skidders extend logging seator in wet climate//Canadian Forest industries.-1978.-N 6.-P.35.36.
- Пижурин A.A., Розенблит M.C. Исследование процессов деревообработки. М.: Лесная промышленность, 1984. 232 с.
- Планирование эксперимента. /Под ред. Т. К. Круг. М.: Наука, 1966.425 с.
- Поляк Л.Д. Микропроцессорные системы управления гидромеханических передач //Автомобильная промышленность, 1987. С. 18−19.
- Проектирование и расчет специальных лесных машин/М.И.Зайчик, С. Ф. Орлов, А. М. Гольдберг, Г. М. Анисимов и др. М.: Лесная промышленность, 1976. 208 с.
- Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник. /Под ред. Гришкевич А. И. М.: Машиностроение, 1984. 272 с.
- Работа автомобильной шины /Под ред. В. И. Кнороза. М.: Транспорт, 1976. 238 с.
- Прокофьев Ю.В. Учет взаимодействия потока с ограничивающими его стенками /Известия АН СССР. Энергетика и транспорт, 1963, № 3. С.377−380.
- Разработка методики расчетного определения статической и динамической нагруженности колесного лесопромышленного трактора: Отчет о НИР/СЗФ НАТИ. № ГР 019Ю13 017. Вырица, 1990. 232 с.
- Редькин А.К. Основы моделирования и оптимизации процессов лесозаготовок. М.: Лесная промышленность, 1988. 256 с.
- Рогалюк Л.А. Исследование качения ведомого пневматического колеса по деформируемому грунту//Труды ЦНИИМЭ.1965.Вып.62.
- Ю7.Рочев А. И. Новая трелевочная машина //Лесная промышленность. 1989. № 10. С.17−18.
- Рыскин Ю.Е. Исследование вопросов плавности хода лесного колесного тягача: Дис.. канд. техн. наук. Л.: ЛТА, 1974. 179 с.
- Рыскин Ю.Е., Проворотов Ю. И. и др. Трехосные тракторы на лесосеке //Лесная промышленность. 1991. № 7. С.6−8.
- Рыскин Ю.И., Проворотов Ю. И. Экспериментальное определение упругих и демпфирующих характеристик крупногабаритных шин низкого давления //Труды ЦНИИМЭ. 1971. Вып. 121. С.93−97.
- Самарцев С.Б. и др. Энергонагруженность трансмиссий с многовальными ГМП /Автомобильная промышленность. 1987, № 12. С. 15−16.
- Свитачев А.И., Золотухин В. А. Анализ динамических свойств передачи трактора /Тракторы и сельхозмашины. 1986, № 7. С. 10−12.
- Семенов В.М. и др. Динамические схемы систем привод-движитель-машина /Автомобильная промышленность. 1974, № 10. С.28−31.
- Семенов В.М. и др. Особенности колебаний коробок передач при учете реактивных элементов /Автомобильная промышленность. 1978, № 5. С. 17−20.
- Семенов В.М., Анкилович Г. Г., Ковалева Т. В. Динамические системы с реактивными элементами /Автомобильная промышленность. 1975, № 2. С.15−17
- Сергеев В.П. Обоснование основных параметров гидромеханической трансмиссии лесопромышленных тракторов: Автореф. дис.канд. техн. наук. Л.: ЛТА, 1990. 19 с.
- Силуков Ю.Д. Исследование особенностей динамических процессов в основных агрегатах лесотранспортных колесных машин:Дисс.докт.техн.наук.М.:МЛТИ, 1973.321 с.
- Симанович В.А. Обоснование приемов трелевки и параметров технологического оборудования колесных тракторов класса 30 кН с целью повышения их тягово-сцепных свойств: Автореферат дис.канд.техн.наук. Минск: БТИ, 1985.22с.
- Типизация природно-производственных условий лесозаготовительных районов. ЦНИИМЭ., Химки, 1986. 120 с.
- Стефанович Ю.Г. О выборе демпферов сцепления для грузовых автомобилей /Автомобильная промышленность. 1961, № 7. С. 10−11.
- Стефанович Ю.Г. О диссипативных силах в трансмиссии автомобиля. /Автомобильная промышленность. 1973, № 5. С.24−27.
- Стефанович Ю.Г., Лукинский B.C. Исследование крутильных колебаний трансмиссии автомобиля с помощью частотных характеристик /Автомобильная промышленность. 1977, № 8. С.22−24.
- Суровегин Ю.В. О скольжении и потерях мощности в зоне контакта крупногабаритных шин с опорной поверхностью. /Автомобильная промышленность. 1976, № 6. С. 19−20.
- Тарасик В.П. Проектирование внедорожных автомобилей и колесных тракторов на основе методов оптимизации сложных динамических систем. Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1983. 42 с.
- Тарасик В.П., Крутолевич С. К., Горбатенко Н. Н. Повышение качества переходных процессов при автоматическом управлении гидромеханической трансмиссией /Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1988, № 5. С.15−18.
- Терских В.П. Расчеты крутильных колебаний силовых установок. Л: Машгиз, 41, 1953.258 с.
- Тимошенко С.П., Янг Д.Х., Унвел У. Колебания в инженерном деле. М.: Машиностроение. 1985. С. 74.
- Тольский В.Е., Корчемный Г. В., Латышев Г. В., Минкин Л. В. Колебания силового агрегата. М.: Машиностроение, 1976. 265 с.
- Тракторные поезда /Под ред. В. В. Гуськова. М.: машиностроение, 1982. 182.
- Ульянов Н.А. Колесные движители строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1982. 279 с.
- Успенский И.Н., Савинов Б. В. Крутильные колебания в трансмиссии грузовых автомобилей Горьковского автозавода /Автомобильная промышленность. 1970, № 9. С.16−19.
- Успенский И.Н., Савинов Б. В. Расчет часто свободных крутильных колебаний в трансмиссии автомобиля /Автомобильная промышленность. 1975, № 3. С.19−21.
- Фролов Л.Б. Измерения крутящего момента. М.: Энергия, 1967. 122с.
- Цитович И.С., Альгин В. Б. Динамика автомобиля. Минск: Наука и техника, 1981. 192 с.
- Цитович И.С., Каноник И. В., Вавуло В. А. Трансмиссии автомобилей. Минск: Наука и техника, 1979. 256 с.
- Чернявский И.Ш. и др. Динамические модели трансмиссии трактора типа Т-150 и эффективность их применения /Тракторы и сельхозмашины. 1988, № 12. С.8−10.
- Чукичев А.Н., Варавва В. И., Добрынин Ю. А. Демпфирование крутильных колебаний в силовой передаче лесопожарных машинно-тракторных агрегатов. Д., 1987. 58 с.
- Чукичев А.Н., Варавва В. И., Добрынин Ю. А. и др. Математическое моделирование трансмиссий лесопожарных Машино-тракторных агрегатов. Д., 1984. 70 с.
- Чхаидзе Н.Б. Исследование эффективности гасителя крутильных колебаний в трансмиссии энергонасыщенного трактора тягового класса 3,0 т: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1973. 24 с.
- Шеховцев Д.И. Анализ основных параметров колесных трелевочных тракторов по сравнительным испытаниям //Проблемы исследования базовых лесопромышленных тракторов: Сб. науч. тр. ЦНИИМЭ. Химки, 1977. С. 63−75.
- Шитов В.Н. К вопросу обоснования областей применения и основных параметров колесных трелевочных тягачей //Труды ЦНИИМЭ. Химки, 1970. Вып. 103. С. 79−103.
- Шупляков B.C. Колебания и нагруженность трансмиссии автомобиля. М.: Транспорт, 1974. 329 с.
- Щетинин Ю.С. Пути снижения нагруженности колесного трактора от колебаний в условиях реализации максимальных тяговых усилий: Автореф. дис. .канд. техн. наук. /МАМИ. М., 1987. 24 с.
- Яковлев А.И., Семенов В. М., Эйдинов А. А. Метод определения собственных частот крутильных колебаний мотор-колес автомобилей /Автомобильная промышленность. 1976, № 6. С. 17−19.
- Исследование влияния технических решений и параметров на тягово-сцепные и скоростные свойства перспективных колесных сортиментовозов ОТЗ: Отчет НИР/ЛТА 1.12.036- N ГР 1 910 052 777.С.-Пб, 1991. 55 с.
- Прокофьев Ю.В. Баланс энергии гидродинамического трансформатора при неустановившихся режимах работы. /Труды ВИГМ. М., 1963, вып. XXXII. С. 28−43.
- Горбунов П.П., Черлок Ф. А. Гидромеханические трансмиссии тракторов. М.: Машиностроение, 1966. 450 с.
- Котиков В.М., Слодкевич Я. В. Ходовые свойства машин и экология //Лесная промышленность, 1990. № 12. С. 5.
- Попык К.Г. Динамика автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1970. 327 с.
- Кузьмин Г. Л. К вопросу о динамике гидротрансформатора /Труды Московского ин-та инженеров железнодорожного транспорта. М., 1968, вып. 257. С.24−31.
- Прокофьев В.Н. Гидродинамические (лопастные) передачи. /В кн. Пневматика и гидравлика. М.: Машиностроение, 1973. Вып.1.
- Юревич Е.И. Теория автоматического управления. Л.: Энергия, 1975.413 с.
- Митропольский А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971. 576 с.
- Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. 944 с.204