Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка менеджеров туризма в условиях производственной практики системы высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют общие положения о взаимосвязи и взаимообусловленности роли личностно-деятельного анализа формирования личности (А.М. Новиков, A.A. Вересли: бицкий, В. А. Сластенин, М. Я. Виленский и др.) — теоретические основы профессионального образования в туризме (В.А. Квартальное, И. В. Зорин, A.A. Остапец — Свешников, В. А. Горский, В.Д. Чепик) — общие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Глава 2.
  • Характеристика инфраструктуры обслуживания туристов как предмета учебно-производственной практики и стажировки специалистов
  • Основные характеристики различных видов и форм туризма как рынка услуг населению

Анализ действующей системы учебной и производственной практики студентов высших учебных заведений туристского профиля. 36 Организационные основы и условия зарубежных (выездных) форм учебно-производственной практики и стажировок студентов. 53 Педагогические и организационно-методические основы учебно-производственной зарубежной практики студентов Вузов туристского профиля. 57 Формирование содержания учебно-производственной практики студентов Вузов туристского профиля. 57 Содержание и организационно-педагогические условия профессионально-ориентированной выездной практики студентов. 73 Социально-педагогическая коррекция поведения студентов — практикантов в условиях выездной практики.

Подготовка менеджеров туризма в условиях производственной практики системы высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые экономические отношения повлияли на процессы, протекающие в сфере туристических услуг, обострили проблемы подготовки кадров и специалистов, потребовали изменений в деятельности предприятий туризма.

Подготовка специалистов для туристского бизнеса становится одним из популярных направлений во многих вузах страны. Однако требования к профессионализму работников туристской сферы не достигли уровня мировых стандартов, и могут быть оценены как средние.

Опрос 132 отечественных и 178 зарубежных гостиничных менеджеров высшего звена показал (1998;2000 г. г.), что принятых на работу выпу-I — скников образовательных учреждений туристского профиля приходится, переучивать. Сложившаяся ситуация может бьггь изменена в первую оче.

1. .,., i I v. редь за счет качественного улучшения всех видов и форм производственной практики студентов, организуемой в рамках направления «Менедж-м мент» (№ 521 500) и специальности «Менеджмент организации» (№ 61 100).

Организация учебно-производственной практики (У 1Ш) как актуальный фактор повышения качества подготовки специалистов, обусловлена содержанием профессиональной деятельности работников сферы туризма [103].

В свою очередь профессионально — квалификационная структура кадровых ресурсов туризма постоянно совершенствуется, поскольку динамичные изменения потребительского спроса и социально-экономических условий туристского бизнеса требует соответствующих корректировок. Структура кадров определет количество и качество труда работников, занятых в туристском обслуживании и выполняющих определенные служебные, квалификационные обязанности (И.В. Зорин, В. А. Квартальное, 1994). Проблемная ситуация здесь объясняется частным несоответствием содержания и организации производственной практики студентов вузов требованиям производственной деятельности специалистов. Руководители туристских фирм отмечают, в частности, следующие недостатки выпускников специализированных вузов: отсутствие реальной оценки выбранной профессии, завышенные требования начинающих свою профессиональную деятельность, недостатки специальных знаний и практических навыков [130].

Функции производственной практики, как важной составной части подготовки и дополнительного образования специалистов, организуемой на предприятиях, в учреждениях и организациях туристского профиля, изучались рядом отечественных исследователей (В.Д. Чепик, С. Ю. Юровский, В. М. Шарифов, 1978; В. И. Жолдак, 1980; М. Я. Виленский, А. Г. Горшков, 1995; A.A. Колмаков, Т. В. Кудрявцева, 1998; Б. К. Коломиец, 1999; и др.). Учитывая что, характер производственных отношений в России в последнее десятилетие существенно изменился, в настоящее время наряду с основными формами УПП теперь все большее внимание привле-¦ кает такой вид практической подготовки, как стажировка.

В отличие от практики стажировка носит более продолжительный характер, что дает студентам больше возможностей проявлять и совершенствовать себя в профессиональном плане, пройти несколько технологических ступеней и, следовательно, приобрести больше практических навыков. В ходе стажировок, студенты индивидуально проявляют свой характер, степень культурного развития, склонность к работе в сфере услуг, профессиональные способности и уровень мастерства — все то, что, в будущем обеспечит их успешную работу. Многие студенты активно включаются в процесс сжшировки, поскольку учебное заведение выдает в роли и организатора производственной учебы и кадрового агентства, а руководители турфирм в качестве потенциальных работодателей. Стажировка, как в России, так и за рубежом способствует совершенствованию в области знания иностранных языков, ознакомлению с обычаями и культурой стран — мест стажировок, получению знаний по практике гостеприимства и т. п. По окончании стажировки студент получает рекомендацию от фирмы, где он проходил стажировку, которая в дальнейшем способствует его трудоустройству.

При относительно обширном методическом материале о содержании и организации учебно-производственной практики и стажировок специалистов научно обоснованной концепции учебно-производственной стажировки как вида учебной деятельности до настоящего времени не сформировано. Все это обусловило выбор темы исследования, его цель и задачи.

Объект исследования — профессиональная подготовка менеджеров туризма.

Предмет исследования — содержание и организация учебно.

•м производственной зарубежной практики в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма в образовательных учреждениях туристского профиля.

Цель исследования — теоретико-методическое обоснование и опытно — экспериментальная проверка содержания и организации зарубежной учебно-производственной практики студентов.

Задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать основные виды и формы учебно-производственной практики студентов образовательных учреждений туристского профиля.

2. Разработать содержание и организационно-методические основы зарубежной стажировки студентов Вузов туристского профиля, как перспективной формы учебно — производственной практики.

3. Определить систему контроля качества профессиональной готовности специалиста в различных видах и формах учебно-производственной практики, организуемой на базе индустрии туризма.

4. Разработать рациональную структуру программ учебно — производственной практики и зарубежной стажировки с учетом личностных характеристик, обеспечивающих эффект этики деловых и межличностных отношений субъектов профессиональной деятельности в туризме.

Рабочей гипотезой явилось предположение о том, что формирование профессиональной готовности менеджеров туризма будет эффективнее,.

• учебно — производственная зарубежная практика будет иметь рационально обоснованную иерархию целей и задач, обусловленных последовательностью процессов труда, соответствующих должностной структуре кадров, непосредственно занятых в туризме;

• содержание и организация зарубежных стажировок как перспективных форм учебно — производственной практики будет иметь профессионально-ориентированный характер, с приоритетом усвоения этики деловых отношений в туризме;

• содержание и организация видов и форм учебно-производственной практики и зарубежной стажировки будет основана на теоретико-методических основах профессионального образования и формах специального контроля качества подготовки менеджеров туризма;

• индивидуальные формы обучения будут учитывать мотивационные, интеллектуальные, психофизические и коммуникативные особенности обучаемых, что обеспечит эффект профессиональной подготовки и самосовершенствования студентов в ходе практики.

Методологическую основу исследования составляют общие положения о взаимосвязи и взаимообусловленности роли личностно-деятельного анализа формирования личности (А.М. Новиков, A.A. Вересли: бицкий, В. А. Сластенин, М. Я. Виленский и др.) — теоретические основы профессионального образования в туризме (В.А. Квартальное, И. В. Зорин, A.A. Остапец — Свешников, В. А. Горский, В.Д. Чепик) — общие положения о содержании и формах профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, A.M. Новиков, Г. В. Мухамешзанова, С. Д. Неверкович, В. А. Кальней, С. Е. Шишов, В. И. Жолдак, В. А. Кабачков и др.) — идеи и положения о принципах развивающего обучения (JI.B. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) — законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образованияобщие культурологические основы (К.В. Кулаев, Б.П. Юсов).

Методология и задачи исследования определили выбор методов:

Теоретический анализ литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления развития педагогической науки, в частности увидеть общие и частные закономерности и тенденции развития педагогической науки и практики, позволил исследователю определить основные направления своего научного поиска.

Одной разновидностью теоретического анализа является сравнительно-исторический анализ, который использован при сравнении результатов педагогической деятельности в различные периоды и позволяет выявить основные тенденции эволюции педагогического процесса и извлечь уроки из истории.

Индуктивный метод использован исследователем после сбора отдельных суждений по проблемам исследования, на основании которых делается общий вывод.

Дедуктивный метод применялся после сбора необходимой информации по проблеме исследования, на основании которого из общих выводов делаются частные выводы и суждения.

Метод педагогического наблюдения является наиболее распространенным методом. Этот метод характеризуется тем, что исследователь воспринимает педагогические явления и процессы в динамике их изменений.

Для того, чтобы на основании наблюдения получить результаты и иметь возможность впоследствии их интерпретировать был разработан план педагогического наблюдения, в котором предусматривается:

— объект наблюдения (отдельный студент или преподаватель или несколько групп и т. д.);

— цель и основные задачи исследования;

— время и длительность наблюдения;

— предполагаемый результат;

— формы и методы регистрации результатов наблюдения, официальные дневники наблюдений, регистрационные карты);

— методика обработки полученных результатов;

— ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, учебно-воспитательном процессе различных типов учебных заведений [14].

Современная аудио, видеои компьютерная техника позволяет осуществлять педагогическое наблюдение с ее помощью, что дает возможность для более детального анализа наблюдаемых процессов и явлений. Особенно эффективным может быть включенное наблюдение, когда исследователь принимает непосредственное участие в работе того или иного коллектива (работает классным руководителем, воспитателем и т. д.), и не включенное, когда исследователь наблюдает за процессами, происходящими в учебных заведениях со стороны, оно в свою очередь может быть открытым и скрытым, сплошным и выборочным.

Метод беседы являлся одним из методов сбора педагогической информации. Беседа, как правило, проводилась по заранее намеченному плану и заранее подготовленным вопросам. Исследователь направлял беседу по такому руслу, чтобы получить желаемые результаты.

Для того чтобы подготовиться и провести качественно беседу и собрать необходимый эмпирический материал приходилось:

— подготовить план беседы;

— составить необходимые вопросы и продумать уточняющие и наводящие вопросы;

— продумать способы регистрации ответов респондента (специальные дневники или карты, аудио-видео технику).

Метод интервью являлся одним из методов сбора информации непосредственно у респондента при личном контакте с ним исследователя. Интервью не предполагает постановку уточняющих вопросов. Метод интервью заимствован педагогикой в социологии. При подготовке к проведению интервью необходимо:

— подготовить вопросы в определенной последовательности;

— продумать способы записи ответов респондентов (блокноты, аудиовидео техника).

Метод анкетирования — метод массового сбора педагогической информации с помощью анкет. Исследователем применены индивидуальные и групповые формы анкетирования.

При индивидуальном анкетировании анкеты раздавались отдельным респондентам, и оговаривалось время их возврата.

Групповое анкетирование проводилось с большой группой респондентов в школьных классах, вузовских аудиториях и т. д.

Для того чтобы подготовиться к проведению анкетирования, необходимо разработать анкету, все вопросы, в которой определяются единым исследовательским замыслом, направленным на выяснение намеченных характеристик развития педагогических явлений или процессов.

Соблюдались требования, предъявляемые к организации и проведению анкетирования: осуществление подбора вопросов для анкеты таким образом, чтобы они точно характеризовали изучаемые процессы или явления и позволяли получить надежную информациюисключение двойственного понимания респондентами вопросовприменение как косвенных, так и прямых вопросов для уточнения необходимых позиций в развитии учебно-воспитательного процесса или личности респондентаисключение подсказок в сформулированных вопросахиспользование закрытых вопросов с ограниченными ответами и открытых вопросов, позволяющих респонденту высказать собственное мнениепроведение пилотажного исследования для того, чтобы уточнить понимание респондентами вопросов анкет. Пилотажное исследование проводится на небольшой группе опрашиваемых.

В социологии применяются более строгие требования к созданию анкет, однако, для начинающего исследователя такой информации вполне может быть достаточно [107].

Метод рейтинга является одним из важных методов изучения педагогических процессов с помощью экспертов.

В подборе экспертов предъявлялись следующие требования: компетентностьспособность решать творческие задачиположительное отношение к экспертизеотсутствие склонности к конформизму, т. е. чрезмерному следованию авторитету в науке, научная объективностьаналитичность и широта мышлениясвойство коллективизмасамокритичность.

При подготовке к работе по методу рейтинга исследователю пришлось разработать общие направления оценки экспертами педагогического процесса, единые способы и инструментарий регистрации полученных результатов. В результате обработки результатов экспертной оценки получены предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (подробнее см. С. 131−145 настоящей рукописи).

Метод педагогического консилиума является разновидностью метода рейтинга, который предполагает коллективное обсуждение результатов экспертной оценки (разработан Ю.К. Бабанским). Этот метод предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности или обу-ченности школьников или студентов по определенной оптимальной по-своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков. Для получения объективных результатов в ходе исследовательской работы методом педагогического консилиума необходимо определить единые показатели и критерии оценки и формы фиксации полученных данных.

Метод диагностирования является одним из важных методов сбора информации об обученности и воспитанности студентов, профессиональной компетентности преподавателей. Для проведения педагогического диагностирования пришлось создать целостный комплекс методик на едином содержании, критериях оценки, различных методов получения данных о студентах и педагогических коллективах [84].

Метод тестирования — оценка качества знаний, умений и навыков с помощью специально разработанных тестов.

Изучение продуктов деятельности обучаемых (письменных контрольных работ, рисунков, чертежей и т. д.), с помощью которых можно получить данные о личности студентов, их творческих способностях, о достигнутом и достигаемом уровнях в обучении.

Изучение документации учебных заведений. В качестве материала, который подвергнут анализу выступали: личные дела студентов и преподавателей, журналы учета успеваемости и посещаемости, протоколы собраний и заседаний педагогических и ученых советов учебных заведений.

Метод педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент являлся наиболее важным и комплексным методом научно-исследовательской работы, с помощью которого осуществлялась проверка эффективности метода.

Все эти основополагающие методики и методические указания в необходимой и достаточной мере использовались автором данной работы. Наибольшее внимание и время было уделено педагогическому эксперименту по УПП.

Это наиболее сложная и длительная часть исследовательской деятельности и поэтому автором была разработана специальная программа, которая включала в себя весь перечень необходимых работ по подготовке и проведению педагогического эксперимента: постановка проблемы, определение цели и основных задач экспериментальной работыразработка инструментария (анкеты, опросники, бланки-интервью, бланки опросных листов и экспертиз, бланки самооценки и т. д.) — разработка методик экспериментаопределение техники регистрации текущих событий и конечных результатовопределение методов обработки полученных результатовопределение базы опытно-экспериментальной работы. проведение эксперимента (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, анкетирование, диагностирование, тестирование, управление экспериментальной работой) — обработка полученных результатов экспериментальной работы и интерпретация результатов экспериментальной работы.

Для того чтобы была возможность сравнить эффективность применяемых методик и практических рекомендаций, была произведена оценка результатов по достижениям групп студентов. Все группы, участвующие в педагогическом эксперименте, сравнивались сами с собой по истечении четкого срока (как правило полугодовой период стажировки).

Для большей наглядности результаты, полученные в ходе эксперимента, отражены в специально разработанных таблицах, графиках, диаi граммах и гистограммах, что дало возможность сравнить полученные peil ! зультаты с уже имеющимися и определить эффективность предполагаемых разработок.

Экспериментальная работа проводилась как в естественных условиях (в образовательных учреждениях), так и в лабораторных условиях. Кроме того, можно было выделить два вида педагогического эксперимента — констатирующий эксперимент, который проводился для уточнения реального состояния процесса обучения или воспитания и преобразующий эксперимент, с помощью которого определялись условия, формы и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса. В проведении преобразующего эксперимента участвовали все группы студентов, проходящих учебно-производственную практику и зарубежную стажировку для определения эффективности предлагаемых новых методик.

После завершения эксперимента его результаты были обработаны, обобщены и описаны в тексте диссертации.

При обработке результатов педагогического исследования активно использованы математические и статистические методы обработки информации: регистрация, ранжирование, шкалирование.

Организация исследования.

Исследование проводилось в три этапа: Первый этап.

1995;1997 г. г. — изучалась литература по проблемам подготовки менеджеров туризма в условиях производственной практики. Определялись проблемы и цель исследования, уточнялась стратегия эксперимента, ориентированного на развитие системы подготовки менеджеров туризма. Второй этап.

1997;1999 г. г. — экспериментально проверялись теоретические положения и практическая организация учебно — производственной зарубежной практики студентов, полученные результаты внедрялись в практику работы Вузов туристского профиля. Третий этап.

1999;2000 г. г. — заключительный этап оформления результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Российская международная академия туризма и ее филиалов.

В процесс опытно — экспериментальной работы нами были|включены концепции, программы учебно — производственной практики й зару1 бежной стажировки, тесты и методики, которые достаточно подрббно освещены в тексте диссертации.

В опытно — экспериментальной работе участвовали студенты факультета «Менеджмент туризма и путешествий» Российской международной академии туризма, 1−4 курсов, в количестве более 1100 человек.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены и проанализированы основные виды и формы учебно — производственной практики и зарубежной стажировки студентов, которые определялись теоретическими положениями и педагогическими рекомендациями о содержании профессионально — ориентированной программы учебно — производственной практики, включающей в себя систему лекционных занятий и семинаров, обеспечивающих профессиональную подготовку к учебно-производственной зарубежной стажировке.

2. Разработаны содержание и организационно методические основы зарубежной стажировки, а именно: система заданий и тестов, система нормативно — правовой документации, система организации и технологии обслуживания и т. д.

3. Выявлена система контроля качества профессиональной готовности специалиста.

4. Разработана рациональная структура программ учебнопроизводственной практики и зарубежной стажировки с последовательным повышением практической занятости студента в отрасли при переходе на следующий курс.

Практическая значимость исследования состоит в разработке типовой программы РМАТ по учебно-производственной практике и стажировке студентовметодических указаний об основных разделах такой практики для студентов различных Вузов.

Внедрена авторская система постоянного контроля над выполнением требований практики в учебном процессе РМАТ.

Обоснованность и достоверность исследований обеспечивались адекватной системой педагогических наблюдений и организации педагогического эксперимента. Качественные изменения уровня профессиональной готовности студентов оценивались по итогам специального контроля, на протяжении 4-х лет обучения.

Апробация работы осуществлялась через обсуждение основных положений, хода и результатов исследования на заседаниях кафедры практического маркетинга и занятости в туризме и кафедры теории и методики профессионального образования в туризме. Основные положения, ход и результаты исследований докладывались на научно — практических конференциях, организуемых РМАТ в 1998 — 1999 г. г. и учебно — методических семинарах для преподавателей РМАТ в 1999 г.

На защиту выносится:

— содержание профессионально-ориентированных форм учебно-производственной зарубежной практики студентов образовательных учреждений туристского профиля;

— организационная система учебно-производственной практики и стажировки студентов;

— система контроля над качеством формирования профессиональной готовности менеджера туризма в ходе учебно-производственной практики и стажировки;

— рациональные структуры программ учебно-производственной практики с учётом личностных характеристик, обеспечивающих эффект этики деловых и межличностных отношений субъектов профессиональной деятельности в туризме.

Выводы:

1. Учебно-производственная зарубежная практика и стажировка в туристском Вузе, как вид учебной деятельности, направленный на повышение качества образовательного процесса и совершенствования программ подготовки молодых специалистов в туристской сфере является основополагающей в системе высшего профессионального образования.

2. Состояние готовности менеджеров туризма определяется уровнем владения общенаучными, культурологическими, профессиональными и практическими знаниями, личностно-творческим состоянием молодого специалиста, ориентированного на эффективное решение производственных задач и различных ситуаций этики делового общения.

В ходе стажировки молодой специалист получает необходимые дополнительные знания и навыки, в таких областях туристской деятельности как, например: страноведение (рост качества обучения на 30%) — туристский маркетинг и рынок (рост качества обучения на 40%) — второй иностранный язык (рост качества обучения на 75%) — английский язык, как базовый (рост качества обучения на 20%) — агентский бизнес (рост качества обучения на 15%) — экономический блок дисциплин (рост качества обучения на 15%) — гостиничный и ресторанный бизнес (рост качества обучения на 40%) — информационные технологии и компьютерная грамотность (рост качества обучения на 50%) — религиоведение и культурология (рост качества обучения на 10%).

3. При формировании содержания производственной практики и стажировки необходимо одну треть времени отпущенного студенту на прохождение практики и стажировки отвести на предварительную подготовку студента, в процессе которой целесообразнее использовать пакеты групповых деловых игр и тренингов, чередуемых с индивидуальными формами обучения, что подтверждает проведенная экспериментальная апробация различных видов и форм учебно-производственной практики и стажировки в туристском. Деловые игры и тренинги в сочетании с выполнением заданий по построению моделей производственной деятельности развивают интеллектуальные способности обучаемых и тем самым облегчают выполнение ими процессов качественного анализа, описания цели деятельности в сфере туризма.

Предварительная подготовка позволила 25% студентам в 1997 году и более чем 74% в 2000 году пройти стажировку на заранее выбранном месте на выбранном предприятии, по заранее согласованной программе.

Наличие постоянной работы до выезда на стажировку у 50% студентов в 1997 году и более чем у 60% в 2000 году свидетельствует о необходимости не только теоретических, но и чисто практических тренингов.

4. Экспериментальные программы организации учебно — производственной практики и стажировки студентов относятся к инновационной сфере деятельности, выражающейся в гуманистическом, творческо-поисковом характере процесса организации учебно — производственной практики и стажировки специалистов в туризме.

Увеличение количества студентов более чем на 50% в 2000 году по сравнению с 1997 годом, которые выехали на стажировку еще один раз и успешно выполнили программу У1111, подтверждает это положение.

5. Практическая подготовка специалистов и качество готовности специалистов являются специфическими характеристиками уровня развития базового образовательного учреждения. В частности об этом свидетельствует заинтересованность зарубежных партнеров в студентах, которые обучаются в Российской международной академии туризма, а именно рост квоты мест в 3.2 раза в 2000 году по сравнению с 1997 годом и увеличение числа постоянных партнеров в 6 раз в 2000 году по сравнению с 1997 годом, свидетельствует о высоком уровне развития базового образовательного учреждения — РМАТ.

6. Исследование форм контроля состояния готовности менеджеров туризма к профессиональной деятельности в ходе учебно — производственной практики и стажировки позволило определить теоретическое и практическое обоснование способов оценки готовности выпускников туристского Вуза и выявило следующие категории, подлежащие оценке:

— уровень теоретической подготовленности (в баллах) по спектру специальностей;

— уровень (в баллах) профессиональной ориентации и морально-этической установки на получение специального туристского образования;

— эффективность прохождения учебно — производственной практики и стажировки на основе экспертной оценки Преподавателями Вуза (в баллах);

— уровень психофизической совместимости с коллегами и руководителем практики и стажировки (в баллах);

— профессиональная мобильность, т. е. способность к быстрому переключению на новый вид профессиональной деятельности в связи с переменой конкретного рабочего места (корреляционная оценка по результатам тренингов).

7. Для повышения эффективности учебно — производственной практики и стажировки необходимо:

— создание комплексной системы организации практики и стажировки в Вузе туристского профиля;

— создание в Российской международной академии туризма многофункциональных программ учебно — производственной практики и стажировки студентов на основе опыта работы Кафедры практического маркетинга и занятости, качественный уровень готовности, которых определяется широким набором образовательных услуг, включенных в эти программыкорпоративность (межкафедральные и междисциплинарные связи) в сотрудничестве по организации практики и стажировки студентов с филиалами, учебными центрами, расположенными более чем в 64 районах РФ, а также отделениями в крупных туристских фирмах и страховых компаниях России и дальнего зарубежья.

Заключение

.

Автор провел обширный спектр теоретических и практических исследований. На основании которых можно заключить нижеследующее.

Развитие учебно — производственной практики и стажировки, а также подготовка менеджеров туризма выйдет на новый, качественный этап, только в случае обращения максимального внимания к индивидуальной подготовке по тем дисциплинам, где необходим контакт и дальнейшая работа на уровне ЧеловекЧеловек.

Чем большее количество преподавателей от головного Вуза будет осуществлять свою профессиональную деятельность непосредственно на месте, донося знания до каждого студента — стажера, тем большее количество студентов получит индивидуальные профессиональные навыки в выбранной ими сфере деятельности.

Руководитель учебно — производственной практики и стажировки на месте дает студенту возможность развить свои личностные качества, профессиональные навыки и знания. Желание проходить учебно — производственную практику и стажировку должно быть у студентов с первого дня обучения в Вузе. Туризм — это сфера общения и от того, как настроен абитуриент, а в дальнейшем и студент на взаимоотношения Человек — Человек зависит рост его теоретической и практическо — профессиональной подготовки.

Проведение тестов, разработанных автором, позволяет упростить процедуру отбора и профессиональной ориентации будущих молодых специалистов с целью более полного их вхождения в туристскую отрасль по окончании туристского Вуза и исключению «жизненных трагедий» изза неправильно выбранной профессии при поступлении в Вуз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова Т.В. .Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 23 с.
  2. Абульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989. — 168 с.
  4. B.C., Рыбальский В. И. и др. Методические указания по классификации методов активного обучения. Киев: Педагогика, 1989. — 84 с.
  5. H.H. Организационно экономический механизм формирования рынка туристских услуг : Автореф. дис.. канд. экон. наук. — М., 1996. -29 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1996. — 494 с. 7. (Андреев и др. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд -во Казан, ун -та, 1990. — 195 с.
  7. Г. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. — 375 с.
  8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIY-XVII вв. М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
  9. Ю.Анискин Ю. П. Общий менеджмент. М.: РМАТ, 1997. — 110 с.
  10. А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  11. Н.И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. М.: Педагогика, 1996. — 50 с.
  12. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  14. В. И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998.-249 с.
  15. А .Я. Обучение топ менеджеров: опыт российско-шведской программы «Развивай свою фирму» // Бизнес-образование. 1998. № 1. — С. 17−20.
  16. H.A. Судьба России. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
  17. H.A. Философия свободы — Смысл творчества. М.:Правда, 1989. — 607 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190 с.
  19. Библия: Ветхий и Новый завет. М.: Издательство Московской Патриархии, 1994. -1305 с.
  20. В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Сов. педагогика. — 1991. — № 9. — С. 123 — 128 .
  21. В. Г. Социальная педагогика. М.: Педагогика, 1994. — 187 с.
  22. Л. П. Человек: деятельность и общение. М.:Мысль, 1978. — 216 с.
  23. E.H., Гуревич K.M. Психодиагностика интеллекта. М.: Наука, 1988. — 120 с.
  24. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под. ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  25. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  26. О.С., Наумов А. И. Менеджмент . М.: Высш. шк., 1994. — 224
  27. Воспитательная работа студентов в процессе педагогической практики: (Методические указания). Малаховка, 1985. — 36 с.
  28. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1993.- 96 с.
  29. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд -во МГУ, 1988.- 250 с. 31 .Галаган А. И., Тарасюк Л. Н, Цейкович К. Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах. М., 1998. -238 с.
  30. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989 — 142 с.
  31. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1994. — 200 с.
  32. К.К. Методы изменения устойчивых стереотипов мышления у менеджеров территориального управления // Бизнес-образование. -1998.-№ 1.-С. 111−115.
  33. В.В. Новые информационные технологии в бизнес образовании // Бизнес-образование. -1997. № 1.- С. 70−73.
  34. Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М.'.Просвещение, 1991. -207 с.
  35. В.И. и др. Аналитический обзор рынка // Горячая линия. 1999. -№ 6, С. 11−18.
  36. Гостиницы, рестораны, туризм // Бюллетень. М.: Мосинтур, 2000. — №№ 1−7.
  37. . Т. Человек: Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. — 222 с. 41 .ГОСТ 2.105−79. Общие требования к текстовым документам. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 23 с.
  38. ГОСТ 7.103−84. Библиографическое описание документа. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 72 с.
  39. Деловое образование: Технологии Морозовского проекта. М.: Педагогика, 1997. — 268 с.
  40. Деловые справочники России. М.: Синергия, 1996. — 300 с.
  41. А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум — Инфра -М, 1998.-270 с.
  42. Л.И., Филонович С. Р. Новая государственная программа подготовки управленческих кадров // Бизнес-образование. -1997. № 2. — С. 26 -30.
  43. B.C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. М.: Наука, 1997. — Вып. 1. — С. 3 — 12.
  44. B.C., Стратегия бизнеса. Учебное пособие. М.: Финпресс, 1998.-288 с.
  45. Е.С. Вступающему в должность. М.: Знание, 1985. — 126 с.
  46. В.И., Квартальное В. А. Менеджмент спорта и туризма, М.: Советский спорт, 2000. — 416 с.
  47. В.В. Компьютерные технологии в экономическом и бизнес образовании // Бизнес-образование. — 1997. — № 2. — С. 66 — 72.
  48. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: РМАТ, 1997. 240 с.
  49. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. -М.: Афины, Infogroup, 1994. 300 с.
  50. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998.-21 с.
  51. Е.А. Библиографический поиск в научной работе. Справочное пособие путеводитель. — М.: Книга, 1982. — 247с.
  52. E.H. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. — 24 с.
  53. E.H. Туризм и путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес. М.: РМАТ, 1998. — 124 с.
  54. Искусство менеджмента: Практическое пособие. М.: Финпресс, 1998. -288 с.
  55. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: ТОО «Луч», 1994. — 200 с.
  56. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. — 157 с.
  57. B.C. Современная ориентация производства туристских услуг на удовлетворение интересов потребителей / Тезисы докладов Всесоюзной конференции 7−8 декабря 1989. М.: РМАТ, 1990. — 50 с.
  58. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. -М.: Наука, 1992. 250 с.
  59. В.А. Туризм: теория и практика: Избр. труды в 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998.
  60. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 19 871 997 гг. М.: РМАТ, 1997. — 212 с.
  61. В.А. Становление системы образования для целей туризма. Содержание эксперимента на примере РМАТ. М.: РМАТ, 1997. — 169 с.
  62. В.А. Наши задачи в преддверии третьего тысячелетия: культура православие — образование — туризм. // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 11. — С. 2 — 6.
  63. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. — 328 с.
  64. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  65. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 75 с.
  66. О.В., Разу М. Л. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  67. Э.М., Поршнев А. Г., Румянцев B.C., Старостин Ю. Л., Ефремов B.C. Менеджмент и образование в России и за рубежом // Менеджмент в России и за рубежом. М.: Наука, 1997. — С. 25 — 32.
  68. Э.М. Креативное образование современного менеджера // Бизнес образование. -1998. — № 1. — С. 34 — 43.
  69. Ф. Маркетинг, гостеприимство и туризм. Учебник для вузов. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. — 685 с.
  70. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 500с.
  71. А.И. Культура педагогического исследования. — Минск, 1996. — 327 с.
  72. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 85 с.
  73. А. Е. Религии мира. М.: Наука, 1997. — 164 с.
  74. Л.В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. — 27 с.
  75. . Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 462 с.
  76. Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.:Искусство — СПб, 1997.-398 с.
  77. И.Б. Реформы образования в современном мире. М.: Форум — Инфра — М, 1995. — 200 с.
  78. Менеджмент туризма. Коллектив авторов: Учебник, М.: РМАТ, 1996. -220 с.
  79. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-701 с.
  80. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -236 с.
  81. Э.Л., Потенциальные возможности развития управления и бизнес образования в странах Центральной и Восточной Европы: аналитический обзор // Бизнес-образование. 1998. — № 1. — С. 43−52.
  82. А. В. Введение в социальную педагогику. М.:Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
  83. А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 142 с.
  84. А.М. Как работать над диссертацией. М.: Пед. поиск, 1994. — 122 с.
  85. С.Д., Дятловский И. С. Методы и средства активизации познавательной деятельности (деловые игры, учебно-познавательные задачи). М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 6&-с.
  86. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высш. шк., 1995. — 206 с.
  87. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров : Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. — 44 с.
  88. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. М.: Ассоц. «Проф.образование», 1996. -130 с.
  89. Д.У., Сканнел Э. Е. Деловые игры и современный бизнес. -М.: Бином, 1997. 140 с.
  90. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов / Минтруд России. М.: Издательство стандартов, 1995. — 220 с.
  91. С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 924 с.
  92. Основы правовых знаний / Под общ. ред. З. Г. Крыловой. М.: Экономика, 1996. — 367 с.
  93. Основы Туристской деятельности: Учебник для турист. лицеев и колледжей. М.: РМАТ, 1992. — 239 с.
  94. Г. В., Москвичев Л. Н., Кабыша A.B., и др. Социология. Основы общей теории: Учеб.пособие. М.: Наука, 1996. — 164 с.
  95. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1995. — 638 с.
  96. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Педагогика, 1998. — 335 с.
  97. Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 118 с.
  98. Н.Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. — 19 с.
  99. Н. М. Основы социальной педагогики: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-петерб.гос. ун-та, 1997. 117 с.
  100. Подготовка кадров для рыночной экономики: Образовательные программы Морозовского проекта. М.: Педагогика, 1996. — 223 с.
  101. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: (Материалы для сравн. анализа). М.: Госкомвуз России, 1995.- 86 с.
  102. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1995. — № 6. — С. 18.
  103. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 142 с.
  104. Программы авторских курсов по гуманитарным и социально экономическим дисциплинам для высшей школы. М.: Госкомитет Рос сийской федерации по высшему образованию, 1996. — 463 с.
  105. Психология обучения: Дайджест российской и зарубежной прессы. М.: Наука, 1998 .- 50 с.
  106. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика -пресс, 1996. — 438 с.
  107. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Педагогика, 1993. — С. 187.
  108. Российский словарь-справочник автора. М.: Книга, 1979. — 187 с.
  109. Российский туристский бюллетень // ТИСА ГКФТ. М., 1996. — № 4(10), С. 15 —17.
  110. И., Сендидж С., Фрайбургер С. Реклама: теория и практика. -М.: Радуга, 1989. 100 с.
  111. Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. -238 с.
  112. . Общество и образование / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пили-повского. М.: Прогресс, 1989. — 197 с.
  113. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. — 255 с.
  114. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  115. А.Е. и др. Маркетинг и туризм // Туристский бизнес. -2000. -№ 2 № 4.
  116. Туризм: обзор материалов (ТОМ) / Федеральная программа развития туризма в России. М.: ОН-Лайн, 1996. — 54 с.
  117. И.Б. Туризм: Практика, проблемы, перспективы // Туристский бизнес. 2000. — № 2, С. 12 -28, № 6, С. 35 — 36.
  118. И.Б. и др. Аналитический обзор туристского рынка // Туринфо. 2000.-№ 7, С. 38−39.
  119. Управление персоналом в условиях акционирования: хозрасчетный аспект. М.: РМАТ, 1990. — 10 с.
  120. Управление это наука и искусство /Сост. Г. Л. Подвойский. — М.: публика, 1992 349 с. — i b ill
  121. Н.Б. Стратегический менеджмент как системообразующая дисциплина в программах зарубежных стажировок руководителей // Бизнес-образование. 1998. — № 1. — 68 с.
  122. С.Р. Преподавание менеджмента управленческое консуль тирование // Бизнес образование. — 1998. — № 1. — С. 85 — 93.
  123. С.Р. Метод обучения действием в бизнес образовании // Бизнес — образование. — 1997. — № 2. — С. 53 — 56.
  124. Ф.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика : Учебн. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 255 с.
  125. Избранные педагогические сочинения // Пер. с франц. М.: Книга, 1990. — 325 с.
  126. В. Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Изд. фирма «Логос», 1993. — 181 с.
  127. В.А. Кадровый потенциал системы управления. М.- Мысль, 1985. — 86 с.
  128. Г. В. Основы кадрового менеджмента. Киев: Наука, 1991. — 72 с.
  129. С.Е., Шафиев Р. М. Социально-экономические аспекты развития образования в новых условиях хозяйствования. М.: РАО «Институт профессионального самоопределения», 1994. — 21 с. !
  130. Н.П., Мясоедов С. П. Экономическая реформа и российское бизнес-образование // Бизнес-образование. 1997. — № 2. — С. 4 — 12.
  131. Дж., Бергман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 270 с.
  132. Экономическая социология и перестройка / Общ. ред. Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. М.: Прогресс, 1989. — 232 с.
  133. Anderson L.W. The classroom environment study teaching for learning I I Comparative Education Review. 1987. — Vol. 31. — P. 69 — 87.
  134. Anderson L.W., Block J.H. Masterly learning models // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988. P. 58 — 67.
  135. Bell-Gredler M.E. Analyzing deep structure in games and simulations // Simulation games for learning. 1990. — Vol. 20, № 3. — P. 329 — 334.
  136. Blank W. E. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. New Jersey. Prentice Hall, 1982. -149 p.
  137. Bloom B. S., Broder L. Problem solving processes of college students. Supplementary Education Monograph. Chicago. University of Chicago Press, 1950. — 163 p.
  138. Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver. -N-Y.: W.H. Freeman & C., 1984. 143 p.
  139. Brooks Adams/ Theory of Social Revolution. The McMilan Company. -New York. 1913.-205 p.
  140. Curch C. Modular courses in British higher education // A critical assessment in higher education bulletin. 1975. — Vol. 3. — P. 65−84.154. de Bono E. The direct teaching of thinking as a skill // Phi Delta Kappan. -1983.-Vol. 64. P. 703−708.
  141. Driver R., Bell B. Student’s thinking and me learning of science: A con-structivist view // Since in science education. Vol. 13. P. 443 — 455.
  142. Gall M.D. Discussion method // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford. 1988. P. 232 — 237.
  143. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. № 2, P. 15 — 32.
  144. International Annual on educational technology. London, 1978−1979.
  145. O' Suffivan E. Marketing for parks recreation and Leisure. -N. Y., 1991. -96 p.
  146. Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society // Educational Leadership. 1984. Vol. 42. P. 4 — 14.
  147. Sleight S. Sponsorship: What is it and how to use it. London, 1989. — 254 p.
  148. Tennison R.D., Park O.C. The teaching of concepts: A review of instructional design research literature // Review of educational research. 1980. Vol. 50. P. 55−70.
  149. Российская Международная Академия Туризма
  150. ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР ВИТАЛЬЕВИЧ
  151. УЧЕБНО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заполнить форму текущей работой