Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема синтеза искусств в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» в контексте психоаналитического метода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пруст сравнивает свое произведение с собором, так как он есть аллегория лабиринта, то есть безвремения, бесконечного поиска, символ всех искусств и символ сплоченности людей. Поиск нового синтеза и выхода из хаоса — одни из самых злободневных идей рубежа веков. Он находит схожие моменты между эпохой старого Средневековья и, как называл рубеж XIX и XX веков Н. Бердяев, Нового Средневековья.2… Читать ещё >

Содержание

  • Вступление---------------------------------------------------- I
  • 1. глава Рубеж веков — время поиска
  • глава II. сихоанализ
    • 3. глава Другое

Проблема синтеза искусств в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» в контексте психоаналитического метода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

Представим, что роман «В поисках утраченного временю) — это живое существо, обладающее телом и дущой, даром устной и внутренней речи — органический синтез. Пруст, в целях отразить процесс восприятия и познания объекта, осуществляющегося с помощью одновременного мыслительного потока синтеза (выстраивающего в нашем сознании.

предмет) и анализа (подвергающего его «насилию», то есть допросу • Что это? Из чего это? Зачем это? Из чего состоит?) выстроил свое произведение как Синтез, воспр1Шимаемой им действительности, а свою мысль превратил в анализирование этого Синтеза. Безусловно, ему была необходима модель, которую, может быть не очень легко, но все же мог бы воспринять читатель. Можно разрозненно сказать — он выбрал Собор, он выбрал — живопись, он выбрал — музыку и каждая из этих моделей сочеталась с прозой. Но, кажется, это не совсем так. Каждый раз получается однобокость."Поиски" - это не только Симфошм, не только Собор. Да, в общем, это и не собор и не симфония. Это книга, конструкция, составленная из разных артчастей (на уровне сознания): архитектуры, музыки, живописи, театра, поэзии, прозы. Собор — это тело, скелет произведения. Музыка — Душа. Живопись — с одной стороны ;

декорации, одежды, с другой — маршрут, карта, по которой движется тело.

Литература

и философия — мыслительный процесс. Театр ;

движение тела. Бергот, Вентейль, Эльстир, Берма олицетворяют каждую часть данного соединения. Безусловно, вышеприведенное сравнение метафорично, но ведь сам Пруст насквозь метафоричен. Все его произведение — одна огромная метафора. М1Ш1ель Лери в журнале «Magazine litteraire» пишет: «Эта проза переполнена образами, потому что Пруст, который добивается универсальности, опережает ближайший момент и расширяет перспективу игрой в аналогии». Это абсолютно точное замечание, как уже говорилось выше, Пруст расширяет свою «Вселенную» до бесконечности, выстраивая аналогии и метафоры так, чтобы каждый литературный, исторический, мифологический образ порождал целые картины, перетекал в дрзтие образы. Это хорошо видно на рассмотренных нами выше примерах — реальный Агостинелли (со своим реальным миром) превращается в Альбертину (она же имеет свой мир, доступный нам и не доступный с какой-то другой стороны), Альбертина становится Левкотеей и уводит нас в Энеиду Вергилия (огромный мир, придуманный другим писателем, мир моря, путешествия), она же превращается в Мальчика с занозой, и мы все вместе отправляемся мысленно в Ватикан, где она хранится, она распадается на Андре, Жизель, Розамунду и т. д., как будто символизируя, с одной стороны детские пристрастия Пруста: Марию де Бенардаки, Жанну Пуке, Антуанетту Феликс-Фор и т. д., так как Пруст, если уж испытывал любовь, то обязательно ко всем вместе, как позже к Лоре Эйман и Луизе Морнан, которым он цосвяхцал стерси и писал восторженные письма, вызывающие по поводу их серьезности лишь усмешку у большинства исследователей его творчества. Таким образом появляется еще одна цепь Альбертин — их много и у каждой из них мужское имя, как-то, с которого цепь Альбертины начиналась. Альбертина может играть с «дьяболо» и превращаться во фреску Джотто, может лежать на пляже и стать нимфой Рубенса или отправиться в мастерскую художника и превратиться в портрет, нарисованный Эльстиром — нам предоставлено понять — что это такое, какой за этим открывается мир, Пруст всегда интерактивен со своим читателем. Его создание живое, оно постоянно видоизменяется под тем ракурсом, под которым мы на него смотрим. Хотим слышать музыку — слышим музыку, хотим войти в храм ;

входим в храм, хотим отправиться в прошлое — отправляемся в прошлое через какой-то предмет, пустяк, к примеру фонарь."…Перед ужином к моей лампе прикрепляли волшебный фонарь, и подобно первым зодчим и художникам по стеклу готической эпохи, фонарь преображал непроницаемые стены в призрачные переливы света, в сверхъестественные разноцветные видения, в ожившие легенды, написанные на мигающем, изменчивом стекле… Поглощенный злым своим умыслом. Голо трусил па лошадивыехав из треугольной рощицы, темно-зеленым бархатом покрывавшей склон холма, он, трепеща, направлялся к замку Женевьевы Брабантской. Замок был криво обрезан — просто напросто тут был край овального стекла, вставленного в рамку, которую выдвигали между чечевицами фонаря. То была лишь часть замка, перед нею раскинулся луг, а на лугу о чем-то мечтала Женевьева в платье с голубым поясом… Понятно, я находрш прелесть в световых изображениях, которые, казалось, излучало меровингское прошлое, рассыпая вокруг меня блестки голубой старины"(138).Какое множество миров рождает эта небольшая картина, этот мираж, озарение маленького Марселя. По крайней мере мы можем обнаружить здесь четыре отправных пункта — Женевьева Брабанская, Голо, Меровинги, первые готические церкви, первые эксперименты с цветным стеклом и игрой света — все это перебрасывает читателя в глобальное историческое прошлое, в то время как оно находится в индивидуальном прошлом протагониста. Бинарность, наслоение одного временного отрезка на другой — это основной прием Пруста. Это восприятие времени, движущегося по спирали — в то время, как что-то происходит с нами в данный момент, на другом измерительном уровне происходит то, что было с нами двадцать лет назад, и что происходило с кем-то на земле 200 лет назад и т. д. Это бесконечный временной маршрут. Основной темой диссертации был психоаналитический элемент синтеза искусств, созданного Прустом. Обращение к прошлому, в данном случае, одно из основных понятий, одно из составляющих процесса «воспоминания». Естественно, что в эпоху атеизма, падения прежних традиций, когда все европейское общество жило по четким библейским законам, помогающим ориентироваться в поведении и за разрешением любой психологической проблемы люди направлялись к священнику, необходимо было найти замену тому, кто дает правильный совет. Человек стал обращаться к психоаналитику, психологу, психиатру. На протяжении столетия развилась целая наука, о которой в начале века Пруст Ш1сал только лишь как о странном, но безусловно интересном методе, может быть, еще не совсем осознавая, что вложил в свое произведение основные мысли психоанализа, развил их, создал нечто вроде собственной модели проьшкновения в самые отдаленные уголки сознания. Итак, можно сказать, что через понятия предметов, скрывающих наше прошлое, открывающих нам «потерянные миры», наши внутренние Атлантиды, Пруст показывал, что каждый человек представляет из себя цепь миров — в данном случае это не метафора, не красивое сравнение. Это определение, того, что храшгг наше бессознательное, сознание и надсознательное. Это бесконечности нашей памяти — провалы и отчетливые образы, вытесненные переживания и целые комплексы проблем, превратившиеся в болезнь и т. д. Человек, в понимании Пруста, это не просто двуногое существо, одетое в костюм или платье, это огромная конструкция, система, синтез (биологический и интеллектуальный). Его проблемы сложны и глубоки. Он зависим от исторического прошлого, от явлений природы, от других людей, от себя внутреннего, другого ;

нет ничего более несчастного, чем человек. Он связан по рукам и ногам, и не способен увидеть и разорвать эти цепи. Пруст открывает первую страницу в европейской литературе Новой эпохи. Как говорилось в первой главе, по сути он не принадлежал ни к одному из существовавших на рубеже веков течений. На фоне всеобщего помешательства, сначала натурализмом, потом декадентством, он решил вернуться в своем произведении в прошлое, чтобы достичь Будущего. И это ему удалось. Основываясь на романтиках Нервале, Мюссе, Гюго • Рескине, (Гете, реалистах Флобере, Бальзаке, классицисте Расине, v античных, средневековых, древш1х авторах, он создает новый мир структурализма, экз^стенг^цализма, абсурдр з^ма ^ т.д., внося в свою концепцию понятие новой иррациональной интуитивной философии, психоанализа и воздействия на сознание человека новых технических достижений. Если для Пруста понятия Моцарта, Вагнера, Нерваля, Гомера, Бергсона, Вермейера, Моне и т. д. представляли из себя Миры, которые переместились в его «внутреннюю зону» и сыграли свою роль в его «обучении», то сам Пруст стал таким миром для огромного числа писателей XX века. Высказывания о Марселе Прусте можно обнаружить у русских поэтов начала века — у Пастернака, который «боялся читать Пруста», у Мандельштама, Цветаевой, которая называла творчество Пруста «живьем», у В. Набокова, чей интерес к французскому писателю явно проявился в его произведениях «Лолита», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», в литературно-эссеистических произведениях, среди наших современников у А.Битова. Среди зарубежных авторов, опирающихся на художественную концепцию Пруста, на его стилистику можно назвать норвежского писателя Ю. Боргена, чей «Маленький лорд», «Темные источники» и «Теперь ему не уйти» буквально передают прустовскую атмосферу, особенно романа «В сторону Свана». Г. Маркес — его «Сто лет одиночества», сама атмосфера безвременья, выстроена по модели маршрута «эпохи сновидений» и спиралеобразности происходящего в мире. Польский фантаст Лем многое почерпнул у Пруста и даже написал роман, который назывался «Неутраченное время» (1955г,) Во французской литературе Пруста считали своим учителем А. Камю, Ж.-П. Сартр, Беккет, Э. Ионеско, Ж. Дево, Натали Саррот, А. Роб-Грийе, Мишель Бютор, чьё «Изменение» просто пропитаны прустовской атмосферой, его манерой сопоставлять персонажи с персонажами карт1ш, впрочем, как и «Планетарий» Саррот (в плане кинематографического приема описаний интерьера). Хотя, на первых порах выдвигая Пруста одним из основных идейных предсказателей «нового нового» романа, позднее сама же Н. Саррот отказывалась от своих слов (в этом нет ничего странного, так как кто бы ни находил новое четкое определение для Пруста, через какое-то время обязательно отказывался от своих предположений, так как трудно найти определение для бесконечного пространства времени, действия и места, например, для планеты во всех трех ее временных измерениях. Пруст создал подобие планеты, на которой есть все — и Африка, и Антарктида, и холод, и жара, и вода и суша. И все это разное, и, кажется, все это невозможно назвать ни одним словом, кроме Синтез).Недаром Пруст все время говорит о Мирах внутри человека. Он создает огромный Мир, планету — понять ее целиком невозможно. Ее необходимо разложить на элементы — на Африку, Антарктиду, Азию, Австралию, Европу, Америку — каждый континент на страны, страны на города, города на улицы, улицы на дома, дома на квартиры, квартиры на комнаты. Необходимо понять каждую часть, которая распадается на все меньшие — как атом. Познаш1е целого возможно только через расчленение, но не через тупое и бессмысленное разложение на части, а через анализ, способный добраться до сути, помочь. Зачем? Видимо именно сейчас, начиная с XIX века, настал момент, когда человеку нужно понять все до конца, не описывать, ведя что-то вроде статистики чувств, а вычерпывать проблему буквально до самого дна. Как уже говорилось в первой главе, одним из примеров современного синтеза. Мирового разума, созданного как бы в противовес средневековому готическому и алхимическому понятию Мировой Души, являеуся компьютер yi сцстема интернрт. Именно благодаря развитию психиатрии и конкретно гештальт-терашга и системы NLP, был создан этот «электронный мозг», способный запоминать и выполнять тысячи операций. Во время работы с солдатами, воевавшими во Вьетнаме, были применены определенные методики, позволяющие сглаживать некоторые моменты памяти, что-то устранять, что-то превращать в положительный опыт, не путем внушения, а путем механического движения глаз, или создания определенных образов, стали очевидны некоторые моменты работы мозга, которые помогали изобрести некую техническую модель, способную выполнять такие же функции. Все начиналось с элементарного — развилось до невероятных пределов (всего за какие-то 40−50 лет). Именно в Интернете мы можем обнаружить десятки сайтов, имеющих отношение к творчеству Марселя Пруста. Эти странички имеют различные тематики — библиографриескую, биографическую, мемуары (безусловно, все в виде небольших резюме, только для поверхностного ознакомления), сайты институтов, исследовательских центров (например. Центра Исследований Колб ;

Пруст), Общества друзей Марселя Пруста и Друзей Комбре и т. д., секретарем и организатором, которого является известный исследователь творчества Пруста Анна Боррель. Безусловно для серьезного изучения его творчества такой информации недостаточно • любопытно и всего лишь. Но для людей непосвященных — это прекрасный шанс ознакомиться и, может быть, всерьез заинтересоваться, прочитать его произведения от начала до конца. К тому же странички хорошо оформлены, содержат много фотографий и иллюстраций. Итак, под конец хочется сказать, что Пруст показывает нам не процесс разложения, а просто процесс смертности живого существа. Обыкновенную жизнь. Хотя и показывает момент гниения, распада человеческого общества, потерявшего основные ориентиры. Извращения губят душу человека, как и его тело, цинизм губит человека, атеизм — ry6irr человека. Но никогда не нужно забывать о том, что за чьей-то смертью приходит другая жизнь. Именно ради этой мысли Пруст, который безусловно является одним из Бессмертных (и может быть, бессознательно он и подзывал все время свою земную физическую смерть) дописывал свое произведеьше, в состояние которого он вошел, которым он и являлся. Эти слова, буквы, персонажи, пейзажи и есть Пруст. Как его предметы, содержащие «рефлекторную"память — он живет в деревьях, которые становятся бумагой, покрытой бесконечным количеством букв, из которых мы, открывая одну его книгу за другой, вызываем к жизни тысячи образов, названий и имен ;

огромный Мир, делящийся на множество миров — одну из многочисленных внутренних Вселенных, имя которой Марсель Пруст. Подводя общий итог, мы хотим вспомнить о целях, которые поставили перед собой во введении в диссертацию. Каждая из них была рассмотрена и проанализирована. Итак, мы пришли к следующим ключевым выводам:

1. Пруст сравнивает свое произведение с собором, так как он есть аллегория лабиринта, то есть безвремения, бесконечного поиска, символ всех искусств и символ сплоченности людей. Поиск нового синтеза и выхода из хаоса — одни из самых злободневных идей рубежа веков. Он находит схожие моменты между эпохой старого Средневековья и, как называл рубеж XIX и XX веков Н. Бердяев, Нового Средневековья.2. Пруст создавал синтез искусств, одновременно делая его психоаналитическим и вообще способным подвергаться анализу или дешифровке. «Тело» «Поисков» многослойно. За каждой композицией и сравнением всегда стоит Другое. Роман, как говорилось выше, — насквозь аллегоричен. Мы наблюдали это на примерах синтезированных конструкций, хранящих психоаналитический элемент.3. Наконец, Пруст впервые говорит в литературе о чистом психоанализе и превращает свое произведение в наблюдение за изменением сознания и психики человека на протяжении жизни, а также в психоаналитический сеанс, ведь даже само название «В поисках утраченного времени» говорит о поиске первопричины, давно забытой, вытесненной проблеме комплекса, которая рано или поздно выходит наружу и заставляет человека идти по ее следам.ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000. 34.

2. Таганов А. Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX — XX вв. Иваново, 1993. 3.

3. Пруст М. В поисках за утраченным временем \ В сторону Свана. Время, Л-д, 1934. 12.

4. Лопатин Л. Современное значение философских идей кн. Н. Трубецкого \ Вопросы филологии и философии. М., 1916. Кн.131.С. 2 -3.

5. Модернизм. М., 1980. 17.

6. Мир философии. М., 1991. 375.

7. Там же. 375.

8. Бергсон А. Индивидуальность и тип. СПб, 1914. 178−179.

9. Pierre-Quint L. Marcel Proust. P., 1935. P. 354.

10. Пруст М. В поисках за утраченным временем \ В сторону Свана. Л-д, 1935. 11.

11. Там же. 11.

12. Любимов Л. Искусство западной Европы. М., 1976. 11.

13. Там же. 25.

14. Сопоцинский О. Искусство западного средневековья. Л-д, 1975.15. Любимов Л. Искусство западной Европы. М., 1976. 25.

16. Там же. 28.

17. Фулканелли Тайны готических соборов. М., 1996. 105.

18. Там же. 44.

19. Там же. 45.

20. Там же. 47.

21.Тамже. 45.

22. Там же. 191.

23. Там же. 220.

24. Там же. 45.

25. Там же. 171.

26. История всемирной литературы. Т. 6, М., 1989. 17.

27. Там же. 18.

28. Там же. 18.

29. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999. 140.

30. Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986. 291.

31. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999. 24.

32. Пруст М. В сторону Свана. Л-д, 1934. 72.

33. Fraisse L. L^euvre Cathedrale. P., 1990. P. 36.

34. Аникин Г. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986. И.

35. Там же. 122.

36. Ruskin J. Stones of Venice. — in: Ruskin J. Works N. Y., 1887, v. 6.37. Proust M. Correspondance. P., 1970 — 1993. T. XYl 11. P. 464.

38. Лясовская О. Французская готика. М., 1973. 49.

39. Пруст М. Памяти убитых церквей. 113−115.

40. Clermont-Tonnerre E. De. Robert de Montesquiou et Marcel Proust.P., 1925. P. 15−16.

41. Мориак Ф. Указ. Соч. 300 — 301.

42. Мир философии. 280.

43. Фулканелли Тайны готических соборов. 209.

44. Тамже. 207.

45. Proust М. Pastiches et melanges. P., 1925. P. 194.

46. Proust M. Du cote de chez Swann. P., 1988. P. 180.

48. Мифы народов мира. М., 1982. 354.

49. Таганов А. Указ. Соч. 28.

50. История всемирной литературы. М., 1983. 26.

51. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1983. 78.

52. История всемирной литературы. 28.

53. Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. М., 1989. 317.

54. Дикманн X. Юнгианский анализ волшебной сказки. М., 2001.

55. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М., 1972. 44.

56. Deleuze G. Critique et clinique. P., 1993. P. 83.

57. Фулканелли Указ. Соч. 41.

58. Пруст М. Германт \ Рыкова И. На последнем этапе буржуазного реализма. Л-д, 1936. 7.

59. Флетчер Б. История архитектуры. СПб, 1911. 252.

60. Вундт В. Миф и религия. СПб, 1911. 47.

61. Луначарский А. В. Собрание сочинений: в 8 томах. М., 1965. Т.6.С. 271−272.

62. Пруст М. Германт. 19.

63. Там же. 20.

64. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. 346.

65. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Екатеринбург, 1998. 14.

66. Пруст М. Под сенью девушек в цвету \ Днепров В. Пруст художник. М., 1976. 9.

67. Фрейд 3. Указ. Соч. 355.

68. Там же. 430.

69. Мориак Ф. Указ соч. 294.

70. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 240.

71. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М. 2000. 84.

72. Пруст М. Германт. 393.

73. Пруст М. Памяти убитых церквей. 128.

74. De Botton А. Comment Proust peut changer votre vie. P., 1997. P. 21.

75. Владимирова А. И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух эпох. Л-д, 1976. 90.

76. Мориак Ф. Указ. Соч. 294.

77. Moriac Proust. P., 1959. P. 185 — 188.

78. Пруст M. В сторону Свана. Л-д, 1934. 183.

79. Пруст М. Германт. 349.

80. Там же. 350.

81. Там же. 353.

82. Там же. 354.

83. Там же \ Рыкова Н. На последнем этапе буржуазного реализма.84. Пруст М. Беглянка. М., 1993. 5.

85. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. 533.

86. Пруст М. Там же \ Днепров В. Пруст-художник. 8.

87. Мамардашвили М. Указ. Соч. 88.

88. Рыкова Н. Указ соч. 21.

89. Lagarde А., Michard L. Moyen Age. P., 1964. P. 195.

90. Proust M. Le temps retrouve. P., 1991. P. 349.

91. Deleuze G. Critique et clinique. P. 11.

92. Roi С Defanse de la litterature. P., 1968. P. 35.

93. Большой энциклопедический словарь. М., 1980. 1223.

94. Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескрша и английская литература XIX в. 11.

95. Мамардашвили М. Указ. Соч. 16.

96. Там же. 34.

97. Proust М. Le temps retrouve. P. 895 — 896.

98. Moriac Proust. P. 143.

99. Пруст M. В сторону Свана. 50 В дальнейшем ссылайтесь на указанное сочинение.100. Moriac Proust. Р. 54 101. Proust М. Jean Santeuil. 2 v. P., 1959. P.278 102. Moriac Proust. P. 58 103. Proust M. Correspondance. 5 v. P. 161 104. Proust m. Ibid. P. 165 105. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 966 106. Moriac М. Ibid. Р.82 107. Le Pichon Y. Le musee retrouve de Marcel Proust. P., 1990. P. 20 108. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980. 103 109. Кулаков В. А. Клод Моне. М., 1989. 20 ПО. DeBottonA. Ibid. Р. 21 111. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999. 140 112. Бердяев П. О назначении человека. М., 1993. 63 113. Magazine litteraire. Notes sur la Recherches. 1997. P.25 114. Moriac С Ibid. P. 21 115. Пруст M. Под сенью девушек в цвету. 31 116. Moriac М. Ibid. Р.20.

17. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. 47.

18. Делез Ж. Пруст и знаки. СПб, 1999.

19. Вергилий. Бутсолики. Георгики. Энеида. М., 1979. 420.

20. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. 534.

21. Там же. 533.

22. Там же. 533.

23. Тамже. 532.

24. Там же. 532.

25. Тамже. 532.

26. Botton А. Ор. Cit. Р. 29.

27. Фрейд 3. Очерки о психологии сексуальности. М. 55.

28. Haddad-Wolding К. Proust. Р., 1992. Р. 6.

29. Пруст М. Пленница. М., 1990. 395.

30. Там же. 387.

31. Proust М. Le temps retrouve. P. 140.

32. Op. Cit. P. 141.

33. Magazine litteraire. Janvier, 1997. P. 31.

34. Mopya A. Литературные портреты. М., 1971. 201−231.

35. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. СПб, 2000. 85.

36. Magazine litteraire. P.32.

37. Пруст М. Беглянка. М., 1993. 116.

38. Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. 40.

1.Пруст М. В поисках за утраченным временем//В сторону Свана. Л-д, 1934.

2. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. Л-д, 1935.

3. Пруст М. Германт. Л-д, 1936.

4. Пруст М. Содом и Гоморра. Л-д, 1938.

5. Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973.

6. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. М., 1976.

7. Пруст M. У Германтов. M., 1980.

8. Пруст M. Содом н Гоморра. М., 1987.

9. Пруст М. Плснннца. М., 1990.

10. Пруст М. Беглянка. М., 1993И. Пруст М. Утехн и дни. СПб-М., 1999.

11. Пруст М. Портреты художников и музыкантов. Грааль, 2000.

12. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999.

13. Пруст М. О вкусе//Пнсатели Франции о литературе. М., 1978.

14. Пруст М. О чтенни//Вопросы литературы. 1970. № 7.

15. Proust M. A la recherche du temps perdu// Du cote de chez Swann// A Tombres des jcunnes filles en fleurs. Editions Robert Laffont, P., 1987.

16. Proust M. Du cote de chez Swann. Classique Larousse, P., 1955.

17. Proust M. A Pombre des jcunnes filles en fleurs. Maxipoche, P., 1995.

18. Proust M. La prisoniere. Gallimard, P., 1989.

19. Proust M. Le temps retrouve. Gallimard, 1990.

20. Proust M. A la recherche du temps perdu, edition reprenant le texte etabli sous la direction de J.-Y. Tadie pour «Biblioteque de la Pleiade, Gallimard, 1988;1990, 8 vol.

21. Proust M. Correspondance. P., 1970;1990,18 vol.

22. Proust M. Jean Santcuil precede de Les plaisirs et les jours. P., 1982.

23. Proust M. Contre Sainte-Beuve precede de Pastiches et melanges. P., 1978.

24. Proust M. Pastiches et melanges. P., 1925.

25. Proust M. Les plaisirs et les jours. P., 1924.

26. Андреев Л. Г. Марсель Пруст. M., 1968.

27. Андреев Л. Г. Импрессионизм. M., 1980.

28. Бочаров С. Г. Пруст и «поток сознания» //Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967.

29. Быозин. А. Пруст: Атмосфера реальности \ Иностр.

Литература

1993.

30. Владимирова А. И. Проблема художественного познания во Французской литературе на рубеже двух эпох. Л-д, 1976.

31. Делез Ж. Пруст и знаки. СПб, 199 933. Делез Ж. Ницше. СПб, 1997Евнина Е. М. Современный французский роман. М., 1962.

32. Мамардашвнлн М. К.

Введение

в философию, или То же самое, но в связи с романом Пруста «В поисках утраченного времени"//Искусство кино. 1993. № 2.

33. Мамардашвнлн М. К. Психоаналитическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб, 1997.

34. Мамардашвилн М. К. Лекции о Прусте. М., 1995.

35. Мамардашвнлн М. К. Эстетика мышления. М., 200 038. Мориак К. Пруст. М., 1999.

36. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. М., 2000.

37. Моруа А. Литературные портреты. М., 1971.

38. Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986.

39. Сучков Б. Лики времени. М. Д976.2 т.

40. Таганов А. Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков. Иваново, 1993.

41. Таганов А. Н. Формирование эстетической концепции Марселя Пруста. М., 1996.

42. Толмачев М. Марсель Пруст. К вопросу о кризисе французского модерннсткого романа 1920;х гг. М., 1965.

43. Albaret С. Monsieur Proust. P., 1973.

44. Abraham P. Proust. P., 1971.

45. Bouchard F.-X. Les paysages Proustiens. BuIletin de la Sosiete des Amis de M. Proust et des Amis de Combray n 25,1978.

46. Borrel A. Les plaines du temps perdu. Bulletin de la Sosiete des Amis de M. Proust et des Amis de Combray n 43,1993.

47. De Botton A. Comment Proust peut changer votre vie. P., 1997.

48. Bellemin-Noel J. Psychanaliser le reve de Swann. Poetique n 9, 1972.

49. Bibesco M. Au bal avec Marcel Proust. P., 1928.

50. Blanche J.-E. Mes Modeles. P., 1928.

51. Curtius E.R. Marcel Proust. 1928.

52. Chardin Ph. Le roman de la conscience maleureuse. Geneve, 1982.

53. Doubrovsky S. La place de la madeleine. Ecriture et fantasme chez Proust. P., 1974.

54. Dodet L. Autour de quarante letters de Marcel Proust. NRF, 1928.

55. Dreyfus R. Souvenirs sur Marcel Proust. P., 1926.

56. Deleuze G. Critique et clinique. P., 1993.

57. Erman M. L’oeil de Proust. P., 1988.

58. Fraisse L. L’oeuvre cathedrale. Proust et l’architecture medievale. P., 1990.

59. Fraisse L. L' esthetique de Marcel Proust. P., 1995.

60. Fraisse L. Le processus de la creation chez Marcel Proust. Le fragment experimental. P., 1988.

61. Ferre A. Geographie de Marcel Proust. P., 1939.

62. Florival Gh. Le desir chez Proust. A la recherche du sens. P., 1971.

63. Fernandez R. A la gloire de Marcel Proust. P., 1944.

64. Genette G. Figure 11. P., 1996.

65. Grasset B. Mon amitie avec Marcel Proust. P., 1958.

66. Gautier Y. G. Les chemins du Mithe. P., 1988.

67. Hier FI. La musique dans I’oeuvre de Marcel Proust. New York, 1938.

68. Henrot G. Delit, delivrance, thematique de la nevrose. P., 1991.

69. Hahn R. Notes. Journal d’un musicien. P., 1933.

70. Hayman L. Lettres et vers de Marcel Proust a Mesdames Laurc Hayman et Louisa de Mornand. P., 1928.

71. Kristeva J. Le temps sensible. Proust et I’experience litteraire. P., 1994.

72. Larousse. Les auteurs de la litterature francaise. P., 1994.

73. Mauriac CI. Proust. P., 1959.

74. Mannin-Horming Proust et la peinture. P., 1951.

75. Miguet-OIlornier H. La mythodologie de Marcel Proust. Annales de l’Universite de Besancon, 1982.

76. Meunier CI. Le jardin d’Hiver de Madame Swann, Proust et les fleurs. P., 1995.

77. Margerie D. Le jardin secret de Marcel Proust. P., 1994.

78. Montesquiou R. Les pas effaces, 3 volumes. P., 1923.

79. Magazine litteraire. Janvier, 1997.

80. Pierre-Quint L. Marcel Proust. P., 1935.

81. Le Pichon Y. Le musee retrouve de Marcel Proust. P., 1990.

82. Roberge Y. Illustration du Chemin de fer. Marcel Proust, la vie du rail n 400,1954.

83. Roi C. Defence de la litterature. P., 1968.

84. Revel J.-F. Sur Proust. P., 1960.

85. Ruskin J. Stones of Venice. in: Ruskin J. Works N.Y. 1887.

86. Robichez J. Precis de litterature francaise du XX siccle. P., 1985.

87. Tadie J.-Y. Proust. P., 1983.

88. Tadie J.-Y. Marcel Proust. P., 1996.

89. Seguin-Fontes M. L’herbier de Marcel Proust. P., 1995.

90. Ushiba A. Le theme de Peau dans «A la recherche du temps perdu». Tokio, France Tosho, 1979.

91. Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986.

92. Бердяев H.A. О назначенни человека. М., 1993.

93. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Екатеринбург, 1998.

94. Брокгауз, Эфрон. Эпциклопедический словарь. СПб, 1−82 т., 1893−1904.

95. Вундт В. Миф н религия. СПб, 1911.

96. Да Винчи Л. Избранные произведения. М., 2 т., 1935.

97. Вопросы филологии. СПб, 1999.

98. Вопросы филологии. СПб, 2000.

99. Дикманн X. Юнгнаискнй анализ волшебной сказки. М., 2001.

100. История всемирной литературы. М., 7 т., 1983 1988.

101. История искусства. М., 1980.

102. Канке В. Философия. М., 2000.

103. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972.

104. Крючкова В. А. Антиискусство. М., 1985.

105. Кулаков В. Клод Moue. М., 1989.

106. Лясновская А. Французская готика. М., 1973.

107. Любимов Л. Искусство западной Европы. М., 1976.

108. Метелинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1 976 111. Модернизм. М., 1980.

109. Малахов Н. О модернизме. М., 1975.

110. Мифы пародов мира. М., 2 т., 1982.

111. Ницше Ф. Сочинения 1 том. М., 1990.

112. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

113. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.

114. Раздольская В. Искусство Франции второй половины XIX века. JI-д, 1981.

115. Сопоцинский О. Искусство западного средневековья. Л-д, 1975.

116. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.

117. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

118. Угринович Д. М. Искусство и религия. М., 1983.

119. Флетчер Б. История архитектуры. СПб, 1911.

120. Фулканелли Тайны готических соборов. Ваклер, 1996.

121. Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. М., 1989.

122. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1991.

123. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

124. Философский энциклопедический словарь. М., 1980РОССИЙСКАЯгосудагсг^ШАПБЕБЛИО?.^//Ъ*ЬОЬ ~ оь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой