Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные формы познавательной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совместимость религиозной веры и естественно-научных исследований, опирающихся на рациональность естествознания, доказывает также творчество многих естествоиспытателей: И. Ньютона, Г. Менделя, В. Ф. Войно-Ясенецкого, Тейяра де Шардена и др., «так что ни теоретически, ни практически нельзя оправдать утверждение воинствующих атеистов, будто разум и вера, наука и религия несовместимы… Читать ещё >

Основные формы познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познавательное отношение человека к миру реализуется в разных формах и носит культурно-исторический характер. К основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное.

Уже на ранних этапах развития человечества существовало обыденно-практическое познание. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания и является базовым.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика — нерасчлененность на субъект и объект, синкретизм, т. е. целостное видение мира. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.

В рамках мифологии зарождалась художественно-образная форма познания, наиболее развитая в искусстве, которое хотя специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественное познание впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь — в философии искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что недоступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции.

Древнейшими формами познания, генетически связанными с мифологией, являются религиозное и философское познание.

Современные исследователи религиозного познания[1] отмечают, что до сих пор существует мнение, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Религиозное знание отличается от других видов знания (прежде всего научного), во-первых, своим основным содержанием, во-вторых, формой, средствами постижения этого содержания.

Содержанием религиозного познания является познание Бога. Существует неразрывная связь религиозной веры и познания: сколь бы ни была эмоциональна вера, она основывается на знании, имеет предпосылкой знание, познание пронизывает веру, познание венчает процесс религиозного верования. Религиозная вера — это непосредственное знание о Боге, полученное при встрече в опыте-общении. Через религиозный опыт в глубины сознания проникает сознание мира и реальность Бога. Одним из важнейших феноменов религиозного познания является сердце. Это не физиологическое всем известное сердце, а «сердце», близкое к понятию «душа». Через него и благодаря ему проявляется духовный мир верующего человека, осуществляется связь с другими людьми, с обществом, природой, Богом.

Совместимость религиозной веры и естественно-научных исследований, опирающихся на рациональность естествознания, доказывает также творчество многих естествоиспытателей: И. Ньютона, Г. Менделя, В. Ф. Войно-Ясенецкого, Тейяра де Шардена и др., «так что ни теоретически, ни практически нельзя оправдать утверждение воинствующих атеистов, будто разум и вера, наука и религия несовместимы»[2].

Особенности философского познания вытекают из специфики философии как формы духовного освоения действительности.

Философия — это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-рациональном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить глубокое единство мира.

Философское познание содержит в себе духовно-практические ориентиры. Философия должна пытаться давать ответы на вопросы, а лучше — должна давать путь к ответам на вопросы о смысле жизни, смысле любви, возможности счастья, добре и зле, смысле творчества, природе человека и общества в целом, месте человека в мироздании. Таким образом, как отмечают современные мыслители[3], — философия выполняет существенную и несуетную задачу — она открывает путь к пониманию человеком смысла истории и к самоопределению себя в ней.

Философское познание выражает ценностные основания человеческого существования.

Научное познание стремится вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Отсюда следуют ориентация научного познания на объективность и устранение, по возможности, всех субъективистских моментов.

Целью и высшей ценностью научного познания является поиск объективной истины, постигаемой преимущественно рациональными средствами и методами. Его задача — дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть[4].

Научное познание характеризуется строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов, хотя в процессе научного познания выдвигается немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.

В гносеологическом плане научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм. Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.

  • [1] См.: Алексеев П. В. Социальная философия: учеб, пособие. М.: Велби, 2003.
  • [2] Там же. С. 62.
  • [3] См.: Курашов В. И. Начала философии. Казань: Изд-во КДУ, 2007. Гл. 4: Непреходящая ценность философии.
  • [4] Эйнштейновский сборник. М.: Мир, 1967. С. 23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой