Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Налоговая система. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на рост налогового бремени, казна продолжала испытывать финансовые затруднения. Острота финансового положения сказывалась в грандиозном росте недоимок. Существенная причина этого лежала в крайней распыленности финансового хозяйства. Сбор налогов на местах лежал на местных землевладельцах или на самом тягловом обществе. В последнем случае выборные земские власти сдавали поступления… Читать ещё >

Налоговая система. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе управления особое значение приобретала организация финансов. «Литовское разорение» оставило страну в состоянии полного финансового краха. Между тем, расходы непрерывно росли, особенно в связи с войнами, которые с середины XVII в. тянулись с незначительными перерывами до конца столетия.

Налоговые поступления состояли из окладных и неокладных сборов. Основными были окладные сборы, т. е. такие, по которым вперед назначался определенный обязательный для плательщиков размер платежа — оклад. По этому признаку в число окладных сборов попадали, наряду с прямыми налогами, основные косвенные налоги, по которым сумма годовых поступлений также определялась вперед.

В XVII в. существовало, но крайней мере, семь видов окладных сборов. Старейший налог — посопшая подать — взимался с определенной крупной окладной единицы обложения — сохи. Количество земли, входившее в состав сохи, колебалось в зависимости от социального положения владельца: для «черных земель» — 500 четей (четь — около 0,5 га), для монастырских — 600, для служилых — 800. Чем больше четей в сохе, тем ниже была общая сумма обложения. Кроме того, земельный размер сохи колебался в зависимости от качества земли в связи с системой так называемого «одабривания» худой и средней земли против «доброй». Одабривание заключалось в том, что при худом или среднем качестве земли количество четей в сохе соответственно увеличивалось: размер одабривания по феодальному землевладению составлял 25% для средней и 50% для худой и несколько снижался для «черных земель» — 20 и 40%. Существовала также определенная система перевода в сохи промысловых предприятий и городского тягла. В общем, в соху клались объекты фактической хозяйственной эксплуатации. Для измерения крестьянских земель в качестве более дробной единицы применялась «выть», исходившая из нормы 10—12 четей (5—6 га) в одном поле.

Обложение носило условный характер. Правительство на основе переписи определяло общую сумму налога и его распределение по уездам. За этим следовал «развод» по волостям и далее — «разруб» по дворам, который производило само население. Для феодального землевладения производился «развод» по отдельным владениям.

Сошное письмо вследствие своей условности и неточности не обеспечивало соответствия обложения с платежеспособностью плательщика, так как учитывало размеры земли, а не число работников, что в условиях феодального хозяйства было решающим, поэтому в царствование Михаила Федоровича из среды дворянства раздастся требование перехода к подворному обложению. Первым шагом в этом направлении был переход от посопшого обложения к живущей четверти. Живущая четверть учитывала при определении платежеспособности количество дворов, но, как и соха, оставалась условной единицей. Обычно за основу принималось 10 крестьянских или 20 бобыльских дворов в живущей четверти, кроме того, допускались колебания в зависимости от социальной принадлежности владельца земли и от района. В 1678 г. перешли к подворной переписи, окончательно перенесшей расчет обложения с земли на тяглый двор как основную податную единицу, что обеспечивало более полный охват отдельных категорий сельского населения. Этот порядок должен был в то же время выявить «избывавших» тягло, которые «пашню пахали» на стороне, «наймуя у монастырей и у великих людей» .

При непрерывном росте расходного бюджета в XVII в. получили решающее значение разные новые налоги определенного условного назначения: стрелецкие деньги, полоняничные, ямские. Целевые налоги на протяжении XVII в. все время росли (стрелецкие деньги выросли примерно в 10 раз). С коренного населения Сибири и Поволжья собирался ясак, подать мехами.

Экстренными, единовременными сборами были пятинные деньги, исчислявшиеся «с животов и промыслов», т. е. со стоимости имущества и с доходов: пятая деньга (20%), десятая (10%), двадцатая (5%).

Прямые налоги составляли в конце века менее половины общих налоговых поступлений. Первое место в бюджете принадлежало «окладным» косвенным налогам — таможенным и кабацким; в начале XVII в. они составляли более 53% всего прихода. Эти доходы собирались двояким способом — либо они отдавались на откуп, либо обязанность сбора возлагалась на выборных «верных голов» с целовальниками под гарантию местного общества. Устанавливался «оклад», т. е. сумма, подлежащая сдаче в казну, независимо от фактического поступления. Лица, избираемые местным посадским обществом, целовали крест и приносили присягу в добросовестном исполнении обязанностей, отсюда название «верных голов» («служба на вере», т. е. по присяге) и их помощников целовальников.

Несмотря на рост налогового бремени, казна продолжала испытывать финансовые затруднения. Острота финансового положения сказывалась в грандиозном росте недоимок. Существенная причина этого лежала в крайней распыленности финансового хозяйства. Сбор налогов на местах лежал на местных землевладельцах или на самом тягловом обществе. В последнем случае выборные земские власти сдавали поступления частично на местах, частично в самой Москве, где приход расходился по отдельным приказам, между которыми затем перераспределялся в зависимости от действительных надобностей.

Создание Счетного приказа как органа контроля было крупнейшим шагом в упорядочении финансовой системы.

Церковь.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть, вылившиеся в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а в более широком смысле — в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, па участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о двух властях (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой