Современные подходы к проектированию содержания образования дошкольников
Сегодня ученые все больше склоняются к тому, что содержание, направленное на развитие детей дошкольного возраста, должно носить открытый характер. Открытость содержания предполагает включение в образовательные программы основных направлений образования, выделение основополагающих принципов, цели, задач, этапов образовательной работы, описание основных средств. Такой подход к конструированию… Читать ещё >
Современные подходы к проектированию содержания образования дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сегодня ученые все больше склоняются к тому, что содержание, направленное на развитие детей дошкольного возраста, должно носить открытый характер. Открытость содержания предполагает включение в образовательные программы основных направлений образования, выделение основополагающих принципов, цели, задач, этапов образовательной работы, описание основных средств. Такой подход к конструированию содержания образования создает простор для творческого использования педагогических технологий и средств, выбора способа взаимодействия педагога с детьми и др.
Поддержку личностной активности детей, становление их субъектной позиции в образовательном процессе обеспечивает содержание, строящееся с ориентацией на возрастные ценности детей. Проектирование состава такого содержания должно быть направлено в первую очередь на постижение детьми разных типов образности:
- • художественной (метафоричность, сюжетность, композиционность), связанной с развитием эмоционального отношения к миру;
- • ценностно-ориентировочной (образцы-эталоны, ценностные ориентиры), направленной на становление начальных этапов эмоционально-ценностного отношения к миру, и др.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему определяет ФГОС. В стандарте подчеркивается, что программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
- 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Согласно ФГОС выделяются структурные единицы — направления развития, или образовательные области, которые должны находить раскрытие в содержании общеобразовательной программы дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (см. разд. 1.5).
Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В каждом из них отражается обязательная часть (рекомендуемый объем — не менее 60%) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%).
Общеобразовательная программа дошкольной организации — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации педагогической работы в конкретной дошкольной организации.
Таким образом, содержание дошкольного образования может рассматриваться в разных аспектах и с разных позиций как на уровне проектирования, так и его реализации. Современные требования к содержанию дошкольного образования раскрываются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Что понимается под содержанием образования?
- 2. Представьте в виде таблицы ретроспективный анализ содержания дошкольного образования.
- 3. Используя исследовательский материал и нормативные правовые документы, охарактеризуйте современные подходы к содержанию дошкольного образования. Каковы принципы его проектирования?
- 4. Опишите требования к созданию общеобразовательной программы дошкольного образования, опираясь на материалы ФГОС.
- 5. Подготовьте компьютерную презентацию, раскрывающую соответствие общеобразовательной программы требованиям ФГОС. Примерные темы: «Программа „Детство“ в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Соответствие программы „От рождения до школы“ требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- [1] Научный интерес в этом плане представляют исследовательскиематериалы Т. И. Алиевой, в которых раскрываются подходы к проектированию образно насыщенного содержания. Основным принципомконструирования такого содержания является соблюдение логики движения от эстетического произведения к созданию многосвязных эмоционально-художественных образов и динамических систем представлений. В таком восприятии основными стратегическими направлениями компоновки образовательного материала выступают:
- [2] ознакомление детей с художественными произведениями, развитие умений воспринимать типы образности (метафоричность, сюжетность, многозначность образов), развитие способности к сопереживанию и сочувствию героям;
- [3] овладение средствами построения взаимодействия с эстетическимобразом через воссоздание описанных в литературном произведениидействий героя, эмоциональных ситуаций (словом, жестом, походкойи т.д.); реальное содействие описываемым событиям, отличающимсянеопределенностью, неожиданностью; актуализацию личного опыта, включенного в процесс восприятия художественного произведения;образное отражение персонажей изобразительными и музыкальнымисредствами;
- [4] создание условий для творческого использования этих средствпри восприятии новых художественных образов через самостоятельное комбинирование элементов из различных произведений путем вза-имоналожения сюжетов; введение проблемных задач, побуждающихк интерпретации элементов литературных произведений, и т. п. Описанная логика компоновки образовательного материала обусловлена тем, что понимание художественных произведений у дошкольников осуществляется не столько в словесном плане, сколько в образном и протекает в действии выбора, в образном движении, рисунке, сюжете игры, в «раздумывающем сочинительстве» (Т. И. Алиева). Данные теоретические положения находят отражение в базиснойобразовательной программе «Истоки», в разделе эстетическое развитие.