Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История развития логистики в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то что сам термин «логистика» и, соответственно, учебная дисциплина стали применяться и преподаваться в России совсем недавно, отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование… Читать ещё >

История развития логистики в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Остановимся на проблемах развития логистики в нашей стране. Необходимость в научных подходах и практических методах логистики появилась с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт и рассмотренная выше эволюция логистики, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистики зависела от ряда условий, определяющих уровень развития производительных сил, технологий, политической обстановки, зрелости рыночных отношений, сложившихся на определенном историческом этапе. Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в отрыве от имеющейся на сегодняшний момент социально-экономической, политической обстановки в России и прогноза хода экономических реформ.

К началу 1990;х гг., т. е. на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).

Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов, но широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также с большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу. Широко известны за рубежом работы наших ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания, теории связи и коммуникаций, методов и моделей создания информационных систем и технологий, другие исследования, составляющие теоретическую базу современной логистики. Большой научный и практический вклад внесли наши ведущие ученые и специалисты в различные аспекты материально-технического снабжения и сбыта, оперативного управления производством, оптимального планирования потребности в материальных ресурсах, организации эффективного функционирования транспорта в сфере распределения продукции, организации складского хозяйства, управления смешанными перевозками в транспортных узлах и т. д.

Несмотря на то что сам термин «логистика» и, соответственно, учебная дисциплина стали применяться и преподаваться в России совсем недавно[1], отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно-календарное планирование производства, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой и розничной торговли и др. До перехода к рынку в изучении указанных дисциплин, практических приложениях и научно-исследовательских разработках преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники, по существу, единого логистического процесса в сферах производства и сбыта продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования в централизованной плановой экономике. Логистический же подход в концептуальном понимании в аспектах ресурсной или интегральной парадигмы не мог быть востребован до начала перехода к рынку.

Большое значение для становления и развития логистики в отечественном бизнесе имела практика подготовки военных логистов, которая в СССР продолжалась вплоть до 1964 г. в военных академиях, а затем фрагментарно (как отдельная дисциплина — военная логистика) в специализированных военных учебных заведениях.

В течение длительного периода в экономике СССР, а затем и Российской Федерации складывалась производственно-техническая база (инфраструктура) в различных отраслях производства и сфере обращения, назначением которой было управлять материальными потоками, что мы сейчас относим к прерогативе логистики. В отраслях промышленного производства это относится к внутрипроизводственным системам организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным производствам и робототизированным комплексам, системам автоматизации проектирования. Известны примеры эффективного использования в промышленности отечественных логистических систем, реализующих концепции RPyJIT и др. На территории РФ функционируют объекты мощной логистической инфраструктуры: складские системы и товаропроводящие сети, крупные автоматизированные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские и логистические центры, объекты оптовой и розничной торговли и т. п.

С конца 1980;х гг. в России появляются первые переводы отдельных статей по логистике зарубежных авторов и аналитические обзоры в этой области, инициируемые в основном центральными институтами Госснаба СССР (НИИМС, ЦНИИТЭИМС), Всесоюзным центром научно-технической информации, а также рядом вузов, отраслевых и ведомственных институтов Министерства торговли и Госснаба Советского Союза.

Интерес к логистике быстро возрастал, особенно в преподавательской среде вузов России, готовящих специалистов по материально-техническому снабжению и транспорту. Поэтому достаточно длительное время в нашей стране логистика воспринималась именно как развитие и комплексное взаимодействие транспорта и снабжения.

В 1991 г. в СССР была создана Всесоюзная ассоциация логистики (ВАЛ), основными направлениями деятельности которой стали координация научно-исследовательских работ и учебно-педагогической деятельности в области логистики, совершенствование систем управления материальными и информационными потоками, развитие складского хозяйства, участие в продвижении актуальных логистических технологий контейнеризации и пакетирования грузов, создание банка данных по проблемам логистики. Первым президентом ВАЛ стал профессор Михаил Петрович Гордон. В 1993 г. ВАЛ была преобразована в Фонд логистических разработок (ФОЛОР). ФОЛОР являлся членом Европейской логистической ассоциации (European Logistics Association — EL А) с момента основания вплоть до 1996 г., когда по организационным причинам он прекратил свое существование. В 1994 г. на базе Тушинского машиностроительного завода (г. Москва) было образовано Российское региональное отделение SOLE, целью которого являются содействие международному сотрудничеству в области теоретической и прикладной логистики, оказание поддержки фундаментальным научным исследованиям по логистике, популяризация логистических знаний.

В 1993 г. в нашей стране произошло поистине революционное событие в экономике — были ликвидированы централизованные системы Госснаба и Госплана бывшего СССР. Это положило начало введению свободной оптовой торговли материально-техническими ресурсами и стало знаковым моментом в становлении отечественной логистики. В том же году в СанктПетербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ) была создана первая в России кафедра, в названии которой имелось слово «логистика», — кафедра коммерции и логистики. Кафедрой заведовал доктор экономических наук, профессор Олег Александрович Новиков.

По инициативе ряда российских вузов, специализирующихся в основном на снабженческих и транспортных специальностях, Министерством образования РФ в 1995 г. было принято решение о включении в учебные планы более чем 200 экономических и инженерно-экономических вузов страны дисциплины «Основы логистики». Это явилось определенной вехой в популяризации логистики и толчком к ее дальнейшему развитию в России.

Практически вплоть до 1998—1999 гг. логистика в России в основном продвигалась и развивалась в вузовской среде, чему в немалой степени способствовало упомянутое выше введение новой учебной дисциплины. Бизнес-среда России (за исключением ряда иностранных компаний, работающих на российском рынке) не была готова к внедрению логистических инноваций. Особую проблему создавало полное отсутствие подготовленных отечественных специалистов в этой области.

При отсутствии специальности «Логистика» в высшей школе она существовала вплоть до 2001 г. в перечне специальностей ВАК РФ[2]. По этой специальности защищались диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. В тот период докторские диссертационные советы по специальности 08.00.06 — логистика имелись в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова (г. Москва), Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Институте исследования конъюнктуры оптовых товарных рынков (ИТКОР), кандидатские советы работали в Саратовском государственном техническом университете и Ростовской государственной академии строительства. Крупные научно-педагогические центры, но логистике возникли в Москве, СанктПетербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Самаре. На их базе подготовлены квалифицированные педагогические кадры и в настоящее время развиваются научные направления, потребность в которых определяется как фундаментальными исследованиями, так и практическим применением логистических разработок на предприятиях и в организациях бизнеса.

Каким бы парадоксальным это ни казалось, в России практические аспекты внедрения логистики начали реализовываться не на уровне отдельных компаний, а в макроэкономическом масштабе. Так, начиная уже с 1995 г. наша страна начала активно участвовать в крупных международных логистических проектах под эгидой TEDIM, UNCTAD, TACIS [3] и создавать национальные макрологистические системы на транспорте и в торговле. В частности, в 1995 г. по инициативе Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Западного региона России (Ассоциация «Северо-Запад») была начата программа формирования в России региональных транспортно-логистических систем (РТЛС). В период с 1995 по 2001 г. были разработаны и внедрены федеральные и региональные программы и проекты, элементами которых являлись макрологистические системы (федеральные программы «Возрождение торгового флота», «Дороги России», «Терминал», «Российская сеть региональных информационно-аналитических центров» и др.).

В этот же период наша страна участвует в нескольких международных проектах по развитию глобальной логистики, в частности в программах TEDIM и TRADE POINTS

Одной из кардинальных проблем дальнейшего развития логистики в России стала подготовка квалифицированных логистов. Такая подготовка могла быть осуществлена только в рамках отдельной специальности. Однако открытие новой специальности оказалось очень трудным и длительным процессом. Более двух лет огромной подготовительной работы и поистине героических усилий группы энтузиастов логистики во главе с заведующей кафедрой логистики ГУ-ВШЭ В. В. Дыбской, при поддержке ректора ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминова и первого проректора Л. Л. Любимова потребовалось для открытия в России новой специальности «Логистика». Наконец, 25 апреля 2000 г. заместителем министра образования РФ В. Д. Шадриковым был подписан приказ № 1213 «Об эксперименте по подготовке специалистов по специальности 62 200 „Логистика“».

Проект Государственного образовательного стандарта новой специальности 62 200 «Логистика» был разработан кафедрой логистики ГУ-ВШЭ под руководством профессора В. В. Дыбской. В группу основных разработчиков проекта стандарта вошли профессор В. В. Дыбская, профессор В. И. Сергеев и доцент А. Н. Стерлигова. Государственным образовательным стандартом специальности 62 200 «Логистика» предусматривалось наименование квалификации специалиста — логист.

Значительным событием в решении проблемы ускоренной подготовки и переподготовки отечественных логистов стало образование в апреле 2000 г. Международного центра подготовки кадров в области логистики Государственного университета — Высшая школа экономики (МЦЛ ГУ-ВШЭ). Президентом МЦЛ назначается профессор В. И. Сергеев, директором — профессор В. В. Дыбская.

В апреле 2001 г. МЦЛ ГУ-ВШЭ подал заявку на вхождение в состав Европейской логистической ассоциации ELA и Европейского сертификационного комитета по логистике ECBL (European Certification Board for Logistics'). 17—19 ноября 2001 г. в Брюсселе состоялись Генеральная ассамблея ELA и заседания Правления ECBL, на которых в качестве приглашенных присутствовали президент МЦЛ профессор В. И. Сергеев и директор МЦЛ профессор В. В. Дыбская. На Генеральной ассамблее МЦЛ ГУ-ВШЭ (первым и единственным от России) был единогласно принят в члены ELA — престижной организации, объединяющей около 30 стран и координирующей процессы образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов по логистике, а также научно-исследовательские проекты стран ЕС в этой области. Июнь 2002 г. знаменателен тем, что ректор ГУ-ВШЭ, профессор Я. И. Кузьминов подписал приказ о создании в структуре МЦЛ Сертификационного комитета по логистике (приказ от 10 июня 2002 г. № 970-ОУП), которому ECBL делегировал права Национального сертификационного комитета (НСКЛ) по проведению стандартной процедуры европейской сертификации персонала компаний па уровни: юниор (Junior level — EJ Log); сеньор (Senior level — ES Log) и мастер логистики (Master level — EM Log). Председателем НСКЛ была назначена профессор В. В. Дыбская.[4]

  • 11 ноября 2002 г. была официально зарегистрирована новая общественная организация — Национальная логистическая ассоциация России (НЛА[5]). Учредителями НЛА выступили ГУ-ВШЭ, Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Президентом НЛА был избран профессор В. И. Сергеев. Таким образом, в России впервые появилась своя логистическая ассоциация. Миссией НЛА было определено становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Целью НЛА является объединение усилий и координация деятельности правительственных институтов, предприятий, фирм, научных и образовательных учреждений и организаций, а также физических лиц по развитию в России теории и практики логистики.
  • 23 мая 2003 г. на Генеральной ассамблее Европейской логистической ассоциации в г. Мюнхене (Германия) Национальная логистическая ассоциация России была принята в члены ELA.

Начало XXI в. охарактеризовалось поистине революционным взлетом интереса к логистике уже со стороны организаций бизнеса России. За какие-то три-пять лет в России логистика из экзотического термина превратилась в привычный функционал менеджмента огромного количества отечественных компаний. Только в Москве на середину 2006 г., по данным некоторых рекрутинговых и консалтинговых компаний, насчитывалось свыше 9 тыс. фирм, имеющих выделенную структуру управления логистикой: службу, отдел, дирекцию, департамент. В этих организационных подразделениях работают десятки тысяч менеджеров разного уровня иерархии управления: от операционных логистов до вице-президентов и директоров компаний по логистике.

В период с 26 по 30 мая 2003 г. в МЦЛ ГУ-ВШЭ произошло поистине историческое событие — состоялись защиты первых в России дипломных работ слушателей программы второго высшего образования по логистике. 3 октября 2003 г. в ГУ-ВШЭ состоялось торжественное вручение государственных дипломов первым 27 российским «логистам», а также европейских сертификатов уровня «сеньор логистики» первым в России менеджерам, успешно прошедшим процедуру европейской сертификации.

В 2001—2005 гг. быстрыми темпами росло число кафедр логистики. Кроме кафедр логистики, созданных в вузах, вошедших в эксперимент по специальности «Логистика», кафедры уже существуют во многих других вузах нашей страны в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Волгоград, Иркутск, Саратов, Самара, Ставрополь, Ростовна-Дону, Омск, Новосибирск и др.

Период с 2004 по 2006 г. охарактеризовался стремительным вхождением в российский бизнес УЦП, что является естественным развитием интегрированного подхода к логистике. В организационных структурах управления передовых компаний, работающих на российском рынке, появились первые.

SCM, подразделения, а также соответствующие должности персонала, например такие как менеджер по планированию цепи поставок, интегральный SCM, менеджер, супервайзер по контролю и мониторингу цепей поставок и т. п.

У МО по специальности «Логистика» Министерства образования и науки РФ при ГУ-ВШЭ не осталось в стороне от происходящих в мире изменений в плане развития идеологии управления цепями поставок, постоянно отслеживая происходящие в мире изменения в плане развития идеологии логистики и SCM. В течение 2004—2005 гг. Научно-методический совет У МО активно работал над корректировкой типовых программ блока специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта «Логистика» в аспектах учета новейших 5СМ-решений и технологий интегрированной логистики. В 2005 г. У МО был разработан и передан в Министерство образования и науки РФ стандарт нового поколения, в котором название специальности «Логистика» было переименовано в «Логистика и управление цепями поставок». Новый стандарт был одобрен Департаментом государственной политики в сфере образования, и 2 марта 2006 г. министром был подписан приказ № 43 «О направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования», в котором специальность «Логистика» была переименована в специальность 80 506 «Логистика и управление цепями поставок».

В Государственном образовательном стандарте новой специальности был существенно расширен перечень дисциплин, раскрывающих содержание SCM-концепции, в частности в блок специальных дисциплин стандарта вошли: «Управление цепями поставок», «Управление запасами в цепях поставок», «Управление качеством логистического сервиса в цепях поставок», «Проектирование сетевой структуры цепей поставок», «Референтные модели операций в цепях поставок», «Управление операциями в цепях поставок», «Мониторинг цепей поставок» и др.

В июне 2006 г. в ГУ-ВШЭ была создана первая в России кафедра управления цепями поставок. Заведующим кафедрой был назначен президент Национальной логистической ассоциации, профессор В. И. Сергеев. Создание в ГУ-ВШЭ данной кафедры призвано способствовать решению проблемы подготовки квалифицированных кадров, развитию профессиональных знаний логистов в области интегрированной логистики и управления цепями поставок, соответствующих международным стандартам, а также внедрению современных логистических систем и технологий управления цепями поставок в практику работы отечественных предприятий и организаций.

В период с 2002 по 2006 г. паша страна продолжала создавать систему логистической поддержки инфраструктуры товарных рынков и международных транспортных коридоров (МТК) в рамках федеральных и региональных программ и проектов. Среди них можно отметить программы формирования систем интегрированной логистической поддержки функционирования товарных рынков Москвы и Санкт-Петербурга, проекты создания логистических центров и мультимодальных логистических терминально-распределительных комплексов на различных видах транспорта, систему логистической поддержки транзита, но МТК «Север — Юг» и «Запад — Восток» и др.

Активно разрабатываются в России системы логистического сопровождения мультимодальных МТК. Эти системы, базирующиеся на создании интегрированных торгово-транспортных структур на основе координации их функций в логистических центрах разного уровня, позволят эффективно использовать бюджетные средства субъектов Федерации и инвестиции, выделяемые для обеспечения функционирования МТК «Север — Юг», «Запад — Восток», № 2, 9, 9а, осуществить рациональное развитие складской и терминальной систем, сократить нерациональные перевозки, улучшить экологическую обстановку и повысить качество транспортнологистического сервиса для конечных потребителей.

Оценивая сегодняшнее состояние дел в отечественной логистике, можно сказать, что сейчас она переживает этап ускоренного становления, для которого характерны такие черты, как спонтанное возрастание количества компаний, имеющих логистические отделы и службы, все увеличивающаяся практика использования стандартных логистических технологий в различных сферах бизнеса компаний, попытки позиционирования логистики как важного элемента корпоративной стратегии и т. д. Аналогичный этап в становлении логистики прошли и западные компании. Принципиальное отличие заключается в том, что российские фирмы проходят его в два-три раза быстрее зарубежных, естественно, пытаясь заимствовать в какой-то мере их опыт.

Преодоление разрыва между экстенсивным фактором — ростом количества персонала служб логистики и качеством их подготовки (кроме таких очевидных решений, как увеличение количества вузов России, в которых будет открыта специальность (профиль) «Логистика и управление цепями поставок», и развитие коммерческих структур дополнительного (ускоренного) образования в этой области) должно основываться также на правильно построенном управлении базой логистических знаний компании. Серьезные требования, предъявляемые сегодня к логистам (особенно верхней ступени иерархии управления), к уровню их профессиональных знаний в области логистики и У ЦП, умению координировать работу смежных служб, интегрировать логистическую деятельность в пределах всей цени поставок, обусловливают необходимость формирования многоступенчатой структуры их подготовки и переподготовки.

Если говорить о состоянии и развитии базы логистических знаний, то характерной чертой логистики в России в настоящее время является наличие нескольких отечественных школ логистики, созданных за период с 1995 по 2014 г. в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Ростовена-Дону, Самаре, Саратове, Екатеринбурге, Иркутске, Красноярске и др.

Особо в этом плане следует отметить роль Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). За период с 1999 но 2014 г. в ПИУ ВШЭ на базе факультета логистики и МЦЛ была создана ведущая в России, странах СНГ и Балтии школа отечественной логистики, подготовившая свыше 5 тыс. специалистов, бакалавров и магистров, а также выпускников по широкому спектру дополнительных образовательных программ — от повышения квалификации до MBA по логистике и УЦП. Профессорско-преподавательский состав факультета логистики НИУ ВШЭ внес наиболее значимый вклад в развитие теоретических основ, методологии и инструментария интегрированной логистики и УЦП в России. Результаты исследований инициировали и заложили основу трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по логистике и УЦП. За период с 2000 по 2014 г. профессорско-преподавательским составом факультета логистики было опубликовано 67 монографий, 59 учебников и учебных пособий, более 1300 статей. Учебники, но логистике и УЦП, подготовленные на факультете логистики, рекомендованы У МО по специальности «Логистика» при Минобрнауки РФ в качестве базовых для других вузов России. Авторитет специалистов факультета логистики НИУ ВШЭ подтверждается представительством их ведущих профессоров в престижных международных организациях: Европейской логистической ассоциации, Европейском сертификационном комитете по логистике, Международном совете по цепям поставок и др.

Постоянный рост числа обучающихся по логистике и УЦП в НИУ ВШЭ свидетельствует о популярности профессии логиста и УЦП среди абитуриентов, востребованности ее на рынке труда и перспективности реализации и развития данной области знаний. Численность принимаемых на факультет логистики бакалавров вот уже четыре последних года превышает 100 человек за приемную кампанию. Все выпускники по специальности «Логистика и управление цепями поставок» успешно трудоустраиваются.

  • [1] Логистика как учебная дисциплина стала преподаваться в более чем 200 вузах Россиис 1995 г.
  • [2] 2 Специальность 08.00.06 — логистика // Бюллетень ВАК РФ. 1995. № 4. Июль.
  • [3] Подробнее см.: Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов /под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004.
  • [4] URL: www.elalog.org.
  • [5] 2 URL: www.nla.ru.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой